Экология души человека. Классный час (4 класс) на тему: Классный час "Экология души. О чистоте речи". Хочешь изменить мир, изменись сам
Очистим экологию души,
И экология Земли сама воспрянет.
Ведь каждая безнравственная мысль
Последствием своим планету ранит.
Очистим душу, смоем с мыслей грязь,
И вся Земля очистится от сора.
Природа благодарно возродясь,
Моря очистит, реки и озера.
Нина Уманская
В нашей современной жизни появляются различные понятия, связанные с термином «экология» - социальная экология, инженерная экология, экология человека, глобальная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология души, экология духа. Это говорит о том, что интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.
Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Экология же души - это охрана души от разрушения. Слишком много факторов в нашей повседневной жизни влияют на неокрепшую душу подростка. И как важно бороться за ее сохранение. Не секрет, что современные дети очень сильно отличаются от нас, когда-то далеко в прошедшем времени находящихся в таком же возрасте. С развитием науки и техники жизнь человека, несомненно, становится богаче и ярче. Передовые технологии, применение различной техники дома и на работе, позволяют, несомненно, занятому современному человеку иметь больше свободного времени и есть возможность его тратить на спорт, увлечения, хобби, путешествия. А безграничные возможности Интернета дают иллюзорные ощущения свободы, пространства, уверенности в себе. Для поколения, выросшего без персональных компьютеров и гаджетов и сформировавшихся как личности на книгах, советских фильмах, реальном патриотизме, физическом труде, спорте и, главное, на примере жизни своих родителей, добросовестно трудившихся на благо Родины, - все современные достоинства научно-технического прогресса воспринимаются адекватно и благодарно. Но поколение наших детей и внуков растет в других, более комфортных условиях, оберегаемых нами от всяческих трудностей и, зачастую, не знающих чувства ответственности за себя и свои поступки. Было бы все не так волнительно и печально, если бы мы были уверены, что воспитываем детей правильно и полноценно, даем все самое лучшее, и что будущее у них безоблачно и чисто. А уверенность эта разрушается реалиями современного мира. С экранов телевидения транслируются сцены агрессии, насилия и ненависти, распространяется культ силы, мгновенного успеха и денег, прагматические отношения в сфере любви, дружбы, общения. И реалии таковы, что во многих семьях подростка невозможно оторвать от экрана компьютера, телевизора. И это проблема большинства родителей. Многие подростки агрессивны в общении, путаются в реалиях, живут виртуальной жизнью.
Как же сохранить, а не разрушить душу ребенка, сохранить ее чистой в нашем нестабильном, агрессивном, соблазнительном мире? Ответ на это вопрос заключается в том, чтобы задачи духовного воспитания приобрели первостепенную значимость, стали приоритетными в сфере образования. Воспитание должно строиться на основе духовно-нравственных ценностей, как в семье, так и в системе образования на всех его уровнях. Именно такое образование станет условием духовного процветания, как отдельной личности, так и общества в целом.
Часто образование отождествляется с накоплением знаний, владением информацией, а педагогические инновации нацелены на поиск эффективных технологий получения все большего объема знаний. Безусловно, знания важны и необходимы, но знания, направленные не на созидание, могут оказаться вредными и даже опасными. Кроме того, полноценное образование должно воздействовать на ум, чувства и волю воспитанника. Ребенок приходит на урок не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать новую тему, выполнить работу на заданную тему. А для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Такой опыт он приобретает на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы, истории, географии, биологии и многих других, изучаемых в школе предметах.
Что мы понимаем под термином «эмоционально-ценностный опыт отношения к миру»? Это язык чувств и эмоций. Но они не возникают у человека сами по себе. Они являются его реакцией на явления окружающей жизни. Смыслом этих чувств и эмоций является выражение отношения человека к различным объектам и событиям, то есть их оценка. Оценка – способность человека осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру и к самому себе. Передача ребенку знаний в процессе учебы, это передача опыта, накопленного человечеством, и не просто опыта, а оценки разными людьми, в разные эпохи, разных явлений на основе выработанных человеческим родом нравственно-эстетических критериев. Главным смыслом обучения является духовно-нравственное развитие ребенка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Современная школа должна быть нацелена на создание условий для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека.
Для эффективной работы по духовно-нравственному развитию с детьми нужен педагог, который сам обладает высокой духовной культурой и постоянно совершенствуется в духовном росте. Он должен быть не только профессионалом, но и духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, и одной из главенствующих задач педагога является формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров. Очень важно развивать гражданскую культуру педагога-воспитателя, формировать его национальный характер, так как духовный человек - это носитель национальных ценностей.
Что такое экология души?
Мне кажется что экологией души прежде всего это то чувство чистоты в своей душе приобретнное от того что ты не обманываешь не делаешь какие либо противозаконные действия и благоприятно относишься к другим людям.
Если ты не делаешь всего этого то экология твоей души будит загризнена.
Сейчас мы попробуем объединить их для одного из вариантов из многочисленных определений для каждого из них.
Например возьмем такие определения:
Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы
Душа - это Внутренний, психический мир человека.
И вот в результате объединения этих определений можно вывести совокупное определение: =Экология души - это внутренний, психический мир человека изучающая взаимоотношения живой и неживой природы для науки=)))
Можно проанализировав и просуммировав остальные варианты определений экологии и души дать огромное количество определений и вывести также и свои определения экологии души.
если простым языком говорить это внутринний мир человека своего рода гармония души и тела
Это такой новомодный термин, которым оперируют личности не достаточно знающие родной язук...
Экология души - это в первую очередь, поддержание своего психического равновесия. Душа наша подобна саду: что будем сажать, то и вырастет. Если садить сорняки в виде обид, разочарований - то и вырастет соответствующее. А если стараться поддерживать чистоту, контролировать негатив - все будет замечательно) Ну, по крайней мере, это мое мнение
ну во-первых, для большинства собственная душа - некое абстрактное понятие, гораздо более далекое, чем Африка, Антарктида, Луна или Марс.
На самом деле все чувства, которые мы переживаем, - не наши: это - чувства души.
Боль, радость, интерес, восприятие музыки и зрительных образов - это результат работы души.
Сама личность, наше Я , бездушна, и у многих душа спит беспробудным сном.
У детей личность неразвита, и ребенок - открытая душа.
Душа не выносит отрицательных эмоций и насилия.
Душа не выносит раздельности и отчужденности.
Душа боится страшного, безобразного и темного, всех злых сил.
Душа любит любовь, свет и творчество.
Имеется ввиду, что человек должен содержать а чистоте не только тело, но и душу: чистые помыслы, хорошие поступки, нет зависти, нет злости, полная гармония и душевное спокойствие...
У многих людей экология души очень засорена обидами, завистью, злостью и интригами, поэтому это стихийная свалка всех человеческих недостатков. А для людей с чистой душой - это место где живут мечты, надежды и любовь.
Для меня лично - экология души - это борьба со своими грехами , страстями. Человек, состоящий из тела и души требует своего: тело для тела, душа для души. Почему так часто паршиво на душе? Потому, что нарушена экология души.
Поглядите, что происходит с природой, когда ее экология нарушена до нельзя! Она гибнет. Тоже происходит с душой, изначально живой. Она гибнет, если не стремиться обрести чистоту. Это процесс трудоемкий, но зато чистота души - это то, ради чего стоит жить. Многие святые стали святыми, благодаря тому, что навели в своей душе порядок и экология их души была восстановлена. Оказывается, это возможно.
Все мы, кто чаще, кто реже говорим об экологии. Говорим так часто, что совсем забыли значение этого слова. Напомним: "Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем". Это материальная сторона вопроса. Но есть ещё и более тонка, духовная. Что такое"экология души"? А это взаимоотношение души с миром. И не абстрактной души, а конкретной, моей, вашей, родительской, детской.
Об экологии природы говорят много и часто, об экологии души даже не подозревают, а между тем, проблема-то серьёзная. Ещё в девяностых годах, я писала, по поэме Андрея Вознесенскго "Ров" работу "Экология души человека".
Но тогда весь вопрос вертеля вокруг одной поэмы и проблемы гробокопателей, теперь же, мы ставим его иначе. Как вопрос уважения не только к памяти о героях и жертвах войны, а об уважении в целом. И не только к памяти, но и к людям, миру, в котором мы живём.А проблема разрослась и в ширь и в глубь. Гробокопательство, ради наживы, перешло в алчную погоню за деньгами. Погоню жесткую и беспощадную, заставляющую людей забыть о душе. Не только о чужой, но и о своей.
Продажа икон, орденов, частной собственности, продажа органов, человеческих тел - всё это звенья одной цепи.
"Связь распалась времен?
Психиатра - в зал!
Как предотвратить бездуховный процесс,
что условно я «алчью» назвал?"
Написал А.
Вознесенский в 1986 году, а ведь точно вчера, только беда с экологией души стала больше. Больше стало бездуховности, лжи, оби, жажды денег. Деньги... Готовность всё продать сменилась мошенничеством и кредитами, воровством, но осталась алчью Вознесенского.
"Окружающая среда страшна,
экология духа - страшней."
Синтетические продукты, заменители вкуса, фрукты и овощи, выращенные на нитратах, удобрения, убивающие землю и тотальная бездуховность. Гоголя и Достоевского читают в кратком изложении, с мониторов льётся безграмотная речь "учителей жизни", родители умирают, зарабатывая детям денег на квартиры, при чём умирают часто одинокие и забытые теме, в кого вкладывали душу. Когда-то, до революции, Россия была высоко духовной страной. После ВОВ, духовность, врое бы начала рости. С бездуховностью боролись. А теперь борются с коррупцией, взятками, воровством, обрезая ростки Алчи но старательно не трогая корни.
Трудно бороться с разрушением всемирной души. Но победи саморазрушение в душе своей. Отнесись ко всему вокруг, как к самому себе. Вспомни, что все мы связаны невидимыми духовными нитями, взывающими к нашему сознанию. Вспомни и прояви хоть немного добра к ближнему. не только к человеку, но и к котёнку, цветку, ребёнку, кусту сирени.... С этого начинается экологиядуха каждого из нас.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2017-11-13
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. С древнейших времён и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, унитарное её использование, наконец, сознание необходимости подчиниться её законам и требованиям - вот только некоторые вехи несмолкающего «диалога» человека и природы.
Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Жизненная практика подсказывает, что экология природы не имеет будущего без экологии души.
Итак, экология души, что же это такое? По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться…
Презентация на тему: Экология души Презентация на тему: Экология души № слайда 1 Описание слайда:
Экология души (по материалам сайтов PsyCenter.ru, rusecocentre.ru, анимации с сайта forumsmile.ru) Подготовил: лопарева а.с., педагог – психолог мбдоу № 39 «сказка» г. кызыла Республики Тыва «Величие души должно быть свойством всех людей» Сенека «Душа человека развивается до самой смерти» Гиппократ «Душа человека заключается в его делах» Ибсен Г. 900igr.net К неделе «Экология и мы»
№ слайда 2 Описание слайда:
Инициология – наука об экологии Души. Экология Души жизненно необходима каждому современному человеку, который заботится о своем здоровье и благополучии. С точки зрения Инициологии, экология Души означает заботу о своей энергетике, защищенность от негативных воздействий, поддержание внутренней гармонии и душевного равновесия. На сегодняшний день Инициология является самой ожидаемой,…
Рыбина Ольга Петровна
Серповской филиал МБОУ Устьинская СОШ
Учитель начальных классов
E-mail:[email protected]
Контактный телефон: 89108513425
«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –
К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
Природа – матушка моя.
/Воронцова И./
Природа, я иду в тебя
С душой и сердцем обнажённым.
Прими, пожалуйста, любя,
Хочу быть заново рождённой.
Природа – матушка моя,
Твои исполню повеленья.
За все грехи прости меня,
Возьми, как детку на колени.
На пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей…
Беседа с учащимися Московского художественного училища прикладного искусства (бывшее МХПУ им. Калинина) состоялась в тот же период, что и другие беседы по христианской этике, публикуемые в настоящей серии.
Сейчас много говорят об экологии. Само это слово относительно новое, оно пришло в русский язык из греческого. «Экология» и «экономика» – очень близкие слова. «Экое», или «икос», означает дом, «логос» – это слово, учение, а «номос» – это закон. Экономика – это закон дома, о том, как строить дом, причём дом в широком смысле, т. е. и общественный, материальный, и вообще любой дом, не только хижину. Экология же – это учение о доме вообще, наше представление о нормальной жизни в доме.
Сейчас об экологии говорят много, но в основном подразумевают при этом только природу и тем самым говорят о природно-материальном, так сказать о телесной экологии. Это стало для нас уже довольно привычно. Но Д.С. Лихачёв ввёл новый термин – «экология культуры». Правда, это не очень привилось. Но всё-таки очень важно начинать не просто с природы, а с главного. А что такое это главное? Главное для каждого человека, покуда он человек, – это дух, и уже от духа можно переходить к душе, а потом и к телу. Тогда всё становится на свои места. Тогда можно осознавать всё, связанное с плотью человека и плотью этого мира, – значит, и с душой, и с телом. От экологии духа можно переходить к экологии души, а потом и природы, и общества, и культуры, ведь очевидно, что культура связана и с духом, и с душой, и с телом. В конце концов, есть физическая культура, есть культура души, культура ума человека, есть культура чувств, культура, которая связана с волей. Если человек безвольный, то это очень часто выливается в бескультурье. Это касается и отдельного человека, и разных групп, и общества, и целых народов. Культура связана со всем человеком, но она вторична. Это плод глубинной, духовной, экзистенциальной жизни человечества.
Все ли культуры равноценны? Часто говорят: «Не трогайте такую-то культуру! Это народная культура, и только поэтому она прекрасна». Причём это говорится на самом высоком уровне, например на уровне учреждений ООН. В Индонезии есть такие заповедные острова, которые интересны своей архаической культурой. Так вот и говорят, что не нужно туда пускать христианских миссионеров. Как же иначе? Ведь если «тамошние» люди примут христианство, то это будет уже другая культура, и мы лишимся этого великолепного заповедника местной культуры.
Меня всегда удивляло такое неумение различать, видеть и признавать иерархию высших и низших ценностей в области культуры. Сама подлинно развитая и качественная культура без иерархии ценностей вообще не существует. Для восстановления же качества культуры, её уровня и целостности, особенно необходима экология души и духа.
Экология – учение о доме, следовательно, сразу возникает вопрос: что такое дом?
Однажды по телевидению я посмотрел программу (одну из многих современных печальных программ), в которой случайных людей спрашивают об элементарных вещах и по ходу дела выясняется, что они этих элементарных вещей не знают. Это не только люди с мешками за плечами, которые ни на что иное не реагируют, кроме как на запах колбасы и т. п., но и, что особенно поразительно, наша нормальная молодёжь! Московская молодёжь ничего всерьёз не знает, совсем ни в чём как следует не ориентируется. Когда людей спрашивали, что такое дом, то в ответ звучал набор самых разных нелепых мнений. Единственное, чему люди в наше время научились, – быть искренними, как бы смешно они при этом ни выглядели. И вот выясняется, что наши люди не знают, что такое дом. Они живут в доме, но не как в доме, а как в общежитии, понимаете? Психология временщиков отразилась на всём, на всей жизни людей: у них нет дома. Многие современные люди по сути бездомные, как собачки. Поэтому они и грязненькие, как собачки, и души у них тоже не совсем чистенькие, и тела такие же, а уж про дух и говорить нечего. В них всё время ощущается тот самый нечистый дух.
Получается, что это всё-таки достаточно сложная тема – о доме. Ею всерьёз занимаются философы, вы это должны знать. Вам наверняка приходится с этим сталкиваться, ведь вы же делаете что-то для дома, причём дома, понятого не как квартира, как клетка, а немного иначе. В доме как клетке ваша профессиональная деятельность неуместна. Вы это, наверно, чувствуете? Вот здесь я вижу очень много противоречий. Эти противоречия уже наложили на вас отпечаток. Вы, наверно, сами тоже это чувствуете. Поэтому мы постараемся говорить очень просто.
Дом – это некая система, т. е. какая-то особая целостность элементов, связей и отношений. И вот такая система может быть приложима к разным вещам. Дом, конечно, может быть и природным. Окружающая нас природа – это дом. Человек живёт, и в нём есть что-то неотъемлемое, что привязывает его к этому дому. Вы живёте в природе или нет? Или вы уже совсем забыли, что такое природа? Хорошо ли, худо ли – Бог весть, но вы всё-таки как-то в ней живёте. Есть некое понятие о естественном для человека, а «естество» ведь и переводится как «природа». Это синонимы. Вот, современные люди и придумали такой миф: всё, что естественно, то не безобразно. Слышали? Это, правда, бывает сомнительно, поскольку природа человека, жизни и мира – падшая. Ну, конечно, в первую очередь мы здесь имели в виду природу телесную. Есть представление и об иных природах, но это уже другое дело.
Домом может быть ещё и общество, поскольку человек живёт в обществе. Вспомните, как несчастный, ещё не так давно часто упоминавшийся человек говорил, что жить в обществе и быть независимым от него невозможно. Домом может быть и какая-то социальная группа, потому что человек обязательно живёт в своей социальной группе, а не просто в обществе. Вопросом, как человеку жить в такой группе, занимаются социологи, и если социолог хоть что-то понимает (пусть это бывает очень редко, но бывает), то он исходит из того, что социальная группа – это тоже своеобразный человеческий дом. Может быть экология природы и экология социальных групп. Недавно я участвовал в советско-шведском семинаре, организованном при Совете министров России, и там как раз говорили об учреждении такой должности в нашей стране – социальных работников, которые помогали бы снимать всякие болезненные стрессы, т. е. вставлять человека без противоречия в его социальную группу, чтобы он крутился, как винтик, и «не скрипел».
Но надо заметить, что у человека есть не только социальные функции и он включён не только в социальные группы. Мы живём в эпоху, когда профессионализм резко упал и качество профессиональной подготовки людей резко снизилось, когда многие люди вообще не знают, что это такое, хотя всю жизнь могут работать на одном месте. Об этом стоит пожалеть. Конечно, и в наше время есть профессионалы, но это уже редкость, и это ценится. А есть люди, которые занимаются вот таким «включением» человека в профессиональную деятельность или в профессиональные и другие социальные группы, имея в виду, что они тоже некий дом. Можно говорить, таким образом, о какой-то экологии в сфере профессиональной деятельности. Правда, профсоюзы – единственное, что ассоциируется с профессиональной организацией, пока ещё не дозрели – ни свободные, ни несвободные – до того, чтобы всерьёз заниматься самой профессиональной деятельностью человека и её экологией.
Ну, какие ещё могут быть «дома», в которых живёт человек? Семья? – Это уж самое естественное. Дом – это и есть семья. «Я пошёл домой». Куда в этом случае я пошёл? Правда, бывают варианты. Вот недавно умирала одна моя знакомая, жена священника, и последними её словами на земле были: «Ну, я пошла домой». Видите, может быть и такое представление о доме. Но есть нормальное, обыденное, обычное словоупотребление. Здесь люди буквально схватились если не прямо за экологию, то за какую-то организацию домашней жизни. Сейчас существует семейная психология, всякого рода сексуальное воспитание детей и т. п. Чего здесь только не существует! Толку от всего этого мало, то, что есть, не очень удовлетворительно, но оно существует. Тем не менее, уже есть некое представление об экологии семьи, пока совсем неразвитое, зачаточное, но оно всё-таки есть.
Что ещё мы могли бы здесь сказать? Ещё у человека есть друзья, он обязательно живёт в каком-то кругу друзей и приятелей. Это не только друзья дома и не только те, кто у человека всегда в доме. Есть просто друзья.
Ещё есть народ, нация, к которой человек себя причисляет, а иногда, если повезёт, ещё какие-то национальные братство или община. Здесь тоже есть вещи серьёзные, и этими вещами приходится заниматься. Допустим, если человек слишком увлекается проблемами своей нации и своим национальным домом, никакого другого дома при этом не признавая, то, если это переходит в область духовную, церковную, это уже может быть названо ересью. Греки назвали это ересью филетизма: мол, я своих братьев по плоти, свой народ люблю больше всего на свете. Хотя Христос сказал, что нужно больше всего любить кого? – Бога. И кого ещё? – Ближнего. Вот видите, вы всё сами знаете.
Ещё есть представление о некоем вселенском доме – космосе, мире. Это разве не дом? Вселенная – это тоже дом. Человек часто ощущает себя членом именно мира, космоса, вселенной. Он живёт и в этом доме. Иногда он даже смотрит на небо, даже в наше время. Конечно, чаще всего он смотрит туда не своими глазами, но это опять проблема сегодняшнего дня, когда он смотрит глазами какого-нибудь, например, астролога. Люди вообще разучились смотреть своими глазами и слушать своими ушами. Здесь существует проблема так называемого космического прельщения. Н. Бердяев в своей гениальной книжке «О рабстве и свободе человека» целую главу посвятил «космическому прельщению», т. е. «рабству человека у космоса». Человек призван к свободе, но человек легко становится рабом не только в обществе, не только в семье, не только в своей профессиональной группе и не только у своей нации – он может стать рабом и космоса, и природы.
Мы поговорили о некоторых природных группах, где человек живёт телесно. Теперь я хотел бы перейти непосредственно от экологии тела , понятой довольно широко, к экологии души . Давайте думать вместе: если для нас душа – это жизнь человека (а не вообще всякая жизнь) и в эту человеческую жизнь входят чувства, разум, воля, то к этому тоже должны быть приложимы экологические представления. Экология души – что это такое? Мне очень нравится древняя триада: представление о душе человека как о единстве чувства, ума и воли. Мы нередко говорим о душевности, часто даже тоскуем о душевности. Мы понимаем, что тот сентиментализм, который свойственен современному человеку, – это ещё не душевность или это душевность весьма невысокого уровня, а подлинной душевности всем не хватает. Раньше очень много для этого давали женщины, но современные женщины эмансипированы и мужеподобны, поэтому душевности не хватает и всем. Они не только не дарят её другим, они сами её недополучают и страдают от её недостатка не меньше, чем мужчины. Я имею в виду сферу чувств: человек душевный сегодня оскудел. Люди сплошь и рядом несут на себе какие-то маски, есть уже наработанные реакции на какие-то дела и слова, человек заранее знает, как он должен выглядеть в каждой ситуации. Поэтому у него внутри совершенно ничего не колышется, он внутренне может быть один и тот же всегда и везде, или почти один и тот же, а внешне при этом он может выглядеть по-разному. Это болезнь современного человека – его души, его душевной, особенно чувственной, жизни. И поэтому здесь тоже можно и нужно говорить о доме: чувства – это дом, в котором душевному человеку можно и нужно жить. Над этим нужно думать, этим можно заниматься, в первую очередь – для себя и потом уже для других.
Конечно, это ещё не всё. Вот в начале XX века, и даже начиная со времён Французской революции, культивировался разум. Вы слышали такое понятие, как ноосфера? Оно связано с именем академика В.И. Вернадского. Здесь соединилась космическая интуиция человека с интуицией душевной, с жизнью умственной, которая становится уже планетарным, даже космическим, универсальным явлением. Вернадский не описал никаких новых явлений, но он увидел и обобщил очень важную сферу жизни человека – сферу ума. Его ноосфера (от греческого слова «нус» – ум) – это некая душевная структура, разлитая во всём человеке, и это целостный порядок, некая правда, которая живёт в человеке и которой может жить сам человек. Сейчас мы чаще всего встречаемся с другими представлениями, мы чаще говорим о менталитете. Но менталитет – это то, что тоже относится к области чувств и ума человека. Мы говорим: менталитет меняется, т. е. меняется как бы внутренняя структура того дома, в котором живёт душевный человек, меняется душа человека. Вот, если вы сейчас едете по Москве, то сплошь и рядом видите, что идёт какая-то реконструкция, точнее, что остаётся только внешняя коробка здания, а внутри, может быть, вообще ничего нет – пустота, потому что «идёт реконструкция». Там можно переделать всё: фасады остались, а внутри уже всё иное. Вот это – образ перемены в стране народного человеческого менталитета. Эта внешняя коробка – тело человека. А внутри неё абсолютно всё меняется, все его «потроха».
Экология чувств и экология разума и воли человека – это вещи очень серьёзные. Об этом говорить особенно сложно в связи с тем, что многие люди понятия не имеют о том, что такое воля. Люди расслаблены, нет связи и нет цели жизни человека, об этом просто перестали заботиться. Раньше люди часто придавали огромное значение таким связям и целям, причём не только внешним, бытовым, но и внутренним. Воля в первую очередь устанавливает такие связи и цели в душевной жизни человека, а где нет цели и связи, там нет и смысла. Почему сейчас стало как-то неуместно ставить вопрос о смысле жизни? Скажут сразу: «Тебе, что, двенадцать лет, что ли? Это в молодости люди дурью мучаются... А взрослому человеку это даже как-то неприлично». Когда мне взрослые люди задают на таких встречах, допустим, вопрос о смысле жизни, то меня это даже удивляет, настолько я уже отвык от этого, настолько это звучит странно во взрослой аудитории. Но это именно потому, что экология души человека так же нарушена, как и экология его тела.
А что мы можем сказать об экологии духа ? Какой здесь дом можно и нужно строить? Дух человека – это и есть целый дом, и дом великий. Церковь – тоже дом, дом духовный. В Священном писании есть такое выражение: «Устрояйте из себя дом духовный». Эти слова можно было бы даже вынести как эпиграф к нашей теме. Конечно, во времена апостолов не было понятия об экологии духа, но в этом случае речь шла именно об этом.
Итак, церковь есть некий духовный дом, в котором живёт не один человек, в котором собираются что-то и кто-то. Церковь призвана быть этим домом духовным, «столпом и утверждением истины», о чём так и говорится в Писании.
В каком ещё доме живёт человек духовный? В Боге, точнее в Царстве Божьем. Оно для человека тоже как дом родной. И когда моя хорошая знакомая, Соня Шатова, умирала и сказала: «Я иду домой» – она имела в виду именно этот дом. Она шла к Отцу Небесному, к Богу, чтобы жить в Боге, в Его Царстве. Это дом, в котором надо учиться жить (как мы учимся жить в других домах), чтобы Бог мог жить в нас и посреди нас. Только в этом и есть то, что мы испокон веков называем спасением. Человек должен спасаться. Но как он спасается? Зачем вообще ему спасаться? Ведь он может купить себе любые «шмотки», если заболел – купить себе таблетки и т. д. Если нужно – он может обратиться к психологу, к психиатру, к психотерапевту или ещё к кому-то. А тем не менее церковь продолжает говорить ему о спасении. Но спасение человека как раз и есть устроение его духовного дома, дома для жизни личности человека. И это личностное измерение, конечно, не индивидуально. Оно связано с собранием, с церковью, ведь «церковь» в переводе на русский язык и означает «собрание», собирание избранных. А экология учит нас тому, как правильно жить в доме и как вести этот дом. Вот, собственно, две основные вещи, которыми она должна заниматься.
Если мы прошлись сегодня по разным домам, в которых мы должны как следует жить, то теперь пора подумать о том, как же жить в своём доме и как вести этот дом. У нас здесь есть две обязанности, которые как две стороны одной медали: если сам дом уже устроен, мы приходим в него и в нём живём; но если дом устроен не до конца, то мы должны ещё довести этот дом, чтобы он укрепился, чтобы он рос, а не разрушался. И это касается не просто каких-то правил поведения в нём или того, что мы сейчас называем домоводством. Это как раз то, чем должна заниматься экология: по отношению к каждому из домов надо ответить на вопрос, как правильно в доме жить и как его вести.
