Кто написал роман бесы. Роман "бесы". Ставрогин в губернском городе

Роман «Бесы» Достоевского был написан в 1872 году. Это одно из наиболее политизированных произведений писателя, которое он написал под впечатлением от деятельности зарождавшихся террористических и революционных движений в России.

Главные герои

Варвара Петровна Ставрогина – богатая и влиятельная помещица, деспотичная, высокомерная женщина.

Николай Всеволодович Ставрогин – единственный сын Варвары Ставрогиной, красивый, прекрасно воспитанный, но пресыщенный молодой человек, дамский угодник.

Степан Трофимович Верховенский – учитель Николая Ставрогина, близкий друг Варвары Петровны, добрый, но совершенно непрактичный, безвольный человек.

Петр Степанович Верховенский – сын Степана Трофимовича, основатель революционной «пятерки», хитрый, умный молодой человек, главный интриган.

Лизавета Николаевна Тушина – умная, образованная, но слабая и несчастная девушка.

Другие персонажи

Прасковья Ивановна Дроздова – близкая подруга Ставрогиной, мать Лизаветы Николаевны.

Маврикий Николаевич – жених Лизаветы Николаевны, готовый закрыть глаза на ее измену.

Иван Павлович Шатов – член революционного движения, успевший разочароваться в его идеях.

Дарья Павловна Шатова – сестра Ивана Павловича, воспитанница Варвары Петровны.

Игнат Тимофеевич Лебядкин – капитан, пьяница, поэт.

Мария Тимофеевна Лебядкина – слабоумная сестра капитана Лебядкина по прозвищу Хромоножка, жена Ставрогина.

Федька Каторжный – вор и убийца, пропащий человек.

Алексей Нилыч Кириллов – молодой человек, считавший самоубийство наивысшей формой проявления своеволия.

Липутин, Виргинский, Лямшин, Толкаченко, Шигалев – революционная «пятерка» Верховенского.

Андрей Антонович фон Лембке – губернатор, тихий, спокойный человек.

Юлия Михайловна – жена губернатора, наивная, недальновидная женщина, мечтавшая раскрыть заговор.

Часть первая

Глава 1. Вместо введения: несколько подробностей из биографии многочтимого Степана Трофимовича Верховенского

Повествование ведется от лица некоего Г-ва, участника описываемых событий. В центре рассказа – известный идеалист 40-х годов Степан Трофимович Верховенский. Он был дважды вдовцом: от первого брака остался сын, который « воспитывался всё время на руках каких-то отдаленных теток, где-то в глуши ».

Верховенский с радостью принял предложение « Варвары Петровны Ставрогиной, супруги генерал-лейтенанта и значительной богачки » заняться воспитанием ее единственного сына, и, не медля, приступил к своим обязанностям. Их дружба « закрепилась с лишком на двадцать лет » и представляла собой весьма странные отношения, когда « оба друга один другого почти съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут ».

Со временем вокруг Степана Трофимовича « утвердился кружок приятелей », который жителям тихого уездного городка представлялся как « рассадник вольнодумства, разврата и безбожия ». На самом же деле, это была лишь исконно русская, ни к чему не обязывающая « веселенькая либеральная болтовня ».

Одно время Верховенский пробовал писать, но за десять с лишним лет из-под его пера не вышло ни строчки. Мысли о своем ничтожестве он прогонял игрой в карты и шампанским.

Глава 2. Принц Гарри, сватовство

На свете существовал только один человек, к которому Варвара Петровна была привязана более, чем к Верховенскому – это был « единственный сын ее, Николай Всеволодович Ставрогин ». В детстве воспитанник Степана Трофимовича был тихим, застенчивым мальчиком. Но, повзрослев и поступив на военную службу, он заметно переменился – стал более развязным, разнузданным, своевольным. Николай даже стрелялся на дуэли, за что был разжалован в рядовые, но смог быстро выслужиться.

Неожиданно для всех Николай решил погостить. Это был « очень красивый молодой человек, лет двадцати пяти », прекрасно образованный, обходительный, словом, истинный джентльмен. Однако очень быстро « зверь вдруг выпустил свои когти ». Николай надерзил в обществе, схватил за нос и протащил несколько шагов почтеннейшего старшину клуба, укусил за ухо губернатора, при всех поцеловал чужую жену.

Скандальное поведение Николая вскоре объяснилось белой горячкой. Поправившись, молодой человек поспешил уехать за границу.

Тем временем Варвара Петровна решила выдать замуж за Верховенского свою двадцатилетнюю воспитанницу Дарью Шатову. Однако эта новость возмутила Степана Трофимовича, который не собирался « подчиняться праздным фантазиям взбалмошной женщины ».

Глава 3. Чужие грехи

Под давлением обстоятельств « Степан Трофимович согласился стать женихом ». В это время появился инженер Липутин, который был хорошо знаком и с Петрушей Верховенским, и с Николаем Ставрогиным. Он дал понять Степану Трофимовичу, что его предстоящая свадьба с Дарьей – попытка прикрыть « честным именем чужие грехи », в которых напрямую замешан Николай.

В поместье приехала Лизавета Николаевна Тушина – бывшая воспитанница Верховенского. Ее мать, Прасковья Ивановна Дроздова, была лучшей подругой Ставрогиной. Узнав, что Иван Павлович Шатов в совершенстве знает три языка, Лизавета Николаевна попросила передать ему, что нуждается в помощнике.

Глава 4. Хромоножка

« Дело у Лизаветы Николаевны до Шатова » оказалось исключительно литературным – девушка собралась издать книгу, и нуждалась в помощнике. Узнав же, что капитан Лебядкин в письме признался Лизавете Николаевне в любви и, по сути, сделал предложение, Шатов решительно отказался от сотрудничества.

Сразу после обедни к Ставрогиной подошла попросить милостыню Марья Лебядкина, за свою хромоту прозванная в народе Хромоножкой. Она смотрела на Варвару Петровну « с самым детским взглядом, с каким дети ласкаются », и та дала ей 10 рублей. Ставрогина вспомнила об анонимном письме, присланном накануне. В нем указывалось, что большую роль в ее жизни сыграет хромая незнакомка. Варвара Петровна пригласила к себе Марью Лебядкину и Лизу Тушину, которую также встретила в церкви.

Глава 5. Премудрый змей

При появлении Даши Марья Лебядкина обвинила ее в том, что она передала ее брату только триста рублей, а не большую сумму, обещанную Николаем Ставрогиным. Возмущенная подобной клеветой, Варвара Петровна пообещала воспитаннице защитить ее. При виде Даши в глазах Лизаветы Николаевны « засверкали ненависть и презрение, слишком уж нескрываемые ».

Вскоре пожаловал капитан Лебядкин, объяснивший присутствующим, что его сестра не в своем уме. Он принялся намекать на некую тайну, чем окончательно разозлил Варвару Петровну. Впрочем, она не успела излить на капитана свой гнев, поскольку появился Петруша Верховенский, а вслед за ним – Николай Ставрогин.

Мать прямо спросила Николая, является ли Марья Лебядкина его законной женой. Молодой человек ничего не ответил. Он бережно взял Марью под руку и повел к карете.

Петр Верховенский рассказал присутствующим, что в Петербурге Николай помогал Лебядкиным, которые « не имели своего угла и скитались по чужим ». Николай глубоко поразил Марью, и она стала все рассказывать, что это ее жених. Именно об этом и написали Варваре Петровне неизвестные доброжелатели.

Ставрогина была растрогана поведением сына. Она даже решила удочерить « это бедное, это несчастное существо ». Неожиданно с Лизаветой Николаевной случилась форменная истерика.

Шатов подошел к Николаю « и изо всей силы ударил его по щеке ». Ставрогин был из тех людей, который мог на месте убить обидчика за подобное оскорбление, но он только сильно побледнел. Не выдержав напряжения, Лиза упала в обморок.

Часть вторая

Глава 1. Ночь

После происшествия в доме Ставрогиных « по городу пошли самые разнообразные слухи » о Николае и Лизе. Многие стали проявлять повышенный интерес к « загадочной хромоножке ». Все эти дни Николай Ставрогин никого у себя не принимал, даже своего доброго приятеля Петра Верховенского. Последний сообщил о тайном обществе, на котором они непременно должны появиться.

Ставрогин отправился к инженеру Кириллову с просьбой стать его секундантом на дуэли с Гагановым, который публично нанес ему оскорбление. Кириллов придерживался той философии, что человек, отрицающий существование Бога, сам становится Богом, и ни перед кем не держит ответ за свои поступки.

Затем Николай навестил Шатова, чтобы признаться в том, что Марья Лебядкина является его законной женой. Также он предупредил мужчину о готовящемся на него покушении. Виной тому была идея Шатова о народе-богоносце, но сам он в Бога не верил.

Глава 2. Ночь (продолжение)

По дороге к Лебядкиным Николай встретил на улице Федьку Каторжного. Его подослал Петр Верховенский, пообещавший беглому каторжнику выправить паспорт, если тот послужит барину. Ставрогин прогнал навязчивого бродягу.

К удивлению Николая, Лебядкин встретил его трезвым. Капитан неустанно заискивал и лебезил перед важным гостем. Он планировал выманить у Николая, как делал все эти годы, определенную сумму за молчание о браке с сестрой. Ставрогин, действительно, женился на Марье Лебядкиной « после пьяного обеда, из-за пари на вино ». Чтобы прекратить вымогательства, он решил в ближайшие дни обнародовать это событие.

Николай вошел в комнату к Марье, и предложил ей уехать с ним в Швейцарию, чтобы вести тихую, уединенную жизнь. Однако несчастная сумасшедшая не признала его, принялась кричать и хохотать.

На обратном пути Николая вновь встретил Федька, предложивший устранить проблему с Лебядкиными. Ставрогин рассмеялся и бросил прямо в грязь все деньги, какие у него были.

Глава 3. Поединок

На следующий день « предположенная дуэль состоялась », на которой особенно настаивал Гаганов. Он даже поставил обязательное условие – стреляться по три раза. Однако все три раза Гаганов промазывал, в то время как Ставрогин намеренно стрелял в воздух. Тем самым он еще больше оскорбил своего противника.

Вернувшись домой, Николай объяснился с Дарьей Павловной, и предложил на время прервать их связь, о которой стала догадываться Варвара Петровна. Даша заявила, что ее место рядом с ним, и рано или поздно они будут вместе.

Глава 4. Все в ожидании

История с дуэлью благотворно сказалась на репутации Ставрогина. В один момент он стал самой обсуждаемой личностью в обществе. Варвара Петровна была довольна тем, как сложились обстоятельства, и лишь мысль о Хромоножке не давала ей покоя.

Тем временем Петр Верховенский пожаловал к отцу, и передал слова его покровительницы. Варвара Петровна была оскорблена тем, что Степан Трофимович не хотел жениться «на чужих грехах». Она объявила об окончательном с ним разрыве, назначив приличный пансион.

Глава 5. Пред праздником

Петр Степанович впал « в милость в губернаторском доме за игру на фортепиано », и принялся всячески укреплять свои позиции в отношении губернатора Андрея Антоновича фон Лембке и его супруги Юлии Михайловны.

В городе и губернии стали происходить невиданные доселе бесчинства: была осквернена икона, началась эпидемия холеры, участились проявления недовольства рабочих, повсюду полыхали пожары, появились прокламации, призывающие народ к бунту.

Варвара Петровна лично навестила Верховенского, чтоб объясниться с ним. Она упрекнула его в неблагодарности и в том, что он самым подлым образом оклеветал ее.

Глава 6. Петр Степанович в хлопотах

Андрей Антонович « с каждым днем становился молчаливее », что очень угнетало его супругу, по приказу которой были предприняты меры для « усиления губернаторской власти». Юлия Михайловна разуверилась в силе мужа, и планировала при помощи Петра Верховенского раскрыть государственный заговор.

Последний встретился с губернатором, чтобы выдать ему Кириллова и Шатова, причастных к революционным прокламациям в городе. Затем он отправился к приятелям, и попросил их непременно явиться на собрании.

К Николаю пожаловал Маврикий Николаевич – жених Лизы Тушиной. Он переживал, что девушка испытывала к Ставрогину сильные, противоречивые чувства, и предложил сопернику жениться на ней. Николай решительно отказал, сообщив о своем браке. После этого разговора он с Петром Верховенским отправился на тайное собрание.

Глава 7. У наших

Собрание было организовано у Виргинских – под предлогом празднования именин хозяина « собралось гостей человек до пятнадцати ». Эти люди представляли собой « цвет самого ярко-красного либерализма » в городе. К тому времени Петр Верховенский уже успел слепить основной костяк – «пятерку», в которую вошли Виргинский, Липутин, Шигалев, Лямшин и Толкаченко.

На собрании Шигалев предложил программу « конечного разрешения вопроса », согласно которой потребуется « разделение человечества на две неравные части ». При этом одна десятая, привилегированная, часть общества будет управлять остальными людьми, постепенно превращенными в стадо.

Петр Верховенский поинтересовался у присутствующих, смогли бы они донести в полицию, если бы узнали о запланированном убийстве. Шатов при всех назвал Верховенского подлецом, и покинул помещение. Вслед за ним ушли Ставрогин и Кириллов.

Глава 8. Иван-царевич

Николай понял, что Верховенскому « Шатова кровь нужна » – именно его он наметил в свои жертвы, чтобы скрепить созданную им «пятерку» революционеров. Также он догадался об истинном намерении Петра Степановича, когда тот через Федьку предлагал расправиться с Лебядкиным и сумасшедшей женой. Это нужно было Верховенскому, чтобы иметь безграничную власть над Николаем.

Проглотив оскорбление, Петр Степанович стал посвящать собеседника в детали своего грандиозного плана. Он собирался организовать смуту, проникнуть « в самый народ ». Когда же начнется « раскачка », люди вспомнят своих «богов», и уж тогда придет черед Ставрогина выступить в роли «Ивана-царевича» – очередного, чудом уцелевшего самозванца. Петр Степанович не скрывал от Николая, что он « мошенник, а не социалист ». Ради согласия Ставрогина он готов был и без денег убить Марью Лебядкину, и привести к нему Лизу.

Глава 9. Степана Трофимовича описали

У Степана Трофимовича был произведен обыск, во время которого у него изъяли « заграничные издания Герцена », дневники, личные записи. Верховенский был очень расстроен – он переживал, как бы эта история не отразилась на его положении в обществе. После он признался Г-ву, что у него описали также некие прокламации, и теперь его непременно « посадят в кибитку, и марш в Сибирь на весь век, или забудут в каземате ».

Успокоившись, Степан Трофимович решил отправиться « прямо в львиную пасть » и прийти на праздник к Лембке.

Глава 10. Флибустьеры. Роковое утро

Андрей Антонович узнал, что в городе неспокойно. Однако мирных просителей со шпигулинской фабрики донельзя раздраженный губернатор принял за бунтовщиков, и чуть было не наказал розгами. Под горячую руку Лембке попал и Степан Трофимович. Окончательно вывело из себя градоначальника вызывающее поведение Юлии Михайловны, а также разговоры о социализме. Он объявил, что «флибустьеры» определены и « меры приняты ».

При появлении в салоне Николая Всеволодовича Лиза намеренно громко попросила его унять Лебядкина, который регулярно пишет ей письма, называет себя ближайшим родственником Ставрогиных и предлагает раскрыть некую тайну. Николай во всеуслышание признался, что является мужем « его сестры, урожденной Лебядкиной, вот уже скоро пять лет ».

Часть третья

Глава 1. Праздник. Отдел первый

Несмотря на все « недоумения прошедшего «шпигулинского» дня », праздник, организованный Юлией Михайловной в пользу гувернанток, все же состоялся. Всеобщее внимание приковала к себе Лиза, которая была необыкновенно хороша в тот день.

Известный писатель Кармазинов прочел присутствующим свое произведение, посвященное принципам нигилизма. Степан Трофимович решил было возразить, но был освистан публикой.

Глава 2. Окончание праздника

Уязвленный Степан Трофимович написал прощальное письмо своей несостоявшейся невесте Дарье Шатовой, в котором просил простить его великодушно.

Стало известно о скандальном поведении Лизаветы Николаевны, которая посреди бела дня « изволила пересесть в карету Ставрогина и улизнула с «сим последним» в Скворешники ».

Чтобы скрасить неприятное впечатление от первой части праздника, было решено устроить бал у предводителя дворянства. В самый разгар праздника всех потрясло известие о пожаре в Заречье и убийстве капитана Лебядкина и его сестры Хромоножки. Андрей Антонович поспешил на место трагедии, где на него упала доска, и он лишился чувств.

Глава 3. Законченный роман

Утром между Лизой и Николаем произошло объяснение. Ставрогин предложил девушке уехать с ним в Швейцарию, но она отказалась, тем самым сильно задев самолюбие Николая.

В Скворешниках появился Петр Верховенский, сообщивший о пожаре и смерти Лебядкиных. Лиза догадалась, что это дело рук Николая, и в истерике убежала от него. Ее догнал Маврикий Николаевич, прождавший ее всю ночь возле дома Ставрогина. Он успокоил Лизу и попросил не прогонять его.

По дороге они встретили Степана Трофимовича, который в спешке покидал город. Лизавета Николаевна перекрестила его, попросив хоть иногда молиться « за «бедную» Лизу ».

При виде Лизы, пришедшей к месту пожарища, « кто-то крикнул: «Это ставрогинская!»» . Никто не сомневался, что убийца Лебядкиных – Николай Ставрогин, а Лиза была с ним заодно. Получив несколько сильных ударов из толпы, девушка потеряла сознание, и вскоре умерла.

Глава 4. Последнее решение

« Ночной пожар, убийство Лебядкиных, буйство толпы над Лизой » – все это глубоко потрясло местное общество. Ставрогин поспешил покинуть город, в то время как Петр Верховенский продолжил активную деятельность. Собрав свою «пятерку», он сообщил о доносе, который якобы сделал на них Шатов. Верховенский убедил всех остальных в том, что от «предателя» нужно избавиться как можно быстрее.

Зная, что Кириллов готов покончить жизнь самоубийством ради общей идеи, Петр Степанович убедил его взять на себя вину за убийство Шатов. У Кириллова Верховенский застал Федьку, которому удалось убежать от разгневанного Петра. Однако тот сообщил, « что он в последний раз в жизни пил водку ». На следующее утро был найден труп Федьки с пробитой головой. Липутин, который хотел было бежать, был раздавлен этой новостью – теперь он уже не сомневался в тайном могуществе Петра Степановича.

Глава 5. Путешественница

Неожиданно к Шатову приехала его жена Марья, бросившая его три года назад. Она призналась, что у нее совсем нет денег, и попросила временного пристанища. Шатов « вдруг весь смягчился и просветлел » – он все еще любил эту женщину. Ночью у Марьи начались роды, и Шатов решил усыновить ребенка. Он принял решение начать новую жизнь, но для этого ему нужно было «развязать» со старой. Поздним вечером он отправился в парк, где его уже поджидала вся «пятерка».

Глава 6. Многотрудная ночь

Шигалев решительно отказался принимать участие в предстоящем убийстве, которое представляет собой « уклонение от нормальной дороги ». Сподручные Верховенского схватили Шатова, а Петр Степанович лично « наставил ему револьвер прямо в лоб, крепко в упор и - спустил курок» . Затем к телу привязали большие камни и скинули его в пруд. Верховенский проконтролировал, чтобы Кириллов в своей предсмертной записке взял на себя вину за убийство Шатова, после чего в срочном порядке покинул родной город.

Глава 7. Последнее странствование Степана Трофимовича

Последним пристанищем Степана Трофимовича стала крестьянская изба. Перед смертью он познакомился с книгоношей Софьей Михайловной, которой, словно на исповеди, рассказал всю свою жизнь. Ночью у Верховенского случился приступ. Послали за Варварой Петровной, на руках которой он и скончался.

Глава 8. Заключение

Последние события убедили местных жителей, что в городе « действительно есть тайное общество убийц, поджигателей-революционеров, бунтовщиков ». Не выдержав напряжения, Лямшин сдал всех участников убийства Шатова, за исключением Петра Верховенского.

Вскоре Дарья Шатова получила письмо от Ставрогина, в котором он предлагал уехать с ним в Швейцарию. Он признался, что его здоровье ослаблено, и его мучают галлюцинации. Дарья « тотчас же пошла и показала письмо Варваре Петровне ». Женщины стали собираться в дорогу, но слуга доложил о возвращении молодого хозяина в Скворешники и его странном поведении. Николай повесился в небольшой светелке, а рядом с ним лежала записка « Никого не винить, я сам »…

Заключение

На примере общества небольшого губернского городка Достоевский хотел показать всю опасность атеистических и радикальных революционных идей, которые все больше охватывали умы современников писателя.

После ознакомления с кратким пересказом «Бесы» рекомендуем прочесть роман в полной версии.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 97.

» Михаила Каткова .

Основная работа над романом проходила в 1870-1871 годах за границей, куда Достоевский выехал ещё в апреле 1867 года. Писатель был недоволен западноевропейской жизнью и очень тосковал по России. Одновременно с этим на него давили заботы о растущей семье, стеснённые материальные обстоятельства и обязательства перед журналами .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    К началу работы над романом у Достоевского было несколько художественных замыслов, повлиявших на написание нового романа, но оставшихся незавершёнными. Среди них исследователи творчества писателя выделяют: «Житие великого грешника», повесть о капитане Картузове, «Смерть поэта», рассказ о Воспитаннице, роман о Князе и Ростовщике .

    Достоевский обещал издателю «Русского вестника» Михаилу Каткову к началу 1870 года предоставить новый роман. Однако из его письма от 29 августа 1869 года следует, что писатель ещё даже не приступил к работе. В это время главным делом своей жизни Достоевский видит написание «Жития великого грешника», но не хочет портить эту идею спешкой . Писатель заключает, что «надобно, стало быть, натуживаться, чтоб изобретать новые рассказы; это омерзительно». Помимо обещания Каткову, Достоевский имел обязательства перед редактором «Зари», в результате чего осень 1869 года прошла в работе над повестью «Вечный муж » . Позже, 25 марта 1870 года, Достоевский писал об этом: «Теперь я работаю в „Русский вестник“. Я там задолжал и, отдав „Вечного мужа“ в „Зарю“, поставил себя там, в „Русском вестнике“, в двусмысленное положение. Во что бы то ни было надо туда кончить то, что теперь пишу. Да и обещано мною им твердо, а в литературе я человек честный» .

    Возникновение замысла

    После изучения записных тетрадей и писем Достоевского, исследователи его творчества пришли к выводу, что эти воспоминания не точны. Ещё до их изучения Аркадий Долинин полагал, что замысел романа возник раньше приезда Сниткина в середине октября 1869 года, за полтора месяца до убийства Иванова. Литературовед Леонид Гроссман также выразил сомнения в том, что Сниткин был знаком с Ивановым . Записные тетради Достоевского показали, что замысел романа относится уже к началу 1870 года. Ему предшествовала работа над планом «Жития великого грешника» и романа о Князе и Ростовщике, а также разработка идеи романа «Зависть », датированной второй половиной января 1870 года и ставшей началом творческой истории «Бесов» .

    В январе 1870 года замыслы романа о Князе и Ростовщике и злободневного политического романа ещё существовали параллельно, и Достоевский думал над тем, что он сможет написать быстрее для «Русского вестника». 23 января 1870 года выбор был сделан в пользу будущих «Бесов». Достоевский пишет отрывок «Т. Н. Грановский », в котором уже виден персонаж из будущего романа .

    Работа над романом

    С февраля 1870 года началась активная работа над злободневным романом «Бесы». 12 февраля Достоевский пишет Аполлону Майкову : «Сел за богатую идею; не про исполнение говорю, а про идею. Одна из тех идей, которые имеют несомненный эффект в публике. Вроде „Преступления и наказания“, но ещё ближе, ещё насущнее к действительности и прямо касается самого важного современного вопроса. Кончу к осени, не спешу и не тороплюсь. Постараюсь, чтоб осенью же и было напечатано <…> Только уж слишком горячая тема. Никогда я не работал с таким наслаждением и с такой легкостию» .

    До лета 1870 года основным замыслом оставался памфлет на либералов-западников. Эта идея объединяла разнообразные события произведения, постоянно развиваемые и углубляемые Достоевским различными политическими и религиозно-философскими спорами. Писатель продумывал занимательный сюжет со множеством разнообразных действующих лиц. Тем не менее, уже со второй половины февраля 1870 года Достоевский планировал выйти за рамки политического памфлета .

    Среди множества персонажей Достоевский долго не мог выбрать главного, который связал бы события романа воедино. Изначально таким персонажем должен был стать Грановский, образ которого встречается в черновых набросках конца января. Уже во второй половине февраля автор пробует сделать главным персонажем Студента, представив его «Героем нашего времени »: «и потом всё связать с сыном и с отношениями Грановского к сыну (всё от него - как от „Героя нашего времени“)». Однако его «хлестаковствующий нигилист» не подходил на роль Печорина, поэтому писатель отказался от этой идеи. Тогда же принимается решение добавить «истинно русского» героя-«почвенника», противопоставив его западникам .

    Из мартовских записей писателя видна «тенденциозность» задуманного произведения. Достоевский в письмах замечает, что рассматривает роман с тенденциозной стороны даже больше чем с художественной, рассчитывая высказать несколько мыслей «погорячее»: «меня увлекает накопившееся в уме и в сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь. Надеюсь на успех» .

    В мае Достоевский начинает сомневаться в том, что успеет закончить к осени. В письме от 7 мая 1870 года он сообщает: «В настоящую минуту сижу над одной особенной работой, которую предназначаю в „Русский вестник“ <…> Я комкаю листов в 25 то, что должно бы было по крайней мере занять 50 листов, - комкаю, чтоб кончить к сроку, и никак не могу сделать иначе, потому что ничего кроме этого и написать в настоящую минуту не могу, находясь вне России». В ходе работы писатель постоянно стремится углубить замысел и найти новые образы, что к лету привело к решению полностью переработать проблематику и композицию будущего романа .

    Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

    • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
    • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.

    Новый роман, который он начал писать под влиянием пережитого потрясения, получил название «Бесы» (1871-1872). В центре его оказался самый мрачный из художественных образов писателя - Ставрогин.

    Этот персонаж (прототипом его послужил Спешнев) обладает колоссальной силой характера, умом и железной волей; он красавец, аристократ; наделен даром подчинять себе почти всех вокруг. Ho с молодых лет Ставро-гин поражен недугом безверия и пытается найти хоть какое-то приложение своим силам. Он кутит и развратничает в Петербурге; путешествует по миру, добираясь даже до Исландии (край света в те времена), посещает православные святыни в Греции, выстаивает в храмах шестичасовые службы. Ho если нет веры в душе, не поможет и это. Он, любимец женщин, на пари женится на убогой хромоножке Марии Лебядкиной, с тем чтобы на следующий же день покинуть ее. Он, наконец, отправляется в Соединенные Штаты, куда уезжали многие из «передовой» российской молодежи, пытаясь в новом демократическом государстве найти осуществление своих чаяний.

    В Америке Ставрогин внушает двум выходцам из России, Шатову и Кириллову, две взаимоисключающие идеи. Шатову - о том, что без веры в своего Бога народ существовать не может и что миссия русского народа - явить разуверившемуся миру сохраненный в России образ русского Бога, Христа. И если даже будет математически доказано, что истина вне Христа, надо оставаться с Христом, а не с истиной. Кириллову же - что Бог умер. То есть, что Он забыл о людях и Его существование ничего не значит для них. Человек, осознавший это, обязан «заявить свою волю», заменить собою Бога, стать им. А самый решительный шаг к этому - совершить самоубийство, то есть показать себя полным хозяином своей жизни.

    В Швейцарии Ставрогин «от скуки» вступает в революционную организацию, созданную «мошенником-социалистом» Петрушей Верховенским (прототипом его послужил Нечаев).

    Ho все это лишь предыстория романа, его экспозиция, само же действие начинается в маленьком провинциальном русском городке, где живет мать Ставрогина, генеральша, а при ней «приживальщиком» отец Петруши и воспитатель Николая Ставрогина - Степан Трофимович Верховенский.

    Верховенский принадлежит к поколению «прекраснодушных» либералов 1840-х годов, которые начинали внедрять «передовые» идеи в русское общественное Сознание, но еще в цивилизованной форме, без всяких призывов к насилию. Своего сына Петрушу Верховенский видел «всего два раза в своей жизни»: как только тот родился (потом его отослали на воспитание к «каким-то отдаленным теткам»), затем в Петербурге, где сын готовился поступать в университет. Таким образом, показывает Достоевский, Степан Трофимович (как и все поколение «изящных» либералов 1840-х годов) в известной мере ответствен за появление наиболее мрачных фигур современности: омертвевшего душой атеиста и нигилиста-революционера.

    Вокруг Степана Трофимовича собирается кружок местных фрондеров - «наших». Они проводят время в разговорах на политические темы и ждут грядущих перемен. Тут-то в город и возвращаются Петруша Верховенский и Николай Ставрогин. Верховенский-младший заявляет, что приехал с поручением от тайного революционного центра в Швейцарии («Интернационалки») сформировать по всей России «пятерки» для подготовки революционного выступления. Постепенно атмосфера романа сгущается и мрачные апокалиптические ноты начинают звучать все явственнее...

    Тем временем своя интрига раскручивается вокруг Ставрогина. Он влюблен (или ему кажется, что влюблен) в красавицу Лизу Тушину, дочь генеральши Дроздовой. Как всякий слабый духом человек (а Достоевский показывает, что Ставрогин все же слаб духом), Николай думает, что Лиза - последнее, за что он мог бы «зацепиться» в жизни и спастись. Он не хочет ее терять. Лиза тоже любит его. Ho в ожидании Ставрогина в город давно уже переехали Марья Тимофеевна, его законная жена, и ее брат, отставной капитан Игнат Лебядкин, пьяница и бузотер, привыкший тратить посылаемые Ставрогиным деньги и намеренный его шантажировать.

    Для Ставрогина калека-жена теперь - лишь препятствие на пути к Лизе Тушиной (ибо расторжение церковного брака в России того времени было практически невозможно). Марья Тимофеевна поняла, что зло уже полностью овладело душой Ставрогина, подменило его человеческий облик и что у него «нож в кармане». При свидании она отказывается узнать его, крича: «Прочь, самозванец!», «Гришка Отрепьев - анафема!» Ставрогин уходит в ужасе, но гордость не позволяет ему поддаться на шантаж Игната Лебядкина: он говорит капитану, что скоро сам «объявит» о своем браке.

    Свою интригу ведет и Петруша. Он понимает, что для успеха революционного переворота нужен вождь, обладающий обаянием, влиянием на людей, и он сам на роль такого вождя не тянет. Ho он не подозревает, что и Ставрогин всего лишь самозванец во всех смыслах. Что он только выдает себя за царственно-«всесильного» человека, а на самом деле слаб. В откровенном разговоре ночью Петруша раскрывает Ставрогину свои планы: «Мы провозгласим разрушение... Мы пустим пожары... Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Ну-с, тут-то мы и пустим... Ивана-царевича; вас, вас!»

    Догадываясь о тайном желании Ставрогина «развязаться» с Лебядкиными, Петруша предлагает свою помощь: у него, мол, есть в запасе беглый уголовник Федька Каторжный, готовый за деньги на любую «работу». Ставрогин в ужасе отвергает предложение, но мысль эта западает в его помутненное сердце.

    Вскоре Федька Каторжный зверски убивает Марью Тимофеевну и капитана Лебядкина, в городе вспыхивают пожары, организованные нанятыми Петрушей (чтобы посеять «смуту») людьми. Начинаются беспорядки и возмущения, вызванные и пожарами, и зверским убийством, и происшедшим незадолго до того святотатством (люди Петруши, а может, и он сам, осквернили икону Богоматери в храме). Лиза, поняв из слов Ставрогина, что есть и его вина в смерти Лебядкиных, решает сама все узнать и отправляется на место убийства, но, оказавшись в разъяренной толпе, погибает...

    В этом романе погибают многие герои - почти все, кто искренне (в отличие от Петруши Верховенского) связал свою жизнь с «демоном» - Ставрогиным.

    Члены «пятерки» во главе с Петрушей убивают Шaтова. Тело убитого сбрасывают в пруд. Подобно Нечаеву, Петруша «повязал» членов своей шайки кровью; теперь все они в его руках.

    После совершения этого злодеяния Верховенский подталкивает к самоубийству Кириллова, который обещал Петруше взять вину за беспорядки на себя.

    Жена Шатова, бросившись на поиски мужа, смертельно простудилась сама и застудила младенца. Ставрогин и его окружение проносится по городу, как чума. В итоге Петруша срочно покидает город. Преступление скоро раскрывают. Ставрогин, окончательно отчаявшись, повесился в своем загородном имении.

    Ho это лишь внешняя канва событий. По ходу чтения читателя не оставляет смутное подозрение, что на совести Ставрогина еще одно страшное и тщательно скрываемое преступление, которое мучает его сильнее всего. Об этом рассказывается в главе, по цензурным требованиям исключенной Достоевским из основного текста романа. Глава эта называется «У Тихона», и повествуется в ней о том, как, еще живя в Петербурге, Ставрогин, желая испытать, до какого предела падения он может дойти, сначала намеренно обвинил в краже малолетнюю дочь своей квартирной хозяйки Матрешу, а затем пошел на еще большее зло, хладнокровно и расчетливо соблазнив ее. Для маленькой Матреши это стало ужасным потрясением, рассказать об этом кому-либо она боялась (Ставрогин, в свою очередь, страшился, что Матреша расскажет и тогда ему не миновать каторги). Ho мысль о том, что она «Бога убила», то есть разрушила Божий мир в себе, невыносимо мучила девочку. И вот однажды, когда никого не было дома, Ставрогин увидел, как Матреша появилась в проеме двери и, погрозив ему маленьким кулачком, ушла в чулан... Он догадался, зачем она пошла туда, - побежать бы, спасти, но тогда придется все объяснять, а так уже никто ничего не узнает. И Ставрогин выжидает нужное время, а затем, войдя в чулан, убеждается в правоте своей догадки: Матреша повесилась.

    С тех пор образ маленькой Матреши не дает Ставроги-ну покоя. И он, уже по приезде в город написав «Исповедь», идет по совету Шатова в местный монастырь к старцу Тихону за помощью. Ho Тихон, прочитав «Исповедь», понимает, что она не свидетельствует о подлинном раскаянии Ставрогина, что его намерение обнародовать «Исповедь», то есть публично признаться в своем преступлении, тоже есть не более чем вызов обществу и еще одна попытка самовозвышения. Тихон знает, что такому, как Ставрогин, может помочь только «труд православный», то есть долгая и упорная работа самосовершенствования, а если «сразу», как хочет Ставрогин, то «вместо Божеского дела выйдет бесовское». Ставрогин отказывается от советов Тихона и со злобой покидает его...

    Итак, роман кончается вроде бы трагически, все главные герои погибают, и лишь небольшим просветом на этом фоне выглядит судьба Степана Трофимовича, который на исходе жизни наконец решил порвать с прежним существованием и отправляется в путешествие по России. Далеко он, естественно, не уходит и, больной и ослабевший, вынужден остановиться на ближайшей станции. Там он знакомится с женщиной, торгующей религиозной литературой, и просит ее почитать ему Евангелие, которое он, по собственному признанию, не открывал уже «лет тридцать». Он с радостным умилением слушает, как книгоноша читает ему ту самую главу из Евангелия от Луки, повествующую, как Христос изгнал из тела одержимого легион бесов, а они попросили у Христа разрешения войти в пасшееся невдалеке стадо свиней. Христос разрешил им, бесы вошли в свиней, стадо обезумело и бросилось в море. Пришедшие же люди «нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме ».

    Степан Трофимович, единственный из персонажей романа, умирает в спокойствии и даже в радости.

    Достоевский предчувствовал, что революционное «бесовство» еще принесет России и всему миру немало бед. Время подтвердило самые худшие его опасения. В «Бесах» вообще очень многое предсказано с поразительной точностью.

    Этот роман, в котором гениально угадано все то страшное, что произошло в России в грядущие десятилетия, оказался почти совсем не понят не только по выходе в свет, но и еще долгие десятилетия спустя. Критики-современники называли роман «бредом», «белибердой», «клеветой». Например, Н. К. Михайловский писал: «...нечаевское дело есть до такой степени во всех отношениях монстр, что не может служить темой для романа с более или менее широким захватом»; в общественном движении нечаевщина «составляет печальное... исключение», «третьестепенный эпизод». И. С. Тургенев же утверждал, что «у Достоевского нападки на революционеров нехороши: он судит о них как-то по внешности, не входя в их настроение».

    Ho при этом вспомним о том, что Достоевский в начале работы над романом отказался от простого обличения нигилистов и «мошенников-социалистов». Введя в роман фигуру «вождя», Ставрогина, Достоевский показывает: трагедия современной ему России в том, что именно лидеры, кому полагалось быть лучшими, поражены безверием и образуют нечто вроде черной дыры, через которую врываются силы зла. Ведь рядом со Ставрогиным как бы усиливаются отрицательные качества у всех окружавших его: и у Шатова, и у Кириллова, и у Лизы, и у Петруши. К сожалению, это положение Достоевского оказалось понято еще менее.

    Год издания книги: 1872

    Роман Федора Михайловича Достоевского «Бесы» по достоинству был оценен современниками писателя и более поздними поколениями. Чего стоит только пять экранизаций этого произведения. Причем по достоинству он был оценен не только в нашей стране, но и за рубежом. Так нобелевский лауреат по литературе Альберт Камю на основе книги Достоевского «Бесы» создал пьесу «Одержимые», которую не раз ставили в театрах по всему миру. Именно благодаря таким произведениям Федор Михайлович до сих пор входит в топ 100 самых читаемых писателей в нашей стране.

    Романа «Бесы» краткое содержание

    В романе Достоевского «Бесы» кратком содержании вы узнаете о событиях, произошедших в одном губернском городе. Рассказывает их некий Антон Лаврентьевич Г-ва, который сам принимал в них непосредственное участие. Начинается рассказ с судьбы Степана Трофимовича Верховенского и его непростых отношений с Варварой Николаевной Ставрогиной. Степан Трофимыч был дважды женат. От первого брака у него есть сын Петр. В свое время он пробовал писать, но так нечего и не вышло. Порой мучается от бесполезности своего проживания, как главный герой , но затем утешается шампанским и игрой в карты.

    Главные события в книге «Бесы» Достоевского начинают развиваться в связи с приездом сына Варвары Николаевны – Николая Всеволодовича. Некогда он был воспитанником Степана Трофимовича. Потом поступил на воинскую службу и неожиданно превратился в кутилу. За это был разжалован в рядовые, но затем выслужился. Во время последнего посещения города он сначала произвел на всех благоприятное впечатление, но затем «зверь выпустил когти». Наговорил дерзостей почтенным членам клуба, а его старейшину – Гаганова вообще протянул по залу за нос, поцеловал прилюдно чужую жену, а затем и вовсе укусил за ухо тогдашнего губернатора. Исправить все удалось лишь, пролечившись два с половиной месяца от белой горячки. После чего Nikolas отправился за границу.

    В связи с приездом главного героя романа «Бесы» Достоевского его мать обеспокоилась судьбой своей воспитанницы Даши Шаховой. Ведь Николай проявлял к ней повышенное внимание. В связи с этим она предложила жениться на девушке Степану Трофимычу, который был более чем на тридцать лет старше. И Верховенский, хоть и был недоволен этим предложением и жаловался нашему рассказчику на необходимость брать «чужие грехи» на себя, согласился. Кстати неожиданно появившийся инженер Липути считал этот брак попыткой замазать дворянские грехи Nikolasa.

    Далее в романе Достоевского «Бесы» читать можно о событиях, происходящих в воскресенье. Именно на этот день намечено сватовство Степана Трофимыча. Он сильно волнуется, но прибыл в дом Ставрогиной. Сама же Варвара Николаевна в это время возвращается из церкви. По дороге у нее просит милостыню Марья Тимофеевна Лебядкина по прозвищу Хромоножка. Варвара Николаевна заинтригована, ведь совсем недавно она получила анонимное письмо, в котором говорится, что, хромая женщина сыграет в ее жизни важную роль. Поэтому она приглашает Хромоножку и Лизавету Николаевну Тушину – подругу детства Николая Ставрогина и воспитанницу Степана Трофимовича, к себе домой.

    Далее в кратком содержании книги «Бесы» Достоевского читать можно о событиях, развивающихся в доме Ставрогиной. Хромоножка ведет себя вызывающе – Варвару Николаевну называет «тетенькой», а Дашу Шатову обвиняет и вовсе в том, что она не передала 300 рублей ее брату – капитану Лебядкину. Эти деньги якобы передал ее брату Николай Ставрогин. Степан Трофимович приводит брата Хромоножки и тот уверяет, что девушка не в себе. При этом запутано начинает намекать, что он имеет в этом доме права. Тем временем на месяц раньше намеченного приезжает «принц Гарри» — Николай Ставрогин, который заходит сразу после Петра Степановича Верховенского. На прямой вопрос матери кем ему приходится Хромоножка он отмалчивается и уводит ее к карете. А Петр Степанович объясняет, что Николай помогал Лебядкиным в Швейцарии да так, что Хромоножка вообразила себя женой Николая. Капитан Лебядников подтверждает этот рассказ. Тем не менее Лиза Тушина закатывает истерику. А когда Иван Павлович Шатов дал Николаю Ставрогину пощечину, вообще упала в обморок.

    Во второй части романа Достоевского «Бесы» читать можно о событиях, разворачивающихся через восемь дней после описанных событий. Николай Ставрогин жил затворником, а по городу поползли слухи о нем и Лизе Тушиной. Тем временем к Николаю приходит Петр Верховенский. Он сообщает Николаю, что пришли его вещи и предлагает пойти вместе на тайное собрание. Николай отправляется к инженеру Кириллову. Он предлагает ему стать его секундантом. Кириллов показывает Николаю два пистолета из которых он хотел застрелиться. Ведь совершив самоубийство по мнению Кириллова можно стать «человекобогом». Получив согласие, Николай подымается к Шатову, который живет в этом же доме, и признается ему в своей женитьбе на Хромоножке. По рассказу Ставрогина дело было «по пьянке» и на спор. Шатов же делится с Николаем своей идеей о народе богоборце. Предлагает бросить все и мужицкой жизнью приближаться к богу. На вопрос же Николая верит ли сам Шатов в бога, тот может ответить только то, что будет верить. Николай предупреждает Шатова, что за такие идеи его могут убить.

    Далее главный герой романа «Бесы» Ф. М. Достоевского отправился к капитану Лебядкину. Но по пути ему встретился Федька Каторжный. Его подослал Петр Верховенский. Федька предложил исполнить любую волю «барина», но Николай прогнал его. В доме Лебядкиных Николай сказал, что скоро объявит о его женитьбе. Ведь платить капитану за молчание он не намерен. Он входит в комнату к Хромоножке, которая спит. Но та спросонок не признает его и кричит что он Гришка Отрепьев, а также заявляет, что у него нож в кармане. На обратном пути Николая вновь встречает Федька Каторжный. Он предлагает решить проблему с Лебядкиными. На это Николай лишь смеется и бросает все наличные деньги в грязь.

    Далее в кратком содержании книги Достоевского «Бесы» читать можно о дуэли, которая произошла на следующий день. Артемий Гаганов считает, что Николай оскорбил его отца и предлагает стреляться трижды. Все три раза он промахивается, лишь первый раз зацепив мизинец Николая. Ставрогин же со словами, что он больше некого не убьет, специально стреляет мимо, еще больше оскорбляя оппонента. Это сильно поднимает его в глазах общественности. Ну а сам Николай объясняется с Дашой Шатовой, предлагая не приближаться к нему. Но Даша уверена, что именно она вскоре останется с ним. Тем временем Петр Верховенский сообщает отцу, что Варвара Николаевна возмущена его словами о «чужих грехах». Поэтому она объявила о разрыве и назначила ему пенсион. Сын и отец сильно ругаются на этой почве, и Петр заявляет, что больше не придёт.

    Тем временем Петр Верховенский начинает оказывать все большее влияние на жену губернатора Юлию Михайловну и самого Андрея Антоновича фон Лембке. С его помощью Юлия Михайловна надеялась разоблачить государственный заговор. Тем более что недовольство в губернии и городе росло. Закрылась фабрика Шпигулиных, свирепствует холера, в городе стали появляться прокламации, призывающие к бунту. Но все это не помешало Юлии Михайловне готовить праздник в пользу гувернанток. Тем временем Вера Николаевна и Степан Трофимович объясняются. И Степан Трофимович признается, что двадцать лет жил только в мечтах. А Петр Верховенский выдает Юлии Михайловне Шатова и Кириллова, как заговорщиков. А затем отправляется к ним и напоминает о необходимости собраться. К Николаю Ставрогину приходит жених Лизы Тушиной – Маврикий Николаевич. Он предлагает Николаю жениться на Лизе, ведь она любит его. Но Николай признается ему что уже женат и уходит вместе с Петром на собрание.

    Далее в книге «Бесы» Достоевского читать можно о собрании, которое проходит под видом празднования именин. Мрачный Шпигалев предлагает разделить общество на две неравные части. Одна десятая часть будет управлять девятью десятыми частями общества. После этого доклада Петр Верховенский задает вопрос: «Донес ли кто-то из собравшихся если бы знал о готовящемся убийстве?». Один за другим начинают раздаваться голоса, что некто бы не донес. Но Шатов называет Петра шпионом и подлецом и покидает собрание. В след за ним покидает собрание Ставрогин, который сказал, что не будет себя компрометировать, отвечая на такие вопросы. Вместе с ним идет Кириллов. За ними же отправляется и Петр Верховенский. Он догоняет Кириллова и Ставрогина. Но Ставрогин говорит, что не желает участвовать в этой «пятерке» ведь Петр хочет скрепить ее преступлением. И действительно Петр уже даже наметил жертву – это Шатов. Пытаясь убедить Ставрогина Петр рассказал о своих планах. Он хочет так раскачать Россию, чтоб сама земля плакала по старым богам. И вот тогда придёт Ставрогин – Иван-Царевич, который сейчас и нужен стране. А за это Петр бесплатно убьет Хромоножку и привезет ему Лизу.

    Тем временем нашему рассказчику романа «Бесы» Достоевского приносят весть, что Степана Трофимовича описали. Сам Верховенский старший говорит, что у него изъяли две прокламации и все бумаги. И дабы решить этот вопрос он отправится прямиком в «львиную пасть» к губернатору Лембке. Но у губернатора ему не повезло. Как раз перед ним пришли рабочие с фабрики Шпигулина, что Лембке воспринял как бунт. А под горячую руку попал Верховенский старший и градоначальник. Тем временем жена губернатора, дабы позлить мужа, начала флиртовать со Степаном Трофимовичем. Это вывело его из себя, и он заявил, что меры к «флибустьерам» приняты. Ну а Лиза намеренно громким голосом попросила Ставрогина защитить ее от капитана Лебядкина, который является братом его жены. В связи с этим Николай Всеволодович прилюдно признал Хромоножку своей женой и пообещал поговорить с Лебядкиным. После этого он уехал в свое имение Скворешники.

    В третьей части нашего краткого содержания романа «Бесы» Достоевского читать можно о событиях, разворачивающихся во время праздника. Лиза на нем произвела фурор и заслужила множество восхищенных взглядов. В первой части праздника известный местный писатель Кармазинов читал свое произведение «Merci». Оно было посвящено идеям нигилизма, которые начал отстаивать Степан Трофимович, но был освистан. После этого он заперся и написал прощальное письмо Даше в котором просил простить его за все плохое связанное с его именем. Тем временем наш рассказчик узнает, что Верховенский младший отвез Лизу к Ставрогину. «Литературная кадриль» которую представили уже под утро вызвала у всех негодование. А тут еще, как в , начинают разворачиваться главные события. Присутствующим сообщили о убийстве капитана Лебядкина и его сестры, а также о пожаре в Заречье. Губернатор лично поехал на пожар и хотел спасать, но упавшая доска лишила его чувств.

    Тем временем над Скворешниками занялось утро. Ставрогин и Лиза провели ночь вместе и теперь пытаются объясниться. Ставрогин предлагает девушке уехать с ним в Швейцарию, но Лиза язвит и говорит, что сегодняшняя ночь была всего лишь фантазией. Тем временем приходит Петр Верховенский и сообщает подробности смерти Лебядкина. Ставрогин говорит, что не имеет к данному происшествию никакого отношения, но знал о готовящемся. Лиза бросается в Заречье. Около Скворешников ее ждал жених Маврикий Николаевич. Он просит не прогонять его и идет с ней. По пути они встречают Степана Трофимовича, который отправляется «искать Россию». Лиза просит молиться за нее. Сама же отправляется к пожарищу. Здесь собрался народ и ее признают, как «ставрогинскую». Некто не сомневается, что именно он и Лиза стоят за убийством. Потому девушка получает удар из толпы. Он становится для Лизы роковым.

    Тем временем Петр Верховенский в книге Достоевского «Бесы» собирает «пятерку». На собрании он объявляет, что Шатов готовит донос. После недолгих прений все решают, что общее дело важнее жизни Шатова. Петр вместе с Липутиным отправляется к Кириллову, который должен взять убийство на себя. Тут они встречают Федьку, который выпивает. Петр возмущен, ведь Каторжный должен был исчезнуть из города. Он достает револьвер, но Федьке удается сбежать. Верховенский младший заявляет, что Федька сегодня последний раз пил водку. И действительно утром его находят с проломленной головой. Липутин, который собирался бежать из группы, теперь убеждается в могуществе Петра и остается.

    Тем временем к Шатову спустя три года вернулась жена. Уже в его доме она рожает ребенка. И Шатов решает усыновить его и начать жить новой жизнью. Для этого он вместе с офицером Эркелем, из «наших», отправляется в парк. Здесь собрались все. На Шатова нападают, и Петр стреляет ему в лоб. Затем тело выкидывают в реку. А Кириллов хоть и возмущаясь пишет под диктовку Петра предсмертную записку. Затем он стреляет в себя. Верховенский собирает вещи и уезжает в Питер, а затем за границу.

    Далее в романе Федора Достоевского «Бесы» читать можно о судьбах главных героев. Степан Трофимович умер в доме книгоношей на руках у Варвары Петровны. Когда он занемог он вызвал ее к себе. Лямшин выдал всех участников пятерки и всех их кроме Верховенского арестовали. Дарья Шатова получила письмо от Ставрогина с предложением приехать к нему в Швейцарию, где он купил домик в кантоне Ури. Дарья дает письмо прочитать Варваре Петровне. Но как раз в этот момент они узнают, что Ставрогин в Скворешниках. Они отправляются туда и находят гражданина Ури повешенным в мезонине.

    Роман «Бесы» на сайте Топ книг

    С годами рома Ф. М. Достоевского «Бесы» читать не становится менее популярно. Книга уже не первый раз попадает в наш . Кроме того, практически каждый раз роман попадает в наш рейтинг . И скорее всего и в дальнейшем будет занимать высокие места в рейтингах нашего сайта.


    Подросток. Роман (1875)
    Братья Карамазовы. Роман (1879 - 1880)

    Действие романа происходит в губернском городе ранней осенью. О событиях повествует хроникер Г-в, который также является участником описываемых обытий. Его рассказ начинается с истории Степана Трофимовича Верховенского, идеалиста сороковых годов, и описани я его сложных платонических отношений с Варварой Петровной Став-рогиной, знатной губернской дамой, покровительством которой он пользуется.

    Вокруг Верховенского, полюбившего «гражданскую роль» и живущего «воплощенной укоризной» отчизне, группируется местная либерально настроенная молодежь. В нем много «фразы» и позы, однако достаточно также ума и проницательности. Он был воспитателем многих героев романа. Прежде красивый, теперь он несколько опустился, обрюзг, играет в карты и не отказывает себе в шампанском.

    Ожидается приезд Николая Ставрогина, чрезвычайно «загадочной и романической» личности, о которой ходит множество слухов. Он служил в элитном гвардейском полку, стрелялся на дуэли, был разжалован, выслужился. Затем известно, что закутил, пустился в самую дикую разнузданность. Побывав четыре года назад в родном городе, он много накуролесил, вызвав всеобщее возмущение: оттаскал за нос почтенного человека Гаганова, больно укусил за ухо тогдашнего губернатора, публично поцеловал чужую жену... В конце концов все как бы объяснилось белой горячкой. Выздоровев, Ставрогин уехал за границу.

    Его мать Варвара Петровна Ставрогина, женщина решительная и властная, обеспокоенная вниманием сына к ее воспитаннице Дарье Шатовой и заинтересованная в его браке с дочерью приятельницы Лизой Тушиной, решает женить на Дарье своего подопечного Степана Трофимовича. Тот в некотором ужасе, хотя и не без воодушевления, готовится сделать предложение.

    В соборе на обедне к Варваре Петровне неожиданно подходит Марья Тимофеевна Лебядкина, она же Хромоножка, и целует ее руку. Заинтригованная дама, получившая недавно анонимное письмо, где сообщалось, что в ее судьбе будет играть серьезную роль хромая женщина, приглашает ее к себе, с ними же едет и Лиза Тушина. Там уже ждет взволнованный Степан Трофимович, так как именно на этот день намечено его сватовство к Дарье. Вскоре здесь же оказывается и прибывший за сестрой капитан Лебядкин, в туманных речах которого, перемежающихся стихами его собственного сочинения, упоминается некая страшная тайна и намекается на какие-то особенные его права.

    Внезапно объявляют о приезде Николая Ставрогина, которого ожидали только через месяц. Сначала появляется суетливый Петр Верховенский, а за ним уже и сам бледный и романтичный красавец Ставрогин. Варвара Петровна с ходу задает сыну вопрос, не является ли Марья Тимофеевна его законной супругой. Ставрогин молча целует у матери руку, затем благородно подхватывает под руку Лебядкину и выводит ее. В его отсутствие Верховенский сообщает красивую историю о том, как Ставрогин внушил забитой юродивой красивую мечту, так что она даже вообразила его своим женихом. Тут же он строго спрашивает Лебядкина, правда ли это, и капитан, трепеща от страха, все подтверждает.

    Варвара Петровна в восторге и, когда ее сын появляется снова, просит у него прощения. Однако происходит неожиданное: к Став-рогину вдруг подходит Шатов и дает ему пощечину. Бесстрашный Ставрогин в гневе хватает его, но тут же внезапно убирает руки за спину. Как выяснится позже, это еще одно свидетельство его огромной силы, еще одно испытание. Шатов беспрепятственно выходит. Лиза Тушина, явно неравнодушная к «принцу Гарри», как называют Ставрогина, падает в обморок.

    Проходит восемь дней. Ставрогин никого не принимает, а когда его затворничество заканчивается, к нему тут же проскальзывает Петр Верховенский. Он изъявляет готовность на все для Ставрогина и сообщает про тайное общество, на собрании которого они должны вместе появиться. Вскоре после его визита Ставрогин направляется к инженеру Кириллову. Инженер, для которого Ставрогин много значит, сообщает, что по-прежнему исповедует свою идею. Ее суть - в необходимости избавиться от Бога, который есть не что иное, как; «боль страха смерти», и заявить своеволие, убив самого себя и таким образом став человекобогом.

    Затем Ставрогин поднимается к живущему в том же доме Шато-ву, которому сообщает, что действительно некоторое время назад в Петербурге официально женился на Лебядкиной, а также о своем намерении в ближайшее время публично объявить об этом. Он великодушно предупреждает Шатова, что его собираются убить. Шатов, на которого Ставрогин прежде имел огромное влияние, раскрывает ему свою новую идею о народе-богоносце, каковым считает русский народ, советует бросить богатство и мужицким трудом добиться Бога. Правда, на встречный вопрос, а верит ли он сам в Бога, Шатов несколько неуверенно отвечает, что верит в православие, в Россию, что он... будет веровать в Бога.

    Той же ночью Ставрогин направляется к Лебядкину и по дороге встречает беглого Федьку Каторжного, подосланного к нему Петром Верховенским. Тот изъявляет готовность исполнить за плату любую волю барина, но Ставрогин гонит его. Лебядкину он сообщает, что собирается объявить о своем браке с Марьей Тимофеевной, на которой женился «...после пьяного обеда, из-за пари на вино...». Марья Тимофеевна встречает Ставрогина рассказом о зловещем сне. Он спрашивает ее, готова ли она уехать вместе с ним в Швейцарию и там уединенно прожить оставшуюся жизнь. Возмущенная Хромоножка кричит, что Ставрогин не князь, что ее князя, ясного сокола, подменили, а он - самозванец, у него нож в кармане. Сопровождаемый ее визгом и хохотом, взбешенный Ставрогин ретируется. На обратном пути он бросает Федьке Каторжному деньги.

    На следующий день происходит дуэль Ставрогина и местного дворянина Артемия Гаганова, вызвавшего его за оскорбление отца. Кипящий злобой Гаганов трижды стреляет и промахивается. Ставрогин же объявляет, что не хочет больше никого убивать, и трижды демонстративно стреляет в воздух. История эта сильно поднимает Ставрогина в глазах общества.

    Между тем в городе наметились легкомысленные настроения и склонность к разного рода кощунственным забавам: издевательство над новобрачными, осквернение иконы и пр. В губернии неспокойно, свирепствуют пожары, порождающие слухи о поджогах, в разных местах находят призывающие к бунту прокламации, где-то свирепствует холера, проявляют недовольство рабочие закрытой фабрики Шпигулиных, некий подпоручик, не вынеся выговора командира, бросается на него и кусает за плечо, а до того им были изрублены два образа и зажжены церковные свечки перед сочинениями Фохта, Молешотта и Бюхнера... В этой атмосфере готовится праздник по подписке в пользу гувернанток, затеянный женой губернатора Юлией Михайловной.

    Варвара Петровна, оскорбленная слишком явным желанием Степана Трофимовича жениться и его слишком откровенными письмами к сыну Петру с жалобами, что его, дескать, хотят женить «на чужих грехах», назначает ему пенсион, но вместе с тем объявляет и о разрыве.

    Младший Верховенский в это время развивает бурную деятельность. Он допущен в дом к губернатору и пользуется покровительством его супруги Юлии Михайловны. Она считает, что он связан с революционным движением, и мечтает раскрыть с его помощью государственный заговор. На свидании с губернатором фон Лембке, чрезвычайно озабоченным происходящим, Верховенский умело выдает ему несколько имен, в частности Шатова и Кириллова, но при этом просит у него шесть дней, чтобы раскрыть всю организацию. Затем он забегает к Кириллову и Шатову, уведомляя их о собрании «наших» и прося быть, после чего заходит за Ставрогиным, у которого только что побывал Маврикий Николаевич, жених Лизы Тушиной, с предложением, чтобы Николай Всеволодович женился на ней, поскольку она хоть и ненавидит его, но в то же время и любит. Ставрогин признается ему, что никак этого сделать не может, поскольку уже женат. Вместе с Верховенским они отправляются на тайное собрание.

    На собрании выступает мрачный Шигалев со своей программой «конечного разрешения вопроса». Ее суть в разделении человечества на две неравные части, из которых одна десятая получает свободу и безграничное право над остальными девятью десятыми, превращенными в стадо. Затем Верховенский предлагает провокационный вопрос, донесли ли бы участники собрания, если б узнали о намечающемся политическом убийстве. Неожиданно поднимается Шатов и, обозвав Верховенского подлецом и шпионом, покидает собрание. Это и нужно Петру Степановичу, который уже наметил Шатова в жертвы, чтобы кровью скрепить образованную революционную группу-«пятерку». Верховенский увязывается за вышедшим вместе с Кирилловым Ставрогиным и в горячке посвящает их в свои безумные замыслы. Его цель - пустить большую смуту. «Раскачка такая пойдет, какой мир еще не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам...» Тогда-то и понадобится он, Ставрогин. Красавец и аристократ. Иван-Царевич.

    [Ставрогин посещает в монастыре архиерея Тихона и признается святителю, что подвержен галлюцинациям, в которых ему является «какое-то злобное существо», и что верует в беса, верует канонически. Он читает ему свою страшную исповедь о соблазнении девочки Мат-реши, которая вскоре после этого покончила с собой, и заявляет, что собирается распространить свою исповедь и тем самым всенародно покаяться. Тихон предлагает ему другой путь - смирения собственной гордыни, потому что исповедь его, хоть и свидетельствует о потребности в покаянии и жажде мученичества, есть в то же время вызов. Еще Тихон предрекает: до того, как обнародовать свою исповедь и чтобы избежать этого, Ставрогин бросится «в новое преступление, как в исход»] *.

    События нарастают как снежный ком. Степана Трофимовича «описывают» - приходят чиновники и забирают бумаги. Рабочие со шпигулинской фабрики присылают просителей к губернатору, что вызывает у фон Лембке приступ ярости и выдается чуть ли не за бунт. Попадает под горячую руку градоначальника и Степан Трофимович. Сразу вслед за этим в губернаторском доме происходит также вносящее смуту в умы объявление Ставрогина, что Лебядкина - его жена.

    Наступает долгожданный день праздника. Гвоздь первой части - чтение известным писателем Кармазиновым своего прощального сочинения «Merci», а затем обличительная речь Степана Трофимовича. Он страстно защищает от нигилистов Рафаэля и Шекспира. Его освистывают, и он, проклиная всех, гордо удаляется со сцены. Становится известно, что Лиза Тушина среди бела дня пересела внезапно из своей кареты, оставив там Маврикия Николаевича, в карету Ставрогина и укатила в его имение Скворешники. Гвоздь второй части праздника - «кадриль литературы», уродливо-карикатурное аллегорическое действо. Губернатор и его жена вне себя от возмущения. Тут-то и сообщают, что горит Заречье, якобы подожженное шпигулинскими, чуть позже становится известно и об убийстве капитана Лебядкина, его сестры и служанки. Губернатор едет на пожар, где на него падает бревно.

    В Скворешниках меж тем Ставрогин и Лиза Тушина вместе встречают утро. Лиза намерена уйти и всячески старается уязвить Ставрогина, который, напротив, пребывает в нехарактерном для него сентиментальном настроении. Он спрашивает, зачем Лиза к нему пришла и зачем было «столько счастья». Он предлагает ей вместе уехать, что она воспринимает с насмешкой, хотя в какое-то мгновение глаза ее вдруг загораются. Косвенно в их разговоре всплывает и тема убийства - пока только намеком. В эту минуту и появляется вездесущий Петр Верховенский. Он сообщает Ставрогину подробности убийства и пожара в Заречье. Лизе Ставрогин говорит, что не он убил и был против, но знал о готовящемся убийстве и не остановил. В истерике она покидает ставрогинский дом, неподалеку ее ждет просидевший всю ночь под дождем преданный Маврикий Николаевич. Они направляются к месту убийства и встречают по дороге Степана Трофимовича, бегущего, по его словам, «из бреду, горячечного сна, <...> искать Россию <...>». В толпе возле пожарища Лизу узнают как «ставрогинскую», поскольку уже пронесся слух, что дело затеяно Ставрогиным, чтобы избавиться от жены и взять другую. Кто-то из толпы бьет ее, она падает. Отставший Маврикий Николаевич успевает слишком поздно. Лизу уносят еще живую, но без сознания.

    * Этот эпизод взят в скобки, поскольку является изложением не вошедшей - вопреки желанию самого Достоевского - в окончательный текст романа главы «У Тихона».

    А Петр Верховенский продолжает хлопотать. Он собирает пятерку и объявляет, что готовится донос. Доносчик - Шатов, его нужно непременно убрать. После некоторых сомнений сходятся, что общее дело важнее всего. Верховенский в сопровождении Липутина идет к Кириллову, чтобы напомнить о договоренности, по которой тот должен, прежде чем покончить с собой в соответствии со своей идеей, взять на себя и чужую кровь. У Кириллова на кухне сидит выпивающий и закусывающий Федька Каторжный. В гневе Верховенский выхватывает револьвер: как он мог ослушаться и появиться здесь? Федька неожиданно бьет Верховенского, тот падает без сознания, Федька убегает. Свидетелю этой сцены Липутину Верховенский заявляет, что Федька в последний раз пил водку. Утром действительно становится известно, что Федька найден с проломленной головой в семи верстах от города. Липутин, уже было собравшийся бежать, теперь не сомневается в тайном могуществе Петра Верховенского и остается.

    К Шатову тем же вечером приезжает жена Марья, бросившая его после двух недель брака. Она беременна и просит временного пристанища. Чуть позже к нему заходит молодой офицерик Эркель из «наших» и сообщает о завтрашней встрече. Ночью у жены Шатова начинаются роды. Он бежит за акушеркой Виргинской и потом помогает ей. Он счастлив и чает новой трудовой жизни с женой и ребенком. Измотанный, Шатов засыпает под утро и пробуждается уже затемно. За ним заходит Эркель, вместе они направляются в ставрогинский парк. Там уже ждут Верховенский, Виргинский, Липутин, Лямшин, Толкаченко и Шигалев, который внезапно категорически отказывается принимать участие в убийстве, потому что это противоречит его программе.

    На Шатова нападают. Верховенский выстрелом из револьвера в упор убивает его. К телу привязывают два больших камня и бросают в пруд. Верховенский спешит к Кириллову. Тот хоть и негодует, однако обещание выполняет - пишет под диктовку записку и берет на себя вину за убийство Шатова, а затем стреляется. Верховенский собирает вещи и уезжает в Петербург, оттуда за границу.

    Отправившись в свое последнее странствование, Степан Трофимович умирает в крестьянской избе на руках примчавшейся за ним Варвары Петровны. Перед смертью случайная попутчица, которой он рассказывает всю свою жизнь, читает ему Евангелие, и он сравнивает одержимого, из которого Христос изгнал бесов, вошедших в свиней, с Россией. Этот пассаж из Евангелия взят хроникером одним из эпиграфов к роману.

    Все участники преступления, кроме Верховенского, вскоре арестованы, выданные Лямшиным. Дарья Шатова получает письмо-исповедь Ставрогина, который признается, что из него «<...> вылилось одно отрицание, без всякого великодушия и безо всякой силы». Он зовет Дарью с собой в Швейцарию, где купил маленький домик в кантоне Ури, чтобы поселиться там навечно. Дарья дает прочесть письмо Варваре Петровне, но тут обе узнают, что Ставрогин неожиданно появился в Скворешниках. Они торопятся туда и находят «гражданина кантона Ури» повесившимся в мезонине.

    Все русские произведения в сокращении по алфавиту:

    Писатели, по которым есть произведения в сокращении: