Социологический опрос и его анализ на тему. Цели и задачи социологического исследования. Методика социологического исследования

Для исследования была использована анкета, разработанная Кимберли Янг. В ней предложено 20 вопросов. Мною были добавлены вопросы 21-23 для выяснения популярности социальных сетей, возраста и пола опрашиваемых. Вопросы анкеты были распечатаны и предложены респондентам. Ответы оформлялись на отдельных листах. Часть опроса проводилась через систему «VKontakte». Исследование проводилось на основе квотной выборки по возрастному цензу:

1 группа – 14 лет

2 группа – 15 лет

3 группа – 16 лет

4 группа – 17 лет

5 группа – 18 лет и старше.

В каждой группе было опрошено от 25 до 32 человек. Всего 132 человека. Часть анкет не была обработана по ряду причин: нет ответов на все вопросы, ответы даны формально (например, все ответы «никогда»), даны ответы «да» или «нет». В обработке осталось 126 анкет. Все данные были внесены в таблицу. Обрабатывалась информация вручную. Общие данные формировались при помощи математического подсчета. После подсчета в таблице были определены:

Суммарное и процентное отношение ответов «иногда», «регулярно», «часто», «всегда»;

Возрастная группа, выделяющаяся своими ответами;

Не выбранные ни одной возрастной группой варианты ответов;

Наиболее популярные ответы.

В результатах анкетирования возможна погрешность. Причины ее появления:

Формальные ответы респондентов (по общей статистике таких бывает 2-5 %);

Все ответы были сгруппированы в зависимости от этапа и задачи исследования.

На первом этапе необходимо было провести проверку уровня зависимости от социальных сетей, выявление наиболее зависимой возрастной группы. Интернет и социальные сети являются предметом размышления многих. 64% респондентов отметили, что они утешают себя мыслями о посещении интернета или сети. Это подтверждается и ответами на 11 вопрос – 68% обнаруживают себя предвкушающими, как вновь окажутся в Интернете. В большинстве это подростки 14 лет. Только 40% не думают, о посещении сети и не планируют, чем они займутся в интернете. 45% считают, что жизнь без интернета часто скучна и безрадостна, а 55% выражают свою досаду, если их отвлекают от пребывания в сети, причем 3 подростков делают это всегда. Таким образом, можно сделать вывод – большинство опрошенных имеют зависимость от социальной сети, наиболее зависимая возрастная группа – подростки 14-15 лет.

На втором этапе исследования прошла проверка предпочтений виртуальной жизни реальной, выявление факторов подтверждающие эти предпочтения. Большинство респондентов отмечают, что иногда проводят больше времени онлайн, чем намеривались. Больше всего в онлайне проводят времени подростки 14 лет (88%). 38% опрошенных иногда пренебрегают домашними делами ради посещения социальной сети, 27% делают это крайне редко. Но, так или иначе, только 22% никогда не ставят посещение социальной сети на более важное место, чем домашние дела. 23% опрашиваемых не готовы променять общение с друзьями в реале на виртуальное. Но большая часть респондентов иногда виртуальное общение ставят на первое место. Это подтверждается и ответами на 4 вопрос – 63% легко заводят знакомства в сети. 59% выбирают встречу с друзьями, жертвуя посещением сети. Посетители сети не замечают, что страдают их учебные успехи и снижается работоспособность. Только 3% отметили, что интернет всегда мешает учебному процессу и снижает производительность труда. 72% респондентов готовы пожертвовать сном ради посещения сети, причем 15% делают это часто или всегда. 37% отметили, что могут испытывать нервозность и депрессию, если не находятся онлайн. Большое количество недовольных отсутствием возможности быть в сети среди подростков 14 лет. Таким образом, мы видим, что многие из анкетируемых пренебрегают реальной жизнью ради виртуальной, испытывают дискомфорт, если не находятся онлайн.

На третьем этапе исследования проведена проверка умения контролировать свое времянахождение в сети. 80% не могут во время выйти из сети, среди моих ровесников таких большинство. Очень сложно сократить время, проводимое в сети, справится с этой задачей всегда получается только у 37%. 62% опрошенных даже не скрывают количество времени, которое они находятся онлайн. Часть ответов помогла сделать выводы о причинах популярности социальных сетей и появления зависимости. 42% близких людей не интересуются количеством времени, проводимым в сети. Не один респондент не отметил, что кто-то постоянно интересуется данным вопросом. Среди подростков 14 лет, только 10% отметили, что окружающие крайне редко или иногда проявляют интерес к тому, сколько они находятся в сети. 60% не всегда готовы рассказать, чем они заняты в сети и занимают оборонительную позицию. Причем большинство это подростки 14 лет. Поэтому можно сделать вывод, что большинство пользователей сетей не могут контролировать свое времянахождение и сократить время пребывания в сети.

Кроме того, мною была определена степень зависимости каждого анкетируемого. В соответствии с тестом К. Янг зависимость можно диагностировать у респондентов набравших более 50 баллов. Так же я выявила группу людей, которые близки к такой зависимости, набравшие от 40 до 50 баллов. Учитывая погрешность, эти люди тоже могут оказать зависимыми. В результате выяснилось, что 12 человек имеют зависимость от социальных сетей, еще 12 близки к данной зависимости. Наибольшее число зависимых среди подростков 14 лет. Нет зависимых от социальных сетей в возрасте 16 лет. Не зафиксировано ни одного человека, которому необходима помощь психолога. Данные зафиксированы в диаграмме.

Выведя средний балл зависимости, я получила 33 балла, что соответствует отсутствию зависимости. Общие данные также оформлены в диаграмму. Проанализировав ее видно, что большая часть не имеют зависимости, у 10% имеются предпосылки (учитывая вторую причину погрешности, их можно отнести так же к группе зависимых).

При анализе анкет, гипотеза о том, что если социальные сети являются местом наибольшего пребывания, то виртуальная жизнь заменит реальную, так как теряешь способность контролировать свое время в сети, подтвердилась. Во время анкетирования выяснится, что больше половины опрошенных:

Предпочитают виртуальную жизнь реальной;

Не могут контролировать свое времянахождение в сети.


Заключение

Оценивать социальные сети только положительно или отрицательно невозможно. Социальная сеть сегодня – это возможность создания собственного «микромира» в формате личной веб-страницы - и одновременно конец всякой приватности и широкий доступ к личной информации неограниченного числа пользователей. Удовлетворение потребности в информации о жизни родных, близких, коллег и знакомых, увы, часто перерастающее в компульсивное (навязчивое) любопытство с непрекращающимся доступом к ресурсу с целью «быть в курсе» всех изменений в «жизни» виртуального партнёра по общению. Выработка навыков эффективного общения для установления отношений с применением минимума выразительных средств - и традиционная (в 90% случаев) фрустрация в ситуациях реального контакта с человеком «по ту сторону монитора». Постепенный перевод реальных отношений (в силу их сложности и неоднозначности) в виртуальную сферу из-за отсутствия желания (и… времени) выстраивать «онлайновую» коммуникацию - увы, но фраза «Я сейчас бегу, даже номер не успеваю твой записать, найди меня Вконтакте!» приобретают всё большую актуальность в нашем информационном обществе…

В ходе свое работы я узнала историю создания и развития социальных сетей, выяснила их современное положение.

Проведя исследование, я сделала вывод, что рядом со мной не так уж и мало «независимых» от социальных сетей. Особенно такую зависимость испытывают подростки 14-15 лет. В этом возрасте подростки испытывают сложности в общении, а общение онлайн устраняет эти трудности.

Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась. Для решения данной проблемы я бы предложила следующие варианты:

1) Информирование молодежи и их родителей об интернет-зависимости;

2) Формирование у подростков умений общения со сверстниками (здесь должны быть задействованы психологи);

3) Помощь молодежи, особенно подросткам в выборе дополнительных занятий (необходима помощь родителей)

Работая над проектом, я поняла, что не являюсь зависимой, но все-таки пересмотрела свои взгляды как пользователь Интернета – необходимо меньше быть онлайн и больше жить в реале.

Используемые источники

1) ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] : Свободная энциклопедия - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2) Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема [Электронный ресурс] : Киберпсихология. – Режим доступа: http://cyberpsy.ru

6) Социологические опросы [Электронный ресурс] : Социология. – Режим доступа: http://socio.rin.ru


Http://internetua.com/

Http://secl.com.ua

Http://internetua.com/

Http://cyberpsy.ru

Http://shkolazhizni.ru


Похожая информация.


2. Анализ результатов социологического опроса

2.1 Оценка степени значимости проблем, существующих в современном белорусском обществе, роли различных социальных институтов, занимающихся нравственным воспитанием и степени доверия к ним респондентов

Из ответов на первый блок (вопросы 1–3) мы хотели получить первичное представление о респондентах и о том, как они оценивают значимость проблем, существующих сегодня в нашем обществе. Полученные результаты были достаточно предсказуемыми. Большинство опрошенных выделяют в качестве главных нравственные и социально – экономические проблемы. При этом большинство юношей, участвовавших в опросе, поставили на первое место социально-экономические проблемы, процент выбравших ответ «нравственные проблемы» значительно ниже, чем у девушек: 37,5% к 56,25%.

В наиболее общем виде результаты опроса представлены на следующей диаграмме.

Диаграмма 1. Степень значимости проблем, существующих в современном белорусском обществе

Второй вопрос дал возможность выявить, какому из социальных институтов, занимающимися нравственным воспитанием, респонденты доверяют больше. Следует отметить низкий процент доверия к средствам массовой информации (в целом, 2,5%). Значительно отличаются результаты ответов старшеклассников и учителей: 30% учителей считают, что вопросы нравственного воспитания призвана решать школа, аналогичного мнения придерживаются лишь 6% учащихся. Это вполне объяснимо, ведь педагоги понимают, что процессы обучения и воспитания взаимосвязаны, а учащиеся склонны видеть основную задачу школы лишь в формировании у них прочных знаний. Все группы респондентов поставили на первое место социальный институт семьи (от 56,25% до 75%). В сравнении с этими показателями, степень доверия непосредственно к религиозным организациям невысока (в целом, 12%).

Вопрос «Где на сегодняшний день нравственные проблемы обсуждаются наиболее эффективно?» позволил сравнить желаемое с действительностью и выявить значительные расхождения. При низкой, как отмечалось ранее, степени доверия к СМИ, 31,25% юношей считают, что именно в них эффективно обсуждаются нравственные проблемы. 70% девушек-десятиклассниц считают, что нравственное воспитание должно осуществляться в семье, и лишь 40% подтверждают, что в ней эффективно обсуждаются нравственные проблемы. Общие результаты ответа на данный вопрос представлены в диаграмме (в % к числу опрошенных).

СМИ
Семья

Диаграмма 2. Социальные институты, в которых проблемы нравственного воспитания, по мнению респондентов, обсуждаются наиболее эффективно


Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что респонденты считают нравственные проблемы актуальными для нашего общества; в основном, возлагают ответственность за нравственное воспитание на социальный институт семьи, но отмечают, что в настоящее время больше внимания нравственному воспитанию уделяют школа и религиозные организации.

2.2 Ценностные ориентации респондентов и их целевые предпочтения

Следующие вопросы нашей анкеты ставили целью выявить, что является основными ценностями молодого поколения. На вопрос «Что является для вас

на сегодняшний день самым важным?» предлагалось 16 вариантов ответа. Такие варианты, как «Известность, слава», «Дружба», «Работа», «Создание семьи» не были выбраны ни одним респондентом. В ходе сопоставления и сравнения результатов опроса в 10 и 11 классах, можно сделать вывод о значительном расхождении в том, что, по мнению респондентов, составляет смысл их жизни. Только учащиеся 11-х классов (6,25%) указали в качестве смысла жизни духовное совершенствование. Учителя выбирали этот вариант в 10% случаев. Достаточно часто выбирался вариант «Любовь» – от 20% у девушек 10 класса до 6,25 у девушек 11 класса. Интересно отметить, что такой ответ выбрало одинаковое количество юношей 10 и 11 классов – по 12,5%.

При сравнении наших данных с данными опроса аналитического центра «ЕсооМ», проведённого в 2004 г., мы установили, что наиболее выбираемым является вариант «Самореализация» (39,4% старшеклассников нашей школы, 41,8% в целом по Беларуси). Второе место в опросе «ЕсооМ» занимает «Материальное благополучие», в нашем – «Приобретение профессии» (30% от числа опрошенных старшеклассников). . Полные данные приведены в результатах социологического опроса, наиболее часто встречаемые варианты ответов представлены в диаграмме.

Диаграмма 3. Ценностные ориентации

Предварительные результаты показывают, что в число основополагающих ценностей молодых людей не входят служение идее и духовное совершенствование. Они больше ориентированы на успешность в профессии и в личной жизни. Наиболее выбираемые варианты ответов на вопрос: «Какой из этих целей вы хотели бы достигнуть в первую очередь?» ещё раз подтверждают это. 55% девушек 10 класса, 50% их одноклассников, 56, 25% девушек 11 класса хотели бы получить хорошее образование; 31,25% учащихся 11 класса ставят целью создание семьи. Труд на благо ближних выбирают 10% десятиклассниц, к выполнению предписаний религии и религиозному спасения стремятся по 6,25% респондентов – девушек 11 класса. Эти данные подтверждают гипотезу об ограниченном воздействии религии и религиозных организаций на современную молодёжь.

Являются отделение религии от государства, невмешательство религиозных объединений в дела государства и политику. 3. Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций 3.1 Опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан Начало полному разделению церковных и государственных институтов в Дагестане...

Учащихся с этими альтернативами и давать им собственную оценку, но он не вправе навязывать ученикам свою точку зрения, чтобы они могли самостоятельно принять решение. 4. РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ 4.1 Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе И средняя, и высшая школы должны ознакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществить осознанный...

В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенным на любви к другим людям. Однако декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикует. Характеристику других молодежных объединений в нашей стране дает А.П.Файн. Так, распространенной нас группой являются панки, о которых мы уже упоминали в...

... – экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов и свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. 1.2 Социальные проблемы молодой семьи Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних...

Надежда Доманова Бюллетень Московского ИСАР, №8, 1999

Существует мнение о простоте и удобстве социологических опросов. Действительно: захотят власти вырубить рощу в микрорайоне, поставить гаражи на месте детской площадки , построить новое предприятие или полигон по захоронению отходов - можно провести опрос местных жителей и получить оружие для противостояния властям, не считающимся с мнением населения. Результаты анкетирования могут помочь и при планировании просветительской деятельности, и в работе по привлечению кадров, и в других видах деятельности . Одним словом, социологические опросы могли бы быть полезным инструментом в работе НПО. Однако представление о простоте подготовки и проведения опросов ошибочно.

Как правильно провести социологический опрос, чтобы его результаты имели вес, как избежать распространенных в этом деле ошибок?

Многие с большой легкостью берутся за социологические опросы, считая это несложным делом.

И часто либо получают данные, которые нельзя нормально обработать, либо оформляют все таким образом, что сведущий в этом деле человек легко докажет некомпетентность проводивших опрос.

Зачастую при составлении вопросов куда-то пропадает здравый смысл. Например, широко распространено анкетирование среди слушателей различных обучающих семинаров, где задается прямой вопрос о степени профессионализма преподавателя или консультанта на семинаре. Вопрос совершенно бессмысленный: если респондент нуждается в консультации и обучении, то ему сложно оценить степень профессионализма преподавателя.

За сложные многоплановые исследования без специалистов лучше не браться. Но несложное анкетирование с небольшим количеством вопросов, требующих простых, однозначно трактуемых ответов типа "да-нет", "за-против", вполне может быть проведено и НПО.

Берясь за социологический опрос, необходимо обеспечить его надлежащее проведение и оформление. Чтобы вас не обвинили в некомпетентности, в манипуляциях или клевете, опрос обязательно нужно проводить по принятой в научной среде методике. Всегда следует помнить, что вы проводите исследование, на которое распространяются общие требования к научной работе: тому, кто будет знакомиться с вашими данными, должна быть ясна проблема, методика исследования, результаты и способ их обработки. Только тогда может идти речь о квалифицированной работе.

Например, написать, что 90 процентов опрошенных жителей дома против вырубки деревьев во дворе, недостаточно. Неизвестно ведь, кого вы опросили. Может быть, 10 пенсионеров с трех лавочек. Тогда эти данные не отражают разброс мнений всех жителей дома. Ваша позиция будет очень уязвима именно потому, что не обоснована и не описана методика опроса.

Как же нужно проводить опрос, чтобы его результаты были достоверны и имели вес для окружающих?

Социологический опрос мало хорошо провести, его нужно соответствующим образом оформить, чтобы защититься от обвинения в голословности и некомпетентности. Итоговый документ должен состоять из описания гипотезы опроса, текста анкеты, описания полученных результатов, выводов. Остановимся подробнее на гипотезе, поскольку именно она определяет все последующие этапы и результаты работы.

Гипотеза - это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается также выбор аудитории, указываются ожидаемые результаты. В ходе написания гипотезы вы заранее детально продумываете все этапы будущего исследования. Это поможет избежать неприятных неожиданностей на стадии обработки данных.

Для примера возьмем какую-нибудь проблему, "лежащую на поверхности" и многим знакомую. Мы ходим по улице, тут и там видим собачьи кучи. По этому поводу возмущаются некоторые граждане. Этим недовольны чиновники, отвечающие за городское хозяйство . Они не могут найти решение проблемы, поэтому ужесточают меры против владельцев животных, ссылаясь на общественное мнение: негодующие граждане требуют, мол, наведения порядка.

Ваша общественная организация добивается, чтобы проблема была решена не за счет резкого сокращения численности собак в городе и ужесточения мер против их владельцев. У вас есть основания полагать, что "повальное негодование граждан" по поводу куч - выдумка чиновников, оправдывающих свои действия. Вы решаете выяснить общественное мнение: провести социологический опрос и узнать действительную степень возмущения населения.

Готовя любой опрос, надо помнить, что абсолютно объективных результатов здесь не бывает, потому что логика вопросов всегда будет отражать представления и позицию авторов анкеты, определяться их целями. Респонденты при этом не могут навязать своей логики. Если спросить у человека, существует ли проблема собачьих куч, то он вполне может ответить отрицательно. Но если начать сразу выяснять его отношение к проблеме, то она автоматически признается существующей. Человек не будет иметь возможности задуматься, есть ли проблема, а будет скорее всего покорно размышлять о том, как он к ней относится и как ее решать,

Итак, вы начинаете с написания гипотезы опроса, в которой после формулировки проблемы, цели исследования, методики опроса и обработки собираемых данных обосновываете выбор аудитории, мнение которой вас интересует.

Обоснование выбора аудитории - очень важный момент работы. В гипотезе вы должны указать, мнение каких слоев населения и по какой причине вы будете узнавать. Имеет ли, например, смысл опрашивать бизнесменов, которые ездят на машинах, не выгуливают детей и собак и вообще ногами на газоны не ступают? Считаете ли вы нужным опрашивать специалистов типа дворников, представителей администрации и городских служб? С одной стороны, для разработки законов и распоряжений по поводу выгула собак их мнение знать необходимо, с другой - вы можете посчитать это мнение предвзятым.

