Татьяна зеленскаяистория стран западной европы и америки в новейшее время. Рабочее движение и социальные конфликты


Норт, Джонатан.
Н82 Солдаты Первой мировой войны 1914-1918. Униформа, знаки различия, снаряжение и вооружение / Джонатан Норт; [пер. с англ. М. Витебского]. - Москва: Эксмо, 2015. - 256 с. ISBN 978-5-699-79545-1
«Солдаты Первой мировой» - полная энциклопедия истории военной формы и снаряжения армий, сражавшихся на фронтах «Великой войны». На ее страницах показана униформа не только основных стран Антанты и Тройственного союза (Англии, Франции, России, Германии и Австро-Венгрии), но и вообще всех стран, втянутых в этот ужасный конфликт.

Ф Р А Н Ц И Я
КАВАЛЕРИЯ

Французская кавалерия начала войну,будучи полностью укомплектованнойи одетой в великолепную форму. Но быстро понеся большие потери, она перешла к более практичным видам обмундирования.

Номинально кавалерия все еще делилась на тяжелую (в задачу которой входило нанесение сокрушительных ударов противнику на поле боя; ее представители передвигались на крупных и мощных лошадях и имели более тяжелое снаряжение) и легкую (предназначенную для разведки или выполнения функций высокомобильной пехоты). К первой относились кирасиры и драгуны, ко второй - конные егеря (chasseursacheval) и гусары. В 1914 г. в составе французской армии насчитывалось 12 кирасирских полков, 32 драгунских полка, 21 полк конных егерей (и шесть полков африканских егерей - chasseurs d.Afrique) и 14 гусарских полков. Имелось еще четыре полка т.н. спаги - кавалеристов из Северной Африки, которыми командовали офицеры-европейцы.

Кирасиры
Кирасиры считали себя элитой кавалерии и в 1914 г. с гордостью пошли в бой так же, как многие из них в 1870 г. Офицеры по-прежнему должны были иметь по четыре комплекта обмундирования (парадная форма, повседневная форма, полная парадная форма и походная форма). Походная форма состояла из темно-синего мундира (застегивался на девять пуговиц) с красным воротником с темно-синими петлицами на нем (эмблема представляла собой пылающую гренаду) и серебряными эполетами, красных бриджей (с черными лампасами), черных кавалерийских сапог со шпорами и никелированной кирасы. Головной убор кирасир представлял собой кожаный, покрытый серебром, шлем, принятый в 1874 г. Обычно его носили без плюмажа (последний полагалось носить штабным офицерам, а также во время парадов и по воскресеньям).

Кирасиры носили также коричневые перчатки (при полном параде - белые). На шлем надевали бежевый или коричневый чехол, иногда чехол надевали и на кирасу. Офицеры были вооружены пистолетами и саблями, кроме того, они имели бинокли в черном кожаном футляре.
Рядовые кавалеристы носили такую же форму, но с красными эполетами, и стальную кирасу. Правда, их форма была худшего качества изготовления. Рядовые кирасиры были вооружены карабинами. В 1915 г. в некоторых кирасирских полках появились эскадроны пеших солдат, созданные из бывших кирасир. Они попрежнему носили шлемы, но без гребня. К этому времени большинство кавалерийских полков было переодето в серовато-голубую форму, которая во многих аспектах стала напоминать пехотную. Бриджи кавалеристов имели синий кант.

Теперь кирасир можно было отличить по красным полковым номерам и двум красным полоскам на петлицах. Они перешли на каски Адриана, но продолжали носить однобортные кавалерийские шинели, которые были длиннее пехотных. На воротнике располагались треугольные петлицы, также с полковыми номерами и двойным красным кантом. Этот покрой был утвержден в декабре 1914 г. Унтер-офицеры имели канты серебристого цвета, офицеры - золотого. Однако и офицеры вскоре тоже перешли на серебристые канты. В июле 1916 г. шесть полков официально было обозначены как пешие кирасирские (4-й, 5-й, 8-й, 9-й, 11-й и 12-й) и потому на их петлицах дополнительно к двойному красному канту добавился одинарный желтый. На углу петлицы солдаты этих полков располагались диски разных цветов - черный для первого батальона, красный - для второго, желтый - для третьего и зеленый - для запасной роты.
В январе 1917 г. треугольную петлицу сменила петлица в форме ромба. Все шесть пеших кирасирских полков получили право носить красно-зеленые шнуры Военного Креста. В этих частях, прежде всего, полагались на пистолеты, ножи и ручные гранаты, а не на карабины или винтовки. Во всех полках использова- лись кожаные краги и обмотки.

Драгуны
Обмундирование французских драгун было похоже на обмундирование кирасир. Шлем модели 1874 г. с позолоченными куполом и передней пластиной, с металлическими чешуями носили с чехлом или без него. Офицеры и рядовые носили темно-синие мундиры (офицеры - почти черные) с девятью серебряными пуговицами, бежевым воротником с темно-синими петлицами и полковыми номерами красного цвета. Завершали форму красные бриджи и высокие кожаные сапоги, которым отдавали предпочтение в тяжелой кавалерии. Рядовые драгуны были вооружены карабинами и пиками образца 1913 г. Офицеры использовали тяжелую кавалерийскую саблю образца 1880 г. Драгунские полки перешли на серовато-голубую форму и быстро перестали выделяться на фоне других родов войск. Кавалерийский шлем сменила каска Адриана с гребнем или без него. Кавалеристы переоделись в серовато-голубые мундиры, шинели и бриджи (теперь с синим кантом). Теперь на темно-синих петлицах с двойным кантом появились полковые номера белого цвета. После 1915 г. драгуны продолжали использовать пику с треугольным наконечником и стальным древком, но пользовались и карабинами. Они использовали коричневые кожаные ремни и подсумки и часто вешали дополнительные патронные ленты на шею лошади. Жандармы, отвечавшие за поддержание законности и порядка, имели похожее обмундирование, но с белыми гренадами на петлицах, и были вооружены карабинами, к которым можно было примкнуть штыки. Они носили бриджи с белыми кантами.

Легкая кавалерия
В 1914 г. подавляющее большинство конных егерей (chasseurs a cheval) и гусар носили элегантные кивера. Тем не менее, считалось, что в 1913 г. на вооружение легкой кавалерии был принят шлем, подобный драгунскому и тоже изготовленный из стали. На шлеме должна была располагаться эмблема - охотничий рожок у егерей и звезда - у гусар. Количество шлемов для легкой кавалерии остается неизвестным, но в 5-м полку конных егерей, так же как в 10-м и 15-м, их носили, а в 8-м и 14-м гусарских полках их получили в канун 1914 г. Еще пять полков получили шлемы в конце 1914 г. Те полки, которым шлемов не досталось, были вынуждены обходиться голубыми кожаными киверами с эмблемами в виде охотничьего рожка у егерей и венгерского узела у гусар. Козырек был черного цвета, у унтер-офицеров и офицеров - с позолоченной кромкой. К киверу крепился цветной помпон - свой у каждого эскадрона (синий, красный, зеленый, голубой и желтый). Егеря носили светлоголубые мундиры с красным воротником и белым полковым номером, на плечах вместо эполет располагались белые трилистники. Бриджи были красные, с голубым кантом. Обувью конным егерям служили черные кожаные кавалерийские сапоги (со шпорами). Ремни снаряжения были коричневого цвета. Как и драгуны, егеря были вооружены карабинами без штыков. Гусары носили почти такое же обмундирование, но с голубым воротом с красным кантом. Появление серовато-голубой формы означало, что егеря и гусары перешли к использованию того же практичного обмундирования, на которое драгуны перешли в 1915 г. Егерей отличали по зеленым полковым номерам и кан-там, в то время как у гусар они были голубыми. При этом на голубых бриджах и тех, и других имелся темно-синий кант.

