«Своеобразие изображения народа в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо? Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Урок подготовки к написанию домашнего сочинения "В чём Н.Некрасов видит сущность духовного рабства?". Тема народной судьб

МУНИЦИРАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Аннинский муниципальный район

Воронежская область

Разработка урока

по литературе на тему:

«Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо».

10 КЛАСС

и литературы

Пысенкова Ольга

Александровна

Анна 2014

Тема урока :

«Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Н.А.Некрасов.

В рабстве спасённое

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Н.А.Некрасов.

Цели урока :

Образовательные:

1.Выяснить, в чём смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть счастлив отдельный человек среди всеобщего горя.

2.Выяснить, как раскрывается характер русского народа в поэме.

3.Выяснить связь мотива странничества с мотивом дороги в произведении.

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся.

    Научить применять знания на практике.

Воспитательные:

1. Уважительное отношение к человеку, добросовестное отношение к труду.

2. Воспитание внимательного читателя.

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Оборудование : мультимедийная установка, выставка книг поэта.

Ход урока

    Повторение изученного материала.

Устный опрос:

Рассказать о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Каковы замысел, история создания и композиция поэмы?

Каким образом в поэме показана тема социального и духовного рабства.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель : нас всех объединяет одно: интерес к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэт принадлежит к числу редких творческих индивидуальностей, вспыхивает как зарница, оставляя надолго глубокий след в наших сердцах. Он умел пронизать каждую поэтическую строку покоряющим своим чувством. Стал непревзойдённым поэтом не только отечественной, но и мировой литературы.

Сегодня на уроке Некрасов вместе с нами, мы чувствуем на себе его взгляд, слышим, как он дышит.

Обратите внимание на портрет писателя.

Его перу принадлежит народная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 60-70 годы 19 века, где возникает новый вольный дух подымающегося на борьбу крестьянства.

Из каких деревень крестьяне отправились искать счастье?

Чего не хватает людям, живущим в деревнях с названиями Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка?

Вывод: некрасовским мужикам многого не надо - было бы цело то, что есть. Некрасов изображает в поэме мужика обездоленного, голодного, сирого. Чем дальше вглубь поэмы уходят её герои, тем с большей многообразностью жизни они сталкиваются, тем шире для них раздвигаются конкретные рамки понятия счастья.

Учитель : какими способами автор раскрывает образы крестьян?

Ученик : через массовые сцены, через конкретный образ.

Учитель : что заставляет мужиков отправиться в поиски ответа на вопрос: кому живётся весело, вольготно на Руси?

Ученик: семь мужиков становятся странниками – правдоискателями. Они хотят докопаться до корня жизни и отправляются в путешествие, повторяя вопрос: кто счастлив на Руси? Мужики – символ перемен народной России. Только их поилица и кормилица – скатерть-самобранка останется в оправдание их странствий. Мы «входим» в мир реальной жизни.

Учител ь: какую роль в поэме играет образ дороги? Как он связан с мотивом странничества?

Ученик: образ широкой дороженьки открывает поэму и присутствует до её конца. По сторонам дороги развёртывается панорама всей русской земли:

Леса, луга поёмные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Здесь крестьянские дороги, дороги самого поэта. Мы входим в мир реальной жизни, в мир человеческих судеб и народной судьбы. Народ пока способен лишь страдать под тяжестью угнетения. Крестьянский мир предстаёт предельно обнажённым, во всей хмельной откровенности:

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения.

В поэме присутствуют различные образы странников. Мотив странничества проходит через всё произведение, при этом он тесно связан с мотивом дороги. Дорога - важнейший символ русской литературы, воплощение движения, стремления вперёд. Она ведёт странников и богомольцев из одного села в другое, ведёт мужиков – правдоискателей к истине. Пока у народа есть желание искать правду и счастье, несмотря на ужасную жизнь и непосильный труд, он может считаться по праву «великим и всесильным».

Крестьянский мир предстаёт предельно обнажённым, во всей хмельной откровенности:

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения.

Эти слова произносит Яким Нагой. Каков он? Приведите примеры из текста.

Ученик: в главе «Пьяная ночь» автор изображает Якима Нагого. Он стал голосом крестьян. Рисуя своего героя, Некрасов ушёл от первоначального абстрактного образа «добра молодца»:

Фабричный кудри русые

Встряхнул, окинул с валика

Очами соколиными

Шумящую толпу.

Этот портрет сменился конкретным индивидуальным портретом:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле.

Мудрый мужик Яким Нагой, хоть и появляется в поэме пьяненьким, не пропил ума. Он с достоинством и гневом доказывает Павлуше Веретенникову, что не мужик виноват в пьянстве, а виноваты горе, нужда, бесправие. Он понимает, что вино топит гнев крестьянский. Суровую жизнь приготовила ему судьба: каторжный труд, бесправное положение. Он не мало пережил: погорел, в тюрьме сидел, в городе побывал в поисках справедливости.

Учитель : миру крестьян служит Савелий – богатырь святорусский. Каков он в поэме?

Ученик : перед нами возникает величественная фигура крестьянина-правдоискателя. Савелий в столетнем возрасте, уже согнувшийся, всё-таки могуч:

С большущей сивой гривою

Чай двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой

Дед на медведя смахивал.

За убийство управляющего кровопийца Фогеля дед провёл двадцать лет на каторге, двадцать лет -на поселении и всё не смирился. В его мыслях о крестьянстве – глубокая, выстраданная мудрость.

Савелий верит в богатырскую мощь народа, но видит, что силы его уходят на бесконечное терпение. Народ в его рассказе похож на былинного богатыря Святогора. Он сожалеет о своей растраченной силе, умирает со словами о безнадёжности крестьянской судьбы. Образ Савелия оставляет впечатление силы, неукратимой воли, тоски по свободе. В памяти остаётся пророчество Савелия:

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть – пропасть.

Не зря мужикам – странникам он говорит: «Клеймёный, да не раб».

Вывод: Савелий – богатырь. Как – то из нашего обихода незаметно ушло это слово. Его подменило простое понятие человека физически сильного, чаще всего спортсмена-разрядника, которого можно уважать, но и побаиваться. В русских былинах такие люди были не только сильные, но и добрые, справедливые. Те, кому не безразлично слово честь, кто за него готов подняться на бой.

Учитель : кого из былинного эпоса напоминает Савелий?

Ученик : Микулу Селяниновича.

Вывод: в образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся крестьянское сознание. Савелий видит причины зла, он утратил веру в доброго царя, понимает, что не смирением нужно добывать волю.

Учитель : есть ли противоречия в этом образе?

Да. Видя, как бесконечно долго сносит мужик цепи и розги, Савелий сам временами начинает проповедовать терпение и смирение между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит?

Учитель: самым близким для Савелия человеком является Матрёна Тимофеевна в главе «Крестьянка». Какой её изображает автор поэмы?

Ученик : Савелий передал свой дух неукротимого свободолюбия Матрёне Тимофеевне. Копится гнев крестьянки, но в её сознании сохранилась вера в заступничество Божьей Матери, в силу молитвы. Она близка к идеальному типу «величавой славянки», её жизнь типична для большинства крестьянок.

Учитель : какой в поэме автор изображает её жизнь?

Вывод: если в женщине зреет душевная гроза, то возможно переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасённое

Сердце свободное-

Золото, золото

Сердце народное!

Как ни страшна жизнь, она не убила в народе лучших человеческих свойств, отзывчивости к чужому страданию, готовности к борьбе.

Учитель: обращение к эпиграфам. Почему эпиграфы даны в такой последовательности? Нашлись ли ключи от женского счастья?

Да. Внешняя красота, сердечная доброта, природная одарённость, слава. Образ Матрёны Тимофеевны исключительный. Это тип «идеальной славянки». Она не склоняет головы перед грозными начальниками.

Учитель : счастлива ли Матрёна Тимофеевна? Счастливы ли крестьяне в поэме?

Некрасов сам искал ответ на этот вопрос. Время шло, события навинчивались одно на другое. Автор так и не определил, кто же счастлив. Образы крестьян свидетельствуют о росте самосознания народа. Высшую нравственную красоту человека поэт видит в трудолюбии, в совестливости, в способности сострадать другим людям. Такая красота опоэтизирована.

Учитель : обратим внимание на другой образ крестьянина – Гриши Добросклонова.

Ученик : Гриши Добросклонов видит своё счастье в служении народу. Он пустился в странствие по бескрайним просторам Руси, встречая на своём пути беды и горе, но твёрдо веря в прекрасное будущее страны:

Ещё суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Гриша возвещает о приходе нового времени, новой жизни. Он не может смириться с современным положением крестьян, отдаёт свою жизнь на служение народу, его счастью, его будущему. Странствие, песни Гриши являются наилучшим тому доказательством.

Учитель :ваше отношение к поэме.

Ученик : Пора уж делать выводы.

Во-первых, над поэмою

Старался годы долгие поэт.

Не зря старался он,

Шедевр он сочинил.

А во-вторых, по совести

Мы можем русской классикой

Назвать произведение,

Ведь в нём потомству передан

Язык, дыханье времени

И просто красота.

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.

Проанализировать образы помещиков в поэме.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к написанию сочинения «В чём Н.А.Некрасов видит сущность духовного рабства?»

Вступление. Рабство и свобода…Эти два понятия постоянно находятся рядом. На земле были и есть люди, которые по каким-либо причинам становились рабами. Немало среди них и тех, кто стремился и стремится обрести свободу. Этот вопрос всегда волновал лучшие умы человечества. На него даёт ответ в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и русский писатель Н.А.Некрасов, рассматривая проблему духовного рабства. Так в чём же он видит её сущность?

2 часть С первых страниц вместе со странниками мы открываем перед собой безрадостную картину обнищавшего, обездоленного, задыхающегося от рабства крестьянина. Проводя “семерых временнообязанных ” крестьян практически через всю Русь, Некрасов показывает нам, как по-разному ведут себя люди, как они действуют или, наоборот, бездействуют, протестуют против существующих порядков или смиряются со своей участью.

1 тип –это покорные крестьяне. О них говорит Яким Нагой. Он рассказывает о причине пьянства крестьян. Также примером покорных крестьян является деревня вахлаков, которые, получив волю, с радостью продаются снова в рабство за заливные луга и снова начинают жить, как жили. И по-прежнему они готовы убить своего товарища по одному велению своего господина.

Другая группа – крестьяне-«холопы». Эти люди «холопы» в душе, и они счастливы этим. Им нравится облизывать барские тарелки и стаканы, и самое большое счастье для них, если барин не убьет их в своих забавах. Они сами считают себя принадлежащими барину и не видят для себя другой судьбы. Примером такого рабского поклонения является раб князя Переметьева, который хвастается тем, что он облизывает барские тарелки.Стоя за стулом барина, он получил «дворянскую» болезнь - подагру.

Другим, еще более «холопским», является образ Ипата - холопа князей Утятиных. Когда крестьянам даровали волю, он не захотел уходить от барина, так как «холопство» проникло в его душу уже слишком глубоко. В поэме говорится, что он остался с барином, потому что помнил его милости, но, когда мы узнаем эти милости, нам становится странно, как только Ипат не убежал от барина. Так, например, барин запрягал его в телегу или купал в проруби, а потом поил водкой.

Заключение должно быть связано с вступлением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)

Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал писать в 1863 году и работал над ней до самых последних дней своей жизни. За это время в стране произошли многие изменения, которые нашли отражение в поэме. Здесь поэт дал широкую картину дореформенной и послереформенной России, показал основные черты современной действительности, раскрыл противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью помещиков. Несмотря на то что в стране было отменено крепостное право, жизнь крестьян никак не изменилась, она осталась такой же тяжелой и несправедливой. Поэтому тема рабства и свободы была актуальна для России 60-х годов XIX века.

Так уж повелось, что люди чаще всего делятся на две категории: те, которые довольны своим положением, и те, которые пытаются что-то изменить, например обрести свободу. Довольными своей жизнью в поэме выступают холопы. Они так долго служили своим хозяевам, что привыкли к этому и жить по-другому просто не хотят. Дворовый князя Переметьева вылизывает барские тарелки. Он, стоя за столом барина, даже болезнь получил «дворянскую» - подагру. Он гордится своим положением любимого раба у князя и мечтает только об одном:

Оставь мне, Господи,

Болезнь мою почетную,

По ней я дворянин

Этот человек, который сам является рабом, презирает простых мужиков, не считая их за людей.

Ипат, холоп князя Утятина, называет своего «благодетеля» князюшкой, а себя именует не иначе как рабом недостойным. Когда крестьянам даровали волю, он не захотел уходить от князя, потому что помнил его милости. Барские «милости» заключались в том, что хозяин запрягал его в телегу или купал в проруби, а затем поил водкой. С негодованием говорит Некрасов о тех, кто способен предать своих же крестьян. Таков староста Глеб - он сжег вольную, данную его барином крестьянам:

На десятки лет, до недавних дней

Восемь тысяч душ закрепил злодей.

С Егоркой Шутовым, который служил в полиции, расправляется сам народ:

Гнусь человек! -

Не бить его,

Так уж кого и бить?

Многие крестьяне просто терпят помещиков, не зная, как вырваться из-под их гнета. Поэтому лучшим местом они считают кабак, где можно залить водкой свое горе и хоть на время забыть об обидах и унижениях. О таких крестьянах нам рассказывает Яким Нагой. Он считает, что именно водка сдерживает мужиков от расправы над помещиками:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная, -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается,

Покорными крестьянами является целая деревня вахлаков. Получив волю, они снова продаются в рабство за заливные луга.

Но есть и такие крестьяне, которые только терпят до поры до времени. Примером самоотверженности и силы духа выступают Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена, Агап, Савелий. Тяжела женская доля крестьянки. Автор с любовью рисует образ Матрены Корчагиной, которая всю жизнь несла свое тяжкое бремя: издевательства мужниной родни, упреки, непосильный труд. Ей пришлось пережить трудный голодный год, смерть любимого сына. И хотя Савелий «дедушка, родитель свекра-батюшки», утешает ее: «Терпи многострадальная, терпи многокручинная», он сам понимает, что терпеть дольше нельзя. Савелий предстает в поэме настоящим русским богатырем, который и работать за семерых может, и на медведя в одиночку хаживал. Многое пришлось пережить на своем веку Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое обращение помещика, который «до нитки» разорил своих крестьян. Теперь Савелий понимает, что путь к свободной жизни лежит через борьбу. «Наши топоры лежали до поры», - говорит Савелий и тем самым намекает на открытое выступление. Крестьяне, возмущенные барскими злодеяниями подняли бунт и убили своего хозяина. Савелий побывал на каторге, но его дух не сломлен и он ничуть не раскаивается в содеянном.

Чем-то похож на Савелия покаявшийся разбойник Кудеяр. Он замолил грехи и решил жить честно, но после долгих лет отшельничества встречает пана-злодея Глуховского.

Пан без капли раскаяния похвастался:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Разбойник расправился с паном, и грехи его были отпущены.

У многих мысли о свободе только начинают созревать, и их бунт пока еще пассивный. Таким бунтарем выступает Агап из главы «Последыш». После того как он высказал барину все свои обиды, тот приказал его выпороть. Чтобы спасти Агапа от расправы, крестьяне с его согласия устроили спектакль. Они напоили его и вынесли как будто выпоротого. По-своему взбунтовался и Яков Верный, который повесился, чтобы отомстить за своего племянника. Но многие идут уже на открытый протест. Бунтуют не одиночки, а целые селения:

Иногда пройдет

Команда. Догадаешься:

Должно быть, взбунтовалося

В избытке благодарности

Селенье где-нибудь.

Крестьяне понимают необходимость борьбы и ждут человека, который укажет им путь. Таким человеком выступает в поэме Григорий Добросклонов. Он смело идет вперед, потому что верит в силу России:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная

Матушка-Русь!

Некрасов показал, что угнетение и рабство неизбежно породят бунт и что крестьяне сами станут бороться за свою свободу. Свобода, по мнению Некрасова, ключ к счастью.

Поэма Кому на Руси жить хорошо вершина творчества Н. А. Некрасова. Он сам называл ее своим любимым детищем. Своей поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, по словечку в течение двадцати лет. Ни в одном произведении русской литературы не проявлялись с такой силой и правдой характеры, привычки, взгляды, надежды русского народа, как в этой поэме.

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Поэму открывает Пролог самая насыщенная фольклорными элементами глава. Именно в ней постоянна основная проблема поэмы: кому живется весело, вольготно на Руси. Герои поэмы семь (одно из традиционных значимых чисел) мужиков идут Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села. Семеро мужиков, заспоривших в Прологе, наделены лучшими качествами народного характера: болью за свой народ, бескорыстием, жгучим интересом к главным вопросам жизни. Их интересует основной вопрос, что есть правда и что есть счастье.

Описание того, что видели правдоискатели во время странствий по Руси, рассказы о себе воображаемых счастливых, к которым обращались крестьяне, и составляет основное содержание поэмы.

Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо. И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора мотив странничества. Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием.

Первая глава Поп открывается образом широкой дороженьки. Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека.

Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее поп, помещик, купец или царь, обнаруживает ограниченность их представлений о счастье. Эти представления сводятся лишь к материальной заинтересованности. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно соглашаются. Покой, богатство, честь вот формула счастья попа. Но его рассказ заставляет мужиков над многим призадуматься. За жизнью попа открывается жизнь России в ее прошлом и настоящем, в разных ее сословиях. Как и у мирян, у священников лишь высшее духовенство живет хорошо. Но не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его кормилец. Все это свидетельствует о глубоком кризисе, охватившем всю страну.

В следующей главе, Сельская ярмарка, главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Но во всем: и в красоте, и в безобразии народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр и

В следующей главе, Пьяная ночь, праздничный пир до-сгигает кульминации. Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни: У глаз, у рта из-лучины, как трещины на высохшей земле. Некрасов впервые в русской литературе создает реалистический портрет крестьянина-труженика. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу.

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

В главе Счастливые все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем. Но в финале главы звучит рассказ осчастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Давалось бы, он имеет все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет. Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.В пятой главе первой части Помещик странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, чго дворянская честь немногого стоит. Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса Кому на Руси жить хорошо. Как и в сдучае с попом, повествование помещика и о помещике не просто обличение. Оно также об общем катастрофическом, захватывающем всех кризисе. Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов оставляет намеченную сюжетную схему и художественно исследует жизнь и поэзию народа.

В главе Крестьянка предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.

Тема духовного рабства центральная в главе Последыш. Страшную комедь разыгрывают персонажи этой главы. Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми.

Глава Пир на весь мир является продолжением Последыша. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Например, рассказ Про холопа примерного Якова верного и легенда О двух великих грешниках. Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.

По первоначальному замыслу крестьяне должны были убедиться, что найти счастливого человека на Руси невозможно. Но он появился в жизни новый герой новой эпохи, разночинец-демократ. Автор вводит в поэму новое лицо народного заступника Гришу Добросклонова, видящего свое счастье в служении народу. Несмотря на то что личная судьба Гриши была трудной (Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь), он верит в светлое будущее народа в результате борьбы. И как бы в ответ на рост народного сознания начинают звучать песни Гриши, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село.

Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличительным актом против помещиков. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы. Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.


Страница: [ 1 ]