Характеристика готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школьному обучению. Исследование связной речи

Сценарий Новогоднего утренника в начальной школе

Действующие лица: Дед Мороз (большой), дед мороз (маленький), Снегурочка, 2 снежинки (ведущие), Цыганка, Разбойница, Пират, Обезьянка, Снеговик.

Ход праздника

Вход в зал (Песня Новогодняя считалочка)

Снежинка 1. (Музыка «Пластилиновая ворона»

Одну простую сказку, а может, и не сказку,

А может, не простую, хотим вам рассказать.

Ее мы помним с детства, а может, и не с детства,

А может, и не помним, но будем вспоминать…

В одной российской школе, а может, и не в школе,

И всё же вроде в школе, жил-был один народ,

И были у них праздники, а может, и не праздники,

А может быть, концерты под самый Новый год.

О них мы вам расскажем, а может, не расскажем,

Чего-нибудь покажем, а может быть, споем.

Снежинка 2.

Здравствуйте, ребятишки!

Как настроение? Как делишки?

Что, на праздник к нам пришли?

А улыбки принесли?

Хлопать вы не разучились?

Танцевать все научились?

Молодцы все, так держать!

Можно в сказку нам бежать!

Только есть один указ:

Испытать мне надо вас.

Внимание! Внимание! Первое испытание.

Снежинка 1.

Кто громче хлопнет?! (Дети хлопают.) Кто громче топнет?! (Дети топают.) Кто выше прыгнет?! (Дети прыгают.) Кто сильнее дунет? (Дети дуют.)

Молодцы, с первым испытанием вы справились.

Ребята скажите, а без кого не может быть Нового года? (Без Деда Мороза и Снегурочки).

Вот и первый гость к нам пришёл.

(Заходит Снеговик, исполняет танец.)

Снеговик:

Здравствуйте, ребята!

Я - снеговик,

Стало грустно мне в лесу

Песни, шутки и веселье

Я на праздник вам несу.

Хорошо у ёлки вашей

Веселиться и плясать,

Будем мы сегодня с вами

Вместе Новый год встречать.

А это что такое

В воздухе летает?

На ладони тает,

Легче, чем пушинки

Звёздочки - … (Снежинки)

Правильно.

Снеговик: А где же наши снежинки?

(Танец снежинок)

Снежинки:

Мы - снежинки,

Мы - пушинки,

Затеваем хоровод.

Скоро Дед Мороз придёт.

Эту встречу, этот вечер

Ждали дети целый год!

И давайте дружно встанем в наш весёлый хоровод.

(Хоровод «Ой летят, летят снежинки»)

Снеговик: Молодцы! Ребята, а какие забавы у вас зимой? (Санки, лыжи…). А лепите ли снежную бабу, снеговиков?

Снежинка 1: Да, и у нас как раз есть для тебя, Снеговик, небольшой сюрприз. (Стихотворение “Снежная баба”).

Снежинка 2: Ребята, а где же Дед Мороз со Снегурочкой? Что-то долго их нет.

Снежинка 1: Давайте их мы дружно позовем! Итак, все вместе!

Дети Дедушка Мороз!Снегурочка! (3 раза) Никто не появляется.

Снеговик: Что-то запаздывают наши гости! Пойду посмотрю, не случилось ли чего? (Уходит.)

Сказочные герои уходят за снеговиком. На сцене, крадучись, появляются Цыганка, Разбойница и Пират.(танец «бяки - буки»)

Цыганка: А, вот вы где собрались! Новый год встречаете? А Нового года-то и не будет!

Разбойница: Да! Нас не пригласили, вот мы и придумали такое! Уж отомстим, так отомстим!

Цыганка: Да, навредим, так навредим!

Пират: А как мы им навредим?

Цыганка: А вот так! Без чего Нового года не будет?

Пират пожимает плечами.

Разбойница (поучающе) : Без Деда Мороза и Снегурки!

Цыганка: Правильно! И если мы их заколдуем, то никакого праздника не будет!

Пират (с сомнением) : А ты колдовать умеешь?

Цыганка: А как же! Вот, видишь?

Достает спичечный коробок.

Пират : Мы что, елку поджигать будем?

Разбойница (возмущенно) : Ну да, как же! Я хоть и разбойница, и то знаю, что спички около елки зажигать нельзя! Мы же хотим им Новый год испортить, а не себе!

Цыганка: Это заповедное зелье. Оно мне от моей пра-пра-пра-пра-пра-бабушки досталось. Стоит только его рассыпать да заклинание сказать, как любое желание исполнится! Только одно плохо: если заколдованный рассмеется, то колдовство исчезнет.

Разбойница : А какое желание мы загадаем?

Пират (восторженно) : Встретить Новый год вместе с ребятами!

Цыганка : Да нет! Давайте пожелаем, чтобы Дед Мороз перестал быть дедом, а Снегурка стала такой, как мы, - злой и вредной! Разбойница (прислушивается) : Кажется, кто-то идет! Прячемся!

Отрицательные персонажи прячутся. Входят снежинки с поздравительной телеграммой и снеговик.

Снежинка 1. Дедушка Мороз и Снегурочка прислали нам телеграмму! (Читает.) «Поздравляем с Новым годом! Спешим к вам на праздник, да немного заблудились. Подскажите нам дорогу! Дед Мороз и Снегурка».

Снеговик. Как же мы им дорогу подскажем?

Снежинка 2. А мы их еще раз позовем! Давайте, ребята, все вместе!

Дети (вместе с Ведущим и сказочными героями). Дедушка Мороз!Снегурочка! (3 раза)

После третьего раза выходят Дед Мороз и Снегурочка.(Музыка «Российский Дед Мороз)

Дед Мороз. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Снегурочка. Добрый день, друзья!

Дед Мороз. Как услышали мы, что вы собираетесь встретить Новый год, так сразу собрались и поехали к вам на елку.

Снегурочка. Ехали мы через леса дремучие, через горы высокие, через города прекрасные. А в лесах нас всякая нечисть пугала, разбойники нападали. Но мы ничего не испугались и приехали к вам на праздник.

Снежинка 1. А ребята наши тоже к празднику подготовились, номера выучили. (выступления от классов)

Молодцы, ребята! Здорово у вас получается, а сейчас я проверю, какие вы внимательные.

Я буду говорить, а вы слушайте. Если правильно скажу - хлопайте, если неверно - топайте.

Караси в реке живут. (Хлопают.)

На сосне грибы растут. (Топают.)

Любит мишка сладкий мед. (Хлопают.)

В поле едет пароход. (Топают)

Дождь прошел - остались лужи. (Хлопают)

Заяц с волком крепко дружит. (Топают.)

Ночь пройдет - настанет день. (Хлопают.)

Маме помогать вам лень. (Топают.)

Праздник дружно проведете. (Хлопают.)

И домой вы не пойдете. (Топают.)

Нет рассеянных средь вас. (Хлопают.)

Все внимательны у нас. (Хлопают.)

Снегурочка. Дедушка Мороз, что-то наша елочка не радуется вместе с нами, не сверкает огоньками!
Дед Мороз. Да, что-то она загрустила! Сейчас мы ее развеселим!
Собирается произнести заклинание.
Отрицательные персонажи окружают деда Мороза и Снегурочку.
Снегурочка. Ой, кто это?
Снежинка 1. Да это же Цыганка, Маленькая Разбойница и Пират! Вы зачем на наш праздник пожаловали?
Фонограмма вьюги
Цыганка достает из коробка щепотку «зелья» и распыляет его, произнося заклинание. В это время поднимается «вьюга», Дед Мороз во время заклинания становится маленьким (далее роль Деда Мороза исполняет другой ученик - самый маленький), а Снегурочка становится злой и вредной.
Цыганка (таинственно) . Эники-беники, метёлки-веники! Тара-хор-мухомор!
Поворачивается вокруг себя. «Вьюга» утихает. Отрицательные персонажи с диким криком убегают.
Снежинка 2. Ой, что это было? (Оглядывается.) Ребята, а где наш Дедушка Мороз?
Дед Мороз (жалобно) . Я здесь, под шубой! Почему-то она мне велика стала!
Снежинка 1. (помогает Деду Морозу выпутаться из шубы). Дедушка Мороз, да ты совсем маленький стал! А где же Снегурочка?
Снегурочка (вызывающе) . Тут я!
Снежинка 2 (со вздохом облегчения) . Ну, кажется, со Снегурочкой все в порядке!
Снегурочка. Конечно, в порядке! А вы как думали?! (Критически оглядывает зал, елку.) А что это вы все тут делаете? Ишь, нарядились! Терпеть не могу праздников! Особенно Новый год! Елку наряжай, подарки раздавай! А я хочу сама все подарки получить!
Дед Мороз (испуганно) . Снегурочка, внученька, что с тобой?
Снегурочка (наступая на него) . Какая я тебе внученька? Да ты мне только в братья годишься, да и то в младшие! Ишь, какой дед выискался!
Отходит от Деда Мороза, тот всхлипывает.
Дед Мороз (жалобно) . Снегурочка, но ведь ты же совсем другая была: добрая, хорошая!
Снегурочка. Слушай, не морочь мне голову! (Обращается к зрителям, доверительно.) А ведь у моего деда где-то мешок с подарками был! Пойду поищу его! Найду - все подарки себе заберу, никому не дам! (Уходит).
Выходят отрицательные персонажи.

Разбойница (удивленно-возмущенно) . Это что же получается? Мы их заколдовали, думали, что подарки нам достанутся, а теперь эта противная Снегурка все себе заберет?

Цыганка. Да-а-а, неувязочка получилась! Нужно мешок с подарками у Снегурки о-то-брать!

Убегают вслед за Снегурочкой.

Снежинка 1. Так вот кто виноват во всем!

Снеговик. Нужно срочно спасать Снегурочку, пока эти злодеи еще чего-нибудь не натворили!

Сказочные герои бросаются за разбойниками. Из-за кулис в это время раздается шум борьбы, крики: «Помогите! Спасите! Караул!» Навстречу сказочным героям выбегают отрицательные персонажи, держась за побитые места, прячутся за Снежинками. Появляется Снегурочка с посохом Деда Мороза, но без мешка.

Снегурочка (грозно) . Ну, кто еще на меня хочет напасть? Кому еще мой мешок с подарками нужен? (Оглядывает всех, потрясает посохом.) То-то же! (Уходит.)

Отрицательные персонажи выглядывают из-за Снежинок.

Цыганка. Ушла?

Пират. Кажется, ушла.

Выходят из-за спины Снежинок.

Разбойница. Ух, сколько страху я натерпелась!

Пират. Да, мне еще никогда так страшно не было! Говорил я вам, что нужно другое желание загадывать! (Мечтательно.) Встречали бы теперь Новый год вместе с ребятами...

Разбойница. А что нам теперь делать?

Цыганка (передразнивает ее) . Что делать, что делать!.. Удирать, пока не поздно!

Отрицательные персонажи на цыпочках крадутся к кулисам.

Снежинка 1. Эй, разбойнички, куда это вы? Руки вверх!

Отрицательные персонажи поднимают руки. Сказочные герои окружают отрицательных персонажей.

Снежинка 2. Натворили бед, а теперь убегают!

Снежинка 1. Ну-ка, расколдовывайте Дедушку Мороза и Снегурочку!

Снеговик. А не то хуже будет!

Разбойница. Мы сдаемся!

Цыганка. Не можем мы их расколдовать! Нет у меня заклинания против этого зелья! Правду мне пра-прабабушка говорила: прежде чем колдовство использовать, подумать надо!

Цыганка и Разбойница плачут, сказочные герои присоединяются к ним. Пират напряженно размышляет о чем-то.

Снеговик. Не расколдовать нам Снегурочку и Дедушку Мороза!

Снежинка 1 . Не встретить нам Новый год!

Снежинка 2. Не получат ребята подарков!

Пират. Погодите, не плачьте! (Обращается к Цыганке.) Ты, когда зелье доставала, что нам сказала?

Цыганка. Что любое желание исполнится...

Пират. Да нет! Ты потом сказала, что колдовство перестанет действовать, если...

Цыганка и Разбойница (вместе радостно) . Если заколдованный засмеется!

Дед Мороз. Пожалуйста! (смеется.) Ха-ха-ха! Ничего не получается!

Цыганка. Наверное, нужно, чтобы оба заколдованных засмеялись.

Разбойница (глядя со страхом в сторону кулис). Засмеется она, как же! Поколотит - это точно!

Пират. Нужно ее сюда заманить!

Снеговик. А как?

Пират. Давайте станцуем, ей станет интересно и она выйдет .(хоровод «Ледяные ладошки»)

Снеговик. Ни чего не вышло…Что же делать?

Цыганка. Если она стала такой злой и вредной, то она стала еще и жадной! Нужно ей о разных ценностях рассказать!

Отрицательные персонажи уходят за кулисы, тут же появляются вместе со Снегурочкой.

Цыганка. А у них еще елочка есть! Красивая! И игрушки на ней дорогие!

Разбойница. А у Деда Мороза шуба новая, красная!

Снегурочка (жадно) . Где?!

Отрицательные персонажи расступаются, Снегурочка оказывается в центре полукруга из сказочных героев и отрицательных персонажей)

Вот здесь!

Снегурочка (щелкает пальцами) . Стул в студию!

Отрицательные персонажи подают стул. Снегурочка садится.

Снегурочка. Так, посмотрим! Шубу у Деда Мороза я потом заберу, елку нести неохота, а игрушки снимать замучаешься... А что у вас еще есть, родные вы мои?!

Снежинка 1 Сейчас мы для тебя станцуем! (Танец «Эй друзья»)

Дед Мороз смеется.

Снегурочка (заинтересованно) . Да, танец не плохой! Пойдет! Что еще есть?!

Все переглядываются и пожимают плечами.

Цыганка. Даже не улыбнулась!

Снежинка 2. А сейчас…( Танец «Мы пойдем сейчас направо…»)

Снегурочка. Ха-ха-ха. Интересно, но не смешно.

Снежинка 2. Ребята! Может, вы нам поможете рассмешить Снегурочку? Поиграем в весёлую игру «Да или нет». Отвечайте «да» или «нет»!

С.1. Дед Мороз старик веселый? (Да!)

Любит шутки и приколы? (Да!)

С.2. Знает песни и загадки? (Да!)

Съест все ваши шоколадки? (Нет!)

Ц. Он зажжет ребятам елку? (Да!)

Носит шорты и футболку? (Нет!)

П. Он душою не стареет? (Да!)

Нас на улице согреет? (Нет!)

Р. Санта Клаус - брат Мороза? (Да!)

Хороша у нас береза? (Нет!)

Д.М. Новый год идет все ближе? (Да!)

Есть Снегурочка в Париже? (Нет!)

Снег. Дед Мороз несет подарки? (Да!)

Ездит он на иномарке? (Нет!)

С. Носит тросточку и шляпу? (Нет!)

Иногда похож на папу? (Да!)

Снегурочка. Ну и что тут смешного?

Снежинка 1 (печально). Видно, никогда нам не рассмешить Снегурочку!

Снеговик. Мы не должны унывать! Надо всем вместе попробовать! Давайте все вместе станцуем» и Снегурочку пригласим.

Все становятся в круг, начинают танцевать.(Танец Лавата)

Снегурочка. Танцевать буду, а смеяться нет!

Танцует вместе с детьми, затем начинает смеяться. Поднимается «вьюга», Дед Мороз становится большим (незаметно появляется другой исполнитель роли - ученик выше ростом), а Снегурочка - доброй.

Снегурочка. Ой, неужели все это произошло на самом деле?

Все кивают.

Снегурочка. И я была такой противной и злой?

Снова все кивают утвердительно.

Снегурочка. Дедушка Мороз! Ребята! Простите меня!

Дед Мороз. Ничего страшного, внученька!

Снеговик. И не ты была виновата в том, что стала такой вредной и злой, а вот эти!

Показывает кулак отрицательным персонажам.

Отрицательные персонажи (вместе). Простите нас! Пожалуйста!

Дед Мороз. Ну, что, ребята, простим их?

Дети. Да!

Дед Мороз. Тогда нужно, чтобы и елочка похорошела, обрадовалась, засияла огоньками. (Стучит посохом.) Раз-два-три! Елочка, гори! (Елочка не загорается.)

Дед Мороз. Наверное, надо нам спеть песню. (Песня «Русская зима») и всем вместе крикнуть. Когда мы вместе, то нам никакая беда не страшна!

Снегурочка. Даже колдовство!

Дед Мороз. Ну-ка, ребята, все вместе! Раз, два, три! Елочка, гори!

Ребята кричат вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой. На елке вспыхивают гирлянды.

Снегурочка. А теперь давайте, наконец, заведем хоровод вокруг Дедушки Мороза! Встанем дружно в хоровод, чтоб веселиться круглый год!

Идет хоровод под музыку («Возле ёлки новогодней»).

Цыганка. А сейчас танцуют все! Но танцуют по-особому! Я становлюсь впереди, ты (указывает на кого-нибудь из героев) - за мной, а все остальные присоединяются сзади! И все делают то, что делаю я! (Танец Летка-енка)

Идет танец.

Пират. А теперь новый конкурс!

Снеговик. Нет, сейчас моя очередь конкурс проводить!

Пират. Но у меня конкурс на громкость!

Снеговик. А у меня - на звонкость!

Пират. Тогда давай проведем этот конкурс вместе!

Снеговик. Итак, конкурс на громкость...

Пират. И на звонкость...

Снеговик. ...начинается! (Песня «Зимняя сказка»)

Дед Мороз. Ребята! А какой наступает,
Ответьте мне, год?
Снегурочка.
Блещет карнавальная поляна.
Мы рады этой встрече, милые друзья!
Но почему не видно обезьяны с нами?
Все. Сегодня без неё никак нельзя. - 2 раза.
Снеговик.
Мне Дедушка Мороз доверил тайну,
Она талисманом нашим будет целый год.
Цыганка. На эту роль пал выбор не случайно.
Все. Ведь Новый год, без обезьяны - совсем не год.- 2 раза.
Дед Мороз.
Стрелки, стрелки, торопитесь,
Ускоряйте тихий ход.
Дети, за руки беритесь,
Мы встречаем Новый год.
Звучат фанфары и сразу же начинают бить куранты. Звучит торжественная музыка. Входят герои и с ними Обезьяна. (Танец обезьяны)
Обезьяна: Сегодня в кругу новогоднем
Хочу от души пожелать
Отлично учиться, успешно трудиться
И весело всем отдыхать!
Дед Мороз. Ну, ребята, умеете вы веселиться. Однако пришло время прощаться. Ведь вы уже не маленькие и понимаете, что Новый год должен прийти к каждому. Поэтому мы должны отправляться дальше. С Новым годом!
Снегурочка. С новым счастьем!
Все остальные герои (вместе). С праздником вас, дорогие друзья
Музыка

Поступлении в школу.

Материал для учителей 1-х классов

Учитель начальных классов Выпряжкина С.Г.

II. Основная часть.


  1. Первый метод диагностирования детей при поступлении в школу.
- карта – характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения.

2. Второй метод при обследовании будущих первоклассников.

Тест фонематического слуха;

Тест копирования бессмысленных слогов;

Тест словаря;

Тест кратковременной памяти и умозаключений;

Анализ проверки степени готовности ребёнка к обучению.

III. Заключение.

IV. Литература.

I . Введение.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, посту­пающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиоло­гов, психологов и педагогов показывают, что среди пер­воклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгод­ники. Традиционная система образования не способна обес­печить соответствующий уровень развития и для детей, об­ладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен до­стичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определен­ного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифферен­цировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконт­роль. Важны положительное отношение к учению, способ­ность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важ­ны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому по­нятие «готовность ребенка к школе» - комплексное, мно­гогранное и охватывает все сферы жизни ребенка; в зависи­мости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные критерии и параметры.

Современная школа находится в поиске моделей обуче­ния, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологичес­ких и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффек­тивной формой индивидуализации учебного процесса, обес­печивающей максимально комфортные условия для ребен­ка (при подборе соответствующего содержания, соблюдении дидактических принципов доступности, посильности), яв­ляется дифференцированное обучение, в основе которого лежит комплектование классов 1, 2, 3-го уровней на осно­ве глубокой психофизиологической и психолого-педагоги­ческой диагностики.

II . Основная часть.


  1. Методики диагностирования детей при поступлении в школу.

Они помогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степень школь­ной зрелости ребенка. Все методики апробированы и при комплектовании разноуровневых классов.

Готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уро­вень развития интеллекта.

1. Планирование - умение организовать свою деятель­ность в соответствии с ее целью:

низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень - действия ребенка частично соответ­ствуют содержанию цели;

высокий уровень- действия ребенка полностью соответ­ствуют содержанию цели.

2. Контроль - умение сопоставить результаты своих дей­ствий с намеченной целью:

низкий уровень- полное несоответствие результатов уси­лий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоот­ветствия не видит);

средний уровень- частичное соответствие результатов уси­лий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);

высокий уровень - соответствие результатов усилий ребен­ка поставленной цели; ребенок может самостоятельно сопос­тавить все полученные им результаты с поставленной целью .

3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружаю­щего мира и использовать их:

низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны орга­нам чувств;

средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира - на­ходить и использовать эти обобщения;

высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окру­жающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

4. Уровень развития интеллекта:

низкий - неумение слушать другого человека, выпол­нять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего - неумение слушать другого человека; ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

средний - неумение слушать другого человека, простые логические операции - сравнение, обобщение в форме сло­весных понятий - выполняются без ошибок, в выполне­нии более сложных логических операций - абстракция, конкретизация, анализ, синтез - допускаются ошибки;

высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических опера­ций, но эти ошибки ребенок может исправить сам без по­мощи взрослого;

очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.

Ребенок к школе не готов

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и вы­полнять логические операции в форме понятий.

Ребенок к школе готов

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стре­мится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логи­ческие операции в форме словесных понятий.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель - май). На основании ре­зультатов обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комис­сия, которая состоит из психолога, физиолога, врача-педи­атра и учителя. В условиях разноуровневой дифференциации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней.

При определении уровня готовности ребенка к школь­ному обучению ориентиром может служить карта-характе­ристика, в которой заложены три уровня готовности к обучению по следующим параметрам:

1. Психологическая и социальная готовность.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

3. Развитие познавательной деятельности.

4. Состояние здоровья.


2. КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Психологическая и социальная готовность к школе

(со­ответствующий уровень обводится кружком)

А. Желание учиться в школе

1. Ребенок хочет идти в школу.

2. Особого желания идти в школу пока нет.

3. Идти в школу не хочет.

Б. Учебная мотивация

1. Осознает важность и необходимость учения, собствен­ные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.

2. Собственные цели учения не осознаются, привлека­тельна только внешняя сторона учения (возможность об­щаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).

3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

В. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно вос­принимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные зат­руднения в общении, в понимании ситуации.

Г. Организованность поведения

1. Поведение организованное.

2. Поведение недостаточно организованное.

3. Поведение неорганизованное.

Общая средняя оценка уровня психологической и соци­альной готовности к школе

Выше среднего, средний:

Ниже среднего:

Низкий:
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат

1. Нарушений в фонематическом строе речи , в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.

2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование лого­педом).

3. Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение лого­педа).

Б. Мелкие мышцы руки

1. Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет каран­дашом, ножницами.

2. Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, нож­ницами ребенок работает с напряжением.

3. Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

В. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость

1. Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, ко­ординирует движения, подвижен, ловок.

2. Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориен­тации в пространстве, координации движений, недостаточ­но ловок.

3. Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

Г. Координация в системе глаз - рука

1. Может правильно перенести в тетрадь простейший гра­фический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимае­мый на расстоянии (с классной доски).

2. Графический образ, зрительно воспринимаемый на рас­стоянии, переносится в тетрадь с незначительными иска­жениями.

3. При переносе графического образа, зрительно воспри­нимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.

Д. Объем зрительного восприятия (по количеству выде­ленных объектов в картинках-нелепицах, картинках с мно­жеством контуров)

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значи­мых психофизиологических функций

Выше среднего, средний: большинство показателей го­товности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей готовности оце­нивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей готовности оценива­ется 3-м уровнем.
3. Развитие познавательной деятельности

А. Кругозор

1. Представления о мире достаточно развернуты и конк­ретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в кото­ром живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Б. Развитие речи

2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические по­грешности, она недостаточно выразительна.

3. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего од­носложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).

В. Развитие познавательной активности, самостоятель­ности

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низ­кий, при выполнении заданий требуется постоянная вне­шняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

Г. Сформированность интеллектуальных умений (анали­за, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

1. Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со сти­мулирующей помощью взрослого.

3. Задания выполняются с организующей или направляю­щей помощью взрослого, ребенок может перенести освоен­ный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, срав­нения, выделения главного, установления закономернос­тей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов дея­тельности не осуществляется.

Д. Произвольность деятельности

1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет резуль­тат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выби­рает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке.

3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные ус­ловия решаемой задачи в процессе работы теряются, ре­зультат не проверяется, прерывает деятельность из-за воз­никающих трудностей, стимулирующая, организующая по­мощь малоэффективна.

Е. Контроль деятельности

1. Результаты усилий ребенка соответствуют поставлен­ной цели, он может сам сопоставить все полученные ре­зультаты с поставленной целью.

2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может ви­деть это неполное соответствие.

3. Результаты усилий совсем не соответствуют поставлен­ной цели, ребенок не видит этого несоответствия.

Ж. Темп деятельности

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности

Выше среднего, средний: большинство показателей оце­нивается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уров­нем.

Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.
4. Состояние здоровья

1. Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).

2. Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).

3. Состояние соматического здоровья (характер отклоне­ний в системах и функциях организма, болезненность - сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом). Группа здоровья _____________________________________________________________

Заключение __________________________________________________________ Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком______________________________

____________________________________________________________________________

3. Возможен другой подход при обследовании будущих пер­воклассников. В основе его принцип достаточного миниму­ма: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить сте­пень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него тип класса. Такими по­казателями считаются:

Способность ребенка к умственной активности (ини­циативность и настойчивость в умственной деятельности);

- способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достиже­нию целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

Способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания учителя, необходимые для выпол­нения задания (кратковременная память);

Способность осуществлять элементарные умозаключе­ния, рассуждать;

Словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

В этом случае степень готовности ребенка 6-7 лет к обу­чению определяется при помощи комплекса, состоящего из одного сложного и трех простых тестов. К простым относят­ся тест фонематического слуха, тест копирования бессмыс­ленных слогов и тест словаря. Сложным является тест крат­ковременной памяти и умозаключений. Испытание прово­дится в течение 15-20 мин.
ТЕСТ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой заду­маем слово, например "окно". Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру "табуретка". Как только услышишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбра­ли, тогда в конце ты скажешь: "Все правильно". Понятно?»

После удовлетворительного ответа можно приступить не­посредственно к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое задание ознакомительно-тренировочное (его резуль­таты не учитываются при выставлении оценки за выполне­ние данного теста). Остальные три задания - зачетные.
Первое задание - контрольная фонема Р

Рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама. Рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рам­па, лампа, рампа. Коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок. Окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.

Второе задание - контрольная фонема С

Сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон. Коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса. Рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рас­свет, рассвет, расцвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет. Сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.


Третье задание - контрольная фонема Ч

Челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка. Чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, ща­дить, чадить. Чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, щи­кать чикать, чикать. Почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, пошесть, почесть.

Четвертое задание - контрольная фонема Г

Гора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос. Граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб. Пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.

Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 10 с) ребенок не смог выявить «лиш­нее» слово или допустил ошибку, то через 1-2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 с).

Ш к а л а о ц е н о к

Система выставления оценок в данном тесте имеет суще­ственную особенность: с одной стороны, высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнении всех трех зачетных заданий, с другой - не имеет значения, в каком количестве зачетных заданий ученик допустил ту или иную ошибку - в одном или в трех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наихудшим образом (т.е. ошиб­ки, допущенные внескольких заданиях, не суммируются). Используется четырехбалльная шкала оценок:

0 баллов - если хотя бы в одном задании дошкольник не смог правильно заметить «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного ряда слов.

1 балл - заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.

2 балла - заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя ладонью по столу - «лишнее слово назвал лишь после прослушивания всего ряда.

3 балла - во всех заданиях с первого предъявления вов­ремя хлопнул ладонью по столу и правильно назвал «лиш­нее» слово.

Шкала эта применяется как к шестилеткам, тик и к се­милеткам. Ведь сам по себе возраст мало влияет на развитие данной способности. Ее уровень определяется по следую­щим единым критериям:

Количество полученных баллов Уровень развития фонематического слуха

0 Низкий

1 Средний

2-3 Высокий
ТЕСТ КОПИРОВАНИЯ БЕССМЫСЛЕННЫХ СЛОГОВ

Это могут быть бессмысленные слоги , написанные кал­лиграфическим почерком. Один набор слогов из приведен­ных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке. «Посмотри, - говорит проверяющий, - тут что-то написа­но. Ты еще не умеешь писать, но попробуй это перерисо­вать. Хорошенько присмотрись, как тут написано, и сделай так же вот на этом листочке». При этом время выполнения задания не ограничивается.

Бывает, несмелый ребенок заявляет, что он не может выполнить задание, потому что не умеет писать. В таком случае можно предложить ему перерисовать вначале домик, затем простой геометрический узор (квадратики, кружки, ромбики) и только затем, после неоднократного поощре­ния выполненных действий, - буквенные слоги. Оценива­ется, конечно, только это последнее задание.

Ш к а л а о ц е н о к

1 балл - каракули.

2 балла - есть сходство с образцом, но распознается не более трех букв.

3 балла - прочитывается, по крайней мере, четыре бук­вы.

5 баллов - каждая буква написана четко, вся фраза име­ет уклон не более чем на 30°.

Количество полученных баллов Уровень развития саморегуляции

1 Низкий


3 Средний

4-5 Высокий


ТЕСТ СЛОВАРЯ

Как и другие тесты проверочного комплекса, данный тест построен по принципу выборки: берется определенная (стандартная) совокупность слов и определяется, какие из них ребенку известны. На основании полученных ответов судят о словарном развитии ребенка вообще. В распоряжении прове­ряющих пять стандартных взаимозаменяемых наборов. По­этому в процессе обследования будущих первоклассников проверяющие могут и должны чередовать эти комплексы: одному ребенку дается один набор, другому - другой и т. п.

Наборы слов

1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.

3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.

5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

Приступая к проверке словарного запаса ребенка, учи­тель говорит: «Представь себе, что ты встретился (встрети­лась) с иностранцем - человеком из другой страны, кото­рый плохо понимает русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово «велосипед». Как ты отве­тишь?»

Поскольку свои ответы ребенок дает в словесной форме, можно судить о его словаре - как пассивном (знает значение лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, то проверяющий предлагает ему нарисо­вать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений.

Следует подчеркнуть, что тест не предполагает проверку умения владеть понятием, обозначенным определенным сло­вом. Случается, что ребенок этим понятием владеет, но, не будучи знаком, с соответствующим словом литературного языка, употребляет вместо него какое-нибудь другое, чаще всего диалектное слово.

Нельзя в подобной ситуации предлагать детям слова-си­нонимы, которые, по мнению проверяющего, они знают, поскольку тест направлен не на проверку овладения тем или иным понятием, а на знание слов, причем именно та­ких, которые принадлежат литературному языку.

Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выс­тавленных за каждое из десяти слов набора.

Ш к а л а о ц е н о к

0 баллов - отсутствует понимание слова. Ребенок заяв­ляет, что не знает значения слова или неправильно объяс­няет его содержание, например: «Мех - его кладут в по­душку и спят на нем».

1 балл - понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования , практических действий или жестов.

1,5 балла - ребенок словесно описывает предмет, на­пример: «Велосипед - на нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше - два больших и одно малень­кое». Или: «Это - чтобы на нем кататься», «Зонтик - чтобы прятаться от дождя».

2 балла - ребенок дает определение, которое приближа­ется к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Например: «Письмо - это бумага, на которой можно написать о себе и послать в кон­верте по почте».

Таким образом, максимально возможная оценка по дан­ному тесту составляет 2x10 = 20 баллов.

Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогаща­ется, ответы шестилеток и семилеток логично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней разви­тия данной способности рекомендуется пользоваться следу­ющей таблицей:

ТЕСТ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

Как видно из названия, данный тест носит комбиниро­ванный характер. Выражается это в использовании одного и того же учебного материала для оценивания двух хотя и взаимосвязанных, но качественно разных способностей - кратковременной памяти и логического мышления. После­дняя способность представлена одним из видов умозаклю­чений.

Тестирование начинается обращением проверяющего к ребенку:

Ты любишь слушать разные рассказы? (Ребенок обыч­но отвечает утвердительно.)

Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хо­рошо запомнить, чтобы точно повторить. Согласен? (Ребе­нок обычно отвечает согласием.)

Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори.

Если ребенок не может полностью и без существенных искажений воспроизвести эти три фразы, проверяющий говорит: «Ничего, не унывай. Сразу это не получится. Давай попробуем еще раз. Слушай внимательно... Жили-были...»

В протоколе фиксируется количество повторений, кото­рые потребовались ребенку для выполнения задания. Этот показатель служит для оценки уровня кратковременной смысловой Памяти обследуемого ребенка: чем меньше по­требовалось повторений, тем выше его уровень. При этом используется следующая таблица:

Как только ребенок даст правильный и полный ответ, проверяющий переходит к проверке его способностей осу­ществлять простейшие умозаключения:

Молодец! Вот теперь ты повторил верно. А теперь по­думай и скажи: кто из мальчиков самый высокий?

Если ребенок не в состоянии дать правильный ответ, проверяющий говорит:

Ну-ка давай подумаем еще раз: Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Так кто из них самый высокий? (Повторяется лишь заключительная часть рассказа - сам вопрос.)

После того как ребенок дает правильный ответ, ему за­дается еще один вопрос:

А кто из мальчиков самый низкий?

При определении уровня развития способности ребенка осуществлять простейшие умозаключения учитывается об­щее количество повторений, которые потребовались ему для выполнения данного теста в целом (начиная с запомина­ния). При этом используется следующая таблица:

Наблюдения за выполнением ребенком всех четырех опи­санных выше тестов дают возможность судить об уровне его умственной активности. При этом используются следующие критерии:

1. Низкий уровень умственной активности: к выполне­нию заданий ребенок приступает только после дополни­тельных побуждений, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия инте­рес ребенка вызывает не обнаружение ошибок в артикуля­ционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста , а возможность сугубо внешней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).

2. Средний уровень: ребенок не проявляет интереса к вы­полнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ре­бенок вначале проявляет интерес к работе, который, одна­ко, затем очень быстро угасает. Вопросов задает сравнитель­но немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепенные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А инопланетянин хо­роший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с препо­давателем и выполнении заданий отсутствует.

3. Высокий уровень умственной активности: ребенок про­являет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, об­становке, в которой проводится собеседование, к учителю.

Охотно поддерживает с ним разговор, сам задает вопросы. В выполнение заданий включается без промедления, прила­гает усилия к преодолению трудностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста сло­варя охотно включается в игровую ситуацию, внося в нее элементы фантазирования.


Анализ результатов проверки степени готовности ребенка к обучению
Итак, в результате применения проверочных тестов вы­являются шесть показателей, характеризующих степень го­товности ребенка к школьному обучению. По каждому из показателей ребенок относится к одному из трех уровней: низкому, среднему или высокому. Эти оценки заносятся в специальную карточку проставлением отметки в соответ­ствующей графе.

Карточка психологического обследования первоклассника

Фамилия, имя _______________________________________________________________


Дата обследования.___________________________________________________________

Психологические по­казатели

готовности



Оценочный уровень

низкий

средний

высокий

1. Умственная активность.

2. Саморегуляция.

3. Фонематический слух.

4. Словарное развитие.

5. Кратковременная память.

6. Умозаключение (мышление).

На основании этих данных решается вопрос о зачисле­нии ребенка в класс того или иного типа. Каким образом это делается?

Если бы оценки по всем показателям у каждого ребенка были одинаковыми (скажем, все - средний уровень или все - высокий уровень), не было бы никаких проблем:

имеющие низкий уровень направлялись бы в класс повы­шенного индивидуального внимания, имеющие средний уровень - в класс нормального обучения , а те, кто оцениваются по высокому уровню, - в класс ускоренного обу­чения. Но так бывает крайне редко. Чаще оценки распреде­ляются в двух или даже трех уровнях, причем два уровня могут оказаться крайними. Как поступать в этих случаях? Рассмотрим все возможные варианты и подварианты.

Вариант I . Наличие показателей преобладающего уровня (4-5 оценок одного уровня).

1-й подвариант. Преобладающим является средний или низкий уровень. Независимо от того, как распределились ос­тальные одна - две оценки, ребенок рекомендуется соответ­ственно в класс особого типа или в класс повышенного индивидуального внимания. При этом родители ребенка долж­ны получить рекомендации, каким образом следует развивать отстающие способности в условиях семейного воспитания,

2-й подвариант. Преобладающим является высокий уро­вень. Здесь должен быть более дифференцированный, взве­шенный подход. Если остальные одна - две оценки относятся к среднему уровню, ребенок рекомендуется в класс уско­ренного обучения. Если же хоть один показатель находится на низком уровне, зачисление ребенка в такой класс ста­вится под вопрос. Можно порекомендовать, родителям по­тренировать отстающую способность в течение лета, в кон­це августа проверить ребенка еще раз.

Низкие оценки по двум показателям принципиально не меняют ситуацию, однако должны рассматриваться как бо­лее серьезное противопоказание в отношении возможного зачисления данного ребенка в класс ускоренного обучения. В конечном счете, решающей должна стать предосенняя пе­репроверка отстающих способностей. Если по ее результатам хоть одна из них по-прежнему будет находиться на низком уровне, ребенок пока зачисляется в класс обычного типа. Дальнейший его статус (как и статус всех остальных детей) будет определяться его учебными успехами.

Вариант II . Отсутствие преобладающего уровня (здесь возможны несколько подвариантов).

1-й подвариант можно выразить формулой «2, 2, 2». Ре­бенок рекомендуется в класс обычного типа. Родители и будущие учителя принимают меры, направленные на фор­сированное развитие отстающих способностей.

2-й подвариант имеет формулу «3, 3, ---- ». Ребенок реко­мендуется в класс повышенного индивидуального внимания (при условии, что на данное место нет более нуждающихся претендентов, т.е. детей с преобладанием низкого уровня).

3-й подвариант выражается формулой «-, 3, 3». Ребенок рекомендуется в класс обычного типа с перспективой пере­хода в класс ускоренного обучения (при условии быстрого развития способностей, которые пока находятся на среднем уровне). Следует, однако, учитывать, что такая перспектива сопряжена с необходимостью догнать ушедший вперед класс, а это возможно лишь в том случае, если ребенок обладает крепким здоровьем и высокой умственной активностью.

4-й подвариант выражается формулой «3, -, 3». Малове­роятен, но если встретится, ребенок рекомендуется в класс обычного типа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Родители и учитель принимают меры к форсированному развитию отстающих способностей у ребенка.

Представленные способы диагностики готовности ребен­ка к школьному обучению (с помощью карты-характерис­тики и четырех тестов) выбраны нами как наименее трудо­емкие. Проведенная работа поможет учителю не только пра­вильно организовать набор учащихся в первые классы, но и осуществлять дифференцированный и индивидуальный под­ходы к ним в процессе всего периода обучения.
Литература


(по Овчаровой Р.В.)

1. Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б) учебная мотивация;

в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г) организованность поведения.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б) мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов­

г) координация в системе «глаз - рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в

картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

3. Развитие познавательной деятельности:

а) кругозор;

б) развитие речи;

в) развитие познавательной активности, самостоятельности;

г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения,

обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е) контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

4. Состояние здоровья.

Педагогами используется и другой подход к определению готовности детей к обучению в школе. В основе его лежит принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а, следовательно, и наиболее благоприятный для него маршрут обучения.

Такими показателями являются:

Способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);

Способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

Способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания

педагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

Способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;

Словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

Личностноориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности его.

Психологическое исследование процесса адаптации ребёнка в школе проводит школьный психолог в середине октября. С результатами исследования знакомит классного руководителя и родителей даёт рекомендации, консультации по коррекции признаков дезадаптации (разработана карта адаптации первоклассника ПРИЛОЖЕНИЕ №3).

Педагоги используют следующие способы изучения течения адаптации первоклассников к школьному обучению:

· рисунки на тему «Что мне нравится в школе»;

· анкетирование родителей

· карта адаптации первоклассника (заполняется в середине октябре - конце первой четверти педагогами, с учётом наблюдений психолога, логопеда, медицинского работника) тестирование умственной работоспособности первоклассников, всего классного коллектива в начале и конце учебных занятий (в качестве корректурного теста используется таблица Анфимова) с целью выделения учащихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и выраженным утомлением («группа риска»), с целью снижения и профилактики нарушений нервно-психического здоровья у первоклассников;

· минутки рефлексии в конце урока.

Планируемый результат работы по данной программе адаптации:

Ребёнок успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.

Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.

Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.

В течение ряда лет в ГОУ СОШ №299 при переходе воспитанников детских садов в первый класс администрация, педагоги, психологи организуют работу по вопросу адаптации по следующему плану:

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

1. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) //

Начальная школа, 2000, № 29.

2. О сроках обучения в начальной школе. Письмо от 26.06.1997 г. № 818/14-12.

3. О нарушении при приеме детей в первые классы общеобразовательных

учреждений. Письмо МОПО РФ от 19.06.1998 г. № 06-51-138 ин/14-06.

4. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо МО РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 //Завуч начальной школы, 2001,

период (дополнение к письму от 25.09.2000).

6. О подготовке детей к школе. Письмо МОПО РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15.

совершенствованию структуры и содержания образования (1-й класс четырехлетней начальной школы) // Завуч начальной школы, 2002, № 5. - С. 5-18.

Название: Карта готовности ребенка к школьному обучению
Год: 2011
Издательство: Департамент образования города Москвы
Страниц: 23
Формат: doc. (rar архив)
Размер: 3,33 Мб
Качество: нормальное

В карте готовности ребенка к школьному обучению отражены основные линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности к школьному обучению.
Прилагаются методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.

Предложенный материал является обязательным для работы сотрудников дошкольных образовательных учреждений: педагогов-психологов, воспитателей подготовительных к школе групп, старших воспитателей.

Карта готовности ребенка к школьному обучению является ключевым моментом по осуществлению преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Карта готовности ребенка к школьному обучению разработана коллективом педагогов- психологов, методистов ОМЦ СЗОУО по дошкольному и начальному школьному образованию, специалистов управления образования, завучей по начальной школе.
Карта прошла апробацию в 10 дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного окружного управления образования.

Методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования

Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений: детского сада и школы.

В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам.

Новая карта представляет собой модифицированный вариант карты развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Центром «Детство» в 2000 г. и Картой развития Учебно-методического кабинета Северо-Западного Учебного округа от 1995 г. Над составлением Карты работали педагоги-психологи детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, завучи, методисты СЗОУ. Главным в составлении Карты является её информированность о ребёнке и полезность в работе специалистов школы.

Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.

В Карте отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.
Мотивационная готовность является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.
фон развития ребёнка также является значимым показателем в развитии ребёнка.
Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.
Социальное развитие показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.
Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык для взаимодействия с окружающими. Показатели дают первичные знания о развитии речи ребёнка.
Познавательное развитие ребёнка информирует о сформированности его знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.
Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня сформированности моторных навыков .
Вазомоторная активность показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.

Работа с Картой готовности ребёнка к школьному обучению.

Ответственным за оформление карты является старший воспитатель. Педагог-психолог контролирует работу педагогов по карте и проводит обследование ребёнка по определению мотивационной готовности, эмоциональному развитию, мелкой моторики, вазомоторной активности, обобщению; графический диктант. Учитель –логопед проводит обследование по речевому развитию(если нет логопеда -педагог-психолог, старший воспитатель). Социальное развитие- социальный педагог(если нет — педагог-психолог, ст.воспитатель). Обследование ребёнка по познавательному развитию проводит воспитатель, старший воспитатель.

Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком. На ПМПК приходят с отчётом психологи(старший воспитатель) и приносят рабочие материалы ребёнка: «дорожка», «срисовывание фигур», «графический диктант», таблицу с оценками по всем заданиям, средний балл по саду и количество детей по уровням.
Материалы должны быть подписаны и проставлена оценка (балл).