Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: тексты для изложений. Основные правила краткого изложения текста. Обучающее сжатое изложение

Предмет : русский язык

Класс : 6

Тема: Сжатое изложение (по упражнению №75)

Место урока в структуре образовательного процесса - урок по учебному

плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Ладыженской Т.А.

Цели :

отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, «Толковый словарь» С.И.Ожегова, отрывки из рассказа Дышаленковой Р.А. «Пушкинский перстень», разработанная презентация.

При разработке презентации была использована литература:

иллюстрации из серии А.Ф.Преснова «Встреча с Уралом», П.И.Мельников-Печерский «Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале», ж. «Литература в школе» №1 2002

Организационный момент.

Целеполагание

Сегодня мы с вами будем работать с текстом, проанализируем его, будем учиться отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

Слайд 1

3. Лингвистическая разминка

Вспомним, что такое изложение? (изложение - это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора).

Слайд 2

Какое может быть изложение? (подробное - содержание передается полностью и подробно; сжатое - содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

Слайд 3

Что должно быть отражено в сжатом изложении?

Слайд 4

тема и идея высказывания, т.е. общий смысл;

главные мысли основных микротем.

Что особенно важно при написании сжатого изложения?

отобрать основное содержание текста;

исключить второстепенное, выделить главное;

найти факты, которые можно выразить более кратко, обобщить;

соблюдать связность текста;

заменить большие по объему предложения синонимичными.

Первичное прослушивание текста.

Словарная работа

Наст - твердая корка на снегу после короткой оттепели.

Ямщик - кучер, который перевозил груз, почту, пассажиров (тот, кто правит лошадьми).

Тулуп - долгополая меховая шуба, обычно не крытая сукном.

Мичман - первый офицерский чин, а также офицер, имеющий это чин.

Пасмурнеть - быть покрытым облаками, предвещающими плохую погоду, ненастье.

Слово учителя о В.И.Дале.

Слайд 5

Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске (теперь Ворошиловград) в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, В.И.Даль около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Чёрном, а потом на Балтийском морях.

Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведён в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору.

Новое служебное поприще потребовало от В.И.Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далёкой и новой для него окраины России. Он посылает для пополнения коллекций в Академии наук разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края.

Слайд 6

«В Оренбурге он горячо принялся за свое бессмертие. Скакал верхом по бесчисленным станицам, аулам, стойбищам Южного Урала. К концу года говорил на башкирском и казахском языках. Кстати, о языках. Даль был полиглот-многоязычник, как сказано в его словаре. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, украинский, белорусский, польский, латынь, болгарский, сербский, татарский... Врачевал, говорят, прямо в степи, делал операции, готовил лекарства, разрешал гражданские споры».

В восемь лет жизни в Оренбургском крае Владимир Иванович изъездил его весь из конца в конец, вдоль и поперек. Он не раз езжал с В.А.Перовским по обеим сторонам Урала. Он сопровождал царствующего Государя Императора, обозревавшего в 1837 году Оренбургский край.

Слайд 7

В сентябре 1833 года в Оренбург пребывает Александр Сергеевич Пушкин, чтобы побывать в местах пугачевского бунта. «Они (Пушкин и Даль) познакомились осенью 1832 года, когда Даль передал поэту свою книжицу «Русские сказки. Пяток первый».

Владимир Даль вызвался сопровождать Пушкина в его поездке по Оренбургскому краю. Не откладывая дела в долгий ящик, на следующий день после приезда в Оренбург, Пушкин и Даль отправились в Бердскую станицу, бывшую станицу Пугачева. Путешественники посетили крепости Татищево и Нижнеозерную, побывали в Яицком городке, где Пугачев объявил себя царем Петром III.

«Семь дней Пушкин и Даль были вдвоем и в городе, и в степной дороге, и в казачьих крепостях: Ниже-Озерной, Татищевой, Чернореченской, яицком городке Уральске... Сверяли свои знания о Пугачевском бунте.

Сам Даль утверждает, что идею создания Толкового словаря живого великорусского языка ему подсказал Пушкин: собрано материала много, а формы нет. Так примерно и сказал, что-де на Урал в 30-е годы переселили народу из десяти российских губерний, говор у всех особый, множество слов — не знаемых в столице, которая говорит по-французски, дескать, Даль, вы должны создать Словарь, которого нет.

И даже «гнезда» Словаря обговорили, и очень просил будто бы Пушкин не забыть и вставить в Словарь, где нужно, предания старины глубокой, приметы народные.

Слайд 8

Так что Далев Словарь родился и наполнился у нас, на Урале, и по благословению Пушкина. Восемь лет отдал В. И. Даль изучению Оренбургского края. Начал «малоизвестным чиновником, а покинул Урал знаменитым писателем и ученым».

В 1841 году В.И.Даль опять в Петербурге, служит крупным министерским чиновником, а в 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Десять лет Даль пробыл на этой должности, и лишь с 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни — «Толкового словаря».

Четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля издан впервые в 1863-66 годах и до сих пор сверкает, как пушкинский перстень, в нашей отечественной культуре. Кроме того, Даль издал два тома «Пословиц русского народа». Восемь томов составили его художественные и публицистические произведения.

Слайд 9

7. Работа с текстом. Беседа по вопросам.

Какова тема текста?

Основная мысль?

Озаглавьте текст.

Определим количество микротем (абзацев) в тексте.

Выделите в каждой микротеме основные факты и действия.

8. Давайте вспомним, как можно сжать текст, какие при этом следует применять приемы.

Слайд 10

9. Работа над 1-ой микротемой:

1-ое предложение:

Сани идут легко, словно под парусом. Какая информация здесь несущественная? Можно ли ее исключить? (да: словно под парусом)

2-ое предложение:

Можно это предложение свернуть, обобщить, исключить несущественную информацию? (Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока).

3-е и 4-ое предложения

Соединим два предложения в одно. Почему нельзя исключить слово мичманская? (Тот жмется от холода: новая мичманская форма греет плохо).

10. Творческое задание

Мы с вами сжали первый абзац, первую микротему текста, далее вы самостоятельно поработаете с остальным текстом, используя эти приемы сжатия.

11 Подведение итогов работы .

Чтение полученных текстов;

Какие приемы сжатия текста вы использовали?

(использование простых синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений, исключение фрагмента предложения, исключение несущественной информации.

12. Домашнее задание : переписать изложение в тетради.

Образец работы учащегося:

По серому насту сани идут легко. Ямщик в тулупе понукает лошадей, поглядывает на седока. Тот жмется от холода. Новая мичманская форма греет плохо.

Ямщик утешает: « Замолаживает, к теплу».

Мичман дует на закоченевшие пальцы и старательно записывает незнакомое слово: «Замолаживать - иначе пасмурнеть, заволакиваться тучами. Так говорят в Новгородской губернии».

Этот день для мичмана оказался главным в его жизни. Из этой странички после сорока лет работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом был Владимир Иванович Даль.

(Суслин Илья, ученик 6-го класса)

Литература:

Учебник под редакцией Ладыженской Т.А. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А., Л.А.Тростенцова и др.) М; «Просвещение» 2006

Дышаленкова Р.А. «Пушкинский перстень» Автограф, 1999

Иллюстрации из серии А.Ф.Преснова «Встреча с Уралом» 1983-1984

П.И.Мельников-Печерский «Воспоминания о Владимире Ивановиче Дале»;

Ладыженская Т.А Методика развития речи на уроках русского языка М; «Просвещение» 1991

ж. «Литература в школе» №1 2002

С.И.Ожегов «Толковый словарь» М; «Русский язык» 1986

Такой вид работы с текстом, как изложение, помогает развитию многих умений и навыков. Это понимание текста, фиксирование, запоминание и передача полученной информации, построение на основе этой информации собственного связного высказывания, редактирование созданного текста, применение знаний по орфографии и пунктуации во время написания изложения. Главной задачей, конечно же, является развитие речи учащихся, когда они создают своё речевое произведение на основе образца – текста изложения. От изложения мы движемся к сочинению, творческой работе, предполагающей высказывание собственных мыслей на определённую тему.

С 2014 года в школах России введено итоговое сочинение как условие допуска к выпускным экзаменам. Выпускное сочинение – это проверка умения письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на любом уроке, и развивать это умение нужно на протяжении всего школьного курса. Конечно, особая ответственность здесь лежит на учителях-словесниках, потому что именно на уроках русского языка и литературы учащиеся получают знания о самом процессе, технике написания сочинения на заданную тему. Мышление выпускника, уровень развития и качество его письменной речи – это самое главное в оценивании. Следовательно, при организации работы по развитию речи во всех классах (а не только в выпускном!) мы в первую очередь стремимся к решению основной задачи: научить ребёнка думать, размышлять над темой и передать свои размышления и мысли в форме сочинения. Изложение в этой работе является необходимым и очень важным звеном.

Особенности изложений в 6 классе

Ещё М. В. Рыбникова в своих «Очерках по методике литературного чтения» (первое издание «Книги о языке» М.А.Рыбниковой, в которой были намечены методические приемы работы над словом, относится к 1923 году) наметила своеобразные «тематические круги» в словарной работе, по которым нужно двигаться от класса к классу, обучая детей написанию изложений и сочинений. В 5 классе это повествование, в 6 – описание. При изучении имени прилагательного в 6 классе логично обучать детей использованию этой части речи в письменных высказываниях.

Перед сочинением-описанием картины Николая Рачкова «Девочка с ягодами», на которой девочка держит в руках чашку с хохломской росписью, даём ученикам возможность познакомиться с хохломским народным промыслом, написав изложение о Хохломе.

Объём текста для изложения в 6 классе может составлять 150-200 слов. Можно выбрать один из предложенных текстов, в которых рассказывается об истории промысла. Дополнить изложение можно описанием хохломского изделия, которое будет наглядно представлено на уроке.

Перед изложением детям предлагается составить словосочетания «существительное + прилагательное», которые можно будет использовать в описании предмета. Например: хохломская роспись, золотистый фон, чёрный и красный цвет, яркие цветы, крупные листья, сочные ягоды, деревянная посуда и т. д.

Последовательность работы над изложением

  1. Первое чтение текста, при котором ученики внимательно слушают и определяют для себя тему текста, основную информацию и её последовательность, структуру текста. Делать записи при первом чтении нежелательно. Если есть слова, значения которых непонятны, их нужно объяснить; названия, даты, собственные наименования можно записать на доске.
  2. Пауза в 5-7 минут, во время которой ученики записывают примерный план текста, фиксируют его структуру. План составляется в произвольной форме, в чистовик не записывается. Нужно порекомендовать детям делать записи через 2-3 строки, оставляя место для дополнения и уточнения материала при втором прослушивании.
  3. Второе прослушивание текста, при котором ученики делают записи опорных, ключевых слов, используя сокращения. При втором прослушивании они проверяют правильность определения структуры текста, уточняют основную информацию, о которой идёт речь в тексте.
  4. Работа по воспроизведению текста изложения. Ученики пишут текст изложения в черновике.
  5. Проверка написанного текста с точки зрения связности, последовательности, то есть с точки зрения содержания; затем – проверка правильности написания слов, постановки знаков препинания.
  6. Выполнение творческого задания: описание предмета, наглядно представленного на уроке. Оно должно быть небольшим, 3-5 предложений, с использованием рабочих материалов – словосочетаний, составленных перед уроком развития речи.
  7. Учащиеся ещё раз перечитывают и проверяют весь текст, переписывают его в чистовик.

На такую работу по развитию речи целесообразно отвести два урока, в течение которых дети успевают выполнить все задания.

Тексты для изложений

Текст №1

Хохломская роспись по дереву возникла в Заволжье, в деревнях, стоящих на реке Узоле, что впадает в Волгу. На карте Нижегородской губернии и сегодня можно найти Новопокровское, Кулигино, Воробьёво, Лебедево, Хохлому – всего более 50 сёл производили посуду с хохломской росписью. Хлеба, выросшего на здешних песчаных почвах, часто не хватало до следующего урожая, и местные крестьяне исстари выделывали на продажу деревянную посуду: долбили ковши, точили блюда и чаши, резали ложки. Впрочем, это ремесло бытовало во многих регионах России, но хохломские изделия легко можно было узнать по особой золотистой росписи. Замечательно, что создавалась она без применения золота. Её рождение местная легенда связывает с мастером-иконописцем, бежавшим после церковного раскола в заволжские леса.

Близость Волги обеспечивала хороший сбыт посуды. Ремесленники свозили свою продукцию в большое торговое село Хохлома, оттуда возы и баржи отправлялись на Макарьевскую, Нижегородскую ярмарки, а затем расходились по всей России, попадали даже в Среднюю Азию и Персию.

Вещи ранней хохломы до нас не дошли, ведь дерево менее долговечно, чем металл или керамика. Сохранились изделия конца XVIII — начала XIX века.

Текст №2

Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали – сказка началась? А это быль. Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему?

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.

Тексты взяты из пособия для учителя «Русская культура: этнография, декоративно-прикладное искусство», Симферополь, «Антиква», 2011г.; авторы О. А. Дьяченко и Е.А. Поворозная.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Сжатое изложение по рассказу

Г. Снегирева «Скворец» в 6 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2012

Цель урока

обучать видам сжатия текста.

Задачи урока:

формировать умение адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письменно передавать обработанную информацию;

развивать навыки определения основной мысли, выделения микротем, сознанное овладение орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка, способами замены прямой речи косвенной;

воспитывать любовь и интерес к окружающей природе.

Предварительные упражнения (проводятся на уроках, предшествующих написанию изложения)

1. Словарный диктант.

Стоят и не шелохнутся, смотрит вверх, ищет что-то, в лес не сворачиваю, поймаешь и возьмешь себе, показывает наверх, перелетел на плечо, скажет что-нибудь.

2. Грамматические задания.

Запишите поморфемно слова : свалился, отряхивать, отдохнет, вздрогнула, посмотрела, набралось, по тропинке, проветривала, осматриваю, бедный, распушил, попрощалась.

Выполните синтаксический разбор предложений .

1) Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки набралось снега.

2) Только долез до скворца, хотел схватить, а скворец перелетел к девочке на плечо.

Замените диалог косвенной речью.

1) - Девочка, что ты ищешь? - спрашиваю.

- Ничего, так просто!

2) Я спрашиваю у девочки:

Давно.

ХОД УРОКА

    Целеполагание

Учитель. Сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, чем оно будет отличаться от подробного и выборочного, которые мы уже писали?

Учащиеся. Сжатое изложение предполагает воспроизведение исходного текста не подробно, не выборочно на заданную тему, а кратко, обобщенно, сохраняя при этом его основные стилевые и языковые особенности.

Учитель. А почему так важно уметь излагать сжато?

Учащиеся. Потому что в жизни чаще всего приходится излагать суть, существенную, главную информацию.

Учитель. Именно умению излагать существенную, главную информацию мы и будем сегодня учиться. Вы уже обратили внимание, что автор текста, с которым мы будем работать, Геннадий Снегирев (на доске – портрет писателя). Думаю, что и имя этого писателя вам известно. Что вы знаете о нём?

(учащиеся высказываются)

2. Выразительное чтение текста учителем

Ходил я гулять в лес. В лесу тихо, только слышно иногда, как деревья от мороза трещат. Ёлки стоят и не шелохнутся, на ветках подушки снега намело. Я ногой по ёлке ударил - целый сугроб мне свалился на голову. Стал я снег отряхивать, смотрю - идёт девочка. Снег ей по колени. Отдохнёт немножко и опять идёт, а сама вверх на деревья смотрит, ищет что-то.

- Девочка, что ты ищешь? - спрашиваю.

Девочка вздрогнула, на меня посмотрела:

- Ничего, так просто!

Вышел я на тропинку, с тропинки в лес не сворачиваю, а то и так полные валенки набралось снега. Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой.

На обратном пути смотрю - опять эта девочка впереди меня по тропинке тихо-тихо идет и плачет. Я её догнал.

- Отчего, - говорю, - ты плачешь? Может, я помогу.

Посмотрела она на меня, вытерла слёзы и говорит:

- Мама комнату проветривала, а Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Теперь он ночью замёрзнет!

- Чего ж ты раньше молчала?

- Боялась, - говорит, - что ты Борьку поймаешь и возьмёшь себе.

Стали мы вместе с девочкой искать Борьку. Спешить надо: темнеть уже стало, а ночью Борьку сова съест. Девочка в одну сторону пошла, а я в другую. Каждое дерево осматриваю, нигде нет Борьки. Хотел я уже обратно идти, вдруг слышу - девочка кричит: «Нашла, нашла!» Подбегаю я к ней - стоит она около ёлки и показывает наверх:

- Вот он! Замёрз, бедный.

А на ветке сидит скворец, перья распушил и одним глазом смотрит на девочку.

Девочка его зовёт:

- Боря, иди ко мне, хороший!

А Боря только к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я полез на ёлку, чтоб его поймать. Только долез до скворца, хотел схватить, а скворец перелетел к девочке на плечо. Она обрадовалась, спрятала его под пальто.

- А то, - говорит, - пока донесу до дому, замёрзнет.

Пошли мы домой. Темно уже стало, в домах огоньки зажглись. Я спрашиваю у девочки:

- А давно у тебя скворец живёт?

Давно.

А сама быстро идёт, боится, что скворец под пальто замёрзнет. Я за девочкой иду, стараюсь не отставать.

Пришли мы к её дому, девочка попрощалась со мной.

- До свиданья, - только мне сказала.

Я на неё долго смотрел, пока она валенки на крыльце чистила от снега, всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь. А девочка ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.

3. Беседа по содержанию

Учитель. О чем этот текст? Определите тему и основную мысль текста.

Учащиеся. Этот текст о большой любви маленькой девочки к ее пернатому другу скворцу Борьке. Это тема текста. Автор убеждает читателя в великой силе любви ко всему живому, в тесной связи человека и природы. Это основная мысль текста.

Учитель. Как вы относитесь к героям текста?

Учащиеся. Девочка, невзирая на опасности (одна зимой в темнеющем лесу), спасает своего маленького беззащитного друга. Такой поступок заслуживает уважения. Рассказчик, человек взрослый, помогает ей. Чувствуется, что он тоже очень добрый, внимательный человек, любящий природу и людей.

Учитель. Вы обратили внимание на деталь: девочка «маленькая, а валенки большие»? Какова, на ваш взгляд, роль этой детали в раскрытии образа героини и основной мыли рассказа?

Учащиеся. Может быть, автор хотел подчеркнуть, что девочка в больших валенках и ведет себя, как большая, взрослая. Она бесстрашно отправилась на поиски друга, значит, она «большая», потому что совершила поступок, который под силу взрослому человеку.

Учитель. Как бы вы поступили на месте рассказчика? Девочки?

Учащиеся. Всего нельзя предугадать. Скорее всего я тоже не бросил бы своего пернатого друга в беде, но не пошел бы в лес один, а позвал бы друзей или взрослых.

Девочка проявила осторожность, и это правильно, ведь доверять незнакомым людям сейчас нельзя, тем более в таких обстоятельствах. Но ей повезло: повстречался на пути добрый, заботливый человек.

Конечно, отправляться одной в лес нельзя. Я бы позвала своих родителей, они всегда мне помогают. На месте рассказчика я бы тоже помогла девочке, тем более в таком благородном деле, как спасение друга.

Учитель. Как вы думаете, каких слов ждал рассказчик от девочки?

Учащиеся. Рассказчик, вероятно, заинтересовался девочкой и ее поступком, почувствовал в ней родственную душу, хотел познакомиться с ней поближе, услышать ее рассказ о Борьке.

Учитель. Почему девочка ничего, кроме слов прощания, не сказала рассказчику?

Учащиеся. Может быть, девочка торопилась отогреть Борьку, боялась за его здоровье, была поглощена мыслями о своем пернатом друге.

4. Составление плана и определение ключевых слов

Учитель. Определите тип текста. На какие части можно разделить текст? Как вы их выделили? На какую часть речи вы прежде всего обратите внимание при составлении плана? (Глаголы, потому что текст-повествование). Попробуйте обозначить части текста на черновике в виде цитатного плана.

Учащиеся.

    «Ходил я гулять в лес».

    «Отчего ты плачешь?»

    «Тогда я полез на ёлку».

    «А девочка ушла».

Учитель. А теперь подберем ключевые слова и словосочетания к каждой из микротем. Помните о роли глагола в повествовании.

Цитатный план

Ключевые слова

    «Ходил я гулять в лес».

Снега намело, вверх на деревья смотрит, сама маленькая, а валенки большие.

    «Отчего ты плачешь?»

В форточку вылетел, ночью замерзнет, поймаешь и возьмёшь себе.

    «Стали мы вместе с девочкой искать Борьку».

Каждое дерево осматриваю, одним глазом смотрит

    «Тогда я полез на ёлку».

Перелетел на плечо, спрятала по пальто,

    «А девочка ушла».

Боится, что скворец под пальто замёрзнет

5. Сжатие текста (работа в группах)

Учитель. Как мы уже сказали, задачей нашего урока является сжатие текста. Откройте Памятку 1. Какой из способов выбрать, вы решите, объединившись в группы и обсудив способы сжатия. Класс делится на пять групп и выполняет сжатие каждой из микротем по порядку.

(Примечание: с Памяткой 1 ребята знакомятся на предыдущих уроках, осваивают терминологию, учатся компрессии на небольших текстах из учебника, поэтапно отрабатывая каждый из способов сжатия. Памятка адаптирована для учащихся 6 класса. В 7 классе она дополняется и расширяется с учетом новых знаний семиклассников. С таким большим по объему текстом ребята работают впервые в 6 классе, поэтому учитель помогает каждой из групп, направляет ребят, корректирует их работу, чтобы на этапе обсуждения создать ситуацию успеха).

Памятка 1. Три основных способа сжатия текста

Выделяют три основных способа сжатия текста:

исключение,

обобщение,

упрощение.

1. Исключение :

исключение повторов, подробностей, деталей;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение :

замена однородных членов обобщающим словом;

замена предложения или его части местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение :

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложного предложения простым;

замена части предложения синонимичным выражением.

6. Обсуждение полученных результатов

7. Повторное чтение текста и написание сжатого изложения

Учащиеся.

Ходил я гулять в лес. В лесу тихо, снежно. Ударил я ногой по елке, мне на голову целый сугроб свалился. Стал я снег отряхивать, смотрю - идёт девочка. Снег ей по колени, с трудом идет и вверх на деревья смотрит, ищет что-то. Я спросил, что она ищет, но девочка не ответила и дальше пошла. Сама маленькая, а валенки большие.

Погулял я немножко, ноги замёрзли. Пошёл домой. На обратном пути снова встречаю девочку, она идет и плачет. Я предложил ей свою помощь, и девочка рассказала, что, когда мама комнату проветривала, Борька, скворец, в форточку вылетел и улетел в лес. Девочка боялась, что скворец замерзнет.

Стали мы вместе с девочкой искать Борьку. Спешить надо: темнеть уже стало. Пошли мы с девочкой в разные стороны, и скоро я услышал радостные крики девочки. Побежал на голос и увидел на ветке скворца совсем замерзшего.

Девочка зовет его, а он к ёлке прижался и идти не хочет. Тогда я полез на ёлку, чтоб его поймать. Только долез до скворца, как он перелетел к девочке на плечо. Она обрадовалась, спрятала его под пальто, чтобы не замерз.

По дороге домой я расспрашивал девочку о скворце, но она почти молчала, очень торопилась, боялась за жизнь скворца. Попрощалась коротко, я всё ждал, что девочка мне скажет ещё что-нибудь. А она ушла и дверь за собой закрыла на щеколду.

8. Рефлексия

Учитель. Продолжите фразу

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я понял…

Использованная литература

1. Шапиро Н.А. и др. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе: метод и практика.- М.: «Первое сентября», 2010.

2. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).- М.: «Экзамен», 2010.

Тексты для изложений 6 класс

НЕДОРАЗУМЕНИЕ

Однажды хозяйка уехала по делам и забыла, что у нее на кухне осталась кошка. А у кошки были три котенка, которых надо было кормить. Вот кошка проголодалась и стала искать что-нибудь съестное. А на кухне никакой еды не было. Тогда кошка вышла в коридор. Но и в коридоре она тоже ничего хорошего не нашла. Тогда кошка подошла к одной комнате и почуяла через дверь, что там чем-то вкусным пахнет. Кошка стала лапкой открывать дверь. А в этой комнате жила соседка, которая ужасно боялась воров. Она сидела у окна, кушала пирожки и дрожала от страха. И вдруг она видит, что дверь в ее комнату тихонько открывается. Соседка пугается и говорит:

Ой, кто там? Но никто не отвечает. Соседка подумала, что это воры, открыла окно и выпрыгнула во двор. И хорошо, что она жила на первом этаже. Иначе она сломала бы себе ногу или еще что-нибудь. А так она только немножко ушиблась и расквасила себе нос. Соседка побежала звать дворника, а кошка тем временем открыла лапкой дверь, нашла на окне четыре пирожка, съела их и снова пошла на кухню к своим, котятам. Вот приходит дворник с соседкой и видит, что никого в квартире нет. Дворник рассердился и ущел. А соседка села у окна и снова хотела заняться пирожками. И вдруг видит, что никаких пирожков нет. Она подумала, что это она сама их съела и от страха позабыла. И тогда она легла спать голодная. А утром приехала хозяйка и опять стала вовремя кормить кошку. (По М. Зощенко)

МАЛЬЧИК И ПТИЧКА

Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками и мушками. Мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков. Он хотел взять одного и принести его домой. Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем упала к его ногам птичка. Упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить птичку, но она немножко попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. Он подумал, что птичка ушибла себе крыло и поэтому летать не может. Только мальчик подошел к птичке, а она снова запрыгала по земле и немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка вспорхнула и снова села в траву. Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик рассердился на птичку и пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И он понял, что потерял то место, где было гнездышко. Тогда мальчик догадался, что птичка нарочно упала с дерева и бегала по земле, чтобы подальше увести его от гнездышка. Так мальчик и не нашел птенчика. Он собрал немножко лесной земляники и пошел домой. (По М. Зощенко)

МЕДВЕДЬ-РЫБАК

В прошлом году я весну встречал на Камчатке. Там увидел я однажды медведя-рыбака. Сидит в реке здоровенный медведь. Сидит по горло в воде, только голова сухая из воды торчит, как пень. Башка у него громадная, мохнатая, с мокрой бородой. Он ее то на один бок наклонит, то на другой: рыбу высматривает. И вдруг что-то лапами стал в воде хватать. Вижу - достает рыбу-горбушу. Прикусил он горбушу и сел на нее. Зачем это он, я думаю, на рыбу-то сел? Сел и сидит в воде на рыбе. Да еще и проверяет лапами: тут ли, под ним ли? Вот плывет мимо вторая рыба, и ее медведь поймал. Прикусил и тоже на нее садится. А когда садился, опять, конечно, привстал. И первую рыбу течением из-под него утащило. Мне-то сверху все видно, как эта горбуша покатилась по дну. А медведь как рявкнет! Потерялась рыба. Ах ты! Непонятно ему, бедняге, что такое с его запасом делается, куда он девается. Посидит, посидит, да и пощупает лапой под собой: тут ли рыба, не убежала ли? А как схватит новую, опять я вижу, что старая выкатилась из-под него, и ищи-свищи! Ведь, на самом деле, обида какая: теряется рыба, и все тут! Долго-долго сидел он на рыбе, ворчал, даже пропустил две рыбины, не решился ловить; я видел, как они проплыли мимо. Потом опять подцепил лапой горбушу. И опять все по-старому: нет прежней рыбы. Я лежу на берегу, хочется мне посмеяться, а смеяться нельзя. Попробуй-ка посмейся! Тут тебя медведь со злости съест вместе с пуговицами. Громадную сонную рыбину натащило течение прямо на медведя. Сгреб он ее, кладет под себя... Ну, конечно, под ним пусто. Тут медведь так обиделся, что заревел во всю мочь, прямо как паровоз. Поднялся на дыбы, лапами бьет по воде. Ревет, захлебывается. Вылез из воды, отряхнулся и ушел в лес. А рыбу опять потащило течение. (По Е. Чарушину)

Цели урока:

  • повторение темы “художественные средства языка”, “стили и типы речи”,
  • обучение приёмам сжатия текста,
  • развитие умения выделять микротемы,
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, ксерокопии текста изложения

Оформление доски:

  • Юрий Яковлев.
  • Рассказ “Солнце с белыми лучами”
  • Сжатое изложение.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

– Ребята, как вы понимаете тему урока? Что значит сжатое изложение?

(На уроке будем готовиться к изложению; написать сжатое изложение – это значит выбрать самое главное, сократить текст, не искажая смысла)

– А название рассказа о чём вам говорит? Какое средство выразительности использует автор?

Почему? (слайд 2)

(Речь пойдёт о ромашке; метафора – скрытое сравнение; так интереснее, загадочнее)

2. Сообщение ученика о писателе

(слайд 1):

Юрий Яковлев родился в Ленинграде (теперь это Санкт-Петербург) в 1922 году. Школу закончил в 1940 и был призван на службу в армию. Он участник Великой Отечественной войны, наводчик зенитной батареи. После войны учился в Литературном институте, написал много рассказов для детей и подростков. Один из них – “Солнце с белыми лучами”.

3. Чтение текста учителем или подготовленным учеником. (приложение 1)

4. Анализ текста:

– Перечитайте текст и ответьте на вопросы:

– Когда происходят события, изображённые в тексте? (В будущем)

– Определите тему текста. (Исчезновение ромашки)

– Определите основную мысль текста (идею, с какой целью написан рассказ?) (Автор предупреждает, к чему может привести неразумное отношение к природе)

– Определите стиль речи (художественный, так как много изобразительных средств)

– Какие средства выразительности использует автор и что этим достигается? (эпитеты: странный цветок, удивительное растение, незнакомое, самый родной метафоры: белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми лучами, цветок-инопланетянин сравнения: казалось, что выпал снег; стал чужим, как инопланетянин олицетворения: покрывали поля, новосёл таинственный, белое колёсико встречало человека)

– А что такое “тёплый летний снег”? Как вы понимаете это выражение? (тёплый снег – это оксюморон (совмещение несовместимого, например, страшно весело)

– Что изменится, если не использовать средства выразительности? (стиль будет научным)

– Сможем ли мы тогда выразить свои чувства, эмоции, отношение к изображаемому предмету? (нет)

– Что же отличает художественный стиль от научного? (использование изобразительно-выразительных средств)

– Определите тип речи, докажите. (Повествование)

– Только ли? (описание ромашки есть)

– Что в тексте важнее: описание цветка или повествование? (Описание ромашки)

Следовательно, сокращать будем повествовательную часть.

5. Работа над сжатием текста.

– Чтобы написать сжатое изложение, нужно определить микротемы. Что это такое? (Микротема – это часть большой темы, как пункты плана)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, если в них говорится об одном и том же, то есть они раскрывают одну микротему)

Чтение первого абзаца (слайд 3), выделение ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях карандашом подчёркивают ключевые слова, зачёркивают то, что можно исключить)

а) О чём идёт речь?

б) Как озаглавим? (Странный цветок) слайд 4

г) Как сократим этот абзац? Что сделаем с диалогом? Как быть с повторами?

д) Запишите свой вариант первого абзаца.

е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их корректировка, затем слайд 4.

Чтение второго абзаца (слайд 5), выделение ключевых слов (учащиеся прямо в ксерокопиях карандашом подчёркивают ключевые слова, зачёркивают то, что можно исключить)

а) О чём идёт речь?

б) Как озаглавим? (отец изучает незнакомца) слайд 6

в) Подчеркните важные (ключевые) слова. (Учащиеся работают самостоятельно, затем вместе проверяем полученное и корректируем).

г) Как сократим этот абзац?

д) Запишите свой вариант второго абзаца.

е) Чтение двух-трёх ученических вариантов, их корректировка, затем слайд 6

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

Чтение третьего абзаца (слайд 7), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) О чём идёт речь?

(Для всех это растение – загадка: никто не узнаёт его)

б) Озаглавьте абзац.

(Таинственный новосёл) слайд 8

Вариант сжатия абзаца (слайд 8):

Чтение четвёртого абзаца (слайд 9), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) Какой была бабушка? (Старенькая, ей сто лет, она много знает)

б) Почему слёзы на её глазах? (Вспомнила цветы)

в) Перечитайте пятый абзац (слайд 10), можно ли объединить эти два абзаца? (Конечно, говорится об одном)

г) Озаглавьте. (Ромашка из бабушкиного детства) слайд 11

Эта часть текста очень важна, поэтому и сокращать будем осторожно.

– Слова бабушки важны? (Очень)

В них разгадка тайны растения, бабушка назвала цветок и рассказала о нём.

Вариант сжатия четвёртого и пятого абзацев (слайд 11):

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег.

Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.

Чтение шестого абзаца (слайд 12), выделение ключевых слов, определение микротемы.

а) Чем важна эта часть? (В ней – основная мысль, идея всего текста)

– Какие слова повторяются дважды и почему? (Не уберегли, люди виновны в том, что исчезла ромашка, так автор привлекает наше внимание к проблеме бережного отношения к природе)

б) Как озаглавим? (“Мы виноваты перед вами, дети: не уберегли родной цветок ”)

Вариант сжатия шестого абзаца (слайд 13):

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку.

Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим.

– Какова она?

– Давайте запишем, как по-разному в тексте назван цветок. Что это? Зачем нужны? (Синонимы текстовые или контекстуальные используются, чтобы избежать повторов, ярче и выразительнее выразить мысль)

  • Ромашка – странный цветок
  • неизвестный цветок
  • белое колёсико с жёлтой сердцевинкой
  • солнце с белыми лучами
  • таинственный новосёл
  • цветок-инопланетянин
  • удивительное растение
  • самый родной цветок

– Теперь мы готовы к написанию сжатого изложения?

На втором уроке учащиеся пишут сжатое изложение в тетрадях по развитию речи. Слайд14, 15,16 (приложение 2)

Домашнее задание : ответить письменно на вопрос:

А мы ответственны за природу?

Литература:

  • Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. : Кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева и др.– М. : Просвещение, 1991. – С. 113-115.

Приложение

Текст для изложения (рассказ Ю.Яковлева “Солнце с белыми лучами)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии:

– Мама, мы нашли странный цветок!

– Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.

– Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами тоже.

– Значит, не ты посадила его? - сказали дети, и в голосе их прозвучало разочарование. Они стали ждать отца.

Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец.

– Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.

Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок - инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.

– Это ромашка, – тихо сказала бабушка,

– Ро – маш – ка, – по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку. Она из Африки или Австралии?

– Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было очень много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег. Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

– Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не знала, что ответить. Потом покачала головой: “Срывали просто так”.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин. (399 слова)

Вариант сжатого изложения

Дети нашли выросший за домом странный цветок. Он был похож на белое колёсико с жёлтой серединкой или на маленькое солнце с белыми лучами.

Вернувшийся с работы отец долго рассматривал незнакомое растение, даже измерил и сфотографировал его, но так и не сказал, что это за цветок.

Соседи разглядывали таинственного новосёла, любовались им. Предположили, что цветок – инопланетянин, но так и не узнали его.

Тогда вспомнили о столетней бабушке. Она долго смотрела на цветок и вдруг заплакала. Потом тихо произнесла:

– Это ромашка. Цветок из моего детства. Раньше ромашек было так много, что казалось, выпал тёплый летний снег. Из ромашек плели венки, их дарили любимым. Маленькое солнце с белыми лучами светило человеку с детства до старости. Но ромашки безжалостно срывали просто так, и их становилось всё меньше.

Бабушка низко наклонилась к ромашке и сказала:

– Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим. (151 слово)