Огэ и егэ. В чем разница между огэ и егэ. Кто участвует в ОГЭ
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭРЫ
План
— технологии новой эпохи;
— транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы;
- биохимия, генетика, медицина;
- электроника и робототехника.
— инновационная революция;
- автоматизация и роботизация производства;
— индустрия знаний;
- Работа с текстом
- Вопросы по теме
- Задание для самостоятельной работы
- Список литературы
- Ускорение научно-технического развития и его последствия
Вторая половина ХХ в. ознаменовалась дальнейшим ускорением темпов научно-технического прогресса. Достижения НТП привели к новым переменам в организации производства, социальной структуре общества, международных отношениях.
Технологии новой эпохи
Технология (от греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; др. греч. λόγος - мысль, причина; методика, способ производства) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология - это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.
Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям . Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.
Открытие ядерных и термоядерных реакций было крупнейшим достижением науки ХХ в. Оно использовалось как в мирных, так и в военных целях. Первая в мире атомная электростанция (АЭС) была построена в 1954 г. в СССР в городе Обнинске, вторая – в 1956 г. в Великобритании.
АЭС в начале ХХ в. обеспечивают не более 17 % мирового производства электроэнергии. Гидроэлектростанции (ГЭС) дают лишь около 10 % производства. Геотермальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные и ветряные электростанции пока еще остаются редкостью. Большая часть производства электроэнергии обеспечивается за счет сжигания нефти, угля и газа. И в СССР и США ядерная энергия использовалась также для создания атомного, а затем и водородного (термоядерного) оружия, еще более разрушительного.
Классификация технологий:
- Машиностроительные технологии.
Машиностроительные технологии – это разработка процессов конструирования и производства различных машин и приборов. К ним относятся технические расчёты, выбор материалов и технологии производства, а также проектирование машиностроительных заводов и организация производства на них.
- Информационные технологии.
Информационная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Этот процесс состоит из четко регламентированной последовательности выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися на компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.
Компонентами технологий для производства продуктов являются аппаратное (технические средства), программное (инструментальные средства), математическое и информационное обеспечение этого процесса.
В основном под информационными технологиями подразумевают компьютерные технологии.
- Телекоммуникационные технологии.
К ним относится Ethernét (эзернет, от англ. ether - эфир) - пакетная технология передачи данных преимущественно локальных компьютерных сетей.
4. Инновационные технологии .
Инновационные технологии - это наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают виды инновационных технологий: внедрение ; тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий); консалтинг (деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов); трансферт (перенос, перемещение); инжиниринг (иначе инженерия - это совокупность работ прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснования планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологий и прототипов, их промышленную проработку, а также последующие услуги и консультации).
Транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы
Продолжается развитие средств транспорта, уже сложилась общемировая система транспортных коммуникаций. К началу XXI века в мире насчитывается уже более 600 млн. автомобилей, а их ежегодный выпуск превысил 30 млн. штук. Все это привело к появлению ряда проблем, таких как загрязнение окружающей среды, повышенная смертность на дорогах, пробки, аварийные ситуации. Все это заставляет научный мир искать новые формы и виды автомобиля. Например, авиаконструктор из Пятигорска (Россия) Александр Бегак сконструировал бегалёт «Сталкер» : автомобиль с крыльями, убирающимися внутрь. «Сталкер» развивает скорость до 200 км/ч в воздухе, весит 140 кг и преодолевает без дозаправки расстояние в 1,5 тысячи км. Этому летательному аппарату не требуется аэродрома - площадь для взлета ему нужна минимальная.
Московские власти задумываются о создании струнного транспорта в столице, для соединения района Ховрино со станцией метро «Речной вокзал». Соответствующее предложение поступило в префектуру округа от конструктора Анатолия Юницкого. Автор данного проекта подчеркивает, что струнный транспорт является транспортом нового поколения. «Это транспорт „второго уровня“, поэтому изъятие земли под него на порядок меньше, чем у автомобильных и железных дорог. При этом струнный транспорт имеет на порядок меньшую капиталоемкость по сравнению с монорельсовой дорогой», - говорится в письме, направленном А. Юницким в адрес префектуры округа. Кроме того, струнный транспорт устойчив к неблагоприятным погодным условиям и не требует зимой очистки путей от снега и наледей. Автор проекта также утверждает, что пропускная способность данного вида транспорта - до 25 тысяч пассажиров в час.
Американцы в очередной раз попытались превратить фантастику в реальность. Некая фирма Terrafugia заявила о том, что в 2009 году особо зажиточные жители Америки смогут стать обладателями летающего автомобиля. Гибрид авто и самолёта под названием Transition оценен в 148 тысяч долларов. Машина оборудована складывающимися крыльями и лопастным пропеллером. Взлетать она сможет прямо с шоссе, правда, садиться нужно будет только на аэродроме. Не возникнет проблем и с топливом – в качестве горючего используется обычный бензин.
На протяжении ХХ в. постоянно увеличивалась грузоподъемность судов. В 1970-е гг. уже строились танкеры водоизмещением более 500тыс. т. Быстроходность кораблей возросла вдвое. Была значительно усовершенствована система их погрузки и разгрузки. Благодаря этому объем грузов, перевозимых по морю, за последние 50 лет увеличился в десять раз. С овладением ядерной энергией появились атомные корабли и подводные лодки, способные годами бороздить морские просторы без захода в порты. Получили развитие, пока ограниченное, транспортные средства на воздушной подушке, способные передвигаться не только по воде, но и по суше.
Значительно возросло значение транспортной авиации. В Англии в 1949 г. был создан первый прототип пассажирского реактивного самолета «Комета). Однако массовое применение на авиалиниях нашли советские реактивные самолеты Ту-104 (выпускались с 1955 г.) и американские «Боинг-707». В 1970 году в США был создан гигантский самолет «Боинг – 747», способный принимать на борт до 500 пассажиров. Уже в 1950-е гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости. В 1970-е гг. появились и первые пассажирские самолеты, летавшие на сверхзвуковых скоростях: советский Ту-144 (1975) и англо-французский «Конкорд» (1976). Правда, впоследствии их производство было признано экономически невыгодным и прекратилось.
Послевоенное развитие ракетной техники было главным образом подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективные средства доставки ядерного оружия, чем бомбардировщики. Лидером в этой сфере стал Советский Союз. В 1957 г. на орбиту при помощи мощной ракеты-носителя был выведен первый искусственный спутник Земли. (США осуществили такой запуск в 1958 г.), а в 1961 г. – советский космический корабль с человеком на борту. В 1961 г. в США была принята программа «Аполлон» — пилотируемого полета на Луну, успешно завершенная в 1969 г. Автоматические космические зонды достигли Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, вышли за пределы Солнечной системы.
Американо-советское соперничество в космосе привело к быстрому повышению надежности космических аппаратов, что позволило перейти к систематическому освоению околоземного космического пространства. Были разработаны космические аппараты многоразового пользования: американские «шаттлы» и советский «Буран».
Орбитальные станции и искусственные спутники Земли стали выполнять не только военные функции, но использоваться для научных экспериментов, астрономических наблюдений, трансляции радио- и телепередач, поддержания связи (первый спутник связи был запущен в 1962 г. ), метеорологических наблюдений, геологоразведки и т.д.
В автомобилестроении, авиации и космонавтике применялись новые конструкционные материалы. С развитием химии, химической физики стало возможным получать вещества с заранее заданными свойствами, которые обладали большой прочностью и стойкостью. Их производство приняло особенно большие масштабы в конце ХХ в. Только за период с 1980 по 2000 г. удельный вес пластмасс среди используемых конструкционных материалов в развитых странах увеличился в среднем в 4-5 раз, достигнув 20 %. Металлургия освоила производство особо прочной легированной стали (с добавками вольфрама, молибдена), титановых сплавов, использующихся в авиации и космонавтике.
Биохимия, генетика, медицина
Для сельского хозяйства большое значение имели исследования в таких науках, как химия,
биология и биохимия. В первых десятилетиях ХХ в. началось применение минеральных удобрений, увеличивавших плодородие почвы, а во второй половине века – ядохимикатов для борьбы с вредителями сельского хозяйства и сорняками. Дальнейшее совершенствование технических средств (тракторы, комбайны и т.д.) и приемов обработки почвы, выведение новых сортов культурных растений в сочетании с удобрениями, пестицидами позволило с 1930-х по1990-е гг. В 2-3 раза повысить урожайность многих культур.
Еще в первые десятилетия ХХ в. немецкий ученый Август Вейсман американский Томас Морган заложили основы генетики – науки о передаче наследственных факторов в растительном и животном мире. Дальнейшие исследования в этой области привели к развитию биотехнологий. Генетические исследования в СССР, связанные с именем Н.И. Вавилова , были свернуты после того, как генетика Была объявлена лженаукой. В результате лидерство в этих исследованиях перешло к США. В 1953 г. ученые Кембриджского университета Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик открыли молекулу ДНК , которая заключает в себе программу развития организма. Дальнейшие исследования структуры ДНК положили начало созданию искусственных организмов. В 1980 г. американский ученый Ананда Чакрабарти впервые получил патент на созданный им методом генной инженерии микроорганизм, ускорявший переработку сырой нефти. В 1988 г. Гарвардский университет с помощью генетических манипуляций вырастил живую мышь. Началось выведение новых пород животных и растений. Они гораздо лучше, чем базовые виды, приспособлены к неблагоприятным климатическим условиям, обладают иммунитетом ко многим заболеваниям и т.д. Многие ученые высказывают опасения по поводу употребления в пищу генетически модифицированных продуктов. Они считают, что долгосрочные последствия этого могут быть опасными для человека.
На пороге XXI в. было открыто клонирование – искусственное выращивание из клетки организмадонора его полного биологического подобия – клона. В обществе ведутся жаркие дискуссии, допустимо ли столь глубокое вмешательство в природные процессы и механизмы наследственности, ведь результаты его не всегда можно предвидеть. Тем не менее, генетические эксперименты продолжаются, хотя во многих странах клонирование человека запрещено .
Углубление знаний о природе живой материи сделало возможным трансплантацию, то есть пересадку органов, лечение наследственных заболеваний. Новые возможности перед медициной раскрыли достижения ядерной физики, электроники. Для диагностики заболеваний уже в 1930-е гг. стали использоваться рентгеновские аппараты, электрокардиографы, электроэнцефалографы и т.д. В последней трети века были созданы аппараты искусственной почки, вживляющийся кардиостимулятор и т.д. Новые технологии, в частности использование лазерного скальпеля, расширили возможности хирургии.
Электроника и робототехника
Огромное влияние на развитие мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Наибольшее прикладное значение имело изобретение электронно-вычислительных машин , то есть компьютеров .
Первые ЭВМ появились после Второй мировой войны. В них использовались такие же диоды и триоды, как в ламповых радиоприемниках. Одна из таких машин – ЭНИАК, построенная в США в 1946 г., весила 30т и занимала площадь 150 кв. м. В ней было использовано 18 тыс. электронных ламп. Но, несмотря на огромные размеры, она могла проводить лишь простые вычисления, доступные ныне каждому владельцу карманного калькулятора.
Второе поколение ЭВМ было создано после изобретения транзисторов (полупроводников), которые в конце 1940-х гг. заменили электронные лампы. Транзисторы нашли широкое применение в бытовой электронике (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны).
Развитие третьего поколения ЭВМ началось в 1960-е гг. с возникновением, так называемых интегральных схем, плат, на которых размещалось несколько десятков компонентов, обрабатывавших информацию. С совершенствованием технологии в 1970-е гг. на одной плате можно было поместить уже десятки тысяч компонентов. ЭВМ на интегральных схемах включали в себя миллионы полупроводников, их быстродействие достигло 100 млн. операций в секунду.
В основе ЭВМ четвертого поколения лежал микропроцессор на кремниевом кристалле – чип, размером менее 1 кв. см, заменяющий тысячи полупроводников. Он был изобретен в 1971 г. Один такой кристалл мог хранить до 5 млн. бит информации, что позволило перейти к созданию компьютеров для индивидуальных пользователей.
Современные ЭВМ способны воспринимать и воспроизводить не только числовую информацию, но и снимки, графики, речь, вести диалог с человеком на базе установленного программного обеспечения. Они могут моделировать природные и общественно-политические явления.
Компьютеры получили повсеместное использование в промышленных, коммерческих и научных центрах, государственных учреждениях. Появление компьютерных банков данных обеспечило новые возможности связи – создания локальных, а затем и глобальных компьютерных сетей. Самой известной из них является Интернет . Сети позволяют моментально получать и передавать любую информацию, вести двусторонние и многосторонние диалоги с другими пользователями компьютеров в режиме реального времени.
Предполагается, что следующее поколение компьютеров будет создаваться на основе молекулы полимерного или биологически активного вещества (биочипа), что сделает возможным создание искусственного интеллекта , способного к самопрограммированию.
Развитие компьютерных технологий позволило начать в 1960-х гг. создание промышленных роботов. Их число к началу XXI в. в мире достигло 720 тыс. Большинство роботов используется на заводах Японии, США и Германии. Распространение робототехники – это огромный шаг вперед на пути совершенствования производственного процесса.
Вопрос о том, какие из изобретений и открытий ХХ в. наиболее важны, лишен смысла, поскольку большинство их взаимосвязаны между собой. Так, по подсчетам американских инженеров, микрочипы используются не только в компьютерах и роботах, а в 24 тыс. видах выпускаемой в США продукции, включая бытовую технику (холодильник, телевизор, СВЧ-печь, стиральная машина и другие). Ставшие предметами повседневного употребления, они являются воплощением множества направлений научно-технического прогресса.
Итак, научно-технический прогресс не только изменил условия быта и отдыха людей. Он повлиял на облик современного общества и породил новые проблемы.
- Основные черты информационного общества
Термин «информационное общество» принадлежит канадскому филологу Маршаллу Маклюэну . Согласно его взглядам, в 1950-е годы началась революция в формах передачи информации: печатное слово (книга, газета, письмо и т.д.) стало вытесняться электронными средствами ее распространения (в первую очередь телевидением).
Термин «информационное общество» при жизни Маклюэна не получил широкого признания. Тем не менее в1970-е гг. глубокие сдвиги в развитии технологии, организации производства, социальной структуре наиболее развитых стран мира стали совершенно очевидными. Ведущие американские экономисты, политологи и социологи сочли, что США, Канада, страны Западной Европы и Япония уже переросли индустриальную стадию развития. Так, например, Джон Гэлбрейт писал о «новом индустриальном» обществе , Збигнев Бжезинский называл его «технотронным », Дэниел Белл - «постиндустриальным» . При этом все соглашались, что происходящие перемены знаменуют вступление человечества в новую эпоху. Они сопоставимы с переходом от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству или с промышленным переворотом. В начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стал использоваться термин «информационное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира.
Информационная революция
Под информационной революцией подразумеваются коренные перемены в общественной жизни, вызванные формированием индустрии производства знаний и возрастанием роли интеллектуального труда.
Вторая половина ХХ в. ознаменовалась быстрым развитием телекоммуникаций – радио, телевидение и телефонная связь стали общедоступными. Например, с 1950 по 1999 г. число телефонных аппаратов в мире увеличилось с 50 млн. до 1 млрд. Поистине революционным стало создание локальных компьютерных сетей, а затем с 1989 г. Интернета – глобальной Всемирной паутины. Распространение его шло фантастическими темпами. В 1991 г. количество компьютеров с доступом в Интернет в мире составляло около 5 млн., в 1996 г.60 млн., В 2007 г. – более 500 млн. Объем информации, передаваемой через Интернет, удваивается каждые сто дней. С всемирной сетью можно связаться из любой точки земного шара, используя имеющий выход на спутниковую связь портативный компьютер или мобильный телефон.
Многие пользователи рассматривают Интернет как основное средство досуга, обеспечивающее доступ к новым компьютерным играм, фильмам, музыкальным записям, позволяющее побеседовать в чате с приятелями и т.д. Возник такой термин, как «интернет-зависимость», означающий, что некоторые люди придают большее значение виртуальной, чем жизненной, реальности. Для других пользователей Всемирная паутина – это лишь источник получения справок, изучения возможностей трудоустройства, заказа товаров. Интернет-торговля, позволяющая покупателю, не выходя из дома, получать любой товар, в странах Запада стала очень выгодным бизнесом. Все эти функции Интернет действительно выполняет. Но этим его роль не ограничивается.
Интернет уникален, прежде всего, потому, что это – глобальная Сеть, не контролируемая ни одним правительством мира и не принадлежащая никому. Он обеспечивает интерактивность – возможность диалога пользователей друг с другом и с различными организациями. Это имеет как политические, так и экономические последствия.
Интернет обеспечивает возможности получения информации по любому вопросу. Он позволяет любому гражданину или группе людей самим стать источником информации, суждений и оценок, налаживать контакты с единомышленниками в любой части Мира, согласовывать с ними свои действия. В принципе это значительно расширяет степень свободы человека, позволяет исходящим «снизу» идеям приобретать общенациональное или даже глобальное влияние – и все это с минимальной затратой средств.
Велико экономическое значение глобальной Сети. Она позволяет корпорациям и банкам буквально за минуты осуществлять коммерческие операции в любом районе мира, согласовывать ценовую и инвестиционную политику, осуществлять управление зарубежными филиалами. Интернет стал одним из средств формированияглобализирующейся экономики , для которой теряют значение государственные границы и национальные различия.
Автоматизация и роботизация производства
Благодаря успехам электроники стала возможной автоматизация , а затем и роботизация промышленного производства. Уже в 1970-е гг. стали повсеместно внедряться станки с числовым программным управлением (ЧПУ). В 1980-e гг. им на смену пришли станки, управляемые компьютерами. С созданием локальных (охватывающих предприятие, производственный комплекс) компьютерных сетей возникли системы автоматического проектирования, технологической подготовки и управления производством (SAD/SAМ). К началу XXI в. они применялись на 65 % заводов машиностроительного комплекса США (в других странах Запада они получили меньшее распространение).
Использование промышленных роботов позволило создать полностью автоматизированные «безлюдные» производственные комплексы. Преимущества роботизации не только в том, что роботы не предъявляют требований к предпринимателям, но и в том, что они могут использоваться 24 ч в сутки, не допускают ошибок, работают быстрее, выполняют операции более точно, чем человек, могут использоваться во вредных для здоровья людей условиях. Появляется возможность создания производств, не зависящих от мест сосредоточения рабочей силы, легко перепрограммирующихся на выпуск новой продукции. Человек вообще может быть исключен из производственного процесса, за ним сохраняются лишь контрольные функции. Их осуществление благодаря компьютерным сетям порой даже не требует непосредственного присутствия людей на предприятии.
Роботизация в современных условиях пока не стала повсеместной, но в сочетании с внедрением компьютеров она знаменует коренной перелом в отношении человека к окружающей действительности. Все предыдущие технические усовершенствования увеличивали лишь физическую силу человека.
Конвейерное производство делало работников придатком машины, выполнявшим простейшие функции. Компьютеры же представляют собой инструмент, умножающий не мускульные, а интеллектуальные возможности людей. Это создает предпосылки еще большего ускорения темпов технического прогресса.
Индустрия знаний
Общество, где главную ценность составляет информация и знания, обладает огромным потенциалом развития. В сфере индустрии знаний не может быть кризисов перепроизводства, она открывает возможности постоянного технологического совершенствования.
В последней трети ХХ в. наряду с международными рынками капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей силы, услуг сложился рынок знаний – запатентованной научно-технической информации (ноу-хау ). В середине 1970-х гг. стоимость продаж на этом рынке сравнялась со стоимостью продаж сырья и энергоносителей. Производство знаний стало не только средством повышения конкурентоспособности компании или фирмы, но и достаточно выгодной сферой вложения капиталов.
Итак, стимулом создания новых технологий всегда была не только конкуренция на национальных и международных рынках, но и соперничество между ведущими державами мира.
Военно-технические программы обеспечили науку дополнительным финансированием за счет государственного бюджета. Так, в годы «холодной войны» на научные исследования и конструкторские разработки США, Великобритания, Франция направлялась свыше 10% их военного бюджета. За счет этих средств только в США было покрыто 55% расходов по разработке аэрокосмической техники, 28,2%-электротехнической.
Военно-технические разработки являлись источником новых технологий для гражданских отраслей, занимавшихся выпуском средств связи, бытовой техники, кораблей, приборов и аппаратов для исследования космоса. Они получили название технологий «двойного назначения» .
Прекращение «холодной войны» не означало сокращение затрат на военные нужды в развитых странах. Государства, вступившие в информационную эру, имеют большие преимущества по сравнению с остальными странами. Они повышают свою военную мощь путем качественного совершенствования вооружения и военной техники, а не за счет количественного наращивания вооруженных сил.
В 1990-е гг. в США была разработана концепция «информационной войны» . Она предполагает обладание исчерпывающими знаниями о противнике и его дезинформацию о своих намерениях и силах. С применением высоких технологий созданы самонаводящиеся на цель крылатые ракеты и «умные» бомбы, сбрасывающиеся с самолетов «Стеле», невидимых для радаров. Действует спутниковая система наведения и ориентирования на поле боя. Корпорациями США созданы тысячи боевых роботов, которые используются для разведки, разминирования и точечных ударов по противнику.
Важнейшим ресурсом информационного общества становится интеллект человека – его творческий потенциал, в развитии которого заинтересованы и государство, и корпорации. Отсюда особое внимание к образованию, здравоохранению, социальной защите и соблюдению прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии в 6 раз, в Великобритании – в 7 раз. Средний срок пребывания в образовательных учреждениях достиг 14 лет. Тем не менее, в большинстве развитых стран он считается недостаточным. Обсуждается вопрос совершенствования системы образования.
3. Работа с текстом
Из книги Питера Друкера «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении» (1990):
Социальный центр тяжести передвинулся на работникаинтеллектуального труда. Все развитые страны превращаются в постделовые, интеллектуальные общества. Возможность получить хорошую работу и сделать карьеру в развитых странах сегодня все больше зависит от наличия университетскогодиплома <…>
Переход к знаниям и образованию в качестве пропуска к хорошей работе и возможности сделать карьеру, прежде всего, означает переход от общества, в котором главной дорогой к успеху был бизнес, к обществу, в котором бизнес является лишь одной из возможностей, причем не самой лучшей. По сути, этоозначает переход к постделовому обществу. Дальше всего этот сдвиг зашел в Соединенных Штатах Америки и в Японии, но та же тенденция наблюдается и в 3ападной Европе.
Вопросы для обсуждения:
Какие требования предъявляет научно-технический прогресс к развитию сферы образования?
Какие новые возможности открывает информационное общество перед личностью?
4. Вопросы по теме
1) Охарактеризуйте основные направления развития научно-технического прогресса во второй половине ХХ в.
2) Как вы думаете, почему открытие ядерной энергии было использовано людьми в первую очередь в военных целях? С какими событиями середины ХХ в. это было связано?
3) Какое значение для современного общества имело создание компьютеров?
4) Какие направления научных исследований порой оцениваются как опасные для человека? Почему? Считаете ли вы необходимым и возможным их запрещения?
5) Что такое информационное общество? Почему его называют также постиндустриальным?
6) Каким образом компьютеризация, роботизация могут изменить место человека в системе: человек – общество – природа?
7) Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?
8) Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?
9) Как возникновение интернета повлияло на развитии мировой цивилизации, человека?
5. Задание для самостоятельной работы
Используя материалы Интернета и текущей прессы, попробуйте сделать прогноз относительно темпов и направлений развития научных знаний в XXI в. Выделите направления развития по вашей специальности. Какие дополнительные знания (по вашему мнению) могут вам пригодится в будущем, исходя из выполненной вами работы.
Свой ответ оформите в виде таблицы по приведенному образцу:
6. Список литературы
Основная
- Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в./ Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010. – С. 189-202.
Дополнительная
- Википедия.
- Дудышев В.Д. Революционные открытия, изобретения и технологии для решения глобальной энергетической проблемы.
Интернет ресурс:
http://www.ntpo.com/techno/techno2_2/9.shtml
- Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009. - № 4 - Культурология
Интернет ресурс:
http://zpujournal.ru/ezpu/2009/4/Kostina_Information_Society/
- Шендрик А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 4 - Культурология.
- Интернет ресурс:
Энергетика, транспорт, космонавтика и новые конструкционные материалы. Крупнейшее из научных достижений ХХ в., овладение ядерной энергией использовалось, в основном, в военных целях. Открытие термоядерных реакций было обращено на создание водородных бомб, но уже в 1954 г. в СССР построена первая в мире атомная электростанция.
Развитие средств транспорта. Ежегодный выпуск автомобилей достиг 30 млн. штук. Появились танкеры водоизмещением 500 тыс. тонн. В 2 раза возросла быстроходность кораблей. Построены корабли и подводные лодки с атомными силовыми установками.
Транспортная авиация. В 1949 г. создан первый прототип пассажирского реактивного самолета «Комета». Советские реактивные самолеты ТУ-104 (1955), американские «Боинг-707» (1958). В 1970-е гг. первые пассажирские самолеты, летающие на сверхзвуковых скоростях - советский ТУ-144 (1975) и англо-французский «Конкорд» (1976).
Ракетная техника. В стремлениях США и СССР планировалось стать средством доставки ядерного оружия. СССР в 1957 г. запустил искусственный спутник земли (США в 1958). В 1961 г. СССР вывел на орбиту вокруг Земли космический корабль с человеком на борту. В США в 1961 г. принята программа «Аполлон», пилотируемого полета на Луну (1969). Автоматические космические зонды достигли Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, вышли за пределы Солнечной системы. В настоящее время созданы постоянно действующие орбитальные комплексы, где в условиях невесомости создаются биологически активные вещества для медицины, биохимии, электроники.
Новые конструкционные материалы. Металлургия освоила производство особо прочной легированной стали, титановые сплавы, использующиеся в авиации и космонавтике.
Биохимия, генетика, медицина.
Стали применяться химические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства и сорняками. Созданы вещества выборочно уничтожающие одни виды растений и безвредных для других.
Развитие генетики, с применением удобрений, пестицидов и новые технические средства обработки земли, позволили в 2-3 раза повысить урожайность многих культур. Работы в области генетики привели к развитию биотехнологий. Открыта молекула ДНК, что открыло путь к созданию искусственных организмов (генная инженерия). Открыты возможности клонирования.
Развитие биохимии и генетики сказалось на развитии медицины. Открыты микроорганизмы, которые являются возбудителями многих болезней, исследованы пути передачи болезней, изобретены методы их лечения. Начали зарабатываться методы санитарии, гигиены, профилактики предупреждения эпидемий, включая вакцинацию (прививки) против ряда болезней. Появились новые лекарства. Появилась возможность трансплантации (пересадки) органов. Расширены возможности хирургии.
Электроника и робототехника. Огромное влияние на облик мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Создание радиоприемника и ламп преобразующих частоты электрических колебаний, усиливающие слабые электрические колебания. Вступили в строй станции, способные осуществлять международное вещание. Разработана методика передачи изображения с помощью электронных сигналов (телевидение). Радиолокация позволяет обнаруживать заблаговременно корабли и самолеты.
Благодаря использованию достижений химии стало применяться стекловолокно для передачи сигналов. Прикладное значение имело изобретение ЭВМ и компьютеров. Сложились компьютерные сети - Интернет. Они позволяют моментально получать и передавать информацию, вести диалоги с другими пользователями.
Появление биочипов ставит в практическую плоскость создание искусственного интеллекта, способного к само программированию. Развитие компьютерных технологий позволило начать создание промышленных роботов. Распространение робототехники раскрыло огромные возможности совершенствования производственного процесса.
Благодаря успехам электроники стала возможной автоматизация, а затем и роботизация производства. В 1980-е г. наступило десятилетие роботов, управляемых компьютерными программами. Возникли автоматизированные и роботизированные производственные комплексы, где человек исключен из производства и осуществляет лишь контрольные функции.
Научно-технический прогресс не только изменил условия быта, отдыха людей, но и сказался на всем облике современного общества, его проблемах и тенденциях развития.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Ускорение научно-технического развития и его последствия Урок по всемирной истории в 11 классе
2
слайд
Описание слайда:
План урока Технологии новой эпохи. Основные черты информационного общества. Глобализация мировой экономики и её последствия.
3
слайд
Описание слайда:
Технологии новой эпохи Открытие ядерных и термоядерных реакций было крупным достижением XX в. Оно использовалось как в мирных, так и в военных целях. Первая в мире АЭС была построена в 1954 г. в СССР в г. Обнинске, вторая – в 1956 г. в Великобритании. АЭС в начале XXI в. обеспечивает не более 17% мирового производства электроэнергии.
4
слайд
Описание слайда:
ГЭС дают лишь около 10% производства. Геотермальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные и ветряные электростанции пока ещё остаются редкостью.
5
слайд
Описание слайда:
Продолжилось развитие транспорта, сложилась общемировая система транспортных коммуникаций. К началу XXI в. в мире насчитывалось свыше 600 млн. автомобилей (ок. 1/3 из них в США).
6
слайд
Описание слайда:
На протяжении XX в. увеличивалась грузоподъёмность судов. Быстроходность кораблей увеличилась вдвое. Благодаря усовершенствованию системы погрузки и разгрузки объём грузов, перевозимых по морю, за последние 50 лет увеличились в 10 раз.
7
слайд
Описание слайда:
С овладением ядерной энергии появились атомные корабли и подводные лодки, способные годами бороздить морские просторы без захода в порты. Получили развитие транспортные средства на воздушной подушке, способные передвигаться не только по воде, но и по суше.
8
слайд
Описание слайда:
Возросло значение транспортной авиации. В Англии 1949 г.- создан первый прототип пассажирского реактивного самолёта «Комета». Однако массово стали применяться советские реактивные самолёты Ту-104 (с 1955 г.) и «Боинг-707» (с 1958 г.). В 1970 г. в США был создан «Боинг-747», способный принимать на борт до 500 пассажиров. Уже в 1950-х гг. военная авиация освоила сверхзвуковые скорости. В 1970-е гг. появляются первые сверхзвуковые пассажирские самолёты: советский Ту-144 (1975) и англо-французский «Конкорд» (1976).
9
слайд
Описание слайда:
Послевоенное развитие ракетной техники было подчинено стремлениям СССР и США создать более эффективное средство доставки ядерного оружия, чем бомбардировщики. Автоматические космические зонды достигли Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна вышли за пределы Солнечной системы. разработаны космические аппараты многоразового пользования: американские «шаттлы» и советский «Буран». Дата Событие 1957 г. 1958 г. СССР запустил на орбиту первый спутник Земли. США осуществили такой же запуск. 1961 г. Запущен советский космический корабльс человеком на борту. 1961-1969гг. В США программа «Аполлон» – пилотируемого полёта на Луну.
10
слайд
Описание слайда:
В автомобилестроении, авиации и космонавтике применялись новые конструкционные материалы. С развитием химии, химической физики стало возможным получение веществ с заранее заданными свойствами, которые обладали большей прочностью и стойкостью (пластмасс, легированная сталь, титановые сплавы и др.)
11
слайд
Описание слайда:
Для сельского хозяйства большое значение имели исследования в таких науках, как химия, биология и биохимия. В первые десятилетия XX в. началось применение минеральных удобрений, ядохимикатов для борьбы с вредителями и сорняками. В результате с 1930-х по 1990-е гг. урожайность многих культур повысилась в 2-3 раза.
12
слайд
Описание слайда:
Ещё в первые десятилетия XX в. немецкий учёный Август Вейсман и американский Томас Морган заложили основы генетики. Генетика – наука о передачи наследственных факторов в растительном и животном мире. Дальнейшее развитие в этом направлении привели к развитию биотехнологий. В СССР генетические исследования связаны с именем Н.И. Вавилова. В 1953 г. учёные Кембриджского университета Джеймс Уотсон и Френсис Крик открыли молекулу ДНК, которая заключает в себе программу развития организма.
13
слайд
Описание слайда:
Углубление знаний о природе живой материи сделало возможным трансплантацию, лечение наследственных заболеваний. Какие достижения генетиков порой оцениваются как опасные для человечества?
14
слайд
Описание слайда:
В 1988 г. Гарвардский университет с помощью генетических манипуляций вырастил живую мышь. Началось выведение пород животных и растений более устойчивых к условиям окружающей среды. На пороге XXI в. было открыто клонирование – искусственное выращивание из клетки организма донора его полного биологического подобия – клона.
15
слайд
Описание слайда:
Новые возможности перед медициной раскрыли достижения ядерной физики, электроники. Для диагностики заболеваний уже в 30-е гг. стали использовать рентгеновские аппараты, электрокардиографы, электроэнцефалографы и т.д. в последней трети века были созданы аппараты искусственной почки, кардиостимулятор и т.д. Новые технологии, в частности использование лазерного скальпеля, расширили возможности хирургии.
16
слайд
Описание слайда:
Огромное влияние на развитие мировой цивилизации оказали достижения в электроники. Наиболее прикладное значение имело изобретение ЭВМ (1946) – компьютеров. Создание локальных, а затем и глобальных компьютерных сетей, самой известной из которых является Интернет, позволяют моментально получать и передавать любую информацию.
17
слайд
Описание слайда:
Развитие компьютерных технологий позволило начать в 1960-х гг. создание промышленных роботов. Их число к началу XXI в. в мире достигло 720 тыс. большинство роботов используется на заводах Японии, США и Германии. Вопрос о том, какие изобретения и открытия XX в. наиболее важны, лишён смысла, поскольку большинство из них взаимосвязаны между собой. Приведите примеры влияния достижений в одной из областей науки и техники на развитие других сфер научного знания.
18
слайд
Описание слайда:
Основные черты информационного общества Термин «информационное общество принадлежит канадскому филологу Маршаллу Маклюэну. Информационное общество - это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.
19
слайд
Описание слайда:
В 1970-е гг. глубокие сдвиги в развитии технологии, организации производства, социальной структуре наиболее развитых стран мира стали совершенно очевидными. Ведущие американские экономисты, политологи и социологи сочли, что США, Канада, страны Западной Европы и Япония уже переросли индустриальную стадию развития. Джон Гэлбрейт – «новое индустриальное общество» Збигнев Бжезинский – «технотронное общество» Дэниел Белл – «постиндустриальное общество» В начале XXI в. в документах ООН и Евросоюза стали использовать термин «информационное общество», характеризующий качественно новый этап развития ведущих стран мира.
20
слайд
Описание слайда:
Информационная революция – коренные перемены в общественной жизни, вызванные формированием индустрии производства знаний и возрастанием роли интеллектуального труда. Вторая половина XX в. ознаменовалась быстрым развитием телекоммуникаций и телефонная связь стали доступными. Поистине революционным стало создание локальных компьютерных сетей, а затем с 1989 г. Интернета. Прочтите текст учебника на стр. 196-198 и ответьте на вопрос. Как возникновение Интернета повлияло на развитие мировой цивилизации, человека?.
21
слайд
Описание слайда:
Благодаря успехам электроники стала возможность автоматизации, а затем и роботизация промышленного производства. Уже в 1970-е гг. стали повсеместно внедряться станки с числовым программным управлением. В 1980-е гг. им на смену пришли станки, управляемые компьютерами. С созданием локальных (охватывающих предприятие, производственный комплекс) компьютерных сетей возникли системы автоматического проектирования, технологической подготовки и управления производством. Назовите «+» и «-» автоматизации и роботизации производства. (см. текст стр.198)
22
слайд
Описание слайда:
В последней трети XX в. наряду с международными рынками капиталов, товаров, сырья и других сложился рынок знаний – запатентованной научной информации (ноу-хау). Прочитайте документ на стр. 199-200 и ответьте на поставленные в нём вопросы. Важнейшим ресурсом информационного общества становится интеллект человека – его творческий потенциал, в развитии которого заинтересованы и государство и корпорации.
23
слайд
Описание слайда:
Глобализация мировой экономики и её последствия Утверждение в развитых странах информационного общества вызвало глубокие изменения в международных экономических отношениях. Начался процесс глобализации мировой экономики, связанный с возникновением транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ). Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.
24
слайд
Описание слайда:
Уже в начале 1980-х гг. транснациональные корпорации (ТНК) контролировали 40% промышленного производства, 60% внешней торговли и 80% технологических разработок развитых стран. В начале XXI в. число ТНК достигло 60 тыс., а их филиалов за границей около 600 тыс. Они контролируют примерно половину мирового промышленного производства, 2/3 международной торговли, около 4/5 мирового рынка научно-технических знаний. Современное производство напоминает огромный конвейер, охватывающий территорию десятков стран.
Готовясь к экзаменам, стоит прежде всего обратить внимание на сайт Рособрнадзора (www.obrnadzor.gov.ru) и официальный информационный портал единого государственного экзамена (www.ege.edu.ru) – там в первую очередь публикуется информация о ОГЭ, которая так или иначе может касаться интересов будущих участников.
На этих ресурсах можно ознакомиться с порядком проведения экзаменов, расписанием, особенностями ОГЭ по различным предметам; найти ответы на часто задаваемые вопросы.
Официальные сайты ОГЭ 2019 - 9 класс
Для понимания того, как нужно выполнять экзаменационную работу, следует в первую очередь ознакомиться с демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ по предметам этого года. Демонстрационные варианты помогут составить представление о структуре будущих КИМ, о количестве заданий, их форме и уровне сложности. Кроме того, в демонстрационном варианте приведены критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, которые дают представление о требованиях к полноте и правильности записи ответа. Эти сведения полезны, чтобы выработать стратегию подготовки к ОГЭ.
При ознакомлении с демоверсиями КИМ ОГЭ 2019 года следует иметь в виду, что задания, включенные в них, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться на ОГЭ.
Ежегодно ФИПИ готовит справку об изменениях в КИМ по каждому учебному предмету, она также размещается вместе с демоверсиями. Учителю-предметнику, даже если он не входит в число педагогов-организаторов на ОГЭ или в состав экспертов предметной комиссии, следует ознакомиться с методическими рекомендациями, подготовленными на основе анализа результатов прошлогоднего ОГЭ, и рекомендациями для предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом, чтобы знать процесс изнутри и суметь объяснить своим ученикам все особенности предстоящих экзаменов.
Также на сайте ФИПИ есть бесценная вещь – открытый банк заданий ОГЭ. В банке размещено большое количество заданий, используемых при составлении вариантов КИМ ОГЭ по всем учебным предметам. Его можно использовать для самостоятельной подготовки к ОГЭ. Это очень поможет ученикам сориентироваться в экзаменационном материале, потренироваться в выполнении типовых заданий. Учителю тоже необходимо время от времени использовать материалы открытого банка заданий ОГЭ и включать их как элемент урока при повторении материала.
С недавнего времени в практике современных российских школ используется новая система аттестации, направленная на проверку полученных знаний.
Если ранее учащиеся должны были сдавать обычные экзамены по билетам, то сейчас в конце учебного года они проходят ГИА. Что это за аттестация? Что она собой представляет и в каких целях проводится?
Аббревиатура ГИА расшифровывается как «Государственная итоговая аттестация» . Эксперименты по внедрению этой проверки в школах разных регионов России начали проводиться еще в 2002 году.
Сейчас ГИА является обязательным экзаменом по отдельным предметам и нацелена не только на подтверждение знаний, но и на в учебные заведения среднего профессионального образования (техникумы, ПТУ и колледжи).
ГИА представляет собой письменные тесты на специальных бланках с заданиями и вариантами ответов. Как правило, экзамены проводятся на территории другой школы, чтобы избежать списывания и оказания помощи от учителей.
Каждому ученику раздаются тестовые задания, в которых тот должен вписать свои ФИО, класс, номер паспорта, а также проставить правильные ответы на предложенные вопросы. После завершения ГИА тесты запечатываются в конверты и передаются на проверку в специальную комиссию.
На сегодняшний день обязательной является сдача экзаменов по математике и русскому языку. Еще два предмета ученик должен выбрать самостоятельно, указав их в заявке до 1 марта текущего года. Среди дополнительных тестов школьникам предлагаются иностранные языки, литература, история, биология и ряд других предметов.
Изменить список выбранных тестов можно только в случае уважительной причины. При успешном прохождении ГИА ученик получает аттестат особенного образца.
В соответствии с установленным порядком, тестирование проводится в 9-ом классе. К аттестации допускаются ученики, которые не имеют академических задолженностей и полностью прошли учебную программу за минувший год. Прохождение ГИА возможно только при наличии удовлетворительных оценок, полученных в результате промежуточной аттестации.
Ученик может быть освобожден от сдачи тестов по какому-то из предметов, если он является призером либо победителем всероссийских олимпиад за текущий год или членом сборных команд РФ, принимавших участие в международных олимпиадах.
Поскольку ГИА проводится на базе 9-го класса, для успешного прохождения тестов школьнику нужно хорошо владеть учебной программой примерно с 5 по 9 класс. Если говорить о математике, то ученик должен ориентироваться в математических формулах, геометрических фигурах и координатах, знать элементы теории вероятности, основные величины и единицы измерения, уметь решать уравнения и неравенства.
Для аттестации по русскому языку следует хорошо владеть правилами грамматики, орфографии и пунктуации, а также уметь писать изложения и сочинения на предложенные темы.
За каждый экзамен ученику выставляется определенный балл, причем его максимальный предел может варьироваться в зависимости от предмета. Так, самую высокую оценку в 70 баллов выставляют за успешную сдачу английского языка. Максимальным результатом по русскому языку являются 39 баллов, по математике – 32 балла.
Для поступления в профильные классы предусмотрен рекомендуемый балл. К примеру, если максимальная оценка по физике составляет 40 баллов, то для успешной сдачи предмета достаточно набрать 30 баллов.
В случае, если школьник получил неудовлетворительную оценку по одному либо двум тестам, ему разрешено пересдать экзамен до начала нового учебного года. Если оценки не будут исправлены после пересдачи, ученик не сможет получить аттестат.
Вместо полноценного документа выдается справка, удостоверяющая прохождение обучения. С ней сложно поступить в техникумы или колледжи, поэтому школьнику останется только идти на работу. По этой причине желательно тщательно готовиться к экзаменам и не отлынивать от занятий в течение учебного года.