Французский подводный крейсер сюркуф. Подводная лодка " Surcouf " (Франция.1934 год). Флот Сражающейся Франции

«Сюркуф» сошел со стапелей в 1929 году. Он был задуман и спроектирован как рейдер, вооруженный орудиями самого крупного калибра, который разрешал Договор пяти держав, заключенный в ходе Вашингтонской конференции 1921-1922 годов по ограничению морских вооружений, тихоокеанским и дальневосточным вопросам.

«Сюркуф» стал вершиной экспериментальных проектов послевоенного периода, стремившихся сочетать скрытность подводных лодок с огневой мощью надводных кораблей. Гигантская субмарина водоизмещением 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении обладала огромной грузоподъемностью, несла 22 торпеды и могла вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении. Ее длина равнялась 110 метрам, дальность плавания - 12 тысяч миль. В 1932 году подводная лодка вступила в строй и была названа «Сюркуф» в честь легендарного французского пирата.


Спущена на воду 18 октября 1929 года, введена в состав флота в мае 1934-го. Названа в честь знаменитого капера Робера Сюркуфа, была крупнейшей подводной лодкой в мире до постройки японских лодок I-400.

Предназначалась для крейсерских действий на океанских коммуникациях, помимо торпедного вооружения, обычного для подлодок, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт предназначенный для разведки и корректировки артогня.

Поскольку подписанный в 1922 году Вашингтонский договор наложил существенные ограничения на тоннаж и численность надводных кораблей, но не содержал никаких упоминаний о подводных лодках, почти все ведущие морские державы сделали попытку создать подводные лодки, способные выполнять роль крейсеров.

В 1927 году во Франции была заложена серия из трёх крейсерских субмарин, первой и единственной достроенной лодкой в которой был «Сюркуф». Практически сразу после постройки лодки в силу вступил Лондонский морской договорограничивший главный артиллерийский калибр подлодок 155-мм орудиями. Специальной оговоркой в договоре для «Сюркуфа» было сделано исключение, но дальнейшее строительство лодок серии было невозможно.

Подводная лодка была вооружена восемью торпедными аппаратами калибра 500 мм и четырьмя калибра 400 мм. Для ведения надводного артиллерийского боя предназначались два морских орудия 203мм/50 образца 1924 года, в спаренной башенной установке. Калибр орудий соответствовал главному калибру тяжёлых крейсеров. Боекомплект орудия составлял 60 снарядов. Управление огнем осуществлялось с помощью механического вычислительного прибора и оптического дальномера с пятиметровой базой, обеспечивавшего замеры на дальности до 11 км. Для разведки и корректировки огня на дальних дистанциях лодка несла гидросамолёт Besson MB.411 в герметичном ангаре. На крыше ангара были установлены два 37-мм зенитных орудиях и четыре 13.2-мм пулемета.

Эта подводная лодка, названная в честь знаменитого французского пирата обладала чрезвычайно мощным вооружением — на ней имелись два 203-мм орудия в башне, которые могли быть заряжены и наведены на цель при нахождении лодки на перископной глубине. В кормовой части ограждения рубки размещался герметичный ангар с разведывательным самолетом. Орудийная башня, рубка и палуба "Сюркуф" были защищены броней. Но, подобно подводным крейсерам других стран, "Сюркуф" не избежал ряда серьезных недостатков, и Франция больше не строила корабли такого типа.

"...Пожалуй, никто не мог с уверенностью сказать, - писал по этому поводу один из английских специалистов, - с какой целью она была построена. Правда, ее считали способной выйти победителем в артиллерийской дуэли с эсминцем того времени. Но если бы в лодку попал хоть один снаряд, она не могла бы уже погрузиться, и быстроходный эсминец, безусловно, взял бы над ней верх...".

После разгрома Франции германскими вооруженными силами в июне 1940 года "Сюркуф" ушел из Бреста, где стоял на ремонте, и пришел в Плимут, где был захвачен англичанами.

В начале 1942 г. "Сюркуф" базировался на Бермудских островах. 9 февраля на лодку поступил приказ следовать на Таити через Панамский канал, и 3 дня спустя она (с одним неисправным двигателем) под командованием капитана Луи Безона отошла от пирса.

18 февраля из порта Колон (при входе в Панамский канал со стороны Карибского моря) вышел союзный конвой, в состав которого входил военный транспорт "Томсон Лайкс". В тот же день в 22.30 по стандартному восточному времени транспорт столкнулся с незамеченным с него судном, получив при этом серьезные повреждения носовой оконечности.

Спустя месяц в Нью-Орлеане (США) состоялось закрытое заседание комиссии по расследованию этого инцидента. Входивший в комиссию на правах наблюдателя английский морской офицер впоследствии докладывал своему командованию: "...Никто из свидетелей корабля, с которым произошло столкновение, не видел.

Примерно через минуту... под килем "Томаса Лайкса" раздался сильный взрыв. Обширные повреждения форштевня транспорта ниже ватерлинии дают основание полагать, что корабль, в который он врезался, был большого тоннажа и низко сидел в воде. Как корабли, следовавшие встречными маршрутами, они ("Томас Лайкс" и "Сюркуф") неизбежно должны были пройти на близком расстоянии друг от друга..."
Комиссия не сделала однозначного вывода, что "Томас Лайкс" столкнулся именно с "Сюркуф". Она лишь констатировала, что транспорт столкнулся с "неопознанным судном неизвестной национальности, в результате чего это судно и его экипаж полностью погибли". Тем не менее, последующие исследования не ставили под сомнения тот факт, что погиб именно "Сюркуф".

Стоит отметить, что хотя данный инцидент и можно отнести к разряду навигационных аварий, к летописи таких аварий в военное время следует относиться с большой осторожностью. Дело в том, что некоторые из столкновений подлодок с надводными кораблями могли и не быть такими авариями в полном смысле этого слова.

Нельзя забывать, что военное время уже само по себе резко повышает нагрузку на судоводителей. Необходимость плавания без ходовых огней в темное время суток, применение на судах камуфляжной окраски, затрудняющей определение их истинных размеров и курсов, погашенные навигационные знаки, и многие другие причины подчас ставят капитанов и штурманов в положение ловцов черной кошки в темной комнате. Да еще и постоянно напряженные нервы, когда каждую минуту на тебя может обрушиться неожиданный удар с воздуха или из-под воды.

Поэтом вполне допустимо предположить, что капитан "Томаса Лайкса", неожиданно увидевший перед собой неизвестную подлодку, и не имевший оповещения о наличии в этом районе своих кораблей, посчитал необходимым утопить незнакомца таранным ударом, не слишком интересуясь его национальной принадлежностью.

Что касается гибели подлодок в военное время конкретно от навигационных аварий, то история с "Сюркуф" показывает, что здесь далеко не все и не всегда может быть так просто и понятно. Спустя 40 лет после победы в западной печати появились сведения, заставившие по-новому взглянуть на эту страницу войны...

В 1983 г. английский журнал "Sandy Taims Magazin" опубликовал большую статью, где приводилось немало новых подробностей.

Оказывается, вскоре после прибытия "Сюркуф" в Англию поступила информация, что не исключена возможность возвращения лодки в распоряжение вишистского правительства. 3 июля англичане попытались захватить ее силой. В результате возникшей на борту перестрелки погибли и были ранены несколько англичан и один француз. После этого экипаж подлодки заменили почти полностью за счет французских военных и торговых моряков, ранее примкнувших к "Свободной Франции", а из офицерского состава остался Луи Брезон, которого через некоторое время назначили командиром.
Однако, смена экипажа не оздоровила обстановку на борту. Английский офицер связи, прикомандированный к "Сюркуф", доносил своему руководству о "плачевном моральном состоянии экипажа" и высказал сомнение в компетентности командира.

21 ноября 1941 г. "Сюркуф" на маневрах у берегов США столкнулся с американской подлодкой, в результате чего образовалась течь в третьей и четвертой цистернах главного балласта. Спустя некоторое время на переходе из Галифакса в Сен-Пьер, Канада, "Сюркуф" попал в сильный шторм. Ударами волн у него помяло ограждение рубки, заклинило орудийную башню, повредило надстройку и подпалубные торпедные аппараты.

В феврале 1942 г. у "Сюркуф", совершавшего переход из Галифакса на Бермуды вышел из строя один из главных дизелей.

Все эти аварии, конечно, не способствовали морального состояния экипажа.
Командующий ВМС Великобритании в районе Америки и Вест-Индии адмирал Чарлз Кеннеди-Пэрвис в своем сообщении адмиралтейству отмечал, что "дисциплина на "Сюркуф" неудовлетворительна, офицеры почти утратили контроль... В настоящее время лодка практически потеряла боевую ценность... По политическим соображениям, возможно, будет сочтено желательным оставить её в строю, но, с моей точки зрения, ее следовало бы направить в Великобританию и списать".

Но это сообщение не было принято во внимание, и 9 февраля лодка вышла в свой последний поход. Что в действительности произошло на ее борту в открытом море - неизвестно. Английский радист, служивший в годы войны на Бермудских островах, много лет спустя рассказывал, что получил от шурина (находившегося на лодке в качестве радиста при английском офицере связи) радиограмму следующего содержания: "Я заперт в радиорубке. У меня револьвер. Позаботься о жене и детях".
Руководитель ФБР легендарный Дж.Эдгар Гувер, пока работала следственная комиссия, направил управлению разведки ВМС США секретный меморандум. В нем он сообщал, что, по его сведениям, "Сюркуф" затонул у острова Мартиника 3 марта 1942 г, т.е. спустя почти 2 недели после столкновения "Томсон Лайкса" с неизвестным объектом.

В начале 1983 г. бывший капрал морской пехоты США, служивший в феврале 1942 г на крейсере "Саванна", заявил, что им было приказано встретиться около Мартиники с английским крейсером и потопить "Сюркуф". Последний, якобы, сделал попытку напасть на одно из судов союзников. Однако, добавил капрал, когда они прибыли на место, подлодка уже затонула.
Сразу же после исчезновения "Сюркуф" представители "Свободной Франции" потребовали независимого расследования, затем участия в работе следственной комиссии, наконец разрешения на ознакомление с вахтенным журналом "Томсон Лайкса"... Во всем этом союзники им отказали.
Так что же все-таки произошло с "Сюркуф"? Было ли причиной его гибели случайное столкновение, или его сознательно уничтожили союзники после подавления восстания, предпринятого экипажем с целью переметнуться на сторону Виши и "пересидеть" войну на "тихой" Мартинике? В то время остров находился в руках вишистов. Ответа на этот вопрос нет и по сей день.

Спуск на воду 18 октября 1929
Выведен из состава флота 1942

Современный статус - погибла

Основные характеристики

Тип корабля Крейсерская ДПЛ
Скорость (надводная) 18½ узла
Скорость (подводная) 10 узлов
Рабочая глубина погружения 80 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 8 офицеров, 110 матросов

Размеры
Водоизмещение надводное 3 250 т
Водоизмещение подводное 4 304 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 110 м
Ширина корпуса наиб. 9 м
Средняя осадка (по КВЛ) 7,25 м

Силовая установка
2 дизеля по 7 400 л.с., . 2 электромотора по 3 400 л.с., два винта

Вооружение
Артиллерия 2х203мм/50 орудия в спаренной установке
Торпедно-минное вооружение ТА: 8х550мм, 14 торпед и 4x400мм, 8 торпед
ПВО 2 пушки 37 мм, 4 пулемёта калибра 13,2мм
Авиация 1 гидросамолёт Besson MB.411

Предназначалась для крейсерских действий на океанских коммуникациях, помимо торпедного вооружения (боезапас 22 торпеды), обычного для подлодок, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт предназначенный для разведки и корректировки артогня. Водоизмещение - 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении. Длина - 110 метров, дальность плавания - 12 тысяч миль. Являлась вершиной попыток, предпринятых после окончания Первой мировой войны, соединить в рамках одного корабля скрытность подводной лодки и огневую мощь надводного корабля . Ещё одной особенностью подлодки Сюркуф являлась способность вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении .

Погибла при до конца невыясненных обстоятельствах, предположительно 18 февраля 1942 года .

Конструкция и история создания [ | ]

Начало Второй мировой войны [ | ]

Флот Сражающейся Франции [ | ]

Экипаж был заново сформирован из французских моряков находящихся в Англии, большая часть из них не была подводниками. Капитаном был назначен один из двух оставшихся офицеров - Луи Блезон (фр. Louis Nicolas Blaison ), к лодке были прикомандированы британский офицер связи и два матроса.

Лодка была перебазирована в канадский порт Галифакс , в котором базировались ещё несколько французских кораблей, и приняла участие в эскортировании трансатлантических конвоев на первом участке маршрута, а затем была отправлена на поиск плавучих баз немецких подводных лодок. В августе 1941 года лодка прибыла в Портсмут на ремонт. Ремонтные работы были крайне затруднены из-за нестандартной конструкции и оборудования уникальной лодки и продолжались до 11 ноября 1941 года .

20 декабря «Сюркуф», вместе с тремя французскими корветами , принял участие в операции по освобождению архипелага

Surcouf

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Surcouf (рус. «Сюркуф» ) - подводная лодка ВМС Франции , крупнейшая подводная лодка в мире до постройки японских лодок I-400 . Кроме торпедного вооружения, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт для разведки и корректировки артогня. После окончания Первой мировой войны, являлась вершиной попыток соединить в рамках одного корабля скрытность подводной лодки и огневую мощь надводного корабля. Также особенностью Surcouf была способность вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении. Погибла 18 февраля 1942 года при до конца невыясненных обстоятельствах.

Общие сведения

Подводный крейсер Surcouf, Касабланка, 1938 год

Surcouf был спущен на воду в 1929 году. Корабль был задуман и спроектирован как рейдер, исходя из условий Вашингтонского договора 1922 года, был вооружен орудиями максимально разрешенного калибра. Подводный крейсер Surcouf, был верхом проводимых экспериментов послевоенного периода, в которых пытались сочетать скрытность подводных лодок с огневой мощью надводных кораблей. Гигантская подводная лодка водоизмещением 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении обладала огромной грузоподъемностью, несла 22 торпеды и могла вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении. Ее длина равнялась 110 метрам, дальность плавания – 12 тысяч миль. В 1932 году подводная лодка вступила в строй и была названа Surcouf в честь легендарного французского пирата.

История создания

С 1916 года, от французских кораблестроителей требовали учитывать опыт войны в отношении подводного флота, необходимость совершенствования. Принимая во внимание опыт Великобритании, французы считали необходимостью постройку подводной лодки с водоизмещением в 2000 т, со 160-мм орудиями и скоростью до 25 узлов. Однако после окончания Первой мировой, задача стала неактуальной и было принято решение только достройки, 9 начатых ПЛ заложенных во время войны.

Спуск на воду

Тем не менее в Высшем совете жарко обсуждалось строительство подводных крейсеров с мощным вооружением и самолетом на борту. Эти споры поддерживал и министр флота. Первую программу по строительству «артиллерийской крейсерской подводной лодки» утвердили 7 июля 1922 года. Однако позднее, решение Вашингтонской конференции оставило Франции уменьшенный тоннаж только на линейные корабли. Для соблюдения условий Вашингтонского договора , Высший совет флота в 1926 году решил, что водоизмещение подводных лодок необходимо увеличивать, и запланировал постройку серии из 4 подводных крейсеров. Проект получил поддержку правительства и финансирование. Однако сложная экономическая обстановка в 1926 году, сказалась на финансировании проекта и средства были выделены только на строительство подводного крейсера Surcouf.

В 1930 году, проведенная Лондонская конференция, вновь наложила ограничения на тоннаж флота и вооружение, но Франция получила разрешение завершить постройку Surcouf.

Описание конструкции

Корпус

Панель управления клапанами балластных цистерн

Корпус подводного крейсера Surcouf имел уникальную конструкцию, состоящую из трех сегментов. Средний сегмент обладал наибольшим диаметром в 8,15 метров и длиной в 36,4 метров. К его краям крепились два других сегмента меньшего диаметра, которые были полностью закрыты легким корпусом. Сверху на корпус монтировалась легкая надстройка, орудийная башня, пост управления огнем, боевая рубка и ангар со шлюзом. Эти надстройки в виде водонепроницаемых цилиндров: башня и ангар размещались горизонтально, а пост управления огнем и боевая рубка вертикально.

Толщина обшивки прочного корпуса 22 мм, легкого от 6 до 8 мм. Снизу на корпус крепился киль длиной 67,7 м, в котором размещался твердый балласт. В 1932 году для снижения качки в надводном положении, установили боковые кили высотой по 0,65 м. Поперечный набор состоял из 196 шпангоутов . Палуба надстройки размещалась на высоте 3 метров над ватерлинией и была обшита деревянными щитами. Surcouf условно разделен на 19 секций. Прочный корпус разделялся 9 водонепроницаемыми переборками разделялся на отсеки. В среднем сегменте были расположены четыре отсека, в крайних по три.

Внутреннее расположение: В 1-м отсеке размещены носовая дифферентная цистерна; торпедные аппараты и 8 запасных торпеда; кубрик на 18 мест; гальюны ; электромоторы брашпиля и носовых горизонтальных рулей; емкости с пресной водой и баллоны с воздухом.

2-й отсек: провизионная кладовая, лазарет, отделение вспомогательных механизмов

3-й отсек: старшинский кубрик на 18 мест; три каюты главных старшин; умывальники; группа аккумуляторной батареи.

4-й отсек - артиллерийский. Размещена податочная труба башни, в трюме и на нижней палубе размещались погреба.

Разрез Surcouf

В 5-м отсеке на главной палубе располагался центральный пост; на нижней каюты офицеров, кают-компания , санузел с ванной; в трюме находилась вторая группа аккумуляторной батареи.

6-й отсек - дизельный . На главной палубе размещен офицерский и матросский камбузы , отделение вспомогательных механизмов, внизу расположены главные дизели, дизель-генераторы и турбовентилятор.

В 7-м отсеке на главной палубе находилось помещение на 40 человек и 6-местный кубрик; на нижней палубе главные распределительные щиты; внизу главные гребные электродвигатели; по бортам располагались топливные цистерны.

8-й отсек: кубрик на 40-мест, хранились 400-мм торпеды, баллоны со сжатым воздухом, топливные цистерны.

9-й отсек: гальюны, провизионные кладовые; емкости с пресной водой и смазочным маслом.

10-й отсек: кормовое отделение вспомогательных механизмов, кормовая дифферентная цистерна.

Энергетическая установка и ходовые качества

Пост управления электродвигателями Surcouf

Подводный крейсер Surcouf имел два главных дизеля Sulzer - восьмицилиндровые, двухтактные простого действия, мощностью по 3800 л.с. Однако, дизели были произведены разными фирмами и различались в конструкции. Испытания шли довольно плохо, в результате только через три месяца, удалось добиться их выхода на максимальную мощность.

В эксплуатации дизель левого борта оказался более надежным, однако имелись проблемы с его разобщительной муфтой. полностью устранить которые удалось только после повторной центровки в 1938 r. B первые годы службы постоянной проблемой была ненадежностъ системы смазки и частые обрывы болтов станин, последнюю удалось решить лишь в 1937 году заменой всех болтовых соединений сварными. Параллельно с дизелями в том же отсеке стояло два шестицилиндровых дизель-генератора системы «Зульцер» мощностью по 720 л.с. (490 кВт) при 415 об/мин. Они вырабатывали ток напряжением 220/235 B. Особым преимуществом наличия отдельных дизель-генераторов являлось отсутствие необходимости запуска главных дизелей на стоянке.

Экипаж и обитаемость

Спальные места

Экипаж подводного крейсера Surcouf, относительно проектной документации, был увеличен на 18 человек, и состоял из 8 офицеров, включая врача и пилота, 3 главных старшины, 21 старшины, 85 матросов и 2 авиационных специалистов. Таким образом, по штату на борту должны были находиться 119 человек. Офицеры и главные старшины располагались в отдельных каютах, а остальной экипаж размещался в трех относительно тесных кубриках. Стационарных коек не хватало, поэтому для 12 человек дополнительно были предусмотрены гамаки. На лодке было три душевых и три гальюна, a также лазарет на 3 койка-места.

Для обогрева помещений, были установлены 27 электрических обогревателей мощностью 850 Вт каждый, которые позволяли поддерживать нормальную температуру внутри лодки при забортной температуре до -15°С. Вентиляция лодки осуществлялась двумя приточными и тремя вытяжными вентиляторами, которые прогоняли воздух через абсорбирующие фильтры. Для очистки воздуха при погружениях, использовались 150 содовых регенерационных патронов и 250 литров кислорода, что позволяло совершить одно 48 часовое и тридцать 18-ти часовых погружений.

Для приготовления пищи использовались два камбуза, однако вентиляция не всегда могла справляться, и при плавании в тропиках температура часто поднималась до 65°. Поэтому около орудийной башни оборудовали еще один камбуз. В проекте не был предусмотрен для продуктов, его установили только по настоятельному требованию командира. Провизионные погреба размещались в оконечностях лодки. Запас пресной воды составлял 22500 л (по 4,4 литра в день на человека). Для пополнения были два опреснителя.

Вооружение

Артиллерия главного калибра

Разрез и план орудийной башни

На Surcouf были установлены 203-мм орудия образца 1924 года, с длиной ствола 50 калибров, которые ставились на всех французских тяжелых крейсерах. Орудие имело простую, но надежную конструкцию. Ствол состоял из внутренней трубы, кожуха и скрепляющего кольца. Затвор - поршневой, с открыванием наверх; заряжание - картузное. Длина орудия - 10,5 метров, вес - 20716 кг. Для орудия имелись два типа снарядов: бронебойные весом 123,1 кг, и фугасные весом 123,8 кг. Заряд состоял из двух частей весом 53 кг, что позволяло развить начальную скорость снаряда 850 м/с.

Орудийная башня устанавливалась на гидравлическом цилиндре. Перед погружением давление масла в нем уменьшалось, и башня опускалась на 20 мм, обеспечивая герметичность соединения c корпусом. В случае падения давления в гидравлической системе башня блокировалась в боевом положении. При срочном погружении или в случае боевых повреждений лодка принимала воду в две балластные цистерны средней группы, и башня в течение 150 секунд занимала нижнее положение. Между башней и корпусом находился уплотняющий материал.

Стоит отметить и недостатки главного калибра Surcouf:

  • количество орудий;
  • небольшая высота установки поста управления артиллерийским огнем ограничивала дальность стрельбы;
  • невозможность наведения до всплытия лодки;
  • невозможность стрельбы в темное время суток;
  • невозможность горизонтального наведения при качке.

Зенитное вооружение

Для защиты от авиации на подводной лодке были установлены две 37-мм/50 полуавтоматических пушки образца 1925 года, размещенных на ограждении рубки, над ангаром. Каждая пушка со станком весила 470 кг и обладала скорострельностью в 30-40 выстрелов в минуту, дальность стрельбы около 7000 метров.

Боезапас составлял 500 снарядов на орудие: 250 обычных и 250 трассирующих. Готовый боезапас включал 98 выстрелов. Остальной боезапас в обоймах по шесть патронов хранился в погребе в 20-кг ящиках, которые приходилось подавать наверх вручную. Приборов управления огнем 37-мм пушек не устанавливалось, был только ручной дальномер . Также были установлены еще четыре 8-мм пулемета Гочкиса образца 1914 года с боезапасом в 16000 патронов.

Торпедное вооружение

Торпедисты Surcouf за работой

Торпедное вооружение крейсера Surcouf состояло из четырех 550-мм носовых аппарата образца 1917 года. (производства компании Forges et Chantiers de la Méditerranée), расположенных под углом 2° к диаметральной плоскости, и два трехтрубных поворотных аппарата модели OSd.1926, в которых средняя труба имела калибр 550 мм, а внешние 400 мм. Помимо 10 торпед, находившихся непосредственно в аппаратах, на борту находились 12 запасных: восемь 550-мм в первом отсеке и четыре 400-мм в восьмом. Эти отсеки были оборудованы специальными люками для погрузки торпед. Перезарядку поворотных торпедных аппаратов можно было производить исключительно в надводном положении, причем требовались определенные условия и в частности полный штиль.

Система управления запуска торпед была схожей с устанавливаемой на подводных лодках типа Requin . В 1932 году торпедные аппараты оборудовали пневматическими толкателями, кроме того, смонтировали аппаратуру, позволяющую производить срочный запуск части торпед (2 из носовых аппаратов и 2 из кормового поворотного) дистанционно с мостика. Для торпед, находящихся в носовых аппаратах, была возможность устанавливать скорость хода и угол отклонения малый (1-2°) или большой (2-3°)‚ но более точное прицеливание осуществлялось только поворотом самой лодки.

Авиационное вооружение

гидросамолет Besson MB-411

После многочисленных испытаний и доработок проектов самолетов, на Surcouf была приписана машина под официальным обозначением МВ-411. 11 июня 1936 года Главный морской штаб сделал запрос на вторую машину для подводного крейсера. Заказ на самолет выдали 10 февраля 1937 года, и в следующем году он был принят флотом. В то же время, оба самолета оборудовали коротковолновыми радиостанциями для связи с подлодкой. Однако антенны радиостанция, которые крепились вдоль передней кромки крыла, при взлете машин очень часто намокали, в результате чего установление связи становилось невозможным. Один МВ-411 (бортовой номер HS.73) находился на Surcouf, когда лодка, 18 июня 1940 года совершила переход из Бреста в Плимут. Этот самолет выполнил несколько вылетов в порту Пупа в Дорсетшире. Позднее, самолет был поврежден во время налета немецкой авиации на Плимут, где стоял на хранении после выгрузки с Surcouf. Когда 10 мая 1941 года подводный крейсер вышел из Плимута, самолета на его борту не было. Его окончательная судьба, как и судьба второго экземпляра МВ-411, оставшегося во Франции, неизвестны.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Surcouf оборудован тремя перископами: командирский и наблюдательный размещались в боевой рубке, а резервный на центральном посту. Для световой сигнализации на мостики размещен съемный прожектор мощностью в 30 Вт.

Радиорубка размерами 4 на 4 метра располагалась на центральном посту, оснащалась главным передатчиком D-100, передатчиком ОС, приемником D-29 и двумя рамочными антеннами RSM для приема в подводном положении. Для растяжки антенн установлены две убирающиеся мачты по левому борту, высотой 15 метров и на расстоянии 50 метров друг от друга. Позже были демонтированы. Еще две 30 метровые антенны протягивались между ограждением рубки и кормовыми стойками. Однако при использовании гидросамолета их необходимо было убирать.

История службы

Адмирал Мюзелье на Surcouf, 1941 год

Весной 1934 года Surcouf начал службу в составе ВМС Франции. С 30 апреля по 4 мая 1934 года, подводный крейсер принимал участие в маневрах совместно со 2-й эскадрой вице-адмирала Дрюжона. До конца мая Surcouf участвовал в походе эскадры к берегам Ирландии и в проведении учений в Бискайском заливе.

1 июня Surcouf официально зачислили в состав 4-го дивизиона подводных лодок. Тогда же, Главный морской штаб решил проверить боевые качества крейсера в дальнем походе на побережье Западной Африки и к Антильским островам. Запланированный на 7 июня выход пришлось перенести на две недели из-за нарушений в работе дизель-генератора левого борта, а 18-го числа произошла поломка масляного насоса правого дизеля, поэтому только 27 июня Surcouf вышел в море.

После посещения Касабланки, 13 июля Surcouf прибыл в Дакар, где провели небольшой ремонт. Починить насос своими силами не удавалось, поэтому принято решение отправиться обратно, и 20-го августа подлодка вернулась в Брест.

4 ноября Surcouf направили для проведения тщательного технического обследования. После обследования выяснилось, что новая подлодка уже требует проведения среднего ремонта. Окончание ремонтных работ запланировали на май 1935 года, но из-за их объема, сроки пришлось дважды переносить.

26 августа 1935 года, командиром корабля назначен Mapсель Дерьен. После ремонта были планы направить лодку в поход по Средиземному морю. Однако назначенный на 2 сентября выход вновь был перенесен, а позднее отменили. Вместо похода, вновь провели ряд испытаний, которые закончились 15 ноября.

После этого подводный крейсер Surcouf отправили для участия в торжествах по случаю З00-летия присоединения к Франции Антильских островов. 23 ноября лодка вышла из Бреста. 27-го ноября Surcouf прибыл в Касабланку, передав информацию об очередной аварии масляного насоса. Сломанные шестерни удалось оперативно заменить запасными.

В Северной Атлантике, 1941-1942 годы

5 декабря Surcouf покинул Касабланку и направился на Антипы. 15-го числа его встретил эскорт в виде крейсера Émile Bertin под флагом контр-адмирала Дюпла. 16 декабря крейсер Surcouf вошел в порт на острове Гваделупа. 10 января 1936 года, артиллеристы подводного крейсера провели учебные стрельбы из 203-мм орудий и 37-мм пушек по скалам в нескольких милях к северу от Порт-оф-Спейна.

В 1936 году, лодка принимала участия в учебных маневрах, проводилась подготовка экипажа, отрабатывались действия команды. В сентября корабль встал на ремонт который по планам должен был продлиться почти полгода, но реально работы заняли более года. В сентябре 1937 года, после завершения ремонта и модернизации, лодка вышла на новые испытания, которые показали весьма посредственные результаты.

С 26 по 28 ноября 1937 года, провели учебные испытания торпедного вооружения, а 13 декабря лодка вновь встала на ремонт, который продлился до середины января 1938 года, после чего экипаж снова вернулся к учебным операциям до середины лета. Затем вновь корабль поставлен на ремонт, который продлился до января 1339 года.

До лета 1939 года, экипаж продолжал выполнять учебные задачи до августа, когда политическая ситуация изменилась, и Surcouf получил приказ отправиться к Антильским островам.

1 сентября 1939 года, французский флот перешел на военное положение, и Surcouf, 4 сентября вошел на рейд Фор-де-Франса. Осмотр корпуса показал, что лодка нуждается в серьезном ремонте, и принято решение о возвращении корабля в Брест. В составе конвоя KJ-2, лодка отправилась домой. 11 октября из-за погодных условий, Surcouf вынужден был оставить конвой. Скорость лодки упала до 10 узлов, и 19 октября Surcouf вошел в гавань Бреста, а на следующий день встал на ремонт.

Операция «Катапульта»

Генерал Де Голль инспектирует Surcouf, 1940 год

Запланирован был весьма большой объем работ. В ноябре два главных электромотора были демонтированы и отправлены на завод, дизели были разобраны для ремонта. Заново проварили швы на балластных цистернах, заменили аккумуляторные батареи, была смонтирована шумопеленгаторная станция, была значительно переделана система вентиляции.

25 апреля 1940 года, Surcouf вышел из дока. Военная ситуация во Франции обострилась и 15 июня капитан 3 ранга Мартен получил приказ о готовности к выходу. Работы велись круглосуточно. 18 июня был получен приказ о переводе подводных лодок на базы Западной Африки или Британии. В 13.30 Surcouf под электромоторами вышел на рейд и погрузил в ангар самолет. При попытках запустить дизели оказалось, что горизонтальные рули заклинены и это вызвало сильнейшую вибрацию. После осмотра выяснили, что исправить это возможно только в сухом доке. От похода в Касабланку отказались и приняли решение отправить лодку в Британию.

Поскольку во Французском флоте царил раскол, то англичане, опасаясь захвата их флота немцами, предприняли попытки нейтрализовать корабли на африканских базах. Операция под названием «Катапульта» , назначена на 3 июля и проводилась одновременно в нескольких точках.

3 июля 1940 года, около 30 вооруженных моряков с HMS Thames, поднялись на Surcouf, разоружили вахту и проникли внутрь. В результате возникшей перестрелки, были жертвы с обеих сторон, но экипаж был блокирован и лодка захвачена. Несколько человек из экипажа дали согласие остаться в Англии и воевать против Германии.

«Свободная Франция»

После переговоров британцев с командованием «Свободной Франции», было подписано соглашении, о возврате в строй кораблей для которых смогут найти экипажи, в том числе и Surcouf. 15 сентября 1940 года, на лодке снова подняли французский флаг. Экипаж составлял 40 человек. После многочисленных споров о применении лодки, она была зачислена в состав 3-й флотилии подводных лодок.

В декабре 1940 года, на лодки завершили ремонтные работы, и вывели ее на испытания. После месяца подготовки экипажа, и проведения учебных походов, несмотря на недостаточную подготовку и отсутствие навыков у команды, командир корабля Ортоли доложил о готовности к боевым действиям.

Служба в Северной Атлантике

На ремонте в Англии

19 февраля 1941 года, Surcouf вышел из Холи-Лох, и 3 марта прибыл в Галифакс. Там принимал участие в сопровождении конвоев. 14 мая 1941 года, лодка получила задание на патрулирование района к западу от Азорских островов, с целью перехвата немецких кораблей снабжения. В течении месяца Surcouf не встретил ни одного корабля.

По окончании задания, лодка прибыла на Бермудские острова, где планировали провести небольшой ремонт, однако возможности базы были ограничены. После отдыха экипажа, Surcouf отправлен в тот же район с той же целью. До 20 июля, задание Surcouf оказалось так же безрезультатным.

В конце лета 1941 года, Surcouf прибыл на американскую военно-морскую базу в Портсмуте, где встал для прохождения ремонта на 3 месяца, однако ремонт несколько затянулся. 20 сентября командование лодкой принял капитан Блэзон. 10 ноября, после окончания ремонта, Surcouf отправился в Нью-Лондон, где планировались совместные учения с флотом США.

21 ноября 1941 года, во время учений Surcouf столкнулся с американской лодкой, получив повреждения, которые требовали ремонта в сухом доке. Однако крейсер покинул Нью-Лондон без ремонта и направился к Бермудам.

В январе 1942 года, принято решение об отправке лодки на Таити, несмотря на постоянные поломки и неудовлетворительное состояние лодки.

Гибель

Существует несколько версий гибели подводного крейсера Surcouf:

B 15.00 12 февраля 1942 года, Surcouf покинул Бермуды и взял курс на Панамский канал через острова Кайкос. Подлодка должна была быть там 19-го февраля. Лодка могла идти на 14 узлах под двумя дизелями, однако из последних радиограмм, полученных с Surcouf, было известно, что он шел под одним дизелем со скоростью не более 10,5 узлов в надводном положении, так как командир Блейсон не хотел идти на риск и погружаться с одним рабочим электромотором.

17 февраля Surcouf прошел Ямайку, передав радиограмму в 13.00 о прибытии в район, находившийся в 280 милях от побережья Панамы. По источникам в британском Адмиралтействе, последняя позиция лодки, относится к 13.00 на 18 февраля - 14°00′ с.ш. и 79°00′ з.д.

Двигаясь на 14 узлах, к 9 часам утра следующего дня он должен был прибыть в Колон - небольшой порт на входе в Панамский канал со стороны Карибского моря.

19 февраля 1942 года, советник британского консульства из Колона отправил через Бермуды в Адмиралтейство радиограмму: «Французский подводный крейсер Surcouf не прибыл, повторяю, не прибыл». Копия военной канцелярией была направлена Черчиллю. Далее в донесении говорилось: «Военный транспорт США Thompson Lykes , вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения c неопознанным судном, которое, вероятно, сразу же затонуло в 22.30 18 февраля в точке 10°4О" с.ш. и 79°30" з.д. Транспорт вел поиск в этой точке до 8.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след - нефтяное пятно. У транспорта серьезно повреждена нижняя часть форштевня.

Также есть версия, что Surcouf был потоплен немецкой подводной лодкой U-502 , в журнале которой есть запись об атаке цели с тусклыми навигационными огнями. Есть и другие версии гибели подводного крейсера Surcouf, но на сегодняшний день, ни одна из версий не имеет никаких доказательств и фактов. (фр.)

Галерея изображений

Видео