История телесных наказаний в школе. Телесные наказания детей в России: прошлое и настоящее. А что в цивилизованной Европе


До недавнего времени в общественном укладе многих стран считалось, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, а любое телесное наказание подразумевало пользу для самого ребенка. И вплоть до начала ХХ века порка розгами была обыденным делом, а в некоторых странах и до конца столетия это наказание имело место. И что примечательно у каждой народности своя национальная методика порки, выработанная веками: в Китае - бамбук, в Персии – плеть, в России – розги, а в Англии – палка. Шотландцы же предпочитали ремень и угревую кожу.

Один из известных общественных деятелей России говорил: «Вся жизнь народа проходила под вечным страхом истязания: пороли родители дома, порол учитель в школе, порол помещик на конюшне, пороли хозяева ремесел, пороли офицеры, становые, волостные судьи, казаки».


Розги, будучи средствами воспитания в учебных заведениях, находились замоченными в кадке, установленной в конце класса и всегда были готовы к применению. За различные детские шалости и провинность было четко предусмотрено определенное количество ударов розгами.

Английская "методика" воспитания розгами


Народная английская пословица гласит: "Пожалеешь палку – испортишь дитя". Палок на детей в Англии действительно никогда не жалели. Чтобы оправдать применение телесных наказаний в отношении детей, англичане часто ссылались на Библию, в особенности на притчи Соломона.


Относительно же знаменитых итонских розг ХIХ века, то они вселяли жуткий страх в сердца учеников. Это была метелка из пучка толстых прутьев, прикрепленных к ручке длиною в метр. Заготовку таких розг проводил директорский слуга, каждое утро приносивший в школу целую охапку. Деревьев на это изводилось огромное множество, но как считалось игра - стоила свеч.


За простые провинности, ученику регламентировалось 6 ударов, за серьезные проступки их число увеличивалось. Секли иногда до крови, а следы от ударов не сходили неделями.


Провинившихся же девочек в английских школах ХIХ века секли гораздо реже, чем мальчиков. В основном их били по рукам или плечам, лишь в очень редких случаях с воспитанниц снимали панталоны. В исправительных же школах для "трудных" девочек с большим усердием применяли розги, трость и ремень-тоуз.


И что примечательно: телесные наказания в государственных школах Британии были категорически запрещены Европейским судом в Страсбурге, вы не поверите, лишь в 1987 году. Частные же школы еще 6 лет после этого прибегали к телесным наказаниям учеников.

Традиция суровых наказаний детей на Руси

Много веков в России массово практиковались телесные наказания. Причем если в рабоче-крестьянских семьях родители могли запросто накинуться на ребенка с кулаками, то детишек из среднего класса чинно секли розгами. В качестве средств воспитания также применялись трости, щетки, тапки и все на что была способна родительская изобретательность. Частенько в обязанности нянек и гувернанток входило сечь своих воспитанников. В некоторых же семьях папаши "воспитывали" своих детишек сами.


Наказание детей розгами в учебных учреждениях практиковалось повсеместно. Били не только за провинности, но и просто в «профилактических целях». А учащихся элитных учебных заведений били еще посильнее и почаще, нежели тех, кто посещал школу в родной деревне.

И что совсем шокирует, так это то, что родители за свое изуверство подвергались наказанию лишь в тех случаях, если случайно убивали своих детей в процессе "воспитания". За это преступление они приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию. И это при том, что за любое другое убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная казнь. Из всего этого следовало, что мягкое наказание родителям за их преступление способствовало развитию детоубийства.

"За одного битого - семь небитых дают"

Высшая аристократическая знать совсем не гнушалась чинить рукоприкладство и пороть своих детей розгами. Это было нормой поведения в отношении отпрысков даже в царских семьях.


Так к примеру, будущего императора Николая I, также как и его малолетних братьев, их наставник генерал Ламсдорф порол нещадно. Розгами, линейками, ружейными шомполами. Иногда в ярости он мог схватить великого князя за грудь и стукнуть об стену так, что тот лишался чувств. И что было ужасным, что это не только не скрывалось, но и записывалось им в ежедневный журнал.


