Риторика ораторское искусство красноречие. Виды красноречия. Что такое ораторское искусство

В современном мире ключом к успеху является овладение мастерством оратора . Это особое искусство, при котором каждый человек сможет открыть себя заново. Он будет красиво и правильно говорить, уверенно себя чувствовать перед любой аудиторией, быть интересным в общении. Конечно, есть люди, которые от рождения награждаются такой способностью, но их совсем немного. Поэтому человеку, обделенному Божьим даром, не стоит переживать, при желании ораторскому искусству можно учиться. Возраст при этом не играет особого значения, ведь получать новые знания и умения никогда не поздно.

Безусловно, есть профессии, которые просто обязывают досконально познавать искусство ораторской речи . К ним относятся политики, судьи, учителя, актёры, дикторы и др. Даже если Вы не относите себя к этим категориям, такое мастерство в любом случае не может Вам навредить. Кроме преимуществ, ни о чем другом не может быть и речи. В жизни оно может пригодиться, например, при устройстве на работу, и при новых знакомствах. Таким образом, это искусство в самых разных ситуациях может оказать неоценимую услугу.

Что такое ораторское искусство?

Это искусство живого слова. Человек, владеющий им, с лёгкостью может доносить мысли до окружающих. При этом предложения у него выстраиваются красивые и ясные. Он чувствует себя уверенно, ведь его речь привлекательна и интересна. Именно этому и учит ораторское искусство. Степень владения им может быть различной, но над собой нужно работать в любом случае. Нередко в жизни мы сталкивается с такими ситуациями, когда приходится задуматься над тем, как сказать или дать ответ на вопрос. Чтобы выглядеть убедительным, без важных приёмов особого мастерства не обойтись.

Ораторское искусство и риторика участвуют в формировании стиля и логических высказываний. Они помогают избежать нежелательных пауз и развивают память. Обычная речь превращается в привлекательную и наполняется нужными эмоциями. Настоящий оратор всегда интереснее для публики, чем тот, кто не умеет грамотно сформулировать свои мысли. Кроме того, своевременно приведённые аргументы и факты способствуют благополучному разрешению спорных вопросов. А это является своего рода гарантией наилучшего выхода из конфликтных ситуаций. Неподготовленные люди лишь в редких случаях смогут сформировать свои фразы чётко и правильно в нужный момент.

История ораторского искусства

Летописи ораторского искусства переносят в Древнюю Грецию. Именно здесь великому мастерству уделялось пристальное внимание. Отсюда идут корни стилистических образцов и развитие речи, ведь до появления письменности мысли излагались устно.

Греческие ораторы умело воздействовали на публику, поскольку они владели законами логики и правилами устной речи. Они смогли добиться того, что красноречие служило им главным оружием с политической точки зрения. Ораторское искусство, являясь царицей искусств, весьма эффективно могло влиять на решения государственных дел.

Именно в Древней Греции зародилась первая школа ораторского искусства . Её выдающимися мастерами стали Демосфен, Филократ, Гиперид, Эсхин и другие общественные деятели. Среди них Демосфен смог добиться наивысших достижений. Без его вклада сложно представить ораторскую практику и азы теории риторики, где слову придавалось огромное значение. На его речах учились не только в древности, сохранившиеся теории актуальны и сегодня. Они входят в золотой фонд риторики как отдельной науки.

Выступление перед аудиторией

Зрительное восприятие и внешний вид

Выступая перед публикой, оратор должен подготовить не только свою речь, но и старательно поработать над внешним видом . Не секрет, что выступающего в первую очередь встречают по внешнему виду. Уже давно доказано, что внешний облик играет важную роль при первом впечатлении. Исходя из статистических данных, 55% убеждающей силы приходится на внешний вид оратора и зрительное восприятие слушателей, на тон голоса - 35% и всего 10% на слова.

Слушатели в первую очередь являются зрителями. Они весьма внимательно будут рассматривать выступающего. Особенно женская половина уделяет пристальное внимание мелочам. Наряд, прическа и манера держаться не останутся незамеченными. Человек, который не уверен в себе, плохо подготовлен или нерешителен, быстро бросается в глаза. Публика не захочет сосредотачиваться и вникать в суть его выступления . И как бы не старался оратор, расположить к себе слушателей будет весьма трудно.

Удержание внимания

Искусство ораторской речи как раз и заключает в себе умение донести подготовленный доклад или на ходу выстроенное выступление. Настоящий мастер умеет быстро ориентироваться и выстраивать логические предложения. Кроме того, он умеет завлечь своих слушателей и заинтересовать своим выступлением.

Для удержания внимания оратор использует специальные приёмы, позволяющие не только расположить к себе, но и настроиться на одну психологическую волну. При этом жестикуляция и мимика, голос и интонация играют важное значение. Ведь одно дело слушать, а совсем другое - быть услышанным. Об этом еще говорила известная поэтесса М.Цветаева. Ни в коем случае нельзя дать публике ни малейшего повода для раздражения.

Контакт с аудиторией

Речь выступающего в большей части представляет собой монолог. Однако оратору нужно уметь находить контакт с аудиторией . Он должен стараться установить связь, пусть даже мнимую. Только в этом случае он сможет рассчитывать на отклик. Хороший оратор способен уловить настроение аудитории и в нужный момент откорректировать свое выступление. Он как бы читает мысли слушателей и не даёт им отвлечься от преподносимой информации. Это похоже на мысленный диалог, при котором вторая сторона не произносит вслух своих пожеланий. В свою очередь, это не отвлекает выступающего, но и не исключает двустороннее общение.

Таким образом, искусство публичных выступлений - это имитация живого общения. Новичку сложно добиться этого, но вполне реально при освоении основных риторических приемов. Среди них: непосредственное обращение к аудитории, наполнение выступления эмоциями, придерживание разговорного синтаксиса. Не стоит заранее переживать, всё приходит с опытом, нужно только приложить усилия и терпение.

Ещё одно немаловажное средство установления двустороннего общения - это зрительный контакт с выступающим. Если читать подготовленный текст и не отрываться от бумаги, интерес у публики быстро пропадёт. В этом случае докладчик самостоятельно сооружает стену, которая ограждает его от слушателей. Не рекомендуется смотреть в один угол или потолок. Лишь переводя взгляд от одного слушателя на другого, оратор может рассчитывать на объединение аудитории и достижение эффекта общения, пусть даже на мысленном уровне.

Нужно уметь читать реакцию по глазам. В этом случае оратор сможет контролировать аудиторию. Как только он заметит первые признаки переутомления слушателей, он сможет использовать один из проверенных способов для разрядки зала. К примеру, это может быть воспоминание смешного случая, вставка афоризма или пословицы. Желательно, чтобы они были близки к тематике выступления. Можно вообще отойти в сторону от доклада и рассказать веселый анекдот, расположив к себе аудиторию. Эмоциональная разрядка при утомлении наилучшим образом воссоздаст дружескую атмосферу. Всё это позволит продолжить выступление, интерес к которому только усилится.

Ораторское искусство при других видах речевой коммуникации

Многогранное искусство ораторского мастерства включает не только выступления перед большой аудиторией, но и ведение диалога с собеседником, дебаты, дискуссии, а также другие виды речевой коммуникации . При этом речь оратора должна всегда поражать железной логикой, но вместе с этим быть искренней и чувственной. Только в этом случае можно рассчитывать на заинтересованность слушателя и его расположение.

При любых речевых коммуникациях можно проявить ораторское мастерство и оставить неизгладимый отпечаток, хорошее мнение и заслужить уважение, поразив интересной беседой. При этом важное значение уделяется не только грамотности и начитанности говорящего, но и его эмоциональности, заинтересованности и умении выслушать собеседника. Безусловно, в этом помогают и природные данные, но полученный опыт, культура речи и интеллект не являются второстепенными.

Обучение ораторскому мастерству

Ораторскому мастерству может обучаться каждый. Главное, чтобы было желание и нацеленность на результат. Нужно не бояться трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения. Только терпение и старание принесут ожидаемые результаты. Даже многие известные люди, которые смогли добиться успехов в ораторстве , первоначально сталкивались со сложностями. К примеру, Маргарет Тэтчер сумела изменить свой визгливый голос, который от природы был таковым. Её усердная работа по изучению актерского мастерства дала свои плоды. Политический деятель Франции Мирабо так научился преподносить заученные тексты, что они стали казаться настоящей импровизацией.

Обучение ораторскому искусству можно проводить самостоятельно, но в специализированных школах и центрах занятия будут более эффективными. Разработанные программы и психологические тренинги - популярные способы избавления боязни выступать перед публикой, развития мышления и памяти, пополнения разговорного запаса и приобретения уверенности в себе. Здесь можно научиться правильно формулировать мысли, быстро заинтересовывать слушателя, получить артистические навыки и красиво говорить на любые темы, в том числе и экспромтом. Специалисты научат правильно подбирать интонацию и умело пользоваться разными речевыми приемами. Они расскажут о том, как извлекать пользу из общения, познакомят с непродуктивными моделями беседы и раскроют способы уклонения от «неудобных» вопросов.

Кто такой хороший оратор?

Мастером ораторского искусства является тот человек, который с лёгкостью владеет живым словом и может с его помощью воздействовать на собеседника или целую аудиторию. Говоря о таком профессионале, нельзя не упомянуть о высоком уровне . Хорошая дикция исключает любую нечёткость произношения слов и отдельных звуков. Выступающего приятно и легко слушать, поскольку нет скороговорок и шепелявости. Сила голоса проявляется не только в громкости, но и психическом воздействии на сознание и волю слушателей. Иными словами, техника речи настоящего оратора приближается к совершенству.

Состоявшийся оратор умело применяет различные приемы. Для красивой речи огромное значение имеет употребление крылатых выражений, известных пословиц и поговорок. Когда они неожиданны, но к месту сказаны, выступление кажется интереснее и лучше запоминается. Речевая культура оратора всегда оценивается по богатству его словарного запаса. Чем больше слов в арсенале профессионала, тем интереснее с ним общаться. А если ко всему этому предложения лаконичны и грамотно построены, с соблюдением точности словоупотребления и языковых норм произношения, то такому оратору нет цены.

  • Изучать ораторское мастерство может каждый. При этом важно настроиться на удачу и ни в коем случае не отступать от поставленной цели.
  • Никогда не следует показывать посторонним своё волнение и тем более говорить о плохой подготовке.
  • Избегайте монотонных выступлений, делайте правильную паузу и выделяйте нужные слова. Не забывайте про интонацию, повышая и понижая голос.
  • Больше времени уделяйте тренировкам, желательно заранее подготовленную речь отрепетировать не менее 3-х раз.
  • Попытайтесь заинтересовать аудиторию с самого начала выступления, придумав интригующее название.
  • При публичном выступлении пытайтесь установить контакт со слушателями.
  • Во время выступления меняйте своё положение, используйте жестикуляцию.

Главный совет заключается в следующем: чтобы овладеть искусством живого слова, нужно научиться красиво мыслить.

Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи.

Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку «пиар» решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, проведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины.

Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования. Впрочем, подобным же образом многие авторы пишут о том, что «связи с общественностью» имели место еще в античное время, переосмысляя классические учения о речи на новый лад.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах. Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике.

Риторика

Дефиниции риторики включают следующие идеи:

1) Риторика – фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая “выучка”, практическая “ловкость” владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. Эта дефиниция восходит к классическому определению риторики К.П.Зеленецким: «Предмет риторики есть речь».

2) Риторика – искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни.

Основой риторики всегда были философия и этика, вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить и современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий. Без философско-этической базы обучение риторике превращается в «праздноговорение». Этим тезисам соответствуют как мысли Цицерона о связи красноречия с философией, так и положения классика русской риторики Н.Ф.Кошанского о том, что «грамматика занимается только словами, риторика – мыслями».

3) Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Все перечисленные качества могут быть взяты под сомнение, т.к. всякая «красивая» или «убедительная» речь может быть обращена, что называется, «во зло»… Тем не менее, каждая эпоха рождает свой риторический (коммуникативный) идеал. Поэтому возможно говорить о том, что риторика формирует через стиль речи стиль жизни. В соответствии со стремлением человека к совершенному Слову целесообразно назвать риторику учением о совершенной речи.

4) Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего – его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Соответствие этому требованию позволяет воспитать такого человека, для которого язык (слово, уста) становятся подлинной «стеной» и «оградой», а общество, в котором он живет и трудится, становится благоденствующим вследствие правильно организованных речевых связей.

5) Риторика – учение обо всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов. Задача филологической науки, нормализующей общественно-речевую практику, – описание и отбор текстов культуры, т.е. тех текстов, которые являются образцовыми и могут быть включены в обучение, обеспечивая связь поколений и эффективную творческую деятельность общества.

Объективное место риторики и ее соотношение с другими речеведческими дисциплинами невозможно понять, не осознав истории речевых наук в России. В ХХ век Россия вступила с развитым языковедением, большим пиитетом перед художественной литературой, которая называлась изящной словесностью, и этот образ научного предмета (русский язык и литература) сохранился до начала третьего тысячелетия. В этом наша филологическая традиция, однако уже давно ведущие филологи отмечали парадоксальную ситуацию: реально науки, которая занималась бы практической речью, нормализующей общественно-речевую практику, не было. Между тем, заполнить эту лакуну в филологическом образовании общества пытались в разное время с разным успехом разные речевые науки.

Предмет «Культура речи»

Так, начиная с 20-х годов ХХ столетия, получает развитие предмет «культура речи». Интерес к вопросам речевого искусства в двадцатые годы был особенно велик – достаточно напомнить об Институте живого слова, открытом в 1918 году, сборниках «Русская речь», многочисленных работах по ораторскому искусству (А.В.Миртов, Б.Казанский, В.Гофман и др.), где авторы стремились «учить говорить весь народ».

Культура речи – чисто русский феномен, национальный термин, введенный в русскую науку в 20-30-е годы Г.О.Винокуром, В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым. Он отсутствует в иностранных филологиях в силу специфичности проблем, рождаемых самой конструкцией русского языка. Культура речи понималась у нас только как учение о литературной норме – и добавлять в нее идеологическо-содержательные компоненты было опасно. Свидетельством тому – прекращение всяких исследований по ораторскому искусству, начиная, по крайней мере, с 30-х годов.

Когда в современные вузовские программы был введен предмет «культура речи», то авторы новых учебников естественно понимали предмет культуры речи в соответствии с традицией, в которой главным термином культуры речи считалась языковая норма. Большинство современных программ по преподаванию данной дисциплины, введенной ныне во все вузы России, ограничено нормативной тематикой. Между тем, для большинства педагогов и учащихся смысл предмета «культура речи», конечно, состоит в развитии культуры языковой личности в целом, формировании образа ритора (говорящего или пишущего) как высококвалифицированного профессионала-речевика.

Чтобы осуществить переход к культуре речи, как учению об эффективной речи общества и личности, необходимо уяснить, что такое культура в отношении к речи и что такое общественная речь. Понятия риторика и культура сопоставляются не случайно. Главная идея филологии – устроение жизни и совершенствование человека через язык. Язык интересует филолога не просто как система знаков, а как перспективное приложение к его практическому применению.

В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи коррелируется с грамматикой («основание словесных наук» и общее учение о правильности речи), логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний, однако одной логики недостаточно для искусства убеждения), поэтикой (учение о художественной речи и «вымыслах», но, в отличие от поэтики, риторика исследует реальную прозаическую речь).

До середины XIX века наукой, объединяющей филологические (словесные) дисциплины, была словесность как учение о развитии дара слова и всей совокупности словесных произведений речевой культуры. В середине XIX века после критики революционеров-демократов и рождения «новой Науки о Слове» из риторики выделяется стилистика – как учение о средствах речевого воздействия. ХХ век оставил на месте классической риторики и словесности лишь художественную литературу и предложил новый предмет – культуру речи как учение о нормах литературного языка, а в школе – аспект развитие речи.

Анализ новых теорий и дисциплин, появившихся в конце ХХ века через развитие речевых технологий, показывает, что они исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются ее терминологией. Каждая национальная филология предлагает свой набор речевых дисциплин. Так, диктующие стиль современного общения американские научные технологии предлагают теорию коммуникации (подчас с ложной, но привлекательной идеей развития в человеке «коммуникабельности»), предмет речь (speech) позволяет как учиться способам аргументирования и стилистического распространения речи, так и вырабатывать личный стиль с продвижением в жизни собственной «темы». Сила американской филологии, а отсюда и особая влиятельность американизма, как образа жизни и человеческого поведения, связана с риторикой как основой американской философии. Американский корабль при унитарности американской идеологии движется столкновениями риторических идей и позиций разных ораторов-писателей.

Обращенность к вопросам языкового образования позволила и японской нации занять главенствующие позиции в образе современного мира. Японская теория языкового существования ставила целью достижение эффективных коммуникаций в каждой сфере общественного бытия и, прежде всего в области деловых отношений – результатом такого речевого воспитания нации явилось изменение всего облика государства, интенсификация деятельности и подъем всех областей экономики.

Неудачи нашей перестройки во многом связаны с отсутствием в сознании нации идеи устройства мира через язык. Революционные изменения в обществе невозможно начинать, не определив значения слов как главных понятий, в которые общество должно поверить и, главное, понять – что будет значить то или иное слово, т.е. понятие.

Служа инструментом выражения мысли, орудием организации деятельности, риторика является сегодня «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий. Идея «общности» риторики и логики для всех областей деятельности высказана еще в античности, в средневековье риторика определяется как «царица наук и художеств», поэтому и в настоящее время много говорится о профессиональной риторике, выстраивающей теории общения для разных специальностей. Основные профессии в обществе всегда были «речевыми» и воспитание специалиста строится, обычно, как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, священника, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.

Цель риторики и культуры речи – совершенствовать через стиль речи стиль жизни. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи – богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения. Цель преподавания риторики и культуры речи – научить анализировать и создавать все виды современной словесности.

Многие беды современного нашего Отечества в ХХ веке – от того, что слушать и различать смысл прозаических слов никто не научил. Так, в частности, рождался сладостный обман перестройки. Экономические реформы были начаты вне словесного обеспечения. Причина экономических неудач – в словесной необразованности и риторической неорганизованности общества.

Стиль речи создает общественный настрой. Основания такого настроя – в скрытых помыслах и страстях, в той словесной ауре, которая предлагается обществом через образцы речекультурной деятельности в СМИ, системе образования, семье и других социальных институтах. Современное общество, наделенное свободой слова, мягко говоря, распоясалось. Модные телеведущие искренне обсуждают проблему сквернословия, спрашивая авторитетных филологов: «Не все ли равно, как сказать?..» Последние спорят о том, «равны» ли все слова, мол, все слова имеют право на существование. Слова существуют действительно, но культура состоит в том, чтобы себя ограничивать и устанавливать запреты. В новой демократической культуре оказались снятыми запреты, в том числе на отбор средств выражения. В результате запретов, многообразия слов и ситуаций, которые могут быть обслужены различными словами, человек расцветает, потому что работает над культивацией в себе человеческого начала.

Новые речевые технологии создают почву для стилевых поновлений. Типы общения в Интернете, по электронной почте, мобильной телефонной связи предлагают существенно новый стиль русской речи. Эта речь не может не основываться на культурной традиции, но, сколь бы ни был новаторски и креативно настроен пользователь, он не может не опираться на факты предшествующей культуры. Что касается оценок этой «текущей деятельности» (фильмов, песен, книг), пока не вошедшей в культуру, то они должны быть организованы с опорой на культурную традицию, понятия вкуса, элементарной этики и нравственности. Дурны не сами по себе компьютеры и телевидение, а то, как их использует человек.

Ответственностью филолога в обществе создается обстановка нравственной оценки речевых поступков. Человек должен нести ответственность за каждое произносимое слово. Поэтому, на мой взгляд, именно с этим особым разделом риторической науки – риторической этикой – должны быть ознакомлены школьники и студенты. Новое поколение всегда желало жить по-новому – решение этих культурных противоречий возможно, если «новое поколение» основывает свои новации на знании культуры, а «консервативные» носители (старшее поколение) умеет радостно принимать новое. И все-таки дело учителей – быть в состоянии направить вкусы молодежи. Поэтизация криминала и романтизация пороков, блатной и уголовной жизни – все это семиотический фон, на котором иные авторы пытаются сегодня сформировать стиль мысли, стиль слова, стиль жизни.

Риторика сопоставляется с множеством неречевых наук: философией, этикой, психологией. Философия и профессиональная образованность всегда были и остаются интеллектуальной основой общения. Вне этики риторика становится искусством манипулирования общественным мнением.

Психология всегда соединялась с риторикой: еще Платон требовал от риторики знания «видов человеческих душ», а психология общения не может не затрагивать вопросов речевого воздействия. Рассматривая множество сегодняшних книг по этике бизнеса, культуре делового общения, видим, что их содержание и практические советы прямо берутся из современных риторических или стилистических идей, потому что обычно касаются правил ведения делового диалога, переговоров, построения речи в тех или иных ситуациях делового общения [Кузин 2000].

В качестве примера перспективных для учебного процесса методологических идей укажем на освоение первого раздела риторического канона – изобретения мыслей на основе топосов, как способов аргументирования, создания и развития содержания речи. Топика позволяет понять, что процесс создания замысла речи не стихиен, а управляется определенными возможными приемами, которые современная риторики определяет как «смысловые модели» порождения высказывания. Классический состав топосов (определение, род и вид, целое и части, свойства, причина и следствие, сравнение, пример, свидетельство и др.) позволяет учащемуся представить возможные мыслительные ходы создателя речи.

Другое толкование общих мест (топосов) – как ценностных категорий, на основе которых происходит согласие с аудиторией и ее убеждение. Систематизация топосов показывает картину сегодняшних моральных и социальных ценностей, общую систему понятийных категорий, знание которых позволяет развертывать доказательство.

Русская риторика получила в последнее десятилетие фундаментальное и разветвленное развитие, которое до сих пор не было предметом научного обобщения. Попытаемся сделать это хотя бы вкратце.

В 1997 году была образована Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики, ежегодно проводящая международные конференции в одном из ведущих вузов страны. В настоящее время в Ассоциацию входят более 400 членов.

За истекшие годы можно говорить, по крайней мере, о следующих риторических научно-педагогических школах и направлениях, сложившихся в России:

1) школа Московского университета, созданная на кафедре общего и сравнительно-исторического образования акад. РАО Ю.В.Рождественским (1926-1999), продолженная трудами проф. А.А.Волкова – см. библиографию в работе Ю.В.Рождественского «Теория риторики»;

2) педагогическая школа МПГУ (Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А. и др.) – см. прежде всего учебный комплекс для школ «Риторика» (1-10 классы);

3) Пермская школа риторики, образованная на базе ЗУУНЦ (Западно-Уральского учебно-научного центра) под руководством С.А.Минеевой. Центр выпустил множество книг и учебных пособий, программ по риторике. Ежегодно проводятся летние курсы по подготовке преподавателей риторики (проведены уже 26 школ).

4) Красноярская школа риторики и стилистики под руководством проф. А.П.Сковородникова (см. стилистические труды основателя школы и его многочисленных учеников);

5) Саратовская школа стилистики, риторики и культуры речи под руководством проф. О.Б.Сиротининой (работы по русской разговорной речи, исследования «хорошей речи» и мн. др.);

6) Воронежская школа под руководством проф. И.А.Стернина и его многочисленных учеников (см. последнюю дополненную книгу «Практическая риторика»);

7) Екатеринбургская школа стилистики, риторики и культуры речи (Купина Н.А., Матвеева Т.В., Маров В.Н. и др.).

Этот перечень будет далеко не полон, если не упомянуть имена и труды проф. О.И.Марченко (Санкт-Петербург), проф. Л.Г.Антоновой (Ярославль), проф. А.А.Ворожбитовой (Сочи), Т.Г.Хазагерова (Ростов-на-Дону) и мн. др. Защищено множество докторских диссертаций по риторике. Тем более странно, что при всем этом в номенклатуре специальностей ВАКа до сих пор не находится места риторике. Поэтому «риторы» становятся докторами то «философских» (Ч.Б.Далецкий, О.И.Марченко), то «культурологических», то педагогических наук, хотя очевидно, что деятельность науки о речи относится, прежде всего, к филологии и лингвистике.

Нельзя не сказать о популяризации риторики, поскольку очень многие профессионалы и разные слои населения чувствуют необходимость в риторической учебе. Поэтому возникают различные курсы, а различные тренинги так или иначе затрагивают вопросы практического владения публичной речью и искусством диалога. Появился ряд популярных книг – см., например, учебники «Риторика» и «В погоне за Цицероном» Д.Н.Александрова; «Цицероном может стать каждый» И.А.Мальхамовой. Такие книги нельзя не приветствовать, несмотря на ряд очевидных неточностей и популяризаторских упрощений.

Перспективы развития русских учений о речи очевидны. Реализоваться они могут только в случае нашей осведомленности и объективного знакомства с классическим наследством русской филологии и интенсивного труда на современной ниве отечественного общественно-речевого образования.

«Журнал «Виноград» воспитывает «вкус» сердца» – отозвалась о журнале Екатерина Градова.

Православный образовательный журнал «Виноград» – издание для всех, кто интересуется русской культурой и образованием.

Авторы ставят перед собой цель заполнить пробелы, образованные в результате утраты духовно-нравственных корней. Журнал поможет читателям разобраться в вопросах образования, а также восприятия отечественной духовной культуры.

Разделы журнала: филология, история, естествознание, воспитание, искусство.

Тема сентябрьского номера журнала «Виноград» – “Друзья моих детей”. Как мы должны себя вести, когда ребенок начинает больше тянуться к своим друзьям, чем к своим родителям? Можно ли повлиять на выбор ребенком друзей? Как быть ребенку, если он не похож на остальных детей? Что происходит с нашими детьми, когда они находятся в кругу своих сверстников?

Искусство красноречия - это умение говорить логически связно и художественно, чтоб привлекать внимание, а вместе с этим и сочувствие слушателя к какому-либо делу.

Родиной ораторского искусства красноречия принято считать Древнюю Грецию, хотя ораторское искусство было известно в Ассирии, Египте, Индии, Вавилоне. Но именно в Греции оно стремительно развилось, и впервые появились систематические работы по теории этого искусства. Начало культивирования устной речи положили софисты, которые, сами являясь замечательными мастерами красноречия, обучали этому искусству других.

Видные ораторы и теоретики искусства красноречия в Древней Греции и Древнем Риме сумели проникнуть в тайну слова, расширить пределы его познания, выдвинуть практические и теоретические принципы речи как искусства, основываясь на своём богатом опыте и анализе многочисленных блистательных речей признанных ораторов. В своих работах они дали настолько глубокий и интересный анализ искусства убеждения, что через множество столетий, в наше время, специалисты в области пропаганды находят в них идеи, которые считали достижением лишь нового времени.

Основы красноречия

«Поэтами рождаются, а ораторами становятся» - это высказывание Цицерона должно вдохновить молодых менеджеров, которые слушают с объяснимой завистью логичную, гладкую и хорошо аргументированную речь своих старших коллег. Даже наиболее опытный оратор, владеющий искусством красноречия всегда подготавливается к публичному выступлению, обдумывает начало его («эффект первых фраз»), его целевое содержание и окончание речи. Наиболее остроумные экспромты и оригинальные речевые находки обдумываются, как правило, в кабинетной тиши. Основы красноречия , в той или иной степени, необходимы многим, ведь почти каждому хотя-бы раз приходится выступать перед аудиторией.

В основе искусства красноречия - принципы риторики: выбор аргументов, распределение их в ходе логических доказательств, структура построения и стиль речи. Искусство красноречия , так же, как и труд менеджера, должно в своей основе иметь систематизированную и объективную информацию, один из критериев ораторского красноречия информационный аспект речи. Но одна лишь информативность выступления не производит желаемого эффекта, нужна также эмоциональная содержательность, это сближает оратора с актёром. Важный показатель искусства красноречия - словарный запас, который хранится в человеческой памяти, — тезаурус личности. Слово «тезаурус» по-древнегречески означает «сокровищница», и этот «сейф» памяти организован поразительно целесообразно: файлы памяти мобилизуются через ассоциации, что делает более лёгким и быстрым поиск необходимого слова.

Ораторское искусство – один из наиболее ценных навыков, который помогает красиво и грамотно донести свою позицию широкому кругу слушателей. Немногие имеют врожденную способность к таким выступлениям. Те же, кто освоил секреты ораторского мастерства, имеют все шансы стать интересной личностью и достичь ошеломляющего успеха практически в любой сфере, будь то бизнес, политика, искусство и т.п.

Настоящий оратор должен обладать рядом качеств, которые делают его асом публичных выступлений. Во-первых, ему необходимо быть эрудированным и начитанным, для того чтобы в нужный момент подбирать правильные слова для оформления своих мыслей . Во-вторых, речь оратора должна быть грамотной и четкой, понятной целевой аудитории слушателей. В-третьих, профессионал должен подчинять волнение своей воле и сохранять хладнокровное спокойствие в процессе презентации.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ, КОТОРЫМ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ИСКУСНЫЙ ОРАТОР

В первую очередь нужно иметь четкое произношение и хорошо поставленный голос, поскольку они являются залогом красивой и внятной речи. Достичь этого можно правильно выговариваемыми согласными и чистыми гласными звуками. Для того чтобы ваша речь доставляла вам и вашим слушателям удовольствие, практикуйте упражнения для развития голоса .

Кроме того, чтобы во время вашего спича случайно не проскользнуло жаргонное выражение, следует исключить многие низкопробные сленговые слова из своего лексикона.

Обращайте внимание на то, чтобы ваш голос был плавным, поскольку он формирует благосклонность слушателей. Темп и громкость стоит выбирать исходя из места и количества слушателей. Громкая и медленная речь идеально подходит для больших аудиторий. Также следите за интонацией.

Для того чтобы вас слушали, нужно отлично разбираться в докладываемой теме и говорить о ней в разрезе тех вопросов, которые интересуют ваших зрителей. Если строить свое выступление как диалог с публикой, вам будут обеспечены заинтересованные лица, устремленные на вас из зала.

Во время презентации всегда говорите только о главном, опуская лишние ненужные факты второстепенного порядка.

Помните, что хороший оратор должен поддерживать нейтралитет в отношении различных спорных вопросов. Будьте дипломатом, а не агрессором - иногда лучше промолчать .

Если вдруг, выступая перед публикой, вы были включены в дискуссию, то вам необходимо быть максимально объективным. Ведя публичный диалог вы можете столкнуться с мнением, противоречащим вашему. Не пытайтесь спорить, а просто примите право человека на собственную позицию. Цель любой дискуссии должна заключаться в примирении нескольких сторон.

Помните, что во время диалога себя нужно вести корректно и уравновешено. Не давайте воли эмоциям. Искусство ораторской речи заключается в гармонии спокойствия и уверенности.

Старайтесь говорить по делу, поскольку увиливание от конкретных высказываний и основной темы будет раздражать как оппонентов, так и наблюдателей. Наоборот, четкие и ясные мысли помогут убедить человека поверить вам и тому, что вы говорите.

Начинайте говорить только после того, как убедитесь, что ваш коллега закончил свою мысль. Умение слушать собеседника – очень ценное качество.

предполагает наличие у выступающего некоторых личностных качеств. К ним относятся спокойствие и внутренняя собранность, склонность к саморазвитию , хорошая память и воображение. Кроме того, не будет лишней и проницательность . Также не забывайте о красноречии, поскольку умение формировать свои мысли в привлекательной форме – большой дар. Уверенность – важная составляющая хорошего оратора, ведь это качество заражает публику, и она начинает подсознательно доверять каждому слову выступающего. Коммуникабельность поможет вам найти «ключ» к любому слушателю или собеседнику, поэтому всячески старайтесь развить этот навык.

Следите за своим телом. Плавные движения сыграют вам на руку. Хорошая осанка выставит вас в лучшем свете. Не нужно сутулиться, или наоборот, раскидываться на кресле. Помните, что все взгляды устремлены на вас, поэтому будьте собраны.

Когда вы говорите, всегда смотрите на того, к кому обращаетесь. Ораторская речь должна исключать всякую небрежность. Старайтесь, чтобы выражение вашего лица совпадало с тем, что вы говорите, иначе вас смогут уличить в неискренности.

Основы ораторского искусства заключаются в том, что во время спича вы продвигаете одну основную идею, и все ваши заявления и реплики должны быть направлены именно на нее или подводить к ней. Постарайтесь убирать из сознания все не относящиеся к основной цели мысли. Если вы упорядочите информацию, которую хотите донести, у себя в голове, то ваше выступление будет максимально логичным и последовательным. Постоянно старайтесь держать перед глазами то, о чем хотите сказать. Помните, чем больший интерес вы проявляете к предмету дискуссии, тем ваша речь будет качественней.

Следует также обратить внимание на то, что конструктивная критика – это неотъемлемый атрибут любого диалога с оппонентом или публикой. Если вас в чем-то обвиняют, принимайте это спокойно, и уверенно продвигайте свою идею. Критиковать же оппонентов лучше аккуратно и снисходительно. Так вы покажете свой позитивный настрой , и не будете выглядеть врагом в глазах собеседника.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ

Во-первых, нужно принимать во внимание, что слушатели делятся по многим признакам: пол, возраст, образование и т.п. Поэтому следует учитывать, с кем и о чем вы собираетесь говорить, иначе можете натолкнуться на равнодушие или, еще хуже, агрессию.

Во-вторых, ораторское мастерство подразумевает умение завоевать внимание публики, поэтому перед спичем постарайтесь максимально подумать над тем, что будет интересно услышать вашим зрителям.

В-третьих, выступающий должен отлично понимать, что хочет от него аудитория, и дать ей это. Понятие потребностей каждого отдельного слушателя сделает выступление увлекательным.

В-четвертых, искусство ораторского мастерства основывается на позитивном отношении к людям, даже если цель выступления заключается в критике.

Помните, что положительно настроенный человек вызовет такие же чувства в аудитории, а это значит, что оратор во время выступления сможет без проблем достичь поставленных целей .

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТ МНОГИЕ МАСТЕРА СЛОВА

Очень часто, выступая перед аудиторией, люди строят слишком сложные предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может сбить самого выступающего, а, во-вторых, путает слушателей. Так что лучше избегать подобного формата построения речи.

Кроме того, нередко начинающие ораторы делают ошибку, употребляя безличные предложения. Такой формат общения с аудиторией может вызвать недоверие, поэтому больше употребляйте определенно-личных местоимений.

Не следуют проявлять нерешительность. Делайте больше утверждений и держитесь самодостаточно.

Оценивайте аудиторию правильно, и не используйте сленговые выражения, которые могут не понять ваши слушатели. Продумывайте каждое предложение, каждый тезис, каждую шутку и т.п.

Найдите идеальный баланс между утвердительными и вопросительными предложениями. Разбавляйте свою речь мягкими вставками типа «также», «помимо всего прочего» и т.п.

Кроме того, очень часто неумелые ораторы терпят неудачу, не зная как задавать вопросы аудитории. Помните, что если вы хотите вывести ваших слушателей на активный диалог, то в этом вам помогут только открытые вопросы.

Ну и напоследок, никогда не уводите взгляд от аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, и тогда ваше выступление будет более ярким и убедительным.

P.S. Узнайте как сделать речь выразительной - «Средства выразительности речи », «Развитие артикуляции », «Упражнения для развития дикции ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

Ораторское искусство

Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура - ни египетская , ни аккадская , ни китайская , ни индийская - не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима .

Свойства ораторской речи

Примечания

Литература

  • Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. - 208 с. - ISBN 5-204-00146-8
  • Аверкий (Таушев) . Руководство по гомилетике. - М.: ПСТГи, 2001. - 143 с. - ISBN 5-7429-0110-0
  • Сопер П. Л. Основы искусства речи. - М.: Феникс, 2006. - 448 с. - ISBN 5-222-07060-3
  • Шахиджанян В. В. Учимся говорить публично

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Олимпик (футбольный клуб, Баку)
  • Африканский театр военных действий Второй мировой войны

Смотреть что такое "Ораторское искусство" в других словарях:

    ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО - (от слова оратор). Искусство красноречия, витийство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО искусство говорить публично со всеми приемами, которые усиливают впечатление от слов и… … Словарь иностранных слов русского языка

    ораторское искусство - речистость, ораторский талант, дар речи, дар слова, красноречивость, красноречие Словарь русских синонимов. ораторское искусство сущ., кол во синонимов: 8 дар речи (6) … Словарь синонимов

    Ораторское искусство - см. Риторика. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия

    Ораторское искусство - ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО см. Риторика … Словарь литературных терминов

    Ораторское искусство - или искусство красноречия уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому нибудь делу. Еще в древности призванием оратора считалось поучать, нравиться и трогать (dicet,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Искусство - * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Искусство Искусство это Ева, подающая молодому художнику яблоко. Кто вкус … Сводная энциклопедия афоризмов

    ИСКУССТВО - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии

    искусство - Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов