Как научится читать с выражением. Основные теоретические аспекты выразительного чтения. Принципы выразительного прочтения

Ударные слова

В каждой фразе до лж на быть одна вершина, один логический центр, который и выде ля ется, как главный. Затем последовательно, по ст еп ени важности выделяются остальные слова. И с ов сем не акцентируются второстепенные слова. Для в ы деления логических центров пользуются усилением, повыш ен ием голоса, а иногда его понижением и з аме длением темпа. Определить ударные с ло ва в тексте поможет ряд правил логического чтения. Уда рн ыми бывают преимущественно слова, обоз на чающие понятия, которые раньше в тексте не вс тр ечались, то есть новые понятия. Это одно из ос но вных правил.


В простом предложении уда р ение падает или на подлежащее, или на сказуемое; обы ч но на слово, стоящее вторым по порядку:

Сдел а лось смятение . Калитка заскрипела .

Когда смысл ска зуе мого подразумевается в самом подлежащем, то на такое сказ уе мое ударение не падает, если нет противопоставления:

Вдруг молния всю чащу озарила.
Прибой шумит.


Если же в тексте имеется проти во поставление, то выделяются противопоставляемые друг другу слова:

Дедушка на балконе , а бабушка под окном сидит.
Обжегся на молоке , дуешь и на воду .


Противопоставление может подр а зумеваться

И дурак это поймет (не только умный).


Правило о логических ц ен трах при противопоставлении подчиняет себе другие. Так, если подлежащее выражено местоимением, оно не д ол жно быть ударным словом:

Я не трону его.
И всё грустит она.


Но при противопост а влении местоимение выделяется:


Сегодня – ты , а завтра – я .


Если при глаголе имеются дополнитель н ые слова, то они принимают на себя ударение.

Слабый ветер тянул по верхушкам .
Люблю молодца за искренность .

Если определение выражено именем существите л ьным в родительном падеже, то ударение переносится на это существительное.

На нее обратились взоры мужчин .
Шум слился с говором гостей .


Но при противопоставле н ии ударение не переносится.

Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Согласно правилу, ударение должно было б ы ть на слове «севера». Но так звезда противопоставлена Авроре, то ударение падает на сл ов о «звезда».


Определение, выраженное прилаг ате льным, не бывает под ударением.


Черные тучи повисли над морем .
В небольших комнатках тепло и уютно .


Но если «небольшим комнаткам» противопос та вляются «большие», ударение переместится.

В небольших комнатках тепло и уютно.


Если перед существительным стоит несколько при ла гательных, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ним.

Он спокойный, рассудительный, положительный человек.


Но если одно или несколько прилагательных с то ят после существительного, как сказуемые, то ударение переходит к прилагательным.


Он человек гордый и своенравный .


Если же после существительного ст оя т прилагательные-определения, то ударение падает и на существительное, и на прилага те льные.


Из мрака выступало её лицо – худое, морщинистое, испитое .


Ударение падает на слова, выражающие ср ав нение.

Стонал, как зверь .
Как лань лесная боязлива.


Если сравнение и относящееся к нему сл ов о не стоят рядом, то ударение падает на оба слова.

Как походил он на поэта ,
Когда в углу сидел один .

Если понятие выражено несколькими словами, то вы де ляется последнее слово. Например, при имени, отчестве и фамилии – важнее всего фамилия. Однако, если несколько слов выра жа ют не единое понятие, а целую мысль, тогда ударений может быть несколько.

Белинский – замечательный русский критик.


При противопоставлении в многословном понятии ударе ни е может переместиться.

Сравнивая московский театр оперетты и одесский театр оперетты… (Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия).

