Шведская королева ульрика элеонора сестра карла xll. Миф об уродстве шведской королевы или бездарности придворного портретиста. Портрет шведской королевы

Здравствуйте уважаемые.
Вторая часть вчерашнего поста:
Итак, продолжим...

Мария Элеонора Бранденбургская - жена и любимый соратник великого Густава II Адольфа. Интересная с любых точек зрения дама, была крайне расточительна, зато оставила после себя несколько интересных и красивых королевских регалий.

Держава Марии Элеоноры выполнена из золота, с эмалевой работой в сине-желтом цвете и обсыпана бриллиантами и рубинами. Она был создана в 1620 году в Стокгольме Рупрехтом Миллером
Примерно в те же годы был сделан и скипетр.

Ключ Ульрики Элеоноры. Это королева Швеции, правившая в 1718—1720 годах. Дочь Карла XI и Ульрики Элеоноры Датской, младшая сестра Карла XII, которая правила по сути за него де-юре, а потом и де факто.


Ключ вероятно, сделан в Стокгольме немецким ювелиром Николаем (фон) Блейхертом. Он выполнен из позолоченного серебра и является верной копией ключа Эрика XIV. На одной стороне написано «V.E.G.R.S. д. 3 мая A: 1720».

Пойдемте дальше...
Помазанный рог был сделан в 1606 году в Стокгольме Питером Килимпе для коронации Карла IX и имеет золото в форме рога быка, поддерживаемого пьедесталом. Большой конец закрыт крышкой с цепью, а на противоположной точке рога стоит небольшая фигура правосудия, держащая пару весов. Рог украшен декоративной рельефной работой с разноцветной непрозрачной и полупрозрачной эмалью и установлен с 10 бриллиантами и 14 рубинами, в том числе 6 карельских «рубинов» (гранатов). Сия диковинка была представлена для того, чтоб в нем хранить масло для помазания перед возложением короны на монарха. Вы же помните, что в Старом завете говорится что король был избран Богом и Богом же помазан на царствование священным маслом.


Подобные ритуальные вещи есть еще у британцев и норвежцев. Но после коронации королевы Кристины рожок перестали считать полноправной регалией, хотя и продолжал использоваться всеми следующими королями. Высота- всего 15.5 см.

Серебрянная купель была заказана Карлом XII для крещения королевских детей. Серебро взялось из Индонезии, с которой в то время Швеция пыталась наладить торговлю. Попытка не увенчалась успехом, ее единственным результатом стала партия серебряной руды с Суматры, которую в шведских шахтах очистили, а металл пустили на купель.

Создали в 1707 году ее мастера из Франции при пмощи местных Бернарда Фуке и Никодемиуса Тессина-младшего.
Впервые была использована в 1746 году для крестин будущего Густава III, а с тех пор и для каждого королевского ребенка.

Ну и под конец - несколько корон.

Корона Марии Элеоноры сделана в 1620 и остается самой тяжелой из всех шведских королевских корон. Ее вес без малого 2,5 килограмм. Обратите внимание на расположение цветов и камней. Они неслучайны. Ибо красные рубины и белые бриллианты символизируют цвета бранденбургского дома, из которого королева, а черная эмаль и золото на верхушке - цвета на гербе Васа.

Сначала корона была создана для королев, а с 1751 до 1818 “переквалифицировалась” в том числе и в корону для королей. А все из-за одного забавного случая. Дело в том, что королю Адольфу Фредрику в 1751 корона Эрика XIV была велика, потому вместо нее взяли “женскую” корону Марии Элеоноры.

Корона Луизы Ульрики - корона королевы Швеции
Луиза Ульрика Прусская также известная как Ловиса Ульрика Прусская — это прусская принцесса, дочь короля Фридриха Вильгельма I, младшая сестра Фридриха Великого. С 1751 года — королева Швеции как раз как супруга Адольфа Федерика.


В связи с тем, что для королевы знака отличия не осталось и ей пришлось заказывать новую регалию, которая с тех пор считается главной женской короной страны. По имени первой владелицы, корона и называется “Корона Луизы Ульрики".
При ее изготовлении использовали серебро (правда, потом позолотили) и бриллианты. Корона небольшая,а зато на ней 695 бриллиантов!

Для короны Риксдаг подарил королевской семье 44 особо крупных бриллианта. Но через несколько лет противостояние между парламентом и монархией возросло настолько, что власть короля растаяла. Королева была не какая-то там графиня, а сестра Фридриха Великого, с утратой власти мириться не хотела, потому решила, что лучшие друзья королевы не бриллианты, а армия. Подарок Риксдага приказала заменить на горный хрусталь, а 44 камня сбыли в Гамбург местному торговцу. Вот так-то:-)

Корона престолонаследника, или Корона наследного принца Карла X Густава.


В 1650 году знаменитая королева Кристина поставила задачу создать корону наследника. И ее быстро сделали, буквально за 2 недели из старой женской короны, существующей еще до короны Марии Элеоноры. Маленький диаметр подошел как нельзя лучше. По центру можно рассмотреть сноп, напоминающий вазу - символ династии Ваза.

Корона престолонаследника явно указывала, что только будущий монарх может ее носить. Это создавало некоторые проблемы для многодетных королей, которые разрешил Густав III постановив, что каждый член королевской семьи должен иметь корону.




Так появилось еще 4 короны принцев и 3 короны принцесс, но со временем, не смотря на цену, ценность их падала и самую новую, 1902 года, последнюю из королевских регалий, корону принца Вильгельма, называют пренебрежительно “пастиш”. Кстати, эта корона в последний раз использовалась при венчании кронпринцессы Виктории с Дэниелом Вестлингом, и лежала со стороны жениха на алтаре.


Вот такие вот дела.
Надеюсь, Вам было интересно.
Приятного времени суток.

Ульрика Элеонора Датская (дат. Ulrika Eleonora af Danmark; 11 сентября 1656, Копенгаген - 26 июля 1693, Стокгольм) - королева-консорт Швеции как супруга короля Карла XI.

Семья

Ульрика была дочерью короля Фредерика III и его жены Софии Амалии Брауншвейг-Люнебургской. В 1675 году состоялась её помолвка с королём Швеции Карлом XI. На протяжении Датско-шведской войны её уговаривали отказаться от этого брачного союза по политическим причинам и предполагали обручить её с императором Священной Римской Империи Леопольдом I, однако она отказалась расторгнуть помолвку с Карлом. Она заслужила хорошую репутацию на будущей родине, проявляя доброту к шведским пленным во время войны: для обеспечения их всем необходимым она заложила собственные драгоценности, включая обручальное кольцо.

Она вышла замуж за Карла 6 мая 1680 года. У них было семь детей, из которых только трое дожили до совершеннолетия:

  • Гедвига София (1681-1708), позже герцогиня Гольштейн-Готторпская
  • Карл (1682-1718), король Швеции с 1697 по 1718 гг.
  • Густав (1683-1685)
  • Ульрих (1684-1685)
  • Фредерик (1685-1685)
  • Карл Густав (1686-1687)
  • Ульрика Элеонора (1688-1741), королева Швеции с 1718 по 1720 гг.

Королева

Современники отзывались об Ульрике Элеоноре как о красивой и доброй королеве. Особую поддержку шведского населения она снискала, благодаря тому, что олицетворяла надежду на мир между двумя враждовавшими странами.

Согласно легенде, её супруг никогда не изменял ей, что было редкостью для того времени. На смертном одре он признался своей матери, что не был счастлив с тех пор, как умерла его жена. Тем не менее, о нём говорили, как о весьма сдержанном в чувствах человеке, а кроме того, на протяжении всей жизни он находился под сильным влиянием матери, Гедвиги Элеоноры Гольштейн-Готторпской, не уступавшей своей невестке позиций правящей королевы.

В то время как между Данией и Швецией сохранялись натянутые отношения из-за войны, Гедвига Элеонора (как и парламент) не одобряла намерения сына жениться на датской принцессе. Возможно, с целью угодить им и показать, что Ульрика Элеонора не может воздействовать на него, король всегда называл её Моя жена, а мать - Королевой. Зная об этом, иностранные послы, свидетельствуя своё почтение членам королевской семьи, всегда в первую очередь наносили визит Гедвиге Элеоноре, а уже затем Ульрике Элеоноре.

Семейная жизнь Ульрики Элеоноры складывалась заметно лучше. Самыми счастливыми моментами для неё были посещения родственников - её сестры Фредерики Амалии и зятя Кристиана Альбрехта Гольштейн-Готторпского, а также дни, когда она вместе с супругом и их детьми уединялись во дворце Карлберг, расположенном неподалёку от Стокгольма. Там, вдали от двора, она занималась живописью. Она также интересовалась театром и танцами и участвовала в постановке пьес вместе с придворными дамами. Среди дворян, участвующих в её любительских выступлениях, были сёстры Кёнигсмарк, Аврора и Амалия Вильгельмина, а из фрейлин - сёстры Де ла Гарди, певица Эбба Мария и поэтесса Иоганна Элеонора.

Тем не менее, она всё же делала попытки обрести политическое влияние на супруга. В период возврата в собственность шведской короны земель, большинство которых были щедро пожалованы дворянству ещё королевой Кристиной, Ульрика Элеонора пыталась выступать от имени людей, чьё имущество было конфисковано правительством, но король сказал, что женился на ней отнюдь не ради её советов относительно государственной политики. Она всё же тайно помогала тем, кто находился в наиболее бедственном положении, выделяя им средства из собственного бюджета.

Помимо этого, она активно занималась благотворительностью: ею были основаны множество сиротских и вдовьих приютов, работных домов и школ для бедняков, где их обучали какому-либо ремеслу. Самыми известными её проектами такого рода стали Drottninghuset (рус. Дом королевы), жилище для вдов в Стокгольме, и школа для девушек в Карлберге, где воспитанницы учились ткать шпалеры. Используя собственные деньги, Ульрика Элеонора оказывала поддержку многим нуждавшимся: солдатам-инвалидам и их семьям, а также перешедшим в протестантизм евреям, католикам и мусульманам (особенно женщинам).

Смерть

В 1690 году король Карл назвал Ульрику Элеонору возможным регентом, в случае, если он умрёт до достижения их сыном совершеннолетия. Однако её здоровье ухудшилось из-за частых родов и три года спустя, проболев зиму 1692-93 гг., она умерла. Только после её смерти супруг называл её королевой.

Существует легенда о её смерти. Она гласит, что в то время, когда королева умирала во дворце Карлберг, её любимая фрейлина, графиня Мария Елизавета Стенбок, лежала больная в Стокгольме. В ночь, когда Ульрика Элеонора скончалась, графиня Стенбок посетила Карлберг и была допущена в комнату, где находилась усопшая. Один из офицеров, заглянув в замочную скважину, заметил королеву и графиню, беседовавших у окна. Он был так потрясён увиденным, что начал кашлять кровью. В тот же момент, графиня и экипаж, в котором она приехала, исчезли. Когда провели расследование, выяснилось, что тяжело больная графиня в ту ночь находилась у себя дома и не покидала город. Офицер умер от удара, графиня Стенбок скончалась чуть позже. Король отдал приказ никоим образом не упоминать о случившемся.

Литература

  • Herman Lindqvist (2006). Historien om alla Sveriges drottningar. Norstedts Frlag. ISBN 91-1-301524-9. (швед.)
  • Lindqvist, Herman. Storhet och fall. Sweden: Bokfrlaget Pan, 2000 (1997). Vol 4 of Historien om Sverige. 10 vols. 1992-2002. ISBN 91-7263-092-2. (швед.)
  • «Ulrika Eleonora». vol 13 of Bra bckers lexikon. (ed. Jan-jvind Swahn). 25 vols.Bokfrlaget Bra Bcker AB, 1986. (швед.)
  • Carl Grimberg: Svenska Folkets underbara den IV. 1660-1707 (The wonderful destinys of the Swedish people). (швед.)

Это портрет сестры шведского короля Карла XII, того самого, который воевал против России в Северной войне 1700 - 1721 гг. (впрочем, до конца войны он не дожил и корона перешла его сестре Ульрике-Элеоноре).

По этому поводу вспомнился "бородатый" анекдот (впрочем, он настолько старый, что возможно его уже давно забыли).
Впрочем, этот анекдот можно считать и притчей. Ну а определенные параллели с нашим временем, я думаю, вы и сами проведете.

АНЕКДОТ-ПРИТЧА

Монарх одного из могущественных государств, всю жизнь проведший в многочисленных воинах и потерявший в них правую ногу и правый глаз, решил запечатлеть себя для потомков на парадном портрете.

Для этого ко двору короля были приглашены три художника: романтист, реалист и соцреалист. Их предупредили, что если королю портрет не понравится, то их ожидает страшная казнь (король был, что не удивительно, жестоким тираном), а если понравится, то их ожидает награда, о которой они и мечтать не могли.

Первым из художников предложил королю свою картину представитель романтического направления в живописи. На ней великий монарх был изображен сущим красавцем лет на 20, а то и 30 моложе, чем в реальности, причем о двух ногах и с двумя глазами.

"Все это очень красиво, - спокойно сказал король и взглянул на художника-романтиста своим единственным глазом так, что даже у придворных, хорошо знавших суровый нрав своего государя, по спинам заструился холодный пот. - Но разве ты не видишь, что на твоем портрете я совершенно не похож на себя? И если показать этот портрет моим верным подданным, то они будут надо мной смеяться! Ты что, этого хочешь?!!!"
Два королевских стражника тут же подхватили несчастного художника-романтиста под руки, и поскольку от страха перед неизбежным наказанием он сам уже идти не мог, поволокли его по направлению к застенку, где палач, настоящий профессионал, обожающий свою работу как и все настоящие профессионалы, со зловещей улыбкой натачивал огромный топор.

Художник-реалист всегда считал, что истинное искусство должно отображать действительность таковой, какая она есть, ибо правда всегда превыше всего, а преукрашивать что-либо или кого-либо - это недостойно настоящего художника. Поэтому он изобразил короля каким он и был: одногогим и одноглазым, с большой бородавкой на носу, кровавым, уродливым шрамом на щеке и отвратительными гнойниками по всему лицу. При этом, гнойники были выписаны особенно тщательно, а пустая глазница короля на его портрете была обрамлена чириями. Поскольку от некогда роскошной шевелюры монарха уже ничего не осталось, художник особенно подчеркнул королевскую лысину, его бугристый череп и жалкие остатки волос, свисавших седыми прядями за оттопыренными ушами, делающими коронованную особу похожей на престарелого комедианта.

Король долго смотрел на свой портрет, представленный художником-реалистом, потом отошел к зеркалу, в которое также долго всматривался. Затем его лицо исказила злая гримаса, ничего хорошего не предвещавшая ни художнику, ни тем придворным, кто присутствовал при демонстрации этого портрета.

"Так, так, так..., - медленно и размеренно произнес король. - Значит ты хочешь, чтобы я в памяти своих потомков и потомков моих подданных остался жутким уродом?!!!".
При этих словах короля те придворные, что стояли вблизи дверей, стараясь незаметно выскользнуть из парадного зала, что им не удалось сделать, так как королевские стражники преградили им выход, сомкнув чуть ли не перед их носами свои алебарды.

Художник-реалист старался сохранять спокойствие, и нужно заметить, что это у него неплохо получалось. Его страх и волнение выдавали только слегка дрожащие руки (впрочем, это, возможно, было следствием чрезмерного увлечения абсентом) и капли пота на его лбу (в зале было совсем не жарко, скорее холодно, а два разожженных камина по обеим сторонам от королевского трона согревали только самого короля и двух церемониальных стражников, которые в своих длинных кафтанах и огромных шапках, сшитых из медвежьих шкур, ожидали только одного - когда же их наконец сменят).
"Ваше величество, - не до конца преодолев волнение начал говорить художник-реалист, - я изобразил вас именно таким, каким вы должны остаться в памяти потомков - великим воином, израненным в битвах во имя величия нашей страны. Потерянные вами глаз и нога - это не что иное, как зримые свидетельства ваших подвигов во имя величия нашего Отечества. Я надеялся, что вы это оцените и...".

"Хватит! - прервал художника король, привстав со своего трона. - В войнах, которые я вел, многие потеряли свои конечности! Но я - король!!! А ты изобразил меня простым калекой!!! Уведите его, - отдал он приказание своим стражникам. - И этих трусов, которые попытались спрятаться от моего праведного гнева, тоже уведите с глаз моих. Пусть их постигнет то же наказание, что и этого художника-правдолюбца!"

К четырем придворным тут же кинулись стражники и поволокли их в камеру пыток. А художник, плюнув на пол перед королевским троном, оттолкнул от себя "провожатых", на последок дерзко взглянув в единственный глаз короля, и на заклание пошел сам.

Палач, на топоре которого еще были видны кровавые пятна, оставшиеся после казни художника-романтиста (его обезглавленное тело было бесцеремонно отодвинуто в угол застенка, а отрубленная готова с почему-то широко раскрытыми глазами и искривившемся от ужаса ртом, в уголке кторого застыла капля крови, валялась подобно качану капусты рядом с плахой), размял руки, но увидев, что к нему ведут не только художника, но и шестерых придворных, двое из которых были графами, а остальные баронами, несколько растерялся.
Впрочем его растерянность быстро прошла. "Этих шестерых киньте в пыточную, я с ними потом разберусь, - приказал он своим подручным, - А художника давайте сюда!"
Через несколько секунд голова художника-реалиста присоединилась к голове романтического живописца.

Обозлившийся король приказал привести третьего художника, известного своими парадными портретами в стиле соцреализма. Это художник вошел не один, его огромную картину внесли четверо помощников.

На картине был изображен король верхом на коне. Вздыбленные передние ноги коня символизировали стремление короля к новым завоеваниям, его (коня) оскаленные зубы должны были подчеркнуть нетерпимость к повершенным врагам. А сам великий правитель восседал на коне (естественно воронной масти) в профиль: таким образом, что никому не были видны ни отсутствие его правого глаза, ни обрубок его правой ноги. Королевская лысина была прикрыта широкополой шляпой из под которой вились кудри роскошного парика.

Некоторое время король молчал, рассматривая картину художника-соцреалиста во всех подробностях. Ему не мешали ни стоны придворных, которых посадили на кол, ни перешептывания оставшихся в зале царедворцев, с ужасом ожидавших своей участи.
Он оценивал свое изображение, на котором была самая что ни на есть правда, какой он себе ее представлял.

Художник-соцреалист, зная, что его творчество никак не может не понравится королю (для него это был уже далеко не первый заказ), был совершенно спокоен.
"Именно такие художники мне и требуются! - неожиданно и громко заявил король. - Теперь он станет моим главным министром! А кто с эти не согласен, того на кол посажу!!!"

Придворные покорно склонили свои головы перед новым премьер-министром: "Как скажете, ваше величество!".

Портрет королевы Кристины Шведской (1626-89) работы Дэвида Бека.

Как уже говорилось, Синебрюхов предпочитал в первую очередь портреты, поэтому в его коллекции огромное количество портретов шведской королевской семьи и других представителей европейской аристократии.

Анна Беата Клин. Король Густав II Адольф (1594-1632), король с 1611 года, из династии Ваза. Прославился во время тридцатилетней вонйы в Германии, где и был убит.

Дэвид Бек. Королева Кристина (1626-89), дочь и наследница Густава II Адольфа. По примеру королевы Елизаветы Английской, она решила остаться незамужней, увлекалась наукой и искусствами, в 1654 году отреклась от трона в пользу родственника, отправилась путешествовать в Италию и стала католичкой. Через несколько лет пыталась вернуть себе трон, но её экстравагантность шведам не нравилась, и она продолжала путешествовать по Европе и Италии.

Королева Гедвига Элеонора (1636-1715), жена короля Швеции Карла Х, мать Карла XI, дочь герцога Голштейн-Готторп, правительница Швеции во время малолетства сына в 1660-72 гг. и внука Карла XII в 1697, а также регентша во время Северной войны, когда Карл XII был в армии в 1700-13 гг.

Андреас фон Бен. Королева Швеции Гедвига Элеонора

Карл XI (1655-97), король Швеции с 1660, племянник Кристины, сын Гедвиги-Элеоноры, отец Карла XII

Йохан Старбус. Королева Ульрика Элеонора «старшая» (1656-93), супруга Карла XI, дочь короля Дании Фредерика III. Король очень любил жену, но королевой почитал только мать. Ульрика-Элеонора активно занималась благотворительностью.

Давид Крафт. Карл XII (1682-1718), король Швеции с 1697. Знаменитый соперник Петра I в Северной войне.

Давид Крафт. Карл Фридрих Голштейн Готторп ребенком. Карл-Фридрих герцог Голштинский (1700-39), племянник Карла XII (сын его сестры Гедвиги) и зять Петра I. В 1718 году претендовал на шведский престол. В 1725-27 гг. был членом Верховного тайного совета России.

Цесаревна Анна Петровна (1708-28), дочь Петра I, жена Карла-Фридриха Голштинского, мать Петра III.

Карл Фридрих Мерк. Король Фредерик I (1676-1751), зять Карла XII, муж его младшей сестры Ульрики Элеоноры, с 1720 года избран королём Швеции. При нём был заключен Ништадский мир с Россией, связанный с потерей Швецией многих восточных владений. Чтобы остаться на троне несмотря на личную непопулярность, король передал большие полномочия парламенту – риксдагу, отстранился от дел, завёл любовницу Хедвигу Таубе, на которой женился в 1741 году после смерти королевы Ульрики.

Йохан Старбус Королева Ульрика Элеонора «молодая» (1688-1741), сестра Карла XII, королева Швеции в 1718-20 гг, уступила управление супругу Фредерику I. Чтобы стать королевой в обход племянника, Ульрика-Элеонора предложила парламенту упразднить наследственное право и сделать королевскую власть избираемой и ограниченной. В дальнейшем занималась благотворительностью.

Лоренс Пах. Король Швеции Адольф Фридрих (1710-71), король с 1751 года, представитель династии Голштейн-Готторп, в молодости был опекуном будущего Петра III. Портрет 1760.

Лоренс Пах. Королева Ловиза Ульрика (1720-82), 1770, жена короля Адольфа Фридриха, дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма I.

Александр Рослин. Король Густав III. 1775. (1746-92). Сын Адольфа-Фридриха, воевал с Россией, пытался то расширить в Швеции гражданские свободы, то установить свою абсолютную власть, и был убит заговорщиками.

Александр Рослин Королева София Магдалина (1746-1813), 1775. Супруга Густава III с 1766 года, дочь короля Дании Фредерика V. В Швеции королеву ждало много неприятностей: её ненавидела мать короля, желавшая почтения только себе, а муж Густав III называл жену «холодной и ледяной» и долгое время не вступал в супружеские отношения, пока наконец необходимость иметь наследника не заставила супругов жить вместе. Королева сторонилась жизни при дворе, после убийства супруга занималась благотворительностью.

Йохан Эрик Болиндер. Король Густав IV Адольф (1778-1837), сын Густава III. Интересовался Россией, пытался жениться на внучке Екатерины II великой княжне Александре Павловне, но помолвка не состоялась из-за отказа невесты стать лютеранкой. Ухудшения отношений с Россией дорого обошлись королю, в 1809 году Швеция лишилась Финляндии, а король трона. Бывший король отправился путешествовать по Европе, развёлся с женой и умер в Швейцарии.

Леонард Орнбек. Король Густав IV ребенком. 1779

Элиза Арнберг Королева Фредерика Доротея (1781-1826). Брак короля Швеции Густава IV и сестры цесаревны Елизаветы Алексеевны принцессе Баденской способствовало негативному отношению к цесаревне Елизавете при русском дворе. После отречения Густава IV от престола королева Фредерика отдалилась от него, считая – что в изгнании им не нужны больше дети. После развода в 1812 году она предположительно вступила в секретный брак с Жаном Полье-Вернланд, наставником её детей.

Корнелиус Хойер Принцесса София Альбертина (1753-1829), 1785. Сестра Густава III, с 1767 настоятельница Кведлинбургского аббатства в Германии,что для лютеранки не несло обета безбрачия. Брат пытался выдать её замуж за кого-нибудь из европейских принцев, но София-Альбертина влюбилась в графа Фридерика-Вильгельма Хессештейна (1735-1808), незаконного сына короля Фредерика I и Гедвиги Таубе. Густав III запретил им жениться, но принцесса в 1786 году родила внебрачную дочь Софию, причем сделала это в государственной больнице, где можно было скрыть своё лицо. После этого в 1787 году принцессу отправили управлять своим аббатством в Германию. В старости принцесса вернулась к Шведскому двору и была уважаема при новой династии Бернадоттов.

Корнелиус Хёйер. Карл XIII (1748-1818) в бытность герцогом Зюндерманладским. Брат Густава III. Избран королём Швеции в 1809 году после отречения племянника Густава IV.

Андерс Густав Андрессон Королева Гедвига Элизабет Шарлотта (1759-1818), жена Карла XIII , дочь герцога Ольденбургского, замужем с 1775 года. У супругов было только двое детей, умерших во младенчестве.

Аксель Якоб Гиллберг. Портрет Карла XIV Юхана, (1763-1844), король с 1818 года. Жан-Батист Бернадотт был одним из блестящих наполеоновских маршалов (1804), получил от Наполеона титул князь Понте-Корво, ещё при королевской власти поучил офицерский чин (что для недворянина было редкостью), поддержал приход Наполеона к власти, член Государственного совета Франции, одержал ряд военных побед, однако придерживался республиканских взглядов, что стало причиной охлаждения отношений с Наполеоном. Однако какой республиканец не откажется стать королем? Бездетный король Швеции Карл XIII выбрал Бернадотта в качестве своего преемника. Бернадотт согласился, стал лютеранином, затем королем, вопреки Наполеону в 1812 году поддержал союз с Россией.

Джон Вильям Кард Уэй Королева Дезидерия, 1820. Дезирэ Клари (1777-1860) в 1795 году была невестой Наполеона, но Бонопарт предпочел жениться на Жозефине Богарнэ. В 1798 году Дезирэ вышла замуж за маршала Бернадота, после избрания того наследником шведского престола, она приехала в Швецию, но ей не понравился холодный климат, и она вернулась во Францию, где жила до 1823, поддерживая семью Бонопартов, только в 1829 году она была коронована в Швеции, но продолжала периодически ездить в Париж.

Йохан Вилем Карл Уэй. Король Швеции Оскар I в бытность кронпринцем (1799-1859), портрет написан в 183-40 гг. Сын Карла XIV Юхана.

Элиз Арнберг Жозефина кронпринцесса Швеции (1807-76), супруга Оскара I, урожденная принцесса Лейхтенберг, внучка императрицы Жозефины Богарнэ.

Йохан Вилем Карл Уэй. Карл XV (1826-72) в бытность кронпринцем. Король Швеции, сын Оскара I

Принцесса Евгения (1830-89), дочь Оскара I, с детства отличалась хрупким здоровьем и при этом стремлением к независимости, занималась благотворительностью и искусством.

Смотришь на этих шведских монархов, и как-то мало красивых лиц. Наши Романовы или некоторые Габсбурги гораздо красивее. В чем причина? Шведские художники такие непрофессионалы, что не могли приукрасить своих монархов? Или скандинавские монархи рождались невзрачными на скудном северном солнце?
Посмотрим теперь на портреты монархов других стран из коллекции Синебрюхова.

Жан Луи Пти. Анна Австрийская, королева Франции (1601-66), супруга Людовика XIII.

Антонис ван Дейк. Маргарита Лотарингская (1615-72), принцесса, дочь Француа II герцога Лотарингского, жена Жана-Батиста-Гастона герцога Орлеанского брата короля Франции Людовика XIII.

Николас Диксон. Королева Англии и Шотландии Мария Вторая (1662-94), дочь короля Джеймса II, жена короля Вильяма III Оранского, взошла на престол после того, как её отец был свергнут «славной революцией» в 1688 году.

Йозеф I. 1710 Император Священной Римской империи из династии Габсбургов (1678-1711), союзник Карла XII Шведского

Карл Гучстав Пило. Луиза королева Дании (1724-51), дочь Георга II короля Великобритании, жена Фредерика V Датского, мать Кристиана VII

Корнелиус Хёйер. Кристиан VII Датский (1749-1808), король Дании c 1766, предположительно болел шизофренией, страной управляли то его жена, то его мачеха.

Луи Сикарди. Портрет короля Франции Людовика XVI (1754-93). 1783. Король в 1774-92 гг.

Элоиза Арнберг. Королева Франции Мария Антуанетта (1755-93).

Элиза Арнберг. Граф Аксель Ферзен младший (1755-1810), приближенный Людовика XVI и Марии-Антуанетты, сторонник свергнутого короля Швеции Густава IV, был убит толпой по подозрению в политическом убийстве.

Француа Дюмон Графиня Прованс. Мария-Жозефина-Луиза Савойская (1753-1810) – супруга графа Прованс, брата Людовика XVI, будущего короля Франции Людовика XVIII.

Пер Кёлер. Наполеон Бонапарт (1769-1821) в бытность первым консулом. Бонопарт был первым консулом в 1799-1804 годах, сосредоточив в своих руках управление Францией.

Абрахам Константин Жозефина Богарнэ (1763-1814), урожденная Ташер дела Пажери, во втором браке супруга Наполеона.

Во ещё её портрет, по которому становятся понятно, почему Жозефину называли «прекрасная креолка»

Бодо Винцель. Амалия Августа Евгения императрица Бразилии (1812-73), внучка Жозефины Богарнэ, с 1829 жена Педро I, императора Бразилии (он же Педро IV король Португалии, ум. 1834).

Георг Рааб. Максимилиан Габсбург (1832-67), эрцгерцог Австрии. 1851. Брат императора Австрии Франца-Иосифа был женихом дочери изображенной на предыдущем портрете Амалии-Августы Богарнэ принцессы Марии-Амелии Бразильской (1831-53), которая умерла накануне свадьбы от таберкулёза. Несмотря на последующий брак с Шарлоттой Бельгийской, Максимилиан всю жизнь помнил невесту, заинтересовавшись Бразилией и Южной Америкой, он попытался восстановить монархию в Мексике и был казнен революционерами.

Шевалье де Шатобур. Георг IV (1762-1830), король Великобритании с 1820, регент с 1811 года.

Принцесса Юлиана Шаумбург-Липпе, возможно жена Филиппа II графа Шаумбург-Липпе, урожденная Гессен-Филиппшталь (1761-99)

Джереми Давид Александр Фиорино. Принцесса Мария Амалия Саксонская (1794-1870), писательница и автор либретто

О музее Синебрюхова в Хельсинки

Ульрика Элеонора - шведская королева, правившая в 1718-1720 годах. Приходится младшей сестрой Карлу XII. А её родители - Ульрика Элеонора Датская и Карл XI. В этой статье мы опишем краткую биографию шведской правительницы.

Потенциальный регент

Ульрика Элеонора появилась на свет в Стокгольмском замке в 1688 году. В детстве девочку не сильно баловали вниманием. Любимой дочерью родителей считалась её старшая сестра Гедвига София.

В 1690 году Ульрика Элеонора Датская была названа Карлом возможным регентом в случае его смерти при условии, что их сын не достигнет совершеннолетия. Но по причине частых родов здоровье супруги короля сильно ухудшилось. После зимы 1693 года её не стало.

Легенда о смерти королевы

На эту тему существует предание. Оно гласит, что когда супруга Карла умирала во дворце, Мария Стенбок (её любимая фрейлина) лежала в Стокгольме больная. В ночь, когда Ульрика Элеонора отошла в мир иной, графиня Стенбок приехала во дворец и была допущена в комнату усопшей. Один из офицеров заглянул в В комнате охранник увидел графиню и королеву, беседующих у окна. Потрясение солдата было настолько велико, что он начал кашлять кровью. Примерно в то же время Мария вместе со своим экипажем словно испарилась. Началось расследование, в ходе которого выяснилось, что в ту ночь графиня была тяжело больна и не покидала свой дом. Офицер умер от шока, а Стенбок скончалась немного позже. Карл лично отдал приказ никогда и нигде не рассказывать о случившемся.

Замужество и авторитет

В 1714 г. дочь короля Ульрика Элеонора была помолвлена с Фридрихом Гессен-Кассельским. Через год состоялась их свадьба. Авторитет принцессы значительно вырос, и приближённым Карла XII приходилось считаться с её мнением. Сестра девушки - Гедвига София - скончалась в 1708 году. Поэтому, по сути, Ульрика и мать Карла были единственными представителями шведской королевской семьи.

В начале 1713 года монарх уже хотел сделать дочь временным регентом страны. Но не привёл этот план в исполнение. С другой стороны, королевский совет имел желание заручиться поддержкой принцессы, поэтому уговорил её посещать все его заседания. На первом же собрании, где присутствовала Ульрика, решили созвать риксдаг (парламент).

Некоторые участники высказывались за назначение Элеоноры регентом. Но королевский совет и Арвид Горн были против. Они опасались, что со сменой образа правления возникнут новые трудности. В дальнейшем Карл XII разрешил принцессе подписывать все исходящие из совета документы, кроме тех, что отправлены лично ему.

Борьба за трон

В декабре 1718 года Ульрика Элеонора узнала о гибели брата. Она восприняла это известие хладнокровно и заставила всех называть себя королевой. Совет не противился этому. Вскоре девушка отдала приказ на арест сторонников Георга Гёрца и отменила все постановления, вышедшие из-под его пера. В конце 1718 года на созыве риксдага Ульрика изъявила желание упразднить самодержавие и вернуть страну к прежнему образу правления.

Высшее военное командование Швеции проголосовало за отмену абсолютизма, непризнание наследного права и присуждение Элеоноре звания королевы. Члены риксдага имели аналогичную позицию. Но чтобы снискать поддержку королевского совета, девушка объявила, что не имеет прав на престол.

Шведская королева Ульрика Элеонора

В начале 1719 года принцесса отказалась от наследственных прав на трон. После этого её провозгласили королевой, но с одним нюансом. Ульрика утвердила форму правления, составленную сословиями. Согласно этому документу большая часть её власти переходила в руки риксдага. В марте 1719 года состоялась коронация Элеоноры в Упсале.

Новая правительница не смогла справиться со сложностями, которые возникли у неё при вступлении в новую должность. Влияние Ульрики существенно упало после разногласий с главой Канцелярии А.Горном. Также у неё не сложились отношения с его преемниками - Круньельмом и Спарре.

При вступлении на трон шведская королева Ульрика Элеонора хотела разделить власть со своим мужем. Но в итоге была вынуждена отказаться от этой затеи из-за настойчивого сопротивления дворянства. Неумение адаптироваться к новой конституции, самовластие правительницы, а также влияние супруга на её решения постепенно подтолкнули государственных чинов к желанию сменить монарха.

Новый король

Муж Ульрики Фридрих Гессенский стал активно работать в данном направлении. Для начала он сблизился с А.Горном. Благодаря этому в 1720 году его избрали на риксдаге ландмаршалом. Вскоре королева Ульрика Элеонора подала сословиям ходатайство о совместном с супругом правлении. В этот раз её предложение встретили с неодобрением. 29 февраля 1720 года героиня данной статьи отреклась от престола в пользу мужа - Фридриха Гессен-Кассельского. Была единственная оговорка - в случае его смерти корона вновь возвращалась Ульрике. 24 марта 1720 года супруг Элеоноры стал монархом Швеции под именем Фредерик I.

Вдали от власти

Ульрика до последних дней интересовалась общественными делами. Но после 1720 года она от них отстранилась, предпочитая заниматься благотворительностью и чтением. Хотя периодически бывшая правительница подменяла мужа на троне. Например, в 1731 году во время его поездки за границу или в 1738 г., когда Фредерик серьёзно заболел. Стоит отметить, что, подменяя супруга на престоле, она проявляла только лучшие свои качества. 24 ноября 1741 года - вот дата, когда скончалась в Стокгольме Ульрика Элеонора. Шведская королева не оставила после себя потомков.