Иван Тургенев вспоминал о жестокости матери, поровшей его до самого совершеннолетия, сетуя на то, что часто он и сам не знал, за что бывал наказан: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день. Раз одна приживалка донесла на меня моей матери. Мать без всякого суда и расправы тотчас же начала меня сечь, - и секла собственными руками, и на все мои мольбы сказать, за что меня так наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, сам догадайся, за что я секу тебя!»

Телесным наказаниям подвергались в детстве Афанасий Фет и Николай Некрасов.


О том как был бит до потери сознания маленький Алеша Пешков, будущий пролетарский писатель Горький, известно из его повести «Детство». А судьба Феди Тетерникова, ставшего поэтом и прозаиком Федором Сологубом, полна трагизма, так как в детстве был нещадно бит и «прикипел» к битью так, что физическая боль стала для него лекарством от боли душевной.


Жена Пушкина - Наталья Гончарова, никогда не интересовавшаяся стихами мужа, была строгой матерью. Воспитывая в дочерях чрезвычайную скромность и повиновение, за малейшую провиность безжалостно хлестала их по щекам. Сама же будучи обворожительно красивой и выросшая на детских страхах, так и не смогла блистать в свете.


Опережая время, еще при своем правлении Екатерина II в своем труде "Наставление к воспитанию внуков", призывала отказаться от насилия. Но лишь во второй четверти XIX столетия взгляды на воспитание детей стали серьезно меняться. И в 1864 году при правлении Александра II появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений». Но в те времена пороть учеников считалось настолько естественным, что подобный указ императора многими воспринялся как слишком либеральный.


За отмену телесных наказаний выступал граф Лев Толстой. Осенью 1859-го он открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей и заявил, что "школа бесплатная и розг в ней не будет". А в 1895-м написал статью «Стыдно», в которой протестовал против телесных наказаний крестьян.

Эта пытка официально была отменена лишь в 1904 году. В наши дни в России официально наказания запрещены, однако в семьях рукоприкладство нередко, а отцовского ремня или розги по-прежнему боятся тысячи малышей. Так розга, начав историю с Древнего Рима, живет и в наши дни.

О том как школьники Великобритании подняли восстание под лозунгом:
можно узнать

С давних времен самым действенным способом наказания школьников считалось битье. Сегодня в большинстве стран мира запрещены телесные наказания для детей. Однако до принятия этой меры физический способ воздействия на провинившегося ученика был крайне распространен. В частных закрытых школах детей наказывали жестоко и беспощадно. Разве что не допускали гибели воспитанников, которая могла бы вызвать широкую огласку и шумиху. Детей ставили голыми коленями на горох, били розгами, ограничивали в еде или и вовсе заставляли голодать.

Орудием наказания во многих государственных и частных школах Англии и Уэльса была гибкая ротанговая трость для ударов по рукам или ягодицам. Также широко использовалось битьё тапком. В некоторых английских городах вместо трости применялся ремень. В Шотландии кожаная лента с ручкой тоуси, применяемая для ударов по кистям рук, была универсальным орудием в государственных школах, но некоторые частные школы предпочитали трость.

Телесные наказания сегодня запрещены во всех европейских странах. Первой от них отказалась Польша (1783 год), а в дальнейшем данную мера вне закона объявили Нидерланды (1920), Германия (1993), Греция (в начальных с 1998 года, в средних школах — с 2005), Великобритания (1987), Италия (1928), Испания (1985), Австрии (1976).

Польша первой запретила телесные наказания в школах — в 1783 году


Теперь в Европе наказывают за провинности скорее родителей, нежели детей. Так, в Великобритании в судебную практику введен прецедент, когда семейная пара предстала перед судом за дополнительные каникулы для детей. Родители увезли своих сыновей на недельный отдых в Грецию в учебное время. Теперь им грозит штраф в две тысячи фунтов и 3 месяца тюрьмы. В суд подали местные власти, утверждая, что пара лишила детей права на образование. А во Франции штрафы грозят родителям, которые слишком поздно забирают детей из школы. К таким мерам власти решили прибегнуть после жалоб учителей, которые вместе с учениками вынуждены часами дожидаться опаздывающих родителей.

В Африке до сих пор царят суровые нравы. В Намибии, несмотря на запрет министра образования, провинившиеся дети должны стоять неподвижно под деревом с осиным гнездом. В Либерии и Кении бьют плетью.



В Азии в некоторых странах телесные наказания уже отменены (Таиланде, Тайвань, Филиппины), а где-то до сих пор практикуются. В Китае все телесные наказания были запрещены после революции 1949 года. На практике в некоторых школах учеников бьют палкой.

В Мьянме битьё практикуется, несмотря на запрет правительства. Учеников бьют тростью по ягодицам, икрам ног или кистям рук перед классом. К другим формам телесных наказаний в школах относятся приседания со скрещенными руками с оттягиванием ушей, стояние на коленях или на скамье. Обычные причины — разговоры на уроках, невыполненное домашнее задание, ошибки, драки и прогулы.


В Малайзии наказание с помощью палки — обычная форма дисциплины


В Малайзии наказание с помощью палки — обычная форма дисциплины. По закону оно может применяться только к мальчикам, но идея ввести такие же наказания для девочек обсуждалась в последнее время. Девочек предлагается бить по кистям рук, в то время как мальчиков обычно бьют по ягодицам через брюки.

В Сингапуре телесные наказания законны (только для мальчиков) и полностью одобряются правительством для поддержания строгой дисциплины. Может использоваться только лёгкая ротанговая трость. Наказание должно происходить в виде формальной церемонии после вынесения решения руководством школы, а не учителем в классе. Министерство образования установило максимум в шесть ударов за один случай проступка.


В Южной Корее телесные наказания законны и широко используются. Мальчики и девочки одинаково часто караются учителями за любой проступок в школе. Правительственные рекомендации заключаются в том, что палка не должна быть толще 1,5 см в диаметре, а число ударов не должно превышать 10. Такие наказания обычно проводятся в классе или коридоре в присутствии других учеников. Обычны одновременные наказания для нескольких учеников, а иногда бьют весь класс за одного ученика. Обычные причины телесных наказаний включают в себя ошибки при выполнении домашних заданий, разговоры на уроках, получение плохой оценки на экзамене.


В Южной Корее учителя иногда бьют весь класс за одного ученика

В Японии, помимо классического битья бамбуком, были и наказания пострашнее: стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу, и лежать между двумя табуретками, держась за них только ладонями и пальцами на ногах.

В Индии нет школьных телесных наказаний в западном смысле. Считается, что школьные телесные наказания нельзя путать с обычными побоями, когда учитель набрасывается на ученика при внезапной вспышке ярости, что является не телесным наказанием, а жестокостью. Верховный суд Индии запретил жестокость такого типа в школах с 2000 года и большинство штатов заявили о применении этого запрета, хотя введение его в действие происходит пока вяло.


В Индии разделяют наказание и побои от разъяренного учителя


В Пакистане за двухминутное опоздание в класс заставляют 8 часов читать Коран. В Непале самым ужасным считается наказание, когда мальчика переодевают в женское платье и, в зависимости от степени провинности, заставляют ходить в нем от одного до пяти дней.



В США телесные наказания запрещены далеко не во всех штатах. Сторонниками физического воздействия на детей остается в основном юг страны. Телесные наказания в американских школах производятся ударами по ягодицам учеников или учениц изготовленным специально для этого деревянным паддлом. Большинство публичных школ имеет детальные правила, по которым проводятся церемонии наказания, и в некоторых случаях эти правила напечатаны в школьных руководствах для учеников и их родителей.

В Южной Америке обращение с детьми сегодня в целом гуманное. В основном телесные наказания запрещены, и максимум, что ждет нашкодившего школьника в Бразилии, к примеру, — запрет на игры на перемене. А в Аргентине, где физические наказания практиковались до 1980-х, инструментами боли были пощёчины по лицу.

Фото из тайской книги Perfect English for Every Situation Lee Chan-seung

Я листала книгу, которая обещала тайцам научить их великолепному английскому для любой ситуации. На странице «Наказания в учебных заведениях» я остановилась. Чего там только ни было! Шлепки, щипки, удары кулаком и линейкой и, самое удивительное, прыжки зайцем! Вместе с этим в диалогах встретилось такое предложение: «Учитель, который применяет к ученику физические наказания, будет преследоваться в судебном порядке родителями ученика».

«Правда что ли?! - подумала я про разнообразие наказаний и ощутила негодование, будто это меня ущипнули. Потом перед глазами пронеслись часто наблюдаемые сцены воспитания тайских детей: взрослые не стесняясь шлепали их и по лицу, и по попе. - „Преследовать“, чин-чин?» - мысленно ввернула я тайское словечко, выражающее сомнение и требование подтвердить факт.

Описать ситуацию с наказаниями в тайских школах я попросила свою тайскую подругу.

Пурида (Супанбури, Таиланд)

А что наказания? Если ты себя ведешь правильно, тебе ничего не будет. Наказывали тех, кто плохо себя ведет. И правильно - в школе должна быть дисциплина. Я не вижу в этом большой проблемы в том, что учитель может тебя ударить. Мне попадало и по рукам, и по ушам, если я дралась или не слушала урок. Но ведь ребенок должен понимать, что ему можно, а что нельзя. Как объяснить ему по-другому, если он не понимает ни с первого, ни со второго раза?

Взрослых бить нельзя, тут я согласна. Но ребенку это полезно. Где граница между взрослым и ребенком? Думаю, лет в 12 уже можно ругать только словами.

В Таиланде телесные наказания в школах официально отменены с 2005 года. Наверное, прошел слишком маленький срок, чтобы сформировались новые взгляды и привычки. Пурида, например, училась в школе больше 30 лет назад.

Я решила поговорить с учителями из менее экзотических стран и выяснить их мнение насчет действенности наказаний в школах. И «если телесное наказание - часть нашего исторического педагогического арсенала, можно ли отказаться от части, не меняя целого?» (цитата из книги академика Игоря Кона «Бить или не бить?»). Какие методы остались современным учителям?

Россия

В России телесные наказания в школе запрещены с 1917 года. А запретив их, вопрос как бы сняли с повестки дня. В середине 80-х мы еще пригибали головы, чтобы не получить указкой, если удар предназначался соседу по парте. Робкое замечание «детей бить нельзя» встречало контрвопрос «а болтать на уроке можно?» Я чувствовала, что в ответе учительницы есть что-то неправильное, но не могла понять, что именно.
Потом мы выросли, и вот я утешаю плачущую однокурсницу, вернувшуюся с педагогической практики в школе - подростки зло посмеялись над ее ботинками с крашеным кроличьим мехом и пальто с пелериной. Возможно, именно из-за этих ботинок ее педагогический опыт завершился вместе с практикой, а мой отложился на много лет. Мы не знали, что делать с детьми, которые ничего не боятся и ни в грош не ставят учителя - на лекциях про это сказать забыли, а эксперименты на своей шкуре оказывались слишком болезненными.

Поэтому для разговора я выбрала уважаемых педагогов с большим стажем, настоящих профессионалов, любимых учениками. Какие меры воздействия они применяют? Легко ли им? Как они справляются?

Татьяна Игоревна Кедрова, учитель математики (Санкт-Петербург, Россия)

Когда я училась (1955-1965), особенно в младших и средних классах, достаточно большим авторитетом пользовались пионерская и комсомольская организации, прорабатывали. В совсем тяжелых случаях вызывали на педсовет, опять же говорильня. Совсем отмороженных потихоньку сплавляли куда-нибудь, например в «ремеслуху» - это училище типа ПТУ, можно было с 6-го класса.

Вообще, большая часть наказаний в школе и тогда, и теперь - это речи. Правда запомнился случай, когда в школу приехал настоящий суд, и человека из 8-го класса осудили на сколько-то лет колонии за квартирные кражи. Это было в 1985 году. Знаю, что бывало и рукоприкладство, но я этим не занималась.

Теперь лично о себе: кроме обычных воспитательных разговоров, раз я не разговаривала с человеком больше 3-4 месяцев, раз - не взяла в очередной поход, что для него было ценно. Но в принципе наказание чувствительно, только если оно наложено человеком, чье мнение ты ценишь. И по большому счету арсенал наказаний в современной школе убог, да и мало кто из детей переживает наказание, большинству все до фени.

Франция

Во Франции телесные наказания в школах считаются неприемлемыми настолько давно, что точной даты найти не удается. Называют 1887 год.

Патрик Дюво, учитель физкультуры во французской школе (Паттайя, Таиланд)

Я не помню на самом деле наказаний, кроме стояния в углу несколько минут. Авторитет учителя был достаточным. Он бросал свою линейку на нас со своего места за столом, если мы не слушали.

Я думаю, 50 лет назад учитель мог дать ученику пощечину. Он вызывал родителей, и родители давали еще одну. А теперь родители дают пощечины учителям. Изменился способ воспитания детей. Дети теперь - это дети-короли. Меня это огорчает.

Единственным наказанием, которое было эффективным для меня, но это не в школе - лишение футбола.

Через несколько дней после ответов на вопросы Патрик прислал мне картинку, на ней был изображен мальчик, стоящий в углу. Картинку сопровождал такой текст: «Лучше 5 минут в углу, чем 5 лет в тюрьме. Воспитывайте сейчас, чтобы не приходилось перевоспитывать потом». От Патрика шла приписка, что пятнадцатилетние подростки уже никого не хотят слушать, и поэтому он предпочитает работать с малышами.

Возможно, с малышами и вправду легче. Однако, я знаю, что в школе Патрика обожают дети всех возрастов. А крайняя мера в виде лишения занятий в секции - футбола, гольфа, бадминтона или плавания - действует так же эффективно, как действовала в его детстве.

Патрик с учениками, надпись на плакатах «Лучший тренер»

Венгрия

Венгрия - одна из 50 стран, где запрещены телесные наказания не только в школе, но и дома.

Дьёрди Ковеши, учитель этики, латинского и русского языков в гимназии (Будапешт, Венгрия)

В мои школьные годы (1963–1975) были физические наказания, но не экстремально грубые: били по рукам линейкой, могли дать подзатыльник или дернуть за ухо. Класса до 8-го. В старших классах только воспитательные беседы. Ученики уже могут выглядеть сильнее педагогов, и ситуация может выйти из-под контроля, возможно, в этом дело.

Наказание линейкой по-венгерски: а я-то думала, пальцы надо вытягивать

Унижать словами - часто. Или переписывать 100 раз текст «Я не буду говорить грубые слова». Это сохранилось и сегодня. Как и устроить внеочередную контрольную во время урока - болтал кто-то, а наказывают всех.

Я не знаю действенных наказаний. Никаких. Чтобы в классе был порядок, ты должен развлекать аудиторию и быть интересным, давать ученикам достаточно задач, чтобы они все время были заняты. Именно от этого я устала: нет сил быть оригинальным актером и при этом стараться пройти материал: спрягать латинские глаголы, решать грамматические задачи, делать упражнения. Это скучно, это работа.

Если ученики не сдают экзамена по твоему предмету, у них нет личной заинтересованности. Да, они любят, когда урок построен в форме дискуссии, с просмотром фильма, когда можно разговаривать и спорить. Но каждый день это невозможно.

Дети привыкли добывать информацию через картинку, через видео. Им нужны сильные эффекты, они отвыкают читать длинные предложения. А мы, учителя, не можем с этим смириться. Хотим, чтобы они читали, представляли, думали, задумывались. Но это утомляет. Им нравится легко и быстро получать весь мир.

Что способствовало тому, что наказания изменились? Демократические процессы, их не остановишь. Изменились идеалы - ребенок теперь не ниже взрослого. Подход к общению и воспитанию стал более гуманистическим. Я согласна быть с учениками, как с партнерами. Но для меня знание, наука - это нечто чудесное. Мое поколение относится к получению знаний по-другому: мы уважаем науку, поклоняемся ей. Современные ученики ничему не поклоняются, они хотят только результат - другое неважно.

Молодые учителя тоже недовольны. Они близки по возрасту к своим ученикам, они должны были бы понимать их. Но им тоже не удается найти подходящих педагогических методов. Много уроков проходит со страданием как учителей, так и учеников.

Цитируя книгу Кона «Бить или не бить?»: «За „кризисом телесного наказания“ стоит гораздо более емкий кризис авторитарного воспитания, и что с ним делать - общество не знает».

Похоже, с наказаниями нет универсального решения, и каждый учитель ищет свой путь. Мне жаль, что книга не дает явного ответа на вопрос, поставленный в ее названии. А главное - что делать и как поступать, если хотеть жить по совести и гуманистическим принципам?

Куда как лучше прочитать «Не бить!» и дальше список из десяти пунктов, чем это заменить. Куда как лучше иметь инструкцию. Как на последней страничке меню в кафе: разбил посуду - возместил в десятикратном размере, нагрубил официантке - оказался на улице.
Но вместо этого приходится искать ответ для каждой ситуации:
- кишка тонка и боюсь не справиться с большим классом - создам студию с маленькими группами;
- дети живые и готовы беситься - готовлю занятия так, чтобы интерес узнать, а что же будет дальше, перевешивал;
- если не получается, перечитываю книги по психологии, чтобы понять, где прокол.
И чем больше я думаю о выгорании и дисциплинарных мерах, тем больше ценю тех учителей, кто не ломает детские характеры и при этом умеет держать все под контролем.

Возвращаясь к Таиланду: дисциплина в здешних школах поражает, ежедневно учителя с легкостью выстраивают огромные, по 40 человек, классы, чтобы высказать слова почтения Будде. И пока дети ждут начала, они болтают, играют, сидя на земле, но без криков и безобразий.

Ученики сидят на земле в ожидании, пока школа соберется на молитву

Кажется, что учителя не прикладывают особенных усилий, чтобы поддержать дисциплину. Возможно, свою роль играет тот факт, что детей приучают к школьным порядкам с четырех лет. Но я подписываю перевод к картинкам - «щипать», «приказывать» и «удар кулаком» - и не знаю, чему верить больше.

Впрочем, и в Таиланде не все готовы платить такую цену за дисциплину - изменения в тайских школах происходят не без вмешательства повзрослевших учеников и прогрессивно мыслящих учителей.
Болтуна, который не внял замечанию дежурного учителя и не замолчал, наказали так: всю молитву он стоял, в то время как другие сидели.

Телесные наказания девушек в школах

С сайта Spanking facts & research

Наказания школьниц в Великобритании

Сечение использовалось в различных школах Великобритании прежде, чем это наконец было запрещено в государственных школах перевесом в один голос при голосовании в парламенте в 1987 году. Запрет, правда, не включал общественные школы, но многие из них решили прекратить сечение вскоре сами. Множество смешанных школ и почти все школы для девушек освободили последних от розог и любого телесного наказания. Некоторые школы продолжали использовать только кожаные шлепалки для девочек. И только всего не более десяти школ продолжали применять розги к девушкам. Розгой ударялись ладони рук или ягодицы.

«The Rodney» - это общеобразовательная школа-интернат в Ноттингемпшире, Англия. Здесь имела место последняя публичная сцена сечения школьниц, поскольку это заведение продолжало использование розги и после общего запрета. В 1998 году директор школы высек несколько мальчиков, а принципал миссис Джоан Томас секла девушек. В марте 1991 года пять 11-12 летних девчонок были пойманы в то время, как ночью крались в общежитие мальчиков. Родители девочек подтвердили свое согласие выбрать для них розги в качестве наказания. Миссис Томас связывала руки девушкам и секла по нижнему месту. Зачинщица получила более серьезное наказание - ей было дано 7 ударов вместо 5, как у других.

В 1984 воскресная газета «Таймс» опубликовала статью про трех школьниц, которым было дано по восемь ударов розги от их хэдмистрессы при поднятых юбках. Когда девушкам возрастом в двенадцать лет было предложено выбрать между исключением из школы и розгой, все три выбрали розгу.

В 1986 году газета«Телеграф» сообщила о четырнадцатилетней девушке в норвичской грамматической школе девушек, которой дали три удара розгой за то, что она хрустела чипсами на уроке. В сообщении о высеченной девушке, Линни Симмонс, было сказано, что перед ее раздеванием и наклоном для сечения приговоренную осматривал доктор.

В 1990 году было возбуждено судебное дело против Николсона, который особенно пристрастно 9 лет (с 1979-го по 1988-й) сек Элизабет Бондари и двух ее братьев в школа-интернате Морландс. Элизабет упомянула, что «розга в эти годы все еще использовалась для девушек, а также и для мальчиков, без их согласия». Учитель был оправдан, так как брат Элизабет, Ховард, показал: «Благодаря наказаниям мы научились поведению, вежливости, дисциплине. Нас не били ни за что».

Наказания школьниц в США

Деревянная шлепалка все еще используется изредка в школах США - но только в южных штатах, в селе. Там девушки бывают наказаны так же, как и мальчики. Даже ученицы по 16 и 17 лет могут быть отшлепаны. Шлепалка является плоской дощечкой, различающейся по форме, длине и толщине. Некоторые шлепалки имеют дыры, чтобы сделать их более аэродинамичными. Шлепалкой наказывают только по ягодицам.

В 1981 году в средней школе Данн в Северной Каролине семнадцатилетняя темнокожая Шелли Гасперсон получила шесть сильных шлепков по ее ягодицам - за игру в футбол и пропуск школы в течение шести дней.

В 1991 году четырнадцатилетняя, Рене Ламарк из школы в Техасе была наказана пятью шлепками деревяшки за систематическое опоздание в школу. Рене отказалась наклоняться для наказания, но учителя вызвали помощь - и девушку держали над столом еще два лица из персонала школы.

В 1996 году мать ученицы Энн Торберт вызвали в штате Луизиана в школу, так как просто необходимо было наказать 13-летнюю девочку. Миссис Торберт в конечном счете согласилась, что ее дочь заслужила наказание и пришла после уроков с толстым кожаным ремнем. Дочери были даны десять хороших тумаков ремнем по ягодицам. Одна из школьных принципалов прокомментировала: «Я думала, что Энн лучше было бы воспринять шлепки от нас, а то мама чересчур больно и долго стегала ее этим ремнем».

Штаты Америки, где все еще используются деревянные шлепалки в школах:

Алабама, Аризона, Колорадо, Флорида, Канзас, Луизиана, Миссури, Нью-Мексико, Северная и Южная Каролина, Огайо, Оклахома, Теннеси и Техас.


(Перевел с английского Вовчикъ)

«Пороть или не пороть?» – в царской России таким вопросом даже не задавались! Различные виды наказаний были настолько распространённым и обыденным явлением, что услышать о них можно не только в мемуарах известных личностей, но и в литературных произведениях. Так что же приходилось пережить детям полтора-два столетия назад?

Наказание для юного царевича

Многие думают, что телесные наказания, нечто ужасное и недопустимое в современном обществе, в дореволюционной России применяли разве что крестьяне. Ещё недавно бывший крепостным, не знающий грамоты, селянин не стал бы разговаривать с сыном или дочерью об их проступках, а вот «всыпать розг», поставить голыми коленями на горох – легко!

Но на самом деле даже дворяне, которые должны были быть прогрессивны в вопросах воспитания детей, не редко позволяли себе рукоприкладство. Не гнушались телесными наказаниями и в царской семье. Воспитатель цесаревича Николая I Ламсдорф в порыве ярости бил мальчика головой об стену. При воспитании собственных детей император запретил любое физическое насилие, а самым страшным наказанием для них было отлучение от вечернего прощания с отцом перед сном или страх его огорчить.

Императрица Мария Александровна, жена Александра II, лично спрашивала детей об успехах в учёбе. Узнав, что один из них не справился с уроками, она смотрела со всей строгостью и произносила: «Это меня очень огорчает».

Удивительно, что самым распространённым наказанием для детей во дворце было ограничение в еде. За шалость и плохую учёбу, плаксивость и апатичность малыши могли «на обед есть один лишь суп», остаться без сладкого или без любимого блюда. Бывало, что детей и вовсе оставляли без еды, если они осмеливались поинтересоваться, что на обед, или перебить аппетит пирожком. Считалось, что ребёнок должен есть то, что дают, либо не есть вообще.