Предложение как главная единица синтаксиса. Синтаксис - особый раздел языковой науки. А) формальная организация предложения
Проблема предложения и его дефиниции в грамматике
Предложение, наряду со словом, является одной из двух основных единиц языка. Изучением предложения и его категорий занимается синтаксис, в котором изучаются закономерности сочетания слов и построения предложений, закономерности включения предложений в единицу более высокого уровня. Предложение как основная единица синтаксиса является единицей коммуникативной, т.е. направленной на общение в условиях определенной конкретной ситуации. Поэтому с предложением связаны все проблемы, отражающие закономерности построения речи. Существуют разные подходы к изучению предложения: 1 – структурный, 2 – логический, 3 – семантический. Они определяются тем, какой из трех факторов, отраженных в предложении, взят за основу: языковая форма, форма мысли или объективная действительность. Одной из самых сложных проблем в синтаксисе до настоящего времени остается дефиниции предложения как основной синтаксической единицы. В настоящее время принято выделять основные признаки предложения как синтаксической единицы. К числу таких признаков относятся: 1- коммуникативная функция предложения, 2 – его предикативность, 3 – его модальная характеристика, 4 – относительная завершенность его содержания и 5 – его грамматическая и интонационная структура. Помимо названных пяти признаков, В.Г.Адмони выделяет семь основных аспектов предложения, которые в целом необходимо учитывать при его характеристике.
НОМИНАТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложность проблем, связанных с предложением как основной синтаксической единицей языка, вызвана тем, что предложение представляет собой многоплановое образование, в котором отражаются три основополагающих элемента: языковую структуру, объективную действительность и человека, говорящего, с его мыслями и чувствами, эмоциями и отношениями. Уже в начале 20-го века в грамматиках была намечена проблема взаимодействия и взаимоотношения номинативного и коммуникативного аспектов предложения, которая выявляла свою остроту особенно в свете вопроса соотношения языка и речи. Одним из первых, кто предложил разграничивать в предложении постоянные и переменные элементы, был знаменитый французский лингвист Ш.Балли, который ввел понятия диктума и модуса.
Проблема моделирования в синтаксисе возникла в середине 20-го века и определялась во многом чисто прикладными потребностями. В лингвистике появились многочисленные работы, в которых эти проблемы связывались с выявлением моделей предложения. Были сформулированы основные признаки модели предложения. Вместе с тем, в ряде работ отмечалось, что традиционная теория членов предложения фактически выступала как первая попытка моделирования. Важную роль в процессе моделирования сыграла теория валентности глагола, которая явилась основой модели немецкого предложения. До настоящего времени многие вопросы моделирования остаются дискуссионными. Большой вклад в разработку данной проблематики внесла О.И.Москальская, первой предложившая определение семантической модели и наметившая пути к решению многих спорных вопросов в этой области языкознания.
Одним из важных вопросов теоретической грамматики всегда был вопрос классификации предложений. Уже в традиционной грамматике находим самые различные подходы к классификации простого предложения, в основу которых были положены разные критерии. Так, по цели высказывания традиционная грамматика выделяет повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. По составу главных и второстепенных членов все предложения могут быть поделены на двусоставные и односоставные, которые в свою очередь не являются однородной группой. По наличию членов предложения выделяются нераспространенные и распространенные предложения. По типу сказуемого выделяются предложения с простым глагольным, сложным глагольным, именным сказуемым, по типу подлежащего - личные, безличные предложения. В особую группу некоторые авторы выделяют неопределенно-личные предложения.
Понятие предикативности является базовым для всей теоретической грамматики. Это одна из важнейших синтаксических категорий, которая вместе с категориями времени и модальности формирует предложение как актуализованную единицу речи – высказывание. По вопросу о предикативности в лингвистике на всем протяжении ее развития высказывались различные точки зрения, в работах ведущих отечественных и зарубежных языковедов находим разную трактовку данного понятия. Одним из самых сложных вопросов в данной проблематике является вопрос о соотношении таких близких понятий, как предикативность и предикация. Большинство авторов считают предикативность грамматическим выражением предикации, которая, в свою очередь, устанавливает связь предмета и признака данного предложения с конкретной ситуацией. Способы выражения предикативности в каждом языке отличаются своим своеобразием и спецификой. Так, в немецком языке языковым выражением предикативности являются категории лица, времени и модальности. Важным является вопрос отличия предикативных отношений от других видов синтаксических отношений в предложении. Помимо центрального понятия предикативности, в теоретической грамматике существуют также понятия полипредикативности, полупредикативности и скрытой предикативности, которые также обнаруживают специфику в каждом конкретном языке.
Порядок слов в том или ином языке напрямую определяется наличием или отсутствием в данном языке флективных элементов, а значит, напрямую связан с типом языка. Существуют следующие формы порядка слов: 1) контактный – дистантный; 2) препозитивный – постпозитивный; 3) фиксированный – нефиксированный; 4) исходный (нормальный) – измененный (сдвинутый). В каждом языке порядок слов складывался в течение всего исторического развития, отражал главные особенности этого языка, менялся в зависимости от изменений в морфологической системе. Особенности порядка слов немецкого предложения связаны в первую очередь с таким явлением немецкого синтаксиса, каким является рамочная конструкция.
МОДАЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ
Модальность представляет собой один из важнейших признаков предложения. Вопросы, связанные с модальностью, как и вопросы, связанные с предикативностью, всегда находились в центре внимания теоретиков грамматики. Точки зрения на модальность как синтаксическую категорию в работах отечественных и зарубежных лингвистов отличаются значительно. Большой вклад в разработку данной проблематики внес академик В.В.Виноградов. В соответствии с его концепцией различаются три аспекта модальности простого предложения, среди которых выделяется один – обязательный для формирования предложения, два других являются факультативными, т.е. могут присутствовать или отсутствовать в предложении. Как никакая другая синтаксическая категория, модальность отражает не только специфику языковой системы, но и напрямую связана с социокультурными особенностями того общества, который говорит на данном языке. Важную функцию в формировании данной синтаксической категории выполняют модальные глаголы, роль которых в выражении разновидностей модальности в современном немецком языке чрезвычайно значительна. Это связано не в последнюю очередь с разграничением в системе немецкого языка первичных и вторичных значения модальных глаголов, что накладывает отпечаток на их отношение к реализации одного из видов модальности.
КОММУНИКАТИВНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проблемы коммуникации стали в лингвистике, и в частности, в теоретической грамматике, особенно актуальными с развитием функционального подхода к исследованию языковых явлений. Итогом многочисленных исследований в этой области стала теория коммуникативного (актуального) членения предложения, получившая полное освещение в работах отечественных и зарубежных германистов. В немецкой грамматике истоки данной теории восходят к трудам Г. Пауля, который одним из первых немецких грамматистов обратил внимание на роль слушателя в процессе коммуникации. Его идеи нашли дальнейшее развитие в работах К.Бооста, Э.Драха, которые, в конце концов, привели к созданию теории коммуникативного членения предложения. Эти авторы рассматривают немецкое предложение как расчлененное поле, подчеркивают при этом роль первого места в немецком предложении. Введенные в теории коммуникативного членения предложения понятия "тема" и "рема" предложения могут рассматриваться как основополагающие для всей дальнейшей разработки теории коммуникации. Важным в данной теме является вопрос о языковых средствах выражения темо-рематического членения предложения, которое в каждом языке обладает своей ярко выраженной спецификой.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сложносочиненное предложение и его классификации
Сложное предложение представляет собой полипредикативная структура, т.е. оно состоит как минимум из двух (или более) предикативных отношений. Традиционно разграничиваются два вида сложного предложения: 1) сложносочиненное предложение (паратаксис) и 2) сложноподчиненное предложение (гипотаксис). В отношении сложносочиненного предложения возникает проблема отграничения его от последовательного ряда простых предложений. При этом важным является автосемантия и синсемантия компонентов такого сложного целого. Теорию автосемантичности и синсемантичности наиболее полно разработала Е.В.Гулыга, которая представила законченную систему таких типов сложных предложений. Современная теоретическая грамматика немецкого языка предлагает различные классификации семантических связей внутри паратаксиса: 1) соединительные; 2) противительные; 3) разделительные; 4) каузальные; 5) следственные; 6) пояснительные и т.д. Мнение лингвистов по количеству и по характеру семантических связей между элементарными предложениями паратаксиса существенно различаются.
