Обучение детей грамоте по колесниковой. Демонстрационное пособие по подготовке к обучению грамоте по методике Е. В. Колесниковой «От А до Я

Любовь Суворова

Проводя занятия по подготовке к обучению грамоте , столкнулась с тем, что нет пособия , которое бы наглядно устраивало меня во всех аспектах по работе с буквами. Пришлось на основе имеющихся в интернете создавать такое, которое бы было понятным детям и удобно в использовании. В создании пособия большую помощь мне оказали ПДО по ИЗО Негуляй Л. Н., благодаря ей всё очень красочно, функционально, эстетично и наш незаменимый плотник "золотые руки" Зорькин А. А.

Задачи пособия :

1. знакомить дошкольников с понятием гласные и согласные;

2. знакомить с тем, что есть гласные, которые дают мягкость согласным, стоящим перед ними;

3. учить различать согласные по мягкости и твёрдости, по звонкости и глухости;

4. познакомить с понятием парных согласных;

5. учить детей располагать буквы так, чтобы сами дети могли давать характеристику каждой букве.

РЕЗУЛЬТАТ : работая по этому пособию отмечаю , что дети начинают осознанно читать быстро осваивая слогслияния; без затруднений умеют выполнять звуковой анализ и синтез.

Буквы заселяем не сразу, а по мере изучения.

Начинаем изучать гласные. Они расположены таким образом, что "живут" в одной башне с красной крышей. В первом "подъезде" те, которые поются и не смягчают согласные. Во втором "Подъезде" те, которые имеют в своём составе "ПРЕДАТЕЛЬНИЦУ" Й, которая убегает и смягчает согласную, стоящую впереди и если тянуть гласную, то она превращается в гласную, которая живёт на её этаже : Я (йаааа) - А, Ё (йоооо) - О, Е (йэээ) - Э, Ю (йууу) - У. Ы - И исключение, потому что И итак самая весёлая буква и может смягчить согласные.

Согласные заселяем, разделяя на твёрдые (крыши синие) :

и мягкие (крыши зелёные)

При этом учитывая звонкость (колокольчик) и глухость (наушники, парность- "живут" на коричневых стенах.

Знаки живут у самых ворот - они не имеют звуков.


Все "запчасти" хранятся под рукой на полочке.


В том числе и смайлики для доски соревнований.


Благодаря этому пособию проводить занятия стало намного проще. всё наглядно видно. Доступно и понятно детям. Всегда можно использовать буквы для составления слов на доске.

Во время всего процесса обучения Колесникова учитывала возрастные особенности каждого ребёнка, использовала учебные материалы по принципу от самого простого к самому сложному, а так же с выполнением разных заданий по наглядным пособиям и так далее.

Самое известное

Большой популярностью среди педагогов и преподавателей раннего развития детей дошкольного возраста пользуются следующие программы по методике Колесниковой: «Математические ступеньки» и «От звука к букве». Комплекс этих занятий и упражнений обучают малышей первичным элементам грамоты, развивают речь и математические способности. Вся методика имеет несколько этапов, первый из которых начинается с трёхлетнего возраста.

Основы методики

Программы, которые направлены на развитие детской речи, содержат игровые упражнения и задания, пособия с картинками , рисунками и стихами. Эти формы игр и упражнений прививают малышам умение слушать, развивают логическое мышление. Кроме того, дети учатся подбирать одинаковые по звучанию слова, различать звуки и правильно их произносить, выделять и пополнять свой звуковой и словарный запас.

Во время изучения коротких рифмовок и четверостиший у дошкольников развивается память (в том числе и зрительная), вырабатывается правильная дикция (во время произношения) и выразительность речи. Каждое из методических пособий по методике Колесниковой имеет оригинально подобранные иллюстрации к каждому из заданий.

Почти все занятия по методике Елены Владимировны строятся на своеобразных принципах переключениях с теоретических занятий на игры и физические упражнения. Эти физкульт минутки предусмотрены почти в каждом уроке и во время процесса обучения. К примеру, в детских дошкольных и подготовительных учебных учреждениях учебные занятия разряжаются при помощи специальных занятий, тогда дети выходят из-за парт или столов и играют, прыгают, бегут на месте, разминают пальчики и ладошки. Это одновременно и весёлое и полезное занятие. Ребёнок не зацикливается на учебном процессе, он не устаёт и ему не скучно.

Результаты обучения

После полного курса буквенного изучения по методу Колесниковой у детей 3-х - 4-х лет возникают представления о буквах и звуках, словах и слогах, а по окончанию второго этапа у детей 4-х - 5-ти лет происходит формирование фонематического слуха. Для того, чтобы сформировался фонематический слух у детей Колесникова предлагала работать над детским произношением звуков, как по отдельности, так и во фразах, предложениях и словах.

Во время обучения математике дети с помощью различных игровых заданий знакомятся с понятием цифр, чисел, количестве. Кроме того, малыши занимаются изучением времён года (осень, зима, лето, весна), с понятием времени суток (утро, день, вечер и ночь), учатся сравнивать предметы по (форме, размеру, величине, цвету) и определяют местоположение различных предметов и геометрических фигур. После года такого интенсивного обучения дети будут различать геометрические фигуры, будут решать простейшие задачи на логическое мышление, научатся различать правую и левую сторону.

Обучение по методике Е.В. Колесниковой можно проводить как в коллективе (групповые занятия), так и отдельно с вашим ребёнком при поддержки родителей или опытных педагогов.


Учебно-тематический план занятий

по программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»

в старшей группе (4-5 лет).

Учитель-логопед: Савенко Ольга Сергеевна


№ п/п

Название раздела, темы

Содержание

Источник (методическая литература, рабочая тетрадь – занятие №, стр. …)

Количество занятий (академических часов)

Сентябрь

1

«Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий»

Рабочая тетрадь – тема 1, Стр.2

Учебно-методическое пособие


1 занятие

2

«Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Рабочая тетрадь – тема 2, стр.4

Учебно-методическое пособие


1 занятие

3

«Сравнение слов по звучанию , знакомство с протяженностью слов 9 длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ёжикам»

Рабочая тетрадь - тема 3, стр.6

Учебно-методическое пособие


1 занятие

4

«Знакомство с многообразием слов и их звучанием звонко, громко, тихо; рисование солнышка»

Рабочая тетрадь – тема 4, стр. 8

Учебно-методическое пособие


1 занятие

Октябрь

5

«Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на ёлках»

Рабочая тетрадь – тема 5, стр. 10

Учебно-методическое пособие


1 занятие

6

«Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги , нахождение различий в двух похожих рисунках»

Рабочая тетрадь – тема 6, стр.12

Учебно-методическое пособие


1 занятие

7

«Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках»

Рабочая тетрадь – тема 7, стр. 14

Учебно-методическое пособие


1 занятие

8

«Знакомство с многообразием слов. Деление слов на слоги. Рисование дорожек, слушание отрывка из стихотворения Я. Козловского»

Рабочая тетрадь – тема 8, стр.16

Учебно-методическое пособие


1 занятие

Ноябрь

9

«Звуки С_СЬ (песенка большого и маленького насоса), знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на берёзе»

Рабочая тетрадь – тема 9, стр. 18

Учебно-методическое пособие


1 занятие

10

«Звуки З-ЗЬ, знакомство с твёрдыми и мягкими согласными, рисование ушей зайчикам»

Рабочая тетрадь – тема 10,стр. 20

Учебно-методическое пособие


1 занятие

11

«Звуки С-СЬ, З-ЗЬ, твёрдые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Рабочая тетрадь – тема 11, стр.22

Учебно-методическое пособие


1 занятие

12

«Звук Ц, рисование огурцов, слушание отрывка из стихотворения Г. Сапгира»

Рабочая тетрадь тема 12, стр.24

Учебно-методическое пособие


1 занятие

Декабрь

13

«Звук Ш (песенка ветра), рисование шариков. Слушание потешки»

Рабочая тетрадь – тема 13, стр.26

Учебно-методическое пособие


1 занятие

14

«Звук Ж (песенка жука, моделирование, рисование желудей, слушание отрывка из стихотворения И. Солдатенко»

Рабочая тетрадь – тема 14,стр.28

Учебно-методическое пособие


1 занятие

15

«Звуки Ш-Ж. моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений»

Рабочая тетрадь – тема 15,стр.30

Учебно-методическое пособие


1 занятие

16

«Звук Щ, моделирование, рисование щёток, слушание отрывка из стихотворения с. Михалкова»

Рабочая тетрадь – тема 16, стр.32

Учебно-методическое пособие


1 занятие

Январь

17

«Звук Ч, моделирование, раскрашивание предметов, рисование предметов»

Рабочая тетрадь – тема17,стр.34

Учебно-методическое пособие


1 занятие

18

«Звуки Ч-Щ, слушание потешки, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Рабочая тетрадь – тема 18, стр.36

Учебно-методическое пособие


1 занятие

19

«Звуки Р-РЬ, закрашивание предметов , слушание стихотворения О. Высотской»

Рабочая тетрадь – тема 19, стр.38

Учебно-методическое пособие


1 занятие

20

«Звуки Л-ЛЬ, рисование неваляшки, моделирование, слушание отрывка из стихотворения А. Плещеева»

Рабочая тетрадь – тема 20, стр.40

Учебно-методическое пособие


1 занятие

Февраль

21

«Звуки М-МЬ, слушание потешки, рисование домика, раскрашивание предметов»

Рабочая тетрадь – тема 21, стр.42

Учебно-методическое пособие


1 занятие

22

«Звуки Б-БЬ, моделирование, слушание отрывка из стихотворения Г. Сапгира, рисование бус»

Рабочая тетрадь – тема 22,стр.44

Учебно-методическое пособие


1 занятие

23

«Звуки К-КЬ. Закрашивание овощей, слушание отрывка из стихотворения Д. Хармса»

Рабочая тетрадь – тема 23, стр.46

Учебно-методическое пособие


1 занятие

24

«Звук Г, нахождение различий в двух похожих рисунках, слушание потешки»

Рабочая тетрадь – тема 24, стр48

Учебно-методическое пособие


1 занятие

Март

25

«Звуки Г-К, закрашивание предметов, моделирование, слушание потешки»

Рабочая тетрадь – тема 25, стр.50

Учебно-методическое пособие


1 занятие

26

«Звуки Д-ДЬ, раскрашивание предметов. Рисование кругов, слушание потешки»

Рабочая тетрадь – тема 26, стр.52

Учебно-методическое пособие


1 занятие

27

«Звуки Т-ТЬ. Моделирование, рисование тучи и зонтика , слушание отрывка из стихотворения И. Сурикова»

Рабочая тетрадь – тема27, стр.54

Учебно-методическое пособие


1 занятие

28

«Звуки Д-ДЬ, моделирование, рисование домика, повторение стихотворений»

Рабочая тетрадь – тема 28, стр.56

Учебно-методическое пособие


1 занятие

Апрель

29

«Звуки З-ЗЬ, Ж, С-СЬ.

Рабочая тетрадь – тема 29, стр.58

Учебно-методическое пособие


1 занятие

30

«Звуки Р-РЬ, Ш.

Закрепление пройденного материала»


Рабочая тетрадь – тема 30,стр.60

Учебно-методическое пособие


1 занятие

31

«Звуки Л-ЛЬ, Б-БЬ.

Закрепление пройденного материала»


Рабочая тетрадь – тема 31,стр.62

Учебно-методическое пособие


1 занятие

32

«Закрепление пройденного материала»

Рабочая тетрадь – тема 32, стр.64

Учебно-методическое пособие


1 занятие

Примечание: всего 32 занятия, 1 занятие 1 раз в неделю. Далее будут занятия на закрепление материала и отработку.

ПЛАН – ПРОГРАММА

«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:

подготовка к обучению элементам грамоты»

Возраст детей – с 5 до 7 лет

Количество лет обучения – 1 / 2 года

Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут

Учебно – методический комплекс Колесниковой Е. В.

Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 114

Адмиралтейского района Санкт – Петербурга

ПЛАН – ПРОГРАММА

«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:

подготовка к обучению элементам грамоты»

Возраст детей – с 5 до 7 лет

Количество лет обучения – 1 / 2 года

Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут

Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.

1 . Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:

Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

2. Рабочие тетради для детей:

- «От А до Я»;

3. Дополнительный материал:

«Запоминаю буквы»;

«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

«Я уже читаю».

Реализует программу:

Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) - Петрушина Наталья Сергеевна

Пояснительная записка

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:

  • развитию речи и подготовке к обучению грамоты
  • введению в художественную литературу
  • ознакомлению с окружающим миром
  • введению в математику.

В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

  • подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
  • составлению из слогов слов, из слов – предложений
  • знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Развитие речи осуществляется в следующих направления:

  1. Развивающая речевая среда , задачи: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
  2. Формирование словаря , задачи: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
  3. ЗКР, цель: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
  4. Грамматический строй речи , задачи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.
  5. Связная речь : совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небыличек и загадок).
  6. Подготовка к обучению грамоте : представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом. «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках коммуникации.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(По программе Колесниковой Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет )

Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет : состоит из 3-х этапов обучения на протяжении 4- лет дошкольного детства. (Рассмотрим 2- ой этап – 5/6 лет «Развитие звуко-буквенного анализа» и применяем для детей 5/6 и 6/7 лет, как желательное условие освоение программы.)

«Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи. Основная задача программы «От звука к букве» - обучение дошкольников элементам грамоты :

  • Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
  • Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются:

  • зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
  • пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
  • слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
  • сенсомоторные координации,
  • точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину дефицита в развитии данных функций , как – отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей и возможностей детей.

Формы работы

Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Предполагаемый результат

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ

(по Колесниковой Е. В.)

  1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
  • умение ориентироваться в содержании этого общения,
  • выполнять поручения

2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

  • наличие у него представления о модели и процессе моделирования
  • способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Основные этапы и содержание работы

  1. Подготовительный :
  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э :
  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р :
  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И :
  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости :
  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов
  1. Повторение и закрепление пройденного материала

* Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.

на учебный год

МЕСЯЦ

(№) Занятия, тема

Сентябрь

Мониторинг.

Мониторинг.

(1.) Знакомство : Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат).

(2.) Знакомство : Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник).

Октябрь

(3.) Тема - Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн.квад.), место звука в слове (нач., сер., конец)

(4.) Тема - Буква А

(5.) Тема и буква У. Звук У:

(6.) Тема - Буква У : место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(7.) Тема - Чтение слогов АУ, УА ,

печатание слогов.

(8.) Тема - Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.

(9.) Тема - Буква О : место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(10.) Тема - Звук и буква Ы : место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы.

Ноябрь

(11.) Тема - Звук и буква Э : место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).

(12.) Тема - Гласные звуки и буквы : А, У, О, Ы, Э - Закрепление пройд. матер.

(13.) Тема - Звук и буква Л : место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов (МАМА, МЫЛО), печатание буквы.

(14.) Тема - Звук и буква М : граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

(15.) Тема - Звук и буква Р : место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы.

(16.) Тема - Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА), ударный слог и ударный гласный в слове.

(17.) Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов , написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов.

(18.) Тема - Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений.

Декабрь

(19.) Тема – Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.

(20.) Тема – Буква Я : буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр.), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.

(21.) Тема – Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов

(22.) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А), фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА).

(23.) Тема - Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК)

(24.) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ).

(25.) Тема - Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ).

(26.) Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением.

Январь

(27.) Тема - Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).

(28.) Тема – Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).

(29.) Тема – Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).

(30.) Тема – звуки Г и Гь, К и Кь: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (Г ОРА/ К ОРА,),

(31.) Тема – Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИ Т/ КО Т, Г РО М/Г РИ М), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ).

(32.) Тема - Звуки Д и Дь, Т и Ть : граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т

Февраль

(33.) Тема – Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) ДЯТЕЛ/ДУТКА, чтение предложений (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).

(34.) Тема - Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ.

(35.) Тема - Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С : граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА).

(36.) Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ)

Март

(37.) Тема - Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но).

(38.) Тема – Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов со звуком Х.

(39.) Тема – Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и Ш.

(40.) Тема - Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение отрывка из стих-я, письмо букв Ч и Щ.

(41.) Тема - Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц

(42.) Тема - Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стих-я

Апрель

Мониторинг.

Мониторинг.

(43.) Тема – Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь

(44.) Тема - Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й

(45.) Тема – Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово.

(46.) Тема – Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова.

Май

(47.) Тема – Закрепление: алфавит, чтение стихотворений

(48.) Тема - Ребусы, загадки, чтение стих-й.

Повторение – закрепление.

*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ» : развитие интереса и способностей к чтению.

Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.

Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

Критерии развития интереса и способностей к чтению

Ребёнок к концу года должен :

  • проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
  • ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
  • понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
  • записывать слова, предложения печатными буквами;
  • разгадывать ребусы, кроссворды;
  • читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
  • ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
  • рисовать предметы в тетради в линейку.

Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

Месяц

неделя

(№) занятия, тема

Сентябрь

(1.) Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

(2.) Тема – «Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно».

(3.) Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

(4.) Тема - «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

Мониторинг – диагностика.

Октябрь

(5) Тема – «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

(6.) Тема – «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

(7.) Тема – «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

(8.) Тема – «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

Ноябрь

(9.) Тема – «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.

(10) Тема – «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.

(11) Тема – «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

(12) Тема – «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.

Декабрь

(13) Тема – «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

(14) Тема – «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

Январь

(15) Тема – «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

(16) Тема – «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

Февраль

(17) Тема – «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

(18) Тема – «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

(19) Тема – «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

(20) Тема – «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.

Март

(21) Тема – «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.

(22) Тема – «8 Марта». Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

(23) Тема – «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

(24) Тема – «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

Апрель

Мониторинг – диагностика.

(25.) Тема – «Ребусы». Разгадывание ребусов.

(26.) Тема – «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.

(27) Тема – «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

Май

Повторение – закрепление.

Повторение – закрепление.

Развивающая среда в группе

Магнитная азбука;

Дидактические настольные игры:

«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».

Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.

Работа с родителями

Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.

«Наши результаты»: сентябрь, май.

Открытые занятия – ноябрь, март.

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Литература:

  1. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
  2. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
  3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
  4. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
  6. Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
  7. Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
  8. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»

Заведующий ГБДОУ ццр – д/с № 114 _______________________ / В.В Прищепова


Тетрадь «Я считаю до десяти* - приложение к методическому пособию «Математика для детей 5-6 лет*. Вместе они входят в третью часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Предназначена для работы с детьми 5-6 лет. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами и цифрами до 10, расширят свои знания о временах года и частях суток, о геометрических фигурах, научатся решать логические задачи.
В данном издании учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения Программы.
Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Может быть использована родителями при подготовке детей к школе.

Книга «Я считаю до десяти» - цветной вариант популярнейшей в России одноименной черно-белой тетради. Данная тетрадь и методическое пособие «Математика для детей 5-б лет» входят в третью часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Через систему увлекательных упражнений дети познакомятся с числами и цифрами до 10, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, научатся ориентироваться в пространстве и решать логические задачи. Выполнение предложенных заданий решает одну из задач ФГОС ДО - формирование предпосылок учебной деятельности. Совместная работа со взрослым поможет ребенку подготовиться к следующему этапу обучения по тетради «Я считаю до двадцати». Новые красочные рисунки превратят занятие в радостное, яркое событие.

Рекомендуется широкому кругу специалистов ДОО, родителями и гувернерам для подготовки детей к школе.


Скачать и читать Я считаю до десяти, Математика для детей 5-6 лет, Колесникова Е.В., 2017

В пособии представлена система игровых заданий, выполнение которых направлено на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Они предусматривают формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям (умению работать по правилу и образцу, понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно).
Задания в книге составлены таким образом, что побуждают ребенка к самостоятельной активной мыслительной деятельности, учат сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения.
Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Может быть использовано родителями при подготовке детей к школе.


Скачать и читать Я решаю логические задачи, Математика для детей 5-7 лет, Колесникова Е.В., 2017

Практическое пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет как на занятиях по формированию математических представлений, так и в свободное время, предусмотренное для ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.
Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. При решении задач у дошкольников развиваются произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность.
Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Может быть использовано педагогами групп кратковременного пребывания, учителями коррекционно-развивающих классов, а также родителями при подготовке ребенка к школе.


Скачать и читать Я решаю арифметические задачи, Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет, Колесникова Е.В., 2011

Книга «Я начинаю считать» и методическое пособие «Математика для детей 3-4 лет» входят в первую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Через систему увлекательных упражнений дети познакомятся с числами до 5, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, научатся ориентироваться в пространстве и решать логические задачи. Выполнение предложенных заданий решает одну из задач ФГОС ДО -формирование предпосылок учебной деятельности. Совместная работа со взрослым поможет ребенку подготовиться к следующему этапу обучения по тетради «Я считаю до пяти». Новые красочные рисунки превратят занятие в радостное, яркое событие.
В издании учтены требования ФГОС ДО к учебно-методическим комплектам парциальных образовательных программ.
Рекомендуется широкому кругу специалистов ДОО, родителям и гувернерам для подготовки детей к школе.


Скачать и читать Я начинаю считать, Математика для детей 3-4 лет, Колесникова Е.В., 2017

Пособие для совместной деятельности взрослого и ребенка 4-5 лет содержит систему учебно-игровых заданий, которые помогут ребенку последовательно усвоить математические понятия и представления, зависимости и отношения, математические действия и терминологию с учетом его возрастных особенностей. В разделе «Советы взрослым» предлагаются задания для закрепления математических представлений в повседневной жизни ребенка: на прогулке, в играх, во время еды и т.д. Пособие также содержит программные требования на год.
Разделы математического развития ребенка, включенные в пособие, представлены в образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО. Совместная деятельность с взрослым побуждает ребенка к активному творчеству, способствует развитию самостоятельности, накоплению личного опыта, освоению программы в более быстром темпе.
Рекомендуется родителям, гувернерам, педагогам ДОО. Может использоваться в группах кратковременного пребывания, лицеях, гимназиях, индивидуальном обучении дома.


Скачать и читать Математика вокруг нас, 120 игровых заданий для детей 4-5 лет, Колесникова Е.В., 2017


Показана страница 2 из 25