Е в вучетич перекуем мечи на орала. «Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград. Великая Отечественная война


28 декабря 1908 года родился Евгений Вучетич, советский скульптор-монументалист. Работы, созданные им, потрясают глубиной содержания и высотой исполнительского профессионализма. Главному монументу России - «Родина-мать» в 2017 году исполнится 50 лет, а через год, в 2018, - 110 лет его создателю.

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. И не важно, как называли его эти люди — сталинист, и хрущевист, и брежневист — Вучетич был личностью. Глыбой. «Одиноким волком» — так в переводе с югославского звучит его фамилия.

А при его имени в памяти возникают самые грандиозные и впечатляющие работы скульптора: «Воин-освободитель» с ребенком на руках (его меч разрубает фашистскую свастику), величественный мемориал героям Сталинградской битвы, увенчанный скульптурой «Родины-матери», композиция «Перекуём мечи на орала» (она стоит перед входом в здание ООН в в Нью-Йорке).

Вучетича называли ваятелем-титаном, «советским Микеланджело».


Вучетич в мастерской за работой

Фигурки из мыла


А начиналось все 28 декабря 1908 в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине. Когда маленький Женечка немного подрос, он вырезал из мыла затейливые фигурки и прятал их под кроватью. Немного необычная для русского уха фамилия была получена будущим прославленным скульптором от отца — черногорца. Он был геологом. Матерью его была Анна Андреевна — урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Она работала преподавателем. Вучетич всегда гордился своими дворянскими корнями.

«Фамилия Вучетич по югославски пишется так Вычътич — там нет гласных — там как бы твердый знак, — он как Ы произносится. В переводе — волк. Волк — он же одинокий зверь, по большому счету. Так что — то от фамилии в характере, вероятно, есть », — отмечает сын, писатель Виктор Вучетич.

Детство его отца было счастливым. Но когда Евгению Вучетичу исполнилось 12 лет — началась гражданская война. Ростов, где он жил в то время, переходил то к красным, то к белым. Известно даже о получении ребенком контузии.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, посоветовали матери записать ребенка в художественную школу, куда Вучетич и был принят в 1926 году. В школе он работает с огромным увлечением. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю.

По признанию искусствоведов, тогда Вучетичу еще не хватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Между тем, Ленинградский институт искусств, куда молодой скульптор отправился после завершения учебы в Ростове, совсем не впечатлил Вучетича. Подлинной школой стали ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал в Ленинграде, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков.

«В ленинградском институте он отучился порядка 1,5 лет потому, что был очень сильный всплеск формализма. Он ругался, ссорился плюнул и уехал в Среднюю Азию. Оттуда уже вернулся в Ростов и попал на строительство театра, где ему посоветовали ехать в Москву и добиваться настоящего признания », — вспоминает писатель Виктор Вучетич.

И скульптор поехал. Свое мастерство оттачивал на знаменитой Ленинской библиотеке: он был одержим, упрям и удачлив. В 1937 году на всемирной выставке в Париже несколько работ Вучетича удостоились золотой медали.

Майор Вучетич


«Долина Смерти»


А потом началась война — Великая Отечественная. На фронт скульптор идет добровольцем в качестве рядового солдата-пулеметчика, а затем становится командиром пулеметного батальона. В минуты затишья между боями художник успевал то зарисовать, то наскоро запечатлеть в слепке своих боевых друзей. А потом был Мясной Бор. Место страшное. Так назывался поселок в Новгородской области. К западу от поселка к марту 1942 года вырывались из окружения части Второго Волховского фронта. Прорыв стоил стольких жертв, что эту узкую полоску истерзанного леса и болот стали называть «Долиной смерти».

«Он был в Мясном Бору. Вывел оттуда свой батальон, и еще ряд солдат — вопреки приказу Власова «сложить оружие». Но он не сложил — вывел. Его самого вынесли на шинели, но все-таки люди вышли», — вспоминает Виктор Вучетич.


Gavrilov S.A Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области. 1946

В марте 1943 года, после лечения тяжелого ранения и контузии, Евгения Вучетича зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Но война не отпускала скульптора. Одна из лучших послевоенных работ — памятник Генералу Ефремову в Вязьме. Генерал Ефремов — личность легендарная: он командовал 33-ей армией, сражавшейся в районе Нарофоминска. В феврале 1942 года армия попала в окружение. Во время тяжелейшего прорыва раненный генерал, не желая сдаваться в плен, застрелился. По рассказам очевидцев, немцы похоронили генерала Ефремова со всеми воинскими почестями. Созданного на переднем фоне памятника раненного солдата скульптор ваял с себя, срисовывая свой портрет в зеркале.


Ivan Narmanev Памятник гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках. 1954

Впрочем и до окончания войны Вучетич успел поработать — создать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.


Евгений Вучетич

Сталин и «Усатый памятник» Победе

Вопрос о памятнике Победы решался в 1944 году. Именно тогда скульптор был приглашен к Сталину.

«Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, — уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал: «Вам не надоел усатый памятник?» и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: «автомат нужно заменить на меч — это русское оружие». А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», — вспоминает сын Виктор Вучетич.


Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине


Весь свой дальнейший труд скульптор посвящает воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью: как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым, скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.

«Остальное отобрали партизаны»


История создание мемориала, посвященного героям Сталинградской битвы, на Мамаевом кургане в Волгограде не менее интереса.


Сооружение монумента «Родина-мать зовет!»


Существует версия, что в конкурсе проектов сначала победил не Вучетич, а молодой скульптор Эрнст Неизвестный . Он хотел изобразить скорбные фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руках и рядом коленопреклоненного солдата. Говорят, что Вучетич пожаловался маршалу Чуйкову. Тот — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Нашлись искусствоведы, заявившие, что коленопреклоненный солдат, выполненный Неизвестным, напоминает памятник работы гитлеровского скульптора Шрайбе. У немецкого солдата с обнаженным мускулистым торсом, преклонившего одно колено, в руках был тевтонский меч, а из обмундирования — только каска. Все остальное, пошутил Чуйков, у немца отобрали партизаны…

Пятнадцать лет жизни отдал Вучетич этой работе. По свидетельству родственников, Микеланджело действительно был для него богом искусства.


Скульптура «Скорбь матери» — центральная композиция Площади Скорби

«В любую погоду на открытом воздухе работал. Создавал образы, пережитые им на фронте», — отмечает вдова скульптора Вера Вучетич. Ее слова дополняет сын Виктор: «Отец сделал мемориальный зал, оставив на знаменах пустые места внизу. Все вопросы задают — мол, почему? А он отвечает: мы нашли погибших, но их не всех. Придет время, и люди будут умирать, и дети будут сюда приходить и говорить — «мой отец там погиб». И тогда мы внесем их имена». На Сталинградском мемориале он тоже поставил такую своего рода плиту, но пошел на хитрость: посадил мать, положил ей на колени сына и закрыл лицо сына знаменем. Я спрашивал — «зачем?», а отец сказал: «так надо, — так каждая мать приходящая будет думать кто…».

Площадь Героев. Скульптура «Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую гидру»

Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии.

Скульптурная композиция в центре Зала Воинской Славы: рука погибшего героя, передающего следующим поколениям Вечный огонь жизни

По окончании грандиозных работ Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Площадь «Стоять насмерть». Скульптура воина-богатыря, вросшего в волжский берег

Мемориал героям Сталинградской битвы был открыт в октябре 1967 года. А 12 апреля 1974 года прославленного скульптора не стало.

«В результате этих физических и эмоциональных нагрузок сердечко не выдержало », — вспоминает вдова.

Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

Ася Вучетич

Руководитель творческой группы агентства BBDO Moscow

Обычный день Аси Вучетич

Я живу далеко от офиса, в Крылатском, поэтому реально очень долго еду - и полтора, и два часа бывает. Нормальный московский стиль: уже можно до Берлина долететь, а я только на работу приезжаю. К тому же ранее утро - единственная возможность сделать какие-то свои дела, например, заскочить в оптику.

Начало рабочего дня

О начале рабочего дня в BBDO Moscow напоминает даже надпись на дне наших офисных кружек. Опаздывать у нас не принято, но, с учетом пробок, конечно, бывают разные ситуации

Обычный день, как у всех в BBDO Moscow: «The work, the work, the work». Иногда успеваешь кофе выпить, иногда - нет. В некоторые дни сидишь перед компьютером и рисуешь, в другие - ездишь на встречи, в третьи - на съемки, но сейчас это бывает не так часто.

К 19.00 работа должна закончиться, но так бывает, конечно, не всегда. К тому же у меня есть и другие занятия. Например, вот уже два года мы делаем проекты со студентами Московской школы кино, за что я очень благодарна куратору режиссерского факультета Алексею Попогребскому.

Если есть возможность, вечером еду в бассейн. Не всегда получается, правда, но стараюсь.

Ну и как же обойтись без встреч с друзьями?! Мы общаемся много, часто и по самым разным поводам. Вот сейчас не смогли купить билет на концерт LP в Москве, разозлились и слетали на концерт в Берлин.

Евгений Викторович Вучетич, дед
(1908, Екатеринослав - 1974, Москва)

Советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Вице-президент Академии художеств СССР в 1970–1974 годах. Один из создателей стиля сталинского классицизма. Автор таких монументов, как «Родина-мать зовет» (Волгоград, Мамаев круган), «Перекуем мечи на орала» (Нью-Йорк), «Воин-Освободитель» (Берлин), памятника Ф.Э.Дзержинскому на Лубянской площади в Москве и др.

В 1931–1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств.

В 1935 году переехал в Москву, участвовал в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

В 1940 году назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

В первые дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Дослужился от рядового до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

С 1943 года работал военным художником Московской СВХ имени М.Б. Грекова (до 1960 года).

В октябре 1948 года Евгений Вучетич назначается главным скульптором ВСХВ (сегодняшняя ВДНХ).

В память о выдающемся скульпторе в его честь была названа улица на севере Москвы, где располагалась художественная мастерская Вучетича.

Георгий Натансон, дед

Известный режиссер театра и кино, сценарист и драматург

Георгий Григорьевич Натансон (родился 23 мая 1921, Казань) - известный режиссер театра и кино, сценарист и драматург. Народный артист Российской Федерации (1994), Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Среди его работ фильмы «Москва, я люблю тебя!» (2010, новелла «Письмо бабушке Уйне»), «Взбесившийся автобус» (1990), «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988), «Валентин и Валентина» (1985), «Посол Советского Союза» (1969), «Еще раз про любовь» (1968), «Старшая сестра» (1966), «Шумный день» (1960) и др.

В 1939 году Георгий Григорьевич окончил московскую среднюю школу № 12 и поступил во ВГИК. В 1941 году ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату, куда уехала и вся семья. В 1944 году окончил режиссерский факультет ВГИКа в мастерской Льва Кулешова и Александры Хохловой.

В начале творческого пути работал на киностудии «Мосфильм» в качестве ассистента режиссера, а позже второго режиссера у таких классиков, как Иван Пырьев «Секретарь райкома» (1942) и «В шесть часов вечера после войны» (1944), Александр Довженко «Мичурин» (1948), Александр Птушко «Садко» (1952), Борис Барнет «Аннушка» (1959), Андрей Тарковский «Иваново детство» (1962).

В 1956 году совместно с Сергеем Образцовым поставил сатирическую картину «Небесное создание», отмеченную Гран-при на Международном кинофестивале в Венеции.

Экранизацию пьесы Алесандра Володина «Старшая сестра» (1966) с участием Татьяны Дорониной, Инны Чуриковой, Натальи Теняковой, Виталия Соломина посмотрели 22,5 миллиона зрителей. На декаде советских фильмов в Риме и Милане эта картина пользовалась самым большим успехом, а в СССР Татьяна Доронина была признана лучшей актрисой года.

Георгия Натансона не зря называют «открывателем звезд»: именно у него впервые снялись Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Наталья Егорова, Александр Домогаров, Марина Зудина, Анна Тихонова.

В последние годы режиссер снимает в жанре документального кино. Живет и работает в Москве.

«Старшая сестра» (сцена «Доброе слово и кошке приятно»), 1966, режиссер Г.Натансон

Связь поколений

Оба моих дедушки - великие люди. Евгений Викторович Вучетич ушел из жизни в 1974 году, когда я была очень мала, пообщаться мы не успели, о чем жалею страшно. Собственно, от него мне досталась только фамилия и, наверно, какие-то способности, потому что рисую я с детства, и желание такое было, как себя помню. Второй дедушка, Георгий Григорьевич Натансон, - это важная и неотъемлемая составляющая моей жизни. Большая часть моего детства прошла на съемках, на «Мосфильме». И хотя дедушка не вел со мной какой-то педагогической деятельности, не водил в зоопарк или куда-то еще, он привил мне очень многое - умение дружить, любовь к путешествиям, смелость в отстаивании своих убеждений и другие важные качества.

О семье. Так сложилось, что с Вучетичами мы практически не общались. Я выросла в семье кинематографистов по маминой линии, и все они были гениями: дед - режиссер-постановщик, бабушка - директор картин (то, что сегодня называется продюсер), а позже - редактор творческого объединения на «Мосфильме», занималась всем сценарным контентом. Моя мама была знаменитым вторым режиссером. Например, работала вместе с режиссером Саввой Кулишом над кинокартиной «Взлет», в которой Циолковского играл Евгений Евтушенко. Помню, меня поразил его пиджак с люрексом. Он же такой франт, жена - англичанка.

На самом деле у меня было суровое)) детство. Все всегда были в разъездах. Я была самостоятельным ребенком. С семи лет ходила сама в школу, а после уроков - часто на «Мосфильм», побывала во всех павильонах киностудии. В лучших советских традициях проводила лето в пионерских лагерях, позже - в Пицунде в Доме творчества кинематографистов.

Потом окончила знаменитое Московское Художественное училище 1905 года и поступила в Строгановку на факультет коммуникационного дизайна. В ту пору слово «коммуникация» вообще никто не понимал, а промышленный дизайн только-только начинали воспринимать как коммуникацию. Моим дипломным проектом было дизайн-оформление знаменитой тв-программы «Клуб путешественников» и ее студии. На защиту, кстати, пришли редакторы. Не знаю, кто из нас больше волновался.

О великом скульпторе. О Евгении Викторовиче Вучетиче я знаю, наверное, столько же, что и остальные, кто интересуется его жизнью и творчеством. Он, на самом деле, европейский персонаж: его папа был черногорским сербом, а мама - наполовину француженка. В девичестве ее, кстати, звали Анна Стюарт.

Евгений Викторович родился на Украине, на Днепре. Учился в Ленинграде. С детства был потрясающе одаренным человеком.


О великом режиссере. Второй мой дедушка Георгий Григорьевич Натансон абсолютно прекрасен. Совершенно уникальный человек, хочется сказать «достояние российского кинематографа».

Он закончил ВГИК. Не смог пойти в армию по состоянию здоровья. Но в его жизни произошло все, что можно и нельзя: не только телевидение и интернет появились, но, по-моему, даже асфальт в Москве. Когда он сказал, что застал момент, когда во ВГИКе лекции читал Эйзенштейн, я дар речи потеряла. Он общался с великими российскими театральными артистами и кинематографистами. Работал вторым режиссером у Александра Птушко на фильме «Садко». У Птушко, между прочим, была уникальная тема - он любил шить обувь. Везде с собой возил колодки, машинку. И моей юной бабушке Мире Михайловне, которая, кстати, дублировала Вертинскую в роли птицы Феникс, режиссер сшил пару туфель. Позже бабушка говорила, что обуви такой потрясающей красоты и удобства у нее больше не было и никогда не будет.

Потом у Георгия Григорьевича были дебюты - «Шумный день» с прекрасным молоденьким Олегом Табаковым. В какой-то момент он работал с Тарковским над «Ивановым детством». И это был очень сложный момент, поскольку деда попросили «укрепить» Тарковского, что было в общем-то смешно. Но советский кинематограф жил по собственным законам…

Когда дедушка снял свои знаменитые фильмы «Старшая сестра», «Еще раз про любовь», они стали очень кассовыми. Я бы сказала, что он для советской страны заработал немало денег.

Георгия Григорьевича и сегодня любят, приглашают. Сейчас он, к сожалению, стал плохо слышать, но все равно ездит на встречи, концерты, фестивали.

О красоте и моде. Дедушка - ужасный модник. Он любит моду, модные вещи, всегда обращает на это внимание, в том числе и в кино. У него есть потрясающий в смысле костюмов фильм «Посол Советского Союза» об Александре Коллонтай.

Кроме того, Георгий Григорьевич - поклонник прекрасных женщин. Он всегда увлекался, особенно блондинками. И это происходит до сих пор: у него меняется голос и начинает искриться глаз, когда он видит какую-нибудь красивую женщину. У бабушки, конечно, было много переживаний по этому поводу. Но он ее любил всю жизнь, обожал, боготворил.

О путешествиях. Георгий Григорьевич - великий путешественник: сколько было возможностей, он всегда ездил. Ему не удалось побывать только в Америке - ни в Южной, ни в Северной, и он очень сокрушается, что не доехал.

Как-то Георгия Григорьевича пригласили читать лекции в государственный университет в Южной Корее. И это была удивительная поездка. Он жил чуть ли не в апартаментах, где останавливался Ельцин. Его поразили корейцы ростом и красотой. Правда, их неотлучное присутствие немного нервировало. Представьте, к деду была прикреплена команда из шести человек: один переводил бытовые вопросы, другой - на лекциях, третий отвечал за логистику и т. д. И они постоянно находились с ним рядом! Дедушка потом говорил: «Думал, я повешусь!» Хотелось какого-то прайваси, чтобы оставили одного хоть ненадолго. Но это был совсем другой мир.

О друзьях и автомобилях. Дом Георгия Григорьевича и Миры Михайловны всегда был полон гостей со всего Союза. Бабушка была киевлянкой, поэтому много было людей и из столицы Украины. Сейчас дедушкиных друзей, конечно, осталось немного. Но зато мои знакомые тоже любят проводить время в его доме, очень уважают дедушку. Он веселый человек, с потрясающим чувством юмора. Тусовщик еще тот!

Дед общается с Василием Лановым. Однажды они учудили, будучи уже в возрасте, поехали вместе на машине на концерт за 200 км от Москвы! За рулем был Лановой. Нормально? Организаторы были готовы за ними приехать, их ждали. Но Лановой сказал: «Жорочка мы поедем с тобой так!». И, конечно, дедушка согласился. Он и сам очень любил и прекрасно водил автомобиль. Но когда стал плохо слышать, то перестал садиться за руль. И ужасно страдает по этому поводу.

