Сказание о кожемяке читать полностью. Летопись «Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке». «Сказание о белгородском киселе. Отличия между былинами и летописями

Открытие, что люди в большинстве своем решают вопросы быта, а не жизни, приводит героя раннего, юношеского периода творчества Лермонтова к романтическому конфликту с обществом. Он трагически переживает этот конфликт, шлет проклятия миру "безжалостных людей", видя в нем лишь "кучу каменных сердец" ("Два сокола"). В ранней лирике звучат и гражданские мотивы неприятия рабства ("Жалобы турка"); прославления революционного подвига ("10 июля (1830)", "30 июля. - (Париж) 1830 года"); возвеличения былого могущества России ("Новгород", "Приветствую тебя, воинственных славян..."). Социальные проблемы представляются ему следствием каких-то глубинных процессов, сущностных черт человечества и народа. Так, в стихотворении 1829 года "Монолог" предвосхищаются темы и образы "Думы":

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго

Её однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

В этом стихотворении важна мысль о том, что сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарований - душит их. И тем сильнее звучит мотив противопоставления современного ущербного существования "здешнего света" прежнему, былому могуществу России. Героические образы русских богатырей - бесстрашных, могучих и мудрых - создает Лермонтов. Одно из высших проявлений мощи русского духа находит он в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Значение победы России над Наполеоном для Лермонтова символично; поэт видит в ней не просто военный триумф, но торжество справедливости, огромной духовной высоты нации. Именно поэтому иносказательное повествование об этой войне в "Двух великанах" написано в ключе былинного сказа, где сам дух народа предстаёт в образе "древнего русского великана".

В одном из замечательных поздних стихотворений "Бородино" поэт вновь акцентирует внимание на символичности победы русского воинства - "богатырей" прошлых лет:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

В этом стихотворении в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не способных на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.

Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья умирали!" В страшную минуту люди объединяются для защиты Родины, забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в сражении:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

И эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет "нынешнее племя", когда не достоинства человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу.

Символом России, средоточием её единства Лермонтов считает Москву - и противопоставляет её официальному Петербургу, противопоставляя тем самым естественный ход развития истории России петровской ориентации на Запад. Именно Москву как сердце и воплощение Родины защищают солдаты в "Бородине"; Москву воспевает Лермонтов в четверостишии 1831 года "Кто видел Кремль в час утра золотой..."; в ней видит истинную отчизну и лирический герой поэмы "Сашка":

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность своего отношения к Родине:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ...

Это самое резкое политическое выступление Лермонтова. Впервые в русской литературе прозвучало осуждение, неприятие не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России: этой "немытой" страны "рабов" и "господ".

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Речь идет одновременно о беде и о вине России, ее народа. Страшная картина духовного рабства, истовой преданности народа палачам внушает поэту отвращение. Вторая строфа стихотворения переводит разговор в план субъективный, от духовного рабства в России - к побегу "за стену Кавказа", на волю. В стихотворении выражена абсолютная безнадежность: в этой стране всеобщей несвободы, в стране-тюрьме жить нельзя. Из неё можно лишь попытаться бежать - но обретение личной свободы "за стеной Кавказа" ничего не изменит в России. Глухое отчаяние толкает лирического героя к отречению от Родины.

Официальный патриотизм был провозглашен в знаменитой фразе шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа: "Прошлое России было блестяще, её настоящее более чем великолепно, а что касается её будущего, оно превосходит всё, что может представить себе самое смелое воображение". Почти одновременно со стихотворением "Прощай, немытая Россия…" была написана "Родина", где Лермонтов не просто дал выход всей накопившейся обиде и глубокой ненависти к политическому строю, основанному на духовном рабстве, но осмыслил само чувство Родины в том неповторимом и особенном виде, в каком оно сложилось у ряда мыслящих людей эпохи. Он психологически и философски осмыслил его как одно из важнейших явлений русской культуры.

"Родина" (1841) - одно из самых интересных по композиции и противоречивости передаваемого чувства стихотворений. Оно построено так, что должно с первой до последней строки шокировать читателя. В первой же строке поэт заявляет: да, я люблю отчизну, но... это странная любовь! И далее - "не победит ее рассудок мой". Любовь лирического героя к Родине оценивается им самим как любовь "рассудку вопреки". Но почему рассудок должен победить такое естественное человеческое чувство как любовь к Отечеству?! Значит, есть что-то в России, за что не стоит ее любить? Последующее перечисление общепризнанных достоинств России исполнено сыновних чувств: тут и дорого - кровью! - купленная слава, и "полный гордого доверия" покой, оплаченный сознанием государственного могущества, и богатство народной истории - и, тем не менее, оказывается, что ко всему этому поэт остается холоден. У читателя растёт недоумение: что же дорого Лермонтову? По сути, всё стихотворение построено на противопоставлении, на противопоставлении "казенного патриотизма" и естественного человеческого чувства, признание "за что, не знаю сам" оставляет оттенок тайны в лермонтовском чувстве к Родине, как и во всякой подлинной любви. Поэт противопоставляет "рассудочной" любви к Родине своё отношение - действительно "странное" и даже непозволительное с точки зрения общепринятой морали.

Вторую часть "Родины" открывает постепенно сужающаяся "панорама" российского пейзажа, с постепенным укрупнением деталей. "Холодное молчанье" степей, колыханье "безбрежных лесов", неоглядные разливы рек - все это скрывает некую загадку, обещание великого будущего; просёлочный же путь в ночной тьме, дрожащие огни деревень говорят о печали настоящего. Довольно резкая смена размера (шестистопный ямб сменяется четырехстопным) привлекает внимание к тем реалиям русской жизни, которые вызывают у лирического героя "многим незнакомую" отраду: все эти детали связаны с людьми, живущими на российских просторах, с теми, для кого жизненно важно "полное гумно", кто живет в домах с "резными ставнями", а в праздник пляшет с "топаньем и свистом". Таким образом, любовь к Родине оказывается для Лермонтова главным образом любовью к своему народу.

Картины народной России, ее настоящий лик, созданный в "Родине", не стали сами по себе художественным открытием Лермонтова. Во многом автор сознательно соотносит стихотворение со знаменитыми пушкинскими строками из "Путешествия Онегина":

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых;

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака

Перед порогом кабака.

Лермонтов свой образ Родины создаёт так, что выявляется непримиримый конфликт между гражданским сознанием, возможным в новую эпоху лишь "в редакции" шефа жандармов, и истинной любовью человека к своей Отчизне. Открытое Лермонтовым чувство Родины, его принципиальный отказ логически обосновать и объяснить, за что любит человек свою Отчизну, положили начало одной из основных традиций русской литературы, в рамках которой патриотизм воспринимался как чувство, противоположное рассудку и глубоко личное.

Тема Родины и патриотические мотивы в произведениях Лермонтова звучат несколько иначе, чем в творчестве других поэтов XIX века. Объясняется это не только особенностями личности, характера Лермонтова или его мировоззренческой позицией, но и общественно-политической обстановкой в стране. В условиях жесточайшей реакции после расправы над декабристами многие общественные деятели потеряли веру в свои силы, не видели смысла следовать путём честных и мужественных борцов за свободу и за реформы в России. Наступил период апатии, бездеятельности, пассивности молодого поколения, что было тревожным симптомом для политического движения.

В стихах Лермонтова читатель ощущает напряжённость, мрачность, некоторую угрюмость автора, хотя протестные настроения в лирике поэта присутствуют, вопреки гнетущей атмосфере современной действительности.
Так, в стихотворении «Родина» поэт говорит о двойственности чувств, какие он испытывает при размышлениях о природе, людях и о стране в целом. Он признается: "Люблю отчизну я, но странною любовью!"

И эта «странность» заключается в том, что любит поэт не славу России и не её историю («тёмной старины заветные преданья»), не власть и не самодержавно-крепостническое государство. Причём всё то, что не вызывает умиления в его душе, прямо противоположно другим картинам русской действительности, при виде которых возникают тёплые чувства в сердце поэта. Это пейзажи средней полосы России с её просёлочными дорогами, берёзками, крестьянскими избами:

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз...

Те степные просторы, которые для многих людей связаны с тоскливым настроением, Лермонтову очень нравятся и вызывают гордость при виде величия Родины:

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье...

Удивительно и то, что дворянин Лермонтов с удовольствием смотрит «на пляску с топаньем и свистом», а значит, ценит национальные, народные традиции и культуру. Сам не державший соху в руках, он, «с отрадой, многим незнакомой», отмечает успешность крестьянского труда: «полное гумно» как результат урожайного года, то есть достаточно много зерна у тех хлеборобов, кому повезло не разориться. Проезжая деревеньки, автор успевает отметить некоторые уютные домики, любуется избами тех мастеров-сельчан, которые украшали окна своих домов резными ставнями.

Любовь к крестьянской России, тем не менее, не закрывает поэту глаза на отрицательные стороны русской жизни: бесправие и угнетённость народа, произвол жандармов. Он испытал на себе и слежку тайного отделения полиции, и цензуру, гонения в творчестве. Всё это тяготило многих свободолюбиво настроенных людей, и в результате появляются у Лермонтова такие резкие строчки, которые написаны перед новым вынужденным отъездом на Кавказ:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Конечно, не следует понимать буквально метафору «немытая Россия». Здесь, наверное, можно увидеть не только раздражение автора в связи с жалким существованием и нищетой населения, но и возмущение бескультурьем, то есть темнотой сознания неграмотного крестьянства, не видящего смысла в борьбе за собственные права.

Эти стихи созданы поэтом в 1841-м году, незадолго до смерти, когда пессимистические настроения Лермонтова усилились, вследствие жизненных обстоятельств.

А в 1837 году тема Родины прозвучала очень ярко и патриотично в стихотворении «Бородино». В то время поэт писал об историческом событии в русской истории с большой гордостью. «Схватки боевые» во время Бородинского сражения помнит весь русский народ, так как именно тогда решился исход борьбы в Отечественной войне 1812 года. Любовь к Родине простых солдат восхищает Лермонтова, он пишет об этом с пафосными интонациями:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт согласен с рассказчиком, старым солдатом, который отвечает на вопросы молодого воина, что участников тех сражений следует считать не только великими патриотами, но и Богатырями земли Русской. Среди них как простые крестьяне, так и знатные дворяне:

Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...

Такими полководцами гордилась Россия, ведь им верили люди, они вели за собой войска, подавая личный пример:

Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали...

Благодаря самоотверженности, храбрости и мужеству участников войны в борьбе с наполеоновской армией, Россия отстояла свою независимость, когда не только пушки решали исход сражения, но и «удалый, рукопашный» бой. Вот поэтому можно гордиться людьми, готовыми отдать жизнь ради Родины, и Лермонтов по праву называет их могучим, лихим племенем, богатырями.

О любви поэта к Родине могут многое рассказать и стихи, посвящённые природе родного края. Иногда страдающему человеку общение с природой – это как бальзам на душу. В тональности стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» угадывается желание уйти от гнетущей реальности на свободу, к природе. Лермонтов написал эту пейзажную миниатюру, находясь под надзором (в результате преследований за стихотворение «Смерть поэта»). Но он нашёл выход: смог представить себя свободным, будто очутился на лоне природы, хотя происходило всё в его воображении. И нарисованные им картины не только дышат любовью к родному краю, но также говорят о способности человека ощущать духовное слияние с окружающим миром.

По-разному могут быть выражены патриотические чувства: то с ожесточённостью человека, знающего о пороках в своём Отечестве, то с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине. В творчестве М.Ю.Лермонтова проявилось множество оттенков чувств в отношении к природе и Родине, и все его стихи приносят читателям ощущение сопричастности к поставленным проблемам и к мыслям о необходимости преобразований в обществе.

Рецензии

Здравствуйте, Зоя!

Прочёл с удовольствием ещё несколько Ваших работ. Они мне нравятся. А сегодня в очередном материале встретил строфу:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ… и т.д.
При этом вспомнил, что некоторое время тому назад прочитал разбор этого стихотворения одним из авторов Проза.ру. Он со всей категоричностью утверждает, что это стихотворение – провокационная подделка под Лермонтова, с целью его компрометации (какого-то «доброжелателя»). Мне доводы его показались убедительными, потому что в ряду патриотических стихов оно выглядит чужеродным. Автора этого анализа я занёс к себе в число избранных. К сожалению, сейчас не сумел отыскать его среди большого числа фамилий. А хотел бы представить его Вам. С уважением,
Ю.С.

Здравствуйте, Юрий!
Я знаю эту точку зрения, читала и статью, но доказательств нет, а потому попыталась понять, что можно увидеть за словами "Прощай, немытая Россия...". Не так уж и страшны эти гневные слова, озлобленность у поэта могла быть, ведь его снова изгоняли из столицы на Кавказ. А народ в России безмолвствовал годами, народ был "тёмным" и терпеливым, и некому было его просвещать. Трудно было с помощью реформ делать государство "просвещённым", как тогда говорили. Так что мог Лермонтов и ругнуть сгоряча, я тут ничего компрометирующего не вижу. На самом деле он знал, что не хотели крестьяне рабами быть, а вот избавлять их от невежества и долготерпения надо было.
Политики очень легко жонглируют словами, говоря иногда от имени народа. Даже референдум провели 24 года назад и наплевали на мнение граждан, а на Украине вообще результаты подделали.
Скажите, кто учитывал мнение народа перед совершенно жутким событием в Беловежской пуще? Это был шок, когда люди вдруг проснулись "негражданами", дети и родители оказались по разные стороны границ! Кто нас спросил, как и жителей Крыма? Америка за нас всё решала!
А ведь тогда тоже можно было сказать: "И ты, им преданный народ!" Не был предан наш многонациональный народ всех союзных республик Кравчуку, Шушкевичу и Ельцину. Но ведь промолчали мы, протестовать не смогли: просто парализованы были, беспомощными себя чувствовали. Зато хорошо подготовленная американцами "передовая общественность", часть нашей "элиты" поддержала этих неумных "вождей".
Вот Вам и пример того, как можно возмутиться страной и "рабским народом".
Да, Лермонтов был оппозиционером по отношению к правительству, но был истинным патриотом, и любил не только свою землю, природу, но и уважал свой народ, жалел его, гордился его трудолюбием, умением сохранять национальные традиции.
Сейчас меня, например, возмущает, что рабами нас называет оппозиция, в которой давно путают патриотизм с предательством. Вот это полностью противоречит тому, что чувствовал и говорил Лермонтов. И в данный момент я лучше власть поддержу, чем этих американских марионеток. Они как Союз развалили, так готовы Россию расчленить, в надежде урвать лакомые кусочки, отхватить от Сибири что-либо себе в собственность или от Дальнего Востока. Как они надоели, просто ненависть вызывают! И почему их не успокоят какие-нибудь Высшие силы?
Вот такие размышления, Юрий. Всего Вам доброго!

Тема России, Родины возникает в творчестве Блока с самых первых стихов, но особенно остро начинает ощущаться поэтом как одна из основных после революции 1905 г. В таких стихах, как «Осенняя воля», «Осенняя любовь», «Россия» чувство любви к Родине близко лермонтовской двойственной, «странной» любви:

Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю.

Блок воссоздает образ нищей, богомольной, какой-то неиз-менной, несмотря на многочисленные исторические события, России:

Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней.

Блок обращается к истории Руси, опрокидывая исторические события в современность. Некоторые из них поэт воспринимает как символические. Таким была Куликовская битва, ставшая вехой в освобождении Руси от кочевников. Блок в цикле «На поле

Куликовом» показывает победу над врагами как итог долгого ге-роического боя и как предвестие новых сражений. Русь выступает в образе неудержимо мчащейся вперед степной кобылицы.

Образ России в поэзии Блока многогранен, лиричен, но в нем и философская глубина. Несмотря на то что поэт рисует нищую Россию с серыми избами, образ Родины выступает как некое светлое начало. Чувством душевной просветленности веет от стихотворения «Русь»:

Живую душу укачала, Русь, на своих просторах ты. И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты.

Блок сопереживал мучительный и героический путь Родины. Он воспринимает судьбу России как свою собственную, поэто-му не случайно его обращение к Родине как к живому человеку: «О, Русь моя, Жена моя!», «Русь моя, жизнь моя!»

В раннем творчестве Блок романтизирует патриархальную русскую старину, создает образ сказочной волшебной страны, которая реками опоясана, где водятся русалки, колдуны («Русь опоясана реками…»). Материал с сайта

Постепенно образ России усложняется, становится более ре-альным. Блок замечает новое в стране, Россия степей и бескрай-них дорог изменяет свой облик, становится Россией городов и заводов. В стихотворении «Роковая, родная страна» поэт пишет:

На пустынном просторе, на диком Ты все та, что была, и не та, Новым ты обернулась мне ликом, И другая волнует мечта…

Блок уверен, что юную и прекрасную Россию ждет «празд-ник радостный, праздник великий».

Вся поэзия Блока пронизана любовью к Родине, в которой он черпал силы противостоять «страшному миру».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема родины в лирике блока сочинение

Тема родины в лирике А. А. Блока. Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее.

Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна…

Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

Лирический герой благодарит

Русь за спасение души:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива.

Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь!

Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны - «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.

Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Любовь к Родине, к народу А. А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость: Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Реальный образ России лишен ярких красок:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи…

(Но поэт верит в родину, он восхищается ей:

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:

Ну что ж? одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.

В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия - совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.

Важное место в лирике Лермонтова занимает тема родины . Лермонтов горячо любил отчизну, но резко обличал деспотизм, крепостнические устои, полицейский режим, продолжавшие существовать в России даже в начале 1840- годов. В качестве примера назовем стихотворение «Прощай, немытая Россия…» (1841):

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

России «голубых мундиров» (форма жандармов), страдающей от деспотизма и рабства, поэт противопоставляет здесь вольный Кавказ.

Героическому прошлому страны Лермонтов посвятил балладу «Бородино».

А в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» поэт пишет о «малой родине», о детстве на лоне природы в имении Тарханы («родные всё места»).

Тема природы присутствует и в стихотворении «Родина» (1841) – лирическом размышлении поэта о родной стране.

Стихотворение можно условно разделить на три части.

В первой строках произведения поэт рассуждает о своей «странной» любви к отечеству:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Как мы видим, поэт не считает главным в своей любви к родине ни военную славу России («слава, купленная кровью»), ни величественное спокойствие самодержавного государства («полный гордого доверия покой»), ни даже легендарное прошлое русского народа («тёмной старины заветные преданья»).

«Странная» любовь поэта к отечеству – это прежде всего любовь к русской природе, к простому народу, о чём и говорится в последующих строках «Родины».

Во второй части стихотворения поэт рисует живописную картину родной земли. Он изображает Россию с высоты птичьего полета: перед читателем открываются ее величественные просторы, бескрайние степи и леса. Поэт размышляет:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Возникает характерный для поэзии Лермонтова образ пути. Звучит мотив странничества , соотнесенный с мотивом покоя :

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень...



Характерно, что образ пути лишен здесь романтической окраски; речь идет о проселочной дороге , о встречающихся путнику бедных, печальных селениях.

Наконец, в последней части стихотворения возникает деревенский пейзаж. Перед читателем открывается картина сельского праздника.

Вольный ямб (преимущественно пяти- и шестистопный ), передающий величественные размышления поэта об отчизне, сменяется разговорно-непринужденным четырехстопным ямбом:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Последний фрагмент «Родины» напоминает нам пушкинские стихи из «Путешествия Онегина»: «Иные нужны мне картины...» Недаром Белинский писал о «Родине» Лермонтова, что это произведение – «одно из лучших пушкинских». В своем стихотворении Лермонтов явно выступает не как поэт-романтик, а как «поэт действительности».

Произведение звучит по-пушкински оптимистично . В нем нет печати уныния, безысходности, скорби. Несколько грустное настроение при созерцании родных просторов не противоречит светлому,жизнеутверждающему пафосу произведения.

Н.А.Добролюбов писал, что в стихотворении «Родина» Лермонтов «понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

«Пророк»: итог размышлений о судьбе поэта

Стихотворение «Пророк» (1841) завершает в творчестве Лермонтова тему поэта и поэзии. В своем произведении Лермонтов явно отталкивается от пушкинского «Пророка» (1826). Он начинает рассказ с того момента, на котором закончил свое произведение Пушкин: герой обрел пророческий дар и получил от Бога повеление служить людям. Участь лермонтовского пророка оказалась печальной:



С тех пор как Вечный Судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Пророка не поняли, в него «бросали бешено каменья». Ему внемлет лишь не знающая человеческих грехов природа:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

В то же время «шумный град» встречает пророка насмешками и оскорблениями.

Различен и сам облик пушкинского и лермонтовского пророков. Пушкин подчеркивает, что его герой обретает сверхъестественные качества; в момент начала служения он является во славе и во всеоружии Слова Божьего. Лермонтов, не забывая о «всеведенье» пророка, отмечает вместе с тем его человеческую слабость, внешнее убожество: он худ, бледен, одет в рубище.

Стихотворение Пушкина выдержано в высоком стиле; оно насыщено славянизмами. Лермонтов сочетает в своем стихотворении слова и выражения высокого стиля («Вечный Судия», «всеведенье пророка», «завет Предвечного») с разговорным языком («Смотрите ж, дети, на него...»).

Таким образом, тема трагической судьбы поэта , намеченная еще в ранних произведениях Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой...») и достигшая вершины в «Смерти Поэта», находит в «Пророке» свое художественное завершение.

Вопросы и задания

1. Назовите годы жизни Лермонтова. Расскажите о детстве поэта, о его учебе в Москве. Назовите несколько ранних стихотворений. Какое произведение поэта принесло ему широкую известность? Расскажите о первой кавказской ссылке Лермонтова. Какие произведения он написал во время этой ссылки? Где жил поэт в период между двумя ссылками? Над каким прозаическим сочинением он работал в это время? Какие лирические и лироэпические произведения он тогда написал? В каком году поэт был отправлен во вторую кавказскую ссылку? Перечислите произведения, созданные поэтом в последние годы его жизни. При каких обстоятельствах Лермонтов погиб? Что вы можете сказать о характере поэта, о его мироощущении?

2. На какую эпоху приходится расцвет творчества Лермонтова? Кратко охарактеризуйте это время. Какие тенденции эпохи отразились в творчестве Лермонтова?

3. Что способствовало формированию романтического миросозерцания Лермонтова? Определите важнейшие грани романтического идеала поэта.

4. Охарактеризуйте лирического героя поэзии Лермонтова в его эволюции. Почему Лермонтова нередко называют «поэтом мысли»?

5. Назовите основные жанры поэзии Лермонтова? Чем отличаются жанры лирического размышления, ораторской думы от традиционных элегии и оды? Что вы можете сказать о жанре баллады в поэзии Лермонтова? Как трансформируется у Лермонтова жанр послания?

6. Что такое поэтический символ? Приведите примеры образов-символов в стихотворениях Лермонтова.

7. Назовите основные мотивы поэзии Лермонтова. Как они соотносятся друг с другом?

8. Какие темы, мотивы присутствуют в раннем творчестве Лермонтова? Какие вариации мотива свободы можно услышать в ранней лирике поэта? Приведите примеры. Как в произведениях раннего Лермонтова соотносятся мотивы борьбы и покоя? Сделайте разбор стихотворений «Парус», «Ангел». Какое звучание приобретает в ранней лирики поэта мотив любви?

9. Сделайте разбор стихотворения «Смерть Поэта». Расскажите об обстоятельствах его написания. Как в этом произведении соотносятся образы Поэта, его убийцы, а также «надменных потомков известной подлостью прославленных отцов»?

10. Сделайте разборы стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива...» и «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» Какие мотивы в этих произведениях схожи, а какие звучат по-разному?

11. Разберите балладу «Бородино». Почему Л.Н.Толстой назвал это произведение Лермонтова «зерном» романа «Война и мир»?

12. Проанализируйте стихотворение «Дума». Каково отношение самого поэта к поколению 1830-х годов? В чем он упрекает современников, за что их обличает? Как поэт мыслит судьбу своих сверстников?

13.Какая тема объединяет стихотворения «Поэт» и «Есть речи – значенье...»? Сделайте краткий разбор этих произведений. Каким, по мысли Лермонтова, должен быть настоящий поэт? Какое влияние имеет на человека поэтическое слово?

14. Рассмотрите стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...» Каковы его жанровые и композиционные особенности? Как здесь выражен идеал поэта? В каких словах звучит тема поэта и поэзии?

15. Почему стихотворения «И скучно и грустно» и «Завещания» Белинский считал самыми пессимистическими стихотворениями Лермонтова? Сделайте их краткий разбор.

16. В чем заключается особая таинственность стихотворения «Сон»? Проанализируйте его композицию. Какие силы позволяют лирическому герою и его возлюбленной увидеть друг друга в разлуке?

17. В чем своеобразие стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю...» как любовного послания? Как здесь проявилось «романтическое двоемирие»? Кого, по мнению исследователей, поэт называет «подругой юных дней»?

18. Сделайте разбор стихотворения «Утес». Почему это произведение Б.М.Эйхенбаум назвал «маленькой балладой»? Какие образы-символы мы здесь находим и как их можно истолковать?

19. Разберите стихотворение «Выхожу один я на дорогу». Почему это стихотворение называют одним из итоговых в поэзии Лермонтова? Какие здесь встречаются образы-символы? Дайте их толкование.

20. Назовите произведения Лермонтова, которые можно отнести к теме родины. Какие грани этой темы раскрываются в лирике Лермонтова? Почему в стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о своей «странной» любви к отчизне? Что он здесь подразумевает? Что является главным в любви поэта к отечеству? Какие образы подтверждают это? Почему Белинский назвал «Родину» «пушкинским» произведением Лермонтова? Какие строки из «Евгения Онегина» перекликаются с третьей частью «Родины»? Как Н.А.Добролюбов определил лермонтовское понимание любви к отечеству?

21. Охарактеризуйте стихотворение «Пророк» как итог размышлений Лермонтова о судьбе поэта. Сравните лермонтовское стихотворение с «Пророком» Пушкина. В чем своеобразие двух произведений?

22. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Основные мотивы лирики Лермонтова».