Дискуссия экология души. Доклад к родительскому собранию на тему: «Экология души. Значит, мне надо повышать духовный уровень

Муниципальное образовательное учреждение «Прудищинская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс

«Экология языка»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе с использованием электронных образовательных ресурсов на экологическую тему.

«Экология природы- экология души»

Стаж педагогической работы-14 лет.

Тема по самообразованию – «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

Адрес образовательного учреждения: Тульская обл.,Веневский район, с.Прудищи, ул.Школьная,д.1.

Интегрированный урок в 11 классе

«Экология природы-экология души»

Цели:

Образовательная: показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Развивающая:

Развить элементы интегративного мышления учащихся с помощью умения работать с литературными источниками в процессе групповой деятельности;

Развить организационные компетенции: ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

Развить у участников группы навыки сотрудничества, презентационные, оценочные умения и навыки;

Развить коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.

Воспитательная: воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование:

ноутбуки,

проектор,

тексты художественных произведений: В. Распутин “Прощание с Матерой”, В. Астафьев “Царь-рыба”, Ч. Айтматов “Плаха”,

презентация,

раздаточный материал.

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.

Форма занятия: групповая.

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивационное начало.

Актуализация знаний.

Работа в группах.

Выступление групп.

Обсуждение.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию.

На экран выведены эпиграфы (Приложение1,слайд 2)

« Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды».

Р.Рождественский.

« Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо».

М.Пришвин.

Мотивационное начало

Слово учителя: Сегодня у нас интегрированное занятие, на котором мы попытаемся совместить знания из области экологии и литературы. И начать это занятие мы предлагаем с просмотра фильма (Демонстрация фильма – Приложение 2).

Наше занятие мы назвали « Экология природы-экология души».

Как, по-вашему, о чем пойдет разговор? Что мы должны узнать? Как вы понимаете, что такое «экология природы» и «экология души»? Как бы вы сформулировали цель нашего занятия?

(Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).

(На экран проецируется цель занятия.) (слайд 3)

Актуализация знаний

Учитель: За всюисторию своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

Итак, в центре сегодняшнего урока - проблема взаимоотношений человека и земли, человека и природы.

Писателям, поэтам, журналистам в борьбе с экологическими катастрофами, в борьбе за осознание человеком своего родства с природой принадлежит ведущая роль.

Стихии (земля, вода, воздух, огонь) всегда занимали видное место в художественном познании человеком самого себя. От «Слова о полку Игореве» до современной «деревенской прозы» наша литература связывала жизнь русского человека с жизнью природы, земли. Тема « Человек и природа, человек и земля» занимала основное место в литературе 19 века: природа воспринималась русскими писателями не только как пейзаж, формирующий эстетический вкус, - с ней связывались нравственные начала, формирующие личность человека.

Писатели 20 века раскрывают эту традиционную для русской литературы тему по-новому: сфера отношений человека с землей, с природой включается в общий философский вопрос о правде и неправде, любви и ненависти, жизни и смерти.

Нравственный критерий героев Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Валентина Распутина, и др. во многом связан с жизнью природы и определяется отношением к ней. Почему? Да потому что назрела необходимость разобраться в причинах экологических катастроф. Как писал Фёдор Абрамов: « раньше мы решали два уравнения - что такое хорошо и что такое плохо? Теперь появилось третье уравнение: что такое ничего? Вот перед какой реальностью мы встали».

Именно такая категорическая постановка вопроса и двигает дело мертвой точки, как в жизни, так и в литературе. У поэта Максимилиана Волошина есть строки, тревожащие душу, но заставляющие задуматься каждого над тем, в какую бездонную пропасть мы можем скатиться, и что будет ждать нас на дне её, если мы срочно не примем меры для спасения нашей земли с ее прекрасной природой, следовательно, и для своего спасения!

Машина научила человека

Пристойно мыслить, здраво рассуждать.

Она ему наглядно доказала,

Что духа нет, а есть лишь вещество,

Что человек такая же машина,

Что звездный космос только механизм

Для производства времени, что мысль

Простой продукт пищеваренья мозга,

Что бытие определяет дух,

Что гений - вырожденье, что культура

Увеличение числа потребностей,

Что идеал -

Благополучие и сытость,

Что есть единый мировой желудок

И нет иных богов, кроме него.

Да, планета в опасности! В опасности потому, что, стремясь к прогрессу, мы не задумываемся, какими путями мы идем к нему. Поэтому назрела необходимость задуматься над вопросом: в чем наша ошибка? Что мы делаем не так на пути к прогрессу? Как это отразится на нас с вами?

Внимательно прочтите вот это четверостишие (слайд 5), найдите в нем ключевые слова (земля, люди, прости, груз совести, обидели).

Какое понятие объединяет эти слова? (ответы учащихся)

Как вы понимаете, что такое «нравственность»? (ответы учащихся)

Толковый словарь Ожегова дает такое толкование понятию «нравственность» (слайд 6).

Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках.

Ведь именно в литературе, как в зеркале, отражается все происходящее в человеке, с человеком и в окружающем его мире. Мы с вами познакомились с произведениями, где поднимаются проблемы экологии и нравственности. Вспомните и назовите эти произведения. (Сообщения подготовленных учащихся)

1 учащийся.

Валентин Распутин. «Прощание с Матерой».

Валентин Распутин - из тех немногих прозаиков семидесятых годов, кто вызывает уважение, как у широкой публики, так и у литературной критики, независимо от политической ориентации.

Изобразительная сила его первых сочинений была так сильна, что и по сей день ставит Распутина в число классиков русской литерату­ры XX века.

У Валентина Распутина больше, чем у других писателей, выражена отчетливая учительная интонация, осознание миссии писателя как воспи­тателя и духовного руководителя народа, что, возможно, и делает его прозу невостребованной.

Хотя литературная премия Александра Солженицына за 2000 год, присужденная Валентину Распутину с формулировкой – « за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни в сращенности с русской приро­дой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении новых начал» - подтвердила его высокий писательский статус.

«Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об измене­нии жизни, как прежде, а об ее спасении» - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы - и защита Байкала, и борьба против поворо­та северных рек, и протест против ликвидации «неперспективных дере­вень».

Но наибольшую степень воздействия на общественное сознание оказа­ла повесть «Прощание с Матерой», которая перевела стрелки часов со­ветской литературы и стала знаменатель­ным литературным событием не только семидесятых годов, но и всей русс­кой литературы советского периода.

В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре.

Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что «край света», конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе, что идет «не своим ходом», а словно бы кто-то ее тащит и тащит.

Санитарная очистка кладбища перед затоплением, по сути, обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как при­шельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил.

Смешалось необходимое и кощунственное.

В любой области жизни прогресс знаменует не только обретения, но и потери - такова диалектика истории. Нужно только, чтобы потери не перевесили приобретения. Прощаться надо, без него нет движения, вопрос в том, как прощаться, беспамятно или по-человечески, не забыв взять с собой все то ценное, что выработали поколения людей до нас.

В повести Распутина встает проблема «чистоты перевода» общегосударственных целей во благо каждого человека, и, напротив, интересов конкретных людей - в интересы государства.

«Недоброкачественность» этого перевода - главная нравственная проблема повести.

Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчеза­ющей в водах времени.

И не случайно так высоко берет Дарья в своих вопросах - вопрошани­ях, обсуждая едва ли не все нынешнее человеческое жизнеустройство, пы­таясь постичь тайны земного существования человека. Уже одно это вво­дит частный случай с Матерой в контекст нашего исторического времени с его экологическими проблемами, беспокойством о дальнейших путях циви­лизации, о приобретениях и потерях современного человека.

Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, «Прощание с Матерой» представляет собой во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская де­ревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира.

«И - органичнейшие черты его творчества: во всем написанном Рас­путин существует как бы не сам по себе, а в безраздельном слитии: с русской природой и с русским языком. Природа у него - не цепь картин, не материал для метафор, - писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть ее. Он - не описывает природу, а говорит ее голосом... Дра­гоценное качество, особенно для нас, все более теряющих живительную связь с природой», - сказал А.И.Солженицын при вручении премии Валентину Распутину 4 мая 2000г.

2 учащийся .

Роман «Буранный полустанок»(другое название «И дольше века длится день…») - одна из вершин творчества Чингиза Айтматова. Значимость и актуальность этого произведения могут быть по-новому оценены сейчас, в водовороте новых событий.

Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из них несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе - манкурте становится эмоцио­нальным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность.

Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его проц­ветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют вос­торженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен.

Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт - свою мать.

Без деклараций и громких слов проводит Айтматов идею взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы: стоит вспомнить потрясающую сцену запуска ракет-роботов, когда человека, верблюда и собаку охваты­вает единое чувство смятения и ужаса - живого перед неживым.

Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и живот­ных. Одухотворенными «по-толстовски» и «по-толстовс­ки» реалистично живут в романе не только люди, но и растения и живот­ные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун-белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он поч­ти очеловечен.

Критики писали, что по силе изображения Каранар может быть пос­тавлен в ряд с толстовским Холстомером или бунинским Чангом.

Роман «Плаха» утверждался в современной литературе в атмосфере полемических страстей, вызвал широкую волну читательских и критических отзывов.

В «Плахе» поднята не просто сама по себе проблема наркомании, алкоголизма, писателя, прежде всего, волнует внутреннее, духовное состоя­ние человека, проблема будущего молодого поколения, его нравственной основы. В «Плахе» Айтматов первый объективно и даже с симпатией написал о верующем молодом советском человеке.

Ничто высокое, человечное не дается просто так, за все надо платить - порой, очень дорогой ценой. В жизни все больше становится гонцов - за анашой, за деньгами, за карьерой, славой, властью. За человеческими жизнями. И существует ли такая молитва, которая сможет остановить эту гонку? И кто ее сложит в мире, где волки - лучшие из людей?

Историю семейства волков критики всегда рассматривали как экологическую составляющую романа.

В «Плахе» образ волков трактуется нетрадиционно. Это не антипод человека, внушающий страх, а естественное и необходимое звено в вечной круговороте жизни и смерти. Охотиться на живых существ волкам предназ­начено природой, но они не жестоки. Так откуда вражда? В чем роковая ошибка? И так ли неотвратим ход событий? Ответы на эти вопросы следует искать сфере человеческих отношений, нравственно-философской, социаль­ной линиях романа.

«Плаха» - это новое знание, выработанное для того, чтобы помочь современному человечеству понять прежде всего себя, дать себе отчет в своих плюсах и минусах. Самое главное - осознать грозящую опасность не только и не столь­ко от ядерной катастрофы, сколько от самой духовной деградации человечества. Жизнь с духовным потенциалом, близким к нулю, страшнее мистического конца света.

Проблема единства природы и человечества воплощена в «Плахе» сильно и выразительно.

До сих пор мы считали основой нашей деятельности заботу об улуч­шении человеческого существования. И постепенно привыкли увязывать все содержание понятия «гуманность» с лозунгом: «Все для человека и все во имя человека». Этот лозунг привел к линии «господства человека над природой», и мир ополчился на человека - своими ливнями и засуха­ми, градобитиями и вулканами, неурожаями и пожарами. Человек, уже бес­сильный перед миром и перед самим собой, бросился на своего сородича.

Трагедия Бостона - это не только трагедия его семьи. На этом при­мере Айтматов высказывает более глубокую мысль: зло, совершенное здесь и сейчас, может обернуться трагедией совсем в другом месте, необ­думанное вмешательство в жизнь природы не сегодня, так завтра обернет­ся тупиком для всего человечества.

Поэтому забота обо всем окружающем - веление времени, все, созданное природой, имеет право на жизнь. Са­мо улучшение человеческого бытия усматривается Айтматовым в рациональ­ном отношении к природе, в самоотчете человека перед самими собой и людьми. Историей дано человеку быть разумным и отвечать за всю вселен­ную. Он сам - бог, творец истории, и должен позаботиться о данном ему мире природы.

Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке, и, может быть, следующая очередь - его самого.

3 ученик.

Сергей Залыгин. «После бури». «Экологический роман».

«Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не наста­нет момент потерять природу - после этого терять уже будет нечего... Литература долгое время была антропоцентрична, но теперь часто возни­кает необходимость в том, чтобы она становилась все более и более при­родной»- писал Сергей Залыгин, ветеран российской словесности, главный редактор «Нового мира» времен перестройки.

Сергей Залыгин - один из немногих писателей старшего поколения, сумевших соединить литературное слово с практическим делом. Он был среди активных противников поворота северных рек, бил тревогу по по­воду строительства ГЭС на равнинных реках, критиковал мероприятия по мелиорации, проектировки Нижне-Обнинской ГЭС, строительства ленинградской дамбы, гибели Арала...

Еще в первом своем романе «Тропы Алтая » писатель размышлял о вза­имообусловленности жизни людей и бытия природы.

Центральный герой романа Залыгина 80-х г.г. «После бури» Петр Васильевич Корнилов по своим убеждениям - натурфилософ. Его заветная мечта - открыть идею, равно притягательную и равно обязательную для всей человеческой цивилизации.

Не классовую, ибо классы заведомо раз­личны, не религиозную, ибо у каждой религии свои боги, не политическую, ибо политика уж точно разделяет и обособляет людей, а универсальную, соборную, превыше наций, сословий, групп. А это, по мысли Корнилова, может быть только одно: «Ну, конечно, природа! Только ее и нельзя исключить из своего сознания, все остальное можно!».

«Тропы Алтая» еще не отделились от романтического кокона. Тут все дышит надеждой на обретение общего языка, на согласие между людьми и лесами, водами, землей.

«После бури», особенно в своей экологической части - это призыв спохватиться, опомниться, вплоть до грозных эсхатологических проро­честв.

«Экологический роман» (Новый мир.- 1993.-№12) помечен знаком беды, разочарованием и усталостью, уже не предчувствием, а сознанием катастрофы.

Потому что между прежними произведениями и «Экологическим рома­ном» случился Чернобыль. Это не просто чрезвычайное происшествие, не частный случай современности, это «сама современность, это чернобыль­ская действительность экономики, нравственности, государственности, общественной жизни, не говоря уже об экологии». Колокол судьбы, пос­леднее предупреждение расплата и возмездие.

Чернобыль в «Экологическом романе» не только глобальная траге­дия, но и символ нашей вины перед праматерью- природой, слепоты ума, завороженного фетишами технического прогресса.

Базовый конфликт романа кажется простым, знакомым, многократно проговоренным и в литературе, и в публицистике, и с высоких политичес­ких и общественных трибун. Человек то борется с природой, будто с вра­гом, то смотрит на природу как на свою неотъемлемую собственность, бездумно уничтожая самую основу своего физического и духовного су­ществования.

И опаснее всего оказывается государство: собственник безличный, ограниченный буквально и единственно своими государственными граница­ми.

«Экологический роман» подчеркнуто исповедален, главный герой, гидролог Голубев - второе «я» автора.

Еще работая на гидрометеостанции в Салехарде, Голубев столкнулся с процессом, а впоследствии и с останками так называемой Пятьсот пер­вой стройки - грандиозное сталинское строительство заполярной железной дороги на случай войны с Америкой - безумный маниловский проект: тундра не держала рельсов, не говоря уже о поездах.

Железнодорожная колея вдоль Полярного круга - концентрированное выражение абсурдности многих технических начинаний человека.

Со смертью вождя зачах и его искусственный замысел. Но от несостоявшегося проекта остались не только бараки - остался принцип. Главное - инициировать, начать, не забивая себе голову предсказаниями последствий. Принцип, который и « без Сталина был жив-живехонек, в от­ношении людей к природе - прежде всего».

Голубев, а вместе с ним и Залыгин, представительствуют в романе от лица науки, но той науки, которая не забывает об инстинкте самосохра­нения человека и человечества, которая стремится не к дроблению и рас­пылению знаний о мире, а к их слиянию, синтезу, к целостности восприя­тия сущего.

«Антиприродное начало» потому страшно, что творит ложную действительность. Оно образует вокруг себя мир, точнее - антимир мнимых, искаженных величин. Оно вырабатывает и свою систему ценностей, и свою идеологию, и свои правила игры. И тогда реки перестают быть природой, они становятся постановлениями, решениями, программными разработками, протоколами и докладами. Здесь, в этом опрокинутом мире, командовали не природные законы существования, а политические установки. Наркотик такого мира - гигантомания. Если стройка, - то века. Если плотина, то высотная. Если энтузиазм, то бьющий через край. Если планы, то истори­ческие.

Олицетворением этого опрокинутого мира в романе выступает моно­польная система, замкнутая наподобие всесильного концерна, обозначен­ного в романе под названием «Киловатт- час», действующая во имя собс­твенных интересов, сама перед собой отчитывающаяся и самой же себе отпускающая грехи.

Она - внеэкологична, разорительна, разрушительна, абсурдна.

Когда-то Александр Солженицын писал в рассказе «Утенок»: «И в чем тут держится душа? Не весит нисколько, глазки черные - как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать - и нет... А мы - мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь если все дружно возьмемся - за двадцать минут целый мир перепашем. Но никогда! - никогда, со всем нашим атомным мо­гуществом мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать - не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка...»

В «Экологическом романе» показаны ужасающие масштабы растраты «немонтируемой природы».

Апофеозом такого покорения и использования природы стала радиоактивная после Чернобыля река Припять, чьи берега, обремененные обиль­ной, гипертрофированной жизнью, напоминают рай, то есть загробный мир.

Голубев уже ощущает грядущую остановку, заболачивание времени. Грандиозные проекты преобразования природы рассматриваются всеми не как реальные дела, а только как «начинания», главное - начать, что будет дальше, не очень важно. И среди людей уже возникают психологи­ческие типажи - заготовки для будущих «новых русских». Родной сын Го­лубева Алексей, уже представляет собой образец «частичного» человека: «Я когда-то, лет двадцать тому назад, один час шестнадцать минут ду­мал и пришел к выводу: все плохое и все самое трудное - не мой воп­рос, не моего ума дело. Вот и экология - да разве она моего ума?».

Этот нарождающийся тип человека мыслит принципиально только в пределах собственной досягаемости и живет с ощущением, что мира за горизонтом не существует.

Роман Залыгина лишен утешительных иллюзий. Он проникнут если и не безверием в че­ловека, то сильным скептицизмом по отношению к нему. К его здравому смыслу, к его способности обуздать свои аппетиты потребителя, осознать себя частью природы, которую он губит.

Открытый финал, открытые вопросы: что же дальше? на что надеять­ся? кто спасет и Россию, и русскую природу?

Спасения, повторим вслед за Распутиным, «негде больше искать, как в человеке. Это ненадежное место, но другого и вовсе нет».

Работа в группах

Сейчас вам предстоит работать с текстами некоторых из этих произведений (Приложение 4).

(Учащиеся обсуждают тексты в группах).

Выступление групп

(Учащиеся выступают с результатами своей работы).

Обсуждение

Мы прослушали выступления групп, давайте подведем итоги.

Что объединяет все эти произведения?

Кто является источником названных вами проблем?

Между кем или чем возникают конфликты?

Кто из героев является носителем нравственности в повести «Прощание с Матерой»?

(Ответы учащихся)

Учитель:

Человек – это царь природы.

С самых древних ещё веков

Покорил он леса, и воды,

И мышей, и могучих львов.

Любая жизнь ценна, прекрасна, дети.

И, наблюдая, думаем подчас,

Что на большой и голубой планете

Не можем мы без них,

Или они без нас?

Ответьте, пожалуйста, на вопросы (слайд 9)

(ответы учащихся)

Учитель: «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (варианты ответов учащихся).

Рефлексия

Учитель: Заканчивая наше занятие, мы предлагаем вам ответить на вопросы: (слайд 10)

Что мы сегодня узнали? Поняли?

Что сегодня на занятии было наиболее сложным? Самым лёгким?

Что получилось? Не получилось?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось?

Какой этап занятия для вас был наиболее интересным?

Что изменилось в ваших представлениях в результате сегодняшнего занятия? И т.д.

Учитель: Закончить хотелось бы просмотром еще одного фильма, который покажет всем нам, что мы можем потерять, если будем вести себя на планете Земля как пришельцы. (Приложение 3)

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Земля подарила тебя миру, и ты подари Земле мир», основываясь на произведениях художественной литературы и других фоновых знаниях. (слайд 11)

Список использованной литературы и средств Интернет.

    Айтматов Ч. Белый пароход: Повесть. И дольше века длится день

(Буранный полустанок). Роман.- М.: Худож. лит., 1988

    Айтматов Ч. Плаха.- М.:Известия, 1990

    Астафьев В. Царь-рыба.- М.:Современник, 1984

    Залыгин С. После бури.- М.: Худож.лит, 1988

    Залыгин С. Экологический роман \\ Нов.мир.- 1993.-№12

    Распутин В. Повести.- М.:Просвещение, 1990

    Агеев А. Распутин новый и старый // Знамя.- 1999.-№6

    Чубинский В. И снова о "Плахе" // Нева.-1987.-№8

    Славникова О. Старый русский: поздняя проза Сергея Залыгина// Нов. мир.- 1998.-№12

    Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000.

    http://www. ru.wikipedia.org/

12. http://school-collection.edu.ru

Экология души. Словарь для школьников

Если экология - это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Величие души должно быть свойством всех людей. Сенека

Душа человека развивается до самой смерти. Гиппократ

Душа человека заключается в его делах. Ибсен Г.

В словаре собраны понятия, имеющие отношение к области нравственного воспитания, духовного развития и общечеловеческих ценностей. Некоторые термины адаптированы для понимания их школьниками. Словарь не претендует на полноту изложения темы и может быть дополнен педагогами и учащимися в процессе обучения и общения..

Альтруизм - желание и стремление бескорыстно принести пользу другим людям, самоотречение, самоотверженность; противоположность эгоизму.
. Благоговение - глубочайшее почтение, уважение, преклонение, признание.
. Благовоспитанность - умение хорошо держать себя в обществе, обладание хорошими манерами.
. Благодарность - способность чувствовать и проявлять признательность за оказанное добро.
. Благожелательность - доброжелательность, приветливость.
. Благопристойность - соответствие требованиям приличия.
. Благоразумие - рассудительность, осмотрительность, здравомыслие.
. Благородство - высокая нравственность, достоинство, безукоризненная честность, способность пренебречь личными интересами, открытость и совестливость.
. Благотворительность - обеспечение людей благами и услугами, оказание безвозмездной материальной или денежной помощи нуждающимся.
. Вежливость - склонность и умение соблюдать правила приличия, воспитанность, учтивость.
. Великодушие - обладание высокими душевными качествами, способность прощать и быть бескорыстно уступчивым, готовность жертвовать своими интересами ради других.
. Верность - надежность, преданность, постоянство, неизменность в выполнении своих обязанностей, в чувствах и отношениях.
. Воля — стремление и способность человека к осуществлению своих желаний, к преодолению препятствий, достижению поставленных целей.
. Воспитанность - обладание хорошим воспитанием, знание правил поведения в обществе и умение вести себя в соответствии с этими правилами.
. Гуманность - человеколюбие, отзывчивость, внимательность к нуждам других людей.
. Гуманизм - признание ценности человека как личности, уважение достоинства и прав человека.
. Добродушие - благожелательная приветливость, доброта и мягкость характера.
. Добросовестность - склонность честно выполнять свои обязательства; верность, надежность в делах.
. Доброта - готовность помогать людям, оказывать им услуги («делать добро»), отзывчивость, душевность.
. Долг - нравственная обязанность личности, ответственность за выполнение требований общества или за принятые внутренние обязательства.
. Дружба - устойчивые доверительные, близкие отношения, основанные на общих интересах, идеалах и целях, на симпатии и активной взаимопомощи.
. Дружелюбие - чувство симпатии и приязни, дружеское расположение к кому-либо.
. Душа - внутренний мир человека; особое идеальное начало, противоположное материальному миру.
. Здравый смысл - благоразумие, чувство меры, мудрость, правильность представлений людей о природе, обществе и окружающем мире.
. Идеал - высшее совершенство, лучший образец для подражания; реальный или собирательный образ, воплощающий в себе наиболее ценные и привлекательные человеческие черты.
. Интеллигентность - сочетание высокого уровня развития интеллекта и образованности; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры; глубокое принятие и следование общечеловеческим ценностям; чувство социальной справедливости и терпимость к инакомыслию; честность, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, порядочность, благородство.
. Интеллект - умственные, познавательные способности человека; глубина его знаний и способность к их использованию.
. Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий; чутье, проницательность, тонкое понимание происходящего.
. Культура - творческая деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей.
. Любезность - обходительность, предупредительность, учтивость, приятность в общении.
. Мечты - планы и фантазии человека о будущем, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.
. Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в мире, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе; убеждения, идеалы и принципы, определяющие поведение.
. Миролюбие - стремление к миру и согласию, добродушие, мягкость в общении, уступчивость, склонность избегать конфликтов или готовность к сотрудничеству и поиску компромиссов.
. Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь нуждающимся и обездоленным; доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку.
. Мораль - система воззрений на жизненное предназначение человека, охватывающая понятия добра и зла, должного и непозволительного, справедливости, совести, смысла жизни.
. Мудрость - обладание большим умом, высшим знанием, основанное на жизненном опыте.
. Мужество - спокойная храбрость, душевная стойкость и сила духа; способность разумно, смело и решительно действовать в ситуациях беды или опасности; умение преодолевать страх и неуверенность в себе.
. Мягкосердечие - доброта, отзывчивость, сострадательность, душевная мягкость.
. Нравственность (мораль) - свод принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
. Ответственность - волевое качество, способность осуществлять контроль над своим поведением и деятельностью, отвечать за совершенные поступки и их последствия, выполнять принятые на себя обязательства.
. Отзывчивость - сочувственное отношение к другим людям, готовность отозваться на чужие нужды, оказать помощь.
. Патриотизм - любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, традициям; преданность своему отечеству и своему народу, гордость за его прошлое и настоящее, стремление своими действиями служить его интересам.
. Почтительность - склонность относиться к кому-нибудь с большим уважением и даже благоговением.
. Принципиальность - стремление следовать убеждениям, действовать в строгом согласии с важными твердыми правилами (научными или нравственными основами).
. Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей и возможностей.
. Самообладание - волевое качество; способность владеть своими эмоциями, сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».
. Смысл жизни — более или менее осознанное переживание осмысленности и результативности собственной жизни, субъективное понимание своего предназначения и цели существования.
. Симпатия - одобрительное отношение к другому человеку (людям), чувство внутреннего расположения, проявляющееся в оказании внимания, приветливости, доброжелательности.
. Совесть - особое нравственное чувство, способность распознавать добро и зло, внутренняя оценка моральности своих и чужих поступков, чувство ответственности за свое поведение.
. Сознательность - склонность адекватно и разумно понимать и оценивать окружающее, совершать обдуманные поступки.
. Сопереживание - сочувствие другому человеку, совместное переживание его душевного, эмоционального состояния.
. Сострадание - деятельное сочувствие чужому страданию, стремление к эмоциональной поддержке другого человека, готовность оказать помощь.
. Справедливость - беспристрастное отношение к чему-либо, стремление следовать истине, правде в словах и поступках.
. Тактичность - склонность учитывать в процессе общения интересы окружающих, проявлять вежливость и учтивость; осторожность, бережность, чувство меры в общении.
. Терпимость - умение терпеливо и спокойно относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.
. Трудолюбие - положительное отношение к труду, активность, инициативность, добросовестность, усердие в работе, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда.
. Учтивость - вежливость, почтительность.
. Целеустремленность - направленность на достижение значимых для личности целей, упорство при их достижении, готовность преодолевать трудности.
. Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, самоуважение, основанное на следовании моральным принципам; обязательность, честность, ответственность, единство слова и дела, благородство души и чистая совесть.
. Эмпатия - сочувствие, сопереживание, интуитивная способность чувствовать и разделять эмоциональное состояние других людей.
. Этика - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой жизни с точки зрения понятий о добре и зле.

При составлении словаря были использованы следующие источники:

1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
2. Культурологический словарь. Методического пособия по культурологии под ред. В.Константинова, Владимирский государственный педагогический университет, - http://arslonga.33info.ru/muzved/kultslovar.htm
3. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - http://slovari.yandex.ru/dict/ brokminor
4. Менделевич В.Д. Терминологические основы феноменологической диагностики. - М., 2000.
5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. - «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002.

Классный час на тему "Экология души. О чистоте речи". Характерной чертой нашего времени является то, что мы очень много говорим, не задумываясь, просто говорим, и все. Сквернословие сейчас звучит в разговоре взрослых и детей, а для некоторых это основной язык их речи. Данный материал можно использовать при проведении классного часа, а также на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Экология души. О чистоте речи»

Цель : воспитание уважительного отношения к языку.

Задачи : обратить внимание на значение слова в жизни людей;

Познакомить с губительным воздействием слова на моральное и физическое здоровье личности;

Воспитывать культуру общения.

Оборудование : карточки со словами, карточки с частями пословиц, плакаты.

Ход занятия

I Вступление

В одной из глав сказочной повести И. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин!» енот Нотя старательно отстирывает в вёдрах облака, на которых оставляют пятна злые слова и сетует: «Хоть бы люди поняли, наконец, что плохое слово не просто так – брякнул, и до свидания. Это каждый раз – грязное пятно на чистом облаке...». Таким «грязным пятном» ложатся грубые слова на человеческие взаимоотношения. Это в наших силах - промолчать, когда на языке вертится грубое, бранное слово. Мир вокруг нас будет чище.

Ученик . Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать и отзывом и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский

Слова – это одежда для наших мыслей. Все мы любим красивую, нарядную одежду. Такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, красивые слова всегда, каждый день, а не только в праздник.

И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду – говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром – добрая, в плохом – злая. И она никуда не улетает, а ходит за своим хозяином следом, живет в его доме. Предмет, сделанный с плохими словами, быстро ломается, им никто не хочет пользоваться. Дом, построенный с плохими словами, быстро рушится. Растения гибнут, слушая брань. И сам человек начинает болеть, не зная почему, у такого человека рушатся отношения с близкими людьми.

Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие – то ощущения. Какие - зависит от произносимых слов.

Человек, говорящий хорошие, чистые слова, всегда как бы с букетом цветов или связкой шаров. Вокруг него всегда сияние и красота. Слова благодарности зажигают звезды, от них расцветают улыбки, раскрываются сердца.

А вокруг сквернослова всегда вьется рой черных мошек, серых тучек, напоминающих чудовища. Только видеть это могут не все.

II Чтение сказки

Сказка «Цветок мудрости»

В одном царстве – государстве все люди очень любили цветы. В палисаднике около дома каждый житель выращивал какие-либо цветы. Кто-то розы, кто-то пионы, кто-то маргаритки, а у самого короля рос цветок Мудрости. Это был самый необычный и самый прекрасный цветок, когда-либо известный людям. Каждый, кто видел его и вдыхал его прекрасный аромат, становился радостнее и мудрее. И не иссякал поток людей, желающих полюбоваться цветком.

Король был в восторге от цветка мудрости, и ему хотелось, чтобы цветок разросся еще больше и цвел еще пышнее. Он решил, что цветку нужно хорошее удобрение и кинул клич по всему королевству – кто привезет для цветка самую лучшую землю, богатую микроэлементами и удобрениями, того он по- королевски наградит.

Многие откликнулись, но королю особенно понравилась земля одного крестьянина одной самой дальней избы – настоящий чернозем, так она была черна. Но не знал король, что на самом деле это был вовсе не чернозем, а земля была черна из-за черных, скверных слов, которые постоянно употреблял в своей речи этот крестьянин.

Когда в эту землю посадили цветок мудрости, то он, вместо того, чтобы расти и цвести пуще прежнего, стал вдруг вянуть.

*Как вы думаете, почему стал вянуть цветок мудрости?

Король убрал привезенную землю, но цветок все засыхал. Тогда король стал искать средство, которое поможет страдающему цветку обрести прежнюю красоту. Он позвал самого главного мудреца королевства.

*Ребята, по вашему мнению, какое средство порекомендовал царю мудрец?

Правильно, красивые слова.

*А теперь представьте, что вы – жители королевства. Какие бы слова принесли вы для цветка?

Когда, ребята, все жители королевства сказали цветку мудрости красивые слова, то он почувствовал, что его очень любят, и перестал вянуть.

А однажды, когда король путешествовал по своему королевству, он забрел высоко в горы и, к своему удивлению, увидел в горах хижину, вокруг которой благоухали красивейшие цветы из всех, кого-либо виденных им. Они были точь-в-точь как его цветок мудрости, только необыкновенно больше. Удивило короля и то, что росли–то они высоко в горах, где вообще вряд ли возможно была какая-либо растительность, а тут – цветы!

Человек, который жил в хижине, был очень добрым и отзывчивым.

Как выросли у твоей хижины в таком изобилии цветы мудрости? – спросил король.

Я думаю только чистыми мыслями и произношу только чистые и красивые слова, - ответил человек,- кроме того, я очень люблю эти цветы, и они мне отвечают тем же. Король сразу понял кто перед ним.

* Кто перед ним, ребята?

Правильно, мудрец.

Король стал брать пример с мудреца и цветок его королевства заблагоухал и расцвел, как никогда прежде. И долго потом люди вспоминали добрыми и красивыми словами правление этого мудрого короля.

III Работа в группах

А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать цветок Мудрости. (Уч-ся разбиваются на группы и рисуют)

IV Чтение стихотворения М. Небогатова

Ребята, а сейчас обратимся к стихам Михаила Небогатова. (Учащиеся читают стихи и выставляют карточки с написанными словами: мир, любовь, родина, красота, мелодия, душа, песня )

Ученик . Шел человек полями и лесами,

Смотрел на мир влюбленными глазами,

Искал слова, чтоб людям рассказать,

Как хороша земля его родная

И в зимний день, и в день цветущий мая,

Как в этом мире радостно дышать.

Слова теснились пестрою гурьбою –

С листвой, с цветами, с речкой голубою,

С машинным гулом, с запахом хлебов.

Но все, что в сердце искрилось и пелось

Не так звучало, как того хотелось,

И легких крыльев не было у слов.

А где-то в поле, памятном от века,

Счастливый взор другого человека

Впивался жадно в ту же красоту.

Его любовь мелодию рождала,

Да только слов ей нужных не хватало,

Чтоб полететь, окрепнув на лету.

И, уловив минуту дорогую,

Одна душа услышала другую.

Как глубока их родственная связь!

Словам дано привольное звучанье,

А смутным звукам – точное названье.

Поют.

Ты слышишь?

Песня родилась!

V Игра «Передай словечко»

Один участник передает другому что – то хорошее, доброе, красивыми словами. Их становится двое, вдвоем они придумывают красивое выражение, передают третьему и т. д., пока все участники не соберутся в один хоровод.

VI Игра «Собери пословицы»

  • Доброе слово может исцелить , а злое – покалечить.
  • Пустые речи и слушать нечего.
  • Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь.
  • От сабли рана заживет , от слова – нет.
  • Ласковое слово слаще меда.
  • От хорошего слова и камень добреет.
  • Недоброе слово больнее огня жжёт.
  • Язык голубит, язык и губит.

VII Заключение

А теперь прочитайте плакаты, которые вы видите на доске (слайде).

Во мне все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

С меня начинается честь и культура России.

Теперь все вместе

Мы знаем, что грубость – это не сила, а слабость. Мы знаем, что жизнь – это бумеранг. Наши мысли, слова, поступки рано или поздно возвращаются к нам с удивительной точностью. Мы знаем, что только, когда отдашь миру лучшее, что есть в тебе, к тебе вернется самое лучшее, что есть в мире.

В завершении нашего урока позвольте дать вам несколько советов:

1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников – читай, не ленись!

3. И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга!

Среди основ человеческого бытия природе принадлежит одно из первых мест. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Экология природы не имеет будущего без экологии души.

«Растёт то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы» И. Гёте.

Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Если поступки и помыслы людей будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа - будет грязной экология нашей планеты. Мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение наших детей к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления (экоцентризм - мировоззрение, философия, а также идеология охраны окружающей среды ), без которого невозможно сохранение жизни на Земле. Русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей. Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(С. Есенин)

Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе. Многие считают, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны. Но Земля - это живой организм, такой же как мы с вами. И все, что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.

Хорошо, что есть люди, которые свою жизнь посвящают защите природы, всей нашей планеты, у которых необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты! «Природа должна найти свое единственное убежище - наше духовное сознание» (писатель С. Залыгин).

Будет более правильным сравнить самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле.

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

На фоне непрекращающихся войн, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже, ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская экология .

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

Экологии души - охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Хочешь изменить мир, изменись сам!

Добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом… Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Особый вид доброты - милосердие. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. М. Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Зло – всё, что губит душу человека…Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».

Нужно ли помогать пожилым, одиноким, больным, бедным людям? Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям, является умение прощать? Можно ли принудить человека быть добрым? Может мы зря приходим на митинг 9 мая, или на концерт пожилым людям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны. Как объяснить героизм воинов? Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека... 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям…

Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть: " Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри, как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие - человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни – увеличивать добро в мире». Уничтожай зло в мире, а прежде всего люби…

А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?

Каждый из нас должен задуматься. А для начала… в помощь вам эти упражнения.

Упражнение «Объясните» . Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?» Потому что он плохо относится ко мне? Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других? Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже? А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка? А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

Упражнение «Рычите». Проговорите гласные У, О, А, И так, как будто вы артист-чревовещатель и звуки идут не просто из горла, а перемещаются к гортани (начало дыхательного горла) оттуда, откуда они идти не могут - из кишечника. Прорычите на воображаемого противника «кишками». От процедуры организм быстро устанет и агрессивность снизится. Тогда все обстоятельства можно спокойно обдумать и принять решение. Эти упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. Вот они во время тренировок и рычат без стеснения. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

От стресса - остыньте, поборите агрессора, засевшего внутри вас. Сидя за столом, представьте себе, что перед вами обидчик. Смотрите на воображаемого противника с ненавистью, с яростью, представьте себе, что противник уменьшается. Время, затраченное на это упражнение, равно времени удлинённого и задержанного вздоха. Зажмурьтесь так, как вы умеете, выдохните. После того как проделаете это упражнение дважды, подумайте: а стоило ли так расстраиваться и злиться? Возможно, вы получите ответ «нет».

Пауло Коэльо - "О карандаше", притча из книги "Подобно реке..."

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо и спрашивает:

Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу .
Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш.
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
- Все зависит от того, как смотреть на вещи . Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых : ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки . Мы называем эту руку Богом и всегда должны вверять себя Его воле.
Во-вторых : чтобы писать, мне приходится время от времени затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль , помня, что она облагораживает тебя .
В-третьих : если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо . Часто этоединственный способ удержаться на верном пути .
В-четвертых : в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя .
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след . Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый свой шаг .

И нам с вами тоже никогда не нужно забывать эти мудрые советы. Ибо именно они позволят стать, действительно, большой личностью.

Во-первых, вы сможете сделать много великих вещей в своей жизни, но только если вы доверитесь зову своего сердца, дадите другим людям то, чем обладаете сами.

Второе: Вы тоже будете испытывать боль, оттачивая свои навыки время от времени, преодолевая различные проблемы в жизни, но эти проблемы необходимы, чтобы вы стали сильнее.

Третье: У вас будет возможность исправить любую ошибку, которую вы совершите в жизни.

Четвертое: Самое важное, что в вас есть - это всегда то, что находится внутри вас.

И пятое: По какой поверхности вы бы ни шли, вы должны оставить свой след. Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, вы должны продолжать выполнять то, что обязались сделать.

И пусть эта притча поможет вам осознать, что вы - совершенно особенный человек, единственный человек на этом свете, который способен осуществить то, ради чего он появился на свет.

Никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.

«Душевная экология» - это дело самого человека. Ты – это твои действия, и нет другого тебя…" С.Экзюпери

Природа, я иду в тебя

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыбина Ольга Петровна

Серповской филиал МБОУ Устьинская СОШ

Учитель начальных классов

E-mail:[email protected]

Контактный телефон: 89108513425

Доклад

«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –

К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

Природа - матушка моя.

/Воронцова И./

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

Н а пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства – голос времени. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА

На фоне непрекращающихся воин, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

В се мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

Ч еловек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.

Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в каждом ребёнке дремлет самый настоящий художник, т.е. ЧЕЛОВЕК , который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть ИСТОЧНИКОМ - ПИТАЮЩИМ ДУШУ .

Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что если работа на уроке с книгой – воспитание любви к книге, упражнение о дереве – воспитание любви к природе. Два-три предложения о добром мальчике из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы» - и есть надежда, что завтра все дети будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое трудное и мучительное в учительской профессии.

Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить «теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа...?

Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» - ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное общество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему – «УЧИТЕЛЬ», основанной на этике и новом понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI века.

И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель – человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т. п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания.

Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:

Оторванность от жизни;

Неумение применять на практике природоведческие знания.

К тому же я, и большинство сельских учителей начальных классов испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в природе. Для ребёнка, оторванного от живой природы, возникает ложное представление об экологии в данной местности. Для них экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Кто-то нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы. Какие-то предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди, работающие на них. Всем от природы что-то нужно. Но только сама она, выходит, никому не нужна. И природа, где медленно, где чуть быстрее погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Чтобы сохранить в ребёнке художественное восприятие мира – главное общение с природой, т. е. через туристско-краеведческую деятельность, через укрепление здоровья путём закаливания организма холодной водой, через формирование сознания.

Н епосредственные контакты с окружающим миром вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми, терпимыми к окружающим. Формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремлённость, смелость, способствует приобретению умений и навыков в общении с живой природой. Знания, приобретённые наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Мать – Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и основа нашей жизни

У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. И тогда

«Не станет он искать побед,

А ждать великое начало

Его всё чаще побеждало,

Чтобы расти ему в ответ»

М.Н. Рыльке

/перевод В. Пастернака./

Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно строиться на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.

Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что слово ЧЕЛОВЕК – не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё больше он становится разрушителем всего и вся.

Х очется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди!!!»

В беседах хочется достучаться до сердец, но порой люди глухи. Наши проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем забыли про свой другой мир – духовный.

Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души, любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас – была всегда.

Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет ЛЮБОВЬ на Земле ко всему живому , и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.

Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится искорка светлого. А сколько таких искорок у меня в классе. Ведь дети – это нераспустившийся бутон цветка. Стоит только прикоснуться к его бархатной головке нежно и бережно, как он потянется к тебе, к солнечному свету.

Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы:

  1. Сумею ли я, учитель войти во внутренний мир человека, который учится и взрослеет?
  2. Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок?
  3. Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир?
  4. Смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи – чувства?
  5. Смогу ли я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?

И каждый день! И завтра, и вчера…

Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему зато, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы живые люли, он – человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить и тем самым я возвышаюсь в духе своём.

…Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы не от старости, ещё прежде - от бездуховности своей.»

В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку – человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.