О бытовых мелочах. Я обожаю своего дедушку, но он совершенно небытовой персонаж. Мемуары написать - да, а починить, сложить что-то - нет. Как-то Георгия Григорьевича пригласили на кинофестиваль, и он попросил отвезти его на вокзал. Подъезжаем с подругой, он выходит, в руках аккуратненький новый чемоданчик. Я говорю: «Какой классный у тебя чемодан!» А он: «Чудовищный! Очень плохой чемодан!» Как выяснилось, дедушка не смог расстегнуть декоративные ремешки, и ему пришлось заталкивать одежду через небольшое отверстие в том месте, где молния все-таки раскрылась. Я спросила, как ему удалось с этим справиться. Он застыл на секундочку, посмотрел на меня и мою подругу заулыбался и сказал: «Особенно сложно было с концертным костюмом. Я все в такие аккуратненькие трубочки скатал». Мы так смеялись, что я не могла ехать. Ему самому было смешно. Конечно, мы потом расстегнули все и поправили.

Об умении договариваться. Георгий Григорьевич терпеть не может радикализма, каких-то крайних точек зрения, когда люди перестают слышать окружающих. Дедушка всегда со всеми находит общий язык. У него удивительная способность успешно объясняться с иностранцами, не зная никаких языков, кроме русского. Мы с ним как-то оказались во Франции, он подошел к местной даме и спросил: «Детка, а как нам пройти…?» Женщина прекрасно поняла его, рассказала все по-французски. И он тоже все понял. И так было несколько раз! Он удивительно договороспособный человек. Может быть, потому что любит людей.

Евгений Викторович Вучетич

В восемнадцать лет Евгений поступает в Ростовскую художественную школу, которую оканчивает в 1930 году. После этого он продолжает учёбу на скульптурном отделении Всероссийской академии художеств в Ленинграде (1931–1933).

Одной из первых работ молодого художника стал бронзовый портрет легендарного русского богатыря Ивана Поддубного. За статуи «Партизан» (1937) и «Ворошилов на коне» Вучетич получает золотую медаль Всемирной выставки в Париже 1937 года.

Уже произведения довоенного периода - скульптурно-декоративные оформительские работы, композиции, портреты свидетельствуют о больших творческих возможностях Вучетича.

Война, казалось, прервала деятельность скульптора. Вступив в народное ополчение, Вучетич до 1942 года воевал против фашистских захватчиков. Тяжело контуженный, он попадает в госпиталь. Затем его зачисляют в Студию военных художников им. М. Б. Грекова.

Жестокие бои, участником которых был Вучетич, люди, с которыми он делил трудности фронтовой жизни и опасность смерти, не могли не отразиться на его дальнейшем творчестве. Военной тематике посвятил он многие годы своего творчества.

Ещё будучи художником Студии им. Грекова, он делает в мраморе ряд портретов советских полководцев, маршалов Я. Н. Федоренко, И. Т. Пересыпкина, генерал-полковника Ф. И. Голикова (1944), в которых намечается особый подход к созданию героического портрета. Наиболее удачен в этом ряду бронзовый портрет генерал-полковника авиации С. И. Руденко (1945), где отдельные детали больше подчинены целому. В нём подчёркнуты активность, волевая устремлённость человека, есть попытка передать характер обстановки, в которой он действует. Эти черты последовательно как определённая система характеристики проявляются в бюсте генерала армии И. Д. Черняховского (бронза, 1945).

Рано обращается Вучетич к созданию монументов героям войны. Он создаёт памятник генералу М. Г. Ефремову (1943–1946), попавшему в окружение и сражавшемуся вместе со своими солдатами до последнего патрона. Скульптор находит редкую в монументальной скульптуре многофигурную композицию, передающую момент напряжённого боя в кольце врагов.

С 1946 по 1949 год Вучетич вместе с архитектором Я. Белопольским работает над сооружением большого мемориального ансамбля в Берлине, посвящённого советским воинам, павшим в последних боях с фашизмом.

Памятник стал образцом синтеза, где архитектурные и скульптурные формы, а также окружающая природная среда подчинены единому идейному замыслу.

При сооружении памятника мастерски использовались различные материалы - гранит, бронза, смальтовая мозаика. Каждый материал внёс яркие краски, свою интонацию в создание художественного образа.

Композиция настоящего памятника постепенно развивается в пространстве. Богатство идейно-образного содержания ансамбля раскрывается по мере движения посетителя. Авторы гениально организуют не только пространственное восприятие памятника, но и определяют настрой зрителя.

Образно говоря, была создана в камне и бронзе своего рода симфония, в которой траурные ноты, выражающие глубокую скорбь, не заглушают жизнеутверждающего звучания темы победы над фашизмом.

В пролётах гранитных арок, как в торжественной раме, фигура женщины. Женщина присела на камень, опершись на него рукой и склонив голову. Горе её глубоко! Эта скульптура - собирательный тип женщины-матери, вынесшей на своих плечах все тяготы войны. Миллионы матерей проводили своих сыновей на ратные подвиги и не дождались их возвращения домой. Мать-Родина скорбит о своих погибших детях. Фоном статуи служат ели и тонкие берёзки со склонёнными кронами, широкая аллея пирамидальных тополей, которая ведёт к террасе главного входа.

Олицетворением победы, мужества и гуманизма советских солдат стал этот берлинский монумент «Воина-освободителя». Высоко на ступенчатом постаменте из белого камня стоит эта статуя. Спокойно смотрит вперёд молодой советский солдат. Поворот головы, широко развёрнутые могучие плечи, натруженная рука, уверенно лежащая на рукояти меча, создают впечатление несокрушимой воли.

Мечом свободы и справедливости разрублен символ фашизма - свастика. Её обломки - под ногами советского воина. Маленькая девочка доверчиво прильнула к широкой груди молодого солдата. Её нежное, хрупкое, полуобнажённое тельце контрастирует с походной гимнастёркой, грубыми сапогами и наброшенной на плечи плащ-палаткой.

Ребёнок олицетворяет собой будущее человечества, спасённого от ужаса и позора фашистского рабства Советской армией. Величественный монумент вместе с курганом и бронзовой статуей достигает тридцатиметровой высоты.

В пятидесятые годы Вучетич продолжил работать над портретами. Теперь он обращается в основном к людям мирного труда.

«Портрет, - пишет Вучетич в своей книге «Художник и жизнь», - особая область искусства. В портрете, на мой взгляд, художник обязан отразить знаменательные социальные явления своего времени через портретную психологическую характеристику конкретного человека. Но ведь все люди очень разные, обладают совершенно различными внешними чертами, различными взглядами на жизнь…

Одни из них могут быть положительными, другие - отрицательными, третьи - какими-то безликими, не влияющими на развитие жизни. И тем не менее у всех этих разных людей есть нечто общее, что их объединяет. И будь то положительная личность или отрицательная, она является личностью конкретного времени, своей эпохи, на челе которой, если так можно выразиться, время ставит свою незримую печать, причём делает это независимо от самого человека. Я имею в виду ту печать времени, которая позволяет в творчестве подлинных художников отличить один портрет от другого, если они созданы даже в разные эпохи, или объединить их, если они принадлежат одному времени. Поэтому с самого начала моей творческой деятельности я никогда не увлекался просто внешними чертами человека, какими бы они интересными ни были».

В лучших портретах мастера - скульптора Ж. Кишфалуди-Штробла, писателей Шолохова и Белинского - сам композиционный приём и характер лепки выявляют неповторимую индивидуальность модели.

«Когда смотришь на портрет Белинского, то кажется, что он выполнен одним движением резца, - пишет Ф. Ф. Шахмагонов. - Человек горит внутренним жарким огнём, его испепеляет пламя идеи - такие люди смело и не дрогнув душой всходили на костёр, не прося пощады. Всё лишнее, все мелочи убраны, как они были убраны из жизни Белинского. Одна-единственная страсть владела им: увидеть через преграды десятилетий будущее своей России, очищенной от деспотической власти недоумков, от варварства, мрачного наследия деспотизма и теократии, от мздоимства, от взяточничества, от жестокости и безграмотности… В его глазах надежда и ужас. Ещё не вполне ясна ему судьба его народа, множество опасностей подстерегает его народ, он смотрит через десятилетия, обагрённые кровью лучших людей Отчизны».

Высеченная в мраморе большая композиция «Степан Разин» (1959) раскрывает ещё одну сторону творчества Вучетича, поражающего размахом, интенсивной деятельностью почти во всех видах и жанрах скульптуры.

«Он сидит на камне; оружие его не обнажено - оружие обнажится у многотысячной его армии по одному его движению, - пишет Ф. Ф. Шахмагонов. - Он сидит в глубокой задумчивости, мысль - вот его оружие. Куда идти, а что же дальше - как бы себя он вопрошает. Поднимаясь по каменным тропам, он сорвал неприхотливый степной цветок - бессмертник. И забыл о нём, но не выронил его всё же из руки. Рука сурового воина - и нежный цветок цепкого бессмертника».

В 1957 году Вучетич в бронзе создаёт станковую композицию «Перекуём мечи на орала». В этом произведении своеобразно развивает тему воина-освободителя. Как пишет Р. Я. Аболина:

«Подхватив идею развернувшейся в это время борьбы за мир, возглавляемой Советским Союзом, скульптор воплощает её в активной пластической композиции, раскрывающей это понятие в очищенном от чрезмерной конкретности виде. Он изображает обнажённого атлета, мощным усилием согнувшего и кующего молотом лезвие меча, в котором уже узнаётся орудие мирного труда. Чёткая схема композиции, открытое движение, напряжение фигуры со вздувшимися буграми мускулов подчёркивают целеустремлённость этого действия, переводят конкретный эпизод в план всеобщего и придают ему символическое значение».

Эта скульптура была поставлена у здания Организации Объединённых Наций в Нью-Йорке и удостоилась Гран-при на Брюссельской выставке. В 1967 году на Мамаевом кургане в Волгограде открывается грандиозный памятник-монумент, включающий в себя целый комплекс архитектурных и скульптурных сооружений. Вновь Вучетич работает совместно с архитектором Я. Белопольским.

Сам мастер в дни открытия памятника, в октябре 1967 года, писал:

«Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшего исторического события. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволяли бы наиболее полно передать размах массового героизма. Ведь совершенно ясно, что понятие героизма народа несоизмеримо более широкое, нежели понятие героизма отдельной личности. Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль, как высшая форма монументального искусства, открывал пути к раскрытию смысла и значения Сталинградской битвы, многопланово, разносторонне воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры, в её синтезе с архитектурой, природой.

Так родилась композиция „Стоять насмерть“, в которой мы стремились дать обобщённый образ героя Сталинграда. Так возник образ стены-руины, где мы хотели, как бы сквозь дымку времени, показать возникающие в памяти эпизоды сражения, клятву советских воинов и наступление наших войск. Так решалось содержание шести двухфигурных композиций на площади Героев или нанесённые сильно врезанной линией рисунки, посвящённые борьбе и торжеству сталинградцев, на подпорной стене в конце этой площади.

Высокие цели борьбы вели наших воинов на подвиги. Каждый день гибли герои, и каждый день давал примеры нового самопожертвования. Вечным сном заснули в братских могилах воины, породнившиеся в битве. Они и сейчас рядом, как и в бою. Их имена сияют на приспущенных пурпурных мозаичных знамёнах в зале Воинской славы на площади Скорби.

Тему неутешного материнского горя должна была воплотить 12-метровая аллегорическая скульптурная композиция на другом конце площади.

Воины сложили свои головы во имя торжества жизни, во имя победы над силами зла, насилия и смерти. В этом был смысл самопожертвования и подвигов. Это составляет и основное содержание памятника, которое мы попытались воплотить в венчающем курган главном монументе - „Родина-мать зовёт!“.

Высоко подняв меч, она призывает к борьбе: победа на Волге - это ещё не окончательная победа над фашизмом, впереди были годы войны. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народы Европы от гитлеровского ига. Монумент, как и весь памятник-ансамбль, выполнен в бетоне. Сам материал подчёркивает суровый характер борьбы и подвига советского народа».

Скульптор полон грандиозных замыслов, но реализовать их ему уже не удаётся: 12 апреля 1974 года Вучетич скончался.

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

ДАВИД ФЕДОРОВИЧ ОЙСТРАХ /1908-1974/ Дмитрий Шостакович: «Ойстрах - целая эпоха советского исполнительского искусства. Ойстрах - гордость советской музыкальной культуры. Весь свой огромный талант, все свое несравненное мастерство он отдавал людям, служению музыке.Ойстрах и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Фок Александр Викторович Фок Александр Викторович , русский генерал-лейтенант (1904). Окончил Константиновское военное училище (1864). В 1871–76 служил в Отдельном корпусе жандармов. Участник рус.-тур. войны 1877–78. В 90-х гг. командовал полком, с 1900 – 4-й

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХО) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

ВИТКОВИЧ Виктор Станиславович (1908-1983); ЯГДФЕЛЬД Григорий Борисович (р. 1908), сценаристы 94 В Багдаде все спокойно.К/ф «Волшебная лампа Аладдина» (1966), сцен. Витковича и Ягдфельда, реж. Б. Рыцарев «На Шипке все спокойно» – триптих В. В. Верещагина (1878-1879) с изображением

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 14 автора Висковатов Александр Васильевич

ПОМЕЩИКОВ Евгений Михайлович (1908-1979), сценарист 166 А ты растерялся!К/ф «Трактористы» (1939), сцен. Помещикова, реж. И.

Архитекторы и скульпторы

(1908 - 1974 гг.) - выдающийся советский российский скульптор-монументалист; народный художник СССР (1959 г.), действительный член (1953 г.) и вице-президент (1970 г.) Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда (1967 г.), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946 - 1950 гг.), лауреат Ленинской премии (1970 г.). Участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Отечественной войны 2-й степени, вышел в отставку в звании подполковника. Член ВКП (б) с 1943 года.

родился 15 (28) декабря 1908 года в городе Екатеринославе (Днепропетровск), в семье эмигранта-черногорца. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имела французские корни.

Вскоре семья будущего художника перебралась в Ростов-на-Дону. В восемнадцать лет Евгений Викторович поступил в Ростовскую художественную Школу, которую окончил в 1930 году.

В 1931 - 1933 годах Вучетич учился в Ленинградской академии художеств, начав самостоятельную творческую деятельность, как художник и скульптор.

В 1935 году Евгений Викторович переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 году был назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С 1937 года Вучетич Евгений Викторович участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936 г.).

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулеметчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

В 1943 - 1960 гг. Вучетич Е. В. работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1967 года «за выдающиеся заслуги в создании произведений монументальной скульптуры, получивших всенародное признание, и создание величественного памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы, за плодотворную общественную деятельность» Вучетичу Евгению Викторовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Под руководством Евгения Вучетича в 1946 - 1949 годах совместно с архитектором Я. Б. Болопольским создан величественный памятник-ансамбль «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке.

Евгений Вучетич – автор монумента «Соединение двух фронтов», воздвигнутого в 1955 году. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Поляков Л.М.) установлен напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.

В 1957 году Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуем мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в городе Усть-Каменогорск (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

По проекту и под непосредственным руководством Вучетича в 1957 – 1968 гг. сооружен мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде; руководитель группы инженеров - Н. В. Никитин. На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами - композиция «Родина-мать» (автор Вучетич).

В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинал работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента.

Вучетич Евгений Викторович умер 12 апреля 1974 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В городе Днепропетровск именем Вучетича названо Государственное художественное училище.

Премии и награды: Вучетич Евгений Викторович награжден:

  • двумя орденами Ленина,
  • орденом Отечественной войны 2-й степени,
  • медалями,
  • лауреат Ленинской премии (1970 г.),
  • лауреат пяти Сталинских премий (1946 г., 1947 г., 1948 г., 1949 г. и 1950 г.),
  • лауреат премии имени Джавахарлау Неру (1968 г.).

Памятники:

  • Памятник И.В. Сталину у шлюза № 1 Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде (1952 г.; архитектор Поляков Л.М.);
  • Памятник И.В. Сталину на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952 г.);
  • Памятник И.В. Сталину на площади Победы в Калининграде (1953 г., архитекторы: Атанов В.С., Навалихин Д.К.);
  • Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме (1946 г.; архитектор Белопольский Б.Я.; Сталинская премия),
  • Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948 г.; архитектор Белопольский Б.Я.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А.М. Василевского в городе Кинешма Ивановской области (1949 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М.Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского района Московской области (1949 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В.И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской области (1949 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И.С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского района Кировской области (1950 г.; архитектор В.А. Артамонов);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т.Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950 г.; архитектор В.А. Артамонов);
  • Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской области (1953 г.; архитекторы: А. В. Щусев, А. В. Снегирев);
  • Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954 г.; архитектор Белопольский Б.Я.);
  • Памятник Белинскому В. Г. в Пензе (1954 г.; архитектор Поляков Л.М.);
  • Памятник Белинскому В. Г. в г. Белинский Пензенской области (1954 г.; архитектор Артамонов В.А.);
  • Памятник Александру Матросову в Великих Луках (1954 г.; архитектор В. А. Артамонов);
  • Памятник В.И. Ленину в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области (1956 г.; архитектор Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской области (1956 г.);
  • Памятник В.И. Ленину в Алма-Ате (1957 г.; архитектор Белоцерковский И.И.);
  • Памятник В.И. Ленину в Нукусе Каракалпакской АССР (1957 г.; архитектор Захаров Г. А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова в Костроме (1958 г.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р. Я. Малиновского в Одессе (1958 г.; архитектор Захаров Г. А.);
  • Памятник В. И. Ленину в Пензе (1959 г.; архитектор Бровкин Н. Ф.);
  • Памятник В. И. Ленину в Волгограде (1960 г.; архитектор Захаров Г. А.).

Надгробные памятники: Евгений Вучетич также является автором целого ряда надгробных памятников на Новодевичьем кладбище в Москве:

  • маршалу Я. Н. Федоренко (1949 г.);
  • генерал-полковнику Т. Т. Хрюкину,
  • писателю Ф. В. Гладкову,
  • живописцу А. М. Герасимову.

Портретный жанр:

  • «Иван Поддубный», этюд. Бронза. (1933 г.),
  • «Партизанка» бронзовая композиция (1937 г.),
  • Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. (1940 г.),
  • Искусствовед М. В. Бабенчиков. Мрамор. 1940 г.,
  • Академик А. Д. Сперанский. Бронза. 1940-е г.,
  • Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Мрамор. 1944 г.,
  • Генерал армии И. Д. Черняховский (Сталинская премия). Бронза. 1945 г.,
  • Генерал-полковник М. Е. Катуков. Бронза. 1946 г.,
  • Генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин (Сталинская премия). Мрамор. 1948 г.,
  • Ф. Э. Дзержинский. Мрамор. 1951 г.,
  • Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Мрамор. 1951 г.,
  • В. Г. Белинский. Гипс. 1951 - 1952 гг.,
  • Дважды Герой Социалистического труда Аля Анаров. Мрамор. 1954 г.,
  • Дважды Герой Социалистического труда Назарали Ниязов. Мрамор. 1954 г.,
  • И. П. Прудник. Сталевар волгоградского завода "Баррикады". Бронза. 1955 г.,
  • Народный художник СССР А.М. Герасимов. Мрамор. 1956 г.,
  • Вице-президент Всемирного Совета Мира доктор Сайфуддин Китчлу. Мрамор. 1956 г.,
  • Медеплавильщик Кабдрахим Курушев. Бронза. 1957 г.,
  • Герой Социалистического труда комбайнер Амангельды Исаков. Мрамор. 1957 г.,
  • Композитор А. К. Жубанов. Мрамор. 1957 г.,
  • Датский художник Херлуф Бидструп. Бронза. 1957 г.,
  • Чеканщик ленинградского завода "Монументскульптура" Ф. И. Катков. Бронза. 1958 г.,
  • Писатель М. А. Шолохов. Мрамор. 1958 г.,
  • Писатель Ф. В. Гладков. Мрамор. 1959 г.,
  • Птичница Клавдия Севастьянова. Бронза. 1960 г.,
  • Дважды Герой Социалистического труда П. Н. Логвин. Мрамор. 1961 г.,
  • Маршал Советского Союза А. М. Василевский,
  • А. А. Гречко,
  • Г. К. Жуков,
  • Р. Я. Малиновский,
  • В. И. Чуйков (Сталинская премия).

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

Но сегодня, если смотришь, например, на Мамаевом кургане на фигуру Родины-матери, взметнувшей ввысь руку с карающим мечом, то видишь небеса и вспоминаешь фильм про святого благоверного князя Александра Невского, сказавшего пророческие слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» Слова о мече карающем не случайны. Это из Евангелия от Матфея: «Взявшие меч, мечом погибнут». Сам скульптор так комментировал свою приверженность образу меча: «Я только трижды обращался к мечу, — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

Берлин. Трептов-парк. Памятник советскому воину-победителю

Историческая последовательность была, конечно, иной. Сперва был воздвигнут Воин-победитель (1946—1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским), Родина-мать возводилась на Мамаевом кургане в 1963—1967 гг. с тем же Белопольским и группой), а мускулистая фигура, перековывающая меч на плуг, оригинал которой установили у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (копия теперь стоит в Москве у того здания Третьяковской галереи, что на Крымском валу), создана в 1957 г. Менее известен факт, что существует и третья, и тоже авторская, копия этой работы — в казахстанском Усть-Каменогорске, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

Е.В. Вучетич. Перекуём мечи на орала

Эта немного необычная (хоть родственная) для русского уха фамилия, Вучетич, получена прославленным скульптором от отца — черногорца, принимавшего участие в Гражданской войне на Белой стороне. Матерью его была Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Евгений Вучетич родился 28 декабря 1908 г. в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине.

Евгений Викторович Вучетич — советский скульптор, народный художник СССР

Евгений Вучетич учился ремеслу ваяния в учебных заведениях разных городов СССР. С 1926-го до 1930-го — в Ростовской художественной школе, в 1931—1933 гг. — в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (который стал с 1932 г. именоваться Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры). И уже в 1937 г. получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже. Похоже, французы оценили прежде всего художественные достоинства произведения, вне политических пристрастий: отмеченная скульптурная группа молодого советского ваятеля называлась «Климент Ворошилов верхом» (1936 г.). Принципиальным моментом является факт, что в 1943—1960 гг. В. Вучетич работал военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Можно сколь угодно критиковать художника за политическую ангажированность, упрекать в том, что он работал, дескать, на «тоталитарную власть», - все это будут лишь лукавые словеса. Фактами остаются высокие образцы искусства, созданные в земном материале, но являющиеся свидетельствами высокого Духа. Нам всем не следует забывать и о том, что официальными «батальными» художниками были и Айвазовский, и Верещагин, и некоторое время Поленов и многие другие. И все они были участниками боевых действий, офицерами-орденоносцами (Айвазовский, мало кто помнит, получил даже адмиральский чин!). Вучетич, безусловно, был явлением своего времени, выразителем возобладавшей тогда в нашем обществе идеологии. Он изваял целую галерею скульптурных портретов вождей — В. И. Ленина (в Пензе, Волгограде, Алма-Ате, на Волго-Донском канале и др.) и И. В. Сталина, а также политических деятелей, крупных советских военачальников (А. М. Василевского в г. Кинешме Ивановской области; И. С. Конева в д. Лодейно Подосиновского района Кировской области; М. Е. Катукова в с. Большое Уварово Коломенского района Московской области; В. И. Чуйкова в с. Серебряные Пруды Московской области; А. А. Новикова в Костроме; Р. Я. Малиновского в Одессе), героев войны (генерала армии Н. Ф. Ватутина в Киеве; генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова в Вязьме; освободителя Орла генерала Л. Н. Гурьтева; рядового Александра Матросова в Великих Луках), героев труда.

Е.В. Вучетич. Памятник Н.Ф. Ватутину в Киеве

Широко известный монумент Е. В. Вучетича (архитектор Г. А. Захаров) Ф. Э. Дзержинскому, установленный в 1958 г., более 30 лет украшал одноименную площадь (ныне — Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве. Памятник «железному Феликсу», вне сомнений, был даже при отсутствии пластических изысков неординарным художественным произведением и «держал» большое пространство площади. В августе 1991 г. на волне ложно понятой демократизации толпа сбросила монумент первому чекисту с пьедестала при помощи строительного крана. Известное дело: легко уничтожать внешние символы и крайне затруднительно победить врага внутри себя. Позже памятник Дзержинскому, как и ряд других московских монументов советской эпохи, перевезли в Парк Искусств «Музеон», находящийся рядом со зданием Центрального дома художников на Крымском валу, где в 1990-е годы открылся единственный России музей скульптуры под открытым небом.

Е.В. Вучетич. Москва. Памятник Ф.Э.Дзержинскому на новом месте

Не остались в стороне от внимания художника и образы деятелей отечественной культуры. В частности, в городе Белинский Пензенской области и в самой Пензе установлены памятники критику В. Г. Белинскому, а на Новодевичьем кладбище в Москве есть выполненные Е. В. Вучетичем надгробья писателю Ф. В. Гладкову и живописцу А. М. Герасимову. Давайте посмотрим на самые главные шедевры Е. Вучетича, остающиеся важными узлами, неотменимой частью нашей национальной памяти.

Берлинский освободитель

В центральной части берлинского Трептов-парка на большом лугу установлен монумент Воину-освободителю, открытый 8 мая 1949 г. Считается, что прообразом памятника является подвиг Николая Масалова, уроженца с. Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, спасшего немецкую девочку во время штурма Берлина. По свидетельству маршала Чуйкова, впоследствии подтвержденному историками, 30 апреля 1945 г. участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Масалов во время боя в нескольких километрах от Рейхстага на улице, примыкавшей к «Ландверканалу», услышал детский крик. Солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку, которую, прикрывая своим телом, под пулями вынес в безопасное место. Некоторые наблюдатели полагают, что монументальный солдат похож на командующего 3-й гвардейской армией, тогда ещё генерала В. Чуйкова, однако достоверно известно и что Е. Вучетич встретился и с Н. Масаловым, а в качестве прототипа бронзового солдата наиболее часто упоминаются имена двух советских бойцов, спортсменов — Ивана Одарченко и Виктора Гуназа. По воспоминаниям И. Одарченко, сначала при позировании у него на руках сидела немецкая девочка, а потом русская — 3-летняя Света, дочка коменданта Берлина генерала Котикова.

Мемориал в Трептов-парке, Берлин

А изначальный посыл был таков. После Потсдамской конференции К. Ворошилов предложил в берлинском Трептов-парке, где похоронены от пяти до семи тысяч советских воинов, павших при штурме Берлина, поставить памятник И. Сталину. Бронзовый генералиссимус должен был держать земной шар. Однако Сталин выбрал другой эскиз Е. Вучетича. Уверяют, что именно Сталин предложил заменить автомат ППШ в руке солдата мечом. По его же идее солдат должен был разрубать мечом фашистскую свастику. А меч, который Вучетич вложил в результате в руку бронзового солдата, является копией двухпудового меча псковского князя Гавриила, вместе с Александром Невским сражавшегося против «псов-рыцарей». «Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» — так официально называется композиция, с учетом высоты холма и цоколя основания имеет общую высоту около 30 метров. Весит 12-метровая фигура 72 тонны, в основании расположен мавзолей. Неподалеку расположена также фигура коленопреклоненного воина. Небезынтересно, что по государственному договору между СССР и ФРГ от 1990 г. немецкая сторона взяла на себя обязательства по уходу и реставрации памятников и других захоронений советских воинов на территории Германии. Финансируется программа правительством ФРГ, а ответственным за организацию работ является сенат Берлина. С 2003 г. по 2004 г. памятник был демонтирован, находился на реставрации в Москве, потом восстановлен на прежнем месте в Берлине.

Родина-мать на Мамаевом кургане и памятник в Калаче

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» был открыт в октябре 1967 г. Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала. Н. С. Хрущев, утверждая проект памятника-ансамбля, потребовал, чтобы скульптура Родины-матери была выше американской статуи Свободы. В итоге Вучетичу пришлось отказаться от первоначального проекта скульптуры — сравнительно невысокой фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руке. В результате высота скульптуры Родина-мать беспрецедентна: 52 метра, а длина меча 33 метра.

Родина-мать венчает огромный холм над площадью Скорби в Волгограде. Курган — насыпной, высотой около 14 метров, в нем захоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине-матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которой расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см — по числу дней Сталинградской битвы. Кроме фигуры Родины-матери у кургана расположен целый комплекс мемориальных скульптурных композиций, а также зал памяти. По окончании грандиозных работ Е. В. Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. ... Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Волгоград. Памятник-ансамбль Мамаев курган

К 50-летию Победы было открыто воинское мемориальное кладбище, на котором были перезахоронены останки защитников Сталинграда, которые до сих пор продолжают находить поисковые отряды. В 2005 г. у мемориального комплекса на Мамаевом кургане появился свой храм — Всех Святых. После 2008 г. на Мамаевом кургане открыт выставочный зал, посвященный сражению на Мамаевом кургане. В 2008 г. мемориальный комплекс Мамаева кургана победил в финале общенародного конкурса «7 чудес России». К сведению: бои именно в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия». Как-то на периферии общественного сознания в силу ряда причин остается грандиозная военная операция, проведенная советскими войсками на завершающем этапе Сталинградской битвы. 23 ноября 1942 г. в районе г. Калач-Советский войска Юго-Западного фронта во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге. В ходе этого окружения прошел беспрецедентный в военной истории танковый рейд по тылам противника. Отдадим должное Вучетичу: событие оказалась в его поле зрения скульптора. И теперь у нас есть памятник. Он уступает в художественном плане шедеврам Е. Вучетича, но мы не заем об условиях (бюджете, ситуации и т.п.) создания монумента. Важно, что памятник есть.

Калач-Советский. Памятник на месте встречи воинов Юго-Западного и Донского фронтов, замкнувших кольцо окружения гитлеровских войск

Памятники в Киеве Вспомним и о двух работах Вучетича на его родине, Украине. Обе установлены в Киеве. И если памятник генералу Ватутину, освободителю Киева от немецко-фашистских захватчиков, создавал сам мастер в 1948 г. (еще до создания своих главных шедевров), то 102-метровую монументальную фигуру женщины, возвышающуюся на днепровских склонах, возводили по сильно видоизмененному проекту Вучетича и уже после его кончины в Москве 12 апреля 1974 г.

Киев. Памятник Родине-матери

Создание киевского монумента было поручено коллективу скульпторов под руководством киевлянина В. Бородая (в соавторстве с Ф. Согояном и В. Винайкиным, а также архитекторами В. Елизаровым, Г. Кислым и Н. Фещенко), значительно изменившему первоначальный вариант монумента. Статуя изготовлена из отдельных стальных блоков-секций, спаянных между собой, каждая из которых весит 25-30 тонн. Общий вес сооружения 450 тонн. В одной руке скульптура держит щит с гербом СССР весом в 13 тонн, в другой — 16-метровый меч весом в 9 тонн. Памятник открыли в 1981 г. ко Дню Победы. Согласно прогнозам специалистов, фигура должна простоять более 150 лет. На открытие приезжал Генсек ЦК КПСС Брежнев, министр обороны Устинов, партийные руководители Москвы и Ленинграда — Гришин и Романов. Принимал их Владимир Щербицкий. Вроде бы Киеву Леонид Ильич подарил выполненное в бронзе повторение известной скульптуры Вучетича «Перекуем мечи на орала», моделью для которой послужил киевский богатырь — олимпийский чемпион по вольной борьбе Борис Гуревич. Как мы понимаем, это четвертая копия этого образа? Но это уже другая история. Мы же нашим словом поминовения этой статьей отдаем скульптору Евгению Вучетичу, в день рождения, дань — как сыну Украины и большой единой Родины, которому был отпущен дар и возможность запечатлеть, прежде всего, силу скорби и величие подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.