Лингвистическая функция языка. Виды речевой деятельности. Связь языкознания с другими науками

Функционирование и развитие языка представляют два аспекта изучения языка — описательный и исторический,—которые современное языкознание нередко определяет как независимые друг от друга области исследования. Есть ли основания для этого? Не обусловлено ли такое разграничение природой самого объекта исследования?

Описательное и историческое изучение языка давно применялось в практике лингвистического исследования и столь же давно находило соответствующее теоретическое обоснование. Но на первый план проблема указанных разных подходов к изучению языка выступила со времени формулирования Ф. де Соссюром его знаменитой антиномии диахронической и синхронической лингвистик. Эта антиномия логически выводится из основного соссюровского противопоставления — языка и речи — и последовательно сочетается с другими проводимыми Соссюром разграничениями: синхроническая лингвистика оказывается вместе с тем и внутренней, статической (т. е. освобожденной от временного фактора) и системной, а диахроническая лингвистика — внешней, эволюционной (динамичной), и лишенной системности.

В дальнейшем развитии языкознания противопоставление диахронической и синхронической лингвистик превратилось не только в одну из самых острых и спорных проблем, породившую огромную литературу, но стало использоваться в качестве существеннейшего признака, разделяющего целые лингвистические школы и направления (ср., например, диахроническую фонологию и глоссематическую фонематику или дескриптивную лингвистику).

Чрезвычайно важно отметить, что в процессе все углубляющегося изучения проблемы взаимоотношения диахронической и синхронической лингвистик (или доказательства отсутствия всякого взаимоотношения) постепенно произошло отождествление, которое, возможно, не предполагал и сам Соссюр: диахроническое и синхроническое изучение языка как разные операции или рабочие методы, используемые для определенных целей и отнюдь не исключающие друг друга, стало соотноситься с самим объектом изучения — языком, выводиться из самой его природы. Говоря словами Э. Косериу, оказалось не учтенным, что различие между синхронией и диахронией относится не к теории языка, а к теории лингвистики.

Сам язык не знает таких разграничений, так как всегда находится в развитии (что, кстати говоря, признавал и Соссюр), которое осуществляется не как механическая смена слоев или синхронических пластов, сменяющих друг друга наподобие караульных (выражение И. А. Бодуэна де Куртене), а как последовательный, причинный и непрерывающийся процесс. Это значит, что все, что рассматривается в языке вне диахронии, не есть реальное состояние языка, но всего лишь синхроническое его описание. Таким образом, проблема синхронии и диахронии в действительности является проблемой рабочих методов, а не природы и сущности языка.

В соответствии со сказанным, если изучать язык под двумя углами зрения, такое изучение должно быть направлено на выявление того, каким образом в процессе деятельности языка происходит возникновение явлений, которые относятся к развитию языка.

Необходимость, а также до известной степени и направление такого изучения подсказываются известным парадоксом Ш. Балли: «Прежде всего языки непрестанно изменяются, но функционировать они могут только не меняясь. В любой момент своего существования они представляют собой продукт временного равновесия. Следовательно, это равновесие является равнодействующей двух противоположных сил: с одной стороны, традиции, задерживающей изменение, которое несовместимо с нормальным употреблением языка, а с другой — активных тенденций, толкающих этот язык в определенном направлении».

«Временное равновесие» языка, конечно, условное понятие, хотя оно и выступает в качестве обязательной предпосылки для осуществления процесса общения. Через точку этого равновесия проходит множество линий, которые одной своей стороной уходят в прошлое, в историю языка, а другой стороной устремляются вперед, в дальнейшее развитие языка. «Механизм языка, — чрезвычайно точно формулирует И. Л. Бодуэн де Куртене, — и вообще его строй и состав в данное время представляют результат всей предшествующей ему истории, всего предшествующего ему развития, и наоборот, этим механизмом в известное время обусловливается дальнейшее развитие языка».

Следовательно, когда мы хотим проникнуть в секреты развития языка, мы не можем разлагать его на независимые друг от друга плоскости; такое разложение, оправданное частными целями исследования и допустимое также и с точки зрения объекта исследования, т. e. языка, не даст результатов, к которым мы в данном случае стремимся. Но мы безусловно достигнем их, если поставим целью своего исследования взаимодействие процессов функционирования и развития языка. Именно в этом плане будет осуществляться дальнейшее изложение.

В процессе развития языка происходит изменение его структуры, его качества, почему и представляется возможным утверждать, что законы развития языка есть законы постепенных качественных изменений, происходящих в нем. С другой стороны, функционирование языка есть его деятельность по определенным правилам. Эта деятельность осуществляется на основе тех структурных особенностей, которые свойственны данной системе языка. Поскольку, следовательно, при функционировании языка речь идет об определенных нормах, об определенных правилах пользования системой языка, постольку нельзя правила его функционирования отождествлять с законами развития языка.

Но вместе с тем становление новых структурных элементов языка происходит в деятельности последнего, Функционирование языка, служащего средством общения для членов данного общества, устанавливает новые потребности, которые предъявляет общество к языку, и тем самым толкает его на дальнейшее и непрерывное развитие и совершенствование. А по мере развития языка, по мере изменения его структуры устанавливаются и новые правила функционирования языка, пересматриваются нормы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность языка.

Таким образом, функционирование и развитие языка, хотя и раздельные, вместе с тем взаимообусловленные и взаимозависимые явления. В процессе функционирования языка в качестве орудия общения происходит изменение языка. Изменение же структуры языка в процессе его развития устанавливает новые правила функционирования языка. Взаимосвязанность исторического и нормативного аспектов языка находит свое отражение и в трактовке отношения законов развития к этим аспектам. Если историческое развитие языка осуществляется на основе правил функционирования, то соответствующее состояние языка, представляющее определенный этап в этом закономерном историческом развитии, в правилах и нормах своего функционирования отражает живые, активные законы развития языка.

В.А. Звегинцев. Очерки по общему языкознанию - Москва, 1962 г.

Функции языка:

1) это роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе;

2) соответствие единиц одного множества единицам другого (это определение относится к единицам языка).

Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначение и действие в обществе, т.е. они являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой.

1) Коммуникативная : язык есть средство, орудие общения между людьми, осуществляющее, таким образом, коммуникативную функцию. К коммуникативной функции относятся: контактоустанавливающая, конативная (усвоение), волюнтативная (воздействие), функция хранения и передачи национального самосознания традиций народа и культуры.

2) Когнитивная функция (экспрессивная, гносеологическая, познавательная): Человек может выразить себя осмысленно. Эта функция обусловлена содержанием общения. Предназначенность языка быть средством выражения, передачи и хранения содержания называют его когнитивной или экспрессивной функцией.

Выделяют также еще 3 функции: 3) эмоциональную - быть одним из средств выражения чувств и эмоций; 4) метаязыковую - быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка; 5) аккумулятивную - функцию языка отражать и сохранять знания. Это основные социальные функции языка как важнейшего средства общения. Остальные функции дополнительные, второстепенные, они принадлежат не языку в целом, а его вариантам и стилям.

Так, в рамках коммуникативной функции выявляют интегрирующую и дифференцирующую. Интегрирующую функцию язык выполняет тогда, когда он используется как язык межнационального или мирового значения. Язык, который не используется для общения между народами, выполняет дифференцирующую функцию. Это родной язык той или иной нации или народности.

Существуют стилевые и речевые функции. Стили языка классифицируются на базе когнитивной функции: функция обычного разговора лежит в основе обиходно-бытового стиля, функция сообщения официально-документального и научного стиля, функция воздействия публицистического и художественного стиля. Соответственно с этим говорится о функциях языка, чаще всего риторической и поэтической.

Каждый функциональный стиль языка имеет более мелкие разновидности. Например, научный стиль подразделяют на научный, научно-популярный, учебно-научный. Каждый стиль имеет письменный и устный варианты.

Речевые функции связаны с использованием языка для выражения конкретных мыслей, волеизъявлений, чувств, эмоций: контактная вовлечение собеседника в разговор, привлечение его внимания к тому или иному моменту высказывания. Ситуативная функция состоит в актуализации языковых форм и значений, использования их для выражения конкретных мыслей, волеизъявлений и чувств в соответствии с целями, условиями общения, темой и содержанием беседы, дискуссии и любой другой формы диалога.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в языкознание

Магнитогорский государственный университет.. т в емец.. введение в языкознание..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Магнитогорск
Печатается по решению Методического совета ФЛиП. Протокол № 1 от 21.09.12 г. УДК ББК Емец Т.В. Введение в языкознание: Учебно-методический комплекс

Теоретический материал курса
Темы лекций: Тема 1. Языкознание как наука о языке. Язык, речь, речевая и языковая деятельность. Тема 2. Происхождение языка. Историческое развитие языков Тема 3. Язык ка

План лекции
«Введение в языкознание» как учебная дисциплина. Языкознание как наука о языке. Язык, речь, речевая и языковая деятельность. Функции языка. Связь языкознания с друг

Языкознание как наука о языке
Языкознание, языковедение, лингвистика наука, изучающая языки (существующие, существовавшие, могущие существовать в будущем), а тем самым язык вообще. Языкознание (языковедение, лингвистик

Диахрония
Фердинанд де Соссюр утверждал, что синхронический аспект важнее диахронического, так как для говорящей массы только он - подлинная реальность (от др. греч. syn-вместе и chronos-время - относящийся

Язык, речь, речевая и языковая деятельность
Наиболее популярно определение языка как средства формирования и выражения мысли. На протяжении 19 в., не говоря о более давнем времени, языкознание не проводило разграничения понят

Связь языкознания с другими науками
Языкознание связано: а) с социальными науками (гуманитарными): философией, археологией, этнографией, антропологией, историей, пси

Основные теории происхождения языка
Возникает законный вопрос: как сложился язык, как люди научились говорить? Следует строго различать 2 самостоятельные и различные проблемы: проблему происхождения языка вообще – как человек научилс

Трудовая теория языка
В те же годы, т.е. в последней трети XIX в., была развита еще одна философская теория, более правильно называть ее социальной теорией происхождения языка. Основы этой теории были изложены Ф. Энгель

Законы и закономерности развития языка
Развитие языка тесно связано с историей развития общества, той общественной ситуацией, в которой язык используется, и теми социальными функциями, которые язык выполняет. Социальную природу языка, в

Дифференциация и взаимодействие языков
Дифференциация языков Языки в процессе развития могут получать 2 формы: устно-разговорную и письменно-книжную, литературную. Разв

Литературный язык
Литературный язык – основная наддиалектная форма существования языка. Литературный язык – историческая категория. Классический арабский язык – литературный язык – оформился в 7-8

Понятие о знаке Типы знаков
Современная лингвистика признает язык сложной знаковой системой. Условимся, не претендуя окончательность решения, считать знаком любой материальный носитель социальной информации. Зна

Об искусственных языках
Идея искусственного языка – давняя, она привлекала многих философов и языковедов. Еще во II в. н. э. придворный римский врач К. Гален создал международный письменный язык. Т. Мор в «Золотой книге»

Единицы языка и речи как объекты лингвистики
Ф. де Соссюр говорил, что в языке «нет ничего, кроме различий». Язык бывает письменным и устным. Материал письменной и устной речи различен. Тем не менее, это один язык. Это значит, что связь устно

Парадигматика и синтагматика языка
Основоположник учения о парадигматических и синтагматических отношениях между единицами языка Ф. де Соссюр писал: «С одной стороны, слова в речи, соединяясь друг с другом, вступают между собой в от

Основные особенности письменной речи. Виды письма
По сравнению со звуковым языком письмо сравнительно молодо. Появление его вызвано усилением потребности людей в общении на расстоянии, пространстве и времени. Древнейшие виды письма – это на

Графические системы
История письма – это не только история начертания букв, но вместе с тем, и история становления современных алфавитов, графики, орфографии языков, имеющих буквенное письмо. Термином

Орфография и ее принципы
Орфография – правописание. Это собрание правил для нормативного написания слов и их частей. Орфография также устанавливает слитное / раздельное написание слов, правила переноса, сокращения с

Фонетика и фонология. Три аспекта звука
Фонетика (греч. касающийся звуков, издаю звук) изучает звуковой строй языка, т.е. звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему, звуковые законы. Кроме

Фонетические процессы
Звуки речи, употребляясь в составе слога, слова, фразы оказывают друг на друга влияние, претерпевая изменения. Данные видоизменения звуков в речевой цепи называют фонетическими (звуковыми) процесса

План лекции
1. Понятие слова. Семантическая структура слова. 2. Классификации слова. Лексика как система. 3. Недискретные единицы лексики. Понятие слова

Недискретные единицы лексики
Отдельное слово, выражающее отдельное понятие через отдельное значение образуют дискретную единицу лексики данного языка. Но бывает и так, что для выражения отдельного значения не хватает одного сл

План лекции
1. Общее понятие о грамматике. 2. Понятие о морфеме. Типы морфем. 3. Словообразование. Общее понятие о грамматике Термин "грамма

Понятие о морфеме. Типы морфем
Морфема – мельчайшая значимая единица языка. В отличие от слова и предложения, которые способны употребляться самостоятельно, морфема выступает как самостоятельная часть слова и фо

Словообразование
Форма сова и словообразовательная форма (модель) – важнейшие формы языка. Будучи наполненным конкретным лексическим материалом, они порождают словоформы и производные слова

План лекции
1. Грамматические значения. Грамматические категории 2. Части речи и принципы их выделения Грамматические значения. Грамматические ка

Понятие о синтаксисе
Синтаксис  грамматическое учение о связной речи, о единица более высших, чем слова. Синтаксис начинается там, где мы выходим за пределы лексической единицы  слова или устойчивого со

Словосочетание как лингвистический объект
Словосочетание - синтаксическая конструкция из двух и более (знаменательных) слов, выражающих единое, но расчлененное понятие, связанных в смысловом и грамматическом отношении и представляющих слож

Предложения в языке и речи
На свете существует более тысячи определений предложения, каждое из которых подчеркивает ту или иную его особенность. Определение предложения как минимальной, грамматически организованной

Индейская и др.
В свою очередь, каждая семья делится на ветви (группы), а затем подгруппы. Индоевропейская. Современные индоевропейские языки делятся на 17 ветвей или груп

Индийская (индоарийская) группа
Древний период: ведийский язык, санскрит Настоящее время: 1.Центр. группа  хинди 2.Вост. группа  бихари, бенгали, ассамский, ория 3. Юж. группа

Романская группа
Общее происхождение от латинского языка, романский от лат. romanus («относящийся к Риму», позднее «к Римской империи»).В науке нет единого мнения о числе романских языков. Обычно выделяют 12 ром. я

Славянская группа
Восточ.-славянская подгр. - русский, украинский, белорусский Запад.-славянская подгр. - польский, чешский, словацкий Юж.-славянская подгр. - болгарский, македонский, сербохорватск

Функции языка.
Языкознание, языковедение, лингвистика как наука, изучающая языки (существовавшие, существующие, могущие существовать в будущем), а тем самым язык вообще. Практическое знан

Литературный язык.
Две самостоятельные проблемы: проблема происхождения языка вообще и проблема возникновения тех или иных отдельных языков. Основные теории происхождения языка: логосическая, доктрина

Об искусственных языках.
Понятие о знаке. Структура знака. Типы знаков. Знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы, языковые знаки. Свойства языкового знака: произволъность и линейность. Основные функции знаков по отноше

Синтагматика и парадигматика в языке и речи.
Единица языка и речи. Уровни /ярусы/ языка: фонемный, морфемный, уровень слов, уровень словосочетаний, уровень предложений. Отличительные признаки уровней /ярусов/ языка. Определени

Графические системы.
3. Орфография и её принципы. Письмо. Основные этапы развития письма. Письменность. Пиктография и пиктограмма. Идеография и идеограмма. Фонография и фонограмма. Консонатно-

Фонетические процессы.
Звук как природное явление. Акустические признаки звуков речи. Артикуляция звуков речи. Артикуляционные базы языков. Три аспекта звуков речи. Фонема, функции фонемы. Фонетика, функц

Недискретные единицы лексики.
Слово – основная единица языка. Определение слова: В.В.Виноградов/1953г./: Слово представляет собой внутреннее и конструктивное единство лексических и грамматических

Словообразование.
Определение термина "грамматика" в двух значениях: грамматика как учение о строе языка, и как синоним выражения "строй языка". Три части в грамматике ка

Части речи и принципы их выделения.
Грамматическое значение как обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное (стандартное) вы

Принципы выделения частей речи
Классификация частей речи /Н.А.Кондрашов и др.,/ А. Самостоятельные части речи: – именные: 1. имя существительное, 2, имя прилагат

Смысловые синтаксические отношения.
Синтаксис. Определение словосочетания. Функция и структура словосочетания. Классификация словосочетаний. Определение предложения. Функция и структура предложений, Типы предложений. Простое

А) согласование
б) управление в) примыкание 7. Среди словосочетаний с управлением как подчинительной связью, укажите словосочетание с другой подчинительной связью: а) девочка с картиной

А) надеть платье
б) поехать на отдых в) обдумать решение г) ждать брата д) петь для слушателей е) работать на станке 12. Среди словосочетаний, компоненты которых связаны

А) Ждут только ее приезда
б) Случилось это давно в) Отец завтра приедет? г) нет такого предложения 14. Укажите нераспространённое предложение: а) Проехало несколько машин. б) Жиз

А) индоевропейской
б) семито-хамитской в) тюркской г) кавказской д) финно-угорской е) нигеро-кордафанской 5. К какой семье языков относится башкирский язык? а) ки

Система оценки уровня подготовки экзаменуемых студентов на соответствие требованиям ГОС
Оценка уровня подготовки студентов осуществляется через оценку усвоения разделов (дидактических единиц) дисциплины «Введение в языкознание» Раздел считается усвоенным при в

ТЕСТ 11
1. г 11.б 2. е 12.в 3. б 13.а 4. д 14.б 5. в 15.а 6. д 16.б 7. в 17.д 8. б 18.в 9. в 19.в 10.а 20.в

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ 2
1.б 2.а 3.б 4.а 5.а 6.в 7.г 8.в 9.б 10.б 11.б 12.а 13.в 14.в 15.б 16.б 17.в 18.а 19.г 20.б 21.в 22.в 23.б 24.в 25.а 26.б 27.б 28.а

Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система знаков, облеченных в звуковую (устная речь) или графическую (письменная речь) форму. Язык способен выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначен для целей коммуникации. Выдающийся русский языковед А.А. Потебня говорил: «Язык есть всегда столько же цель, сколько средство, настолько же создается, насколько употребляется». Владение языком составляет неотъемлемую черту человека, а возникновение языка совпадает с временем формирования человека.

Естественность возникновения и безграничные возможности для выражения самых отвлеченных и сложнейших понятий отличают язык от так называемых искусственных языков , то есть языков, разработанных специально для особых целей, например, языки программирования, языки логики, математики, химии, состоящие из особых символов; знаки уличного движения, морская сигнализация, азбука Морзе.

Сам термин «язык» является многозначным, так как может обозначать 1) любое средство общения (например, языки программирования, язык телодвижений, язык животных ); 2) естественный человеческий язык как специфическое свойство человека; 3) национальный язык (русский, немецкий, китайский ); 4) язык какой-либо группы людей, одного или нескольких человек (детский язык, язык писателя) . До настоящего времени ученые затрудняются сказать, сколько языков насчитывается в мире; их число колеблется от 2,5 до 5 тыс.

Различаются две формы существования языка, соответствующие понятиям язык и речь , первое следует понимать как код, систему знаков, существующую в сознании людей, речь как непосредственную реализацию языка в устных и письменных текстах. Под речью понимают как сам процесс говорения, так и его результат - речевую деятельность , фиксируемую памятью или письмом. Речь и язык образуют единый феномен человеческого языка вообще и каждого конкретного национального языка, взятого в определенном его состоянии. Речь является воплощением, реализацией языка, который обнаруживает себя в речи и только через нее воплощает свое коммуникативное назначение. Если язык – это орудие общения, то речь – это производимый этим орудием вид общения. Речь всегда конкретна и неповторима в противоположность абстрактным и воспроизводимым знакам языка; она актуальна, соотнесена с каким-либо жизненным событием, язык потенциален; речь развертывается во времени и пространстве, она обусловлена целями и задачами говорения, участниками общения, язык же отвлечен от этих параметров. Речь бесконечна как во времени, таки в пространстве, а система языка конечна, относительно замкнута; речь материальна, она состоит из звуков или букв, воспринимаемых чувствами, язык включает в себя абстрактные знаки - аналоги единиц речи; речь активна и динамична, система языка пассивна и статична; речь линейна, язык же имеет уровневую организацию. Все изменения, которые с течением времени происходят в языке, обусловлены речью, первоначально совершаются в ней, а потом закрепляются в языке.

Являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании понятий, формирует сознание и самосознание человека, то есть играет жизненно важную роль в основных сферах человеческой деятельности – коммуникативной, социальной, практической, информационной, духовной и эстетической. Функции языка неравноценны: фундаментальными признаются те, выполнение которых предопределило его возникновение и конститутивные свойства. Главной считается коммуникативная функция языка, обуславливающая его основную характеристику – наличие материальной оболочки (звуковой) и системы правил кодирования и декодирования информации. Именно благодаря способности языка выполнять коммуникативную функцию – служить орудием общения, человеческое общество развивается, передает во времени и пространстве информацию, которая является жизненно важной, служит социальному прогрессу и установлению контакта между различными социумами.

Служить орудием выражения мысли – вторая фундаментальная функция языка, которую называют когнитивной или логической (а также гносеологической или познавательной) . Структура языка неразрывно связана с правилами мышления, а основные значимые единицы языка – морфема, слово, словосочетание, предложение – представляют собой аналоги логических категорий – понятия, суждения, логической связи. Коммуникативная и когнитивная функции языка неразрывно связаны между собой, так как имеют общую основу. Язык приспособлен и для выражения мысли, и для коммуникации, но реализуются эти две важнейшие функции в речи. Они, в свою очередь, тесно связаны с более частными функциями, число которых варьируется. Так, известный психолог и языковед К. Бюлер выделил три важнейшие функции языка: репрезентативную – способность обозначать внеязыковую действительность, экспрессивную – способность выражать внутреннее состояние говорящего, апеллятивную – способность воздействовать на адресата речи. Эти три функции неразрывно связаны с коммуникативной, так как определяются исходя из структуры процесса коммуникации, структуры речевого акта, необходимыми компонентами которого являются говорящий, слушающий и то, о чем сообщается. Однако экспрессивная и репрезентативная функции тесно связаны и с когнитивной, так как, сообщая что-либо, говорящий осмысливает и оценивает сообщаемое. Другой известный ученый - Р.О. Якобсон – выделял шесть неравноценных функций языка: референциальную, или номинативную , служащую для обозначения окружающего мира, внеязыковых категорий; эмотивную , выражающую отношение автора речи к ее содержанию; конативную , определяющую ориентацию говорящего или пишущего на слушателя или читателя. Эти функции ученый считал основными. С конативной функцией тесно связана магическая функция , призванная воздействовать на психику слушателя, вызывая у него состояние медитации, экстаза, служа целям внушения. Магическая функция языка реализуется при помощи определенных приемов: заклинаний, проклятий, заговоров, ворожбы, текстов рекламы, клятв, присяг, лозунгов и призывов и других.

В свободном общении людей реализуется фатическая, или контактоустанавливающая функция. Фатическая функция языка обслуживается различными формулами этикета, обращениями, целью которых является завязывание, продолжение и прекращение коммуникации. Язык служит не только орудием общения людей, но и средством познания самого языка; в этом случае реализуется его метаязыковая функция, так как знания о языке человек получает с помощью самого языка. Установка на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, создает поэтическую функцию языка, которая, являясь основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности, метафоричности, выразительности. Усваивая какой-либо язык, человек одновременно усваивает и национальную культуру и традиции народа, который является носителем данного языка, так как язык выступает еще и как хранитель национального самосознания народа, его культуры и истории, что обусловлено такой особой функцией языка, как кумулятивная . Своеобразный духовный мир народа, его культурные и исторические ценности закреплены как в элементах языка – словах, фразеологии, грамматике, синтаксисе, так и в речи – множестве текстов, созданных на этом языке.

Таким образом, все функции языка можно подразделить на основные – коммуникативную и когнитивную (познавательную) и второстепенные, которые выделяются постольку, поскольку они создают основные типы речевых актов или специфические виды речевой деятельности. Базовые функции языка взаимообусловливают друг друга при использовании языка, но в отдельных актах речи или текстах выявляются в разной степени. Частные функции связаны с основными, так наиболее тесно с коммуникативной функцией связаны контактоустанавливающая функция, конативная и магическая функции, а также и кумулятивная функция. С когнитивной функцией наиболее тесно связаны такие, как номинативная (именование объектов действительности), референциальная (представление и отражение в языке окружающего мира), эмотивная (оценка фактов, явлений и событий), поэтическая (художественное освоение и осмысление действительности).

Будучи основным инструментом общения людей, язык проявляется в речевой деятельности, которая представляет собой один из видов социальной активности человека. Как и всякая социальная активность, речевая коммуникация сознательна и целенаправленна. Она состоит из отдельных актов речи, или речевых (коммуникативных) актов, являющихся ее динамическими единицами. В речевом акте необходимо участвуют следующие элементы: говорящий и адресат, обладающие некоторым фондом общих знаний и представлений, обстановка и цель речевого общения, а также тот фрагмент объективной действительности, о котором делается сообщение. Эти компоненты формируют прагматическую сторону речевой деятельности, под воздействием которой осуществляется координация (приспособление) высказывания к моменту речи. Выполнить речевой акт – значит произнести членораздельные звуки, принадлежащие общепонятному языку; построить высказывание из слов данного языка и по правилам его грамматики; снабдить высказывание смыслом и соотнести его с объективным миром; придать своей речи целенаправленность; воздействовать на адресата и этим создать новую ситуации, то есть добиться своим высказыванием желаемого эффекта.

Информативная направленность коммуникативных актов весьма разнообразна и может осложняться дополнительными коммуникативными задачами. При помощи речевых актов можно не только передавать некоторые сведения, но и жаловаться, хвастать, угрожать, льстить и другие. Одни коммуникативные цели могут быть достигнуты не только с помощью речи, но и невербальными средствами , например, мимикой, жестами – приглашение войти, сесть, угроза, просьба молчать. Другие коммуникативные цели, напротив, могут быть достигнуты только с помощью вербальных средств – клятва, обещание, поздравление, так как речь в этом случае эквивалентна самому действию. По цели высказывания выделяют различные типы коммуникативных актов: информативные, сообщающие; побуждающие; формулы этикета; выражающие эмоциональные реакции на сообщаемое.

Речевая деятельность является объектом изучения лингвистов (психолингвистика, социолингвистика, фонетика, стилистика), психологов, физиологов, специалистов по высшей нервной деятельности, по теории коммуникации, акустике, философов, социологов, литературоведов. В лингвистике как бы складывается две основные сферы исследования: в одной изучаются языковые системы, в другой – речь. Лингвистика речи изучает типизированные явления, которые связаны с участниками коммуникации и другими условиями общения; она распадается на две взаимодействующие области: лингвистику текста и теорию речевой деятельности и речевых актов. Лингвистика текста изучает структуру речевых произведений, их членение, способы создания связности текста, частотность встречаемости тех или иных единиц языка в тех или других типах текста, смысловую и структурную полноту текста, речевые нормы в разных функциональных стилях, основные типы речи – монолог, диалог, полилог), особенности письменной и устной коммуникации. Теория речевой деятельности изучает процессы речеобразования и восприятия речи, механизмы речевых ошибок, целеустановки общения, связь речевых актов с условиями их протекания, факторы, обеспечивающие эффективность речевого акта, отношение речевой деятельности к другим видам социальной активности человека. Если теория текста неразрывно связана с литературоведением и стилистикой, то теория речевой деятельности разрабатывается во взаимодействии с психологией, психофизиологией и социологией.

Однако не все языки способны выполнять коммуникативную функцию и участвовать в речевой деятельности. Так, языки, вышедшие из употребления и известные на основании письменных памятников или записей, дошедших до нашего времени, называются мертвыми . Процесс вымирания языков происходит в особенности в тех странах, где носители исконных языков оттеснены в изолированные районы и для включения в общую жизнь страны должны переходить на ее основной язык (английский в Америке и Австралии; русский – в России). Особую роль в убыстрении этого процесса играет использование неродного языка в интернатах, колледжах и других средних и высших учебных заведениях. Многие языки Крайнего Севера, Северной Америка, Австралии стали или становятся мертвыми; о них можно судить главным образом на основании описаний, составленных до их вымирания.

При вымирании языка на последних этапах его существования он становится характерным только для определенных возрастных и социальных групп: дольше всего язык сохраняет старшая возрастная группа, с физической смертью которой он умирает. Умирающий язык может использоваться и детьми дошкольного возраста, но в условиях обучения на неродном языке они могут почти полностью потерять родной язык, перейдя на общий для данного региона или страны язык. Этот процесс, которому способствует распространение основного языка средствами массовой информации, приводит к быстрому вымиранию малочисленных языков во второй половине ХХ в. В более ранние эпохи основными факторами вымирания языков могло быть массовое уничтожение завоеванных народностей при создании больших империй, таких, как древнеперсидская или насаждение основного языка империи византийская, римская.

Мертвые языки часто сохраняются в живом употреблении в качестве языка культа на протяжении тысячелетий после их вытеснения из других сфер общения. Так, католическая церковь использует до настоящего времени латинский язык, христиане Египта – коптский язык, буддисты Монголии – тибетский язык. Более редким случаем является одновременное использование культового языка в качестве сословного и литературного, как использовался санскрит в древней Индии, латынь в средневековой Европе, церковнославянский язык в средневековой Руси. Население этих регионов в разговорном употреблении использовало живые языки, большей частью диалекты, а латынь, санскрит или церковнославянский использовались как языки церкви, науки, культуры, литературы и междиалектного общения. В исключительных социальных условиях возможно превращение мертвого языка культа в разговорный, как это произошло в Израиле. Древнееврейский язык вышел из употребления в середине I-го тысячелетия до н.э. и оставался языком религиозной практики и духовной и светской литературы высокого стиля. Однако во второй половине XVIII в. он начинает возрождаться как язык просветительской и художественной литературы, а со второй половины XIX в. иврит становится и разговорным языком. В настоящее время иврит является официальным государственным языком в Израиле.

Необходимость общения между представителями различных этнических и языковых групп порождает языковые контакты, в результате которых происходит взаимодействие двух или более языков, оказывающих влияние на структуру и словарь этих языков. Контакты происходят благодаря постоянно повторяющимся диалогам, постоянному общению между носителями разных языков, при которых используются оба языка либо одновременно обоими говорящими, либо порознь каждым из них. Результаты контактов по-разному сказываются на разных уровнях языка в зависимости от степени вхождения их элементов в глобальную целостную структуру. В результаты контактов по-разному сказываются на разных уровнях языка. Наиболее частным результатом таких контактов является заимствование слова из одного языка в другой. Одним из необходимых условий осуществления языковых контактов является двуязычие, или билингвизм. На почве двуязычия происходит взаимовлияние языков. По новейшим данным нейролингвистики, языковые контакты осуществляются внутри каждого из двуязычных говорящих таким образом, что одно полушарие коры головного мозга владеет одним языком, тогда как другое полушарие понимает или знает в ограниченной степени второй язык. По каналам межполушарной связи формы одного из языков, находящихся в контакте, передаются в другое полушарие, где они могут включаться в текст, произносимый на другом языке, или оказывать косвенное влияние на строение этого текста.

В отдельных областях распространения какого-либо языка лингвистические изменения могут происходить в разных направлениях и приводить к различным результатам. Первоначально незначительные изменения в языке двух соседних областей могут с течением времени накапливаться, и в конечном итоге взаимопонимание людей, говорящих на этих языках становится затруднительным, а иногда и невозможным. Такой процесс называется дифференциацией в языковом развитии. Обратный процесс – постепенное стирание различий между двумя вариантами языковой системы, завершающееся полным совпадением, называется интеграцией. Эти противоположные процессы происходят постоянно, однако на различных этапах истории их взаимоотношение неодинаково, каждая новая эпоха привносит в эти процессы что-то новое. Так, дробление племени вызывало дробление языков. Отделявшиеся части племен с течением времени начинали говорить не совсем так, как их бывшие сородичи: происходил процесс дифференциации языков. Если главным занятием населения служит охота или скотоводство, процесс дифференциации происходит медленно, так как кочевой образ жизни заставляет отдельные роды и племена сталкиваться друг с другом; этот постоянный контакт родственных племен сдерживает центробежные силы, препятствует бесконечному дроблению языка. Поразительное сходство многих тюркских языков есть результат в прошлом кочевого образа жизни многих тюркских народов; то же можно сказать и об эвенкийском языке. Земледелие, или жизнь в горах весьма способствует дифференциации языков. Так, в Дагестане и на севере Азербайджана насчитывается 6 относительно крупных народов и более 20 мелких, говорящих каждый на своем языке. В целом, при отсутствии развитого экономического обмена и господстве натурального хозяйства процессы языковой дифференциации преобладают над процессами интеграции.

Таким образом, многие изменения в языке, в частности, возникающие в результате языковых контактов, осуществляются первоначально в речи, а затем, многократно повторенные, они становится фактом языка. Ключевой фигурой в данном случае является носитель языка или языков, языковая личность. Языковой личностью называют любого носителя того или иного языка, охарактеризованного на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в них единиц языка для отражения его видения действительности и достижения определенных целей в результате речевой деятельности. Языковая личность или человек говорящий является центральной фигурой современного языкознания. В самом содержании данного термина содержится идея получения знаний об индивидууме и авторе текстов, который отличается собственным характером, идеями, интересами, социальными и психологическими предпочтениями и установками. Однако невозможно изучение каждой личности по отдельности, поэтому знания о говорящем обычно обобщаются, анализируется типовой представитель данной языковой общности и более узкого входящего в нее речевого коллектива, совокупном или усредненном носителе данного языка. Знания о типовом носителе какого-либо языка могут интегрироваться, в результате чего возможно сделать выводы о представителе человеческого рода, неотъемлемым свойством которого является использование знаковых систем, основной из которых является естественный человеческий язык. Комплексность подхода к исследованию языка через призму языковой личности представляется в том, что язык предстает как текст, произведенный конкретным индивидуумом, как система, используемая типовым представителем конкретной языковой общности, как способность человека вообще использовать язык в качестве основного средства общения.

К языковой личности как лингвистическому объекту исследователи приходят разными путями: психолингвистическим – от изучения психологии языка, речи и речевой деятельности в нормальном и измененных состояниях сознания, лингводидактическим – от анализа процессов научения языку, филологическим – от изучения языка художественной литературы.

Языкознание (языковедение, лингвистика) - это наука о языке. Объектом языкознания является язык и речь во всех их проявлениях. Другие науки исследуют только избранные аспекты названных явлений, например, анатомия рассматривает строение речевого аппарата, философию интересует соотношение сознания человека и языка и т.п. Предмет языкознания - человеческий язык в его различных аспектах, а именно: язык как знаковая система, как отражение мышления, как обязательный признак общества (происхождение языка, его развитие и функционирование в обществе), язык и речь. Язык - многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка:

1)коммуникативная (или функция общения) - основная функция языка, использование языка для передачи информации;

2)конструктивная (или мыслительная) - формирование мышления индивида и общества;

3)познавательная (или аккумулятивная функция) - передача информации и её хранение;

4)моционально-экспрессивная - выражение чувств, эмоций;

5)волюнтативная (или призывно-побудительная функция) - функция воздействия;

6)метаязыковая (металингвистическая) - разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.

7)фатическая (или контактноустанавливающая);

8)идеологическая функция - использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу - как модернизаторство.

9)омадативная (или формирующая реальности) - создание реальностей и их контроль;

10)номинативная - вера человека в название

11)денотативная, репрезентативная - передача информации, представление



12)конативная - ориентация на адресата;

13)стетическая - сфера творчества;

14)аксиологическая - оценочное суждение (хорошо/плохо).

15)референтная (или отражательная) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.

Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, экономическая география, психология, педагогика. С историей языкознание связано потому, что. история языка является частью истории народа. С историей общества изменяется и словарный состав языка, и сфера его деятельности, и характер функционирования. Языкознание связано, в частности, с такими историческими дисциплинами, как археология, которая изучает историю по вещественным источникам – орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и этнография – наука о быте и культуре народов. Язык как продукт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.

Языкознание связано также и с педагогикой. Речь идет здесь прежде всего о существовании такой дисциплины, как методика преподавания языка. Современная методика охватывает не только методику преподавания родного языка, но и методику преподавания иностранного языка. Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией. Речевой аппарат и производство звуков речи имеют физиологическую основу, так как в речевом процессе участвуют органы чувств, мускульный аппарат и нервная система человека. Интересы языковедов и антропологов сходятся при классификации рас и языков и при изучении вопроса о происхождении речи, о чем сообщено будет позднее. Конечно же, связь языкознания с социальными науками более прочная и тесная, чем с науками биологическими и медицинскими. Это еще раз подчеркивает, что, несмотря на физиологическую основу членораздельной речи, язык относится к общественным явлениям. Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками. Недаром в последнее время развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой. С точки зрения кибернетики, язык есть постоянный «носитель» информации, он участвует в процессах управления, и он сам представляет собою управляемую и саморегулируемую систему. Кибернетика пытается понять язык как одну из управляющих и управляемых систем. Информатика изучает язык как средство хранения, переработки и выдачи информации о документах – носителях информации. Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал, например, для решения формально-логических задач. Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, которая изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Так как язык - главная, наиболее сложная и, так сказать, классическая знаковая система, то семиотика имеет перед собой язык в качестве объекта прямого наблюдения и интереса, однако аспект видения и осмысления языка у семиотики свой, не совпадающий с лингвистическим: семиотику в языке интересуют общие свойства знаков. Однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведений литературы. Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста. Таким образом, языкознание связано со многими науками. Даже в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений – например, социолингвистика, психолингвистика.

Язык - это стройная система знаков, в которой соотносятся звучание, написание и смысловое содержание.

Изучением непосредственно языка занимается наука, которая называется лингвистикой или языкознанием. Особенности знаков изучает семиотика. Каким образом влияет на мышление, устанавливает психолингвистика.

Язык любой общности - очень неоднородное, крайне сложное, многофункциональное явление. О коммуникативной функции языка слышали все, но кроме нее существует еще длинный ряд других назначений. Попробуем рассмотреть их.

  • Коммуникативная функция подразумевает, что язык необходим для общения, передачи информации.
  • Мыслеформирущая (мыслительная, когнитивная) функция теснейшим образом связана с коммуникацией. Именно коммуникативное назначение лежит в основе мыслительной функции языка, обуславливает ее. Очень точный пример когнитивной роли языка приводит в своей работе Б.Норман. Он цитирует фразу маленькой девочки, которая говорит, что она не знает, о чем думает, пока не произнесет это вслух.
  • Аккумулятивная или познавательная функция помогает накапливать знания, а потом передавать их дальше, другим людям и поколениям. Многие люди ни разу не были на Луне, но благодаря знаниям людей, побывавших там, мы хорошо представляем и лунные пейзажи, и особенности передвижения в этом месте.

Кроме этого когнитивная функция формирует внутренний мир человека, помогает создавать и усваивать понятия, которые образуются в результате его практической деятельности.

  • Номинативная функция еще может быть названа «верой человека в названия». Это значит, что услышав слово «стол», мы представим себе разные предметы. Однако у всех них будут существенные признаки, которые и позволят отнести предмет к категории «стол», не «шкаф» или любой другой. Такая способность вычленять общее и называть предметы тесно связана с
  • Эмоционально-экспрессивное назначение языка позволяет передавать свои эмоции при помощи слов. Эту способность называют «эмотивная функция языка». Ее цель - осуществление эмоциональной коммуникации людей. Сравните окраску слов, имеющих значение «большой»: огромный, здоровый, гигантский. Эта функция использует особую семантику, отдельные междометия, способные передать сиюминутные эмоции.
  • Очень важна фатическая функция языка. Она неразрывно связана с его направленной на создание, развитие и урегулирование отношений в микроколлективах. При помощи фатической функции собеседник устанавливает контакт, обращает на себя внимание, а потом, используя регулятивную функцию, продолжает контакт. Рядом с ними находится конативная функция, при помощи которой язык ориентируется на адресата.
  • При помощи волюнтативной функции языка один человек может воздействовать на другого.
  • Идеологическая функция помогает при помощи языка как системы влиять на идеологию. Например, используется не для общения, а для поддержания своей государственности, выступая в роли символа.
  • При помощи метаязыковой функции язык как система и явление анализируются средствами самого языка.
  • Используя репрезентативную функцию люди передают информацию.
  • Сфера творчества позволяет реализовать эстетическую направленность языка.
  • означает, что при помощи языка человек способен создавать оценочные суждения, отделять понятия «плохо» и «хорошо».
  • Референтная функция языка значит, что он является средством накопления человеческого опыта
  • Омадативная функция помогает создавать реальность и контролировать ее.

Все функции языка связаны и переплетены друг с другом, взаимозависимы и неразрывны.