Логическая и психологическая паузы

Выразительность чтения зав и сит не только от ударных слов, выделяемых голос о м. Своё влияние на эмоциональность чтения ока з ывают и паузы. Они бывают смысло вы ми, т.е. логическими и паузы, диктуемые чувством т.е. психологическими . Логические паузы могут б ы ть разной длительности: от мгновенной, которая дел ает ся перед словом для его выделения, до продолжительной, от дел яющей смысловые части фразы. Наблюдения над живой р еч ью позволили составить несколько правил, помогающих опр ед елить места логических пауз. Они делаются:

1) после подлежащего, которое несёт в с
еб е логическое ударение:
2) после подлежащего, когда оно выражено двумя или несколькими словами:

Сей Анджело надменный,|
Сей злобный человек, | сей грешник | - был любим;


3) перед прилагательным, которое следует за су щес твительным и поясняет его:

Наконец появилась женщина, | закутанная до невозможности;


4) перед существительным, определяющим другое суще с твительное:

Художник Серов | замечате л ьный русский портретист…


Но если существительное стоит впереди опред еля емого слова, пауза не нужна:


Замечательный русс ки й портретист художник Серов;


5) перед соединительными союзами: а, и, но, да, так ка к они относятся к последующим словам, с которыми и должны находиться в одной группе:


Хлопотун он, | а хозяин плохой.
Мы отужинали молча | и вс тали из-за стола скорее обыкновенного.


6) При тире и при проп у ске слова:

Книга - | друг человека.


7) Перед вводным предложением и после него (чтобы не раз ъе динять нить мысли):

Она бы и откупиться готова, | и барину говорила, | да он никакого решения не объявляет.


8) Между пояснительными словами, а также между по дле жащим, сказуемым и пояснительными словами .

9) В сложных распространённых предло
же ниях:

Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, | он взглянул нечаянно в окно | и увидел у ворот остановившуюся тройку…

10) Самой длинной паузой является пауза в периоде на перел о ме двух частей:

Дичи у него в поместье водится много, | дом п
ос троен по плану французского архитектора, | люди одеты по-английски, | обеды задает он отличные, | принимает гостей ласково, | а все-таки не охотно к нему едешь.

Приводятся примеры логического разбора из вес тных афоризмов об ораторском искусстве.

Если для определения ло гиче ской паузы существует ряд правил, то о психологической паузе можно сказать только то, что она им е ет право приостановить течение речи на каком угодно сл о ве и зависит от творческого подхода, опирающ ег ося на анализ текста и определяющего его эмоц ио нальное содержание. Психологическая пауза может с ов падать с логической, но может и не совпадать. В отли чие от логической, психологическая пауза не может бы ть просто молчанием. Она «красноречива». В не й как бы доживается, додумывается, досматривается выраженное в предыдущих словах и заро жд ается то новое, что будет выражено в последующей речи.

Наиболее труден для выраз ит ельного чтения материал, состоящий из дли н ных смысловых частей (периодов), в которых легко «забл уд иться» и потерять основную мысль. Важно науч ит ься также обращаться с вводными словами и придат очны ми предложениями. Их следует затушевывать, пол ь зуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения. Ин а че речь окажется тяжелой, а это будет мешать во сп риятию материала.

Чтобы научиться правильно, грамотно и красиво говорить, кроме выразительности, нужно хорошо владеть техникой речи . Выполнять упражнения для улучшения голоса . Чтобы хорошо развить дикцию в проекте вы найдёте

Многие дети не любят учить стихи, а потом еще и рассказывать их у доски или на публике. Сам процесс заучивания не вдохновляет, а еще и «с выражением». Они часто даже не понимаю, что это значит. И вообще что от них хотят эти и учителя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уже в 3 классе умел читать стихи с выражением, тогда Наш сайт подобрал для вас хорошие рекомендации и советы.

  1. Первое, что вы можете предпринять – найти записи стихов, которые исполняют артисты и ставить малышам для прослушивания. Для начала можете ставить тех исполнителей, которых дети знают. Найти таковых не просто, но реально.
  2. Второй метод более сложный, но если вы сможете мотивировать ребят, то у вас все получится – поводите их на чтецкие программы. Конечно хорошо будет, если это школьные курсы, потому что доверия больше у детей вызывают сами дети.
  3. Третий вариант – пригласить на урок одного или парочку актеров, чтобы они показали, как правильно читать в классе, а не со сцены. Этот момент очень важен. Тесный живой контакт и камерное пространство создают отличную атмосферу. Даже неидеальное, зато живое чтение, произведет сильное эмоциональное впечатление на всех деток.

Но важно, чтобы все услышанное закрепить , потому что может мгновенно выветриться.

  • Поговорите с детьми, не оценивая их высказывания, а просто задавайте провокационные вопросы.
  • Поиграть в творческой форме в прожитое и услышанное (подойдут упражнения для актеров, которые можно найти в книге под названием «Театр, где играют дети»).
  • Пускай детки выразят свои эмоции в красках, нарисуют абстрактные рисунки на тему услышанного.
  • Если учитель владеет режиссерскими навыками, можно сыграть этюд-импровизацию.
  • Если ребенок соприкоснется с идеальным актерским чтением, это станет для него трамплином к собственным попыткам.

Наш сайт считает, что понять стихотворную речь можно, если сравнивать ее с прозаической . Поэтому, когда читаете стих, вы должны быть увлечены его темой, понимать, почему именно его мы читаем: к чему мы хотим подтолкнуть или подвести зрителя, что мы хотим ему сказать. Если хотите отстоять основную мысль, вы должны действовать словом.

Чем отличается проза от стиха? Этот вопрос вам нужно обсудить особо с ребятами. Пусть они самостоятельно постараются определить, а затем сформулировать ответ, а потом учитель опровергнет или подтвердит их догадки, ну, а если нужно, то дополнит. Можете в разговоре воспользоваться какой-нибудь яркой провокацией, к примеру, можете написать на доске или процитировать Н. Тихонова: «Стихи отличаются от обычной речи, как движение бегунов от спокойно идущих людей». Пускай детки постараются объяснить, о чем идет речь.

Вы можете придерживаться такой позиции: стихи отличаются от прозы своей ритмичностью, упорядоченностью, мерностью. Основа стихотворения – это эмоционально-повышенный строй переживаний, который подчеркивает все формы передачи чувств и мыслей в речи. В стихах речь не льется сплошным потоком, а ее делят на речевые такты интонационно-смысловыми (логическими) паузами. Место данных пауз чаще всего подсказано пунктуацией, и если вы не будете обращать на это внимание, то стих станет бессмысленным.

Вначале также важно узнать, что дети почувствовали и поняли во время чтения. На этом этапе не стоит навязывать свое понимание. Первое впечатление – это очень важно, пусть оно будет странным, невнятным и хаотичным. Ребенок может не до конца понять смысл, но некие эмоциональные картинки, мысли и вспышки обязательно останутся. Как раз, если вы поговорите, то это закрепится. Обсуждение лучше перенести в круг, в котором все создают энергию творчества и все равны, а не в обычном классе, когда учитель стоит напротив детей, которые сидят за партами. Главное чтобы преподаватель помнил, что ему нужно работать, используя уточняющие вопросы, такие как: «Правильно ли я понял… Что ты имеешь ввиду…», и не начинать оценивать суждения.

На поставленные вопросы ребята должны ответить, если это сделать тяжело, то пишут ответ на листках.

Видео

Слово - это ценный инструмент в руках умелого хозяина. Словом можно развеселить человека. Словом можно его ранить. Главное, научиться владеть искусством говорения. В зависимости от того, как разговаривает человек, в ее собеседника складывается первое впечатление о нем. Тот, кто говорит правильно, четко, выразительно, эмоционально, может покорить мир. Умение вырабатывается у человека со временем. Его нужно развивать с детства.

Нелегкий труд у актеров. Навыки того, как выразительно читать стихи, они усвоили еще во время учебы. Теперь им приходится применять эти знания, чтобы заворожить ухо слушателя, донести до него всю суть сказанного. Но для взрослого, или для малого, дикламаторство - это труд, в первую очередь над самим собой.

Мир поэзии очень богат. В нем можно найти стихи на самые разные темы. Настроения этих лирических произведений также различаются между собой. Нужно выбрать то, что подходит вашей натуре. Возможно, это нежная мелодия любви, а может патриотическое произведение. Чтобы вникнуть в суть стихотворения, его нужно вдумчиво прочитать. Объяснение непонятных слов найдите в толковом словаре.

Партитура текста - это его художественная схема. Она поможет в воспроизведении интонации. Для обозначения ударения, пауз, используйте карандаш. Им подчеркните важные слова в строке, которые нужно выделять голосом. Укажите направление интонации: восходящее в начале строфы и нисходящее в конце предложения. Длительность пауз (короткая, длинная и очень длинная) определяется знаками препинания, их также отметьте одной, двумя или тремя косыми линиями.

Несколько раз потренируйтесь вслух. Попробуйте запомнить все интонационные моменты. Стихотворение нужно почувствовать, проникнуться им, прожить его. Представьте картины, которые бы помогли вам запомнить последовательность изложения мысли. Контролируйте свои органы дыхания. Равномерно набирайте воздух, чтобы не возникало лишних пауз.

Чтобы прочитать стихотворения отлично, их следует выучить наизусть. Тогда вы будете думать об том, как читать стихи с выражением, а не об их содержании и порядке строк. Место талантливого чтеца - на сцене. Организуйте творческий вечер для ваших родных. Пусть они будут первыми оценщиками вашего таланта!

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза . С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста . Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание . Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл . Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон , жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Выразительное чтение стихов детьми дошкольного возраста

Консультация для родителей. Учим стихи с детьми дошкольного возраста

Медведева Марина Анатольевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 - «Лучики», Советского района г. Тулы

Описание материала. Данный материал адресован родителям и педагогам, которые занимаются с детьми дошкольного возраста. Причиной написания статьи послужило противоречие между возможностями детей и частыми случаями невыразительного чтения стихов в данной возрастной группе, а так же важность развития интонационной выразительности у дошколят.
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский
Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно.
При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
- выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности: тембр, темп, регистр, интонация, ритм, динамика, звуковысотный рисунок, размер, акцентуация (выделение определенных элементов в слове или во фразе);
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).
Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
1. Стихотворение должно быть доступным.
1) В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является
источником и средством обогащения образной речи, развития
поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму,
мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,
прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.
Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Как учить стихи с детьми дошкольного возраста?
Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов. Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно,
прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. При необходимости объясните новые слова. Важно, чтобы стихотворение понравилось.
Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т.п. Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.
Выучили и забыли?
Постарайтесь сохранить интерес ребенка к стихотворению. Попробуйте его рассказать по ролям или обыграть с игрушкой.
Выученное стихотворение дарите бабушке и дедушке на дни рождения, используйте в домашних концертах, вспоминайте в подходящей ситуации, наблюдая за погодными явлениями, животными, рассматривая растения и транспорт, любуясь игрушкой и вместе с ребенком выполняя работу по дому.
Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков
-Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.(обиженно)
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете! (сердито)
«Строитель» Г. Ладонщиков
Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает,(озадаченно)
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный, торчишь!
- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)
Червяков достать хочу.
Пообедаю на славу (с удовольствием)
И осину полечу.
«Пластилиновый пес» С. Махотин
Не сердись на меня, (просьба)
Пластилиновый пес.
Получился кривым (с сожалением)
Пластилиновый нос.
Пластилиновый хвостик
Висит, как шнурок,
И немного помят
Пластилиновый бок.
Я потом, может быть, (надежда, обещание)
Тебя снова слеплю,
А сейчас я тебя (с любовью)
И такого люблю.
«Про снег» Н. Светлячок
На полянку и лужок (умиротворенно)
С неба падает снежок,
С неба падает снежок
Кот мурлыкнул: Творожок!(мягко)
Но пропел ему петух:
- Может, это просто пух (резко, звонко)
- Кря! сказала утка Маша(невозмутимо)
- Это рисовая каша!
Ей ответили утята
- Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)
Вышел маленький телёнок,
Удивился как ребёнок, (удивленно)
От мороза сжал бока,
- Му-му, сколько молока! (медленно)
А весёлый Ванечка (живее, весело)
Взял из дома саночки,
Побежал кататься в сад.
Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)
«Черепаха» К. Чуковский
До болота идти далеко, (озабоченно)
До болота идти нелегко.
"Вот камень лежит у дороги,(обрадовано)
присядем и вытянем ноги"
На камень лягушки кладут узелок.(не спеша)
"Хорошо бы вот здесь нам прилечь на часок!"(в предвкушении)
Вдруг на ноги камень вскочил (быстро, резко)
И за ноги их ухватил.
А они закричали от страха:
"да ведь это же черепаха!" (умеренно громко, удивленно)