Колониальная кавалерия
Африканские егеря (chasseurs d.Afrique) начали войну в форме, напоминавшей форму конно-егерских полков, но с характерными сужающимися к верху киверами (известными под названием «taconnet») с красным тульей и светло-голубым околышем. Спереди располагалась традиционная кокарда в виде охотничьего рога. Воротник мундира был желтого цвета.
Кавалеристы-спаги носили форму в арабском стиле с тюрбаном и красным плащом, красным кушаком и красным мундиром с темно-синим орнаментом. Кроме того, они использовали шешии как у зуавов. Офицеры предпочитали более европейский стиль - кепи, красный мундир, серо-голубые бриджи и плащ-накидку. Обувь была представлена коричневыми сапогами или гамашами.
Несмотря на то что большая часть французской кавалерии была одета в серовато-голубую форму, эти африканские полки в 1915 г. Перешли на форму цвета хаки с кивером или шешией в светло-коричневом чехле. На синих петлицах мундиров и африканских егерей, и спаги располагались полковые номера желтого цвета. Окантовка петлиц тоже была желтой. Кавалерийские бриджи имели канты темно-синего цвета. Егеря перешли на мундиры цвета хаки, но спаги не приняли их, предпочитая свободные куртки хаки или накидки со снаряжением, надетым снаружи.

Лишь к 1940 году США вышли по основным экономическим показателям на уровень 1929 года, но даже в это время уровень безработицы составлял 14 % (7,5 млн. человек).

Социальные раны заживали дольше. Средний класс Америки практически исчез, и для его возрождения понадобилось практически 20 лет. В 1940 году каждый одиннадцатый американец был уверен, что на Нью-йоркской бирже торгуют мясом. Лишь после окончательного возрождения среднего класса рыночные институты были восстановлены в полном объеме.

«Новый курс» – один из поворотных пунктов в истории США. С этого момента система государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы стала важнейшим элементом американской государственно-политической системы. Именно «Новый курс» заложил прочный фундамент американского государства – государства благосостояния.

Ф. Рузвельту удалось еще дважды успешно пройти президентские выборы 1940 и 1944 гг., что позволило ему стать единственным человеком, одержавшим победу на протяжении четырех президентских кампаний в новейшей истории США.

§ 2. Социально-политическое развитие Англии в межвоенный период

Англия вышла из Первой Мировой войны победительницей, но победа досталась ей очень дорогой ценой. 750 тысяч англичан были убиты на полях войны, более 1,7 млн. ранено. Таких потерь Великобритания не знала никогда.

Не менее тяжелыми были убытки финансовые. Внутренний долг вырос в 10 раз, внешний долг превысил 1 млрд. фунтов стерлингов. Англия впервые превратилась из страны-кредитора в страну-должника.

В годы войны было потеряно 70 % торгового флота. Промышленное производство упало на 20 %. Страна ощущала острую нехватку сырья. Из-за роста налогов, инфляции и повышения цен обострилась социальная обстановка.

За время войны значительно ослабли связи с колониями. Образовался пассивный торговый баланс (импорт существенно превышал экспорт).

Неблагоприятные изменения внутри страны и на международной арене были на руку политикам консервативного толка, требующим возврата к проверенным капиталистическим и либеральным принципам и предложившим летом 1918 г. новую программу партии «Труд и новый социальный порядок» . Эта программа предусматривала ряд социально-экономических реформ от национализации земли и ряда отраслей промышленности до сокращения длительности рабочего дня и повышения уровня заработной платы.

Эти силы пытались нарушить устойчивое политическое равновесие, сложившееся в годы войны, когда в 1916 г. было создано правительство «национальной коалиции» во главе с Д. Ллойд-Джорджем. В результате первые послевоенные выборы прошли в декабре 1918 г. на фоне крайней поляризации английского общества. Однако консерваторы и либералы, сохранив политический блок, сумели получить большинство мест в парламенте, не дав лейбористам реализовать свои радикальные планы и оттеснив консервативных либералов во главе с г. Асквитом на обочину политической жизни.

Д. Ллойд-Джордж сохранил в новом кабинете пост премьер-министра, но ключевые посты достались консерваторам, в том числе портфель военного министра был у У. Черчилля, министерство иностранных дел возглавлял Д. Керзон.

Для преодоления экономического шока и осуществления реконверсии правительство в короткий срок ликвидировало почти все государственные органы по контролю над экономикой. Была осуществлена быстрая демобилизация армии, вследствие чего на рынок труда выплеснулось 4 млн. бывших солдат, что привело к росту безработицы. Не удалось справиться и с промышленным спадом, а также со свертыванием сельскохозяйственного производства.

В условиях финансового кризиса правительство было вынуждено отказаться от золотого паритета фунта стерлинга, а также пойти на сокращение социальных программ и значительное повышение налогов.

Все это вызывало крайнее обострение социально-экономического положения в стране. В 1919 г. наблюдался ранее невиданный на Британских островах всплеск забастовочной борьбы: бастовало более 2,5 млн. человек. Правительство и предприниматели были вынуждены пойти на уступки: повысить заработную плату, сократить рабочую неделю до 40 часов.

Однако уже в октябре 1920 г. парламент принимает закон «О чрезвычайных полномочиях», разрешавший правительству в мирное время вводить чрезвычайное положение и использовать войска против забастовщиков. Таким образом, жесткими репрессивными мерами правительству удалось сбить накал рабочего движения.

Поражение самого мощного рабочего движения («Тройственный союз» шахтерских тред-юнионов) привело к усилению позиций консерваторов в правительственной коалиции. Расколу коалиции способствовало и несогласие ее консервативной части с внешнеполитическими устремлениями премьер-министра («русский вопрос», «колониальный вопрос», «ирландский вопрос»).

В октябре 1922 г. консерваторы пошли на разрыв коалиции с либеральной группировкой Д. Ллойд-Джорджа. Последний был вынужден подать в отставку. Было сформировано однопартийное правительство консерваторов во главе с Э. Бонар Лоу . Парламент был распущен и в декабре 1922 г. проведены внеочередные парламентские выборы. Большинство мест получили консерваторы, а на второе место уверенно вышли лейбористы.

Правительство Э. Бокара Лоу просуществовало менее года. К основным его достижениям можно отнести подписание англо-американского договора о снижении долга на 30 % и увеличении срока выплаты до 62 лет (под 3,5 % годовых). Правительство столкнулось с серьезной оппозицией в лице либералов и постепенно теряло популярность.

Стремясь сохранить лидерство партии, консерваторы вновь организовали внеочередные парламентские выборы в декабре 1923 г. Однако их резуль-таты стали неожиданностью: ни одна из партий не получила большинства в парламенте, чтобы сформулировать свое правительство.

После сложных консультаций было принято неординарное решение: старая элита в лице консерваторов и либералов решила доверить бразды правления новой силе – лейбористам. При этом в руках старых партий всегда оставался контроль над правительством – законодательное большинство в парламенте.

Премьером впервые стал лидер лейбористов – Р. Макдональд . Вместе с тем, не обладая большинством в парламенте, правительство лейбористов не смогло выполнить всех своих обещаний. Тем не менее, они провели ряд мероприятий:

Повысили размеры пособий по безработице и расширили число их получателей;

Сократили косвенные налоги;

Предложили план государственного финансирования строительства жилья.

Невозможность осуществления самостоятельной политики заставила лейбористов пойти на досрочные выборы («Мы были в правительстве, но не были у власти» ).

На выборах 29 октября 1924 г. убедительную победу одержали консерваторы, получив большинство мест в парламенте. Консервативное правительство возглавил Стэнли Болдуин . Он оставался премьер-министром до 1929 г. и этот период получил название в истории Великобритании как «эпоха Болдуина».

Лидер консерваторов сделал ставку на прогрессивную фракцию «Молодых тори» и приступил к осуществлению новой программы партии «Цели и принципы» , в основе которой лежала идея «консервативного реформизма»: синтез консервативных и либеральных идей прогрессивного толка, развитие частного предпринимательства при покровительственной поддержке государства.

Новое правительство уделяло большое внимание вопросам укрепления английской валюты. В 1925 г. был восстановлен золотой стандарт фунта стерлинга на уровне довоенного соотношения с долларом. Однако это оказало негативный эффект на промышленность, вследствие падения конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке из-за роста цен на них. Решение проблемы было осуществлено за счет давления на рабочих: сокращение заработной платы, увеличение продолжительности рабочего дня. Это повлекло за собой рост социальной напряженности.

4 мая 1924 г. началась первая в истории Англии всеобщая стачка , в которой приняло участие около 4 млн. человек. Размаха движения испугались сами профсоюзы и 12 мая объявили о прекращении стачки. Консерваторы воспользовались этим успехом и закрепили его законодательными мерами: ужесточили рабочее законодательство. В 1927 г. был принят закон о трудовых конфликтах, запрещавший проведение всеобщих стачек и ограничивший права профсоюзов в ходе забастовок.

В последующие годы правления консерваторов Англия не знала серьезных потрясений. Даже начавшийся осенью 1929 г. экономический кризис поначалу обошел Британские острова. Лишь в начале 1930 г. проявились первые симптомы кризиса, но к этому времени власть перешла в руки лейбористов, одержавших победу на парламентских выборах 1929 г.

Правительство вновь возглавил Р. Макдональд . Теперь, обладая парламентским большинством, они могли вести самостоятельную политику. На фоне продолжавшейся стабильности они провели ряд законов о страховании и безработице.

Однако кризис давал о себе знать, хотя его последствия и не были столь разрушительны, как в других странах. Тем не менее, уже в 1931 г. правительство заявило о бюджетном дефиците. А весной к этому добавилась финансовая паника: массовое изъятие из банков вкладов и сокращение золотого запаса страны.

Правительство было вынуждено сокращать расходы и, прежде всего, за счет социальной сферы. Это спровоцировало правительственный кризис и в 1931 г. Р. Макдональд заявил об отставке кабинета.

В этих условиях ни одна партия не была готова взять ответственность за вывод страны из кризиса, и созрела идея о формировании коалиционного правительства во главе с тем же Р. Макдональдом. Премьерство стоило ему лидерства в партии. Новый лидер лейбористов А. Гендерсон заявил о переходе партии в оппозицию.

Однако выборы октября 1931 г. принесли победу коалиции, состоявшей из консерваторов, националлейбористов и национал-либералов. Таким образом, коалиционное «национальное правительство» получило безоговорочную поддержку общества.

«Национальное правительство», где преобладали консерваторы, взяло курс на урезание социальных расходов:

Сокращены расходы по безработице;

Снижена зарплата государственным служащим (прежде всего, учителям);

Отменен золотой стандарт;

Повышены таможенные пошлины на ввозимые товары.

В 1934 г. страна начала выходить из кризиса. Однако, в отличие от других западных стран, осуществлявших крупные социальные реформы, в Англии правящая элита предпочитала ничего кардинально не менять.

Эти тенденции еще более усилились после 1935 г., когда правительство возглавляли лидеры консерваторов Стенли Болдуин и Невил Чемберлен (с 1937 г.). Последние предвоенные годы ознаменовались в политической жизни ожесточенным соперничеством внутри консервативной партии (фракции У. Черчилля и Н. Чемберлена). Внутрипартийная дискуссия была перенесена на парламентский уровень, фактически не затрагивая социально-экономических вопросов. В центре внимания политической элиты оказались преимущественно внешнеполитические проблемы.

§ 3. Франция в 1918–1940 гг

После окончания Первой Мировой войны Франция, как главное действующее лицо антинемецкого блока и держава-победительница, оказалась было на вершине могущества. Однако великая победа стала началом конца Третьей республики.

Франция добилась победы в войне, но этот успех дорого обошелся французскому народу. В армию было мобилизовано 8,5 млн. человек (каждый пятый француз). Более 1 млн. 350 тыс. погибли, 2,5 млн. получили ранения, примерно 600 тысяч остались инвалидами. Почти треть страны, там, где проходили бои, а это наиболее индустриально развитые регионы, лежала в разрухе. Франк обесценился в пять раз, а сама Франция попала в долговую яму. Только США она задолжала более 4 млрд. долларов.

Такая ситуация отнюдь не способствовала консолидации общества. Политическая элита: левые и националисты во главе с премьером Ж. Клемансо оказались на распутье. В центре полемики стоял вопрос о будущем республики.

Социалисты утверждали, что необходимо двигаться к построению более справедливого общества, чтобы оправдать все жертвы, т.е.:

Равномерно распределять тяготы восстановительного периода;

Облегчить положение малоимущих;

взять под госконтроль ключевые отрасли экономики.

Националисты считали, что за все должна заплатить Германия. Франция должна любой ценой занять лидирующее положение в послевоенном мире. Этому должна была способствовать консолидация общества вокруг идеи сильной Франции.

Для проведения в жизнь своих планов правые партии объединились накануне парламентских выборов 1919 г. и сумели создать широкую коалицию под названием «Национальный блок» . Основу блока составили Демократический альянс и Республиканская федерация, включавшая более десяти партий.

Новое объединение, воспользовавшееся слабостью левых сил, находившихся в крайней степени размежевания, добилось на выборах внушительного успеха, получив 2/3 мест в парламенте.

Правительственный кабинет «Национального блока» возглавил А. Мильеран . Главной задачей новой администрации было преодоление послевоенного экономического кризиса. Пик его пришелся на 1921 г., падение жизненного уровня продолжалось, это вело к обострению социальных конфликтов и росту забастовочного движения.

Правящий кабинет, приступив к реализации антикризисной программы, сделал ставку на либерализацию экономики и восстановление естественных рыночных механизмов. Крупные монополистические объединения получили массу льгот на фоне смягчения государственной налоговой политики. При этом правительство крайне неохотно шло на удовлетворение социальных требований трудящихся. Этому способствовали и финансовые проблемы, заставившие уменьшить бюджетные расходы.

Тупик антикризисных мер вновь вывел вопрос о долгах Германии перед победителями. Премьер Р. Пуанкаре (с января 1922 г.) на Генуэзской конференции поднял вопрос и о «царских долгах» России. Отказ стран-изгоев погасить свои долги побудил французское правительство принять решение об оккупации Рурской области в январе 1923 г.

Однако последствия этого шага оказались катастрофическими:

Не получив денег, французы потеряли германский уголь;

В стране усилилась инфляция, и пришлось брать новые займы;

Серьезно испортились отношения с Великобританией и США.

Таким образом, политика «Национального блока» потерпела полный крах, и к лету 1923 г. былая коалиция фактически распалась.

Одновременно с крушением правых, мощную коалицию собрали вокруг себя левые силы, к которым примкнула и часть республиканцев. Новая коалиция – «Картель левых» – одержала безоговорочную победу на выборах в мае 1924 г.

Правительство во главе с лидером республиканцев Э. Эррио заявило о резких и принципиальных изменениях, как во внутренней, так и во внешней политике страны.

Внешнеполитические изменения:

Французы установили дипломатические отношения с СССР и наладили контакты в самых разных сферах;

Признали «план Дауэса» и отказались от жесткого курса в отношении Германии;

Создали международную правовую систему под эгидой Лиги наций с отказом от войны как средства политики.

Внутриполитические изменения (оказались менее успешными):

Началась реализация программы широкой демократизации общества;

Осуществлена попытка введения прогрессивно-подоходного налога (была провалена консерваторами и крупными банками);

Приняты меры по преодолению бюджетного дефицита (они оказались малоэффективны – эмиссия денег в стране превысила 2,5 млрд. франков);

Начатая программа социализации производства была саботировала предпринимателями и не было денег на ее реализацию.

Таким образом, финансовая политика «левых» потерпела крах, и 10 апреля 1925 г. Э. Эррио подал в отставку.

За этим последовал период правительственной чехарды: за год сменилось пять правительств, каждое из которых было чуть правее своего предшественника. Ситуацию усугубили колониальные войны в Сирии и Марокко. Страна стояла на пороге финансовой катастрофы (эмиссия превышала 7,5 млрд. франков).

Летом 1926 г. левый блок окончательно распался.

В июле 1926 г. , после долгих переговоров и поскольку ни одна из партий не имела большинства в парламенте, была сформирована новая правительственная коалиция, получившая название «Национальное единение» . В нее вошли и правые, и радикалы, а возглавил правительство лидер либеральной Республиканско-демократической партии Раймон Пуанкаре .

Главную задачу новый кабинет видел в финансовой стабилизации и, прежде всего, в борьбе с инфляцией:

Сокращение государственных расходов за счет уменьшения бюрократического аппарата;

Повышение в два раза косвенных налогов;

Сокращение финансирования социальных программ;

Девальвация франка;

Предоставление льгот предпринимателям.

К 1928 г. удалось сбить инфляцию, стабилизировать франк, остановить рост стоимости жизни. На фоне финансовой стабилизации были проведены ряд социально направленных мероприятий: введены пособия для безработных, пенсий по старости, пособия по болезни, инвалидности и беременности.

Успех политики Р. Пуанкаре обеспечил рост его личной популярности и поддержку его партии, что позволило «Национальному единству» одержать убедительную победу на парламентских выборах 1928 г. Однако вскоре коалиция распалась, а уход Р. Пуанкаре летом 1929 г. ускорил этот процесс.

Его преемнику А. Бриану не удалось восстановить былое единение. За свою долгую карьеру он 11 раз возглавлял правительство и 25 раз занимал ключевые министерские посты. Однако он традиционно уделял больше внимания внешней политике. В этот период с его именем связаны две известные политические инициативы:

1. Пакт Бриана-Келлога об объявлении войны вне закона;

2. План создания «Пан-Европы» – некой федерации западноевропейских государств, нечто вроде Соединенных Штатов Европы.

Период с 1929 по 1932 гг. – время очередной правительственной лихорадки. За это время сменилось восемь правительств. Во всех доминировали правые партии, у которых появились новые лидеры: Андре Тардье и Пьер Лаваль. Однако ни одно из правительств не смогло спасти французскую экономику от медленного вхождения в полосу кризиса.

Экономический кризис начал проявляться во Франции к концу 1930 г. Пик депрессии пришелся на 1934 г.

В этих условиях новые выборы 1932 г. прошли на фоне дискуссии о том, кто виноват в углубляющемся кризисе, и что делать. Правые винили во всем внешние силы. А левые пошли на создание новой коалиции с радикалами с программой из 4-х пунктов:

1. Сокращение военных расходов;

2. Создание единой государственной системы социального страхования;

3. Введение 40-часовой рабочей недели;

4. Национализация военной промышленности, транспорта и страховых компаний.

Таким образом, воссозданный «Картель левых», одержал победу на выборах. Правительство вновь возглавил Э. Эррио. Однако новое пришествие левых вновь окончилось поражением. В декабре 1932 г. Э. Эррио оставил пост премьера. В стране опять началась министерская чехарда, от которой Франция все больше уставала и серьезно страдала.

Политический кризис создал благоприятные условия для развития в стране антидемократических движений профашистского толка («Аксьон франсез», «Боевые кресты» и др.). Ситуация в стране накалялась и Франция оказалась на пороге социального взрыва.

Всплеск фашистских настроений пришелся на февраль 1934 г., когда им удалось организовать 40-ка тысячную демонстрацию и направить ее на штурм Бурбонского дворца. Правительству удалось силой подавить выступления. Но над страной повисла реальная угроза фашизации, особенно после прихода к власти в Германии А. Гитлера. Все это заставило политические силы Франции забыть о разногласиях и объединить свои усилия в борьбе с фашистской угрозой.

Летом 1934 г. было принято решение о создании левой коалиции антифашистских сил (большую роль в этом сыграл лидер французских коммунистов М. Торез). Спустя год было образовано новое объединение демократических сил: «Народный фронт». В него вошли коммунисты, социалисты, радикалы, профсоюзы и ряд других антифашистских организаций.

На выборах в апреле 1936 г. Народный фронт одержал победу. Формирование правительства было поручено лидеру парламентской фракции социалистов Леону Блюму .

В течение лета 1936 г. было принято более 130 законов, главным образом, социальной направленности, в том числе:

Закон о запрете фашистских лиг;

О 40-часовой рабочей неделе;

Об оплачиваемых отпусках;

О повышении минимальной заработной платы;

О льготном кредитовании мелких предпринимателей;

О создании Национального зернового бюро и закупке зерна по твердым ценам и т.д.

В 1937 г. была проведена налоговая реформа и выделены дополнительные ассигнования на развитие науки, культуры и образования.

Социальные мероприятия правительства значительно увеличивали дефицит бюджета, что привело к их неоднозначной оценке в обществе. Особое недовольство наблюдалось в финансово-промышленных кругах. Это стало началом массового «бегства капитала» (вывоза денег за рубеж). Было вывезено около 60 млрд. франков.

К 1937 г. французскую экономику охватил новый кризис, который сопровождался: падением производства (до 70 % к 1929 г.), ростом безработицы и инфляция.

Правительство объявило о приостановлении социальных реформ. Л. Блюм предложил «план оздоровления финансов» за счет увеличения косвенных налогов, налогов на доходы и контроля над валютными операциями за рубежом. План был отклонен и Л. Блюм подал в отставку.

Премьер-министром стал лидер правых радикалов Камилл Шотан . Он приступил к реализации плана «жесткой экономики». Увеличил налоги и провел девальвацию франка. Кроме того, отменил ряд социальных мер.

Начались серьезные разногласия в Народном фронте, что привело к очередному правительственному кризису. Вернувшийся Л. Блюм оказался в ситуации агонии былой коалиции. Через 26 дней его сменил лидер радикалов Э. Даладье, отказавшийся от программных установок Народного фронта. Таким образом, обозначив политическую гибель коалиции.

Во всех бедах Франции за последнее время обвинили социалистов. Началась оголтелая антикоммунистическая пропаганда. Правые заявили, что только переориентация на фашистскую Германию может спасти Францию. «Лучше Гитлер, чем Народный фронт!» – лозунг, приведший Третью республику к окончательной гибели.

Тем не менее, жесткие меры правительства, предусматривавшие увеличение налогов, сокращение бюджетных расходов и реализацию «программы довооружения» (развитие ВПК), позволили к 1939 г. преодолеть кризисные явления и стабилизировать экономику. Но судьба самой республики была решена уже в 1938 г. в Мюнхене.

1 сентября 1939 г. поставило Францию фактически в патовую ситуацию. «Странная война», начавшаяся 3 сентября 1939 г. против Германии завершилась 14 мая 1940 г., когда пал Париж. Имеющая силы защищаться, но руководимая слабыми и безвольными политиками, Франция стала очередной жертвой нацизма.

Внутренняя политика Франции, возникновение глубокого экономического кризиса в стране. Появление Народного фронта в результате мощного подъема антифашистского движения. Содержание программы, законодательство и историческое значение Народного фронта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Франция в период между двумя войнами (1918-1939)

План

Введение

1. Движение за создание Народного фронта

2. Программа Народного фронта

3. Законодательство Народного фронта

4. Разногласия в Народном фронте. Конец Народного фронта

Введение

Внутренняя политика Франции в 1920-е годы во многом определялась нерешенными проблемами, возникшими после окончания войны. Два главных направления были связаны с финансовой и внешней политикой страны, которой руководили Раймон Пуанкаре и Аристид Бриан. Высокие военные расходы покрывались Францией за счет займов, что неизбежно вело к инфляции. Пуанкаре рассчитывал на германские репарации, чтобы удержать франк хотя бы на уровне 1/10 довоенной стоимости, покрыть расходы на восстановление разрушенных районов и выплатить Великобритании и США проценты по займам. Однако немцы не желали выполнять своих обязательств. Многие вообще сомневались в возможности выплаты Германией крупных репараций. Пуанкаре, не разделявший этих сомнений, в 1923 ввел войска в Рурскую область. Немцы оказали сопротивление и капитулировали только после введения чрезвычайных мер. Английские и американские эксперты выдвинули план Дауэса для финансирования репарационных выплат, главным образом через американские займы Германии.

В первой половине 1920-х годов Пуанкаре пользовался поддержкой националистически настроенного парламента, избранного в 1920. Но на следующих выборах 1924, несмотря на раскол левых сил на враждующие коммунистическую и социалистическую партии (1920), коалиция радикал-социалистов и социалистов (союз левых) смогла получить большинство мест. Новая палата отвергла линию Пуанкаре вместе с его твердой денежной политикой во Франции и, чтобы улучшить отношения с Германией, привела к власти сначала Эдуара Эррио, а затем Бриана. Планы Бриана обеспечить мир в Европе встретили, по-видимому, благоприятный отклик у Густава Штреземана, рейхсканцлера и министра иностранных дел Германии. Штреземан был инициатором заключения гарантийного пакта о неприкосновенности государственных границ в районе Рейна и о сохранении демилитаризации Рейнской области, что получило отражение в Локарнских договорах 1925.

С середины 1920-х годов и до своей смерти в 1932 Бриан руководил внешней политикой Франции. Он предпринимал искусные и неутомимые попытки наладить отношения с Германией как основу для сохранения мира под эгидой Лиги наций, хотя и знал, что Германия занимается перевооружением. Бриан был уверен в том, что Франция никогда не сможет самостоятельно противостоять Германии без поддержки своих прежних союзников или Лиги наций.

В начале 1930-х годов Францию охватил глубокий экономический кризис. В стране развернулось массовое рабочее движение и одновременно возросла угроза со стороны нацистской Германии. Как программа равного социального обеспечения, на которой настаивал рабочий класс, так и политика действенного перевооружения для устранения угрозы со стороны ремилитаризованной Германии упирались в необходимость эффективного оздоровления экономики Франции. Более того, в 1930-х годах, когда во всем мире происходил спад производства, Франция вряд ли смогла бы добиться подлинного международного сотрудничества, которое одно могло бы спасти экономику страны от краха.

Мировой кризис и его тяжелейшее последствие - безработица - проявились во Франции в середине 1934. На выборах 1936 Народный фронт одержал решительную победу частично потому, что казался единственной защитой перед лицом тоталитарных правых сил, но главным образом из-за обещания улучшить экономическое положение и провести социальные реформы (по аналогии с Новым курсом в США). Лидер социалистов Леон Блюм сформировал новое правительство.

Приход Гитлера к власти первоначально мало повлиял на события во Франции. Однако его призыв к перевооружению (1935) и захват Рейнской области (1936) представляли собой прямую военную угрозу. Это коренным образом изменило отношение французов к внешней политике. Левые не могли больше поддерживать политику сближения обоих государств, а правые не верили в возможность военного сопротивления. Одним из немногих конкретных внешнеполитических мероприятий этого периода был пакт о взаимопомощи с СССР, заключенный Пьером Лавалем в 1935. К сожалению, такая попытка возродить давний франко-русский союз для обуздания Германии не увенчалась успехом.

После аннексии Австрии (1938) Гитлер потребовал, чтобы Чехословакия передала Германии Судетскую область. На Мюнхенской конференции Франция согласилась на раздел Чехословакии. Французы могли занять на конференции решающую позицию, поскольку она имела соглашения о ненападении и с Чехословакией, и с СССР. Однако представитель Франции Эдуард Даладье занял позицию, аналогичную позиции английского премьер-министра Невиля Чемберлена.

1. Движение за создание Народного фронта

франция народный фронт антифашистский

Народный фронт во Франции возник как реакция демократических сил на фашистский мятеж, поводом к которому стало дело Стависского, организовавшего мошенническую операцию - выпуск фальшивых облигаций на сумму свыше 200 млн. франков! Фашисты, выдвинув лозунг «Долой воров!», призывали покончить с продажными парламентариями и министрами, ликвидировать парламент и вообще «прогнивший режим» Третьей республики. 6 февраля 1934 г. фашисты попытались захватить парламент, организовав мятеж. Лишь ночью 6 февраля полицейские открыли огонь, и фашисты отступили. Правые обвинили правительство, возглавляемое радикал-социалистом Даладье, в расправе с демонстрантами, и оно решило уйти в отставку. В новое правительство, возглавленное правым радикалом Думергом, вошли не только радикалы, но и лидеры правых партий, в том числе Тардье, Лаваль и маршал Петэн.

Попытка фашистского мятежа всколыхнула всю Францию, вызвав мощный подъем антифашистского движения и пробудив тягу к единству. 9 февраля 1934 г. в Париже под руководством Центрального Комитета ФКП и руководства УВКТ была проведена антифашистская демонстрация, в которой приняли участие 50 тыс. человек призвали трудящихся провести массовую антифашистскую демонстрацию. 12 февраля 1934 г. состоялась всеобщая стачка протеста. против фашизма, организованная Коммунистической партией, Социалистической партией, ВКТ и УВКТ. В основных отраслях производства бастовало 80- 90% рабочих. К ним примкнули многие мелкие торговцы и ремесленники. В общей сложности прекратили работу 4,5 млн. человек. Всеобщая стачка сопровождалась многочисленными митингами и демонстрациями почти во всех крупных городах Франции. Впервые в демонстрациях и забастовках совместно участвовали коммунисты, социалисты, члены профсоюзов, беспартийные. Успех демонстрации и всеобщей стачки 12 февраля 1934 г. показал, что во Франции происходит серьезная перегруппировка классовых сил. Французские антифашисты, встревоженные трагическим опытом Германии и угрозой фашистского переворота, встретили массовую поддержку французского народа. Фашисты не добились содействия армии и полиции. Против них выступила значительная часть населения.

27 июля 1934 г. Коммунистическая и Социалистическая партии подписали пакт о единстве действий, в котором говорилось, что их целью является:

а) Мобилизовать всех трудящихся против фашистских организаций с целью добиться их разоружения и роспуска.

б) Защитить демократические свободы и потребовать пропорционального представительства и роспуска палаты.

в) Выступать против военных приготовлений…

е) Выступать против фашистского террора в Германии и Австрии»

От имени ФКП М. Торез предложил создать вперед лицом фронта реакции и фашизма «Народный фронт свободы, труда и мира». В оргкомитет по созданию Народного фронта вошли наряду с ФКП и СФИО радикалы, другие левые группировки, профсоюзы, Лига прав человека и т. д. Так осенью 1934 г. впервые родился термин «Народный фронт» для обозначения широкой коалиции общественно-политических сил, объединенных платформой антивоенной и антифашистской борьбы, борьбы за улучшение условий жизни трудящихся.

Дальнейшему сближению коммунистов, социалистов и радикалов способствовало подписание 2 мая 1935 г. франко-советского договора о взаимной помощи. 14 июля 1935 г. была организована демонстрация, в которой впервые официально согласились участвовать все три главные левые партии - коммунисты, социалисты и радикалы, оба основных профсоюзных центра - ВКТ и УВКТ, а также многие другие антифашистские группировки. Она завершилась грандиозным митингом, участники которого дали торжественную клятву: «От имени всех партий и свободных группировок, от имени народа Франции на всей его территории уполномоченные, представители или члены народного собрания 14 июля 1935 г., воодушевленные одной и той же волей дать хлеб трудящимся, рабочим, молодежи и мир всему миру, дали торжественную клятву единодушно добиваться разоружения и роспуска фашистских союзов, защиты, развития демократических свобод и обеспечения мира». Клятва Народного фронта послужила базой для его программы. Организационный комитет по подготовке демонстрации был преобразован в Национальный комитет Народного фронта. На местах стали создаваться комитеты Народного фронта.

2. Программа Народного фронта

В январе 1936 г. была опубликована программа Народного фронта, в разработке которой участвовали все его группировки. В политическом разделе программы выдвигались требования всеобщей амнистии, разоружить и распустить фашистские организации, соблюдать профсоюзные свободы и свободу печати, соблюдение права женщин на труд, продление срока обязательного обучения до 14-летнего возраста, обеспечить всем, и учащимся и учителям, полную свободу совести.

В разделе «Зашита мира» предусматривались установление международного сотрудничества в рамках Лиги Нации с целью обеспечить коллективную безопасность, а также ограничение вооружений и национализация военной промышленности. Программа выступала за распространение пактов о взаимной помощи, открытых для всех «согласно принципам франко-советского договора». В экономическом разделе программы содержались требования:

«Против безработицы и промышленного кризиса. Сокращение рабочей недели без сокращения зарплаты. Вовлечение в трудовой процесс молодежи в результате создания системы перехода престарелых трудящихся на пенсию в достаточном для жизни размере. Быстрое проведение плана широких работ общественного значения в городе и в деревне; с этой целью присоединить к усилиям государства и отдельных коллективов местные ресурсы» . Учитывая тяжелое положение средних слоев населения, страдавших от кризиса, программа Народного фронта предлагала не допускать снижения жизненного уровня пенсионеров и служащих, снизить плату за торговые помещения, запретить распродажу имущества за долги. Чтобы облегчить положение крестьян, намечалось введение твердых цен на продукты сельского хозяйства и создание государственного посреднического бюро по продаже зерна.

Программа Народного фронта по оздоровлению финансов содержала требования:

«Преследование расточительной траты средств гражданскими и военными административными органами. Создание военной пенсионной кассы. Демократическая реформа системы налогов, предусматривающая ослабление налогового бремени, с целью создания экономического подъема, создание новых ресурсов при помощи мероприятий, затрагивающих крупные капиталы (высокая прогрессия ставок общего налога на доходы, превышающие 75 тыс. франков, изменение налога на наследство - обложение прибыли монополий, не допуская повышения цен на предметы потребления).демократическую налоговую реформу, которая облегчила бы бремя налогов для трудящихся и увеличила налоговое обложение богачей. Она предлагала установить государственный контроль над Французским банком.»

Программа Народного фронта не содержала социалистических требовании. Она носила демократический, антифашистский характер и была осуществима в рамках капиталистического строя. Выдвигая на первый план общедемократические задачи, она позволяла объединить всех противников фашизма, войны и крупного капитала. В марте 1936 г. в Тулузе состоялся объединительный съезд профсоюзов, оформивший слияние ВКТ и УВКТ в единую организацию, принявшую старое название: Всеобщая конфедерация труда.

3. За конодательство Народного фронта

Весной 1936 г. в результате выборов Народный фронт одержал победу, собрав голоса 57% избирателей. В соответствии с итогами выборов формирование правительства было поручено лидеру самой крупной парламентской фракции - социалисту Леону Блюму. Блюм предложил войти в правительство всем трем главным партиям Народного фронта: коммунистам, социалистам и радикалам. Социалисты и радикалы согласились принять участие в правительстве Блюма, а коммунисты отказались, так как считали, что их вхождение в правительство может быть использовано реакцией для запугивания избирателен «красной опасностью». Не участвуя в правительстве Блюма, коммунисты тем не менее решили поддержать его при условии выполнения им программы Народного фронта.

Победа Народного фронта вызвала огромный энтузиазм трудящихся, которые ожидали скорейшего выполнения предвыборных обещаний. Через несколько дней после выборов на многих предприятиях стихийно начались забастовки. Их участники требовали повышения заработной платы, введения оплачиваемых отпусков, сокращения рабочего дня. Стачечное движение приобрело невиданный размах. В начале июня 1936 г. бастовало около 2 млн. человек. Рабочие заняли крупнейшие предприятия и взяли их под охрану.

Буржуазия, напуганная небывалым размахом забастовочного движения, поспешила пойти на уступки. 7 июня 1936 г. в правительственной резиденции - дворце Матиньон - были подписаны соглашения между представителями профсоюзов и предпринимателями. По условиям Матиньонского соглашения, заработная плата повышалась в среднем на 7-15%, а особо низкая заработная плата увеличивалась в 2-3 раза.

Закон, устанавливающий ежегодный оплачиваемый отпуск в индустрии, торговле, свободных профессиях, домашней службе и сельском хозяйстве (20 июня 1936 г.):

«Ст. 54f. Всякий рабочий, служащий или ученик…имеют право после одного года непрерывной службы в предприятии на оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью 14 дней, включая 12 рабочих дней.

Ст. 54d. При установлении вознаграждения должны быть учтены пособия многосемейным, а также дополнительные и натуральные выплаты, которыми невозможно пользоваться в продолжении отпуска.»

Закон, устанавливающий сорокачасовую рабочую неделю в индустриальных и торговых организациях и определяющий продолжительность труда в подземных рудниках(27 июня 1936 г.):

«Ст. 6. В промышленных, торговых и ремесленных предприятиях и кооперативах… продолжительность…труда рабочих и служащих, обоего пола и любого возраста не может превышать 40 часов в неделю.

Ст. 8 В подземных рудниках продолжительность пребывания каждого рабочего в руднике не может превышать 38 часов 40 минут в неделю.»

4. Разногласия в Народном фронте. Конец Народного фронта

Мероприятия Народного фронта, направленные на улучшение материального положения трудящихся, естественно, потребовали дополнительных расходов и, следовательно, увеличили бюджетный дефицит. Компартия считала, что для покрытия бюджетного дефицита нужно в первую очередь «заставить платить богачей», обложить их чрезвычайным налогом, запретить вывоз капиталов за границу. В ответ финансовая олигархия пошла на саботаж экономики страны: только в 1936-37 за границу было переведено свыше 100 млрд. фр. «Бегство капиталов» подрывало устойчивость валюты. Пришедшее к власти правительство Л. Блюма (июнь 1936 - июнь 1937) не приняло должных мер по пресечению саботажа. Проведя девальвацию франка на 30%, Блюм в феврале 1937 заявил о необходимости «паузы» в осуществлении программы Народного фронта. В области внешней политики правительство Блюма в ответ на развязывание франкистами с помощью фашистских держав гражданской войны в Испании (1936-39) объявило о «нейтралитете» Франции, запретив законным властям Испанской республики ввоз через франко-испанскую границу закупленного ими оружия.

Преемники Блюма радикалы Шотан (июнь 1937 - март 1938) и Э. Даладье (апрель 1938 - март 1940, до октября 1938 формально правительство, опиравшееся на Народный фронт) всё более отходили от его программы. В октябре-ноябре 1938 радикалы, а в мае 1939 социалисты открыто порвали с Народным фронтом. Подписав позорное Мюнхенское соглашение 1938, выдававшее Чехословакию на произвол гитлеровской Германии, издав 13 ноября 1938 серию антинародных декретов и жестоко подавив движение протеста против этих декретов, правительство Даладье открыло путь возврату правых к власти. Вскоре в Париже была подписана франко-германская декларация 1938, фактически перечеркнувшая франко-советский пакт 1935.

Мюнхенское соглашение привело к окончательному распаду Народного фронта. Коммунистическая партия осудила мюнхенский сговор и голосовала против него в парламенте. Однако все остальные партии, включая социалистов и радикалов, одобрили Мюнхенское соглашение. Ссылаясь на голосование коммунистов против Мюнхена, руководство радикальной партии официально объявило о выходе из Народного фронта. Это был конец Народного фронта.

Народный фронт существовал недолго, но имел большое историческое значение. Его главной заслугой была успешная борьба против фашизма. Народный фронт преградил путь фашизму, обеспечил сохранение и расширение демократических свобод, принес реальное улучшение жизни французским трудящимся. Огромное значение имело социально-экономическое законодательство Народного фронта, которое тогда было лучшим из всех крупных промышленно-развитых стран. В годы Народного фронта значительно возросло влияние рабочего класса, его политических и профсоюзных организаций. Однако закрепить и развить влияние рабочего класса не удалось из-за бегства капиталов за границу. Правительство было вынуждено пойти на поводу за предпринимателями, обесценив франк и свернув социально-экономические преобразования.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Главные последствия Первой мировой войны для Франции. Правительство "Национального блока", его внешняя и внутренняя политика. Государственный долг Франции. Экономический кризис и его основные последствия. Восстание фашистов и создание Народного фронта.

    презентация , добавлен 03.03.2013

    Причины образования национального правительства в Великобритании в 30-х гг. ХХ века. Ее экономическая и внешняя политика. Парламентский кризис и угроза фашизма во Франции. Деятельность правительства Народного фронта. Политическая неустойчивость Франции.

    реферат , добавлен 20.05.2010

    Создание Второго фронта против фашистской Германии в Западной Европе во время Второй мировой войны. Тегеранская конференция 1943 года. Нормандская операция, или операция "Оверлорд". Прорыв фронта немецкой обороны. Наступление в Северо-Западной Франции.

    презентация , добавлен 22.10.2015

    Попытка обоснования национальных прав немцев в ЧСР. Концепция "немецкого народного социализма" во главе с идеологами В. Якшем и Э. Францелем. Формирование идеи создания единого "национального народного фронта", с целью объединения всех судетских немцев.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Изучение политических событий, тенденций экономического развития США и Франции в первой половине XX века. Характеристика эры экономического процветания Америки - "Просперити". Провал реформ Блюма во Франции, особенности участия во второй мировой войне.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    XI век - время объединения средневековой Франции, появление нового типа государства - сословной монархии (Генеральные Штаты). Внутренняя политика Людовика IX. Центральный орган законодательной и исполнительной власти - королевская курия. Столетняя война.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2010

    Контрудар Юго-Западного фронта 23-29 июня и развернувшееся танковое сражение. Главный удар на Смоленск и Москву. Блокада Ленинграда. Захват Москвы как основная задача плана "Барбаросса". Роль народного ополчения как формы патриотического движения.

    реферат , добавлен 18.11.2013

    Открытие Второго фронта как решение противоречий между Россией, Англией и США во Второй мировой войне. Политические отношения участников антигитлеровской коалиции и расстановка сил на фронтах. Значение военного сотрудничества для победы над фашизмом.

    реферат , добавлен 23.07.2015

    Создание оборонительного рубежа на Днепре. Положение Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны. Участие частей и соединений западного фронта в обороне города Могилева. Роль и место народного ополчения в организации отпора врагу.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    История развития экономики Сибири накануне войны. Перевод народного хозяйства на обслуживание нужд фронта, значение тыла. Эвакуация крупнейших заводов в годы войны. Промышленное развитие индустрии Новосибирска. Самоотверженный труд горожан во имя Победы.

Победив главного врага -. Германию,. Франция (как и. Англия) стала ведущей страной. Западной. Европы. Она вернула себе высокоразвитые индустриальные районы. Эльзас и. Лотарингию, получила контроль на ад немецкими и частично турецкими владениями (Того,. Камерун,. Сирия,. Ливан и др.). Но война нанесла. Франции огромные потери: погибло 1,3 млн человек, из страны-кредитора она превратилась в должника уровень промышленного производства в 1921 г составил 55% по сравнению с 19133 р.

Франция вместе с. Англией,. США,. Японией была одним из организаторов интервенции против. Советской. России. Пребывание французских войск в. России за 1918-1919 гг произвело революционной ционизуючий влияние на с солдат и моряков, которые, вернувшись во. Францию, способствовали подъему на родине революционных настроенияїв.

На парламентских выборах в ноябре 1919 года победили партии. Национального блока, выступавшие с ультрапатриотическую позиций: неуклонное соблюдение условий. Версальского договора, защита социального мира и республиканского строя, восстановление разрушенного войной хозяйства, защиту прав ветеранов и инвалидов войны и т.п.. Эти лозунги отвечали настроениям большинства населения страны, напуганного забастовочным движение вом.

Надежды. Франции ва регулярные репарационные поступления из. Германии не оправдались, поскольку из-за кризиса в экономике и обществе. Германия не могла и не спешила их платить. В январе 1923 г французские войска совместно с бельгийскими оккупировали. Рурскую область. Германии. Франция надеялась не только добиться выплаты репараций, но и установить свой контроль над немецкой экономикой. Однако эта а кция была осуждена мировой общественностью, поэтому войска были выведены из. РурРура.

течение 1924-1926 гг у власти находился. Левый блок во главе с. Е. Эррио, в который входили радикал-социалисты и социалисты. Он безуспешно пытался реформировать финансовую и налоговую системы, официально виз знал. СССР, подавлял восстания в колониях -. Марокко и. Сырыерії.

1926 г после распада. Левого блока к власти пришла коалиция правых партий, провозгласила политику национального единства. Правительство возглавил. Раймон. Пуанкаре. По темпам подъема промышленного производства. Франц ция опередила. Англию и. Германию бурным темпами развивались тяжелая, сталеплавильная, автомобильная отрасли промышленности. Однако это было прервано мировым экономическим кризисом, во. Франции набрал а затяжной характер. Так, падение производства, начавшееся в конце 1980 г., продолжалось до середины 1935 г. Темпы стабилизации были настолько медленными, что уровня 1929 г не было достигнуто и в 1939 г. Резко сократилась внешняя торговляя торгівля.

Невиданная экономический кризис, рост безработицы и нищеты привели недовольство широких слоев населения; авторитет традиционных правых партий упал - с 1929 по 1932 г изменилось 8. Правительство. В стране акты ивизувалися экстремистские, фашистские и профашистские организации ("Огненные кресты","Патриотическая лига","Французская действие"). В отличие от немецких и итальянских фашистов французские экстремисты не пользовались поддержкой средних слоев населения - владельцев мелких предприя - власників дрібних підприємств.

Значительная часть рабочих ориентировалась на коммунистов. При таких условиях попытка реакционных сил организовать путч в феврале 1934 г. для того, чтобы ликвидировать республиканский строй, натолкнулась на сопротивление левых сил. По всей стране прокатилась волна демонстраций и митинговгів.

1934 г представители коммунистической и социалистической партий, к которым впоследствии присоединились прогрессивные радикалы и деятели других течений либерального толка, договорились о совместных действиях против фашизма. Под время муниципальных выборов весной 1935 г левые силы достигли значительных успехов. Летом 1935 г коммунисты, социалисты, радикалы, объединенные в. Народный фронт, провели демонстрацию 1936 г французская пресса опубликован лечила программу. Народного фронта, которая предусматривала государственный контроль за развитием экономики с целью стабилизации цен и финансов страны, а также расширение социальной помощи населению за счет бю джет, обеспечения демократических свобод и запрет фашистских группировок, активную международную деятельность для обеспечения мира в миру світі.

На парламентских выборах 1936 г партии. Народного фронта победили правые партии. Новое правительство сформировал лидер социалистов. Леон. Блюм. Национальное собрание приняло более 130 законов реализации программы народного ного фронта, однако для ее осуществления необходимо было немало средств, в то время как поступления в бюджет сокращались. Правительство было вынуждено делать большие ссуды. Экономика страны постепенно дестабилизировали ася. Правительство. Блюма требовал предоставить ему чрезвычайные полномочия, но сенат отказадмовив.

Во внешней политике. Франции доминировало стремление утвердить влияние в послевоенной. Европе и обеспечить выполнение. Версальского договора. Франция пыталась ограничить реваншистские стремление. Германии шл поляком создания системы коллективной безопасности в. Европе. Важным шагом в этом направлении было подписание в. Париже в 1928 г. Парижского договора о запрещении войны как средства национальной политики, засудж ував войну и предлагал для урегулирования споров только мирные переговоры. Пакт предусматривал коллективные действия со стороны его участников против любой страны, что станет на путь агрессии. Французская дипломатия на начале 30-х годов сделала попытку сблизиться с. Германией, стремясь сохранить статус-кво в. Европе и ограничить немецкие военные расходы, но. Германия отказалась от сделки 1932 г между. Францией и. СССР был подписан договор о ненападении друг на друга одного.

Французское правительство безуспешно протестовал против англо-германское морское соглашение (1935), по которой. Германия получила право на строительство флота. Но. Франция, как и. Англия, ничего не сделали, чтобы заставить немое ецьки войска оставить. Рейнскую демилитаризованную зону. Франция признала аншлюс. Австроії.

1935 г в. Париже был подписан договор о взаимопомощи между. Францией и. СССР. Участники договора обязывались в случае нападения какой-либо европейской державы немедленно оказать друг другу поддержку. Фран нция и. Англия, провозгласив политику нейтралитета, фактически способствовали агрессивной политике. Германии и. Италии, их вмешательство в гражданскую войну в. Испании. Франция была участником. Мюнхенского соглашения 193838 р.

Франция и. Англия, обеспокоены непредсказуемым развитием событий, обратились к. СССР с предложением о предоставлении гарантий помощи европейским государствам в случае агрессии со стороны. Германии. СССР в ответ запр ропонував заключить пакт о взаимопомощи между. Англией,. Францией и. Советским. Союзом с одновременным предоставлением гарантий всем пограничным с. СССР государствам. Однако договоренности не было достигнуто из-за взаимной недоверие и нежелание сторон идти на компромиссы. В 40-х годах. Германия была готова к реваншншу.

Во Франции в этот период времени была третья республика (1870(75) – 1940 годы). В 1875 году была принята Конституция Франции. Это была неписаная Конституция - совокупность конституционных актов. Недостатком этой политической системы была ее постоянная неустойчивость.

Итоги ПМВ:

1) Франция стала гегемоном в Европе, получила Эльзас и Лотарингию, на 15 лет Саар и фактический контроль над Рурской областью.

2) Франция получила большую часть германских колоний и становится первой колониальной державой.

3) Получает право на большую часть репараций.

Внутренняя политика.

В 20-е годы внутренняя политика Франции определялась нерешенными проблемами. Первой проблемой были людские потери – погибло 1 300 000 человек, еще 600 000 стали инвалидами. Второй проблемой стал ущерб промышленной инфраструктуре. Третьей стал государственный долг – 60 млрд. франков, из них долг США – 40 млрд., 13 млрд. – аннулированные долги царского правительства, 7 млрд. – внутренний долг.

Франции требовались денежные вливания и помощь в восстановлении промышленности. Это усугублялось тем, что французская экономика была неразвитой, промышленность Франции не была сформирована до Мировой войны. В итоге с 1918 года французская экономика была ориентирована на германскую промышленность. Было решено выкачивать ресурсы из Германии. Развитой во Франции была только легкая, в основном текстильная промышленность. Только после Второй Мировой войны французы смогли исправить перекосы в своей экономике.

Рост национализма и шовинизма подпитывался французской пропагандой. Начиная с 1870 года, для Франции главным врагом стала Германия, а после 1918 года национализм стал во Франции политической идеологией.

Подъем революционного движения. Во Франции начинается движение рабочих за свои права. Основной проблемой во Франции была отсталость и инертность деревни. В 1919-20 годах ежегодно в стачках участвовало более миллиона человек. Это поддерживалось революциями в России, а еще более в Германии и Венгрии.

Итогом этих проблем стали частые правительственные кризисы – с 1918 до 1924 года сменилось у власти 8 правительств.

В 1919 году проводится избирательная реформа – один депутат стал избираться от 75 000 жителей. В том же году прошли парламентские выборы, на которые пришли два избирательных блока, аморфных и не сплоченных – демократический и социалистический. Основной идеей демократического блока стало «наказание» Германии, основными лозунгами стали национализм и отделение церкви от государства и сохранение религиозного мира. Социалисты выдвигали лозунг поддержки революции ив России и ликвидации имущественного неравенства. Лидер социалистов Мейран был хорошим оратором, но только теоретиком. В итоге на выборах победил блок демократов – демократов поддержали промышленники и французские газеты – наиболее активными на тот момент во Франции были собственники – буржуазия.

Демократический парламент оказывал полную поддержку руководителям страны – Раймону Пуанкаре и Аристиду Бриану, националисту-демократу и социалисту. Пуанкаре с 1913 до 1920 года был президентом страны, он был потомственным парламентарием и юристом. Политик он был адекватный, трезво оценивавший ситуацию. Бриан с основания французской социалистической партии был среди социалистов, выступал против марксистов. С 1909 года он занимал высокие посты, был премьер-министром. Он выдвигал идеи единства нации, стремился к мирному урегулированию споров с Германией, выступал за союз с немцами, в 1928 году он подписал пакт Бриана-Келлога, утверждавшего что война не может быть методом разделения конфликта. До этого Женевская конвенция признала войну как основной способ решения конфликтов, а Гаагская конвенция предложила идею международного арбитража. Пакт в силу не вступил, но стал основой договора ООН.

Так как экономика Франции не опиралась на промышленный потенциал, в 1920 году во Франции началась инфляция, вызванная выпуском бумажных денег, не обеспеченных производством. Пуанкере рассчитывал удержать инфляцию с помощью немецких денег. В 1921 году французы подсчитали, что убыток от войны составил 218 млрд. франков. В январе 1923 года для получения денег французы оккупировали Рурскую область. Только после этого Франция была отстранена от процесса выбивания репараций. Уровень промышленного роста упал на 45%.

В 1924 году экономический кризис и моральное разочарование вызвали смену политических сил. В выборах 1924 года участвовали демократы и левый блок – коммунисты, социалисты радикалы и союз левых. Именно левый блок победил на выборах. Новое правиетльство возглавил Эдуард Эллио, а затем Аристид Бриан. Социалист Мийеран после победы левых ушел в отставку.

Внешняя политика Франции в 1917-24 годах.

Франция восстановила дипломатические отношения с Ватиканом.

Создание Восточного Союза как противовеса Германии в Европе, Советской России и Англо-Американского блока – Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии. Однако все эти страны не имели развитого капиталистического общества, за исключением Чехословакии.

В 1924 году Эрио подписывает договор о дипломатических отношениях с СССР. Подписание договора с Францией имело цель для СССР в возвращении потерянных западных Украины и Белоруссии в обмен на признание СССР статей Версальского мира. Советская дипломатия в этот период занимала весьма правильную позицию.