Ид и принцип удовольствия зигмунд фрейд. Ид, Эго и Супер-Эго (теория Фрейда). Взаимодействие трех элементов

Последнее обновление: 01/12/2018

Согласно теории личности , личность состоит из трёх элементов. Эти элементы - известные в психоаналитической теории знаменитого психолога как Ид, Эго и Суперэго - взаимодействуя друг с другом, создают сложные формы поведения человека.

Ид

Ид - единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.
Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия - из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды последует попытка поесть или попить. Ид играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или ему чувствует себя некомфортно, он или она будет плакать до тех пор, пока требования Ид не будут выполнены.
Однако немедленное удовлетворение этих потребностей не всегда даже возможно. Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта - как способ удовлетворения потребности.

Эго

Эго - компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности , который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения - Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями - через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.

Суперэго

Последний компонент, который развивается в личности - Суперэго. Суперэго - это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения. Согласно Фрейду, Суперэго начинает появляться в возрасте примерно пяти лет.
Суперэго составляют:

  • Эго-идеал , который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
  • Совесть включает в себя информацию о что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам. Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент. Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

Акцент на глубинных бессознательных процессах, исторически характерный для психоанализа, в трудах А. Фрейд дополняется изучением Эго и особенностей процессов адаптации к социальному окружению. Проблема изучения Эго (Я), ранее считавшаяся второстепенной, начинает привлекать внимание ряда «отступников» психоанализа, прежде всего А. Адлера, затем эта проблематика начинает активно обсуждаться самим 3. Фрейдом, а потом и А. Фрейд. Необходимость исследования Эго, систематизации его проявлений была продиктована прежде всего задачами психоаналитического лечения. А. Фрейд справедливо замечает, что «анализ как терапевтический метод с самого начала имеет дело с Эго и его отклонениями; исследование Ид и его способа действия всегда было лишь средством для достижения цели. А цель всегда одна и та же: коррекция этих отклонений и восстановление Эго в его целостности» (Фрейд А., 1999, т. 1, с. 116). Формулируя новую задачу психотерапии - восстановление и укрепление Я в его целостности,

А. Фрейд здесь указывает и направление пути к достижению этой цели, косвенно полагая, что Эго и Ид непосредственно связаны между собой, поскольку невозможно разорвать то, что вытесняет, (Эго) и вытесняемое (содержание Ид). Можно выразить этот взгляд еще более жестко: о бессознательном терапевтически неэффективно говорить без понимания его связи с Эго.

Таким образом, А. Фрейд ставит под сомнение классические идеи психоанализа об исключительной терапевтической важности только одного бессознательного. Теперь необходим и анализ Эго. И именно только такой двойственный анализ (Ид и Эго) может стать терапевтически эффективным. Эта точка зрения получила у А. Фрейд более четкую формулировку и применительно к позиции аналитика, который должен находиться в точке «равноудаленной» от Ид, Эго и Суперэго. Это понимание, предложенное А. Фрейд, наполняет новым содержанием принцип нейтральности (абстиненции, воздержания) аналитика, сформулированный в психоанализе ранее. Напомним, что принцип нейтральности был введен Фрейдом в связи с лечением истерии у женщин.

Он представлял собой необходимое ограничение в удовлетворении желаний как для пациента, так и для аналитика, что создавало напряжение, необходимое для течения терапевтического процесса. Кроме того, принцип нейтральности - это дань идеалам научной рациональности и объективности, которых придерживался Фрейд. Так обстояло дело на терапевтическом уровне.

На собственно психологическом уровне А. Фрейд тоже склонна понимать психику как специфическое соединение содержаний Ид и Эго в определенное целое. И задача психологического анализа состоит в том, чтобы уяснить специфику соединения этих частей личности.

Еще раньше, до работ А. Фрейд, А. Адлер (1912/1997, 1998) ставил вопросы о том, насколько инстинктивны те влечения, которые 3. Фрейд называет влечениями Ид. Не являются ли они социальным явлением в противовес их организмической трактовке? Не создаются ли феномены психосексуального развития ребенка действиями его матери? А. Адлер говорил, что бессознательное образуется посредством того, что «Я» (чувство собственного достоинства) вытесняет ощущение неполноценности ребенка из его сознания. В дальнейшем в психоанализе эта тема получила свое развитие через разделение бессознательной части Я и собственно бессознательного. А. Адлер настаивал, что именно Я формирует бессознательное, а учение об Ид Фрейда считал излишним. Он подчеркивал также феномен целостности человеческой личности.

Но именно благодаря работам А. Фрейд проблематика Эго прочно утвердила себя в рамках психоаналитического учения, приобрела равноправный статус наряду с традиционно изучаемым бессознательным. В связи с этим термин «глубинная психология» перестал покрывать все пространство психоаналитических исследований. По мнению А. Фрейд, задача анализа состоит в получении полного и исчерпывающего знания обо всех трех психических образованиях: Ид, Эго и Суперэго - ив изучении их отношения между собой и с внешним миром. Именно такую задачу - понимание содержания, границ и функций Эго, прослеживание его зависимости от внешнего мира, Ид и Суперэго - ставит перед собой А. Фрейд в работе «Эго и механизмы защиты» (1936/1991, т. 1). И снова к осознанию данной проблематики А. Фрейд привела работа с детьми, продумывание возможностей практики детского психоанализа. Но затем то же начинает пониматься и на материале взрослого психоанализа.

Полем наблюдения в психотерапии всегда является Эго, именно через него мы можем охарактеризовывать два других психических образования - Суперэго и Ид. Когда отношения Эго и Суперэго, Эго и Ид сбалансированы, то содержание Суперэго и Ид недоступно наблюдению. Когда же появляется рассогласование, конфликт, то Суперэго и Ид становятся «видимыми» через те состояния, которые они продуцируют в Эго. Таким образом, Эго, будучи инстанцией самонаблюдения, помогает аналитику, передавая ему «картину других образований, созданную на основе их производных, вторгшихся на его территорию» (Фрейд А., 1999, т. 1, с. 134). К примеру, Суперэго становится заметным, когда Эго испытывает чувство вины, поскольку Суперэго становится к нему критичным и непримиримым. Импульсы Ид либо не проявляются вовсе в силу мощного вытеснения со стороны Эго, либо актуализируются в измененном защитными действиями Эго виде.

Последнее указывает и на определенные сложности в процессе психотерапии, исходящие со стороны Эго. Они состоят в ненадежности и тенденциозности самонаблюдения. «Сознательно регистрируя и передавая одни факты, Эго фальсифицирует и отбрасывает другие, препятствуя их освещению...» (там же). Таким образом, Эго приписываются функции: 1) средства познания (самоосознания) в континууме «пациент-терапевт»; 2) тенденциозности, т. е. поддержания некоторого представления о себе в нужном направлении; 3) продуцирования бессознательных защитных действий (вытеснения, формирования реакции и др.).

Отметим со своей стороны, что эти функции непосредственно связаны друг с другом. Я как средство самоосознания связано с его же функцией поддержания определенного представления о себе. Ведь способ поддержания некоторого представления о себе - это тоже само- осознание по отношению к другим людям. Тот факт, что Я генерирует определенное представление о себе в специфическом направлении, говорит о реактивности этой инстанции личности, т. е. о том, что благодаря этой тенденциозности индивид убегает от определенного самоосознания. А это уже защита, причем в данном случае - защита Я от некоторого факта самоосознания себя самого. В этой связи следует заметить важность понимания именно структуры Я, а не просто фиксации его функций. Например, в рамках структуры Я защита (например, вытеснение) и поддержание определенных представлений о себе могут совпадать. Так что в этом случае можно сказать, что защита - это и есть поддержание некоторого представления о себе. В этой связи, анализируя защитные механизмы, важно не просто констатировать их наличие по определенным признакам, а осознавать именно их структуру, динамику и психическую механику.

При этом возникают такие, например, вопросы: как же происходит процесс вытеснения или формирования реакции? Что должен сделать аналитик, чтобы распознать вытесненное или искаженное защитами содержание Ид? Отвечая на эти вопросы, А. Фрейд подчеркивает, что первоочередной задачей аналитика является распознание защитных действий Эго, проявляемых на внешнем эмпирическом уровне различными пропусками в течении ассоциаций, смещении смысла и пр. И в ходе такой работы обнаруживается, что существенные части образований Эго и осуществляемые им защиты также являются бессознательными и их тоже необходимо анализировать для того, чтобы они стали осознанными. «Все, что включается в анализ со стороны Эго, - это такой же качественный материал, как и производные Ид» (там же,

В качестве защитных действий Эго, рассматриваемых как объект анализа, А. Фрейд различает защиту от инстинктов, проявляющуюся в форме сопротивления работе аналитика, и защиту от аффектов (к примеру: любовь, страдание, разочарование и др. сопутствуют сексуальным инстинктам; ненависть, гнев и ярость сопутствуют импульсам агрессии). Таким образом, она одной из первых среди аналитиков последовательно проводит различение между инстинктами и аффектами. А. Фрейд пишет о том, что аффекты только сопутствуют, как бы сопровождая проявление инстинктов. Отдельно она выделяет: защиту, проявляющуюся посредством «телесной брони», - своего рода материального, телесного воплощения защитных процессов в прошлом; защиту в виде симптома, что особенно явно предстает при истерических неврозах и неврозах навязчивости. К тому времени, когда А. Фрейд писала свою работу «Эго и механизмы защиты», появился ряд исследований, которые выдвигали на первый план анализ защит. Например, в этом отношении большую роль сыграли работы В. Райха (19976) о нарушениях характера и «телесной броне», на которые и ссылается А. Фрейд. Но, как мы уже говорили, особенно важным материалом для изучения защит стало наблюдение за детьми и практика детского психоанализа. Именно во многом опираясь на психоанализ детей, А. Фрейд вводит в научный оборот понятие «переноса защиты».

После того, как защиты выявлены и проанализированы, аналитику необходимо обнаружить и восстановить на исходном месте то, что было вытеснено или искажено защитой. Тогда фокус смещается с анализа Эго к анализу Ид. Но затем снова при первом же сопротивлении появляется необходимость анализа функционирования Эго. Происходит такое «челночное» движение анализа в двух направлениях: «Лишь тогда, когда наблюдение направлено поочередно то на Ид, то на Эго, а интерес раздвоен, охватывая обе стороны находящегося перед нами человека, мы можем говорить о психоанализе» (цит. по: Фрейд А., 1999,

т. 1, с. 123). Без сочетания этих двух линий исследования и практической работы (если отдается предпочтение лишь одной из них в ущерб другой) аналитик получит искаженную или неполную картину личности (по словам А. Фрейд, «карикатуру на действительность»). В качестве примера такого одностороннего подхода А. Фрейд самокритично приводит и собственную технику детского анализа, которая была описана ею в 1927 г.: «Если мы отказываемся от свободных ассоциаций, в недостаточной мере используем интерпретацию символов и начинаем интерпретировать перенос лишь на поздней стадии лечения, то для нас оказываются закрытыми три важных пути раскрытия содержания Ид и действий Эго» (там же, с. 133).

Аналогичные соображения высказывает А. Фрейд по поводу переноса. Она вводит также различия (теоретическое и практическое) между наблюдением Ид и наблюдением Эго применительно к интерпретации переноса. В зависимости от содержания переноса и, соответственно, от сложности работы с ним, она выделяет следующие виды переноса: перенос либидозных импульсов, перенос защиты и действие в переносе.

Перенос либидозных импульсов важен для наблюдения Ид. Аффективные вторжения чувств любви и ненависти, ревности и пр. имеют источником ранние аффективные констелляции - эдипов комплекс, комплекс кастрации. Они становятся понятными, если помещаются в эту «детскую аффективную ситуацию». Как отмечает А. Фрейд, пациент охотно идет на сотрудничество по осознанию этого инородного для его Эго импульса, что помогает ему в осуществлении анализа.

Перенос защиты затрагивает «не только предшествовавшие импульсы Ид, но также и предшествовавшие защитные меры против инстинктов» (там же, с. 126), осуществившиеся, когда пациент еще был ребенком. В некоторых случаях может случиться так, что сам инстинктивный импульс вовсе не проявляется в переносе и видима одна лишь защита, «принятая Эго против некоторых позитивных или негативных установок либидо, как, например, реакция избегания позитивной фиксации любви при скрытой женской гомосексуальности или пассивная мазохистская установка женского типа, на которую В. Райх обращал внимание у пациентов-мужчин, чьи отношения с отцами некогда характеризовались агрессивностью» (там же, с. 127). По мнению А. Фрейд, в этой ситуации самым правильным будет смещение внимания аналитика с инстинкта на конкретный защитный механизм, т. е. с Ид на Эго.

Таким образом, в целом явление переноса разделяется на две части, берущие начало в прошлом: либидозный или агрессивный элементы, принадлежащие Ид, и защитные механизмы Эго. «Мы не только заполняем провал в памяти пациента, касающийся его инстинктивной жизни, как мы это делаем и при интерпретации первого, простого типа переноса, но мы также дополняем и заполняем провалы в истории развития его Эго, или, иначе говоря, истории трансформаций, которые претерпевает инстинкт» (там же, с. 128).

Трудность здесь состоит в том, что пациент не ощущает проявления второго типа переноса (переноса защиты) чужеродными, поскольку в их актуализации участвует Эго, которое и противодействует аналитической работе. Вместе с тем либидозный перенос и перенос защиты в целом связаны друг с другом, так же как и проявления Эго связаны с проявлениями Ид. В сущности, различные виды переноса - это различные проявления определенной психической структуры: связи Ид и Эго.

Действие в переносе возникает тогда, когда пациент «переправляет» свои переносные реакции в повседневную жизнь, перестает соблюдать на какое-то время правила аналитического лечения и «начинает проигрывать в своем повседневном поведении как инстинктивные импульсы, так и защитные реакции, включенные в его перенесенные аффекты» (там же, с. 129). С этим переносом работать еще сложнее, чем с предыдущим, поскольку Эго функционирует свободно или же действует заодно с Ид, выполняя его приказы.

По нашему мнению, таким образом и в психологическом, и в терапевтическом смысле Эго и бессознательное имплицируют, опосредуют и в некотором смысле создают друг друга. Хотя с последним радикальным утверждением А. Фрейд, конечно, не согласилась бы, поскольку до конца жизни отстаивала метапсихологические взгляды своего отца. Она, например, считала, что Эго должно сформировать свои четкие границы, отделяющие его от Ид. Последнее можно понять и так, что человек обречен на расщепленное существование. Но поскольку Эго происходит от Ид и является его частью, почему оно не может интегрировать в себе проявления Ид? Другими словами, может ли человек стать действительно целостной личностью, а не только индивидом с целостным Эго?

Конечно существует масса теорий подсознательных процессов но, на сегодняшний день в научном мире более популярна теория Зигмунда Фрейда. Почему? Эта теория имеет много врагов, многие ее считают очень "странной". Учение Зигмунда Фрейда было запрещено, так у фашистов - его книги сжигали в фашисткой Германии. В СССР его теория была объявлена несовместимой с марксизмом и тоже запрещена. По мнению тех и других, учение Фрейда слишком уж делает человека и его желания и стремления примитивными и не идеализирует его, что идет вразрез с политикой страны.

Но не смотря на все это именно его теория объясняет многие поступки людей. Благодаря его учению, врачи и психологи смогли помочь многим пациентам.

По теории Фрейда мы рождаемся с Ид. Id уже заложена или "запрограммирована" в нас. Этот аспект полностью бессознателен и включает в себя инстинктивные и примитивные формы поведения. Согласно Фрейду, ид является источником всей психической энергии, что делает его основным компонентом личности.

Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия - из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности.

Если бы мы управлялись бы исключительно принципом удовольствия, то в какой-то момент могли бы осознать, что для удовлетворения наших потребностей мы вырываем из рук других людей понравившиеся нам вещи. Такое поведение оказалось бы разрушительным, оно социально неприемлемо. Согласно Фрейду, Ид пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесс, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта - как способ удовлетворения потребности.

В возрасте 4-5 лет у нас начинает активно развиваться другой компонент психики - Суперэго.
Суперэго - это аспект личности, который содержит все усвоенные нами моральные нормы, ценности и идеалы. Их мы получаем от обоих родителей и общества, они составляют наше чувство правильного и неправильного. Суперэго содержит рамки, в которых мы принимаем решения.

Суперэго составляют:

Эго-идеал, который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правилам, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.
- Совесть включает в себя информацию о том что, с точки зрения родителей и общества, было бы неприемлемо. Такое поведение часто запрещено и может привести к неприятным последствиям, наказанию либо чувству вины и угрызениям совести.

Суперэго направлено на формирование более совершенного и цивилизованного поведения. Оно старается пресечь все неприемлемые побуждения Ид и заставить Эго действовать согласно идеалистическим стандартам, а не реалистичным принципам.

Суперэго присутствует в сознании, предсознании и подсознании.

Эго - компонент личности, который отвечает за взаимодействие с реальностью. Как считал Фрейд, Эго развивается из Ид и гарантирует, что импульсы, создаваемые Ид, могут быть выражены в форме, приемлемой в реальном мире. Эго функционирует в сознании, предсознании и подсознании.
Эго действует на основе принципа реальности, который стремится удовлетворить желания Ид возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания Ид могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения - Эго, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте.
Эго также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями - через вторичный процесс, в ходе которого Эго уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному Ид в первичном процессе.
Эго пытается примерить Ид и Суперэго и выработать оптимальное решение, приемлемое для всех.
Для этих целей Эго использует защитные психологические механизмы. Защитные механизмы это инструмент "в руках" Эго для решения конфликта между Ид и Супер-Эго.

Защитные механизмы

Все психологические защитные механизмы - подсознательные.
- Если же Вы знаете что делаете или зачем это делаете - это не защитный механизм.
-Защитные механизмы изменяются со временем.
-Если Вы опознали защитный механизм, то он не используется в настоящее время, возможно он использовался в прошлом.
-Защитные механизмы носят адаптирующую функцию, но они могут быть патологическими.
Насколько эффективно Эго и насколько оно хорошо и профессионально использует свои инструменты - психологические защитные механизмы? Если бы Эго работало идеально, то и мы бы всегда были идеальными людьми. Но ведь мы знаем, что мы не всегда принимаем правильные решения. Иногда вдруг, пропадает настроение, иногда бывают необъяснимые вспышки гнева или возникает раздражение...
Какова же разница между нормальными психологическими механизмами и уже психопатологией? Разница в том: как долго, к месту ли, Эго использует свои инструменты... Другими словами как далеко зашел тот или иной защитный механизм? Правильно ли мы понимаем реальность и правильно ли подобран защитный механизм? Не извращаем ли мы реальность, умышленно или по незнанию, чтобы найти согласие?

Взаимодействие Ид, Эго и Суперэго

Получается, что конкурирующих между собой сил так много, что между Ид, Эго и Суперэго может возникнуть конфликт. Фрейд использовал термин «сила Эго», чтобы называть способность Эго функционировать независимо от того, какие отношения существуют между этими компонентами на данный момент. Человек с сильным Эго способен эффективно справляться с подобным стрессом, а те, у кого Эго чересчур сильно или, наоборот, слабо, может стать слишком неуступчивым или слишком слабовольным.
Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго.

P.S. ИД - Это темная, недоступная часть нашей личности; то темное, что вам о ней известно, мы узнали, изучая работу сновидения и образование невротических симптомов, и большинство этих сведений носят негативный характер, допуская описание только в качестве противоположности Эго. Мы приближаемся к Ид при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений. Мы представляем себе, что у своего предела Ид открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате. Благодаря влечениям Ид наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только стремление удовлетворить инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. Для процессов Ид не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удаляясь друг от друга, в лучшем случае для разрядки энергии под давлением экономического принуждения, объединяясь в компромиссные образования. В Ид нет ничего, что можно было бы отождествлять с отрицанием, и мы с удивлением видим также исключение из известного философского положения, что пространство и время являются необходимыми формами наших психических актов. В Ид нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени, никакого признания течения во времени и, что в высшей степени странно и ждет своего объяснения философами, нет никакого изменения психического процесса с течением времени. Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Ид, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Ид, виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново. Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения.
(Зигмунд Фрейд. Продолжение лекций по введению в психоанализ.)

    Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

    Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

    Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

ЭГО И ИД. СУПЕРЭГО И СУПЕРИД

СуперЭГО

п о д с о з н а н и е

с о з н а н и е

Как обобщение своей терапевтической практики Фрейд предложил теоретическую модель структуры личности человека. В соответствии с этой моделью структура личности включает три части: "Ид", "Эго" и "Суперэго". Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из частей выявляет свои специфические функции.

"Ид" - первоначальная, основная, центральная и наиболее архаичная часть личности. "Ид" содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено конституцией, инстинктивное. "Ид" - наша биологическая сущность, то, в чем мы не отличаемся от животных. Оно служит источником психической энергии, оно руководствуется принципом удовольствия и оно, вместе с тем, бессознательно. Однако безоглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе онтогенеза у человека сформировалось "Эго" как сознательное начало, действующее на основании принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремлениями "Ид" и требованиями общества, воплощенными в "Суперэго".

Итак, сознательная жизнь протекает в "Эго" посредством активной деятельности. "Эго" способно перестроить этот мир себе на пользу, оно развивается из "Ид" и, в отличие от последнего, находится в контакте с внешним миром. Фрейд сравнивал отношения "Эго" и "Ид" с отношениями между всадником и лошадью. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть, но движется он только благодаря движению лошади. Находясь между властными побуждениями "Ид" и ограничениями "Суперэго", "Эго" стремится выполнить свою охранительную задачу, восстановить гармонию между различными силами и влияниями, действующими на человека извне и изнутри. Можно сказать, что если "Ид" реагирует на потребности, то "Эго" - на возможности. Между "Эго" и "Ид" может возникнуть отношение напряженности, поскольку "Эго" должно сдерживать требование "Ид" в соответствии с установками общества. Эта напряженность субъективно переживается как состояние тревоги, беспокойства, вины.

"Суперэго" - это своеобразная моральная цензура. Содержанием этой системы являются нормы и запреты, принятые личностью. "Суперэго" - уровень, представляющий в психике социальные нормы и правила поведения, уровень должного. Он складывается из запретов, выработанных в совместной жизни людей, и ограничений, налагаемых на способы удовлетворения биологических потребностей. Фрейд указывает на три основные функции "Суперэго", три проявления его сути - совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

В большой мере функционирование "Суперэго" зависит от того, какие ценности являются общепринятыми в данном обществе, каковы нормы социума. Нормы эти, как правило, осознаются еще в детстве и, доведенные до автоматизма, превращаются в стереотип поведения. Конечно, при определенных условиях они могут стать снова предметом особого внимания. Случается это тогда, когда возникает нестереотипная ситуация. Однако, не будучи приспособленным для решения задач такого рода, "Суперэго" посылает информационный импульс на часть личности "Эго".

Таким образом, по Фрейду, в области сознания функционируют две части личности: "Эго" и "Суперэго", а в области бессознательного - "Ид". Однако Фрейд указывал на то, что в области бессознательного также могут наблюдаться социальные ограничители, такие, например, как бессознательное чувство вины. По-видимому, к этой же области функционирования бессознательного можно отнести и то, что Юнг называет "коллективным бессознательным".

По Юнгу, "коллективное бессознательное" - это то, что накоплено всем человечеством, что передается из поколения в поколение. При рождении ребенка его психика не является чистой грифельной доской, а содержит в себе определенные структуры - архетипы. Архетип - это форма без собственного содержания, отпечаток ступни в окаменевшей породе, то, что организует и направляет психический процесс. Архетип можно сравнить с сухим руслом реки, в котором определен рельеф, но рекой ему суждено быть лишь тогда, когда потечет вода (психические процессы). Архетипы проявляют себя в виде символов (крест), в мифах, традициях, а также представлениях о Боге даже у самых примитивных племен с низким социальным развитием. Следуя принятой выше терминологии, естественно назвать эту функцию "Суперид".

Резюмируя вышесказанное, структуру личности можно изобразить такой схемой:

(Определяются социальными требованиями)

СуперЭГО

Коллективное бессознательное, бессознательная самокритика и совесть

Судья или цензор его деятельности, хранилище моральных установок

(Определяются биологическими потребностями)

Биологическая сущность - то, что не отличает человека от животного, реагирyeт на физиологические потребности

Осознает внешний мир, стремится к удовольствию, переводит информацию любого вида на уровень логического мышления

п о д с о з н а н и е

с о з н а н и е

Юнг мыслил отношение бессознательного к сознательному как компенсаторное. Это проявляется, в частности, в том, что у экстравертированного типа всегда есть искушение пожертвовать собой в пользу объекта; ассимилировать себя с объектом. Тогда, для дополнения, установка бессознательного имеет свойство интровертированного характера. Она концентрирует энергию на субъективном моменте, то есть на всех потребностях и побуждениях, которые подавлены или вытеснены слишком экстравертированной сознательной установкой. Слишком экстравертированная установка может в такой степени не считаться с субъектом, что последний приносится в жертву внешним обстоятельствам. Это может кончиться "бунтом" бессознательного в виде грубого эгоизма, который в итоге способен парализовать сознательное действие. Выдающееся свойство бессознательных тенденций заключается в том, что именно по мере того, как они лишаются своей энергии сознательным непризнанием, они могут принять разрушительный характер как только компенсация нарушится. У экстравертов поэтому часто наблюдаются истерические" неврозы. Если установка бессознательного компенсирует установку сознания, человек находится в психическом равновесии.

Такой же подход правомерен и для интровертов. Для компенсации субъективной установки в сознании подсознание настраивается на восприятие объективного мира. Это проявляется в том, что объект и объективное данное оказывают на человека чрезвычайно сильное влияние, которое тем более непреодолимо, что оно овладевает индивидуумом бессознательно и благодаря этому навязывается сознанию без всякого противодействия. Вследствие сознательного стремления к независимости от объекта в бессознательном возникает компенсаторное отношение к объекту, которое проявляется как необходимая и непреодолимая связь с объектом. Чем больше сознательная личность старается обеспечить себе всяческую свободу, независимость от обязанности, тем более попадает она в рабство объективного данного. Свобода духа, к примеру, может быть привязана на цепь постыдной финансовой зависимости (Бальзак прятался от своих кредиторов). Независимость поступков интроверта время от времени отступает перед влиянием общественного мнения. Против воли субъекта, объект постоянно напоминает о себе, преследует его. Именно из страха перед объектом развивается своеобразная трусость интровертов перед публичными выступлениями, боязнь высказать свое мнение.

Интроверт сильно боится попасть под влияние других людей. Ему всегда необходима огромная внутренняя работа, чтобы уметь себя сдерживать. Типичная форма невроза - психастения, болезнь, которая характеризуется, с одной стороны, большой чувствительностью, а, с другой, - истощаемостью и хроническим утомлением.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

Инстинкт жизни и инстинкт аг­рессии.

Сознательные и бессознательные аспекты личности.

Ид, эго и супер-эго. Объективная тревога, невротическая и моральная тревога.

Защитные механизмы личности.

Психосексуальные стадии развития личности.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) мало полагался на обычный экспериментальный подход, хотя и был убежден в том, что его работа носит строго научный характер, а анализ историй болезни пациентов и его собственный самоанализ, по его мнению, дают достаточно оснований для выводов. Он не занимался сбором данных в ходе контролируемо­го эксперимента и не использовал статистических методов анализа результатов. При со­здании теории он больше всего полагался на собственное критическое чутье. Он настаивал на том, что только сами психоаналитики могут судить о научной ценности его работ.

В боль­шей степени Фрейда интересовали те сюжеты, которые, как правило, прежде оставались без внимания: бессознательная мотивация поведения, конф­ликты между силами бессознательного и их последствия для психики человека.

Инстинкты - это движущие, мотивационные силы личности, биологические факторы, высвобождающие запасы психической энер­гии. Для Фрейда инстинкты - это не врожденные рефлексы, как обычно понимают данный термин, а та часть стимуляции, которая исходит от тела. Целью инстинктов является устранение или ослабле­ние стимуляции при помощи определенных типов поведения, таких как еда или сексуальная активность. Фрейд не ставил перед собой задачу дать детальную классифика­цию всех человеческих инстинктов. Он говорил всего лишь о двух больших группах: инстинкты жизни и инстинкты смерти. Инстинкты жизни включают в себя голод, жажду, секс и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо. Инстинкты смерти - это разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). К концу жизни Фрейд все больше приходил к убеждению, что инстинкт аг­рессии может быть столь же могуществен в качестве фактора мотива­ции, как и секс.

Сознательные и бессознательные аспекты личности. В своих ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей - сознательной и бессозна­тельной. Сознательная часть - как верхушка айсберга - невелика и, в общем-то, не имеет существенного значения. Она выражает лишь поверхностные аспекты личности в целом. Обширная и мощная об­ласть подсознания, как подводная часть айсберга, содержит в себе ин­стинкты и движущие силы всего поведения человека.

Со временем Фрейд пересмотрел это простое деление на созна­тельное/бессознательное и стал говорить о соотношении трех компо­нентов - ид, эго и супер-эго, или оно, Я и сверх-Я. Область ид, которая приблизительно соответствует тому, что Фрейд ранее называл бессозна­тельным, представляет собой наиболее примитивную и наименее дос­тупную часть личности. Мощнейшие силы ид включают в себя сексу­альный инстинкт и агрессию. Стимулы ид требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с какими обстоятельства­ми реальности. Они действуют в соответствии с принципом наслажде­ния, который ищет лишь возможности снять напряжение, стремясь к удовольствию и избегая боли. Ид является основным источником нашей психической энергии, либидо, которая проявляет себя в виде напряженности. Возрастание энергии либидо приводит к увеличению напряженности, которую мы затем пытаемся различными способами свести до приемлемого уровня. Для того, чтобы удовлетворять свои потребности и поддерживать ком­фортный и приемлемый уровень напряженности, мы должны взаимо­действовать с реальным миром. Голодный человек, например, должен что-то предпринять и найти пищу, что снимет вызванное голодом на­пряжение. А потому необходимо установить соответствующие связи между потребностями ид и реальными обстоятельствами.

Эго , Я служит своего рода посредником между ид и внешним ми­ром. Эго ориентируется, в противоположность не рассуждающему и пол­ному неукрощенных страстей ид, на причинные связи и рациональ­ность. Ид полно слепых вожделений, оно не соотносит себя с реальностью. Эго сознает реальность, манипулирует ею и, тем самым, регулирует дея­тельность ид. Эго следует принципу реальности, сдерживая вожделею­щие порывы ид до тех пор, пока не будет найден подходящий объект,

при помощи которого потребность может быть удовлетворена, а психи­ческое напряжение снято.

Эго не существует отдельно от ид. Более того, эго черпает свою силу в ид. Само эго существует, собственно, для того, чтобы помогать ид. Оно направлено на то, чтобы способствовать осуществлению вожделе­ний ид. Фрейд сравнивает их соотношение с взаимосвязью лошади и всадника: от лошади исходит энергия движения, благодаря ей движется и всадник. Но эта энергия должна постоянно направляться поводьями, иначе в один прекрасный момент лошадь может сбросить всадника на землю. Точно так же ид должно направляться и контролироваться, иначе рациональное эго будет сброшено и растоптано.

Третий компонент структуры личности, по Фрейду, - супер-эго, сверх-Я. Это образование возникает еще в раннем возрасте, когда ребе­нок усваивает правила поведения, внушаемые ему родителями и воспи­тателями при помощи системы поощрений наказаний.

Супер-эго представляет собой моральность. По словам Фрейда, это «непрерывное стремление, тяга к совершенству. Короче говоря, оно воплощает в себе все представления о высших сторонах личности чело­века, какие только мы в состоянии психологически в себя вместить» Поэтому понятно, что супер-эго не может не конфликтовать с ид. В отличие от эго, которое пытается отсрочить исполнение желаний ид до более подходящего случая, супер-эго намере­вается полностью подавить эти вожделения.

Ид (Оно) - источник психической энергии, аспект личности, включающий в себя преимущественно инстинкты.

Эго - структурный компонент личности, ответственный за направление и контролирование инстинктов.

Супер-эго - моральный аспект личности, ответственный за усваивание родительских и общественных ценностей и стандартов.

В итоге, эго предстает, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневриро­вать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивос­тью и нетерпением ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением супер-эго к совершенству. В тех случаях, когда эго под­вергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой.

Тревога - это своего рода предупреждение о том, что эго в опасности. Фрейд говорит о трех типах тревоги: объективной, невроти­ческой и моральной. Объективная тревога возникает под воздействием реальных опасностей в реальном мире. Другие же два типа тревоги уводят от мира прочь. Невротическая тревога возникает из осознания тех потенциальных опасностей, которые проистекают из потворствования инстинктам ид. Это не боязнь инстинктов самих по себе, но, скорее, страх тех наказаний, которые могут последовать за неразборчивым следованием позывам ид. Иными словами, невротическая тревога - это боязнь понести наказа­ние за проявление импульсивных желаний. Моральная тревога возникает из опасения заслужить чье-либо осуж­дение. Моральная тревога зависит, таким образом, от того, насколько развито у человека чувство вины. Менее моральные люди будут менее подвержены тревоге этого типа.

Фрейд выдвинул предположение, что эго возводит своеобразную преграду против тревоги - защитные механизмы, которые представляют собой подсознательное отрицание или искажение реальности. Например, при использовании механизма идентификации человек подра­жает манерам какого-то иного человека, кем он восхищается и кто кажется ему менее уязвимым в тревожных ситуациях. При сублимации происходит подмена тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосред­ственно, на социально приемлемые цели. Так, например, психическую энер­гию секса можно из этой сферы направить на цели художественного твор­чества. В ситуации проекции источником тревоги объявляется кто-то дру­гой. В реактивной формации человек скрывает тревожащие его импуль­сы тем, что превращает их в нечто противоположное. Например, замещает ненависть любовью. Механизм регрессии включает в себя поведение, харак­терное для более ранних ступеней развития, когда человек чувствовал себя в большей безопасности и был менее подвержен тревоге.

Защитные механизмы - определенные типы поведения, призванные защитить Я от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни.

Отрицание. Отрицание наличия внешней угрозы или травматического события. Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.

Замещение. Переключение импульсов ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку.

Проекция Вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает.

Рационализация Переформулирование поведения таким образом, что оно ста­новится более понятным, более приемлемым, а потому и менее пугающим для окружающих. Например, можно заявить, что работа, с которой вас только что уволили, на самом деле была не столь уж и хороша.

Реактивная формация Подмена одного импульса ид на другой, противополож­ный первому. Например, некто, кого одолевают сексуальные вожделения, может вдруг стать страстным борцом с порнографией.

Регрессия Возвращение к ранним, казавшимся более безопасными, стадиям психической жизни. Появление у взрослого человека черт детского, зависи­мого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.

Подавление Отрицание существования какого-то фактора или события, вызы­вающего тревогу. Например, невольное вытеснение из сознания некоторых воспоминаний или переживаний, вызывающих сильный-дискомфорт.

Сублимация Изменение или замещение некоторых импульсов ид через переключе­ние энергии инстинкта на социально приемлемые цели. Например, перевод сексуальной энергии в сферу художественного творчества.

Психосексуальные стадии развития личности. Фрейд был убежден, что истоки невротических расстройств надо искать в детских переживаниях пациентов. Таким образом, он стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. По его мнению, базовые черты личности человека формируются почти полностью к пятому году жизни.

С точки зрения психоаналитической теории развития, ребенок про­ходит в своем развитии ряд психосексуальных стадий. В этот период ребенок выступает как автоэротичное существо, то есть он получает чувственное удовольствие от стимуляции эрогенных зон своего тела родителями или другими людьми во время нормального хода воспита­тельного процесса. Считается, что для каждой такой стадии характерна своя эрогенная зона.

Психосексуальные стадии - стадии развития ребенка, когда его психика концентрируется вокруг определенных эрогенных зон

Оральная стадия начинается от рождения и длится до второго года. В течение этого периода все первичные чувственные удовольствия свя­заны со ртом ребенка: сосание, покусывание, глотание. Неадекватное раз­витие на этой стадии - слишком много или слишком мало - могут породить оральный тип личности, то есть человека, который излишне много внимания уделяет привычкам, связанным со ртом: курение, поцелуи и поглощение еды. Фрейд считал, что весьма широкий спектр взрослых привычек и черт характера - от чрезмерного оптимизма до сарказма и цинизма - коренится именно в этой детской оральной стадии.

На анальной стадии основной источник удовольствия перемеща­ется ото рта к области ануса. Ребенок преимущественное удовлетворе­ние получает от этой зоны тела. Именно в это время ребенка начинают приучать самостоятельно пользоваться туалетом. При этом ребенок может как проявлять повышенную активность, так и вообще отказы­ваться от дефекации. И тот и другой случаи свидетельствуют об откры­том неповиновении родителям. Конфликты на этой стадии развития могут привести к появлению во взрослом состоянии двух различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и экстравагантный тип человека) и анально-удерживающего (невероят­но чистоплотный, опрятный и организованный тип).

Во время фаллической стадии развития, которая приходится на четвертый год жизни ребен­ка, основное его внимание сосредотачивается на эротическом удовлетворе­нии, что включает в себя любование и демонстрацию гениталий и сексуаль­ные фантазии. Фрейд описывает эту стадию при помощи понятия эдипова комплекса. Как известно, Эдип - это персонаж древнегреческой мифоло­гии, который, не ведая того, убивает своего отца и женится на собственной матери. По мысли Фрейда, на этой стадии у ребенка развивается влечение к родителю противоположного пола и неприятие родителя одного с собой пола, который теперь воспринимается как соперник.

Как правило, ребенку удается преодолеть эдипов комплекс через отождествление себя с родителем своего пола и замещением влечения к родителю противоположного пола нормальным сексуальным влече­нием к другим людям. Одним из следствий отождествле­ния с родителем одного с собой пола является развитие супер-эго. Принимая манеры и позицию родителя, ребенок тем самым усваивает и нормы его супер-эго.

После того, как пройдены все перипетии этих начальных стадий, ребенок вступает в длительный латентный период, который продолжа­ется с 5- до 12-летнего возраста. После этого, по мысли Фрейда, под натиском пубертатных сигналов у ребенка начинается генитальная стадия. В этот период преимущественное значение приобретает гетеро­сексуальное поведение, и человек начинает готовиться к супружеской жизни, отцовству или материнству, соответственно.

Вопросы:

Что такое «либидо»?

Какие защитные механизмы выделены в психоанализе?

Какие инстанции личности конструирует Фрейд?

Что определяет психосексуальное развитие личности?