Луи брайль биография. Система брайля в россии

Оценки и суждения об окружающем мире – неотъемлемая часть человеческого сознания. Без критической оценки реальности невозможно выжить. Но сознание не жалеет останавливаться только на важнейших вещах - оно продолжает работать постоянно, оценивает всё вокруг, и осуждает. Это происходит вокруг нас постоянно. Дикторы в телевизоре негодующе рассказывают о происках капиталистических стран. Злые сплетни густыми потоками сочатся по коридорам организаций. И даже самый милейший, воспитанный человек, нет-нет, да поругает кого-нибудь с неожиданной страстью.

Осуждать – это естественно и даже весело, оно является неизбежной частью жизни, как личной, так и общественной. Всё хорошо и безопасно до тех пор, пока вы сохраняете чувство меры, но стоит ему вас подвести – начинают проблемы.

Первая выразиться своеобразной аурой отчуждения. Окружающие прохладно относятся к людям с переизбытком негатива и критицизма в поведении, даже если мрачные проявления не затрагивают их непосредственно. Плохое настроение передается – от источника будут хотеть отдалиться. Ваши негативные комментарии неизбежно приведут к учащению ссор и постоянно порче всех имеющихся отношений. Тяга к осуждению, если встретятся люди с подобными наклонностями, приведёт к образованию “кружка сплетников”. Их не любит никто.

Вторая намного сёрьезней, ибо будет селиться в вашей голове. Чрезмерная тяга к осуждению одновременно и питает тёмные уголки вашего сознания, и сама подкрепляется ими. Страх, зависть, ненависть, заставляют своих носителей осуждать. Сформируется порочный круг, вечно голодный до новых всплесков негатива и разрушающий жизнь своего “носителя”. Кроме того, вы рискуете и здоровьем – вы можете .

Обнаружили нечто знакомое? Принимайте контрмеры.

Косметический ремонт поведения

Мозги большинства людей не пропитаны таким уж чёрным мраком зла. Просто их языки своевольно высказывают много лишнего. Вы один из них? Везение на вашей стороне, случай совсем не тяжёлый.

Вам нужно тренироваться лишь в одном – удержание предательского языка в заключение за зубами. Для начала упражняйтесь в самых лёгких ситуациях, раздражающих вас минимально. Старайтесь не говорить ничего негативного и избегать других признаков негодования (вздохи, взгляды, характерная мимика, недружелюбные манипуляции с предметами). Мысленно успокаивайте себя, прощайте окружающим незначительные проступки (давайте им шанс!), не сердитесь на вещи, изменение которых не в вашей власти. Когда мелочи перестанут вас раздражать, учитесь сохранять баланс в более серьёзных случаях. Постепенно, не нарушая свой “обет молчания” вы начнёте отвыкать (именно!) от пагубной привычки.

Вытерпеть абсолютно невозможно? Случается. В таких случаях старайтесь высказываться тонко, изящно, заменяйте таранящий сгусток негатива иронией, сарказмом или, если это вписывается в ваш имидж, чёрным юмором. Не исключено, что пока вы думаете, мысль, не найдя достойного выхода, отомрёт.

Не забывайте следить не только за речью, но и текстом. Вряд вы достигните результата, если в жизни будите милейшим образом молчать, а в любимой социальной сети терроризировать знакомых ужасными посланиями и комментариями.

Подобное самолечение не сделает вас святым, но способность контролировать себя – умение чрезвычайно ценное, полезное для жизни.

Работа надо собой

Обнаружили в себе запущенные проблемы? Не отчаивайтесь. Волевое усилие позволит вам измениться в лучшую сторону. Но не ждите ничего простого.

Вам нужно будет не только тщательно выполнять инструкции из “Косметического ремонта поведения”, но и пойти дальше.

Хорошо задумайтесь. Отыщите в недрах своего сознания источник разъедающей вас напасти. Копаться стоит в наиболее тёмных уголках вашего прошлого. Безжалостно переберите свои несбывшиеся мечты, незаживающие обиды и все вещи, что тяжело шокировали вас. Скорее всего, причина вашего дурного, критического настроя таится где-то там.

Окиньте печаль прошлых лет проницательным взглядом. Хотели быть баскетболистом, но выросли только до полутора метров? Не беда! Зато вам легче выбирать одежду и помещаться в узких пространствах. Слишком мало денег? У каждого есть шанс. Находят же люди чемоданы с валютой на свалках! Все принцы какие-то средненькие и совсем без коней? Видимо, самый шикарный где-то задержался, но скоро прибудет. Иными словами, дайте притаившемуся внутри унынию жестокий бой .

Затем отыщите в своей жизни успехи (большие, маленькие или даже грядущие – не важно) и всячески настраивайте себя на повышение самооценки. Делайте что-нибудь, за что будите получать похвалу собственного подсознания и, главное, окружающих. И чем более хорошим и нужным вы будите себя ощущать, тем меньше вам будет хотеться осуждать. Отпадёт сама надобность.

Чёрная туча, не дающая вам сладкой жизни, притаилась в будущем? Вас терзает призрак старости? Наждачная мысль, что карьерный рост закончен, так и не начавшись? Грядущий конец учёбы и провалом неопределённости дальше? Другие не менее горькие истины, вставшие на горизонте? Придумайте что-нибудь. Утешительное. Или смело действуйте, разгребая мусорные завалы судьбы на пути к лучшему завтра. Осуждением живого и неживого в радиусе 100 километров вы точно себе не поможете.

По злой иронии у некоторых людей проблема не в низкой, а слишком раздутой самооценке. Если вы один из этих героев, постарайтесь приручить свою гордыню, утешая её сладкими мыслями. Совсем ведь не обязательно снимать королевскую корону! Вы просто можете стать добрым королём (королевой) и не ругать неразумных смердов, а проявлять к ним снисходительную милость, согрейте их в радиоактивных лучах вашего величия.

Наконец, окиньте взором ваш круг общения. Не исключено, что окружающие пагубно влияют на вас, втягивая вас в сплетни, тем самым поощряя наиболее тёмные стороны вашего сознания. Постарайтесь проводить с ними меньше времени, а если это невозможно – пересмотрите формат поведения с такими людьми. Естественно, волевым усилием нужно прекратить и самому порождать сплетни, даже безобидные.

Работа над собой может занять продолжительное время. Орешек перед вами твёрдый.

Поход к психологу

Вы совершенно убеждены, что не сможете излечиться самостоятельно? Отправляйтесь к психологу. Эти вездесущие сантехники психических просторов, конечно же, прекрасно знакомы с такой проблемой как “навязчивая патологическая тяга к осуждению”. Они с радостью попытаются вам помочь, стоит только записаться на приём.

Что вас ждёт? Вам в той или иной степени доступно и убедительно (что зависит от выбранного специалиста) объяснят, насколько ваш негативный взгляд на реальность отравляет ваше собственное существование и ведёт в тупик. И это будет совершенной правдой, которую, впрочем, трудно бывает понять и применить самостоятельно. Определив степень (печальные оттенки) ваших проблем, психолог предложит вам некий путь, “курс лечения”. И здесь вы должны понимать главную вещь – вам предложат возможность, а не таблетку. Но это всё еще будет ваша внутренняя работа, усилие. Никакого волшебства в кабинетах психологов не происходит.

Вреда от общения с психологом не будет (разве что финансовые затраты), а польза – вполне возможно. Кроме того, подобное приключение - это всегда любопытно, узнаешь о себе много нового.

Религия и таинственные практики

Религия была основной духовной пищей и лекарством человечества на протяжении тысячелетий, а её служители легко заменяли психологов.

Христианство, ислам, иудаизм, однозначно предостерегают верующих от осуждения своих ближних. Право на это имеет лишь всевышний, а смертный, незаконно присваивая его, приносит себе немало бед, препятствуя созданию праведных отношений с окружающими и богом. Вы можете углубиться в чтение духовной литературы или обратиться к священнику за необходимыми вам ответами и разъяснениями. К сожалению, большинство современных людей не так уж крепки в вере. Но если вы счастливое исключение – она вам точно поможет.

Мировые религии не дают вам ответа? Земной шар полон иных способов достижения духовных высот. Мистических и таинственных. Например, можете заняться йогой – она, по утверждениям адептов, приносит совершенство не только телу, но разуму. Достигнув просветления, вы гарантировано избавитесь от такого мелкой, суетной вещи, как необходимость кого-то обсуждать.

Главное в духовных поисках не попасть на скользкие тропу, где вас будут подстерегать сибирские колдуньи, экстрасенсы и того хуже, сектанты.

Итоговая сводка

Живя в современном, злом мире, трудно не огрызаться на действительность, не давать слепой сдачи действительности, терзающей бесконечными проблемами. Но если вы ощущаете, что подобные приступы негатива в вашей жизни происходят всё чаще, и вы всё слабее контролируете их, превращающихся в порочную необходимость, бейте внутреннюю тревогу, боритесь.

На кону хорошая погода в вашей душе и то, как вас будут видеть окружающие.

Биография
Было издано много книг для слабо зрячих людей, тем не менее, буквы и слова в них, с трудом разбирали незрячие ученики, не умевшие пока писать, но пробуждали у них жажду дальнейших знаний. Валентин Гаюи заложил основу для решительного шага вперед.
ЛУИ БРАЙЛЬ
Этот шаг представляло сделать замечательному человеку - Луи Брайлю, потерявшему зрение в результате нелепой случайности. Он родился в семье шорника, в маленькой деревушке Кувре к востоку от Парижа. Едва научившись ходить, он проводил дни напролет в мастерской отца, играя с обрезками кожи. В возрасте трех лет, вертя в руках нож, он неловким движением выколол себе глаз. Инфекция распространилась на второй глаз, и к пяти годам Луи полностью ослеп.
Родители стремились дать мальчику образование и делали все от них зависящее для его развития. Луи стал посещать деревенскую школу и благодаря живому уму и великолепной памяти хорошо учился. Отец научил его читать, забивая в доску гвозди, образовывавшие очертания букв.
Деревенский учитель, однако, решил, что Луи необходимо получить специальное образование, и в 1819 г. в возрасте 10 лет он был отправлен в Королевский институт для слепых в Париже. Институт помещался тогда в тесном, сыром, губительном для здоровья помещении (в дальнейшем многие из слепых учеников, в том числе и сам Брайль, заболели туберкулезом).
Новый ученик оказался исключительно одаренным.
В 1821 г. отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой "звукового", или "ночного", письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Это была фонетическая система, в которой выпуклые точки, расположенные в две колонки по шесть, представляли различные звуки.
Луи Брайля, которому тогда было лишь 12 лет, не удовлетворила система Барбье: слишком много точек, не соблюдается правописание, нет математических символов и нотных знаков. Но идея использования выпуклых точек ему понравилась..
Днем он регулярно посещал занятия, а вечерами разрабатывал более эффективную систему чтения и письма для слепых и экспериментировал с ней. В летние каникулы, которые он проводил с родными в любимом Кувре, крестьяне часто видели, как он, сидя на обочине дороги, прокалывал иглой листок плотной бумаги.
Луи не было и 16 лет, когда в конце 1824 г. его осенила гениальная идея - создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три.
В этой системе возможны в целом 63 перестановки. Расстояние между двумя точками Брайля 2-2,5 мм, и для прочтения текста "читатель" проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам.
В 1829 г. Луи Брайль опубликовал небольшой труд с изложением своей системы, которую он дополнил знаками препинания, цифрами и нотными знаками. Окончательный вариант его рельефно-точечного шрифта увидел свет в 1837 г.
Изобретение Брайля было с энтузиазмом встречено учениками и слепыми коллегами в Королевском институте, где он теперь преподавал, и его шрифт был немедленно принят за основу, поскольку он оказался гораздо удобнее классической системы рельефного воспроизведения латинских букв.
Однако Барбье де ля Серр, завидуя молодому изобретателю, продолжал добиваться принятия своего "звукового письма", тогда как зрячие преподаватели школы предпочитали обычные буквы в рельефе и противились использованию слепыми иного шрифта. Позже предлагались другие системы выпуклого письма вместо системы Брайля, в том числе нью-йоркская точечная система и система Муна.
Несмотря на слабое зрение и большую нагрузку (с 1828 г. он преподавал географию, алгебру, а затем и музыку, работая одновременно органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан), Луи Брайль продолжал добиваться признания и широкого распространения своей системы.
Постепенно его шрифт был принят во всем мире. И таким образом, этот скромный, исполненный сострадания к людям человек - все, кто знал его, отмечали его доброту - оказал громадную услугу слепым всего мира.
Шрифт Брайля, используемый ныне для передачи знаний во всех областях деятельности человека, одинаково доступен и ученым, и рядовым людям. Современное электронное оборудование позволяет переводить на шрифт Брайля обычное письмо, но и первоначальный этот шрифт и по сей день верно служит людям.

Родился 4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля.

Когда Луи было три года, он поранил себе глаз шорным ножом. У мальчика развилось симпатическое воспаление глаз, и он ослеп. Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке.

В январе 1819 года Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и системы записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух.

Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 году, когда он окончил учебу, ему было предложено остаться в институте и стать младшим учителем-репетитором. Брайль принял это предложение. Потом он преподавал географию, алгебру и музыку - и одновременно был органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.

Еще во время учебы Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности , которая была бы удобной для восприятия через осязание, и в то же время позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Он работал над системой долгие годы, и первый ее вариант предложил на рассмотрение совета института еще в 1829 г. Но идея Брайля не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный им шрифт неудобен для зрячих преподавателей.

В 1837 году по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению вопроса о новой системе письма, пригодной для слепых. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля "Краткую историю Франции". С выходом этой книги система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь.

В первые годы после выхода "Истории" изобретение Брайля пытались игнорировать, потом безрезультатно стремились переработать, но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых является наилучшей.

Кроме букв и цифр на основе тех же принципов Брайль разработал и систему записи нотных знаков и с ее помощью преподавал музыку слепым.

Им также был создан специальный прибор для письма , который с небольшими изменениями дошел до нашего времени.

В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 году.

Луи Брайль умер 6 января 1852 года. Он похоронен в родном городке Кувре. В доме, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем.

В мае 1887 года в Кувре был открыт памятник Луи Брайлю, созданный известным французским скульптором Леру.

К 100-летию смерти Брайля, в 1952 году, прах был торжественно

Бóльшую часть информации человек воспринимает благодаря зрению. Поэтому потеря зрения - огромное несчастье. Другие чувства при этом обостряются, но полностью компенсировать утерянное невозможно. Жизнь во тьме ужасна. А кроме того, слепой человек отрезан от главного источника информации. Ведь он не может читать.

Нет, это не так. Есть специальные книги, напечатанные особенным рельефно-точечным шрифтом. Его читают слепые, ощупывая пальцами знаки и складывая из них слова. Читают быстро, с той же скоростью, что и зрячие. В память об изобретателе этот шрифт называют шрифтом Брайля.

Луи Брайль (Louis Braille;1809-1852гг.) был младшим сыном в семье шорника в небольшом французском городке Кувре..

В трехлетнем возрасте маленький Луи играл в мастерской отца и повредил себе глаз. Раненный глаз воспалился, инфекция перешла на здоровый глаз, и мальчик ослеп. Казалось бы, теперь его ожидало печальное будущее.

Отец все же постарался сделать все возможное, чтобы сын избежал жалкого нищенского существования. Луи научили алфавиту. С помощью специально вырезанных отверстий в дощечках он буквально ощупывал буквы. Точно так же, с помощью картонного транспаранта с прорезями для направления карандаша, мальчик научился писать. Как и все дети его городка, Луи в семь лет пошел в общеобразовательную школу и очень скоро, воспринимая информацию только на слух, он стал первым учеником.

В десятилетнем возрасте Луи Брайля отдали в государственный институт для слепых детей, который находился в Париже.

Свои способности молодой человек проявил и там. Среди прочего, в институте Луи Брайль получил специальность, которая подкармливала его всю будущую жизнь. Имея способности к музыке, паренек освоил пианино и орган. Слепой органист нашел себе работу в парижских церквях. А в 1828 году, по окончании учебы, Луи Брайля оставили при институте в должности младшего учителя. Теперь можно было сказать, что нищета и голод ему не грозят.

Главным недостатком обучения в институте в то время было обучение с голоса. Всю теорию учащиеся слушали и должны были запоминать. Правда, книги в институте были, но было их немного. Напечатаны они были выпуклыми буквами. Такой способ печати литературы для слепых разработал один из первых педагогов для слабовидящих Валентин Гаюи (Valentin Haüy; 1745—1822) - основатель того института, в котором позже учился Луи Брайль. Брайль эти книги читал, и чтение это он посчитал неудобным. Слишком долго приходилось ощупывать каждую букву. Кроме того, отличить наощупь разницу между некоторыми буквами (например, между Q и O, C и G) было сложно, и это тоже замедляло чтение.

В 12 лет, еще будучи учеником института, Луи Брайль побывал на лекции Николя-Шарля-Мари Барбье (Nicolas-Charles-Marie Barbier de La Serre; 1767—1841). Барбье был военным, капитаном-артиллеристом. Среди прочего он занимался криптографией и по заданию Наполеона в 1808 году разработал так называемую «ночную азбуку». Преимущества этого способа обмена информацией заключалось в том, что написанное «ночной азбукой» письмо можно было в темноте читать наощупь, не зажигая света и не демаскируя свою позицию.


Символы в депеше, написанной с помощью «ночной азбуки» изображались в виде двух столбцов по шесть строчек в каждом, всего 12 элементов. С помощью специального шила на толстой бумаге некоторые из этих элементов выдавливались и становились выпуклыми. Таким образом, каждый из символов сообщения можно было различить на ощупь. На рис. 16 выпуклые места каждого символа изображены темными точками.

Как кодировались символы сообщения? Для этого Барбье придумал специальную таблицу из шести строк и шести столбцов. Эта таблица тоже изображена на рис. 16. 36 ячеек этой таблицы были заполнены наиболее употребительными буквами французского алфавита. Буквы w, x, y, k, ô и ë таковыми не являются, поэтому в кодировочную таблицу они не попали. Зато в ней можно найти двух- и трехбуквенные сочетания, которые часто встречаются во французских текстах. Левый столбец каждого символа передаваемого сообщения означал номер строки в кодировочной таблице, а правый столбец - номер столбца. Например, буква p стоит в кодировочной таблице в 4-й строке и в 1-м столбце. Значит в символе «ночной азбуки» для изображения этой буквы пробивали 4 элемента в левом столбце и 1 элемент в правом.

Как уже не раз отмечалось, кодировка иногда выполняет и функции шифрования. В полной мере это относилось и к азбуке Барбье. Если по какой-то причине таблица кодировки становилась известной противнику, ее можно было легко заменить на другую. После чего сообщения, передаваемые с помощью азбуки Барбье, снова становились нечитаемыми, для тех, кому они не предназначались.

Барбье не зря пришел с лекцией, в которой объяснял принципы своего изобретения именно в институт для слепых детей. Он считал, что на этих принципах можно построить азбуку для слепых, которая позволит незрячим людям освоить чтение.

Эта идея понравилась Брайлю. Он принял за основу принцип расположения точек в два столбца. Но для того, чтобы всю комбинацию можно было определить в одно касание пальца, число точек не должно было превышать 6. Поэтому в каждом символе азбуки Брайля 2 столбца и 3 строчки. С помощью 6 точек, можно закодировать 63 символа и пробел.

Система азбуки для слабовидящих была в основном разработана Луи Брайлем в 1824 году. Ему было тогда всего 15 лет!

Эта система была удобна и легка в изучении. Она позволила читать книги людям, которые до этого были отрезаны от этого, самого главного, источника информации. Скорость чтения пальцами при этом была только втрое медленнее скорости чтения глазами! Для того чтобы ускорить этот процесс и уменьшить объем книг, которые приходилось печатать на листах большого формата из плотной бумаги, Луи Брайль придумал множество стандартных сокращений. Кроме того, он разработал устройства для ведения записей. В 1834 году система Брайля была в основном закончена. С тех пор она используется практически без изменений. В каждой стране были разработаны национальные шрифты. После того, как появились пишущие машинки, аналогичная техника была разработана и для слепых. Более того, в настоящее время имеются компьютеры снабженные клавиатурой со шрифтом Брайля и позволяющие выводить текст с экрана на специальную панель, считывать знаки с которой можно при помощи осязания.