Какие типы школ есть в беларуси. Белорусская система образования. Великое Княжество литовское

Белорусское образование высоко ценится во всём мире, поэтому обучение в Беларуси привлекает множество иностранных студентов

Дошкольное образование

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.

Школьное образование в Беларуси

Школьное образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет ,средней - на 11 лет . Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.

В системе образования Беларуси используются два официальных языка - русский и белорусский.

Дальнейшее образование в Беларуси

В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе. Высшее образование в республике является престижным и доступным. Профессиональную и научную подготовку студентов осуществляют как государственные, так и частные высшие учебные заведения различных типов:

Поступая в высшее учебное заведение, будущий студент выбирает форму обучения, которая может быть дневной, вечерней либо заочной.

Программа подготовки в высших учебных заведениях республики рассчитана в основном на 5 лет. Студенты дневной формы обучения, которые занимаются успешно, получают стипендию. Все выпускники высших учебных заведений различных форм собственности получают диплом государственного образца.

В Беларуси все учреждения высшего образования, как государственные, так и частные, подчиняются Министерству образования.

В мае 2015 года Беларусь официально стала участником Болонского процесса - Европейского пространства высшего образования.

Могут ли иностранные студенты учиться в университетах Беларуси?

Много иностранных студентов обучаются в высших учебных заведениях Беларуси. Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Егостоимость зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Как иностранные студенты поступают в университеты Беларуси?

После того, как абитуриент выбрал специальность и высшее учебное заведение, ему следует обратиться в вуз для получения приглашения на учебу. Для этого в учебное заведение отправляются следующие документы:

    заявление-анкета иностранного гражданина (образцы размещаются на сайтах вузов);

    нотариально заверенная копия документа об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);

    нотариально заверенная копия свидетельства о рождении;

    копия страниц национального (или заграничного) паспорта с фотографией, фамилией;

    нотариально заверенная копия медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу.

Затем необходимо оформить визу, разрешающую въезд на территорию Республики Беларусь.

По прибытии в Беларусь на рассмотрение приемной комиссии вуза предоставляется следующий пакет документов:

    заявление-анкета установленного образца о приеме на обучение;

    оригиналы документов об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах оценок (баллов);

    оригинал медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения иностранного гражданина в климатических условиях Республики Беларусь, заверенного официальными органами здравоохранения страны, направляющей кандидата на учебу;

    медицинский сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный официальным органом здравоохранения страны прибытия кандидата на учебу;

    заверенная в установленном порядке копия свидетельства о рождении;

    6 или 8 фотографий размером 4х6 см.

Национальный паспорт с визой на въезд в Республику Беларусь предъявляется иностранным гражданином лично.

Документы можно предоставлять как на белорусском или русском языках, так и на английском, французском, испанском, немецком. В таком случае необходимо приложить их перевод на белорусский или русский язык, заверенный нотариально.

Язык обучения в вузах республики - русский или белорусский. Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Беларуси годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Жилье для иностранных студентов

Все высшие учебные заведения Беларуси имеют отделы по обеспечению жильем , которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это комфортно и достаточно дешево.

Где можно учиться?

В Беларуси более 50 учреждений высшего образования .

Размышление о том, какое место белорусские университеты занимают в мире, могут ли оценки рассматриваться как устаревший подход к образованию и почему нашей стране отказали во вступлении в Болонский процесс

Webometrics , в этом году в сфере образования лидируют Калифорнийский институт технологий, Оксфорд и Стэнфорд. Чтобы найти в этом списке хоть один белорусский вуз – придется постараться: БГУ находится на 639-м месте, ГрГУ - на1861-м, а БГПУ - на 2327. В Беларуси высшее образование можно получить в 43 государственных вузах и 10 частных - и со всеми ними что-то не так.

Что значит быть частью Болонского процесса? Это автономия университетов, повышенная мобильность студентов, двухуровневая система «бакалавриат + магистратура», студенческое участие в управлении высшим образованием, сопоставимость образовательных программ (а значит, отлично продуманная структура, кредитная система и обоюдное признание дипломов университетами разных стран) - все вместе создает то самое единое пространство. Кроме косметических изменений в сторону сокращения университетской программы до 4 лет (в том числе за счет удлинения школьной до 12) наша страна двигается навстречу необходимым реформам очень и очень медленно .

«Мы заявляем о том, что нам наплевать на эти европейски ценности, тогда чего ж мы тогда туда щемимся? Не хотите быть такими, как они, – не ходите к ним. Не хотите быть такими, как другие в Болонском процессе, – не подавайте туда заявку. Оставайтесь единственной ни на что не похожей страной. Возможно, еще Северная Корея составит нам компанию» , – иронизирует профессор Дунаев, бывший проректор Европейского гуманитарного университета, член общественного Болонского комитета .

«Учитель на замену » - талантливая драма с участием Эдриана Броди об учителе, специализирующемся на временных назначениях, всеми забытой школе и целом ряде прекрасных сотрудниц и учениц с поехавшей крышей.

4. Большая цена маленькой зарплаты: учителя

Отсутствие уважения со стороны общества и низкие зарплаты, необходимость соответствовать образовательным планам и обширные стандартизации, не оставляющие никаких возможностей для творческих решений, необходимость писать тонны отчетов - вот неполный список радостей, подстерегающих учителей. Хотя на январской пресс-конференции министр образования Маскевич заявил , что учителя не составляют никаких 25 отчетов: «Это не отчеты, это просто информация, которую они направляют в различные организации. Подобной информации может быть и гораздо больше». Одной проблемой меньше, не правда ли?

В связи с непопулярностью профессии, зачастую в учителя берут любого, соответствующего минимальным критериям для данной должности. Известная белорусская художница Зоя Луцевич , переживая за сына, рассказала «КУ» о том, что считает главной проблемой именно процесс отбора кадров. Она предлагает, прежде чем брать кого-то работать с детьми, провести тест на доброту. Какой? Тот же эксперимент Милгрэма , к примеру.

Предполагается, что часть проблем преподавателей можно решить путем повышения зарплаты, что приведет более заинтересованных и профессиональных людей, а тех, кто уделяет много времени сторонней подработке, отвлечет от нее. «К сожалению, происходит по-другому. Когда учителю английского языка повышают зарплату в два раза, он не перестает заниматься подработкой и не начинает внимательнее относиться к потребностям школы. Наоборот, любая дополнительная нагрузка становится для него проблемой, так как удивительно мало стоит на фоне остальной зарплаты», – рассуждает Михаил Мокринский, директор лицея .

Сериал «Школа » Валерии Гай Германики ругают за чернуху и благодарят за остервенение в разоблачении социальных болезней, а журнал «Афиша» отводит ему целую онлайн-рубрику «Германика-дэйли » - про крупные планы, эпилептические припадки и аналогии с Триером.

5. Высокая стоимость

Часто возможность получить качественное образование связана с высокой платой за обучение. Не помогает и плохо развитая система студенческого кредитования.

По данным Министерства образования, стоимость платного обучения на дневной форме в вузах составляет от 800$ до 1600$ , которая даже президентом оценена как достаточно высокая. Интересно, что в докладе ректора БГУ Сергея Абламейко на заседании Профессорского собрания университета прозвучало, что основные доходы университет получает за оказание платных услуг. Бюджетное же финансирование составляет примерно 45%. Вероятно, в других вузах ситуация похожа. Несмотря на это, по заявлениям министра образования, ресурсов для снижения цен в Беларуси нет, напротив, в этом году планируется очередной их рост .

В Беларуси действительно уже давно нет полностью бесплатного образования - ведь та треть, что обучается за счет бюджетных средств, обязана после окончания вуза отработать 2 года по распределению. А при отказе – заплатить полную стоимость , да еще и пересчитанную по новому курсу.

«У кошки четыре ноги, позади у неё длинный хвост»... Республикой ШКИД назвали свою школу имени Достоевского свободолюбивые беспризорники из одноименного фильма.

6. Субъективные системы оценки и ограниченная методология

Одной из главных проблем является сама методология обучения и оценки успеваемости студентов. Упрощенная система с предельно обобщенным подходом приводит к стандартизации: но ведь это массовые институты, и в них учатся самые разные люди с самыми разными способностями. И совершенно не ясно, что именно оценивать: старание в работе, умение мыслить, объем знаний, потенциал?

«Дурацкие доводы о том, что «будешь плохо учиться, будешь дворником работать» не очень срабатывали и в 90-е, сейчас, думаю, тоже. Сужу по своему классу, двоечники оказались ребятами с сильной предпринимательской жилкой, в то время как многие отличники все еще ждут поощрений за красный диплом в жизни. Однако далеко не все эти самые поощрения получают», -

Образование

Образование не всегда было доступным для широких масс населения.

Эпоха реформации, проникновение идей протестантизма дало толчок развития народного просвещения на белорусских землях. Расцвет просветительской деятельности приходится на 16 век, когда лидерство в области культуры и образования постепенно перенимают иезуиты, открывая школы при приходских церквях. В Беларуси наблюдалась своеобразная конкуренция школ различной конфессиональной принадлежности, но конкуренция мирная, которая не только не исключала, но и поощряло обучение иноверцев.

Первое учебное заведение - коллегия, было открыто орденом иезуитов в 1570 году в Вильнюсе. В 1579 году коллегия была преобразована в Виленскую академию, которая имела богословский и философский факультеты. Первым ректором академии стал Петр Скарга. В 17 веке Виленская академия дает образование таким выдающимся деятелям белорусской культуры как Мелетий Смотрицкий и Симеон Полоцкий. В 1641 году Казимир Сапега открывает в академии юридический факультет.

В 1802 году образовано Министерство народного просвещения.

В 19 веке Виленский университет становится центром политической борьбы за национальную идею и возрождение Речи Посполитой. В 1817 году был образован тайный студенческий кружок филоматов, членами которого являлись Томаш Зан, Ян Чечот, Адам Мицкевич. В 1823 г. царские власти разгромили студенческие общества, а наиболее активных участников выслали за пределы Беларуси. В 1832 году университет был закрыт. Талантливая молодежь была вынуждена покидать родину, чтобы получить высшее образование, многие навсегда остались в Петербурге, Москве, Киеве или Кракове, обогащая культуры других народов.

В настоящее время обязательное бесплатное базовое образование в Беларуси - это конституционное право каждого. Основное образование имеет ступенчатую структуру, представленную дошкольным, школьным и профессиональным уровнями обучения.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Воспитание и образование современных детей начинается с детских дошкольных заведений, посещение которых добровольно, по желанию родителей. От 2-х месяцев до 3-х лет ребенок ходит в ясли, от 3-х до 6 лет - в детский сад. Программы раннего развития детей дошкольного возраста предлагают государственные и частные образовательные центры.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Общее базовое образование включает начальное четырехлетнее образование и базовое образование с пятого по девятый год обучения. После девяти лет факт обучения подтверждает соответствующий документ об общем базовом образовании, предоставляющий право продолжить обучение на третьей ступени школьного образования, либо в учреждениях профессионального образования. По окончании программы общего среднего образования (9-11 год обучения) выпускник получает аттестат зрелости, что дает ему право продолжить обучение в учреждениях профессионального, высшего профессионального образования либо устроится на работу.

Дошкольные и школьные учреждения образования финансируются государством, доля частных учреждений не значительна.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Подготовка рабочим профессиям осуществляется на базе базового либо среднего образования и представлена двумя типами учебных заведений: профессионально-техническими и средне-специальными. По окончании обучения выпускник имеет соответствующий уровень квалификации рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием либо специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, что дает возможность дальнейшего трудоустройства.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Подготовка осуществляется в очной или заочной (в том числе дистанционной) формах обучения. Получить высшее образование можно за счет средств государственного бюджета или на платной основе, в государственном или частном учреждении образования.

Высшее образование двухуровневое. Первый уровень обеспечивает непосредственно подготовку специалиста в течение 4-5-ти лет (для образовательных учреждений министерства здравоохранения - 6 лет). Диплома о высшем образовании первой ступени вполне достаточно для трудоустройства на территории Беларуси.

На втором уровне высшего образования осуществляется углубленная подготовка специалиста в двух направлениях: академическая магистратура (кузница научных кадров) и профессионально-ориентированная магистратура (углубленная подготовка специалиста). Степень магистра позволяет перейти на следующий уровень - аспирантура (адъюнктура), либо трудоустроится в соответствии с полученной квалификацией.

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Подразумевает наличие степени магистра, имеет две ступени: аспирантура (адъюнктура) и докторантура. Послевузовское образование предусматривает самостоятельную научную работу над индивидуально подобранной темой исследования и под руководством научного руководителя. Результатом работы в предполагаемый трехлетний срок должна стать научная диссертация, после успешной защиты которой, соискателю присваивается ученая степень кандидата наук (аспирантура) либо ученая степень доктора наук (докторантура).

В сентябре около 1 миллиона учеников пойдут в учебные заведения Беларуси, причем многие из них не являются гражданами этой страны. Официальными для изучения в этих учреждениях Беларуси приняты два языка – это белорусский и русский. Связи России и Беларуси всегда были крепки.

Дошкольная система образования призвана подготовить детей к обучению в школе, дать им старт в мир знаний. Примерно за год до школы в группах детских садов проводятся подготовительные занятия для малышей, с целью безболезненного перехода их на следующий год в школу. К 6-ти годам дети начинают получать школьный курс, который, в зависимости от уровня (базовый и средний) продлиться 9 либо 11 лет.

После 9-ти лет обучения можно выбрать несколько путей развития своего будущего: среднее образование в школе, ПТУ или колледж, где можно получить достаточно престижное образование. В ПТУ дается не только профессия, но и среднее образование по типовой школьной программе. Главным документом, подтверждающим обучение, является аттестат о среднем, средне специальном или средне профессиональном образовании. Любой из этих документов является основным для поступления в ВУЗ. Высшее образование является крайней ступенькой в образовательной системе страны. Именно из ВУЗов выходят самые лучшие специалисты. Качество подготовки и обучения в Беларуси очень высокое, так как государство уделяет ему немало внимания.

Высшее образование в Беларуси находится на очень высоком уровне и охватывает в процентном отношении к выпускникам школ очень значительную часть. Данные показатели стали возможными благодаря доступности учебных заведений в стране. Получать научные знания студенты приходят как в государственные высшие заведения, так и частные. Всего в Беларуси насчитывается 50 ВУЗов. Частные учебные заведения подразделяются на классическую систему, академии, институты и колледжи, выпускающие специалистов уровня высшего образования. Также частный ВУЗ может быть узко профильной направленности. В Беларуси частных высших учреждений не боятся, так как обучение в них контролируется и на всех этапах поддерживается государственными структурами.

Форма обучения может быть выбрана студентом при поступлении. Существует полная дневная форма обучения, вечерняя, удобная для студентов, которые имеют работу и заочная для студентов, например, из другого города. Дневная форма обучения, как правило, длиться в течение 5-ти лет. Студенты, выбравшие эту систему обучения, при успешной учебе могут рассчитывать на государственную поддержку в виде стипендии. Во всех ВУЗах, не зависимо от принадлежности государству или частным лицам, выдается государственный образец диплома. Подчинение всех ВУЗов страны идет Министерству образования Беларуси.

В высших учебных заведениях обучаются также и иностранные граждане, но в основном, на платной основе. Плата в различных заведениях не одинакова и зависит от специальности и формы обучения. Поступить в ВУЗ Беларуси иностранному гражданину не сложно. Главное надо обратиться в понравившийся и предоставить определенный пакет документов, а именно:

  • анкета по образцу ВУЗа;
  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о рождении, заверенная нотариусом;
  • аттестат, с вкладышем оценок по изученным предметам или их заверенные копии;
  • медицинские документы, направленные на удостоверение возможности, проживания студента на территории Беларуси (подходит ли климат). Документы должны быть выданы медицинским учреждением страны постоянного проживания абитуриента.

При приеме в ВУЗ студент все копии предоставленных документов должен заменить подледниками и предоставить стандартные фото для документов. Конечно же, обучение на территории страны невозможно без получения визы Беларуси. Еще одним требованием ВУЗов при поступлении, является предоставление медицинской справки о том, что студент не болеет ВИЧ инфекцией.

Документы на прием в институт студент отдает лично. Белорусские законы в системе образования достаточно лояльны и позволяют подавать документы в ВУЗ даже на иностранных языках, например: немецкий, испанский или английский, правда в таких случаях может потребоваться перевод, заверенный нотариусом.

Если студент, приехавший учится в страну, не владеет русским и белорусским языками, ему, скорее всего, придется дополнительно пройти курс обучения, примерно в течение года. Обычно такой работой занимаются сами ВУЗы в рамках общей подготовки к поступлению абитуриентов. Конечно, проходить обучение языкам не обязательно в Беларуси. Русским студентам проще всего поступить в ВУЗы в этой стране.

Программы обучения предусматривают многие нюансы. К примеру, обеспечение иногородних студентов жильем происходит в каждом учебном заведении с помощью специального отдела. Иностранным студентам этот же отдел помогает найти жилье и получить разрешение на проживание на территории страны. Чаще всего за высшими учебными заведениями закреплены студенческие общежития. Такой вид жилплощади достаточно дешево обходиться студентам, хотя проживание там достаточно уютно и комфортно.

Образование в Республике Беларусь (белор. Адукацыя ў Беларусі ) - обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности [ ] .

Общие сведения

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

  1. дошкольное (ясли, детские сады)
  2. общее базовое (на базе 9 классов средней школы). Начинается с 6 лет.
  3. общее среднее (на базе 11 классов), начальное профессиональное (ПТУ , лицеи), среднее специальное (техникумы , колледжи)
  4. высшее профессиональное (высшие колледжи , институты, университеты , академии).

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

  • профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Основной документ, дающий право на поступление в высшее учебное заведение - аттестат или диплом, подтверждающий получение профессионально-технического или среднего специального образования. В Белоруссии имеется 45 государственных и 10 негосударственных вузов. Базовое общее образование (1-9 классы средней школы) является обязательным. Образование в средней школе является бесплатным. Выпускники профессионально-технических учреждений образования, получившие образование за счёт средств бюджета, обязаны отработать по распределению один год, выпускники средних специальных и высших учреждений образования - два года. Цена платного высшего образования на отдельных специальностях достигла в 2012 году 12 млн рублей в год, и продолжала расти .

Планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента . Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали» .

В системе общего среднего образования 130 639 учащихся (13,7 %) обучаются на белорусском языке, 822 970 учащихся (86,2 %) - на русском, 834 учащихся - на польском и 64 учащихся - на литовском.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» .

Основные показатели

В 2012 году в Республике Беларусь действовало 4064 учреждения дошкольного образования с 398 тыс. детей и 54,1 тыс. педагогических работников . В 2012/13 учебном году действовало 3579 учреждений общего среднего образования с 928,2 тыс. учащихся и 128,1 тыс. учителей , 226 учреждений профессионально-технического образования с 79,9 тыс. учащихся, 225 учреждений среднего специального образования с 152,2 тыс. учащихся . Больше всего учащихся в учреждениях среднего специального образования обучалось по техническому и технологическому профилю (50 тыс.), а также экономико-юридическо-управленческому (34,3 тыс.), сельскохозяйственному (21,3 тыс.), архитектурно-строительному (14,3 тыс.) и медицинскому профилям (11,5 тыс.)

В 2012/13 учебном году в стране насчитывалось 54 высших учебных заведения (45 государственных и 9 частных), где обучалось 428,4 тыс. студентов, в том числе 209,3 тыс. на дневной форме обучения, 0,9 тыс. на вечерней и 218,3 тыс. на заочной. Более половины (30) вузов находится в Минске; в столице обучается и более половины студентов (223,9 тыс.) .

История образования в Белоруссии

В средние века среднее и высшее образование получали в коллегиумах (Вильно, Полоцк , Пинск , Гродно, Юровичи). Первым высшим учебным заведением на территории Великого княжества Литовского стал Виленский университет .

Великое Княжество литовское

На первых этапах устройства системы училищ эдукационная комиссия столкнулась с проблемой отсутствия подготовленных учительских кадров. В результате, первоначально в светских училищах, учрежденных эдукационной комиссией, преподавали почти исключительно лица духовного звания. Для решения этой проблемы были учреждены при главных школах в Вильне и в Кракове особенные учительские институты для подготовки учителей окружных и подокружных школ. Для подготовки учителей приходских училищ были учреждены учительские семинарии в Кельцах и Ловиче.

Вся Речь посполитая в учебном плане была разделена на 9 округов (Wydzialy ), из которых 4 приходилась на ВКЛ, а именно: Литовский, Новогрудский, Жмудский и Подлясский. Независимо от главной школы или Виленской академии , в каждом округе была учреждена одна высшая школа (Szkoly wydzialowe ) с гимназическим курсом и несколько под-окружных школ (Szkoly podwydzialowe ). Высшие школы были учреждены в Гродно , Новогрудке , Брест-Литовске и Крожах; низшие школы в Вильне , Волковыске , Белостоке , Вишневе , Поставах , Лиде , Меречь , Щучин-Литовском , Минске , Холопеничах , Несвиже , Слуцке , Бобруйске , Березвече, Лужках , Пинске , Белой, Домбровице , Любешове , Жировицах , Ковне , Кретинге , Поневеже , Россиенах и Вилкомире .

Учредив школы, эдукационная комиссия приступила к составлению общего устава для польских и литовских школ (Ustawy kommisari edukacji narodowej dla stanu akademiekiego i na szkoly w krajuch Rzeczy pospolitej przepianene ). Проект этого устава, в составлении которого наибольшее участие принимали Колонтай и Пирамович , был написан в 1781 году, разослан во все школы и на основании полученных от них замечаний исправлен, окончательно утвержден и введен в действие в мае 1873 года. Данный Устав был прорывным в свое время. Многие положения этого устава эдукационной коммисии перешли в Устав императорского Виленского университета и училищ его округа, изданный 18 мая 1803 года, и отуда вошли в уставы университетов и училищ Российской империи 1804 года.

Для обеспечения учебниками и руководствами, по предложению члена комиссии Игнатия Потоцкого , учреждено было общество элементарных книг (Towarzystwo elementarne ). К числу членов общества принадлежали лучшие польские ученые того времени: Пирамович , Выбицкий , Гуго Колонтай , Ян Снядецкий , Онуфрий Копчинский и др. Общество немедленно объявило конкурсы на составление руководств и учебников и обещало за лучшие очень солидные денежные награды. На конкурс было предоставлено много сочинений весьма хорошего качества особенно по математике, физике и естественной истории.

Для осуществления всех начинаний эдукационной комиссии требовалось продолжительное время, но последующие разделы Речи Посполитой положили конец не только эдукационной комиссии но и всего государства.

Российская империя

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой.

1990-е

Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.

2010

В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян» 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании В 2010 году был создан . На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60 % студентов белорусских вузов - заочники) . Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82 % выбрали государственные вузы

2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ . В 2011 году приём будут осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 - частной) . 6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила» . На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования - 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах - около 87 тыс. человек), ПТУ - 217 (обучается - 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) - 213 (по плану - 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) - 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану - 89,7 тыс. человек) .

2013

С 2013/14 учебного года планируется перевести студентов более 230 специальностей вузов на четырёхлетнюю программу обучения .

2015

14 мая 2015 г. в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике было объявлено о присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования .

Принята дорожная карта реформирования системы высшего образования, рассчитанная на 3 года. Республика Беларусь должна поэтапно сблизиться с ЕПВО: перейти с двухступенчатого на трехступенчатое обучение (бакалавриат - магистратура - докторантура), внедрить систему переводных зачетных единиц (кредитов) для измерения учебной нагрузки и начать выдачу бесплатного европейского приложения к дипломам. Все эти новшества должны облегчить учащимся перевод в другие вузы и обеспечить признание результатов обучения в белорусских университетах за рубежом .

Уровни образования

Дошкольное образование

Число учреждений дошкольного образования в Белоруссии сократилось с 4064 в 2012/13 учебном году до 3812 в 2017/18 учебном году. В сельских населённых пунктах число учреждений дошкольного образования сокращается (с 2036 до 1729 за этот же период), в городах и посёлках городского типа незначительно растёт (с 2028 до 2083). В сельской местности также большой популярностью пользуются учебно-педагогические комплексы ясли-сад - школа (817, или почти половина всех учреждений дошкольного образования в сельской местности) .

Среднее образование

В 2017/2018 учебном году в Республике Беларусь действовало 3067 учреждений общего среднего образования, в том числе 1580 средних школ, 208 гимназий и гимназий-интернатов, 29 лицеев (включая специализированные), 885 учебно-педагогических комплексов и 190 учреждений специального образования . Практически все школы государственные; в 2012/2013 учебном году в республике насчитывалось 8 частных средних школ и 2 начальных, в которых обучалось 638 учащихся, последняя частная гимназия закрылась в 2011/2012 учебном году.

Языки обучения Иностранные языки

В 2012/2013 учебном году иностранные языки изучало 724,7 тыс. учеников 3-11 классов. Из них изучали в качестве первого иностранного языка: английский - 569,5 тыс. (78,1 %), немецкий - 124,7 тыс. (17,1 %), французский - 25,4 тыс. (3,5 %), испанский - 4,9 тыс. (0,7 %) .

Учителя

В 2017/2018 учебном году в школах всех типов Республики Беларусь преподавало 114,9 тыс. учителей . В средних школах преподавало 70 825 учителей (без учёта руководителей и совместителей), 94,7 % которых имело высшее образование и 5 % - среднее специальное образование. По основной специальности они распределяются следующим образом :

  • иностранных языков - 14 336 человек;
  • математики - 7280;
  • белорусского языка и литературы - 6876;
  • русского языка и литературы - 6835;
  • физкультуры - 6470;
  • истории и других общественных дисциплин - 4486;
  • трудового обучения - 3940;
  • физики - 3159;
  • музыки и пения - 2785;
  • химии - 2779;
  • биологии - 2655;
  • информатики - 2532;
  • изобразительного искусства - 978;
  • допризывной и медицинской подготовки - 491;
  • других предметов - 2763.
Специальное образование

В 190 учреждениях специального образования в 2017/2018 учебном году обучалось 7788 учащихся, в том числе в 25 специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) - 2549 детей:

  • 6 школ для детей с нарушениями зрения, в которых обучалось 537 детей (Минская школа № 188, Василевичи , Гродно , Жабинка , Молодечно , Шклов);
  • 10 школ для детей с нарушениями слуха, 867 учеников (Бобруйск , Витебск , Гомель , Гродно , Кобрин , Пинск , Речица , две школы в Минске и одна в Ждановичах Минского района);
  • 1 школа для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, 50 учеников (Осиповичи);
  • 5 школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 699 учеников (Вилейка , Минск , Мстиславль , Новогрудок , Петриков);
  • 3 школы для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), 396 учеников (Могилёв , Радунь Вороновского района, Телеханы Ивацевичского района).

Помимо этих школ, в республике действует 139 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в которых обучается 2289 детей, и 26 вспомогательных школ (школ-интернатов), в которых обучается 2950 детей .

Профессионально-техническое образование

В 2017/2018 учебном году в Республике Беларусь действовало 182 учреждения профессионально-технического образования, в которых обучалось 66,9 тысяч человек и работало 7,6 тысяч руководящих и педагогических работников. Было принято 29,7 тысяч учащихся, выпущено 30,5 тысяч специалистов (в том числе 28,5 тысяч в дневной форме) . В среднем 65-68 % учащихся учреждений профессионально-технического образования составляют юноши, 32-35 % - девушки .

В 2016/2017 учебном году учреждениями профессионально-технического образования было выпущено 28 506 квалифицированных специалистов по следующим профилям образования:

  • Искусство и дизайн - 432 человека (1,5 %);
  • Коммуникации. Право. Экономика. Управление - 2724 человека (9,6 %);
  • Техника и технологии - 13 819 человек (48,5 %);
  • Архитектура и строительство - 4928 человек (17,3 %);
  • Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство - 3204 человека (11,2 %);
  • Общественное питание. Бытовое обслуживание - 3186 человек (11,2 %);
  • Службы безопасности - 213 человек (0,7 %).

Кроме того, до 2014/2015 учебного года велась подготовка специалистов по профилям «Социальная защита» и «Физическая культура. Туризм и гостеприимство» .

Численность учащихся в
учреждениях ПТО, тыс.:
Численность учащихся
по регионам, тыс. (2017/18):

Среднее специальное образование

В 2017/2018 учебном году в 226 средних специальных учебных заведениях обучалось 114,1 тыс. учащихся (91,5 тыс. на дневной форме обучения, 100 человек на вечерней, 22,4 тыс. на заочной). Было принято 38,3 тыс. выпускников средних учебных заведений, выпущено 36,4 тыс. специалистов. Учебный процесс обеспечивали 9,7 тыс. штатных преподавателей . Немногим более половины (50,2-55 %) учащихся учреждений ССО - женщины . 0,9 % учащихся получают среднее специальное образование на белорусском языке, 14,6 % на белорусском и русском языках, 84,5 % на русском языке .

Численность учащихся в
учреждениях ССО, тыс. :
Численность учащихся
по регионам, тыс. (2017/18):

Самые популярные профили специальностей - техника и технологии (в 2016/17 учебном году выпущено 10,7 тыс. специалистов, или 29,3 %), «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» (8,2 тыс., или 22,4 %), здравоохранение (5,5 тыс., или 15,2 %). Было выпущено 4,4 тыс. специалистов в области сельского и лесного хозяйства (12,1 %) и 2,7 тыс. в области архитектуры и строительства (7,4 %). Меньше всего специалистов было подготовлено по профилям специальностей «Гуманитарные науки» (выпущено менее 100 человек в 2016/17 учебном году), «Службы безопасности» (около 100 человек), «Физическая культура. Туризм и гостеприимство» (около 600 выпускников), «Искусство и дизайн» (1400 выпускников), «Педагогика» (1700 выпускников) .

В 2012/2013 учебном году женщины составляли 95,8 % учащихся учреждений ССО по гуманитарным наукам, 91,7 % по здравоохранению, 90,5 % по педагогическому профилю, 81,4 % по экономико-правовому профилю, 78,2 % по общественному питанию, 75,2 % по искусству и дизайну, 61,8 % по физкультуре и туризму, 27,2 % по сельскому и лесному хозяйству, 25,6 % по технике и технологиями, 23 % по архитектуре и строительству, 5,4 % по службам безопасности .

Высшее образование

Численность студентов, тыс. : Численность студентов
по регионам, тыс. (2017/18):

Современное состояние

В 2017/18 учебном году в 51 вузе Республики Беларусь обучается 284,3 тыс. студентов (159,8 тыс. на дневной форме получения образования, 1,3 тыс. на вечерней, 123,2 тыс. на заочной) . В системе высшего образования работало 20 871 человек основного (штатного) персонала, из которых 1338 имело учёную степень доктора наук, 8368 - кандидата наук. 1175 человек имело учёное звание профессора, 7220 - доцента . При этом в 2012/13 учебном году в 54 вузах Республики Беларусь обучалось 428,4 тыс. студентов . Численность профессорско-преподавательского состава составляла 24 612 человек, в том числе докторов наук - 1346, кандидатов наук - 9043, профессоров - 1260, доцентов - 7509 .

В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет , основанный 30 октября 1921 года , и Академия управления при Президенте Республики Беларусь , образованная 29 января 1991 года . Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли . Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет , Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники , Белорусский государственный медицинский университет , Белорусский государственный аграрный технический университет , Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет культуры и искусств и другие).

В Белоруссии студенты вузов могут получать академические степени специалиста (бакалавра) и магистра .

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование , поступив в аспирантуру и затем в докторантуру . Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования.

В среднем 57-60 % студентов вузов Беларуси - женщины. В 2012/13 учебном году больше всего женщин обучалось по специальностям, связанным с социальной защитой (94,1 %), общественным питанием и бытовым обслуживанием (88,9 %), экологией (78,4 %), гуманитарными науками (77,7 %), педагогикой (77,1 %), здравоохранением (73,7 %), коммуникациями, правом, экономикой и управлением (72,6 %). Меньше всего женщин обучается по техническим специальностям (26,9 %) и специальностям, связанным с безопасностью (14,7 %) .

В 2012/13 учебном году 0,2 % студентов (683 человека) получали образование на белорусском языке, 37,4 % - на белорусском и русском языках, 62,4 % - на русском языке .

За 2010-2018 году доля студентов, обучающихся за счёт бюджетных средств, выросла с 33,8 % до 42,6 %, на платной основе - сократилась с 66,2 % до 57,4 % :

Специальности

В 2012/13 учебном году больше всего студентов обучалось по специальностям профиля «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» - 167,3 тыс. человек. По специальностям технико-технологического профиля обучалось 83,2 тыс. студентов, педагогического - 42,4 тыс., сельскохозяйственного - 28,1 тыс., медицинского - 21,7 тыс., гуманитарного - 16,6 тыс., естественнонаучного - 13,8 тыс., физкультурного и туристического - 9 тыс., искусствоведческого и дизайнерского - 7,1 тыс. .

К 2017/18 учебному году доля студентов, обучающихся по специальностям экономико-юридическо-управленческого профиля, сократилась до 31,8 % (в 2010/11 учебном году - 40,8 %). Распределение численности студентов по профилям специальностей стало выглядеть следующим образом (тыс. студентов) :

Обучение иностранных граждан

В 2012/13 учебном году 12 002 студента были гражданами других государств, в том числе 6514 были гражданами Туркменистана, 1658 - России, 1146 - Китая, 265 - Азербайджана, 244 - Шри-Ланки, 242 - Нигерии, 208 - Ирана, 168 - Украины, 154 - Ливана, 124 - Сирии, 118 - Казахстана, 115 - Турции, 110 - Литвы . К 2017/18 учебному году численность иностранных студентов выросла до 14 635 человек, в том числе 7108 граждан Туркменистана, 1499 - России, 943 - Ирана, 875 - Китая, 455 - Таджикистана, 445 - Нигерии, 391 - Шри-Ланки, 389 - Азербайджана, 340 - Индии, 339 - Ливана .

Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Стоимость которого зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Для получения приглашения на учёбу необходимо обратиться в вуз. Для этого в учебное заведение отправляются все необходимые документы .

Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Белоруссии годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Все высшие учебные заведения Белоруссии имеют отделы по обеспечению жильём, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это удобно и достаточно дёшево.

На 2010 год в Белоруссии обучаются около 2 тысяч китайских студентов . На 2013 год 7,400 студентов являются гражданами Туркменистана , это самый большой контингент среди иностранных студентов в Белоруссии. .

Магистратура

Численность магистрантов в 2010-2018 годах выросла втрое:

Численность магистрантов: Выпущено магистров :

Распределение магистрантов по профилю специальностей в 2017/18 учебном году следующее :

Послевузовское образование

В 2011-2016 годах численность обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) сократилась с 5779 до 5090 человек. Из 828 человек, выпущенных из аспирантуры в 2016 году, с защитой диссертации выпустились 59 человек .

Численность обучающихся в аспирантуре в 2016 году :

Присуждение учёных степеней

Количество присуждённых учёных степеней кандидата наук в 2010-е годы колеблется на уровне 450-520 человек в год, доктора наук - 40-50 человек :

Кандидатов наук: Докторов наук:

Кодекс об образовании

Проект

2010 год - при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые .

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко .

Ряд положений проекта:

  • Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
  • Частные вузы обяжут иметь общежитие
  • Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
  • Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Формы получения образования

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

  • В образовательном учреждении:
    • Очная форма
    • Очно-заочная (вечерняя)
    • Заочная
    • Дистанционная, непрерывная
  • В форме семейного образования
  • Самообразование
  • Экстернат
  • С репетитором

Интернатные учреждения

2011 год - 52 интерната для детей-сирот (на 30 % меньше, чем в 2005 году), около 70 % детей-сирот воспитываются в семьях (на такую форму усыновления ориентирует социальная политика государства) .

Статистика

В 2008 году 1 627 выпускников школ получили золотые медали и 282 - серебряные. В 2009 году около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами, значительно выросло число серебряных медалистов. Получение медали (с 1994 года их изготавливает УП «Теплообменная аппаратура и порошковая металлургия») даёт абитуриенту возможность при прочих равных условиях иметь преимущество при поступлении в вузы. На одной стороне медали - герб Белоруссии, на другой - надпись «За выдатныя веды» и нанесён отпечаток раскрытой книги в обрамлении солнечных лучей и колосьев. Претенденты на золото должны иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием и примерное поведение, а в старших классах у выпускников годовые и экзаменационные отметки - «девять» и «десять». Серебряной медалью награждаются юноши и девушки, которые претендовали на золото, но немного не дотянули до высшей ступеньки учебного пьедестала.