«Чудо-зернышко». Конспект занятия-беседы в подготовительной группе в рамках проекта «Хлеб — всему голова

Конспект урока по русскому языку во 2 «Г» классе


МОБУ лицея №23 г. Ставрополя
Тема урока: « Орфограммы корня».
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний

Задачи урока: тренировка в решении орфографических задач корня слова.
Формы и методы:
Работа в группах,
самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.
Использование ИКТ (презентация «Орфограммы корня»).
Планируемые результаты:



Задания-измерители:
Списывание с объяснением, составление обобщающей схемы, отгадывание загадок, дописывание слов в рифму, исправление ошибок текста
Дом. задание:
Отметить в тексте орфограммы, написать проверочные слова(упр.476)
Ход урока.
Организационный момент. Создание эмоционального настроя. (2мин)
Слайд 1
- Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился познавательным. Желаю вам хорошего настроения! Пожелайте друг другу удачи!
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету прошепчу: Будет интересно!
Введение в тему. Постановка цели урока. (5 мин)
- Ребята, давайте поиграем. Я приготовила слова, но одно из них лишнее. Обсудите в парах, какое и почему?
Слайд 2
травка, земля, грядка
сердце, радостный, нитка
весна, зелёная, солнце
число, вагон, письмо
- Запишите эти слова и подчеркните орфограммы
Слайд 3
- Какое слово лишнее? Почему?
- Что общего у этих слов?
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Орфограммы корня Слайд 4
- Какие цели вы поставите на уроке перед собой?
Слайд 5
- Закрепить способы проверки орфограмм в корне
- Решать орфографические задачи всеми освоенными способами
- Упражняться в правильном подборе проверочных слов
- Пользоваться орфографическим словарём
Работа по теме.
Самостоятельная работа. (5 мин)
Слайд 6
- Прочитайте текст для себя (про себя). Прочитайте текст для других (хором).
Лето.
Весело летом в л_су! Мы идём по густой сочной тр_ве. Кругом цв_ты. На цв_ток села пч_ла. У тр_пы кучка рыхлой з_мли. Это н_ра кр_та.
- Выпишите слова с предлогами с пропущенными буквами из текста, решая орфографические задачи.
- Давайте проверим. На какое правило все эти слова? Как проверить безударный гласный в корне? Какие способы проверки вам известны?
(Фронтальная проверка - обратная связь. Дети доказывают выбор буквы, подбирая проверочные слова)- Оцените себя за знание орфограмм безударной гласной в корне.
Физминутка (3мин)
Работа по теме.
1. Задание на выбор (5 мин)
- Прочитаем два текста для себя, для других.
Слайд 6
Хоро_ наш ле_. Там много сочных тра_. Вот берё_ка. А вот ду_.
Красиво звёз_ное небо. Но все дети ждут со_нца.
- Ребята, выберите тот текст, который понравился больше. Спишите его, вставляя пропущенные буквы.
Проверка.
- Кто выбрал первый текст? На какое правило слова с пропуском? Как проверить орфограммы с парными согласными в корне?
Оцените себя за знание орфограмм парных согласных в корне слова.
- Кто выбрал второй текст? На какое правило слова с пропуском? Как проверить
орфограммы с непроизносимым согласным в корне?
Оцените себя за знание орфограмм непроизносимых согласных в корне слова.
2. Коллективная работа по схеме «Проверка орфограмм корня» (5 мин)
-Давайте обобщим способы проверки орфограмм корня. (Дети комментируют готовую таблицу).
Слайд 7
Гласный Парный Непроизносимый
согласный согласныйударение гласные и гласные и
сонорные сонорные- измени число,
- измени по команде вопроса КТО? ЧТО?
- измени по команде вопроса (много) КОГО?ЧЕГО?
- назови ласково
- подбери однокоренное слово
- измени по команде вопроса КАКОВ?
3. Работа по группам (10 мин)
- А сейчас я вам предлагаю закрепить знания об орфограммах корня в группах. Прошу объединиться и договориться. Командиров приглашаю вытянуть задания.
1 группа. Вставь пропущенные буквы, объясни устно выбор.
Ой, сейчас мне нужно срочно
Всех подружек об_жать,
Ведь за стол мой именинный
Уж г_стей п_ра с_жать.
Об_жать нельзя подружек,
Всех их нужно пригласить.
И сегодня, в день рожденья,
Вкусно-вкусно уг_стить.
2 группа. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Вставь пропущенные буквы.
Чёрный Ива_ка,
Деревянная руба_ка,
Где носом проведё_,
Там заме_ку кл_дё_.
3 группа. Прочитай письмо Мишки своим родителям из летнего лагеря. Исправь ошибки.
Здесь чюдестный лук. Я там чясто лижу. Рядом лисок и красивый большой прут.
- Давайте проверим выполненную работу и оценим себя.
Ребят первой группы проверит и оценит член совета журналистов Родичкин Руслан.
Ребят второй группы пусть проверят и оценят наши гости.
Ребят третьей группы давайте проверю и оценю я.
Итог урока. Рефлексия. (3мин)
- Чему учились сегодня на уроке?
- Чему можете научить своих одноклассников?
- От чего испытали радость?
- Что огорчило?
- А в целом, с каким настроением работали?
Слайд 8
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Домашнее задание. (2мин)
Аспектный анализ урока «Орфограммы корня».
проведённого во 2 «Г» классе МОБУ лицея №23 г.СтаврополяАспект: формирование предметных, общеучебных умений и навыков школьников.
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует предметные, общеучебные умения и навыки школьников.
Ф.И.О. учителя: Дерновая Инна Руслановна.
Класс: 2
Дата посещения: 11.03.2013 г.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием ИКТ на всех этапах урока.
Формы и методы:работа в группах,самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа. Использование ИКТ (презентация «Орфограммы корня»).
Межпредметные связи:
Литературное чтение
Окружающий мир
Цель урока: закрепить способы проверки орфограмм корня.
Задачи урока: тренировка в решении орфографических задач корня слова.
Планируемые результаты:
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.
Введение в анализ урока
Урок дан в соответствии с тематическим планированием.
Тема «Орфограммы корня » обобщающая, предполагает привлечение богатого практического материала.Использование компьютерной презентации оправдано.Роль компьютера на уроке

Обсуждаемые орфограммы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться с видами орфограмм, сравнить, проанализировать, сделать выводы.
Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор =>

Программа наблюдения:
Для решения поставленных целей была рационально выбрана структура урока.
1 этап – организационный момент - имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.
На данном этапе формируются:
- личностные УУД (знание моральных норм, проявление этических норм поведения).
М/П (УУД) : регулятивные (самоконтроль подготовки к уроку).
2 этапом урока является введение в тему, постановка цели. Этот этап начался с устной работы с применением ИКТ, а именно с нахождения лишних слов в ряду данных, по которым учащиеся сформулировали тему урока и определили цели, что развивает интерес к уроку.
На этапе формулирования целей урока основной учебно-воспитательной задачей являлось самостоятельное формулирование учащимися целей урока. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.
Для решения поставленной задачи была использован а фронтальная форма работы.
Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания.
На данном этапе формируются:
- предметные умения;личностные (умение общаться в паре).М/П (УУД): регулятивные (целеполагание, высказывание своего предположения). Познавательные (овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать, объяснять выбор критериев для сравнения, делать предварительный отбор информации, находить ответы на вопросыКоммуникативные (владеть диалогической формой речи).
3 этап – самостоятельная работа с текстом, выписывание пропущенных гласных, объяснение написания слов с безударной гласной в корне. На этом этапе урока использована фронтальная проверка в виде обратной связи через буквенные веера. Это задание развивает орфографическую зоркость, быстроту и реакцию детей.
4 этап – физминутка в виде подвижного танца и ритмичных движений, с целью полного расслабления и дружеского отношения к одноклассникам.
На 5 этапе предлагается задание на выбор. На данном этапе закрепляются аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся. Учащимся гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим найти орфограммы, чем действовать по подсказке учителя или учащихся.
6 этап урока – коллективная работа по схеме «Проверка орфограмм корня». Данный вид работы позволяет закрепить учащимся все способы проверки орфограмм корня.
7 этап – работа в группах. Дети учатся договариваться между собой, доказывать правильный выбор, приходить к единому мнению. Задания для групп ребята получают на выбор. Здесь и отгадывание загадки, и заполнение пропусков в тексте, и исправление ошибок в написанном письме. Самым приятным моментом для ребят служит оценивание их работы членами коллектива и гостями урока.
С 3 по 7 этапы идёт формирование предметных умений.
М/П (УУД):регулятивные (умение отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль).
Познавательные (умение осуществлять анализ учебного материала).
Коммуникативные (умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли).
8 этап – д/з;рефлексия. На данном этапе учитель вместе с учащимися подводит итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку, объясняют, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни.
На этапе рефлексии формируются личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
М/П (УУД):регулятивные (осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке).
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
На протяжении всего урока учитель следит за правильной речью учащихся, чтобы учащиеся давали только полные ответы и старались правильно строить свои мысли.
Контроль на уроке осуществлялся через самоконтроль и взаимоконтроль, через учителя. Знания учащихся были оценены объективно.
Конспект урока по окружающему миру в 1 «Г» классе
(в соответствии с требованиями ФГОС.)
Автор: Дерновая Инна Руслановна - учитель начальных классов
МОБУ лицея №23 г. Ставрополя
Тема урока "Наши маленькие соседи".
Тип урока –проблемный урок.
Предмет: окружающий мир,1 класс.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы организации урока: групповая, фронтальная.
Цели урока: ознакомление учащихся с классом насекомых; формирование представления о паукообразных.
Задачи урока:



Используемое программное обеспечение: учебник, тетрадь по предмету “Окружающий мир” О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина (1 класс, УМК “Гармония”); презентация по теме “Насекомые”.
Оборудование: интерактивная доска; аудиозапись песни “Кузнечик”, фотографии и рисунки насекомых, энциклопедии для детей разных изданий
Планируемые результаты:
Личностные: познавательный интерес к предмету «Окружающий мир», удовлетворение от осознания своих достижений.Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с практическим материалом, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные ранее темы.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила вежливого поведения.
Ход урока.
I . Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок.
II. Работа над пройденным материалом. . Актуализация знаний.
Обобщение знаний учащихся об изученных группах животных.
- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные).
-Подумайте, на какие группы учёные разделили животных? (Домашние животные, дикие животные, млекопитающие, птицы).
- Назовите существенные отличительные признаки млекопитающих, птиц.
-Чем занимаются зоологи? Орнитологи?
-Какие птицы вас удивили на прошлом уроке?
Физминутка№1:изображаем полёт орла (парит в воздухе);полёт колибри; полёт страуса?? пингвина??вороны.
III. Формирование новых понятий и способов деятельности.
1). Постановка учебных задач.
- А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, заполнив кроссворд
(слайд 1). Ключевое слово – НАСЕКОМЫЕ.

2).Самоопределение к деятельности
- Открыли учебники на стр.44.Прочитали тему «Наши маленькие соседи». Почему соседи? Кто изображён на картинках? (перечислить)
- А как вы понимаете слово “Непоседы”? Можно ли насекомых назвать непоседами?
3)Поиск информации о насекомых в энциклопедиях (работа в группах). Обобщение ответов уч-ся.
- А как передвигаются насекомые, знаете? - А чем питаются насекомые? - Молодцы! Вы уже много знаете. Но вы назвали не все сведения о насекомых. Как быть?
- Исследовать насекомое.
4)Организация исследовательской деятельности уч-ся.- А знаете ли вы, как называют людей, которые изучают насекомых?- На языке древних греков насекомое называлось «энтомос». Поэтому науку о насекомых назвали энтомологией, а людей, которые изучают насекомых, - энтомологами. И мы сегодня поиграем в энтомологов. С помощью нашего стилуса сейчас мы превратимся в энтомологов. «Раз, два, три – в энтомологов 1 класс преврати».
Работа в парах.(слайд2)
- Проведём маленькую исследовательскую работу. Самостоятельно изучите тело муравья
рабочей тетради с.19.) и расставьте в кружочках цифры, обозначающие части тела муравья. Договоритесь в паре, кто будет отвечать?

Продолжаем исследование:
Слайд 3
-Это кто?(шмель)

Из скольких частей состоит его тело? (Голова, грудь, брюшко – из 3.)
-Как у муравья? (да)
-Найдите в учебнике жука жужелицу (стр 44). Из скольких частей состоит его тело? (Голова, грудь, брюшко – из 3.)
-Можно ли сказать, что это общий признак? (3 части тела)
-Что находится на голове?
- Глаза и усики. Это органы чувств.
-При помощи каких органов передвигаются шмели, жуки? (крыльев).
-Да при помощи крыльев.
-У всех ли насекомых есть крылья? (Нет, например, у муравья.)
-Тогда можем сказать, что это общий признак? (Нет.)
-Рассмотрим ноги. Сколько их у муравья, шмеля, стрекозы (с 44 учебник)? (6 ног)
-У всех насекомых 6 ног? (Да.)
-Значит можем назвать это общим признаком? (6 ног)
- Продолжаем исследование.
-Рассмотрим брюшко. Что видите? (Колечки, полоски.)
-Эти полоски, кольца есть у всех насекомых? (Да.)
Приглядевшись, можно заметить, что тело любого насекомого – жука или бабочки, кузнечика или мухи – действительно состоит из отдельных члеников – сегментов (насечек). Они обеспечивают подвижность тела.
-Значит это общий признак. (Насечки.)
- Слово «насечки» на какое слово похоже? (Насекомые.) Молодцы! Наше исследование прошло успешно.
-Итак, что мы выяснили? (Выяснили существенные признаки насекомых. Всех, кто не подходит под эти признаки, нельзя назвать насекомыми.)
- Подумайте, а чем питаются насекомые?
- Как насекомые защищают себя от врагов?
- А как вы должны вести себя при встрече с насекомыми? Обобщение ответов уч-ся. Составление
Правил поведения при встрече с насекомыми.
IV. Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
1)Загадки стр.18 (раб. тетр.)По мере отгадывания показ насекомого на слайде.
Муравей. Бабочки. Пчёлы. Стрекоза. Божья коровка. Кузнечик.
Физминутка№2. . –Ребята, а вы знаете песенку о прыгающем насекомом?
(“Кузнечик”. Произвольные движ.уч-ся под песенку)
- Насекомых, которых мы увидели только что можно назвать полезными? Какую пользу они приносят?
2)Знакомимся с ещё одной группой насекомых:
Слайды с изображением Мухи. Тли. Колорадского жука.Комара. Каких насекомых называют вредными? Какой вред приносят эти насекомые? А нужно ли их уничтожать? Почему? Как вы думаете, какую пользу приносят даже «вредные» насекомые?(таблица «Цепи питания»).
3) «Красная книга» Ставропольского края: насекомые.- просмотр слайдов, беседа.
V.Проверка полученных знаний.Домашнее задание – исследовать паука.Проблема: Является ли паук насекомым? Подготовьте ответ на этот вопрос, пользуясь знаниями, полученными на уроке: рассмотрите слайд.

Вспомните существенные признаки. Докажите:
Паук – это насекомое, потому что …Паук – это не насекомое, потому что …
VI. Рефлексия(эмоциональная).
–Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов.
- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно – возьмите зелёные цветочки.
- Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил – синие цветочки.
- У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий – красные цветочки. (учащиеся прикрепляют цветы на доску).
-Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!
Аспектный анализ урока по окружающему миру в 1 «Г» классе
(в соответствии с требованиями ФГОС.)
Аспект: « Формирование общеучебных умений и навыков школьников».
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся
Ф.И.О. учителя: Дерновая Инна Руслановна
Класс: 1
Дата посещения: 4.04.2011 г.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урока
Цели урока: ознакомление учащихся с классом насекомых; формирование представления о паукообразных.
Задачи урока:
образовательные: знакомство с многообразием насекомых, выделение их существенных признаков;
развивающие: развитие у учащихся внимания, наблюдательности, речи, логического мышления, коммуникативных навыков;
воспитательные: воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете, интереса к предмету через применение на уроке ИКТ,а также безопасного по отношению к природе и своему здоровью поведения.
Введение в анализ урока.
1.Урок дан в соответствии с тематическим планированием
2.Тема «Наши маленькие соседи» расширяет кругозор учащихся о мире живой природы; предполагает привлечение богатого иллюстративного материала.3.Использование компьютерной презентации оправдано.Роль компьютера на уроке.
Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации.
Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися.
Компьютер позволяет сделать урок динамичным; переключать внимание с одного вида деятельности на другой, что поддерживает постоянный интерес и внимание к изучаемой теме.
Программа наблюдения:
1. Организационный момент.
использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок
2. Введение в тему при помощи представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока
3.Работа в парах
(поэтапное выполнение заданий)
закрепляют полученные знания
активизирует внимание

4.Работа с кроссвордом
умение выбрать правильный ответ
закрепление полученных ранее знаний
5.Работа исследователя расширение и углубление знаний по предмету; реализация межпредметных связей
6.Чтение текста
развитие оперативной памяти умение работать в паре развитие зрительной памяти
7. Дом. задание с формулировкой
« исследовать» практическое применение знаний,
полученных на уроке;учащиеся приходят к выводу, как важно быть внимательным на уроке
8. Рефлексия(эмоциональная). вся полянка зелёного цвета (на уроке дети чувствовали себя комфортно и уверенно)
9. Гигиенические требования
Соблюдение САН (t режима, освещенность, расстояние от парт до классной доски; время работы с интерактивной доской)
Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.

СОГБОУ ««Духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Открытый урок
по русскому языку
в 5 классе
Тема:

«Единообразное написание корня в родственных словах»

Учитель: Егорова Л.А.

2011-2012 уч.год
ТЕМА: «Единообразное написание корня в родственных словах».

ЦЕЛИ:


  1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по нахождению родственных слов и выделению корня.

  1. Повторение ранее изученных правил.

  1. Коррекция зрительной, слуховой памяти,
внимания, логического мышления.

  1. Развитие творческого мышления. Повышение познавательной деятельности.

  1. Воспитание культуры учебного труда, мотивация к учению.

Ход урока.


  1. Постановка задач урока.

Сегодня, ребята, мы с вами будем закреплять знания о родственных словах, находить и выделять корень слова.

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. На уроке нам понадобятся учебник, ручка, карандаш, линейка. Но чтобы начать работу, нам надо подготовить свои глазки, ушки, ручки.


  1. ^ Психологический настрой.

Закрыли глаза, поставили руки на локти, подбородок на ладони - настроимся на работу.

У вас ясная голова, вы всё знаете, готовы дать чёткий ответ на любой вопрос. Вы спокойны, внимательны, готовы к работе. А теперь поздоровайтесь пальчиками, чтобы они подготовились к работе.

Здравствуй, пальчик мой большой!

Здравствуй, указательный!

Здравствуй, средний пальчик мой!

Здравствуй, безымянненький!

Здравствуй, пальчик мой меньшой, мой мизинчик маленький!


  1. ^ Открываем тетради, записываем число, классная работа.

  1. И теперь, как всегда, минутка чистописания.

Ре. Ов. еч. ца. обе. ра. рят.

Прочитайте строчку. Что это? Верно, слоги. Обратите внимание, с какой буквы написаны первые два слога. Правильно, с большой. Запишите, будьте внимательны и поставьте точки только там, где у меня. Пишем красиво, ровно, стараемся.
Ребята принесли в лукошке

Овёс, гречиху, просо, крошки.

Снегирь, синица, воробей

Благодарят за корм детей.
Прочитайте стихотворение «про себя». Вслух. Запишем, обращаем внимание на запятые, точки. Сидим правильно, выводим каждую букву.

А сейчас поработаем с нашей строчкой слогов. Прочитайте первый слог, обратите внимание, с какой он написан буквы, найдите в стихотворении слова с данными слогами. Подчеркните их. Какого слога в этом стихотворении нет?


  1. Повторение.

А теперь вспомним правила, над которыми мы работали на предыдущих уроках.

Какие слова называются родственными? (близкие по смыслу, есть общая часть – корень)

Что такое корень слова? (общая часть родственных слов)


  1. ^ Работа по учебнику.

Откройте стр. 126, упр. 22. Прочитайте «про себя». Теперь вслух.

Какие это слова?

Какой корень в этих словах? (тетрадь, короб)

Какой корень? (площад)

Почему эти слова называются родственными?


  1. ^ Гимнастика для глаз.

а) Глазки наши устали. Посмотрите вдаль, на цветок. (2 раза)

б) Крепко зажмурьте глаза, откройте. (2 раза)

Продолжаем работу. (На доске висит плакат с родственными словами)

Сад, садовник, садовый.

Море, моряк, лень.

Морской, ленивый, лентяй.

Боль, большой, гриб, больница.

Грибной, родной, грибок.

Родина, родители, родственник.

Посмотрите на доску. Прочитайте первую строчку на плакате. Что вы можете сказать об этих словах, какие они? (родственные) Выделите корень.

Прочитайте следующие две строчки. Найдите родственные слова к слову лень. Выделите корень.

Найдите родственные слова к слову большой. Выделите корень.

Найдите родственные слова к слову грибок. Выделите корень.

Найдите родственные слова к слову Родина. Выделите корень.

А теперь будьте внимательны. Первый ряд запишет в тетради родственные слова с корнем, выделенные красным цветом, а второй ряд с корнем, выделенным синим цветом.

Следующее задание.

Один мальчик так записал предложение: «Дед Егор в густом лесу встретил рыжую лису»

Объясняя написание выделенных слов, мальчик сказал: «Выделенные слова - родственные, так как лиса живёт в лесу». Прав ли мальчик?


  1. ^ Физкультминутка (подвижная). Проводит один из учащихся.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Утром солнышко проснётся,

Бабочка кружит и вьётся…

Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка!
Продолжаем работать с учебником. Откройте стр. 126,упр.19. Прочитайте задание самостоятельно. Теперь вслух.

В слове «снежинки» пропущена буква е (проверочное слово «снег»).

Разбор всего упражнения. Каждое предложение и слово с пропущенной буквой.

Проверим.

Найдите предложение (Во дворе…). В каком слове пропущена буква? Есть ли в этом упражнении родственные слова к слову «снеговик»? Какой корень в этом слове?


  1. Итог урока.

Молодцы! А теперь оценки за урок.

СОГБОУ ««Духовщинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Егорова Л.А.

Конспект беседы для дошкольников в детском саду

Беседа для дошкольников на тему "Каша-матушка наша"

Автор: Евсюткина Людмила Алексеевна, воспитатель.
Место работы: МБДОУ №40 "Золотая рыбка" города Старый Оскол.

Беседа с поваром на тему "Каша – матушка наша"

Каша – что это такое?

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о кашах. Что же вам известно о кашах.

Выслушиваются ответы детей.

Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Наравне со щами каша стала, чуть ли не нашим национальным символом: “Щи да каша – пища наша”. Так говорили в старину.

Рестораны русской кухни можно встретить сегодня во всех странах мира. Наше кулинарное искусство занимает не менее почётное место, чем французское или, скажем, китайское. Несмотря на влияние восточных и западных соседей, наша кухня остаётся яркой и самобытной. И одно из любимых российских блюд – каша. Она наравне со щами стала, чуть ли не нашим национальным символом: “Щи да каша – пища наша!”. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”. Великий царь Пётр Первый, несмотря на страсть ко всему европейскому, особенно любил ячневую кашу.

На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Крутые каши (рассыпчатые) ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.

А из чего варятся каши? Из крупы. Из каких растений получают крупы? Отгадайте загадки.

Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос)

В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких как я,
Будет целая семья. (зёрнышко)

В поле – метёлкой, в мешке – жемчугом. (пшеница)

Мала малышка – золотая кубышка. (просо)

Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)

Как во поле на кургане

Стоят девушки с серьгами. (овёс)

В поле серёжки на тоненьких ножках. (овёс)

Черна, мала крошка,

А пользы в ней много.

В воде поварят,

Кто съест – похвалит. Что это? (гречка)

Да, действительно, на Руси варили каши из гречихи, пшеницы, проса, овса и многих других зерновых культур. Но каши варили не только в России. Англичане не могут представить себе завтрак без овсяной каши, которая называется поридж, в Африке любят каши из сорго. Жители Азии едят рис, а молдаване, румыны и болгары варят кашу из кукурузной муки – мамалыгу.

Каши у разных народов играли в питании особую роль. Они были не только повседневной высоко питательной пищей, но и ритуальными, обрядовыми блюдами. Их приносили в жертву богам, кутью варили и сейчас варят на поминках и тризнах, невесту обсыпали зерном.

Иногда говорят: “С ним каши не сваришь!”. Поговорка эта пришла к нам из седой древности. Арабский путешественник Ибн Фатланд, посетивший в 921-922 гг. в качестве секретаря калифа Муктабара царство Волжских Булгар, был удивлён одним странным обычаем руссов. Когда два враждовавших племени заключили мирный договор, то вожди их сварили кашу и ели её вместе на глазах дружины. Без этого ритуала договор считался недействительным. Позднее на Руси стали называть кашею брачный пир, так как жених и невеста должны были сварить вместе кашу и съесть её на глазах сватов и родни. Без этого свадебный контракт не считался законным. Отсюда и пошло знаменитое выражение: “С ним каши не сваришь”, т.е. не договоришься.

Вот сколько интересного можно узнать о таком простом на первый взгляд блюде, как каша.

Каша – матушка наша

Щи да каша – пища наша

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит

Если про кашу не забудешь, здоровым будешь

С ним каши не сваришь

Кашу маслом не испортишь

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай

Щи да каша – еда наша

Разговорами каши не сваришь

Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась

Кашу свари, да ещё в рот положи

Где щи да каша – там место наше

Молодцы! А сегодня речь пойдёт о … Отгадайте загадку.

Черна, мала крошка,
А пользы в ней много.
В воде поварят,
Кто съест – похвалит.

Что это?

Конечно же, это гречка. Именно о ней говорили в русском народе: “Гречневая каша – матушка наша”,

“Гречневая каша сама себя хвалит”.

Эти русские народные пословицы восхваляют гречневую кашу, которая и в старину на Руси наравне со щами и ржаным хлебом считалась основой богатырского русского здоровья. Гречневую крупу получают из гречихи. Гречиху любят не только люди, но и пчёлы. Пчёлы собирают с гречихи сладкий нектар. Гречневая крупа для нас символ повседневности. Во всём же мире её считают, чуть ли не элитарным продуктом. Её очень сложно выращивать и обрабатывать – она относится к продуктам здорового питания, которые традиционно стоят дороже, чем обычные.

Гречиха – это экологически чистое растение:
Неприхотлива к почвам, её выращивают без химических удобрений.
Не боится сорняков, самостоятельно вытесняет их с поля, поэтому для её выращивания не применяют пестицидов.

Гречиха содержит больше всего полезных для поддержания красоты и здоровья веществ.

Гречиха издревле была излюбленной культурой у славян. Есть русская народная сказка “Крупеничка”, в которой описано сказочное происхождение этой культуры. В старину, во время посева гречихи, пели песенку:

Крупеничка, красная девица,
Кормилка ты наша, радость сердца.
Цвети, выцветай, молодейся.
Мудрее, курчавей завивайся.
Будь всем добрым людям на угоду.

Во время посева, 13 июня, в день Гречишницы, всякого странника угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтоб посев был счастливый, чтоб гречи уродилось на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба да без каши ни во что и труды наши!

Витаминами полна,
Гречневая каша – матушка наша,
Если скушаешь её,
То захочется ещё.
Витаминов в ней навалом.
Я их перечислю.
Фосфор, калий и железо и особенно белки
Все полезны и важны,
Для здоровья нам нужны.

Ребята, про кашу есть немало скороговорок, которые нужно произносить правильно и быстро.

Разучивание скороговорок:

Дали вместе с простоквашей каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу с простоквашей.

Саше дали кашу, а Клаше простоквашу.

Щи да каша – пища наша.

Поля в поле просо полет.

Что нового узнали о гречневой каше?
(Ответы детей)
Приходите еще в гости на кухню, и мы с вами поговорим о других кашах и их пользе для нашего организма.

Внеклассное мероприятие
«Каша – матушка наша»
Цели:
 сформировать правильное представление о необходимости и важности
употребления в пищу различных видов каш;
 пробуждение у детей интереса к народным традициям.
Задачи:
 сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни
наших предков;
 формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных,
разнообразных каш, как обязательного компонента меню школьников;
 просвещение родителей в вопросах организации правильного питания
детей младшего школьного возраста.
Ход мероприятия
1 ведущий:
Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники,

песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции.
Сегодня героиней нашего праздника будет её величество каша!
2 ведущий:
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. На Руси каша испокон
веков занимала важнейшее место в повседневном рационе. Она являлась
одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская
пословица: «Хлебец ржаной – батюшка родной, каша ­ матушка наша».
3 ведущий:
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и
сказок, как о каше. Это вызвано тем, что издревле славянские племена
занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо. Как у
всякого народа­землепашца, зерно и продукты его переработки стали у
русских людей предметом религиозного почитания. Каша – это исконно
русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного
события.
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир
так и назывался «кашей». Вот какая история вышла с «кашей» Дмитрия
Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю
должен был ехать на «кашу» к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский,
счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и
1

пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь
«оскорбительное» предложение… тогда выбрали «золотую середину». Кашу
сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят,
связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» ­ крутая,
пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в
знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если
же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»
Выражение это дошло и до наших дней.
В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день
Акулины – гречишницы, который приходится на 26 июня.
1 ведущий:
Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает
Песня «Ярмарка»
каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила…»
(ребята хором произносят продолжение стишка)
Входит сорока:
Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.
­ Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте­ка мои
загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.
 Что всегда поверх каши лежит? (масло)
 Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)
 Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)
 Я бел, как снег, в чести у всех
И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)
Сорока: Молодцы, ребята! Все назвали. А теперь я пойду кашку вам сварю,
печка­то уже готова.
2 ведущий:
Иди сорока, вари вкусную кашу, а мы продолжим. Проведя
социологический опрос среди учеников вторых классов, мы выяснили, что
больше всего дети любят гречневую и манную кашу.
2

3 ведущий:
Оказывается, что безусловным фаворитом среди каш является
гречневая. Она по питательности не уступает мясу, хлебу и картофелю, а
организмом усваивается гораздо лучше. Одним из главных достоинств гречки
является большое количество растительного белка, поэтому гречу можно
использовать как полноценный заменитель мяса. Много в зернах гречихи
минеральных веществ: магния, например, в 2 раза больше, чем в ячмене, и в 4
раза больше, чем в рисе. Поэтому она незаменима для диабетиков и
сердечников. В ней так же много железа, которого не хватает людям с
Греча способствует снижению уровня
пониженным гемоглобином.
холестерина,
предотвращает развитие
атеросклероза, инфаркта и инсульта. Отличается греча и большим
содержанием витаминов группы В и РР (рутин, который, кстати, получают из
крупы промышленным способом). А если в пище недостаточно витаминов
группы В, то у людей нарушается деятельность нервной системы: они
становятся невнимательными, рассеянными, раздражительными, плохо спят.
Гречневая каша полезна для здоровья всем. Её назначают в качестве лечебного
питания, рекомендуют включать в укрепляющую диету пожилым и больным
людям. Гречка низкокалорийная незаменима для тех, кто хочет похудеть.
очищает сосуды,
а значит,
Из истории. Более 5 тысяч лет назад народы северной Индии обратили
внимание на травянистое растение с невзрачными цветками. Его темные
семена, пирамидки, оказались съедобны из них стали делать муку для
лепешек и варить кашу. Названо это растение гречкой, потому что первыми ее
возделывали греческие монахи при монастырях.
На Русь гречиха была привезена из Греции и стала одной из лучших
зерновых культур. За целебные качества гречневую крупу часто называют
«царицей круп». Гречневая каша стала излюбленным блюдом. Сначала
готовили ее в русской печи, а позже на плите. В течение двух тысяч лет
гречневая каша является исконной национальной русской пищей, а с 15 века
она стала одним из основных продуктов питания. О гречневой каше слагали
пословицы и стихи:
«Хлебец ржаной – батюшка родной,
Гречневая каша ­ матушка наша».
«Каша – кормилица наша»
* * *
Богатырь на свете жил
Гречку кушать он любил,
Целый чугунок съедал
Хлебом черным заедал
3

Гречка мне как мать родная
Без нее ослабеваю,
Ароматный хлеб ржаной
Мне как батюшка родной!
1 ведущий:
А вы ели когда–нибудь кашу из топора?
Учащиеся 2В класса приготовили для Вас инсценировку русской народной
сказки «Каша из топора»
(Появляются Солдат и старуха)
Ведущий: Пришел солдат с походу на квартиру говорит хозяйке:
­ Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
­ Вон там на гвоздике повесь
­ А ль ты совсем глуха, что не чуешь?
­ Где хошь, там и заночуешь!
­ Глухая! Подавай на стол!
­ Да нечего, родимый!
­ Свари кашицу
­ Да не из чего!
­ Давай топор! Я из топора кашу сварю!
Ведущий: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил
воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
­ Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!
(Старуха вздыхая, достает крупу, дает Солдату)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.
­ Готова ли?
­ Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.
(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)
­ Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть.
(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна. Старуха, смакуя
кашу):
­ Служивый, а когда ж топор будем есть?
­ Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю. (Встает)
­ Ну, будь здорова, хозяйка!
(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Ведущий: Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
Вот так­то Солдат и кашки поел, и топор унес.
1 ведущий:
А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с
топором?
4

(Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара)
2 ведущий: А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в
пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс.лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс.лет.
1 ведущий:
Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?
(С манной кашей)
А вы знаете, из какой крупы её готовят?
3 ведущий:
Интересно, что манная крупа получается из пшеницы, а пшеница с
давних времен возделывалась на Руси. Манную крупу добывали путем
перемола на мельницах, определенных сортов пшеницы, в муку грубого
помола. Несмотря на то, что выращивать пшеницу люди стали еще до нашей
эры, манная крупа появилась гораздо позже. На Руси ее производили в
небольших количествах, и она считалась
деликатесом, а потому
предназначалась лишь знати и богачам.
На манной каше выросло уже не одно поколение. Этот продукт отлично
подходит детям, ведь манка обладает нежным приятным вкусом, да и жевать
ее почти не требуется. Рекомендуют давать манную кашу детям на завтрак
перед серьезными нагрузками, например, контрольными работами. Эту
необыкновенную кашу можно готовить разными способами, и она была
прославлена еще в давние времена.
Однажды граф Дмитрий Гурьев гостил в имении знакомого отставного
военного. Во время обеда на десерт была подана каша, отведав которую граф
так восхитился, что попросил позвать крепостного повара Захара и,
поблагодарив, решил выкупить его со всей его семьей. И кого только не
угощал граф этой кашей, равнодушным не остался никто, так и получила она
название “Гурьевская каша”.
Рецепт приготовления «Гурьевской каши» найдете в нашем сборнике.
2 ведущий: Встречайте учащихся 2 Б класса. Они расскажут стихотворение
про Машу и манную кашу.
СТИХИ про манную кашу
Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
5

На­ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»
Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»
Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите­ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться­
Или зря убирали пшеницу?!»
И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли моё не душисто
От травы­муравы шелковистой?»
Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила­
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте­ка мне, бабушка ложку!»
Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
6

Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!»
Русский народный танец
Если в беспорядке, мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь­ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну, разве каша виновата, что бестолкова голова!
Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять...
Говорят, что во рту у вас ­ каша!
Обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь­ ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!
Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но разве правильно, ребята.
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки…
Нет ничего прекрасней манки!
Песня про манную кашу
Каши разные нужны
Каши всякие важны!
Рисовая каша наша
Сладкая, приятная,
С изюмом, ароматная
Вкусная, пахучая
7

Белая, сыпучая.
3 ведущий:
Рисовая каша полезна тем, что содержит много сложных углеводов и
долгое время обеспечивает приток энергии. Рис хорошо очищает организм от
солей, токсинов и шлаков. Этот продукт очень широко используется на кухне.
Большое разнообразие каш можно приготовить с сушеными цукатами или со
свежими фруктами.
Рис является одним из древнейших и продуктивных злаков на Земле. В
России появился при Петре I и был назван «Сарацинское пшено», завезен из
Китая. Зерно было только привозным, а потому очень дорогим. Сегодня
существует много видов риса и методов его возделывания. В конце 19 века
рис стали возделывать в России. В настоящее время половина человечества
питается рисом.
1 ведущий:
Ребята, а давайте вспомним, в каких произведениях говорится о каше?
 Русская народная сказка «Каша из топора»
 Русская народная сказка «Лиса и журавль»
 В. Драгунский «Тайное становится явным»
 Н.Носов «Мишкина каша»
 Братья Гримм «Горшок каши»
2 ведущий:
В сказке А.С. Пушкина «О попе и работнике его Балде» поп кормил
своего работника полбой. Так на Руси называли особый вид пшеницы ­ с
ломким колосом, т.е. пшеничной кашей.
3 ведущий:
А вы знаете о каше молодости и красоты.
Так на Руси называли кашу из овса. Овсяная каша очень полезна для
здоровья, способствует хорошему пищеварению. В ней присутствуют
минералы, углеводы и уникальные витамины, которые укрепляют волосы и
ногти, улучшают состояние кожи, способствуют росту детского организма. В
народе овсянку считают настоящим эликсиром молодости и красоты. Вкусна
каша из овсяной крупы, особенно дробленой или расплющенной, ­ она
называется «геркулес». У англичан это национальное блюдо, его почти все
едят по утрам.
Родина овса – Монголия. Когда этот злак появился на русских землях,
его стали возделывать наряду с пшеницей, употреблять в пищу и на корм
лошадям.
Частушки
8

1.Кушай кашу геркулес
Это чудо из чудес.
Кушай, будешь силачом
Любая гиря нипочем.
2.Красно яблочко поспело
Все в себя собрать успело.
Углеводы и кислоты,
Солям тоже есть работа.
3.Положила я изюм­
Бывший виноградик.
Кашу пробуйте мою
Похвалите всю семью!
4.У меня горшочек каши
Каши очень непростой,
Если съешь её ты ложкой,
Сразу вырастешь большой!
5.В каше есть пшено из проса
Омывали его росы.
Солнышко его любило,
А я в кашу превратила!
6.Тыква выросла огромной
В ней и сахар и белки,
Каротин, клетчатка, воды,
Витаминов в ней – полки!
1 ведущий:
Сегодня кашу заварили родители и дети 2 А класса.
Замечательная вышла каша!
Душистая, ароматная, рассыпчатая!
2 ведущий:
Сейчас самое время устроить пир на весь мир! Каша уже подоспела!
3 ведущий:
Угощайтесь, гости дорогие, кашей, а мы поделимся с вами рецептами.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
9

Цели:

  • отработать навыки правильного выразительного чтения;
  • учить раскрывать смысл произведения;
  • характеризовать героев произведения;
  • воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми;
  • развивать память, мышление, речь.

Оборудование:

  • учебник В.Г. Горецкий « Родная речь», 4 класс;
  • карта России;
  • музыка для физминутки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II . Развитие внимания, речи.

Рыдают буквы на каждой строчке
От наших букв одни кусочки
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало
Но если вы его найдёте, то
Сразу все слова прочтёте.

(корм) -ушка (корм) -ит (корм) -илец

Что общего у этих слов? (У этих слов общий корень.)
- Как можно назвать эти слова? (Однокоренными.)
- Для чего люди делают кормушки для птиц поздней осенью и зимой?
- А вы помогаете птицам?
- Давайте попробуем стать поэтами. Нужно подобрать слова, которые подходят по рифме в четверостишье:

Ребята принесли в лукошке
Овёс, гречиху, просо _____.
Снегирь, синица, воробей
Благодарят за корм ______.

(Прочтите медленно, быстро, по слогам, весело.)
- Обратите внимание на слово кормилец . Это старинное слово и обозначает оно обеспечивает едой, покровительствует.
- Как вы думаете, кто для вас является кормильцем?
- А что делают для вас ваши родители? (Воспитывают, любят.)
- А вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей, любить их, не совершать необдуманных поступков.)
- Я прошу вас всегда помнить об этом. И хочу вам напомнить, что этот год у нас в стране является годом семьи.

III . Тема и цели урока.

На прошлом уроке мы говорили о семье Чечевицыных. Сегодня на уроке мы поговорим о главных героях рассказа А.П.Чехова «Мальчики», оценим их поступок.

IV . Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним слова над значением, которых работали на прошлом уроке.
Чтение хором:
РОЗВАЛЬНИ
(низкие и широкие сани без спинки и сидения)
БАШЛЫК
(суконный тёплый головной убор, надеваемый поверх шапки)
СЮРТУК
(длинный двубортный пиджак)
САМОЕДЫ
(старое название ненцев и некоторых других северных народов)
БИЗОН
(дикий североамериканский бык)
ПАМПАСЫ
(южноамериканские степи)
МУСТАНГ
(одичавшая домашняя лошадь)
ЧЕЧЕВИЦА
(растение семейства бобовых)
УРЯДНИК
(чин уездной полиции)
МАЙН РИД
(английский писатель)

Дома вы делили текст на отдельные эпизоды. Какие эпизоды вы выделили?

  1. Первый приезд Володи.
  2. Действие в столовой.
  3. Действие в детской.
  4. Диалог Чечевицына с Катей.
  5. Девочки подслушивают разговор.
  6. Прощание с родными.
  7. Диалог Чечевицына с Володей.
  8. Поиск мальчиков.
  9. Второй приезд Володи.
  10. Отъезд Чечевицына.

V . Работа с текстом произведения.

Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын – его друг.)

1. Характеристика Чечевицына.

Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
- Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.127-128)
- Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)
- Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос:
Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)
- Как он себя называет? (Монтогимо Ястребинный Коготь)
- А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)
- С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребинный Коготь.)
- Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.134)
- Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

VI. Физминутка.

2. Характеристика Володи Королёва.

А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.
- Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр.132)
- Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)
- Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:
Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)
- Выберете какими чертами характера обладал Володя?
- А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)
- Зачитайте план побега. (Стр.129)

3. Проверка домашней задачи.

Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см = 470км. До Америки 30см, а от Америки до Коллифорнии ещё 11см. Я вас просила подсчитать, сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км)
- Реален ли был их план, и знали ли дети географию?

4. Характеристика поступка.

Что они приготовили для побега? Зачитайте. (Стр.131)
- Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?
- Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? (Стр.130,131)
- Могли ли сбыться их мечты?
- Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)
-Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
- Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?
- Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

VII . Итог урока.

Чему нас учит рассказ А.П.Чехова « Мальчики»?
(Ставить перед собой реальные, выполнимые цели.
Беречь родителей и близких людей.
Не подвергать свою жизнь опасности.
Уметь отвечать за свои поступки.)

VIII . Домашнее задание.

Пересказ рассказа по плану.