Я сейчас что-то рассказал вам о человеческих домах и о том, какая задача реально ставится применительно к экологии души и духа. Если теперь у вас есть вопросы на тему – как жить в этих домах и как их вести, как доводить их до совершенства, как их взращивать и укреплять, то – пожалуйста, задавайте их. Сейчас все наши дома в упадке. Возникает даже подозрение, что это уже «штопор», за которым следует полное разрушение, смерть, хотя некоторые считают, что это ещё не так, что у людей ещё достаточно много возможностей выйти из этого штопора. Но любой человек понимает, что это будет непросто, как в личной жизни, так и в жизни церковной. Вот это зависит, на мой взгляд, от всех нас, но от нашей церкви это зависит больше всего, потому что церковь знает некоторые тайны жизни в этих домах, знает, как эти дома устроены и как они соотносятся друг с другом, знает, с чего надо начинать каждому человеку, в зависимости от его возраста, от его сознания и духовных особенностей. Задача церкви в том и заключается, чтобы каждому человеку помочь не просто «вставиться без скрипа» в какую-то машину и крутиться, как винтик, всю жизнь до полного исчезновения, пока не сотрётся в нём всё, а чтобы жизнь человека стала полнотой, чтобы она стала радостью, светом и миром. Вот поэтому и вы дерзайте что-то делать в этой области, но только имейте при этом подлинное смирение, тот самый мир, без которого дерзновение превращается в дерзость. Здесь нужна вера, но совершенно противопоказано суеверие; необходима любовь (без любви вообще ничего не делается), но не разврат; конечно, нужна свобода духа, но не произвол в жизни. Конечно, здесь нужна надежда в жизни, каждому нужно не упускать ни одного дня своей жизни. Часто думают, что всё придёт само – потом, когда-нибудь, завтра, но только не сегодня. «Завтра, завтра, не сегодня – так лентяи говорят». Поэтому будьте внимательны, будьте осторожны, смотрите за своей жизнью.
Если мы говорим об экологии души и духа, то мы должны знать не только соотношения, не только иерархию всех домов, в которых живём, мы должны прилагать постоянные усилия для того, чтобы каждый дом был похож всё-таки на дом, а не на сарай, не на лачугу, чтобы он был чист и светел, чего нам обычно так не хватает.
Теперь, если у вас есть желание поговорить об этом поподробнее, то пожалуйста, задавайте вопросы.
Вопросы и ответы
Каково соотношение религии и культуры?
Марксизм считал, что и религия, и культура – это две формы общественного сознания. Я специально говорил, что культура относится и к телу, и к душе, и к духу человека. Но культура производна, она уже плод того, что рождается, в частности, в религии. Ведь атеизм тоже религия, вот только что рождается в этой культуре, какое безобразие? Мы это хорошо знаем. Почему атеизм безобразен? Не потому, что он абсолютно бескультурен. Он безобразен, потому что он рождает соответствующую культуру, он внутренне без стержня, и человек без этого стержня теряет всякую форму. Не только тело его теряет форму, но и душа, и дух тоже. Когда люди думают, что религия есть часть чего-то – вопрос, что они тогда понимают под религией. Если они под религией подразумевают архитектурное или живописное наследие, народные песни или ещё что-то такое, тогда да, конечно, религия как обряд, как форма молитвы, форма культовая – она по-настоящему часть культуры. Но мы с вами прекрасно знаем, что эта форма хороша только тогда, когда в ней есть душа и дух. Бездушная форма, пусть даже самая религиозная на свете, – довольно-таки страшна: она может подавить человека, поработить его. И в истории христианства известны такие случаи. Надо заботиться, чтобы этого не происходило. Неслучайно мы сейчас считаем, что одна из главных опасностей нашей церковной жизни – обрядоверие. Это и есть порабощение духа формой. А форма тоже должна быть живой. Когда люди говорят: главное – верить в душе, зачем мне все эти формы, – это они обманывают себя и других, ведь если нет никакой формы, то и внутри ничего нет. И пусть они себя более не обманывают. У таких людей в душе ничего нет, только пустота, или какой-то суррогат, или, в лучшем случае зачатки чего-то доброго, но никак не больше.
Но ведь культура формировалась как верующими, так и неверующими?
Неверующих никогда не было, это миф. Неверующих людей на белом свете вообще нет, неверующий человек сразу умирает, по сути это уже труп. Никакие неверующие ничего сделать не могут, они не могут «дважды два четыре» посчитать. Это совершенно очевидно.
Другое дело, что вера может быть разной: она может быть более или менее истинной, более или менее совершенной. Это уже другой вопрос – какая вера. Надо стремиться к совершенству, к полноте в вере, надо стремиться к Вере с большой буквы. Но даже если человек такой веры не имеет, он всё равно живёт какой-то верой, пусть даже её суррогатом, но он живёт с верой. Это, конечно, не самый вдохновенный вариант, как и все суррогаты, но всё равно это вера, потому что нет ни одного человека на свете, который жил бы без веры. Понятие «неверующий» было вбито в голову современным людям для того, чтобы снять проблему. «Я неверующий» когда-то предполагало вполне определённое: я не член церкви. И только это. В России это никогда не было философским тезисом, в России просто невозможно отнестись к этому философски. Русский человек так устроен (и все, кто живёт в России, – так же), что к этому чисто философского отношения быть не может. Во Франции могло быть, в Германии могло быть, а у нас – нет. Поэтому у нас нет и никогда не было философии атеизма: ни у Владимира Ильича, ни у кого другого. Это совершенно невозможно. У нас всегда была вера, только на месте христианской периодически вырастала какая-то другая вера, вера суррогатная и суетная, зряшная.
Вопрос о взаимоотношениях человека и космоса...
Космос бесспорно воздействует на человека, а человек признаёт его силу и могущество. Только это должно способствовать не обожествлению его, а преображению, это проистекает из внутреннего содержания жизни человека. Если человек преображён, тогда он находится в единстве и с ближними, и со всем миром. Это единство не абстрактное, а глубинное. Через человека Бог действует и преображает весь этот мир, и космос тоже. Священное писание это хорошо знает. Оно показывает, как человек, внутренне преображённый, действует на природу, как может меняться сама природа. Это очень важно.
Я сегодня редактировал одну проповедь: она была сказана в день архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных. И вот я рассказывал церкви о том, что это такое и почему мы почитаем небесные силы, как мы влияем на космос и как космос влияет на нас. Ангелы – это как раз и есть космические иерархии, их по древним понятиям относили к миру ангельскому. «Ангел» в переводе означает «вестник». Современный человек под ангелом подразумевает обычно какую-нибудь весёлую барочную картинку, к которой серьёзно отнестись совершенно невозможно, а на самом деле за этим стоят очень важные вещи. Мы об этом сейчас подробно говорить не будем. Сейчас стоит задача перевода этого опыта и соответствующего духовного наследия церкви на другой язык. Само наследие есть, только люди забыли этот язык, и поэтому неадекватно воспринимают то, что есть в церкви. Поэтому сейчас очень трудно с людьми говорить, допустим, о почитании ангелов. А современная физика очень хорошо знает разные космические иерархии, которые и есть иерархии ангельские. И когда мы говорим, что фатум на человека не действует, что от нравственности человека зависит состояние природы на земле, то это всё как раз из этой области, только сегодня мы должны говорить об этом на другом, секулярном языке.
Если астрология на своём месте, она будет помогать? То есть это прикладной вопрос. Вот, например, в журнале «Приусадебное хозяйство» опубликованы фазы луны и в зависимости от этого даются рекомендации, когда что сеять.
Да, но тут только одна маленькая поправка: это пока ещё не астрология, это ещё астрономия. Астрология – это уже определённый взгляд, определённое учение, особое осмысление законов космоса применительно к нам и к космосу. Древнее, античное общество любило этим заниматься и говорило в связи с этим о самом человеке как о микрокосме. Признавалось, что через человека проходят все космические процессы, все силы и энергии. И в человеке может быть всё то же, что происходит в космосе, а, соответственно, в космосе – всё то, что происходит в человеке. Это было верно, но далеко не полно, а потому недостаточно верно. Мне очень нравится выражение св. Григория Нисского, жившего в IV в, который сказал, что когда люди так говорят, они забывают, что тем самым они наделяют человека свойствами комара и мыши. У него, как и у всех отцов церкви, было представление о человеке как о существе, имеющем значительно более высокое призвание: стать образом Божьим, быть причастником божественного естества, ведь человек принадлежит не только природе, не только космосу.
Активность луны и солнца современный человек чувствует лишь постольку, поскольку у него иногда от этого «мозги набекрень». Москва давно уже не чувствует смену времён года: что зима, что лето – всё одним цветом. Так что с москвичами говорить об этом неинтересно. Здесь интереснее голос людей, которые наблюдают природу, которые живут в природе и на природе.
Вопрос о благодати.
Благодать живёт не в городе или на огороде, она живёт в человеке. Поэтому если она ушла от людей, то она ушла и от города. Но, боюсь, что в наше время она, скорее, ушла из села, чем из города. Село в наше время куда менее благодатно, чем город. Да, Москва – великая блудница, великий Вавилон, но, с другой стороны, она же великий город, святой город, это бесспорно, крупнейший святой город нашей страны. Никакая провинция с ним не сравнится. Но в нём есть и то, и другое, а человек сам находит то, что ему ближе: один найдёт здесь только блуд – духовный, душевный или телесный, а другой найдёт здесь великую святыню. Серьёзные люди ещё в первой половине XX века утверждали, что миф о русской бабе, которая спасла церковь Русскую, ибо она христианка, верующая, святая, давно уже развеян жизнью, потому что в наше время эта самая баба – первая атеистка. Моё первое впечатление от пребывания в деревне было именно такое. Я был в ужасе от того, что они себе там позволяют. Я всю жизнь прожил в Москве, видел всякое, я далеко не с рождения верующий, но такого, как в современной деревне,
я не видал никогда.
Есть городок Козельск. Там нравы мягче.
Это около Оптиной. Это другое дело. Но это ещё не относится к благодати. Да и к деревне. Я объездил практически всю страну. Конечно, в провинциях всегда есть своя прелесть, это бесспорно. Человек не чувствует там такого напряжения, как здесь. Москвич там как на природе, он как в отпуске, ведь там никто не спешит, никто, кажется, не кричит. Душевно, по плоти, там, конечно, ситуация более здоровая. Москва же – сумасшедший город, и прямо, и косвенно. Поэтому если человек попадает из сумасшедшего дома в какой-то город, сам будучи практически здоров, то, конечно, ему приятнее быть за пределами сумасшедшего дома. Но Господь призвал нас быть здесь, Он сказал: «Я не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы соблюл их от зла». Нам нельзя никуда из Москвы убегать. Это наш крест, это наша Голгофа. Если мы бежим от этого сумасшедшего дома, то мы бежим от креста, от Голгофы, чего верующему человеку делать ни в коем случае нельзя. А если человек сам уже на грани сумасшествия, то его на время выздоровления можно поместить куда-то в другое, более тихое место. Только не надо быть идеологом этого порядка. Идеологическое сознание, когда речь идёт о конкретных людях, им всем противопоказано. Одно дело – разговор о принципах, другое дело – о конкретных людях. Этого путать нельзя.
Почему же тогда Лот был выведен из Содома, а не спасся там?
Потому что он жил до Христа.
Почему же тогда жена Лота стала соляным столпом?
Вспомним Евангелие: «Всякий, взявшийся за плуг и оборачивающийся назад, неблагонадёжен для Царства Небесного». Вот это – о том же.
То есть это горькая участь всех оборачивающихся?
Да. Лучше не знать истину, чем познать её и, познав, от неё уйти, т. е. предать её. «Лучше было бы Иуде не родиться, чем стать предателем Сына Божьего». Я просто напоминаю вам какие-то моменты, дальше вы сами вспомните.
Вы знаете, что сегодня в МГУ открывается съезд московской православной молодёжи?
А как туда попасть?
Я думаю, что вход должен быть свободный, но аудитория там всего на 300 человек. Это во 2-м гуманитарном корпусе на Ленинских горах, где экономический факультет. Кажется, патриарх туда сегодня собирается. Съезд будет идти три дня, так что если кто-то из вас захочет посмотреть, что это такое, приходите.
Я уже был на съезде церковной молодёжи – любой мог делать все, что хочет: прийти, уйти, посидеть, послушать – никаких мандатов. Другое дело, когда голосование идёт. Там продавались всякие печатные изделия, и никто никому не мешал, даже когда торговало общество «Память». Ну, стоят себе мальчики в черных брючках и пусть себе стоят. К ним все даже с жалостью относились, хотели погладить по головке. Я завтра там доклад делаю о миссионерской и катехизационной деятельности молодёжи. Конечно, я по возрасту давно не подхожу, там от 14 до 35 лет, но мы и одного молодёжного делегата отправили, студента II ступени нашей Высшей православной школы.
Может быть, у вас есть какие-нибудь вопросы и не по нашей сегодняшней теме. Я предполагал, что эта тема будет трудная, но мне хотелось поставить некоторые точки над «i», дать вам какие-то понятия, которые ведь никто сегодня не даёт. И очень жаль, что у нас начинают строить церковный дом на песке, т. е. прежде, чем дадут всем ищущим какие-то фундаментальные представления. Везде все говорят, говорят – а о чём говорят, люди и не знают. Я эксперименты проводил (так, немного подшучивал над самим собою). Вот, думаю, сколько сейчас всяких газет, новостей, журналов – сколько всего интересного. Но я решил на неделю отключиться: не слушал радио, телевизор не смотрел, газет не читал. И что же? Прихожу домой, а дома всё собрано: куча газет за неделю и прочее. Мама меня спрашивает: «Ну, ты, конечно, будешь всё это смотреть?» Я говорю: «Да нет, не буду». Мама удивилась, а в том и была суть эксперимента, чтобы удостовериться в том, что от этого совершенно ничего не изменится. Нам только кажется, что всё это важно, а на девяносто девять процентов это пена, которая, как мыльный пузырь, лопаясь, исчезает без всякого следа. Это было для меня поучительно, поэтому я сейчас никогда не расстраиваюсь, когда чего-то не вижу или не слышу. Конечно, есть и тот самый один процент пользы от всего того, что нам навязывается средствами массовой информации. Но не более. А всё почему? Потому, что нет фундамента, а когда фундамент есть, то есть уже пусть небольшое и медленное, но подлинное строительство. Оно-то и останется, оно навсегда по-настоящему чего-то в жизни значит.
Вопрос о коммунистах...
Да нет, просто они тоже, наверно, начинают чувствовать, что не всё определяется политикой. Политика – важная область в общественной жизни, но производная. Между прочим, она тоже имеет отношение к дому, только на уровне города. «Полис» – это город, ограда, огород. Политика как бы означает «огород городить».
Обязательно ли вывозить детей на природу?
Для детей это всегда очень неплохо. Дело в том, что современные дети очень часто находятся в слишком взрослой обстановке. Для них это оборачивается непрерывным стрессом. Стресс для них становится уже нормальным состоянием. Другое дело, что их не надо искусственно и надолго изымать из сложных жизненных ситуаций. Тогда жизнь сама строится удивительным образом. Но вывозить детей, чтобы для них всё-таки норма была нормой, необходимо. Ребёнок на природе получает многое из того, что закладывается в базу его будущей жизни. Ну, конечно, всё в разумных пределах: когда человек к деревне стремится так, что его ничто в жизни не остановит, – а такое тоже бывает – это, конечно, ненормально.
Как Вы относитесь к различным увлечениям: к обливанию холодной водой, к астрологическим прогнозам?
Кто-то увлекается лесом, кто-то космосом, кто чем, понимаете? Кто обливанием холодной водой, кто хождением босиком. Это уже нечто неестественное. Можно, конечно, ходить в лес, и нужно, как можно и нужно и плавать, и ездить, и смотреть. Нужно бывать и в провинции, нужно любить провинцию, очень любить, не пренебрегать ею ни в коем случае. Там живые люди, у которых можно многому поучиться, но которых не надо идеализировать. А по поводу астрономических и астрологических вопросов стоит сказать, что нужно чувствовать себя больше и сильнее целого космоса.
Как Вы относитесь к астрологическим таблицам, в которых даны советы, когда что делать?
Я не считаю, что это очень плохо или очень хорошо. У меня такое ощущение, что эти таблицы можно, что называется, «принимать к сведению». Бывает, нужно знать и фазы луны, и активность солнца. От этого не надо отвращаться. Нужно только понимать место этого и силу этого, нужно и знать, что в жизни, в том числе и в нас самих, сильнее всего.
Вот, допустим, печатают в какой-нибудь газете астрологический прогноз под заглавием: «Хотите верьте, хотите проверьте». К этому нужно относиться с юмором, потому что если начнешь себя всерьёз подлаживать под то, что там написано, т. е. будешь порабощать себя астрологией, то это будет уже страшно. Ибо тут человек сразу может потерять себя. Но чтобы не потерять себя, что надо делать? Нужно обрести силу духа. А как это сделать? И здесь опять встаёт вопрос церковности. Без неё эти космические вещи действуют, даже имеют большую силу. Они влияют и на душу человека, и на его тело, а значит, косвенно и на его дух, на его духовное состояние. Потому что если человек согрешит телом, то этот грех будет влиять на его дух, поскольку грехи тела и грехи души – это всё равно вещи духовные, имеющие прямой выход в область духа. Так что астрологию к сведению принимать можно, но только не нужно этими вещами порабощаться.
А вот, например, таблицы, когда сажать кабачки?..
Про кабачки тоже. Надо знать таблицу, но таблица – это ведь схема, это некоторое усреднение, а жизнь гораздо богаче. Вот если человек знает научно обоснованную норму и в то же время может сделать коррективы, т. е. если он чувствует биение пульса жизни, тогда эти таблицы будут полезны ему и для посадки кабачков. Ведь может получиться, а может и не получиться: этот опыт может дать хороший результат, но может и подвести. Не вся жизнь неверующего человека состоит из сплошного мрака. Совсем нет, иногда она состоит из вещей очень хороших, даже великих, только это не значит, что неверующий человек совершенно свободен от проблем и всё у него всегда в одном цвете. Жизнь всякого человека сложна, но проблемы верующего – они другие. Есть ситуации в жизни человека, если он неверующий, когда он просто не может найти выхода, в принципе не может, ибо есть вещи, которые для него закрыты. Вот как бы есть некая дверь и к ней есть некий ключик, но его ещё нужно найти и обрести. Есть открытые двери и есть закрытые двери, но для верующего человека таких дверей или меньше, или их у него даже совсем не остаётся.
Но если сажать кабачки не в то время или не на ту почву, то вряд ли и молитва поможет. Конечно, во всём надо знать меру. Надо понимать, что если, пусть и с молитвой, польёшь только однажды святой водой или на камешек посадишь, то это будет искушение. Сказано: «Не искушай Господа Бога твоего». Поэтому всё хорошо в меру. Есть прекрасная русская пословица: «Молись, а к берегу гребись». В православном богословии это называется принципом синергии. Это сочетание двух сил – божественной и человеческой. Божественная сила не действует, пока человек не откроет и не реализует свои источники.
«Блаженны кроткие». Слово «кроткие» является синонимом слова «смиренные». Как найти границу, чтобы это смирение не дошло до такой степени, когда вам садятся на шею?
Кротость и смирение – это вещи близкие; не совсем тождественные, но близкие. Кротость – это определённого рода мягкость, когда человек смиряет свою жёсткость, свойственную многим из нас. «Смирение» – от корня «мир» и «мера». Я всегда говорю, что не от «ползания на коленях», а именно от корня слов «мир» или «мера». И в этом уже начало ответа на ваш второй вопрос. Если человек думает, что он смиряется только от того, что по-рабски ведёт себя, то это совсем ещё не смирение. Есть много людей, которые внешне любезны и готовы исполнить всё что угодно, но внутренне совершенно не смиренны. В них нет мира и чувства меры. Смирение – это способность во всём сохранять меру и нести мир, то есть это обладание определённой силой духа. Мне очень понравилось одно толкование смирения, довольно актуальное для нас, хотя и неполное. Как проверить: смиренный человек или несмиренный, особенно современный человек? Посмотрите, как он относится к людям инакомыслящим или живущим другими формами жизни, к людям другой культуры, национальности, традиции. Смиренный человек видит и ценит единство духа, и это единство духа приводит его к единству мира. В этом случае он оказывается по-настоящему смиренным. А в человеке, который смотрит только на единство формы и, увидев что-то непривычное, тут же или этого не принимает, или это отвергает, никакого смирения нет. Он даже не умеет с терпением отнестись к высказыванию другого мнения или к явлению каких-то других форм жизни. Другое дело, что смирение не должно быть поводом для равнодушия к истине и правде, справедливости.
Сейчас люди от терпения часто переходят просто к терпимости. Терпимость, толерантность, – вещь хорошая, но она не должна быть поводом для компромисса и безразличия к истине. Допустим, что все хорошие люди едины. Это только различные формы – буддисты, иудеи, мусульмане, такие или другие христиане – все едины, разница только в форме. Вот это не будет уже смирение, потому что здесь мира и меры никаких нет, а есть лишь равнодушие и поверхностность, иногда даже преступное легкомыслие.
Как сделать так, чтобы не сели на шею? Ответ зависит от того, как понять этот вопрос. С одной стороны, смирение, как я только что сказал, это сила, а не бессилие. Когда же вы спрашиваете о том, как не допустить того, чтобы сели на шею, подразумевается, что смирение – это как бы бессилие. Человек как бы не может ответить на зло и грех, и тогда ему садятся на шею. Конечно, такого быть не должно.
Но есть другое понимание, точнее, есть другая сторона этого дела. Вот, например, Христос: сели Ему на шею или не сели? Хотя бы когда Его повели на Голгофу? Конечно, Он Сам, добровольно принимал страдания, но человек, который, допустим, боится страданий, скажет, что Ему «сели на шею». В этом случае это будет позиция отстранения, отчуждения, а не любви. Христос действовал по другому закону – по закону любви. Это уникальный пример.
Обе категории в вашем вопросе уж очень мирские, в них очень много двойственности. Никогда точно не ясно, о чём идёт речь, и это может увести на совершенно другие рельсы. В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Всё, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив». Вот это служит каким-то ответом, ибо здесь речь идёт о том, что жизнь человека неизбежно связана с какими-то превратностями судьбы, но ты будь мудр, знай, что «жизнь прожить – не поле перейти». Вот что здесь, на мой взгляд, имеется в виду. Очень часто люди этого не знают. Они начинают восставать по поводу и без повода и бороться с ветряными мельницами. Но фактически они ничего сделать не могут, потому что у них нет терпения, как нет и смирения. А оно нужно, чтобы все препятствия преодолеть. Где-то надо просто понести свой крест. Надо понимать и то, что, взяв на себя ярмо Христово, иго Христово, которое есть любовь, человек должен нести и соответствующие тяготы. Сказано: «Всякий человек, который хочет жить благочестиво, будет гоним». Всякий человек, который не хочет жить по благодати, не вмещает любви: он живёт другими законами. Жить по любви в этом мире – это означает жить постоянно по другим законам, не как все. Это большая проблема, потому что любой человек, даже вполне порядочный и хороший, будет иметь повод бросить в вас камень только потому, что вы не такой, как он, как все. Вот здесь-то нам и нужны и мудрость, и терпение, и умение независимо ни от чего идти вперёд. И в то же время умение никого не осуждать, заботиться о спасении ближнего человека. На сегодня же нельзя сказать, что наше общество создало в себе какую-то особую, достойную христианства, среду.
Как мне быть? Я раньше занимался политикой и знаю, что сейчас происходит в государстве, знаю и то, что это ненадолго и скоро народ заплачет горькими слезами.
Я думаю, это вопрос не только политический. Мы знаем, что судьба страны, народа, вся политика определяется не только и не столько чисто политическими факторами, и не только и не столько, допустим, экономическими вещами – хотя всё это важно, – сколько процессами всерьёз духовными. И начинать надо с них.
Вот мы говорили про Ниневию: ниневитяне от проповеди Иониной покаялись. Так же и здесь: наше свидетельство о покаянии должно быть столь сильным, чтобы весь народ покаялся, пришёл к действительному покаянию и действительному обращению. Так что пока это ещё только начало. Очень важно видеть это начало и знать, что оно действительно есть, но переоценивать его не стоит. Нельзя считать, что покаянием затронута уже вся страна, весь наш народ. Пока рано. Пока ещё люди живут больше страстями, живут внешними вещами. Пока ещё центры народной жизни далеки от духовных центров. Сейчас больше чувствуешь биение пульса жизни около духовного мира. Вот это, мне кажется, главное.
А если я знаю, зачем всё это создано. Но советская власть не даёт об этом говорить.
Нам важно знать, что задумано Самим Богом, и это надо открывать другим. А все власти приходят и уходят. Нам важно чувствовать и знать духовные процессы, и в них включаться полноценно.
Значит, мне надо повышать духовный уровень?
Можно говорить и о политике, это тоже часть жизни. Да, не центральная, верно. Даже довольно периферийная, но реальная и сильная часть жизни. Пренебрегать ею не стоит: это вам может дорого обойтись.
Можно ли в этой связи сослаться на Священное писание – Экклезиаст 7:14?
Можно, это очень хорошо, мы об этом и говорили. Во дни несчастья размышляй. А во дни благополучия – как?
А в дни благополучия пользуйся благом.
Ну, да, конечно.
Каковы обязанности человека в отношении общества, конкретно говоря, обязанности нас, здесь собравшихся, по отношению ко всему остальному обществу?
А мы об этом всё время говорим. Сейчас нам пока важно сосредоточиться на себе, поэтому центр тяжести сейчас именно здесь. Для того, чтобы разобраться в том, что есть в обществе и как можно влиять на общественные процессы, надо прежде всего разобраться в себе и научиться влиять на собственные внутренние процессы. Поэтому, если уж мы говорим, что даже молитва о других сейчас для вас не самое актуальное, то тем более общественная деятельность. Мы, конечно, не должны отрывать себя от общества, но не должны и порабощать себя обществом. Долгое время нам внушалось, будто человек – его продукт. Оказалось, как общество уже испортилось, так уже давно испортился и его «продукт».
Что минимально необходимо?
Минимально? Быть в обществе свидетелем правды и истины. Это и минимально, и максимально – по мере ваших сил и возможностей. Общество в этом нуждается больше всего, потому что забыло путь истины и правды, путь Божий. Ничего больше этого вы сейчас в своей жизни не сделаете. Об этом можно и нужно свидетельствовать всегда и везде, и в малом, и в великом. И на радио, если вас пригласят, и на телевидении, и в газете и в журнале, везде, где бы такие возможности ни представились. Или просто в кругу своих друзей, на учёбе или где-то ещё – т. е. именно везде, где вы можете свидетельствовать о Божьем пути жизни, о пути правды и истины. Никогда от этого не отказывайтесь, вот это важно. Никогда не стесняйтесь, не бойтесь этого, даже если эта правда иногда кому-то не понравится и кто-то захочет обойтись с вами довольно жёстко. Тут «будьте просты, как голуби, и мудры, как змии».
Текст приводится по: Кочетков Георгий, свящ. «Беседы по христианской этике ». Выпуск 9. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2010. – 56 с.