Почему ребятам лета не хватает. Летние стихи для детей старшего дошкольного возраста. Разноцветный шар земной






Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение в стихотворной форме.
  • На примере стихотворений познакомить учащихся со средствами создания разнообразных образов животных, отношениями человека и животных.
  • Сформировать представление об авторе.
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, оценочное отношение к речи.
  • Учить видеть речевые средства выразительности (многозначность слов и выражений).учить воспринимать эмоциональный тон стихотворения.
  • Учить определять главную мысль стихотворения, умение наблюдать и сравнивать.
  • Пополнять словарный запас учащихся.
  • Воспитывать чувства сострадания к братьям нашим меньшим.

Методическое обеспечение.

  1. Учебник “Литературное чтение” 2 класс, Г.И. Грехнева, К.Е. Корепова.
  2. Портрет поэта Н.М. Рубцова.
  3. Выставка сборников стихов Н.М. Рубцова.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня у нас очень интересный урок. Будьте активны, внимательны, доброжелательны друг к другу.

Какую установку на урок вы дадите себе сами?

(Буду хорошо работать, буду помогать товарищу, получу “5” и т.д.)

Желаю вам успешной работы.

II. Сообщение темы

Тема нашего урока “Бедняга воробей и проказница коза”. Стихи Н.М. Рубцова.

Что вам удалось узнать из разных источников об авторе этих стихов?

(Сообщения учащихся).

Н.М. Рубцов родился 3 января 1936 года в Архангельской области в простой семье. Он рано остался без родителей и воспитывался в детском доме. Коля считался одним из лучших учеников. Третий класс он закончил с похвальной грамотой. Тогда же написал свое первое стихотворение. Так началась его творческая жизнь. Особенно Рубцов любил темы родины, природы. Он часто ходил в лес, потому, что не представлял жизни без шума сосен, без кукушки, без клюквы и морошки. Он прожил короткую жизнь (35 лет). Стихи для него были самым главным, ради чего он жил, о чем мечтал. Его стихи о добре и зле, о радости и печали.

III. Анализ стихотворения “воробей”

1. Первичное чтение.

Послушайте стихотворение “Воробей”, задумайтесь, какие чувства оно пробуждает? (Читает учитель)

Что запомнилось сразу из этого стихотворения? (Воробью холодно, голодно)

2. Работа над иллюстрацией.

1

Посмотрите иллюстрацию к стихотворению “Воробей” на странице 40 учебника “Литературное чтение”.

Что вы можете сказать о детях, взрослых? (Они хотят помочь, им жаль воробья, они угощают зерном птицу)

Как художник изобразил людей на этой иллюстрации? (Лица людей грустные, у детей в руках зернышки)

Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите непонятные слова.

3. Словарная работа с опорой на жизненный опыт учащихся.

“Подвода с поклажей” - сани с грузом, “чердак” - место под крышей.

4. Работа над многозначностью слов.

Прочитайте первый вопрос после стихотворения, обсудите.

Каково значение слова “бедный” в этом стихотворении?

(На доске:

бедный – небогатый;

бедный – несчастный;

бедный – скудный)

(Зернышко маленькое, скудное)

Докажите строчкой из стихотворения. (“И дрожит он над зернышком бедным…”)

Почему воробей дрожит над зернышком? (Боится потерять, бережет)

Найдите рифму к слову “бедным”. (Вредным)

Каково значение слова “вредный” в этом стихотворении?

(На доске:

вредные насекомые

вредный характер)

(Воробей не становится злым, сердитым, вредным)

Почему же он не становится вредным? (Тихий, спокойный, добрый)

5. Работа по карте-схеме (в парах)

У вас на партах карты-схемы анализа стихотворения “Воробей”. Отвечаете на вопросы, готовите выразительное чтение стихотворения. Договоритесь, кто будет читать выразительно, а кто отвечать по карточке. Работайте дружно.

Карта-схема анализа стихотворения Н.Рубцова “Воробей”

1. Тема стихотворения.

_______________________

2. Главная мысль стихотворения (прочитайте в тексте). Как сказать своими словами?

_______________________

3. Какое настроение надо передать при чтении? Выбери нужное: радостное, грустное, весёлое, бодрое, печальное, беспокойное, шутливое, серьёзное, насмешливое.

Подведение итогов.

Дети выходят к доске парами: один выразительно читает, другой даёт ответы на вопросы по карте-схеме.

Учащиеся класса дают оценку и дополняют ответы.

6. Физкультминутка

Отгадай-ка, кто проворно
Ищет крошки, ищет зёрна?
Говори же, не робей –
Это храбрый … (Воробей)

Как воробей моет крылышки? (Руки на поясе, движения локтями вперёд-назад)

Как летает воробей? (Руки в стороны, движения вверх-вниз)

Как ищет и клюёт зернышки? (Дети присели и движения головой вверх-вниз)

Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дворам шныряет
Крошки собирает
- Кто это? … (Воробей)

Мы вспомнили народные загадки о воробье. Воробей в загадках сказочный.

А какой воробей в стихотворении, сказочный или реальный, как в жизни? Докажите.

Что может изменить жизнь воробья? (Забота людей о птицах)

IV. Анализ стихотворения “Коза”

1. Первичное чтение стихотворения “Коза”

Послушайте стихотворение “Коза”. (Читает подготовленный ученик)

Грустное стихотворение или веселое? Докажите. (Ответы детей)

Кто герои стихотворения? (Народ и коза)

2. Словарная работа.

Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите как народ называет козу? (Егоза)

Почему? Что значит “егоза”? (Любит бегать, прыгать, баловать)

3. Работа над многозначностью выражения.

Найдите рифму к слову “егоза”. (Глаза)

Прочитайте строчку из стихотворения. (“И коза опустила глаза”)

Почему коза опустила глаза?

(На доске:

опустил глаза – смутился;

опустил глаза – посмотрел вниз)

Действительно ли коза смутилась, раскаялась? Докажите.

Какова главная мысль стихотворения? (Коза оказалась проказницей)

4. Работа над выразительным чтением стихотворения.

Прочитайте стихотворение, определите паузы, главные слова, особенно обратите внимание на слова народа к козе.

Чтение стихотворения по ролям.

V. Сравнительный анализ стихотворений “Воробей” и “Коза”

Сравните эти стихотворения. Назовите сходства и отличительные признаки. (Сходство в том, что оба о животных; отличия: по настроению, по чувствам)

Прочитайте в учебнике название темы, в которую включены эти произведения. (“О братьях наших меньших”)

Кого мы называем нашими меньшими братьями? Почему? (Меньшие братья – животные, они нуждаются в нашей помощи и дикие и домашние).

Часто произведения о животных заставляют задуматься о чертах человеческого характера.

Какие черты характера человека вы бы отметили в этих стихах? (Не быть озлобленным, если что-то не складывается в жизни, стремиться изменить жизнь к лучшему “Воробей”).

(Иметь стыд, то есть совесть, быть честным в своих поступках “Коза”).

  • На уроке я узнал … ;
  • Мне понравилось на уроке … , потому, что … ;
  • Я бы хотел повторить … , изменить … ;
  • Оценка своей работы;
  • Обсудите свой ответ с соседом по парте.
  • Поменяйтесь местами: II вариант первого ряда и I вариант второго ряда, II вариант второго ряда и I вариант третьего ряда. (Пары сменного состава)
  • Обсудите свой ответ с новым соседом по парте.
  • Займите свои места.
  • Вы прослушали два ответа своих одноклассников. Чей ответ понравился больше? Почему? Кого вы бы рекомендовали послушать всем?

(Ответы детей)

VII. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть по выбору.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.