Школьная Реформа Ф.И. Янковича де Мириево. Реформы барона игельстрома. Функции Управы Благочиния

Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании.

Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Новая формулировка задач школы звучала так: не только учить, но и воспитывать.

За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру.

Воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

В 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц.

Девочек с 4-6 летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жены и фрейлины.

В 1786 году был издан Устав о народных училищах, согласно которому в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней. Первую ступень представляли «малые училища» с двухгодичным сроком обучения, вторую - «главные», в составе четырех классов. В «малых» училищах преподавались грамота, чтение, арифметика и Закон Божий. «Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров «малых» училищ. Первое «главное» народное училище было открыто в Москве 5 октября 1786 года. Этот день можно считать днем рождения одновременно и первой массовой школы, и первого педагогического училища города.

Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. С той целью в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария - прообраз педагогического института.

До конца XVIII века в России не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовили учителей для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом, По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В дворянских семьях по-прежнему продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

Екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782-1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7 процентов девочек. К началу XIX века в России было около 300 школ и пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Среди них почти совсем не было сельских школ, т.е. крестьянство практически не имело доступа к образованию. Правда, еще в 1770 г. созданная Екатериной комиссия об училищах разработала проект устройства деревенских школ (включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия). Но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.

Школьная реформа1780 - годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное, не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.

Федор Ивановичи родился в 1741 году в Каменице-Сремской недалеко от Петроварадина.

Когда турки захватили Сербию, семья Яновичей была одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переехали в Венгрию. В Венгрии семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были присуждены определённые привилегии.

Образование Федор Иванович получил в Венском университете. Там он изучал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.

После окончания университета попал на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку, который стал впоследствии Карловацким митрополитом.

В 1773 году Федор был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате. Находясь на этой должности, он принял участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, которая уже была введена в Пруссии. Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича как директоре училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным условиям.

В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к его фамилии названия де Мириево, по имени села, которое принадлежало его предкам в Сербии.

В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с местной учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции.

При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии. Он и рассказал императрице про Янковича. В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не подчеркивало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им был разработан план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, делался перевод и переработка учебных руководств. В его обязанности входило подготавливать материалы по разным проблемам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.



План школьной реформы 1782-1786 был составлен Федором Ивановичем. Согласно его разработкам, народные училища должны создаваться двух типов: главные и малые. Главные были в губернских городах, а малые находились в уездах. Малые училища были двухклассными. Первые два класса по учебному плану совпадали с планом первых двух лет главных училищ. Там учили письму, чтению, арифметике, чистописанию, катехизису. В главных училищах обучение проходило в течение четырех лет. Здесь в старших классах изучались такие дисциплины, как Закон Божий, арифметика, русский язык, география, история, геометрия, механика, физика, архитектура, иностранный язык. Обучение было бесплатным, но учителям внушалось, чтобы они не пренебрегали деньгами родителей.

В 1783 году в Петербурге был открыто Главное народное училище, сделавшееся учительской семинарией, где обучали будущих педагогов для народных училищ. Для успеха в учебе очень важную роль играли знания учителя. К 1786 году был подготовлен первый выпуск учителей.

В итоге в конце XVIII века всего было 228 народных училищ. В них обучались боле 22 тысячи человек, из которых полторы тысячи - это девочки. Реформа не решила полностью вопрос об образовании российских детей, но уже появилась система единых учебных планов

Политика просвещенного абсолютизма в области образования. Идея воспитания «новой породы людей» и её реализация в закрытых сословных учебных заведениях. Начало женского образования в России.

Периодом высшего развития школьного дела в России в XVIII веке стало время царствования Екатерины II (1762 – 1796). Получив европейское образование, императрица проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. В рамках общеевропейской эпохи Просвещения российские политики, ученые, педагоги приняли активное участие в разработке вопросов просветительского характера: провозглашались идеи развития национальной системы образования, общественного воспитания, целесообразности изучения и использования европейского опыта на основе собственных национальных традиций. В своих произведениях российские просветители: А.А. Прокопович-Антонский, Е.Р. Дашкова, М.М. Снегирев, Х.А. Чеботарев и др. – предлагали идеи свободного развития личности, отвергая тезис о преимущественном «естественном воспитании» и настаивая на приоритете общественного воспитания.

Екатерина II для реализации своих проектов также стремилась использовать достижения педагогической мысли просвещенной Европы. Она внимательно изучала произведения Дж. Локка, педагогические теории М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо и др. За советом по реализации реформы школьной системы в Российской империи она обратилась к знаменитому французскому просветителю Д. Дидро, который по её просьбе составил «План Университета для России».

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII века являлось удовлетворение культурно-просветительских интересов дворянства. Еще во время царствования Петра I была введена обязательная программа, согласно которой дворяне должны были получать научно-технические знания. С течением времени в соответствующих школах остались учиться лишь дети мелкопоместных дворян. Представители знати предпочитали учиться светским манерам, наслаждаться театром и другими видами искусства. Усиливается стремление к новому образованию западного образца, выбравшему в качестве приоритета греко-латинскую образованность.

Оплотом греко-латинского образования в Российской империи становится Славяно-греко-латинская академия, которая вступает в новый период своего развития. Увеличивается количество часов на преподавание русского и греческого языков; вводятся древнееврейский и новые языки, а также целый ряд образовательных предметов: философия, история, медицина и др. Академия перестает удовлетворять запросам нового времени, так как превращается в исключительно духовно-учебное учреждение. Её функцию в системе образования берут на себя университеты.



Своеобразным манифестом русской педагогики конца XVIII века стал коллективный трактат профессоров московского университета «Способ учения» (1771), в котором провозглашались важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Заметных успехов во второй половине XVIII века также добиваются специальные военно-учебные учреждения: Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Согласно уставу 1766 года, программа обучения в них делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию (нравоучение, юриспруденция, экономика); 2) полезные или художественные (физика, астрономия, география, навигация, естествознание, военные науки, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура); 3) руководствующие к познанию прочих искусств (логика, риторика, хронология, латинский и французский языки, механика).

Также во второй половине XVIII века получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворян. Обучение в них велось по программе государственных школ. Представители дворянской знати часто давали своим детям домашнее образование, приглашая иностранных гувернеров.

В 1763 году главным советником императрицы по вопросам образования в Российской империи становится Иван Иванович Бецкой (1704 – 1795), получивший прекрасное европейское образование. В этом же году он представил императрице план школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». С целью сглаживания классовых противоречий в обществе он надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (справедливых дворян, промышленников, купцов, ремесленников). Основным условием формирования первого поколения новых людей и. Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от влияния «безнравственного общества», от предрассудков и пороков старого поколения. Для этого между поколениями необходимо было создать прочную искусственную преграду, роль которой призваны были сыграть закрытые учебные заведения (интернаты) , где, под руководством просвещенных наставников, должны были до 18 – 20 лет воспитываться «новые люди».

И. Бецкой также стремился создать в России образованное третье сословие (купцы, мещане, ремесленники). Для реализации этой цели в 1760 – 70-х годах в Москве и Санкт-Петербурге был открыт целый ряд учебных заведений: воспитательные дома, коммерческое училище, мещанские училища при шляхетском корпусе и при Академии художеств и др.

В 1764 году в Санкт-Петербурге был открыт Смольный институт, положивший начало государственному дворянскому женскому образованию в России. Для составления программы обучения в институте был использован культурно-просветительский опыт французского Просвещения. Кроме общей программы, включавшей русский язык, географию, историю, арифметику, иностранные языки, преподавали хорошие манеры и домоводство.

В 1768 году была создана «Частная комиссия об училищах», которая также подготовила несколько проектов реформы системы образования: 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев.

В истории реформ системы образования екатерининской эпохи выделяются два этапа: на первом этапе (1760-е годы) заметное влияние оказывается идеями французского просвещения; на втором этапе (с начала 1780-х годов) – влияние немецкого опыта преподавания. К началу 1780-х годов вопрос о школьной реформе снова становится актуальным.

В 1782 году по указу Екатерины II создается «Комиссия по учреждению народных училищ», которой был разработан план по открытию начальных, средних и высших учебных заведений, изложенный в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786). В проведении данной реформы активное участие принимал педагог Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 – 1814). Вместе с ним над проектом реформы работали М.Е. Головин, Ф.В. Зуев, Е.Б. Сырейщиков и др. Главными пунктами реформирования назывались устройство системы народных училищ, подготовка учителей и издание хороших учебников. По инициативе Ф.И. Янковича, в Петербургском главном народном училище, директором которого он являлся в 1783 – 85 гг., была организована подготовка кадров преподавателей. При его непосредственном участии был издан комплект учебников: «Букварь», «Правила для учащихся». «Всемирная история» и др. При учреждении в России Министерства народного просвещения (1802) Ф.И. Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах.

Согласно «Уставу…» 1786 года в городах открывались малые и главные народные училища . Это были бесплатные смешанные школы для обучения мальчиков и девочек. В них могли учиться средние слои городского населения. Училища выводились из-под контроля церкви. Малые училища в течение двух лет должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать выпускников, знающих основы православия и правила поведения. В них обучали чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, граждановедению, чистописанию, рисованию и др. Открывались и содержались малые училища на средства горожан.

Главные училища, срок обучения в которых составлял пять лет, должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Помимо программы малых училищ, в курс обучения входили: евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура и др. В главных училищах можно было получить и педагогическое образование. Преподавание осуществлялось светскими учителями. Также в училищах была введена классно-урочная система.

Реформа 80-х годов XVIII века сыграла важную роль в развитии школьного дела в Российской империи. К концу XVIII века в городах были открыты 254 училища, которые посещали 22 тысячи учащихся, из них 1800 девочек. Это составляло третью часть от всех обучающихся в учебных заведениях России. К сожалению, в этих школах не могли получать образование крестьянские дети.

4. Реформы барона Игельстрома и попытка ликвидации ханской власти в Младшем жузе

В сложившихся условиях перед царским правительством встал вопрос о новых формах управления в Младшем жузе.

В 1784 году во главе Оренбургской губернии встал барон

О.А. Игельстром. Он был известен как человек, способный проводить гибкую политику по управлению регионом. Он очень уважительно отзывался о местном населении: «...по наблюдениям, которые успел сделать, нахожу, что натуральный характер сего народа более добр». Он быстро вник в сложившуюся ситуацию и не мог не видеть ослабления ханской власти и усиление позиции батыра Сыры-ма. Последний выступал за передачу верховной власти Совету биев.

В 1786 году О.А. Игельстром предложил проект реформирования ханской власти. Сущность реформы Игельстрома состояла в полной ликвидации ханской власти, открытии Пограничного суда в Оренбурге. Младший жуз должен был быть поделен по родоплеменному принципу на три части — алимулы, байулы и жетыру. В каждой из этих частей должны были быть созданы главные расправы с судебными функциями. Во главе их должны были стоять председатели, два заседателя из числа знати и один мулла. Их работа должна была оплачиваться из казны. Екатерина II одобрила предложение Игельстрома. Предлагалось построить в жузе два или три города, мечети и школы для детей казахской знати. Все эти меры должны были устранить политическую обособленность Младшего казахского жуза от Российской империи.

Но реформа Игельстрома вызвала протест среди султанов и части старшин Младшего жуза, не желавших мириться с потерей влияния в Степи. С ними были солидарны и чингизиды Среднего и Старшего жузов. Поэтому новые органы управления оказались нежизнеспособными. Расправы практически не собирались и фактически не функционировали. Ханско-султанская группировка провозгласила ханом Каипа, сына султана Батыра.

В 1786 году состоялся съезд старшин, где было дано согласие на создание только Пограничного суда. В его состав были избраны шесть родовых старшин. Таким образом, на административных должностях султаны были замещены родовыми старшинами. Но выборы были проведены только в трех родах Младшего жуза. Пограничный суд не был связан через расправы со всеми родами Младшего жуза. Это мешало ему влиять на политическую обстановку в жузе.

Воспользовавшись открытием Пограничного суда, старшины поставили вопрос о земле, расширении зимних пастбищ за счет междуречья Урала и Волги. При этом предлагалось отменить арендную плату за пользование землями. Генерал-губернатор отменил плату только за пользование свободными землями. Но за использование частновладельческих земель плата сохранялась. Кроме того, для перехода на внутреннюю сторону необходимо было, как и прежде, предоставлять аманатов.

Начался массовый переход казахов в междуречье Урала и Волги. В своих требованиях старшины пошли еще дальше. Они поставили также вопрос о возвращении в жуз бежавших рабов.

Игельстром частично выполнил требования старшин, но поставил условие прекратить пограничные набеги. В ответ казахские старшины требовали прекращения насилия над казахами со стороны прилинейной администрации и Уральского казачества. Создание расправ сыграло свою роль в отстранении султанов от управления жузом.

Это вызвало противодействие султанов царскому правительству, ограничивавшему их привилегии. В Младшем жузе продолжалась борьба султанов и старшин по вопросу об организации власти в жузе. Началось старшинско-султанское противостояние. С. Дат-улы предпринял меры, направленные на то, чтобы уйти из-под влияния царского правительства, что никак не устраивало последнее. Реформы Игельстрома потерпели неудачу.

Сырым Датулы начал вести переговоры с Хивой об оказании помощи казахам оружием, конницей, продовольствием, а в случае поражения — предоставить кочевья в пределах Хивинского ханства.

Правительство пыталось ограничить права казахов в использовании пастбищ в междуречье Урала и Волги, что привело к усилению противостояния в этом районе. Набеги казахов на укрепления Уральской линии участились. В 1791 году ханом Младшего жуза был избран султан Ералы. А после его смерти ханом стал Есим — сын Нуралы.

В 1792 году С. Датулы во главе отряда численностью в тысячу человек атаковал Илецкую защиту. Затем он предпринял попытку штурма Красногорской крепости. Сильно укрепленные крепости и хорошо вооруженные защитники сорвали планы повстанцев.

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма

    Просвещенный абсолютизм - явление общеевропейское, составляющее закономерную стадию государственного развития большинства стран Европы.

    Элементы просвещенного абсолютизма в политической жизни России на протяжении всей второй половины XVIII в. были явными и определяющими.

    Сложившийся на настоящий момент взгляд на содержание политики просвещенного абсолютизма сводит ее суть к проведению сверху реформ в экономической, политической, культурной областях, направленных на модернизацию, устранение наиболее одиозных, устаревших, явственней всего тормозящих движение вперед проявлений феодального порядка без изменения по существу государственных форм абсолютной монархии.

    Такую политику в России проводили императрица Елизавета Петровна (1741-1761), император Петр III (1761-1762), императрица Екатерина II (1762-1796), император Павел I (1796-1801).

    Наиболее ярко государственные идеи просвещенного абсолютизма проявились в реформах Екатерины II - губернской, судебной, полицейской и церковной.

    Губернская реформа . Крестьянская война 1773-1775 гг. заставила Екатерину II заняться реформированием государственной машины. В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено - местные органы власти.

    Накануне губернской реформы 1775 г. территория Российской империи разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов.

    Документом, определившим направление губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. В соответствии с этим документом вся территория империи делилась на губернии, которые, в свою очередь, состояли из уездов. Провинции и должности воевод ликвидировались.

    Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью этого деления было приспособление нового административного аппарата к полицейским и фискальным делам. В основу деления был положен количественный критерий - численность населения: на территории губернии проживало 300-400 тыс. душ, на территории уезда - 20-30 тыс. душ (в каждой губернии было в среднем 10-15 уездов).

    Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление , в которое, кроме губернатора, входили губернский прокурор и два советника. Главные функции губернского правления: широкое объявление законов и правительственных распоряжений; надзор за их выполнением; отдача под суд нарушителей закона; руководство местными судами и полицией.

    Всеми расходами и доходами в губернии, ее промышленностью, сбором налогов ведала казенная палата .

    Учреждался в губернии и новый орган - приказ общественного призрения , который ведал народным образованием, охраной здоровья населения, общественной благотворительностью, смирительными домами, а также охраной «порядка» (помогая в том полиции).

    Надзор за законностью в губернии осуществляли губернский прокурор и два губернских стряпчих (в каждом уезде был свой уездный стряпчий).

    Во главе уездной администрации стояли земский исправник и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (состоял из земского исправника и 2-3 заседателей). Состав суда избирался уездным дворянством из местных помещиков и утверждался губернатором. Важнейшие функции уездной администрации: наблюдение за выполнением законов, исполнение распоряжений губернских властей, исполнение судебных решений, обеспечение сбора налогов, контроль за исправностью дорог и мостов, дознание по уголовным делам, розыск преступников и беглых, руководство земской полицией.

    По губернской реформе 1775 г. город стал самостоятельной административной единицей. Во главе города стоял городничий, который назначался Сенатом из дворян и обладал большими полномочиями (в том числе полицейскими функциями). Органами городского самоуправления выступали городовой магистрат (избирался местным купечеством и мещанством) во главе с городским головой, совестный суд и ратуши в посадах.

    Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, ему подчинялись губернаторы; он признавался командующим войсками, расположенными на подчиненной ему территории; мог вводить чрезвычайные меры; был вправе непосредственно обращаться с докладом к монарху.

    Судебные реформы . Губернская реформа провела и перестройку судебных органов, учредив сословные суды отдельно для дворян, для городских жителей и государственных крестьян.

    В каждом уезде для дворян создавался уездный суд , состоявший из уездного судьи и двух заседателей, которые избирались на три года местным дворянством.

    Апелляционной и ревизионной инстанцией для уездных судов служил верхний земский суд (один на губернию), состоявший из двух департаментов (по уголовным и гражданским делам). Собирался три раза в год.

    Для городского населения низшей судебной инстанцией были городские магистраты , которые избирались на три года в составе двух бургомистров и четырех ратманов (в посадах низшей судебной инстанцией выступали ратуши , действовавшие в составе бургомистра и двух ратманов). Вышестоящей инстанцией был губернский магистрат , состоявший из двух департаментов (по гражданским и уголовным делам), каждый в составе председателя (назначался Сенатом по представлению губернского правления) и двух заседателей (избирались от купцов и мешан губернского города и утверждались губернатором).

    Суд над государственными крестьянами в уезде по уголовным и гражданским делам осуществляла так называемая нижняя расправа в составе расправного судьи (назначался губернатором) и восьми заседателей (избирались от разных сословий, кроме купцов и мешан); заседания проводились три раза в год. Решения нижней расправы обжаловались в верхнюю расправу - сословный судебный орган для крестьян, действовавший на территории губернии в составе двух департаментов (уголовный и гражданский).

    В каждой губернии учреждался также совестный суд . Он состоял из председателя (судьи, назначался губернатором) и шести членов (избирались по два - от дворян, горожан и крестьян). Совестный суд рассматривал гражданские дела, уголовные дела малолетних и умалишенных, о супружеских имущественных отношениях, дела о колдовстве и т.д.

    В качестве апелляционной инстанции для дел, рассмотренных верхним земским судом, губернским магистратом и верхней расправой, в губерниях создавались две палаты - уголовного и гражданского суда . Каждая из палат состояла из председателя (утверждались императором по представлению Сената), двух советников и двух асессоров (утверждались Сенатом). Приговоры и решения палат утверждались губернатором, а по наиболее важным делам - Сенатом.

    Для рассмотрения гражданских и уголовных дел чиновников в Санкт-Петербурге и Москве учреждались надворные суды : низший надворный суд, верхний надворный суд - в составе гражданского и уголовного департаментов.

    За Сенатом сохранились права высшего судебного органа.

    Судебная реформа имела следующие недостатки:

    1. суд не был полностью отделен от администрации;
    2. губернаторы могли приостановить исполнение приговоров но наиболее серьезным делам;
    3. приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались генерал-губернатором;
    4. председатели всех судов назначались правительством;
    5. мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались полицейскими органами;
    6. судебная реформа не затронула частновладельческих крестьян - в отношении них продолжала действовать вотчинная юстиция.

    В 1796 г. император Павел I провел новую судебную реформу: (1) были упразднены верхние земские суды, губернские магистраты, совестные суды, «нижняя» и «верхняя расправы»; (2) уездные и городские суды стали общесословными; (3) губернские палаты гражданского и уголовного судов были объединены в один орган - палату суда и расправы с двумя департаментами (по уголовным и гражданским делам): она принимала апелляции на решения и приговоры уездных и городских судов; (4) к компетенции восстановленной Коммерц-коллегии (упразднена в 1776 г.) был отнесен разбор тяжб с иностранными купцами.

    В городах первоначально сохранялись магистраты, но с 1798 г. сначала в столицах, а затем в губернских городах вместо них стали создаваться ратгаузы , наделенные административными и судебными функциями. Апелляционной инстанцией на судебные решения и приговоры ратгаузов являлся Сенат. В 1798 г. были ликвидированы надворные суды. Однако Александр I, вступив на престол, вернулся к прежнему сословному судопроизводству.

    Церковная реформа . В 1762 г. была создана специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом, а также проведена отмена торговых привилегий духовенства.

    Указом 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель: церковь была лишена всех вотчин (за монастырями и архиерейскими домами оставались лишь незначительные земельные наделы), монастыри и епархии были переведены на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви (около 900 тыс. душ), первоначально были подчинены восстановленной Коллегии экономии (Коллегия управляла церковными имениями и осуществляла контроль за их доходами), а позднее были переведены в разряд государственных крестьян. С 1786 г. управление церковными землями окончательно перешло к органам, ведавшим государственным имуществом.

    Из 26 епархий только три остались на прежнем материальном обеспечении, остальные переходили во второй и третий классы обеспечения. Из 954 монастырей оставалось 385, остальные закрывались. Только 1/5 часть доходов с прежних земель отводилась на содержание церкви.

    В 1766 и в 1769 гг. был подтвержден запрет лицам податных сословий вступать в духовное звание.

    С 1772 г. отменялось уголовное наказание за ересь. А в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания.

    При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях были переданы в совестные суды, а с 1782 г. - в управы благочиния, подчиненные городским властям. В ведение управ благочиния были переданы и дела о волшебстве и богохульстве.

    В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты, и в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и их детям предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось также право перехода из духовного сословия в любое другое. Тем самым духовенство стало открытым сословием.

    В 1786 г. хлебное жалованье духовенству было заменено денежным. С 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.

    Полицейская реформа . По «Учреждению для управления губерний» 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления - нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

    В 1782 г. был опубликован Устав благочиния, или полицейский (14 глав, 274 статьи), который регламентировал структуру полицейских органов в городах, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. Устав о благочинии фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

    Согласно Уставу о благочинии органами полицейского управления в городах стали управы благочиния. Эти управы возглавляли: в Санкт-Петербурге - генерал-полицмейстер, в Москве - обер-полицмейстер, в губернских городах - полицмейстеры, в уездных городах - городничие. В состав управы входили полицмейстер (городничий), два пристава (по гражданским и уголовным делам) и два советника (ратманы) - приставы назначались губернским правлением, а ратманы избирались горожанами.

    Каждый город делился на части (участки) и кварталы по числу домов (в частях - 200-700 домов, в кварталах - 50-100 домов). В части главой полицейского управления был частный пристав (назначался губернским правлением), в кварталах - квартальный надзиратель (назначаемый местной управой благочиния) и квартальный поручик (избирался жителями квартала и утверждался городничим). При частном приставе создавались канцелярии, при квартальном надзирателе и поручике был небольшой штат квартальных служащих: ночные сторожа, трубочистный мастер и подрядчики, отвечавшие за мощение и уборку улиц, вывоз мусора и уличное освещение).

    Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах.

    Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении с полицейских должностей. В столицах полицейское управление контролировал Сенат.

    В сферу полицейского воздействия попадали различные отношения: нарушения при богослужении, проявление излишней роскоши, распутство, скорая езда, кулачные бои. Полиция подвергала цензуре книги, контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, вод, продуктов питания, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

    В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, по соблюдению правил торговли на рынках, соблюдению мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по надзору за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

    По мелким уголовным делам (по которым в качестве наказания мог быть применен штраф на сумму до 20 руб.) полиция осуществляла судебные функции. В отдельных частях города создавались словесные суды для разрешения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных процедур.

    За ряд правонарушений (таких как ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта и др.) полиция могла применять следующие наказания: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. По всем другим делам (за исключением политических) полиция проводила предварительное следствие и передавала материалы в судебные инстанции. В своей деятельности полиция применяла традиционные приемы осуществления розыска: опрос свидетелей и потерпевших, изучение вещественных доказательств, пытки подозреваемых.

    Реформа городской полиции привела к значительному увеличению ее численности. Например, штат полицейской службы Петербурга после 1782 г. расширился более чем втрое и составил около 650 человек. Кроме того, по найму набирали 500 ночных сторожей. Численность московской полиции была еще больше. Управы благочиния столицы и губернских городов обзавелись воинскими командами.