Плавание викингов. Корабли викингов. Кроме торговых и боевых кораблей, викинги также строили суда для повседневного пользования, такие как

(ну а в этом разделе мы поговорим, наверное, о самом дорогом для любого викинга
существе — его корабле… Да, да, именно существе, с душей, привычками и повадками!
Но все по порядку. Итак…)

«Реставрация» кораблей

Естественно, «живьем» древних кораблей, на которых ходили тысячу лет назад, в Скандинавии не сохранилось. В сказаниях упоминается множество кораблей, каждый со своим названием и особенными свойствами, есть некоторые сведения о мастерах — корабелах и о том, как викинги относились к своим кораблям. Увы, сказания немногословны, как и вообще всегда, когда речь идет о чем-то ничем не примечательном, таком, что у людей каждый день перед глазами. Те, кто рассказывал, а потом записывал сказания о давних и недавних событиях, вовсе не задумывался о том, как их станут читать через тысячу лет люди, принадлежащие к совершенно иному типу культуры, люди, которым будет в диковинку все то, что для древнего викинга само собой разумелось.

Ученые, конечно, сдаваться не собирались. Кроме сказаний, у них были и иные источники информации, в частности наскальные рисунки, большими мастерами которых скандинавы были с первобытных времен. Рисунки, относящиеся не только к эпохе викингов, но и к бронзовому и даже каменному веку, содержат немало изображений лодок и кораблей. Ученые накапливали различные сведения, постепенно составляя
из них, словно из кусочков разбитой мозаики, нечто вроде цельной картины. Случилось, однако, так, что наиболее всеобъемлющий ответ на множество вопросов пришел из… МОГИЛЬНЫХ КУРГАНОВ.

Но зачем, спрашивается, древним скандинавам было зарывать в землю корабль? Викинги верили, что, попав в Обитель Богов, душа героического воина будет предаваться ратным утехам, вот только о загробных походах на кораблях мифы не упоминают. Небесную дружину Отца Богов представляли себе скорее, как отряд всадников, спешащий к месту сражения. Боле того, погребение в ладье зафиксировано у народов, для которых мореплавание не имело того всеобъемлющего значения, как для скандинавов, — например, у славян. А древние кельты, те и вовсе несли умершего к месту погребения посуху в лодке. Хотя и они не были такими прирожденными мореплавателями, как скандинавы. В чем дело? Сравнивая между собой погребальный инвентарь — имущество, которое клали в могилу вместе с покойным, — у самых различных племен, ученые пришли к выводу: этот инвентарь присущ не столько купцу воину, ремесленнику, охотнику или кем там еще был умерший при жизни, сколько ПУТЕШЕСТВЕННИКУ. По мнению древних людей, на тот свет можно было попасть и без каких-либо магических ухищрений, стоило лишь совершить достаточно длинное путешествие. Скандинавы, хороня покойного, с определенными ритуалами надевали на него особые погребальные башмаки и старались покрепче их завязать, чтобы они не свалились в дальнем пути. И что характерно: практически в каждой религии упоминается ВОДНАЯ ПРЕГРАДА, которую путешествующему в мир иной предстоит преодолеть. Для скандинавской мифологии это бешеный горный поток, несущий камни и куски льда либо бездонно глубокий морской пролив — то есть нечто присущее именно скандинавской природе. Вот почему умершему весьма желательно было иметь с собой в загробном путешествии надежное «плавсредство». Первоначально с этой целью использовалась небольшая лодка, когда начали строить и активно использовать большие корабли, вполне естественно, что именно их стали считать подходящими для загробного путешествия знатного человека.

Вот каким образом боевые корабли вождей викингов иногда оказывались внутри курганов, под слоем плотной синей глины, не пропускавшей атмосферный кислород к деревянным конструкциям. Что и помогло сохранить их для науки.

Древние корабли

В данном разделе мы рассмотрим наиболее известные корабли викингов. найденные в могильных курганах. Это суда из:

Нидама,

Осеберга,

Гокстада.

Всем, кто хочет поподробнее узнать об этих судах, а также о других, здесь не описанных, рекомендуется обратиться к книге Иохена фон Фиркса «Суда викингов», вышедшей в Ростоке в 1979 году и переведенной в Санкт-Петербурге в 1982 году.

Корабельное дерево

Изучив во всех деталях судна из Гокстада и Осеберга, специалисты одно время считали, что излюбленным материалом кораблестроителей был ДУБ. Из книги в книгу кочевало утверждение, что использовались также ясень, бук, береза, сосна, ель, липа, ива и даже ольха, но постольку- поскольку… Это мнение держалось до тех пор, пока начали строить копии древних судов. Тут-то и выяснилось, что Гокстадсткий и Усебергский корабли не были «серьезными» морскими судами — скорее, оба они служили чем-то вроде королевских яхт, на которых совершали прогулки конунг или, в случае Усебергской лодьи, вдовствующая правительница. Возможно также, что оба судна были выстроены для торжественного погребения. Так или иначе, в настоящем морском плавании и тому и другому судну пришлось бы плохо. Хотя размеры и обводы обоих выдержаны в лучших традициях своего времени.

Почему?

Опытные моряки, которым дали попробовать «в деле» воссозданные корабли викингов, были потрясены гибкостью и эластичностью корпуса на волне, особенно в шторм. Корабль буквально «перетекал» с гребня на гребень, при этом борта его «дышали» под напором волн так, что у команды поначалу волосы встали дыбом: сейчас затрещат! Только потом мореходы поняли, что это не недостаток, а преимущество… А ученые снова обратились к древним хроникам, повествовавших о корабельных делах, и нашли там упоминание об эластичности корпуса. Оказывается, викинги отлично знали, что так и следовало строить корабли подобного типа. Нашлось и объяснение, которое они давали явлению, испугавшему современных моряков: корабль, мол, изгибается по волнам, словно рыба или тюлень, и оттого движется быстрей. Это объяснение совсем не столь наивно, как кажется на первый взгляд. Люди понимали. что напору сил лучше противостоять не тупой механической прочностью, а упругостью и гибкостью, перераспределением возникающих нагрузок… По ходу дальнейших испытаний выяснилось, что требованиям, которые предъявляет море к корабельным бортам, лучше отвечает не дуб, а ясень. Дуб слишком жесток; во время ходовых испытаний, в условиях свирепого шторма, бывало и так, что дубовые детали ломались, а ясеневые — выдерживали. Тогда снова обратились к древним анналам и выяснили, что жители европейских побережий, напуганные нападениями викингов, нередко называли грозных пришельцев «аскеманнами» — «ясеневыми людьми», ведь «аск» в переводе с древнесеверного — «ясень». «Асками», согласно тем же анналам, иногда называли и сами корабли викингов. Тут можно возвратиться к разделу Сотворение мира и вспомнить, что Мировое Дерево, которое соединяло Девять Миров, было ясенем, первого человека Боги-Асы вырезали также из ясеня, его так и звали — Аск. А мужественного воина в песнях и сагах называли «ясенем битвы»… И уже не узнать, что от чего пошло: дерево от мифологии или наоборот…

Корабельных дел мастера времен викингов не только хорошо разбирались в том, из какой породы дерева делать ту или иную деталь судна, но и как наилучшим способом использовать данное конкретное дерево или его часть. Например, они знали, что для самых ответственных деталей лучше брать древесину из той части ствола, которая при жизни дерева была обращена на север: она получала меньше солнца и тепла, а, значит, древесина здесь оказывалась более мелкослойной и плотной. Кроме того, дерево, выросшее в густом, а, значит, всю жизнь тянувшееся вверх, к свету, не имеет нижних ветвей, волокна древесины в нем ровные, стало быть, из такого ствола может получиться прекрасное бревно для киля или несколько длинных ровных досок.

Дерево, выросшее на открытом месте, имеющее густую крону и мощные нижние сучья, могло быть разделано на доски для носа или кормы (доски в этих местах должны были иметь естественную кривизну), либо на брусья, опять-таки с естественным изгибом, для шпангоутов, штевней и иных деталей, которым полагается сочетать упругую гибкость с немалой прочностью. Свои требования существовали для весел, для палубных досок, для мачт, для блоков, катков и еще множества корабельных деталей и принадлежностей. Всюду использовалась отборная древесина, и то, что не годилось для одного, шло на другое…

Много ли дерева уходило в общей сложности на строительство одного корабля? Специалисты подсчитали: для постройки боевого корабля длиной двадцать — двадцать пять метров было необходимо срубить не менее одиннадцати деревьев метровой толщины с длиной ствола около пяти метров и еще одно пятнадцати — восемнадцатиметровое — на киль. Это давало пятьдесят — пятьдесят восем кубометров древесины нужного качества.

Было бы, однако, величайшей ошибкой считать, что выбор дерева определялся исключительно его «потребительскими» характеристиками. Срубая дерево, особеннно «благородной», овеянной сказаниями породы, древний человек прекрасно понимал, что убивает живое существо, имеющее такие же права на жизнь, ак и он сам. Прежде чем пустить в ход топор, он долго винился перед деревом, объясняя ему, какая неотложная нужда привела его в лес. Когда же доходило до рубки, в сторонке ставилось угощение, — например, кусок хлеба с маслом, — чтобы древесная душа, соблазнившись лакомством, на время покинула ствол и не испытала лишних мучений. В дальнейшем, совершив ДЕРЕВОУБИЙСТВО, человек подвергал себя очистительным обрядам вроде тех, которыми сопровождалось убийство врага.

Кроме того, дерево не должно было падать вершиной на север, в таком случае его не брали. Дело в том, что север считался средоточием злых сил, там «умирало» солнце, там было жилище холода, смерти и тьмы. Еще скандинавы с подозрением относились к востоку. Если смотреть со стороны Норвегии, там располагались негостеприимные горы с ледниками, оползнями и камнепадами. Не случайно норвежский эквивалент «пошел к черту» звучало как «на север и в горы!». Одним словом, прежде чем брать на строительство корабля дерево, упавшее верхушкой на север или на восток, древний скандинав трижды бы подумал. Он ведь собирался доверять кораблю свою жизнь, а значит, должен был вложить в него только самое хорошее и светлое, любезное Богам и послушное человеку!

Разделка на доски

Срубив, наконец, дерево, его разделывали сразу, не оставляя вылеживаться. Современные корабелы предпочитают выдержанное дерево, но и древние мастера знали, что делали. По мнению специалистов, они руководствовались двумя соображениями: во-первых, сырое дерево легче поддается обработке, а во-вторых, при выдерживании оно усыхает и может растрескаться. Гниль же, как пишут исследователи, корабельным доскам отнюдь не грозила: викинги строили суда открытого типа, с отлично проветриваемым трюмом.

В современной промышленности бревна распиливают на доски специальными пилами. Викинги поступали иначе: приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом — еще и еще раз пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до тридцати сантиметров. Примитивная техника? Викинги не знали пилы? Отлично знали. И пилу и ножовку.

Просто, как пишут ученые, современная технология деревообработки ориентирована на количество, а в древности во главу угла ставили качество. Особенно в таком жизненно важном деле, как строительство корабля. Доски, полученные из расколотого клиньями бревна, имели целый ряд преимуществ перед пилеными. Они прочнее, меньше подвержены усыханию, не так сильно коробятся и трескаются. Еще бы, ведь клин действует вдоль волокон, так, как «удобнее» раскалываемому бревну, а пила режет и рвет как попало. Ко всему прочему, колотые доски с одного боку получались несколько толще. Легко убедиться, что при соединении бортовых досок внакрой (излюбленная техника викингов) этот, на первый взгляд, недостаток превращался в достоинство. Более толстая часть давала возможность сделать в ней вырез для наиболее плотного прилегания соседней доски.

Инструменты

Инструменты для работы по дереву, которыми пользовались викинги при строительстве кораблей, также стали известны ученым большей частью после раскопок древних могил. Специалисты единодушны в том, что выбор этих инструментов весьма широк и в умелых руках достаточен для всех необходимых операций. Изучение найденных наборов, внимательное рассмотрение сохранившихся изображений, а также следы, оставленные разными инструментами на деревянных деталях, позволили заключить, что важнейшим орудием был, несомненно, ТОПОР. Владели же им древние мастера поистине виртуозно. «Невероятно!» — восклицают исследователи, отмечая, что даже окончательная отделка бортовых и палубных досок производилась иногда топором, хотя существовали и более, казалось бы, подходящие приспособления: ТЕСЛО и СКОБЕЛЬ.

Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работы. На одном древнем изображении было найдено сразу четыре типа топоров. Одним валили деревья, другим обрубали сучья, третьим выглаживали доски и четвертым производили окончательную обработку после прилаживания доски к корпусу. Такое пристрастие к топору отнюдь не случайно и не является отличительной чертой именно викингов, основанной, дескать, на том, что действуя «излюбленным оружием» — топором, — в битвах, предпочитали его и в мирном строительстве… Дело в том, что пила лохматит и разрыхляет древесные волокна, тогда как топор их, наоборот, сглаживает и плющит. Деревянная деталь, вытесанная топором, впитывает влагу гораздо меньше выпиленной, а значит, меньше гниет и служит не в пример дольше… Для сверления отверстий использовалось нечто вроде КОЛОВОРОТА: отточенная железная «ложка» на деревянной рукояти с крестовиной, чтобы можно было вращать. В ходу были также НОЖИ всевозможных форм и размеров, ДОЛОТА и СТАМЕСКИ, в том числе полукруглые и фигурные, самые различные РЕЗАКИ, а также МОЛОТКИ и деревянные КОЛОТУШКИ.

Мастерство корабелов

Пользовались ли викинги чертежами? Никаких схем или чертежей пока не найдено, но утверждать заранее, что они не делались вовсе, было бы ошибочно. А вдруг буквально в это время что-то похожее раскапывают на скандинавском полуострове или в Исландии? Примем пока, что наука ответа еще не нашла. Знатоки кораблестроения только предполагают, что викинги, возможно, пользовались своего рода уровнями, позволяющими измерять угол наклона досок обшивки, а также шаблонами для выведения наилучших обводов.

А вот что известно совершенно точно, так это то, что существовали мастера высочайшей квалификации, способные даже и «на глазок» выстроить отменно остойчивый и быстроходный корабль. Такого мастера сопровождала целая бригада различных специалистов: древознатцев, мастеров по выделке досок, резчиков по фигурным деталям и кузнецов, а также некоторое число подсобных рабочих. Лодку или маленькое судно для прибрежного рыболовства каждый уважающий себя скандинав мог построить и в одиночку, на худой конец — с помощником. А вот когда состоятельному человеку требовался большой и качественный боевой или торговый корабль — приглашали хорошего мастера.

Викинги проводили на кораблях всю свою жизнь и, естественно, отлично в них разбирались. Каждый считал себя большим знатоком корабельного дела, поэтому конфликты между мастером и заказчиком, между разными мастерами возникали неизбежно. Решительно все «знали, как лучше», и настаивали на своем. Иногда от мастера требовалась недюжинная смелость, особенно если корабль строился для человека высокопоставленного и к тому же крутого и скорого на расправу.

Однако история свидетельствует, что смелости у таких мастеров хватало. Вот, например, древнее сказание о том, как в самом конце X века строили для Олава конунга сына Трюггви его знаменитый корабль, впоследствии названный «Великим Змеем»:

«…Строитель корабля звался Торберг Строгала. Но многие другие помогали ему — кто сплачивал доски, кто тесал, кто забивал гвозди, кто подвозил лес. Все в корабле было очень тщательно сделано. Корабль был длинный и широкий, с высоким бортом и из крупного леса. Когда уже делали борт корабля, Торбергу понадобилось по какой-то нужде пойти домой, и он там долго оставался. А когда он вернулся, борт корабля был уже готов. В тот же вечер конунг и с ним Торберг пошли посмотреть, какой получился корабль. Все говорили, что никогда не видели такого большого и красивого корабля. Потом конунг вернулся в город. Рано утром на следующий день конунг снова пошел к кораблю, и с ним Торберг. А мастера все уже пришли раньше, но не начинали работать. Конунг спросил, почему они не начинают. Они отвечают, что корабль испорчен: кто-то прошелся от носа до кормы, рубя борт косыми ударами. Конунг подошел и увидел, что это правда. Тогда он поклялся, который из зависти так испортил корабль, поплатится смертью, если он его найдет. А тот, кто мне назовет этого человека, получит от меня большое вознаграждение. Тогда Торберг говорит:

— Я могу сказать тебе, конунг, кто это сделал.

— Ни от какого другого человека — говорит конунг — я не мог бы ожидать, что он знает это и может мне сказать.

— Я скажу тебе, конунг, — говорит Торберг, — кто это сделал. Это сделал я.

Конунг отвечает:

— Тогда ты должен сделать так, чтобы все было, как раньше. От этого зависит твоя жизнь.

И вот Торберг подошел и отстругал борт так, что все косые рубцы исчезли. Конунг и все другие стали говорить, что корабль много красивее с борта, отструганного Торбергом. И конунг веле ему сделать то же самое с другим бортом и сказал, что он ему очень благодарен…»

Обратим внимание на одну фразу только что приведенного отрывка.

Борт, которому придали лучшую, с точки зрения мореходства, форму, стал, по мнению знатоков, МНОГО КРАСИВЕЕ. Это же какой глаз, какой опыт и чутье надо иметь, чтобы определить качество судна по благородству обводов!

Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на веслах, он мог нести на бортах щиты. Корабль со щитами вдоль борта стал прямо-таки «визитной карточкой» эпохи викингов, и не зря. Только не все знают, что щиты не «приколачивались к бортам по обычаю», а удерживались особой рейкой с внешней (либо внутренней) стороны борта. Весла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия — «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на веслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для весел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.

Боковой руль

Новоделов кораблей викингов к настоящему времени построено немало. Самый первый поход на воссозданной копии Гокстадского корабля состоялся в 1893 году. С тех пор на подобных судах ходили по всем известным историческим маршрутам древних скандинавов: и вокруг Европы, и по русским рекам, и в Америку через Атлантический океан. И даже далее: энтузиасты совершили плавание вокруг света. А в Дании каждое лето проводится "фестиваль викингов", в программу которого непременно включают и "регату викингов" — гонки на новоделах древних судов, которые собираются на праздник со всей Скандинавии. Одним словом, опыт накоплен немалый. И что характерно, о морских качествах своих кораблей современные "викинги" отзываются неизменно в превосходных степенях. Причем корабль ведет себя тем лучше, чем ближе к древнему образцу выстроена реплика, чем точнее стараются соблюдать каждую мелочь.

Одной из таких "мелочей" оказался БОКОВОЙ РУЛЬ. Рассматривая рисунки и чертежи, легко убедиться, что руль у кораблей викингов располагался не по осевой линии кормы, как мы привыкли, а сбоку, на специальном креплении. И пробные современные плавания доказывают, что даже при жестоком ветре и сильнейшем волнении, судном при помощи этого бокового руля без труда управлял ВСЕГО ОДИН ЧЕЛОВЕК! Однако, при всей физической легкости управления кораблем, занятие это очень ответственное, требует большого внимания и сосредоточенности и потому весьма утомительное. И, учитывая, что в отличие от гребцов, кормчий не мог даже согреться греблей в холодную и сырую ночь, ему старались облегчить жизнь хотя бы тем, что на корме устраивали специальное сидение. Оно было расположено выше обычных скамей, таким образом, что головы товарищей не заслоняли рулевому обзор.

Мачта

Корабль викингов не выглядел особенно "стройным". Так, у Гокстадского корабля при длине корпуса двадцать три с лишним метра высота мачты составляла, по мнению ученых, не более двенадцати метров; как будет показано ниже, изрядная площадь паруса достигалась в основном за счет ширины. Но многие ли теперь знают, что мачты на кораблях викингов делались.. СЪЕМНЫМИ?

Как только их не называли - викинги , варяги, люди моря, языческие чудовища. Отряды этих чрезвычайно отважных, выносливых и жестоких воинов на небольших быстроходных судах, совершали стремительные набеги на прибрежные города Англии, Франции, Испании, Португалии, Италии повсеместно неся смерть и разрушения.

Позже викинги пересекли Каспийское море, и дошли до Багдада, а пират и мореплаватель Эрик Рыжий в 1000 году - почти за 500 лет до - добрался до берегов Северной Америки и основал поселение на севере Ньюфаундленда. Норманны вселяли ужас - перед ними трепетала вся Европа и Азия.

эпоха викингов

Викинги появились в Скандинавии в середине 8 века н. э. в селах и деревушках расположенных на берегу моря и вдоль рек. Это были в основном светловолосые скандинавы. Но слово «викинг» неэтнический термин и не говорит о национальной принадлежности. Были викинги славянские и ирландские. В те времена в северной Европе викингами называли всех людей, которые вели определенный образ жизни. Нельзя назвать место и время возникновения общности викингов. В Скандинавии было не мало мест пригодных для поселений, но между ними были различия. Об этом говорит язык, строительный метод и обряды.

деревня викингов

Люди заселили побережье на тысячу километров, поэтому мореплавание было им знакомо задолго до эпохи викингов. Обилие рыбы способствовали возникновению многочисленных поселений. Женщины играли важную роль в обществе. Пока мужья уходили в море, на них возлагалось ведение хозяйства. Крестьянские хозяйства полностью обеспечивали себя всем необходимым, поэтому в семьях было много детей. Мальчикам приходилось помогать по хозяйству, но каждый из них мечтал, что он тоже скоро может уйти в приключения викингов .

поход викингов

Поскольку лето в Норвегии было короткое, викингам приходилось заготавливать достаточно много продовольствия, чтобы пережить долгую зиму. Рыбу и мясо тюленей сушили, солили и хранили в деревянных бочках. Несмотря на загруженность работой викингам не было чуждо чувство прекрасного. Например, бусы из разноцветного стекла очень ценились скандинавами и они были готовы идти за ними хоть на край света. Это было очень дорогостоящее украшение. Бусы передавались по наследству. За ними охотились при набегах. По количеству золотых застежек можно было судить о ранге их владельца. Бусы были символом социального положения.

Поклонение богам викингов подразумевало регулярные жертвоприношения. Одним из обрядов было детоубийство. Если первым ребенком у женщины рождалась девочка, ее забирали у матери, выносили из деревни викингов и оставляли умирать. В боевых походах очень много погибало мужчин, и таким образом регулировалась демографическая ситуация, сохраняя пропорции мужского населения.

К другим богам обращались за силой и благополучием. Ритуальные церемонии возглавлял старейший. Раз в 9 лет совершался самый кровавый обряд, который называли «блуд». В жертву приносили девять существ разного существа, в том числе и человека, а обезглавленные тела вешали в лесу на одном дереве. В судне викингов хоронили избранных. Вместе с телом клали все, что могло понадобиться им в загробном мире.

корабли викингов

Почти во всех деревнях викингов были судостроительные верфи. Столетиями совершенствовалось искусство кораблестроения. Викинги сумели создать корабль, который изменил ход истории. Во всей северной Европе корабли викингов строились по единому образцу - из досок, скрепленных заклепками. Благодаря этим заклепкам судно викингов было прочным и гибким.

строительство корабля викингов

корабли викингов

Мир викингов таил в себе много секретов мастерства, которые сейчас забыты. Основным инструментом при постройке корабля был топор, материалом - дерево. В эпоху викингов кораблестроение было настоящей профессией. Корабелы искали в лесах деревья с естественными изгибами, подходящий для обводов корпуса корабля, который они собирались построить. Деталь судна викингов вытесывали так, чтобы древесные волокна идущие вдоль детали повторяли все изгибы. Доски вытесывали из ствола дерева, а шпангоуты из кривых ветвей. Лучшим материал считался дуб, но часто приходилось довольствоваться сосной. Ни одному десятку людей приходилось заниматься строительством в течение нескольких лет.

Корабль викингов строили из специальных досок. Для их изготовления ствол дерева разбивали вдоль с помощью клиновидного деревянного бруса. Из каждого ствола вытесывалась всего одна доска толщиной 3 см. Доски обладали гораздо большей прочностью и гибкостью чем современные. У викингов судостроителей не было чертежей, строили, опираясь на собственную память. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Чтобы обеспечить водонепроницаемость, щели между досками обрабатывали просмоленной шерстью и паклей. Корпус корабля викингов из досок, закрепленных внахлест, так называемая «клинкерная » технология, обеспечивала большую гибкость продольной оси. Эта технология стала главным достижением викингов , она применялась на протяжении тысячелетий и сохранилась в традициях других народов северной Европы и Америки.

боевой корабль викингов


Жесткую конструкцию могли разбить волны, но корабли викингов были гибкими подобно дельфину. В этом секрет кораблей викингов. Принцип примерно такой же, по которому сегодня строят океанские яхты. Даже с полным грузом осадка корабля небольшая и он скользит по поверхности воды, почти без сопротивления. Под парусом корабли викингов почти не касались воды и становились быстроходными. Скорость достигала 20 узлов.

Викинги гордились своими кораблями . По бортам располагались 15-20 пар весел, в центре устанавливалась мачта с единственным прямоугольным парусом. Викингам принадлежит изобретение риф-сезней, с помощью таких приспособлений в штормовую погоду можно убавить площадь парусов.

типы кораблей викингов

Существовало несколько , каждый из них соответствовал своему назначению. В дальние плавания викинги чаще всего отправлялись на дракарах - удлиненное мелкосидящее судно с симметрично загнутыми вверх конечностями одну, из которых украшала вырезанная голова дракона призванная вызывать ужас у врага.

корабль викингов дракар


Дракар - боевой корабль до 30 м в длину под парусом и веслами, команда которого состояла из 60 - 80 человек. Каждый член команды боевого корабля вез с собой оружие и снаряжение и был готов вступить в бой. Для повышения устойчивости судна на дно укладывали балласт. На таких кораблях отважные совершали свои походы в Англию, Францию, Испанию, страны Средиземноморья, Гренландию и добирались до берегов Северной Америки.

Корабли викингов

Большая часть того, что мы знаем о кораблях викингов, стала известна после находки двух особых лодок, погребенных во второй половине IX в. в Гокстаде и Осеберге в Норвегии. Корабли, раскопанные на этих известных участках, всего лишь завершают список подобных открытий, которые значительно расширяют диапазон наших знаний о предмете. Самая последняя находка из пяти кораблей была обнаружена в 1962 г. недалеко от Скулделева в фьорде Роскилле, Зеландия, где они были затоплены, чтобы загородить вход в гавань, в начале XI в. Большинство открытий представляли собой корабельные кладбища, и обнаружены, главным образом, в Норвегии. Только одно такое открытие было сделано в Дании, в Лэдби. Самые ранние, успешные раскопки кораблей проводились в Туне в 1867 г., а в Гокстаде и Осебергс только в 1880 и 1903 гг. соответственно, но эти находки были плохо сохранены.

Корабль IX в., найденный в Гокстаде, Вестфольд, Норвегия. Был раскопан в 1880 г. в кургане размером 162 фута в ширину и 16 футов в высоту. Сохранился за счет голубой глины. (Университет Олдсаксамлипг, Осло)

По большому количеству старинных технических терминов, используемых в современном языке, очевидно, что у викингов были различные по конструкции и назначению суда. Но явное различие между торговыми судами и военными появилось только в X в., благодаря не только возросшему значению торговли в скандинавской экономике, но и учреждению военной организации ledungen, которая требовала постройки специализированных судов. Для торговли предназначались knorr и kaupskip; для военных походов - snekkja (что значит «тонкий и выдающийся»), skeid (возможно, означает «рассекающий воду») и drekar или «дракон» - название, которое, несомненно, произошло от обычая вырезать голову дракона на носу боевых кораблей викингов.

Резной нос озбергского корабля, оканчивающийся спиралью в виде головы змеи. (Университет Олдсаксамлинг, Осло)

Суда широкого назначения, равно подходящие как для торговли, так и для пиратства, как найденные в Гокстаде, обычно назывались skuta или karfi. Наиболее отчетливое различие между торговыми судами и военными заключалось в том, что первые были короткими, широкими, с высокими надводными бортами и зависели прежде всего от мощности парусов. Военные же были длиннее, уже имели меньшее водоизмещение (это увеличивало их скорость и способность преодолевать длинные расстояния вверх по реке во время пиратских экспедиций) и намного больше весел. Поэтому военные корабли получили характерное название langskip - длинный корабль, или «лодья».

Боевые суда сильно различались в размерах. Их классифицировали по количеству скамеек (банок) для гребцов (sessa), или промежутков между поперечными балками («места», rum или spantrum). Согласно Гулафинглоу, в X в. тринадцатибаночный корабль (threttanscssa, т. е. судно с 13 скамьями (банками) с каждой стороны, или 26 веслами) был наименьшим из тех, которые могли называться военными - всё, что было еще меньше, уже считалось не пригодным для войны. Известно, что в набегах на Англию в конце IX в. были задействованы 16-18-баночные лодки, так как англо-саксонская летопись рассказывает, что Великий король Уэссекса Альфред в 896 г. построил 60-весельные корабли (т. е. с 30 и более скамейками), которые были в два раза больше, чем у викингов. Очевидно, что корабль, найденный в Гокстаде, принадлежал примерно к этому времени и был 16-баночный. Ко времени Гулафинглоу был установлен стандарт для военных кораблей - 20 или 25 банок. Тридцатибаночные тоже встречались, только в очень небольшом количестве (Гулафинглоу, например, оценивает военный потенциал Норвегии в середине X в. в сто двадцать 20-баночных кораблей, сто шестнадцать 25-баночпых кораблей и только один 30-баночный корабль). Гигантские военные суда, свыше 30 банок, начали появляться в самом конце X в. «Длинный змей» короля Олафа Тригвассона с 34 скамьями стал первым и наиболее знаменитым. Он был построен зимой 998 г.; но он не являлся самым большим в истории, как заявляют многие крупные специалисты. Также известность получили и несколько 35-баночных кораблей, построенных в XI–XIII вв., например, «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, сконструированный зимой 1061–1062 гг. в Нидаросе.

Восстановленный гокстадский корабль, в музее кораблей викингов в Осло. (Университет Олдсаксамлинг, Осло.)

«Hugin», реконструкция гокстадского корабля, изготовленная в Дании. В 19?9 году это восстановленное судно пересекло Северное море. Сейчас стоит на постаменте у бухты Пегвелл, рядом с Рамсгетом, Кент.

В «Саге короля Харальда» описывается, что он был значительно шире, чем обычный военный корабль, - таких же размеров и пропорций, как «Длинный змей», и каждая его деталь была тщательно обработана. На носу - голова дракона, на корме - хвост, к тому же нос был золоченый. Он имел 35 пар скамеек и был огромен даже для своего класса. В настоящее время Флатеярбок утверждает, что король Кнут имел судно с 60 местами, но это, несомненно, ошибка, и здесь имеется в виду 60 весел. Так как иначе его длина была бы 230 футов или даже больше, что в принципе невозможно.

Один из пяти кораблей Скулделева является крупнейшим из когда-либо найденных. Военный корабль найден в плохом состоянии. По оценкам, он составлял приблизительно 92 фута в длину и 15 футов в ширину, возможно с 20–25 банками. Среди прочих находок можно также отметить экземпляры, раскопанные: в Лэдби (ок. 900–950 гг.) размером 70 на 8,5 фута - из пропорций видно, что это военный корабль, несмотря на 12 пар весел; в Туне (ок. 850–900 гг.) - размером примерно 65 на 14,5 фута, с 11 парами весел. Судно, найденное в Осеберге, имело 71,5 фута в длину и 17 футов в ширину, с 15 парами весел (вероятно, это было что-то вроде «королевской яхты»); а гокстадская находка была даже больше - 76 футов в длину и 17,5 в ширину, с 16 парами весел. Knorr, обнаруженный в Скулделеве - единственное торговое судно, найденное за последнее время, размером 54 на 15,75 фута.

Боевые и торговые суда имели две небольшие приподнятые палубы, на носу и на корме. Между ними была палуба, обшитая неплотно прикрепленными досками, которые поднимались для упрощения укладки тюков, постоянно необходимой в суровую погоду. Во время стоянки на якоре или в гавани главная палуба накрывалась большим тентом, прикрепленным на разборном, легком шпангоуте корпуса, чтобы защитить команду от непогоды. В саге «Сварфдела» описывается 12 кораблей, стоящих на якоре: «Все покрытые черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, где сидели люди и пили». Щиты членов команды обычно вешались вдоль планшир, хотя современные специалисты часто утверждают, что это делалось только «в особых случаях», а во время гребли было невозможно. Однако это мнение основывается только на примере гокстадского корабля, на котором щиты были привязаны ремнями к деревянной рейке так, что действительно закрывали весла. На осебергском судне они были расположены в прорезях шпангоута и прикреплены с наружной стороны планшира таким образом, что совсем не мешали гребле. Это совпадает и со свидетельством саг, которые отмечают, что щиты иногда крепились так на судах, участвующих в сражении. Например, в «Битве на фьорде Гафрс» описывается, что планширы «блестели начищенными щитами», а в «Сражении на реке Нисса» в 1062 г. «воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планшир». На готландских наскальных рисунках щиты также изображены расположенными таким образом на парусных кораблях.

Примерно 375 рунических камней, выполненных на известняке и песчанике, датированные 5-10 веками, были найдены на острове Готланд, в Швеции. Самые лучшие принадлежат к VIII–IX векам. На данном экземпляре, из Larbro, в нижней части изображен полностью оснащенный корабль, в верхней части - сцена сражения. Между ними шествие воинов, идущих в Валгаллу. (Стокгольм)

Невероятно, но ни в одном из кораблей викингов не было найдено никаких следов существования самих скамеек для гребцов, чаще всего предполагают, что их роль выполняли личные сундуки матросов (сундуки с осебергского судна были подходящего размера для сидения).

Хотя некоторые документы утверждают, что моряки хранили свои вещи не в сундуках, а в кожаных мешках (hudfat), которые служили также и спальными мешками, так что этот вопрос решить не так уж и просто. В одном из военных кораблей, найденных под Скулделевым, в качестве сидений, вероятно, могли использоваться поперечные балки. В то же время один эксперт предположил, что гребцы вообще стояли. Сами весла обычно в среднем составляли 16–17 футов в длину, на гокстадском же судне они были от 17 футов до 19 футов 2 дюймов. На веслах обычно было по одному человеку, но во время сражения могло быть и трое, чтобы защитить гребца от вражеских метательных снарядов и обеспечить смену. «Длинный змей» Олафа Тригвассона в одной из битв 1000 г. якобы имел до 8 человек на «полместа» (т. е. на каждом весле), не считая остальных 30 бойцов. В сумме выходит 574 члена экипажа, поэтому более вероятно, что 8 человек было на «место», а не на «полместа», и команда состояла из 302 моряков.

Это резной флюгер, сделанный из позолоченной бронзы. По рассказам саг, он устанавливался на носу многих лодей викингов и являлся знаком особой значимости. Четыре экземпляра сохранились в качестве ветровых флюгеров на шпилях церквей. Данный флюгер был найден в Хельсингланде в Швеции, другие же на о. Готланд и в Норвегии. Все четыре датируются XI–XIII веками, хотя экземпляр из Швеции иногда относят к X веку. На флюгере обнаружено несколько царапин и вмятин, вероятно, от стрел. Такие флюгеры служили столько же, сколько и сами суда викингов, а на шпили церквей они попадали согласно традиции складывать паруса и другие переносные спасти военных кораблей в местных церквях. После сокрушительного поражения в морской баталии в XV веке от флотилии, состоящей из высокобортных рыбачьих лодок, старые галеры больше не участвовали в сражениях; их оборудование уже не использовалось, и флюгеры переищи к церквям. (Стокгольм)

Для походов в открытое море использовались огромные квадратные паруса. Они появились на скандинавских судах самое позднее в VIII веке, и это, несомненно, было одним из тех технологических новшеств, которые способствовали расцвету цивилизации викингов. В 1893 г. «Викинг», точная реконструкция гокстадского корабля, пересек Атлантический океан. Он развивал скорость до 11 узлов под парусом и всего за 28 дней дошел из Бергена до Ньюфаундленда. Паруса самих викингов, вероятно, были сделаны из шерсти, хотя некоторые эксперты утверждают, что они были льняные. Орнаментальные узоры, изображенные на готландских наскальных рисунках, возможно, отображают то, как при помощи кожаных ремней и канатов пытались сохранить форму шерстяных парусов. Эти рисунки также показывают принцип действия канатов рифа, прикрепленных к нижней части паруса. Он, несомненно, ничем не отличался от принципа действия, используемого на северо-норвежских рыбачьих лодках вплоть до XIX века. При натяжении каната зарифлялась парусина, образуя складки, и таким образом убирался парус. В сагах описываются паруса викингов с синими, красными, зелеными и белыми полосками и клетками. Остатки парусов с гокстадского судна были белыми с красными полосками. Мачта была, скорее, всего в два раза короче длины самого судна, поэтому когда во время битвы ее спускали, она даже не задевала бимсов на корме. Целиком не было найдено ни одной мачты.

На корме по правому борту (рулевому борту) находилось большое весло со съемной рукояткой, которое служило в качестве руля. На носу и корме обычно вырезались головы и хвосты животных, в частности, драконов («змей»). Этот североевропейский обычай относится еще к I–II векам, что подтверждается норвежскими наскальными рисунками. По таким золоченым головам обычно давали названия кораблям, например: «Длинный змей», «Бизон», «Журавль», «Человеческая голова». По исландскому закону, во время похода на новую землю нужно было сначала перевезти фигуру головы с корабля, чтобы прогнать духов, покровительствующих острову. Этот обычай, возможно, был распространен по всей Скандинавии, так как даже гобелен из Бойе изображает флотилию норманнов, идущую по морю, с фигурами голов, а причалившую в Англии - уже без них.

Рисунок на резной трости первой половины тринадцатого века, найденной в Бергене. Изображены носы норвежских кораблей, из которых три - с флюгерами.

Из книги Тени над Заполярьем [Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев] автора Зефиров Михаил Вадимович

Корабли вступают в бой Уже 22 июня 1941 г. Военный совет 14-й армии, которой тогда командовал генерал-лейтенант В. А. Фролов, отдал приказ о срочной переброске на западный берег Кольского залива 325-го стрелкового полка из состава 14-й стрелковой дивизии. Затем вечером 24 июня, за

Из книги Морские драмы Второй мировой автора Шигин Владимир Виленович

«Корабли свободы» Огромные потери торгового флота Великобритании, которые он нес после начала Второй мировой войны, потребовали резкого увеличения числа строившихся грузовых судов.Желая помочь англичанам, президент США Франклин Рузвельт 3 января 1940 г. принял решение

Из книги Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация? автора Маслов Михаил Сергеевич

Из книги Messtrstlnitt Bf 109. Часть 6 автора Иванов С. В.

Черные корабли 1854 г. стал роковым для Японии. Самоизолировавшаяся от внешнего мира страна сакур и самураев вела свою обыденную жизнь под властью сегуна из дома Токугава, пока в один из дней этого рокового года в бухту Урага не вошли «черные корабли» под звездно-полосатым

Из книги Американские фрегаты, 1794–1826 автора Иванов С. В.

«Теодоры» среди викингов Первые Me 109T - всего 63 штуки - начали поступать в части в конце июля, несмотря на то, что на фронте находились с 1 июня. Машины предназначались для службы в Норвегии, а точнее, в ее южной части, расположенной ближе всего к берегам Англии. На этом

Из книги Казематные броненосцы южан, 1861–1865 автора Иванов С. В.

Корабли Примечания: ДМП - длина между перпендикулярами - расстояние между форштевнем и ахтерштевнем. Эта длина ближе всего соответствует длине ватерлинии. Под шириной понимается максимальная ширина. Глубина трюма определяется как высота между днищем корабля и уровнем

Из книги Техника и вооружение 2014 02 автора

Корабли Броненосная политика Мэллоури началась с адаптации корабля «Мерримак» в казематный броненосец таранного типа. В отсутствие развитой промышленной базы любые попытки южан построить технически сложный корабль типа «Монитора» северян заведомо были обречены на

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Десантные корабли ВМФ России. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов» Владимир Щербаков В воспоминаниях одного из советских офицеров, служивших военным советником в Анголе, я прочитал захватывающую дух историю, более похожую не на военную быль, а на сценарий

Из книги Крейсер I ранга “Адмирал Корнилов". 1885-1911. автора Мельников Рафаил Михайлович

Из книги Викинги автора Хез Йен

Корабли и люди В грядущей войне с Японией “Адмирал Корнилов” не участвовал. Он уже почти выработал свой обычный в мировой практике 20-летний служебный ресурс и для войны явно не годился: старая артиллерия, отсутствие двойного дна исключали его поход на войну. Правда,

Из книги Арсенал-коллекция, 2012 №05 (5) автора Коллектив авторов

Военное искусство викингов Тактика боя Основные сражения викингов происходили на море, о чем свидетельствуют три примера: сражение в Хафрс фьорде в 872 г., Сволдре - в 1000 г. и Ниссс - в 1062 г. Несмотря на это, они старались приблизить тактику морского сражения к сухопутной,

Из книги Флот Римской империи [Роль военно-морских сил в поддержании обороноспособности и сохранении античного государства со времен Октавиана Августа и до Кон автора Старр Честер Г.

Крылья викингов: истребитель J22 Этот истребитель не был самым скоростным и вооружённым, не был самым массовым, он даже не воевал, однако роль его в становлении авиационной промышленности своей страны и укреплении её обороноспособности была велика. Шведский истребитель

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

§ 1. Корабли Эскадры империи унаследовали и использовали во все время своего существования тип военного корабля, который невозможно обнаружить в современных флотах. Это была удлиненная, невысокая боевая галера, судно, фактически имевшее решающее преимущество в том, что

Из книги автора

§ 3. Мавретанские корабли Система Августа, который поручил Сирийскому и Александрийскому флотам патрулирование восточных морей, недолго сохраняла свою первозданную ясность. В правление Веспасиана имперский вольноотпущенник командовал либурной Nilus Александрийского

Змей мчал сына Трюггви,
Молодца, по волнам,
Пасть разинув злую,
Златом пообжату.
Олав взлез на Зубра,
Знатна волка водна.
Зверя мыло море
Мощный рог в дороге.
(Поминальная драпа об Олаве святом. Перевод С. В. Петрова.)

В большинстве своем люди у нас все же наслышаны о викингах и их кораблях, да и век интернета все-таки, поэтому вроде все уже знают, что плавали они на длинных таких судах с одной мачтой с полосатым парусом и головой дракона на форштевне. Других судов у них вроде бы и не было? Или были? На самом деле типов судов у раннесредневековых скандинавов было множество, и все они отличались друг от друга, как, скажем, «Матиз» отличается сегодня от того же «Мерседеса». Для плаваний ради торговли предназначались кнорр и каупскип; для военных походов за добычей - шнекка (что означает «тонкий и выдающийся»), скейд (можно перевести как «рассекающий воду») и дракар или «дракон» - название, которое, таким кораблям давали из-за обычая вырезать голову дракона на форштевне таких кораблей.

Фердинанд Лике, «Набег викингов» (1906). Не знаю, может быть с точки зрения живописного мастерства Фердинанд Лике и был замечательным художником, но в отношении – фантазер еще тот. У викингов не было «бочки» на мачте, более того, сама мачта на его картине стоит не там, где надо. Она сдвинута влево к борту. А это уже неумение правильно строить перспективу. Щиты на бортах… Зачем они в набеге здесь? Да еще среди них один прямоугольный. Мечи в руках у викингов явно бронзового века, хорошо еще, что шлемы не с рогами! Но самое, конечно, удивительное это таран! Откуда он это взял? Ведь находки судов викингов уже были известны. Изображения рунных камней опубликованы… Нет, не нравятся мне такие вот живописцы!

Суда широкого спектра назначения, которые равным образом подходили и для торговли, так и для пиратских набегов – такие, как, например, найденный корабль в Гокстаде, обычно именовались скута или карфи. Главное же отличие между судами торгового назначения и военными состояло в том, что первые, то есть кнорры и каупскипы были короткими, но широкими, имели высокий надводный борт, а также прежде всего зависели от площади парусности. Военные же суда, напротив, были узкими и длинными, имели меньшее водоизмещение, что позволяло подниматься им вверх по рекам и свободно преодолевать прибрежное мелководье, имели значительно большее число весел. Поэтому-то военные корабли викингов и получили весьма характерное название ландскип - или «длинный корабль» («ладья»).


Еще один «длинный корабль». Музей викингов в Хедебю.

Но и боевые суда викингов могли сильно различаться по размерам. Их обычно классифицировали по количеству скамеек (банок) для гребцов (сeссa), или же наличию промежутков между поперечными балками («места», рум или спантрум). Например, в X в. тринадцатибаночный корабль (триттансесса, т.е. судно, имеющее 13 мест для гребцов (банок) с каждой стороны, или 26 весел) был по размерам наименьшим из тех судов, которые можно было отнести к военным - т.е. которые были еще меньше, считалось для войны уже непригодными. Так, например, известно, что в набегах викингов на Англию в конце IX в. участвовали 16-18-баночные суда, в то время как англо-саксонская летопись сообщает, что Великий король Уэссекса Альфред в 896 г. уже строил 60-весельные корабли (имевшие 30 мест для гребцов с каждой стороны), в два раза большие по размерам, чем суда у викингов.


Корабль из Осеберга. Музей кораблей викингов в Осло.


Кстати, в Норвегии очень чтят свою историю. Об этом свидетельствует большое количество музеев в Осло и других городах. Один из них - Музей викингов, расположенный на полуострове Бюгдё, посвящен сразу трем погребальным кораблям, найденным в конце XIX века в погребальных курганах. Здесь все лаконично, просто и торжественно. Большие старинные окна, много пространства и света, но света старины, истории. Удивительно, что форма окон и архитектура здания напрямую связаны с ощущением времени. Просторно, словно на дне прозрачного моря стоят эти корабли… черные, строгие и будто бы живые…

Поэтому 16-баночный корабль, найденный в Гокстаде (относящийся примерно к этому же времени), был минимального размера для того, чтобы считаться военным судном. Стандартным же размером для боевых кораблей стали 20 или 25-баночные суда. Тридцатибаночные тоже строили, но в очень небольшом количестве. Гигантские военные суда, имевшие больше 30 банок, появились лишь в самом конце X в. Самым известным среди них был «Длинный змей» короля Олафа Тригвассона, имевший 34 скамьи (или места для гребцов). Его построили зимой 998 г.; но в то время, скорее всего, были и другие подобные ему суда. Известны и 35-баночные корабли, сооруженные в XI-XIII вв. Прежде всего, это «Великий Дракон» короля Харальда Хардрада, построенный зимой 1061 -1062 гг. в Нидаросе.


Изготовление реплики украшения судна из Осеберга.

В «Саге короля Харальда» этот корабль описывается как более широкий, чем обычные военные корабли, подобных размеров и пропорций, но принципиально такой же, как и они. Нос украшает голова дракона, на корме - его хвост, причем носовая фигура была позолочена. На нем было 35 пар мест для гребцов, и он был просто огромен даже для судов своего класса.


А вот так эта деталь выглядит в итоге.

Среди пяти кораблей, найденных в Скулделева, один как раз и оказался очень большим, хотя и оказался он в плохом состоянии. Специалисты считают, что его размеры приблизительно составляли 27,6 метров в длину и 4,5 в ширину, а был он 20-25-весельным. Были раскопаны и другие образцы судов викингов: например, в Лэдби (время захоронения ок. 900-950 гг.), длина которого была 21 м, а весел 12 пар; в Туне (время захоронения ок. 850-900 гг.) - длина 19,5 м и с 11 парами весел. Кстати, судно из Осеберга имело 15 пар весел; а гокстадский корабль был немного больше и потому у него было 16 пар. Кстати, кнорр, что нашли в Скулделеве - это пока что единственное торговое судно, что было обнаружено в последние годы. Его размеры: 16,20 на 4,52 м.


Некоторые новоделы судов викингов по-настоящему велики. Вот, например, драккар «Харальд Прекрасноволосый».


Он же – вид спереди.


А это его «голова». Эффектная, ничего не скажешь, но сразу бросаются в глаза отличия в художественной манере оформления таких «голов» у викингов и у тех, кто сегодня им подражает. Форма одна – но вот содержание декапировки совершенно разное!

И боевые, и торговые корабли викингов имели две палубы, приподнятые в носовой и кормовой оконечностях. Между ними простиралась палуба, обшитая досками, которые специально прикреплялись неплотно и могли подниматься при укладке грузов в трюм. Во время стоянки на якоре или пребывании в гавани ее накрывали большим тентом наподобие большого шатра, а мачту убирали. Сага «Сварфдела», например, описывает 12 кораблей, стоящих на якоре в таком вот виде: «Все покрытые черными тентами. Из-под тентов пробивался свет, где сидели люди и пили».


«Голова» драккара. Музей истории культуры. Университет в Осло.


Еще одна похожая голова…


Эта же голова с другого ракурса. Музей кораблей викингов. Осло.

Все, и даже дети, сегодня представляют себе корабли викингов со щитами по бортам. И, да, действительно считается, что команда обычно вешала их вдоль планширя. Вопрос лишь в том, как часто это делалось и зачем? Отдельные специалисты считают, что, вывесив так щиты, грести невозможно. Но мнение это основано лишь на примере гокстадского корабля. На нем и вправду щиты, будучи привязаны ремнями к деревянной рейке, действительно закрывали отверстия для весел. Но уже на осебергском судне они были прикреплены с наружной стороны планшира так, что гребле не мешали. Ну, а если мы опять-таки обратимся к сагам, то там прямо написано, что щиты так вывешивали. Например, в саге «Битва на фьорде Гафрс» написано, что планшири «блестели начищенными щитами», а в «Сражении на реке Нисса» в 1062 г. «воины сделали укрепление из щитов, навешанных вдоль планширя». Подтверждается это рисунками на камнях с острова Готланд, где видно, что щиты как раз таким образом на кораблях и расположены.


Резная голова драккара «Хугин». Эффектная, не спорю, но ж очень какая-то… декоративная!

Вот что действительно необычно, так это то, что на всех судах викингов палубы совершенно гладкие. Ни в одном из них не было ни намека на существование каких бы то ни было скамеек для гребцов. Поэтому считается, что гребцы сидели на своих сундуках. Во всяком случае сундуки с осебергского судна были вполне пригодны для сидения.


Вот он какой, «Хугин». Красавец, не правда ли? И щиты в масштабе. Но… неужели у всех они были одинаковыми?

Правда, есть вроде бы сведения, что скандинавские моряки того времени хранили все свои вещи не в сундуках, а в кожаных мешках, которые одновременно служили им и спальными мешками. Но как все-таки было точно неизвестно! На одном из боевых кораблей, обнаруженных под Скулделевым, в качестве сидений могли быть использованы поперечные балки. Есть и такое предположение, что гребцы вообще… стояли. Сами весла в среднем имели длину около 5 метров, на гокстадском корабле они были длиной от 5,10 до 6,20 м. Причем обычно греб веслом один гребец, но в бою ему в помощь выделялись еще двое: один защищал гребущего веслом от вражеских метательных снарядов, другой был сменщиком и ожидал своей очереди.


Одна из первых моих моделей кораблей викингов фирмы «SMER». Уже тогда, в конце 80-ых, когда я начал только-только получать модели с Запада, мне бросились в глаза и какие-то странные, пуговичного вида щиты, и странные голова и «хвост», хотя фигурки мне очень понравились. Что было делать? Отрезал «голову» и «хвост» и сделал их самостоятельно. Выбросил щиты-пуговицы и тоже сделал их сам.

Для движения в открытом море викинги поднимали на своих судах прямо-таки огромные по размерам квадратные паруса. Их стали использовать в VIII веке, и это, несомненно, являлось одним из тех значимых технологических новшеств, которые обеспечили расцвет их цивилизации. Как пример их эффективности можно привести плавание судна-реплики «Викинг» - точной копии гокстадского корабля, пересекшего Атлантический океан под парусом за 28 дней. При этом он мог часами удерживать скорость до 11 узлов, что было для того времени хорошим показателем и для большинства паровых судов, ведь далеко не все они были рекордсменами, боровшимися за «Голубую ленту Атлантики».


За что я не люблю «модельные сайты», так это вот за такие модели. Вроде бы все очень точно. Но… «металлизированные» детали на осебергском судне не были металлизированы, а если и были, то были бы… позолочены. Одинаковые щиты… Тоже как-то не слишком исторично.


Вот она – резьба с осебергского корабля. Никаких следов позолоты!

Паруса самих викингов, вероятно, были сделаны из шерсти, хотя некоторые эксперты и утверждают, что они были льняными. Орнаментальные узоры, напоминающие косую решетку, изображенные на готландских рунических камнях, на самом деле, возможно, изображают кожаные ремни и канаты, с помощью которых тогдашние корабелы пытались сохранить форму шерстяных парусов. Эти рисунки также показывают принцип взятия рифов при помощи канатов, прикрепленных к нижней части паруса. Он, несомненно, ничем не отличался от принципа действия, используемого на северо-норвежских рыбачьих лодках вплоть до XIX века. При натяжении каната парусина зарифлялась, образовывала складки, и таким образом постепенно убирался и сам парус. В сагах описываются паруса викингов с синими, красными, зелеными и белыми полосками и клетками. Остатки парусов с гокстадского судна были белого цвета (цвета небеленой парусины) с красными полосами. Мачта была, скорее всего, в два раза короче длины самого судна, поэтому, поскольку, когда во время битвы ее опускали, она даже не задевала бимсов на корме. В целом виде ни одной мачты не было найдено.


Модель судна викингов из музея в Хедебю.


Модель гокстадского корабля. Исторически вроде бы все верно, но посмотрите на умбоны щитов и сами щиты. Умбоны больше, чем нужно и с обратной стороны углубления не имеют, так же, как и рукоятки для удержания. Щиты должны иметь хотя бы намек на обшивку кожей по краю!


Еще один наводел на «слете» судов викингов в Бресте в 2012 году. Тут и обшивка хорошо выполнена, и резьба, и щиты отличные и разные. Но… каким-то уже очень поникшим получился у авторов этого судна их дракон на носу. Надо бы им придать ему более горделивый, а не «опущенный» вид!


Большое рулевое весло со съемной рукояткой находилось справа по борту. Рукоятка – румпель, часть украшалась рунами, что делало руль в руках кормчего более «послушным». Ладья из Осеберга. Музей кораблей викингов. Осло.


Форштевень и ахтерштевень обычно украшались вырезанными из дерева головами и хвостами животных, главным образом, таких как дракон или змея. Судя по норвежским наскальным рисункам этот обычай появился в Европе еще в I-II веках. По таким позолоченным головам обычно и давались названия кораблям: Длинный змей», «Бык», «Журавль», «Человеческая голова». По исландскому обычаю, отправившись на новую землю и по прибытии туда, следовало сначала перевезти туда голову с корабля, чтобы изгнать местных злых духов. Этот обычай, возможно, был известен по всей Скандинавии. Во всяком случае «вышивка из Байё» изображает флотилию норманнов, плывущую по морю, с фигурами голов на форштевнях, а вот причалившую в Англии - уже без них. То есть эти «головы» были съемными? Есть и такие сведения, что они были столь ужасны, что, приплывая домой, викинги их закрывали или снимали, чтобы не пугать детей.


Всем известно легендарное плавания Тура Хейердала на плоту через Тихий океан. Но мало кто знает, что его соотечественник Магнус Андерсен, вдохновленный находкой Гокстадского корабля в 1880 году, построил его первую реплику, дал ей название «Викинг» и в 1893 году переплыл на нем Атлантический океан, чтобы доказать, что такие путешествия были для таких кораблей вполне возможны. Его путешествие увенчалось успехом, и через четыре недели плавания «Викинг» прибыл на Всемирную выставку в Чикаго. Еще один норвежец Рагнар Торсет построил три копии судов викингов. На одном из них, «Сага Сиглар», он в 1984 – 1986 гг. совершил даже кругосветное путешествие! Всего же в разное время и в разных странах было построено свыше 30 копий судов викингов.


Этот резной флюгер сделан из позолоченной бронзы. В сагах говорится, что такие флюгера прикреплялись на носах многих кораблей викингов, как знак особой значимости, но вот в чем она проявлялась, неизвестно. До наших дней сохранилось четыре экземпляра таких флюгеров и то только лишь потому, что оказались они на шпилях церквей! Вот этот флюгер нашли в Хельсингланде в Швеции, другие же на о. Готланд и в Норвегии. Все четыре флюгера датируются XI-XIII веками, но экземпляр из Швеции некоторыми учеными относится к X веку. На нем есть характерные царапины и вмятины, нанесенные ему стрелами. Так что он явно успел побывать в боях! Такие флюгеры использовались ровно столько, сколько и сами корабли викингов, а вот на шпилях церквей они оказывались из-за традиции хранить паруса и прочие снасти военных кораблей в церквях. Ну, а когда старые корабли использовать перестали, красивые резные флюгера перекочевали на церковные шпили. Так что не только резные головы украшали форштевни боевых кораблей викингов!

Из источников, рассказывающих о заселении Исландии, видно, что викинги уже в 850 г. располагали такими навигационными сведениями, которые позволили, например, Гардару Свафарссону после зимовки в Исландии вернуться на родину в Европу.

Известно также, что спустя десять лет Исландия была целью многих переселенцев. Для плавания из Средней Норвегии к берегам Исландии при быстром переходе требовалось около семи суток. Чтобы совершить его, надо было хорошо ориентироваться в открытом море вдали от берегов. В конце X в. начались плавания викингов в Гренландию с западного побережья Исландии, которые при благоприятных условиях занимали четверо суток.

Для того чтобы плавать в открытом море, надо уметь определять направления и местоположения своего судна.

Без компаса направление можно определять по Полярной звезде или по Солнцу. Во время белых ночей на севере определение по звездам затруднительно. Поэтому викинги в основном находили направление по Солнцу . Особое значение для них имели направления восхода и захода. Как гласит сага, о положении Солнца в течение года "хорошо знали Стьёрн (Звездный) Одди с о. Флатей и от него старшие на судах, или кендтманды (знающие)" .

Располагали ли викинги компасом, находками не доказано. Однако в сагах сообщается о "солнечном камне". Таким камнем владел король Олаф, правивший в Норвегии с 1015 по 1030 гг. По нему он мог определять положение Солнца в туман или снегопад. Для этого камень опускали в воду, в которой он плавал и, попадая в лучи Солнца, светился. Свечение, вероятно, - выдумка сказителя саги. В настоящее время полагают, что "солнечный камень" представлял собой дощечку с укрепленным на ней магнитным камнем (магнитным железняком) . Возможно, викинги уже использовали и компас, который в Китае был известен как указатель направления с 250 г. н. э.

О чрезвычайно значительной протяженности торговых путей викингов говорит, например, статуя Будды V в., найденная при раскопках в г. Бирка (Швеция).

Чтобы узнать свое местоположение, необходимо найти широту и долготу. Географическая широта определялась по высоте Солнца. Для ее измерения, как передают нам саги, викинги использовали солнечную доску (solbra"dt). Эта доска, которая до сих пор еще не найдена, имела деления в "половину колеса" и соответствовала половине солнечного диска.

Географическую долготу викинги могли определить только по пройденному расстоянию. В Северном море это не представляло больших трудностей, так как плавания викингов между Англией и Норвегией или Данией проходили в основном в направлении восток - запад. Плавания викингов из Норвегии в Исландию и Гренландию облегчало одно обстоятельство: Берген имеет приблизительно ту же географическую широту, что и мыс Фарвель на южной оконечности Гренландии. В Исландии поселения викингов обнаружены приблизительно на 4° к северу от этой широты. Следовательно, они могли придерживаться курса между Норвегией и Исландией и Гренландией, определяя только широту. Таким образом викинги довольно уверенно переплывали открытое море и достигали побережья, где уже по прибрежным признакам находили свою цель.

Туман или плотные сплошные облака затрудняли их навигационные определения, в результате чего возникали ошибки, о чем сообщают саги.

Плавания в открытом море в основном проходили летом. Викинги начинали их при ясной погоде - антициклонах, когда были уверены, что не встретят тумана, густой облачности и особенно штормов, которые представляли большую опасность для их открытых судов .

Примечания:
Во время археологических раскопок в Гренландии в 1951 г. был найден обломок прибора, который считают пеленгационной картушкой (деревянным компасом) викингов. Деревянный диск, как полагают, с 32 делениями, расположенными по краю, вращался на ручке, продетой через отверстие в центре и, будучи ориентирован относительно стран света (по восходу или заходу Солнца, по тени в полдень, по восходам и заходам определенных звезд), показывал курс. - Прим. переводчика

Интересные сведения об Одди приводит Р. Хенниг: "История исландской культуры знает некоего странного "Звездного" Одди, жившего около 1000 г. Этот исландец был бедным простолюдином, батраком крестьянина Торда, поселившегося в пустынной северной части Исландии у Фельсмули. Одди Хельгфассон ловил рыбу для Торда на о. Флатей и, находясь в полном одиночестве среди безграничного простора, использовал свой досуг для наблюдений, благодаря которым стал одним из величайших астрономов, каких знает история. Занимаясь неустанными наблюдениями за небесными явлениями и точками солнцестояния, Одди изобразил движение небесных тел в цифровых таблицах. Точностью своих расчетов он значительно превосходил современных ему средневековых ученых. Одди был замечательным наблюдателем и математиком, поразительные достижения которого оценили только в наши дни". - Р. Хенниг. Неведомые земли. М., Изд-во иностр. лит-ры, 1962, т. III, с. 82. - Прим. переводчика

Это мог быть и кристалл исландского шпата, в котором при пеленге на Солнце появилось два изображения вследствие поляризации света. - Прим. переводчика

Автор, говоря о навигационных знаниях викингов, ошибается. Вряд ли викинги определяли координаты для нахождения своего места. Вероятно, они имели лишь грубые карты, похожие на будущие портоланы, с сеткой из одних направлений. Сами же портоланы, или компасные карты, как известно, появились в Италии в конце XII – начале XIII в.; использование морских карт с сеткой широт и долгот относится лишь к XVI в. Тогда, чтобы добраться из одного пункта до другого, требовалось знать лишь направление и приблизительное расстояние. Направление (без компаса) днем викинги могли определять по Солнцу, используя гномон (особенно зная точки восхода и захода Солнца в течение года), а ночью по Полярной звезде, проходимое же расстояние - из опыта плавания.

Впервые определил широту по Полярной звезде португалец Диего Гомиш во время плавания к побережью Гвинеи в 1462 г. Наблюдения для этой цели наибольшей высоты Солнца начали выполнять на десять или двадцать лет позднее, так как оно требовало знания ежедневного склонения Солнца.

Независимое определение долготы в море (без счисления) моряки начали выполнять лишь в конце XVIII в.

Сказанное, однако, не означает, что викинги не контролировали свое местоположение в открытом море. О. С. Рейтер (О. S. Renter. Oddi Helgson und die Bestiminung der Sonnwenden in alten Island. Mannus, 1928, S. 324), занимавшийся этим вопросом, считает, что применявшаяся для этой цели "солнечная доска" представляла собой стержень, устанавливавшийся на борту судна в вертикальном положении, и по длине полуденной тени от него, падавшей на банку, викинги могли судить, придерживаются ли они нужной параллели.

Нетрудно представить, как это могло происходить. Викинги плавали летом, склонение же Солнца в день летнего солнцестояния (сейчас 22 июня) 23,5°N, а например, за месяц до и после этого дня - 20,5°N. Берген находится приблизительно на 60° с. ш. Поэтому, чтобы придерживаться этой широты, высота Солнца в полдень в день летнего солнцестояния H=90°-60°+23,5°=53,5°.

Следовательно, при длине солнечной доски 100 см (по Рейтеру) длина тени должна составлять 0,74 м и соответственно, за месяц до и после дня солнцестояния - 82,5 см. Таким образом, достаточно было на банке иметь эти отметки, чтобы викинги в полдень проконтролировали свое положение. - Прим. переводчика