Типы психологических показателей в психодиагностике высшей школы. Из истории использования психодиагностики для решения проблем высшей школы. Номотетический и идеографический подходы

6.1. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК РАЗДЕЛ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Индивидуальные различия между людьми, или межиндивидуальная вариативность в выраженности определенных психологических свойств, - наиболее широкое представление о предмете дифференциальной психологии. "Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности" [Психология... - 1990. - С. 136]. К таким особенностям относятся самые разнообразные качества и свойства психики конкретного человека. Психологическое понимание того, что выступает как "свойство", базируется обычно на том или ином теоретическом подходе, а эмпирически наблюдаемые или предполагаемые различия между людьми на теоретическом уровне их анализа описываются с помощью психологических конструктов. Но иногда исследователи оставляют открытым вопрос о теоретическом понимании свойств как психологических отличий, давая им операционалистскую трактовку, что выражается, например, в таком понимании интеллекта: "...интеллект - это то, что измеряют тесты". Описание диагностируемых различий между людьми учитывает как бы двухуровневую представленность психологических свойств: 1) отличия на уровне диагностируемых "признаков", данных в виде тех или иных фиксируемых психологом показателей, и 2) отличия на уровне "латентных переменных", описываемых уже не показателями, а психологическими конструктами, т. е. на уровне предполагаемых скрытых и более глубинных оснований, определяющих различия в признаках.

Дифференциальная психология, в отличие от общей психологии, не ставит задачей поиск общих закономерностей функционирования тех или иных сфер психической реальности. Но она использует общепсихологические знания в теоретических реконструкциях диагностируемых свойств и в методических подходах, позволяющих обосновывать взаимосвязи в переходах между указанными двумя уровнями их представленности. Задачей дифференциальной психологии можно назвать выявление (качественную идентификацию) и измерение отличий в познавательной или личностной сфере, характеризующих индивидуальные особенности людей. В



связи с этим возникают вопросы: 1) что диагностируется, т.е. к диагностике каких психологических свойств имеет отношение конкретная психодиагностическая методика? 2) каким образом осуществляется диагностика, т. е. как решается задача сопоставления эмпирически выявляемых показателей ("признаков") и предполагаемого скрытого глубинного основания отличий? В контексте постановки психологического диагноза возникает обычно и третий вопрос: каковы схемы размышлений психолога, на основании которых он переходит от выявления отдельных свойств к целостному описанию психологических "симптомокомплексов" или "индивидуальных профилей"?

Различают теоретические и практические области разработки проблем психодиагностики. Теоретическая работа здесь направлена на обоснование психодиагностических методов как способов выявления межиндивидуальных различий или описания интраиндивидуальных структур и их объяснение в рамках психологических понятий (или психологических конструктов). Обоснование взаимосвязей между эмпирически фиксируемыми переменными (т. е. полученными путем наблюдения, опроса, использования самоотчетов и т.д.) и латентными переменными, т. е. предполагаемыми глубинными основаниями различий в структурах или выраженности психических свойств, включает обращение как к психологическим теориям, так и к статистическим моделям. В этих моделях "признаки" выступают в качестве выборочных значений переменной, а предполагаемая статистическая модель отражает характер распределения признаков (нормальное распределение или какое-то иное).

При разработке психодиагностической методики понятие выборки имеет другой, не статистический смысл. Оно подразумевает, что исследователем была выбрана группа людей, показатели которых легли в основу построения измерительной шкалы; другое название этой группы - нормативная выборка. Обычно указывается возраст людей, пол, образовательный ценз и прочие внешние характеристики, по которым одна выборка может отличаться от другой.

Преимущественно качественное или количественное описание выявляемых индивидуальных различий означает разную степень ориентировки психологов на один из двух источников при разработке психодиагностических процедур. Первый источник - это обоснование путей постановки психологического диагноза с использованием клинического метода (в психиатрии, в медицинской детской психологии). Для него характерны: 1) использование представлений об эмпирически выявляемом свойстве как внешнем "симптоме", требующем вскрытия стоящей за ним "причины"; 2) анализ взаимосвязей между различными симптомами, т.е. поиск симпто-мокомплексов, охватывающих разные структуры латентных переменных; 3) использование теоретических моделей, объясняющих типологические различия между группами людей, т. е. эмпирически выявленные типы связей между психическими особенностями (будь то особенности интеллектуального развития или личностной сферы), а также постулирующих закономерности развития исследуемой психологической реальности.

Второй источник - психометрика, или психологическое шкалирование (психологическое измерение). Это направление развивалось как в недрах экспериментальной психологии, так и в ходе развития современных статистических процедур при обосновании психодиагностических методов как измерительных инструментов. Психологическое измерение как область психологических исследований имеет и самостоятельную цель - построение и обоснование метрики психологических шкал, посредством которых могут быть упорядочены "психологические объекты". Распределения некоторых психических свойств в рамках той или иной выборки людей - один из примеров таких "объектов". Специфика, которую приобрели измерительные процедуры в рамках решения психодиагностических задач, может быть кратко сведена к попытке выражения свойств одного субъекта через их соотнесение со свойствами других людей. Итак, особенности использования психометрики в такой области, как психодиагностика, - это построение измерительных шкал на основе сравнения людей между собой; указание точки на такой шкале - это фиксация позиции одного субъекта по отношению к другим в соответствии с количественной выраженностью психологического свойства.

Практические задачи психодиагностики могут быть представлены как задачи обследования отдельного человека или групп людей. Соответственно цели таких обследований как психодиагностической практики тесно связаны с более широким пониманием задач психологического тестирования.

В зависимости от целей диагностической работы судьба поставленного психологом диагноза может быть различной. Этот диагноз может быть передан другому специалисту (например, педагогу, врачу и др.), который сам принимает решение об его использовании в своей работе. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым. Вместе с тем на основе проведенного обследования сам психодиагност может строить кор-рекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым (именно так обычно работает практический психолог, сочетающий разные виды психологической деятельности).

Контрольные вопросы и задания

1. Чем отличается дифференциальная психология от общей?

2. Укажите два разных способа задания понятия "психологическое свойство".

3. На какие вопросы необходимо дать ответ при постановке психологического диагноза?

4. Перечислите характеристики, существенные для описания психологической выборки.

5. Что такое психометрика?

ТЕМА 7. Психодиагностика в высшей школе

Цель: сформировать знания о функциях и методиках психодиагностики в высшей школе.

Ключевые слова: психодиагностика, диагностированиетест, опросники, малоформализованные методики, формализованные методики, проективная техника.

Вопросы:

1. Основные функции психодиагностики в системе современного высшего образования.

2. Классификация психодиагностических методик.

1. Термин «психодиагностика» впервые использовал швейцарский психолог и психиатр Герман Роршах (1984-1922). Он в 1921 году выпустил книгу «Психодиагностика».

Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза. Диагноз (с греч.) – распознание. Диагностика понимается как распознание чего-либо: болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе технического устройства.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности человека и групп. Предназначена для сбора информации об особенностях человеческой психики, поведения и межличностных отношений.

Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую компетентность педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства.

Диагностика позволяет систематизировать и наглядно оформить наши представления о студентах, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого студента. Анализ результатов диагностики позволяет педагогу подобрать эффективные способы организации студенческого коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса. Процесс изучения личности можно организовать по-разному. В идеале для каждой программы необходимо создавать комплекс диагностических методик, отвечающих целевым установкам образовательной программы.

Диагностика выполняет следующие функции:

Анализирует процесс и результаты развития обучающихся;

Анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности;

Анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, глубину и силу нравственных убеждений, сформированность поведения)

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции :

психотерапевтическую: различные диагностические технологии, которые способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;

коррекционную : цель многих методик - исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

развивающую : в ходе выполнения заданий студент получает возможность творческого самовыражения и личностной активности.

Основные принципы диагностирования:

1. Принцип систематичности.

Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса - от начального восприятия знаний до их практического применения.

2. Принцип объективности.

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д.), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся.

3. Принцип наглядности.

Принцип означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ.

Диагностика включает в себя три этапа:

I этап – организационный /подготовительный/ - определяются цели, объекты, направления (например, объектом может стать определенная студенческая группа, а направление - качество обучения).

II этап – практический (диагностический) - выбор инструментария

III этап – аналитический – обработка и систематизация информации. Информацию лучше накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.

В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько студент продвинулся в овладении каждым из компонентов учебно-познавательной деятельности с начала учебного года.

Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся. По аналогии с тремя основными функциями образовательного процесса выделяются следующие основные сферы диагностики: воспитание, образование и обучение:

а) В сфере воспитания - выявление и измерение состава и структуры жизненных установок личности, мера овладение личностью культурным потенциалом человечества.

б) В сфере образования - определение меры развития личности и овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире и о способах деятельности, т.е. знаний в широком смысле этого слова. Сюда, в основном, можно отнести знания теоретические и методологические.

в) В сфере обучения - определение уровня овладения преимущественно конкретных знаний, умений и навыков, приобретаемых в отдельных образовательных учреждениях. Из этого вытекает, что обучение более специфично, чем образование. Еще более специфично профессиональное обучение.

Для будущих преподавателей вуза изучение психодиагностики как учебного предмета представляется особо важным. Будущему преподавателю необходимы знания о теоретических, прикладных и инструментальных аспектах психодиагностики как научной и практической области психологических знаний, а также актуальных проблемах, задачах и перспективах развития современной психодиагностики, понимания роли и функций психодиагностики в профессиональной педагогической деятельности.

Развитие информационных технологий, в развитых странах привело к разработке и широкому использованию компьютерных психодиагностических методик. Компьютерная психодиагностика позволяет быстро получить диагностические результаты; повысить их точность, благодаря отсутствию ошибок при ручной обработке; стандартизировать обследования; иметь оперативный доступ к информации и автоматизировать статистический анализ групповых данных. В целом, это приводит к увеличению объема, повышению качества и снижению стоимости обследований.



Компьютерная психодиагностика сегодня - неотъемлемая часть современного организованного учебного процесса в вузах.

2.Классификация диагностических методик служит целям упорядо­чения информации о них, нахождению оснований для их взаимосвязи и тем самым способствует углублению специальных знаний в области психологической диагностики.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы:

1) формализованные методики;

2) методики малоформализованные.

К формализованным методикам относятся:

♦ опросники;

♦ методики проективной техники;

♦ психофизиологические методики. Для них характерны: определенная регламентация; объективизация процедуры обследования или испытания (точ­ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ­явления стимульного материала, невмешательство исследовате­ля в деятельность испытуемого и др.); стандартизация (т. е. установление единообразия проведения об­работки и представления результатов диагностических экспери­ментов); надежность; валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

К малоформализованным методикам следует отнести:

♦ наблюдение;

♦ беседу;

♦ анализ продуктов деятельности.

Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особен­но когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло­хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких ме­сяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только наличие высокого уровня культуры проведения психологических на­блюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Малоформализованные диагностические методики не следует про­тивопоставлять формализованным методикам. Как правило, они вза­имно дополняют друг друга. В полноценном диагностическом обсле­довании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. Так, сбору данных с помощью тестов должен предшествовать период ознакомления с обследуемыми (например, с их биографическими дан­ными, их склонностями, мотивацией деятельности и т. д.). С этой це­лью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК РАЗДЕЛ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИПсихология как наука:
общая
дифференциальной
При психодиагностике нужно ответить на следующие вопросы:
Что диагностируется?
Каким образом осущ-ся диагностика(как от измерений
перейти к результатам)?
Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии относится к
дифференциальной психологии
Она изучает индивидуальные различия между людьми и вариативность их
психологических свойств

МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И ВЫСОКОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Малоформализованные:
беседы, наблюдения
анализ продуктов деятельности
опрос
Высокоформализованные:
анкеты
опросники

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Главный инструмент психодиагностики- ТЕСТ
Под тестом в узком смысле понимают стандартизированные
психологические испытания
Тесты:
индивид и групповые
письменные и устные
бланковые, переметные
аппаратурные, компьютерные
вербальные и невербальные

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

В практике высшей школы применение психологического
тестирования отвечает следующим целям:
улучшения качества образования
способствования умственному и личностному развитию
студентов
разработки психологических критериев роста
профессионализма преподавателей, использования
психологических методов на стадиях отбора абитуриентов
или контроля успешности обучения и т.д.

ИСТОРИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Общественное мнение и отношение общества
сильно повлияли на использование
психодиагностических средств «компенсаторные
обучающие программы» США и западная Европа
В 20-е годы в России психодиагностика начала
применяться при приеме в высшую школу

ПРОБЛЕМЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Ограниченность тестов в изучении потенциальных
возможностей умственного развития
Традиционные тесты не позволяли строить
коррекционно-развивающую работу
Содержание основывалось на опыте и интуиции авторов теста, а не на
научных представлениях об умственном развитии и роли в нем
обучения.

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

Психодиагностика как психологический метод
используется для сравнения индивидуальных свойств
Валидность- это комплекс показателей, отражающих
разные аспекты оценки ее соответствия (или адекватности)
той психологической реальности или тем психологическим
конструктам, измерение которых предполагается

КОЭФФИЦИЕНТЫ ИЗМЕРЕНИЙ

Аспекты валидности:
теоретическая- проверка самого инструмента измерения
прагматическая- проверка методики с точки зрения ее практической
значимости, эффективности, полезности
Коэффициент валидности:
низкий порядка 0,20-0,30
средний - 0,30 - 0,50
высокий - выше 0,60
Надежность

ШКАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЯХ

Психологические свойства могут быть измерены в следующих
шкалах:
НАИМЕНОВАНИЙ, где разные психологические показатели
могут быть приписаны к разным классам
ПОРЯДКА, или ранговая шкала; с ее помощью определяют
порядок следования элементов друг за другом, но неизвестным
остается деление на шкале
шкала ИНТЕРВАЛОВ (например, коэффициент интеллекта - IQ),
на основе использования которой можно не только установить, у
какого субъекта то или иное свойство более выражено, но и на
сколько единиц оно более выражено
шкала ОТНОШЕНИЙ, с помощью которой можно указать, во
сколько раз один измеряемый показатель больше или меньше
другого.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Типы психологических показателей
Тесты интеллекта
Тесты способностей
Тесты достижений
Проблема умственного развития в связи с успешностью
адаптации в высшей школе
Личностные тесты
Проективные техники

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ И ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

Номотетический
измеряется индивидуальная выраженность всех тех параметров, сквозь призму
которых исследователь рассматривает каждого испытуемого
Идеографический
выявляются, в первую очередь, именно те свойства, которые присущи только
конкретному лицу, чаще всего исп-ся в рез-те интервью, бесед

ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

L - life record (факты жизни)
Т - test (проба, испытание)
Q - questionnaire(опросник)
Классификация Р. Кеттелла.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА

Под ИНТЕЛЛЕКТОМ понимают:
широкий контекст познавательных процессов и умений (в том числе
особенности памяти, скоростные и динамические свойства при решении задач и
т.д.)
операционализацию диагностируемой психологической реальности в способах
ее измерения.
Первоначально тесты использовали отбор детей, не справляющихся
с
общеобразовательной программой
Впоследствии для измерения индивидуально-психологических особенностей
нормальных детей с целью ранжирования и классификации их по изучаемым признакам

IQ ТЕСТЫ

Этот коэффициент вычислялся на основе диагностического
обследования путем деления так называемого "умственного возраста"
(по числу выполненных заданий теста) на хронологический, или
паспортный, возраст и умножения полученного частного на 100.
Величина выше 100 говорила о том, что
испытуемый решал задания, предназначенные для более старшего
возраста
Границы IQ от 84 до 116

ШТУР АСТУР ТЕСТЫ

Адаптированные для России тесты
ШТУР- для 7-9 классов
АСТУР- для абитуриентов и старшеклассников
Все задания теста составлены на материале школьных
программ и учебников

ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ

Тесты способностей классифицируются:
по видам психических функций - сенсорные, моторные тесты
по видам деятельности - технические и профессионализированные
тесты, т.е.
соответствующие той или иной профессии (конторские, артистические и
т.д.)
Тесты профессиональный способностей:
ДАТ батарея тестов дифференциальных способностей
ГАТБ батарея тестов общих способностей

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ

С их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным
определенными рамками учебным материалом
Тест может использоваться в высшей школе для:
оценки эффективности профессионального обучения, сравнения разных
методов и учебных программ путем
сопоставления достижений групп, обучающихся разными способами.
выявления пробелов в знаниях у начинающих профессионалов и их
своевременного доучивания
Объективность, простота применения, краткость процедуры делают их пригодными для
аттестации работников на разряд, для оценки квалификации.
Однако работа по созданию таких тестов не проста, она требует специальных знаний и квалификации.

ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В СВЯЗИ С УСПЕШНОСТЬЮ АДАПТАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Т.к. обучение привязано к возрасту, то в будущем человек,
который проявляет незаурядные способности для своего
возраста будет вознагражден, что не до конца справедливо
Система вознаграждает раннее развитие, которое может
быть, а может и не быть предвестником проявления
способностей в будущем

ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ

Предметом диагностики становятся особенности
мотивации, личностных черт, самоотношения,
саморегуляции и т.д.
шестнадцатифакторный опросник Р. Кеттелла, или 16-PF
ряд опросников Г. Ай-зенка
опросник А. Эдвардса

ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

Характерная черта всех методик этого типа неопределенность, неоднозначность стимульного
материала (например, рисунков), который испытуемый
должен интерпретировать, завершать, дополнять и т.д.
В целом методики данного класса успешно используются
в клинико-консультационной работе

АНКЕТЫ И ОПРОСНИКИ

Задания представлены в виде вопросов или утверждений
Опросники могут применяться для исследования черт
личности, ее интересов, предпочтений, отношений к
окружающим и самоотношения, самооценки, мотивации и т.д.
Любые тесты, диагностирующие личностные особенности, применимы только в
своей культуре

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

В дифференциальной психофизиологии изучаются особенности
основных свойств нервной системы и их проявлений.
Психофизиологические методики отличаются от других тем, что они
лишены оценочного подхода к человеку
Имеющиеся в настоящее время бланковые методики диагностики
психофизиологических особенностей направлены на измерение
наиболее изученных на данный момент таких свойств нервной системы,
как сила-слабость, лабильность-инертность

ПСИХОДИАГНОСТИКА В КОНТЕКСТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРУПП СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Наряду с объективными составляющими учебной ситуации и внешне
заданными критериями успешности учебной и преподавательской
работы можно выделять такие субъективные составляющие, как:
удовлетворенность процессом и результатами своей деятельности
межличностное взаимопонимание
умение контролировать свое общение с другими людьми
сложившиеся мотивационные структуры
готовность к личностному росту

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ТЕСТИРОВАНИЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВ СПОСОБНОСТЕЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ТЕСТОВ

Для студентов колледжей была выявлена обратная связь
между показателями тревожности и достижениями в
интеллектуальных тестах
Также для различных групп студентов различаются
результаты тестов в зависимости от поведения
экспериментатора

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Новые возможности предопределили сдвиг установок в пользу широкого
применения психологических тестов, но одновременно привели к
возникновению иллюзий, что психолог уже не нужен, а преподаватель или
студент сам может быть себе и психодиагностом.
Плюсы
формализации методов,
большая точности обработки данных,
освобождении преподавателя или психолога от рутинных операций
Минусы
нельзя сделать выводы о доверии результатам, без личностной включенности
человека
программа не может заменить психолога с опытом проведения тестов
нельзя увидеть причинно- следственные связи в ответах

Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности - Смирнов С.Д. - 2005.

В книге освещены основные разделы курса «Педагогика и психология высшего образования», который читается во многих вузах. Дается краткий очерк истории и современного состояния высшей школы в России, анализируются тенденции развития высшего образования за рубежом. В систематической форме излагаются психолого-педагогические проблемы обучения в высшей школе. Наиболее развернуто представлены такие разделы, как психология деятельности, психология личности, психодиагностика в высшей школе, развитие творческого мышления в обучении, активные методы обучения, технические средства обучения, специфика профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть интересно и полезно аспирантам, преподавателям высших учебных заведений, слушателям факультетов повышения квалификации, педагогам.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Основные задачи курса «Педагогика и психология высшего образования»
О предмете педагогики
Предмет педагогики высшего образования и структура учебного пособия
О предмете психологии высшего образования
Глава 1. Краткая история и современное состояние высшего образования в России
1.1. Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России (XVII - начало XX в.)
1.1.1. Первые высшие учебные заведения в России
1.1.2. Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России в XVIII - XIX вв
1.2. Система высшего образования в советский период
1.2.1. Особенности развития высшего образования в России и СССР между Первой и Второй мировыми войнами
1.2.2. Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны
1.3. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы
1.3.1. Высшая школа индустриально развитых стран после Второй мировой войны
1.3.2. Болонская декларация и Болонский процесс
1.3.3. Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации
1.3.4. Проблема непрерывного образования
Глава 2. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе
2.1. Общие понятия о деятельности
2.1.1. Деятельность как философская категория
2.1.2. Психологическая структура деятельности и «деятельностная» трактовка психики
2.1.3. Составляющие сознания
2.2. Деятельность и познавательные процессы. Познание как деятельность
2.2.1. Функциональная структура познавательных процессов и понятие «образ мира»
2.2.2. Учение как деятельность
2.3. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий как пример последовательного воплощения деятельностного подхода к обучению
2.3.1. Общие положения
2.3.2. Этапы формирования умственных действий и понятий
2.3.3. Типы ориентировочной основы действия или типы учения
2.3.4. Возможности и ограничения использования метода планомерного формирования умственных действий и понятий в высшей школе
Глава 3. Психология личности и проблема воспитания в высшей школе
3.1. Что такое личность?
3.1.1. Вводные замечания
3.1.2. Личность как психологическая категория
3.1.3. Личность и деятельность
3.1.4. Личность, индивид, индивидуальность
3.2. Строение личности
3.2.1. Вводные замечания
3.2.2. Потребности и мотивы
3.2.3. Эмоциональная сфера личности
3.2.4. Воля
3.2.5. Темперамент
3.2.6. Характер
3.2.7. Способности
3.3. Развитие личности
3.3.1. Вводные замечания
3.3.2. Движущие силы, условия и механизмы развития личности
3.4. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе
Глава 4. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
4.1. Вводные замечания
4.2. Критерии творческого мышления. Творчество и интеллект 164
4.3. Методы стимуляции творческой деятельности и понятие творческой личности
4.4. Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания
Глава 5. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе
5.1. Цели и содержание обучения
5.1.1. Теоретический анализ понятий «научение», «обучение», «образование»
5.1.2. Цели обучения и принципы построения содержания обучения в высшей школе
5.2. Организационные формы обучения в вузе
5.3. Классификация методов обучения и воспитания
5.4. Активные методы обучения
5.5. Технические средства и компьютерные системы обучения
5.5.1. Общие положения
5.5.2. Технические средства предъявления информации (ТСПИ)
5.5.3. Технические средства контроля
5.5.4. Технические средства управления обучением (ТСУО)
5.5.5. Вспомогательные компьютерные учебные средства
5.5.6. Интернет в обучении. Средства дистанционного обучения
5.5.7. Некоторые практические советы преподавателю по использованию технических средств в учебном процессе
Глава 6. Психодиагностика в высшей школе
6.1. Психодиагностика как раздел дифференциальной психологии
6.2. Малоформализованные и высокоформализованные психодиагностические методики
6.3. Психодиагностика как психологическое тестирование
6.4. Из истории использования психодиагностики для решения проблем высшей школы
6.5. Психодиагностика как специальный психологический метод
6.6. Корреляционный подход как основа психодиагностических измерений
6.7. Классификация психодиагностических методов
6.7.1. Номотетический и идеографический подходы
6.7.2. Типы психологических показателей
6.7.3. Тесты интеллекта
6.7.4. Тесты способностей
6.7.5. Тесты достижений
6.7.6. Проблема умственного развития в связи с успешностью адаптации в высшей школе
6.7.7. Личностные тесты
6.7.8. Проективные техники
6.7.9. Анкеты и опросники
6.7.10. Психофизиологические методы
6.8. Психодиагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей в высшей школе
6.9. Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов
6.10. Компьютеризация психодиагностических методик
Глава 7. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза и проблема педагогического мастерства
7.1. Вводные замечания
7.2. Анализ профессиональной деятельности преподавателя вуза
7.3. Структура педагогических способностей
7.4. Установки преподавателя и стили педагогического общения
7.5. Психологическая служба вуза
Глава 8. Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе
Заключение
Библиография

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности - Смирнов С.Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать zip
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Основными функциями психодиагностики в системе современного высшего образования являются осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения, оценка качества самого образования. Все большее распространение получает применение психодиагностических методик для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения. В психологическом словаре дается следующее определение психодиагностики: «Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза. В последние десятилетия отмечается гуманизация работ по психодиагностике (как исследовательских, так и практических). Теперь главной целью психодиагностики признается обеспечение полноценного психического и личностного развития. Разумеется, психодиагностика делает это доступными ей способами, т. е. стремится разрабатывать такие методы, которые позволяли бы оказывать помощь в развитии личности, в преодолении возникающих трудностей и т. д. Главной целью психодиагностики становится создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и т.д.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК. МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ (НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНТЕРВЬЮ, БЕСЕДА), ИХ НАЗНАЧЕНИЕ.

Метод наблюдения- старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. наблюдение как метод включает: цель наблюдений и схему наблюдений. Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, - получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком.

Беседа - это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Беседа как метод психодиагностики имеет некоторые различия по форме и характеру организации. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью.


Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает: - свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); - стандартизованное (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика); - частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). В зависимости от целевого назначения интервью разделяют на диагностические и клинические. Диагностическое интервью - это метод получения информации общего содержания и направлен на зондирование различных аспектов поведения, свойств личности, характера, а также жизни вообще: выяснение интересов и склонностей, отношения к родителям, братьям и сестрам и т. д.

И последняя группа представляет собой анализ продуктов деятельности. Среди них могут быть разнообразные изделия, орудия труда, художественные произведения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газеты, журналы и т. д. Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент-анализ (анализ содержания), предусматривающий выделение специальных единиц содержания и подсчет частоты их употребления.

ВЫСОКОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ (ТЕСТЫ, АНКЕТЫ, ОПРОСНИКИ,