Сложноподчиненное предложение в традиционной и
современной грамматике
Сложноподчиненное предложение (гипотаксис) представляет собой один из тех видов сложного предложения, который до настоящего времени остается в центре внимания грамматистов. Традиционная грамматика предлагала различные виды классификации придаточных предложений, такие как: а) по месту придаточного предложения в составе гипотаксиса; б) по типу связи с главным предложением; в) по степени зависимости от главного предложения; 4) по той функции, какую придаточное предложение выполняет в составе гипотаксиса. Наибольший интерес и наибольшее расхождение в точках зрения представляет последняя классификация, в соответствии с которой теоретическая грамматика выделяла придаточные субъектные, придаточные предикативные, дополнительные, определительные и различные виды обстоятельственных придаточных предложений (придаточные места, времени, цели, причины и т.д.). В середине 20-го века предпринимались неоднократные попытки пересмотреть указанную классификацию, однако, в основном результаты новых теоретических исканий сводились к тем же основным семантико-синтаксическим видам.
Текст как единица синтаксиса представляет собой относительно новый для грамматики объект исследования. Новизна для теоретической грамматики текста как предмета исследования поставила на повестку дня проблему определения места текста в системе синтаксических единиц. В результате произошло становление лингвистики текста как специфического раздела грамматики, благодаря чему многие традиционные проблемы получили новое освещение. Одним из самых дискуссионных в период становления лингвистики текста был вопрос, связанный с различными подходами к дефиниции термина "текст". Этот вопрос остается спорным и до настоящего времени. Многочисленные работы посвящены исследованию текстообразующих элементов языка, среди которых выделяются анафорические и катафорические элементы. Много внимания уделяется такому вопросу, как композиция текста. Выделены промежуточные формы между предложениями и цельным текстом, среди которых такие сверхфразовые единства, как абзац, параграф, глава и т.д.
Лексикология
Предложение - это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершённая и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.
Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью). В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения служат для сообщения: Я приду к пяти часам. Вопросительные предложения служат для выражения вопроса: Ты придёшь к пяти часам? Когда ты придёшь? Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение: Кто этого не знает? = «все знают» Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие: Приходи к пяти часам. Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.: Он приедет. Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет? Пусть он приедет. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией - повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными. Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены - подлежащее и сказуемое, второстепенные - определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены. Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело - Стемнело. В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя - Они опоздали, потому что шёл сильный дождь. Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причём это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нём сохраняет своё лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации:
- Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
- Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения
- 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.
- Вопросы к экзамену по разделам «Синтаксис словосочетания Синтаксис простого предложения Синтаксис сложного предложения»
- Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Средства построения синтаксических единиц.
Сложность, многоаспектность предложения затрудняет выработку его определения. Существует множество определений этой синтаксической единицы, к которым продолжают присоединяться новые. Адекватное определение должно содержать указание на родовую принадлежность определяемого явления, и, вместе с тем, в нем должны быть отмечены те из множества присущих ему свойств, которые обуславливают специфику именно данного явления, составляя, таким образом, его сущность.
В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определения предложения в плане логическом, психологическом и формально – грамматическом. Представитель первого направления Ф. И. Буслаев определял предложение как «суждение, выраженное словами». [Буслаев, 1959, с.258] Буслаев так же полагал, что «в языке находят свое выражение точное отражение и выражение логические категории и отношения». [Буслаев, 1959, с.270]. Исходя из того, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», представитель второго направления А. А. Потебня рассматривал предложение как «психологическое (не логическое) суждение при помощи слова, т. е. соединение двух мысленных единиц: объясняемого (психологического субъекта) и объясняющего (психологического предиката), образующих сложное предложение». Существенным признаком предложения он считал наличие в нем глагола в личной форме. [Потебня, 1958, с. 81-84]. Ф. Ф. Шахматов построил свою теорию предложения на логико – психологической основе и так определил предложение: «Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое, служащее для словесного выражения единицы мышления». Психологической основой предложения Шахматов считал сочетание представлений в особом акте мышления [Поспелов, 1990, с. 127]. Основоположник формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривает предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать грамматическими предложениями, т. к. они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».
Члены предложения представителями этого направления определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи. [Фортунатов, 1956, с.188-189]. В. В. Виноградов за основу определения предложения берет структурно – семантический принцип: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли». [Виноградов, 1955, с.254]. Для того, чтобы дать операционно применяемое определение предложения, следует исходить из его формальных или функциональных признаков. В академическом языкознании мы находим такое определение предложения: «Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формулирования и выражения мысли, в нем находит свое проявление единство языка и мышления. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д. Грамматическую основу предложения образуют предикативность, складывающаяся из категорий времени, лица, модальности и интонация сообщения». [Розенталь, 1976, с.311]. Мы считаем возможным остановиться на данном определении как на наиболее объективном и доказательном. Хотя мы не можем не заметить, что до сих пор существуют прения по поводу определения синтаксической единицы, что еще раз доказывает то, что предложение – это сложная по своему устройству единица. Нет единого мнения и по поводу определения сложного предложения. Если простое предложение является монопредикативной единицей и в нем выражается «единая соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания» [Белошапкова, 1981, с.367], то сложное предложение является полипредикативной единицей, в нем дается «раздельная соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям». [там же].
Предикативные единицы сложного предложения, хотя и построенные по моделям простого предложения, находятся в таком тесном взаимодействии в смысловом и грамматическом отношении, что расчленить сложные предложения на отдельные самостоятельные простые предложения бывает большей частью невозможно, так как части сложного предложения объединены и структурно, и по смыслу, и интонационно. Такого мнения придерживаются такие ученые, как Ф. И. Буслаев: «Из совокупности двух или нескольких предложений составляется сложное, так называемое в отличие от простого, не соединенного с другим». [Буслаев, 1959, с.279]. «Синтаксическим целым» называет В. В. Виноградов сложные предложения. [Виноградов, 1955, с.287]. Д. Э. Розенталь даёт более широкое определение сложного предложения: «Сложные предложения – предложения, состоящие из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простым предложением, но образующих единое целое, смысловое, конструктивное и интонационное целое». [Розенталь, 1976, с.432]. В германистике следующее определение: «Сложное предложение по структуре противостоит простому, оно полипредикативно, т. е. предикативное отношение, характеризующее взаимные отношения подлежащего и сказуемого, представлено в предложении два и более раза. Составляющие сложного предложения традиционно рассматриваются тоже как предложения. Возможно, впрочем, это просто не совершенство терминологии». (Так, в английском языке для обозначения полипредикативной единицы используется термин «clause»*). «Придаточное – не предложение уже потому, что оно лишено самостоятельной коммуникативной значимости.
Оно используется в процессе и в целях речевой коммуникации лишь в качестве составляющей большей синтаксической единицы – сложного предложения. Даже части сложносочиненного предложения неадекватны как единицы коммуникации. Зачастую их взаимные отношения причины – следствия, определенной временной организации и т. п., и разорвать их, выделить каждую из частей сложносочиненного предложения в самостоятельное предложение, значит ослабить или разорвать существующие между ними синтаксическую и семантическую связи. К тому же неоконченные части сложного предложения свою синтаксическую связь с себе подобными могут передавать и интонацию. Будучи изолированными от остальной части сложного предложения, такие конструкции оказываются и интонационно отличными от предложения. Связь между частями сложного предложения осуществляется посредством союзов, указательных слов (местоимений), других специальных слов (наречий, вводных слов и т. п.), структурной неполноты какой-либо части и общая для всех частей предикативной единицы. «Порядок следования предикативной единицы в сложном предложении может быть относительно свободным или закрытым: