Профессиональное самосознание. Профессиональное мышление и самосознание. Типы и особенности творческого мышления

История науки (от греч. — повествование, рассказ об узнанном, исследованном) — отражение многовекового развития познавательной деятельности человечества. Она позволяет показать процесс становления проблем и их решений, научить объективно оценивать новое. Изучая историю, бухгалтер не может ее изменить, но способен переосмыслить.

Пифагор утверждал: «Начало — половина целого». То же самое можно сказать и относительно зарождения учета . Он возник вместе с человеческой цивилизацией 6 тыс. лет назад. И первые его шаги имели огромные последствия для истории. Потребности хозяйственной жизни вызвали совершенствование учета, что в свою очередь стимулировало развитие цивилизации, особенно таких неотъемлемых ее частей, как письменность и математика. Первые следы развитых систем учета находят в долинах рек Тигр, Нил, Евфрат.

В Древнем Египте несколько тысяч лет назад научились изготовлять папирус, на свитках которого регистрировались факты хозяйственной жизни, проводились инвентаризация имущества и текущий учет получения и выдачи серебра, хлеба и др. На папирусе три лица отмечали количество ценностей к отпуску, фактический отпуск, выявленные отклонения. На документах на отпуск стояла разрешительная резолюция. По окончании дня составлялся отчет. Важным моментом материального учета было ежедневное выведение остатков. В учете встречается смета, относящаяся к 2500-2400 гг. до н.э., что подтверждается документами.

Взаимосвязь материального учета и сметы можно наблюдать в таблице:

1 хар = 95,7 литров

Древний Египет — родина счетоводства на свитках папируса («свободных листах»), в то время как в Вавилонии впервые стали вести учет на карточках, сделанных из мягкой и влажной глины в виде пластинок-«таблеток». Тростниковой палочкой на этих пластинках делали надписи и хранили их в глиняных кувшинах или тростниковых корзинах. Среди сохранившихся первичных документов встречаются наряды на выполнение работ, ведомости расходов на заработную плату . При учете материальных ценностей раздельно группировались приходные и расходные документы, выводилось сальдо.

В Персии расцвет учета приходился на 522-486 гг. до н.э. Оплата работы осуществлялась натурой и деньгами по «требованию-наряду». Находившиеся в разъездах чиновники предъявляли письма (командировочные удостоверения) и получали продовольствие по нормам. Бухгалтеры и контролеры регистрировали и факты хозяйственной жизни, и анонимные письма, их называли уважительно — «глаза и уши царя».

Во времена античного мира учет делает шаг вперед. В Древней Греции учет ведется на дощечках, выбеленных гипсом, или на папирусе. Греция стала родиной первого счетного прибора — абака, доски с желобками, по которым передвигались камешки. Каждый из желобков предназначался для отделения числового ряда. В Древней Греции велся учет материальных ценностей, и только богатые люди назначались на должности с материальной ответственностью . Государству были выгодны недостачи: если кто-то украл 5 драхм, он отдавал государству 50, т.е. покрывал недостачу в 10-кратном размере. Для доказательства достоверности отчетов проводились инвентаризации. Текущий учет велся в хронологическом порядке, производилась разноска хронологических записей.

Чиновники и контролеры составляли отчеты о доходах и расходах государства. В государственном хозяйстве встречались зачетные платежи. Документы о платежах (налогах) распределялись и хранились по срокам . Получение денег (налогов), вычеркивание плательщиков, возвращение списков, сведения о просроченных платежах и неплательщиках способствовали возникновению линейной и нелинейной (позиционной) записи.

В Афинах отчетность носила публичный характер, данные выставлялись вдоль дорог, в народном собрании. Разграничивались учетные и контрольные функции. Ревизор имел равные права с «главным бухгалтером» и в то же время не зависел от него.

В Риме записи в учете выполнялись на холсте, папирусе, пергаменте, на деревянных, покрытых воском дощечках. Основным достижением было создание системы учетных регистров. В древнеримской бухгалтерии первая книга предназначалась для ежедневной записи фактов хозяйственной жизни: эту книгу в дальнейшем стали называть «мемориалом». Появляются книги-«кодексы». При регистрации долгов впервые возникают термины «дебет» и «кредит », но двусторонняя форма расположения чисел носит случайный характер, а не является принципом двойной записи. В Риме развивается бюджетный учет; сметные ассигнования и их исполнение отражаются в книге, которую можно рассматривать как первый баланс государственного хозяйства.

Во времена империи систематические записи получили широкое развитие, особенно в финансовом ведомстве в связи с учетом налогов. Открывался лицевой счет на каждого налогоплательщика. В строительстве при оценке сооружений учитывали износ. В промышленном учете калькуляции в то время не было. Был создан аппарат ревизоров и контролеров. Римляне гордились своим учетом, систематизировали его.

В средние века возникла профессия странствующих писцов, составляющих отчеты; инвентарные описи содержат более систематизированные записи; появляются специальные трактаты. В одном из них указано, что «прежде всего подотчетное лицо должно присягнуть в том, что представляет верный и законный отчет в полученных доходах за счет господина и что в свой свиток он включил только законные расходы с полным соблюдением интересов господина. Точно так же и писец должен присягнуть в честном составлении отчета».

В Англии зародился учетный регистр шахматной формы, а в основу учета была положена инвентарная опись.

К XIII в. в Западной Европе сложилась определенная система учета кассовых операций. В кассовых книгах отражался учет прихода и расхода. Лица, на которых возлагали ведение кассовых книг, приносили присягу. Для любого исправления записей необходимо было особое постановление, исправление производил специальный нотариус. Господствующей в Европе была простая бухгалтерия, которая существовала в учете купцов, ведущемся в хронологическом порядке в записных книжках.

В Германии и Голландии учет велся как семейная хроника. До XIV в. коммерческий учет отставал от учета в монастырском и государственном хозяйствах. В учете допускалась масса ошибок, что объясняется как сознательной фальсификацией, так и неумением точно считать, часто довольствуясь приближенным счетом. Только в XX в. возник принцип учетной достоверности.

В XV-XVIII вв. двойная бухгалтерия получает признание в Европе. У истоков итальянской бухгалтерии мы находим регистры Древнего Рима. Когда кодекс стали вести в денежном измерении, он превратился в главную книгу; когда в нее вписали счет капитала , родилась двойная запись. Затем появились типографские книги. Возникновение печатной бухгалтерии связано с двумя именами: Бенедетто Котрульи и Луки Пачоли.

Б. Котрульи — автор книги «О торговле и совершенном купце», в одной из глав которой он пишет о двойной бухгалтерии.

Лука Пачоли (1445-1515) — выдающийся итальянский математик, автор первой печатной книги по бухгалтерскому учету . Он родился в маленьком провинциальном городке Борго Сан-Сеполькро. Мальчиком его отдают учиться в мастерскую художника Пьеро делла Франческа, который был не только художником, но и ученым. Л. Пачоли, прирожденный математик, был влюблен в мир чисел так же, как и его Лука Пачоли учитель. Девятнадцатилетним юношей Пачоли переезжает в Венецию и становится воспитателем сыновей богатого купца. Он помогает отцу учеников в ведении конторских книг. В 1470 г. он написал учебник по коммерческой арифметике для своих воспитанников. В том же году он переехал в Рим, где поселился в доме архитектора, ученого, писателя, музыканта Леона Батисты Альберти, оказавшего огромное влияние на духовный мир Пачоли.

В 27-летнем возрасте Пачоли, покинув Рим, постригся в монахи, чтобы полностью отдаться науке. Монашество вводило Л. Пачоли в определенную культурную среду, давало возможность продолжить образование. После пострижения он живет на родине, в Борго Сан-Сеполькро. В 1477 г, Л. Пачоли — профессор математики университета Перуджи. Он оказался хорошим лектором, ему продлили срок преподавания на кафедре. Готовясь к чтению лекций, Л. Пачоли написал конспект курса в виде книги. Рукопись ее хранится в Ватиканской библиотеке.

В 1480 г., прервав педагогическую деятельность, Пачоли переезжает в Зару и в течение 7 лет занимается философией, математикой. В 1487 г. его приглашают на кафедру в Перуджу, где он сочетает педагогическую деятельность с научной — пишет энциклопедический труд по математике. В 1488 г. Л. Пачоли переезжает в Рим, где его принимают в штат епископа Пьетро Валлетари. Здесь он выступает с публичными лекциями, изготавливает модели геометрических тел. В 1490 г. Пачоли возвращается на родину, в Борго Сан-Сеполькро.

1494 г. — год выхода в свет знаменитого «Трактата IX о счетах и записях», помещенного в фундаментальном труде «Сумма арифметики, геометрии, учение о пропорциях и отношениях». В своей работе автор специально выделяет отдел IX, посвященный вопросам применения математики в коммерческом деле. В отдел входят 12 трактатов: о товариществах, об арендах , о векселях и вексельных сделках , процентных вычислениях, счетах и записях и т.д. Бухгалтерский учет Пачоли трактует как прикладную математическую дисциплину. Печатная работа приносит ему славу, трактат переводят на множество языков. Л. Пачоли приглашают в Миланский университет (1496-1499) на кафедру математики.

В Милане он начал писать свою вторую книгу — «Божественная пропорция». Работу над ней Л. Пачоли продолжает во Флоренции, в Венеции, снова во Флоренции, в братстве монастыря Святого Креста. В рукопись им вложены иллюстрации Леонардо да Винчи, содержание бесед с ним, воспоминания и трактат его учителя Пьеро делла Франческа. В 1508 г. Лука Пачоли в Венеции, он — один из лучших математиков Европы. Выходят в свет его рукописи: перевод сочинений Евклида (1508) и книга «Божественная пропорция» (1509). В библиотеке Болонского университета хранится рукопись неизданной работы Л. Пачоли «О силах в количестве». В 1510 г. Л. Пачоли покидает Венецию, получив место приора монастыря в родном Сан-Сеполькро.

В 1514 г. на папский престол восходит Лев X. Л. Пачоли назначается лектором математических дисциплин в Римской академии. Предположительно в 1515 г. он умер и был похоронен на кладбище в Сан-Сеполькро.

Шли годы, век сменялся веком, появлялись новые определения бухгалтерского учета. Немецкий бухгалтер В. Швайкер писал: «Бухгалтерия есть не что иное, как искусная запись, или описание торговых и иных сделок, домашнего хозяйства, доходов, ренты и тому подобных операций при получении, покупке, отсылке, продаже и других явлениях, которая правильным и искусным способом примененная могла бы безошибочно, немедленно и без затруднений привести к конечному результату».

Большим достижением В. Швайкера было то, что он попытался сгруппировать все факты хозяйственной жизни торгового предприятия и свести их к 150 стандартным проводкам.

В разработках английских бухгалтеров выделяются амортизация, формы счетоводства и теория счетов. Во Франции Ф. Кенэ писал, что учет «является одной из отраслей управления , отличающейся крайней сложностью и наиболее склонной к неустройствам». Ф. Менигр впервые ввел сложную проводку. Ж. Савари настаивал на необходимости ведения как основных, так и вспомогательных книг. Таким образом, он делил счета на синтетические и аналитические.

Американская форма счетоводства XVIII—XIX вв. впервые предложила начала теории бухгалтерского учета. Бухгалтер Э. Дегранж считал необходимым объединить хронологические и систематические записи в книгу-журнал.

В 1673 г. М. де ла Порт ввел во французский язык термин «comptabilite» — «счетоводство», которое с тех пор используется во Франции и вошло в другие языки, в том числе и русский.

Постепенно учет становится предметом научной деятельности. Первые ученые-бухгалтеры показали недостаточность применяемых форм и стали конструировать специальные категории. В конце XIX в. из практики выделилась теория, появились новые методологии, вычислительные приборы и аппараты. В конце XIX в. — начале XX в. учет становится наукой.

Учет в России формировался и испытывал влияние европейской бухгалтерской мысли. Он велся в монастырях, поместьях, домашнем хозяйстве, торговле и ростовщичестве, строительстве и промышленном производстве. В монастырях существовал сложный порядок распределения обязанностей и учета: материальная ответственность за все ценности распределялась солидарно с казначеем (ответственным за денежные суммы); казначей хранил ключи от складов; смотритель (ревизор) опечатывал склады. Для денежных доходов открывалась книга, где указывались дата, источник поступления, расход, совершенный смотрителем или казначеем. Велись книги сведений об урожае, списании продуктов.

В поместьях учет начинается с XVII в. Объект учета — крепостные. Учет крепостных велся как синтетический, а скота, инвентаря — как аналитический. Проводилась инвентаризация людей и ценностей. Записи велись или на бирках, или в книге. Отработанное на барщине время регистрировалось в табеле. Кроме табеля велись: 1) хлебная книга; 2) денежная тетрадь; 3) тетрадь учета поборов с мужиков; 4) домашний журнал о жалобах , побегах, сведения о рождении и смерти крестьян.

В домашнем хозяйстве основу учета составляла смета. Во второй половине XVIII в. возникает необходимость создания науки домоводства. Предлагалось ведение ежедневной книги-журнала движения провизии и с записями о выделении провизии для господ и слуг.

По окончании месяца выводились остатки, т.е. подводились итоги.

В торговле в средневековой России применялся контокоррент. Он возник в кредитных предприятиях. Контокоррентные счета вели в карточках. В учете товаров преобладал партионный метод, в розничной торговле учет велся по стоимостной схеме. Начиная с XVI в. проводилась сверка расчетов, а в конце XVIначале XVII в. появился первый труд о торговле. В 1834 г. бухгалтерский учет уже регламентировался Законом о порядке ведения купцами торговых книг, в котором отражались порядок и форма учета в торговле (оптовой, розничной и мелочной торговле). В учете велись книги: 1) товарная, 2) кассовая, 3) расчетная, 4) документальная, в которой перечислялись акции, векселя и т.д. В оптовых предприятиях необходимо было вести: 1) журнал хронологической регистрации; 2) книги счетов; 3) книги корреспонденции; 4) главную книгу.

В строительстве и промышленном производстве также велась документация: сметы, приходные и расходные книги денег, книги выполненных работ и т.д.

Значительные изменения в организации учета произошли при Петре I, который уделял большое внимание подготовке в специальных школах грамотных людей, знающих счет и умеющих вести учетные книги. Для изучения счетоводства по европейскому образцу за границу посылали специальных лиц, переводили на русский язык книги по коммерческому делу. Петр I добивался не только точного учета государственных доходов и расходов, но и правильного ведения учета на казенных заводах. Была создана «Ревизий-коллегия».

В XX в. усилились тенденции развития экономических аспектов учета. Бухгалтерия сблизилась со статистикой , и их методы стали взаимно обогащать друг друга; стали широко использоваться математические методы и разнообразные средства вычислительной техники.

В немецкой школе на первом месте стояли четыре проблемы: балансоведение, формы счетоводства, учет затрат и применение вычислительной техники.

Французская школа в отличие от немецкой, утратившей связи с юриспруденцией, никогда этих связей не порывала. Крупнейшие представители французской школы шли от юридического представления к экономическому.

В 1944 г. французский ученый Жан-Батист Дюмарше предложил международный герб бухгалтеров, состоявший из трех фигур: солнца — бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятельность; весов — баланс; кривой Бернулли, символизирующей, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно, и девиза «Наука, доверие, независимость». В 1946 г., когда Ж.-Б. Дюмарше умер. Международный конгресс бухгалтеров утвердил этот герб как интернациональную эмблему счетных работников.

Школа итальянских бухгалтеров в XX в. уже не создавала, а старалась сохранять и совершенствовать богатое наследие предшественников.

Англо-американская школа отличалась от европейской сугубо практическим, очень простым по идеям подходом к решению бухгалтерских задач, всеобщим запретом на всякую унификацию, высоким престижем ученой профессии. Все это способствовало широкому распространению англо-американской бухгалтерии в мире.

Во всей системе учета России вплоть до XIX в. отсутствуют даже намеки на какое-либо теоретическое осмысление. Развитие капитализма в первой половине столетия приводит к стиранию границ, сложившихся между системами учета различных отраслей народного хозяйства. Двойная бухгалтерия из торговли стала проникать в другие отрасли хозяйства, проявились преимущества системы промышленного счетоводства перед торговым учетом. Во второй половине XIX — начале XX вв. в России зарождались, формировались новые идеи, которые получили распространение и международное признание. Большой вклад в создание бухгалтерского учета внес русский бухгалтер Федор Венедиктович Езерский (1835-1915). Он читал лекции, писал научные труды, выпускал журнал «Счетовод». Ф.В. Езерский впервые привлек к бухгалтерской работе женщин и утверждал, что только через армию счетоводов можно распространить созданную им форму счетоводства. Отечественные достижения в области бухгалтерского учета отвечали уровню мировых стандартов, а во многом и превосходили их. Развитие новых общенаучных направлений оказало глубокое влияние на бухгалтерский учет. Анализ , теория информации, кибернетика, теория управления, использование современных средств вычислительной техники и т.д. во многом способствовали совершенствованию учета.

На протяжении последних 20 лет в развитии бухгалтерского учета происходили значительные события, экономика претерпевала существенные изменения. На этом фоне одним из фундаментальных законов-долгожителей, просуществовавших с середины 1990-х гг., был Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, принятый 21 ноября 1996 г. Но с 2013 г. применяется Закон «О бухгалтерском учете», в котором аккумулированы и учтены все существенные изменения в развитии российской экономики в целом и бухгалтерского учета в частности, происшедшие с конца прошлого века.

Принятие Закона № 129-ФЗ стало важным событием тех лет, так как впервые в истории России был принят специальный нормативный акт , устанавливающий общие правила ведения бухгалтерского учета. До принятия этого Закона существовали и сменяли друг друга Положения о ведении бухгалтерского учета, но никогда ранее порядок учета не был установлен на высоком законодательном уровне, бухгалтеров.

В марте 1992 г. приказом Минфина России № 10 было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности. На смену ему в декабре 1994 г. пришло новое Положение, утвержденное приказом Минфина России № 170, и, наконец, в 1998 г. приказом № 34н было утверждено хорошо ныне действующее Положение о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

С принятием Закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ бухгалтеры получили системный акт законодательства РФ, вокруг которого в дальнейшем выстраивалась вся работа по реформированию отечественной бухгалтерии.

Бухгалтерский учет, существовавший в условиях централизованно планируемой экономики, был обусловлен общественным, государственным характером собственности . Главными потребителями информации, получаемой на основе бухгалтерского учета, были отраслевые министерства и ведомства, органы планирования , статистики, а также финансовые органы. На долю государственного контроля выпадала задача выявлять отклонения от предписанных моделей в деятельности экономических хозяйствующих субъектов.

Коренное изменение системы общественных отношений, рождение рыночной экономики, появление частной собственности привели к необходимости адекватной трансформации бухгалтерского учета, следствием которой стало бы появление и дальнейшее существование правил и норм, предопределяющих возможность получать достоверную и надежную информацию, оперативно контролировать сохранность собственности, что в совокупности необходимо для благоприятного инвестиционного климата в РФ.

Была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая нашла свое отражение в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Программа была рассчитана на период с 1998 по 2004 гг. и в качестве основной цели определяла «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности». В рамках этой программы были сделаны серьезные шаги в формировании нормативной базы в части разработки новых стандартов, методических рекомендаций и инструкций.

В 2004 г. возникла необходимость разработать новую концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности, направленную на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

В качестве цели развития бухгалтерского учета и отчетности было определено создание условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти , управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). В этой связи суть дальнейшего развития заключается в активизации использования МСФО для реализации функций учета, путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Новая программа провозгласила принцип либерализации бухгалтерского учета, когда хозяйствующим экономическим субъектам предоставляется существенно большая самостоятельность в установлении методов и правил ведения бухгалтерского учета, в выборе технической реализации, инструментария ведения системы бухгалтерского учета, технологии обработки учетной информации.

При этом функции регулирования бухгалтерского учета на федеральном уровне выполняются государственными органами с привлечением профессиональных сообществ, негосударственных саморегулируемых организаций.

Основные принципы Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на ближайшую перспективу, такие как:

  • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • создание инфраструктуры применения МСФО;
  • изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности.

Для решения этих задач были приняты документы:

  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.;
  • Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 27 июля 2011 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»;
  • приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации».

Возникновение учета было продиктовано сугубо практическими целями. Собственнику необходимо было знать, какое количество имущества находится в его хозяйственном ведении.

Системы учета различались лишь видом материальных носителей (восковые фигурки, зарубки, черепки и др.). Независимо от вида носителей информации сложилась система текущей регистрации фактов экономической деятельности, учет был проникнут духом бухгалтерского натурализма и выполнял функцию регистрационного характера.

С течением времени возникла необходимость отражать перечень имущества в виде списка. Сам список носил название инвентарного.

С появлением счетов возникла простая бухгалтерия, отражающая лишь одну сторону хозяйственных операций, например приобретение земель означает лишь увеличение площадей земель в собственности, но не отражает источник приобретения имущества. Недостаток - отсутствие взаимосвязи между различными хозяйственными операциями; невозможность выявления финансового результата. Отсутствие взаимосвязи между фактами хозяйственной жизни и невозможность выявления всей логической цепочки поведения собственника привели к возникновению в 15 веке двойной бухгалтерии, позволившей устранить недостатки простой бухгалтерии и рассматривать хозяйственную деятельность как единую управляемую систему.

Бухгалтерский учет зародился в эпоху Итальянского Возрождения. Система двойной записи возникла в 13-14 вв. О бухгалтерском учете как науке впервые упоминается в трудах Бенедетто Котрульи (1458 г.). В работе францисканского монаха Лука Пачолли «Трактат о счетах и записях» (1494 г.) был впервые систематизирован учет и раскрыт смысл учетных записей. В России бухгалтерский учет как наука получил развитие в первой половине 19 в. Его основоположниками стали К.И. Арнольд (первый преподаватель учета, приехавший из Германии), И.Н.Ахметов (служащий петербургской торговой фирмы), Э.А. Мудров (учитель математики и физики в гимназии).

Особенности учета, существовавшего в те периоды времени состояли в следующем: обеспечивался информацией единоличный собственник, при этом все данные содержались в секрете; отсутствовали границы между собственностью и имуществом; не существовало понятия отчетных и текущих периодов и др.

С появлением бухгалтерских проводок учет приобрел направленность: произошел переход от бухгалтерского натурализма к бухгалтерскому реализму.

Различают 4 периода развития бухгалтерского учета:



1. С момента возникновения товарно-денежных отношений до конца 18 в. Здесь характерно появление различных способов регистрации фактов хозяйственной жизни в учетных регистрах в виде систематических и хронологических записей. И как итог – появление двойной бухгалтерии и бухгалтерских проводок.

2. Конец 18 в. - конец 19 в. Период революционных преобразований в области производства, развития различных форм товарных сделок, увеличение количества финансовых и торговых операций, поэтому повысилось внимание к учету со стороны государства при проведении различных сделок. Публикуются работы по счетоводству. Возникают теории счетоведения и были определены основные положения науки счетоведения.

3. Конец 19 в. - начало 20в. Период становления счетоведения как области научных знаний. Усилия ученых теперь направлены на разработку теоретических основ бухгалтерского учета, определения тех областей, которые являются объектами бухгалтерского учета.

4. Начало 20 в. – по настоящее время.

До 50-х годов 20 в. Разработка базовых принципов объективной оценки имущественно- правового положения организации, отраслевая направленность учета, расширение государственной регламентации национальных систем и отчетности.

После 50-х годов по настоящее время. Основные положения учета сохраняются, но в условиях рыночной экономики.

Созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Новая идея — новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации. Так, Л. Эйнштейн, как известно, не проводил экспериментов, он лишь с новой стороны осмысливал уже имевшуюся информацию, по-новому систематизировал и анализировал ее.

Новые идеи возникают на базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов. Так, геоцентрическая концепция долго препятствовала утверждению научного взгляда о движении Земли вокруг Солнца; условно-рефлекторная «дуга» И. П. Павлова долгое время затрудняла принятие идеи «кольца», выдвинутой П. К. Анохиным.

Творческий поиск неизбежно связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью субъекта к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Творческие, креативные (от лат. crcatio — создание) способности проявляются не только в мышлении, но и во всех видах деятельности.

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение . Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.

В процессе творческого мышления развернутый правильный путь к открытию часто отыскивается уже после того, как совершено само открытие. Первый же взлет мысли не должен иметь преград. Свободное сознание поначалу должно охватить все, что возможно, без какой-либо необходимости объяснять и классифицировать. Принципиально новое явление не может быть понято только посредством известных субъекту законов и обобщений. При этом возникает иллюзия противоречия новою здравому смыслу, сформированному прошлым опытом. Все переломные этапы познания неизбежно связаны с «шоком новизны».

В творчестве осуществляется свободная игра человеческих сил, реализуется созидательная интуиция человека.

Каждое новое открытие, творческий акт выступают как новое узнавание человеком окружающего его мира. Творчество как бы пульсация сверхсознания человека над его сознанием.

Творческие личности принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностей синтетичен: они стремятся к установлению связей между самыми различными явлениями. Наряду с этим их мышление дивергентно: они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. Эти люди чувствительны, сензитивны ко всему необычному.

Творчество, как правило, связано с интуитивными, малоосознанными процессами.

Интуиция (от лат. intucri — всматривание) — способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней. Интуиция — «скачок разума», не отягощенного оковами строгого рассуждения. Она характеризуется внезапным озарением, догадкой, инсайтом, связана со способностью индивида к экстраполяции, переносу знаний в новые ситуации, с пластичностью его интеллекта. Но этот «скачок разума» возможен только при высоком уровне обобщенности опыта и профессиональных знаний.

Ведущую роль в интуиции играют обобщенные смысловые значения, относящиеся к задачам данного класса. Это и лежит в основе профессиональной интуиции.

Механизм интуиции состоит в одномоментном объединении разрозненных признаков явлений в единый комплексный ориентир.

Интеллект человека принципиально несходен с «интеллектом» машины. отличается не только от алгоритмического «ума» электронно-вычислительной машины, но и от эвристических, самонастраивающихся машинных программ. При решении человеком творческих задач происходит взаимодействие операциональных значений и личностных смыслов; условием развития мыслительного процесса человека является принятие человеком определенной проблемы к разрешению, включение се в систему личностных мотивов и установок. Процесс решения проблемы человеком — это цепь эмоционально-мотивационных состояний, оперативная постановка новых, ранее не предусмотренных целей. Машина решает только поставленные перед ней задачи, в то время как человек сам формирует эти задачи, исходя из своих непрерывно развивающихся познавательных потребностей. ЭВМ освобождает человека лишь от рутинных мыслительных процессов, она решает тактические задачи, оставляя за человеком стратегические позиции.

Часто творческое мышление человека развивается наперекор общепринятым постулатам, при этом исследователь испытывает внезапное озарение, которое подготовлено всей его многолетней научной деятельностью. Человек в отличие от «думающей» машины способен к саморефлексии — критическому анализу процесса мышления и его результатов. Он способен к генерированию и сумасбродных идей, которые впоследствии могут оказаться гениальными открытиями, имеющими эпохальное значение. Машина же глуха к запросам эпохи. Мозг человека обладает способностью в экстренных ситуациях селективно мобилизовать в кратчайшее время неограниченный объем жизненно значимой информации. Интеллект человека высокопластичен, он способен адаптироваться к любым жизненным условиям.

Сложные механизмы этого процесса не сводятся к алгоритмической системе элементарных правил. Жизнь неизмеримо сложнее всех отображающих ее схем, моделирующих систем и механизмов.

Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т. д.

Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж. Гилфорд. Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности: 1) оригинальность – способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение; 2) семантическую гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; 3) образную адаптивную гибкость – способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; 4) семантическую спонтанную гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. В жизненных ситуациях не всегда присутствуют все названные этапы творческого процесса. Поэтому ситуации можно разделить исходя из того, какой из этапов наиболее представлен. Есть задания, в которых требуется проявить способность к генерации идей (первый этап творческого процесса), – критерием выполнения таких заданий выступает количество и качество выдвинутых идей. Существуют ситуации, которые в основном требуют умения проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи (второй этап творчества). В этом случае человек должен выявить последствия принятия каждой из идей, найти способы усиления «положительных» эффектов и способы минимизации отрицательных. Наконец, существуют ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.


Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.

1. Конформизм – желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.

2. Ригидность – трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.

3. Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек во что бы то ни стало стремится решить проблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.

4. Цензура – внутренняя критика любой собственной идеи.

Рост всевозможных технологий влечет за собой краткосрочность, устаревание и стремительную сменяемость современных условий жизни и деятельности человека, тем самым лишь повышая потребность общества в творческих людях и конкурентоспособных специалистах. Условия современного мира таковы, что обществу для успешной адаптации к ним и эффективного дальнейшего функционирования необходимо включать в себя всё большее число людей творческих, способных к свободной ориентации и продуктивной самореализации в условиях рынка и стремительных социальных изменений. Удовлетворить такого рода потребность должна профессиональная подготовка, ориентированная на ту модель специалиста (квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного), которая будет, несомненно, характеризоваться готовностью личности к непрерывному самосовершенствованию, осознанию собственного «я», способностью на этой основе к быстрой переориентации, к отказу от привычных представлений, к активному восприятию нового, нетрадиционного, и, наконец, к активному преобразованию условий жизни, созданию новых и приспособлению к ним.

Основу всех этих способностей определенно составит общее интеллектуальное развитие, особенно его ведущая подструктура - мышление. Мышление и творчество, характер их соотношения и взаимовлияния, мышление как продуктивный процесс стали предметом многих психологических исследований . Несмотря на общепринятое, классическое разделение мыслительной деятельности на продуктивную (творческую) и репродуктивную, имеет право на существование и позиция, согласно которой любое мышление - творческое в той или иной степени . Продуктивным, творческим в психологии называют тот вид мышления, для которого характерно создание субъективно нового продукта, мышление, поддерживаемое сильной мотивацией и сопровождающееся ярко выраженным эмоциональным переживанием, а также способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.

Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами. Тип мышления - это индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Независимо от типа мышления человек может характеризоваться определенным уровнем креативности (творческих способностей).

Можно выделить 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками.

  1. Предметное мышление. Неразрывно связано с предметом в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий. Существуют физические ограничения на преобразование. Операции выполняются только последовательно. Результатом является мысль, воплощенная в новой конструкции. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума.
  2. Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в новом образе. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.
  3. Знаковое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с гуманитарным складом ума.
  4. Символическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.

Профессиональное мышление - это, прежде всего рефлексивная умственная деятельность по решению профессиональных задач. Если специфика профессионального мышления зависит от своеобразия задач, решаемых различными специалистами, то качество профессиональной деятельности или уровень профессионализма зависят от типа мышления.

Профиль мышления, отображающий доминирующие способы переработки информации и уровень креативности, является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Вслед за А. К. Марковой, предлагающей рассматривать основные виды мышления в качестве характеристик профессионального мышления, позволим себе сделать то же по отношению к творческому мышлению, в процессе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям и т. п. Действительно, в работах, посвященных проблеме профессионального мышления , этому профессионально важному качеству приписываются многие особенности творческого мышления: активность и инициативность, поисковый, аналитико-синтетический характер, способность мыслить при «информационных пустотах», умение выдвигать гипотезы и тщательно исследовать их, находчивость, гибкость, креативность. Специалистов, успешно выполняющих профессиональные задачи на высоком уровне мастерства - быстро, точно, оригинально решающих как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области - обычно характеризуют как людей творческих в своей профессиональной области, способных к рационализаторству, новаторству.

Становление профессионального творчества происходит еще на этапе профессиональной подготовки человека, тесно связано с особенностями его мышления, в частности мышления профессионального. В студенчестве, когда формируется прочная основа трудовой деятельности, начинает развиваться особое профессиональное мышление. Это - важная сторона процесса профессионализации человека и предпосылка успешности профессиональной деятельности, составная часть системы профессионального образования. Развитие профессионального мышления, состоящее в трансформации основных видов мыслительной деятельности человека, получении новых их сочетаний в зависимости от предмета, средств, условий, результата труда, включает в себя и развитие творческого мышления студентов. Творческий компонент профессионального мышления определяет способность человека к свободной ориентации и продуктивной самореализации в условиях рынка и стремительных социальных изменений, а также к воплощению новаторских идей и реформ.

Под профессиональным творчеством понимают нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализ профессиональных ситуаций, принятие профессиональных решений. Значение такого продуктивного процесса в современных быстро меняющихся условиях профессиональной деятельности переоценить трудно. Результатами профессионального творчества могут быть: новое понимание предмета труда (новые идеи, законы, концепции, принципы, парадигмы), новый подход к способам профессиональных действий с предметом труда (новые модели, новые технологии, правила), ориентировка на получение принципиально новых результатов, привлечение новых групп потребителей своего продукта и т. д.

Для достижения вышеперечисленного человеку заведомо необходимо обладать целым рядом качеств, таких как:

Потребность в новой идее;

Видение проблемы там, где другие люди её еще не видят;

Способность замечать альтернативу, видеть предмет труда с совершенно новой стороны;

Способность к быстрому переключению и преодолению барьеров;

Способность к мысленному включению себя в систему предметов и средств труда;

Готовность критически относиться к установленным общепринятым истинам и новым идеям;

Умение создавать новые комбинации из известных сочетаний, осуществлять все эти мысленные преобразования применительно к разным сторонам труда - предмету, средству, результату;

Готовность работы с новой реальностью; и т. д.

Профессиональное творчество чаще опирается на профессиональное мастерство, опыт специалиста, но бывает, что специалист переходит на уровень профессионального творчества раньше, чем он овладевает мастерством, находя и предлагая новые профессиональные решения.

Развитие профессионального мышления состоит в процессах трансформации основных видов мыслительной деятельности человека, получении новых их сочетаний в зависимости от предмета, средств, условий, результата труда, т. е. в образовании специфических видов профессионального мышления - оперативного, управленческого, педагогического, клинического и т. д. При этом сами процессы мышления у разных специалистов будут и далее происходить по одним и тем же психологическим законам.

Творческая составляющая профессионального мышления в соответствии с этим также должна претерпевать определенные изменения, иными словами, развитие профессионального мышления как более объемного качества непременно включает в себя и развитие творческого мышления студентов в процессе профессионализации. Необходимость более внимательного отношения к проблеме развития профессионального мышления и творческого мышления в частности, подробного рассмотрения психологических механизмов и закономерностей профессионализации мышления в общем подчеркнем тем, что любые новаторские идеи и реформы могут воплотиться в жизнь только через творчество в деятельности специалистов-практиков, которое во многом будет определяться особенностями их профессионального мышления.

В одних исследованиях профессиональное мышление определяется как процесс решения профессиональных задач в той или иной области деятельности, в других - как определённый тип ориентировки специалиста в предмете своей деятельности. Первый подход связан с концепцией С. Л. Рубинштейна о детерминации мышления «внешними условиями через внутренние». В роли внешних условий, согласно этой концепции, выступает задача, которая задает мыслительному процессу объективное содержание и направление.

Второй подход связан с концепцией поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, согласно которой специфические особенности мышления, содержание и структура умственного образа не могут быть обусловлены характером, особенностями и содержанием задач. Мышление рассматривается как тот или иной тип ориентировки субъекта в предмете деятельности и ее условиях, что в свою очередь и определяет характер решаемых задач.

Одной из важнейших особенностей мышления в практической деятельности является специфическая, отличная от теоретического мышления, система структурирования опыта. Знания об объекте, с которым взаимодействует профессионал, накапливаются в форме, наиболее доступной для дальнейшего использования.

Мышление специалиста XXI века представляет собой сложное системное образование, включающее в себя синтез образного и логического мышления и синтез научного и практического мышления. Например, в деятельности инженера сочетаются эти полярные стили мышления, требуются равноправие логического и образно-интуитивного мышления, равноправие правого и левого полушарий мозга. Для развития образного мышления ему необходимы искусство, культурологическая подготовка.

К основным качествам современного специалиста технического профиля относятся: творческое осмысление производственных ситуаций и комплексный подход к их рассмотрению, владение способами интеллектуальной деятельности, аналитическими, проектировочными, конструктивными умениями, несколькими видами деятельности. Быстрота перехода от одного плана деятельности к другому - от вербально-абстрактного к наглядно-действенному, и наоборот, выделяется как критерий уровня развитости технического мышления. Как мыслительный процесс техническое мышление имеет трехкомпонентную структуру: понятие - образ - действие с их сложными взаимодействиями. Важнейшей особенностью технического мышления является характер протекания мыслительного процесса, его оперативность: быстрота актуализации необходимой системы знаний для разрешения незапланированных ситуаций, вероятностный подход при решении многих задач и выбор оптимальных решений, что делает процесс решения производственных и технических задач особенно сложным.

Профессиональный тип (склад) мышления - это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приёмов решения проблемных задач, способов анализа профессиональной ситуации, принятия профессиональных решений, способов исчерпывания содержания предмета труда, так как профессиональные задачи нередко обладают неполнотой данных, дефицитом информации, ибо профессиональные ситуации быстро меняются в условиях нестабильности общественных отношений. Маркова А. К. справедливо отмечала то, что развитое профессиональное мышление - важная сторона процесса профессионализации и предпосылка успешности профессиональной деятельности.

Главной ценностью современного российского образования должно стать формирование в человеке необходимости и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение всей жизни . Традиционный путь обучения малоэффективен, т. к. применяет для передачи социального опыта информационно-алгоритмические методы преподавания и требует репродуктивного воспроизведения. Для определения направлений построения процесса обучения, ставящего своей целью активизацию и развитие творческого мышления студентов, необходимо выделить основные принципы построения учебного процесса.

Принцип соответствия профессионального образования современным мировым тенденциям специального образования;

Принцип фундаментализации профессионального образования требует связи его с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира с постановкой проблемы приобретения системных знаний;

Принцип индивидуализации профессионального образования требует изучения проблемы формирования профессиональных компетенций, необходимых представителю той или иной профессии.

  1. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. - М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с.
  2. Брушлинский А. В. Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск. 1990
  3. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. М ПЕРСЭ 2006. 688с
  4. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. - Концепт. - 2013. - ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/article/964/ - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Tatiana Ivanova,

Senior Methodologist of the State Budget Educational Institution of Secondary Education «Muravlenkovsky Versatile College»

Е lena Rodina,

teacher of mathematics and physics of the State Budget Educational Institution of Secondary Education «Muravlenkovsky Versatile College»

Е lena Yulbarisova,

Trainer in Vocational Education of the State Budget Educational Institution of Secondary Education «Muravlenkovsky Versatile College»

On The Creative Component Of Professional Thinking In Students Annotation

Abstract. The paper presents the specific characteristics of the types of thinking and approaches to professional thinking.

It has been explained the need for creative and professional results for a modern specialist, as a certain type of orientation in one’s activities.

Keywords: ways of thinking, professional thinking, professional creativity.