Стандартизированный метод исследования личности смил. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности смил (модифицированный тест mmpi) Вводные замечания. Thoughts on “пример платной консультации по расшифровке тестов. помогите разобрать зн

В классическом виде MMPI используется 13 шкал: 3 контрольных и 10 клинических.

Контрольные шкалы предназначены для выявления установок испыту­емых по отношению к обследованию. В MMPI имеются следующие шкалы:

♦ шкала лжи (L);

♦ шкала достоверности (F);

♦ шкала коррекции (К).

Шкала лжи (L). Предназначена для оценки искренности испытуемо­го. Высокие значения по этой шкале получают люди, стремящиеся про­извести благоприятное впечатление и потому склоняющиеся в своих от­ветах в сторону социальной желательности.

Шкала достоверности (F). Составлена для выявления недостовер­ных результатов, связанных со стремлением подчеркнуть тяжесть свое­го состояния, многочисленность конфликтов, а также для выявления тех­нических ошибок, совершаемых испытуемым или экспериментатором.

Шкала коррекции (К). Введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью при обследова­нии. Лица, имеющие высокие оценки по этой шкале, плохо понимают внут­ренние мотивы своего поведения, не осознают негативные и тревожные сигналы и поэтому отрицают, что они испытывают какие-либо трудности, что жизнь не устроена, что они озабочены своим состоянием и т. п.

Если шкала L измеряет сознательную или неосознанную установку испытуемого на сокрытие своих недостатков, то шкала К является пока­зателем неосознанного контроля своего поведения, неосознанной иден­тификации себя с социально желательным образом вследствие высо­кой конформности. Шкала К используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

К базисным шкалам MMPI относятся следующие: ипохондрии, депрес­сии, истерии, психопатии, женственности-мужественности, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании, социальной интроверсии. Кроме названий, шкалам присвоены числовые номера и буквенные ин­дексы.

1 . Шкала ипохондрии (Hs). Измеряет «близость» испытуемого к астено-невротическому типу личности. Для лиц этого типа забота о здо­ровье приобретает сверхценный характер, доминирует в системе лич­ностных ценностей, снижает уровень активности, обедняет интересы, отрывает от общественной жизни.



2. Шкала депрессии (D). Предназначена для измерения степени «близости» к гипотимическому типу личности. Высокие оценки по этой шкале свойственны чувствительным, сензитивным лицам, склонным к тревогам, робким, застенчивым, неудовлетворенным собой и своими возможностями.

3. Шкала истерии (Ну). Создана для выявления лиц, склонных к не­вротическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы физического заболевания как средство разрешения затруд­нительных ситуаций или как способ избежать полной ответственности. Главной особенностью лиц истероидного (или демонстративного) типа является стремление казаться интереснее, значительнее, чем это есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало («жажда признания»).

4. Шкала психопатии (Pd). Выявляет сходство испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Высокие оценки по этой шка­ле свидетельствуют о социальной дезадаптации в широком смысле это­го слова.

Стабильно высокие показатели по данной шкале - признак хрониче­ской дезадаптации, которая стала свойством личности. Высокие оценки характерны для лиц несдержанных, агрессивных, конфликтных, пренеб­регающих социальными нормами, этическими ценностями и обычаями окружающих людей. Настроение у них обычно неустойчивое, они обид­чивы, возбудимы и чувствительны, при малейшей обиде легко теряют контроль над своим поведением и эмоциями, легко раздражаются, злят­ся, становятся саркастичными, циничными. Во всем их поведении доми­нируют агрессивные реакции, направленные против кого-либо или чего-либо в окружении.

5. Шкала мужественности-женственности (Mf). Это единственная шкала, где оценка мужчин и женщин производится в противоположных направлениях. Связано это с тем, что данная шкала измеряет степень идентификации испытуемого с ролью мужчины или женщины, предпи­сываемой культурой и обществом. Причем для мужчин оценивается «близость» к женскому типу личности, а для женщин - к мужскому.

Мужчины с высокими оценками по шкале чувствительны, мягки, склон­ны к волнениям, уделяют много внимания самоанализу и внутренним переживаниям. Их интересы широки, разнообразны и утонченны, у них богатое воображение, тяга к фантазированию и эстетическим занятиям. Мужчины этой группы хорошо ладят с людьми, способны тонко чувство­вать оттенки межличностных отношений, правильно учитывают их в сво­ем поведении, умеют эффективно излагать свои мысли, поэтому легко склоняют людей к своей точке зрения.

Женщины с высокими оценками по шкале решительны, смелы, склон­ны к риску и приключениям, обладают трезвым складом ума, несенти­ментальны, с некоторой резкостью, недостаточной женственностью в манерах и позах. В решении проблем прибегают к силе, а тонкостями и оттенками пренебрегают.

6. Шкала паранойяльности (Ра). Измеряет степень «близости» ис­пытуемого к паранойяльному типу личности. Самой характерной чертой лиц этого типа является склонность к формированию так называемых сверхценных идей. Эти идеи постепенно овладевают их сознанием и ока­зывают определяющее влияние на все их поведение. Основными черта­ми психики людей с паранойяльным характером является большой эго­изм, самодовольство и чрезмерное самомнение. Это люди крайне узкие, односторонние во всех своих проявлениях: вся окружающая действи­тельность имеет для них интерес, лишь поскольку она касается их лич­ности, а что не касается их лично, не затрагивает их «Я», кажется им ма­лоинтересным, не заслуживающим внимания.

7. Шкала психастении (Pt). Предназначена для диагностики лиц с тревожно-мнительным типом личности. Характерными чертами лиц тревожно-мнительного типа являются: хроническое чувство тревоги, бо­язливость, крайняя нерешительность и склонность к сомнениям. Эти лица чрезвычайно чувствительны и ранимы, притом не только тем, что происходит сейчас и здесь, но еще больше тем, что только может слу­читься. Возможные неудачи и опасности, существующие подчас толь­ко в их воображении, пугают больше, чем происходящие в действи­тельности. Повышенная тревожность обычно сочетается с полным неверием в свои силы и возможности, с боязнью, что в нужный мо­мент не хватит сил для того, чтобы справиться с жизненными трудно­стями.

8. Шкала шизоидности (Sc). Предназначена для диагностики ши­зоидного (или аутистического) типа личности. Наиболее характерными особенностями лиц этого типа являются: отсутствие единства и согласо­ванности психической деятельности, причудливость и парадоксальность мышления, эмоций и поведения. Они способны тонко чувствовать и эмо­ционально реагировать на воображаемые, абстрактные образы. Ради идеи, ради торжества отвлеченных общечеловеческих концепций они готовы пожертвовать всем, даже жизнью, но обычные повседневные ра­дости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Внимание их избирательно направлено только на интересующие их проблемы, по отношению же ко всем остальным проблемам они проявляют полней­шее безразличие и неосведомленность.

9. Шкала гипомании (Ма). Предназначена для измерения степени «близости» испытуемого к гипертимному типу личности. Для лиц с высо­кими оценками по шкале гипомании характерно приподнятое настрое­ние независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, тяготятся однообразием и своими обязанностями, охотно контактируют с людь­ми, у них потребность в «слиянии с миром». Их тянет ко всему яркому, броскому. Они кокетливы, любят яркие наряды, обычно хорошие танцо­ры, спортсмены, хотя здесь их интересует не результат, а сам процесс. У них широкие жесты, богатая мимика, хорошая координация.

10. Шкала социальной интроверсии (Si). Измеряет степень бли­зости испытуемого к интровертированному типу личности. Высокие оценки по этой шкале бывают у лиц, которым не хватает равновесия и уверенности в человеческих отношениях. В обществе они легко сму­щаются, испытывают скованность, нервничают, быстро теряют душев­ное равновесие. Возможно, по этой причине они держатся холодно и отчужденно. Однако они не акцентируют своей отчужденности, просто стараются соблюдать дистанцию, держатся в стороне, ничему не про­тивясь, уважают права других и не навязывают другим своих собствен­ных взглядов.

При обследовании MMPI первичные («сырые») баллы по каждой шка­ле, переведенные в стандартные Т-оценки, сопоставляются с нормами со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Диапазон раз­броса в границах нормы - от 30 до 70.

Кроме основных шкал и шкал достоверности, имеется целый ряд дополнительных шкал (всего их около 400), созданных на базе тех же 550 утверждений. Они позволяют судить о некоторых факторах, имеющих самое различное значение при оценке характерологических особенностей. Например:

11. «Отношение к другим». При повышении показателей по этой шкале мнение окружающих становится все более значимым по сравнению с собственной пози­цией. В базовом профиле эти качества отражаются повышением 2-й и 7-й шкал.

77. «Враждебность» . Повышение по этой шкале встречается у лиц со склонно­стью. К агрессивным поступкам и высказываниям, а также при отклонениях от психической нормы (психопатии возбудимого и эксплозивного круга, органичес­кие поражения ЦНС, алкоголизм, шизоаффективные расстройства, гневливая мания). Сопутствует профилю с высокой 6-й шкалой в сочетании с 8-й или 4-й.

Интерпретация результатов проводится с учетом следующих правил.

Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность отдельных шкал; высокий или низкий балл по любой шкале имеет разное толкование в зависимости от оценок по другим шкалам.

Наибольшее значение имеет отношение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля, а также к уровню соседних шкал.

Поскольку профиль характеризует как особенности личности, так и ак­туальное психическое состояние испытуемого, результаты не могут рас­сматриваться как стабильные - они динамичны.

Чем выше отклонение от нормы, тем вероятнее проявление свойств личности, а не психических состояний.

Следует избегать буквальной интерпретации шкал, так как опросник измеряет не проявление психического заболевания, а степень сходства личностных особенностей испытуемого с типом личности, носителем которого является группа, по которой валидизировалась соответству­ющая шкала. Так, повышение по шкале 6 свидетельствует не о проявле­ниях паранойи, а о таких личностных чертах, как крайняя обидчивость и подозрительность.

Типичные профили: 1. линейный - рез-ты расположены 40 – 60Т; 2. утопленный – большинство шкал на уровне 30-40Т, чаще этот рез-т установочной реакции → д.б. высокие L и K; 3. пограничный – наивысшая точка доходит до 70 – 73Т, а остальные ниже 54; 4. широкоразбросанный – подъем заметно выражен по 1-2 шкалам; 5. пикообразный – на ряду с большинством школ (примерно одинаковых) 1-3 заметно отличаются. В зависимости от количества пиков профиль получает название однофазный, двуфазный; 6. высокообразный – тот же пикообразный, только пик выше нормы; 7. плавающий – многие шкалы значительно повышены, F для него между 60 -92 Т, каждая из 1, 2, 3 шкал 80Т и выше, 78-85Т и выше – такой профиль отражает значительно тяжелые состояния.

При рассмотрении профиля очень важен наклон профиля : * невротический (подъем на 1-3 шкалах (невротическая триада) преобладает над правим краем профиля); * психотический (позитивный) – сочетание 4, 6, 8 и 9 шкал называется психотической тетрадой; при таком наклоне подъем по этим шкалам; * зубчатый пик – много пиков; * выпуклый – повышен в центре и пологий спуск по краям; * углубленный – наоборот поднят на крайних шкалах с понижением в центральных.

Опросник СМИЛ. Женский вариант (Ж.В.)

Инструкция Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искрене, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой - "Какой я на самом деле?". Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества.

Если Ваш ответ - "верно", то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим ОПРОСНИКУ НОМЕРОМ. Если Ваш ответ - "неверно" то поставьте крестик под соответствующим номером. Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями (например, "У меня никогда не было припадков с судорогами": если не было", то Ваш ответ - "верно". и. Наоборот, если это с Вами было, то ответ неверно).

Некоторые утверждения в опроснике требуют от Вас - Обведите номер данного утверждения "кружочком". В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению следует в регистрационном листе обвести кружочком (это те утверждения, которые в процессе стандартизации оказались балластными и не включаются в общий автоматизированный обсчет). Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то. что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов. Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.

