1960 е годы в ссср. Десятилетие триумфа советской экономики. Годы пятидесятые. Концепция «осознания тела»

Основные направления международной политики 1960-х годов определялись проблемами разоружения, запрещения атомного оружия и его испытаний, прекращения ряда региональных конфликтов и военных действий, происходивших в разных регионах, прежде всего в Индокитае и на Ближнем Востоке.

На общее состояние отношений между странами оказывали определенное влияние факторы, связанные с техническим прогрессом, такие как освоение космического пространства и развитие ядерных технологий, в том числе в военных целях.

США откровенно бросили вызов СССР. В 1960-е годы американскими службами было намечено 20 тыс. объектов, которые подлежали уничтожению с помощью атомных ударов. Это вынудило советское руководство тратить огромные средства, чтобы добиться стратегического приоритета. Американская же пропаганда запугивала свой народ и народы западных стран мнимой советской угрозой.

На пути к «разрядке». Несмотря на сложные проблемы, существовавшие в 1960-е годы, а также на то, что гонка вооружений продолжала раскручивать маховик ускорения, все же появились и первые проблески понимания противоборствующими сторонами необходимости договариваться. То, что начало прослеживаться в 1960-е годы и нашло свое развитие в 1970-е, стали у нас называть «разрядкой», а на Западе «ослаблением напряженности».

В 1960-е годы начались переговоры в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. Подобные испытания все больше беспокоили мировую общественность, так как наносили страшный, а порой непоправимый вред окружающей среде. Это заставило ускорить поиск путей к их ограничению, а еще лучше к полному прекращению.

На рубеже 1950-1960-х годов и особенно в 1960-е годы стали просматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость.

Президент США Дж. Кеннеди, при котором начала осуществляться программа перевооружения, сумел подняться выше глобальных американских амбиций, что, в частности, показал и Карибский кризис. Именно при нем дипломатические методы во внешнеполитической программе стали использоваться гораздо чаще, чем раньше. Даже короткое

пребывание Кеннеди в Белом доме позволяет заключить, что он понял необходимость поиска путей к установлению контактов с партнерами по разоружению.

Продолжавшиеся несколько лет переговоры между представителями СССР, США и Великобритании о прекращении испытаний ядерного оружия шли трудно. Против заключения такого соглашения по разным причинам выступали Франция и Китай. США и Англия не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. Тем не менее в начале 1960-х годов участники переговоров медленно, шаг за шагом, с оглядкой, но все же двигались к расчистке завалов «холодной войны». В ноябре 1962 г. XVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию с призывом к ядерным державам прекратить не позднее 1 января 1968 г. испытания ядерного оружия, независимо от хода переговоров в Женеве.

К лету 1963 г. стало окончательно ясно, что западные страны не пойдут на полное запрещение испытаний ядерного оружия. В этих условиях советское правительство решило выделить из проекта договора те вопросы, по которым можно прийти к общему мнению. 2 июля 1963 г. оно предложило заключить соглашение о запрещении испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой - на основе использования национальных средств контроля. Переговоры трех держав начались 15 июля 1963 г. в Москве и закончились 5 августа парафированием предложенного советской стороной текста договора. В нем говорилось, что СССР, Англия и США обязались не проводить любые испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в трех сферах и выражалась надежда на достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под международным контролем и прекращении всех ядерных испытаний, включая и подземные. Московский договор вступил в силу после ратификации 10 октября 1963 г. Он был открыт для подписания всеми странами.

Хотя Договор не запрещал всех испытаний, но он показал, что при взаимном желании можно добиться соглашений, приемлемых для всех. Это был первый опыт согласованного решения проблемы по частям, с выделением тех вопросов, по которым можно добиться консенсуса. Спустя более 20 лет так был решен и вопрос с ракетами средней и меньшей дальности.

Первые годы шестого десятилетия XX в. были противоречивыми. С одной стороны - заключение Московского договора, первый полет человека в космос, с другой - высадка кубинских контрреволюционеров на Плайя-Хирон и международный политический кризис в районе Карибского моря. Этот кризис, о котором уже упоминалось выше, поставил человечество перед реальной угрозой войны. Переговоры непосредственно велись с президентом Дж. Кеннеди и советским премьером Н. С. Хрущевым, и обе стороны, не желая допустить страшной катастрофы, пошли на взаимные уступки. Советский Союз вывез с Кубы раке

ты и самолеты, Соединенные Штаты официально заявили, что не будут прибегать к вооруженной борьбе против Кубы.

Подготовка Договора о нераспространении ядерного оружия.

Во второй половине 1960-х годов США и СССР готовы были взять своего рода «тайм-аут» для перегруппировки своих сил и определения дальнейших шагов с целью сохранения своего влияния в системе международных отношений. Некоторые исследователи считают, что именно в этот период сверхдержавы пытались при сохранении своих позиций найти возможные пути развития, с тем чтобы избежать втягивания в серьезный конфликт и не допустить возникновения ядерной войны.

После подписания Московского договора о частичном прекращении испытаний ядерного оружия Советский Союз вместе с партнерами по переговорам продолжал разрабатывать меры по разоружению и заключению Договора о нераспространении ядерного оружия.

Дело в том, что число ядерных держав увеличивалось, а следовательно, и возрастала угроза применения ядерного оружия.

В 1960-е годы шли переговоры и о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства. Главным в ней был вопрос о запрещении использования космического пространства в военных целях и вывода в космос ядерного оружия. СССР и другие социалистические страны принимали меры к тому, чтобы не допустить появления атомного оружия у ФРГ и Японии.

Советский Союз поднимал эти вопросы на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Последовательная борьба СССР, других социалистических стран привела к отказу от создания объединенных ядерных сил с участием в них ФРГ.

Наращивание ядерных арсеналов и возрастание разрушительной силы новых видов ядерного оружия не могли не беспокоить наиболее дальновидных политиков и специалистов. Поэтому проходившие в 1960-е годы переговоры приковывали к себе внимание мировой общественности. К середине этого десятилетия ядерные реакторы исследовательского типа действовали в 38 странах. Помимо ядерных держав, реакторами, производящими плутоний, в 1968 г. обладали 13 государств.

Генеральная Ассамблея ООН призывала своих членов принимать необходимые шаги для быстрейшей подготовки договора, который явился бы звеном в цепи всеобщего и полного разоружения. В резолюции ее XX сессии поручалось Комитету 18 государств в срочном порядке рассмотреть вопрос о нераспространении ядерного оружия.

В этом отношении большое значение имело объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Так, ОАЕ летом 1964 г. на конференции в Каире приняла специальную декларацию, в которой безъядерной зоной объявлялась Африка.

Под влиянием мировых событий менялись настроения людей, занимавших важные посты в своих странах. Такие изменения во второй половине 1960-х годов можно было заметить в правящих кругах Англии, США и ряда других стран. Во Франции укреплялось мнение о том, что в рамках ООН необходимо разработать документ о нераспространении ядерного оружия. Таким образом, можно прийти к заключению о том, что во второй половине 1960-х годов мнение о необходимости запретить распространение ядерного оружия становилось всеобщим.

Вопрос о подготовке и заключении договора по этой проблеме обсуждали во время встречи на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел СССР А. А. Громыко и государственный секретарь США Д. Раек. Надо отметить, что в ходе работы над его текстом позиция США менялась в сторону сближения с позицией СССР.

Шаг за шагом на заседаниях Комитета 18-ти и на очередных сессиях Генеральной Ассамблеи вырабатывались приемлемые формулировки статей договора, в результате чего три державы - СССР, США и Великобритания - внесли совместный его проект. Он был рассмотрен на XXII сессии Генеральной Ассамблеи, работы которой были перенесены на весну. После обсуждения Генеральная Ассамблея 12 июня 1968 г. одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия и попросила правительства-депозитарии открыть его для подписания и ратификации как можно скорее. 1 июля 1968 г. Договор был открыт для подписания в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В тот же день в Москве его подписал A.A. Громыко, а также представители 36 других государств.

Заключение этого Договора явилось значительной победой в борьбе против ядерного оружия. Его 71-я статья обязывала участников в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах прекращения гонки ядерных вооружений и в ближайшем будущем о ядерном разоружении.

Согласно статье 1, каждый участник Договора, обладающий ядерным оружием, брал обязательство «не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно».

СССР, США и Англия внесли в Совет Безопасности предложения о гарантиях безопасности неядерных стран, согласованные ими 7 марта 1968 г. 19 июня Совет Безопасности принял резолюцию о гарантиях безопасности неядерных государств-участников Договора о нераспространении ядерного оружия.

После ратификации Договор вступил в силу 5 марта 1970 г. К этому времени его подписали около 100 государств. Он открывал перспективы к достижению и других соглашений по ядерной проблеме.

Активные действия в эти годы Советский Союз и ряд других стран вели за созыв общеевропейского совещания. Подготовка к совещанию заняла не один год: вторую половину 1960-х - первую 1970-х годов.

В конце 60-х годов был поднят вопрос о демилитаризации морского дна и началась подготовки Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения. На XXIV сессии Генеральной Ассамблеи был рассмотрен проект такого договора, представленного после согласования с СССР и США 7 октября 1969 г.

Таким образом, 1960-е годы дали миру два договора, касающихся ядерного оружия, открыли дорогу в космос. Были решены очень трудные задачи во время Карибского кризиса.

ЛЕКЦИЯ 16. СССР В 1960 - 80-Е ГОДЫ: ЭКОНОМИКА, ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО

И.С. БАШЕНЬКИНА

Рассматриваемый период оказался последним, итоговым в советской истории, с этого уровня в стране начались коренные реформы. Поэтому важно ответить на вопросы, что же следует реформировать, какие извлечь уроки и власти, и обществу из предыдущей исторической эпохи.

Именно в данный период коренным образом меняется мир и мировая экономика. В странах Запада в 1960 - 80-е годы в результате научно-технических и технологических революций начинается переход к качественно новому - информационному (постиндустриальному) - обществу. Оно характеризуется резким увеличением роли непроизводственной сферы, особенно образовательной, информационной. В экономике осуществляется переход к наукоемким и ресурсосберегающим технологиям, массовому применению компьютерной техники. В социальной сфере отмирают "классические" классовые противоречия, развиваются различные формы "народного капитализма", резко повышается уровень жизни и социальной защищенности людей.

С другой стороны, накопленные гигантские военные потенциалы достигли опасного уровня, который угрожает уже самому существованию человеческой цивилизации. Мировая общественная мысль поставила вопрос о необходимости качественно новой международной политики.

В этих условиях от правительства СССР требовалась принципиально новая политика. В стране на рубеже 50 - 60-х годов было создано индустриальное общество, объективно следующим этапом развития становился переход к постиндустриальному.

Советская система , несмотря на проведенные в 50 - 60-е годы реформы, все же сохраняла свои характерные особенности. В политической сфере : монополия на власть у коммунистической партии, подавление оппозиции, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; в экономике : тотальное огосударствление и обобществление собственности, создание сверхцентрализованной системы управления, директивное планирование; в социальной : регламентация всей общественной и личной жизни, идеологический контроль над культурой и искусством и др. Для формирования качественно новой политики необходимы были радикальные перемены: резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

Пришедшее к власти после смещения Н.С. Хрущева руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный) оказалось не готовым к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом, ни в психологическом смысле. Политическая линия на отказ от крупных преобразований, консервацию существующей системы определилась не сразу.

· Октябрьский пленум ЦК КПСС (1964 г.) провозгласил курс на исправление ошибок, преодоление "субъективизма и волюнтаризма" в проведении реформ. В период с 1965 г. до конца 60-х годов в стране были предприняты попытки проведения экономической реформы;

· с конца 60-х годов (переломным рубежом было подавление странами ОВД "Пражской весны" в 1968 г.) реформы практически заглохли;

· с середины 70-х годов явственно обозначились кризисные явления в развитии страны.

Еще в начале 60-х годов правительство Н.С. Хрущева пришло к выводу о необходимости серьезных экономических реформ, готовились их проекты. Новое руководство попытку хозяйственных преобразований предприняло реформой 1965 г.

В марте 1965 г. были приняты важные решения по проблемам сельского хозяйства. Значительно выросли капиталовложения в производство и на социальные нужды села, повышены закупочные цены на плановую и особенно внеплановую продукцию, сами планы становились стабильными. Оплата колхозников по трудодням была заменена помесячной оплатой, они получили право на пенсию и гражданский паспорт. Эти меры положили конец дискриминации сельских жителей, значительно повысили их уровень жизни.

В сентябре началась реформа в промышленности. Были ликвидированы совнаркомы, восстановлены центральные министерства, созданы государственные комитеты. Сокращалось число директивно планируемых показателей, провозглашался хозрасчет, в распоряжении предприятий оставлялась часть дохода: для материального поощрения, социально-культурного и бытового развития, самофинансирования производства. Это была попытка добиться стимулирования производства без изменения его основ. Реформа 1965 г. обеспечила усиление динамики экономического роста (повышение темпов прироста национального дохода, производительности труда в 1966 - 1970 гг.).

Но, не успев начаться, реформа стала выхолащиваться: предприятия не получили обещанных прав, сохранилось планирование по валу, фондовое распределение сырья и продукции. С 1970 г. эксперименты по использованию рыночных механизмов были прекращены. Консервативная тенденция одержала верх, тем более, что во главе ее стоял Л.И. Брежнев.

На высшем уровне принимались решения, нацеленные на развитие научно-технической революции, повышение эффективности производства и качества продукции, интеграцию науки и экономики. Но мировая экономика стремительно уходила вперед, а в нашей стране в результате отказа от действенной реформистской политики накапливались проблемы, преобладал экстенсивный путь развития.

Возможности советской экономической системы были явно исчерпаны: эффективность производства неуклонно снижалась, недостаточными были темпы роста национального дохода, качество продукции за редким исключением было таким, что она не пользовалось спросом даже на внутреннем рынке. При этом не удовлетворялись потребности населения в важнейших видах товаров и продуктов. Среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,8% в 1966 - 1970 гг. упали до 3,6% в 1981 - 1985 гг., а темпы роста производительности труда снизились с 6,8% до 3 %.

Если в 30 - 40-е годы главным объектом эксплуатации был аграрный сектор, то в 60 - 80-е - прежде всего природные ресурсы. Предоставленная ведомствам монополия на бесконтрольное и почти бесплатное использование лесных, водных и сырьевых богатств нанесла невосполнимый ущерб стране, стала одной из причин резкого обострения экологической ситуации. Этот же источник интенсивно использовался для пополнения государственного бюджета.

Неэффективной оказалась и система директивного планирования, показателем этого были "черные субботы", штурмовщина, корректировка планов и т.п.

Совершенно недостаточными были темпы развития научно-технического прогресса, без которого немыслим переход к постиндустриальному обществу. На рубеже 80-х годов непроизводительным ручным трудом было занято 40% рабочих промышленности, до 75% работников сельского хозяйства.

Несмотря на многомиллиардные вклады в сельское хозяйство , попытки реорганизации управления колхозным производством (создание производственных объединений, агропромышленных комплексов), к началу 80-х годов абсолютное большинство колхозов были нерентабельны. С начала 70-х годов темпы прироста сельскохозяйственной продукции стали резко падать, страна столкнулась с серьезной нехваткой продовольствия. Это был заключительный акт в трагедии российского крестьянства, начавшейся в 20 - 30-е годы: "раскрестьянивание" было закончено, а массовая миграция из села в город привела к "вымиранию деревень".

Чуть ли не единственной отраслью экономики, усиленно наращивающей обороты развития, была оборонная промышленность. Перешагнув порог военно - стратегического паритета, СССР обогнал США по численности войск, количеству танков и артиллерии, числу носителей ядерного оружия, объему ядерных вооружений. Гонка вооружений тяжелым бременем ложилась на экономику (по некоторым данным - 14% бюджета), создавала в ее структуре такие перекосы, на исправление которых нужны многие годы и огромные средства.

За все это время на высшем уровне не было принято ни одной конструктивной программы, способной кардинально изменить и прогнозировать экономическую ситуацию. СССР оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Мерилом экономических достижений страны, жизнеспособности внутренней политики, показателем благополучия общества является социальная сфера.

"Сосредоточение все больших сил и средств на решении задач, связанных с повышением благосостояния советских людей" объявлялось главной целью социальной политики, однако сложившаяся экономическая система и ее низкая эффективность не могли обеспечить ее выполнение: социальные программы финансировались по “остаточному” принципу.

Конечно, уровень жизни в стране за эти годы вырос значительно, особенно в аграрном секторе. Но необходимо учитывать, что потребности людей растут с развитием науки и техники, уровнем образования и культуры и т.д.; к тому же сравнение с развитыми странами по уровню жизни, социальной защищенности населения говорило о все большем отставании страны.

По всем параметрам личного потребления: структуре, качеству, ассортименту и доступности материальных благ СССР занимал в 1985 г. 77 место в мире, т.е. уступал не только странам Запада, но и многим странам "третьего мира". Все эти годы снижалась реальная заработная плата. С 1927 по 1985 гг. доля заработной платы в произведенной продукции снизилась с 58 до 36% (т.е. из произведенных 100 рублей продукции работники получали в качестве зарплаты только 36). Такая низкая доля оплаты труда никогда не регистрировалась в промышленно развитых странах, где она стабильно колеблется в пределах 65 - 75%.

Острейшей оставалась жилищная проблема , которая усугубляется огромным фондом старого жилья, не отвечающего элементарным потребностям людей (50% – не имеет канализации, водопровода, горячей воды, центрального отопления, телефона).

Общепризнанным достижением СССР являлось бесплатное медицинское обслуживание. Однако низкая материальная обеспеченность здравоохранения стала причиной его кризисного состояния. По доле расходов на медицину в начале 80-х годов СССР был в седьмом десятке из 126 стран (4% национального дохода). По сравнению с шестидесятыми годами многие показатели заболеваемости и смертности в стране ухудшились, что объясняется также длительным недопотреблением качественных продуктов, усилением действия "факторов риска": алкоголя, курения, загрязнения окружающей среды. Продолжительность жизни в стране в 1987 г. составляла 69 лет - это 35 место в мире.

С середины 70-х годов наметились признаки товарного голода и продовольственного кризиса : с прилавков большинства городов исчезли мясо, колбасные изделия, масло, яйца. На особом обеспечении продуктами и промышленными товарами находились столичные города, которые поневоле стали распределительными пунктами для всего Союза.

Накапливались проблемы в сфере межэтнических отношений . Интеграционные процессы в стране (единое экономическое и политическое пространство, массовая миграция населения, превращение практически всех регионов в многонациональные, культурная общность, широкое распространение русского языка и др.) не "отменяли" специфические региональные и этнические проблемы. Официальная пропаганда заявляла о полной решенности национального вопроса в СССР, о формировании новой исторической общности "советский народ", а в национальных регионах набирало силу стремление к экономической и политической самостоятельности, к реализации своих культурных, языковых, религиозных интересов. Распределение властных полномочий в пользу центра, ущемление самостоятельности регионов (не только национальных), приоритет интернациональных интересов в ущерб национальным в государственной политике приводило к замалчиванию и накапливанию противоречий в этой сфере. Формировались национальные движения, проводились массовые митинги и демонстрации (Фрунзе, Чимкент, Нальчик - 1967 г., Грозный - 1973 г., Вильнюс - 1977 г., Тбилиси - 1968, 1978 гг. и др.), которые подавлялись военной силой.

При всей сложности социальной ситуации в стране необходимо отметить, что это время было первым за всю историю Советской власти периодом стабильности: отсутствие крупных социальных потрясений, войн (до Афганистана), массовых репрессий. Устойчивости жизни способствовали и гарантированные социальные блага, а также идеологическая обработка населения, недоступность полной и правдивой информации о стране и мире.

Как уже отмечалось, основы политического строя оставались прежними, хотя он был явно "мягче", "либеральнее" сталинского правления. Вопросы укрепления и расширения советской демократии правящая партия объявила ключевыми в своей политике. Принятая в 1977 г. Конституция СССР утверждала полновластие Советов, закрепляла за ними функцию обеспечения экономического и социального развития, максимально полного представительства интересов всех классов, социальных слоев и групп, всех наций. Общесоюзные и республиканские органы общественных организаций получали право законодательной инициативы, повышались права трудовых коллективов. В Конституции закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе. Реальная власть в стране, по-прежнему, находилась в руках партии, а не Советов.

Победа консервативного политического курса проявилась и в постепенной негласной "реабилитации" Сталина и сталинизма, происходит своего рода откат к сталинской модели развития. Но в ней уже нет равного Сталину вождя и массовых репрессий (а, значит, и тотального страха), нет уже и беззаветной веры в идеалы коммунизма, что подрывало основы системы, приводило к социально-нравственной коррозии.

В непрерывной идеологической обработке населения преобладали догматические лозунги и теории, закрывались глаза на многочисленные проблемы, присутствовала и откровенная ложь. Провалилась попытка создать нового вождя в лице Л.И. Брежнева. Накапливались деформации и в нравственной сфере. В этих условиях был неизбежен рост проявлений социального протеста, в первую очередь, в среде интеллигенции. На его подавление была направлена мощь органов госбезопасности, использовались внесудебные формы преследования: ссылки, помещение в психиатрические лечебницы, высылка за рубеж и лишение советского гражданства. В судебном порядке подобные дела рассматривались как уголовные. Однако массового социального протеста в СССР не было, как не было и осознания серьезного кризиса.

Главной чертой советской внешней политики стала ее еще большая идеологизация . Суть ее выражена заявлением Л.И. Брежнева: "Внешняя политика Советского Союза была, есть и будет политикой социалистической, классовой, интернационалистской". Главная цель обеспечение советскому народу “благоприятных внешнеполитических условий для успешного строительства коммунизма”.

Идеологи КПСС объявили мирное сосуществование новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом, не "отменялась" и идеологическая борьба между двумя системами. Определенная идеологизация внешней политики характерна и для стран Запада (политика "сдерживания коммунизма"). С другой стороны, и Восток, и Запад понимают, что гонка вооружений бессмыслена, ядерная война приведет к гибели человечества. Поиск выхода из этого глобального противоречия, на наш взгляд, объясняют неустойчивые отношения СССР с капиталистическим миром:

* жесткая конфронтация во второй половине 60-х годов,

* разрядка международной напряженности в 70-е годы,

* резкое ухудшение обстановки в конце 70-х - начале 80-х годов.

В период разрядки начинается процесс нормализации отношений между Востоком и Западом, заключается целая серия важнейших договоров, существенно понизивших уровень военной опасности и открывших возможности для расширения экономических, научно-технических и культурных контактов между ними. На протяжении 70-х годов активно проводились встречи на высшем уровне между СССР и Францией, ФРГ, Англией, Канадой и др. Особое значение имели регулярно проводившиеся с 1972 г. встречи Л.И.Брежнева с президентами США и заключение договоров между двумя странами. Только в 1972 - 1973 гг. было подписано 23 соглашения о сотрудничестве в различных сферах. Важнейшими были "Основы взаимоотношений между СССР и США", зафиксировавшие необходимость политики мирного сосуществования и обязательство обеих сторон предотвратить возникновение ядерной войны; договоры по снижению военной опасности и ограничению стратегических вооружений, об ограничении противоракетной обороны, исходивший из принципа одинаковой безопасности сторон. С 1973 г. возобновились переговоры между НАТО и ОВД о сокращении вооруженных сил в Европе.

Кульминацией усилий многих государств по укреплению мира явилась работа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973 - 1975 гг.) . Заключительный акт СБСЕ, подписанный 33 европейскими государствами, США и Канадой 1 августа 1975 г., подвел черту под второй мировой войной, признав нерушимость послевоенных границ в Европе. Основополагающими принципами взаимоотношений между государствами были признаны принципы мирного сосуществования, страны приняли обязательства по защите прав человека, свободе информации и передвижения.

Но период разрядки оказался недолгим, а политика непрочной в силу обстоятельств, о которых говорилось выше. Поворотными были: решение стран ОВД (1976 г.), а затем НАТО (1979 г.) о размещении ракет средней дальности в Европе; ввод советских войск в Афганистан (1979 г.), положивший начало десятилетней войне и расцененный в мире как акт советской экспансии. "Холодная война" возобновилась, что привело к резкому обострению международной ситуации. По оценке Ю.В. Андропова (1983 г.), международная обстановка для СССР была самой тяжелой и неблагоприятной со времени окончания второй мировой войны.

Несомненно, приоритетным направлением внешней политики СССР было укрепление мировой социалистической системы. Продолжался начатый еще в 50-е годы процесс политической, военной и экономической интеграции стран Восточной Европы (через ОВД, СЭВ, создание межгосударственных учреждений), который обеспечивал усиление позиций СССР, но существенно ограничивал суверенитет этих государств. Ограничение суверенитета социалистических стран в полной мере проявилось в событиях 1968 г. в Чехословакии, когда войска пяти стран ОВД подавили начавшиеся в ней реформы. Серьезным кризисом было обострение ситуации в Польше в 1980 г., который удалось преодолеть введением в стране военного положения. Нарастала нестабильность социалистической системы, усиливались центробежные тенденции, особенно в странах Восточной Европы.

Огромные финансовые и материальные затраты для поддержки дружественных сил и режимов в странах "третьего мира", участие СССР в военных конфликтах (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия), открытая агрессия против Афганистана существенно осложняли как внутреннюю ситуацию в стране, так и международную обстановку.

Сложнейшая для страны международная обстановка в начале 80-х годов, нарастание социально-экономического отставания СССР требовали от правительства более действенной, реформистской политики. Попытки Ю.В. Андропова (1982-1984 гг.) чисто внешними, милицейскими мерами "навести порядок", хотя и пользовались сочувствием в обществе, закончились безрезультатно. Сменивший его К.У. Черненко (1984-1985 гг.) продолжил консервативную политику. Но общество не может развиваться, не решая эффективно и своевременно назревающие проблемы. Потребность в качественно новой политике, необходимость реформирования советской системы становились все более очевидными и для власти, и для общества.

Возвращение Парижу статуса модной столицы

В 1960-е годы начинали карьеру многие талантливые . Не только журналисты, но и продавцы модной одежды со всего мира собирались на показ , который дважды в год проходил в Париже, вновь ставшем столицей мировой моды. Становлению экономической модной инфраструктуры во Франции во многом способствовало введение лицензирования авторских прав на griffe или brand label одежды. Так началось повальное увлечение знаменитыми . Также удержать статус помогла урегулированная продажа юридически санкционированных моделей одежды, известных как toile, а также становление могущественной парфюмерной индустрии.

Становление молодежной моды

В 1960-е годы дети, родившиеся в период так называемого «беби-бума», стали подростками, и эпоха массового производства и массового потребления достигла апогея. В 1961 году СССР совершил первый запуск пилотируемого космического корабля, а в 1963 году был убит президент Джон Ф. Кеннеди. В мае 1968 года в Париже вспыхнули студенческие беспорядки, а в 1969 году человек впервые высадился на Луну. На фоне таких разноплановых, но одинаково значимых событий молодое поколение пыталось отыскать присущий только ему способ самовыражения. Вполне очевидным выбором стала новая, набирающая силу американская культура. Голос молодежи отчетливо различим в текстах песен британского ансамбля «Битлз». Смелые настроения теперь царили и в моде. Молодежь обнаружила, что радикальное изменение стиля одежды – наиболее эффективное средство, дающее возможность подчеркнуть свое отличие от старшего поколения.

Концепция «осознания тела»

В 1964 году американский дизайнер Руди Гернрейх представил купальный костюм без верха – , а в 1965-ом – тонкий нейлоновый телесного цвета, который стал известен под названием «без бюстгальтера». Это явление можно назвать демонстрацией новой концепции «осознание тела». , открывающие ноги вплоть до верхней части бедра, получили название «мини» и стали еще одним камнем в фундаменте этой концепции.

Появление мини

Обнаженные ноги появлялись в женской моде и в 1920-е годы, но в 1960-е эта тенденция пережила несколько концептуальных этапов. Маршалл МакЛуэн настаивал на том, что одежда – это продолжение кожи. Лондонский дизайнер Мэри Куант также способствовала тому, что длина была официально допущена в мир моды, став признанным стилем ХХ века. Пропагандировал мини-платья и Андре Курреж.

Женские брюки как повседневная одежда

Публика только привыкла к мини-юбкам, а в мир моды ворвались женщины в . Несмотря на то, что стиль , популярный после Первой мировой войны, представил миру мужеподобную женщину, брюки носили только дома или на пляже. В 1930-е годы в США повседневной одеждой мужчин и женщин стали джинсы. Что касается Европы, то здесь брюки были признаны повседневной женской одеждой лишь после Второй мировой войны.

В 1964 году Курреж представил в Париже женский вечерний брючный ансамбль, и табу на появление дам в таком наряде было окончательно снято. Брючные костюмы оказались на пике популярности. В 1960-е годы появились также платья . В частности, их также предлагал Андре Курреж.

Новые изобретения дизайнеров

Платья, предложенные в это время ведущими , также произвели сенсацию.

Пьер Карден. В своей коллекции 1964 года «Эра космоса» представил модели будущего, оформленные в простых геометрических формах, причем изготовлены они были в основном из неорганических материалов. Имя Кардена впервые прозвучало в мире моды в 1953 году. Этот гениальный дизайнер «похоронил» классическую элегантность 1950-х годов, и его минималистская одежда стала предшественницей грядущей одежды . В 1959 году Карден предложил свою линию готового платья. Так Пьер Карден, находящийся в зените славы, наладил производство готового платья, выпускающегося под патронажем его Дома Высокой моды. Более того, в 1960 году дизайнер стал конструировать мужскую одежду, хотя до тех пор это была совершенно закрытая область, контролируемая модными портными, в системе, остававшейся практически неизменной со времен Французской революции. Тем самым Карден повлиял на рождение стиля « ».

В коллекции весна-лето 1968 Сен-Лоран представил стиль . Кутюрье трансформировал охотничий костюм, превратив его в повседневную одежду для женщин.

Именно фирма Сен-Лорана предложила линию женских брюк, ставших впоследствии модной повседневной одеждой. Также свой вклад в увеличение популярности брючного стиля внесло студенческое восстание во Франции в мае 1968 года. Оно повлияло на изменение общественных ценностей.

Эмилио Пуччи. В 60-е годы также были популярны наряды от – с их яркими и смелыми цветовыми сочетаниями, напоминающими модный в то время психоделический дизайн. Актуальными были и тонкие шелковые ткани, которые использовались при создании такой одежды.

Эпоха искусственных материалов

Новые искусственные материалы открыли широчайшие горизонты для минималистской моды, помогли сформировать синтетический стиль 60-х годов. экспериментировала с искусственными материалами еще в 1930-е, но тогда это выглядело скорее причудами художника. В середине же ХХ века синтетические ткани стали ценить за их отличные функциональные качества и уникальные текстурные свойства. В 60-е пластиком при создании своих нарядов увлекался . Андре Курреж использовал винил.

В 1966 году в мире Высокой моды дебютировал . Он окончательно опроверг мнение о том, что одежду можно создавать лишь с помощью ткани и ниток. Одно из его мини-платьев было выполнено из алюминиевых пластин и латунной проволоки. Топ и юбка из коллекции весна-лето 1967 были изготовлены из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой. Мини-платье из коллекции весна-лето 1969 состояло их хромированных дисков из стали и пластика, соединенных кольцами из нержавеющей стали.

В 60-х годах массовое производство стремительно развивалось. Однако тонкая ручная работа дизайнеров haute couture по-прежнему оставалась вне конкуренции.

В 1960-е годы в моде ощущался отчетливый резонанс оп-арта (оптическое искусство) и поп-арта. Оп-арт вернулся на пик популярности в 1990-е годы. Поп-арт, воспроизводивший традиционными живописными методами вещи общества потребления во всей их банальности, быстро привлек всеобщее внимание. в 1966 году изготавливал banana dress (банановое платье) и fragile dress (хрупкое платье).

В конце 1960-х годов мужчины под влиянием начали отпускать длинные волосы и носить одежду ярких цветов с и оборками. Этот период был метко прозван «павлиньей революцией».

Стиль 60-х годов в XXI веке

Стиль ранних 60-х был актуален в сезоне осень-зима 2010-2011: пышные миди-юбки, широкие пояса. Комплекты в этом стиле появились в коллекциях , L’wren Scott, Dries van Noten.

В сезоне осень-зима 2011-2012 стиль 60-х годов стал одним из главных . В моду вошли мини-юбки, платья с завышенной талией, платья-трапеции, короткие яркие , горох, сумки-портфели, элегантные костюмы. Одежду и в стиле 60-х представили , Giambattista Valli, Jean Paul Gaultier, Prada, .

В весенне-летнем сезоне 2013 года модными стали платья в стиле 60-х годов прямого кроя с геометрическими принтами, а также смокинг. Платья этого стиля представили Louis Vuitton, Prada, Marc by и . Популярной стала обувь в духе десятилетия – остроносые лодочки на тонком не слишком высоком каблуке. Их представили Louis Vuitton и . Трендом сезона также стал макияж в стиле 60-х: черные стрелки в сочетании со светлой кожей и графической формой бровей, металлические тени и глянцевые губы. Пэт МакГрат для Louis Vuitton предложила персиковые оттенки на глазах, розовую помаду и пышные ресницы. Классику той эпохи — «плавающую линию» на подвижной части век яркого синего и зеленого цветов — воссоздал Дик Пейдж для Michael Kors. Вэл Гарланд для Mary Katrantzou сделал дерзкий «кошачий» взгляд со стрелками и губы естественного оттенка. Гвидо Палау создал конский хвост в стиле 60-х для показов и Marc Jacobs, а для – прически в стиле .

Международное положение СССР к моменту смерти Сталина характеризовалось напряженными отношениями и жесткой конфронтацией со странами Запада.

Послесталинское руководство видело одно из средств ослаблениямеждународнойнапряженности в активизации и расширении контактов со странами Запада и мира в целом. В 1954 - 1956 гг. были восстановлены дипломатические связи с ФРГ и Австрией. Из Австрии были выведены войска союзников. Она провозглашалась единой, демократической и нейтральной страной, Было подписано соглашение о прекращении войны с Японией, с ней восстановились дипломатические и торговые отношений. Устанавливались контакты с руководством Югославии. Подписанная в 1955г. декларация предусматривала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры.

Особое внимание уделялось развитию взаимоотношений с развивающимисястранами - Индией, Индонезией, Египтом, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов. За время пребывания Н.С.Хрущева у власти было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Изменения во внешней политике СССР, начавшиеся после смерти И.В.Сталина, нашли отражение в решениях XXсъездаКПСС (февраль - март1956 г.), провозгласившего возможность предотвращениямировойвойны (ранее советская дипломатия исходила из тезиса о неизбежности войн при империализме). Основным принципом внешней политики СССР провозглашался принцип мирногососуществования . Он включал в себя отказ от применения силы или угрозы силой; невмешательство во внутренние дела; уважение суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ; сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды. Вместе с тем подчеркивалось, что мирное сосуществование не означает отказа от классовой борьбы, просто эта борьба теперь принимает форму соревнования двух систем.

Решения XX съезда провозглашали новый курс советской внешней политики. Но нельзя не учитывать, что этот курс проводился часто непоследовательно, на практике нередки были отступления от декларируемых принципов. Политика противоборства двух лагерей продолжалась. Да и само мирное сосуществование уже с конца 60-х годов рассматривалось как «форма классовой борьбы».

50 - 60-е годы XX в. были весьма противоречивым периодом. С одной стороны, участились контакты между лидерами СССР и западных стран, состоялось несколько встреч в верхах, активно обсуждались проблемы сокращения гонки вооружений. Был заключен ряд соглашений, значительно улучшивших международную обстановку. В 1963 г. 1 СССР, США и Англия заключили договор о запрещенииядерныхиспытаний в атмосферекосмическомпространстве и подводой . Это решение резко уменьшило опасность радиоактивного заражения планеты. В 1970г. содержание радиоактивного стронция-90 на земной поверхности составило 5% от уровня 1966г. Эти договоры снизили опасность возникновения ядерной войны, хотя гонка вооружений продолжалась. Так, США увеличили число своих стратегических ракет наземного базирования с 294 в 1962г. до 1054 в 1968г. С другой стороны, в этот период мир пережил ряд острейших международных кризисов , ставивших человечество на грань войны.

Наиболее опасными из них были Суэцкий1956 г., Берлинский1961 г. и Карибский1962 г.

Суэцкий кризис . В июле 1952 года король Египта Фарук был смещён Советом революционного Командования. Пост президента и премьер министра вскоре занял Абдель Насер . Британское правительство вступило в переговоры с новым правительством о будущем Суэцкого канала, который был совместной англо - французской собственностью. В феврале 1955 года Великобритания отказалась продавать Египту оружие, что ухудшило отношения между странами. Египет заключил соглашение о поставке различных типов вооружения с союзниками СССР. В июле 1956 года отношения между странами ещё более ухудшились в результате того, что Великобритания и США, которые обещали Насеру помочь финансировать строительство Асуанской плотины, отказались от финансирования этого проекта. В ответ на этот отказ правительство Насера 26 июля 1956 года заявило о национализации Суэцкого канала. В октябре1956 г. в ответ на национализацию Египтом Суэцкого канала началась англо-франко-израильская агрессия против этой страны. Советский Союз потребовал прекращения агрессии, угрожая применением военной силы. Это была первая и удачная попытка советского правительства «обеспечить мир с позиции силы». СССР имел теперь ракетно-ядерное оружие и получил возможность, по словам Н.С. Хрущева, заставить «империалистов под угрозой гибели их стран не развязывать мировую войну».

Берлинский кризис. После того, как Советский Союз фактически передал свой сектор оккупации Берлина ГДР, западный сектор по-прежнему оставался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. В связи с этим СССР потребовал окончания четырёхдержавного управления Берлина и превращение Западного Берлина в демилитаризированный свободный город. В противном случае, согласно ультиматуму, Советский Союз был намерен передать контроль доступа к городу властям ГДР и заключить с ней сепаратный мирный договор. Удовлетворение этого требования привело бы в перспективе к присоединению Западного Берлина к ГДР. Существование такого города как Западный Берлин порождало массу проблем. Жители Западного сектора получали бесплатное образование в вузах ГДР, а потом отправлялись работать в ФРГ. Уровень жизни в Западном Берлине не шёл ни в какое сравнение с социалистической частью города, эмиграция из Восточного Берлина усиливалась. За 1961 год страну покинуло 207 тыс. чел. 12 августа было запрещено свободное перемещение между Западным и Восточным Берлином. Немецкие коммунисты действовали решительно: по тревоге были мобилизованы все рядовые члены партии, которые создали живое оцепление вдоль границы Восточного и Западного Берлина. Они стояли до тех пор, пока весь Западный Берлин не был окружён бетонной стеной с контрольно-пропускными пунктами. Это было нарушение Потсдамского соглашения, предусматривавшего свободное передвижение по городу. Берлинская стена на долгие годы стала символом конфронтации, именно здесь теперь была граница враждующих блоков. 24 августа в ответ на возведение стены вдоль неё было развернуто около тысячи американских военнослужащих, поддерживаемых танками. 29 августа советское правительство объявило о временной задержке увольнения в запас из советских Вооруженных Сил. В сентябре - октябре 1961 г. американская военная группировка в ФРГ была увеличена на 40 тыс. человек. 26–27 октября в Берлине возник конфликт. Советская разведка донесла Хрущеву о готовившейся американской попытке снести пограничные заграждения на Фридрихштрассе. В ответ на Фридрихштрассе прибыла танковая рота советского гвардейского танкового полка. Советские и американские танки стояли друг против друга всю ночь. Советские танки были отведены утром 28 октября. После этого были отведены и американские танки. Это означало окончание Берлинского кризиса. Берлинская стена, существовала вплоть до 1990г. Эта акция вызвала резкое противодействие западных стран, привела к усилению противостояния в центре Европы.

Самым опасным из международных кризисов был Карибский , происшедший в октябре1962 г. В результате победы революции и свержения проамериканского диктаторского режима в 1959г., власть на Кубе получило правительство «левой» ориентации во главе с Фиделем Кастро , которое встало на путь строительства социализма. Правительство Фиделя Кастро провело аграрную реформу, национализацию промышленности, в первую очередь американских предприятий, развернуло широкие социальные преобразования. Это оттолкнуло многие группы населения. Итогом процесса стала массовая эмиграция недовольных, главным образом в США. Там создалась крупная группировка противников Кастро и его политики. В апреле 1961 года кубинские Эрнесто Гевара и Фидель Кастро эмигранты при активной поддержке США высадили вооружённый десант на южном побережье острова с целью организовать массовое выступление против нового правительства, однако интервенция была быстро пресечена. После отражения в 1961г. попытки интервенции с территории США, опасаясь ее повторения, правительства СССР и Кубы решили разместить на Кубе советские ракеты с ядерными боеголовками. США в ответ установили морскую блокаду Кубы и потребовали немедленного вывода ракет. Правительство СССР расценило действия США как агрессивные и заявило, что в случае нападения на Кубу или попытки перехватить советские морские суда ответит ракетно-ядерным ударом по территории США. Мир был поставлен на грань войны. В этих условиях обе стороны проявили реализм и способность идти на компромиссы. СССР вывел с Кубы ракеты, США сняли блокаду, дали гарантии невмешательства во внутренние дела Кубы, согласились в виде компенсации ликвидировать свои военные базы в Турции.

Неоднозначно развивались и отношения внутри так называемого «социалистическоголагеря ». Политика противостояния двух блоков приводила к стремлению подавить всякое инакомыслие. На словах провозглашалась необходимость учета национальной специфики, суверенности социалистических государств, на деле же проводился сталинский принцип «кто не с нами, тот против нас», навязывалась административно-бюрократическая модель общественного устройства, любая попытка вести самостоятельную политику рассматривалась как измена делу социализма. СССР по-прежнему был «старшим братом», определявшим основные направления деятельности союзников.

После разоблачения «культа Сталина» XX съездом начались процессы демократизации в социалистических странах. Произошла смена сталинистских правительств. Были реабилитированы и выпущены из тюрем многие жертвы политических репрессий. Ряд из них (Л.Свобода, В.Гомулка) впоследствии возглавили правительства своих стран. Процессы демократизации шли крайне болезненно. В Венгрии в 1956 г. они вылились в антикоммунистическое восстание и гражданскую войну. Правительство СССР в этих условиях приняло решение о вводе в Венгрию советских войск. Это решение вытекало из логики противостояния двух блоков, но резко осложнило международную обстановку, подорвало авторитет Советского Союза и внесло раскол в мировое коммунистическое движение. В этот же период усилились антисоветские выступления в Польше .

В начале 1960-х годов развернулась полемика с Югославией , руководство которой обвинялось в «ревизионизме». Не все страны согласились с выводами XX съезда, критикой сталинизма; на сталинских позициях оставались руководители Китая , Албании , СевернойКореи . В 1962г. полемика с Албанской партией труда привела к разрыву межгосударственных отношений.

С 1963г. усилились трения между КПСС и КПК. Первые мероприятия коммунистического правительства Китая были достаточно умеренными. Ваграрном секторе у помещиков были конфискованы земли, скот и инвентарь сверх определенной нормы (в размерах крестьянского надела). Конфискованные земли были переданы в собственность крестьянам уравнительно - каждый крестьянин получил в собственность участок земли от около 6 соток. Считалось, что этого достаточно, чтобы обеспечить прожиточный минимум. В сельском хозяйстве стало проводиться кооперирование крестьянства. Сначала крестьяне объединились в группы трудовой взаимопомощи , в которых сохранялась частная собственность на землю и инвентарь. Постепенно они переходили к кооперативам социалистического типа, в которых весь доход распределялся по труду. Кооперирование было закончено в 1957 году.

В промышленности были национализированы только предприятия иностранцев (железные дороги, половина угольной промышленности, 40% текстильной). В дальнейшем началось преобразование капиталистических предприятий в смешанные. Капиталисты получали 25% прибыли, остальное шло государству. Постепенно бывшие владельцы предприятий превращались в государственных служащих. Индустриализация началась в первой пятилетке (1953-1957). За годы пятилетки промышленное производство выросло в 2,4 раза. Были построены Аньшанский металлургический комбинат, заводы тяжелого машиностроения, автомобильные, тракторные. Только силами Советского Союза в Китае было построено 170 предприятий. В то же время слабо развивалась легкая промышленность. В 1957г на 26 человек приходилась одна пара кожаной обуви.

В 1956 на 8-м съезде КПК провозглашён новый курс, вылившийся в победу идей Мао Цзэдуна и политику «большого скачка» и «коммунизации» (1958-1966). В дальнейшем, в результате борьбы двух линий была провозглашена «культурная революция» 1966-1976, основным постулатом которой было усиление классовой борьбы по мере строительства социализма и «особый путь» Китая в построении государства и общества (отрицание товарно-денежных отношений, отсутствие негосударственных форм собственности, замораживание внешнеэкономических связей, публичные суды над нечестными политиками). Для расправы с политическими противниками, Мао создал отряды т.н. «хунвэйбинов» из студентов и молодежи, которые проводили политику террора.

В 1958 году был провозглашен курс "Трех Красных Знамен "- генеральной линии, большого скачка и народных коммун . За вторую пятилетку(1958-1962гг) было намечено увеличить промышленное производство в 6,5 раз, а сельскохозяйственное в 2,5 раза. В Китае крестьяне занимались и ремеслом. Отсюда и идея - если в промежутках между сезонными полевыми работами заставлять крестьян изготовлять промышленную продукцию, то можно добиться скачкообразного роста промышленного производства. Для этого надо было подчинить крестьян строгой дисциплине. Крестьян объединяли в "народную коммуну" . В состав коммуны входили и промышленные предприятия. Коммуны управлялись государством. Все имущество крестьян объединялось - доходы делились поровну. Материальная заинтересованность была заменена военной дисциплиной - даже на работу ходили строем. Для увеличения производства металла было решено, чтобы крестьяне сами плавили металл в примитивных печах. Такие печи сооружали в каждой коммуне. В результате весь выплавленный металл оказался негодным. За пятилетку промышленное производство сократилось вдвое. Политика "большого скачка" провалилась.

Компартия Китая не поддержала курс КПСС на «десталинизацию», что привело к ухудшению межгосударственных отношений и даже вооруженнымстолкновениям на границе весной и летом 1969г. в районе острова Даманский (Дальний Восток) и Семипалатинска (Казахстан). На протяжении 70-х годов Китайская Народная Республика рассматривалась как потенциальный противник

«Как свидетельствует кино и литература…, к концу 1950-х – началу 1960-х годов возникает необходимость проведения более четкой границы между сферами интимного переживания и публичного поведения. Постепенно утверждается представление об исключительности любовного чувства. Любовь описывается как противоречащая логике, не подчиняющаяся власти обстоятельств, любовь оказывается сильнее самого любящего» (Н. Борисова, «Люблю – и ничего больше. Советская любовь 1960-1980-х гг»/ СССР : Территория любви, С. 42)

Модель любви и образы влюбленных изменяются в первую очередь в литературе и кинематографе. В качестве героев любовных сюжетов начинают появляться герои, не обладающие моральным авторитетом – как в фильме М. Калатозова «Летят журавли», где слабая девушка выходит замуж за брата своего жениха-солдата, не выдержав одиночества и тягот жизни в тылу. Однако «аналогию между ее изменой и изменой Родине провести невозможно», как пишет Н. Борисова. В литературе новой, оттепельной волны (например, в повестях В. Аксенова «Звездный билет» или «Коллеги») героями становятся молодые люди, любовь которых имеет собственную логику и игнорирует политическую и социальную необходимость.

В 1961 году выходит фильм Ю. Райзмана «А если это любовь?» с сюжетом о первой школьной любви, которую уничтожило «общественное мнение» в лице учителей и соседей. Впервые на экране были вскрыты конфликты частного и коллективного, интимного и публичного в советском социуме. По сюжету фильма грубое вмешательство («грязные подозрения») взрослых в отношения влюбленных школьников приводят к тому, что героиня пытается совершить самоубийство, навсегда разочаровывается в любви и «взрослеет» — т.е. становится усталой и равнодушной. Фильм был заведомо полемичен и породил яростные дискуссии в прессе и среди зрителей.

«Оттепельное» кино поднимает целый ряд связанных с частной жизнью тем, которым ранее не было места на экране.

«Постепенно появлялись.. новые сюжеты, вводящие в поле зрения кинематографа …сложные, подчас неразрешимые житейские ситуации… Так, появляются сюжеты, связанные с уходом мужчины из семьи и разводом («Испытание верности», «Судьба Марины». В фильмах «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Баллада о солдате» возникает сюжет о женской измене… Впервые анализируются проблемы разновозрастной любви, т.е. отношений между очень молодой девушкой и взрослым мужчиной («Чистое небо», «Девчата», «Доживем до понедельника»), любви вне брака («Девять дней одного года», «Еще раз про любовь», «Июльский дождь»), брака по расчету («Разные судьбы», «Медовый месяц», «Четыре страницы одной молодой жизни»)… Становится очень популярной не появлявшаяся ранее тема школьной любви («Повесть о первой любви», «Дикая собака Динго», «Доживем до понедельника») » (Т. Дашкова «Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года» / СССР : Территория любвиС. 158)

Для разговора о любви в кино и литературе вновь становится значимой тема сексуальной близости.

«Вопрос, показывать или не показывать, говорить или нет об эротике и сексуальности, для литературы и кино как таковой не ставился. Важнее было решить, как говорить и что показывать. По логике сюжета секс был, как правило, необходим, с точки зрения советской эстетики – невозможен… Искусство 60-х было вынуждено изобретать особые приемы визуализации и описания эротических действий и обнаженного тела…» (Н. Борисова, С. 44)

Борисова отмечает, что даже намеки на сексуальную близость героев, которые сегодняшний зритель может просто не «прочесть», были достаточно сильным шоком для зрителей 60-х, т.к. искусство сталинской эпохи «знало только сублимированный эрос, в основном эрос труда ».

«Метаморфозы советской любви, половинчатые в период «оттепели», в 1970-х годах достигают своего апогея… Любовь перестает быть маркером, выделяющим лучшего стахановца или настоящего советского человека… Любимый или любимая …могут обладать качествами, которые в кино и литературе 1930-50-х годов привели бы их к любовному фиаско, а то и в стан классовых врагов. Но в сюжетах «оттепели» и, в еще большей мере, в эпоху застоя любимым может быть каждый: и алкоголик, и бездельник, и аморальная личность. Но и любовь теперь иная. Даже оставаясь небезответной, она не подразумевает непреложного советского счастья » (Н. Борисова, С. 45-46).

Далее Н. Борисова пишет, что в сталинском и раннеоттепельном кинематографе любовь была чувством объединяющим, утверждая тем самым «безграничную сочетаемость советских людей»: любовь соединяла сердца кавказского пастуха и русской свинарки (Свинарка и пастух, 1941), горожанина и деревенской девушки (Алешкина любовь, 1960), а также представителей разных социальных классов, например, учительницу и рабочего в фильмах «Падение Берлина» (1949) и «Весна на Заречной улице» (1956). С начала 70-х все больше сюжетов развивают проблему советского социального неравенства:

«Виктор Розов осуждает стяжательство представителей номенклатуры, описывая миры мальчика из элитарной семьи и дочери продавщицы как смежные, но взаимонепроницаемые («Гнездо глухаря», 1978)… Золотая молодежь встречается с обитателями окраинных высоток в фильме «Курьер» (1987) ». Оказывается, что представители разных социальных групп говорят о любви на разных языках… (Н. Борисова, С. 46)

Так «советская любовь» трансформируется в искусстве 70-х в «правду о любви» — рассказ о чувствах и конфликтах, приближенных к позднесоветской реальности. Это значит, что в ряде фильмов периода «застоя» можно увидеть как ушедшие вместе с советским строем реалии быта и социальной жизни, так и актуальные конфликты, понятные также современным зрителям.

Фильмы:

  • Урок жизни (реж. Ю. Райзман, 1955)
  • Сорок первый (реж. Г. Чухрай, 1957)
  • Летят журавли (реж. М. Калатозов, 1957)
  • А если это любовь? (реж. Ю. Райзман, 1961)
  • (реж. А. Кончаловский, 1967, вып. 1987)
  • Три тополя на Плющихе (реж. Т. Лиознова, 1967)
  • Июльский дождь (реж. М. Хуциев, 1967)
  • Мне двадцать лет (реж. М. Хуциев, 1964)
  • Доживем до понедельника (реж. С. Ростоцкий, 1968)
  • Еще раз про любовь (реж. Г. Натансон, 1968)
  • Романс о влюбленных (реж. А. Кончаловский, 1974)
  • Осень (реж. А. Смирнов, 1974)
  • Странная женщина (реж. Ю. Райзман, 1977)
  • Калина красная (реж. В. Шукшин, 1974)
  • Чучело (реж. Р. Быков, 1983)
  • Валентин и Валентина (реж. Г. Натансон, 1985)

Ольга Романова