Роль обращения в стихотворении. Возможно вам будет интересно

Читать стих “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева Фёдора Ивановича сложно, ведь из-за религиозной цензуры из произведения были вырезаны 2 строфы. Несмотря на то, что работа является пейзажной лирикой, в ней нашли неприемлемые строки, восстановить которые так и не удалось. Поэт написал это творение, вдохновившись стихом Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Тот говорит о своей невероятной любви к природе, сравнивая её с матерью. В обеих работах есть некоторые схожие черты, не заметить которые невозможно.

Произведение Тютчева можно назвать обличительным. Автор искренне не понимает людей, которые не в состоянии оценить красоту природы, её непревзойденность и величие. Сам же он говорит о ней с упоением. “В ней есть душа, в ней есть свобода…” – пишет вдохновленный автор, и ему нельзя не поверить. Кстати, пейзажная лирика Фёдора Ивановича нередко отражает такое его видение окружающего мира. Он ставит свое мнение в противовес материалистам, которых считает пошлыми. Они не осознают того простого факта, что вторжение во владения природы – не что иное, как преступление. Религиозные же люди пытаются доказать, что она является обычным слепком, не имеющим никакой власти.

Текст стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» – это своеобразный протест поэта. Он яркий и искренний, страстный и непреклонный. Складывается ощущение, что автор борется за что-то невероятно ценное для себя. Он вкладывает в эту борьбу все силы, словно это жизненно важно для него. И действительно, природа всегда играла огромную роль в творчестве, а значит, и в судьбе поэта. Это невозможно не заметить, читая его работы. Кстати, их очень любят учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть данное стихотворение онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…



. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

«Не то, что мните вы, природа…» Фёдор Тютчев

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Анализ стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…»

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям, а к людям, не желающим понять природу, считающим ее «бездушным ликом», «слепком». Отношение самого Тютчева к природе можно кратко охарактеризовать двумя строчками:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Отражение этой мысли в том или ином виде встречается во многих стихотворениях поэта, относящихся к пейзажной лирике.

Во время первого издания «Не то, что мните вы, природа…» цензура изъяла из оригинала вторую и четвертую строфы. Считается, что они были неприемлемы с ортодоксально-церковной точки зрения. Впоследствии драматург, поэт и журналист Николай Сушков просил Федора Ивановича восстановить недостающие строки. К сожалению, это оказалось невозможным. Изъятые цензурой строфы Тютчев не помнил.

По мнению литературоведов, «Не то, что мните вы, природа…» — своеобразная творческая реакция Федора Ивановича на произведение Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». В нем поэт признается в любви природе, называя ее матерью и говоря, что для сердца она всего дороже. Отголоски стихотворения Батюшкова не раз появляются в творчестве Федора Ивановича. Достаточно вспомнить хотя бы «Певучесть есть в морских волнах…» и «Нет, моего к тебе пристрастья…». Кстати, к «Есть наслаждение и в дикости лесов…» обращался не только Тютчев. Также на произведение откликнулся Пушкин посредством гимна Председателя из «Пира во время чумы».

«Не то, что мните вы, природа…» — выступление сразу против двух групп людей. В стихотворении главенствует идея суверенности природы. Это противоречит взглядам вульгарных материалистов. Как известно, по их мнению, человек имеет право вторгаться в природу, подчинять ее своей воле. Суверенность природы отрицается и церковниками. Согласно принятым догматам, она считается лишь «слепком» божьей воли.

Тютчев — общепризнанный певец природы. Его пейзажная лирика по праву относится к шедеврам мировой поэзии девятнадцатого века. «Не то, что мните вы, природа…» — произведение программное. Именно в нем Тютчев наиболее ясно и пространно высказал свои взгляды на природу.

Писатель Тютчев родился в 1803 году. Это был девятнадцатый век, время которое было золотым для рассвета поэзии. Тютчев был довольно интересной и причудливой личностью. Когда-то, например, его знакомый написал, что сам писатель плохо заботится о своей внешности и уделяет этому очень мало времени. Его волосы всегда были всколочены, будто он не выспался или разогнаны ветром. Однако брился он постоянно, ему не нравилась борода. Одевался он довольно плохо, можно даже было его назвать неряхой, но на это он не обращал внимание. Если судить по походке, то она была как бы ленивая, рост у него был небольшой, однако лицо симпатичное.

Не смотря на все его внешние качества, Тютчев был весьма умным человеком, у него была бурная фантазия. Его в кругах представляли, как занятного собеседника, с которым приятно общаться, можно поговорить на любые темы. Писатель был очень остроумным, с подковыркой, любой с ним мог найти общий язык.


Многие отмечали, что человек он был разносторонний и необычный, его знакомый называл Тютчева дарованием Божьим. В биографии данного писателя довольно много интересных фактов, до конца всех не узнаешь. С противоположным полом у писателя довольно много отношений, было несколько жен и по словам писателя он любил каждую и очень сильно.

Жизнь Тютчева

Когда писателю исполнилось двадцать два года, он женился на вдове Элеоноре. Тогда писатель был моложе этой девушки на четыре года и у нее даже было четверо детей. Его жена была покровительницей для писателя, выполняла она этот долг изумительно, также позже родила ему трех детей. Однако скоро эти страсти прошли и уже 1833 году писателю понравилась Эрнестина Дернберг.

Однако та была замужем, своего супруга она не очень любила. Когда Тютчев встретил ее, тогда они были на балу, муж Эрнестины почувствовал себя плохо и уехал в тот день. Тогда он подошел к Тютчеву и сказал, что он поручает ему свою жену, через несколько дней барон умер.

Отношения писателя с данной особой имели существование, однако подробностей очень мало известно. Дело в том, что Эрнестина уничтожила всю переписку с писателем, а также с его знакомыми, поэтому до наших дней мало что дошло. Однако то, что сохранилось утверждает, что любовь у них была безмерная, которая потрясала Тютчева и в то же время мучила его.

Их отношения некоторое время были скрытными, однако после в 1836 году их роман получил большую огласку, тогда его первая жена пыталась покончить собой, нанеся себе удар ножом в грудь. Спустя год он встретился с Элеонорой и понял, что пришло время принять выбор и попрощаться с любимой женщиной. Через год Элеонора умерла, тогда говорят Тютчев в переживаниях посидел всего за одну ночь.

Однако прошло время, и писатель успокоился и отошел от негодований, затем он снова увлекся Эрнестиной. Писатель поехал в Швейцарию, где пошел на встречу к своей любимой, после через год они поженились. После венчания писатель пропал и находился в отпуске долгое время с женой. Его за это уволили из Министерства и лишили привилегий.

После скитаний по Европе в 1844 году писатель решает вернуться в Петербург, там же снова восстанавливается в должности и живет со своими двумя детьми и женой. Писатель вспоминал, что вот его жизнь уже налаживается, однако вскоре он увлекся другой девушкой. О ней мало, что известно, она упоминается в переписке, как Денисьева.

Любовь писателя переросла в светский скандал, однако вся грязь понеслась на Денисьеву. После с Тютчевым они любили четыре года друг друга после чего она умерла. Осталось трое детей после смерти Денисьевой. Все это время с Денисьевой Тютчев не разрывал отношения с семьей. По словам писателя, он безумно любил обеих женщин, те в свою очередь также обожали писателя.

Первая книга стихов писателя вышла в 1854 году, это было довольно поздно, возможно из-за его любовных похождений. Уже в шестидесятых годах у писателя настало трудное время, у него умерло много близких. Денисьева умерла от чахотки, это была его последняя любовь, после он отобразил это в стихах.

Все это время Тютчев не представлял свою жизнь без Эрнестины, он считал ее святой. Он ее так любил, написал про это также много стихотворений. Умер поэт спустя девять лет после смерти Денисьевой, тогда многие известные писатели высказали свою скорбь Тютчеву. Вся жизнь писателя подобна написанному роману, где есть все, любовь, верность, чувства. Все это Тютчев выразил в своих стихах, они понятны и интересны.

Писатель после себя не оставил большое творческое наследие, однако стал и при этом великим поэтом. Он написал несколько гениальных стихотворений, которые никогда не забудутся потомками. Среди них есть и «Не то что мните вы природа» которое мы и рассмотрим в данной статье.

Анализ стихотворения Тютчева


Стихотворения, написанные Ф.И. Тютчевым о русской природы, по праву считаются качественным проявлением русской поэзии. Этот великий поэт – один из немногих, кто рассматривал природу в качестве постоянного источника, откуда можно черпать впечатления и раздумья. В этом с Тютчевым может сравниться разве что Фет. Но именно Тютчеву удавалось очень тонко использовать стихотворную форму для передачи пейзажей.

При этом во время прочтения написанных им произведений говорить о бездушном наблюдении за природой неуместно. Природа для автора является поводом для размышлений, посвященных загадкам мироздания, вековым вопросам бытия. Только в редких случаях Тютчев описывал природу исключительно в качестве фона, в большинстве случаев она является одухотворенной, мыслящей.

«Не то, что мните вы, природа» была написана с использованием формы обращения. Отсутствие заглавия у этого произведения придает его смыслу еще большую глубину. Поэт старается выступить против тех людей, которые недооценивают значение природы в нашей жизни, он старается подчеркнуть очерствение человеческих душ в результате того, что они отдалились от природы.

Глядя на написанные автором строки, можно сделать вывод о том, что они выполнены поэтом с философским складом ума. Поэтому он не только обладал хорошим даром пейзажиста, но и собственной философией о природе. Тютчев любой элемент природы представлял в качестве одухотворенного, в качестве наполненного глубоким значением. В самом начале стихотворения употребляется «не» для более полного ограждения читателя от неправильной трактовки природы. У Тютчева наблюдалось стремление к пониманию жизни природы, после чего он старался запечатлеть все ее проявления.

Во время написания стихотворения использовался четырехстопный ямб, также нельзя не отметить гармонирование перекрестного способа рифмовки с чередованием мужских и женских рифм. А вот наличие ассонанса на «о», «а» и «и» делает тон стихотворения более возвышенным. Мелодичность и музыкальность придаются ему при помощи использования большого количества сонорных согласных. Торжественности стихотворению прибавляет и применение большого количества устаревших слов.


Анафора была использована автором для создания особой смысловой нагрузки. Не отказался Тютчев и от использования таких выразительных художественных средств, как олицетворения, метафор и сравнения. Наличие всех этих средств делает речь более красочной и выразительной, а художественный образ раскрывается все в большей степени. Для стихотворения характерно использование сложных предложений, что не в новинку для поэзии автора, при этом довольно часто их окончание обозначается восклицательными знаками, благодаря чему автор получает нужную интонацию.


Также данное стихотворение дополняется отточиями. В свое время цензура запретила публикацию этих строк, после чего они были утеряны. Но на смысле произведения это не сказалось, как и на его главной идее – взаимоотношения между природой и человеком. Мысль автора о «глухоте» людей, не умеющих чувствовать и жить, слышится на протяжении всего стихотворения. И если для большинства людей природа является безликой, то сам Тютчев ее называет «голосом матери самой». Он использует ее образы для выражения сокровенных мыслей, чувств, сомнений, важных вопросов.

Творчество писателя наполнено глубоким философским смыслом, оно хорошо повлияло на установление русской поэзии, образу русского духа. Все произведения писателя носят в себе истинный, прекрасный и самобытный характер. Он написал сборник, который состоял аж с трехсот стихотворений, третья часть из них на иностранном языке.

Писать Тютчев стал довольно рано, первые его произведения никто не воспринимал всерьез. Однако позже его монологи про природу считались прекрасными. Сам писатель рассказывал, что необходимо почувствовать саму природу, полюбить ее, найти в ней смысл. Он говорил о ней, как о чем-то живом, высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе, признавая и превознося ее как самостоятельную чувствующую сущность, наделенную душой, свободой, а также эмоциями и собственным языком для общения с окружающим миром.

Фёдор Иванович в строках этого стихотворения выступает против материалистов, заявляя о независимости природы. Любое вторжение в нее и подчинение воли человека нарушает эту суверенность. Здесь есть также отсылка к церковному восприятию природы, как одного из проявлений воли Бога. "Не слепок, не бездушный лик" утверждает Тютчев, тем самым отрицая церковные догмы.

При первом издании из стихотворения были изъяты вторая и четвертая строфы. Они не прошли церковной цензуры и считались недопустимыми. Позднее поэта просили воссоздать утраченные строки произведения, но это оказалось неосуществимо, Тютчев и сам не помнил, о чем в них говорилось.

Автор использует в произведении метафоры и сравнения для более подробного раскрытия художественного образа. Несмотря на потерю части стихотворения, оно не утратило свою основную идею. Отношения человека и природы рождают сильные чувства в душе поэта, заставляя ставить под сомнение восприятие людьми окружающего мира.

Поэт обращается к людям, не способным увидеть и услышать природу, почувствовать ее дыхание: "При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была!". Но в последних строках как бы извиняет черствость человечества, говоря, что это "Не их вина...".

Отражение любви и глубокого почтения к природе встречается и во многих других произведениях Тютчева, но именно в этом стихотворении он выразил весь спектр чувств к природе, и попытался донести глубинный смысл происходящих в ней процессов до окружающих. Природа является для поэта постоянным источником вдохновения, даря незабываемые впечатления, которые он изливает на бумаге в виде стихов. Это не просто любование явлениями природы и ее красотой, это поиск глубинного смысла происходящего, ответов на главные вопросы бытия.

Философия Тютчева заключается в одухотворении природы. Это не романтическая метафора, а скорее психологизация природы, желание запечатлеть ее процессы, сохранить саму их суть, показать наполненность, самодостаточность и органичность.

Анализ стихотворения Не то, что мните вы, природа… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Одиночество Бродского

    Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

    Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

  • Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля 6 класс

    Стихотворение называется «Родная земля» - это очень важное для каждого слово. В сказках богатыри всегда с собой носили пригоршню земли родной. И она им помогала – силы в битвах давала. Даже в самый опасный момент выручала!

  • Анализ стихотворения Огородник Некрасова

    Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

  • Анализ стихотворения Деревня Фета

    Данное стихотворение является частью раннего творчества поэта и создано во время обучения Фета в Москве. Живя в крупном городе, он ностальгирует по деревенской жизни, всё больше вовлекаясь в приятные воспоминания.