1. Я люблю читать научно-техническую литературу 2. У меня хороший аппетит 3. По утрам я обычно встаю свежей и отдохнувшей 4. Думаю,что мне понравилась бы работа библиотекаря 5. Малейший шум меня будит 6. Я люблю читать в газетах заметки о преступлениях 7. Мои руки и ноги обычно достаточно теплые 8. Моя повседневная жизнь полна событий,интересующих меня 9. Моя работоспособность не хуже, чем была раньше 10. Я часто ощущаю "комок" в горле 11. Я верю, что сны всегда сбываются 12. Я люблю читать о преступлениях и таинственных приключениях 13. Работа дается мне ценой значительного напряжения 14. На этот пункт ответьте "не знаю"*) 15. Временами мне в голову приходят такие нехорошие мысли,что о них лучше не рассказывать 16. Я считаю что жизнь ко мне беспощадна 17. Мой отец - хороший человек 18. У меня очень редко бывают запоры 19. Поступая на новую работу я предпочитаю знать, с кем я должна наладить хорошие отношения 20. Моя половая жизнь удовлетворительна 21. Временами мне очень хотелось покинуть дом 22. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, которые я не могу контролировать 23. Меня беспокоят приступы тошноты и рвоты 24. Мне кажется, нет такого человека, который понимал бы меня 25. Я бы хотела быть певицей 26. Если я попадаю в неприятное положение, то мне лучше всего держать язык за зубами 27. Временами я нахожусь во власти какой-то злой силы 28. Если со мной поступают несправедливо, я чувствую, что должна отплатить за это просто из принципа 29. Несколько раз в неделю меня беспокоит изжога 30. Иногда мне хочется выругаться 31. Кошмарные сны снятся мне почти каждую ночь 32. Я замечаю, что мне трудно стало сосредоточиться на определенной задаче или работе 33. На этот вопрос ответьте "не знаю" 34. Большую часть времени у меня бывает кашель 35. Если бы люди не имели ничего против меня, я бы добилась гораздо большего 36. Я редко беспокоюсь о своем здоровье 37. У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с вопросами пола 38. В юности было время, когда я совершала мелкие кражи 39. Временами мне хочется ломать вещи, бить посуду 40. Я бы предпочла большую часть времени сидеть ничего не делая и мечтать 41. У меня бывали такие периоды, тянувшиеся дни, недели или даже месяцы, когда я не могла ни за что взяться,т.к. не могла включиться в работу 42. Моей семье не нравится работа, которую я выбрала (или собираюсь выбрать) 43. У меня прерывистый и беспокойный сон 44. Большую часть времени у меня болит голова 45. Я не всегда говорю правду 46. Мой рассудок работает сейчас лучше, чем когда-либо 47. Раз в неделю или чаще меня без видимой причины неожиданно "обдает жаром" 48. На этот вопрос ответьте "не знаю" 49. Было бы лучше, если бы почти все законы отменили 50. Иногда у меня бывает такое ощущение, словно "душа расстается с телом" 51. Мое физическое здоровье не хуже, чем у большинства моих знакомых 52. Я предпочитаю проходить мимо своих школьных друзей или людей, которых я давно не видела, если они не заговорят со мной первыми 53. Я верю, что прикосновением руки и молитвой можно вылечить болезнь 54. Большинство знающих меня людей относятся ко мне хорошо 55. Меня редко беспокоят боли в сердце или в груди 56. Когда я была девчонкой, меня выгоняли из школы за баловство и прогулы 57. Я - человек общительный 58. Все, что предстоит человечеству, давно уже предначертано 59. Мне часто приходилось выполнять указания лиц, знающих меньше меня 60. Я не каждый день читаю передовицы в газетах 61. Я вела неправильный образ жизни 62. Я часто чувствую жжение, покалывание или онемение в различных частях своего тела 63. На этот вопрос ответьте "не знаю" 64. Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют терпение 65. Я люблю (любила) своего отца 66. На этот вопрос ответьте "не знаю" 67. Другие мне кажутся счастливей меня 68. У меня почти никогда не бывает болей в области шеи сзади 69. На этот вопрос ответьте "не знаю" 70. Мне нравилось играть в "садовника" или "колечко"(т.е. такие игры, где мальчики и девочки выбирали друг друга, исходя из личных симпатий) 71. Думаю, что многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи 72. Несколько раз в неделю или чаще меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота(под ложечкой) 73. Я - значительная личность 74. Я всегда думаю: "хорошо, что я родилась женщиной" 75. Иногда я бываю сердитой 76. Большую часть времени у меня подавленное настроение 77. Мне нравится читать о любви 78. Я люблю поэзию 79. Меня не так легко задеть (я не обидчива) 80. Иногда я дразню животных 81. Я думаю, мне понравилась бы работа лесничего 82. Меня легко переубедить 83. Любой, кто может и хочет усердно трудиться, имеет хорошую возможность добиться успеха 84. Мне сейчас трудно отказаться от надежды добиться что-либо в жизни 85. Ииногда меня так привлекают чужие вещи (перчатки, туфли и т.д.),что мне хочется украсить их, хотя они мне не нужны 86. Мне безусловно не хватает уверенности в себе 87. Ммне бы понравилось заниматься разведением цветов 88. Я считаю, что жизнь стоит того, чтобы жить 89. Нужно множество доказательств, чтобы убедить людей в какой-либо истине 90. Иногда я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня 91. Я не против, если меня используют как мишень для насмешек 92. Мне бы понравилось работать няней (ухаживать за больными) 93. Я считаю, что большинство людей способно солгать, если это в их интересах 94. Я часто совершаю поступки, о которых потом сожалею (сильнее и чаще, чем другие) 95. Я регулярно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях 96. Я очень редко ссорюсь с членами моей семьи 97. Временами я испытываю непреодолимую потребность причинить кому-нибудь вред или сделать что-либо неприличное 98. Я верю, что в конце концов справедливость восторжествует 99. Я люблю ходить в гости или в другие места, где бывает много шумных забав 100. Я встречала проблемы с таким множеством решений, что мне трудно было остановиться на одном из них 101. Я считаю, что женщина в половом отношении должна иметь такую же свободу, как и мужчина 102. Самая трудная борьба для меня борьба с самой собой 103. У меня очень редко бывают мышечные судороги или подергивания (или не бывают совсем) 104. У меня нет оснований беспокоиться о том что со мной будет 105. Иногда, когда я плохо себя чувствую, я бываю раздражительна 106. Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделала что-то плохое или злое 107. Большую часть времени я чувствую себя счастливой 108. Я почти все время испытываю чувство заполненности в голове или в носу 109. Некоторые люди так любят командовать, что мне хочется все сделать наоборот, даже если я знаю,что они правы 110. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня 111. Я никогда не шла на опасное дело ради сильных впечатлений 112. Я часто нахожу необходимым отстаивать то, что считаю правильным 113. Я понимаю, как важны законы 114. Я часто чувствую, что голова как бы стянута обручем 115. Я верю в справедливость 116. Я получаю больше удовольствия от игры или скачек, если я держу пари 117. Большинство людей честны только потому, что боятся наказания 118. В школе меня иногда вызывали к директору за прогулы 119. Моя речь такая же, как всегда (не быстрее, не медленнее, без хрипоты и затруднений в произношении) 120. Мои манеры за столом у себя дома не так хороши, как в гостях 121. На этот вопрос ответьте "не знаю" 122. По-видимому,я также способна и сообразительна, как и большинство других окружающих меня людей 123. На этот вопрос ответьте "не знаю" 124. Я считаю, что большинство людей ради выгоды скорее поступят нечестно, чем упустят случай 125. Меня очень беспокоит мой желудок 126. Мне нравится драматургия 127. Я знаю, кто виноват в большинстве моих неприятностей (не имея в виду себя) 128. При виде крови я не пугаюсь и мне не становится дурно 129. Часто я не могу понять, почему я была такой упрямой и ворчливой 130. У меня никогда не было кровавой рвоты или кашля с кровью 131. Меня не тревожит опасность заразиться какой-либо болезнью 132. Я люблю собирать цветы или выращивать комнатные растения 133. На этот вопрос ответьте "не знаю" 134. Временами мои мысли текут быстрее, чем я успеваю их высказывать 135. Я перехожу улицу в неположенном месте, когда уверена, что меня не заметит милиционер 136. Если мне делают что-то приятное, меня обычно интересует, что за этим кроется 137. Я считаю, что в моем доме жизнь идет не хуже, чем у большинства моих знакомых 138. Критика и замечания ужасно обижают и ранят меня 139. Иногда я чувствую, что должна нанести повреждение или самой себе, или кому-нибудь другому 140. Я люблю готовить еду 141. Мое поведение в значительной степени определяется правилами и привычками окружающих меня людей 142. Временами я бываю уверена в собственной бесполезности 143. В детстве я была в такой компании, где все во всем стояли друг за друга 144. Мне нравится солдатская служба 145. Временами меня так и подмывает вступить в драку 146. У меня страсть к перемене мест и я не могу быть счастливой без путешествий и странствий 147. Я часто многое теряю из-за того, что не могу достаточно быстро принять решение 148. Я теряю терпение с людьми, которые обращаются за советом или как-нибудь иначе, отвлекают меня во время серьезной работы 149. Я вела дневник 150. В игре мне приятнее выигрывать, чем проигрывать 151. На этот вопрос ответьте "не знаю" 152. Большей частью я засыпаю без тревожных мыслей 153. Последние несколько лет мое самочувствие большую часть времени хорошее 154. У меня никогда не было припадков или судорог (если "не было" - ответ "верно") 155. У меня довольно постоянный вес 156. У меня бывают такие состояния, когда я не осознаю, что делаю 157. Я считаю, что меня часто незаслуженно наказывали 158. Я легко могу заплакать 159. Я стала хуже понимать содержание прочитанного 160. Я сейчас чувствую себя лучше, чем когда-либо в жизни 161. Теменная часть головы у меня иногда бывает очень чувствительной 162. Я бываю возмущена и раздосадована, когда приходится признать, что меня умно провели 163. Я бы не сказала, что я быстро устаю (если "не устаю" - верно) 164. Мне нравится читать литературу по своей специальности 165. Мне нравится иметь значительных людей среди моих знакомых, так как это повышает мой престиж 166. Мне страшно смотреть вниз с высоты 167. Я бы не стала волноваться, если бы кто-нибудь из членов моей семьи оказался в положении нарушившего закон 168. На этот вопрос ответьте "не знаю" 169. Яне боюсь иметь дело с деньгами 170. Меня не беспокоит, что обо мне говорят другие 171. Мне бывает неудобно дурачиться на вечеринке, даже если все остальные это делают 172. Мне часто приходится скрывать свою застенчивость ценой больших усилий 173. Я любила школу (для учащихся - "люблю") 174. Я никогда не падала в обморок 175. У меня не бывает головокружения (или бывает очень редко) 176. Я бы не сказала, что очень боюсь змей 177. Моя мать - хорошая женщина 178. С памятью у меня все благополучно 179. Я обеспокоена некоторыми вопросами, связанными с половой жизнью 180. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомилась 181. Когда мне скучно, я стараюсь устроить что-нибудь веселое 182. На этот вопрос ответьте "не знаю" 183. Я против того, чтобы подавать милостыню 184. На этот вопрос ответьте "не знаю" 185. Мой слух не хуже, чем у большинства людей 186. Я замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать 187. Мои руки не стали неловкими 188. Я могу долго читать без заметного утомления глаз 189. Большую часть времени я чувствую слабость 190. У меня редко болит голова 191. Иногда, когда я смущаюсь, я обливаюсь потом и мне это очень неприятно 192. Мне не трудно сохранять равновесие при ходьбе 193. У меня не бывает приступов лихорадки или астмы 194. У меня бывали приступы, во время которых я не управляла своими движениями и речью, но понимала, что происходит вокруг 195. Не все, кого я знаю, мне нравятся 196. Я люблю посещать места, где никогда не бывала раньше 197. На этот вопрос ответьте "не знаю" 198. Я предаюсь мечтам не часто 199. Детей следует учить правильному представлению об основных вопросах половой жизни 200. На этот вопрос ответьте "не знаю" 201. Я бы хотела быть не такой застенчивой 202. Я считаю себя обреченным человеком 203. Если бы я была журналисткой, мне бы очень понравилось писать о театре 204. Мне бы понравилось быть журналисткой 205. На этот вопрос ответьте "не знаю" 206. Я очень строго придерживаюсь принципов нравственности и морали, гораздо больше всех окружающих меня людей 207. Я люблю разные игры и развлечения 208. Мне нравится флиртовать (вести игривый разговор с нравящимся мне мужчиной) 209. Я уверена, что моим проступкам нет прощения 210. Вся пища мне кажется одинаковой на вкус 211. Мне хочется спать днем, а ночью я страдаю от бессонницы 212. Мои родные обращаются со мной как с ребенком, а не как со взрослой 213. При ходьбе я очень осторожно перешагиваю через трещины в тротуаре 214. У меня никогда не было каких-либо высыпаний на коже, которые бы меня тревожили 215. Я чрезмерно увлекалась алкогольными напитками 216. В моей семье отношения менее теплые и дружеские, чем в других семьях 217. Я часто замечаю за собой, что тревожусь о чем-то 218. Меня мало трогает вид страдающего животного 219. Думаю, мне бы понравилась работа, связанная с материальным снабжением больших организаций 220. Я люблю свою мать 221. Меня интересует наука 222. Мне не трудно просить об услуге моих друзей, даже если я не могу ответить тем же 223. Я очень люблю охоту 224. Мои родители часто не одобряли моих знакомств 225. Иногда я могу немного посплетничать 226. У некоторых членов моей семьи есть привычки, которые меня очень раздражают и надоедают мне 227. Мне говорили, что я хожу во сне 228. Временами я чувствую, что мне необыкновенно легко принимать решения 229. Я бы охотно записалась в несколько разных кружков и обществ 230. Я почти никогда не замечала у себя приступов сердцебиения или одышки 231. Я люблю поговорить на сексуальные темы, т.е. связанные с вопросами пола 232. Я наметила себе жизненную программу, основанную на чувстве долга и ответственности, и стараюсь ее выполнять 233. Иногда я не уступаю людям не потому, что дело действительно важное, а просто из принципа 234. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь 235. Я была вполне независима и свободна от принятых в нашей семье правил и традиций 236. Я слишком часто предаюсь размышлениям 237. Почти все мои родственники относятся ко мне хорошо 238. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, когда я не могу долго усидеть на одном месте 239. Я испытала разочарование в любви 240. Моя внешность никогда не вызывает у меня беспокойства 241. Я часто вижу такие сны, о которых лучше умолчать 242. Я не считаю себя более нервной, чем большинство окружающих 243. У меня редко что-нибудь болит 244. Мои поступки обычно бывают неправильно поняты окружающими 245. Мои родители и другие члены семьи часто без всяких оснований ко мне придираются 246. Моя шея часто покрывается красными пятнами 247. У меня есть основания испытывать чувство зависти к некоторым членам моей семьи 248. Иногда без всякой причины, или даже когда дела идут неважно, я чувствую себя взволнованно-счастливой, "на вершине блаженства" 249. Я уверена, что того, кто совершает злые поступки, в будущем ожидает кара 250. Я не осуждаю того, кто стремится в этой жизни урвать все, что только сможет 251. У меня бывали такие провалы в сознании, когда мои действия были прерваны и я не понимала, что происходит вокруг меня 252. Никому нет дела до того, что с тобой случится 253. Я могу дружелюбно относиться к людям, поступки которых я не одобряю 254. Мне нравится бывать в компании, где любят подшучивать друг над другом 255. Иногда я даю хорошую оценку людям, о которых знаю очень мало 256. Единственная интересная страница в газете - отдел юмора 257. Обычно я надеюсь на успех, когда берусь за какое-нибудь дело 258. Я верю в торжество справедливости 259. Мне очень трудно начать какую бы то ни было работу 260. В школе я плохо усваивала материал 261. Будь я художником, мне бы нравилось рисовать цветы 262. Моя внешность меня не особенно огорчает 263. У меня повышенная потливость, даже при прохладной погоде 264. Я абсолютно уверена в себе 265. Безопаснее никому не доверять 266. На этот вопрос ответьте "не знаю" 267. Когда я нахожусь среди людей, мне трудно подобрать тему для разговора 268. Испорченное настроение мне всегда легко исправить чем-нибудь интересным 269. Я иногда для забавы пугаю людей, так как мне легко заставить других бояться меня 270. Выйдя из дома, я не волнуюсь о том, закрыта ли дверь, выключен ли газ и т.д. 271. Я не осуждаю человека за обман тех, кто легко позволяет себя обманывать 272. Временами я бываю полна энергии 273. Я ощущаю онемение в некоторых участках кожи 274. Мое зрение такое же острое, как и раньше 275. На этот вопрос ответьте "не знаю" 276. Я люблю детей 277. Временами меня так забавляет ловкость мошенника, что мне хочется, чтобы ему повезло 278. Я часто замечала, что незнакомые люди смотрят на меня критически 279. Я ежедневно выпиваю необычайно большое количество воды 280. Большинство людей заводит знакомства потому, что друзья могут оказаться полезными 281. Я редко замечаю у себя шум или звон в ушах 282. Временами я испытываю ненависть к членам своей семьи, которых обычно люблю 283. Если бы я была журналисткой, то предпочла бы писать о спорте 284. Я убеждена, что являюсь предметом обсуждения 285. Бывает, что я смеюсь по поводу вольной (неприличной) шутки 286. Счастливее всего я себя чувствую в одиночестве 287. У меня меньше основания опасаться чего-либо по сравнению с другими 288. Меня беспокоят приступы тошноты или рвоты 289. Меня возмущает, что преступника по каким-либо причинам могут освободить и он остается безнаказанным 290. Работа дается мне ценой значительного напряжения 291. В моей жизни бывали случаи, когда я чувствовала, что кто-то заставляет меня действовать, гипнотизируя меня 292. Я предпочитаю не заговаривать с людьми, пока они сами не обратятся ко мне 293. На этот вопрос ответьте "не знаю" 294. Я никогда не нарушала закона 295. Я любила сказки Андерсена "гадкий утенок", "стойкий оловянный солдатик" и другие 296. У меня бывают периоды беспричинной радости 297. Я бы хотела избавиться от мыслей, связанных с половым вопросом, т.к. они меня беспокоят (беспокоили) 298. Когда несколько человек попадают в неприятную историю, им лучше условиться, что потом говорить 299. Думаю, что я чувствую все более остро, чем большинство людей 300. В моей жизни не было такого периода, когда я любила играть в куклы 301. Жизнь для меня большую часть времени связана с напряжением 302. У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с вопросами пола 303. Я настолько болезненно отношусь к некоторым темам, что стараюсь не касаться их в разговоре 304. В школьные годы мне было очень трудно говорить перед всем классом 305. Большую часть времени я чувствую себя одинокой, даже находясь среди людей 306. Я получаю от окружающих столько сочувствия, сколько заслуживаю 307. Я отказываюсь играть в некоторые игры из-за того, что неважно играю 308. Временами мне очень хотелось покинуть дом 309. Мне кажется, что я схожусь с людьми так же легко, как и другие 310. Моя половая жизнь удовлетворительна 311. В юности было время, когда я совершала мелкие кражи 312. Мне неприятно быть среди людей 313. Человек, оставляющий ценные вещи без присмотра и вводящий этим в искушение, почти в той же степени виноват, что и вор 314. Временами мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать 315. Я считаю, что жизнь ко мне беспощадна 316. Думаю, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей 317. Я более обидчива, чем большинство людей 318. Моя повседневная жизнь полна событий, интересующих меня 319. Большинству людей не нравится поступаться своими интересами ради других 320. Мне часто снятся сны на темы, связанные с половой жизнью 321. Меня легко ввести в смущение 322. Меня беспокоят мои денежные и служебные дела 323. У меня бывали совершенно необычные, очень странные, своеобразные переживания 324. Я никогда ни в кого не была влюблена 325. Я напугана тем, что совершил кое-кто из моей семьи 326. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, которые я не могу контролировать 327. Мне часто приходилось подчиняться родителям, даже тогда, когда они на мой взгляд, были неправы 328. Я замечаю, что мне стало трудно сосредоточиться на определенной задаче или работе 329. Мне очень редко снятся сны 330. У меня никогда не было параличей или необычной слабости в мышцах рук, ног или других частей тела 331. Если бы люди не интриговали против меня, я бы добилась гораздо большего 332. Иногда я теряю голос, или он меняется, даже если я не простужена 333. Мне кажется, что нет такого человека, который понимал бы меня 334. На этот вопрос ответьте "не знаю" 335. Мне трудно сосредоточить мысли на чем-то одном 336. Я легко теряю терпение с людьми 337. Я почти все время испытываю чувство тревоги или беспокойства за кого-то или за что-то 338. У меня безусловно больше причин для волнений, чем у других 339. Большую часть времени я желаю себе смерти 340. Иногда я бываю настолько возбуждена, что мне трудно уснуть 341. Иногда я так хорошо слышу, что это мешает мне 342. Я сразу забываю то, что мне говорят 343. Я обычно должна остановиться и подумать, прежде чем сделать что-то, даже если речь идет о мелочах 344. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы не встретиться с тем, кого я увидела 345. Часто у меня бывает такое чувство, что все вокруг нереально 346. У меня есть привычка считать ненужные предметы, такие как окна, лампочки, вывески и т.д. 347. У меня нет врагов, которые бы всерьез хотели мне навредить 348. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я ожидала 349. На этот вопрос ответьте "не знаю" 350. На этот вопрос ответьте "не знаю" 351. Я становлюсь тревожной и расстроенной, когда приходится хотя бы ненадолго уезжать из дома 352. Я боюсь некоторых предметов и людей, хотя знаю, что они мне не опасны 353. Я не боюсь войти в комнату, где уже собрались и разговаривают люди 354. Я боюсь пользоваться ножом или другими острыми предметами 355. Иногда мне бывает приятно причинить зло тем, кого я люблю 356. Мне труднее сосредоточиться, чем другим 357. Я не раз бросала какое-нибудь дело, так как считала, что не справлюсь с ним 358. Мне приходят в голову плохие, часто даже ужасные слова и я не могу от них избавиться 359. Иногда какая-нибудь маловажная мысль крутится в голове и надоедает мне несколько дней подряд 360. Почти каждый день случается что-нибудь пугающее меня 361. Я склонна тяжело все переживать 362. Я более обидчива, чем большинство людей 363. Иногда мне было приятно, если мне причинял страдания человек, которого я люблю 364. Люди говорят обо мне оскорбительные и пошлые вещи 365. Мне неспокойно, когда я нахожусь в закрытом помещении 366. Большую часть времени я чувствую себя одинокой, даже находясь среди людей 367. Я не боюсь огня 368. Иногда я стараюсь держаться дальше от людей, чтобы не сделать или не сказать что-либо, о чем потом буду жалеть 369. Вопросы религии меня не занимают 370. Ненавижу, когда я должна спешить в работе 371. Не могу сказать, что я чрезмерно застенчива 372. Я скорее склонна увлекаться многим, чем на долгое время остановиться на чем-то одном 373. Я уверена, что существует одно единственно правильное понимание смысла жизни 374. Временами мне кажется, что мой рассудок работает медленнее, чем обычно 375. Когда я чувствую себя счастливой и полной сил, кто-нибудь своим плохим настроением может все испортить 376. Бухгалтеры обычно - честные люди 377. На вечеринке я чаще сижу одна или беседую с одним из гостей, чем со всей группой 378. Мне не нравится, когда женщина курит 379. У меня редко бывают приступы плохого настроения 380. Когда кто-нибудь высказывает глупость или невежество в отношении известных мне вещей, я стараюсь его поправить 381. Мне часто говорят, что я вспыльчива 382. Хотелось бы мне избавиться от раздумий по поводу своих высказываний, которые, как мне кажется, могли кого-нибудь обидеть или огорчить 383. Люди часто разочаровывают меня 384. Я чувствую, что не смогла бы рассказать кому-либо все о себе 385. Молния - одно из тех явлений,которые вызывают у меня страх 386. Я люблю держать людей в неведении относительно того, что собираюсь делать 387. Всякие чудеса я считаю только трюками, которые одни люди разыгрывают перед другими 388. Мне страшно быть одной в темноте 389. Мои планы нередко кажутся мне полными трудностей, из-за чего я отказываюсь от них 390. Меня часто неправильно понимают,когда я пытаюсь предостеречь кого- нибудь от ошибки, и это мне очень обидно 391. Я люблю ходить на такие вечера, где можно потанцевать 392. Буря вселяет в меня ужас 393. Лошадей, которые плохо везут, нужно бить 394. Я часто пользуюсь советами людей 395. Будущее слишком неопределенно, чтобы строить серьезные планы 396. Часто, даже если идут дела хорошо, я чувствую, что мне все безразлично 397. У меня бывает такое чувство, что трудностей слишком много и нет смысла пытаться их преодолеть 398. Мне часто думается: "хорошо бы снова стать ребенком" 399. Меня трудно рассердить 400. Если бы позволили условия, я бы могла принести человечеству большую пользу 401. Я не испытываю страха перед водой 402. Чтобы прийти к решению вопроса, я часто откладываю его рассмотрение на завтра 403. Это великолепно - жить в наше время, когда происходит столько всяких интересных событий 404. Люди часто не понимают моих намерений, когда я пытаюсь поправить их или помочь им 405. У меня нет затруднений при глотании 406. Мне часто приходилось встречать людей, которые считались специалистами, а на деле знали не больше моего 407. Обычно я спокойна и меня нелегко вывести из равновесия 408. Я склонна скрывать свои чувства из тех соображений, что люди невольно могут обидеть меня 409. Временами я изматываю себя тем, что берусь за слишком многое 410. Мне безусловно доставило бы удовольствие провести мошенника его же способом 411. Когда слышу об успехах знакомых мне людей, я начинаю чувствовать себя неудачницей 412. Я не боюсь обращаться к врачу, когда заболею или поранюсь 413. Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки 414. Я склонна так остро переживать разочарования, что долго не могу выкинуть их из головы 415. При хорошем стечении обстоятельств, я бы могла стать крупным руководителем 416. Мне не по себе, когда кто-нибудь наблюдает, как я работаю, даже если я знаю, что справлюсь со своим делом хорошо 417. Часто меня настолько раздражает субъект, пытающийся пролезть впереди меня без очереди, что я не премину ему это высказать 418. Временами мне кажется, что я ни на что не пригодна 419. Я часто прогуливала в школе 420. Мне случалось испытывать чрезвычайно необычные мистические переживания 421. В моей семье есть очень нервные люди 422. Я испытываю неловкость за некоторых членов моей семьи из-за рода их работы 423. Я люблю (или любила раньше) рыбную ловлю 424. Большую часть времени я испытываю чувство голода 425. Я часто вижу сны 426. Временами приходится быть резкой и грубой с раздражающими меня людьми 427. Меня смущают неприличные анекдоты 428. Мне нравится читать основополагающие статьи в газетах и журналах 429. Я люблю слушать лекции на серьезные темы 430. Меня влечет к лицам противоположного пола 431. Меня мало волнует возможность каких-нибудь неприятностей 432. Мои убеждения и взгляды непоколебимы 433. Я привыкла иметь воображаемого собеседника 434. Я бы хотела быть автогонщиком 435. Я предпочла бы работать с женщинами 436. Люди обычно требуют большого уважения к своим правам, чем сами уважают чужие 437. Вполне можно обойти закон, если вы этим его по существу не преступаете 438. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я внутренне радуюсь, когда они получают по заслугам 439. Я нервничаю, если приходится ждать 440. Я стараюсь запоминать интересные истории, чтобы потом рассказывать их другим 441. Мне нравятся высокие женщины 442. У меня бывают периоды, когда я теряю сон из-за волнений 443. Я готова отказаться от задуманного, если окружающие считают, что я начала это делать не так 444. Я не пытаюсь поправлять людей, которые высказывают ошибочные суждения 445. В юности (или в детстве) я любила яркие, волнующие переживания 446. Я бы предпочла играть в карты, домино или другие игры хоть на небольшую ставку 447. Я готова на все, чтобы победить в споре 448. Мне неприятно, если посторонние лица на улице, в магазине или в автобусе наблюдают за мной 449. Мне нравятся общественные мероприятия, где я могу побыть среди людей 450. Мне нравится волнение возбужденной толпы 451. Мои заботы исчезают, когда я попадаю в компанию веселых друзей 452. Я люблю подшучивать над людьми 453. В детстве я не стремилась быть членом уличной компании 454. Я бы могла жить счастливо одна в избушке среди лесов и гор 455. Большей частью я не в курсе сплетен и разговоров окружающих меня людей 456. Не следует наказывать людей, нарушающих те законы, которые они считают неразумными 457. Я считаю, что люди никогда не должны прикасаться к спиртному 458. Мужчина, который больше всего занимался со мной в детстве (отец, отчим или другой человек) был со мной строг 459. У меня есть одна (или более) дурная привычка, которая настолько сильна, что нет возможности с ней бороться 460. Я пью алкогольные напитки умеренно (или совсем не пью) 461. Мне трудно отложить начатую работу даже ненадолго 462. На этот вопрос ответьте "не знаю" 463. Я любила играть в "классы" или скакать через веревку 464. На этот вопрос ответьте "не знаю" 465. Мне не раз случалось менять свое отношение к своей профессии 466. Я всегда принимаю лекарства или снотворные таблетки только по назначению врача 467. Я часто запоминаю ненужные номера (например, номера машин) 468. Я часто жалею, что была такой упрямой и ворчливой 469. Я часто встречала людей, завидовавших моим идеям только потому, что они пришли в голову не им первым 470. Темы, связанные с половым вопросом, вызывают у меня отвращение 471. Мои отметки в школе были систематически плохими 472. Я испытываю непреодолимое влечение к огню 473. По мере возможности я стараюсь избегать большого скопления людей 474. На этот вопрос ответьте "не знаю" 475. Оказавшись "припертой к стене", я говорю лишь ту часть правды, которая мне не повредит 476. Я призвана совершить великую миссию 477. Если бы я попала в беду вместе со своими друзьями, виновными в той же степени, что и я, я скорее предпочла бы взять всю вину на себя, чем выдать их 478. Я никогда особенно не волновалась из-за неприятностей, которые случались с членами моей семьи 479. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми 480. Я боюсь темноты 481. Бывали случаи, когда я притворялась больной, чтобы избежать чего-либо 482. В трамваях, автобусах и т.д. я часто разговариваю с незнакомыми людьми 483. Я верю в чудеса 484. У меня есть недостатки, которые настолько значительны, что лучше принять их как есть и пытаться контролировать, чем стараться искоренить 485. Мужчина, находясь в обществе женщин, обычно думает о вещах, связанных с их полом 486. Я никогда не замечала крови в своей моче 487. Я быстро бросаю дело, если оно идет плохо 488. Я бы хотела, чтобы моя судьба была благосклонной ко мне 489. Я сочувствую людям, которые склонны застревать на своих бедах и огорчениях 490. Я люблю читать книги, помогающие правильно жить и понимать смысл жизни 491. Меня раздражают люди, которые считают, что только их понимание смысла жизни единственно верно 492. Меня страшит мысль о возможности землетрясения 493. Я скорее предпочитаю работу, требующую пристального внимания, чем такую, при которой можно быть небрежной 494. Я боюсь находиться в маленьком закрытом помещении 495. Обычно я действую в открытую, если считаю нужным поправить кого-нибудь 496. У меня никогда не было двоения в глазах 497. Я люблю приключенческие рассказы 498. Лучше всегда говорить правду 499. Я должна признаться, что временами волнуюсь без причины из-за того, что в действительности не имеет значения 500. Я готова на все ради хорошей идеи 501. В работе я предпочитаю сама находить решение, а не следовать указаниям других 502. Я люблю, чтобы окружающие знали мое мнение 503. Я не склонна давать категорические оценки поступкам окружающих 504. Я не считаю нужным скрывать свое презрение или отрицательное мнение о ком-либо 505. Бывают периоды, когда я чувствую себя настолько полной сил, что казалось бы, могла обходиться без сна по несколько суток 506. Я человек нервный и легко возбудимый 507. Я часто работала под руководством таких людей, которые ставили себе в заслугу все достижения и сваливали все упущения и недостатки на подчиненных 508. Думаю, что я различаю запахи так же хорошо, как другие 509. Иногда мне бывает трудно отстаивать свои права из-за моей несдержанности 510. Всякая грязь пугает меня или вызывает отвращение 511. У меня есть мир мечтаний, о котором я никому не говорю 512. Я не люблю мыться в ванной 513. Мне больше нравится работать с руководителем, дающим строгие четкие указания, чем с руководителем, предос- ющим большую свободу 514. Мне нравится мужеподобные женщины 515. В моем доме всегда было все самое необходимое (достаточное количество еды, одежды и др.). 516. У некоторых членов моей семьи вспыльчивый характер 517. Я ничего не могу сделать как следует 518. Я нередко испытываю чувство вины из-за того, что высказываю свое сочувствие людям в большей степени, чем на самом деле испытываю 519. С моими половыми органами не все в порядке 520. Как правило, я твердо отстаиваю свое мнение 521. Я не смущаюсь в присутствии людей высказать свое мнение или вступить в спор по хорошо известному мне вопросу 522. Я не боюсь пауков 523. Я краснею очень редко 524. Я не боюсь заразиться какой-нибудь болезнью через дверные ручки 525. Некоторые животные приводят меня в содрогание 526. Мое будущее кажется мне безнадежным 527. Члены моей семьи и мои близкие родственники ладят друг с другом 528. Я краснею не чаще других 529. Мне нравится носить дорогую одежду 530. Я часто боюсь покраснеть 531. Люди легко могут изменить мое мнение, которое перед этим казалось мне окончательным 532. Я могу терпеть боль так же долго, как и другие 533. У меня редко бывает отрыжка (или не бывает совсем) 534. Бывало, что я последней из всех отказывалась от попытки что-то сделать 535. У меня почти все время пересыхает во рту 536. Я сержусь, когда меня заставляют торопиться 537. Я бы хотела поохотиться на львов или тигров 538. Думаю, что мне бы понравилась работа портнихи по пошиву женского платья 539. Я не боюсь мышей 540. У меня никогда не было парализовано лицо 541. Моя кожа необычайно чувствительна к прикосновениям 542. На этот вопрос ответьте "не знаю" 543. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что- то страшное 544. Я чувствую усталость большую часть времени 545. Иногда мне снится один и тот же сон 546. Я люблю читать историческую литературу 547. Я люблю бывать на вечерах и встречах 548. Я никогда не стану смотреть сексуального характера представления, если можно этого избежать 549. Я стараюсь избегать конфликтных и затруднительных положений 550. Мне нравится чинить дверные замки 551. На этот вопрос ответьте "не знаю" 552. Я люблю читать о науке 553. Мне страшно быть одной на открытом со всех сторон месте 554. Если бы я была журналисткой, я бы предпочла писать о театре 555. Иногда мне кажется, что я "на краю гибели" 556. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одета 557. Мне бы понравилось работать секретарем 558. Большинство людей можно обвинить в плохом сексуальном поведении 559. Я часто испытываю страх среди ночи 560. Меня очень часто раздражает то, что я забываю, куда кладу вещи 561. Мне очень нравится верховая езда 562. Человеком, к которому я в детстве была большего всего привязана и кого я больше всех обожала, была женщина (мать, сестра, тетушка или др.) 563. Мне больше нравятся приключенческие повести, чем романтические 564. Я готова отказаться от своих намерений, если окружающие считают, что этого делать не стоит 565. Я испытываю желание прыгнуть вниз, когда нахожусь на высоте 566. В кино я люблю смотреть любовные эпизоды

Тест MMPI по праву является одним из самых известных и популярных тестов во всем мире, он имеет свою уникальную историю создания. В среде профессиональных психологов есть как его преданные поклонники, так и яростные противники.

MMPI – Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) был создан в Америке в начале сороковых годов прошлого столетия двумя психологами - исследователями: Старком Хатауэем и Джоном МакКинтли. Первичной целью создания этого теста стал профессиональный отбор летчиков во время Второй Мировой Войны (нужно было отделить норму от патологии). С тех пор прошло много времени, первый вариант опросника устарел, и в 1989 году на смену ему пришел другой, модифицированный вариант MMPI – 2.

Примерно в 1960-х годах, в СССР наши отечественные психологи занялись адаптацией этого теста. Ими была проделана огромная работа в этом направлении. В настоящее время самыми популярными вариантами теста MMPI являются:

Тест MMPI, производимый известной компанией по изготовлению психологического инструментария, методическое руководство к которому разработал Игорь Леонидович Соломин – кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения.

Модификация теста MMPI – тест СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности). Этот вариант разработала российский психолог, доктор психологических наук Собчик Людмила Николаевна.

Классический вариант теста в Америке и сейчас применяется, прежде всего, в клинике с целью отделения психологической нормы от патологии. В нашей стране главная цель использования теста MMPI (СМИЛ): углубленное изучение психологических особенностей личности.

В частности, методика способна выявлять:

Черты характера,

Ведущие потребности,

Мотивационную направленность,

Защитные механизмы,

Способность к адаптации и возможный тип дезадаптации,

Способность к лидерству,

Особенности восприятия,

Эмоциональное состояние,

Уровень выраженности стресса,

Наличие психических отклонений,

Суицидальные наклонности

Предрасположенность к алкоголизму,

Профессионально важные качества и др.

Впечатляет?

Область применения методики очень широка, это:

Сфера здравоохранения

Судебно-психологическая экспертиза

Психологическое консультирование

Отбор и оценка персонала, изучение кадрового резерва

Исправительные учреждения

Система образования

Службы занятости

Сфера бизнеса

Сфера силовых структур

Как проходит сама процедура тестирования? Психолог знакомится с клиентом, выясняет его самочувствие и четко дает инструкцию. После этого тестируемый начинает отвечать на вопросы (а их очень много – порядка 567 в полном варианте или 399 в сокращенном). Если используется «ручной» вариант теста, то заполняется специальный бланк для ответов, если компьютерный – ответы автоматически заносятся в специальную программу обсчета результатов. На это в среднем уходит час.

Далее к работе приступает профессиональный психолог, прошедший подготовку по этой методике. После механического обсчета данных строится график, называемый «профиль личности». Он представляет собой ломаную линию, обозначенную на сетке, которая имеет условные значения.

Вы думайте, что мы уже подходим к концу? Нет! С этого момента работа только начинается!

Первые три шкалы на профиле – это дополнительные шкалы, с помощью которых психолог видит отношение клиента к процедуре тестирования, степень его правдивости, откровенности, наличие стремления приукрасить свои достоинства и утаить слабости, а, иногда, наоборот, стремление наговорить на себя лишнего (как бы желая ошеломить психолога) и т.д. Эти шкалы еще называют контрольными – они дают представление о достоверности полученных результатов и определяют, есть ли смысл дальше работать с интерпретацией основного профиля.

Основные десять шкал профиля личности настежь открывают психологу двери в мир личности клиента. И каждый раз – это новый уникальный мир! И вот тут-то только профессионализм специалиста способен «нарисовать целостную картину», увидеть не только проблемы клиента (или психические отклонения), но и найти для него способ компенсации, найти для него свою нишу, где бы он мог раскрыться как личность и быть эффективным.

Интерпретация профиля личности – дело серьезное, даже для профессионала. Требуется полная сосредоточенность на работе, требуется время. Психолог берет на себя большую ответственность, интерпретируя результаты, ведь часто от заключения может зависеть не только статус и личностное благополучие клиента, но и его судьба, а иногда жизнь…

Одно дело, когда специалист видит некоторые отклонения от нормы, которые можно компенсировать, а другое – когда явно прослеживается угроза суицида (например, на фоне общего стрессового состояния). В таких случаях, главное, успеть предотвратить, а это огромная тяжелейшая работа психолога, но она этого стоит!

Еще хочется акцентировать внимание вот на каком моменте. Приведу пример. В кадровой службе одного предприятия имелся штатный психолог. Должностное лицо высокого уровня направило «пациента» с целью установить «все ли у него в порядке с головой, а то он странный какой-то и т.д.». Психолог предложил сразу обратиться к соответствующему специалисту – психиатру (если уж нужен диагноз), но руководитель отказался.

Психолог предупредила, что не в ее компетентности ставить психиатрические диагнозы, но диагностику проведет (с целью выявления причин возможной дезадаптации). И вот клиент прошел все испытания, и в итоге никаких «отклонений» не было выявлено. Для уточнения диагноза психолог еще раз порекомендовала обратиться к психиатру, но руководителя-заказчика не устроил такой вариант. И «нормативность» пациента тоже никак не устраивала!

В это время, видя, что из человека намеренно хотят сделать «сумасшедшего» психолог обращается за профессиональной помощью к коллеге – клиническому психологу высшей категории, имеющей большой опыт работы в клинике. Подробно обсудив сложный случай, клинический психолог не находит никаких даже малейших отклонений в психике пациента.

И тут, по случайному стечению обстоятельств, в службу устраивается новый руководитель (среднего звена) – и как по заказу – тоже имеющая высшее психологическое образование. Но и это, как говорится, еще не все! Этот «психолог» гордо утверждает, что она медицинский психолог. Должностное лицо (заказчик тестирования) недоволен работой «упрямого» специалиста – и с надеждой обращается к новенькой…

В результате, медицинский психолог, минут пять уделив профилю пациента (и заодно задавая штатному специалисту вопросы о названиях шкал) сделала пространное заключение о том, что в ближайшем времени у пациента может развиться, ни много ни мало, – шизофрения! И рекомендовала ему полечиться в санатории (даже не спрашивайте меня – зачем?). И свой диагноз она поставила заочно, ни разу не увидев «жертву». Заказчик доволен – занавес!

В заключении еще раз хочется для всех подчеркнуть, что тест MMPI является мощным оружием психодиагностики, но в умелых руках профессионала оно будет спасать и помогать, а в руках самонадеянного недоучки вредить или даже губить. Обратите внимание на то, что использование теста MMPI неспециалистами может нанести значительный ущерб личности и качеству жизни тестируемого. Доверяйте только профессионалам!

Одним из весьма важных достоинств методики является наличие в ее структуре оценочных шкал, или, как их чаще называют, шкал достоверности, определяющих надежность полученных данных и установку испытуемых в отношении процедуры обследования. Это – шкала “лжи” – L, шкала “достоверности”- F и шкала “коррекции” – К. Кроме этого, имеется шкала, обозначенная вопросительным знаком – “?”. Шкала “?” регистрирует количество утверждений, на которые испытуемый не смог дать определенного ответа; при этом показатель шкалы “?” значим, если превысит 26 сырых баллов, т.к. цифра 26 соответствует количеству изъятых из обсчета утверждений, сопровождающихся в буклете ремаркой -“Номер данного утверждения следует обвести кружочком”. Если показатель шкалы “?” выше 70 сырых баллов, данные теста недостоверны. Общая цифра в пределах 36-40 с.б. допустима; результаты от 41 до 60 с.б. свидетельствуют о настороженности обследуемого.

Правильное предъявление методики и предварительная беседа психолога с испытуемым значительно снижает недоверие и скрытность, отражающиеся на росте незначимых ответов. Шкала “L” включает те утверждения, которые выявляют тенденцию испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Высокие показатели по шкале “L” (70 Т и выше), т.е. более 10 с.б., указывают на умышленное стремление приукрасить себя, “показать себя в лучшем свете”, отрицая наличие в своем поведении слабостей, присущих любому человеку – способности хоть иногда или хоть немного сердиться, лениться, пренебречь исполнительностью, строгостью манер, правдивостью, аккуратностью в самых минимальных размерах и в самой простительной ситуации. При этом профиль оказывается сглаженным, заниженным или утопленным. Более всего высокие показатели шкалы L сказываются на занижении 4-й, 6-й, 7-й и 8-й шкал. Повышение шкалы L в пределах 60 – 69 Т часто встречается у лиц примитивного психического склада с недостаточным самопониманием и низкими адаптивными возможностями. У лиц с высоким уровнем образования и культуры искажения профиля за счет повышения шкалы L встречаются редко. Умеренное повышение L – до 60 Т- отмечается в пожилом возрасте в норме как отражение возрастных изменений личности в сторону усиления нормативности поведения.

Низкие показатели по шкале L (0 – 2 с.б.) свидетельствуют об отсутствии тенденции приукрасить свой характер. Профиль недостоверен, если L – 70 Т выше. Требуется повторное тестирование после дополнительной беседы с испытуемым. Другая шкала, позволяющая судить о надежности полученных результатов – шкала достоверности F. Высокие показатели по данной шкале могут поставить под сомнение достоверность обследования, если показатели F выше 70 Т. Причины могут быть разными: чрезмерная взволнованность в момент обследования, повлиявшая на рабоспособ- ность и правильность понимания утверждений; небрежность при регистрации ответов; стремление наговорить на себя, ошеломить психолога своеобразием своей личности, подчеркнуть дефекты своего характера; тенденция к драматизации сложившихся обстоятельств и своего к ним отношения; попытка изобразить другое, выдуманное лицо; сниженная работоспособность в связи с переутомлением или болезненным состоянием. Следует также иметь в виду, что высокое F может быть результатом небрежности самого экспериментатора при обработке результатов тестирования. Некоторое повышение F может быть результатом избыточной старательности при выраженной самокритичности и откровенности. У личностей в той или иной степени дисгармоничных, находящихся в состоянии дискомфорта, F может находиться на уровне 65 – 75 Т, что отражает эмоциональную неустойчивость. Высокое F, сопровождающееся повышением профиля по 4-й, 6-й, 8-й и 9-й шкалам, встречается у лиц, склонных к аффективным реакциям, с низкой конформностью. В отличие от других шкал, для шкалы F нормативный разброс на 10 Т выше, т.е. достигает 80 Т. Однако, показатели выше 70 Т как правило, отражают высокий уровень эмоциональной напряженности или являются признаком личностной дезинтеграции, что может быть связано как с выраженным стрессом, так и с нервно-психическими нарушениями иного характера. Если данные профиля, несмотря на высокое F (выше 80 Т), по сведениям объективного наблюдения и результатам других методик все же отражают реально существующие переживания обследуемого, что нередко встречается на практике, то они могут рассматриваться в контексте всей суммы имеющихся данных как заслуживающая серьезного внимания информация, но при статистической обработке и выведении усредненных результатов изучаемой группы эти профили не должны включаться, так как их статистическая достоверность низка.

Показатели шкалы коррекции К бывают умеренно повышены (55 – 60 Т) при естественной защитной реакции человека на попытку вторжения в мир его сокровенных переживаний, т.е. при хорошем контроле над эмоциями. Значительное их повышение (выше 65 Т) указывает на отсутствие откровенности, стремление скрыть дефекты своего характера и наличие какихлибо проблем и конфликтов. Высокие показатели К позитивно коррелируют с наличием защитных реакций по типу вытеснения. Профиль с высоким К (66 Т и выше) нередко сопровождается повышением показателей по 3-й шкале и утопленными 4-й, 7-й и 8-й. Такой профиль свидетельствует о том, что испытуемый о себе откровенно рассказать не захотел и демонстрирует лишь свою социабельность и стремление произвести приятное впечатление. В связи с тем, что шкала К регистрирует намеренно скрытые или бессознательно вытесненные психологические проблемы (эмоциональную напряженность, антисоциальные тенденции и неконформность установок), определенная часть показателя данной шкалы добавляется к сырым данным некоторых наиболее зависимых от нее шкал: 0,5 – к 1-й шкале, 0,4 – к 4-й, 0,2 – к 9-й и по 1,0 К (вся величина К в целом)- к 7-й и 8-й шкалам.

Низкие показатели по шкале К обычно наблюдаются при повышенном и высоком F и отражают откровенность, самокритичность. Пониженное К характерно для лиц с невысоким интеллектом, но может быть также связано со снижением самоконтроля при избыточной эмоциональной напряженно- сти и личностной дезинтеграции. Хорошим ориентиром для оценки достоверности профиля и выявления установки испытуемого на процедуру тестирования помимо указанных критериев является фактор “F – К”, т.е. разница между сырыми результатами этих шкал. В среднем его величина у гармоничных личностей колеблется от +6 до -6. Если разница F – К = +7… +11, то у испытуемого при обследовании отмечается нерезко выраженная установка к подчеркиванию имеющихся проблем, к драматизации своих трудностей, к аггравации состояния. Если F – К = от -7 до -11, то выявляется негативное отношение к тестированию, закрытость, неоткровенность. Величина (F -К), превышающая + – 11 в ту или иную сторону ставит под сомнение надежность полученных данных, которые по крайней мере следует рассматривать через призму выявленной установки.

Отличная программа, включающая в себя сразу две методики - СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности) и восьмицветовой тест М. Люшера .

Пройдя полный вариант СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности), основанный на опроснике MMPI (Миннесотский многофакторный личностный опросник), вы будете иметь полную картину о своих личностных особенностях, получите детальное текстовое описание результата и, конечно же, сам личностный профиль в виде графика.

Цветовой тест Люшера также направлен на исследование личностных характеристик человека и на оценку его эмоционального состояния.

Программа очень удобна, позволяет вести базу испытуемых (обследуемых) и может оказаться полезной не только для интересующихся психологией, но и для профессионалов.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) - адаптированный тест ММРI

Методика СМИЛ является наиболее популярной из всех психодиагностических тестов, применяемых в клинической практике.

В результате проведенного исследования врач или психолог получает многогранный рисунок личности (в контексте состояния, обусловленного текущей ситуацией) или структуру болезненных изменений, вплетенных в канву личностных особенностей. Интерпретация полученных при обследовании данных позволяет оценить мотивационную сферу, уровень самооценки, стиль межличностного поведения, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальные проблемы, склонность к суициду и др.

Большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности (шкала «лжи» L, собственно шкала «достоверности» F и шкала «коррекции» K), позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность рассматривать результаты тестирования через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличению имеющихся проблем или к их сглаживанию.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности представляет собой модификацию популярного во всем мире теста ММРI , созданного американскими психологами И. Маккинли и С. Хатауэйем . Это квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования позволяет максимально избежать зависимости получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора (при этом имеется в виду подсчет, а не сама интерпретация, корректность которой тем выше, чем лучше обучен и более опытен психолог).

Цель, которую ставили перед собой создатели оригинального теста, была в том, чтобы разработать систему дискретных значений, позволяющих дифференцировать патологические проявления от нормы . Опираясь на нозологический подход Крепеллина , авторы оригинального теста построили с помощью статистического анализа эмпирически собранных данных десять диагностически значимых шкал, по которым средненормативный уровень, условно обозначенный как 50 стандартных делений (Т), сравнивался с ответами, количественно более чем вдвое превышающими среднеквадратичное отклонение от средненормативного уровня (50Т ± 20Т, то есть выше 70Т или ниже 30Т).

Время выявило условность нозологических границ, а интерпретационный подход авторов ММРI оказался весьма примитивным и неполным . Жесткие рамки крепеллиновской нозологической схемы, на которой И. Маккинли и С. Хатауэй базировали свою интерпретацию, как показал опыт, слишком узки для реальной картины клинического многообразия психических расстройств с их многочисленными атипичными и переходными формами. Концептуальный личностный подход при этом полностью отсутствовал.

Интерпретация модифицированного и рестандартизованного теста ММРI, получившего в новом варианте название СМИЛ, представляет собой гораздо более дифференцированный подход, базирующийся на теории ведущих тенденций и соответствующей ей индивидуально-личностной типологии.

В основу интерпретации вместо применяемого американскими психологами дискретного подхода положен континуальный подход , тонко дифференцирующий переходные между нормой и патологией состояния и личностные особенности.

Чтобы избежать психопатологической категоричности, названия шкал изменены таким образом, что появилась возможность градуированно оценить степень проявления той или иной тенденции: умеренные показатели отражают характерологические свойства , повышенные - акцентуацию личности , высокие пики выявляют выраженные психопатические черты или симптомы клинического регистра.

Опросник методики представляет собой набор вопросов-утверждений. Если ответы получены на 566 из них (полный вариант), то в результате выявляются не только профиль СМИЛ, который дает при интерпретации портрет личности, но и показатели почти 200 дополнительных шкал, играющих уточняющую роль. Сокращенный вариант содержит 398 утверждений. Он позволяет получить личностный портрет по базовым шкалам, но не дает информации по дополнительным.

Пункты опросника СМИЛ выглядят как утверждения, а не вопросы. Обследуемый человек, отвечая от имени своего «Я», как бы наедине с самим собой анализирует свой характер и особенности своего состояния.

Большинству базисных шкал методики вместо чисто клинических названий приданы новые, соответствующие их психологической сущности и не провоцирующие на навешивание психиатрических ярлыков в тех случаях, когда речь идет об акцентуации личности или чертах характера.

Профиль СМИЛ - это та ломаная линия, которая соединяет между собой количественные показатели десяти базисных шкал. Наиболее высокие показатели проявляются в виде пиков профиля. Обычно они и служат основным объектом интерпретации. Однако при этом нельзя не учитывать как сопутствующие пику повышения, так и низкие показатели других шкал.

В результате проведенной работы получены отечественные нормативы как по базисным, так и по дополнительным шкалам.

В профильном листе, отражающем соотношения между показателями базовых шкал, 50Т - это линия статистически выверенной «нормы», от которой ведется отсчет показателей как вверх (повышение), так и вниз (понижение).

Разброс показателей в пределах от 30 до 70Т определяет достаточно широкий диапазон так называемого коридора нормы .

Повышения по шкалам СМИЛ в пределах 56 - 66Т выявляют те ведущие тенденции, которые определяют характерологические особенности индивида .

Более высокие показатели разных базисных шкал (67 - 75Т) выделяют те акцентуированные черты , которые временами затрудняют социально-психологическую адаптацию человека.

Показатели выше 75Т свидетельствуют о нарушенной адаптации и об отклонении состояния индивида от нормального. Это могут быть психопатические черты характера, состояние стресса, вызванное экстремальной ситуацией, невротические расстройства и, наконец, психопатология, о наличии которой может судить только патопсихолог или психиатр - по совокупности данных психодиагностического, экспериментально-психологического и клинического исследований.

Дополнительные шкалы обычно используются для уточнения результатов, полученных с помощью базовых шкал методики.

Восьмицветовой тест Макса Люшера

Данный тест используется для выявления эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния .

Для проведения процедуры тестирования необходимы: комплект цветных карточек (8 шт.), ручка и лист для фиксации результатов.

Процедура обследования: Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга.

После этого дайте испытуемому следующую инструкцию: «Из предложенных цветов выберите тот, который вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с каким-либо вещами – цветом машины, одежды, которая вам к лицу, косметики и прочим» .

После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается в сторону и кладется окрашенной стороной вниз. Далее вы просите испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи. Выбранную карточку надо положить цветной стороной вниз справа от первой, и так далее. Затем перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через 2-3 минуты опять перемешайте карточки и повторите процедуру обследования. При этом надо объяснить испытуемому, что исследование не направлено на изучение памяти, и он должен выбрать цвета так, как будто он видит их в первый раз.

Основные замечания:

1. Обследуемый должен придерживаться только данных, опробованных в течение многих лет цветовых оттенков и не имеет права представлять себе, например, более светлый, более «красивый» цвет.

2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.

3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать наводящими вопросами.

4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин и др.

Основные цвета и их символическое значение:

№1. – синий цвет. Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность.

№2. – зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

№3. – красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

№4. – желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Дополнительные цвета и их символическое значение:

№5. – фиолетовый цвет, №6. – коричневый цвет, №7. – черный цвет, №8. – серый цвет.

Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.

Обработка данных:

В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак «+», вторая пара – приятные цвета – имеет знак «х», третья пара – безразличные цвета – обозначается знаком «=» и четвертая пара – несимпатичные цвета – получает знак «-».

Считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные – на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги.

Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является «замещающей», она редко приводит к подлинной удовлетворенности, истощая ресурсы организма.

Отсюда следуют следующие выводы:

1. Если хотя бы один из основных цветов стоит на последних трех местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги. Способ компенсации тревоги определяется характеристикой цвета, стоящего на первой позиции.

2. Если при наличии тревоги на первом месте находится один из основных цветов, то компенсация считается более успешной, чем в случае с дополнительным цветом, который указывает на неадекватность, безуспешность компенсаторного поведения.

3. Присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Если один из этих цветов стоит на втором или третьем месте, то он сам и все цвета левее его рассматриваются как компенсации.

4. Если серый, коричневый или черный занимают одну из трех первых позиций и в то же время ни в одной из последующих позиций нет основных цветов, то какой бы цвет ни занимал последнюю позицию, его следует рассматривать как источник тревоги.

Для оценки интенсивности состояний тревоги и компенсаторных тенденций предлагаются следующие обозначения:

! – если основной цвет стоит на 6 месте (дополнительный на 3 месте)

!! – если основной цвет стоит на 7 месте (дополнительный на 2 месте)

!!! – если основной цвет стоит на 8 месте (дополнительный на 1 месте)

Все имеющиеся восклицательные знаки (наличие компенсаций и тревог) складываются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12. Считается, что чем больше «!», тем прогноз неблагоприятнее.

Значение позиций:

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение:

1-е место: самый симпатичный цвет получает знак «устремления». Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый и к которым он прибегает, чтобы достичь цели.

2-е место: оно также имеет знак «устремления» и показывает, что является целью.

3,4-е место: оба имеют знак «симпатии» как условное обозначение собственного состояния. Это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположении.

5,6 место: оно имеет знак «индифферентности». Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы «парят в воздухе». Индифферентный цвет – это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано.

7,8 место: оба цвета имеют знак «неприятия». Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т.к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия.