Известная всему миру галерея в которой представлены. Методические материалы по русскому языку. Прослушивание музыкальной пьесы

Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотым и искорками в глубине зрачков, эти глаза, в обычное время полузакрытые ресницами, расширялись и сверкали в минуты воодушевления, в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение приветливой доброты и беспечного счастья. (И. Тургенев.)

Маленькие станции России,

Полевые, к северу лесные,

В тополиной вьюге по весне,

Золотые осенью, зимою

В голубых сугробах под луною

Примут поезд, промелькнут в окне -

И земля покажется красивой.

Потому что за спиной всегда

Маленькие станции России

На пути в большие города.

(А. Чепуров.) (84 слова)

Если в самом раннем весеннем свете поглядеть на белую березу, то белая кора в сравнении с белизной снега покажется чуть-чуть розовой. А белизна снега под березой покажется синеватой.

Бывает, бродя глазами по синему снегу, увидишь желтоватое пятно с двумя черными пуговками. Это, оказывается, лежит под розовой березой на синем снегу желтоватый заяц-беляк.

Вот как тот же самый белый цвет изменяется, если сравнить между собой разные белые существа в лесу, пока весь лес не оденется в зеленый общий цвет. (М. Пришвин.) (80 слов)

Дом в Лаврушинском переулке

Павла Михайловича Третьякова едва ли можно назвать коллекционером в правильном смысле этого слова. Он посвятил всю свою жизнь собиранию картин, отдал этому делу все силы и средства. Третьяков - это создатель обширного собрания предметов искусства. Всю жизнь он приобретал картины, лучшие в русской национальной живописи, и потом подарил их Москве.

Перенесемся мысленно в середину прошлого столетия на Сухаревку. Мы увидим Павла Михайловича, совсем еще молодого, он шагает с пачкой гравюр, которые только что купил. Для всех он - замоскворецкий купец, владелец дома в тихом Лаврушинском переулке. Павлу Третьякову не было еще и тридцати лет, когда он ступил на путь, с которого не сходил почти четыре десятилетия. Вся его дальнейшая жизнь была посвящена собиранию русской живописи. (117 слов)

Павел Третьяков не преследовал никаких корыстных целей.

Им овладела идея создать музей национальной живописи. Об этом он писал на заре собирательства. Тогда им уже было составлено письмо-завещание.

Первые картины были куплены в 1856 году. Этот год он считал датой основания галереи.

У Третьякова был безошибочный вкус. Он не боялся покупать произведения молодых, еще неизвестных художников.

В начале нашего столетия по рисункам художника Виктора Васнецова был сооружен фасад здания, которое знает весь мир.

Известный русский искусствовед В. В. Стасов писал в некрологе: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Кто бы ни приехал в Москву, он назначал себе тот день, когда ему непременно надо пойти в дальний угол Москвы, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восхищением и благодарностью все те сокровища, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни». (По Е. Осетрову.) (137 слов)

Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их: Каждое слово, каждая фраза выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли. Это слог, который имеют только великие писатели.

Гоголь признавался, что ничего не умеет создавать в воображении. У него только то выходит хорошо, что он взял из действительности, подметил в натуре; он чутко бережет любую подробность. Записные книжки Гоголя полны описаниями русского быта, обычаев, природы, жилищ, одежды, даже кушаний… Он постоянно ищет слова, чтобы рассказать о бесконечном мире вещей, которые окружают человека, об их фирме, цвете, запахе, о назначении их, об отношении к ним человека, который владеет и пользуется ими. (По В. Прудоминскому.) (120 слов)

Глагол - это не отдельное понятие, как имя существительное, это сообщение о чем-то. Это и не описание внешности, как имя прилагательное. Когда то глаголом называли всякое слово. Вспомните у Пушкина: «Глаголом жги сердца людей». Глагол это действие, которое повторяет жизнь. Навсегда очарованы мы прозой Пушкина, у неге каждое третье слово - глагол. Глагол самая необходимая часть речи. Именно среди глаголов мало заимствований.

В нашем языке, как в любом другом, глагол ближе других корней к народному образу, он точней и быстрей отражает потребности разговора и мысли. Ведь и назначение глагола - выражать само действие, ход мысли. (По В. Колесову.) (93 слова)

Методике русского языка известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике (изложения, сочинение и т.д.) Наряду с сочинением и изложением в методике русского язык разрабатываются отдельные виды диктантов, играющих важную роль в развитии речи учащихся. Особое место среди них занимает творческий диктант, который служит одновременно задачам развития речи и обучения правописанию.

С.П.Редозубов, Н.С. Поздняков относили к творческому диктанту такой вид упражнения, при котором «учащиеся составляют и записывают предложения с данными словами» А.В. Текучев указывал, что «творческий диктант – собирательное название разнообразных упражнений творческого характера. Он проводится, как правило, и с целью развития речевых навыков учащихся. Вот схема упражнений типа творческого диктанта: придумываются или записываются слова – примеры на определенную орфограмму. Одно или несколько слов записываются на доске. Из записанных слов учащиеся составляют предложения». С точки зрения М.В. Ушаков, творческий диктант «предполагает такую запись диктуемого, при которой учащиеся вводят в текст определенные слова или словосочетания или заменяют одни формы слов другими». Т.А. Ладыженская, вслед за М.В. Ушаковым, относит к творческим диктантам «такой вид упражнений, при котором учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или словосочетания другими, близкими по значению грамматическими категориями».

По мнению М.Р. Львова, «под названием «творческий диктант» подразумеваются разные упражнения. Один вариант: в соответствии с изучаемой грамматико – орфографической темой подбираются и разбираются слова; с ними составляются предложения и связный текст на заданную тему; эти слова могут употребляться как в исходной, так и в заданной форме. Другой вариант: прочитывается текст, разбирается, выделяются обязательные для использования слова; затем текст записывается учащимися свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены. Творческий диктант имеет много общего с изложением по опорным словам, со сводным диктантом».

Думается, при некотором изменении подхода возможности творческого диктанта можно расширить. Творческий диктант можно определить как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи школьников, который предполагает частичное самостоятельное конструирование текста (на данной основе) с целью выяснения стилистических функций грамматических категорий.

Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся способствует слиянию обучения и воспитания в единый органический процесс, позволяет решать на уроке образовательные и воспитательные задачи в тесной взаимосвязи. Особенно эффективны творческие диктанты на вставку слов по картине, поскольку подготовительным этапом перед написанием сочинения по картине.

Если творческий диктант проводится как контрольный, то стилистическая правка текста и совершенствование написанного происходит на следующем уроке (после проверки ученических работ). В дальнейшем же школьникам можно предложить написать сочинение – описание природы по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». После такой подготовки сочинения учащихся отличаются богатством содержания, образностью и выразительностью.

Таким образом, в творческом диктанте заложены большие лингвометодические возможности для развития речи школьников в процессе обучения родному языку. Хотелось бы, чтобы учителя регулярно использовали этот вид диктанта в практике своей работы в школе.

Урок русского языка. Развитие речи.

Класс: 6 класс.

Тема урока: Творческий диктант по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Цели урока:

  1. Воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи и музыке.
  2. Обучающая – научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными), научить их точно, красиво и ярко описывать предметы с помощью слов и словосочетаний; помочь им овладеть навыками описания изображенного на картине пейзажа; формировать у учащихся умение строить текст в определенной композиционной форме, научить систематизировать собранный материал и определять основную мысль высказывания; предупредить речевые недочеты и грамматические ошибки в работах; подготовить к сочинению по картине.
  3. Развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

Оборудование: картина К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», книга «К.Ф. Юон»,

Эпиграф урока:

«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года».
А. С. Пушкин.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа – по картине.

2. Вопросы классу:

Как строится описание?

Каковы задачи художественного описания?

Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать свое отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (сравнения, метафоры, слова в переносном значении).

Какая часть речи помогает вам точно и ярко описывать признаки предметов? (Имя прилагательное).

3. Слово учителя:

Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Федоровича Юона, с его картиной «Конец зимы. Полдень». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишите творческий диктант по этой картине.

К.Ф.Юон (1875 – 1958) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это предстает на полотнах К.Ф. Юона. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение.

4. Беседа по картине.

Рассмотрим картину К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Каково обще впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

Каков, по - вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы…»

Эта картина о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но, все же жаль уходящей зимы, с ее красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день. Недаром она называется «Конец зимы. Полдень».

Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем лане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился живописец, чтобы снег оказался хорошо освещенным? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)?

Все тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Березы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки-ветки. Солнце золотит поленницу дров и ласкает стволы берез. Лыжники подставили лица солнцу. Художник сел против солнца, отчего все предметы на картине затенены, нет ярких пятен. Ничто не должно отвлекать от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем.

А как выглядит снег на переднем плане картины Юона? Каким изобразил художник небо?

Небо нежное, все светится, переливается нежно-розовым цветом. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого. На снегу короткие темные тени от берез, глубокие синие человеческие следы. (Учитель показывает школьникам морские раковины, обращает внимание на их окраску: они белые, цвета слоновой кости, перламутровые. Трудные для написания слова написаны на доске. Проводится сопоставление цвета раковин и снега.)

Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах?

На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега е тронуты, косогоры заснежены. Путем контраста автор подчеркивает нежность и красоту снега на переднем плане.

5. Прослушивание музыкальной пьесы.

Богатством красок и звуков весна привлекла и замечательного художника К. Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песня жаворонка».

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

  1. Что представляете вы, когда слышите эту музыку?
  2. Как звучит мелодия в музыке П. Чайковского?
  3. Понравилась ли вам эта музыка и чем?
  4. Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского?

Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками, - пробуждение природы, наступление весны.

6. Работа со стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками о весне.

Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?

Учитель обращает внимание детей на эпиграф урока (он записан на доске):

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(А. С. Пушкин)

Почему А. С. Пушкин называет весну «утром года»? Как природа встречает весну?

7. Речевая подготовка. (Словарная работа).

Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание 1. Подберем синонимы к словам.

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция.

(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует).

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

(Небо) голубое – лазоревое, светло-синее.

(Березки) стройные – статные.

(Настроение) праздничное – бодрое, жизнерадостное.

Задание 2. Можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами? Объясните, почему нельзя?

Снег, как цветной ковер; белоснежный ковер.

Задание 3. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение? (Снег играет, солнце льет свет, задумчивые березки, суровая зима…)

Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным.

8. Чтение текста диктанта.

Обращаем внимание на то, что текст очень обедняет картину. Это объясняется тем, что в нем почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображенных предметов.

Но описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить текст определенными словами, называющими признаками изображенных предметов и действий.

Наша задача – распространить предложения за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

Перед чтением диктанта разбираются два предложения, записанные на доске. Предложения: (Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый).

Имена прилагательные подчеркиваются.

Учитель обращает внимание детей на правописание наречий, обозначающих местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали и др. ( они записаны на плакате).

К. Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».

(Зимний солнечный ) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый) . Небо нежное, все светится, переливается (розовым, голубоватым) цветом. На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) березках, (пышных, колючих) елях, на бревнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!

В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозеленые) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая-белая ) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зеленого, бирюзового, лазоревого) , как морская раковина.

Вдали виднеется (большой, темный) лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега не переднем плане.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (весеннее, праздничное ) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

9. Запись текста диктанта.

10. После записи диктанта двое-трое учеников читают получившийся у них текст.

Какой вывод вы можете теперь сделать? Как и почему изменился текст диктанта? (Делается вывод о значении имен прилагательных в нашей речи.)

Одно из предложений диктанта заново записывается после обсуждения.

Стилистическая правка. Совершенствование написанного.

Учитель диктует новые предложения:

  1. На снегу четко отражаются (короткие, темные, голубоватые) тени от берез.
    Весь класс обсуждает варианты вставки, и все записывают текст с наиболее подходящими прилагательными.
  2. В центре картины, на солнце, стоят (белоствольные, стройные) березы с (голыми, тонкими) веточками и ждут весны.
  3. Художник писал свою картину о наступлении весны (яркими, солнечными) красками, поэтому она вызывает чувство радости у каждого, кто на нее смотрит.

Литература

  1. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963. – с.5.
  2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. – с. 205.
  3. Редозубов С.П., Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. – М., 1952. – с. 49.
  4. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. – с. 272.
  5. Балашова Т.Ю. Творческий диктант на уроках развития речи. Журнал «Русский язык в школе» 1998, № . с. 17 -21.

СЛЕДЫ ВОЙНЫ 1963-65 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ОБЛАКА 45-го ГОДА 1980-85 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

СТАРЫЕ РАНЫ 1967 г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

В ДНИ ВОЙНЫ 1952-54 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ЖИВОЙ ЗАСЛОН 2001-04 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ПРОВОДЫ 1967 г

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

ПАМЯТЬ ПАВШИХ 1993-95 г.г.

СЕРИЯ
Гелий Коржев

Советский живописец, народный художник РСФСР (1972), действительный член АХ СССР (1970).
Учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944-50) у С. В. Герасимова.
Преподаёт в Московском высшем художественно-промышленном училище (в 1951-58 и с 1964; профессор с 1966). Председатель правления Союза художников РСФСР (с 1968).
Коржев принадлежит к представителям так называемого "сурового стиля", возникшего на рубеже 1950-60 годов, с тяготением к драматическим, порою трагедийным образам, к мощной выразительной живописи. Обычно его герои - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства. В своих острых по композиции и сдержанных по колориту картинах с выделенными крупным планом, тщательно моделированными фигурами Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам.
За триптих Коммунисты (1957-60) Коржев получил в 1966 году Государственную премию РСФСР им. И. Е. Репина.
Работы художника находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

0 0 0

33 шедевра мировой живописи - Креативный обзор!

Казимир Малевич «Чёрный квадрат» 1915
Хранится в Государственной Третьяковской галерее

По утверждению художника, он писал картину несколько месяцев. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».

Михаил Врубель «Демон сидящий»
1890, холст, масло. 114×211 см
Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

0 0 0

Самые странные картины!

Марк Шагал «Прогулка»
1917, холст, масло.
Государственная Третьяковская Галерея.

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» - это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица - он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

Скульптура 18 века Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос, автор Козловский Михаил Иванович, датируется 1780 годом, недавно приобретеена Третьяковской галереей, но суть не в этом. Эта скульптура из светлой терракоты - барельеф, она "утоплена" в стене. Кстати, противоположность барельефу - контррельеф, когда скульпутру будто отпечатали в стене, затем вынули и мы любуемся на следы ее там пребывания, но для 18 века такой вид не характерен.

картины художника герасимова очень красивы. Картина, которую Вы видите, принесла художнику на выставке в Париже гран - при. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее. Там же можно посмотреть и другие работы автора.


http://sokhovich.livejournal.com/73440.html

В ледовой скульптуре нередко изображают героев мультфильмов и произведений классики, животных, персонажей Библии. (

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 9-м классе национальной школы предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно - практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о русском языке и формирует языковые и речевые умения. Вместе с тем и общепредметные задачи.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Начинается программа с повторения изученного ранее материала, в конце учебного года также отводится время для повторения. Выделены часы для уроков развития речи, для проведения контрольных работ. В курсе русского языка в 9-ом классе основной темой является «Синтаксис и пунктуация», изучаются виды сложных предложений. Цели обучения русскому языку: -научить школьников практически владеть государственным языком РФ;

Пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения и языком учебных предметов;

Дать определенный круг знаний о строе русского языка, его структуре, уровнях и единицах (фонемах, лексемах, типах словосочетаний и предложений);

Научить строить функционально-смысловые типы речи(повествование, описание, рассуждение) в устной и письменной форме с учетом стилистических норм, речевого этикета, языковой коммуникации);

Выработать орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки;

Привить навыки различных типов чтения; -пробудить интерес к изучению русского языка, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Тематическое планирование уроков русского языка

в 9 «б» классе

Тема и основное содержание урока

Повторение изученного (4 ч)

Словосочетание и предложение.

Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение.

Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения.

Контрольный диктант

Текст (7ч+2р\р)

Стили речи (повторение)

Публицистический стиль.

Жанры публицистического стиля

Официально - деловой стиль

Стиль художественной литературы

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.

Составление связных текстов об одном

и том же явлении в разных стилях

Лексика и фразеология (3 ч)

Фразеологические обороты(повторение).Фразеологические обороты в коми языке.

Крылатые слова. Крылатые слова в коми языке

Терминология (термины общераспространенные и узкоспециальные)

Синтаксис и пунктуация Сложное предложение (29ч+7р/р)

Общие сведения о сложном предложении.

Понятие о сложносочиненном предложении

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Анализ контрольного диктанта



Подготовка к изложению публицистического стиля на

морально - этическую тему. Текст 25, сб.экзаменационных изложений.

Д.Гранин«О милосердии»

Написание изложения

Понятие о сложноподчиненном предложении

Подчинительные союзы и союзные слова в придаточной части. Указательные слова в главной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью места.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени

Устное изложение текста с сохранением стилевых особенностей текста(упр.99) или см.м.п. по рус.яз.зад 1У стр 69

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью степени и образа действия

Сложноподчиненные предложения с придаточной сравнительной частью

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели

Подготовка к изложению текста публицистического стиля (упр.82)

Написание изложения по тексту публицистического стиля.

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью условной

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью уступительной

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении:



Подготовка к изложению с элементами рассуждения (упр.232)

Написание изложения с элементами рассуждения

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Сложное синтаксическое целое (2ч)

Понятие о ССЦ (упр.38)

Построение ССЦ: зачин, главная часть, концовка. Связь предложений в ССЦ. Абзац и ССЦ.

Прямая речь (5ч+3р/р)

Прямая речь, знаки препинания при прямой речи.

Понятие о косвенной речи

Изложение с элементами сочинения, подготовка

Написание изложения с элементами сочинения

Составление юмористического диалога по данному образцу (упр.272)

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Анализ контрольного диктанта

Повторение (Зч+2р/р)

Комплексный анализ текста

Подготовка к изложению с элементами сочинения (упр.345 учебник)

Написание изложения с элементами сочинения (упр.345)

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста


Название раздела

Повторение изученного

Лексика и фразеология

Синтаксис и пунктуация Сложное предложение

Прямая речь

Повторение изученного

Требования к знаниям, умениям, и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9-го класса национальной школы.

    Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определение основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

    К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    производить все виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

    составлять сложны предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

    определять стиль и тип текста;

    соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации.

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слова. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи.

Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи.. Подготовить доклад на историко - литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи (или фрагмента большой). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседником соответствующий речевой этикет.

Литература

    Сабаткоев Р.Б. Русский язык: учебник для 9 классов национальной школы-СПб: отделение издательства «Просвещение», 1999 год;

    Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений(С.Г.Бархударов и др.)-М: «Просвещение», 2007

    Русский язык: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. М.М.Разумовской. М: Дрофа, 2002г

    руеский язык для 9 классов. Поурочные планы по учебнику С.Г.Бархударова и др. Автор составитель Л.А.Тропкина. Волгоград, «Учитель», 2007

Контрольный диктант №5. 9 класс. Журчеёк.

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба и вы в летнюю пору спуститесь к болотцу, а потом по узенькому мостку перейдёте заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днём, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом- ручеёк затихает, затаивается, словно прислушивается и разгадывает, куда он, озорной, полетел и когда вернётся снова. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она божественна в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчании слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому у него такое красивое имя-Журчеёк.

Сказочная песня природы в неповторимом исполнении прибежавшего в Конопляночку ручейка вам запомнится на всю жизнь, как самое дорогое, от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно. (173 слова).

Задание.

1. Выделите грамматические основы в предложении:

1-ый вариант в предложении Проносится ветер...

2-ойвариант в первом предложении.

2.Обозначьте морфемы в словах:

1-ый вариант: осчастливит, услышите,неповторимом;

2-ой вариант: проносится,затихает, прибежавшего.

Сквозь чащу черёмухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только- только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а берёзка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы,берёзы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале- точь-в -точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна, медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов).

Задание.

1.Выполнить синтаксический разбор предложения:

1-ыйвариант: 1-ый абзац, 3-е предложение.

2-ой вариант: последнее предложение текста.

Контрольный диктант № 8 . 9-ый класс.

Река шла причудливыми изгибами.Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли разномастными цветами.

Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты. Лес тянулся на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Удивительнее всего в этих местах был воздух, в нём была полная и совершенная чистота, и эта чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмно- зелёной хвои очень далеко.

По К.Паустовскому. (130 слов).

Задание.

1.Обозначьте грамматическую основу предложений.

2. Найдите сложносочинённые предложения, выделите в них союзы.

3. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения в сложносочинённых предложениях.

4. Объясните правописание слов: причудливыми, беспрерывно, песчаные, разномастными, зарослями, поваленные, корабельные, кое-где, изредка, совершенная, придавала, тёмно-зелёной.

5. Сделайте разбор по составу и словообразовательный разбор:перевеянные, поблизости.

6. Сделайте морфологический анализ слов:литые, окружено.

Найдите изобразительно-выразительные средства.

Контрольный диктант № 8 . 9-ый класс.

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова,

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить своё богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран,-говорил он.- Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чём говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он её тут же приобретал и уже никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил её городу Москве, вход был открыт для всех желающих. (141 слово).

Задание.

1. Выполнить синтаксический разбор предложения.

1-ый вариант. 3-ий абзац, последнее предложение.

2-ой вариант.4-ый абзац, последнее предложение.

Контрольный диктант №4. 9-ый класс. Летний день.

Хороши такие летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева- оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите- лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас-всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно- голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто- жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу- и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине. (153 слова).

Задание.

1 .Произведите синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения, укажите смысловые отношения между простыми предложениями; составьте схему: 2-го предложения (1 вариант); предложения Вы проходите мимо дерева... (2-ой вариант).

    Разберите по составу слова:

1-ый вариант: (в) вышине, редеющий,расстилаются;

2-ой вариант: клочок,задымившийся, восторжествует.

    Найдите слова с орфограммой:

1-ый вариант: «Не с прилагательными, наречиями, глаголами», объясните правописаниес не в каждом конкретном случае;

2-ой вариант: «Буквы з ис на конце приставок», объясните выбор букв.

    Произведите морфологический разбор глаголов:

1-ый вариант: чернеется;

2-ой вариант: подходите.

Цели урока:

  • cовершенствование навыков работы с текстом на основе анализа текстов единой тематики: определение темы, идеи текста, выделение ключевых слов;
  • развитие устной и письменной речи, умения связно и грамотно выражать свои мысли, давать развернутый ответ на поставленный вопрос;
  • развитие умения сравнивать, выделять главное;
  • эстетическое воспитание учащихся через произведения русской живописи;
  • гражданское воспитание учащихся через осмысление портретного очерка П.М.Третьякова.

Оборудование: компьютерная презентация репродукций картин русских художников, находящихся в Третьяковской галерее.

Предварительное домашнее задание: прочитать тексты № 11, 35, 36 (“Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку” - автор – составитель Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова), определить тему, идею каждого текста, озаглавить их, выделить ключевые слова в каждом тексте.

Индивидуальные задания:

  1. Текст № 11- выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.
  2. Текст № 35- составить план текста в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.
  3. Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”
  4. Рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.
  5. Подготовить сжатый пересказ текста № 36.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Оформление записей в тетради.

Сегодня мы проводим очередной урок подготовки к экзаменационному изложению. Однако это не просто урок, а урок – путешествие в Третьяковскую галерею (слайд № 1).

2. Выполнение индивидуальных заданий у доски.

А) Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов графически.

Бес корыст ная любовь
Не швырял деньги по- княжески
Анти купеческие достоинства
Выбир ать для гал ереи
Музей национального искусс тва
При ез жавших в Москву

Б) Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях (текст дается без знаков препинания).

П. М. Третьяков – основатель музея национального искусства в Москве.

Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, посвятившего всю свою жизнь созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности и удивительной требовательности к себе. Жизнь П.М.Третьякова – настоящий гражданский подвиг, потому что он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.

3. Класс. Словарная работа.

Начнем урок со словарного диктанта с последующей самопроверкой (в ходе работы деется толкование лексического значения трудных слов).

Русская живопись
Огромная коллекция

Третьяковская галерея
Историческая картина
Неожиданные ассоциации (ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.)
Светотень и колорит
Масляные краски
Приготовил этюдник

(Этюдник – специальный плоский ящик с принадлежностями для живописи, рисования и местом для помещения этюда. Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры и обычно представляющие собой часть будущего большого произведения.)

Как вы думаете, почему мы сегодня написали именно эти слова?

Ответ: Эти словосочетания из текстов, с которыми мы знакомились дома. Они являются ключевыми и объединяют все эти тексты.

Какая тема объединяет тексты № 11,35,36?

Ответ: Все эти тексы связаны тематикой, в них рассказывается о шедеврах русской живописи, которые находятся в Третьяковской галерее.

Итак, сегодня на уроке мы отправляемся на экскурсию в Третьяковскую галерею. (слайд №1)

4. Основная часть урока.

1. Определите тему текста 11.

Тема: рассказ о Павле Михайловиче Третьякове – основателе музея национального искусства в Москве, который носит его имя Третьяковская галерея, или Третьяковка. (слайд №2 – И.Е.Репин. Портрет П.М.Третьякова, основателя Третьяковской галереи, 1883)

2. Определите стиль, тип речи и жанр данного текста.

Текст относится к публицистическому стилю, тип речи – повествование, жанр – портретный очерк.

3. Кто является героем портретного очерка?

Конкретный человек, обладающий теми или иными достоинствами или недостатками.

4. Как строится портретный очерк? Есть ли какой-то определенный план?

Автор может рассказать о своем герое через создание внешнего и внутреннего портрета.
Каким образом Л.Волынский, автор текста, раскрывает перед нами личность Третьякова? (через поступки, отношение к искусству, к художникам)

5. Проверка индивидуального домашнего задания: выделить трудные для понимания слова и объяснить их лексическое значение по толковому словарю.

Вельможные меценаты

  • вельможа – знатный,
  • богатый меценат – богатый покровитель наук и искусств

Бескорыстная любовь

  • бескорыстный – чуждый корысти
  • корысть – выгода, материальная польза

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию

Тщеславный – любящий славу, выставляющий свои достоинства напоказ

Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям

Передвижники – передовой, демократически настроенный художник – реалист второй половины 19 века, участник передвижных выставок

Место паломничества

  • паломничество – путешествие с целью ознакомления
  • с какими – нибудь достопримечательностями

шедевры живописи

  • шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы.

6. Проверка индивидуального задания А.

Объяснить правописание слов.

Бескорыстная любовь
Не швырял деньги по-княжески
Антикупеческие достоинства
Выбирать для галереи
Музей национального искусства
Приезжавших в Москву

Какие черты характера Третьякова поразили вас?

Задание классу: найти в тексте и зачитать предложения, в которых употреблены данные слова и словосочетания.

7. Определите идею данного текста.

Автор хочет заинтересовать нас личностью П.М. Третьякова, человека, который всю свою жизнь посвятил созданию национальной художественной галереи. Это был человек фантастического трудолюбия, глубокого внутреннего благородства, редкостной скромности, удивительной требовательности к себе. Он совершил настоящий гражданский подвиг – передав в дар Москве галерею, а значит и всей России, он сохранил шедевры русской живописи для будущих поколений.

Хочется привести высказывание художника М.Нестерова: “..не появись в свое время П.М.Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и мы не знали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Крестного хода”, ни всех тех, больших и малых, картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда, в те далекие годы, это был подвиг..”

(просмотр слайдов № 3, 4, 5 – залы Третьяковской галереи; слайды № 6, 7, 8. 9, 10 - некоторые картины, находящиеся в ней:

Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871
И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу, 1889
И.И.Шишкин. Корабельная роща, 1898
В.М.Васнецов. Аленушка,1881
И.И.Левитан. Март, 1895)

Проверка индивидуального задания Б – пунктуационный разбор предложений.

8. Как вы озаглавили текст?

Создатель Третьяковской галереи.
Дело всей жизни.
Жизнь, посвященная искусству.
Великий гражданский подвиг.

9. Текст № 35.

А) О чем рассказывается в этом тексте? (о истории создания картины “Боярыня Морозова” художником Суриковым) (слайд № 11 - В.И.Суриков. Боярыня Морозова, 1887)

Б) Для того, чтобы понять содержание картины, нам необходимо обратиться к исторической справке. Кто такая боярыня Морозова?

Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня (год рождения неизвестен, год смерти – 1672), она является одним из крупнейших деятелей раскола, или старообрядчества. Старообрядчество – религиозное движение, направленное против церковных реформ патриарха Никона, который приступил к изменению богослужебных книг, церковных обрядов. Старообрядцы – это приверженцы старой веры, противники церковных нововведений. На уроках литературы мы говорили о протопопе Аввакуме – вожде старообрядцев.

По указу царя Алексея Михайловича, богатейшие имения и все имущество Морозовой было конфисковано, а сама она была сослана в Боровский Пафнутьев монастырь и заключена в острог, где и умерла. На картине Сурикова изображен тот момент, когда боярыню Морозову отправляют из Москвы в ссылку.

В) Проверка индивидуального домашнего задания: составить план текста № 35 в форме вопросов и задать их товарищам на уроке.

Как Суриков работал над картиной? (слайды № 12, 13 – В.И.Суриков. Голова боярыни Морозовой, 1886. Этюд для картины “Боярыня Морозова”; В.И.Суриков. Боярышня в синей шубке, 1887. Этюд для картины “Боярыня Морозова”).

Г) Проверка индивидуального домашнего задания.

Ответить на вопрос по тексту № 35: “О каких чертах характера художника свидетельствует данный текст?”

10. Текст № 36.

А) Какая картина была написана А.К.Саврасовым в селе Молвитине?

Ответ: Саврасов написал картину “Грачи прилетели” и произошло это более 130 лет назад. Сейчас это село называется поселок Сусаннино (Костромская область). Жители этого поселка очень гордятся этим событием. Однако теперь грачи не гнездятся около церкви, так как прежних березок уже нет, их пришлось спилить из-за старости, а новые как-то не удосужились люди посадить. Однако все-таки в поселок грачи прилетают.

А.К.Саврасову очень хорошо удалось передать на картине ощущение прихода весны, радость обновления природы. Неслучайно художник после названия картины поставил не точку, а восклицательный знак.

(показ слайдов № 14 – А.К.Саврасов. Грачи прилетели, 1871, слайды № 15,16 А.К.Саврасов. Грачи прилетели. Фрагмент, 1871)

Б) Проверка домашнего задания: сжатый пересказ текста № 36.

В) Задания к тексту №11 и № 36 перекликаются.

№11 Расскажите о вашем впечатлении о какой-либо картине из Третьяковской галереи.

№ 36 Какая картина была создана художником в селе Молвитине? Напишите о своем отношении к ней.

Проверка индивидуального домашнего задания:

рассказать о своем впечатлении о картине Саврасова “Грачи прилетели”.

Алексей Кондратьевич Саврасов – один из известных русских пейзажистов. В течение 1871 года Саврасов с воодушевлением работал над своим главным произведением – “Грачи прилетели”. Первый этюд к нему художник написал в марте в селе Молвитино, потом началась долгая кропотливая работа над композицией картины. Его картина “Грачи прилетели” знакома нам с детства. Перед нами предстает неброский пейзаж обычного русского села. Серенький весенний день. Мы видим старую церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов; на переднем плане несколько неказистых тонких берез. На них вьют гнезда прилетевшие грачи. Здесь все просто и знакомо. По-весеннему чист и прозрачен воздух. Снег стал совсем рыхлым, появились проталины. Художник не использует ярких красок. Саврасов удивительно точно передал наступление весну, ее не только видишь, но и слышишь и чувствуешь. Саврасов говорил: “Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Если нет души, значит – ничего не будет и в живописи…Но пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам”.

5. Итог урока.

Что узнал нового на уроке? Чему научился? Помог ли данный урок лучше понять тексты?

6. Домашнее задание: сочинение на выбор по темам “Экскурсия в Третьяковскую галерею”, “Я хочу рассказать о картине…”.