Крупные портовые города на побережье тихого океана. Атлантический океан: океан крупных портов. о.Пен, Новая Каледония

шведский король с 1654 г., основатель Каролинской династии. Сын пфальцграфа Иоганна Казимира Цвейбрюккенского и Екатерины Шведской, двоюродный брат шведской королевы Кристины. В тени Кристины Карл получил обычное для сына князя образование — в основном занимался историей, политикой, юриспруденцией и военным делом, изучал иностранные языки, особенное внимание уделял военным наукам. До 1642 г. находился при шведском дворе и был близок к оппозиции. В июле 1642 г. он неофициально отправился в расположение шведской армии в Германии, где участвовал в боевых действиях и выполнял дипломатические миссии. В 1648 г. королева Кристина назначила его генералиссимусом шведской армии. Этот шаг был предпринят с целью усиления позиций Карла в виду предстоящих выборов наследника престола. В 1649 г. королеве удалось добиться признания Карла наследником трона. Предполагалось даже устроить брак Карла и Кристины, но этому воспротивилась сама королева, не желая делиться полнотой власти. Отстраненный от политической жизни, Карл вынужден был заниматься устроением хозяйства в отведенных ему владениях. До отречения королевы Кристины наследный принц не женился, но имел внебрачные связи и детей. На шведском престоле Шведскую корону Карл Х Густав получил в Упсале 6 июня 1654 г. Во внутренней политике пытался опираться на мелкое дворянство и зажиточное крестьянство. 24 октября 1654 г. женился на дочери шлезвиг-готторпского герцога Хедвиге Элеоноре (1636-1715). Перед ним встали две основные проблемы — государственные финансы и продолжение внешней экспансии. Новый король не одобрял политику раздачи коронных земель дворянам, которую проводила Кристина. По восшествии на престол, в 1655 г., он провел частичную редукцию земель. Большим успехом короля стала фактическая отмена привилегий дворянства, утвержденных в 1644 г. В результате королевская казна была обеспечена стабильными налоговыми поступлениями. Обладал необходимыми для правителя качествами: по своей натуре он был оптимистом, отличался работоспособностью, был талантливым военачальником, дипломатом и политиком. Одновременно с его восшествием на престол началась русско-польская война 1654-1667 гг. Военные действия шли неудачно для Речи Посполитой и Карл Х решил воспользоваться ситуацией для усиления шведских позиций в Восточной и Южной Прибалтике. Польша отказалась от предложенной помощи и Карл Х решил вмешаться в войну на стороне России. Он рассчитывал в случае удачной войны отвергнуть притязания польской ветви династии Ваза на шведский престол, утвердить за Швецией Ливонию, подчинить Курляндию и Пруссию. Он получил согласие сословий начать войну и добился значительных военных успехов. В ходе Северной войны 1655-1660 гг. шведские войска заняли значительную часть внутренних районов Польши. Но вскоре счастье изменило шведскому королю. Его агрессивная политика вызвала опасения многих соседей. Уже в ноябре 1656 г. Фридрих Вильгельм заявил о своих правах на Восточную Пруссию и осенью 1657 г. заключил союз с польским королем. Речь Посполитая получила военную помощь и от Австрии. В июне 1657 г. против Швеции начала военные действия Россия. В том же 1657 г. удар в спину Карлу Х наносит Дания. Она разорвала союзные отношения с Швецией и начала военные действия, намереваясь вернуть свои прежние владения на юге Скандинавского полуострова. Карл Х сумел отбить неожиданное нападение. По льду замерзших проливов он провел армию в глубь Дании и разгромил датские войска. При французском и английском посредничестве 26 февраля 1658 г. был заключен Роскилльский мир, согласно которому Швеция получала Сконе, Халланд, Блекинге, Бохуслен, Борнхольн и Тронхеймский лен в Норвегии. Роскилльский мир обозначил вершину шведского могущества в Прибалтике. Несмотря на эту победу положение Швеции продолжало оставаться сложным. Ее ресурсов не хватало для содержания многочисленной армии, которой приходилось сдерживать натиск поляков и русских. Вновь начались военные действия с Данией. На этот раз Данию поддержала Голландия, флот которой не позволил шведам заблокировать Копенгаген. Англия и Франция, поначалу оказывавшие Швеции дипломатическую поддержку, вскоре вошли в Гаагскую конференцию с Республикой Соединенных провинций, целью которой было установление мира на основе Роскилльского. В этой ситуации Карл отбыл в Гетеборг, где собрались представители шведских сословий, однако, в ночь с 12 на 13 февраля 1660 г. внезапно скончался. Похоронен он был в церкви на острове Риддархольм в Стокгольме.

, Гётеборг) - король Швеции из Пфальц-Цвейбрюкенской династии , правивший с 1654 по 1660 г.

Биография

Карл X Густав был сыном Иоганна Казимира Пфальц-Цвейбрюкенского и его супруги Катарины, дочери короля Карла IX .

Рос в Стегенборгском замке, куда часто наведывалась будущая королева Кристина , приходившаяся ему кузиной. Он получил хорошее образование, владел немецким, французским и латинским языками. Некоторое время учился в Упсальском университете . В 1638 г. предпринял учебную поездку за границу, из которой вернулся осенью 1640 г.

В 1642 г. Карл Густав прибыл к шведской армии в Германию, которой командовал Леннарт Торстенссон , и сразу же неплохо проявил себя в битве при Брейтенфельде. Через год был произведён в поручики.

Однако к концу 1643 г. он уже полковник Курляндского кавалерийского полка. В 1645 г. участвовал в сражении при Янкове . 17 февраля 1647 г. по настоянию королевы Кристины назначен главнокомандующим шведской армией в Германии.

Весной 1649 г. Карл Густав был провозглашён престолонаследником. 6 июня 1654 г. королева Кристина отреклась от престола, и в тот же день Карл Густав был коронован в качестве нового короля.

Его первой задачей стало улучшение государственных финансов, подорванных предыдущим правлением. В связи с этим он провёл так называемую четвертную редукцию, по которой дворянство должно было вернуть казне четверть всех дарений, полученных им после смерти Густава II Адольфа .

В 1655 г., стремясь к установлению на Балтике шведского господства, король начал войну с Польшей . Война развивалась с переменным успехом, к тому же ситуация осложнилась со вступлением в неё летом 1656 г. России. В первой половине 1657 г. шведы были вынуждены отчистить Польшу от своих войск и сосредоточиться в её северной части. Летом они столкнулись с целой коалицией держав - Польши, Австрии, Бранденбурга и Дании.

В 1658 г. королю удалось заключить перемирие с Россией. Тем не менее, оказавшись перед лицом многочисленных противников Карл Густав решил отказаться от планов раздела Польши и через Шлезвиг-Гольштейн напасть на Данию. Воспользовавшись тем, что Бельты замёрзли, шведский король по льду перешёл проливы, занял о. Фюн и появился в Зеландии . Датчане запросили мира, который был подписан в начале 1658 г. в Роскилле . Швеция получила Сконе , Блекинге , Халланд , о. Борнхольм и норвежскую область Тронхейм .

Однако мир длился недолго. Дания была недовольна слишком суровыми условиями мира, а Карл Густав посчитал, что упустил возможность окончательно разгромить старого соперника. Осенью 1658 г. он, нарушив мир, напал на Данию и осадил Копенгаген. Жители датской столицы все как один встали на защиту города, а 29 октября 1658 г. пришедший на помощь датчанам голландский флот нанёс в Эресунне поражение шведскому. Осаду шведам пришлось снять.

В 1659-60 гг. шведы и датчане активных боевых действий не вели, а через англо-французских посредников выясняли условия мирного соглашения. По Копенгагенскому миру 1660 г. Швеция была вынуждена вернуть Дании Борнхольм и Тронхейм. Согласно же условиям Оливского мирного договора , заключённого в этом же году, границы между Польшей и Швецией оставались прежними, однако польская ветвь династии Васа отказывалась от своих притязаний на шведскую корону и признавала шведское владычество над Лифляндией и Эстляндией .

11 января 1660 г., присутствуя в Гётеборге на похоронах члена риксрода Кристера Бунде, король простудился. Доктора констатировали, что у него воспаление лёгких, однако он продолжал работать. Тем временем его здоровье всё ухудшалось. 10 февраля он исповедался и получил отпущение грехов. В ночь с 12 на 13 февраля 1660 г. Карл X Густав умер.

Семья

С 1654 г. был женат на Хедвиге Элеоноре Гольштейн-Готторпской. Брак был заключён по политическим причинам. От этого союза родился лишь один ребёнок - будущий король Карл XI .

Источники

  • История Швеции. - М. 1974.
  • Svenskt biografiskt handlexikon. Stockholm, 1906.
  • Isacson C.-G. Karl X Gustavs krig. - Lund, 2004.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Карл XVI
  • Карл XVI Густаф

Смотреть что такое "Карл X (король Швеции)" в других словарях:

    Карл XI (король Швеции)

    Карл XI, король Швеции - Карл XI Карл XI (швед. Karl XI, 24 ноября 1655 5 апреля 1697) король Швеции c 1660 по 1697 (самостоятельно с 1672), из династии Пфальц Цвейбрюккен. Сын Карла X и Хедвиги Гольштейн Готторпской. Содержание … Википедия

    Карл XII (король Швеции)

    Карл XII, король Швеции - Карл XII Karl XII … Википедия

    Карл VIII (король Швеции) - У этого термина существуют и другие значения, см. Карл VIII. Карл VIII Karl VIII … Википедия

    Карл VIII, король Швеции - Карл Кнутссон Карл VIII Кнутссон Бунде (ок. 1408 1470) король Швеции с 28 июня 1448 по февраль 1457 (1 й раз), c 9 августа 1464 по 30 января 1465 (2 й раз), с 12 ноября 1467 по 15 мая 1470 (3 й раз) и Норвегии с 25 октября 1449 по 14 мая 1450.… … Википедия

    Карл IX (король Швеции) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Карл IX. Карл IX Karl IX … Википедия

    Карл XIII (король Швеции) - Адмирал герцог Сёдерманландский, будущий Карл XIII Карл XIII (швед. Karl XIII, Carl XIII; 7 октября 1748(17481007) 5 февраля 1818) король Швеции с 1809, из Голштейн Готторпской династии. С 1814 также король Норвегии (как Карл II, см. шведско… … Википедия

    Карл Филипп, принц Швеции - Не следует путать с Карлом Филиппом, герцогом Седерманландским. Принц Карл Филипп Шведский, герцог Вермландский Prins Carl Philip av Sverige Hertig av Värmland … Википедия

Территория России омывается водами 12 морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов и Каспийского моря, относящегося внутреннему бессточному бассейну. Россия имеет большой торговый, промысловый и военно-морской флот.

Воды и природные ресурсы морей, омывающих территорию страны, взяты под охрану государства. Совместно с другими странами Россия ведет борьбу с загрязнением морей и океанов нефтью и химическими вещества которые отрицательно воздействуют на их органический мир. Моря Северного Ледовитого океана. К бассейну Северного Ледовитого океана относятся шесть морей: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское.

Они образовались за счет затопления морскими водами прибрежных частей материка и поэтому мелководны. Их средняя глубина менее 200 м. Друг от друга моря отделяются островами и архипелагами: Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.

Все моря, кроме Белого, окраинные. Они сообщаются с океаном через широкие открытые водные пространства. Белое море - внутреннее. Природа северных морей, лежащих в арктическом поясе преимущественно между 70° и 80° с.ш., весьма сурова. Температура поверхностных вод в Северном Ледовитом океане в течение всего года низкая. Суровость климата и связанная с этим ледовитость морей возрастают с запада на восток. Круглый год большая часть океана скована льдом. Только юго-западная часть Баренцева моря, куда заходит ветвь теплого Северо-Атлантического течения, зимой свободна ото льдов.

Здесь на берегу Кольского полуострова находится незамерзающий порт Мурманск. Другими крупными потами здесь являются Архангельск, Северодвинск. Ледовый покров и долгая полярная ночь неблагоприятны для развития планктона, поэтому биологическая продуктивность арктических морей низкая! Важное промысловое значение имеет лишь Баренцево море.

Сюда вместе с атлантическими водами поступает большое количество планктона, за которым устремляются косяки рыбы. На втором месте - Белое море, продуктивность которого в 4 раза ниже. В морях Ледовитого океана добывают морского зверя (нерпу, белуху).

По морям Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь протяженностью 5600 км. Это кратчайший морской путь от западной части России на Северо-Восток и Дальний Восток.

Суда его проходят менее чем за месяц. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока через Северное и Норвежское моря и далее по Северному морскому пути составляет 14280 км, а через Суэцкий канал - 23 200 км. От Мурманска до Владивостока - 10 400 км. Северный морской путь соединяет не только западные и восточные окраины России, но и устья судоходных рек Сибири.

Это позволило ускорить хозяйственное развитие и использовать богатейшие природные ресурсы северных районов страны. Навигация по Северному морскому пути продолжается около четырех месяцев. Моря Тихого океана. К бассейну Тихого океана относятся три моря: Берингово, Охотское и Японское, омывающие восточное побережье страны.

От открытого океана они отделены Алеутскими, Командорскими, Курильскими и Японскими островами. Это самые большие и глубокие из морей, омывающих территорию России. Через многочисленные проливы между островами происходит водообмен этих морей с Тихим океаном. В них четко выражены приливы и отливы.

Наибольшая высота приливов наблюдается в Охотском море; в Пенжинской губе прилив достигает 14м. По строению дна и глубинам моря Тихого океана резко отличаются от морей Северного Ледовитого океана.

В рельефе их дна прослеживаются подводные окраины материка, шельф, четко выраженный материковый склон и глубоководные котловины. Максимальные глубины каждого из морей достигают 3,5 - 4 тыс. м близ ограничивающих их островных дуг, на которых находятся многочисленные действующие вулканы.

Моря Тихого океана расположены в основном в умеренном поясе и отличаются более теплыми водами, чем арктические. Однако в зимнее время на акватории морей выносится сильно охлажденный воздух с континента, поэтому почти все Охотское море и северные части Берингова и Японского морей зимой замерзают. Органический мир в морях Тихого океана, особенно в Японском, намного богаче и разнообразнее, чем в арктических морях. Только в морях Дальнего Востока обитают ценные морские звери - котик и морская выдра (калан).

Важное промысловое знамение имеют тихоокеанская сельдь, треска, камбала, лососевые, а также моллюски и ракообразные, крабы, мидии, устрицы, креветки. Хозяйственное значение имеют морские водоросли, например ламинария (морская капуста). Велико и транспортное значение тихоокеанских морей. Крупнейшими портами данных морей являются Владивосток, Находка, Магадан, Петропавловск-Камчатский. Моря Атлантического океана и Каспийское море.

К бассейну Атлантического океана принадлежат три моря: Балтийское, Черное и Азовское. Все они внутренние. Эти моря глубоко вдаются в сушу и имеют сравнительно слабую связь с океаном через узкие мелководные проливы. Морские приливы здесь практически не наблюдаются. Моря сильно опреснены в связи с поступлением большого количества речных вод.

Каспийское море - часть древнего единого Каспийско-Черноморского бассейна. В настоящее время это замкнутое бессточное озеро, сохраняющее некоторые морские особенности. Моря Атлантического океана и Каспий довольно теплые. Зимой на короткое время покрываются льдом Азовское море, мелководные северные части Черного и Каспийского морей и заливы Балтийского моря. Все моря имеют важное транспортное значение. Их порты обслуживают международные и внутренние морские линии.

Велико значение побережий морей Атлантического -океана для организации отдыха населения. В связи с тем, что моря Атлантического океана имеют разную историю развития и удалены друг от друга, природа их весьма различна. Балтийское море самое молодое. Оно образовалось в четвертичный период за счет затопления морскими водами прогибающегося участка платформы.

Море мелководно. Его береговая линия характеризуется значительной изрезанностью. У берегов России находятся крупные морские заливы: Финский и Гданьский. Сильные длительные западные ветры поднимают уровень воды в восточной части Финского залива.

Этим вызваны наводнения в Санкт-Петербурге, расположенном в устье реки Невы. Животный мир Балтийского моря не отличается богатством и разнообразием. Основными промысловыми рыбами являются салака, балтийская килька, треска и угри. Глубоководные котловины Черного и Каспийского морей - это крупные тектонические впадины области альпийской складчатости. При их погружении оказались опущенными и прилегающие южные части платформы, при затоплении которых морскими водами возникли мелководные северо-западные районы Черного моря, Азовское море и северная часть Каспия.

Южное положение этих морей определяет высокие температуры поверхностных вод и значительное испарение с их поверхности Несмотря на это моря сильно опреснены. Вместе с речными водами в них поступает большое количество питательных веществ, что создает благоприятные условия для обитания живых организмов Однако воды Черного моря с глубины 200 м заражены сероводородом и практически лишены жизни, поэтому рыбопромысловое значение его невелико.

Азовское и Каспийское моря - важнейшие районы лова рыбы. В Каспийском море сосредоточено до 80% мировых запасов ценнейших осетровых рыб. Черное и Каспийское моря имеют большое транспортное значение. Крупными портами данных морей являются Санкт-Петербург, Севастополь, Таганрог, Новороссийск.

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Главная > Тропические статьи > Островные государства Тихого океана

Островные государства Тихого океана

Попробую здесь разобрать все островные государства тропического и экваториального климата глазами не туриста, а именно потенциального робинзона, но не буду выбирать какие-либо определённые. Я не внесу в список такие островные страны, как Австралия, Новая Зеландия, Япония, о.

Тайвань, Мадагаскар, Шри-Ланка, страны карибского бассейна, а также государства, состоящие из одного населённого острова — по причине моего скептицизма на предмет робинзонады на них. Почему важно знать форму правления в государстве? Потому что некоторые островные государства являются заморскими территориями других крупных стран, таких как Великобритания, Франция, Новая Зеландия, США, Индия. Отсюда следует, что контроль в таких странах куда серьёзнее, нежели в самостоятельных островных государствах.

Вануату

83 острова (преимущественно вулканических).

Парламентская республика. Языки: бислама, английский, французский. Население 215 тыс. человек. Для российских граждан безвизовый въезд сроком до 30 дней.

Стандартные правила для въезда. Для ввоза семян, растений, рыбы, морепродуктов, мясных и молочных продуктов (в том числе замороженных и консервированных) необходимо разрешение Министерства сельского хозяйства Вануату. Климат тропический, близкий к экваториальному. Количество осадков от 2000 до 5000 мм в год, в зависимости от местности. Высокая влажность: от 70% в сухой сезон и до 100% в сезон дождей. Почвы благоприятны для посадок, разнообразие растительности.

Перелёт из Москвы до Порт-Вила стоит около 38 000 рублей. Отсутствие крупных млекопитающих. Наличие малярии.

Хижина одного из племени Новой Гвинеи на высоте около 50 м.

Папуа — Новая Гвинея

Состоит из многочисленного количества островов, многие из которых необитаемы. Конституционная монархия. Языки местные и английский.

Население 6 млн. человек. Для российских граждан нужна виза. Климат тропический, влажный. Территория покрыта влажным тропическими лесами. Наличие малярии и других заболеваний. Наличие крупных млекопитающих.

Соломоновы острова

Островное государство.

Состоит из 992 вулканических (преимущественно) островов. Конституционная монархия. Язык английский. Расположены в сейсмически опасном регионе, где часто происходят землетрясения. Население 478 тыс. человек. Для въезда необходима виза. Климат тропический, влажный. Почва благоприятна для растительности.

Остров Монорики, здесь снимали фильм "Изгой"

Фиджи

Состоит из 332 островов вулканического и кораллового происхождения.

Республика. Языки английский и местные. Население 849 тыс. человек. Для российских граждан безвизовый въезд сроком до 4 месяцев. Ввоз овощей, семян, мяса и молочных продуктов требует специального разрешения Министерства сельского хозяйства, рыболовства и лесов Фиджи.

Климат тропический. Количество осадков от 2000 до 5000 мм. На многих островах благоприятная к посадкам почва. Через Фиджи проходят транзитные пути в другие страны Океании. Наиболее посещаемая островная страна из всех. Авиасообщение из Москвы в Нанди (Фиджи) проходит обычно через Гонконг или Сеул, билет стоит примерно 32 000 рублей.

Необитаемый остров Флинт

Кирибати

Состоит из 33 атоллов, 20 из которых необитаемы.

Президентская республика. Язык английский, кирибати. Население 98 тыс. человек. Для российских граждан для въезда необходима виза. Климат экваториальный, океанический. Самые жаркие месяцы - сентябрь -ноябрь, самые холодные - январь -март. Кол-во осадков варьируется от 800 до 4000 мм. Почва не благоприятна для посадок. Растительность скудная. Перелёт из Москвы будет стоить примерно 57 000 рублей.

Классический пейзаж атоллов

Маршалловы острова

Состоит из 29 атоллов и 5 островов.

Республика. Языки маршальский и английский. Население 56 тыс. человек. Для российских граждан нужна виза. Климат преимущественно тропический, засушливый на севере и экваториальный на юге. Количество осадков от 300 до 4300 мм. Почва не пригодна для земледелия.

Знаменитые островки в Палау

Палау

Состоит из 328 островов (преимущественно мелких коралловых). Президентская республика.

Язык английский, палуаский. Население 20 тыс. человек. Для российских граждан виза оформляется по прибытию (штампуется в паспорт) сроком на 30 дней.

Определите самые большие порты: а) Тихого океана _________ б) Атлантического океана__________

Для ввоза семян, растений, мясных и молочных продуктов необходимо разрешение Министерства сельского хозяйства Палау. Климат тропический, сезон дождей с мая по ноябрь. Перелёт будет стоить около 30 000 рублей.

Северные Марианские острова

Состоят из 14 вулканических островов.

Являются территорией США. Языки английский и местные. Население 86 тыс. человек. Для российских граждан нужна виза США. Климат тропический, пассатно-муссонного типа.

Сухой сезон с декабря по июнь, дождливый сезон с июля по октябрь. С августа по ноябрь бывают тайфуны. Почва пригодна для земледелия.

Остров Понпеи

Федеративные Штаты Микронезии

Состоит из 607 мелких островов и атоллов, из которых населены 65. Республика, свободная ассоциация с США. Язык английский. Население 107 тыс.

человек. Для граждан РФ безвизовый въезд сроком до 30 дней. Климат экваториальный. Осадков выпадает от 2250 мм до 3000-6000 мм. Сезон тайфунов — с августа по декабрь. Почва пригодна для земледелия, но не везде.

Острова Кука

Состоит из 15 островов и атоллов, 3 из которых необитаемы.

Конституционная монархия. Свободная ассоциация с Новой Зеландией. Языки местный и английский. Население 19 тыс. человек. Для российских граждан безвизовый въезд сроком до 31 дня. Климат на островах тропический морской с ярко выраженными сезоном дождей с ноября по апрель и сухим сезоном с мая по октябрь.

Среднегодовое количество осадков около 2000 мм. Перелёт из Москвы будет стоить примерно 40 000 рублей.

Самоа

Состоит из нескольких островов.

Парламентская республика. Языки самоанский и английский. Население 188 тыс. человек. Для граждан РФ безвизовый въезд до 60 дней.

Климат влажный, тропический. Кол-во осадков на равнинах от 2000 мм и в горах до 7000 мм в год. Относительная влажность составляет 80 %. Перелёт из Москвы будет стоить примерно 45 000 рублей.

Потухший вулкан Као, вид с острова Тофуа

Тонга

Состоит из 172 островов и атоллов.

Конституционная монархия. Языки тонганский, английский. Население 120 тыс. человек. Для граждан РФ виза оформляется по прилёту (штамп) сроком до 31 дня. Климат тропический. Кол-во осадков около 2500 мм. Почвы на многих островах пригодны для земледелия. Перелёт стоит примерно 42 000 рублей.

Тувалу

Состоит из 5 атоллов и 4 островов. Монархия. Языки тувалу, английский. Население 12 тыс.

человек. Для граждан РФ виза оформляется по прибытию на 1 месяц. Климат тропический. Кол-во осадков около 3000 мм в год. Влажный сезон — с ноября по апрель, засушливый — с мая по октябрь. Перелёт из Москвы будет стоить примерно 44 000 рублей.

Остров Бора-Бора

Французская Полинезия

Состоит из большого количества островов и атоллов.

Заморское общество Франции. Язык французский. Население 287 тыс. человек. Российским гражданам для въезда нужна виза Франции. Климат тропический. Перелёт из Москвы будет стоить около 50 000 рублей.

Филиппины

Крупное островное государство. Состоит из 7100 островов.

Унитарная президентская конституционная республика. Языки пилипино, английский. Население 101 млн. человек. Для граждан России безвизовый въезд сроком на 21 день. Климат тропический, муссонный. На северные районы страны часто обрушиваются тайфуны, возможны цунами.

Количество выпадающих в год осадков колеблется от 1000 до 4000 мм. Почва пригодна для земледелия. Перелёт из Москвы будет стоить приблизительно 16 000 рублей.

Разделы сайта

Самое интересное

Мировое морское судоходство

Судоходство – древнейшая отрасль транспорта, зародившаяся еще в далеком прошлом. И ныне морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы, без которой нормальное функционирование мирового хозяйства было бы невозможным. Во второй половине XX в. развитию морского транспорта способствовали формирование очень большого территориального разрыва между районами производства и потребления, увеличение зависимости большинства экономически развитых стран от заморских поставок топлива и сырья, а также от сбыта своей продукции.

Достаточно сказать, что в Великобритании и Японии морской транспорт обслуживает 98 % всех внешнеторговых перевозок, в США – 90 %. Неудивительно, что и в целом в мире судоходство обеспечивает транспортными услугами примерно 80 % международных экономических связей.

По каналам морской торговли ежегодно перевозят товары стоимостью более 1,5 млрд долл. А в суммарном мировом грузообороте доля морского транспорта составляет 62 % (рис. 104).

Со своей стороны и развитие мирового хозяйства в условиях НТР и глобализации постоянно и сильно воздействует на морской транспорт. Это выражается в формировании новых морских путей и образовании особых их сгущений на некоторых направлениях, в усилении монополизации судоходства, в обострении борьбы за грузы, доходящей до «войны флагов», в контейнеризации морского транспорта, в изменении форм организации перевозок.

До недавнего времени в морском судоходстве существовали две формы организации перевозок– трамповая и линейная.

При трамповом (от англ. tramp – бродяга) судоходстве суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия грузов; цена перевозки при этом выступает в виде фрахтовой ставки. При линейном судоходстве суда работают по расписанию прибытий и отходов в порты погрузки-выгрузки на строго определенных регулярных линиях; при этом цена перевозки определяется тарифами. На трамповых судах перевозятся главным образом массовые, а на рейсовых – генеральные грузы. Однако в последние десятилетия наибольшее развитие получила третья, смешанная, форма, которую иногда называют регулярным трамповым судоходством.

Для нее характерна организация перевозок и работы флота на постоянных направлениях последовательными рейсами по «маятниковой», или «челночной» схеме. Уже к началу 1990-х гг.

именно по такой схеме морским транспортом перевозили около 3/5 всех грузов.

Таблица 448

ДИНАМИКА ГРУЗООБОРОТА И ОБЪЕМА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ в.

Транспорт в целом называют барометром мировой экономики, морской же транспорт в этом отношении обладает особой «чувствительностью».

Чтобы доказать данное положение, достаточно проанализировать таблицу 147, отражающую динамику мировой морской торговли.

Данные таблицы 147 свидетельствуют об очень быстром росте морских перевозок в 1950–1980 гг. Мировой грузооборот морского транспорта увеличился за тот период времени в 9 раз, а объем перевозимых грузов – более чем в 6,5 раза.

Но в первой половине 1980-х гг. и абсолютные, и относительные показатели довольно резко снизились в результате энергетического и сырьевого кризисов середины 1970-х гг. и циклического кризиса мирового капиталистического хозяйства в начале 1980-х гг. Начавшийся в конце 1980-х гг. новый подъем мировой экономики снова привел к увеличению спроса на морские перевозки, и они опять стали расти.

Интересно, что этот рост проявился в первую очередь в объеме перевозок грузов и в значительно меньшей степени – в грузообороте. Это объясняется уменьшением дальности транспортирования многих грузов (например, нефти – с 13 тыс. км до 8 тыс.). Во второй половине 1990-х гг. морские перевозки продолжали расти, но с перебоями и в целом не так быстро, как предполагалось.

Так что и прогнозы на начало XXI в. пришлось скорректировать в сторону уменьшения.

Одновременно большие изменения происходили и в структуре мировых морских перевозок. До начала энергетического кризиса главной чертой этих изменений было увеличение доли наливных грузов (в 1950 г. – 41 %, в 1960 г. – 49, в 1970 г. – 55 %). Но в связи с кризисом доля их стала уменьшаться, тогда как доля навалочных, насыпных и генеральных грузов – возрастать.

К концу 1980-х гг. доля наливных грузов уменьшилась до 37 %, доля навалочных и насыпных грузов выросла до 24, а штучных (так называемых генеральных) грузов – до 25 %. В 1990-х гг. эта тенденция сохранилась: перевозки угля, железной руды, бокситов, зерна, продовольствия и в особенности генеральных грузов росли быстрее, чем перевозки нефти и нефтепродуктов.

Переходя к рассмотрению географического распределения мировых морских перевозок, нужно прежде всего отметить соотношение в этих перевозках трех групп стран.

В конце 1990-х гг. на развитые страны Запада приходилось 45 % экспортных отгрузок морского транспорта, на развивающиеся – 51, а на страны с переходной экономикой – 4 %. Здесь обращает на себя внимание очень большая доля развивающихся стран. Это связано как с их общей ролью в международном географическом разделении труда, так и с активной политикой в области морского судоходства, которую проводят многие из них; в первую очередь это относится к новым индустриальным странам.

А в импортных разгрузках, как и можно было ожидать, по-прежнему доминируют страны Запада. На развивающиеся страны приходится примерно 25 %, а на страны с переходной экономикой 3 % разгрузочной работы.

С географической точки зрения наиболее важной частью анализа морских перевозок является, пожалуй, вопрос о географии мировых морских трасс. Л.

И. Василевский правильно писал о том, что морская трасса – это условное понятие. В отличие от наземного транспорта географию морского определяет не сеть путей сообщения, а сеть портов, морских каналов и проливов, доступных для морских судов эстуариев и течений крупных рек. Географическое разделение труда привело к тому, что большинство морских трасс сохраняет свою устойчивость на протяжении многих десятилетий.

Для географа очень интересен также вопрос о роли отдельных океанов в мировом морском судоходстве.

Вот уже в течение пяти веков – с начала Великих географических открытий – первое место (3/5) в мировом линейном и трамповом судоходстве занимает Атлантический океан, что объясняется многими природными, историческими, экономическими причинами.

Среди них можно назвать морфологию морских берегов, их изрезанность, особенно в Европе и на северо-востоке Северной Америки. Можно назвать высокий уровень заселенности и урбанизированности большинства приморских районов, отражающий уровень социально-экономического развития десятков стран.

Наконец, по просторам Атлантики проходят кратчайшие морские связи между Старым и Новым Светом. Неудивительно, что на берегах именно этого океана возникло большинство морских портов мира.

В Атлантическом океане сформировалось несколько важных направлений морского судоходства. Главное из них – североатлантическое, которое проходит между 35–40° и 55–60° с. ш., вбирая в себя многие трансатлантические судоходные трассы между США и Западной Европой. По ним перевозятся как сырьевые (уголь, руды, хлопок, лес), так и генеральные грузы.

К этому направлению примыкают также пути по Средиземному, Северному, Норвежскому морям. До середины XX в. это был также самый большой в мире сгусток морских пассажирских линий, но победить в соревновании с воздушным транспортом морской транспорт так и не смог.

В 1958 г. в пассажироперевозках они впервые количественно сравнялись, а в наши дни практически весь пассажирооборот между Европой и Северной Америкой обслуживает авиация.

С начала XIX в. началось соревнование пароходных компаний за приз «Голубая лента Атлантики», предназначавшийся судну, которое пересечет этот океан за самый короткий срок.

Первый подобный трансатлантический рейс совершил в 1819 г. американский парусно-паровой фрегат «Саванна», который, однако, почти весь путь до Ливерпуля прошел под парусами; этот рейс продолжался около 28 суток. В 1838 г. гигантский по тем временам пароход – английский «Грейт Вестерн» преодолел расстояние между Европой и Америкой за 14,5 суток. Во второй половине XIX в. борьба за «Голубую ленту Атлантики» шла между Великобританией, Германией, Францией и США.

Уже в начале XX в. английская «Лузитания» сократила время в пути до 4 суток и 20 часов. В 1938 г. знаменитый французский пассажирский лайнер «Нормандия» пересек океан за 4 суток и 3 часа. В 1948 г. еще более знаменитый английский пароход «Куин Мери» преодолел его за 3 суток и 12 часов и, наконец, в 1952 г. американский «Юнайтед Стейтс» установил абсолютный рекорд – 3 суток, 10 часов и 40 минут.

Другие важные направления морского судоходства в Атлантическом океане – южноатлантическое (Европа – Южная Америка), западноатлантическое (Африка – Европа).

Через Атлантику проходят также грузопотоки нефти и некоторых других массовых грузов из Азии в Европу и США. Однако в целом за последние десятилетия значение Атлантического океана в мировом судоходстве уменьшилось.

Тихий океан, занимая второе место по объему морских перевозок (1/4), пока еще сильно отстает от Атлантического.

Но потенциал этого океана, к берегам которого выходят 30 государств с населением около 3 млрд человек, очень велик. Здесь находятся многие крупнейшие порты мира, зарождаются потоки многих массовых, а в последнее время и генеральных грузов.

Обычно эти потоки также объединяют в несколько главных направлений.

Первое, северное транстихоокеанское, направление соединяет США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Из Северной Америки в этом потоке транспортируют уголь, руды, лесные грузы, зерно, машины и полуфабрикаты, из Азии – автомобили, стальные изделия, разнообразное оборудование, тропическую древесину, рыбу и рыбопродукты. Вторая группа морских линий связывает Атлантическое побережье США с Гавайскими островами и Японией через Панамский канал.

К трансокеанским можно отнести и сравнительно новые «транспортные мосты» (угольный, железорудный, бокситовый), которые соединяют Австралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Кроме того, еще две группы судоходных линий проходят вдоль побережий материков – азиатского и двух Америк.

Третье место по объему морских перевозок (1/6) принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходят 30 государств с населением, приближающимся к 1,5 млрд человек. Наибольшее значение в этом океане имеют морские перевозки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал, меньшее – те трансокеанские направления, которые связывают Австралию с Южной Африкой и Европой.

Хотя в целом по интенсивности перевозок Индийский океан уступает Атлантическому и Тихому, по перевозкам нефти (из Персидского залива) он их превосходит.

Северный Ледовитый океан в мировом морском судоходстве принимает значительно меньшее участие. По Северо-Западному, канадскому, пути сквозное судоходство не поддерживается, а вдоль северных берегов России проходит Северный морской путь длиной около 6000 км.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но в последнее время помехой для морского торгового судоходства снова стало морское пиратство.

Из истории известно, что еще в римскую эпоху пиратство процветало в Средиземном море, и Гнею Помпею для борьбы с ним было выделено 500 кораблей.

Назовите самые большие порты Тихого и Индийского океанов. На берегах каких

В средние века и в новое время пиратство снова процветало на Средиземном море, у атлантических берегов Африки, затем эпицентр его сместился в Карибское море, даже прозванное Флибустьерским.

Современное морское пиратство создает угрозу для судов на многих морях. Но особенно опасными в этом отношении считаются Карибское, Южно-Китайское моря, Индийский океан. Хорошо вооруженные пиратские команды на быстроходных судах нападают на торговые корабли и грабят их. Только в 2000 г. было зарегистрировано 470 пиратских нападений на гражданские суда.

Для России морской транспорт также имеет большое значение, в первую очередь в обеспечении внешнеэкономических связей. По грузообороту он теперь в десятки раз уступает трубопроводному и железнодорожному транспорту.

После распада СССР из-за больших потерь в морском флоте, береговой инфраструктуре и общей тяжелой экономической ситуации этот грузооборот в 1992–2006 гг. уменьшился в восемь раза.

Атлантический океан второй по величине после Тихого океана . Его площадь составляет 91,6 млн км 2 . Подобно Тихому океану, Атлантический расположен во всех полушариях Земли и омывает берега пяти материков. В Северном полушарии береговая линия океана более сильно расчленена по сравнению с Южным. На востоке океан глубоко впадает в сушу, образуя внутренние моря – Средиземное, Черное, Балтийское.

Принято считать, что котловина океана формировалась в мезозое одновременно с распадом Лавразии и Гондваны. Таким образом, Атлантический океан является более молодым по сравнению с Тихим. В океане более отчетливо выражен срединно-океанический хребет. В его осевой части расположена рифовая зона. Здесь происходит раздвижение литосферных плит, выходы мантийного веществ и формируется молодая земная кора океанического типа. Наиболее высокие части хребта лежат выше уровня океана, образуя острова (Исландия).

Преобладающие глубины океана составляют около 3500 м. Ширина шельфовой зоны неодинакова. Ее максимальная протяженность (более 500 км) – в районе Северного моря, минимальная – у побережья Аргентины. В пределах шельфа расположены группы островов материкового происхождения (Ньюфаундленд, Фолклендские, Большие и Малые Антильские ). Площадь вулканических (Азорские ) и коралловых (Багамские ) островов невелика. При этом большинство коралловых островов находится у побережий Северной и Южной Америки.

Подобно Тихому, Атлантический океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Его наиболее широкая часть находится в тепловом поясе между 40-ми параллелями обоих полушарий. Здесь наиболее высокие температуры поверхностных вод (+20-26° С). Более суровый климат имеют Южные районы океана у берегов Антарктиды. Средняя соленость вод слегка повышена из-за значительного оттока влажного воздуха на сушу. В целом, зональность водяных масс в океане сильно осложнена системой поверхностных течений. Большинство из них вследствие сильной вытянутости океана с севера на юг имеют субмеридиональные направления. Наиболее мощными из теплых течений являются система Гольфстрима и его продолжение, Северо-Атлантическое течение. Из холодных – Лабрадорское у восточного побережья Северной Америки, а также Канарское и Бенгальское у западных берегов Африки.

В зимнее время в северной части океана льды образуются лишь во внутренних морях (Балтийское, Северное, Азовское) ; южная часть океана замерзает полностью. В высоких широтах встречаются плавучий лед и айсберги, представляющие значительную опасность для судоходства.

По разнообразию видов органического мира (200 тысяч) Атлантический океан уступает Тихому. Одной из главных причин этого считается его геологическая молодость. Однако вследствие широких шельфовых зон, в пределах которых условия жизни организмов наиболее благоприятны, Атлантический океан является самым продуктивным на единицу площади. При этом значительно различается видовой состав организмов низких и высоких широт. В экваториальных и тропических широтах наиболее распространены медузы, крабы, летучие рыбы, акулы, кашалоты, а в умеренных и холодных – сельдь, тресковые и камбаловые рыбы, киты, ластоногие.

Велико промысловое значение Атлантического океана. Он обеспечивает 2/5 мирового улова рыбы. К основным промысловым рыбам относятся сельдь, треска, тунец, морской окунь. Главные районы морского промысла (места столкновения теплых и холодных течений) – так называемые банки . Наиболее известна Ньюфайндлендская – у берегов Северной Америки, а также Доггер-банка в Северном море.

Атлантический океан интенсивнее других используется в транспортных целях. На его берегах расположено большинство мировых портов Роттердам (самый крупный в мире по грузообороту), Антверпен, Лондон, Гамбург, Марсель, Нью-Йорк, Новый Орлеан, Буэнос-Айрес. На побережье Средиземного, Карибского морей находятся крупнейшие рекреационные центры. Между полуостровом Флорида, Бермудскими островами и островами Пуэрто-Рико располагается печально известный Бермудский треугольник – часть Атлантического океана, которая отличается невероятно сложными условиями для навигации.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.