Какому стилю речи присуща эстетическая функция. Типы и стили речи в русском языке

СПРАВОЧНИК

«ТЕКСТ. СТИЛИ РЕЧИ. ТИПЫ РЕЧИ»

Составитель: Жданова Оксана Валерьевна,

преподаватель русского языка и литературы

ОГБОУ НПО «ПУ № 15»

г. Стрежевой

ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ

Текст это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.

Основные признаки текста:

    тематическое и композиционное единство всех его частей;

    наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);

    смысловая цельность, относительная законченность.

Связь предложений в тексте

    Цепная связь – это связь, при которой предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке (второе предложение связано с первым, третье – со вторым, четвёртое – с третьим и т.д.).

Особенность этого вида связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.

Например:

Заветной цели, о которой Николка думал все эти три дня, когда события падали в семью, как камни, цели, связанной с загадочными последними словами распростёртого на снегу, цели этой Николка достиг. Но для этого ему пришлось весь день перед парадом бегать по городу и посетить не менее девяти адресов. И много раз в этой беготне Николка терял присутствие духа, и падал, и опять поднимался, и всё-таки добился.

(М.А.Булгаков)

2. Параллельная связь – это связь, при которой предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, подчиняются первому предложению. При такой связи все предложения дополняют, уточняют смысл первого.

Особенность этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

Например:

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

(К. Паустовский)


Тема текста - это то общее, что объединяет предложения в текст, это то, о чём или о ком говорится в этом тексте.

Идея текста – это то, к чему призывает этот текст, чему учит, ради чего он написан.

СТИЛИ РЕЧИ

Литературный язык обслуживает разные стороны жизни людей, поэтому он подразделяется на функциональные стили. Выбор стиля зависит от цели речи и речевой ситуации, которая, в свою очередь, связана с условиями, в которых происходит общение. В зависимости от задач речи стили делятся на две группы: разговорный и книжные (научный, художественный, публицистический, официально-деловой). Каждый из стилей имеет свои характерные особенности.

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме – записками, частными письмами. Сфера разговорного стиля речи – сфера бытовых отношений.

Цель: общение, обмен мыслями.

Общие признаки: неофициальность, непринуждённость общения; неподготовленность речи, её автоматизм; преобладающая устная форма общения.

Разговорный стиль широко используется в художественной литературе для образного отображения тех или иных событий, а также для речевой характеристики героев.

    в лексике и фразеологии – слова, имеющие разговорную окраску; конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциональной окраской; общеупотребительные и нейтральные слова;

    широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением лавк5ательности, неодобрения, увеличительности, с окраской разговорности (лапушка, холодища, ночёвка, дохлятина, докторша); образование прилагательных оценочного значения, глаголов (глазастый, худющий, похудать, поговаривать); для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой-пребольшой, глазастый-преглазастый);

    в морфологии – нет преобладания существительного над глаголом, глаголы встречаются чаще, чаще употребляются местоимения и частицы, весьма употребительны притяжательные прилагательные; причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются, редко употребляются краткие прилагательные;
    разнообразны временные значения глагола (прошедшее и будущее в значении настоящего), широко используются глагольные междометия (прыг, скок, бух);

    синтаксис – неполные предложения; вопросительные и побудительные предложения; порядок слов в предложении свободный; широко распространены безличные предложения.

В квартире Голиковых зазвонил телефон:

- Але! Мишк, это ты? Нет? Позовите мне Мишку. Быстрей!

- Что стряслось?

- Хочу узнать: у него задачка с ответом сошлась?

- А кто это говорит?

- Санька.

- Скажи, Саня, - шепотом спросила бабушка Голиковых, - в этой задачке не спрашивается, удобно ли телефонным звонком поднимать с постели в час ночи?

- Не, - опешил Саня, но сейчас же нашёлся: - А чё тут такого?

(А. Суконцев)

Фёдор вытащил холст на подрамнике, ящик…

Савва Ильич поднял голову:

- Федюшка, ты чего?

- Спи, спи, Ильич.

- Куда там. Сплю, что птичка Божия. А ты-то чего?

- Хочу холст прогрунтовать.

- Время-то, вроде, не рабочее – ночное?

- К утру нужно.

- Безалаберный та парень, вижу. К утру нужно, а не готов.

Савва Ильич стал подыматься.

- Да спи же!

- Помогу… безалаберный, огорчаешь меня. Серьёзно к делу не относишься.

(В. Тендряков)

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи.

Основная функция – доказательное изложение научной информации. Научная речь – это монологическая речь. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Основной тип речи: рассуждение и описание.

Наиболее характерные языковые средства:

    в лексике – термины, однозначность слова, частая повторяемость ключевых слов, отсутствие образных средств;

    словообразовательные особенности – суффиксы, придающие отвлечённое значение; интернациональные корни, приставки, суффиксы;

    в морфологии – преобладание имён существительных, частое использование абстрактных отглагольных существительных; неупотребительность местоимений я, ты и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа; неупотребительность восклицательных частиц и междометий;

    синтаксис – прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний «сущ. + сущ. в р.п.»; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; редкое использование неполных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов.

Важным средством логической организации связного текста является его членение на абзацы.

Абзац – это отрезок письменного текста от одной красной строки до другой. В плане содержательном абзац служит выражением законченности части целого, отдельным звеном в общей динамике мысли и переходом к следующей части, к следующему звену мысли. Правильно организованные абзацы очень помогают следить за логикой авторской мысли. Неумение членить текст на абзацы приводит к снижению логичности речи, заметно затрудняет её восприятие.

(Б. Н. Головин)

Осень – время года, продолжающееся в северном полушарии Земли со дня осеннего равноденствия (23 сентября) по день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря). В житейском обиходе осенью принято называть месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь.

(Статья энциклопедии)

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью, который используется в агитационных целях. Основная функция – функция воздействия (агитация, пропаганда).

Цель : воздействие на слушателей или читателей.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов, а также эмоциональностью, образностью, оценочностью, призывностью.

Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Наиболее характерные языковые средства:

    в лексике - широкое использование общественно-политический лексики, лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека; большое внимание уделяется оценочной лексике; использование образных средств, переносного значения слов;

    словообразовательные особенности – использование иноязычных слов (тайм-аут, консенсус, ноу-хау);

    синтаксис – частое использование имен существительных в родительном падеже в роли несогласованного определения; в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы; частое употребление вопросительных и восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений; использование однородных членов предложения, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека протекает через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

(Д. С. Лихачёв)

Почему не поднимаете вы властно голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косою смерти падает где-нибудь человек и каждый миг в каком-нибудь другом уголке земли женщина, торжествуя победу над стихией разрушения, дарует миру нового человека… Блеском и славою покрыли себя в веках тысячи и тысячи ваших сыновей. Они обогатили нашу жизнь великими открытиями, их труд, труд сыновей ваших, создал из зверя человека – лучшее из всего, что видано на земле. Как же можете вы допустить, чтобы рождённый вами человек снова принизился до зверя, до хищника, до убийцы.

(М. Горький)

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных. Его основная функция – точная передача деловой информации. Он используется для написания различных официальных документов, деловых бумаг.

Официально-деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, стандартизованностью и стереотипностью построения текста. Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности.

Наиболее характерные черты:

    в лексике – отсутствие лексики ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова и т.д.); отсутствие эмоционально-окрашенной лексики; широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера;

    в морфологии – употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах – протоколах, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества отыменных предлогов и союзов; отглагольных существительных в форме родительного падежа; существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии;

    синтаксис – осложнённые простые предложения; строгий порядок слов в предложении; преобладают безличные и инфинитивные конструкции, сложные предложения.

Деловое письмо

Членами биржи являются банки, получившие лицензию на осуществление операции с ценными бумагами и принявшие на себя все обязательства, вытекающие из действия Закона о ценных бумагах и Устава фондовой биржи.

Банки обязаны утвердить и представить список физических лиц, уполномоченных ими совершать операции с ценными бумагами, которые также должны получить лицензию на право осуществления операций с ценными бумагами.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Стиль художественной литературы – это стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес и т.д. Основная функция – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью.

Цель: воздействие на слушателей или читателей произведений.

Наиболее характерные черты:

    в лексике - использование лексики и фразеологии других стилей;

    использование изобразительно-выразительных средств (метафора, гипербола, афоризм, эпитет, сравнение, олицетворение и др.);

    использование риторических вопросов, предложений различных синтаксических конструкций;

    проявление творческой индивидуальности автора.

Солнце уже спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей… Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей, но и тот потух.

(И. С. Тургенев)

Облаком волнистым

Пыль встаёт вдали;

Конный или пеший –

Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далёкий,

Вспомни обо мне!

(А. Фет)

ТИПЫ РЕЧИ

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Повествовательный текст бывает в форме разговорного и художественного стилей.

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.

Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты. Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень. Я привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня. Под мышками он нёс какой-то узел и, повернувшись к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке.

(М. Ю. Лермонтов)

ОПИСАНИЕ

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описательный текст может быть в форме любого стиля.

Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

    общее представление о предмете;

    описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;

В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытие беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

(И. Бунин)

РАССУЖДЕНИЕ

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой.

Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей. Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.

Рассуждение строится по следующему плану:

    тезис (высказывается какая-то мысль);

    аргументы, доказывающие его;

    вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным.

Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

Странная это вещь – книга. Есть в ней, мне кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не прочтёт её хоть один читатель.

Да, странная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … всё? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга …. Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

(Н. Морозова)

Литература

    А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2006

    М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова «Русский язык» справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. М.: «Просвещение», 1993

    Уроки развития речи 5, 6, 7 кл. Методическое пособие для учителей. Под редакцией Г.И.Канакиной, Г.В.Пранцовой. М.:Владос, 2000

    Т.М.Воителева, К.А.Войлова, Н.А.Герасименко и др. «Русский язык» большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: «Дрофа», 1999

Основными типами речи являются описание , повествование и рассуждение .

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Например:

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

Описание — это мир в покое (одна фотография)

Типичная композиция текстов-описаний включает:
1) общее представление о предмете;
2) отдельные признаки предмета;
3) авторскую оценку, вывод, заключение

Разновидности описания:
1) описание предмета, человека (его характеристика)

Какой он?

2) описание места

Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

3) описание состояния окружающей среды

Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)

4) описание состояния лица (человека)

Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).

Например:

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны ), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)

Например:

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)

Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Стили речи

Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.

В русском языке существует пять основных стилей речи.

1. Научный стиль.

2. Публицистический стиль.

3. Официально-деловой стиль.

4. Литературно-художественный.

5. Разговорный.

Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.

Литературно-художественный стиль — отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.

Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

Разговорный стиль служит прежде всего для непосредственного общения с окружающими нас людьми. Он характеризуется непринужденностью и неподготовленностью речи. В нем часто употребляются разговорные слова (молодые вместо молодожены, затеять вместо начать, нынче вместо теперь и т. п.), слова в переносном значении (окно – в значении ‘перерыв’). Слова в разговорном стиле нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и содержат их оценку: молодчина, ловкач, безалаберный, приголубить, умничать, развеселый. Для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление простых предложений. Широко в нем представлены предложения неполные, поскольку разговорная речь – это чаще всего диалог.

Научный стиль – это стиль научных работ, статей, учебников, лекций, рецензий. В них содержится информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира. В области лексики научный стиль характеризуется прежде всего наличием специальной лексики, терминов (склонение, спряжение, теорема, биссектриса, логарифм и др.). Слова употребляются, как правило, в прямых своих значениях, так как научная речь не допускает двусмысленности и должна быть предельно точна.

Официально-деловой стиль обслуживает широкую область юридических, административных, дипломатических отношений. Его основное назначение – информация, сообщение. Этот стиль употребляется при написании различных документов, инструкций, уставов и т. п. Слова в нем употребляются в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В лексике этого стиля много слов и устойчивых сочетаний, закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, заявление, резолюция, приказ, протокол, апелляция, предъявить иск, возбудить дело; мы, нижеподписавшиеся. Частотны в синтаксисе данного стиля безличные предложения со значением необходимости, приказа (необходимо срочно подготовить, следует принять меры и т. п.).

Публицистический стиль – это стиль газет, выступлений на актуальные общественно-политические темы. К наиболее распространенным жанрам публицистики относятся передовая статья, корреспонденция, очерк, выступление на митинге, собрании и т. д. В произведениях публицистики обычно ставятся две задачи: во-первых, сообщение, информация об определенных социальных явлениях или актах и, во-вторых – открытая оценка излагаемых вопросов, чтобы активно воздействовать на слушающего или читающего, чтобы привлечь собеседника к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.

В лексике этого стиля много слов и фразеологических оборотов общественно-политического характера: прогрессивное человечество, борьба за мир, передовые идеи.

Художественный стиль используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора. Высказывания художественного стиля отличаются образностью, наглядностью, эмоциональностью. К характерным языковым средствам стилям относятся слова с конкретным значением, слова в переносном употреблении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака, предмета или действия, слова со значением сравнения, сопоставления; глаголы совершенно вида с приставкой за-, обозначающие начало действия, переносное употребление форм времени и наклонений (В эту-то Дуняшу и влюбись Аким!), эмоционально-окрашенные предложения: Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце (А. Чехов).

Язык художественной литературы представляет собой наиболее полное выражение общенационального языка. В произведениях художественной литературы художник слова пользуется почти не ограниченной свободой в выборе языковых средств для создания наиболее убедительных, запоминающихся образов, для эстетического воздействия на читателя. Поэтому язык художественной литературы способен включить в себя все богатство литературного и общенародного языка.

Разговорно-бытовой стиль используется для непосредственного повседневного общения в разных сферах деятельности: обиходно-бытовой, неофициально-профессио-нальной и других. Правда, есть одна особенность: в быту разговорный стиль имеет устную и письменную формы, а в профессиональной сфере – только устную. Сравните: разговорные лексические единицы – читалка, препод, шпора и нейтральные – читальный зал, преподаватель, шпаргалка. В письменной речи профессионального содержания разговорная лексика недопустима.

Разговорная речь – речь некодифицированная, ей свойственны неподготовленность, импровизация, конкретность, неофициальность. Разговорно-бытовой стиль не всегда требует строгой логики, последовательности изложения. Но ему присущи образность, эмоциональность выражений, субъективно-оценочный характер, произвольность, простота, даже некоторая фамильярность тона.

В разговорном стиле различаются следующие жанры: дружеская беседа, частный разговор, записка, частное письмо, личный дневник.

В языковом плане разговорная речь отличается обилием эмоционально окрашенной, экспрессивной лексики, так называемых слов-конденсатов (вечерка – «Вечерняя Москва») и слов-дублетов (морозилка – испаритель в холодильнике). Для нее характерны обращения, уменьшительно-ласкательные слова, свободный порядок слов в предложениях. При этом чаще употребляются предложения более простые по конструкции, чем в других стилях: неполнота, незаконченность составляют их особенность, что возможно благодаря прозрачности речевой ситуации (например: Ты куда? – В десятую.; Ну, что? – Сдал!). В них часто содержатся подтекст, ирония, юмор. Разговорная речь несет в себе много фразеологических оборотов, сравнений, пословиц, поговорок. Она тяготеет к постоянному обновлению и переосмыслению языковых средств, возникновению новых форм и значений.

Академик Л.В. Щерба называл разговорную речь «кузницей, в которой куются словесные новшества». Разговорная речь обогащает книжные стили живыми, свежими словами, оборотами. В свою очередь книжная речь оказывает на разговорную речь определенное воздействие: она дисциплинирует ее, придает ей более нормированный характер.

Следует отметить еще одну особенность разговорного стиля: для него большое значение имеет знание речевого этикета как в письменной, так и в устной форме. Кроме того, для устной разговорной речи очень важен учет специфики внеязыковых факторов: мимики, жестов, тона, окружающей обстановки. Такова общая характеристика разговорно-бытового стиля.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тема: функциональные стили русского языка.

Выполнил:

Хлыновских А. К.

Группа ПУ 07-05

Проверил:

Богданова И. В.

Красноярск 2007


Введение.

1. Что такое стили русского языка. Факторы, влияющие на его формирование и функционирование.

2. Особенности научного стиля.

3. Особенности официально – делового стиля.

4. Публицистический стиль и его особенности.

5. Особенности стиля художественной литературы.

6. Особенности разговорного стиля.

Заключение.

Словарь терминов.

Список литературы.

Введение.

Целью данной работы является изучение функциональных стилей русского языка.

Задача, которую я поставил перед собой, формирование устойчивого представления о функциональных стилях русского языка в целом и научном и официально-деловом стилях в частности, поскольку именно они – основа общения в производстве, бизнесе, предпринимательстве.

Данная работа содержит семь глав. В первой главе рассматривается стили русского языка в целом, главы со 2-й по 6-ю рассматривают эти стили в частности.

Вспомогательную функцию в данной работе выполняет словарь терминов.

Что такое стили русского языка.

Факторы, влияющие на его формирование и функционирование .

Существует достаточно много определений понятия стиль. Стили - своеобразные регистры языка, позволяющие переключать его с одной тональности на другую. Стиль языка – совокупность языковых средств и приемов, употребляемых в зависимости от цели и содержания высказывания с учетом обстановки, где происходит высказывание. Если сопоставить эти определения, то можно выделить наиболее общие положения: стиль (от греч. Stylus – стержень для письма на восковых дощечках) – это разновидность литературного языка, которая функционирует (действует) в определённой сфере общественной деятельности, для чего использует определённые для данного стиля особенности построения текста и языковые средства выражения его содержания. Иными словами, стили - это основные наиболее крупные речевые разновидности. Стиль реализуется в текстах. Определить стиль и его особенности можно, проанализировав некий ряд текстов и найдя в них общие черты.

Функциональные стили – это разновидности книжного языка, свойственные различным сферам человеческой деятельности и обладающие определенным своеобразием в использовании языковых средств, отбор которых происходит в зависимости от целей и задач, ставящихся и решающихся в процессе общения.

Функции языка и соответствующие им функциональные стили стали появляться в ответ на запросы общества, общественной практики. Как известно, вначале язык существовал только в устной форме. Это исконное и естественное качество языка. На этой стадии ему была свойственна единственная функция – функция общения.

Но постепенно с усложнением общественной жизни, с естественным и закономерным появлением письменности развивается деловая речь. Ведь необходимо было заключать договоры с воинственными соседями, регламентировать* жизнь внутри государства, устанавливая юридические акты. Так развивается официально-деловая функция языка и формируется деловая речь. И снова в ответ на запросы общества язык находит в себе новые ресурсы, обогащается, развивается, формируя новую разновидность, новый функциональный стиль.

На формирование и функционирование стилей влияют разные факторы. Так как стиль существует в речи, то на его формирование оказывают воздействие условия, связанные с жизнью самого общества, и называемые внеязыковыми или экстралингвистическими. Выделяют следующие факторы:

а) сфера общественной деятельности : наука (соответственно научный стиль), право (официально-деловой стиль), политика (публицистический стиль), искусство (стиль художественной литературы), бытовая сфера (разговорный стиль).

б) форма речи : письменная или устная;

в) вид речи : монолог, диалог, полилог;

г) способ коммуникации : общественный или личный (все функциональные стили, кроме разговорного, относятся к общественной коммуникации)

д) жанр речи (для каждого стиля характерно употребление определённых жанров: для научного – реферат, учебник, доклад; для официально-делового – справка, договор, указ; для публицистического – статья, репортаж, устное выступление; для стиля художественной литературы – роман, повесть, сонет);

е) цели общения , соответствующие функциям языка. В каждом стиле реализуются все функции языка (общение, сообщение или воздействие), но ведущей является одна. Например, для научного стиля это сообщение, для публицистического – воздействие и т.д.

На основании перечисленных факторов традиционно выделяют следующие пять стилей русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, стиль художественной литературы . Однако такая классификация спорна, художественный стиль занимает особое место в системе функциональных стилей. Главная его функция не просто передача информации, а передача её художественными средствами. С этой целью в нем могут использоваться не только все функциональные стили литературного языка, но и нелитературные формы национального языка*: диалекты*, просторечья*, жаргонизмы* и т.д. Кроме того существуют и иная форма русского языка – это религиозно-проповеднический стиль. Он близок к публицистическому, но отличается от него экспрессивностью и фразеологическими средствами, принадлежащими к высокому стилю, нередко являющимися архаичными*.

Используя эти стили, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, в точных и строгих словах начертать законы, прозвучать легкими прелестными стихами или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа. Функции и функциональные стили обуславливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения мысли. Итак, язык поли- или многофункционален – это свидетельство богатства языка, это высшая ступень его развития.

Особенности научного стиля.

Научный стиль обслуживает научную сферу общественной деятельности. Цель науки – выведение новых законов, изучение и описание явлений природы и общества, обучение основам знаний, развитие интереса к науке. Научный стиль в большей степени использует письменную форму речи, т.к. наука стремится зафиксировать свои достижения и передать их другим поколениям, и монолог как вид речи, что соответствует языковой функции общения.

Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века, что связано с бурной научной деятельностью Российской академии наук. Значительная роль в его формировании принадлежала М. В. Ломоносову и его ученикам. Окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.

Как правило научный текст легко выделить из группы текстов разных стилей. Прежде всего обращают на себя внимание специальные слова, которые называют основные понятия данной науки, - термины (самолет представляет собой летательный аппарат тяжелее воздуха с неподвижным крылом , служащим для образования подъемной силы ). Но этим особенности построения научного текста не ограничиваются. Научны текст требует точности и однозначности, поэтому слова в таком тексте употребляются только в одном значении. Так как наука представляет нам сведения о целом ряде предметов, явлений, то слово в научном тексте употребляется в обобщенном значении. Когда мы читаем в книге береза растет в средней полосе России , тозначение слова береза понимаем как береза в общем, а не отдельно стоящее дерево. Глаголы в таких текстах играют значительно меньшую роль чем в других стилях, чаще всего они используются в роли глаголов-связок. Также научный текст подчеркнут и логичен, эта логичность достигается повтором слов как средства связи (Жаргон – язык социальных и профессиональных групп людей. Кроме профессиональных жаргонов существует студенческий, молодежный и другие жаргоны . Так, в речи студентов можно встретить такие жаргонизмы , как…). По данным О.Д.Митрофановой, в текстах по химии на объем текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные ниже слова употреблены следующее число раз: вода – 1431, раствор – 1355, кислота – 1182, атом – 1011, ион – 947 и пр.

В научном стиле выделяют три подстиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный.

На формирование данных подстилей, влияет то, для кого создается текст (фактор адресата), а также цели и задачи. Так адресатом собственно научного подстиля является специалист в данной области, научно-учебного – будущий специалист или учащийся, научно-популярного – любой человек, интересующийся той или иной наукой. Цель собственно научного подстиля – описание новых явлений в науке, выдвижение гипотез*, их доказательство; научно-учебного – изложение основ науки, обучение; научно-популярного – донести до человека, не являющегося специалистом, знания из различных областей науки доступными средствами, заинтересовать его. Поэтому, оставаясь научными, тексты разных подстилей различаются (например, в собственно научном подстиле практически не употребляются эмоциональные слова, тогда как в научно-популярном таких слов значительно больше).

Особенности официально–делового стиля.

Официально-деловой стиль обслуживает правовую сферу, т.е. используется в сфере деловых и официальных отношений между людьми и учреждениями, в области права, законодательства. Ему присущи точность формулировок (которая исключала бы неоднозначность понимания), некоторая безличность и сухость изложения (выносится на обсуждение , а не мы выносим на обсуждение ; отмечаются случаи невыполнения договора и т.п.), высокая степень стандартности, отражающей определенный порядок и регламентированность деловых отношений. Целью официально-делового стиля является установление правовых отношений между государством и гражданами, а также внутри государства.