Методика обследования памяти у младших школьников. Методика "Смысловая память". Зима – снег

Диагностика уровня развития памяти

младших школьников.

Учитель: Амутнова Г.Е.

Саранск 2013

Диагностика уровня развития памяти младших школьников

Для определения уровня развития памяти младшего школьника предлагаются следующие задания, направленные:

    на диагностику природной памяти;

    на диагностику культурной памяти.

Диагностика природной памяти

Сначала определим продуктивность (или силу) природной (непосредственной) памяти ребенка. Это можно сделать с помощью следующей методики.

а) Подготовительный этап.

В приложении есть две карточки, на которых изображены фигуры, состоящие из 3 и 4 пересекающихся линий, размером 10х15 см. Необходимо изготовить точно такие же карточки. Они и будут являться диагностическим материалом. Кроме экспериментального материала для работы потребуются: карандаш или ручка; часы с секундной стрелкой; чистая бумага без клеточек и линеек размером 10х15 см.

Затем экспериментатор зачитывает испытуемому инструкцию:

«Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Постарайся ее запомнить, а затем – нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее тебе еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь. О том, что я покажу карточку, буду предупреждать тебя словом «Внимание». После того как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать».

Испытуемый после каждой экспозиции фигуры рисует на новом листе бумаги.

Карточка показывается в течение 1 секунды.

Пробный эксперимент, вне зависимости от результата, можно ограничить 5 экспозициями.

После выполнения пробного задания экспериментатор должен спросить у испытуемого, понял ли он задание; удобно ли сидеть; удобно ли писать; хорошо ли испытуемый видит экспериментальный материал.

б) Этап основной диагностики.

Для основного диагностического этапа используется карточка №2.

Процедура эксперимента идентична процедуре пробного этапа работы.

Перед началом основного этапа работы испытуемому можно напомнить инструкцию.

Карточка №2 демонстрируется испытуемому по 2 секунды столько раз, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены:

Приблизительные размеры фигуры;

Наклон фигуры;

Количество линий и количество их пересечений.

Чтобы сделать вывод о продуктивности природной памяти, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться: 2 сек. х количество показов карточки.

Оценка полученного результата.

Если ребенок правильно запомнил предлагаемую фигуру менее чем за 18 секунд, то это говорит о хорошей природной памяти.

Если время правильного запоминания фигуры №2 находится в пределах от 20 до 30 секунд, то природная память отличается средней продуктивностью.

В тех случаях, когда время запоминания составляет более 30 секунд, то природная память имеет продуктивность ниже среднего.

Диагностика культурной памяти детей младшего школьного возраста

а) Подготовительный этап.

Чтобы осуществить исследование уровня развития опосредованной памяти ребенка, необходимо подготовить 32 картинки.

б) Диагностический этап.

После того как все 32 картинки будут подготовлены, их необходимо разложить на столе перед ребенком.

Далее испытуемого надо ввести в курс дела с помощью следующей инструкции: «Сейчас я буду называть тебе слова. Постарайся их запомнить. Для того чтобы было легче запоминать, ты можешь к каждому слову подобрать картинку, которая поможет тебе это слово запомнить».

Затем экспериментатор зачитывает испытуемому 15 слов с интервалом приблизительно от 30 секунд до 1 минуты.

Перечень слов: дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд. (Во время эксперимента необходимо следить за тем, чтобы отобранные карточки были перевернуты и отложены от остальных на край стола). После того, как ребенок к каждому слову подберет картинку, можно начать проверку результатов. Воспроизведение должно осуществляться следующим образом. Экспериментатор показывает ребенку каждую из отложенных им карточек (по одной) и просит вспомнить слово, которое испытуемый с помощью данной карточки запоминал.

Инструкция испытуемому: «А сейчас я буду показывать тебе карточки, а ты постарайся вспомнить слова, которые ты запоминал с помощью этих картинок».

Примечание. Ответы испытуемых необходимо фиксировать.

Оценка результатов.

Если количество правильно воспроизведенных слов равняется 12 и более, то это свидетельствует о хорошей культурной памяти ребенка. Если количество правильно воспроизведенных слов находится в пределах от 9 до 11 – эффективность культурной памяти средняя.

Если же ребенок правильно воспроизвел 8 слов и менее, то эффективность культурной памяти ниже среднего.

Примечание. После эксперимента необходимо спросить ребенка о том, как он запоминал слова; помогли ли ему в запоминании картинки; какие связи он устанавливал между картинкой и словом.

Интерпретация полученных результатов

При анализе полученных результатов особое внимание надо уделить ответам испытуемого на вопрос экспериментатора: «Как ты запоминал?» Опрос испытуемого можно осуществлять не только после диагностики культурной памяти, но и по окончании исследования природной.

Безусловное внимание необходимо уделить тому, может ли ребенок осмысливать собственные психические процессы. Надо заставить ребенка заглянуть «вглубь» себя. Если и при запоминании фигуры (бессмысленного невербального материала), и при запоминании слов (осмысленного вербального материала) ребенок проявил какие-либо тенденции в направлении обработки данной информации:

    каким-либо образом проявил свой внутренний мир, свою индивидуальность;

    заметил какие-нибудь особенности в данном материале;

    сравнил его с чем-либо;

    соотнес предъявленный материал с чем-либо известным и т.д., то это свидетельствует о развивающемся опосредованном запоминании.

Наши исследования показывают, что детям в ряде случаев гораздо легче запомнить слова без картинок, без их помощи. Это говорит о том, что природная память ребенка в данном случае сильнее и эффективнее его мышления. Ребенку легче «схватить» материал, как бы сфотографировать, нежели обдумывать его. В этом случае процесс поиска связей между картинкой и словом превращается в самостоятельную проблему, которую сложнее решить, нежели «просто запомнить», т.е. удержать в памяти знакомые слова.

Данная ситуация отличается значительной распространенностью. Этого не стоит страшиться. Особенность познавательных способностей данного возраста заключается в том, что природная память является наиболее развитой функцией; мышление, воображение и представление совершаются «внутри» памяти.

У ребенка на этой стадии развития еще не сформирован внутренний план действий и его мышление в значительной степени совершается во «внешнем» плане. Мышление такого рода называют наглядно-действенным. Иначе говоря, ребенок способен анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать, но преимущественно те предметы и явления, которые он видит, которые представлены в наглядном плане. В связи с этим совершенно очевидно, что проблема осмысления связей между картинками и словами требует больше времени, нежели непосредственное запоминание слов, картинок или другого материала.

Таким образом, результаты исследования культурной памяти с помощью «функциональной методики двойной стимуляции Л.С. Выготского и А.Р. Лурии» необходимо рассматривать и интерпретировать в двух взаимосвязанных аспектах:

    во-первых, необходимо определить объем произвольной памяти – количество правильно воспроизведенных слов;

    во-вторых, необходимо оценить характер запоминания: непосредственный, опосредованный или с тенденцией от непосредственного к опосредованному.

При анализе характера запоминания особое внимание следует обратить на ошибки при воспроизведении, на замену или трансформацию слов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диагностика типа памяти младших школьников

Введение

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии.

Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских исследователей, в частности П. Жане. Он одним из первых начал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации.

Изучением памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский и другие.

Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.

В зависимости от преобладающего участия в работе памяти того или другого анализатора различают зрительный , слуховой , моторно-слуховой и комбинированный типы памяти. Человек, отличающийся зрительным типом памяти, запоминает и воспроизводит заученный материал преимущественно в зрительных образах, в противоположность человеку с двигательным типом памяти, у которого процессы заучивания и воспроизведения опираются главным образом на двигательные представления. К смешанному типу памяти относятся люди, у которых не наблюдается преимущественное развитие какого-либо одного вида памяти и которые в своей практической деятельности в равной степени пользуются несколькими видами памяти.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими пособиями или образами - воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Основные характеристики памяти младших школьников:

* пластичность - пассивное запечатление и быстрое забывание;

* избирательный характер - лучше запоминается то, что нравится, и то, что нужно запомнить скорее;

* повышается объем памяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения;

* запоминание начинает все чаще опираться на различные смысловые связи, память приобретает произвольный характер;

* дети начинают пользоваться различными специальными способами запоминания;

* память освобождается от плена восприятия, узнавание теряет свое значение;

* воспроизведение становится управляемым процессом;

* сохраняется образный компонент, память тесно связана с активным воображением.

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других. Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти.

Знание типа памяти ребенка позволяет правильно подобрать методику обучения, способ подачи информации, подобрать максимально эффективные учебники и методические пособия. Также это помогает определить большинство стрессовых ситуаций для ребенка, а значит, и избежать их возникновения.

1. Процедура исследования

В своем исследовании я использовала методику диагностики типа памяти.

Целью моего исследования стало: определение типа памяти у группы детей младшего школьного возраста методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Материал и оборудование, которые я использовала - это четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.

Испытуемым я предлагала поочередно четыре группы слов для запоминания их на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии.

Группы слов:

ДИРИЖАБЛЬ САМОЛЕТ ПАРОХОД ВОЛК

ЛАМПА ЧАЙНИК СОБАКА БОЧКА

ЯБЛОКО БАБОЧКА ПАРТА КОНЬКИ

КАРАНДАШ НОГИ САПОГИ САМОВАР

ГРОЗА БРЕВНО СКОВОРОДА ПИЛА

УТКА СВЕЧА КАЛАЧ ВЕСЛО

ОБРУЧ ТАЧКА РОЩА ЗАГАДКА

МЕЛЬНИЦА ЖУРНАЛ ГРИБ ПРОГУЛКА

ПОПУГАЙ МАШИНА ШУТКА КНИГА

ЛИСТОК СТОЛБ СЕНО ТРАКТОР

Прослушав первый ряд слов с интервалом 4-5 секунд между словами, после 10 секундного перерыва, дети записывали на листке запомнившиеся им слова. После чего отдыхали 10 минут. Чем больше слов ребенок запомнил на слух, тем выше уровень его слуховой памяти.

Затем я показывала детям слова второго ряда, которые после 10-секундного перерыва мои испытуемые так же записывали на листочке по памяти.

Дав 10-минутный отдых, я читала испытуемым слова третьего ряда, а дети шепотом повторяли каждое прочитанное мною слово и «записывали» его в воздухе пальцем. После 10-секундного перерыва воспроизводили слова на листочке.

После перерыва в 10 минут детям читались слова четвертого ряда, дети одновременно следили по карточке, шепотом повторяли слова и «записывали» их в воздухе.

В моем исследовании участвовало 20 испытуемых: 10 мальчиков и 10 девочек. Возраст детей от 9-10 лет. Все учащиеся обучаются в одной школе. По одной программе.

Список испытуемых:

Тарасов Игорь

Шевляков Дмитрий

Украинский Яков

Каарес Анастасия

Чмеркова Екатерина

Вожакова Юлия

Горенкова Марина

Горенкова Анжела

Вопилов Никита

Трабаева Виолетта

Пенкин Игорь

Твердохлеб Виктория

Гераськин Олег

Горенков Дмитрий

Бондаренко Никита

Скрипников Илья

Лыткин Данил

Колотилина Елена

Колесникова Виктория

Столбовских Елена

2. Обработка и анализ результатов

О преобладающем типе памяти у ребенка можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти С.

Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

По результатам исследования можно говорить о трех уровнях запоминания: высокий (более 80%), средний 60-79%), низкий (оббьем запоминания менее 50-60%).

Протокол исследования типов памяти

Фамилия, имя испытуемого

Типы памяти коэффициент типа памяти в (%)

зрительная

слуховая

моторно-слуховая

комбинированная

1. Тарасов Игорь

2. Шевляков Дмитрий

3. Украинский Яков

4. Каарес Анастасия

5. Чмеркова Екатерина

6. Вожакова Юлия

7. Горенкова Марина

8. Горенкова Анжела

9. Вопилов Никита

10 Трабаева Виолетта

11. Пенкин Игорь

12. Твердохлеб Виктория

13. Гераськин Олег

14. Горенков Дмитрий

15. Бондаренко Никита

16. Скрипников Илья

17. Лыткин Данил

18. Колотилина Елена

19. Колесникова Виктория

20. Столбовских Елена

Тарасов Игорь

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Игоря развито слуховое восприятие 60% (средний уровень), уровень моторно-слухового и комбинированного восприятия развиты чуть меньше по 50% воспроизведенных слов (низкий уровень). Менее всего у ребенка развита зрительная память 30% воспроизведения слов (низкий уровень).

Шевляков Дмитрий

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Димы развито комбинированная память 60% воспроизведенных слов (средний уровень), уровень моторно-слухового типа памяти -40% воспроизведения слов (низкий уровень), уровень слухового типа равен 30% воспроизведения (низкий уровень). Менее всего у ребенка развита зрительная память 20% воспроизведения слов (низкий уровень).

Украинский Яков

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Якова развито комбинированный тип памяти 50% воспроизведения слов (низкий уровень), моторно-слуховой тип развит чуть меньше - 40% воспроизведения слов (низкий уровень). Уровень развития слуховой памяти 30% воспроизведения (низкий уровень). Менее всего у ребенка развита зрительная память 20% воспроизведенных слов (низкий уровень).

Каарес Анастасия

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Насти развито слуховой тип памяти 70% воспроизведенных слов (средний уровень), уровень зрительного и комбинированного типа памяти развиты чуть меньше по 60% воспроизведения (средний уровень). Менее всего у ребенка развито моторно-слуховая память - 30% воспроизведенных слов (низкий уровень).

Чмеркова Екатерина

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Кати развито слуховое восприятие 80% воспроизведенных слов (высокий уровень), уровень зрительного типа развит чуть меньше - объем запоминания 70% (средний уровень). Комбинированный тип имеет так же средний уровень развития - объем запоминания 60%.Менее всего у девочки развито моторно-слуховое восприятие - объем запоминания 40% (низкий уровень).

Вожакова Юлия

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Кати развито моторно-слуховое восприятие 70% (средний уровень), уровень комбинированного восприятия развит чуть меньше 60% (средний уровень). Менее всего у девочки развито слуховое и зрительное восприятие по 30% (низкий уровень).

Горенкова Марина

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Марины развито слуховое и зрительное восприятие по 60% (низкий уровень), уровень комбинированного восприятия развит чуть меньше 40% (низкий уровень). Уровень моторно-слухового восприятия развит на 30% (низкий уровень).

Горенкова Анжела

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Анжелы развито слуховое восприятие 70% (средний уровень), уровень комбинированного и зрительного восприятия развит чуть меньше 60% (средний уровень). Уровень моторно-слухового восприятия 40% (низкий уровень).

Вопилов Никита

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Никиты развито слуховое и комбинированное восприятие по 50% (низкий уровень), Уровень моторно-слухового восприятия развит чуть меньше 40% (низкий уровень). Уровень зрительного восприятия развит на 30% (низкий уровень)

Трабаева Виолетта

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Виолеты развито слуховое восприятие 70% (средний уровень), уровень комбинированного восприятия развит чуть меньше 60% (средний уровень). Уровень моторно-слухового восприятия 50% (низкий уровень). Менее всего у девочки развито зрительное восприятие 30% (низкий уровень).

Пенкин Игорь

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Игоря развито комбинированное восприятие 70% (средний уровень), уровень зрительного и моторно-слухового восприятия развиты на 30% (низкий уровень), уровень слухового восприятия равен 40% (низкий уровень).

Твердохлеб Виктория

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Виктории развито зрительное, моторно-слуховое и комбинированное восприятие по 30% (низкий уровень), уровень слухового чуть меньше 20% (низкий уровень)

Гераськин Олег

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Олега развито слуховое, комбинированное и моторно-слуховое восприятие по 40% (низкий уровень). Зрительное восприятие имеет уровень развития 30% (низкий уровень)

Горенков Дмитрий

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Димы развито слуховое и моторно-слуховое восприятие по 40% (низкий уровень развития), зрительное и комбинированное восприятие имеют уровень развития по 30% (низкий уровень)

Бондаренко Никита

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Никиты развито слуховое восприятие 50% (низкий уровень), уровень комбинированного восприятия и моторно-слухового развиты чуть меньше по 40% (низкий уровень). Уровень зрительного восприятия развит на 30% (низкий уровень).

Скрипников Илья

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Ильи развито слуховой и комбинированный типы памяти по 80% воспроизведенных слов (высокий уровень), уровень зрительного и моторно-слухового типа памяти развиты чуть меньше по 60% воспроизведения слов (средний уровень).

Лыткин Данил

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Данила развито комбинированное восприятие 80% (высокий уровень), уровень слухового восприятия развит чуть меньше 70% (средний уровень), моторно-слуховое восприятие имеет уровень развития 60% (средний уровень). Уровень зрительного восприятия развит на 50% (низкий уровень)

Колотилина Елена

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Лены развито слуховой тип - объем запоминания 80% (высокий уровень), уровень зрительного восприятия развит чуть меньше 70% запоминания слов (средний уровень). Комбинированное и моторно-слуховое восприятие - объем воспроизведения по 60% слов (низкий уровень).

Колесникова Виктория

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Вики развито слуховое восприятие 80% (высокий уровень), уровни зрительного, комбинированного, моторно-слухового восприятия развиты чуть меньше по 70% (средний уровень).

Столбовских Елена

По результатам исследования можно сделать вывод, что лучше всего у Лены развито слуховое восприятие 80% (высокий уровень), уровень зрительного и комбинированного восприятия развиты чуть меньше по 70% (средний уровень) Менее всего у девочки развито моторно-слуховое восприятие 60% (средний уровень).

Проанализировав результаты каждого, можно сделать сравнительную оценку полученных результатов двух групп испытуемых (мальчиков и девочек)

Если взять отдельно группу мальчиков, состоящую из 10 человек, то окажется, что в среднем у них лучше развит комбинированный тип памяти - коэффициент 55%, слуховой тип памяти имеет коэффициент 49%, зрительная память развита на 32%, моторно-слуховая на 44%.

Типы памяти (мальчики):

В группе девочек, состоящей из 10 человек, окажется более развитой слуховая память (коэффициент типа памяти 64%), комбинированная имеет чуть меньше процент развития -57%. Зрительная память имеет коэффициент 55%. Меньшее развитие имеет моторно-слуховая память - 48% развития.

Типы памяти (девочки):

Сравнив результаты обеих групп испытуемых (мальчиков и девочек), оказалось, что у девочек, по сравнению с мальчиками, выше уровень развития всех видов памяти, где лидирует слуховой тип памяти.

Если взять общие результаты обеих групп, то сопоставив их, можно получить общие средние результаты развития типов памяти у группы испытуемых в количестве 20 человек. Окажется, что лучше в группе развита слуховая память. Практически такое же развитие имеет комбинированная память. Чуть меньше развита моторно-слуховая память. Наименее развита в группе испытуемых зрительная память.

Диаграмма общих показателей развития типов памяти у группы испытуемых в количестве 20 человек

память воспроизведение слово школьный

56,5% 56% 43,5% 46%

Выводы

Проведённое исследование, констатирует тот факт, что память людей различается. Обработка данных показывает, что у одних людей преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, и зрительная, так и слуховая память, такое сочетание так же встречается. В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям имеет средний и низкий уровень развития. Большинство испытуемых (70%) с большими усилиями выполняли задания по написанию запомнившихся им слов. Были и такие, которым это удалось легко, их всего 30%.

Высокий уровень запоминания в одном или нескольких заданиях встречается лишь у 25% испытуемых. Средний уровень запоминания встречается у 65% испытуемых. Низкий уровень запоминания у 80% испытуемых.

Можно сделать вывод, что качество памяти у детей очень низкое, что в дальнейшем, (в средних классах), может отразиться на их успеваемости. Особое внимание нужно уделить педагогам на зрительную память детей. Она менее развита у многих испытуемых. И хотя даже если определенный тип памяти в каждом из нас заложен при рождении, с помощью усилий и работы над собой можно научиться развивать тот потенциал, который есть в каждом из нас.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема развития памяти и ее индивидуальных различий. Подходы к изучению памяти в психолого-педагогической литературе. Процессы и виды памяти. Психологическая характеристика младших школьников с нарушением зрения, основные проблемы развития памяти у них.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2015

    Изучение памяти в зарубежной и отечественной психологии. Особенности развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста. Упражнения по развитию тактильной, моторно-слуховой, произвольной памяти; внимания и наблюдательности у детей.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2014

    Экскурсия-помощник развития памяти младших школьников. Рекомендации по экскурсионному обслуживанию младших школьников связанных с деятельностью памяти. Экскурсионное обслуживание детей младшего школьного возраста. Влияние экскурсий на развитие памяти.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Понятие словесной памяти в психологии. Особенности и средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста. Экспериментально–опытная работа по эффективности использования игры как средства развития словесной памяти у младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Проблема памяти в психолого-педагогической литературе. Анализ основных теорий памяти. Особенности развития и формирования памяти детей младшего школьного возраста в процессе обучения. Экспериментальное исследование памяти в младшем школьном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Характеристика памяти как психического процесса. Виды памяти и их особенности. Познавательные процессы и сознание младшего школьника. Произвольное и не произвольное запоминание. Формирование приемов осмысленного запоминания у младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2016

    Этапы развития восприятия, памяти и мышления у детей младшего школьного возраста. Диагностика психического развития детей 6-9 лет. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению особенностей познавательных процессов на примере типов памяти.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2013

    Зарубежные и отечественные теории памяти, сопоставительная характеристика определений памяти и типологий. Специфика памяти детей младшего школьного возраста, рассмотрение основных мнемотехнических приемов, способствующих оптимизации памяти учащихся.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2012

    Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти (понятие, процессы, виды. особенности проявления). Организация и методы исследования типов темперамента и уровня развития кратковременной памяти у детей, их взаимосвязей.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Память как высшая психическая функция: определение, виды, процессы памяти, психологические теории. Особенности развития памяти детей в дошкольном возрасте. Показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы. Формы запоминания и воспроизведения.

Методика №1

Цель:

Оборудование : Пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой-пары слов, не связанные по смыслу:

  • Нож-резать;
  • Ручка-писать;
  • Ученик-школа;
  • Курица-яйцо;
  • Лёд-коньки;
  • Небо-рак;
  • Рыба-песня;
  • Ботинки-стол;
  • Дерево-крыша;
  • Спички-кровать.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает пары слов из 1-ой колонки с интервалом между парой 5 секунд. После 10 сек. перерыва читаются левые слова с интервалом 15 сек., а ребёнок называет запомнившееся слово правой половины колонки. Аналогичная работа проводится со 2-ой колонкой слов.

Обработка результатов: Сопоставляются данные из 1-ой и 2-ой колонок, подсчитываются коэффициенты логической и механической памяти: количество правильно воспроизведённых слов/ 5. Идеальный вариант - 1. Делается вывод, какие лучше запоминать слова с механической или логической связью.

Методика №2

Цель : Исследование зрительной памяти.

Оборудование : 20 картинок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно посмотреть и запомнить картинки (10 шт.). Интервал между предъявлением картинок - 2 сек. Затем нужно сделать перерыв - 10 сек. Далее педагог перемешивает картинки, которые были предъявлены ребёнку, с новыми картинками (10 шт.). Затем надо разложить все 20 картинок на столе. После чего педагог предлагает ребёнку выбрать и назвать только те картинки, которые были показаны в самом начале.

Обработка результатов: Полученные результаты выражаются в процентах, и делается вывод о степени развития зрительной памяти у ребёнка.

Методика №3

Цель: Исследование логической памяти и механической памяти.

Оборудование: короткий рассказ с чёткими смысловыми единицами, например, «Галка и голуби».

Процедура исследования: Педагог читает рассказ и просит ребёнка воспроизвести его содержание.

Обработка результатов: Подсчитывается количество и полнота воспроизведённых смысловых единиц.

Методика №4

Цель: Проследить зависимость запоминания от особенностей личности.

Оборудование: Слова для запоминания: спичка, ведро, вода, друг, мыло, окно, школа, книга, ромашка, кукла, мороженое, шкаф, платье, заяц, песок.

Процедура исследования: Педагог предлагает ребёнку внимательно послушать и запомнить слова, после чего медленно зачитывает их с интервалом в 5 секунд. После 10 сек. перерыва ребёнок воспроизводит запомнившиеся слова.

Обработка результатов: При анализе результатов обращают внимание на то, какие слова лучше воспроизведены ребёнком. Чаще всего лучше запоминаются эмоционально окрашенные слова или слова личностно значимые для ребёнка.

Цель: Исследование особенностей логической памяти, в частности, характер опосредованного запоминания. Эта методика даёт очень много ценной информации о состоянии памяти и мышления у ребёнка, которая может быть использована при дифференциации УО от нормы или ЗПР.

Оборудование: 12 слов и столько же, связанных с ними по смыслу, картинок.

Процедура исследования: Перед ребёнком кладут стопкой 12 картинок лицом вниз. Картинки необходимо положить в той последовательности, в которой будут произноситься слова. Педагог называет слово «играть» и предлагает ребёнку взять первую картинку, после чего спрашивает: «Почему при помощи этой картинки (кукла) можно запомнить слово «играть»?». Ребёнок объясняет связь между словом и картинкой, после чего откладывает эту картинку в сторону (лицом вниз). Таким же образом проводиться работа с остальными картинками и словами. На последнем этапе задания ребёнку предлагают брать картинки (по 1-ой) и воспроизводить связанные с ними слова. При воспроизведении слов картинки берутся не в той последовательности, в которой ребёнок брал их при запоминании слов.

Обработка результатов: По данным Л. В. Занкова, нормально развивающиеся дети овладевают операцией осмысленного запоминания к 10 годам. Умственно отсталые дети этого возраста не владеют приёмами осмысленного запоминания и припоминания. Картинка им только мешает. Нормально развивающиеся дети 10 лет запоминают более осмысленно, чем умственно отсталые дети 15-ти летнего возраста. Дети с имбецильностью указанного возраста даже не понимают смысла предложенного задания.

А. И.Леонтьевым)

Цель: изучение особенностей памяти (опосредованного запоминания). Представляет ценный материал для анализа характера мышления, способности ребёнка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).

Оборудование: 12 картинок и 6 слов для запоминания.

