Старуха изергиль жизнь старухи. «Старуха Изергиль» главные герои. Жизнь старой женщины

Главной героиней рассказа Горького «Старуха Изергиль» есть, конечно же, сама старуха - личность весьма интересная и неоднозначная.

В молодости, она жила на берегу Бырлада, что под Фальчи, со своей матерью. Вместе с ней они с утра до вечера ткали ковры. По характеру женщина была очень энергичная и веселая. Так как она была очень красивой, мужчины очень любили ее, а она их.

Она быстро увлекалась мужчинами и кружила им голову, но потом бросала их, почувствовав, что уже скучает рядом с ними. А они, в свою очередь, быстро влюблялись в ее красоту и задор, и не выносили разлуки.

Мужчины дарили ей дорогие подарки и хвастали ею перед своими друзьями. Девушке это очень льстило, она чувствовала себя королевой. Но бывало, что очередной возлюбленный мог ударить ее, в таком случае, она как кошка бросалась ему в лицо и оставляла памятные шрамы.

По роковой случайности почти все мужчины, с которыми она гуляла, погибли или с ними случилось какое-то несчастье. Женщина как будто была черной меткой, сама не осознавая этого. Легко играя мужским сердцем, она вскоре разбивала его и оставляла мужчину опустошенным. Вскоре смерть забирала его.

Не чуждалась женщина так же чужих мужей. За что в один день была сильно ранена одной из ревнивых жен. После этого ее долго выхаживали в монастыре. Но и в монастыре она нашла себе мужчину. Это был брат монашки, которая ее выхаживала. Молодой совсем парень. Он без памяти влюбился в красавицу вдвое старше себя и умер, когда она его бросила.

С теми, кто оставался в живых после встреч с этой роковой женщиной, она никогда больше не встречалась.

Женщина не умела больше ничего делать, кроме как ткать ковры и любить мужчин. Одно время она торговала собой, чтоб насобирать много денег и уехать домой в Бырлад. К ней ходили богатые вельможи, дарили ей подарки и дрались из-за нее. Мужчины как будто сходили с ума, узнав ее. Они готовы были отдать все, лишь бы быть с ней.

И вот, наконец наигравшись, она осела в Польше, где сильно полюбила одного шляхтыча. На этот раз она сама долго добивалась его. Он был очень красивым и гордым, а так же избалованным женщинами. На то время красота Изергиль стала меркнуть, и он бросил ее. Это был единственный мужчина в ее жизни, который сам ее бросил. Она, наверное, впервые в жизни полюбила по-настоящему и продолжала добиваться его, а он все смеялся над нею.

Однажды он попал в плен к русским возле Варшавы, женщина узнала об этом и пошла за ним следом. Она задушила охранника и помогла бежать своему любимому.

Оказавшись на свободе и в безопасности, он и тогда стал глумиться над нею. И она поняла, что никогда не будет с ним. Она сама прогнала его.

После этого случая Изергиль поняла, что пора остановиться и завести семью. Молодость ее прошла и красота увяла.

Она вышла замуж за молдаванина и жила с ним до старости в Добрудже. После смерти мужа, старуха осталась одна, но тянулась к молодежи. Молодые девушки и юноши любили слушать рассказы и легенды, находя в них много мудрости и пользы для себя.

Время превратило ее из писаной красавицы в дряхлую старуху с сухой морщинистой кожей и седыми редкими волосами.

Образ Данко. Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса, без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное желание человека о духовной и физической красоте: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, Данко берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Г ерой не боится трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой силы воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные, утомлённые и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Г ерой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим сердцем, Данко вывел людей из тьмы, туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко гордо взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ осторожного человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой». Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям. Данко пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого он вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!»

В рассказе «Старуха Изергиль », героиня, которая имеет довольно таки сложный характер, до сих пор не теряет надежду в высокие идеалы. Она не боится ни кого осуждать, и обсуждать, но при этом быть благодарной героям – борцам. Это только может вызвать почет герою, который вместе со старухой разделяет ее убеждения.

Писатель сделал старушку носителем начало рассказа. Образом Изергиль, писатель хотел показать, первостепенность поведения людей, и их огромную роль, в формировании их характеров, и судьбы. Внешность, как и характер Изергиль, очень двойственная, она поняла, только в возрасте как надо было жить. Теперь уже когда ей много лет, она учит жизни молодых людей. Что бы, они не совершали ее ошибки. Имея такие большие силы в душе, она потратила их вообще не по делу.

Старухе по душе те люди, которые понимают, что они делают, которые желают не только себе, но и остальным счастья, достатка и благополучия. Во многих высказываниях о судьбах людей, Изергиль считает, что подвиг это красивый поступок, только если он делается во благо людям. Она убеждена, что в жизни всегда можно разыскать для него место. И если человек готов к этому подвигу, то он сможет совершить его при любых обстоятельствах. Ее миропонимание и принципы в жизни не такие категоричные, как у героев из ее легенд, которые больше подходят к реальной жизни.

Образ старухи в рассказе осуществляет несколько функций. Первая из них это то, что старуха является главной героиней, которая образует сюжет рассказа. Которые довольно таки сложно переплетены в сюжетные линии. Одна связана с сюжетом людей. Вторая линия – обрисовка красивой девушки Изергиль сорок – пятьдесят лет назад, третья линия – легенды о Ларре, и Данко. Естественно образ старухи связан с легендарным и реальным миром. Возможно Изергиль выглядит как ведьма из сказки. Следует сделать вывод, что все эти линии сюжетные объединены не только образом старухи, но и автобиографического автора.

Цельность рассказа достигается тем, что автор показывает актуальность социально – философских проблем для времени в котором он живет. Его тревожат формы социального поведения. Роль старухи в рассказе не ограничивается судьей и рассказчицой. Между своими рассказами, она и о своей жизни ведет повествование, в итоге становится лицом интересных приключений. Вспоминая своих многочисленных мужчин, старуха говорит: что главное у нее была любовь к людям. Она любит песни, свободу красоту. Но она влюбчивая, как только кто-то появлялся на горизонте новый, она сразу же забывала про старую любовь.

Изергиль, при своем непостоянстве характера, не теряла надежду в душевных идеалах, она умела хранить смелость и благодарность героям – борцам. Эти черты вызывают у автобиографического автора уважение к старухе.

Сочинение на тему Старуха Изергиль

Прочитав рассказ Горького «Старуха Изергиль» многие могут столкнуться с чувством неоднозначности: жалость и некое осуждение за повторение ошибок, которые вызывает главная героиня, заставляют задуматься о глубоком смысле произведения. Подчас безрассудные, эгоцентричные и необдуманные поступки Изергиль пагубно влияли на все ее влюбленности, оставляя при этом главную героиню наедине с ее бедой. Извечный вопрос в судьбе Изергиль и право выбора кем быть и кого любить всегда решался в пользу своих собственных интересов, тем самым подавляя и калеча судьбы неповинных людей. Ее желание вечной страсти и чувств убило в ней личностный рост, развитие потенциала и возможность быть кем-то большим, чем просто предмет воздыхания.

Главная героиня рассказа Максима Горького показывает поколениям любых возрастов, что душа и желания не стареют. В любом возрасте имеет место быть и страсть, и похоть, и желание ощущать собственное превосходство. Именно образ Изергиль в возрасте 40-ка лет, окутанный проступающей сединой, отсутствием былого шарма и тяготами прожитых лет, позволяют читателю вкусить все чувства женщины. От ее искрометного взгляда и улыбки ни осталось и следа, нос приобрел крючковатую форму, спина с каждым днем все ниже опускала Изергиль к земле, а именно поэтому героиня все больше и больше боится одиночества. Понимая свое несовершенство, героиня бросается в омут с головой и рушит тем самым жизни неповинных людей. Все ее любовные истории имеют кардинально разные сюжеты и разных героев, однако финал каждой одинаков.

Однако есть что-то в Изергиль по-прежнему манящее. Ее вера в высокие идеалы, светлые чувства и стойкость духа окружающих людей всегда приводила ее к порядочным и светлым людям, которые отдавали все чувства привлекательной и чарующей женщине. Вопрос лишь в том, насколько сильны и желанны были эти моменты для самой героини. Ее романы могли длиться неделю, а могли и пол года, но вся суть и одновременно абсурдность ситуации заключалась в том, что Изергиль испытывала сильные чувства ко всем своим избранникам, даже если после отношений могла собственными силами привести любимого к смерти или нескончаемым страданиям. Закат своей жизни Изергиль проводит за рассказами о своих романах людям, которым полюбилась противоречивая и иногда странная старушка.

Собственноручно созданная трагедия в любви, которая преследует Изергиль на протяжении всей ее жизни, рушит судьбы других людей, тем самым заставляя читателя задуматься о нашей собственной роли в существовании окружающих.

3 вариант

Алексей Максимович Пешков, известный читателям, как Максим Горький – великий русский и советский писатель. Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Детство было трудным, с 11 лет он сам зарабатывал на жизнь. В юности много путешествовал, говорил с людьми, слушал интересные истории, которые позже описал в своих рассказах.

Одно из его самых известных романтических произведений – «Старуха Изергиль», написанное в 1894 году. Состоит из трех частей. Главный герой – сама старуха Изергиль. Она рассказывает собеседнику (автору) интересные легенды, а также свои собственные истории любви. Судя по всему, ее здесь любят за мудрость, за красивые и поучительные сказания, которые она хранит в памяти долгие годы.

Старуха рассказывает сказку о гордеце Ларра, который поставил себя выше всех и потому остался одиноким навсегда. Его тень до сих пор бродит по земле, ища смерти и покоя. Очевидно, Изергиль сравнивает гордость Ларра со своей гордой и смелой натурой. Увидев искры, сказала, что это частицы сердца Данко и поведала еще одну историю о прекрасном юноше, отдавшем свое сердце людям. Изергиль считает, что все красивые люди благородные и смелые. Ведь она тоже готова была отдать и сердце, и свою жизнь для любимого.

Изергиль нельзя назвать ни доброй, ни жестокой, ни хорошей, ни плохой. Все смешалось в жизни этой уставшей старой женщины. В молодости она была прекрасна и любима. Автор постепенно открывает ее былую красоту, всматриваясь в старческий скрюченный нос, в тусклые, слезящиеся глаза. Он пытается увидеть 15-летнюю девушку, которая впервые влюбилась в простого рыбака, отдав всю себя возлюбленному. Пылкая и страстная, но гордая и свободолюбивая, она не могла долго находиться в плену своих чувств. Потом был гуцул, разбойник, которого вскоре казнили. Она добровольно стала наложницей в гареме богатого турка, где ей жилось сытно и роскошно. Но вскоре спокойная скучная жизнь надоела ей, она сбежала с совсем юным сыном турка. Очевидно, мальчик не выдержал неуемной страсти прекрасной наложницы и зачах. Даже умирая, он продолжал ее любить. Потом был монах с подлой душонкой, поляк, любивший подвиги, венгр… Последней любовью сорокалетней женщины был молодой шляхтич, которого она вызволила из плена.

Почти все возлюбленные женщины погибли. Но, несмотря на то, что вся ее жизнь переплетена нитями любви, что сама она состоит из любви, что она жадная до жизни и страсти, Изергиль осталась крайне эгоистичной. Она ни разу не пожалела об ушедших безвозвратно любовниках и никогда не хотела бы встретиться с ними еще раз. Уехала в Молдавию, вышла замуж. С мужем, который к этому времени умер, прожила 30 лет. И она снова ни о чем не жалеет. Сморщенная кожа, заостренный подбородок, ссохшиеся руки – все, что осталось от той, которую когда-то целовали и безумно любили.

Старуха Изергиль образ и характеристика по плану

1. Общая характеристика . Старуха Изергиль - главная героиня одноименного рассказа . Эта женщина прожила очень долгую жизнь (около семидесяти лет), испытала множество радостей и бед. Богатый житейский опыт сделал старуху Изергиль очень мудрой. Она знает большое количество древних преданий и легенд, имеющих глубокий философский смысл.

2. Внешний вид . Внешне старуха похожа на ведьму: "заостренный подбородок с седыми волосами" и "сморщенный нос", напоминающий "клюв совы", "на месте щек... черные ямы", "пепельно-седые волосы". Лицо и руки Изергиль покрыты сетью морщин. Отталкивающую картину дополняет скрипучий голос. Глядя на это старое, изможденное временем тело, невозможно представить, что когда-то старуха тоже была молодой красивой девушкой.

3. История жизни . В молодости Изергиль была очень веселой и беззаботной. Переизбыток сил позволял ей с легкостью работать "с восхода по закат", а затем всю ночь петь и гулять с парнями. Изергиль впервые познала любовь к мужчине в возрасте пятнадцати лет. Ее избранником оказался простой рыбак. Но он быстро наскучил энергичной и свободолюбивой девушке. Ее душа тянулась к смелым и мужественным людям, живущим опасной жизнью.

Молодая молдаванка познакомилась с гуцулом (представитель этнической группы украинцев, проживающих на Карпатах). Изергиль понравился его неукротимый характер. Однако и этот роман был недолгим, так как гуцула вскоре казнили. Вероятно, Изергиль принимала участие в мести человеку, который предал ее любимого.

В поисках новых острых ощущений Изергиль довелось побывать даже в турецком гареме. Но и на этот раз она испытала скуку от богатой однообразной жизни. Девушка сбежала вместе с сыном хозяина гарема - совсем молодым мальчиком, который умер "от тоски по дому, или от любви".

Следующим любовником Изергиль был "маленький полячок", с которым она переехала в Польшу. Он быстро ей надоел. Во время ссоры женщина просто взяла и бросила "полячка" в реку. Оказавшись без мужской поддержки, Изергиль стала торговать собой. Но она все же не опустилась до положения женщины, готовой на все ради денег. Мужчины дрались и разорялись, чтобы добиться ее благосклонности.

Молодость Изергиль быстро прошла. Дожив до сорока лет, она поняла, что уже не может с легкостью покорять мужчин. В этом возрасте ее настигла последняя настоящая любовь к одному "шляхтичу". Постаревшая женщина впервые узнала, что значит быть брошенной любимым человеком. Чтобы вернуть любимого, она пошла на преступление: убила часового и освободила пленных поляков.

Изергиль в очередной раз доказала, что никому и никогда не покорится. Она отвергла благодарность любимого и рассталась с ним. Годы уже не позволяли женщине вести прежнюю вольную жизнь. Изергиль вернулась на родину и вышла замуж. Ее супруг умер год назад. Теперь Изергиль доживает свой век, глядя на счастье молодых людей и сравнивая с ними свою жизнь.

4. Жизненная философия . Изергиль ни о чем не жалеет. Она уверена, что молодость и здоровье даны человеку для того, чтобы щедро растратить их. Любовь к яркой насыщенной жизни - вот что Изергиль считает главным. Лучшим утешением для старой женщины являются окружающие ее молодые здоровые люди, которые всецело отдаются любви и работе.

Она упрекает рассказчика (и русских в целом) за скучную и однообразную жизнь ("мрачные все, как демоны"). Многочисленные романы и путешествия по разным краям позволили Изергиль сполна насладиться своими лучшими годами. Она не видит ничего позорного в своей жизни, ведь ее душа всегда оставалась независимой.

Изергиль никто не покорял, она сама выбирала мужчин, которые ненадолго привлекали ее внимание. Каждому периоду жизни Изергиль соответствует определенный тип любви: страсть к гуцулу, жалость к молоденькому турку, насмешка над поляком, готовность на смерть ради "шляхтича", искренняя привязанность к мужу.

Изергиль рассказывает собеседнику две сказки, выражающие две крайние точки зрения на смысл человеческой жизни. В предании о Ларре осуждается чрезмерная гордыня, обрекающая человека на вечное одиночество. История Данко - гимн самоотверженного служения всему человечеству ценой собственной гибели. Жизнь Изергиль - золотая середина между этими крайностями. Гордый характер женщины не отдаляет ее от людей, а позволяет сохранять собственное достоинство в любой ситуации. Изергиль тоже способна на бескорыстный подвиг, но пойдет на него только ради одного конкретного человека, а не из-за отвлеченной общей идеи.

«Старуха Изергиль» Горького М.Ю.

Рассказ М. Горького « » написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим произведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера носит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.

В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.

Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.

Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Этот легенда о Ларре и легенда о Данко.

Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной женщины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени. Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.

За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добровольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Вторая легенда посвящена Данко — человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.

Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».

Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное желание — спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности. Не случайно именно между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.

Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.

Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно... Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.

В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковские представления о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.