Комплекс контрреформ александра 3 включал в себя. Контрреформы в социально-экономической сфере. Мероприятия правительства Александра III, получившие название контрреформ, заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сфера

Александр III. После убийства императора Александра II Освободителя террористами-народовольцами 1 марта 1881 г. на трон воссел император Александр III (1881–1894 гг.). Александр Александрович вначале готовился к военной карьере, а не к управлению страной, так как был вторым сыном Александра II. Однако после смерти наследника (Николая) его стали привлекать к государственным делам. Он стал участвовать в заседаниях Госсовета и Кабинета министров, так сказать, проходить стажировку и одновременно осваивать курс наук, необходимых для монарха. На мировоззрение Александра III огромное влияние оказал профессор права К.П. Победоносцев, который был среди учителей будущего императора.

После цареубийства Александр III проявил некоторую растерянность и даже назначил регента на случай собственной насильственной смерти – своего брата Владимира. Неудивительно, что с первых шагов государственной деятельности нового монарха началась политика контрреформ, ставшая одной из главных причин первой буржуазно-демократической революции в России.

Новый император Александр III долго колебался, прежде чем рассматривать проект М.Т. Лорис-Меликова, фактически одобренный его предшественником. Наконец 8 марта 1881 г. проект был вынесен на обсуждение Совета министров. На заседании с участием императора девять министров высказались в поддержку идей проекта, а пять министров и К.П. Победоносцев высказались против проведения конституционной реформы.

Александра III, выслушав министров, отверг «конституцию Лорис-Меликова» . Император назвал преступными конституционные идеи, призвал подданных служить ему верой и правдой, охранять самодержавную власть. В знак протеста подали в отставку : автор проекта М.Т. Лорис-Меликов, военный министр Д.А. Милютин, министр финансов А.А. Абаза и некоторые другие либерально настроенные чиновники. Один из них, обращаясь к императору, писал: «История нас рассудит». По тем временам это была неслыханная дерзость.

Новое правительство Александра III взяло курс на укрепление самодержавия, усиление роли дворянства и усиление репрессивного аппарата. Именно с этой целью Александром III были приняты правовые акты, похоронившие всякую надежду либеральных умов на прогрессивные изменения в государственной власти и управлении, на создании в России конституционной монархии.

Уже в апреле 1881 г. появился царский манифест «О незыблемости самодержавия», спешно подготовленный К.П. Победоносцевым. Манифест хоронил надежды либералов на конституционные изменения государственного строя. Этот правовой акт стал поворотным пунктом в политике царизма, началом контрреформ.

Основные направления контрреформ. Контрреформы проводились почти одновременно по несколькимнаправлениям. Были осуществлены судебная, земская, городская контрреформы, проводились другие мероприятия по ужесточению режима: усиливалась цензура, вводились ограничения в области народного образования, ограничивались права национальных меньшинств.



Основными направлениями деятельности нового правительства стали искоренение вольнодумства и крамолы, охрана существующего режима, свертывание реформ либерального толка.

К.П. Победоносцев, назначенный на пост обер-прокурора Синода, предложил «подморозить Россию» : прикрыть «говорильни», земства, демократические и либеральные издания. По его инициативе и с одобрения монарха в августе 1881 г. было принято специальное «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно Положению власть могла:

– без суда и следствия выслать нежелательных лиц;

– без суда закрыть учебные заведения из-за волнений студентов;

– объявить любую губернию, уезд на положении «усиленной и чрезвычайной охраны»;

– вводить охранные отделения для борьбы с революционной крамолой и т.д.

В 1882 г. ввели цензурный устав, ограничивший свободу печати. Новый университетский устав, опубликованный в 1884 г., ликвидировал автономию высших учебных заведений, отменял выборность ректора, декана и профессоров. Университетских профессоров стали назначать приказом министра народного просвещения. За студенчеством устанавливался неусыпный надзор. Была повышена плата за обучение в вузах.

Новый циркуляр министра народного просвещения И.Д. Делянова, изданный в 1887 г., фактически закрывал доступ в гимназии детям малообеспеченных родителей. В нем содержались указания о том, что «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей… не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». Поэтому циркуляр 1887 г. получил в народе название «о кухаркиных детях» . Были усилены дисциплинарные взыскания в школах. Школьные учителя ощутили еще больший контроль со стороны священников и местного начальства.

Судебная контрреформа началась с изменения существовавшего порядка проведения дознания и предварительного следствия. Были расширены права жандармерии в этих институтах, что, несомненно, привело к сокращению полномочий штатных судебных следователей.

В 1878 г. после убийства народниками-террористами генерала Мезенцева, возглавлявшего жандармское управление, был принят закон, изменивший подсудность дел о государственных преступлениях. Они передавались под юрисдикцию военных судов . Дела о вооруженном сопротивлении властям, нападении на полицейских чинов и других должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей передавались в военно-окружные суды.

Императорским указом от 20 мая 1885 г. вводилось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое получило право смещать или перемещать судей на нижестоящую должность. Предложения о подобных мерах воздействия на судей готовило Министерство юстиции.

В феврале 1887 г. появился указ, который позволял любое дело по усмотрению начальства объявлять секретным, и судебное заседание должно было проходить в закрытом режиме.

В 1889 г. были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 г. – открытость гражданского суда.

Серьезный удар был нанесен по институту мировых судей. В 1889 г. было опубликовано «Положение о земских участковых начальниках», согласно которому выборность мировых судей отменялась , уездные присутствия по крестьянским делам упразднялись. В уездах вместо мировых судей вводились должности земских участковых начальников. Земские участковые начальники назначались губернатором из местных дворян по согласованию с предводителем дворянства. Их кандидатуры утверждались министром внутренних дел. Они должны были иметь дворянское звание, трехлетний стаж работы в судебных учреждениях и достаточное образование. На земских участковых начальников возлагались полицейско-судебные функции. Они были правомочны рассматривать земельные споры, осуществлять надзор за общинным крестьянским самоуправлением, волостными крестьянскими судами. В их ведение переходили уголовные и гражданские дела, которые ранее по подсудности относились к мировым судам.

Смешение административных, надзорных, судебных, полицейских полномочий, безусловно, противоречило важнейшему принципу правовой реформы 1864 г. – разделению функций администрации, полиции и суда. Справедливости ради следует заметить, что в Москве, Петербурге и Одессе институт мировых судей был сохранен.

В 1892 г. в связи с ростом революционного, в том числе рабочего, движения был издан закон «О военном положении» , позволявший вводить особый режим в местностях, «опасных в революционном отношении». Закон наделял министра внутренних дел, генерал-губернаторов чрезвычайными полномочиями. За сопротивление властям по законам военного положения вводилась смертная казнь через повешение.

Контрреформа земского самоуправления (1890 г.) отвечала интересам дворянства. В связи с введением новых земских начальников царским правительством было пересмотрено положение о земских и городских органах местного самоуправления. По новому Положению о земствах вместо цензового принципа образования местных органов управления был установлен сословный принцип комплектования. В правила избрания представителей были внесены изменения, приведшие к тому, что в органах местного самоуправления подавляющее большинство теперь состояло из личных и потомственных дворян.

Новый порядок формирования органов местного самоуправления привел к тому, что количество депутатов в земское собрание от крестьян уменьшилось, а от дворян, наоборот, увеличилось. Теперь губернатор сам мог назначить в земства представителей из числа крестьян-выборщиков. Одновременно был усилен контроль правительственных органов за деятельностью земств и городских управ. Административные функции и судебная власть передавалась в руки земских помещиков, которым стали подчиняться сельские и волостные сходы.

Городская контрреформа значительно повысила имущественный ценз, что обеспечило сокращение представителей бедных слоев в городской думе и увеличило число богатых в думах примерно в три раза. Новое Городовое положение (1892 г.) существенно поднимало планку имущественного ценза для городских избирателей. Тем самым от выборов в городские органы местного самоуправления были отстранены не только представители малого бизнеса, но и часть средней буржуазии.

И земская, и городская контрреформы проводились с целью ограничить полномочия либеральных органов местного самоуправления, усилить в них влияние консервативного дворянства, ужесточить контроль со стороны губернских и правительственных чиновников.

Как видно из приведенных выше фактов, контрреформы усиливались год от года и затрагивали многие области российского государства и права. Они были направлены на укрепление самодержавия, но, в конечном счете, послужили предпосылками народного гнева, вылившегося в первую русскую революцию 1905–1907 гг.

Следует иметь в виду, что меры реакционного характера являлись в какой-то степени ответом на революционные, антиправительственные выступления и были вызваны прежде всего убийством Александра II. Было бы неправильным утверждать, что в период правления Александра III в России проводилисьтолько контрреформы и ничего положительного не было сделано. Экономическая политикаАлександра III способствовала более быстрому развитию капитализма в нашей стране.

Годы правления 1881-1894

В отличие от Александра 2, Александр 3 был консерватором. Было создано положение об усиленной охране.

Контрреформы Александра III:

Как и его предшественник, он рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М.Н. Катков. Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр ІІІ отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия...». Этот документ вошел в историю как «Положение об усиленной охране», так как он давал правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов, развязывал руки местным административным и полицейским властям в их карательной деятельности. «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

Желанием остановить террор «Народной воли» и установить в стране порядок объясняют переход Александра III в 1881 г. к политике контрреформ. Контрреформы - принятое в исторической литературе название мероприятий правительства Александра III по пересмотру итогов реформ 60-х гг.

Суть контрреформ

Поддержка дворянства как основной социальной опоры правительства, выделение для дворян квот на земских выборах. Правительство через специально учрежденный банк выдавало дворянам льготные кредиты для ведения хозяйства в поместьях.

Ограничение местного самоуправления. Усилился контроль за земствами со стороны правительства.

Русификация национальных окраин. Все национальные окраины были включены в состав губерний.

Высшее образование продолжало развиваться, появилось большое число ведомственных и негосударственных вузов.

Ужесточение цензуры.

Основные направления

1. Ограничение земского и городского самоуправления. Были проведены в 1890 и 1892 гг. Инициатором земской контрреформы был Д.А. Толстой

Учреждение должностей земских участковых начальников, контроль за крестьянским самоуправлением, решение земельных вопросов.

Новое положение о губернских и уездных земских учреждениях, изменение в земской избирательной системе, увеличение числа депутатов от дворян и их сокращение от других сословий.

Новое «Городовое положение», изменение в городской избирательной системе, отстранение от выборов мелких собственников ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе.

2. Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864 г.

- «Положение о мерах к охранению гос. порядка и общественного спокойствия», созданы охранные отделения, вводится политический сыск.

Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам, ликвидированы мировые судьи.

3. Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования

Новые «Временные правила о печати» - любой печатный орган можно закрыть.

Университетский устав 1884 года отменил автономию университетов, введенную Александром II, и отдал всю внутривузовскую жизнь под контроль правительственных чиновников. Согласно этому уставу, политически неблагонадежные, хотя бы и с мировым именем, ученые изгонялись из университетов

5 июня 1887 г. был издан циркуляр, печально известный как «Циркуляр о кухаркиных детях». Им предписывалось ограничить доступ в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат

Толстой и Делянов убедили императора, что следует вплотную заняться и университетами, где угнездилась «революционная зараза». 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, который уничтожил традиционное для всего образованного мира университетское самоуправление. И преподаватели, и студенты попали в зависимость от чиновников - попечителей учебных округов. Хуже всего пришлось студентам. Они не только лишились возможности слушать лекции прекрасных профессоров, которые покинули университеты, но и вынуждены были платить намного больше за свое обучение.

Нововведения в сфере Крестьянства

В 1881 г. все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, отменялось их зависимое временнообязанное положение, понижались выкупные платежи.

Был разработан и проведен ряд мер, направленных к борьбе с крестьянским малоземельем. В этом отношении следует указать три главные меры: во-первых, учреждение Крестьянского банка, при помощи которого крестьяне могли бы иметь дешевый кредит для покупки земель; во-вторых, облегчение аренды казенных земель и оброчных статей, которые отдавались или могли отдаваться в аренду, и, наконец, в-третьих, урегулирование поселений.

В 1884 г. в правилах об аренде казенных земель сказано, что по закону земли отдавались в 12-летнюю аренду и притом без торгов могли их брать только те крестьяне, которые живут не далее 12 верст от арендуемой оброчной статьи.

Результаты контрреформы

Контрреформы Александра III, хотя и затормозили революционное движение в России, вместе с тем «заморозили» накопившиеся социальные противоречия и сделали обстановку в стране, особенно на селе, ещё более взрывоопасной. Волна протестных выступлений пошла на убыль. Историк М.Н. Покровский указывал на «несомненный упадок революционного рабочего движения в середине 80-х годов», что, по его мнению, явилось результатом мер правительства Александра III.

Пошла на спад и террористическая активность. После убийства Александра II было лишь одно удавшееся покушение народовольцев в 1882 году на одесского прокурора Стрельникова, и одно неудавшееся в 1884 году на Александра III. После этого террористических актов в стране не было вплоть до начала XX века.

Тема «Контрреформы Александра 3» является ключевой для понимания того, почему в России произошли три последующие революции, произошло убийство царской семьи и многое другое в первой четверти 20 века. И хотя Александр Третий предпоследний правитель династии Романовых (если не считать Михаила Романова), но акценты, сделанные в его царствование, были продолжены его сыном Николаем Вторым.

Причины контрреформ

Причины такой политики следует искать, на мой взгляд, в Манифесте «О незыблемости самодержавия» от 29 апреля 1881 года. В самом начале находим такие вот строки: «Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления» .

Таким образом мы видим, что первая, и думается, основная причина политики контрреформ коренилась в авторе Манифеста: он искренне верил, что Бог на то и покарал его отца, Александра Второго, за его реформы и вот поставил на престол его сына, возложив на него «священных долг». Напомню, что в это время консервативная идеология в России была представлена Теорией официальной народности, и слова документа напрямую к ней апеллируют.

Вторая причина контрреформ вытекает из первой: правящие круги в России были против быстрого развития, быстрых изменений. А они уже начались: расслоение крестьянства, вызванное , усиление в деревне имущественного неравенства, рост пролетариата — рабочего класса. За всем этим старая власть не могла уследить, ведь она мыслила старыми архетипам: как общество можно охранить от его развития?

Характеристика контрреформ

Печать и образование

  • 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
  • 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
  • 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий).

Данные действия были предприняты против , одна из которых вновь даровала стране университетское самоуправление.

Местное самоуправление

  • Вводился институт земских начальников (из дворян) для усиления контроля за земствами
  • Ограничены права и полномочия земств.
  • В земствах увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий

Эти действия были реализованы с целью преуменьшить роль местного самоуправления, превратить земства в сугубо исполнительный и административный орган управления государства. Последнее не доверяло своему народу. Как это он будет сам собой управлять?

Судебная контрреформа

  • Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881). В соответствии с ним при возникновении революционных волнений, губернаторы получили право вводить в губерниях чрезвычайное положение, что развязывало им руки в отношении революционеров, или их пособников.
  • Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887).
  • Ликвидированы мировые суды (1889), которые могли разбирать мелкие судебные дела.

Данные действия были направлены на ограничение возможностей судов. Многие знают, что суд стал более объективным, был введен суд присяжных, которые могли далеко пойти за стороной защиты. Недаром вторая половина 19 века — время расцвета адвокатуры, что, например, показало .

Крестьянский вопрос

Хотя Александр Третий и не мог повернуть крестьянскую реформу вспять, вопреки нашим ожиданиям кое-что полезное для крестьян было сделано. Так в 1881 году было прекращено упразднено временнообязанное положение крестьянства. Теперь все крестьянские общины переводились на выкуп земли у помещика, попросту — на выкуп. В этом же году выкупные платежи уменьшались на один рубль.

В 1882 году был создан Крестьянский банк для расчетов по крестьянскому вопросу и выкупным платежам. А впериод с 1882 года по 1887 год была отменена подушная подать.

Но не все так было радужно. Так в 1893 году государство ограничило выход крестьян из общины. Александр Третий видел в крестьянской общине залог сохранения и самодержавия и стабильности в России. К тому же, сделав так, государство уменьшило поток крестьян в город и пополнение ими нищего пролетариата.

Последствия контрреформ

Политика контрреформ не способствовала развитию тех направлений, которые были заложены в предшествующее царствование. Быт крестьян как был убогим, так и оставался им. Для характеристики быта можно привести следующий пример.

Как-то Л.Н. Толстой, путешествуя по России, увидел крестьянина, который вез воз картофельной ботвы. «Куда везешь?» — спросил Великий русский писатель крестьянина."Да, вот — от барина". «За что?» — спросил Толстой. «Мы за эту ботву, которую сейчас съедим, должны будем в следующем году поле барину засеять, взрастить и пожать» — отвечал бедолага (Рассказано по книге С.Г. Кара-Мурза «Гражданская война в России»).

Тем ужаснее остается смысл от слов Николая Второго, что все настроения на изменения — беспочвенны. Тем определеннее становится понимание причин трех революций в России в первой четверти 20 века.

Post Scriptum: разумеется, мы не смогли в этой короткой статье осветить многие важные аспекты темы. Получить целостное представление об истории России и Всемирной истории, а также понять, как решать тесты ЕГЭ по истории Вы сможете изучив , а также на наших курсах подготовки к ЕГЭ .

С уважением, Андрей Пучков

Это трагическое событие привело к тому, что линия реформ была оборвана. На престол взошел Александр III (1881 — 1894 гг.) . Он вошел в историю как “Миротворец ”, т.к. был противником разрешения международных конфликтов военными методами. Во внутренних делах он был глубоко консервативен.

8 марта 1881 г. Совет министров отверг конституцию Лорис-Меликова. 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест “О незыблемости самодержавия ”.

14 августа 1881 г . было утверждено “Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия ”, по которому любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, а каждый ее житель подвергнут аресту, сослан без суда на пять лет, предан военному суду. Местная администрация получила право закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Изданное как временное, сроком на три года, это Положение возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г. Контрреформы 1882 — 1893 гг. свели на нет многое положительное из того, что дали реформы 1863 — 1874 гг. Они ограничили свободу печати, самостоятельность местного самоуправления и его демократичность.

Контрреформы конца XIX в. фактически ликвидировали путь демократических преобразований, открытых реформой.

Россия в пореформенный период

Реформы 60 — 70-х гг . дали толчок развитию капитализма в России . Развитие рынка свободной рабочей силы привело к быстрым темпам роста численности рабочего класса, во второй половине XIX в. он вырос в два раза составил 51 % населения страны.

Получило простор развитие предпринимательства, что выражалось в развитии частной промышленности, торговле, железнодорожном строительстве, росте и благоустройстве городов. Железные дороги сыграли большую роль в развитии внутреннего рынка, освоении новых районов страны, соединили огромные пространства России в единый хозяйственный комплекс.

Одна из характерных примет пореформенной России: развитие коммерческих структур . Так в 1846 г. возник первый акционерный Санкт-Петербургский частный коммерческий банк. К началу 1881 г. в России насчитывалось 33 акционерных коммерческих банка с капиталом в 97 млн. руб. Начали создаваться акционерные страховые общества, биржи.

Промышленность в России была развита неравномерно как по районам сосредоточения, так и по отраслям, и характеризовалась высокой степенью концентрации промышленного производства . В конце 70-х гг. в России было около 4,5 % крупных предприятий, дававших 55 % всей промышленной продукции. Число крупных предприятий с 1000 и более рабочих с 1866 г. по 1890 г. выросло вдвое, численность рабочих в них — втрое, а сумма производства — впятеро.

Привлекательным для иностранного капитала были дешевые рабочие руки, богатые сырьевые ресурсы, высокие прибыли. Общая сумма иностранных капиталовложений в экономику России в 1887 — 1913 гг. составила 1783 млн. руб., и их воздействие на хозяйство страны нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны, они действительно ускорили капиталистическое развитие России. Но ценой этого были разные экономические уступки: благоприятные пошлинные тарифы, условия производства и сбыта. Однако иностранному капиталу не удалось приспособить к своим интересам российскую экономику: страна не стала ни колонией, ни полуколонией. Это говорило об уровне развития капитализма и жизнеспособности отечественного предпринимательства.

В пореформенный период усиливается развитие капитализма в сельском хозяйстве, но темпы развития капитализма сдерживались многочисленными феодальными пережитками.

В России сформировались два основных типа российских капиталистов . Первый был представлен монополистами, имеющими в основе семейную фирму . Впоследствии она превращалась в акционерное общество с узким кругом владельцев крупных паев.

Это были потомственные предприниматели. Наибольшее развитие этот тип буржуазных предпринимателей получил в среде московской торгово-промышленной буржуазии.

Таковыми были Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, “хлопковые бароны” Кнопы, клан Вогау и др. Уже в названии фирмы нередко подчеркивался ее семейный характер. Товарищество “И. Коновалов с сыном” специализировались, например, на выпуске бельевого и одежного товара, а московское товарищество “Братьев Крестовниковых” владело прядильным и химическим производством, “Товарищество А.И. Абрикосов и Сыновья” было связано с конфетным производством.

Другой тип российского крупного капитала представлял довольно узкий слой финансовой олигархии , преимущественно петербургской. Этот слой формировался из числа высших служащих банковских и промышленных монополий. Можно назвать таких финансистов, как И.Е. Ададуров — председатель правления Российского торгово-промышленного банка, К.Л. Вахтер — председатель правления Петербургского частного банка, Э.Е. Мендес — председатель правления Русского для внешней торговли банка и др.

Существовала еще одна многочисленная группа капиталистов, преимущественно провинциальных, которая действовала, в основном, в сфере торговли.

В ходе промышленного переворота в конце 80-х гг. XIX в., в России сформировались основные классы капиталистического обществарабочий класс и крупная промышленная буржуазия , которая оттеснила на второй план господствующих ранее в экономике представителей торгового капитала.

К началу XX в. из 125,6 млн. чел. населения страны численность крупной торгово-промышленной буржуазии составила 1,5 млн. чел. На ее долю приходилось 70 % прибыли крупных предприятий, что было свидетельством экономического господства буржуазии. Однако ее политическая роль в обществе была недостаточно велика.

В условиях российского абсолютизма торгово-промышленное предпринимательство зависело от государственных структур. Они за долгую эволюцию капитализма в России сумели приспособиться друг к другу. Российскую буржуазию устраивало то, что их предприятия обеспечивались государственными заказами, имелась возможность за счет колониальной политики царизма получить рынки сбыта, дешевое сырье, дешевые рабочие руки и большие прибыли. Царизм с его мощным репрессивным аппаратом защищал буржуазию и от стремительно возрастающей революционности российского пролетариата и крестьянства. Это привело к запоздалой консолидации буржуазии в класс, осознанию ею своей исторической роли, определенному политическому консерватизму и политической инертности.

Несмотря на то, что на исходе XIX в. Россия оставалась преимущественно страной аграрной (из 125,6 млн. населения 93,7 млн., т.е. 75 % было занято в сельском хозяйстве), капиталистическое развитие страны набирало темпы. К началу 80-х гг. в России завершился промышленный переворот , выразившийся в том, что сформировалась индустриально-техническая база российского капитализма.

Государство вступило на путь четко выраженного внешнеэкономического протекционизма. Такая направленность экономической политики царизма еще больше укрепилась в 90-х гг. XIX в. Этому во многом способствовала деятельность Сергея Юльевича Витте.

Россия в конце XIX — начале ХХ вв.

В начале ХХ в. происходили существенные изменения в экономике страны. Россия вступала в стадию монополистического капитализма , хотя отставание по темпам, объемам производимой продукции и техническим показателям по сравнению со странами Запада сохранялось. Но о качестве новых явлений в российской экономике говорит многое. И прежде всего — это образование промышленных и банковских монополий. Первые монополии в России возникли в конце XIX в. В 90-е гг., во время промышленного подъема, и в 1900 — 1903 гг., в период кризиса, начался их бурный рост. В это время оформляются нефтяные тресты, крупнейшие синдикаты в металлургической (“Продамет”) и угольной (“Продуголь”) промышленности, “Продпаровоз” и “Продвагон” — в транспортном машиностроении, в металлообрабатывающей промышленности — военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка.

Сложились мощные банковские монополии. За 1908 — 1913 гг. общее число банков вместе с их филиалами увеличилось в России вдвое и достигло 2393. В 2,5 раза возросли ресурсы всех коммерческих банков (до 7 млрд. руб.) и их активные операции — до 6 млрд. руб. Основу кредитной системы составляли Государственный банк, Центральный эмиссионный банк и акционерные коммерческие банки, в которых в 1917 г. было сосредоточено 70 % вкладов и текущих счетов. Ведущую роль среди банковских монополий играли Русско-Азиатский и Петербургский международные коммерческие банки. Активно в начале века шел процесс сращивания промышленных и банковских монополий.

Монополистические организации становились одной из основ экономической жизни страны.

Однако в целом условия для развития национальной промышленности в России складывались неблагоприятно, так как достигнутый уровень развития был недостаточен. Он не позволял российской промышленности успешно конкурировать с промышленностью более развитых стран Запада, а это означало отсутствие гарантий стабильности развития. Успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства, которая была одним из существенных элементов торгово-промышленной политики царизма. Для обеспечения повышения доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику.

Таким образом, несмотря на попытки самодержавия приспособиться к развитию капитализма в стране, было очевидно, что противоречия, существовавшие между царизмом и буржуазией, вернее, между феодализмом и капитализмом, будут нарастать.

Буржуазия постепенно становится ведущей силой в экономике страны, но политическую роль страны определяла не она, а дворянство , представители которого занимали ключевые посты в органах управления, владели большим земельным фондом. Опираясь на дворянство, царь самодержавно правил Россией, сосредоточив в своих руках всю законодательную и исполнительную власть.

В то время, как повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма, Российская империя оставалась в конце XIX — начале ХХ вв. последним оплотом абсолютизма , а власть императора не ограничивалась никакими выборными структурами. Незыблемость принципа царской власти была подтверждена новым российским императором Николаем II , взошедшим на престол в 1894 г . “Милый Ники”, как называли его в семье, в 26 лет превратился в самодержца. 17 января 1895 г., принимая в Зимнем дворце представителей от земства и городов, Николай II сказал: “Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления: пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель”.

Вся внутренняя политика Николая II состояла в том, чтобы не поступиться основными самодержавными принципами, законсервировать существующие порядки. Но в условиях нарастающего социально-политического кризиса в России снять социальную напряженность такими методами было уже невозможно.

Вступление на престол Александра III. После убийства Александра II и вступления на престол Александра III политика лавирования постепенно сменяется новым курсом. Сторонники реакции берут верх над сторонниками уступок и реформ. Вскоре 29 апреля 1881 года был опубликован составленный Победоносцевым царский манифест, в котором объявлялось о незыблемости самодержавной власти и о том, что она будет охраняться новым царем “от всяких на нее поползновений”.

Причины перехода к контрреформам:

1.Страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов. Александр Ш предпочел опереться на реакционеров: Д.А. Толстого, К.П. Победоносцева, В.П. Мещерского. Власть видела свою опору в дворянстве и патриархальном крестьянстве. Характерно, что позиция самих крестьян реакционеров не интересовала, что привело впоследствии к грубым просчетам в политике.

2.Начавшаяся при Александра II модернизация общества сама порождала собственных противников и множила их ряды. Самодержавие лишь попыталось встать во главе этих сил и использовать их в своих интересах.

“Контрреформы” Александра III . Резко поворачивая к дореформенным порядкам, Александр III, Победоносцев и их единомышленники поступали по-своему логично. С их точки зрения, преобразования предшествующего царствования не принесли России ни успокоения, ни подобающего международного престижа. Ущемив права дворянства, Александр II не приобрёл для монархии новых союзников. Однако контрреформаторы забывали об одном – страна не может вернуться на ту же самую точку исторического развития, которую она покинула 20 лет назад.

В течение года после смерти Александра II в правящих сферах существовали некоторые колебания и разногласия по поводу дальнейшего направления внутренней политики.

Новый царь Александр Ш, начавший свое царствование казнью народовольцев Желябова, Софьи Перовской и Кибальчича. Он питал отвращение ко всяким сколько-либо прогрессивным движениям века, все они были для него ”паршивым либерализмом‘. Он безгранично верил в полицейскую дубину и вполне заслуженно получил кличку ‘будочника на престоле’.

Одним из основных вдохновителей реакционной политики явился К.Победоносцев , ’обер-прокурор’ святейшего’ Синода. В малейших уступках общественному мнению он видел гибель России. Д. Толстой , ставший в 1882 году министром внутренних дел, подобно Победосцеву, пользовался при Александре Ш громадным влияние. Это был закоренелый враг литературы и печати, истинного просвещения.

Первым мероприятием по осуществлению нового курса стало принятие «Положения о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия» (1881 г.). Согласно ему, любая местность могла быть объявлена министром внутренних дел на положении усиленной или чрезвычайной охраны. Это давало право местным властям издавать обязательные постановления, закрывать торгово-промышленные и учебные заведения, запрещать собрания и деятельность органов печати, высылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке.

В августе 1882 года были приняты новые ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА О ПЕЧАТИ . Совещание четырёх министров получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. Согласно им, после третьего предупреждения издание приостанавливалось.

С 1883 года стали действовать ОХРАННЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ (охранка) жандармские органы, которые специализировались на агентурной работе.

В 1884 г. был издан НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ УСТАВ, уничтожавший университетскую автономию . Во главе университета были поставлены попечитель и назначаемый министром народного просвещения ректор облеченный широкими административными полномочиями; соответственно сузились права и значение ученых коллегий и совета. Профессора назначались министром, а деканы - попечителем учебного округа, университеты полностью зависели от попечителей. Положение студентов подробно регламентировалось особыми правилами. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителей учебных округов.

В 1887году министр народного просвещения И.Д. Делянов издал “ЦИРКУЛЯР О КУХАРКИНЫХ ДЕТЯХ ”. Он закрывал доступ в гимназии детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. д. Все эти меры были направлены на возрождение сословности в образовании. С этой же целью была повышена плата за обучение.

12 июля 1889г. было издано “ПОЛОЖЕНИЕ О ЗЕМСКИХ УЧАСТКОВЫХ НАЧАЛЬНИКАХ ”, его целью было создание” крепкой и близкой к народу власти”. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения и высшее или среднее образование. Земский начальник сосредоточивал в своих руках жесткий контроль над крестьянскими общинами, административную и судебную власть. Они могли приостанавливать любые решения сельского схода и волостного суда, назначать волостных судей, налагать денежные штрафы и подвергать арестам в административном порядке по своему усмотрению. Мировой суд был уничтожен, а его права были переданы земским начальникам.

Изданное в 1890г. НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ усилило роль дворянского элемента в земских учреждениях, контроль администрации над этими учреждениями. Резко был усилен правительственный контроль за земствами. Для этого в губерниях были созданы специальные учреждения - губернские по земским делам присутствия - из числа чиновников и всех уездных предводителей дворянства под председательством губернатора.

Было введено НОВОЕ ГОРОДСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1892 г., по которому был изменен порядок выборов и в городские думы. К выборам стали допускаться лишь владельцы недвижимой собственности в столицах стоимостью не ниже 3 тысяч рублей, в губернских городах - 1,5 тысячи рублей, в других городах - 1 тысячи рублей. В выборах теперь участвовали лишь дворяне, крупные буржуа и некоторая часть средней буржуазии. Число избирателей резко сократилось.

- Изменение судебной системы. В уезде действовали уездные окружные суды, члены которых рассматривали дела, изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городах вместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции. Кроме того, в 1885 г. наряду с кассационными департаментами Сената организовано специальное административное (Первое) присутствие. В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний , объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным»

Возрождение и развитие теории официальной народности.

Был принят ряд мер по НАСИЛЬСТВЕННОЙ РУСИФИКАЦИИ ОКРАИН, которая заключалась в преследовании “иноверцев” (не христиан), в натравливании одной нации на другую. Был принят ряд стеснительных мер в отношении евреев. Черта еврейской оседлости была сокращена, и в пределах. В 1887 г. была введена печально известная “ПРОЦЕНТНАЯ НОРМА” для еврейских детей при поступлении в учебные заведения.

Итоги и значение контрреформ. Переход самодержавия в начале 80-х гг. к прямой и неприкрытой реакции оказался возможным в результате поражения революционеров в 1881 г., слабости крепостного и рабочего движения, бессилия либеральной оппозиции.

Главная задача, которую ставило себе самодержавие, заключалось в том, чтобы укрепить класс помещиков, позиции которого были подорваны условиями социально-экономического развития пореформенной России. Однако политика “контрреформ” вовсе не говорила о силе самодержавия. Она свидетельствовала о всё большем страхе перед усиливавшейся классовой борьбой как в городе, так и в деревне

Однако реакции не удалось осуществить программу контрреформ в том объёме, в каком она была задумана. Попытка реакции пойти по пути “исправления роковых ошибок 60-х г.” (буржуазных реформ) была сорвана начавшимся с середины 90-х г. новым подъёмом революционного движения. На арену революционной борьбы выступил пролетариат, поднявший народные массы на сознательную политическую борьбу.