Опрос может быть сплошным, тогда вы пишете в гипотезе, что для получения наиболее объективного результата следует обойти все квартиры всех домов вашего района. Правда, тут же встанет вопрос, сколько на это потребуется людей и средств. Сплошной опрос стоит очень дорого и возможен только, когда у вас не более одного-двух вопросов, и на них могут ответить из-за закрытой двери или по телефону.

Можно опрашивать не всех поголовно, а выбрать представителей разных слоев населения и работать с ними. Но нужно обосновать репрезентативность этой выборки. Предположим, вы поняли, что в опросе вас интересует мнение семей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вы можете опрашивать не все семьи, а, скажем, 50% из них. В гипотезе нужно привести данные по количеству таких семей в районе опроса, надо узнать адреса этих семей и посетить каждую вторую квартиру из этого списка. Или опрашивать родителей в детских садах и поликлиниках. Следует обозначить также, будете ли вы опрашивать каждого члена семьи, или кого-то одного, только родителей (без бабушек и дедушек), тех, кто гуляет с детьми, или кто подвернется...

Понятно, что чем больше количество опрошенных и чем лучше учтены всевозможные нюансы опроса, тем более статистически достоверны его результаты. Но в жизни все определяется реальными возможностями данной исследовательской группы: человеческими, временными и материальными ресурсами.

Мало теоретически выбрать аудиторию, нужно не ошибиться и опросить именно ее. И учесть, что в зависимости от времени и места опроса респондентами окажутся вполне определенные социальные группы, а не "среднестатистические граждане".

Поэтому для обоснования достижимости аудитории опроса в гипотезе должны быть указаны время и места опроса. Если это будет происходить по утрам, то вы столкнетесь с пенсионерами и домохозяйками. Если вы будете ходить по квартирам в вечернее время, значит, сможете опросить работающих членов семьи, но упустите большую часть молодежи, которая вечерами дома не сидит. Детей можно опрашивать в школе, а также раздавать анкеты на дом, чтобы на вопросы ответили и родители. Если вы будете стоять на улице и опрашивать прохожих, то в зависимости от времени суток мимо вас будут проходить очень разные слои населения, поэтому утром вы получите совсем иную картину мнений, чем вечером. Во дворе спектр основных ответов будет иной, чем на улице. Если вы будете опрашивать пенсионеров с собаками, получите один расклад, без собак - совершенно другой. Все это учитывается в гипотезе, где подробно объясняется: кого, когда и где вы опрашиваете и почему именно их.

Составление анкет - очень ответственный этап исследования. В гипотезе следует четко аргументировать, для чего задаются именно эти вопросы.

При составлении анкеты всегда необходимо представлять себе, как она будет обрабатываться. Анкеты бывают открытые и закрытые. В закрытых на поставленный вопрос дан спектр готовых ответов, из которых опрашиваемый должен выбрать и отметить один. Такую анкету обрабатывать удобнее всего. Когда можно отмечать несколько ответов сразу, обработка становится гораздо сложнее, потому что приходится искать корреляцию между ответами. Проще всего в обработке закрытая анкета с небольшим количеством вопросов при разрешении отмечать только один ответ по каждому. Например, вы спрашиваете: "Как вы относитесь к собакам?". Варианты ответов: "1. Я их люблю; 2. Я к ним равнодушен; 3. Я их не люблю". После обработки тысячи анкет вы сможете четко сказать, сколько человек из тысячи опрошенных любят собак, сколько равнодушны, сколько не любят. Если добавить к ответам еще два: "Я их безумно люблю" и "Я их терпеть не могу", то можно уже построить шкалу отношений респондентов к собакам. Но не только: так как две крайние степени отношения к собакам наиболее конфликтны, можно косвенно выяснить потенциальную агрессивность аудитории в случае принятия радикальных мер по разрешению проблемы.

В нашем случае очень важно выяснить, есть ли у респондента собака, поскольку человек, имеющий собаку, скорее всего, будет спокойнее и лояльнее относиться к кучам как своей, так и чужой собаки. В гипотезе так и должно быть написано: мы предполагаем, что люди, содержащие собак, спокойнее относятся к кучам, а наиболее агрессивно настроены домохозяйки, имеющие детей и не имеющие собак, потому что они больше боятся болезнетворных микробов и больше времени проводят на улице и видят эти кучи. А также пенсионеры, собак не имеющие и резко реагирующие на любое нарушение их покоя. Такое предположение и называется "ожидаемыми результатами".

Подводя итоги, можно будет четко сказать, что, например, из сорока владельцев собак к проблеме собачьих куч лояльно относятся 97,5%, а из сорока не имеющих собак людей лояльно относятся 20% домохозяек и 5% пенсионеров, и, следовательно, гипотеза подтвердилась. Если же она не подтвердится - это тоже отмечается.

Можно еще ограничиться выяснением отношения к самим кучам. Можно еще выяснить, какое решение проблемы опрашиваемого удовлетворит. А также что он может предпринять, чтобы проблема была решена, и на что готов пойти, если она решена не будет. Все это - отдельные вопросы, и каждый из них обосновывается в гипотезе. Вы должны продумать весь спектр вопросов, которые следует задать по этой проблеме, а также возможные варианты ответов. Для этого необходимо саму проблему хорошо изучить.

В открытых анкетах респонденту предоставлена возможность самому сочинять ответ. Если вы спросите об отношении к собакам в такой анкете, то вполне можете получить ответы вроде: "у меня живет три собаки, столько с ними проблем, а кормить уж и не знаю чем, так все стало дорого". Такие анкеты очень сложны в обработке. Вы не сможете расклассифицировать ответы, и большая их часть пропадет без пользы. Часто на основании собранного таким способом материала пишут собственную интерпретацию общественного мнения, ничего общего с нормальной обработкой данных не имеющую. Открытую анкету можно использовать только в том случае, когда вы абсолютно уверены, что каждый респондент либо ответит "да" или "нет", либо перечислит несколько всем известных терминов (фамилий, названий и т. п.).

Применяются также полуоткрытые анкеты. В них вместе со спектром возможных ответов помещается строка для тех, кто захочет привести собственную формулировку: некоторых людей может раздражать запрограммированность их ответов. Эти анкеты оптимальны при пробных опросах по данной проблеме или опросах специалистов для выяснения возможных ответов, не учтенных авторами. Обрабатывать их труднее закрытых, однако они могут дать интересные, оригинальные дополнения к вашим вариантам. Бывают еще смешанные анкеты, содержащие как открытые, так и закрытые вопросы.

Очень многое зависит от характера вопроса. Есть вопросы прямые, подразумевающие только три варианта ответа: "да", "нет", "затрудняюсь ответить". Предположим, вопрос: нравятся ли вам собачьи экскременты? Понятно, что на поставленный таким образом вопрос вы получите 99 и 9 в периоде процентов ответов "нет". Так опрашивать очень удобно для санэпидемстанции, жаждущей запретить содержание собак в квартирах. Или вопросы типа "кусали ли вас когда-либо собаки", "считаете ли вы собак источником бешенства ". Такие вопросы в лоб совершенно дики на взгляд специалиста, который хочет разобраться в проблеме. Но именно так собирать общественное мнение - одно удовольствие, поскольку ответ вычисляется однозначно и обрабатываются анкеты очень просто. Чем глубже вы попытаетесь разобраться с помощью анкетирования в закономерностях общественного мнения, тем сложнее будет обработка мнений и исследование корреляции.

Анкеты бывают анонимные и персонифицированные. Часто опросы делаются анонимными, так как люди хотят, чтобы их фамилия и адрес нигде не фигурировали. Однако это не значит, что не следует отмечать пол, возраст, занятие человека. Именно занятие, профессию или социальное положение, а не место работы. Что именно будет выясняться о респонденте и зачем, также должно быть обосновано в гипотезе.

Если вам нужно получить ответ "да-нет", или чтобы человек ткнул пальцем в любимого кандидата, вполне эффективен телефонный опрос. Анкетирование по почте позволяет охватить огромное число людей. Однако даже при вложении конверта с обратным адресом возвращаются в лучшем случае 10-15 % анкет. Если раскладывать анкеты (уже в конверте с обратным адресом) по почтовым ящикам, возврат уже больше 30%. Но нужно помнить, что тут обычно отвечают активные пенсионеры и дети, для которых опрос - своеобразная игра. А также те, кого сильно задевает данная проблема, особенно если они настроены негативно. Остальная масса людей, которые работают, растят детей и внуков, бегают по магазинам, короче, заняты с утра до ночи, на такие вещи не реагирует и не отвечает.

Экспертный опрос - опрос специалистов в интересующей вас области. Он проводится либо для решения проблемы, либо перед опросом общественного мнения для проверки гипотезы. Он позволяет глубже изучить проблему и грамотно подойти к методике проведения широкого анкетирования; правильно сформулировать вопросы. Для этого бывает достаточно опросить 10-15 специалистов.

В общественном сознании давно существует мнение, что опрос является чуть ли не единственным методом практической социологии. Такая оценка, мягко говоря, не вполне корректна, поскольку среди методов социологии известно множество таких, которые не связаны с опросами. Кроме того, опрос не может быть признан исключительно социологическим методом, он широко применяется в политологии, журналистике, психологии, правоведении и прочих социальных исследованиях.

Вам понадобится

План проведения социологического опроса, опросный лист

Инструкция

1 Социологический опрос призван предоставить информацию о мнениях людей, оценках ими социальных явлений, о состояниях группового и индивидуального сознания. Эти мотивы, мнения и явления выступают атрибутами изучаемых социологией объектов. Если об исследуемом объекте нет достаточно полной информации, если он не доступен прямому наблюдению и не поддается эксперименту, то значимость социологического опроса возрастает.

2 Отечественная социология изобилует попытками использовать опросы в качестве основного метода получения опытных данных, хотя нередко целый ряд явлений эффективнее изучать иными способами. Причина кроется в том, что начинающему социологу опросный метод кажется удобным, простым и даже универсальным.

3 К сожалению, возможности опросов в социологии ограничены. Полученные в ходе опросов сведения зачастую отражают субъективные мнения респондентов. Такие данные нуждаются в сопоставлении с информацией объективного характера, полученной более стандартизированными способами и методами. Наибольший же эффект социологические опросы дают в сочетании с наблюдением, экспериментом и контент-анализом.

4 Методы социологического опроса очень разнообразны. Кроме широко распространенного анкетирования они включают различные виды интервью, почтовые, телефонные, экспертные и другие опросы. Любые разновидности опросов имеют свои особенности, базирующиеся, тем не менее, на общих принципах и подходах.

5 Прежде чем приступать к социологическому опросу, необходимо четко определить цели и процедуру исследования. Проведению опроса, таким образом, предшествует глубокая разработка исследовательской программы, уяснение целей, задач, категорий анализа, гипотез, объекта и предмета исследования. Не забудьте также очертить выборку (количественно и качественно) и подобрать наиболее эффективный инструментарий.

6 Опрос, в самом общем случае, предполагает составление набора вопросов, оформленного в виде опросного листа. Такой набор служит достижению цели исследования, доказательству или опровержению выдвинутой гипотезы. Особенно тщательно необходимо продумать и отточить формулировки вопросов, поскольку они будут фиксировать категории анализа.

7 Если при анализе ответов респондентов не учитываются их социальные и демографические характеристики, социологический опрос теряет всякий смысл. Поэтому опросный лист обязательно должен иметь паспортную часть, куда заносятся данные об опрашиваемом лице (в соответствии с задачами исследовательской программы).

8 Будучи особым актом коммуникации между интервьюером и респондентом, социологический опрос должен проводиться с соблюдением ряда правил. Респондент должен быть заинтересован в опросе, он должен знать, кто и с какой целью его опрашивает. Респондент должен однозначно понимать смысл и содержание вопроса.

9 Вопросы должны быть сформулированы с соблюдением языковых норм. Формулировка каждого вопроса должна соответствовать культурному уровню респондента. Возможность усмотрения в вопросах оскорбительного для респондента смысла должна быть категорически исключена. Общее число вопросов должно укладываться в рамки здравого смысла и не утомлять респондента. Это лишь некоторые моменты, которые следует учесть социологу, намеренному использовать опрос в качестве метода социологического исследования.

Социологический опрос - это метод сбора первичной социологической ин­формации об изучаемом объекте по­средством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуе­мых респондентами. Основу социологического опроса со­ставляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и рес­пондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекаю­щих из цели и задач исследования.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологи­ческих исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группо­вого, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практи­чески 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступ­ных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изу­чаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

Социологический опрос в отличие от других методов сбора соци­ологической информации позволяет "уловить" через систему форма­лизованных вопросов не только акцентированные мнения респон­дентов, но и нюансы, оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступ­ным методом сбора первичной социологической информации. В са­мом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода де­лают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с дру­гими методами социологических исследований. Однако эта простота

и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблю­дение определенных требований.

К основным условиям опроса (что проверено практикой социоло­гических исследований) относятся: 1) наличие надежного инструмен­тария, обоснованного программой исследования; 2) создание благо­приятной, психологически комфортной обстановки опроса, что да­леко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих; 3) тщательная подготовка социологов, которые долж­ны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих рес­пондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом со­ставления анкет по социологически корректным методикам, позво­ляющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.

Соблюдение указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами социологического опроса. В социологии принято различать опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прес­совые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и др. (табл. 7).

В практике социологических исследований наиболее распростра­ненным видом опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социоло­гической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и прово­дится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашивае­мых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фак­тах и социальной деятельности. Начинается он, как правило, с фор­мулировки программных вопросов, "перевода" поставленных в про­грамме исследования проблем в вопросы анкеты, с формулировкой, исключающей различные толкования и доступной пониманию опра­шиваемых.

В социологии, как показывает анализ, чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный.

Таблица 7

Классификация видов социологического опроса

Основание классификации

Виды опросов

Степень охвата генеральной

совокупности

Индивидуальные

Выборочные

Сплошные

Способ коммуникации между

респондентом и социологом

Анкетные

Интервью

Почтовые

Телефонные

Прессовые

Степень формализации

Свободные

Формализованные

О фактах, событиях

О поведении людей

О внутреннем мире людей

Опросы индивидуумов

Тип респондентов

Групповые (социометрические)

Экспертные

Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой оп­рашивается все население страны. С началаXIX в. переписи насе­ления регулярно проводятся в европейских странах, а сегодня они используются практически повсеместно. Переписи населения дают бесценную социальную информацию, но чрезвычайно дороги - даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь один раз в 10 лет. Сплошной анкетный опрос, таким образом, охваты­вает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо социальной общности или социальной группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Однако есть и более мелкие, на­пример персонал фирмы, участники афганской войны, ветераны ВОВ, жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объек­тах, он также называется сплошным.

Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более эконо­мичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя тре­бует изощренной методики и техники проведения. Его основа - вы­борочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной. Генеральной совокупностью считают все насе­ление страны или ту его часть, которую социолог намеревается

изучить, а выборочной - множество людей, опрашиваемых социо­логом непосредственно. В сплошном опросе генеральная и выбороч­ная совокупности совпадают, а в выборочном - расходятся. Напри­мер, Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5-2 тыс. чел. и получает достоверные данные обо всем населении (ошибка не пре­вышает нескольких процентов). Генеральную совокупность опреде­ляют в зависимости от целей исследования, выборочную - матема­тическими методами. Так, если социолог намеревается взглянуть на выборы Президента Украины 1999 г. глазами его участников, то в генеральную совокупность войдут все жители Украины, имеющие право голоса, но опрашивать ему придется небольшую часть - вы­борочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается такого прави­ла: любой выборщик независимо от места жительства места работы, состояния здоровья, пола, возраста и других обстоятельств, затруд­няющих доступ к нему, должен иметь одинаковую возможность по­пасть в выборочную совокупность. Социолог не имеет права опра­шивать специально подобранных людей, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Правомерны вероятностный ме­ханизм отбора и специальные математические процедуры, обеспечи­вающие наибольшую объективность. Считается, что случайный ме­тод - наилучший способ отбора типичных представителей гене­ральной совокупности.

Необходимо отметить, что искусство анкетного опроса состоит в правильной формулировке и расположении задаваемых вопросов. Первым к научной постановке вопросов обратился древнегреческий философ Сократ. Совершая прогулки по улицам Афин, он в устной форме излагал свое учение, подчас ставя прохожих в тупик своими хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом помимо со­циологов пользуются журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же отличается социологический опрос от опросов, проводимых дру­гими специалистами?

Первая отличительная особенность социологического опроса - ко­личество опрашиваемых. Специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. По­чему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то узна­ют его личное мнение. Журналисту, интервьюирующему эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента, следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно, посколь­ку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубежде­ния, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически, взаимно погашаются. В результате со­циолог получает усредненную картину социальной реальности. Оп­росив, например, 100 менеджеров, он выявляет среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической ан­кете не требуется указывать фамилию, имя, отчество и адрес: она анонимна. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная особенность социологического опроса - достоверность и объективность получаемой информации. Эта осо­бенность фактически связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные ма­тематически. А усредняя разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели журналист. Если строго соблю­дены все научно-методические требования, эту информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья особенность социологического опроса заключается в са­мой цели опроса. Врач, журналист или следователь не стремятся к обобщенной информации, а выясняют то, что отличает одного чело­века от другого. Конечно, все они добиваются правдивой информа­ции от опрашиваемого: следователь - в большей степени, журна­лист, которому заказали сенсационный материал, - в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогаще­ние науки, выяснение научной истины. Между тем полученные соци­ологом данные (например, о закономерностях связи труда с отноше­нием к работе и формой досуга) освобождают его коллег-социологов от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвер­дилось, что разнообразный труд (например, руководителя-менед­жера) предопределяет разнообразный досуг, а однообразный труд (например, рабочего на конвейере) связан с однообразным, бессо­держательным времяпрепровождением (выпивкой, сном, просмот­ром телепередач), и если такая связь теоретически доказана, то мы получаем научный социальный факт, универсальный и всеобщий. Однако журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворяет, поскольку им нужно раскрыть индивидуальные особен­ности и отношения.

Анализ публикаций, содержащих результаты социологических ис­следований, показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологическо­го опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой - проводившиеся издав­на статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило накопить огромный и уникальный опыт. Во-вторых, ме­тод опроса отличается относительной простотой. Поэтому именно ему нередко отдается предпочтение в сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой связи метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с социо­логической наукой вообще. В-третьих, метод опроса обладает опре­деленной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д. В-четвертых, метод опроса можно эффек­тивно применять при проведении как крупномасштабных (между­народных, общенациональных) исследований, так и для получения информации в малых социальных группах. В-пятых, метод социоло­гического опроса весьма удобен при количественной обработке по­лученной с его помощью социологической информации.

Метод социологического наблюдения