Процедура исследования: Перед ребёнком раскладывают все 12 картинок в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Инструкция: «Тебе будет нужно запомнить слова. Для того чтобы это было легче сделать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую картинку, которая потом поможет припомнить это слово. Вот, например, к слову «книга» подойдёт картинка «очки», потому что, чтобы лучше (удобнее) читать книгу нужны очки». Далее ребёнку называют слова и каждый раз при выборе им картинки, необходимо спрашивать: «Как эта картинка поможет запомнить слово.…Все отобранные ребёнком карточки откладываются в сторону. Спустя 40 или 60 минут ребёнку в произвольном порядке показывают по одной картинке и просят припомнить для запоминания, какого слова эта карточка была им отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить это слово.

Обработка результатов: Совершенно неважно, какую картинку выберет ребёнок. Установление связи между словом и картинкой носит сугубо индивидуальный характер, Важно, чтобы ребёнок установил содержательную смысловую связь между предъявляемым для запоминания словом и тем, что изображено на картинке.

А. И. Леонтьевым было доказано, что у нормально развивающихся детей 7-ми и старше лет опосредованное запоминание преобладает над непосредственным. С возрастом этот разрыв увеличивается ещё больше в пользу опосредованного запоминания. К 15 годам нормально развивающиеся дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала. Дети со слабой работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредованном запоминании, т. к. смысловая связь создаёт им дополнительную опору для запоминания. У нормально развивающихся детей смысловые связи между картинкой и словом образуются легко. Они говорят о характере знаний, представлений и жизненного опыта, иногда с помощью данной методики можно сделать вывод о способности ребёнка к обобщениям. У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются в замедленном темпе выбора картинки. Связи отличаются бедностью и однообразием, даваемые детьми объяснения скупы и односложны. Иногда имеет место излишняя детализация в перечислении подробностей рисунка, а иногда, сделав правильный выбор картинки, они не могут выразить словами смысловую связь. Дети с имбецильностью задания не понимают.

Методика №7

Цель: определение быстроты запоминания, полноты, точности и последовательности воспроизведения. Выясняется способность контролировать свои действия, работать сосредоточено и с интересом.

Оборудование: Текст «Что придумал Серёжа?».

Процедура исследования: Ребёнку даётся инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Потом расскажешь о том, о чём сейчас я прочитаю». Текст прочитывается повторно только в том случае, если ребёнок не в состоянии его воспроизвести после одного прослушивания.

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, с первого прослушивания полно и точно воспроизводят рассказ. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное запоминание материала. При воспроизведении они допускают неточности, нарушения смысла и последовательности. Им не всегда помогает помощь в форме наводящих вопросов.

Методика №8

Цель : Исследование особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 5-6 картинок, на которых изображены знакомые детям предметы.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно посмотреть и запомнить 5(6) картинок, которые выложены перед ним на столе в определённой последовательности, в течение 10 сек. После чего картинки убираются. Через 10 сек. ребёнку предлагается новая инструкция: « Возьми картинки и положи их так, как они лежали в самом начале».

Обработка результатов: Нормально развивающиеся дети, как правило, без особых затруднений раскладывают картинки в нужном порядке. Умственно отсталые дети путаются в расположении картинок, испытывают затруднения.

Методика №9

Цель: Изучение особенностей зрительной памяти и внимания.

Оборудование: 2 одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга некоторыми деталями.

Процедура исследования: Ребёнку предъявляют 1-ую картинку и предлагают внимательно посмотреть и запомнить на ней все предметы, их количество и месторасположение (демонстрация картинки - 1 минута). После чего картинка убирается. Через 10 сек. предъявляется 2-ая картинка. Инструкция: «Чем отличаются картинки?» или «Что изменилось?».

Обработка результатов: Фиксируются правильно названные и неправильно названные предметы. Нормально развивающиеся дети справляются с заданием, называют правильно предметы, которые были не нарисованы или которые появились. Умственно отсталые дети испытывают большие затруднения, без помощи не обходятся.

Методика №10

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Оборудование: 10 слов, не имеющие между собой никакой смысловой связи.

Процедура исследования: Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно и запоминать. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Педагог медленно и четко читает слова. Когда ребёнок их повторяет, педагог ставит в своём протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: « Сейчас я снова прочту те же самые слова, а ты опять должен (-а) повторить их: и те, которые ты уже называл (-а), и те, которые ты пропустил (-а) в первый раз – все вместе, в любом порядке». Педагог снова ставит крестики под словами, которые воспроизводит ребёнок. Далее опыт повторяется 3-ий, 4-ый и 5-ый раз, но без каких-либо инструкций. Педагог просто говорит: «Ещё раз». В случае если ребёнок называет какие-то лишние слова, педагог записывает их рядом с крестиками, а, если они повторяются, ставит крестики под ними. Никаких разговоров не должно быть.

Спустя 50 – 60 минут, педагог снова просит ребёнка воспроизвести эти слова (без напоминания). Эти повторения обозначаются кружочками.

Протокол методики №8 умственно отсталого ребёнка

Слова Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Лёд

№ повторений

№5 + + + + + +

Через 1 час 0 0 0

По этому протоколу может быть выведена «кривая запоминания».

Обработка результатов: У нормально развивающихся детей «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению ребёнок воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше 5-ти раз) количество воспроизведённых слов – 10. Умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Они могут воспроизводить лишние слова и застревать на этих ошибках (особенно дети с текущим органическим заболеванием головного мозга). «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Иногда «кривая запоминания» может иметь форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии интереса (при слабоумии с апатией).

Методика №11

Цель: Исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной речи испытуемых.

Оборудование: Тексты: басни, рассказы, имеющие иносказательный смысл (подтекст). Они предоставляют возможность последующего обсуждения.

Процедура исследования: Ребёнку предлагают внимательно прослушать рассказ и запомнить его. Педагог читает текст. После чего ребёнок воспроизводит его. Устный рассказ педагог записывает дословно или с помощью магнитофона (диктофона). Главное внимание должно быть смещено с самостоятельного пересказа на обсуждение рассказа, т. е. на вопросы и ответы по поводу его содержания.

Обработка результатов: При лёгких степенях олигофрении наблюдается дословное, почти правильное изложение деталей начала рассказа при непонимании ими переносного смысла (подтекста) рассказа. Нормально развивающиеся дети, как правило, понимают иносказательный смысл (подтекст) рассказа и правильно его воспроизводят.

Диагностика и коррекция памяти младших школьников

Методики диагностики памяти младших школьников

память младший школьник диагностика

Методика. Оценка оперативной слуховой памяти

Ребенку с интервалом в 1 сек. Поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:

Месяц ковер вилка школа

Дерево стакан диван человек

Прыгать пыль шутить спать

Желтый тяжелый смелый красный

Кукла книга пальто тетрадь

Сумка яблоко телефон цветок

После прослушивания каждого из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 секунд между отдельными словами:

Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул,

человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица,

спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина,

тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать,

тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко,

кукла, сумка, конь, лежать, слон.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами, причем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ подчеркивания. Так, слова из первого малого набора подчеркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора -сплошной двойной чертой, слова из третьего набора - пунктирной одинарной чертой и слова из четвертого набора - двойной пунктирной.

Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующие слова и так далее.

Оценка результатов

Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количества допущенных ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны не правильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т.е. пропустил.

Замечание. Это методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти ребенка на ее основе не делаются. Показатели по этой методики можно только сравнивать у разных детей и у одних и тех же детей при их повторном обследовании, делая относительные выводы о том, как память одного ребенка отличается от памяти другого ребенка, или о том какие изменения со временем произошли в памяти данного ребенка.

Методика. Определение объёма кратковременной зрительной памяти

Ребенку поочередно предлагают каждый из следующих двух рисунков (рис.48 А, Б). После предъявления каждой части рисунка получает трафаретную рамку (рис. 49 А, Б) с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видели и запомнил на каждой части рис. 48. По результатам двух опытов устанавливаются среднее количества линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличается от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объём зрительной памяти.

Взаимосвязь темперамента и уровня развития памяти младших школьников

Диагностика и коррекция памяти младших школьников

Первоначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображение предметов, людей. Продолжительность запоминания такого материала значительно выше...

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

Методология и методика исследования влияния психомоторного тонуса на интеллектуальное развитие ребёнка младшего школьного возраста

Для изучения уровня интеллекта у детей младшего школьного возраста существует множество методик и тестов, таких как: Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет. Предложена Э. Ф. Замбицявичене...

Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения

1.1. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь...

Определение психологических причин неуспеваемости младших школьников

В настоящее время практическая психология располагает большим количеством методик исследования, позволяющих определять эффективность памяти в разных аспектах: в зависимости от содержания запоминаемого материала, времени хранения...

Особенности кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения

На огромную роль памяти при различных нарушениях зрения указывают В.П. Ермаков и Г.А. Якунин (2002). Это объясняется тем фактом, что слепой и слабовидящий должны запоминать столько же, сколько и зрячий. Слепые и слабовидящие дети, по их мнению...

Особенности освоения процесса чтения у младших школьников с ЗРР

В изучении нарушения в овладении процессом чтения у младших школьников были использованы методики разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. }