Как лучше воспринимается информация. Типы и способы восприятия информации. Что такое информация

Международная Ассоциация Культурных и Политических Инициатив опубликовала прекрасный научный текст о том, как воспринимается 3D-формат в современных художественных фильмах.

18 апреля 2014 года, известный болгарский художник Красимир Тодоров выступил на международной конференции НИИ ВГИК с размышлениями о трехмерных технологиях и важности эстетического наполнения произведений.


Пространство в котором мы сегодня живем и общаемся становится объектом интенсивного воздействия со стороны технологий. Появляются возможности делать копии объектов реальности, создавать трехмерный образ по заданным координатам. 20-30 лет назад мы говорили о профессиональной фотографии как искусстве, как законах света, которые рисуют пространство и форму. Парадокс в том, что они лучше передавали ощущение внешней красоты человека, чем сегодня это делает 3D формат. Главный вопрос - каково это новое пространство, создающееся нашим сознанием в 21 веке? 3Dпринтеры позволяют быстро реализовывать предметы, но куда важнее не забывать о том - что такое эстетика. Важно смотреть и думать не только о форме, но и о сущности. О эстетике самой формы.

Говоря про базовые 3Dинсталляции - нет никакой сложности отсканировать ряд предметов и сцен, а затем смонтировать их посредством технологии в единое пространство, которое будет восприниматься человеком как 3D. Но почему мы так выделяем значимость формы? Потому что человечество подходит к рубежу трансформации познания. Нынешние профессора, обладающие информационной базой прошлого особенно важны в контексте передачи цикла знания следующему, более цифровому, виртуализированному поколению, для построения образа нового мира. Само деление на трехмерное, четырехмерное пространство в этом плане ошибочно, потому что изображение не на экране ТВ или монитора. Изображение в нашем сознании - это зеркальное свойство персонажа отражать сущность воспринятого. Главная задача - как это сделать таким способом, чтобы сохранить понимание эстетики следующими поколениями, взрастить в них через искусство ощущение прекрасного. Инновационные возможности сегодня - это новое пространство в которое мы входим и ответственность ложится не только на совершенствование технической оснастки, но также на разработку инструментов для восприятия новой формы. Происходит трансформация классического искусства фотографии, кино, живописи. Мы создаем технические инструменты, но не используем весь арсенал для освоения, отчего модные 3D, 4Dпревращаются в обертку без содержания. Легко нажать на кнопку и сделать какой-либо объект. Но это не объект, а продукт. Все становится более игрушечным и менее осознанным. Это - новый мир. Если мы не разработаем его как положено, не синкретизируем знания прошлого и настоящего в адаптированные версии дня следующего, то, что станется с искусством и нашим миром в целом? Артист, художник, режиссер не могут на 100% объяснить то, что думают и чувствуют, между тем у них появляются новые инструменты воздействия на сознание зрителя. Это нужно развивать, адаптировать и применять. Важна ответственность за эстетическое содержание, иначе мы остановимся на фазе продукта, за которой нет никакого развития.

Являются ли современные кинопродукты трехмерными? Нет. Это кадр, кадр, кадр и технология. В нашем сознании создается ощущение, что они трехмерные. Существует объект, существует процесс. Однако то - как технология трансформирует в нашем сознании объект из плоского в объемный может способствовать развитию не только технологии, но и самого мышления. Мы сейчас все упрощаем, просто нажимая на кнопки и получая на выходе результат. Благодаря чему он произошел, какие процессы позволили получить эту конечную форму? Этого мы знать не хотим, это нам кажется неинтересным. Компьютеры и 3D поменяли наше сознание, запустив новые процессы восприятия мира, новые образовательные программы. Не игнорируя прогресс (остановить его все равно невозможно), важен акцент внимания на таких вещах как воспитание добрых, умных, развитых детей - будущего нашего общества. Важно рассматривать новомодные технологии с точки зрения философии, эстетики, основ воспитания молодежи. Важно сохранить основу классического искусства, чтобы оно превратилось в один из базисов развития этого пространственного перехода.

Вадим Велински для МАКиПИ, на основе изложения Красимира Тодорова

Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь Бен-Шахар Тал

70 Воспринимать трудности как угрозу или Воспринимать трудности как вызов

Воспринимать трудности как угрозу

Воспринимать трудности как вызов

Пессимист видит проблемы в каждой возможности; оптимист видит возможности в каждой проблеме.

Уинстон Черчилль

Слова не просто описывают реальность, они ее создают. Оценивая ситуацию как угрозу, вы наверняка будете испытывать стресс. Если вы смотрите на ту же ситуацию как на вызов, вы будете испытывать при этом, скорее всего, просто волнение, возбуждение. Одно и то же событие может восприниматься совершенно по-разному, в зависимости от слов, которыми вы пытаетесь его описать. Публичное выступление - это грозная опасность или желанный вызов? Что я говорю себе о сложностях в отношениях с партнером? Мое восприятие является продуктом как субъективной (в смысле моего ума), так и объективной (в смысле внешнего мира) реальности. Я творец своего опыта, своей жизни.

Научные работы Джо Томака, Джеймса Бласковича и их коллег показывают, как в определенной ситуации мы можем влиять на свои психологические и физиологические реакции, изменив отношение к происходящему. В одном исследовании две группы студентов получили одинаковый математический тест. Первой группе сказали, что задача называется «трудные вычисления в уме», и им было поручено решить ее быстро и эффективно. Неудивительно, что они восприняли эту ситуацию как тревожную. Второй группе сказали, что «вычисления в уме» - это просто интересная и сложная проблема и что студенты должны как следует постараться, чтобы ее решить. В отличие от первой группы, вторая восприняла испытание как увлекательный вызов. Эти студенты отнеслись к заданию спокойнее, более творчески и в итоге показали лучшие результаты, чем члены первой группы, которые оценивали ту же ситуацию как угрозу.

В других исследованиях психологи задокументировали, какой эффект оказывало восприятие реальности на физиологические реакции. Всего одно слово может иметь огромное влияние на организм - менять количество сердечных сокращений, кровяное давление и другие маркеры, связанные со стрессом. Будем ли мы рассматривать ситуацию как интересную задачу или угрозу, как возможность или опасность, как привилегию или злой умысел - наша точка зрения может радикально изменить тот опыт, который мы получим в результате.

Из книги Язык разговора автора Гарнер Алан

Глава 9 Как конструктивно воспринимать критику Не важно, насколько хорошие отношения у вас с окружающими, все равно вы постоянно подвергаетесь критике.«Ты постоянно опаздываешь!»«Мог бы и получше относиться к моим друзьям!»«Если не наденешь пальто, обязательно

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

Вступление Почему нам так трудно адекватно воспринимать животных Люблю размышлять об отношении людей к животным - удается узнать о людях много нового. Марк Бекофф Зачастую наше отношение к другим видам живых существ абсолютно нелогично. Взять хотя бы Джудит Блэк. В

Из книги Камасутра общения. Магия слов и жестов автора Ром Наталья

Или Как воспринимать критику Всем нам приходится сталкиваться с критикой и негативными высказываниями в наш адрес. Вопрос в том, как каждый из нас реагирует на подобные замечания!В большинстве случаев мы все-таки болезненно воспринимаем критику. Как правило, в ответ мы

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Думать или непосредственно воспринимать Существует огромная разница между тем, чтобы подумать об этой игре, и непосредственным участием в ней – прямо сейчас. Если вы сразу же попробуете сыграть, вам это поможет – эта игра помогала всем, с кем я в нее играл. Но если вы

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Глава XVII Или друг, или враг, а как? (об умении прощать врагов и воспринимать друзей такими, какие они есть…) Нашу жизнь можно сравнить с путешествием в гору, и пути у всех разные. Как и в религии – все идут к вершине по своим тропинкам. И очень важно дойти до конечной цели, но

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Воспринимать несказанное: расскажите ребенку о невербальных коммуникациях и сонастроенности с другими людьми Это замечательно, что мы учим наших детей внимательно слушать то, что им говорят: «Слушай, что он говорит. Он сказал, что не хочет, чтобы его поливали из шланга!»

Из книги Как говорить «нет» без угрызений совести [И сказать «да» свободному времени, успеху и всему, что для вас важно] автора Брайтман Патти

2. Учитесь воспринимать отрицательные ответы Это относится к людям, которые, прочитав предыдущие строки, готовы сказать: «Да, это действительно было ужасно! Я ненавижу человека, который мне отказал!» Если у вас был подобный печальный опыт, вы можете переоценивать

Из книги Измените мысли – изменится жизнь. 12 простых принципов автора Кейси Карен

Глава 11. Воспринимать любую встречу как священный дар Одно из самых значительных изменений в образе моего мышления произошло, когда я приняла решение воспринимать любую встречу как священную. Да, будь то члены моей семьи или соседи, служащие банка, продавцы, кассиры и так

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Умение воспринимать сложные и пугающие эмоции Пора разобраться с переживаниями Дэйва. Сейчас он выполняет роль слушателя, и его задача – прислушиваться к партнеру и самому себе. Умение сдерживать в это время эмоции открывает много возможностей для развития и роста. Не

Из книги Правила достижения цели [Как получать то, что хочешь] автора Темплар Ричард

Учитесь спокойно воспринимать критику Я заметил, что адекватно воспринимают критику уверенные в себе люди. Если им указывают на какой-нибудь их промах, они не ставят под сомнение все свои достоинства и способности. Они знают себе цену. Попробуйте сказать неуверенному

Из книги Книга решений автора Крогерус Микаэль

Модель «Обратная связь» Как научиться правильно воспринимать комплименты и критику Обратная связь – один из самых щекотливых моментов в группах. С одной стороны, можно легко ранить людей, а с другой – от фальшивых комплиментов мало пользы. Зачастую комплименты

Из книги Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь автора Бен-Шахар Тал

2 Упускать из виду все сокровища жизни или Воспринимать жизнь как чудо Те, кто живет в мире, полном красоты и тайн, никогда не бывают одиноки и не разочаровываются в жизни. Рэйчел Карсон То, что мы видим вокруг себя, во многом зависит от выбора, который мы делаем. Часто ли

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

34 Воспринимать трудности как постоянные или Воспринимать трудности как временные Что бы ни случилось, и это пройдет. Элла Уилер Уилкокс Наша жизнь не свободна от горя и страданий. Даже самый счастливый человек в мире испытывает печаль, разочарование, гнев и горе.

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

88 Воспринимать ошибки как катастрофу или Воспринимать ошибки как ценную обратную связь Свобода не может называться свободой, если она не дает права на ошибку. Махатма Ганди Ошибки и заблуждения - неизбежная часть жизни любого человека и чрезвычайно важная часть

Из книги автора

Научите ребенка воспринимать критику Еще одно важное качество, которое обязательно должны воспитать родители, – это умение воспринимать критикубез ощущения стыда, мучений, терзаний. Правда, и критика должна быть конструктивной, направленной на исправление

Из книги автора

Значение умения хорошо воспринимать обратную связь Умение воспринимать обратную связь отнюдь не означает, что вы должны со всем соглашаться. Оно означает способность правильно вести разговор и принимать разумные решения в отношении того, как вам применять ту

Это непросто — рассортировать всю массу поступающей буквально отовсюду информации, отделить зерна от плевел, затем среди зерен выбрать те, которые наиболее нужны для питания интеллекта, переработать их, сделать выводы и отложить в память результат. Кто-то способен организовать весь процесс, начиная от первоначальной приемки информации и заканчивая последним этапом, кто-то сбивается еще в самом начале.

Восприятие информации — дело сложное и индивидуальное. На это самое восприятие оказывает влияние множество факторов: возраст, жизненный опыт, образование, воспитание, социальный статус (причем как самого человека, так и его родственников), семейное положение, наличие/отсутствие детей, широта круга общения, половая принадлежность и так далее. Восприятие информации может зависеть от состояния здоровья и даже от того, что человек ел на завтрак и как ему этот завтрак понравился.

Мне бы хотелось предложить читателям несколько универсальных советов, касающихся восприятия информации. Возможно, для кого-то они станут лодкой в бурном информационном море или спасательным кругом, для кого-то могут стать камнем на шее. Это уж как кому повезет.

Итак, советы.

Первое , что следует усвоить любому получателю любой информации: прав всегда он. Правильным является только его отношение к информации и его форма восприятия. Иные толкования недопустимы в принципе. Подобная позиция позволяет сохранять душевное равновесие и комфорт в любых случаях, а также поддерживает осознание собственной исключительности и значимости. Помните: командир всегда прав, если же он не прав, то см. пункт 1.

Второе : информацию не обязательно воспринимать и даже принимать в полном объеме. Например, читая эту статью, можно ограничиться первым и последним абзацем. Или любым из середины. Или даже парой строк. На основании этого уже можно делать выводы. В конце концов, у вас ведь имеется собственный жизненный опыт и вы давно научились мыслить самостоятельно! Следовательно, вы имеете право и можете сделать вывод исходя даже из неполных данных. Помните: график любой функции представляет собой прямую линию, и его можно построить всего лишь по двум точкам.

Третье : если вы что-то не понимаете в получаемой информации, то виноват всегда ее носитель. Даже не допускайте мысли о том, что у вас не хватает образования, знаний, жизненного опыта и так далее, или что вы просто столкнулись с чем-то, чему до сих пор не видели аналогов. Ни в коем случае. Это — или неверная передача информации, плохая форма ее подачи, или ошибка в информации. Помните: параллельные прямые не пересекаются ни при каких условиях, даже в неевклидовом пространстве.

Четвертое : не забывайте критиковать носителей невоспринимаемой (неправильной) информации. Это поддержит вашу уверенность в себе, своих знаниях, жизненном опыте и жизненной позиции. Кроме того, это поможет носителю неправильной информации осознать свою ошибку, а также укажет на его недостаток знаний и жизненного опыта и неправильность его жизненной позиции. А это, в свою очередь, укрепит вас еще больше.

Пятое . Будьте абсолютно уверены в том, что вашего образования и так далее вполне достаточно для адекватного восприятия любой информации на любую тему. Вы в равной степени способны обсуждать и физику твердого тела, и проводить сравнительный анализ различных языковых групп. Причем на подобную универсальность способны только вы. Остальные, кто на это претендует, глубоко заблуждаются. Помните: А + В = С в любых условиях и при любых обстоятельствах, А + В не может быть равно, А ни под каким видом.

Шестое . Не вздумайте повышать ваш образовательный уровень с целью научиться воспринимать информацию правильно и в более полном объеме. Образование, знания и так далее не имеют никакого значения для восприятия информации.

Седьмое . Если вам вдруг указали на ошибки в вашем восприятии информации, не огорчайтесь. Это не вы ошибаетесь, а ваши критики. Если вы получили из другого источника информацию, которая подтверждает вашу неправоту, это всего лишь означает, что ошибается и другой источник. Или два источника. Или три. Или сто. Количество значения не имеет, речь идет лишь о качестве (см. пункт первый).

И последнее . Специально для тех, кто склонен пропускать половину заголовка статьи: все вышеизложенные советы являются вредными . И как к ним относиться — решайте сами. Кто-то сразу принимает на веру факт, что цианистый калий вреден для организма, и, соответственно, не тащит в рот кристаллы цианида, не принимает его в растворе и так далее. А кто-то, услышав о вредности цианистого калия, сразу рвется его попробовать и затем, если, конечно, успевает, поднимает крик о том, что цианиды-то, оказывается, есть нельзя!

Так что, уважаемые читатели, думайте, воспринимайте, информируйтесь! Но не забывайте о том, что цианистый калий — яд.

Установлено, что область видения глаз не ограничивается только фиксационной линией движения глаз по строчке, а образует значительное "поле зрения" в несколько строчек выше и ниже читаемой, фиксируемой глазом.

Строчки, лежащие выше или ниже читаемой, воспринимаются в "боковых полях видения".

Спрашивается, какое значение имеют эти "боковые поля видения" для взрослого чтеца или школьника, который готовится к поступлению в ВУЗы Польши , России, Европы или США?

Опыты с устранением таковых полей показали, что взрослый читатель, ограниченный в своем поле чтения лишь одной строчкой, испытывает какую-то беспомощность в понимании читаемого текста.

Дело в том, что боковые или косвенные поля видения, давая возможность оглядываться на пройденный путь и заглядывать в дальнейший, ориентируют читателя в содержании цельного воспринимаемого текста, помогая в установлении связи между читаемыми словами и даже фразами.

Иную картину мы видим в чтении ребенка. Прежде всего глаз его движется не скачками или толчками, как у взрослого, а равномерно от буквы к букве, делая на строчке столько остановок, сколько имеется буквенных значков. При этом поле чтения ребенка суживается до одной воспринимаемой в фиксационной линии движения глаз строчки, а боковые поля видения, давая ряд фиксационных, мешающих раздражений, не только не помогают акту чтения, а расстраивают его, отвлекая глаз к этим мешающим фиксационным раздражениям.

Оценивая с точки зрения добытых экспериментальной педагогикой данных относительно актов чтения взрослого и ребенка как методы обучения грамоте, так и пособия для чтения (буквари и азбуки), мы должны прежде всего принять общее положение, что целью обучения грамоте является приведение ребенка (начинающего) к типу чтения грамотного, т. е. выработать в нем уменье читать целыми словами, приучить его глаза к таким же движениям при чтении, какие совершают глаза грамотного человека.

Почти все издававшиеся до недавнего времени азбуки и буквари в этом отношении резко противоречили тем требованиям, какие должны быть к ним предъявлены с указанных точек зрения.

Раскройте первые страницы любого букваря: вы здесь найдете все, что развлекает внимание маленького читателя, целый ряд мешающих раздражений, отвлекающих глаз от фиксационной линии чтения. Тут и буквы разного формата, величины и шрифтов, тут и рисунки, и образцы прописи! И самая фиксационная линия читателя явится не такой, к какой должен бы привыкать глаз читающего: эта линия не ведет глаз читателя от левого края строчки к правой, а ведет по вертикальной линии сверху вниз.

Знаменитые столбцы слов в букварях распространенного типа не способствуют выработке нужных навыков движения глаз при чтении. Не находит для себя места и поводов в этих букварях и упразднение боковых или косвенных полей видения, имеющих важное значение в ориентировании читателя в содержании читаемого материала.

В самом деле, какой повод для ориентирования в тексте читаемого могут дать слова столбцов букварей?

Редкие из старых азбук и букварей удовлетворяли указанным условиям. Можно указать на два классических пособия, которые удовлетворяли многим и главнейшим из перечисленных требований, это — "Родное Слово" Ушинского и "Новая Азбука" Л.Н. Толстого. Из современных пособий, по мнению П. О. Афанасьева, более или менее удовлетворяет указанным условиям букварь Фортунатовой и Шлегер "Шаг за шагом".

В издаваемом Государственным Издательством букваре П. О. Афанасьева "Читай, пиши, считай", автор его стремился согласовать как внешнюю сторону, так и внутреннее содержание с приведенными требованиями.

Из рассмотренного видно, что все те явления, с которыми мы имеем дело в книге, — восприятие напечатанных слов, выделительных конструкций, восприятие объектов изобразительной графики, — всё это получает должное объяснение в свете структурной психологии.


Обсуждение (комментариев 0) :

Порой случается так, что возникает необходимость докричаться до другого человека, находящегося на большом расстоянии, а мобильного телефона под рукой нет. Или он находится вне зоны доступа сети. Обычно приходится складывать руки рупором и надрывать голосовые связки, чтобы таким образом пытаться докричаться до удалённого собеседника или даже до целой группы людей.

Факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Отдельные черты факторинга можно найти ещё в Древней Месопотамии эпохи царя Хаммурапи - около 2000 лет до нашей эры, и в Древнем Риме, когда торговцы применяли его в своей деятельности. Определённый этап в развитии факторинга связан с появлением в Англии в XVII веке «Дома факторов», когда многие крупные европейские торговые дома имели своих представителей в колониях-факториях. Бурное развитие факторинговой деятельности наблюдалось в Северной Америке во второй половине XIX века.

Срубами на Руси назывались деревянные сооружения, стены которых собирались из обработанных брёвен. Так строились избы, храмы, башни деревянных кремлей и другие сооружения деревянного зодчества. Строится дом-сруб и различные ограждения из дерева для террасы из брёвен хвойных и лиственных пород. Такая древесина должна быть сухой, без гнили, трещин, грибка и не заражёна жуком-древоедом.

Прошли времена, когда в СССР гражданам выделялись участки земли от 4 до 6 соток под огороды, на которых разрешалось строить одноэтажный домик размером не более 3 на 5 метров - своеобразный хозблок дачный для хранения садового инвентаря и другой дачной утвари круглогодично. Зато ещё тогда ко многим огородным участкам подводилось электричество, а водоснабжение на огородах обеспечивалось подведением труб с водой или рытьём колодцев.

Предыдущий мануал " " предельно чётко высветил проблему, появления которой, конечно, стоило ожидать. Огромное количество людей не могут, просто не в состоянии адекватно реагировать даже на самую конструктивную и дружелюбную критику. Почему? Да потому что им каждый раз очень больно. То есть мануал-то, конечно, немного облегчил им жизнь, потому что стало ясно – кое-какую критику имеет смысл спустить в унитаз вместо того, чтобы тратить на неё свои нервы. Но что делать с критикой правильной? Особенно если она вам важна. Что делать, если вам требуется обратная связь, но даже от аккуратных и мягких замечаний вас скрючивает похлеще радикулита, и вы начисто теряете мотивацию и вообще волю к жизни?

Решила написать второй мануал. О том, как воспринимать критику, если у вас с этим большие проблемы. Он должен пригодиться уж никак не меньшему числу людей, чем первый.

В мануале планирую рассмотреть, почему критика может сильно вас задевать, и какие есть пути решения. Расскажу, как справляться со своей реакцией. Дам "инструменты", которые позволят услышать полезные для вас замечания без глубоких душевных ран, а также создать базу на будущее. Эти инструменты существуют, и я постараюсь помочь вам их освоить.

Также постараюсь помочь, как бы странно это ни звучало, и критикующим (имею в виду не "критиканов" из первого мануала, а тех, кому действительно приходится что-то корректировать у других людей). Критикующие могут увидеть основные проблемные точки, в которых их высказывание воспринимается болезненно – и, возможно, найдут способы сказать лучше. Такие способы всегда есть, и если иметь "карту возможных проблем", строить фразы становится проще.

Скорее же приступим.

Внимание, лонгрид! Постоянные читатели знают, что я всегда пишу длинно, потому что пытаюсь вместить в один текст буквально всё. В этот раз произошло так же.

Как обычно, есть пара вводных.

1. Нужно понимать, что болезненное восприятие критики – это только верхушка айсберга, надводная часть куда большей проблемы. Те свойства и особенности личности, которые вызывают такую сверхчувствительность, обычно портят вам жизнь в гораздо большем спектре ситуаций. Практически ежедневно, на самом деле. Вы это знаете лучше меня. Поэтому понимать эту подводную часть (неважно, у себя, партнёра, подчинённого, или друга) и уметь с ней обращаться очень важно. Это может помочь сразу во многом.


2. Критика ранит только тогда, когда попадает в уже существующую рану. Запомните это. Если критика попадает в здоровое место (даже много раз!) – ничего плохого никогда не происходит. Поэтому даже самые высокочувствительные и ранимые люди могут прекрасно выдерживать критику в каких-то конкретных темах и областях.

Мой любимый вопрос для иллюстрации – будете ли вы задеты, если инопланетянин с синими волосами и коленками назад будет критиковать ваш цвет волос и устройство ваших суставов? – И любимый ответ: э-э, вряд ли.

Так что, чрезмерная реакция есть только на ту критику, которая затрагивает что-то уже намозоленное. Например, раненое когда-то другими значимыми людьми, или посттравматическое, или "расковырянное" самостоятельно… А значит, устойчивость каждого отдельного человека к критике определяется, в том числе, количеством уже имеющихся болезненных мест и открытых "ран" (см. список ниже). Чем их больше – тем вам сложнее. Это, повторюсь, важно помнить.

Теория

Причин болезненного отношения к критике очень много. Ниже я перечислю те, которые мне кажутся основными. Они могут встречаться как по отдельности, так и парами, тройками и целыми кластерами. Также они могут быть симптомами друг друга или складываться в ядро личности. То есть, все эти пункты – не взаимоисключающие штуки, а, скорее, элементы объёмного, сложного, текучего паззла. Если вы нашли у себя один или два – есть неплохие шансы, что справитесь самостоятельно. Если сразу четыре-пять, и они по-настоящему мешают вам жить, то, возможно, потребуется психотерапия.

Какие же это причины?

Внутренний Критик

Он же – жёсткое Супер-Эго. Очень крепкая и большая часть личности, которая, будучи развита избыточно, занимается не аккуратным саморегулированием, а самоедением. Не буду сама себя повторять – лучше дам ссылку на статью "Внутренний Критик. Кулинарная книга самоедения", там про этого зверя написано ещё на такой же мануал по объёму, и даже тест есть.

Как это работает?

Критика, пришедшая извне, резонирует (конечно же) с самыми мрачными ожиданиями и мыслями Внутреннего Критика, и не просто резонирует, а интерпретируется максимально негативно, усиливается в разы и доводится до абсурда – с помощью далеко идущих выводов, самоуничижения и обесценивания.

Очень простое. "Так и знал, что я идиот/ка и никогда ничего не могу нормально". Конечно, с таким итогом жить очень трудно. Поэтому любая, даже самая дружелюбная критика отзывается крайне болезненно – потому что Внутреннему Критику совершенно не важна степень дружелюбия и полезности, он этот параметр (как и любой другой реальный параметр) не учитывает. Ему нужно подтвердить свою плохую точку зрения о себе же, снова и снова, снова и снова.

Психологическая травма

В самом общем виде, травма – это пережитое человеком Нечто такой силы, что он не был в состоянии справиться и получил существенные повреждения (часто необратимые). Те, кто проходил или проходит психотерапию, как правило, знают о своих травмах. Но даже если у вас и нет этого терапевтического диагноза, посттравма (состояние после травмы), тем не менее, может иметься. Она, увы, может влиять на ваше восприятие критики и не только на него. Современные исследования доказывают, что у людей, переживших травму, довольно сильно изменяются нейрохимические процессы в мозге в целом.

Как это работает?

Травма оставляет человеку очень мало ресурса, потому что основная его часть ушла (и, возможно, до сих пор уходит) на выживание в условиях новой реальности, той, которая с повреждениями. Та часть психики, которая "Я", становится очень хрупкой, либо перестаёт толком развиваться (какое уж развитие, когда дышать – и то непросто). Хрупкого и нересурсного "Я" не хватает на обработку входящих негативных сигналов, и они снова наносят повреждения. Иногда сопоставимые по размерам с оригинальной травмой.

Опасность, опасность, опасность, ты снова жертва, тебя уничтожают. Бей, замри или беги, а то снова будет как тогда, а ты уже слишком хорошо знаешь, чем это всё может кончиться. Поэтому нужно или предотвратить ущерб любой ценой, или покорно лечь и переждать его до момента, когда можно будет начать восстанавливаться. В общем, "страусов не пугать – пол бетонный".

Нарциссизм

Нет, не тот растиражированный в искусстве образ влюбленности в себя и крайнего эгоцентризма. Чуть сложнее. Сейчас считается, что нарциссическая часть есть у каждого человека, и её функция – поддержание самоуважения определёнными способами. Эти способы, в основном, опираются на внешнее подтверждение внутреннего "Я". Люди с сильно выраженным нарциссическим радикалом вообще не чувствуют в себе никакого внятного "Я", уж тем более хорошего, поэтому целиком составляют его из отражений в глазах других.

Как это работает?

Логично – любая угроза внешнему подтверждению – это автоматически угроза внутреннему хорошему "Я". Т.е. критика не просто является чьим-то негативным мнением, нет, нет. В данном случае она на самом деле разъедает вас, потому что вы ощущаете себя дефектным, недостаточным, вы чувствуете, что на всеобщее обозрение выставлено нечто непоправимое. Знаете, вообще очень трудно жить, когда мысли и чувства – не просто мысли и чувства, а настоящая реальность (это – один из возможных провалов в способности к ментализации, кстати).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Вы слышите/видите не набор пунктов, а большое и толстое указание на вашу неполноценность (совершенно реальную – по мнению вашей нарциссической части). Любая критика означает, что вы потерпели неудачу, а значит, вы ничтожество, недостойный/ая, и прочая и прочая. Обычно на этой стадии подключается стыд (стержневое чувство при нарциссизме – нарциссизм питается иллюзией об отсутствии неудач, и тем избегает этого жуткого стыда).

Неустойчивая/Низкая самооценка

Самооценка – это то, как мы оцениваем и воспринимаем сами себя (ваш Кэп). Считается, что нормальная самооценка (средняя или чуть выше) – это присутствие устойчивого концепта "я – хороший/ая", ну или более упрощённо "хорошо, что я есть". Из этого следует несколько выводов, в контексте критики важен вот такой: "большинство из того, что я делаю, более-менее хорошо". Такая установка в норме должна быть достаточно прочной, тогда даже жёсткая критика её не поломает и не погнёт.

Как это работает?

При низкой/неустойчивой самооценке критика опускает вас еще ниже. А вы, из-за того, что и так устали быть всё время внизу, просто не можете вынести ситуаций, когда самоуважение снижается ещё больше, они для вас катастрофичны, потому что обратно вам не выпрямиться.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Ну, всё". Критика в данном случае – предвестник и симптом резкого снижения самоуважения, знак несоответствия вас вашим же идеалам и ценностям. С этим ещё, кстати, связано то, что люди с низкой самооценкой склонны избегать признания собственной роли и ответственности в каких-либо проблемах и жизненных неурядицах – как своих, так и не своих. Тот же самый способ интерпретации: признал/а = потерял/а самоуважение и надежду на то, что когда-нибудь стану человеком своей мечты.

Незащищенность (Ранимость)

О, про ранимость легко можно написать отдельную статью. Попробую кратко: ощущается это так, будто с вас содрали кожу, и вам нечем больше прикрывать своё чувствительное нутро. От большинства взаимодействий с людьми вам так больно, что вы непроизвольно кричите и отпрыгиваете. Понятно, что на уровне психики это означает, что Вас крайне легко обидеть, огорчить, расстроить и задеть, даже не имея ни малейшего на то умысла. Просто у вас везде "мины", о некоторых вы и сами не знаете, пока они не рванут.

Как это работает?

Любая фраза (она может быть и вообще не критикой) воспринимается как тычок пальцем в открытую рану, как умышленное или неумышленное (но от этого не менее болезненное) нападение, с результатом в виде чего-то обидного и задевающего. По-любому обидного и по-любому задевающего, независимо от начального посыла. Изредка бывает можно понять, что люди не со зла, но чаще – нет. Ведь они же не могут не видеть, что у вас нет кожи?

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Ааааа больно! Зачем ты сделал мне так больно? В большинстве случаев после этого следует яростная реакция, направленная на "обидчика", который ощущается почти как абьюзер. Учитывая бэкграунд в виде содранной кожи, думаю, эта реакция вполне закономерна. Жаль только, что понимания и способности продышаться и идти дальше – от этого не прибавляется.

Синдром самозванца

Довольно известное явление, суть которого в следующем. Достижения, результаты и вообще вся обстановка ощущаются вами как незаслуженные, доставшиеся не благодаря вашим личным усилиям и труду – а свалившиеся на вас только из-за сумасшедшего везения или случайных совпадений. То есть вы вообще для этого ничего не сделали. Синдрому самозванца постоянно сопутствуют тревога и страх – а вдруг разоблачат? Ведь неминуемо разоблачат, да?

Как это работает?

Критика – очень явное указание на то, что "мальчик каску просто нашёл" (с точки зрения вашего внутреннего самозванца). Конечно же, другие немедленно это увидят и разоблачат голого короля! Поэтому критика заставляет вас сжиматься в ужасе, и ненавидеть любые замечания, даже корректные.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

Сейчас они всё поймут… Вот сейчас… Вот сейчас… Ну не сейчас, так в следующий раз. Очень страшно так жить – в постоянной тревоге и в неумении присваивать то, чего достигли. Неудивительно, что критика интерпретируется только в одну сторону – в ту, которая является по-настоящему важной.

Перфекционизм

Тоже материал для отдельной статьи под названием "Пункт выдачи желаемого за действительное". Когда-нибудь напишу. А пока давайте кратко: у перфекционистов полностью отсутствует ощущение, что они достаточно хороши. И они, фактически, проводят свою жизнь в погоне за этим ощущением, не зная, что именно они ищут и зачем это им. Способы, которые перфекционисты применяют для поиска этого ощущения, в основном, сводятся к достижению идеала. Есть иллюзия, что если его достичь, будет достаточно хорошо (на самом деле – нет).

Как это работает?

Критика прямо указывает перфекционисту на его неидеальность, и иллюзия о возможности достижения точки "достаточно хорошо" рассыпается, как карточный домик. Это очень больно, потому что жить без хотя бы такой плохонькой иллюзии, по факту, невозможно. Поэтому критика для перфекциониста невыносима (хотя при этом он сам себя ею постоянно изводит, такой парадокс).

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

О боже, ошибка! я несовершенен (атеисты могут первую часть заменить на что-то равнозначное по эмоциональности). Ошибок, по мнению перфекциониста, быть не должно вообще, впрочем, как и несовершенства – а если они всё же есть, то это ничто иное, как знак плохой работы над собой. Замечаете разницу с нарциссизмом и синдромом самозванца? Там фокус был вовне, "все увидят", а тут он на себе. Неважно, кто и что увидит, важно, что я сам/а уже знаю о своём несовершенстве, и это мучительно.

Невозможность выносить чужой дискомфорт

Есть такие люди, от которых всем удобно. Удобные люди. Моя коллега Полина Гавердовская называет их невидимыми. Этих людей родители воспитывали так, чтобы от них не было, по возможности, никакого дискомфорта. Чаще всего это означает, что им пришлось рано отказаться от себя. Почти полностью – от своих потребностей, чувств, желаний и планов – чтобы никому случайно не перейти дорогу. А то будет ататат.

Как это работает?

Любая критика означает, о ужас, что вами кто-то недоволен, а значит, у кого-то от вас дискомфорт или даже проблемы! А этого никак нельзя допустить, это очень страшно. От осознания, что вы, вольно или невольно, причинили кому-то неудобство, вам может стать буквально физически плохо.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Ой-ой-ой, караул, кому-то неприятно и это из-за меня! Не угодил/а, всё испортил/а, теперь человек мучается". То есть, привычный фокус тут – на Другом, на его стабильности и благополучии, на заботе о его комфорте, а вовсе не на себе. Ощущать себя причиной и источником чужого дискомфорта таким людям невероятно сложно, поэтому они очень тяжело воспринимают критику.

Параноя

Я не имею тут в виду психиатрический диагноз, скорее, личностную черту или склонность, привычку. Замечали ли вы, что есть люди, которые легко принимают на веру различные теории заговора и чужую злонамеренность? Неважно, есть что-то в основе или нет – но это вполне укладывается в их восприятие мира. Так вот, это и есть параноидность. Её главым девизом можно было бы сделать фразу "Всё неспроста".

Как это работает?

Параноидный человек воспринимает любую критику как умысел и желание его уязвить, и ранит/злит его именно этот умысел, а не только и не столько содержание критического замечания. Согласитесь, что непросто жить в окружении врагов, и неудивительно реагировать на их очередные нападки весьма болезненно.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Вот ты и спалился, а я знал/а, что ничего хорошего от тебя ждать не стоит". Фокус тут тоже внешний, как и в нескольких предыдущих пунктах, и тоже отсутствует опора на реальность. Зато есть заведомая уверенность в том, что все хотят вам только плохого, а кто не хочет, так скрывает, ну или же это лишь временно.

Депрессия/Субдепрессия

Это может быть официальный диагноз, а может и просто некий период в жизни или личностная склонность (да, так бывает). В любом случае, суть одна: всё плохо, было плохо и будет плохо. В отличие от нарциссизма и синдрома самозванца, здесь ощущение своего "Я" вполне реально, просто это "Я" непоправимо плохое, и нет никакой надежды или мотивации его изменить.

Как это работает?

Критическое замечание усиливает депрессивный фон, подтверждает, что да, ничего хорошего в очередной раз не произошло. Как правило, депрессия работает так, что у вас ещё и нет энергии на исправление, поэтому любая критика повисает тяжёлым камнем на шее без возможности её использовать на благо (даже если она подана как надо и по факту такая возможность есть). Помните ослика Иа? "Доброе утро, Пятачок… в чём я лично сомневаюсь".

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Всё тлен". Фокус в этом случае – на общем болезненном фоне и неспособности получать удовольствие от жизни (так называемая "anaesthesia dolorosa, болезненное бесчувствие"), и критика лишь является дополнительной иголкой. Она, в общем-то, может быть даже и не услышана в плане содержания.

Личная история

Пункт частично пересекается с травмой. Дело тут вот в чём: если вам в жизни от критикующих уже пришлось пострадать (как правило, немалый вклад вносят родители, учителя, бывшие партнеры по отношениям и другие значимые люди), то любая критика, чем-то напоминающая ту – по содержанию, форме или по любому другому признаку – будет восприниматься вами невероятно болезненно. Примеров можно привести много, общее у них то, что достаточно задеть какую-то определённую тему или построить фразу определённым образом, чтобы вы ощетинились.

Как это работает?

Здесь фокус – на факте критики вокруг конкретной темы или конкретным образом. Это ранит само по себе, потому что у вас на этом месте уже есть большая мозоль. И конечно же, вы совершенно не можете увидеть в такой критике позитивные стороны, даже если они есть – мозоль их загораживает.

Какое сообщение считывается вами из критического замечания?

"Ыыы, опять я (что-то моё) кого-то не устраивает, ну сколько можно". В целом, ответное чувство бывает очень близко к отчаянию и бессилию, и именно поэтому так больно. Вы, как правило, уже вынесли из прошлого, что с этим вам не справиться, и текущая ситуация работает для вас якорем, мгновенным порталом в эти воспоминания.

С теорией всё! Переходим к практике.

Практика

Вы нашли у себя больше половины пунктов и закономерно спрашиваете меня, как же вам теперь со всей этой фигнёй взлететь? Что делать-то? И нужно ли что-то делать, или, может, не стоит прогибаться под изменчивый мир?

На это у меня есть готовый ответ, который не я сама придумала, конечно. Он просто очевидный. Постоянно испытывать сильные негативные эмоции по незначительным поводам, например, из-за критики, может себе позволить только человек с крепким психическим здоровьем и выносливой нервной системой. У вас крепкое психическое здоровье? Выносливая нервная система? Рискну предположить, что дела с этим обстоят не так хорошо, как хотелось бы, иначе зачем бы вам этот мануал. То есть, ответ-то на самом деле однозначный – пора работать с вариантами решений, потому что так распылять свой психический ресурс вам попросту не по средствам.

Решения я изложу тоже по пунктам, люблю списки. Сначала тактика (то, что применимо здесь и сейчас), потом стратегия (то, что пригодится долгосрочно).

Тактическое.

1. Убедитесь, что критика что-то полезное содержит на самом деле, а не решает психологические проблемы того, кто её исторг.

Самый важный пункт. От 50 до 90% той критики, которую вы будете получать, не выдержит этой проверки, я гарантирую это. Минус этого пункта в том, что для его выполнения вам придётся, к сожалению, пропускать входящие замечания через себя, что может быть довольно неприятно (мы все знаем, как они подаются). Зато! Хороший фильтр "на входе" позволит в разы сократить последующие переживания и объем действий. Вы же помните, что вы не какой-то психоолигарх с гиперустойчивой нервной системой? Так вот, этим пунктом сэкономите себе много километров нервов.

Как же это понять, как оценить – есть в критике полезное или нет? Я бы советовала составить себе чеклист (такой список с галочками) из мануала "Как правильно критиковать" – выбрать важные для вас пункты, добавить свои дополнительные, и каждый раз прогонять полученное критическое замечание по нему. Если набирается больше 3 галочек – замечание отправляется в топку, можно даже до конца не дочитывать/не дослушивать. Со временем натренируетесь и будете и без чеклиста почти мгновенно понимать, стоит критика внимания или нет.

2. Научитесь безжалостно избавляться от той критики, которая не прошла проверку п. 1.

Это очень важная тема, она одновременно и про заботу о себе, и про границы, и про много что ещё. Вы не должны служить ведром для чужих эмоциональных сливов, запомните это крепко-накрепко. Никогда и никто не должен быть таким ведром. И если кто-то считает, что вы – ведро, это вообще не ваши проблемы.

Избавляться в данном случае будет значить, во-первых, конечно же, не использовать такую критику как руководство к действию. Во-вторых – не позволять ей заползать на вашу территорию и вас разъедать. Как вы конкретно это будете делать: удалять комментарии, прерывать людей, забывать, отвлекаться, использовать метафоры и ритуалы – не так уж важно. Главное, чтобы это было эффективно. Возьмите прямо за правило и натренируйте себя: если не выполнено условие из п. 1 – с лёгким сердцем оставляем критику её автору и идём дальше. Сначала сердце будет не очень-то лёгким, но постоянная практика поможет.

3. Для той критики, которая прошла проверку и всё ещё ранит вас, применяйте правило тайм-аута.

Сначала послушать/прочитать, только потом интерпретировать. Отложить свою реакцию и анализ как минимум на несколько часов (идеально – на сутки, если есть возможность). И в эти несколько часов не жевать кругами негативные мысли, а всерьёз на что-то переключиться. Это поможет снизить риск импульсивных и привычных негативных толкований, плюс, с течением времени любая критика начинает восприниматься менее остро. Так дайте себе это время.

4. Если вас понесло в травму/ранение/негативную интерпретацию, остановитесь и сделайте шаг назад.

Выдохните и возвращайтесь от большего к меньшему: не "я неудачница", а "я сделала что-то не то и по привычке сразу подумала, что я неудачница". Не "всё плохо", а "когда мой результат не 100%, я автоматически думаю, что ВСЁ плохо". Мне очень нравится метафора перемотки кассеты (рискованная для тех, кто младше 1990 г.р., но всё же). Ой, зажевало! Достаём, расправляем плёнку и перематываем на целое, непомятое место. Оттуда можно ещё раз, но более аккуратно.

5. Пробуйте переформулировать для себя так, чтобы было не обидно.

Если такой вариант существует, конечно. Переделайте фразу или замечание так, чтобы оно было сказано по всем правилам правильной критики – дружелюбно, корректно, из позиции "плечом к плечу". Похвалите себя за что-то, если вас ещё не похвалили. Включите то полезное, что вы нашли во входящей критике, но более аккуратно и бережно, чем было там. И используйте как отправную точку именно свою версию, а не изначальную. Если переформулировать не получается, то есть, в принципе невозможно услышать полезное замечание так, чтобы не пораниться – то это тревожный знак. Возможно, в одиночку вам не справиться и нужна помощь специалиста.

Стратегическое.

1. Работа с общепсихической "иммунной системой".

Вы же знаете, что у нашего организма есть целая иммунная система, отвечающая за защиту организма от чужеродного и потенциально опасного материала, на физическом уровне? Ровно такую же штуку нужно в себе отрастить на уровне психики. Постепенно создать систему правил, позволяющих блокировать то, что вредит или не соответствует вашим целям. Но при этом чтобы система могла пропускать внутрь то, что позволит вам расцвести и стать лучше. Чем лучше будет работать этот "психоиммунитет", тем меньше усилий вам придётся тратить на работу с критикой "в моменте". Потому что вы будете знать, что ненужное отпадёт само, а нужное останется, и вы сможете постепенно переварить и интегрировать это нужное на своих условиях и в своём темпе, не опасаясь вреда.

Что нужно делать для того, чтобы эта иммунная система начала развиваться и укрепляться? Постоянно выполнять все пункты из предыдущего списка, который про тактику. Как в спортзале – чтобы накачать мышцы, потребуется сделать много подходов. Когда повторите каждый пункт по 30-50 раз – заметите ощутимую разницу и в скорости реакции, и в её качестве. И когда-нибудь всё это начнёт происходить уже само, без ваших сознательных усилий.

2. Знание своих чувствительных мест, триггеров и факторов, которые на всё это влияют.

Здесь, в общем-то, и не нужно ничего пояснять. Если вам известны эти вещи, то вы можете обучить (вменяемых) окружающих давать вам критику в том виде, в котором вы можете её перенести. Также вы также можете задать некий стандарт критики для себя, который будет учитывать ваши типичные триггеры. Ну, чтобы не пропустить важный фидбек из-за того, что он плохо оформлен и задел ваше привычное. Да и вообще здорово успокаивает, когда понимаешь – тут у меня явно избыточная реакция, потому что А, Б и С, сейчас я подышу и она утихнет.

3. Отделение себя от своих поступков.

В условиях нашей культуры это правило пригодится, наверное, почти всем. Как-то так у нас сложилось, что критиковать без перехода на личности почти никто и не умеет, соответственно, и воспринимать критику без бесплатного бонуса "ты плохой" тоже крайне сложно. Учитесь разделять эти два "трека", даже если автор критики этого не сделал. Вы как человек – отдельно, объект критики (ваше творение, продукт, результат) – отдельно. Если вы в этот раз сделали что-то недостаточно хорошо, то это ничего про вас как человека не значит. Повторяйте себе это, как заклинание.

4. Выращивание внутреннего Доброго Родителя.

Пункт важен не только для тех, у кого мощный Внутренний Критик. Как правило, все корни болезненного отношения к критике растут из каких-то важных жизненных периодов, во время которых вам не хватило более сильной фигуры, которая поддержала бы вас в ваших ошибках, несовершенстве и лаже. По принципу – "бывает, ты всё равно хороший/ая, давай подумаем, что делать дальше и как это обратить тебе на пользу". Создавайте такую фигуру внутри себя, будьте сами к себе добрее, чем другие люди к вам. Если в вашей жизни был такой человек, вызывайте его/её мысленный образ каждый раз, когда вам требуется поддержка, и пытайтесь представить, что бы он вам сказал, если бы был рядом.

5. Психотерапия.

Да-да, любимый совет. Вот здесь развернуто написано, что можно делать в психотерапии людям с разными проблемами из теоретического списка. А уж вы сами сможете решить, надо ли оно вам.