Анализ несжатая полоса некрасов. Анализ стихотворения «Несжатая полоса. А.Некрасов «Поздняя осень»

М. Фарадей ввел понятие поля:

    вокруг покоящегося заряда возникает электростатическое поле,

    вокруг движущихся зарядов (тока) возникает магнитное поле.

В 1830 г. М. Фарадей открыл явление электромагнитной индукции: при изменении магнитного поля возникает вихревое электрическое поле.

Рисунок 2.7 - Вихревое электрическое поле

где,
- вектор напряженности электрического поля,
- вектор магнитной индукции.

Переменное магнитное поле создает вихревое электрическое поле.

В 1862 г. Д.К. Максвелл выдвинул гипотезу: при изменении электрического поля возникает вихревое магнитное поле.

Возникла идея о едином электромагнитном поле.

Рисунок 2.8 - Единое электромагнитное поле.

Переменное электрическое поле создает вихревое магнитное поле.

Электромагнитное поле - это особая форма материи - совокупность электрических и магнитных полей. Переменные электрические и магнитные поля существуют одновременно и образуют единое электромагнитное поле. Оно материально:

Проявляет себя в действии как на покоящиеся, так и на движущиеся заряды;

Распространяется с большой, но конечной скоростью;

Существует независимо от нашей воли и желаний.

При скорости заряда, равной нулю, существует только электрическое поле. При постоянной скорости заряда возникает электромагнитное поле.

При ускоренном движении заряда происходит излучение электромагнитной волны, кото­рая распространяется в пространстве с конечной скоростью.

Разработка идеи электромагнитных волн принадлежит Максвеллу, но уже Фарадей догадывался об их существовании, хотя побоялся опубликовать работу (она была прочитана более чем через 100 лет после его смерти).

Главное условие возникновения электромагнитной волны - ускоренное движение электрических зарядов.

Что собой представляет электромагнитная волна, легко представить на следующем примере. Если на водную гладь бросить камушек, то на поверхности образуются расходящиеся кругами волны. Они движутся от источника их возникновения (возмущения) с определенной скоростью распространения. Для электромагнитных волн возмущениями являются передвигающиеся в пространстве электрические и магнитные поля. Меняющееся во времени электромагнитное поле обязательно вызывает появление переменного магнитного поля, и наоборот. Эти поля взаимно связаны.

Основным источником спектра электромагнитных волн является звезда Солнце. Часть спектра электромагнитных волн видит глаз человека. Этот спектр лежит в пределах 380...780 нм (рис. 2.1). В области видимого спектра глаз ощущает свет по-разному. Электромагнитные колебания с различной длиной волн вызывают ощущение света с различной окраской.

Рисунок 2.9 - Спектр электромагнитных волн

Часть спектра электромагнитных волн используется для целей радиотелевизионного вешания и связи. Источник электромагнитных волн - провод (антенна), в котором происходит колебание электрических зарядов. Процесс формирования полей, начавшийся вблизи провода, постепенно, точку за точкой, захватывает все пространство. Чем выше частота переменного тока, проходящего по проводу и порождающего электрическое или магнитное поле, тем интенсивнее создаваемые проводом радиоволны заданной длины.

Ра́дио (лат. radio - излучаю, испускаю лучи ← radius - луч) - разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.

Радиоволны (от радио...), электромагнитные волны с длиной волны > 500 мкм (частотой < 6×10 12 Гц).

Радиоволны - это электрические и магнитные поля, меняющиеся во времени. Скорость распространения радиоволн в свободном пространстве составляет 300000 км/с. Исходя из этого, можно определить длину радиоволны (м).

λ=300/f, гдеf - частота (МГц)

Звуковые колебания воздуха, созданные во время телефонного разговора, преобразуются микрофоном в электрические колебания звуковой частоты, которые по проводам передаются к аппаратуре абонента. Там, на другом конце линии, они с помощью излучателя телефона преобразуются в колебания воздуха, воспринимаемые абонентом как звуки. В телефонии средством связи цепи являются провода, в радиовещании - радиоволны.

«Сердцем» передатчика любой радиостанции является генератор - устройство, вырабатывающее колебания высокой, но строго постоянной для данной радиостанции частоты. Эти колебания радиочастоты, усиленные до необходимой мощности, поступают в антенну и возбуждают в окружающем ее пространстве электромагнитные колебания точно такой же частоты - радиоволны. Скорость удаления радиоволн от антенны радиостанции равна скорости света: 300 000 км/с, что почти в миллион раз быстрее распространения звука в воздухе. Это значит, что если на Московской радиовещательной станции в некоторый момент времени включили передатчик, то ее радиоволны меньше чем за 1 /30 с дойдут до Владивостока, а звук за это время успеет распространиться всего, лишь на 10- 11 м.

Радиоволны распространяются не только в воздухе, но и там, где его нет, например, в космическом пространстве. Этим они отличаются от звуковых волн, для которых совершенно необходим воздух или какая-либо другая плотная среда, например вода.

Электромагнитная волна – распространяющееся в пространстве электромагнитное поле (колебания векторов
). Вблизи заряда электрическое и магнитное поля изменяются со сдвигом фаз p/2.

Рисунок 2.10 - Единое электромагнитное поле.

На большом расстоянии от заряда электрическое и магнитное поля изменяются синфазно.

Рисунок 2.11 - Синфазное изменение электрического и магнитного полей.

Электромагнитная волна поперечна . Направление скорости электромагнитной волны совпадает с направлением движения правого винта при повороте ручки буравчика вектора к вектору .

Рисунок 2.12 - Электромагнитная волна.

Причем в электромагнитной волне выполняется соотношение
, где с – скорость света в вакууме.

Максвелл теоретически рассчитал энергию и скорость электромагнитных волн.

Таким образом, энергия волны прямо пропорциональна четвертой степени частоты . Значит, чтобы легче зафиксировать волну, необходимо, чтобы она была высокой частоты.

Электромагнитные волны были открыты Г. Герцем (1887).

Закрытый колебательный контур электромагнитных волн не излучает: вся энергия электрического поля конденсатора переходит в энергию магнитного поля катушки. Частота колебаний определяется параметрами колебательного контура:
.

Рисунок 2.13 - Колебательный контур.

Для увеличения частоты необходимо уменьшить L и C, т.е. развернуть катушку до прямого провода и, т.к.
, уменьшить площадь пластин и развести их на максимальное расстояние. Отсюда видно, что мы получим, по существу, прямой проводник.

Такой прибор называется вибратором Герца. Середина разрезается и подсоединяется к высокочастотному трансформатору. Между концами проводов, на которых закрепляются маленькие шаровые кондукторы, проскакивает электрическая искра, которая и является источником электромагнитной волны. Волна распространяется так, что вектор напряженности электрического поля колеблется в плоскости, в которой расположен проводник.

Рисунок 2.14 - Вибратор Герца.

Если параллельно излучателю расположить такой же проводник (антенну), то заряды в нем придут в колебательное движение и между кондукторами проскакивают слабые искры.

Герц обнаружил электромагнитные волны на опыте и измерил их скорость, которая совпала с рассчитанной Максвеллом и равной с=3 . 10 8 м/с.

Переменное электрическое поле порождает переменное магнитное поле, которое, в свою очередь, порождает переменное электрическое поле, то есть антенна, возбудившее одно из полей, вызывает появление единого электромагнитного поля. Важнейшее свойство этого поля в том, что оно распространяется в виде электромагнитных волн.

Скорость распространения электромагнитных волн в среде без потерь зависит от относительно диэлектрической и магнитной проницаемости среды. Для воздуха магнитная проницаемость среды равняется единице, следовательно, скорость распространения электромагнитных волн в этом случае равна скорости света.

Антенной может служить вертикальный провод, питаемый от генератора высокой частоты. Генератор затрачивает энергию на ускорение движения свободных электронов в проводнике, а эта энергия преобразуется в переменное электромагнитное поле, то есть электромагнитные волны. Чем больше частота тока генератора, тем быстрее изменяется электромагнитное поле и интенсивнее излечение волн.

С проводом антенны связаны как электрическое поле, силовые линии которого начинаются на положительных и кончаются на отрицательных зарядах, так и магнитное поле, линии которого замыкаются вокруг тока провода. Чем меньше период колебаний, тем меньше времени остается для возвращения энергии связанных полей в провод (то есть, к генератору) и тем больше переходит ее в свободные поля, которые распространяются далее в виде электромагнитных волн. Эффективное излучения электромагнитных волн происходит при условии соизмеримости длины волны и длины излучающего провода.

Таким образом, можно определить, что радиоволна - это не связанное с излучателем и каналообразующими устройствами электромагнитное поле, свободно распространяющееся в пространстве в виде волны с частотой колебаний от 10 -3 до 10 12 Гц.

Колебания электронов в антенне создаются источником периодически изменяющейся ЭДС с периодом Т . Если в некоторый момент поле у антенны имело максимальное значение, то такое же значение оно будет иметь спустя время Т . За это время существовавшее в начальный момент у антенны электромагнитное поле переместится на расстояние

λ = υТ (1)

Минимальное расстояние между двумя точками пространства, поле в которых имеет одинаковое значение, называется длиной волны. Как следует из (1), длина волны λ зависит от скорости ее распространения и периода колебаний электронов в антенне. Так как частота тока f = 1 / T , то длина волны λ = υ / f .

Радиолиния включает в себя следующие основные части:

Передатчик

Приемник

Среда, в которой распространяются радиоволны.

Передатчик и приемник являются управляемыми элементами радиолинии, так как можно увеличить мощность передатчика, подключить более эффективную антенну и увеличить чувствительность приемника. Среда является неуправляемым элементом радиолинии.

Отличие линии радиосвязи от проводных линий заключается в том, что в проводных линиях в качестве связующего звена используются провода или кабель, которые являются управляемыми элементами (можно изменить их электрические параметры).

В 1860-1865 гг. один из величайших физиков XIX века Джеймс Клерк Максвелл создал теорию электромагнитного поля. Согласно Максвеллу явление электромагнитной индукции объясняется следующим образом. Если в некоторой точке пространства изменяется во времени магнитное поле, то там образуется и электрическое поле. Если же в поле находится замкнутый проводник, то электрическое поле вызывает в нем индукционный ток. Из теории Максвелла следует, что возможен и обратный процесс. Если в некоторой области пространства меняется во времени электрическое поле, то здесь же образуется и магнитное поле.

Таким образом, любое изменение со временем магнитного поля приводит к возникновению изменяющегося электрического поля, а всякое изменение со временем электрического поля порождает изменяющееся магнитное поле. Эти порождающие друг друга переменные электрические и магнитные поля образуют единое электромагнитное поле.

Свойства электромагнитных волн

Важнейшим результатом, который вытекает из сформулированной Максвеллом теории электромагнитного поля, стало предсказание возможности существования электромагнитных волн. Электромагнитная волна - распространение электромагнитных полей в пространстве и во времени.

Электромагнитные волны, в отличие от упругих (звуковых) волн , могут распространяться в вакууме или любом другом веществе.

Электромагнитные волны в вакууме распространяются со скоростью c=299 792 км/с , то есть со скоростью света.

В веществе скорость электромагнитной волны меньше, чем в вакууме. Соотношение между длиной волна , ее скоростью, периодом и частотой колебаний, полученные для механических волн выполняются и для электромагнитных волн:

Колебания вектора напряженности E и вектора магнитной индукции B происходят во взаимно перпендикулярных плоскостях и перпендикулярно направлению распространения волны (вектору скорости).

Электромагнитная волна переносит энергию.

Диапазон электромагнитных волн

Вокруг нас сложный мир электромагнитных волн различных частот: излучения мониторов компьютеров, сотовых телефонов, микроволновых печей, телевизоров и др. В настоящее время все электромагнитные волны разделены по длинам волн на шесть основных диапазонов.

Радиоволны - это электромагнитные волны (с длиной волны от 10000 м до 0,005 м), служащие для передачи сигналов (информации) на расстояние без проводов. В радиосвязи радиоволны создаются высокочастотными токами, текущими в антенне.

Электромагнитные излучения с длиной волны, от 0,005 м до 1 мкм, т.е. лежащие между диапазоном радиоволн и диапазоном видимого света, называются инфракрасным излучением . Инфракрасное излучение испускают любые нагретые тела. Источником инфракрасного излучения служат печи, батареи, электрические лампы накаливания. С помощью специальных приборов инфракрасное излучение можно преобразовать в видимый свет и получать изображения нагретых предметов в полной темноте.

К видимому свету относят излучения с длиной волны примерно 770 нм до 380 нм, от красного до фиолетового цвета. Значение этого участка спектра электромагнитных излучений в жизни человека исключительно велико, так как почти все сведения об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Невидимое глазом электромагнитное излучение с длиной волны меньше, чем у фиолетового цвета, называют ультрафиолетовым излучением. Оно способно убивать болезнетворные бактерии.

Рентгеновское излучение невидимо глазом. Оно проходит без существенного поглощения через значительные слои вещества, непрозрачного для видимого света, что используют для диагностики заболеваний внутренних органов.

Гамма-излучением называют электромагнитное излучение, испускаемое возбужденными ядрами и возникающее при взаимодействии элементарных частиц.

Принцип радиосвязи

Колебательный контур используют как источник электромагнитных волн. Для эффективного излучения контур "открывают", т.е. создают условия для того, чтобы поле "уходило" в пространство. Это устройство называется открытым колебательным контуром - антенной .

Радиосвязью называется передача информации с помощью электромагнитных волн, частоты которых находятся в диапазоне от до Гц.

Радар (радиолокатор)

Устройство, которое передает ультракороткие волны и тут же их принимает. Излучение осуществляется короткими импульсами. Импульсы отражаются от предметов, позволяя после приема и обработки сигнала установить дальность до предмета.

Радар скорости работает по аналогичному принципу. Подумайте, как радар определяет скорость движущейся машины.

«Несжатая полоса» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Несжатая полоса » было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в «Современнике» № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней «Полоса ль моя, да полосонька». Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв.

Литературное направление и жанр

Стихотворение принадлежит к жанру гражданской элегии подобно классическому произведению этого жанра - элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода». Именно о страданиях народа, по завету лирического героя той элегии, и повествует нам эта. Обстоятельства болезни крепостного крестьянина типичны для современности Некрасова и вызывают в памяти лирического героя типичный образ заболевшего пахаря. Никого не обманет появление сказочного персонажа - ветра, доносящего печальный ответ. На самом деле, этот образ заболевшего пахаря, человека, которого лирический герой никогда не видел и не увидит, вызван к жизни некрасовским художественным мышлением реалиста, а сказочное обрамление - лишь антураж.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение можно условно разделить на три части. Первая часть - мирный пейзаж поздней осени. Вторая часть - воображаемые жалобы колосьев несжатой полосы. Третья часть - воображаемый ответ ветра. Лирический герой в стихотворении как будто самоустраняется, не проявляет себя. Его роль - подслушать разговор умирающих колосьев и ветра, но вся беседа на самом деле происходит «как будто», то есть отражает сокровенные мысли лирического героя.

Тема стихотворения - тяжёлая жизнь крепостного крестьянина, у которого даже если урожай уродится, так болезнь приключится.

Основная мысль - сочувствие одинокому больному человеку, потерявшему здоровье в тяжёлом труде; осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.

Некоторые посчитали, что стихотворение - это аллегория, образ пахаря - это Николай І, взваливший на себя ношу Крымской войны и умерший во время неё. Но стихотворение нужно трактовать шире.

На создание образа пахаря могла повлиять тяжёлая болезнь Некрасова в 1853 г. Он ассоциировал себя с больным пахарем, который не может выполнить свою работу (сеять разумное, доброе, вечное), умолкла песня, которую он пел у сохи.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части написан в лучших традициях пейзажной лирики. Глаголы связаны с умиранием природы: грачи улетели , лес обнажился , поля опустели , полоска не сжата . Эпитеты традиционны для осеннего пейзажа: поздняя осень, осенняя вьюга. Параллелизм в состоянии природы и человека (скука колосьев и грустная дума лирического героя) позволяет олицетворить природу, услышать разговор колосьев.

Во второй части колосья жалуются на то, что пропадают зря, купают в пыли тучные зёрна (метафора). Их подстерегают разные опасности. Полосу разоряют стаи (станицы) птиц (метафора), топчет заяц и бьёт буря. Колосья у читателя ассоциируются со слабыми людьми, которые не могут защититься даже от «зайцев», хотя несут в себе огромное богатство - хлеб, то есть с крепостными крестьянами. Колосья задают риторические вопрос о том, в чём они провинились, и сами же на них отвечают: «Нет! Мы не хуже других». Колосья подобны самим крестьянам, которые не понимают, куда уходят их старания и силы, для чего они пашут и сеют.

В третьей части ветер, олицетворение природных сил, уничтожающих труд и саму жизнь человека, отвечает колосьям. Он всезнающий, подобно языческому богу. Ветер, как бог, оценивает жизнь пахаря: крестьянин знал, для чего пахал и сеял, «да не по силам работу затеял». Читателю непонятна причина болезни и одиночества пахаря: может быть, он стар, возможно, надорвался на работе. Современники Некрасова понимали, что несжатая полоса обозначала голодную смерть пахаря, не сжавшего хлеб на зиму, и его семьи, если она у него была.

Некрасов рисует внутренний мир хлебопашца: он целеустремлён, но задумчив, обычно поёт за работой грустные песни. Портрет пахаря написан с помощью метафор и сравнений: пахарю нет моченьки, червь сосёт ему больное сердце, руки высохли в щепку, повисли, как плети, очи потускли, голос пропал .

Некрасов недаром заканчивает описание пахаря его пропавшим голосом, как будто снова возвращаясь в тот миг, когда крестьянин пахал ту самую полосу и пел. Заунывная песня - пророчество грустной судьбы крестьянина, которая, как и труд, неотделима от песни.

Погибающие в пыли колосья разделяют удел своего хозяина-пахаря. Элегические рассуждения о бренности бытия приобретают обобщённый смысл и выходят за рамки описания горькой судьбы крепостного.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем, рифмовка парная, женская рифма чередуется с мужской.

1.1.1. Какую роль в развитии судьбы Гринева играет данный эпизод?

1.2.1. В чем проявилась связь некрасовского стихотворения с русским фольклором?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.

Вы, верно, не здешние? - сказала она.

Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

Вы приехали с вашими родными?

Никак нет-с. Я приехала одна.

Одна! Но вы так еще молоды.

У меня нет ни отца, ни матери.

Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?

Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.

Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

Позвольте спросить, кто вы таковы?

Я дочь капитана Миронова.

Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?

Точно так-с.

Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, - сказала она голосом еще более ласковым, - если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».

Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, - и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

Вы просите за Гринева? - сказала дама с холодным видом. - Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

Ах, неправда! - вскрикнула Марья Ивановна.

Как неправда! - возразила дама, вся вспыхнув.

Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. - Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

Несжатая полоса

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! Мы не хуже других - и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет.

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Н. А. Некрасов

Пояснение.

1.1.1. Судьба Гринева, осужденного - и, с точки зрения формальной законности дворянского государства, справедливо, - в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?» - Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». Противопоставление милости и правосудия, невозможное ни для просветителей XVIII в., ни для декабристов, глубоко знаменательно для Пушкина. В основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность..Екатерина II помиловала Гринева, подобно тому как Пугачев Машу и того же Гринева.

1.2.1. В образах стихотворения «Несжатая полоса» нетрудно заметить связь с традициями устного народного творчества. В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа - «поля опустели» даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу…» Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Стихотворение «Несжатая полоса» было написано предположительно в 1854 г., опубликовано в «Современнике» № 1 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г. Образ несжатой полосы мог быть подсказан народной песней «Полоса ль моя, да полосонька». Стихотворение было положено на музыку неоднократно в 19 и в 20 вв.

Литературное направление и жанр

Стихотворение принадлежит к жанру гражданской элегии подобно классическому произведению этого жанра - элегии «Пускай нам говорит изменчивая мода». Именно о страданиях народа, по завету лирического героя той элегии, и повествует нам эта. Обстоятельства болезни крепостного крестьянина типичны для современности Некрасова и вызывают в памяти лирического героя типичный образ заболевшего пахаря. Никого не обманет появление сказочного персонажа – ветра, доносящего печальный ответ. На самом деле, этот образ заболевшего пахаря, человека, которого лирический герой никогда не видел и не увидит, вызван к жизни некрасовским художественным мышлением реалиста, а сказочное обрамление – лишь антураж.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение можно условно разделить на три части. Первая часть – мирный пейзаж поздней осени. Вторая часть – воображаемые жалобы колосьев несжатой полосы. Третья часть – воображаемый ответ ветра. Лирический герой в стихотворении как будто самоустраняется, не проявляет себя. Его роль – подслушать разговор умирающих колосьев и ветра, но вся беседа на самом деле происходит «как будто», то есть отражает сокровенные мысли лирического героя.

Тема стихотворения – тяжёлая жизнь крепостного крестьянина, у которого даже если урожай уродится, так болезнь приключится.

Основная мысль - сочувствие одинокому больному человеку, потерявшему здоровье в тяжёлом труде; осознание смертности всего сущего и смирение с этим фактом.

Некоторые посчитали, что стихотворение – это аллегория, образ пахаря – это Николай І, взваливший на себя ношу Крымской войны и умерший во время неё. Но стихотворение нужно трактовать шире.

На создание образа пахаря могла повлиять тяжёлая болезнь Некрасова в 1853 г. Он ассоциировал себя с больным пахарем, который не может выполнить свою работу (сеять разумное, доброе, вечное), умолкла песня, которую он пел у сохи.

Тропы и образы

Пейзаж в первой части написан в лучших традициях пейзажной лирики. Глаголы связаны с умиранием природы: грачи улетели , лес обнажился , поля опустели , полоска не сжата . Эпитеты традиционны для осеннего пейзажа: поздняя осень, осенняя вьюга. Параллелизм в состоянии природы и человека (скука колосьев и грустная дума лирического героя) позволяет олицетворить природу, услышать разговор колосьев.

Во второй части колосья жалуются на то, что пропадают зря, купают в пыли тучные зёрна (метафора). Их подстерегают разные опасности. Полосу разоряют стаи (станицы) птиц (метафора), топчет заяц и бьёт буря. Колосья у читателя ассоциируются со слабыми людьми, которые не могут защититься даже от «зайцев», хотя несут в себе огромное богатство - хлеб, то есть с крепостными крестьянами. Колосья задают риторические вопрос о том, в чём они провинились, и сами же на них отвечают: «Нет! Мы не хуже других». Колосья подобны самим крестьянам, которые не понимают, куда уходят их старания и силы, для чего они пашут и сеют.

В третьей части ветер, олицетворение природных сил, уничтожающих труд и саму жизнь человека, отвечает колосьям. Он всезнающий, подобно языческому богу. Ветер, как бог, оценивает жизнь пахаря: крестьянин знал, для чего пахал и сеял, «да не по силам работу затеял». Читателю непонятна причина болезни и одиночества пахаря: может быть, он стар, возможно, надорвался на работе. Современники Некрасова понимали, что несжатая полоса обозначала голодную смерть пахаря, не сжавшего хлеб на зиму, и его семьи, если она у него была.

Некрасов рисует внутренний мир хлебопашца: он целеустремлён, но задумчив, обычно поёт за работой грустные песни. Портрет пахаря написан с помощью метафор и сравнений: пахарю нет моченьки, червь сосёт ему больное сердце, руки высохли в щепку, повисли, как плети, очи потускли, голос пропал .

Некрасов недаром заканчивает описание пахаря его пропавшим голосом, как будто снова возвращаясь в тот миг, когда крестьянин пахал ту самую полосу и пел. Заунывная песня – пророчество грустной судьбы крестьянина, которая, как и труд, неотделима от песни.

Погибающие в пыли колосья разделяют удел своего хозяина-пахаря. Элегические рассуждения о бренности бытия приобретают обобщённый смысл и выходят за рамки описания горькой судьбы крепостного.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем, рифмовка парная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова