Как возникает пристрастие к чувственным удовольствиям? Получение чувственного наслаждения

Пока личность не утвердилась в трансцендентном, для него актуально выполнение различных правил, упомянутых в священных писаниях. Эти регуляции ограничивают некоторые виды деятельности, а другие поощряют.

Несмотря на ограничения в греховной деятельности, живое существо сохраняет вкус к ним даже в выполнении регулируемой духовной практики.

Но по мере утверждения в сознании Господа человек утрачивает влечение к мертвым предметам материального мира.

Духовные наслаждения выше и...

Сегодня мы поговорим о третьем сословии в варнашраме, которое называется "вайшья" или торговое сословие. Оно возникло из земледелия, то есть умения посадить небольшое количество зерна, а получить большой урожай. Земледелие естественным образом расширяется до торговли и заботе о животных, особенно коровах, так как молочные продукты составляют основу рациона человеческого питания.

Если кшатриям доверена забота о подчинённых, то вайшьям доверена забота о животных. Когда убийство животных...

Ранее мы говорили, что радость - нечто совершенно отличное от удовольствия, поэтому давайте выясним, что включает в себя удовольствие, и возможно ли жить в мире, в котором нет удовольствия, но есть потрясающая радость, блаженство.

Все мы заняты непрерывной погоней за удовольствием, в той или иной форме: интеллектуальным удовольствием, чувственным наслаждением, культурными развлечениями; удовольствием от того, чтобы проводить реформы, учить других, исправлять недостатки общества, делать добро...

Вопрос: Я дипломированный бухгалтер на пенсии, а моя жена занимается социальной работой для бедных женщин. Наш сын уезжает в Соединённые Штаты, и мы приехали его проводить. Мы панджабы, но живём в Дели. У нас есть Гуру направления Радха Соами, мы очень высоко ценим сатсанг. Мы чувствуем, что нам очень повезло, что мы попали сюда. Мы встречали много святых людей и счастливы встретить ещё одного.

Махарадж: Вы встречали много отшельников и аскетов, но трудно найти полностью реализованного...

Вопрос: Один мой друг, молодой человек двадцати пяти лет, узнал, что болен неизлечимой болезнью сердца. Он написал мне, что вместо медленной смерти предпочитает самоубийство. Я ответил, что болезнь, неизлечимая западной медициной, может быть вылечена каким нибудь другим способом. Есть йогические силы, которые могут произвести почти мгновенные изменения в человеческом теле. Эффекты от регулярного голодания также граничат с чудом. Я написал ему, чтобы он не торопился умирать, а дал шанс другим...

Материальные удовольствия возникают от соприкосновении материальных чувств с объектами восприятия. Такие удовольствия преходящи, потому что само материальное тело бренно. Освобожденную душу не интересует ничто преходящее.

Да и может ли тот, кто изведал высшее, духовное блаженство, довольствоваться иллюзорными радостями? В «Падма Пуране» сказано:

«Для йогов Абсолютная Истина является источником безграничного духовного блаженства. Поэтому Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога. называют...

Махарадж: Прежде всего вы должны осознать, что вы являетесь доказательством всего, включая себя самого. Никто не может доказать ваше существование, потому что его существование вначале должно быть подтверждено вами. Вы никому не обязаны своим бытием и знанием. Помните, вы полностью сами по себе. Вы ниоткуда не пришли и никуда не уйдёте. Вы есть безвременное бытие и осознание.

Вопрос: Между нами есть основное различие. Вы знаете истину, а я знаю только функционирование своего ума. Поэтому...

Есть разные способы искусного подхода к боли, которые позволяют появиться прозрению в то, каким образом ум и тело взаимно проникают друг в друга. Когда в теле существует боль, мы можем увидеть, как она становится причиной некоторого состояния ума; она подталкивает к определенным помыслам.

Тело воздействует на ум таким же образом, как ум воздействует на тело; точно так же как положение нашего тела отражает настроение, так и телесные условия создают душевные.

Когда мы вглядываемся в боль...


Именно неведенье разжигает в человеке жажду к наслаждениям (кама) и побуждает к поискам вечного счастья в мире. Но не все наши желания направлены на грубые объекты наслаждения; существуют также желания достатка, процветания, потомства...

Чувственные удовольствия

Таким образом, Фрейда никак не назовешь приверженцем строгой дисциплины. И аскетом он тоже не был. Его сексуальная активность, по всей видимости, пошла на спад очень рано; мы знаем, что в августе 1893 года, когда ему было всего 37 лет, основатель психоанализа предпочитал воздержание. Однако это было не навсегда. Анна, его последний ребенок, родилась в декабре 1895-го. В следующем году он сообщил Флиссу, который всегда интересовался биологическими ритмами с периодом 28 дней: «Я не испытываю сексуального желания, и я импотент – хотя на самом деле это еще, конечно, не так», а в 1897-м рассказывал ему о сновидении, в котором он шел по лестнице, почти раздетый, и его преследовала женщина. При этом он чувствовал не страх, а эротическое волнение.

И действительно, как мы уже видели, в 1900 году Фрейд отметил, что «покончил с рождением детей». Однако существуют интригующие свидетельства, что он не покончил с сексуальным возбуждением и соитием – на протяжении следующих 10 лет и даже больше. В июле 1915 года Зигмунд Фрейд записал и проанализировал несколько своих сновидений. Одно из них было о жене: «Марта идет ко мне, и я должен что-то написать для нее… в блокноте. Я беру карандаш… Потом все становится расплывчатым». Истолковывая сон, Фрейд в качестве возбудителя предложил несколько событий предшествующего дня, среди которых неизбежно присутствовало «сексуальное значение»: сон «имел отношение к успешному совокуплению в среду утром». В то время Фрейду было 59 лет. Таким образом, когда в том же году он сказал Джеймсу Патнему, что «весьма умеренно пользовался» сексуальной свободой, которую проповедовал, то явно выказывал отвращение к внебрачным интрижкам. Как и в некоторых снах, в статьях и случайно оброненных фразах Фрейда встречаются намеки на буйные эротические фантазии, преследовавшие его на протяжении многих лет. По большей части они так и оставались фантазиями. «Будучи культурными людьми – Kulturmenschen, – мы, – с сардонической усмешкой признался основатель психоанализа, – слегка предрасположены к психологической импотенции». Несколько месяцев спустя Фрейд в шутку, но с оттенком меланхолии предположил, что было бы полезно возродить один античный институт, «академию любви, где преподавали бы ars amandi». Насколько широкой была его практика в том, чему учили бы в такой академии, осталось тайной. Однако замечание об «успешном соитии» в 1915 году свидетельствует о том, что в некоторых случаях он терпел неудачу.

Отчасти воздержание Фрейда было вызвано явным отвращением ко всем известным методам регулирования рождаемости. Мы знаем, что в начале 90-х годов XIX столетия при исследовании – на примере своих пациентов и, вполне вероятно, собственного брака – сексуального происхождения неврозов Фрейд заявлял о психологических последствиях применения контрацепции. Он был убежден, что, за исключением самых благоприятных случаев, использование кондома ведет к невротическим нарушениям. Ничуть не лучше coitus interruptus и другие способы; в зависимости от используемого метода либо мужчина, либо женщина в конечном счете обречены стать жертвой истерии или невроза страха. «Если бы Фрейд продолжил двигаться в этом направлении, – заметила Джейн Малькольм, – то стал бы изобретателем усовершенствованного кондома, а не основателем психоанализа». Как бы то ни было, он рассматривал трудности, возникающие из-за недостатков контрацепции, как ключи к работе человеческой психики, включая собственную, и к ее тайнам. В отправленной Флиссу записке на эту деликатную тему Фрейд говорит не о себе, а о своих пациентах и о том, как помогли его теории их откровенные признания. Однако черновики, одновременно доверительные и страстные, свидетельствуют и о личном вкладе. В них нашел отражение его сексуальный опыт, который никак нельзя назвать даже удовлетворительным.

Воздержание Фрейда, по всей видимости, было в меньшей степени связано с ожиданием скорой смерти. В 1911 году он говорил Эмме, жене Юнга: «Мой брак давно угас, и мне остается только одно – умереть». Однако в воздержании Зигмунд Фрейд также находил причину для гордости. В своей статье о «культурной» сексуальной морали, опубликованной в 1908 году, он заметил, что современная цивилизация предъявляет необыкновенно высокие требования к способности чувственной сдержанности. Она требует от людей воздерживаться от полового сношения до брака, а затем ограничивать сексуальную активность одним партнером. По убеждению Фрейда, большинство людей не в состоянии выполнять эти требования или за выполнение их платится чрезмерная эмоциональная цена. «Сублимировать его, отвлечь силы сексуального инстинкта от его цели в сторону высшей культурной цели возможно для ничтожного меньшинства, и то временно». Большинство же «делаются неврастениками или вообще расплачиваются здоровьем».

Но Фрейд не считал себя ни неврастеником, ни больным. Скорее, он не сомневался, что сублимировал свои инстинкты и теперь занимается «культурной» работой высшего порядка. Однако старого Адама не удалось полностью обуздать: в преклонном возрасте основатель психоанализа явно восхищался миловидными женщинами. Лу Андреас-Саломе, известная писательница, философ и психотерапевт, деятель культурной жизни Европы рубежа XIX–XX столетий, красивая и опасная для мужчин, была тому ярким, но не единственным примером. В 1907 году в письме из Италии Фрейд – в то время он, по всей видимости, занялся сублимацией своих эротических порывов – рассказывал Юнгу, что случайно повстречался с его молодым коллегой, который, «похоже, снова обзавелся какой-то женщиной. Так практика мешает теории». Этот случай заставил его задуматься о собственном опыте: «Когда я полностью преодолею свое либидо (в обычном смысле), то примусь за «Любовную жизнь человечества». Очевидно, в 1907 году он еще не преодолел свое либидо – в обычном смысле.

Таким образом, Фрейд долгое время не отказывался от чувственных удовольствий. Он был согласен с высказыванием Горация, carpe diem – «живи настоящим», – философским оправданием желания ловить момент, ссылаясь на ненадежность жизненных реалий и на бесплодность добродетельного самоотречения. В конце концов, признавался основатель психоанализа, «у каждого из нас были минуты и периоды, когда мы признавали правоту этой философии жизни». В такие моменты люди склонны упрекать безжалостную строгость учения о морали: «Оно умеет только требовать, ничем не вознаграждая». Будучи строгим моралистом, Зигмунд Фрейд в то же время не отрицал необходимость удовольствий.

Вещи, накопившиеся за многие годы в доме Фрейда, свидетельствуют об определенном чувственном удовольствии, которое он, врач и семейный человек, находил не только приятным, но и приемлемым. Квартира на Берггассе, 19, была маленьким миром, сфокусировавшим в себе сознательный выбор; она всецело отражала Фрейда вместе с присущей ему культурой – как тем, что в нем было, так и тем, как это ни странно, чего в нем не было. Зигмунд Фрейд являлся образованным бюргером, представителем среднего класса той эпохи, однако его отношение к тому, что было принято ценить в этой среде и что нередко действительно ценили, – живопись, музыку, литературу, архитектуру – не всегда можно предсказать. Фрейда никак нельзя было назвать невосприимчивым к рукотворной красоте. В 1913 году основатель психоанализа радовался, узнав, что Карлу Абрахаму понравился голландский курорт Нордвейк-ан-Зее, где он отдыхал раньше. «Прежде всего, – вспоминал Фрейд, – там великолепные закаты». Но еще больше он ценил созданное руками людей. «Крошечные голландские города очаровательны. Дефт – маленький бриллиант». Художники и скульпторы, а также архитекторы радовали его глаз даже больше, чем пейзажи.

Фрейд был очень восприимчив к красоте, но вкусы имел традиционные. Вещи, которыми он себя окружал, бескомпромиссны в своем консерватизме и следовании устоявшимся правилам. Основатель психоанализа любил мелочи, которые большинство буржуа XIX века считали неотъемлемой частью своей жизни: фотографии членов семьи и близких друзей, сувениры из мест, где он побывал и которые с удовольствием вспоминал, гравюры и статуэтки, которые были, если можно так выразиться, наследием старого режима в искусстве – неизменно академические, без искры фантазии или самобытности. Революции, бушевавшие в живописи, поэзии и музыке, Фрейда никак не затронули; когда же они привлекали к себе внимание, что случалось редко, он решительно их не одобрял. По картинам на стенах его квартиры нельзя было догадаться, что в то время, когда он переехал на Берггассе, 19, уже расцвел французский импрессионизм, или что в Вене творили Климт, Кокошка, а впоследствии и Шиле. С явной неприязнью комментируя «в высшей степени современный» портрет Карла Абрахама, он писал ученику, что пришел в ужас, увидев, «как жестоко может быть наказана ваша терпимость или симпатия к современному «искусству». Показательны саркастические кавычки, в которые взято слово «искусство». Столкнувшись с экспрессионизмом, Фрейд честно признался Оскару Пфистеру в своей ограниченности.

Соответственно, в заполнявшей его квартиру мебели никак не отразился экспериментальный дизайн, который в то время преобразил дома следящих за современными тенденциями жителей Вены. Семья жила среди солидного викторианского комфорта с вышитыми скатертями, обтянутыми бархатом креслами, фотографическими портретами в рамках и изобилием восточных ковров. Их квартира дышит почти откровенной эклектикой, проявляющейся в массе годами копившихся предметов, которые не подчиняются определенному декораторскому замыслу, а свидетельствуют о простом стремлении к уюту. Похоже, в этой тесноте, которую люди с более строгим вкусом сочли бы угнетающей, семья находила опору: она стала воплощением плана домашнего комфорта, составленного Фрейдом еще до женитьбы, подтверждала преуспевание, которого наконец удалось достичь, а также поддерживала бережно хранимые воспоминания. И действительно, на консультационную комнату и личный кабинет Зигмунда Фрейда материальный достаток и воспоминания о прошлом наложили не меньший отпечаток, чем на остальные помещения квартиры на Берггассе, 19. Оценка основателем психоанализа искусства была более радикальной, чем его восприятие красоты.

Очень похожий конфликт характеризует отношение Фрейда к литературе. Его книги, монографии и статьи свидетельствуют о начитанности, цепкой памяти и великолепном чувстве стиля. Как нам известно, он часто обращался к любимым немецким классикам, особенно к Гёте и Шиллеру, а также к Шекспиру, у которого находил увлекательные загадки и большие отрывки из которого мог декламировать на своем практически идеальном английском. Такие остроумцы, как Генрих Гейне, и более грубые юмористы вроде Вильгельма Буша, были для него источником ярких иллюстраций. Однако при выборе фаворитов Фрейд пренебрегал европейским авангардом своей эпохи. Ибсена он знал в основном как отважного иконоборца, но, по всей видимости, почти не обращался к творчеству таких поэтов, как Бодлер, или таких драматургов, как Стриндберг. Среди обитателей Вены, которые писали, рисовали и сочиняли музыку в бурной, пронизанной авангардистскими порывами атмосфере, безоговорочного одобрения Фрейда, как нам уже известно, добился только Артур Шницлер – за глубокое психологическое исследование сексуальности современного венского общества.

Это вовсе не значит, что Зигмунд Фрейд не тратил время на то, чтобы читать романы, стихи и очерки ради удовольствия. Он читал, и круг его чтения был широким. Когда ему требовалась отдохнуть, особенно в преклонном возрасте во время восстановления после операций, Фрейд развлекал себя историями об убийствах таких мастеров детектива, как Дороти Сэйерс и Агата Кристи. Тем не менее обычно он предпочитал более возвышенную литературу. В 1907 году, отвечая на анкету своего издателя Гуго Хеллера, который просил назвать десять хороших книг, Фрейд перечислил не произведения, а писателей – двух швейцарских, двух французских, двух английских, одного русского, одного голландского, одного австрийского и одного американского. Это Годфрид Келлер и Конрад Фердинанд Мейер, Анатоль Франс и Эмиль Золя, Редьярд Киплинг и лорд Маколей, Дмитрий Мережковский, Мультатули, Теодор Гомперц и Марк Твен. Эти предпочтения, подобно предпочтениям в изобразительном искусстве, относительно традиционны и гораздо менее смелы, чем можно было бы ожидать от такого бунтаря. Конечно, и в них проступает дух противоречия. Мультатули, голландский эссеист и романист Эдуард Доувес Деккер, был своего рода реформатором в политике и морали. «Книга джунглей» Киплинга могла восприниматься как своеобразный протест против искусственности современной цивилизации, а Марк Твен, вне всяких сомнений, являлся самым непочтительным из юмористов.

Безусловно, некоторые из любимых произведений Фрейда, такие как однозначно оптимистичные очерки Маколея об английской культуре с XVII по XIX век, а также не менее либеральная история древнегреческой философии Гомперца, сами по себе могли считаться ниспровергающими традиции. Они напоминают о неоплатном долге Фрейда перед мыслью Просвещения XVIII столетия с ее критическим духом и надеждой для человечества – с ней основатель психоанализа познакомился как непосредственно, читая Дидро и Вольтера, так и через труды их наследников из XIX столетия. Главной темой работ Маколея и Гомперца было триумфальное распространение света и разума по миру, погруженному в тьму суеверий и гонений. Как мы знаем, Фрейд любил повторять, что тратит жизнь на разрушение иллюзий, однако, несмотря на весь свой неисправимый пессимизм, он иногда с удовольствием забавлялся иллюзией возможности прогресса, постепенно накапливающегося в человеческих делах. Примечательно, что, когда Фрейд писал для публикации, будь то психология личности, группы или культуры в целом, он проявлял меньше оптимизма. А вот читая для удовольствия, основатель психоанализа, похоже, позволял себе некоторые из желанных фантазий, жестко подавлявшихся во время работы.

Неудивительно, что литературные суждения Фрейда зачастую были чисто политическими. Одной из причин, по которым он восхвалял Анатоля Франса, служил факт, что Франция проявляла себя решительной противницей антисемитизма, а Дмитрия Мережковского, автора романа о Леонардо да Винчи, он оценивал выше, чем тот заслуживал, из-за того, что этот автор льстил художнику эпохи Возрождения, независимостью и интеллектуальной смелостью которого Фрейд восхищался. Но большинство любимых писателей были ценимы им потому, что оказались талантливыми непрофессиональными психологами. Зигмунд Фрейд считал, что мог учиться у них точно так же, как биографы и антропологи могли учиться у него. Это не значит, что он был ограниченным человеком – хотя это собственные слова Фрейда. Да, практичность его вкусов несомненна. Как он сам признавался в 1914 году в статье о Моисее работы Микеланджело: «Часто я замечал, что содержание художественного произведения притягивает меня сильнее, чем его формальные и технические качества, которым сам художник придает первостепенное значение. Для оценки многочисленных средств и некоторых воздействий искусства мне, собственно, недостает правильного понимания». Фрейд понимал разницу между чисто формальным, эстетическим удовольствием и тем удовольствием, которое может доставить содержание изобразительного искусства или литературы, но на этом он останавливался. Отчасти потому, что считал художественные методы выше своего понимания. «Смысл почти ничего не значит для этих людей, их волнует только линия, форма, соответствие контуров. Они руководствуются Lustprinzip». У Фрейда же, наоборот, над Lustprinzip, то есть принципом удовольствия, преобладал принцип реальности.

Этот практический склад ума неизбежно формировал довольно отстраненное и насмешливое отношение Фрейда к музыке. Он специально подчеркивал свое невежество в музыкальных вопросах и признавался, что не способен воспроизвести мелодию, не фальшивя. В «Толковании сновидений» Фрейд фактически хвастался отсутствием слуха: напевая арию из «Свадьбы Фигаро», в которой главный герой бросает вызов графу Альмавиве, он утверждает, что посторонний человек, наверное, не узнал бы мотив. Те, кому приходилось слышать, как основатель психоанализа напевал арии из опер Моцарта, подтверждали эти слова. Он не искал знакомства с музыкантами и, как кратко отметила его дочь Анна, никогда не ходил на концерты. Тем не менее ему нравилась опера, по крайней мере некоторые оперы. Дочери, просматривавшие мемуары Фрейда, смогли найти таких пять: «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Кармен» Бизе и «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера. Список настолько же нейтрален, насколько краток: ни Клода Дебюсси, ни Рихарда Штрауса. Среди всех опер Вагнера, разумеется, самой приемлемой были «Мейстерзингеры» – после таких ранних произведений, как «Летучий голландец». А «Кармен» – несмотря на то, что ей потребовалось некоторое время, чтобы завоевать Париж, после премьеры там в 1875 году, – быстро стала любимой оперой в немецкоговорящих странах. Брамс, Вагнер и Чайковский, которые почти ни в чем не соглашались друг с другом, считали оперу Бизе шедевром. Ницше, посмотревший не менее 12 представлений, противопоставлял ее живость и галльское очарование тяжеловесным и мрачным тевтонским музыкальным драмам Вагнера. Бисмарк, этот знаток и любитель музыки, хвастался тем, что слушал оперу 27 раз. Чтобы восхищаться этими музыкальными произведениями, не нужно было быть почитателем авангарда. Не подлежит сомнению, что Фрейд достаточно хорошо их знал, поскольку при необходимости использовал цитаты из них: ария Фигаро «Угодно графу в пляс пуститься», обращение Зарастро к принцессе Памине в «Волшебной флейте», когда он говорит, что не может заставить ее полюбить себя, а также речь Лепорелло, когда тот хвастливо перечисляет донне Эльвире все победы Дон Жуана.

Привлекательность оперы для такого немузыкального человека, как Фрейд, не представляет никакой загадки. Ведь опера – это музыка и слова, соединенная с драматическим действием песня. Подобно большинству книг, которые читал основатель психоанализа, опера могла предложить ему приятное удивление узнавания. Своим необычным, зачастую мелодраматическим способом опера пыталась разрешить психологические проблемы, занимавшие Фрейда всю жизнь: любовь, ненависть, жадность, предательство. Кроме того, опера – это представление, а Зигмунд Фрейд всегда был особенно восприимчив к зрительным впечатлениям. Он вглядывался в своих пациентов не менее внимательно, чем прислушивался к ним. Более того, опера изображает волнующие нравственные конфликты, которые находят удовлетворительное разрешение, и представляет необыкновенно красноречивых персонажей, участвующих в битве добра со злом. За исключением «Кармен», все пять любимых опер Фрейда – особенно «Волшебная флейта» и «Нюрнбергские мейстерзингеры» – изображают победу добродетели над грехом: результат, который доставляет удовлетворение самым утонченным слушателям и наряду с этим позволяет понять, какая борьба протекает в душах мужчин и женщин.

Опера и, если уж на то пошло, театр были редкими развлечениями в жизни Фрейда. Регулярным же, ежедневно повторяющимся удовольствием для него была еда. Основатель психоанализа не был гастрономом или гурманом и плохо переносил вино. Однако он получал от еды наслаждение. Есть Фрейд предпочитал в тишине и сосредоточенности. В Вене главной трапезой дня был обед, Mittagessen, который подавался ровно в час дня и состоял из супа, мяса, овощей и десерта: «…обычный обед из трех блюд, меняющийся согласно сезону, когда весной у нас появляется дополнительное блюдо, спаржа». Фрейд особенно любил итальянские артишоки, вареную говядину – Rindfleisch – и ростбиф с луком. А вот цветную капусту и курицу он недолюбливал. Еще Фрейд обожал плотные и сытные b?rgerliche блюда, без какого-либо влияния утонченной французской кухни.

Некоторую примитивность вкуса он возмещал сигарами. Зигмунд Фрейд не мог без них обойтись. Когда в начале 90-х годов XIX столетия Флисс – как бы то ни было, специалист в отоларингологии – предписал ему бросить курить, чтобы избавиться от носовых катаров, Фрейд пребывал в отчаянии и просил смягчить запрет. Он начал курить в 24 года, сначала сигареты, а затем перешел исключительно на сигары. Основатель психоанализа утверждал, что эта привычка, или порок, как он ее называл, значительно повышает его работоспособность и облегчает самоконтроль. Примечательно, что примером ему служил отец, который был заядлым курильщиком и оставался им до 81 года. В те дни увлечение Фрейда сигарами разделяли многие. Перед еженедельными собраниями у него в доме горничная расставляла на столе пепельницы, по одной на каждого гостя. Однажды в среду вечером, когда все разошлись, Мартин Фрейд в прямом смысле слова ощутил – нет, он ее, скорее, вдохнул – атмосферу в помещении. «Комната была заполнена густым дымом, и я удивлялся, как люди могли выдержать в ней несколько часов, не говоря уже о том, чтобы беседовать, не задыхаясь». Когда племяннику Фрейда Гарри было 17 лет, основатель психоанализа предложил юноше сигарету. Гарри отказался, и дядя сказал ему: «Мальчик мой, курение – это одно из самых сильных и самых дешевых удовольствий в жизни, и, если ты заранее решил не курить, мне тебя жаль». Этого чувственного удовольствия Фрейд не мог себя лишить, но за это ему пришлось заплатить непомерную цену в виде боли и страданий. Как нам известно, в 1897 году он поделился своим мнением, никогда не высказывавшимся в его статьях и книгах, что вредные привычки – в их число Фрейд включал и привычку к табаку – служат лишь заменителями «единственной настоящей привычки, «первичной мании», мастурбации». Однако превратить эту догадку в решение, бросив курить, Зигмунд Фрейд оказался не способен.

Непреодолимая любовь Фрейда к сигарам свидетельствует о сохранении примитивных оральных потребностей, а страсть к коллекционированию древностей обнаруживает в его взрослой жизни остатки не менее примитивных анальных удовольствий. То, что Зигмунд Фрейд однажды назвал собственной склонностью к старине, было, как он признался своему врачу Максу Шуру, страстью, уступающей по силе лишь его страсти к курению. Комната для консультаций, в которой Фрейд принимал своих пациентов, и примыкающий к ней кабинет постепенно переполнялись восточными коврами, фотографиями друзей, декоративными тарелками. Застекленные книжные шкафы ломились от книг и разнообразных сувениров. Стены украшали рисунки и гравюры. Знаменитая кушетка сама по себе являлась произведением искусства – высокие подушки, плед в ногах, которым пациенты укрывались, если замерзали. На полу лежал ковер из Шираза. Но больше всего в рабочих помещениях Фрейда было скульптур, которые занимали все свободные поверхности: они заполняли сомкнутые ряды книжных полок, крышки многочисленных столиков и бюро и даже вторгались в безупречный порядок письменного стола – основатель психоанализа любовался ими, когда писал письма или работал над книгами.

Именно этот лес из скульптур лучше всего запомнили его гости и пациенты. Ганс Закс, входивший в число близких друзей Фрейда, впервые посетив квартиру на Берггассе, 19, заметил, что, хотя коллекция пребывает «все еще в начальной стадии, некоторые предметы сразу же притягивают взгляд посетителя». «Человек-волк», психоанализом которого Фрейд занялся в следующем году, также нашел предметы старины очаровательными: по его мнению, в примыкающих друг к другу комнате для консультаций и кабинете мэтра всегда присутствовало ощущение священного покоя и тишины. Это напоминало «не приемную врача, а скорее кабинет археолога. Там были всевозможные статуэтки и другие необычные предметы, в которых даже неспециалист узнавал археологические находки из Древнего Египта. На стенах висели каменные декоративные блюда с изображением сцен из давно прошедших эпох».

Это изобилие тщательно и с любовью собиралось. Коллекционированием древностей Фрейд увлекался до конца жизни. Когда его давний друг Эмануэль Леви, профессор археологии в Риме, а затем в Вене, бывал в городе, он навещал Фрейда и привозил ему новости из мира древностей. Основатель психоанализа, в свою очередь, живо интересовался этим миром, когда находил время, и с волнением знающего любителя следил за раскопками. «Я приносил большие жертвы ради коллекционирования греческих, римских и египетских древностей, – на закате жизни признался он Стефану Цвейгу, – и даже больше читал сочинений по археологии, нежели по психологии». Вне всяких сомнений, это явное преувеличение: фокус упорядоченного любопытства Фрейда всегда приходился на жизнь души, а списки книг, приведенные в его произведениях, демонстрируют глубокое знание им специальной литературы. Однако основатель психоанализа получал огромное удовольствие от своих статуэток и обломков, первых покупок, которые с трудом мог себе позволить, а впоследствии подарков от друзей и последователей, принесенных в квартиру на Берггассе, 19. В преклонном возрасте, оглядывая из удобного мягкого кресла позади кушетки свою комнату для консультаций, Фрейд мог видеть большую картину с изображением египетского храма в Абу-Симбеле, маленькую репродукцию полотна Энгра с Эдипом, разгадывающим загадку Сфинкса, и гипсовую копию древнего барельефа, «Градивы». На противоположной стене над стеклянным шкафчиком, заполненным древностями, он поместил изображение Сфинкса из Гизы: еще одно напоминание о загадках – и об отважных конкистадорах, вроде него самого, которые их разгадывают.

Такая выраженная страсть нуждается в истолковании, и Фрейд с готовностью его предоставлял. Он сказал «человеку-волку», что психоаналитик «…подобно археологу на раскопках, должен слой за слоем раскрыть психику пациента, прежде чем дойти до самых глубоких, самых ценных сокровищ». Но сия весомая метафора не исчерпывает значение этого пристрастия для Фрейда. Предметы древности доставляли ему явное зрительное и тактильное удовольствие. Основатель психоанализа ласкал их взглядом или гладил, сидя за письменным столом. Иногда он приносил новое приобретение в столовую, чтобы получше рассмотреть. Кроме того, это были символы. Они напоминали о друзьях, которые дали себе труд помнить его любовь к подобным артефактам, напоминали о юге – о тех солнечных странах, в которых он побывал, в которых рассчитывал побывать, а также слишком далеких и недостижимых, в которых побывать уже не надеялся. Подобно многим северянам, от Винкельмана до Э.М. Форстера, английского романиста, которого занимала неспособность людей разных социальных групп понять и принять друг друга, Фрейд любил средиземноморскую цивилизацию. «Теперь я украсил свою комнату гипсовыми отливками флорентийских статуй, – писал он Флиссу в конце 1896 года. – Это был для меня источник необыкновенного обновления; я хочу разбогатеть, чтобы повторить такие путешествия». Подобно Риму, коллекция Фрейда служила выразителем его неясных желаний. «Конгресс на итальянской земле! (Неаполь, Помпеи)», – мечтательно восклицал он после рассказа Флиссу о тех самых гипсовых отливках.

Еще более неопределенной была связь его древностей с потерянным миром, в котором он сам и его народ, евреи, могли проследить свои далекие корни. В августе 1899 года Фрейд сообщил Флиссу из Берхтесгадена, что в следующий дождливый день «отправится маршем» в свой любимый Зальцбург, где недавно «откопал» несколько египетских древностей. Эти предметы, отмечал Фрейд, поднимают ему настроение, «рассказывают о давних временах и далеких странах». Изучая дорогие сердцу предметы, он обнаруживал, в чем много лет спустя признался Ференци, как в нем рождается странное тайное томление, возможно, «от моих древних предков – по Востоку и Средиземноморью, по совсем другой жизни: желания из детства, которые никогда не сбудутся и не приспособятся к действительности». И совсем не совпадение, что человеком, историей жизни которого Фрейд интересовался и которому, по всей видимости, завидовал больше, чем кому-либо другому, был Генрих Шлиман, знаменитый археолог, открывший таинственную, окутанную древними легендами Трою. Основатель психоанализа считал карьеру Шлимана такой выдающейся потому, что в открытии «сокровища Приама» тот обрел истинное счастье: «Счастье существует только как исполнение детской мечты». Именно такая мечта, как полагал Зигмунд Фрейд, пребывая в мрачном настроении, редко воплощалась в его собственной жизни.

Однако, как сказал он «человеку-волку», неугасающая страсть к собиранию древностей приобретала все большее значение, становилась главной метафорой дела всей его жизни. «Saxa loquuntur! – воскликнул Фрейд в 1896 году в своей лекции по этиологии истерии. – Камни говорят!» Действительно, говорят. По крайней мере, он их слышал. В одном эмоциональном письме Флиссу Фрейд сравнивал успех в психоанализе, которого только что добился, с открытием Трои. С его помощью пациент обнаружил глубоко запрятанные фантазии, «сцену из раннего детства (до 22 месяцев), которая отвечала всем требованиям и в которую укладывались все оставшиеся загадки; все сразу, сексуальные, невинные, естественные и т. д. Я до сих пор не смею в это поверить. Словно Шлиман вновь раскопал Трою, считавшуюся мифической». Фрейд и потом пользовался этой метафорой: в предисловии к истории болезни Доры он сравнивает проблемы, возникшие из-за «неполноты моих аналитических результатов», с проблемами «тех исследователей, которым посчастливилось из вековых захоронений извлечь на свет дня бесценные, хотя и искалеченные, остатки древности». Фрейд восстанавливал недостающее, и «подобно добросовестному археологу» он «не упускал случая показать, где моя конструкция смыкается с достоверным». Три десятилетия спустя в «Недовольстве культурой», иллюстрируя «общую проблему сохранения психического», он использовал широкую аналогию с Древним Римом, предстающим перед современным туристом: череда городов, остатки которых сохранились рядом друг с другом или были обнаружены в результате археологических раскопок. Таким образом, в коллекционировании древностей у Фрейда соединились работа и удовольствие, детские желания и сублимации зрелого возраста. Но оттенок болезненной зависимости тоже присутствовал. Есть что-то поэтичное в том, что осенью 1902 года на первом собрании Психологического общества по средам предметом обсуждения стало влияние курения на психику.

Из книги Записки социальной психопатки автора Раневская Фаина Георгиевна

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия В отзыве «домосковского» критика Раневская описана так: «Очаровательная жгучая брюнетка, одета роскошно и ярко, тонкая фигурка утопает в кринолине и волнах декольтированного платья. Она напоминает маленькую

Из книги Старость – невежество Бога автора Раневская Фаина Георгиевна

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия * * *В отзыве «домосковского» критика Раневская описана так: «Очаровательная жгучая брюнетка, одета роскошно и ярко, тонкая фигурка утопает в кринолине и волнах декольтированного платья. Она напоминает

Из книги Фаина Раневская. Клочки воспоминаний автора

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия В отзыве «домосковского» критика Раневская описана так: «Очаровательная жгучая брюнетка, одета роскошно и ярко, тонкая фигурка утопает в кринолине и волнах декольтированного платья. Она напоминает маленького

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Как можно меньше рутины, как можно больше удовольствия Не все фантазии эротические, но эротизм всегда склонен к фантазиям, потому что он напрямую связан с выдумкой и игрой. Я прошу вас читать эту книгу без предрассудков и чувства вины, потому что, как говорил Бунюэль,

Из книги Уроки любви. Истории из жизни А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады автора Госвами Бхакти Вигьяна

Давно я не получал такого удовольствия Настоящий духовный учитель не принимает слепой веры. Он пытается разбудить разум в ученике, проверяя его веру на прочность, и получает огромное удовольствие, когда ученик проходит испытание.Радха-Говинда Свами:В то время я жил

Из книги Друзья Высоцкого: проверка на преданность автора Сушко Юрий Михайлович

«Мне не чужды все удовольствия жизни…» Конечно, он демонстративно ерничает, когда говорит: «Я отношусь к себе как к очень плохому, страшному, неприятному, надоедливому человеку, я себя ненавижу, хотя, конечно, и люблю. Подойдя утром к зеркалу, смотрю на себя и думаю.

Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги Гупта Мринал Кумар

66. Контролируйте свои желания и стремление к чувственным наслаждениям

Материальные желания и чувственные наслаждения безграничны. Чем больше вы наслаждаетесь, тем сильнее жаждете наслаждений . Одно удовлетворенное желание порождает новые, и эта цепочка бесконечна. Ограничьте свои желания основными, жизненно необходимыми. Не стремитесь к роскоши, не культивируйте в себе желание за желанием. Удовлетворение материальных и чувственных желаний краткосрочно и неизбежно ведет к боли . Такие желания не приносят постоянного удовлетворения. Мы должны сдерживать бесконечные желания и тягу к чувственным наслаждениям. Наш разум и чувства всегда стремятся к сиюминутным радостям и удовольствиям. Это проявление низменной природы человека. Мы должны преодолеть влияние низменной природы и устремиться к высшим наслаждениям. Мы родились не ради того, чтобы испытывать низменные наслаждения. Мы должны стать выше сиюминутных радостей. Понимание жизненных законов и того, как их можно использовать, открывает перед нами истинную сокровищницу бесконечной радости.

Говоря о «чувственных наслаждениях», мы имеем в виду только наслаждения «раджасик» и «тамасик», а не «сатвик». Например, когда вы зимним днем наслаждаетесь лучами солнышка, это чувственное наслаждение, но оно относится к категории «сатвик». Значит, его нужно поощрять, а не пресекать.

Точно так же вы должны точно понимать разницу между желаниями и потребностями. Потребности связаны с вашим выживанием и условиями существования. Желания – это стремление к чувственным наслаждениям категорий «раджасик» и «тамасик». К этой категории относятся стремления к славе, известности, власти, статусу. А вот желание роста, желание познания истины позитивны, они совершенно не похожи на желания материальные, о которых мы говорили выше.

Из книги Матрицы Жизни. Как достичь желаемого с помощью Матриц Жизни автора Ангелайт

Глава III ПРОРАБАТЫВАЕМ ЭНЕРГИИ МАТРИЦ ЖИЗНИ – ИСПОЛНЯЕМ СВОИ

Из книги Ванга. Как привлечь к себе деньги автора Громова Зинаида

Исполняем свои желания Очень приятно, когда наши желания исполняются, не так ли? И это происходит как бы само собой, если у нас достаточно энергии в Первой Матрице. Но энергия эта не появится из ничего в один момент, вначале нам необходимо проработать данную Матрицу. И мы с

Из книги Том 3. Домология автора Вронский Сергей Алексеевич

Как научиться исполнять свои денежные желания С разу после праздников у меня началась совсем иная жизнь. Моя нынешняя работа требовала большого напряжения. Новые лица, новые задачи… Мне приходилось выкладываться полностью. К концу рабочего дня я просто валилась с ног,

Из книги Осуществление желаний: 21 волшебный урок для полной и счастливой жизни автора Витале Джо

Гедонизм (любовь к наслаждениям и чувственным удовольствиям) Сильные планеты: Венера, Луна, Солнце, Уран, Плутон.Акцентированные поля: II, V, IV, VII, VIII, I.Аспекты: Венера на Асценденте, Венера – Луна, Венера – Плутон, Солнце – Венера/Юпитер,

Из книги Как стать богатым автора Блаво Рушель

Из книги Заветы великой Ванги. Как быстро получить денежную помощь автора Громова Зинаида

Из книги Почему одни желания сбываются, а другие – нет, и как правильно захотеть, чтобы мечты сбывались автора Лайтман Рейчел Соня

Из книги Мудры. Все в одной книге. Исполни любое желание автора Левин Петр

Учимся просить у Ванги исполнять свои денежные желания Сразу после праздников у меня началась совсем иная жизнь. Моя нынешняя работа требовала большого напряжения. Новые лица, новые задачи… Мне приходилось выкладываться полностью. К концу рабочего дня я просто валилась

Из книги Черная полоса – белая! [Практическое руководство по управлению своей судьбой] автора Харитонова Анжела

О том, как правильно взаимодействовать с окружением человеку, решившему увеличить свои желания Итак: правильно взаимодействуя с окружающими вас людьми, вы можете поддержать, развить, усилить, увеличить через них те желания, которые хотите.Представьте, что вы хотите

Из книги Самый новый самоучитель удачи. Добейтесь всего, чего хотите! автора Правдина Наталия Борисовна

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

Из книги Маленькая книжка для получения больших денег автора Правдина Наталья Борисовна

Настройтесь только на свои желания! Ваши желания - это вехи вашего пути к успеху и удаче, указатели верного направления. Это своеобразный радар вашего врожденного автопилота, настроенного на раскрытие заложенного в вас потенциала. Чтобы двигаться в нужном направлении,

Из книги автора

Формулируйте свои желания максимально точно! Помните слова капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете - так она и поплывет!» Наше подсознание, ответственное за связь с созидательными силами Вселенной, а значит, и за исполнение наших желаний, понимает слова буквально.

Из книги автора

Как научиться исполнять свои желания Вы еще не верите, что способны сами воплотить свои сокровенные желания в реальность? Тогда давайте попрактикуемся в роли

Из книги автора

12. Контролируйте свои импульсы, держите себя в руках, учитесь терпению В повседневной жизни не следует руководствоваться импульсами и говорить и делать то, что придет вам в голову. Это признак слабости разума. Контролируйте свой разум, не становясь его рабом. Будьте

Большинство людей используют тело как машину для получения удовольствий. Зачем ещё поддерживать жизнь в этом теле, если не ради плотских наслаждений? Например, зачем большинству из нас нужен язык? Чтобы наслаждаться вкусом пищи. Половые органы - для приятных сексуальных ощущений, высшее из которых - оргазм. С помощью глаз, ушей, носа мы тоже хотим видеть, слышать, обонять приятное. Богаты мы или бедны, образованны или неграмотны, цивилизованны или нет - как правило, мы стараемся удовлетворять требования чувств. И причина этому - ошибочное отождествление себя с телом.

Если вы считаете, что вы тело, вы будете пытаться достичь удовлетворения, угождая телу. Вы будете думать: «Я - тело, и хочу быть счастливым, удовлетворённым». Поэтому вы постараетесь удовлетворить желудок, язык, гениталии, уши, глаза, нос и т.д., думая, что это принесёт вам то внутреннее удовлетворение и счастье, которого вы жаждете.

Но телесные удовольствия не приносят удовлетворения. Это ещё одно свидетельство того, что вы не тело. Сколько ни угождай чувствам, всё равно никогда не испытаешь внутреннего удовлетворения.

Это вовсе не значит, что чувственные удовольствия - это плохо, и вместо них нужно стремиться к телесным страданиям. Механическая замена «плюса» на «минус» не приведёт ни к чему хорошему. Мы просто хотим обратить внимание на тот факт, что телесные удовольствия не делают нас счастливыми, и поэтому глупо считать их целью жизни.

Часто люди так усердно стараются найти счастье в объектах чувств, что могут даже пытаться наслаждаться с помощью нескольких или всех органов чувств сразу. Например, кто-то может смотреть телевизор и одновременно с этим слушать радиоприёмник, жевать картофельные чипсы, потягивать пиво и курить сигарету, а во время рекламных пауз ещё и листать журнал. Мы стараемся наполнить себя всевозможными ощущениями, но по-прежнему не удовлетворены; нам всё равно чего-то не хватает.

Вы можете съесть столько, что у вас заболит желудок, но вам всё равно хочется ещё. Хотя желудок набит так, что это причиняет физическую боль, вы (ваше «я») - не наполнены, вы по-прежнему хотите поглощать. Тот факт, что тело может быть наполнено, удовлетворено, а вы при этом - ощущать пустоту, свидетельствует о том, что вы - не тело.

У тех, кто богат и известен, достаточно денег, власти и влияния, чтобы отправиться в погоне за счастьем куда угодно и делать почти всё, что им хочется. Обычные люди часто завидуют такой роскоши. Большинство «неимущих» убеждены, что те, у кого «всё есть», счастливы. Поэтому «неимущие» всячески стараются стать «имущими».

Однако сформированный в сознании большинства людей образ «счастливого богача» является всего лишь иллюзией. За деньги можно купить только телесные «радости», а не настоящее счастье и удовлетворение. Это очень убедительно показывает история Фредди Принца, телезвезды, всего за несколько лет поднявшегося из нью-йоркского гетто к ярким огням Голливуда. Принц вырос в Нью-Йорке в бедной пуэрториканской семье, но вскоре после окончания школы стал известным комиком. За несколько лет у него появилась собственная телепередача и киноконтракты на много миллионов долларов. Личные шофёры возили его по Голливуду на роскошных лимузинах; у него было в буквальном смысле всё самое лучшее из того, что можно купить за деньги. Но хотя он мог предоставить своим чувствам все мыслимые удовольствия, внутри себя он чувствовал пустоту. В отчаянии Принц спросил своего менеджера: «Есть ли в жизни ещё что-то кроме этого [богатства, славы и прочего]?» Менеджер ответил: «Это и есть жизнь, Фредди. Ты - звезда!» Вскоре после этого двадцатидвухлетний Принц совершил самоубийство, приложив к виску пистолет двадцать пятого калибра и нажав курок.

История знает множество других примеров богатых и известных людей, которые, несмотря на исключительные возможности для чувственных наслаждений, приходили в такое отчаяние, что совершали самоубийство. Ещё длиннее список тех, кто закончил психбольницей. И действительно, ощущение разочарования, пустоты и бесцельности, которое часто посещает сердца сотен миллионов богатых людей, слишком хорошо известно в развитых странах Запада. Огромное большинство их жителей усердно стараются угодить своим чувствам (и имеют для этого все возможности), но, тем не менее, по-прежнему несчастливы. Об этом свидетельствует высокий и постоянно растущий уровень алкоголизма, наркомании, разводов и самоубийств.

Таким образом, даже удовлетворив все насущные потребности тела и испытав бесчисленное множество чувственных удовольствий, вы по-прежнему не будете удовлетворены. Богатые гедонисты из «Роллинг Стоунз» всё ещё поют: «Я никак не получу удовлетворения».

Если бы тело было самой личностью, чувственные удовольствия приносили бы настоящее удовлетворение. Если бы тело было вами, исполнив желания тела, вы были бы полностью удовлетворены. Если бы личность, наше «я», было материальным, то мы были бы удовлетворены материей (материальным наслаждением). Гедонистический образ жизни привёл бы к полному удовлетворению и счастью, а не к разочарованию, пустоте и потере смысла жизни, которые мы сегодня наблюдаем в материально развитых странах мира.

Собеседник: Я согласен, что чувственные удовольствия и материальное богатство не могут удовлетворить личность. Но я не уверен, что люди в менее развитых странах также смогли бы это понять.

Учитель: Это могут понять все, независимо от того, бедны они или богаты. Бедные тоже на своём личном опыте убеждаются, что телесные удовольствия не приносят им удовлетворения. Вы думаете, бедняки не наслаждаются с помощью своих чувств? Вы не знаете, испытывают ли бедные люди удовольствие от вкуса пищи или сексуальный оргазм? Конечно, испытывают. Само по себе материальное богатство - ещё не наслаждение. Оно лишь предоставляет возможности для более утончённого чувственного удовольствия. Например, за деньги можно купить хорошую квартиру с большой искусно сделанной кроватью и шёлковыми простынями. Богатство увеличивает число доступных вам предметов потребления. За деньги можно купить много разнообразной пищи и всего остального. Но деньги сами по себе - ещё не удовольствие. У «бедных» людей тоже есть половые органы, язык и прочее, и они тоже получают удовольствие от пищи, секса и т.п. Может быть, «бедный» человек испытывает половой оргазм на матрасе, лежащем на полу в глинобитной лачуге, а «богатый» - в роскошной кровати, стоящей в хорошей квартире. Но, по существу, это всё равно одно и то же ощущение. Поэтому как «богатый», так и «бедный» могут задать себе вопрос: «Удовлетворён ли я, испытав оргазм?»

Собеседник: То есть, чтобы понять, что телесные радости не принесут удовлетворения, нет необходимости становиться материально обеспеченным?

Учитель: Верно. До известной степени обеспеченность облегчает понимание, но необходимым условием не является. К тому же, если вы посмотрите вокруг, то увидите, что большинство несчастливых богачей не знают, почему они несчастливы. Они всё равно не знают, что деньги и чувственные удовольствия не могут их удовлетворить. Так что, богаты люди или бедны, они нуждаются, прежде всего, в просвещении. Им нужно осознать, что их собственные попытки достичь счастья, угождая своим чувствам, провалились. И нужно увидеть, что так же провалились аналогичные попытки других.

Телесные удовольствия подобны коротким вспышкам. Они появляются и исчезают. Не успеешь оглянуться - уже ничего нет. Вот почему гедонисты, прежде чем приступить к удовлетворению желаний тела, так сильно стараются насладиться предвкушением чувственных удовольствий. Они знают, что как только они погрузятся в само наслаждение, оно исчезнет.

Недавно мне в полной панике позвонила моя знакомая Рита. Последние пять лет она была строгим веганом и сидела на жесткой диете. Однако на протяжении нескольких месяцев ей очень хотелось съесть мороженое, пиццу и другую запрещенную пищу. Она ее ела — и беспокоилась, что потакает своим желаниям.

Первое, что подсказала мне интуиция: организм Риты жаждет баланса. Страстное желание какого-то определенного удовольствия говорит о том, что человек слишком долго себя в нем ограничивал.

У меня много знакомых йогов, которые не чувствуют границу между удовольствием и потаканием своим желаниям. И это понятно, так как отношение к удовольствию в разных традициях йоги отличается. В классической йоге и веданте, например, считается, что между йогой и удовольствием существует некое базовое противоречие. Эта точка зрения выражена в «Катха-Упанишаде»:

«И благое, и приятное приходят к человеку; разумный, поразмыслив, различает их. Ибо разумный предпочитает благое приятному, глупый ради мирского благополучия выбирает приятное». (Перевод А.Я. Сыркина)

Целые поколения йогов восприняли это как призыв отказаться от мягкого ковра в угоду твердого бетонного пола и от секса в пользу воздержания. (Возможно, вернее было бы трактовать это как призыв выбрать раннюю утреннюю практику вместо того, чтобы поспать лишний часок!) Если отвлечься от бетонного пола, то в этом тексте есть истина, особенно если заменить слово «приятное» на словосочетание «зону комфорта». Трансформация требует движения за пределы своей зоны комфорта.

В древних тантрических текстах «Виджняна-Бхайрава-тантры» и «Спанда-Карики» мы находим гораздо более тонкое понимание удовольствия. Если классическая йога и веданта видят мир как нечто фундаментально иллюзорное, а его удовольствия — как нечто отвлекающее, что нужно превзойти, тантра рассматривают тело и мир как шакти, или божественную космическую энергию. Одна из самых прекрасных тантрических идей состоит в том, что тело, чувства, и мозг — инструменты, посредством которых дух (или сознание) получает удовольствие от самого себя. Когда вы смотрите на жизнь именно так, то удовольствие — при его осознанном переживании — становится способом чествования Божественного. Известная тантрическая мудрость гласит: «Некоторые люди считают, что там, где есть йога, не может быть удовольствия, а там где есть мирские удовольствия, не может быть йоги. Но на этом пути и йога, и мирские удовольствия приходят и располагаются в твоей ладони».

Конечно, для того чтобы совместить йогу и мирские наслаждения, требуется дисциплина. Один из моих учителей однажды посоветовал ученице с лишним весом, которая не мыслила себе жизни без шоколада, предлагать самой себе крошечные кусочки шоколада, как будто она предлагала сладости внутреннему божеству, и жевать их очень медленно. Я сама многие годы использовала эту практику, когда хотела насладиться сладостями, и при этом не переедать. Дисциплина и ощущение священного — вот что здесь самое главное, но и удовольствие тоже.

5 уровней удовольствия

С точки зрения йоги, величайшее удовольствие приходит от величайшей глубины. Именно когда вы погружаетесь в удовольствие через осознанность, глубокое наслаждение или капитуляцию эго, становится очевидным его божественное начало. Это происходит независимо от источника удовольствия — будь то шоколад, занятия любовью, энергичная виньяса или пение мантр. Есть пять базовых уровней удовольствия, которые варьируются от относительно поверхностного до очень тонкого:
1) чувственное удовольствие;
2) удовольствие от близости с любимым;
3) удовольствие от какого-то важного дела;
4) удовольствие от творчества;
5) удовольствие от погружения в Дух.
Наиболее тонкие уровни удовольствия — самые глубокие, и больше всего соответствуют тому, что «Упанишады» называют благом. Это что-то, что мы часто интуитивно понимаем, но не можем описать словами. Смысл в том, что постижение тонких удовольствий требует больше усилий и практики.

Эти уровни не взаимозаменяемы, именно поэтому нам нужны все виды удовольствия.

1. Чувственные удовольствия

Это и вкус еды, и объятия любимого человека, и вид завораживающе красивого лица, и созерцание шедевра. Чувственные удовольствия могут быть примитивными и изысканными. Более грубой части вкусовых рецепторов пончик кажется привлекательнее, чем идеально сбалансированный десерт крем-брюле. Однако оба утоляют голод, оба стимулируют центры удовольствия, хотя когда волны удовольствия от вкушения блюда вели кого шеф-повара достигают высших центров в коре головного мозга, то удовольствие может вызвать ни с чем не сравнимые волны радости.

Что нужно для того, чтобы сделать чувственные удовольствия более глубокими? Полностью присутствовать в том моменте, в котором ощущается вкус, прикосновение или аромат.

Самый большой враг удовольствия — отвлеченность. Когда мы отвлекаемся, мы склонны заменять качество количеством и берем себе еще одну порцию еды или заводим еще одного любовника. Поэтому, когда вы ощущаете дефицит удовольствия, великие знатоки этой темы рекомендуют обратить свое внимание вовнутрь и начать смаковать запахи, тактильные ощущения и вкусы.

2. Удовольствие интимности

Если практикой для углубления физического удовольствия является внимательность, то практикой для переживания удовольствия от любви является доверие и принятие. Глубокое удовольствие от близких отношений возникает, когда вы можете сохранять свое ощущение интимной соединенности с другим человеком, даже если он не удовлетворяет ваши потребности. Как все формы внутренней йоги, йога интимности начинается с осознанности. Осознайте те ожидания, которые вы с собой приносите в отношения. Замечайте, когда вы захвачены ожиданиями какого-то определенного исхода и когда вы держитесь за обиды. Все это мешает удовольствию интимной любви. Именно поэтому прощение — одна из самых великих йоговских практик для того, чтобы открыть сердце. Одна моя подруга работает со своего рода мантрой, которая помогает ей (по крайней мере, на какое-то время) взаимодействовать со своей семьей: «Я прощаю вас, пожалуйста, простите и вы меня, давайте простим самих себя».

3. Удовольствие от погруженности в работу

В мифе о Каме (индийском боге удовольствия) в пересказе Генриха Зиммера первое, что говорит бог, когда рождается в этот мир: «Скажите, что я должен здесь сделать, так как без цели у жизни нет смысла!» Ни чувственное удовольствие, ни удовольствие интимной любви не могут заменить то удовольствие, которое вы получаете от осмысленной деятельности; когда посвящаете себя делу, в которое вы глубоко верите и которое, по вашему мнению, делает мир лучше.

Двое моих учеников до сих пор помнят то ощущение магии, которое они испытали, когда помогали жертвам землетрясения в Азии. Начав помогать, они поняли, что интуитивно чувствуют, что нужно делать, и что каждое их действие эффективно и гармонично. Эта полная преданность всего их существа чему-то, что казалось им жизненно важным, не только позволила им помочь людям, но также подарило им переживание невероятного удовольствия.

Йоговская практика для достижения этого уровня удовольствия состоит в том, чтобы делать то, что вы делаете, ради самого дела, а не ради похвалы или славы. Это один из законов жизни: когда вы работаете ради признания, а не ради самого дела, вы никогда не получите настоящего удовольствия от того, что вы делаете.

4. Удовольствие от вдохновения и творчества

Ощущать вдохновение — значит войти в пространство, где идеи, движения, слова, музыка текут через вас. Удовольствие истинного творчества соединяет вас напрямую с высшим «Я», с креативностью самого универсального сознания. Бог — художник, говорит один из мудрецов кашмирского шиваизма, и когда мы творим, мы на связи с Всевышним. Вдохновение может присутствовать во время разговора, все участники которого открыты и согласны быть каналами для чего-то, что больше их самих. Оно может возникнуть, когда вы просите внутреннего руководства в решении проблемы. Или оно может прийти само, как дар. Что нужно, чтобы пережить удовольствие вдохновения? Во-первых, нужно иметь желание и способность ему отдаться — отпустить страхи, сомнения и верования, которые мешают вам его получать. Во-вторых, нужно иметь терпение и навыки для того, чтобы превратить вдохновение в действие. И, в-третьих, нужно уметь быть внимательным и избегать гордыни, которая возникает, когда появляется соблазн присвоить это вдохновение себе. Чтобы испытать всю глубину радости вдохновения, нужно отпустить чувство «Я это сделал» и признать, что творческое вдохновение приходит из сути, из «я». Практика для переживания удовольствия творчества — неделание; то, что в даосизме называется делание в неделании.

5. Удовольствие чистого духа

Самый тонкий и глубокий уровень удовольствия — это чистое общение с сутью, Богом, с внутренним «Я». Вы можете испытать это как пребывание в чистом осознании. Но вы также можете пережить это в форме интимного общения с личной формой божества. Йога преданности, или Бхакти-йога, известна как путь глубокого мистического удовольствия. Она обладает чувственностью наивысшего типа физического удовольствия, сладостью интимности, бескорыстным участием в чем-то, что больше, чем ты сам. Удовольствие чистого духа наступает, когда растворяется ощущение «я» и вы входите в состояние чистого бытия. Ключ к этому — позволить эго раствориться в присутствии, которое является его источником. Существует практика, которая открывает чистое осознание. Ее можно выполнять где угодно и когда угодно.

Попробуйте. На секунду оставьте мысль о том, что вы являетесь отдельным «я». Признайте, что ваше тело, ум и эмоции продолжают отлично функционировать и без ощущения того, что есть некое «я», которое их ощущает. Отметьте, что вы чувствуете. Попробуйте вкусить редкое удовольствие свободы. Когда чувство «я» вновь возвратится, опять его отпустите. Продолжайте чувствовать то, что остается, когда чувство «я» на секунду уходит. Посмотрите, сможете ли вы стать настоящим ценителем тонкого удовольствия, которое возникает, когда расслабляется эго. Полное погружение

Когда вы даже на секунду ощутите отсутствие эго, вы можете привнести это осознание в любое переживание удовольствия. Каждый уровень удовольствия может быть дверью к истинному «я», если вы знаете как полностью погружаться в него без того разделения, которое создает эго. Это секрет, на который нам указывает тантра. Что бы вы ни делали — едите ли вы что-то очень вкусное, наслаждаетесь обществом друга, полностью посвящаете себя какому-то делу или цели, или наслаждаетесь потоком творчества - вы можете превратить любое из этих удовольствий в путь к безмятежности истинного «я».

10 правил осознанного удовольствия
1. Не отказывайтесь ни от каких удовольствий. Учитесь отличать удовольствия от потакания своим желаниям.
2. Чтобы сделать чувственные удовольствия более глубокими, нужна внимательность.
3. Когда вы ощущаете дефицит удовольствия, обратите внимание на свои ощущения и начните смаковать запахи, тактильные ощущения и вкусы.
4. Чтобы получить удовольствие от общения с человеком, осознайте все свои ожидания и следите за своими реакциями на те или иные его поступки. Обиды мешают удовольствию интимной любви. Чтение мантры прощения поможет вам сохранить доверие, открытость, а значит, и чувство радости от происходящего.
5. Начав делать какое-то дело, делайте его ради самой работы, а не ради похвалы.
6. Занимаясь работой, думайте о чем-то большем, чем комфорт, и посвящайте свои действия Высшему.
7. Чтобы пережить удовольствие вдохновения, нужно отпустить страхи, сомнения и верования, которые мешают вам его получать. Наберитесь терпения и учитесь превращать вдохновение в действие.
8. Чтобы испытать всю глубину радости вдохновения, нужно отпустить гордыню и признать, что вдохновение дано вам свыше, а вы его просто транслируете.
9. Когда вы едите спелый персик, или смотрите на восход солнца, или ощущаете прикосновение любимого, фокусируйтесь на внутреннем ощущении удовольствия, а не на том явлении, который его вызвал. Позвольте ощущению расширяться.
10. Внутренняя сфокусированность, приятие и полное присутствие в любой форме удовольствия могут открыть вам дверь в самадхи.

В погоне за радостью

Удовольствие — главная эмоциональная составляющая нашего бытия и мотиватор нашей жизни. Невозможно придерживаться какой-либо практики, если она не приносит удовольствия. С мистической точки зрения, способность получать удовольствие является признаком изначального блаженства мирозданифя. С точки зрения науки, мы сотворены для удовольствия. Центры удовольствия расположены в среднем мозге, вместилище эмоций. Еда, секс и активные упражнения «запускают» центры удовольствия, посылающие такие вещества, как допамин и серотонин, в область коры головного мозга. В здоровой ситуации высший мозг выбирает удовольствия, которые полезны для выживания индивида и общества в целом. В нездоровой ситуации система выходит из строя из-за дисбалансов — будь они генетические, химические или вызванные стрессом. Это то, что происходит в нашем обществе, в котором преобладает стресс, в котором многие привыкли получать удовольствие от фастфуда, наркотиков и алкоголя.

Центры удовольствия также задействуются и более тонкой деятельностью, например йогой, пранаямой, медитацией и такими чувствами, как эмпатия, благодарность и любовь. Итак, наука подтверждает то, что мудрецы йоги понимали интуитивно: удовольствие не только помогает нам выжить, но также имеет несколько уровней. Существуют относительно поверхностные уровни удовольствия и более глубокие, на которые можно попасть, только сделав усилие к пробуждению: практика осознанности, действие с любовью, отказ от тех уз, которые эгоистичное «я» прикрепляет к любому опыту. Парадоксальным образом такие действия часто требуют того, чтобы мы двигались за пределы комфорта.

Это не удовольствие противостоит благому. Благому противостоит наша зависимость от комфорта. Это идея, которая пришла к нам из школы Мусар, системы этического воспитания в мистической еврейской традиции. Это как раз то, о чем гласит «Катха-Упанишада». Когда мудрец и автор этого труда говорит нам, что мудрый человек предпочтет благо, а не удовольствие, он имеет в виду, что мудрец выберет благое, а не просто комфортное. Иными словами, мудрый человек выберет усилие и глубину, отдав предпочтение им, а не лености и поверхностности.