Урок история либеральные реформы александра 2. Презентация на тему Александр II и его реформы. IV. Закрепление темы

Краткое описание

1. Образовательная: Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы; Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.

Описание

Тип урока : Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.

Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.

Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.
Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).
План урока:
1. Организационное начало урока, актуализация знаний.
Вызов (метод «Корзина») ………
- Что мы знаем о личности Александра II (учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).
Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)
- Что мы хотели бы узнать о Александре II ? (ответы учащихся).
Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII ?
Сообщение о личности Александра II
- Что мы узнали нового о Александре II ? (учащиеся отвечают на вопрос).
Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.
- Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?
- Как проходила подготовка и отмена крепостного права?
Слайд презентация .
Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).
1. Поражение в Крымской войне
2. Кризис феодальной крепостной системы.
3.Крестьянские выступления.
Подготовка отмены крепостного права.
1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева…
19 февраля 1861 год царь подписал Манифест об освобождении крестьян.
- Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?
- Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными .
Плата за землю называлась – выкупными платежами . Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками . В некоторых краях возникали беспорядки (село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).
Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути
.
Физкульт. минутка.

2. Осмысление.
Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.
Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:
Прочитать текст (параграф 31 стр.383-384), выделить проблему «голова рыбы», найти пути решения « скелет рыбы», сделать вывод «хвост рыбы» (оформить в таблицу).

1группа – Земская реформа
2 группа – Военная реформа
3 группа – Городская реформа
4 группа – Судебная реформа
5 группа – реформа в области образования
Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».

Название реформы (год)
содержание
значение
Земская реформа (1864год)
Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.
Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные.
Городская реформа (1870 год)
Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги).
Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом.
Военная реформа (1874 год)
Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам
Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа.
Судебная реформа (1864 год)
Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов)
Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды.
Реформа в области образования. (1863 – 1864 год)
1863г.Принят Университетский устав, предоставляющий широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления решались на советах, избирали ректора. 1864 году принят школьный устав. Вводились гимназии и реальные училища. В гимназиях преподавались гуманитарные науки и иностранные языки, готовили к поступлению в университет. В реальных училищах предпочтение отдавалось точным наукам, для поступления в высшие технические заведения. Широко развивалось начальное школьное образование для крестьян.
Уровень образованности населения значительно возрос, но дети дворян имели больше возможности закончить высшие учебные заведения.

3.Рефлексия . Выступление по группам, заполнение таблицы.
Вывод: Реформы 60-70-х годов носили прогрессивный характер, но сохранились феодальные пережитки. Россия вступила на путь индустриального общества.
Синквейн (синтезирование информации).
1. Реформы.
2. прогрессивные, половинчатые.
3. готовились, проводились, обсуждались.
4. Россия вступила на путь капитализма.
5. Прогресс.
Домашнее задание. Параграф 31, ответить на вопрос « В чьих интересах больше проведены были реформы, крестьян или помещиков и почему?».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 8100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Открытый урок 10 кл..doc

Урок истории 10 класс (профильный).

Тема: « Реформы Александра II ».

Учитель истории: Щербинина Елена Владимировна.

Цель урока: 1. Образовательная : - Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы,

Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.

2. Развивающаяся : Способствовать повышению уровня развития личности, через информационные (работа с таблицей, умение отбирать материал, резюмировать, составлять сообщения, таблицы) и коммуникативные компетенции (отвечать на проблемные вопросы).

3. Воспитательная : Содействовать развитию ценностного отношения к Отечественной истории, формированию чувства патриотизма.

Тип урока : Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.

Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.

Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.

Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).

План урока:

1. Организационное начало урока, актуализация знаний.

Вызов (метод «Корзина») ………

Что мы знаем о личности Александра II (учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).

Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)

Что мы хотели бы узнать о Александре II ? (ответы учащихся).

Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII ?

Сообщение о личности Александра II

Что мы узнали нового о Александре II ? (учащиеся отвечают на вопрос).

Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.

Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?

Как проходила подготовка и отмена крепостного права?

Слайд презентация .

Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).

1. Поражение в Крымской войне

2. Кризис феодальной крепостной системы.

3.Крестьянские выступления.

Подготовка отмены крепостного права.

1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева..

Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?

Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными .

Плата за землю называлась – выкупными платежами . Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками . В некоторых краях возникали беспорядки (село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).

Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути

Физкульт. минутка.

2. Осмысление.

Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.

Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:

1группа – Земская реформа

2 группа – Военная реформа

3 группа – Городская реформа

4 группа – Судебная реформа

5 группа – реформа в области образования

Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».

Название реформы (год)

значение

Земская реформа (1864год)

Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.

Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные.

Городская реформа (1870 год)

Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги).

Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом.

Военная реформа (1874 год)

Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам

Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа.

Судебная реформа (1864 год)

Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов)

Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды.

Реформа в области образования. (1863 – 1864 год)

Александр II и его реформы

Введение

Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования.

Глава 2. Отмена крепостного права.

Глава 3. Буржуазные реформы Александра II.

Заключение. Последствия реформ Александра II.

Список использованной литературы.

Введение.

Реформы, проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решил рассказать о реформах этого великого императора и попытался проанализировать их.

Прежде всего, в первой главе я сказал несколько слов о личности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.

Вторую главу я посвятил проблеме отмены крепостного права, потому что, на мой взгляд, эта реформа явилась самой значительной не только за время его царствования, но и за все столетие.

В третьей главе я рассказал о прочих буржуазных реформах, таких как земская реформа, судебная, военная, образовательная, хозяйственная.

В заключении я попытался оценить последствия реформ Александра II.

Личность императора Александра Николаевича в первые годы его царствования.

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной «муштры» того времени не смог.

В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца, и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем «начал Священного Союза», руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: «повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее… », говорили, что «государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. » В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал «откровенного изложения всех недостатков». Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности… „

Отмена крепостного права.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.

Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь удобной формы эксплуатации?

Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению “лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу. » В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян.

В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

Для сравнения приведем данные: 1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений; 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений; 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Как мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем. Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянские волнения перерастут во «вторую пугачевщину».

Кроме того, поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны.

Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ в. сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, - 8 Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т.д.

В. И. Ленин называл обстановку общественно-политического кризиса в России на рубеже 50-60-х годов «революционной ситуацией» и выделял три ее объективных признака: 1) «кризис верхов», выражавшийся в их невозможности «управлять по старому»; 2) «обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов»; 3) «значительное повышение активности масс», не желавших «жить по-старому».

Но революционные силы были настолько слабы, что с помощью проведения ряда буржуазных реформ, самодержавие не только смогло выйти из кризиса, но и укрепить свои позиции. Вот в какой обстановке проводилась отмена крепостного права.

К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ними) немедленно в собственность и бесплатно («в дар») четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного» (крестьяне называли его «сиротским»).

19 февраля «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотел бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

По «Положениям» было введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством «выкупной системы». В «Положениях „указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет “Выкупными платежами».

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику.

Это следовало изложить в «уставной грамоте» в течение одного года с момента освобождения.

Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока, по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп, не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда, к 1881 году их оставалось не более 15%).

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

Буржуазные реформы Александра II.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ - в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

PAGE_BREAK--

Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой- 12 земским корпорациям.

16 июня 1870 года было издано «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).

Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т.п.).

Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, мере наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.

Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21- 14 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д. А. Милютиным).

Военные расходы, вызванные Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время заставило правительство выйти из рамок бюджета. Правительство брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, одна из которых - отмена винных откупов.

При Екатерине II частные лица «откупали» право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому порядку вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось «акцизом» (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сети железных дорог. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).

Россия начала терять характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с пре - 16 обладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества.

Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища.

Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.

Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

Заключение.

Последствия реформ Александра II.

Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

Мне хотелось бы закончить словами А. А. Кизеветтера о правлении Александра II: «Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования. „

Список использованной литературы:

1. С. Ф. Платонов “Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая школа», 1993 год.

2. С. Ф. Платонов «Учебник русской истории», Санкт-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1993 год.

3. С. Ф. Платонов «Собрание сочинений», т. 1.

4. В. А. Федоров «Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века», Москва, издательство «Манускрипт», 1993 год.

Открытый урок по истории по теме:

«Россия в эпоху великих реформ Александра II»

Еренкова В.М., преподаватель

истории

Белгород, 2014

Урок построен на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Деятельностный подход на уроке осуществляется через использование активных методик, постановку проблемных вопросов, организацию опережающей самостоятельной исследовательской деятельности, рефлексивную деятельность.

Цель урока: организация работы по повторению знаний, понятий, событий, научных фактов, полученных при изучении тем раздела «Россия в XIXвеке» и исследованию проблемы отмены крепостного права,анализу деятельности Александра Второго.

Задачи:

    образовательные:

проанализировать причины отмены крепостного права и этапы подготовки реформы;

познакомить студентов с личностью Александра II;

исследовать основные положения реформы 1861 года;

познакомить студентов с реформами 60-70х годов,показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность реформ, с другой

закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий; знакомство с историческими персоналиями

    воспитательные:

способствовать воспитанию чувства любви к Родине и гордости за историю своего народа,понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей

    развивающие

способствовать развитию у студентов умения обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

продолжить развивать навыки работы с историческими картинами, с историческими документами и текстами;

способствовать умению проводить комплексный поиск исторической информации в источнике разного типа, систематизировать разнообразную историческую информацию, анализировать иллюстративый материал, участвовать в групповой работе, представлять результаты индивидуальной работы, уметь публично выступать.

Форма проведения учебного занятия : урок

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приемы: словесный (объяснение, рассказ, опережающее задание-сообщение), наглядный (настенная карта, атласы, иллюстрации, схемы, видео метод), элементы метода проблемного обучения, исследовательского метода, частично-поискового, системно-деятельностного, личностно-ориентированного методов

Оборудование: «История: учебник для СПО» - В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.2014 (§60); «История России. Конец 17-19 век. 10 класс; учебник для общеобразовательных учреждений;Профильный уровень. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров – М, 2008г, (§68 - §71); Поурочные разработки по истории России XIXв. Колганова Е.В, Сумакова Н.В – М, 2005/с132-153; Презентация по теме «Россия во второй половине 19 века»; карта «Отмена крепостного права в России в 1861 года»; Портрет Жуковского В.А, НиколаяI, Александра II,Н.А. Милютина, Я.Н. Ростовцева; видеофильм «Романовы» фильм 7; репродукция картины Мясоедова Г.Г. «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года»; Сообщение «Император Александр 2 – сын царя, воспитанник поэта» ; раздаточный материал «Исторические документы»

Основные понятия: временнообязанное состояние, личная свобода,уставные грамоты,

мировые посредники,выкупная сделка,отрезки,прирезки,выкупные платежи

Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.

План урока

Этапы Урока

Организационный момент:

Приветствие;

Отметка присутствующих;

Настрой на урок (все готовы к уроку, настроение хорошее, головы свежие, огромное желание пополнять багаж знаний через изучение новой темы);

Мотивация;

Приглашение к работе на уроке (в парах, по рядам, коллективно, индивидуально).

Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу:

Проверка домашнего задания;

Разминка (опрос);

Запись в тетрадях темы урока в тетрадь и определение цели урока (это делают сами студенты);

Постановка проблемного задания.

Ориентировочно-мотивационный этап.

Изучение нового материала:

1. Причины отмены крепостного права

2. Личность Александра Второго

3. Основные положения реформы 1861года

4. Великие реформы 60-70-х.годов

Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. (Проверочный тест).

Рефлексивно-оценочный этап

Домашнее задание

Ход урока

Эпиграф урока:

«Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»

I . Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя. Приветствие преподавателя, который настраивает студентов на активную работу на урок. Проверка отсутствующих.

Слова преподавателя. Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы изучали историю 19 века. Сегодня нам предстоит исследовать еще одну яркую,удивительную, значимую страницу нашей истории, связанную с эпохой Александра II.Я приглашаю вас к активной работе на уроке.

II . Ориентировочно-мотивационный этап.

Преподаватель читает тему урока и цель урока(план на доске)

Всем ходом нашего урока мы должны дать ответ на проблемный вопрос

« Правомерно ли реформу 1861 года называть Великой? (Ваше мнение) .

Преподаватель привлекает внимание учащихся к портрету АлександраВторого, определяя рамки его правления и аккумулирует внимание всего класса на эпиграфе урока «Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»

III . Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу.

Слова преподавателя. Итак, задачи перед вами поставлены масштабные, а для их реализации я призываю вас к активной работе на уроке.

Начинаем работать. Давайте перенесемся в эпоху Николая I.

С какими событиями вы связываете эту эпоху?

Студенты называют свои ассоциативные связи: восстание на Сенатской площади, казнь декабристов, допросы, проводимые Николаем I , первая железная дорога, Крымская война, Кавказская война, подавление восстание в Польше и подавление Венгерской революции и т.д.

Разминка:

I . «Соотнесите: дата – событие».

1837 б)«чугунный» устав (ужесточение цензуры)

1839-1843 в)финансовая реформа

1842 г)указ об обязанных крестьянах

1847-1848 д)казнь декабристов

1826 е)создание III отделения

1834 ж)создание Министерства государственных имуществ

1853-1856 з)подавление Венгерской революции

1839 и)Крымская война

1830-1831 к)восстание в Польше

л)создание «теории официальной народности»

II . «Поясните словосочетания и термины »: «чугунный устав», инвентарная реформа, кодификация, «жандарм Европы», фасадная империя, «мрачное семилетие», «апогей самодержавия», западники и славянофилы, «теория официальной народности», петрашевцы и т.д

III . «Как удалось солдафону, фельдфебелю 30 лет управлять страной? »

Ответ студентов: Около него были яркие личности, которые знали и отлично выполняли свое дело. Это – М.М. Сперанский, Ф.Е. Канкрин, А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров, П.Д.Киселев.

Преподаватель на экране выводит портреты, а студенты характеризуют деятельность каждого из них.(Приложение №1)

Да, много проблем решил Николай I за годы своего правления, но к одной не хотел прикасаться. К какой?

Ответ студентов: «Крепостное право – это зло, но ещё более губительно к нему прикасаться». На доске даты – этапы закрепощения крестьян.

Дайте им анализ: 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

IV . На столах у каждого лежат отрывки из исторических документов. (Приложение №2). Задание к документу :

Внимательно прочитайте текст и дайте определение «крепостное право – это…»

Студенты коллективно работаю, определяя черты, признаки и дают обобщенное определение: « Крепостное право – это форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование повинности: барщину и оброк,а также подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьяне являются собственностью помещика».

Вопрос группе: Когда произошло окончательное закрепощение? – 1649. Попытались ли императоры в 19в. решить проблему освобождения крестьян? - Да. Как решалась эта проблема?

Ответучащихся (можно предложить им соотношения):

1803 - Указ о вольных хлебопашцах.

1816-1819- Отмена крепостной зависимости в Прибалтике.

1842 - Указ об обязательных крестьянах.

1847 – 1848 – Инвентарная реформа.

Микроитог студентов : Но, к сожалению, никому из императоров, выше названных,не удалось близко подойти к решению этой проблемы.

Преподаватель благодарит студентов за активную работу и переходит к изучению нового материала

IV . Изучение нового материала.

Отменить крепостное право смог он – Александр Второй (обратиться к эпиграфу, показать фрагмент видеофильма)

Слова преподавателя:

- Давайте докажем, что воспитание и формирование личности Александра 2 сыграли существенное значение в решении проблемы отмены крепостного права . Показать на экране портреты Жуковского, Александра II, Николая I.

Заслушать сообщение «Воспитание Александра II» (Захарова Л.Г. Александр II. Российские самодержцы (1801 – 1917) – М.1994, - с.163-171.

Преподаватель добавляет: Александр II вступил на престол в 37 лет. Будучи наследником он занимался государственными делами. Уроки Крымской войны, кризис феодально – крепостнической системы говорили, о необходимости безотлагательно решать эту проблему.

- Каковы причины отмены крепостного права? (На экран выводится слайд и студенты наполняют содержанием каждый пункт). (Приложение №3.)

Преподаватель: Принятие любого законодательного акта это длительный процесс, который включает в себя стадии: разработка, обсуждение, принятие. На все это ушло 7 лет. Тем более, что отмена крепостного права дело новое: в России не было ни конституции, ни парламента, ни Совета Министров. Пришлось создавать систему центральных органов для разработки проекта реформ.

Выступая перед дворянами в марте 1856г. Александр II скажет: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, чем ждать того времени, когда оно начнет уничтожаться снизу» Показать видеофильм Романовы (ф7, Александр II Приложение№4).

Преподаватель: Об отмене крепостного права возвестил Манифест«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». (Можно текст видеофильма).

Включение нового знания в систему знаний

Практические условия освобождения были определены в 17 актах – «Положениях, о крестьянах выходящих из крепостной зависимости». «Манифест» и «Положение» касались 3 основных вопросов

-Предлагаю работу по рядам: Из §70 – выписать в тетрадь основные положения реформы:

А)личное освобождение крестьян

Б)наделение землей

В)выкупная сделка.

Студенты за 3 минуты выписывают основные положения по касающейся их проблеме, а затем идет обсуждение. Преподаватель на доске записывает все новые термины и словосочетания:

Временнообязанное состояние;

Личная свобода;

Уставные грамоты;

Мировые посредники;

Выкупная сделка;

Отрезки;

Прирезки и т.д. Студенты дают им определения.

Обсуждение результатов работы группы

На экране появляется репродукция картины Г.Г. Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.» (Приложение №5), а студенты получают задания по документу №2 (Приложение№2).

Прочитайте документ и объясните такое отношение крестьян к реформе?

Как восприняли крестьяне реформу 1861г.?

Чем объясняется их реакция?

Что думают изображенные на картине люди?

Обсуждение проблемного вопроса,поставленног в начале урока

Преподаватель: Вернемся к проблеме нашего урока.

В чем же историческое значение реформы 1861г?

Правомерно ли эту реформу назвать Великой?

Студенты называют итоги:

    Покончено с крепостным рабством.

    30 млн. крепостных получили свободу.

    Россия стала на путь капиталистических отношений.

    Реформа создала условия для модернизации экономики.

    Способствовала изменению крестьянства.

    Стала переломным моментом в истории России.

    Положила начало преобразованиям во всех сферах: земская реформа(1864г); судебная реформа (1864г); городская реформа (1870г); военная (1874г); реформа образования.

8) Впервые в России были подняты вопросы о конституции и правовом государстве.

Но – сохранилось помещичье землевладение, малоземелье, нищета, экономическая зависимость от помещиков до 1906г. крестьяне платили выкупные платежи.

V. Закрепление изученного материала.

Исторический диктант (Приложение №6).

VI .Рефлексивно-оценочный этап

Оценки студентам.

VI I . Задание на дом: Заполнить таблицу (реформа, содержание, значение).

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Курганинска Краснодарского края

Конспект урока по истории России

на тему

« Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века».


подготовила

учитель истории

Боброва Светлана Валерьевна

Тема урока: Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века.

Цель урока :

1.Познакомить учащихся с реформами 60-70-х годов, Выявить их либеральный характер. Сформировать представление о сущности буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в, изменения в системе местного управления; основные положения земской и городской реформы; функции органов местного самоуправления; сущность судебной реформы; основные направления военной реформы; изменения принципа комплектования армии;

2 .Продолжить формирование навыка работы с документами, умения анализировать, находить причинно-следственные связи, высказывать свою точку зрения, давать собственную оценку историческим событиям.

3.Формировать активную жизненную и гражданскую позицию.

Основные понятия : земство; куриальная система выборов; гражданское общество; правовое государство; суд присяжных; мировой суд; всеобщая воинская повинность; университетская автономия.

Оборудование урока: документы учебника, рабочая тетрадь, презентация .

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Что такое изменения или преобразования в общественной жизни?

Какие види преобразований вы знаете.(На доске две стрелки) Что этими стрелками учитель попытался передать)

Учащиеся должны вспомнить два вида преобразований: революция – идущая «снизу» от народа и реформа- «сверху»от правительства.

- Кто такой консерватор (тот кто придерживается старых порядков)

- Кто такой либерал? (выступал за внедрение чего-то нового.

Александр 2 начал с реформы отмены крепостного права, и на это не остановился. Какие сферы требовали изменений?

Дети пробуют назвать (военная, образовательная, судопроизводство и т.д.)

1. Реформа местного самоуправления (земская и городская)

Отмена крепостного права привела к необходимости прове­дения буржуазных реформ и в других областях государствен­ной жизни.

В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бес­сословные выборные органы местного самоуправления - зем­ства. Они были призваны привлечь к решению местных про­блем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

В губерниях и уездах создавались земские собрания, выпол­нявшие функции распорядительных органов, и земские уп­равы - исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели (только мужчины) делились на три ку­рии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (го­родская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В зем­ские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сосло­вий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы.

земства

земское собрание земская управа

(распорядительный (исполнительный орган,

орган, из представи- работал 3 года, избирался

телей всех сословий земским собранием)

в лице депутатов,

работал 3 года).

В ведении земств находились вопросы местного значения:

строительство и содержание дорог на местах;

открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.;

оказание продовольственной помощи населению в неуро­жайные годы;

оказание агрономической помощи крестьянам;

сбор статистических сведений.

Значение создания земств

1.Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве.

2. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппози­ционной силой бюрократии и самодержавию.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Были созданы городские думы и городские управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право изби­рать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владель­цы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В обще­ственном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались поли­тикой.

городское самоуправление

городская дума городская управа

(распорядительный орган, (исполнительный орган)

состоит из выбранных депутатов)

городские думы и управы веда­ли

в основном хозяйственными вопросами:

благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков;

организация местного здравоохранения, открытие больниц;

забота о народном образовании, открытие школ;

открытие магазинов, устройство рынков, базаров;

организация противопожарных мер;

занятие благотворительностью.

Значение создания органов городского самоуправления

1.Способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления.

2.Складывалась предпосылка для формирования в России гражданского общества и правового государства.

2. Судебная реформа.

По настоянию общественности в 1864 г. правительство про­вело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессив­ные юристы. До реформы суд в России был сословный, тай­ный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принци­пах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, со­стязательный, независимый суд, предусматривалась выбор­ность некоторых судебных органов.

Были учреждены две системы судов:

мировые - суды, которые рассматривали мелкие уголов­ные и гражданские дела с иском до 500 рублей, они создава­лись в городах и уездах, мировые судьи утверждались Сена­том;

общие - окружные суды, создававшиеся обычно в преде­лах губерний, и судебные палаты, объединявшие несколь­ко судебных округов. Окружной суд назначался императо­ром и решал сложные уголовные и гражданские дела. Судебная палата разбирала апелляции, должностные пре­ступления чиновников и политические дела. Если реше­ние принималось с участием присяжных заседателей, то оно считалось окончательным. Если без них - то оно могло быть обжаловано в судебной палате. Высшей инстанцией являлся Сенат. Он рассматривал апелляции на решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, если эти решения нарушали за­конный порядок судопроизводства.

Судебная реформа была наиболее последовательной и про­грессивной из всех реформ этого периода. Большую попу­лярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков. Неоднократ­но судьи оправдывали подсудимых даже по политическим делам. Правда, оставались отдельные суды для духовенства, военных и высших чиновников. Но вскоре народных судей и следователей стали отстранять от ведения политических дел, следствие по ним все чаще переходит к жандармским органам.

Система судов по новым судебным уставам (1864 год)

СЕНАТ

(Высшая судебная инстанция)

Мировой суд Общий суд

(рассматривал мелкие уголовные и

гражданские дела; создавался в окружной суд судебная палата

городах и уездах;мировой судья (члены данного суда (рассматривала

вершил суд единолично; судьей мог назначались импера- апелляции по

стать «местный житель» с 25 лет; тором; рассматривали поводу решений

для судей устанавливался высокий уголовные и сложные окружного суда и

образовательный и имущественный гражданские дела с дела о должностных

ценз). участием 12 присяжных преступлениях

в возрасте от 25 до 70 лет). чиновников).

Новое судопроизводство означало:

одни и те же суды рассматривали дела всех граждан, незави­симо от того, к какому сословию они принадлежали;

суд проходил открыто, отчеты о процессе могли печататься в газетах;

вводился состязательный процесс: прокурор поддерживал обвинение, а защиту осуществлял адвокат;

присяжные заседатели, выбиравшиеся от всех сословий (кро­ме рабочих и прислуги), - 12 человек определяли винов­ность или невиновность подсудимого;

меру наказания определяли судья и два члена суда, а к смер­тной казни могли приговорить только специальные органы

(военный суд или Сенат);

судьи назначались правительством, но уволить их можно

было только по суду - это важнейший принцип судебного

устройства, принцип несменяемости судей.

3.Военная реформа .

Поражение России в Крымской войне показало, что необхо­димо реконструировать всю военную систему. Комиссия «для улучшения военного дела» была создана еще в ходе войны. Однако к преобразованиям наделе приступили лишь в 1861 г., когда военным министром стал Д. А. Милютин, высокообра­зованный и прогрессивный деятель. Военная реформа про­водилась до 1874 г.

Милютин исходил из принципиального положения о необ­ходимости сокращения армии в мирное время и ее значи­тельного увеличения во время войны за счет обученных ре­зервов. Были реформированы военно-учебные заведения. Для всех сословий были открыты военные гимназии и юнкерские училища для подготовки младших офицеров, созданы Воен­ная юридическая и Морская академии.

В результате реформы были отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. Ее отбывали все муж­чины без различия сословий, достигшие 20 лет, годные к служ­бе по здоровью. Срок службы в армии был значительно со­кращен: вместо 25 лет в пехоте - 6 лет, во флоте - 7 лет. От военной службы освобождались: единственный сын, един­ственный кормилец в семье, призывник, у которого старший брат служит или отслужил в армии, а также народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. Для имею­щих высшее образование служба составляла полгода, для вы­пускников гимназий - полтора года, для окончивших город­скую школу - до трех лет, для получивших начальное образование - до четырех лет.

Была изменена система военного управления: в России вво­дилось 15 военных округов, управление которых подчинялось лишь военному министру. Были отменены телесные наказа­ния, улучшено питание, переоборудованы казармы, солдат стали обучать грамоте. Происходило перевооружение русской армии.

Итог: В результате военной реформы Россия получила мас­совую армию современного типа.

4. Реформы в области просвещения.

Н ародное образование также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.

Система образования после 1864 года:

начальное образование среднее образование высшее образование

(начальные школы

различных типов: гимназии

государственные,

земские, церковно-

приходские, воскрес- классические реальные Университеты

ные; срок обучения- (обучение 8 лет, (обучение 7 лет, (1864г.- новый

3 года). готовили моло- готовили к раз- университетский устав,

дежь для пос- личным отраслям который восстановил их

тупления в уни- промышленности автономию).

верситеты). и торговли; доступ

в университеты для

их выпускников был

Рефлексия. Что узнали нового на уроке? Каково было значение реформ Александра 2?

Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники-консерваторы. Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить со­циальную стабильность в стране.

Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и суда. Рефор­мы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности. Резко выросло гражданское самосозна­ние населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм го­сударственности.

Домашнее задание.