Курсы авиамоделирования в мае. Оформление авиамоделей в вашем кружке: так будет! Дополнительные материалы и оборудование, необходимые для организации авиамодельного кружка для начинающих в школе и летнем лагере

Несмотря на поголовное увлечение робототехникой и прочими инновациями, старые добрые кружки технического творчества, знакомые всем со времён ДОСААФ, никуда не исчезли. Авиамодельные - как раз из таких. Дети продолжают мечтать о небе, строить модели самолётов и соревноваться в искусстве пилотажа. Пусть и стоя на земле.

Зачем идти в авиамоделисты в эпоху «Лего» и смартфонов? Своим ответом на этот вопрос с нами поделился Максим Посыпай, преподаватель кружка авиамоделирования из Екатеринбурга.

Максим Посыпай

преподаватель кружка авиамоделирования, мастер авиамодельного спорта, Екатеринбург

Не хобби, а спорт

Начну с того, что научиться делать модели самолётов и даже на них «летать», в качестве приятного хобби, любой ребёнок может дома, с мамами и папами. Вся необходимая информация есть в интернете. Задача авиамодельных кружков в другом - воспитать спортсменов-авиамоделистов.

Авиамодельный спорт с 2014 года внесён во Всероссийский реестр видов спорта. (И он, кстати, первый в списке - потому что на букву «А».) Как в любом спорте, здесь присваиваются разряды, проводятся соревнования вплоть до чемпионата мира. В авиамодельном спорте есть разные категории, в зависимости от моделей самолётов. Основные - это свободнолетающие модели (пилот только запускает модель, и между ними нет никакой связи во время полёта), кордовые модели (они летают по кругу и управляются двумя тросиками малого диаметра - кордами) и радиоуправляемые.

Если ребёнок занимается в кружке и активно участвует в соревнованиях, к концу школы он вполне может получить первый взрослый спортивный разряд или даже стать кандидатом в мастера спорта. А такое достижение даёт дополнительные баллы при поступлении в профильные вузы, связанные с авиацией. Это вполне ощутимое различие между авиамоделизмом как спортом и как хобби.

Другое различие состоит в том, что в хобби нет соревновательного момента. Ну, сделал - полетело. А лучше ты летаешь, хуже, быстрее, медленнее, выше, красивее - неважно.

Но именно соревновательный момент позволяет развивать инженерное мышление - то, что технические кружки и должны делать.

Простой пример: по правилам соревнования площадь крыла и вес кордовой модели ограничены. Мы не можем сделать модель легче 410 граммов, а площадь крыла должна быть не более 34 квадратный дециметров. И вот придумай, как соблюсти эти условия и добиться, чтобы лётные качества были лучше, чем у конкурентов. Ко второму году обучения в кружке дети уже способны решать подобные инженерные задачи.

На этой модели «летал» экипаж чемпионов Европы и СССР (в соревнованиях по кордовым моделям в экипаже два человека - пилот и механик)

Другой пример: в нашем спорте, как в «Формуле-1», скорости постоянно повышаются, и из соображений безопасности вводятся новые технические требования, которые должны скорость снизить. В 90-х годах на кордовых гоночных моделях были корды диаметром 0,3 миллиметра, сейчас норма - 0,4 миллиметра. Кажется - ерунда, но скорость «съедается». Первое время - это проблема, а спустя год, полтора, два находятся способы компенсирования, чтобы даже с такими техническими условиями самолёт летел быстрее.

Ограничения, которые есть на соревнованиях, приводят к появлению интересных инженерных решений.

Соревновательный момент вообще очень важен для подростков, он позволяет доказать всем и самому себе, что ты в чём-то лучший, что ты что-то можешь.

Нитки и техническое творчество

Ко мне ребята приходят с 11 лет, потому что им нужно знать кое-что из математики и обладать достаточно развитой моторикой, чтобы работать с материалами. У меня есть свой контрольный вопрос для входа в кружок: делится ли 491 на 2? Если ребёнок отвечает, что нет, математику следует подтянуть.

Как и в любом кружке, мы идём от простого к сложному. Самую первую модель они делают из бумаги по моим чертежам за 40 минут. Для меня здесь главное, чтобы ребёнок увидел: он сделал своими руками самолёт - и самолёт полетел.

Следующая модель - модель-схема «летающее крыло» из обыкновенной потолочной плитки. Чем хорош этот самолёт: его можно сложить пополам и на улице, растянув резинку, запустить вверх - он раскроется и полетит сам.

Затем мы делаем метательный планер (ребята начинают работать с деревом) и проводим первые городские соревнования - дети учатся его правильно запускать.

Если предыдущие делались за один-два урока, то с этим самолётом кто-то справится за месяц, а кто-то за полгода. Всё потому, что здесь добавляется новая операция - сматывание нитками. Две детали берутся и плотненько-плотненько сматываются нитками, а нитки потом промазываются клеем. Работа несложная, но очень кропотливая.

Эта операция будет присутствовать потом на всех последующих моделях, да и при внезапных поломках на соревнованиях без неё не обойтись, чтобы быстро что-то отремонтировать - в общем, мы на этапе освоения крайне полезного навыка. И вот тут-то у детей начинаются проблемы - им не хватает усидчивости, они не любят такую работу.

Не выдержав «испытания нитками», многие бросают кружок. У меня есть отдельный шкаф, в котором лежат их недоделанные конструкции. Зато если уж ребёнок после этой модели остался - почти гарантировано, что он здесь приживётся.

Кто-то на этой модели бросает кружок, а кто-то с неё начинает свой путь к большим соревнованиям.

После этого я предлагаю ребятам выбрать, какими моделями они будут дальше заниматься - свободнолетающими, кордовыми или радиоуправляемыми.

Кстати, чем авиамодельный спорт хорош - здесь каждый может найти свою нишу.

Все дети разные: кто-то из них конструктор, кто-то пилот, кто-то спортсмен.

Я как тренер всегда смотрю на темперамент ребёнка и понимаю: если он флегматик - то ему нечего делать в воздушном бою, если он спокойный и сдачи никогда не даст - я не поставлю его участвовать в гонке. Но есть пилотажные модели - и там нужно как раз быть абсолютно спокойным.

О чувстве материала

Я сам - выходец из авиамодельного кружка, сейчас являюсь членом сборной Свердловской области по кордовым гоночным моделям. И я помню, почему пришёл в этот кружок: мне хотелось самому делать себе самолёты, чтобы играть.

У современных детей слишком много игрушек и гаджетов, чтобы у них появилось подобное желание. Мало того, сейчас компьютерные программы позволяют создать не только виртуальную модель самолёта, но и смоделировать среду (задать параметры ветра и так далее), и прямо на компьютере проверить, как эта модель в данной среде себя ведёт. И лобзиком работать не надо, и на самолёте полетал.

Но я уверен: только физическая модель, сделанная своими руками, может быть шагом к инженерии. Потому что именно так приходит понимание, как работают с материалами.

Ребёнок должен понимать, как из какого-то бревна в конце концов получается действующая летающая модель.

Конструктор «Лего» тоже такого опыта не даёт. Во-первых, на кубиках невозможно изучать такие вещи, как прочность и жёсткость конструкций, невозможно учиться работать с чертежами. Во-вторых, любая модель «Лего» собирается за одно-два занятия. Да, ты можешь ещё писать программу, но физически модель будет готова - и это обманчивая лёгкость, далёкая от работы в реальных условиях.

Для детей, растущих со смартфоном в руках, технический кружок становится чуть ли не единственным местом, где можно научиться пользоваться молотком.

Школа этому не учит

Я считаю, что любой технический кружок - это практическое применение теоретических знаний, данных в обычной школе. Не раз наблюдал, как именно здесь, создавая модели, ребята делали открытие: если трапецию «повернуть на бок» - она остаётся трапецией. Или что разделить пополам 491 рубль и 491 миллиметр - это одна и та же математическая операция.

Школа не учит договариваться и работать в команде. У нас командная работа появляется на соревнованиях. Тут без команды никак, и каждый должен выполнять какие-то функции. Конечно, дети все до единого хотят быть пилотами, и есть такие непопулярные, «черновые» профессии - например, механик в гоночных моделях. Я вот именно механик, и мне чуть-чуть обидно, что к моей «профессии» так относятся. Но это до первых выездных соревнований. Там они видят, что и в других городах дети занимаются такой «черновой» работой, и результат команды зависит от каждого, и им это начинает нравиться.

А ещё у меня, например, принципиальная позиция: инструментов в классе ограниченное количество. Если хочешь что-то сделать - будь любезен договариваться. Например, есть 5 рубанков, на занятие приходит 15 человек. Если они не умеют договариваться, рубанков им точно не хватит.

Авиамоделизм и время

Что мы делали в 1988 году, когда я пришёл в кружок в четвёртом классе, и что мы делаем сейчас - сами модели совершенно не изменились. Изменился технологический подход. Сейчас для черчения используется компьютер, программа «Компас», для изготовления деталей - фрезерные станки с ЧПУ, станки лазерной резки, 3D-принтеры. Современному ребёнку гораздо интереснее делать модель с использованием его любимого гаджета, чем просто орудовать лобзиком.

Несмотря на это, первые модели всё равно делаются вручную, чтобы освоить инструмент. И нитками придётся научиться сматывать - без этого никуда.

Так выглядит полёт кордовой модели самолёта, если на неё установить камеру GoPro (ВНИМАНИЕ! Сделайте звук потише)

Не думаю, что авиамоделизм в обозримом будущем ждёт упадок: наоборот, люди рвутся в воздух, хотят летать, хотят смотреть с высоты птичьего полёта. Взять развитие тех же дронов. Знаю выходцев из авиамодельных кружков, которые потом успешно занимались аэрофотосъёмкой с беспилотных аппаратов. Авиамодельный спорт тоже не исчезнет, потому что, слышал такую хорошую фразу, инженер рождается там, где есть ограничения.

Я вовсе не стремлюсь, чтобы ребята из кружка обязательно шли в авиацию. Но если они найдут себя в технических специальностях (а по наблюдениям, именно так и происходит), буду очень рад.

МЕЧТУ НЕ КУПИШЬ
Современные маркетологи знают о детских желаниях всё и даже больше. Благодаря их стараниям многочисленные магазины предлагают «мечты» на любой вкус и кошелёк, поэтому сейчас не составит труда купить уже готовый радиоуправляемый самолётик.
Вот только сравнится ли недолгая радость от такой (кстати, недешёвой) игрушки с гордостью за самолёт, сделанный своими руками? Конечно же, нет. Не придётся говорить и о развитии инженерного мышления у ребёнка, который пользуется уже готовым решением.

ВСТАТЬ НА КРЫЛО
К так называемой советской классике авиамоделирования относится, например, создание резиномоторных моделей. Пропеллер таких самолётов работает благодаря резинке, которая закрепляется между ним и основанием. Когда предварительно закрученную резинку отпускают, пропеллер вращается. Резиномоторы долго находиться в воздухе не могут, да и полёт для них - дело десятое. Главная цель моделистов - с помощью долгой и кропотливой работы воспроизвести уменьшенные копии оригиналов крылатых машин.

Авиамодельные кружки в Советском Союзе были кузницей кадров для большой авиации.

Именно резиномоторные модели собирали на « Авиамоделировании» во фрязинском Доме пионеров, куда в детстве ходил Павел Редин , преподаватель одноимённого кружка в . Сейчас перед кружковцами он ставит более интересные задачи.
- То, чем мы сейчас занимаемся с ребятами, не имеет ничего общего с тем, что я делал в детстве, - рассказывает Редин. - К уровню «выпили - раскрась - склей» мы добавили электронику, поэтому теперь ребята решают настоящие инженерные задачи. Есть даже небольшой блок программирования - это настройка пульта управления. А долгожданным финалом становится запуск самолётов на Барских прудах.

ЧТО ТАКОЕ ПАССАТИЖИ?
- Тем не менее в кружке мы значительную часть времени уделяем именно ручному труду, - продолжает Редин. - Пилим всё руками, доводим элементы до нужного состояния ножовкой, наждачной бумагой, напильником. По лекалам из пенопласта ребята сами вырезают будущий самолёт, есть моторама для винта, которая, опять же, самостоятельно вырезается из деревянной фанеры. Можно было бы это всё выпиливать и на электрическом лобзике, но я считаю, важно приучить к работе руки. Пока нет этих навыков - никаких электроинструментов. Это главное правило.

город Ейск Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район

(полное наименование образовательного учреждения)

Утверждено

Решение педсовета протокол №__

От « » _____ 20____ года

Председатель педсовета

Л.П.Крячко

Подпись руководителя ОУ

Рабочая программа

Кружка «Авиамоделирование»

указать предмет, курс, модуль

Ступень обучения (возраст) 7 – 18 лет _____________________

Срок реализации программы –3 года

Количество часов – 576 часов

Педагог дополнительного образования – Бортников Станислав Валентинович

г.Ейск, 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа кружков авиамоделирования составлена на основе многолетнего опыта занятиями авиамоделизмом с учётом возрастных и психологических особенностей подрастающего поколения, имеющейся материальной базы, оборудования, имеющейся мастерской.

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных самолётов, чтобы каждый мог выбрать свою направленность на занятиях авиамоделизмом и подготовку спортсменов-авиамоделистов. Данная программа носит личностно-ориентированный характер и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Данная программа рассчитана на три года обучения детей от 7 до 18 лет.

Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На программу первого года обучения отводится 144 часа (занятия 2 раза в неделю по 2 часа), на второй и последующие годы – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа). Количество обучающихся в кружке для 1 года – 12 человек, второго и последующего – 8-10 человек.

Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию». Но дети становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Вряд ли моделизм так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому, что он дает возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны и старшеклассникам, а детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, то есть играть в авиацию. Не будет преувеличением утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель самолета, мысленно управляет ею, вернее – настоящим самолетом.

Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определённые навыки и знания.

В кружках авиамоделирования увлеченно строят модели ребята разного возраста. Модели самолетов изготавливаются от простейших, с применением бумаги и картона, до самых сложных с двигателями. Занимаясь авиамоделированием, школьники приобретают знания по математике, физике, черчению, географии, метеорологии. Ребята учатся работать различными инструментами, что обязательно пригодиться в жизни. Не один знаменитый летчик свой путь начинал с занятий в авиамодельном кружке. Из рядов юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими именами гордится вся Россия и Кубань – Туполев, Антонов (конструкторы); летчики Громов, Покрышкин, Хрюкин.

Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для кого-то - это путь в профессию.

Цель программы: создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием.

Задачи:

Образовательные:

Развитие технического мышления;

Формирование знаний в области аэродинамики;

Обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;

Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления авиамоделей;

Мотивация отношения к обучению как важному и необходимому для личности и общества делу.

Развивающие:

Развитие творческого мышления;

Развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.).

Воспитательные:

Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

Воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;

Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;

Воспитание патриотизма;

Кружки первого и второго годов обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях дети знакомятся с первоначальными сведениями по теории полёта, истории авиации, приобретают трудовые умения.

На третьем году обучения работа расширяет знания по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчётов.

Основные методы проведения занятий в кружке – практическая работа и соревнования. Ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей, учатся управлять ими, соревнуются между собой.

Практическая работа в течение всего курса состоит из следующих основных этапов:

  1. Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.
  2. Подбор инструментов и оборудования.
  3. Заготовка и первоначальная обработка материалов.
  4. Изготовление моделей по индивидуальным планам.
  5. Отделка моделей.
  6. Регулировка и пробные запуски.
  7. Устранение выявленных недостатков.
  8. Соревнования по изготовленным моделям.

На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются как одновременно всем членам группы, так и индивидуально. В дальнейшем основным методом становится научно-познавательный метод. При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой, пособиями.

По окончании курса ребенок должен знать: правила ТБ; требования к организации рабочего места; чертежные инструменты и приспособления; условные обозначения на чертежах; геометрические фигуры; свойства различных материалов и способы их обработки.

Уметь: правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями; увеличивать и уменьшать чертеж; делить окружность на разные части; выполнять различные разметки; вносить изменения в конструкцию моделей; работать с шаблонами, выкройками; выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения.

Тематическое распределение часов по годам обучения

1-й год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практ.

Вводное занятие.

Материалы и инструменты.

Парашюты.

Соревнования по моделям парашютов.

Воздушные змеи.

Соревнования по моделям воздушных змеев.

Планер «Полёт» – летательный аппарат.

Соревнования по моделям «Полёт».

Самолёт-планер «Октябрёнок» с мотором.

Соревнования по моделям самолёта «Октябрёнок».

Вертолёт – «Стрекоза», взлетающий вертикально.

Соревнования по моделям «Стрекоза».

Схематическая модель планера.

Соревнования по схематическим моделям планеров.

Заключительные занятия.

2-й год обучения

№ п/п

Кол-во часов

всего

теория

практика

ТБ в авиамодельном кружке

Модель радиоэлектролета 1)Радиоволна,принцип работы авиамодельной радиоаппаратуры

2)Бортовое оборудование электролета,органы управления 3)Заготовка и обработка материалов для постройки радиоэлектролета 4)Изготовление деталей крыла,склейка

5)Изготовление деталей фюзеляжа, склейка 6)Изготовление деталей хвостового оперения,склейка 7)Изготовление деталей элеронов,руля высоты,руля поворота 8)Обработка крыла 9)Обработка фюзеляжа 10)Обработка хвостового оперения

11)Изготовление и установка моторамы

12)Изготовление и установка усилений под шасси 13)Установка элеронов,руля высоты,руля поворотов 14)Изготовление кабанчиков элеронов, руля высоты, руля поворотов 15)Установка кабанчиков 16)Изготовление кронштейнов под рулевые машинки 17)Установка рулевых машинок 18)Изготовление и установка тяг управления 19)Сборка модели 20) Изготовление стоек шасси, колес

21)Установка шасси на модель 22)Покраска модели 23)Окончательная отделка модели 24)Установка двигателя 25)Установка рулевых машинок 26)Установка и опробование бортового оборудования 27)Центровка модели 28)Авиамодельный симулятор-принцип обучения 29)Обучение пилотированию радиоэлектролета на симуляторе 30)Полеты на электролете

Соревнования по моделям электролетов

Радиоэлектропланер

1)Явления в атмосфере. Возможность парящих полетов 2)Заготовка и обработка материалов для изготовления радиоэлектропланера 3)Изготовление шаблонов крыла 4)Изготовление нервюр крыла 5)Изготовление продольного набора крыла 6)Сборка крыла 7)Сборка крыла 8)Обработка крыла 9)Обработка крыла 10)Изготовление и установка законцовок

11)Изготовление элеронов 12)Изготовление элеронов 13)Установка элеронов на крыло 14)обтяжка крыла 15)Изготовление стабилизатора 16)Обтяжка стабилизатора 17)Изготовление киля 18)Обтяжка киля 19)Изготовление руля высоты и руля направления 20)Изготовление навесов рулей 21)Установка рулей на хвостовое оперение 22)Обтяжка хвостового оперения 23)

24)Изготовление продольного набора фюзеляжа 25)Сборка фюзеляжа 26)Обработка фюзеляжа 27)Обтяжка фюзеляжа 28)Установка электродвигателя на фюзеляж 29)Установка рулевых машинок 30)Изготовление и установка рулевых тяг

31)Установка бортового оборудования

32)Сборка и центровка модели 33)Наладка органов управления моделью

34)Принцип обучения полетам на симуляторе 35)Обучение парящим полетам на симуляторе 36)Пробные запуски радиоэлектропланера 37)Парящие полеты

Соревнования по моделям радиоэлектропланеров

Заключительное занятие

ВСЕГО:

3-й год обучения

№ п/п

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие.Ознакомление с планом работы,правилами внутреннего распорядка. Экскурсия по СЮТ

Техника безопасности

Личный инструмент и приспособления

Приемы работы с инструментом

«Шериф»»Лягушка»

Радиоуправляемые модели.

Спортивные классы.

Заготовка и обработка материалов для изготовления радиосамолета

Изготовление шаблонов крыла

Изготовление нервюр крыла

Сборка крыла

Сборка крыла

Изготовление и установка законцовок

Обработка крыла

Установка элеронов

Обтяжка крыла

Изготовление стабилизатора

Обработка стабилизатора

Изготовление киля

Обработка киля

Изготовление рулей высоты, поворота

Изготовление шпангоутов фюзеляжа

Сборка фюзеляжа

Обработка фюзеляжа

Изготовление стоек шасси, колес

Установка шасси на модель

Установка двигателя, бака, Бортового оборудования

Центровка модели. Регулировка органов управления

Изучение упрощенного пилотажного комплекса

Тренировочные полеты

Пилотажный радиосамолет с ДВС

Подбор винтомоторной группы для пилотажной модели

Заготовка и обработка материалов для изготовления пилотажной модели

Изготовление шаблонов крыла

Изготовление нервюр крыла

Изготовление продольного набора крыла

Сборка крыла

Сборка крыла

Обработка крыла

Изготовление элеронов, навесов

Установка элеронов

Обтяжка крыла

Изготовление стабилизатора

Обтяжка стабилизатора

Изготовление киля

Обтяжка киля

Изготовление рулей высоты и поворота

Изготовление навесов, установка рулей

Изготовление и установка кабанчиков рулей

Изготовление шпангоутов фюзеляжа

Изготовление продольного набора фюзеляжа

Сборка фюзеляжа

Обработка фюзеляжа

Установка хвостового оперения

Обтяжка фюзеляжа и хвостового оперения

Изготовление тяг управления, установка

Изготовление стоек шасси, установка колес

Установка на модель шасси, бортового оборудования

Установка на модель двигателя, бака

Сборка модели, центровка. Наладка органов управления

Изучение пилотажного комплекса

Отработка полета радиопилотажки на симуляторе

Тренировочные полеты, отработка отдельных фигур пилотажа

Устранение выявленных недостатков, корректировка органов управления

Тренировочные полеты. Отработка пилотажного комплекса

Заключительная подготовка моделей к соревнованиям

Соревнования по радиопилотажу

Заключительное занятие

ВСЕГО:

1-й год обучения (144 часа)

  1. Вводное занятие (2 часа) . Краткий обзор истории авиации. Значение авиационной техники в нашей жизни. Понятие об авиамоделях, области их применения. План и порядок работы кружка.
  2. Материалы и инструменты (2 часа) . Виды материалов и инструментов. Приёмы обработки материалов соответствующими инструментами. Выполнение требований техники безопасности.
  3. Парашюты (4 часа). История изобретения, область применения, развитие идеи. Различные модификации парашютов. Укладка парашютов. Изготовление простой модели парашюта.
  4. Соревнования по изготовленной модели парашюта (2 часа). Продолжительность полёта в нескольких (3) турах.
  5. Воздушные змеи (6 часов) . Принципы полёта воздушных змеев. Многообразие форм и конструкторских решений. Изготовление плоского воздушного змея. Дополнительные устройства.
  6. Соревнования по моделям воздушных змеев (2 часа) . Высота полёта и качество дизайна.
  7. Планер «Полёт» (8 часов). Безмоторный летательный аппарат. Что позволяет планеру держаться в воздухе. Введение в аэродинамику. Изготовление модели летательного планера «Полёт».
  8. Соревнования по моделям (2 часа) «Полёт» в двух упражнениях: на дальность и продолжительность полёта.
  9. Самолёт – планер с мотором (20 часов) . Способы создания движущей силы самолёта, виды силовых установок. Краткий обзор самолётной техники от истоков до наших дней. Резиновый двигатель – особенности эксплуатации. Постройка резиномоторной модели самолёта «Октябрёнок».
  10. Соревнования по моделям самолёта (2часа) «Октябрёнок» на продолжительность полёта в 3 турах.
  11. Вертолёт «Стрекоза» (18 часов). Аппарат вертикального взлёта и посадки. Незаменимый «труженик», область применения вертолётов. Ряд конструкторских решений в вертолётной технике, начиная от модели М.В.Ломоносова. изготовление модели вертолёта «Стрекоза».
  12. Соревнования по моделям самолёта (4 часа) «Стрекоза» на продолжительность полёта в 3 турах.
  13. Схематическая модель планера (66 часов) . Учебная карта начинающего авиамоделиста. Спортивная техника и тактика участия в соревнованиях. Явления в атмосфере и использование их для парящих полётов планеров. Изготовление схематической модели планера. Механизация модели для достижения высоких результатов, составляющих успех.
  14. Соревнования по схематическим моделям (4 часа) планеров на продолжительность полёта в 3 турах с ограничением хронометража в 1 минуту.
  15. Подведение итогов работы кружка, анализ тренировочной деятельности авиамоделистов, перспективы работы в новом учебном году.

2-ой год обучения (216 часов)

  1. Вводное занятие (2 часа) . Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Модели-чемпионы и модели-труженики. Вклад авиамоделистов в жизнь России.
  2. Правила безопасности труда (4 часа) в авиамодельном кружке при работе со столярным инструментом. Правила обращения с электроприборами.
  3. Модель радиоэлектролета (90 часов). Технология обработки пенопласта. Понятие профиля крыла и принцип его работы по созданию подъёмной силы. Изготовление Модели радиоэлектролета . способы регулировки модели.
  4. Соревнования по моделям электролетов (2 часа) «Том-1» на продолжительность полёта в 5 турах.
  5. Радиоэлектропланер (112 час) . Закрепление навыков работы с пенопластом. Винтомоторная группа – особенности эксплуатации и ухода. Постройка радиоэлектропланера. Ознакомление с вопросами копийности, окраски модели. Особенности регулировки моторных моделей.
  6. Соревнования по моделям радиоэлектропланеров (2 часа) на продолжительность полёта в 5 турах.
  7. Заключительное занятие (2 часа) . Подведение итогов работы за год. Оценка деятельности авиамоделистов. Планирование работы на следующий учебный год.

3-ий год обучения (216 часов)

  1. Вводное занятие (2 часа) . Авиамоделизм на Кубани. Достижения кубанских авиамоделистов. Классы моделей, их особенности, правила проведения соревнований.
  2. Техника безопасности (8 часа) . Организация рабочего места. Приёмы работы с ручным инструментом. Лакокрасочные покрытия и способы их нанесения.
  3. Учебно-тренировочный радиосамолет с ДВС: «Шериф»»Лягушка» (98 часов) . совершенствование работы с пенопластом. Развитие навыков достижения копийности модели. Построение полукопии самолёта ЯК-50. Работа на копийной окраской модели.
  4. Соревнования по моделям «Шериф» (2 часа). Оценка качества и копийности исполнения и продолжительность полёта в 3 турах.
  5. Пилотажный радиосамолёт с двс (102 часа). Отличия при работе с компрессионными и калильными двигателями. Изготовление кордовой тренировочно-пилотажной модели самолёта. Особенности системы управления. Подбор пилотажных винтов, балансировка. Ознакомление с пилотажным комплексом, правилами проведения соревнований. Тренировочные полёты, практическое освоение комплекса фигур.
  6. Соревнования по пилотажу (2 часа) . Старты пилотажных моделей. Оценка качества исполнения фигур пилотажа.
  7. Заключительное занятие (2 часа). Анализ проведённой работы в учебном году. Оценка достижений юных авиамоделистов. Обзор перспективы дальнейшей деятельности.

Как уже было сказано выше, основной метод проведения занятий в кружке – практическая работа, и ребята всегда справляются с ней, если их ознакомить с порядком её выполнения. Теоретические же сведения подаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (15-20 минут). В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.

Иногда теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике.

В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске.

Особое место в программе отводится авиамодельным соревнованиям. Это итог длительной работы каждого моделиста. На соревнованиях проверяется не только качество модели, но и умение использовать все свои знания и силы для достижения успеха. А этому предшествуют учеба и тренировки.

Перед каждым запуском необходимо осмотреть модель, проверить надежность и прочность крепления деталей. Грамотно устранить дефекты полета.

Формы контроля и подведения итогов.

В течение учебного года в кружке предполагается проводить следующие виды контроля:

  1. Фронтальная и индивидуальная беседа с целью выявления заинтересованности и уровня знаний, применительно к специфике работы кружка.
  2. Беседы и викторины, включающие в себя не только вопросы теории моделизма, но и элемент игры, загадки.
  3. Проведение внутрикружковых соревнований.
  4. Участие в выставках городского и краевого масштаба.
  5. Участие в соревнованиях краевого масштаба.

Материалы, специальное оборудование, инструменты и станочное оборудование, необходимое для реализации программы авиамодельного кружка.

Материалы:

  1. Древесина: рейки, пластины, бруски различного сечения из сосны, липы, бальзы, граба; фанера строительная толщиной 3; 4; 6; 8; 10; 12 мм; авиационная древесина толщиной 1; 1,5; 2 мм.
  2. Пенопласт: строительный 50 мм, потолочные панели 3-4 мм.
  3. Картон цветной, бумага цветная, бумага папиросная, микалентная.
  4. Плёнки: лавсановая плёнка, термоплёнка разных цветов.
  5. Металлы: листовая жесть 0,3 мм; дюралюминий 1;1,5;2 мм; свинец; проволока ОВС диаметр 0,3; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм.
  6. Клеи: ПВА, «Монолит», БФ, эпоксидная смола.
  7. Краски: DYOLUX разных цветов, растворитель.
  8. Резина для двигателей.

Специальное оборудование:

  1. Двигатели авиамодельные с объёмом 1,5; 2,5; 3,5 кубических см.
  2. Радиоаппаратура авиамодельная FLASH – 4, FOCUS- 4.
  3. Топливо для авиамодельных двигателей.

Инструменты:

  1. Авиамодельные ножи, стамески.
  2. Лобзики с пилками, пила по дереву, пила по металлу.
  3. Рубанок большой, рубанок маленький.
  4. Молотки: большой, средний, маленький.
  5. Напильники: плоский, квадратный, полукруглый, круглый, треугольный; набор надфилей.
  6. Дрель (коловорот), ручные тиски, набор свёрл 0,8-10 мм.
  7. Линейки, карандаши, ластики.
  8. Пассатижи, круглогубцы, длинногубцы, бокорезы, тиски, прищепки.
  9. Наждачная бумага разной зернистости.
  10. Отвёртки: плоские, крестообразные.
  11. Штангенциркуль, микрометр.
  12. Паяльник с паяльными принадлежностями.
  13. Утюг

Станочное оборудование и приспособления:

  1. Циркулярная пила.
  2. Сверлильный станок.
  3. Точило.
  4. Токарный станок.
  5. Компрессор с краскопультом (аэрограф).
  6. Терморезак.

Список литературы:

Для педагога:

  1. Володко А.М., Вертолёт – труженик и воин. – М., 1984
  2. Голубев Ю.А., Юному авиамоделисту. – М.: Просвещение, 1979
  3. Ермаков А.М., Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1989
  4. Никитин Г.А., Баканов Е.А., Основы авиации. – М., 1984
  5. Смирнов Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель. – М.: Просвещение, 1973
  6. Шавров В.Б., История конструкций самолётов. – М., 1985

Для детей:

  1. Арлазоров М.С., Конструкторы. – М.: Просвещение, 1989
  2. Гаевский О.К., Авиамоделирование. – М.: Просвещение, 1964
  3. Журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Крылья Родины», «Моделяр».
  4. Пантюхин С.П., Воздушные змеи. – М., 1985
  5. Яковлев А.С., Советские самолеты. – М.: Просвещение, 1975

Небо притягивало человека всегда. Наверняка древние люди тоже завистливо провожали взглядом птиц и мечтали полететь вместе с ними. Первыми летательными аппаратами можно считать воздушных змеев, которых запускали в Китае более двух тысяч лет назад.

А потом был Леонардо Да Винчи с его уникальными изображениями летательных конструкций, созданных на основе строения крыльев птиц. И первый полёт на воздушном шаре братьев Монгольфье. И насыщенный на открытия XX век с первым полетом на настоящем самолете.

Авиамоделизм - любимый вид технического творчества уже нескольких поколений. Ведь любители авиамоделирования могут создавать масштабные модели реальных летательных аппаратов.

Когда-то авиамоделирование было доступно только взрослым людям с инженерным образованием. Но потом в детских магазинах появились разные модели самолетов, которые можно было собрать самому. Это был первый шаг к массовому конструированию летательных аппаратов. Сейчас для создания моделей не обязательно покупать готовый набор, сконструировать аппарат можно с нуля, используя свою фантазию и опыт преподавателей наших курсов.

Кружок авиамоделирования предназначен для обучения школьников основам технического моделирования с помощью специализированных наборов по авиаконструированию.

Если вы ищете занятия авиамоделирования для детей в Москве, приходите к нам!

Как проходят занятия

Занимаясь авиамоделированием, ребята знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов и таким образом приобретают очень полезные в жизни практические навыки.

При изготовлении моделей учащиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем.

Занятия кружка авиамоделирования для детей проводятся по программе, разработанной методистами нашего центра.

Как проводим занятия

    Занимаясь авиамоделированием, ребята знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов и таким образом приобретают очень полезные в жизни практические навыки. При изготовлении моделей учащиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем. Занятия авиамоделирования для детей проводятся по программе, разработанной методистами нашего центра.

Программа курса

    Основные части самолета

    Чертежи и инструменты

    Модели из пенопласта

  • Фюзеляжная модель самолета с резиномотором
  • Воздушные винты
  • Авиамодельные двигатели
  • Тренировочные запуски
  • Кордовая учебно-тренировочная модель самолета
  • Радиоуправление
Результат обучения

    Кружок авиамоделирования для детей - первая ступень воспитания не только будущих авиаторов, но и будущих квалифицированных конструкторов, инженеров, изобретателей и рационализаторов. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями изготовления, ребята познакомятся современными и передовыми технические решениями в этой сфере.

Как организовать авиамодельный кружок
в школе и летнем лагере?

учебные программы
авиамодели собственного производства



Суперпредложение
для вашего лагеря!

– Комплект в лагерь на 100 чел. "Авиамоделирование для лагеря"
Выжимка всего лучшего!
– Комплект под ключ "Авиамодельный кружок 1 года обучения"
– Комплект под ключ "Авиамодельный кружок 2 года обучения"
– Комплект на 15 чел. "Авиамодельный кружок - программа на 3 года"
– Комплект на 15 чел. "Авиамодельный кружок - программа на 4 года"


Цена: 30 000 руб.


Организуем у Вас Авиамодельный кружок в школе, лагере для начинающих под ключ. Комплект для лагеря - программа 10-15 чел.

В коробке (комплект на 15 чел. для начала работы)
ВЫ КУПИТЕ:

– Наборы заготовок авиамоделей - 145 шт. нашего производства!
– Учебные программы для авиамодельных кружков, инструкции по ТБ.
– Книга, методики по организации массовых мероприятий - выставки, авиамодельные соревнования, фирменные авиамодельные дипломы
– Плакаты по Авиамоделированию, значки Юный Авиамоделист.
– Специалист вам больше не нужен! Вы знаете с чего начать!




Авиамодельный
кружок

в каждую школу!


Нагрудный значок Юный Авиамоделист
Значок Авиамоделист можно купить у нас отдельно по запросу. Значок Авиамоделист вручают кружковцам по итогам авиамодельных соревнований и выставок.
Руководитель авиамодельного кружка вправе наградить нагрудным знаком Юный Авиамоделист за активное участие в жизни авиа кружка по окончании учебного года или лагерной смены.

Настенные плакаты по Авиамоделированию
Купить Плакаты по авиамоделизму для оформления мастерской, моделки KЮТ, аудитории, школьного класса.
Авиамодельные плакаты по аэродинамике можно купить у нас отдельно написав заявку на почту или в форме обратной связи. На авиамодельных плакатах представлены - Физические основы полета авиамоделей, расчет профилей, расчет винтов. На плакатах представлены - Конструкции и устройство планеров, авиамодельных двигателей, виды авиамоделей, классификация авиамоделей.
С плакатами по авиамоделированию вы изучите свойства воздуха, числа Рейнольдса, закон Бернулли и др....

Наш Учебник и методические материалы по Авиамоделированию
У нас в комплекте Вы получаете рабочую программу по Авиамоделированию.
Методички и шаблоны массовых мероприятий.
Инструкции по технике безопасности.
Методику по организации учебного процесса по авиамоделированию и урокам Технологии.
Вы получите разработанные нами подробнейшие инструкции по проведению занитий и теоретический материал.

Вы получите наши фипменнве авиамодельные дипломы и грамоты для награждения
- Наши эксклюзивные дизайнерские дипломы, грамоты по авиамоделированию и благодарственные письма.
- Наши Авиамодельные грамоты разработаны по спецзаказу профессиональным дизайнером.
- Нашими фирменными дипломами по авиамоделированию награждают не только кружковцев, но не стыдно награждать почетных гостей, спонсоров, начальство из администрации!

Вертолет "МУХА" - Летающая авиамодель вертолета для начинающих
- набор для детского технического творчества. ЦЕЛЬ: научиться проектировать и изготавливать воздушный винт для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или электромотора.
Пропеллер (воздушный винт) на палочке - рейке. Авиамодель оформляют выжиганием и раскрашиванием. Ось вертолета зажимают между ладонями, резким скользящим движением раскручивают лопасти и отпускают. Вертолет взмывает вверх, поднимается на высоту 1-5м. и возвращается к пускающему.




Бумеранг "ЧИНГАЧГУК" - Набор авиамодели для начинающих (вертолет)
Бумеранг возвращается точно в руки! Данная авиамодель - это не готовая к полету игрушка, а набор заготовок для творчества. Ребенок должен сам изготовить, собрать, оформить и запустить бумеранг. Оформлять выжиганием. В комплект входят наполовину спрофилированные заготовки лопастей бумеранга, инструкция.



Воздушный змей "ПАРУС" - Летающая авиамодель для начинающих
- набор для детского технического творчества и мастер-классов.
Собирается с помощью скотча. Воздушный змей в виде прямого паруса, очень устойчив при полетах на большую высоту. Каркас модели из тонких реек приклеивается к обшивке. Воздушный змей предназначен для начинаюших авиамоделистов. В комплект входят хвосты, рейки, пленка, заготовка рогульки, нить-уздечка, инструкция.


Планер - катапульта на резинке "СТРИЖ" - Метательная авиамодель на резинке
- набор для детского технического творчества и мастер-классов Сделай САМ.
Собирается с помощью клея ПВА. Авиамодель способна выполнять фигуры высшего пилотажа: бочка, мертвая петля, полет с креном вправо или влево, вертикальный взлет с продолжительным планированием. Авиамодель запускают с помощью резинки, зацепляя ее за рейку в передней части, подобно рогатке.


Планер - катапульта на резинке "ВОРОН" - Метательная авиамодель на резинке
- набор для детского технического творчества и мастер-классов для начинающих Сделай САМ.
Отличается от авиамодели "Стриж" дизайном птицы. Авиамодель более сложная в изготовлении, т. к. имеет искривленные контуры. Более высокие аэродинамические качества авиамодели способствуют более качественному полету. Авиамодель способна выполнять фигуры высшего пилотажа: бочка, мертвая петля, полет с креном вправо или влево, вертикальный взлет с продолжительным планированием. Авиамодель запускают с помощью резинки, зацепляя ее за рейку в передней части, подобно рогатке.




Метательная авиамодель планера "МАЛЫШ" - Металка для начинающих
- набор для детского технического творчества и мастер-классов для начинающих.
Мальчик должен сам собрать авиамодель, оформить и запустить. Готовую авиамодель запускают толчком руки вдоль горизонта (или вверх) с холма. При аккуратной сборке авиамодель пролетит 15-20 метров. Продолжительность полета 15-30 с. Размах крыла 350 мм, площадь крыла 1,8 кв.дм, масса 10 г.



Метательная авиамодель планера "ЮНИОР" - Спортивная авиамодель - металка
- набор для детского технического творчества и мастер-классов Сделай САМ.
Школьник должен сам собрать авиамодель, оформить и запустить. Разработпна для городских соревнований. Готовую авиамодель запускают толчком руки вдоль горизонта (или вверх) с холма. При аккуратной сборке авиамодель пролетит 15-20 метров. Продолжительность полета 15-30 с. Размах крыла 500 мм, площадь крыла 3 кв.дм, масса 20 г.

Схематическая авиамодель планера "СУПЕР ЧЕМПИОН" - авиамодель (схемка) для соревнований
- С моделью можно выступать на городских и областных соревнованиях. Готовую модель запускают с рук или затягивают на леере длиной до 50 м в любую погоду. Модель выгодно отличается совершенным крылом, имеющим нервюры с выпуклым профилем и мягкую обшивку. Нервюры из деревянного шпона, реечки и обшивка из пленки. Продолжительность планирования с леера высотой 50 м около 60-90 сек. Конструкция авиамодели повышенной жесткости и прочности, разрабатывалась для участия в авиамодельных соревнованиях. Неоднократно занимала призовые места. Размах крыла 900 мм, несущая площадь 8,5 кв.дм, масса 110 г.




- набор для детского технического творчества.
Авиамодель схематического самолета с резиновым двигателем на кручение, воздушным винтом, с нервюрами из деревянного шпона, реечками и обшивкой из пленки. Размах крыла 900 мм, несущая площадь 8,5 кв.дм, масса 110 г.

Авиамодельная выставка

Как организовать выставку технического творчества, авиамоделей кружковцев со стендовой оценкой качества изготовления и оформления.
Оформленые руками мальчишек альбомы чертежей и эскизы окраски авиамоделей.



Оформление авиамоделей в вашем кружке: так будет!

Мальчишки начнут увлекательный и поучительный процесс раскраски собственных авиамоделей!





Один из вариантов проведения выставки:

Выбирается жюри из участников, четное число - рекомендуем четыре члена жюри. Пятый - решающий голос педагога или приглашенный авторитетный член жюри (например девочка).
Авиамодели в произвольном порядке выкладывают на демонстрационный стол.
Из всех участников, каждый раз выбирается самая привлекательная авиамодель. Критерий - это ответ на вопрос: "Какую авиамодель я бы купил в первую очередь из всех оставшихся?"
Каждый раз выбирают лучшую авиамодель из оставшихся, и раскладывают на другом столе в порядке убывания качества.
Таким образом формируется список в порядке убывания качества, а соответственно занятое место.
В случае равенства голосов жюри, решающее слово остается за педагогом или приглашенным авторитетным членом жюри (например девочка).

Критерии оченки авиамоделей для начинающих:
1. Качество и аккуратность изготовления авиамодели.
2. Замысел и качество оформления (раскраски) авиамодели.

Возможно проведение раздельных оценок дизайна и качества изготовления авиамодели (см. протокол на фото). В этом случае места, занятые авиамоделью на каждом этапе суммируются. Авиамодель, набравшая минимальную сумму мест по всем этапам, получает более высокое место в общем зачете.



Перед открытой презентацией вы будете оформлять протокол проведения выставки в авиамодельном кружке технического творчества и вывешивать его на информационном стенде.
Образец см. на рисунке.

Как организовать настоящие авиамодельные соревнования в кружках технического творчества для начинающих!
Ваш лагерь получит полноценные кружковые авиамодельные соревнования со стендовой оценкой качества изготовления и оформления авиамоделей.




Упражнение 1. Ставятся ворота (две стойки-лыжные палки на ширине 3 м) на расстоянии 5 м. Необходимо в них попасть.
Упражнение 2. На одной прямой ставятся двое ворот: первые – через 5м, вторые – через 10 м (коридор). Дальние ворота смещают в любую сторону на несколько метров. Необходимо отрегулировать авиамодель так, чтобы она с определенным виражом пролетела через первые и вторые ворота.

Желательно провести несколько попыток запусков авиамодели (см. протокол на фото). В этом случае результаты, полученные авиамоделью при каждой попытке суммируются. Авиамодель, набравшая максимальный результат по всем попыткам в сумме, получает более высокое место в итоговом зачете.



После соревнований необходимо оформить протокол проведения авиамодельных соревнований в кружке авиамоделирования для начинающих и вывесить его на информационном стенде.
Образец см. на рисунке.

Работа по Проектам

Вы начнете РАБОТАТЬ ПО ПРОЕКТАМ (школьные уроки "Технологии").
В вашем лагере мальчики смогут оформить и зашитить школьный ТВОРЧЕСКИЙЙ ПРОЕКТ авиамодели.
Творческий проект мальчика - начинающего кружковца может состоять из:


1. Пояснительная записка (описание проекта авиамодели, чертеж планера, техпроцесс-технология изготовления самолета, эскизы окраски и оформления планера, технико-экономическое обоснование и расчет себестоимости изготовления авиамодели, протоколы участия в выставке моделей и авиамодельных соревнованиях с указанием занятого места и др.)
2. Сама авиамодель самолета.
3. Чертеж планера. Возможно оформление альбома чертежей и эскизов окраски авиамоделей.
4. Технологический процесс (технология) изготовления авиамодели.
5. Эскизы окраски планера (три варианта: милитари, спортивный, декоративно-художественный флора-фауна).
6. Эмблема авиамодельного кружка (эскиз медали, грамоты).
7. Иллюстрированная инструкция по технике безопасности (можно в стихах).
8. Протоколы участия авиамодели в выставке и авиамодельных соревнованиях с указанием занятого места.
9. Награды-грамоты-дипломы (если есть).
10. Оформленная в письменном виде речь мальчика на защиту ПРОЕКТА.
11. Выступление - зашита ПРОЕКТА мальчиком-учеником перед аудиторией кружковцев-сверстников.

Вы получите полноценные утвержденные инструкции по ТБ при работе в авиамодельных технических кружках.
Кроме того, ваши мальчишки сами будут участвовать в создании таких инструкций!

Инструкции - это весело!



Учебная образовательная программа кружка начального авиамоделирования. С чего начать "Авиамодельный кружок в школе и летнем лагере"







ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Вопросы техники безопасности. Демонстрация полетов авиамоделей.

ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИСТА
Значение инструмента в творчестве авиамоделиста. Нож-основной инструмент авиамоделиста. Виды ножей. Правила и приемы безопасной и удобной работы ножом.

ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ
История развития бумажных змеев. Китайские змеи. Практическое использование воздушных змеев (радиоантенны, метеорология). Угол атаки и подъемная сила воздушных змеев. Функциональное назначение и выбор стиля окраски. Видимость, различимость далеко удаленной модели. Оформление моделей.
Плоские и коробчатые воздушные змеи.
-Изготовление различных видов воздушных змеев "Парус" , "Звезда" , "Классик" .
Проведение соревнований на больший угол подъёма змея над землей (проверка аэродинамических качеств воздушного змея).

МОДЕЛИ ВЕРТОЛЕТОВ И БУМЕРАНГОВ
Работа воздушного винта. Создание силы тяги. Вектор тяги. Основные элементы вертолета, их название и назначение. Тянущие и толкающие винты. Соосные винты (вращающиеся в противоположные стороны). Винты изменяемого и неизменяемого шага. Реверсивные винты (изменяют направление вектора тяги). Несущий и рулевой винты вертолета.
-Изготовление простейшего вертолета "Муха" .
С вертолетом "Муха" рекомендуется проводить игры-соревнования на дальность полета, высоту взлета или точность приземления модели со стендовой оценкой качества ее изготовления и оформления.
-Изготовление Бумеранга . Организация показательных выступлений на лагерных праздниках.
-Изготовление авиамодели вертолета с резиномотором.
В качестве призов рекомендуется использовать такие же или другие наборы авиамоделей.

ПЛАНЕРЫ
Безмоторные летательные аппараты. Принципы полета.
-Изготовление простейших планеров из бумаги.

МОДЕЛИ РАКЕТОПЛАНОВ
Понятие ракетоплана (гибрид ракеты и планера). Основные элементы присущие ракете. Основные элементы присущие планеру. Органы управления.
-Изготовление авиамодели ракетоплана с прямыми (упрощенными) формами крыла "Стриж" .
-Изготовление авиамодели ракетоплана с криволинейными (повышенной сложности) формами крыла "Ворон" .
Конструкция ракетопланов позволяет выполнять и изучить следующие фигуры высшего пилотажа:
-Полет по прямой.
-Мертвая петля.
-Бочка.
-Полет с креном вправо или влево.
-Свободное планирование на продолжительность полета.
В качестве призов рекомендуется использовать такие же или другие наборы авиамоделей.

СПОРТИВНЫЕ МОДЕЛИ МЕТАТЕЛЬНЫХ ПЛАНЕРОВ С ГОТОВЫМ ПРОФИЛЕМ
Принцип создания подъемной силы крыла. Профили крыла. Подъемная сила профиля.
Понятие о парящих полетах. Воздушные потоки. Восходящие и нисходящие потоки. Причины возникновения воздушных потоков. Рельеф местности и его влияние на образование воздушных потоков. Парение планера в восходящих потоках воздуха.
-Изготовление авиамодели метательного планера "Малыш" , "Юниор" . С авиамоделями рекомендуется проводить игры-соревнования с разбивкой на два этапа- с оценкой качества изготовления и оформления авиамодели:
-Соревнования на продолжительность полета.
-Соревнования на дальность полета.
-Соревнования на точность полета через ворота.
В качестве призов рекомендуется использовать такие же или другие наборы авиамоделей.

СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ
Приспособления для взлета планера. Способы запуска планеров с помощью леера, амортизатора, автолебедки и самолета.
Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Угол атаки крыла.
-Изготовление авиамоделей схематических планеров "СУПЕР Чемпион" .
Проведение тренировочных полетов. Практическое изучение правил запуска авиамоделей планеров. Регулировка авиамодели.
В качестве призов рекомендуется использовать такие же или другие наборы авиамоделей.

Резиномоторная авиамодель самолета "РЕЗИНКА"
Устройство схематической модели самолета. Технология ее постройки. Правила запуска схематических моделей самолетов.
Двигатели и движители, применяемые на самолетах. Понятие о типах двигателей, используемых в авиамоделизме. Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель. Устройство и действие резинодвигателя. Свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей. Возникновение подъемной силы и силы тяги. Силы, действующие на самолет и модель в полете.
Воздушный винт - движитель модели. Понятие об устройстве и действии воздушного винта. Технология его изготовления. Геометрические величины, характеризующие воздушный винт, диаметр и шаг винта. Принцип работы лопастей винта. Силы, действующие на лопасти винта при вращении. Методы расчета и технология изготовления воздушных винтов.
-Изготовление резинового двигателя (резиномотора).
-Изготовление схематической авиамодели самолета с резиновым двигателем "РЕЗИНКА" .
-Изготовление воздушного винта.
-Вычерчивание авиамодели в натуральную величину.
Проведение тренировочных полетов. Практическое изучение правил запуска авиамоделей самолетов. Регулировка авиамодели.
Проведение соревнований на продолжительность полета.
В качестве призов рекомендуется использовать такие же или другие наборы авиамоделей.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ И ВЫСТАВКА РАБОТ КРУЖКОВЦЕВ
Подведение итогов работы авиамодельного кружка для начинающих за лагерную смену. Оформление экспонатов для выставки. Выставка работ кружковцев. Показательные запуски авиамоделей. Награждение самых активных кружковцев золотым нагрудным знаком "Авиамоделист".


Дополнительные материалы и оборудование, необходимые для организации авиамодельного кружка для начинающих в школе и летнем лагере

Карандаши простые 10 шт.
Резинки стирательные 5 шт.
Линейки 10 шт.
Ножницы 2 шт.
Бумага писчая 100 листов
Бумага чертежная формата А3 20 листов
Иголки канцелярские 1 упаковка
Кнопки канцелярские 1 упаковка
Скрепки для бумаги канцелярские 1 упаковка
Фломастеры 2 упаковки
Скотч разный 5 шт.
Ножи канцелярские 10 шт.
Кисти разные 10 шт.
Клей ПВА-М 0,5 кг.
Клей Момент, Титан 1 шт.
Нитки №10, 20 2 катушки
Лобзик 5 шт.
Пилки для лобзика 20 шт.
Напильники разные 10 шт.
Шкурка разная 1 кв.м.
Прищепки бельевые 10 шт.

ВАША ВЫГОДА - работа по франшизе! - организовать уже разработанный кружок авиамоделирования по нашему шаблону:

  • Поставьте руководителем авиамодельного кружка начинающих студентов - даже ДЕВУШЕК (мы всему научим),
  • кружок авиамоделирования для начинающих быстрее начнет работать в полную силу без раскачки, а это в условиях короткой лагерной смены очень важно,
  • не нужно искать учебную программу и материалы под нее (все есть в нашей коробке),
  • большой интерес и привлекательность для мальчишек и девчонок - в наших кружках охотно занимаются даже девочки! Благодаря простоте авиамоделей, ярким упаковкам наборов для творчества и начального авиамоделирования!
Франчайзинг, как форма организации кружковой деятельности, позволяет снизить требования к квалификации педагога, и ускоряет организационный процесс. Обычная проблема в руководителе кружка исчезает! Не нужен высококвалифицированный педагог-спортсмен-мужчина. Берите любую студентку!
Вам нужно просто попробовать!

Образовательный прект развития детского технического творчества "СДЕЛАЙ САМ".
(социальный франчайзинг* для летних лагерей)

*- для справки: Франчайзинг - бизнес-модель, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) предварительно разработанную готовую технологию ведения бизнеса.


"Школа кружковода "Сделай САМ" г. Ижевск является организатором и учредителем ПРОЕКТА франчайзинга по возрождению спортивно-технических кружков для начинающих - авиамодельные, судомодельные, кружки НТМ, технические мастер-классы для мальчиков в Удмуртской республике.

Наша идея социально-значимого ПРОЕКТА франчайзинга спортивно-технических кружков детского творчества состоит в следующем:

Попытка возродить спортивно-технические секции, организовать кружки начального авиамоделирования технического творчества в Клубах Юных Техников (КЮТ). И начать этот социально-значимый ПРОЕКТ со школ и летних лагерей, организовать тиражирование простейших технических "КРУЖКОВ ПОД КЛЮЧ" в одной коробке для скорейшего начала их работы.


Выгода работы по франшизе (покупка АВИА кружка в коробке под ключ):

Такая форма организации кружковой деятельности (франчайзинг) позволяет снизить требования к квалификации педагога, и ускоряет организационный процесс. Это сейчас самая главная проблема - за мизерную зарплату высококвалифицированные педагоги-спортсмены-мужчины работать не будут.
  • можно поставить руководителем авиамодельного кружка начанающих студентов - ДЕВУШЕК или юношей значения не имеет (мы всему научим),
  • технический кружок быстрее начинает работать в полную силу без раскачки, а это в условиях короткой лагерной смены очень важно,
  • не нужно высасывать из пальца учебную программу и материалы под нее (все есть в одной нашей коробке),
  • простота организации массовых мероприятий "под копирку",
  • большой интерес и привлекательность для мальчишек, и не только для них - в наших кружках охотно занимаются даже девочки! Благодаря простоте моделей, ярким упаковкам наборов для творчества и мастер-классов!


КЛЮЧЕВОЙ ВАЖНЕЙШИЙ МОМЕНТ: в сентябре, после лета в наших лагерях, в несколько раз вырастает поток заинтересованных, мотивированных и подготовленных нами в лагерях мальчишек (детский золотой фонд КЮТ), целенаправленно стремящихся записаться в стационарные спортивно-технические кружки в клубах юных техников (КЮТ) после наших лагерных смен!
Задача КЮТ - не растерять этих мальчишек. Уже не начинающих, а профи! Постепенно усложнять образцы авиамоделей и учебные образовательные программы.
Высокая социальная значимость образовательного проекта развития технического творчества "Сделай САМ".

Занимаясь педагогической деятельностью на протяжении нескольких лет, мы разработали комплект учебных образовательных программ для авиамодельных кружков и мастер-классов для начинающих, методических материалов и наборов заготовок для изготовления авиамоделей, и организации технического творчества детей в авиамодельных кружках Клубов юных техников и учреждениях дополнительного образования г. Ижевска и Удмуртской Республики.

Одним из направлений нашей работы является организация и обеспечение кружковой деятельности в летних оздоровительных лагерях педагогами дополнительного образования, наборами заготовок для детского технического тварчества и мастер-классов, кружков авиамоделирования и методических материалов.

Учитывая обычные трудности с поиском квалифицированных педагогов дополнительного образования на должности руководителей технических кружков (авиамодельных, судомодельных кружков НТМ), мы взяли на себя труд по подготовке и обучению таких специалистов.

Опыт нашей работы показывает, что наиболее эффективной для школы и лагеря является кружковая деятельность, ОРГАНИЗОВАННАЯ ПО НАБОРАМ для детского технического творчества. Наборы заготовок Сделай САМ, предназначенные для мастер-классов, содержат все необходимые материалы для изготовления авиамоделей.

Мы разработали пособия, методички и учебные образовательные программы, позволяющие привлекать в качестве руководителей кружков авиамоделирования и мастер-классов для начинающих студентов без опыта работы и непрофильных специалистов.

В нашей учебной образовательной программе ВЫ ПОЛУЧИТЕ наборы заготовок авиамоделей для авиамодельного кружка, отработанные многолетним опытом в кружках детского технического творчества, как в клубах юных техников, так и в условиях школ и летних лагерей.

Отзывы-характеристики наших студентов:

ПРЕДЛАГАЕМ прямо сейчас заключить договор на поставку КОРОБОК-КОМПЛЕКТОВ наборов для детского технического творчества, авиамоделей и методических материалов для начинающих педагогов и школьников!

ОТЧЕТ о работе наших авиамодельных кружков и мастер-классов для начинающих за прошедший летний сезон в Удмуртской республике
(на условиях франшизы для летних лагерей)

Отзывы-рекомендации:

В Удмуртской республике летом, на условиях социальной франшизы, в летних загородных лагерях нами была организована работа технических авиамодельных кружков и мастер-классов для начинающих в возрасте от 7 до 14 лет по основным направлениям: