Город деревня урок англ языка

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Занятие по ПДД «Путешествие в город Автоград » Разработчик педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ГДДТ Гаврилова С.С. 2015 год

Цели и задачи: - повышение знаний у обучающихся по основам безопасного поведения на дорогах; - формирование у них специальных знаний, умений, практических навыков безопасного поведения на дорогах; - внедрение инновационных форм и методов работы с детьми и подростками по данной проблеме

Основополагающий вопрос Почему поговорка “ Тише едешь - дальше будешь ” актуальна и в век высоких скоростей?

Формы представления результатов проекта и критерии их оценивания: 1. Презентация 2. Демонстрация презентации для младших школьников по правилам дорожного движения 3. Подготовка памяток для водителей “Stay Alert” (Не теряйте бдительность); для пешеходов и пассажиров “Keep Calm” (Сохраняйте спокойствие!)

Актуализация полученных знаний: Дайте объяснение понятию дорога. Кто является участником дорожного движения? На какие группы подразделяются все знаки? Даны два знака, найдите между ними сходство и различие. Обоснуйте свой ответ.

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя, пешехода и пассажира ТС.

Практическое задание - Кто из изображённых на рисунке людей является участником дорожного движения? - Сколько пешеходов? Сколько нарушителей? 1,2,3,5,6,7,9,10,11,12, 13,18,19,20 2,3,5,6,7,9,11,18,19,20 2,9,12

Дорожные знаки Предупреждающий знак (Пешеходный переход 1.20) Информационно-указательный знак (Пешеходный переход 5.16.2)

Знаки приоритета Предупреждающие знаки Запрещающие знаки

Погодные изменения Короткий световой день Снегопады Оттепели Возможно яркое солнце Туманы Дорожная обстановка Гололёд Снежные заносы, неубранный на дороге снег Снижение видимости Слякоть Транспортные ситуации Увеличение тормозного пути автомобиля Сужение дорог из-за снега Пробуксовка Заносы машин на скользкой дороге Неумение водителей выбирать оптимальную скорость Отрицательные факторы влияющие на детей Отсутствие контроля со стороны взрослых в течение дня Снижение видимости окружающей обстановки во время сильных ветров, снегопадов, из-за поднятого воротника, капюшона Раннее наступление темноты Ослепление фарами Скользкие тротуары Возможные опасные ситуации с детьми Наезд на пешехода. Закатывание под машину Столкновение с транспортным средством Сезонные изменения на дороге

Остановочный путь - это путь, проходимый с момента, когда водитель заметил впереди опасность, до полной остановки им автомобиля. На величину остановочного пути влияет скорость движения, состояние водителя, устройство и состояние тормоза, а также качество и состояние дорожного полотна. отрезок А - реакция водителя (т.е. за время, когда водитель увидел опасность, до начала воздействия на привод тормозов); отрезок Б - с момента воздействия на привод и до начала торможения; отрезок В - действие тормозов

Остановочный путь рассчитывается по формуле: V / 10=a V - скорость автомобиля a - переменная зависящая от скорости a x a=S S - остановочный путь автомобиля -Рассчитайте остановочный путь ТС, если оно движется со скоростью: 60 км/ч, 80 км/ч, 130 км/ч

36 м 49м 140м 49м 73м 183м 46,8м 70,2м 175,5м

Предвидеть опасности По возможности избегать При необходимости, действовать без промедления Основные формулы ОБЖ


Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку

«Урок-игра по правилам дорожного движения»

«Безопасный мир. Школа уверенности»

для учащихся 5-8 классов

Правил дорожных на свете не мало,

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основные из Правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья.

(надпись на доске)

Кривобокова Мария Сергеевна, социальный педагог МАОУ СОШ № 14 имени А.Ф.Лебедева, г.Томск

Описание материала: предлагаю вам сценарий урока-игры по ПДД «Безопасный мир. Школа уверенности». Данный материал будет интересен и полезен классным руководителям, вожатым, педагогам дополнительного образования. Можно использовать сценарий как для классного часа так и для открытого урока. Тестовые задания можно будет использовать для проведения школьных олимпиад по ПДД.

Цели:

  • профилактика детского дорожно- транспортного травматизма;
  • пропаганда Правил дорожного движения;
  • закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
  • проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
  • правил водителей велосипедов;
  • пользование общественным транспортом;
  • воспитывать у учащихся культуру поведения.

Задачи:

  • Расширить кругозор в области ПДД.
  • Развивать навыки работы в команде.
  • Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  • Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
  • Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
  • Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Актуальность.

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Как не допустить рост ДТП с участием школьников?

Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия.

Организация игры:
Ребята делятся на 3-4 команды по 7-8 участников в каждой, которые в процессе мероприятия будут соревноваться между собой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с презентацией, музыка, видео-ролики (социальные ролики), листы ватмана, с напечатанными на них дорожными знаками, разрезанные на кусочки, краски, фломастеры, жетоны в виде светофоров, сигнальные карточки в виде красного и зеленого кругов, карточки с напечатанными на них буквами, кегли. Памятки, рекомендации. Грамоты, дипломы, сертификаты.

Ход мероприятия.

(вступительное слово классного руководителя)
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Правила дорожного движения очень важны для взрослых и детей, для водителей и пешеходов. Мы с вами сегодня вспомним эти важные и нужные правила и в конце нашей игры узнаем, какая из команд достойна звания «Знатоки ПДД».
А для начала, давайте познакомимся.

Ведущий 2: Оценивать наши команды будет уважаемое жюри, в составе:

Заместитель директора по ВР -

Заместитель директора по безопасности -

Старшая вожатая -

Учитель ОБЖ -

ПДО -

Представление команд. Каждой команде предлагается придумать название, связанное с дорожным движением.
Ну, что ж, все команды представились, можно начинать игру…

Ведущий: Н а наших дорогах каждый день появляется все больше и больше автомобилей. Высокая скорость и интенсивность движения требуют особой внимательности от пешеходов и водителей.

Осторожность, дисциплина и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами - основа безопасного движения на улице.

Игра (учащиеся отвечают на вопросы, набирая соответствующие баллы)

Этап 1. «Собери верное слово».
Ведущий: Перед вами лежат конверты с буквами. Ваша задача собрать из этих букв слово. Подсказка: это слово известно всем участникам дорожного движения. Побеждает команда, которая быстрее других справится с заданием.
Буквы напечатаны на карточках: З, Е, Л, Ё, Н, Ы, Й, С, Ф, Е, Т, О, Ф, О, Р. (слово светофор).

Буквы напечатаны на карточках: Д, О, Р, О, Ж, Н, Ы, Й, З, Н, А, К

Этап 2. «Правила движения достойны уважения».
Ведущая: Ребята, на ваших столах лежат листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, клей, картинки и мн.др. Следующий конкурс - творческий. Вы должны оформить на листах ватмана плакат, призывающий знать и соблюдать правила дорожного движения. (После окончания игры данные плакаты можно использовать в оформлении уголка безопасности).

Этап 3. «Блиц-опрос: Знатоки истории и правил»

Как звали самого первого на Земле пешехода? (Адам)

Какие из всех дорожных знаков являются самыми старыми? (указатели расстояний)

Какие дороги в старину называли столбовыми? (главные)

Как на Руси в старину называли большую грунтовую дорогу в отличие от проселочной? (большак)

При каком русском царе впервые стали устанавливаться верстовые столбы? (Алексей Михайлович, 300 лет назад)

Какую линию горизонтальной дорожной разметки нельзя пересекать: сплошную или прерывистую? (сплошную линию)

На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде? (не более 1 метра)

С какого возраста ребёнок может сидеть один на первом сиденье автомобиля, что рядом с водителем? (с 12 лет)

Какое из транспортных средств следует обходить спереди? (трамвай)

Что обозначает постоянно мигающий жёлтый сигнал светофора? (нерегулируемый перекресток)

Этап 3. «Фигурное вождение».
(Для этого конкурса на полу нужно расставить препятствия, в виде дорожных знаков, колес и т.д. Всё должно стоять на небольшом расстоянии друг от друга).
Ведущий: следующий конкурс - подвижный. Как вы видите, на полу стоят препятствия. Задача капитана команды пройти через все эти трудности «змейкой», затем вернуться за следующим участником команды «прицепить» его к себе и пройти дальше уже с ним, затем присоединяется следующий участник, и так, пока вся команда не пройдет «змейкой» через препятствия. Нужно выполнить это задание как можно быстрее и не сбить ничего.

Этап 4. Конкурс «Дорожные ловушки» ( Слайды на экране)

Задание командам: Нужно ответить на вопросы и решить, как правильно поступить в различных дорожных ситуациях.

Вопрос 1:

Вы увидели автобус, подъехавший к остановке на противоположной стороне дороги. Как вы будете действовать?

Быстро перебежите проезжую часть, чтобы успеть на автобус, рассчитывая на то, что водители движущихся автомобилей пропустят вас.

Остановитесь, посмотрите налево и направо, убедитесь в отсутствии транспортных средств и перейдёте проезжую часть.

Вопрос 2:

Во время перехода проезжей части дороги вы уронили какой-то предмет. Как правильно поступить?

Быстро поднять предмет и продолжить движение.

Посмотреть налево и направо. Убедившись в отсутствии транспортных средств, поднять предмет и продолжить движение .

Вопрос 3:

Какая опасность таится для школьника, который увидел на противоположной стороне дороги своих родителей (друзей)?

(Желая с ними быстрее встретиться, школьник начинает переход улицы, зачастую не замечая движущихся транспортных средств, тем самым создавая аварийную обстановку для других участников дорожного движения и не обеспечивая своей собственной безопасности.)

Вопрос 4:

Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую? (Пешеход может не заметить обгоняющую машину, а её водитель может не увидеть пешехода, пока не завершил обгон, т.е. возникает угроза наезда на человека.)

Вопрос 5:

Какова опасность для пешехода, стоящего на середине проезжей части?

(Стоя на середине, пешеход может случайно сделать шаг назад и попасть под машину, которая движется с левой стороны)

Вопрос 6:

Какая опасность может ожидать пешехода на пешеходном переходе?

(Одна машина может остановиться, пропуская вас, а другая, движущаяся за ней, вас, возможно, не пропустит.)

Этап 5. Конкурс «Верите ли вы, что…» (Слайды на экране)

Ведущий зачитывает вопрос, начинающийся со слов «Верите ли вы, что…». Команды посовещавшись в течение 15 секунд, одновременно, по сигналу ведущего- слов «Прошу показать ваш ответ»- поднимают карточку с ответом»Да» или «Нет».

Верите ли вы, что…

Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? (Да)

Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров (кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками)? (Да)

Перевозка детей на грузовом автомобильном транспорте разрешается? (Нет)

Леонардо да Винчи был первым изобретателем велосипеда? (Да)

Если на перекрёстке установлен светофор и стоит регулировщик, то водители и пешеходы должны подчиняться регулировщику? (Да)

При красном свете светофора не разрешается движение автомобилям оперативных и специальных служб с включенными проблесковыми маячками синего цвета и звуковыми сигналами? (Нет)

Велосипедист должен двигаться в тёмное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)

Мотоциклом можно управлять с 18-летнего возраста? (Да)

Пассажирам всегда необходимо пристёгиваться ремнями безопасности? (Да)

Велосипедистам нужно обязательно надевать шлем при движении за городом? (Нет)

Пешеходам запрещается переходить дорогу на зелёный сигнал светофора, если приближается машина с включенными спецсигналами? (Да)

Знак «Пешеходная дорожка» запрещает движение всем транспортным средствам? (Нет)

В электропоездах метрополитена разрешается высовывать из окон голову и руки? (Нет)

При переходе проезжей части сначала нужно посмотреть налево, затем- направо? (Да)

Автомобиль лучше тормозит на мокрой дороге? (Нет)

Чтобы правильно перейти проезжую часть, выйдя из автобуса, необходимо обойти его спереди? (Нет)

Человек, ведущий велосипед, подчиняется правилам для водителей. (Нет, правилам для пешеходов)

Разрешается кататься на санках и лыжах по правой стороне проезжей части. (Нет)

Водитель должен уступить дорогу пешеходам при выезде на дорогу. (Да)

Не разрешается переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход. (Да)

Мигание зелёного сигнала светофора означает команду: «переходить дорогу запрещается». (Нет)

Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора, то водители и пешеходы должны подчиняться только сигналам регулировщика. (Да)

Первый светофор появился в России. (Нет)

Переход дороги разрешён при жёлтом свете светофора. (Нет)

Разрешается перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера. (Нет)

При движении на мопеде нужно включать фару в дневное время. (Да)

Подведение итогов игры

Жюри озвучивает результаты игры, называет и награждает победителей.
Команда - победительница награждается грамотами, дипломами. Все участники получают сертификаты

Урок безопасности по правилам дорожного движения

Пояснительная записка.

Встреча ребенка с дорогой – настоящая чрезвычайная ситуация в его жизни. Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения.

Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное обучение ребят знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дорогах невозможно без учета этих особенностей.

Чаще всего детьми допускаются следующие виды нарушений:

    переход проезжей части в неустановленном месте;

    выход из-за стоящего транспорта;

    переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора;

    ходьба по проезжей части при наличии тротуара;

Данный урок по изучению учащимися правил дорожного движения направлен на профилактику дорожно-транспортных происшествий среди учащихся класса.

Возраст детей, на которых направлена разработка урока: 7-8 лет.

Цель урока: Разъяснить учащимся важность знания и необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Задачи:

Повторить правила дорожного движения, изученные в первом классе;

Изучить правила движения по загородной дороге;

Изучить новые для детей правила перехода улицы;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.

Ожидаемый результат:

    Умение использовать знания Правил Дорожного Движения на практике, в конкретных дорожных ситуациях.

    Сознательное и ответственное отношение учащихся к вопросам личной безопасности.

Конспект урока

    Организационный момент

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

    Введение в тему урока

Каждый год в нашей стране происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают десятки тысяч человек. Это население небольшого города. Еще большее количество людей получают в этих авариях серьезные травмы.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Тема нашего урока звучит так «Берегись автомобиля!»

Послушайте стихотворение и объясните, почему оно называется «Скверная история» Движением полон город-

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день, и ночь горят.

Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А это мальчик Петя-

Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,

Во все гудки гудят,

Колеса и моторы

Остановить хотят.

Свернул водитель круто,

Вспотел как никогда:

Еще одна минута –

Случилась бы беда.

О чем говориться в стихотворении? Почему оно называется «Скверная история»? (С Петей чуть не случилась беда потому, что он не соблюдал правил дорожного движения).

Ребята, Чебурашка хочет задать нам вопрос. Прочитаете, что он спрашивает?

(А что такое правила дорожного движения?) (Ответы детей)

О правилах дорожного движения мы уже говорили в 1 классе, и сегодня продолжаем разговор о них. Пройдет наш урок необычно - в виде игры-КВН

Деление на команды

Первый ряд будет командой №1 - пешеходы, второй ряд командой №2 - велосипедисты, 3 ряд- команда №3 - автомобилисты.

    Ход игры

Первый конкурс «Разминка»

Ты загадки отгадай,

А отгадки мне подай.

Загадки загадываются по очереди. За каждую отгаданную загадку команда получает 1 балл.

Что такое отгадай:

    Не автобус, не трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хоть колеса на резине.

(Троллейбус)

    Для этого коня еда-

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не посеется.

По дороге он несется.

(Автомобиль)

    Чтобы я тебя повез,

Мне не нужно есть овес:

Накорми меня бензином,

На копыта дай резины,

И, поднявши вихрем пыль,

Побежит…(Автомобиль)

    Незнакомец краснокожий

С ярко-желтой полосой,

На автобус чуть похожий.

На троллейбус чуть похожий-

Кто же все же он такой.

(Трамвай)

    Загудел глазастый жук,

Обогнул зелёный луг.

У дороги смял ковыль

И ушёл, оставив пыль.

(Мотоцикл.)

    Сам не едет, не идёт,

Не поддержишь – упадёт.

А педали пустишь в ход –

Он помчит тебя вперед.

(Велосипед.)

    Стоп! Здесь проезжая дорога!

Кто так на улице резвится,

Потом окажется в … (больнице.)

    Если вдруг под перекрёстком

Есть подземный переход,

По нему через дорогу

Ходит каждый … (пешеход).

    Объяснить надо просто,

Будь ты юн или стар!

Мостовая - для транспорта,

Для тебя - … (тротуар)

Подводятся итоги «Разминки». Максимальный результат – 3 балла. Результат

записывается

Второй конкурс «Светофор»

Начинаем разговор

Про трёхглазый светофор.

У Чебурашки опять возник вопрос. Прочитаем, что он хочет узнать?

(Почему светофор называется светофором?)

Слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну, свет есть свет, а фор? Слово «фор» произошло от греч. «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё вместе – светофор – значит «носитель света» или «несущий свет».

Для запрещающего сигнала взяли красный свет потому, что он хорошо виден и днём, и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.

Зелёный виден несколько хуже, но зато его нельзя спутать с красным.

У каждого из вас есть лист с изображением трех транспортных светофоров и двух пешеходных:

Люди делят их на два вида: транспортные и пешеходные. Сейчас вам нужно будет выполнять мои задания. Конкурс на знание сигналов светофора и быстроту.

Вспомним, что означают сигналы светофора. С помощью карандашей на первом светофоре «зажгите» сигнал «Стойте!».

На втором – «Внимание».

На третьем – «Идите» или «Движение разрешено».

На каком из пешеходных светофоров горит сигнал «Стойте», а на каком – «Идите»? Раскрасьте и их.

Проверяем. Все участники должны поднять свои светофоры, как только вся команда выполнила задания. Учитель проверяет, у всех ли правильно выполнено задание. Сверяют со светофорами на экране.

Подведение итогов второго конкурса: максимальный результат – 3 балла.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали мы писать.

В «Светофор» мы поиграем,

Руки, ноги разминаем.

Красный свет нам «Стой!» - кричит,

Ждать зелёного велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад. И вперед.

Влево, вправо поворот.

Вот и жёлтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем,

Начинаем, детвора!

Вверх поднимем,

Вниз опустим,

Полетим как самолёт.

Вот зелёный загорелся,

Можно нам идти вперед.

Третий конкурс «Дорожные знаки»

Пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете дорожные знаки.

Каждая команда получает по два дорожных знака. После обсуждения вы должны назвать дорожный знак, объяснить, почему он так называется, где мы его можем увидеть на дороге.

На выполнение даётся – 3 мин.

Проверяем. Знаки для первой команды:

«Надземный пешеходный переход»

«Движение пешеходов запрещено»

Знаки для второй команды:

«Подземный пешеходный переход»,

«Движение на велосипедах запрещено».

Знаки для третьей команды:

«Пешеходная дорожка»,

«Пешеходный переход».

Первая команда начинает. Кто будет вашим представителем команды и расскажет про первый знак? Рассказывай.

Озвучиваем название последнего знака. Почему он так называется?

Подведение итогов. Максимальный результат – 6баллов (3 балла за знак).

Четвёртый конкурс «Составь правило дорожного движения»

В этом конкурсе мы выясним, насколько вы внимательны и сообразительны, как хорошо вы умеете делать выводы. Откройте учебник на с.19.

(Учитель читает текст.)

Время выполнения задания – 3мин.

От каждой команды по одному представителю. Дети рассказывают правила дорожного движения по загородной дороге: если нет тротуара, пешеходной дорожки или удобной обочины, пешеходам разрешено идти по краю проезжей части, причем только в один ряд друг за другом, обязательно навстречу движению транспортных средств.

Если команда указала все три момента, она получает 6 баллов за ответ.

Подведение итогов четвёртого конкурса.

Пятый конкурс «Школа пешеходов»

В этом конкурсе мы проверим, насколько хорошо вы умеете рассказывать о ПДД.

Первая команда читает текст на с. 22-23. «О ступеньках под землёю и полосатой «зебре»».

Вторая команда читает текст на с. 23-24. «Посмотри налево, посмотри направо».

Третья команда читает текст на с. 24-25. «Не играй в прятки с водителем».

Проверяем. Первая команда. Отвечаем на мои вопросы:

    Почему пешеходный переход называют «зеброй»? Для чего нужны полоски?

Вторая команда отвечает на мои вопросы:

    Как нужно переходить улицу, если поблизости нет «зебры» или подземного перехода? Что нужно сделать сначала?

Проверим третью команду.

    Можно переходить дорогу рядом со стоящей машиной? Почему?

Подводятся итоги пятого конкурса. Максимальный результат – 5 баллов.

Посмотрите на экран, прочитайте слова Чебурашки. (Правила движенья выучи для ясности, будешь всегда ты в полной безопасности).

IV. Домашнее задание

Запишите домашнее задание: чит. с.18-25.

А я посчитаю баллы, которые вы набрали.

V .Подведение итогов игры

Баллы подсчитываются, выявляется победитель.

Команда «Пешеходов» набрала - … балла; команда «Велосипедистов» - … балла; команда «Автомобилистов» - … балла. Таким образом, побеждает команда …

Молодцы!!!

VI . Награждение

Капитаны выходят к доске, и учитель вручает грамоты.

Наглядные пособия, которые были использованы при проведении урока

1.Дорожные знаки из бумаги, цветные карандаши;

2. Карточки с изображением светофоров;

3. Презентация «Берегись автомобиля».

Оборудование

1. Ноутбук учителя

2. Проектор

3. Интерактивная доска

Список использованной литературы

    Учебник «Мир вокруг нас»/Под ред. А.А. Плешакова – М.: Просвещение, 2012 .

    Безопасность начинается до поездки / Под ред. нач. УГИБДД С.В. Мельникова. – Кострома, 2000. – 76 с.

    Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (1 – 4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2010.

    Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы. – М.: 5 за знания. – 240 с.

    Основы безопасности жизнедеятельности (1 – 11 классы). – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

    Правила дорожного движения в школе: методические рекомендации. – Кострома, 2004. – 27 с.