Многозначность и омонимия морфем синонимия и антонимия. Изменения на внешнем уровне. Вокализм, классификация гласных звуков

Контрольные вопросы

1. Какие системные связи существуют в лексике? Назовите возможные подсистемы.

2. Укажите возможные расхождения между лексическими системами и подсистемами разных языков (разная степень детализации и обобщения; лакуны; различия коннотаций).

3. Понятие семантического поля.

4. Омонимы. Какая связь существует между полисемией и омонимией? Критерии разграничения значений многозначного слова (лексико-семантических вариантов – ЛСВ) и омонимов.

5. Источники омонимии.

6. Виды омонимов. Омофоны. Омоформы. Омографы.

7. Синонимы. Чем различаются синонимы?

8. Типы синонимов.

9. Как определяется доминанта синонимического ряда?

10. Антонимы. Какие типы антонимов возможны? Все ли слова могут иметь антонимы?

Практические задания

1. Подберите из изучаемых языков слова с разным объёмом значений (см. вопр. 2).

2. Может ли одно и то же слово входить в разные семантические поля? Приведите примеры.

3. Подберите примеры омонимов всех типов из русского и изучаемого языков (по 3 примера к каждому типу).

4. Подберите примеры синонимов всех типов из русского и изучаемого языков (2–3 синонимических ряда).

5. Подберите примеры (2–3) антонимов из русского и изучаемого языков.

6. К какому типу омонимов следует отнести данные слова? Рой (пов. накл. от глаг. рыть) – рой (сущ. м. р.); вина (сущ ж.р. им.п.) – вина (сущ. ср.р. род.п.); чай (сущ. м.р.) – чай (от глаг. чаять , вводн.сл.); жгут (сущ. м.р.) – жгут (3 л. мн.ч. от гл. жечь ).

7. Можно ли определить вне контекста значения следующих слов? Укажите, в каких значениях употребляются данные слова: постой, порой, дали, мой, строй, нагоняй, вели, ласка, банка, месяц, настроить, успевать, намотать, охота, лук, ключ, сложить, наказать, болтать, высечь, стегать, проходить, донести, проработать.

8. Укажите источники следующих омонимов: соль – нота и химич. вещество; бой – битва и мальчик-слуга; брак – женитьба и некачественная продукция; клуб – клуб дыма и место отдыха; лейка – для поливки цветов и фотоаппарат; лук – оружие и овощ.

9. Подберите синонимические ряды к следующим словам: беспорядок, смелость, холод, жаловаться, горячий, большой, блестеть.

10. Из каждого синонимического ряда выделите лишнее:

а) кошелёк, капитал, мошна, портмоне;

б) немой, безгласный, тихий, безглагольный, беззвучный;

в) прохлада, тень, холодок, свежесть;

г) господин, помещик, барин, пан;

д) путешественник, путник, турист;

е) горевать, печалиться, кручиниться, скорбеть, тужить, рыдать, убиваться.

11. Чем отличаются слова в данных синонимических рядах:

а) баталия, бой, сражение, битва, сеча, побоище;

б) подчиняться, повиноваться, покоряться, слушать;

в) отдых, отдохновение, передышка, покой;

г) есть, кушать, жрать, лопать;

д) враг, ворог, недруг, недоброжелатель, противник, супротивник, неприятель, супостат;

ж) поэт, стихотворец, пиит, певец, песнопевец;

з) врач, доктор, лекарь, эскулап.

12. Укажите, в чём разница между следующими синонимами: большой – громадный, бедный – нищий, шея – выя, открывать – отпирать, армия – рать, луна – месяц, конь – лошадь, щеки – ланиты, гора – сопка.

13. Замените следующие фразеологические сочетания синонимами: колоть глаза, по миру ходить, камень преткновения, клевать носом, зарубить на носу, пустить красного петуха, не с руки, в костюме Адама, повесить нос, обвести вокруг пальца, закрывать глаза на…, водой не разольёшь, намылить шею.

14. Подберите антонимы к следующим словам и аргументируйте свой ответ: вода, воздух, работа, вопрос, жизнь, красота, холод, мрак, богатство, радость, любовь, ум, прийти, сойтись, слететь, открыть, побеждать, надеть, брать, купить, замёрзнуть, заснуть.

Дополнительная литература

1. Д.И. Шмелёв Современный русский язык. Лексика. М.,1974.

2. Ю.Д. Апресян. Лексическая семантика, М., 1974.

3. В.Г. Гак. Сопоставительная лексикология. М., 1977.

4. Лексикология английского (нем., франц.) языка (любое издание).

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Что такое лексическая полисемия (многозначность)? Какие ещё виды многозначности существуют?

2. В чём причины лексической полисемии?

3. Как отличить многозначное слово от однозначного? Какие выработаны критерии?

4. Какие существуют виды переносов значений? Приведите примеры каждого в русском и изучаемом языке. Назовите наиболее распространённые типы метафор и метонимий. Покажите на примерах несовпадение метафор и метонимий в разных языках.

5. Какая связь существует между полисемией и омонимией? Как отличить многозначное слово от пары омонимов?

6. Каковы источники возникновения омонимов в языках? Приведите примеры омонимов всех типов происхождения в русском и изучаемом языках.

7.*Почему во французском и английском языках омонимия значительно больше распространена, чем в русском?

8. Что такое омографы? Омофоны? Омоформы? Приведите примеры из изучаемого языка.

9. Что такое синонимы? Дублеты? Чем могут различаться синонимы? Какие слова обычно имеют синонимы? Приведите примеры разных типов синонимов из изучаемого языка. Как определяется доминанта синонимического ряда?

10. Что такое антонимы? Слова с какими значениями могут иметь антонимы? Как антонимы связаны с синонимами? Какие типы антонимов возможны? Приведите примеры из изучаемого языка.

Литература.

1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1995.

2. Шмелёв Д.И. Современный русский язык. Лексика. М., 1974 (или другой учебник для русских отделений).

4. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология. М., 1977.

5. Лексикология английского (немецкого, французского) языка (любое издание).

Занятие № 3. Ономасиология.

Контрольные вопросы

1. Чем занимается ономасиология?

2. Как называется признак, по которому происходит наименование предмета?

3. Мотивированность слова. Внутренняя форма слова.

4. Виды мотивировки.

5. Способы номинации.

Практические задания

1. Приведите примеры (4-5) названий одного и того же предмета из разных языков, объясните, какой мотивировочный признак положен в основу наименования.

2. Выберите из словаря 5 слов мотивированных, 5 слов немотивированных, 5 слов со стёртой мотивированностью, 5 слов демотивированных (типа говядина ).

3. Ниже даны группы слов, обозначающие сходные или одинаковые предметы. Объясните, какой признак положен в основу каждого из этих названий: а) плетень, частокол, ограда; б) перчатки, рукавицы; в) клюв, рыло; г) сад, роща; д) постель, логово.

4. Можно ли определить исходный мотивировочный признак в следующих словах? Если да, укажите этот признак:

стакан, свадьба, итог, город, копыто, защита, хищник, облако, декан, пояс, территория, крыша, калина, зубр, висок, качели, октябрь, партер, жук, петух, оспа, призрак, наизусть, декада, окно, перчатка, печаль, площадь.

5. Какие из данных слов вы считаете мотивированными, какие – нет? Почему?

Шило, подснежник, колесо, окно, завтрак, сверстник, чернила, порошок, жатва, творог, дуло, мышь, боровик, устье, рубаха, пояс, масло, говядина, петля, видеть, метель, зелье, перстень, бельё, время, сокровище, плотник, весло, сугроб, полотенце, битва, колдун, обличье, крыльцо, прибавка, окорок, увалень, кружево, окрошка, валенок.

6. Выделите слова, у которых можно определить внутреннюю форму:

стрелять, чайник, земляника, веретено, отдушина, резец, песец, скалка, олово, крошево, бремя, капля, рыло, опушка, пустырь, частокол, преступление.

7. Данные слова в современном русском языке не употребляются или употребляются очень ограниченно. Назовите производные от этих слов: велий (‘большой’), перст (‘палец’), вага (‘вес, тяжесть’), шелом (‘шлем’).

Словари

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.

Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.

Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н.М. Шанского.

Закон асимметрии языкового знака

Если слова омонимы, обозначаются они в словаре: брак1, брак2

Комментарий к заданию 4.

Выписать толкование данного слова и подобранного синонима и характеризовать эти синонимы (по учебнику Майдановой).

Многозначность. Полисемия .

Полисемия – это многозначность, наличие у слова двух или нескольких значений. Первое значение называется – исходным, а остальными производными.

Между значениями существует определенная семантическая связь, которая основывается на наличии в значениях обоих семантических элементов. Несколько значений возникает у слова за счет переноса.

Перенос названия с одного предмета на другой осуществляется разными способами:

· Метафора

· Метонимия

· Синекдоха

Метафора – тип переноса, при котором производное значение возникает в результате сходства явлений по какому-то признаку. Важно, что метафора тип переноса.

1. Сходство формы, производимого впечатления: круг (начертить круг , спасательный круг )

2. Сходство местоположения: потолок (белить потолок – четверка по физике – его потолок)

3. Сходство в способе представления действий: охватывать (охватывать руками столб – её охватила радость)

4. Сходство функций: дворник (работать дворником – включить дворники)

Разновидности метафор:

v Сухая метафора (языковая): нос корабля, нога стула, часы ходят…;

v Поэтическая метафора: красная девица, добрый молодец, красное солнышко…;

Синекдоха – тип переноса, при котором наименование переносится с рода на вид, с вида на род, с целого на часть или с части на целое, а также сужение и расширение значения слова.

1) Сужение ЛЗ слова. Имение. 1. Собственность; 2. Собственность помещика.

2) Расширение ЛЗ слова. Минута. 1. Мера времени, равная 1/60 часа и состоящая из 60 секунд. 2. Подожди минуту.

3) Перенос с части на целое и с целого на часть. И было слышно до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов). Я стою за синей шапочкой (в очереди = за женщиной в синей шапочке).

Метонимия – тип переноса, при котором производное значение возникает в результате пространственной, временной или логической смежности этих явлений:

1) Действие – результат действия: сочинение рассказов – школьное сочинение.

2) Действие – место действия: выход на сцену – выход из зала.

3) Действие – время действия: пойти на сенокос – наступил сенокос.

4) Материал – изделие из материала: добывать серебро – столовое серебро.

5) Вместилище – его содержание: налить воды в чайник – вскипятить чайник.

6) Действие – субъект действия: начался суд – суд постановил.

7) Свойство – субъект свойства: у него талант – молодой талант.

Каламбур – высказывание, в котором слово используется одновременно в двух значениях. Каламбур может строиться на полисемии, омонимии, антонимии.

Образец оформления на задание №3 :

Луковица(церкви) :

Утолщенная шарообразная, Шаровидный церковный купол.

из плотно прилегающих листьев

к друг другу обычно подземная

часть стебля некоторых растений.

[ СОШ 2005;…]

Помета «перен» отсутствует

Тип переноса: метафора (в основе переноса - сходство по форме: шарообразная часть – шаровидный купол).

Тип переноса – языковой. /* языковой перенос или индивидуальный авторский, для всех типов переноса./

Способы включения оценочного компонента в структуру ЛЗ:

1. Оценка входит в понятийное содержание в качестве ИС или ДС: подлый человек – это человек низкий в нравственном отношении, бесчестный.

2. Оценка входит в ЛЗ в качестве оценочной коннотации, на что указывают специальные пометы: шляться – ходить бродить без дела. (прост/неодобр.).

3. Оценка входит и в понятийное содержание, и в коннотацию, и представлено в качестве коннотации: ловкач – ловкий, пронырливый человек…; (разг./неодобр.)

4. Особая группа слов – наименование оценки: хороший, плохой, отрицательный, положительный.

5. Идеологены – это слова, называющие идеалогические оцениваемые понятия. Такие слова нейтральный в языковой системе и в оценочном плане и их значение (толкование) не включают оценочных сем, ни в понятийных, ни в коннотациях.

Ирония – это употребление слова или СС в противоположном оценочном смысле.

«Бракоразводный процесс закончился просто идеально ….»

Идеальный - очень хороший, отличный На то, что слово «идеальный» выражает

[СОШ 2005;236]. негативную оценку. Имеет значение –

Многозначность, омонимия и синонимия морфем

Морфемы - это значимые Е языка, и как любые Е имеют системную организацию.

Многозначность

это свойство морфем иметь несколько значений. Например,

· корневые морфемы:

лайнер

1. большой океанский пароход

2. большой самолет (воздушное судно)

1. нахождение поверх чего-либо, выше чего-либо (лампа над столом )

· приставки:

2. полнота, завершенность действия (на врать )

· суффиксы

1. Z лица (жилец )

2. Z предмета (леденец )

3. Z орудия действия (резец )

Омонимия

это частотное явление

корни-омонимы вод 1 Z передвижения в пространстве водить, переводить
вод 2 Z жидкости вода
нос 1 подносить
нос 2 Z предметности нос, носатый
окончания-омонимы а 1 Z сущ. ж.р. ед.ч., Им.п. стран-а, родин-а
а 2 Z мн.ч., Им.п. город-á, лес-á
а 3 Z Род.п., ед.ч. гóрод-а, лéс-а
а 4 Z ж.р. кратких прил. хорош-а, добр-а
а 5 Z ж.р. глаголов прош. вр. ждал-а, бежал-а

Синонимия

чаще всего у суффиксов


Основа слова

  1. Понятие об основе слова
  2. Основа слова и основа словоформы
  3. Типология основ (компактные/прерывистые, членимые/нечленимые)
  4. Членимость основы
  5. Исторические изменения морфемного состава слова

Понятие об основе слова

Основа слова находится в центре внимания при образовании новых слов и ff слова. Основа - это база для дальнейшего образования.

В современном языкознании нет единого определения основы. Одни лингвисты относят к основе ту часть, которая остается, если отбросить от слова окончание (это т.з. Шанского, Крючкова, РG-80). Другие авторы не включают в основу f/О аффиксы (структуралисты - Лопатин, Улуханов, АG-52). Некоторые явления такого понимания попали в школьную Gку (Бабайцева, Чеснокова не включают в основу суф. прош. вр. - читал ). Но f/О суф. гораздо больше, а это во внимание не принимается, что свидетельствует о неопследовательности.

Мы будем придерживаться 1 т.з.

Если слово изменяемо, оно состоит из основы и окончания.

Фразеологизмы, обладающие близким или тождественным значением, вступают в синонимические, отношения: одним миром мазаны - два сапога пара. Подобно лексическим единицам, такие фразеологизмы образуют синонимические ряды, в которые могут входить и соответствующие лексические синонимы одного ряда.

У отдельных фразеологических синонимов могут повторяться некоторые компоненты (если в основе фразеологизмов лежат разные образы, мы вправе называть их синонимами): игра не стоит свеч - овчинка выделки не стоит.

Антонимические отношения во фразеологии развиты меньше, чем синонимические. Антонимия фразеологизмов часто поддерживается антонимическими связями их лексических синонимов: семи пядей во лбу (умный) - пороха не выдумает (глупый).

В особую группу выделяются антонимические фразеологизмы, частично совпадающие по составу, но имеющие компоненты, противопоставленные по значению: с тяжелым сердцем - с легким сердцем. Компоненты, придающие таким фразеологизмам противоположное значение, часто являются лексическими антонимами (тяжелый - легкий, храбрый - трусливый), но могут получить противоположное значение только в составе фразеологизмов (лицо - спина).

Омонимические отношения фразеологизмов возникают тогда, когда одинаковые по составу фразеологизмы выступают в совершенно разных значениях: брать слово - `по собственной инициативе выступать на собрании" и брать слово (с кого-либо) - `получать от кого-либо обещание, клятвенное уверение в чем-либо".

Системные отношения внутри одной фразеологической единицы, обладающей двумя и более значениями, несколько иные, чем у многозначных слов. Во-первых, в кругу фразеологизмов полисемия наблюдается значительно реже. Во-вторых, разные значения одной и той же фразеологической единицы не соотносятся между собой как прямое и переносное, что всегда наблюдается у многозначного слова. Сам по себе фразеологизм чаще всего возникает в процессе метафорического переноса, т.е. образного переосмысления первичного прямого значения свободного словосочетания.

Фразеологические обороты придают речи силу и убедительность, красочность и образность. "Крылатое слово", полная народной мудрости поговорка, выразительная идиома оживляют язык, делают речь более эмоциональной. Эти специфические качества фразеологизмов четко проявляются даже в разговорно-бытовом общении, когда никаких художественно-изобразительных целей говорящими не преследуется. Однако особенно ясно выразительные свойства фразеологизмов проявляются в литературных произведениях. В руках художников слова фразеологизмы становятся одним из наиболее действенных языковых средств воплощения художественного образа, их используют для создания речевой характеристики героя, для оживления авторской речи и т.д.

В качестве воспроизводимой языковой единицы фразеологизм всегда имеет определённое значение, постоянный состав и структуру. Когда речь идет о фразеологическом фонде языка, лингвисты подчеркивают его традиционность, устойчивость, количественное и качественное постоянство состава. Однако в речи постоянно наблюдаются различные преобразования значения и формы фразеологических единиц, обусловленные динамичностью данного пласта лексики. Причины этому две: в первом случае это связано с неграмотностью носителей языка, а также с трудностью усвоения фразеологических единиц. Это так называемая "дефектная" трансформация фразеологизмов. Во втором случае фразеологизмы трансформируются намеренно, с целью создания определённого эффекта. Это индивидуально - авторские преобразования фразеологических единиц.

В лексике говоров наблюдаются те же явления, которые характеризуют любую языковую систему: полисемия, омонимия, синонимия, антонимия.

1. Полисемию, или многозначность, образуют семантические варианты одного слова, его значения. В речи они наделены разными функциями и находятся в отношениях дополнительного распределения, т. е. не могут взаимозаменять друг друга в одном и том же контексте без изменения его смысла.

Многозначными в говорах чаще бывают общенародные слова, так как значительная часть собственно диалектной лексики отличается дифференцированностью наименований, она близка к терминам. В современных условиях многозначность возникает и под влиянием литературного языка, когда в говорах кроме своего диалектного значения появляется значение слова, свойственное литературному языку. Например, у слова погода при диалектном значении ‘ненастье‘ появляется значение ‘состояние атмосферы‘.

2. Омонимию определяют как семантические отношения внутренне несвязанных, немотивированных значений, выражаемых одной звуковой формой. Омонимы, являясь разными словами, могут представлять разошедшиеся значения, восходящие к вариантам одного слова, могут быть образованиями от разных корней, совпавшими по звуковой форме, или однокоренными от разных основ. В говоре д. Деулино отмечены, например, такие омонимичные пары: дор ‘приданое невесты’ от того же корня, что и в глаголе дарить (с измененным корневым гласным) и дор ‘мусор в виде щепок, стружек и под.’, однокоренное с глаголом драть; прилагательное дворной, употребляемое как определение (мои двор- ные ласточки) и субстантивированное прилагательное: дворной ‘дух, живущий во дворе, домовой’ - слова одного корня, но разошедшиеся по значению и относящиеся к разным частям речи. К разным корням восходят омонимы борона ‘сельскохозяйственное орудие’ и борона ‘ссора, брань’.

Омонимами являются и слова заплатка ‘заплата’ и заплатка ‘оплата за труд’. Омонимы казенка ‘деревянная пристройка к русской печи’ и казенка ‘казенная винная лавка [в дореволюционной деревне]’ представляют образования от разных основ: первое - уменьшительное от казна (прежде в ней был ход в подполье - помещение для хранения чего-либо); второе - свернутое из составного наименования. Среди причин возникновения омонимичных пар можно назвать появление в говоре заимствований, в том числе и из литературного языка, совпадающих по звуковой форме с исконными словами, например, бунт ‘драка, скандал’ - бунт ‘груда, куча’; банка ‘банка’ [посуда] - банка ‘Сбербанк’ и ‘сберкнижка’.

3. Синонимия - способность языка выражать одно и то же содержание разными средствами - проявляется на лексико-се- мантическом уровне в том, что язык располагает большим количеством синонимов - слов, тождественных или близких по значению.

Синонимам в языке свойственны различные функции - семантические и стилистические. Стилистические функции синонимов (функция оценки и эстетическая функция) в современных говорах осуществляются своеобразно благодаря взаимовлиянию говоров и воздействию литературного языка, которое стало особенно интенсивным во второй половине XX в.

Включение в синонимические ряды слов из других говоров и литературного языка приводит к перестройке отношений между его членами, что можно видеть на примере рассмотренного выше синонимического ряда со значением ‘много’. В нем перестройка отношений между членами связана с былой многозначностью некоторых из них и появлением в синонимическом ряду наречия полно в значении ‘много (только по отношению к предметам)’, тогда как первоначально значение множественности в этом слове было обязательно связано с заполненным объемом (в банке полно воды). Утрачивая этот элемент значения, наречие полно становится дублетом слова дивно, вследствие чего слово дивно выходит из употребления, оставаясь только в речи старшего поколения. Самым же употребительным является стилистически нейтральное наречие много, которое не имеет никаких ограничений в сочетаемости.

Синонимия связана с полисемией благодаря тому, что многозначное слово в разных своих значениях (вариантах) бывает членом разных синонимических рядов. Например, в нарымском говоре Томской области слово сильный входит в три синонимических ряда*, поскольку у него здесь обнаруживаются соответствующие значения: 1. богатый - черноземный - сильный - урожайливый ‘плодородный‘ [о земле]; 2. богатый - сильный - крепкий ‘состоятельный‘ [о хорошем хозяине]; 3. сильный - могутный - стано- витый - дюжой ‘сильный‘ [о человеке, животном, машине].

4. Антонимия - это семантические отношения между словами, противоположными по значению. С синонимией ее сближает то, что антонимические противопоставления как бы выстраиваются в соотносительные синонимические ряды. Соотносительность таких рядов лишь приблизительная. В диалектах это прослеживается столь же хорошо, как и в литературном языке. Например, в говоре д. Акчим такие синонимические ряды антонимов образуют наречия со значением ‘много‘ и ‘мало‘. К наречию много относятся его синонимы дивно - людно - грудно - полно; к наречию мало - синонимы немного - немножко - маленько - маленечко. В значении этих слов и в отношениях между ними в каждом ряде существуют различия: слово дивно относится к предметам, людно - к людям; грудно означает ‘много и близко друг к другу‘, употребляется по отношению к предметам и животным; полно в значении ‘много‘ относится преимущественно к предметам.

Наречия со значением ‘мало‘ выражают главным образом разную степень небольшого количества. Так, слово мало прямо сигнализирует об этом, а наречие немного - через отрицание не, т. е. указывает на недостаточность множества: немножко кроме указания на небольшое количество имеет эмоциональный элемент, так же как и маленько и в еще большей степени маленечко.

Русская диалектология / Под ред. Касаткина Л.Л. - М., 2005 г.