Роль человеческой памяти в жизни человека. Какова роль памяти в психической жизни человека

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память -- это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,-- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Перед нами стоят и другие вопросы - как долго хранятся следы памяти, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные промежутки времени, каковы изменения претерпевают следы памяти и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства памяти: объем, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта), двигательными (у наладчика, акробата), осязательными (у контролера, врача), обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, работника ОВД, педагога) на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям этой деятельности, связаны с ее содержанием. Условиями деятельности строго ограничены в этом случае и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.

Механизмами функционирования оперативной памяти профессионала являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой. объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехоустойчивость. Это отражается и на результатах самой деятельности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными».

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и в точности воспроизведения материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание «ряда характерологических черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять».

Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучении курса нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короткое, а «мидриаз» длиннее. Еще в школе мы запоминаем последовательность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы:

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны». Аналогичные приемы известны, видимо, специалистам в любой области трудовой деятельности. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического расчленения материала, его сравнения, группировки, установления связей с ранее накопленными знаниями.

Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства получают опору в мыслительных свойствах личности.


Введение

Память и ее значение

1 Основные понятия памяти

2 Классификация видов памяти

Заключение


Введение


Под памятью понимают форму психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении предшествующего индивидуального опыта, делающая возможным его повторное использование в процессе выполнения какой-либо деятельности или возвращение его в сферу сознания.

Именно память дает возможность соединить прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Она является наиболее важной познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения. Так же, память служит основой психической деятельности человека. На ней базируется понимание основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Таким образом, память играет большую роль в жизни человека. Все приобретенные нами знания и навыки являются результатом способности мозга запоминать и сохранять в памяти какие-либо образы, мысли, чувства и т.д. И. М. Сеченов считал, что человек лишенный памяти постоянно находился бы в положении новорожденного, являлся бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами.

Память не только создает, но и обогащает наши знания. Память устроена таким образом, что человек запоминает то, что имеет для него большое значение. Все то, что человек воспринимает, как малозначимое плохо запоминается и быстро вытесняется из памяти. Таким образом, на запоминание информации большое влияние оказывают устойчивые интересы, характеризующие личность.


Память и ее значение


1 Основные понятия памяти

память психология сознание мышление

Образы предметов и явлений, которые появляются в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлении памяти. Под представлениями памяти понимают образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а впоследствии можем воспроизвести мысленно.

Эти представления могут быть:

зрительные;

слуховые;

обонятельные;

вкусовые;

осязательные.

В отличие от образов восприятия представления памяти являются менее яркими, менее устойчивыми, менее подробными, но они являются важным элементом, направленным на закрепление предшествующего опыта человека .

Таким образом, память является отражением опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На процесс запоминания существенное влияние оказывает эмоциональная окраска происходящих событий. Чем более яркую эмоциональную окраску имеют происходящие события, тем прочнее оно сохраняется в памяти человека.

На продуктивность памяти существенное влияние оказывают волевые качества человека. Следовательно, на память оказывают влияние особенности личности человека. Человек может сознательно регулировать процессы, происходящие в памяти и управлять ими на основе тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

Память так же принимает участие в акте восприятия. Это связано с тем, что без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

На протяжении длительного времени память изучалась многими учеными. Такой интерес к изучению памяти объяснялся тем, что без знания основных механизмов памяти невозможно объяснить другие психические процессы. Именно при изучении памяти впервые был применен экспериментальный метод .

Если рассматривать память в широком смысле, то под памятью понимают механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Тогда если рассматривать человеческую память, то под памятью понимают процесс накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

Таким образом, память является способом существования психики во времени. Она позволяет удерживать прошлое, то есть то, чего уже нет в настоящем. Память является необходимым условием единства человеческой психики. Кроме того, память обеспечивает нашу психологическую идентичность.


2 Классификация видов памяти


В настоящее время существует несколько основных подходов в классификации памяти. В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была разработана П. П. Блонским. Он выделил в памяти четыре вида в зависимости от уровня психической активности:

двигательную или моторную память;

эмоциональную память;

образную память;

словесно-логическую память.

Под двигательной памятью понимают запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Однако, воспроизводя движения, мы не повторяем движения точно так же как в первый раз. При повторении сохраняется только общий характер движений.

Под эмоциональной памятью понимают память на чувства. Этот вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции являются отражением того, насколько удовлетворяются потребности и интересы человека, а так же показывают, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Под образной памятью понимают запоминание, сохранение и воспроизведение образов предмета и вялений действительности, которые человек воспринимал ранее. Для образной памяти характерны те же особенности, что и для представлений. К этим особенностям можно отнести их бледность, фрагментарность и неустойчивость .

Многие исследователи в своих работах разделяли образную память на следующие виды памяти:

зрительную память;

слуховую память;

осязательную память;

обонятельную память;

вкусовую память.

Такое разделение было связано с доминированием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Под словесно-логической памятью понимают способность человека запоминать и воспроизводить мысли. Человек запоминает и воспроизводит мысли, которые возникают у него в процессе обдумывания, размышления.

К специфике данного вида памяти можно отнести то, что мысли не могут существовать без языка, именно этим объясняется то, что память на них носит название словесно-логической памяти.

Словесно-логическая память проявляется в следующих случаях:

когда запоминается и воспроизводится только смысл информации, а точное, дословное воспроизведение не требуется;

когда запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

В том случае, если материал воспроизводится дословно, и не подвергается смысловой обработке, то такое буквальное заучивание материала относится уже не к логическому, а механическому запоминанию .

Классификация видов памяти по характеру целей деятельности базируется на делении видов памяти исходя из особенностей выполняемой деятельности. Исходя из тех целей, которые ставит перед собой человек во время выполнения какого-либо вида деятельности, память делят на следующие два вида:

произвольную память;

непроизвольную память.

Произвольной называется память, при которой процесс запоминания и воспроизведения осуществляется автоматически и не требует волевых усилий от человека. Этот процесс осуществляется без контроля со стороны сознания. Кроме того, человек не ставит перед собой специальную цель запомнить или вспомнить эту информацию. То есть этот процесс не требует постановки специальной мнемической задачи. В то время как при обращении к произвольной памяти постановка такой мнемической задачи необходима, а сам процесс осуществляется на основе волевого усилия.


Роль памяти в процессе формирования знаний


1 Особенности запоминания информации


К основным особенностям психики человека относится его способность на протяжении всей жизни накапливать информацию. Этот процесс имеет универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

На эффективность процесса запоминания оказывают существенное влияние:

Цели запоминания.

Приемы заучивания.

Под целью запоминания понимают то, насколько прочно и насколько долго по времени человек хочет запомнить ту или иную информацию.

Приемы заучивания, в свою очередь, подразделяются на:

механическое дословное многократное повторение;

логический пересказ;

образные приемы запоминания;

мнемотехнические приемы запоминания.

При механическом, дословном заучивании работает механическая память. Процесс запоминания требует больших усилий, на него тратится большое количество времени, при этом полученные результаты, как правило, оказываются очень низкими .

Логический пересказ включает в себя следующие компоненты:

логическое осмысление материала;

систематизацию материала;

выделение основных логических компонентов информации;

пересказ своими словами.

При этом работает логическая или смысловая память. Данный вид памяти базируется на установлении в том материале, который необходимо запомнить необходимых смысловых связей.

Под образными приемами запоминания понимают перевод информации в образы, графики, схемы, картинки. Для запоминания этого материала используется образная память. Образная память делится на следующие типы:

зрительная;

слуховая;

моторно-двигательная;

вкусовая;

осязательная;

обонятельная;

эмоциональная.

Под мнемическими приемами запоминания понимают специальные приемы, которые облегчают процесс запоминания информации.

Многие известные психологи в своих работах признают существование нескольких уровней памяти. Эти уровни памяти отличаются по продолжительности сохранения информации.

К первому уровню памяти можно отнести сенсорный тип памяти. Системы этой памяти могут удерживать очень точные и полные данные о том, как воспринимается окружающий нас мир на основе органов чувств на уровне рецепторов. Продолжительность хранения этой информации составляет от 0,1 до 0,5 секунды.

В том случае, если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, то продолжительность времени ее хранения возрастает до 20 секунд. Это уже второй уровень памяти, который получил название - кратковременная память .

В отличии от сенсорной памяти, кратковременная память поддается сознательной регуляции, и следовательно, может контролироваться человеком. Вся информация сначала попадает в кратковременную память. Эта память обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на небольшой промежуток времени. Затем эта информация может быть полностью забыта или переместиться в долговременную память. Но такое перемещение в долговременную память происходит только при условии 1-2 кратного повторения.

Отличительной особенностью кратковременной памяти является ее ограниченный объем. Исследования показали, что при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается объем информации 7±2 ед.

Долговременная память дает возможность запоминать информацию на длительное время. Долговременная память делится на два типа:

Долговременная память с сознательным доступом. Этот тип памяти дает возможность человеку по своей воле вспомнить необходимую информацию.

Долговременная память закрытая. В этом случае человек может получить доступ к этой информации только во время сеанса гипнотического воздействия. При раздражении участков мозга человек может получить доступ к этой информации и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни.

Под оперативной памятью понимают такой вид памяти, который проявляется в процессе выполнения определенной деятельности. Этот вид памяти обслуживает эту деятельность посредством сохранения информации, которая поступает как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти и которая необходима для выполнения текущей деятельности .

Еще одним видом памяти является промежуточная память. Этот вид памяти дает возможность сохранять информацию в течение нескольких часов. В промежуточной памяти человек накапливает информацию в течении дня, а во время сна организм очищает промежуточную память. И на основе категоризации информации переводит ее в долговременную память. После пробуждения промежуточная память снова готова к приему новой информации.


2 Основные этапы овладения знаниями, умениями и навыками


Память является познавательным психическим процессом, а следовательно обладает определенными характеристиками. К основным характеристикам памяти можно отнести: объем, быстроту запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

В процессе обучения обучаемый должен получить нужный объем знаний и на их основе сформировать необходимые умения и навыки. Кроме того, процесс обучения направлен на развитие мыслительных и творческих способностей.

Под знанием понимают понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и следующие из них теоретические обобщения.

Так же с понятием знания связаны такие понятия, как умения и навыки. Под умением понимают способность человека применять на практике полученные знания. Под навыком понимают деятельность, доведенную до автоматизма, в результате многократного повторения .

Процесс изучения какого-либо материала начинается с процесса его восприятия. Данное познавательное действие базируется на том, что учащиеся используя свои органы чувств, воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Органы чувств получают информацию на основе следующих видов ощущений:

слуховые ощущения;

зрительные ощущения;

осязательные ощущения;

обонятельные ощущения.

То есть восприятие является своего рода отражением в сознании человека внешних свойств, качеств и признаков изучаемых предметов, явлений, процессов на основе ощущений.

Для того, чтобы учащийся мог осмыслить тот материал который он изучает и в последствии этого осмысления смог сформировать научные понятия необходим мыслительный процесс.

Процесс мыслительной деятельности, направленный на осмысление изучаемого материала предполагает:

выявление сущности изучаемых предметов и явлений;

формирование необходимых теоретических понятий.

Таким образом, мыслительный процесс отличается большой сложностью. Мыслительный процесс функционирует только в том случае, когда в сознании обучаемого присутствует необходимый материал.

Таким образом, организация процесса обучения учащихся направлен на восприятие изучаемых предметов и явлений в их натуральном виде или на основе использования наглядных пособий имеет играет большую роль в процессе осмысления изучаемого материала .

Для осуществления мыслительного процесса большое значение имеют количество представлений имеющихся в сознании. Кроме того, на мыслительный процесс существенное влияние оказывает качество этих представлений, чем они четче и ярче, тем больше в сознании имеется материала необходимого для осуществления мыслительного процесса.

Процесс осмысления изучаемого материала и формирования научных понятий включает в себя следующие мыслительные операции:

анализ свойств и признаков изучаемых предметов и явлений на основе восприятия, закрепленных в представлениях исходя из их значимости для выявления сути этих предметов и явлений;

логическую группировку значительных и незначительных признаков и свойств осваиваемых предметов и явлений;

в) постижение сущности (причин и следствий) изучаемых предметов явлений на основе мыслительных операций и формулирование обобщающих выводов, понятий, законов и мировоззренческих идей;

проверку обоснованности, истинности сделанных выводов.

Таким образом, именно понимание изучаемого материала является результатом осмысления информации. Человек осознает причины и следствия познаваемых предметов, явлений, процессов и вырабатывание на основе осознания понятий.

Именно в процессе осмысления у учащихся происходит формирование умения сравнивать и анализировать изучаемые явления, вычленять их значимые и несущественные признаки, а также способность к рассуждениям, к формулированию гипотез и теоретических обобщений. Все это является свидетельством умственного развития .

В процессе такой умственной деятельности у учащихся происходит формирование мировоззренческих и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. А кроме того у ребенка развиваются личностные качества, как любознательность, познавательная самостоятельность.

Важным моментом при изучении какого-либо материала является необходимость его запоминания. Но это не должно быть механическим зазубриванием. Напротив, в основе запоминания этого материала должно лежать его глубокое и всестороннее осмысление и понимание. Только такое запоминание способствует умственному развитию учащихся.

Запоминание бывает двух видов:

концентрированное;

рассредоточенное.

Концентрированное запоминание осуществляется за 1 прием, при рассредоточенном запоминании изучение материала происходит в несколько приемов и рассредоточивается во времени. В процессе концентрированного запоминания информация перемещается в оперативную, кратковременную память и как следствие этого, быстро забываются. Рассредоточенное запоминание напротив, направлено на перемещение информации в долговременную память. Поэтому для процесса обучения наибольшее значение имеет именно долговременная память.

Для успешного запоминания учебного материала необходимо соблюдать следующие условия:

Материал должен вызывать у учащегося интерес.

Запоминающий должен иметь большой объем знаний в той области, к которой относится материал, который необходимо запомнить.

У учащегося необходимо сформировать мотивацию на долговременное, прочное и полное запоминание изучаемого материала.

Материал должен быть осмыслен, полностью понятен и классифицирован.

При заучивании учебного материала объемом до 1000 слов, что составляет 3-4 страницы. При этом данный текст необходимо прочитать один - два раза и произвести его разбивку на смысловые фрагменты. Затем необходимо воспроизвести этот текст.

Необходимо, чтобы число таких повторений на 50% превышало то количество, которое необходимо для первого безошибочного воспроизведения.

Пауза между отдельными повторениями должна составлять 24часа.

Процесс заучивания должен быть разбит на отрезки по 45-60 минут, с паузами на отдых по 10-15 минут .


Заключение


Все события, которые происходят в жизни человека, оставляют свой след в памяти, который может сохраняться на протяжении длительного времени. Только благодаря памяти человек может накапливать информацию, не утрачивая прежних знаний и навыков. Среди психических познавательных процессов именно память занимает особое место.

Память является сложным психическим процессом, который состоит из нескольких взаимосвязанных процессов. Для того, чтобы человек имел возможность накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт ему необходима память. Ведь именно в памяти хранятся знания и навыки, которые приобретает человек.

Поэтому изучение механизмов памяти является сложной задачей, которая стоит перед психологической наукой. К таким задачам можно отнести:

изучение того, каким образом запечатлеваются следы;

изучение физиологические механизмы процесса запечатления;

анализ условий способствующих запечатлению;

определение границ запечатления;

поиск приемов, которые дают возможность расширить объем запечатленного материала.

Кроме того, необходимо изучать и другие проблемы, к которым относятся длительность сохранения информации, изменения которые претерпевают образы во время сохранения в памяти.


Список использованной литературы


1.Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд.,стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2007.

Психология. Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2004

Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2009.

Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Основополагающая роль памяти в жизни человека в том, что она создает ряд привычек, ассоциаций и шаблонов, которые делают его тем, кто он есть сегодня. Нравится человеку это или нет, но он-продукт своего прошлого.

Его настоящее формируется им, и будущее зависит от его опыта который сосредоточен в мозгах.

Процесс преобразования опыта

Процесс преобразования опыта в память состоит из трех шагов:

1.Приобретение: приобретение происходит, когда мозг получает и обрабатывает внешние раздражители. Когда читаете эту статью, ваш мозг начинает формировать нейронную сеть на основе информации, которую он получает.

2.Консолидация : большая часть информации, поступающей в мозг, теряется в кратковременной памяти, но часть ее становится долговременной памятью. Чтобы внедрить опыт в долговременную память, нейроны соединяются через пути, которые в совокупности образуют большие нейронные сети.

Это физические карты, которые материализуются как структуры в мозгу, представляющие память. Процесс укрепления этих путей для построения сети памяти называется консолидацией. То, как каждое воспоминание (будь то счастливое или болезненное воспоминание) консолидируется, зависит от различных факторов, в том числе от того, сколько внимания уделено событию, какое эмоциональное воздействие оно оказало и сколько чувств оно задействовало.

Если вы просто пропустите это исчезнет из памяти. Если сосредоточитесь на содержании и примените его, вы получите эмпирическую память, необходимую для консолидации знаний в вашем подсознании.

3. Извлечение и переосмысление : извлечение — это когда извлекается прошлый опыт из своего мозга и переносится в настоящее. Во время извлечения мозг активирует нейрон, который запускает другие нейроны в этой конкретной сети. Если часть активирована, например, виды, звуки или вкусы, которые испытали, освещаются остальные нейроны в этой сети. Например песня вызывает чувства к бывшей девушке. Это мозг, черпающий информацию из различных мест объединяет эти части в единую память, чтобы принести в сознание.

Эффективность каждого из этих шагов зависит от многих факторов, включая гены, здоровье, уровень стресса и системы убеждений, чтобы назвать несколько. Однако независимо от того, где сейчас находитесь, память пластична, поэтому ее можно заполнять.

Формирование опыта

Существует два типа памяти, которые формируются:

  • неявная (имплицитная)
  • явная (эксплицитная) память.

Что делали вчера вечером? Чтобы ответить на этот вопрос, мозг активировал нейронную сеть вчерашних событий и извлек эту карту информации, чтобы рассказать историю о том, что сделали вчера. Вы активно привнесли прошлое в ваше настоящее осознание. Это происходит, когда небрежно думаете или размышляете о прошлом. Сознательное направление вашего ума в прошлое известно как явная память.

С другой стороны, если вы отложите чтение, выйдете на улицу и сядете в машину, предполагая, что вы знаете, как водить машину, вам придется подумать об этом? Причина, по которой вы можете ездить с такой легкостью или ходить по дому, или даже знать, как ходить, если на то пошло, из-за неявной памяти. Неявная работает на автопилоте без человеческого мозга.

Когда вы вошли в этот мир беспомощным младенцем, эти воспоминания были ответственны за ваше превращение во взрослую жизнь. На самом деле, исследователи полагают, что в первые полтора года нашей жизни мы лишь неявно кодируем воспоминания и не нужен.

Три особенности неявной памяти заключаются в следующем:

  1. Не нужно использовать главное, сознательное внимание для создания.
  2. Когда неявная память возникает из хранилища, у вас нет ощущения, что что-то вызывается из прошлого. (Вы не думаете о том, как впервые научились ходить каждый раз, когда идете).
  3. Не требует участия гиппокампа (часть человеческого мозга).

Ваши неявные воспоминания отвечают за ваши убеждения, ваши подсознательные ментальные модели, ваше чувство правильного или неправильного и триггеры, которые вызывают у вас страх, стресс и беспокойство.

Существуют виды памяти у человека

Где формируется

Нейронные сети, которые формируют память, работают во многих различных областях мозга, но есть две области, наиболее активные в создании и хранении памяти: миндалина и гиппокамп .

Миндалина отвечает за неявную память, а гиппокамп отвечает за явную память . Это упрощение, но оно полезно для понимания двух типов памяти.

Учёные называют гиппокамп «главным сборщиком пазлов».
Гиппокамп собирает информацию, которую получает из нескольких областей мозга, чтобы произвести воспоминания, а также значения и эмоции для любого события. Это также помогает консолидировать информацию, хранящуюся в кратковременной, превращая ее в долговременную, которую человек может вспомнить в будущем.

Если спросить о событиях вчера гиппокамп буквально связывает вместе нейро распределенные кусочки неявной памяти. Сознательная активация превращает неявное в явное. Различные части мозга работают вместе, чтобы сформировать эти неявные воспоминания, такие как базальные ганглии, которые являются “центром привычки” мозга, но и миндалина в первую очередь отвечает за эту задачу.

Огромная роль памяти в жизни человека хранится в миндалине — центре страха мозга, чтобы помочь избежать будущей опасности. Миндалина запечатлевает опыт в неявной памяти. Это то, что делает миндалину центральным игроком в создании всех изученных страхов.

Роль миндалевидного тела в сохранении жизни, научившись бояться.

Миндалина не должна учиться тому, что делать; она учится тому, что делать в ответ на внешние условия.

Работа памяти человека

Большинство из нас думают, что роль памяти в жизни человека — это когда мы помним прошлое событие. Мы считаем, что она работает как видеокамера, точно фиксируя события, которые мы видим и слышим, чтобы мы могли рассмотреть и осмотреть их позже.

В действительности память подобна шпаклевке; она может быть сформирована всеми, кто ею обладает. Каждый раз, когда мы явно вспоминаем о каком-то событии, мы вспоминаем не само событие, а последнее действие.

Мы учимся, мы храним, мы извлекаем, и когда мы извлекаем в следующий раз, мы не извлекаем первоначальный опыт-мы извлекаем наш последний поиск. Другими словами, роль памяти в жизни человека при извлечении сформировать последующие действия.

Когда вы сознательно возвращаетесь назад во времени, чтобы вспомнить событие, память вызывается из гиппокампа, который работает с миндалиной и другими частями мозга, чтобы вспомнить свое прошлое.

Акт запоминания изменяет нейронную сеть этой памяти, создавая совершенно новую структуру нейронных связей. Поэтому каждый раз, когда человек думает о прошлом событии, «реальность» этого события меняется, исходя из текущего состояния бытия, текущего уровня осведомленности и настоящих условий. Поскольку хорошие и плохие воспоминания формируются сознательным воспоминанием о них, а не самим событием, изменение условий в мозгу во время отзыва может воссоздать нейронную карту воспоминаний и историй, которые они создают. при этом играет определенную роль.

Мозг не заинтересован в том, чтобы иметь идеальный набор воспоминаний о прошлом. Вместо этого данные поставляются с естественным механизмом обновления, что информация, занимающая ценное пространство внутри нашей головы до сих пор полезна. Это может сделать воспоминания менее точными, но это, вероятно, также делает их более актуальными для будущего.

Роль памяти в жизни человека на основе принципа нейропластичности ”используй или потеряй». Самосознание позволяет нам выбирать вид информации, которую мы хотим занять нейронной недвижимостью или стереть данные.

Мозг животных, возможно, уже давно пора обновить от примитивного образа жизни, к которому он все еще привык, но пока это не произойдет, мы должны активировать наш человеческий мозг, чтобы изменять и пополнять содержимое памяти. Как только мы делаем выбор сознательно путешествуя назад во времени мозг действует быстро.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память - это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,- уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).

Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.



Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Виды памяти .

Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала.

В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант – оперативную.

Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с) значительно больше информации, чем затем может произвести. Однако разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память – это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы.

Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени.

Информация о внешнем объекте попадает из мгновенной памяти в кратковременную. Кратковременная память характеризуется очень коротким сохранением после одноразового, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Многие особенности поведения человека связаны с малой емкостью кратковременной памяти. Психологи, в том числе и Дж. Миллер, доказали, что объем кратковременной памяти человека составляет 7 (+ -)2 элемента и определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного ее предъявления. Оперативные единицы памяти зависят от способности человека организовывать восприятие информации, от организации предъявляемой информации, например, ритмически организованная последовательность позволяет запомнить большее количество информации.

Эта форма памяти отличается по ряду свойств от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другими объемами и, наконец, иными способами продления срока сохранения.

Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении.

Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.

Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной памяти, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия.

Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательно активизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативные связи определяются не только частотой совпадения, но и их эмоциональной значимостью и актуальностью.

Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти.

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог еще цитировать выдержки из нее.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного времени.

Виды памяти по характеру психической активности

По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое).

Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним 0 положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном – только 28, а при безразличном – всего – 7.

Образная память – это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. Как отмечает Р.М. Грановская, отличительная особенность образной памяти в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные.

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.

Человеческая память включает процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера.

Эйдетическую память исследовали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они ввели термин «эйдетизм» (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека.

Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время, как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.

3 . Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого оценивается тот или иной психический процесс, - это:

а) эксперимент;

б ) тестирование;

в) наблюдение;

г) самонаблюдение.

Список используемой литературы:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-565 с.

2. Матюгин И.Ю. Алхимия памяти //В мире науки. - 2004. - №8 .- С. 82-84.

3. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 30 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия, 2001. - 501 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 486 с.

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Память – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, к-ыйделает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания.

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

17. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианистская теория . Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Еббингауза . Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти.

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии . Исходным в новой теории было понятие "гештальт " - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник : если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью ). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории - изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами - сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения .