Брендбук полный. Что такое брендбук? Резюме по оформлению брендбука

Брендбук - это документ, в котором собраны и систематизированы все основные принципы и ценности компании, а также заданы основные принципы ее оформления. Важно, что брендбук не состоит только из описания фирменного стиля компании.

Фирменный стиль, как воплощение визуальной концепции бренда - это продукт все-таки вторичный по отношению к таким , как миссия, сущность бренда, видение, ценности компании и т.д.

И дизайнеры об этом часто просто не знают. Что сказывается на качестве их работы. Которая, во-первых, становится оторванной от компании: дизайнерские разработки ведутся без учета базовых принципов и идей, формирующих особенности компании. Во-вторых, на свет появляются брендбуки, состоящие только из картинок. В них нет обоснования для полученных результатов (макетов, шаблонов, схем и т.п.). Такие брендбуки пусты и бессодержательны, потому что ни на чем не основаны и могут подойти любой компании.

Зачем нужен брендбук

Брендбук, созданный правильно - результат долгой работы компании и агентства над разработкой и оформлением платформы бренда и формулировкой основных ценностей и принципов. Брендбук нужен в первую очередь для того, чтобы сама компания осознала, чем она является (и чем она не является).

Именно в брендбуке формулируются и развиваются идеи, которые формируют идентичность и индивидуальность компании. Опираясь на брендбук и используя его, все сотрудники будут одинаково понимать и воссоздавать компанию каждый раз, когда выполняют свои функции или, например, создают что-то из дизайна.

Без брендбука, как без свидетельства о государственной регистрации, компании не существует.

При разработке брендбука активное участие должны принимать все заинтересованные сотрудники компании. Их сопричастность к процессу очень важна. Только так они поймут смысл создания брендбука и его содержание. Только так они почувствуют, что он по-настоящему имеет к ним отношение. Следовательно все, что в нем написано, будет понято, принято и реализовано.

Помимо сотрудников компании, брендбук также нужен тем, кто будет выполнять различные проекты и задачи как подрядчик: дизайнеры, рекламные агентства, производители рекламы, копирайтеры. Им брендбук поможет познакомиться с компанией, понять ее и создать такие сообщения и дизайн, которые будут работать на создание устойчивого образа у целевой аудитории. Также в брендбуке каждый обнаружит ограничения, которые «защитят» компанию от самодеятельности подрядчиков.

Если сформулировать кратко, то брендбук нужен для того, чтобы любой человек, который не знает компанию, мог понять, что она из себя представляет, просто прочитав его.

Брендбук состоит из нескольких основных разделов. Мы опишем их кратко. Однако, если вы хотите узнать больше о каждом из пунктов, я очень рекомендую обратиться к специальной литературе по брендингу.

Платформа бренда

Миссия компании

Описывается видение основного предназначения компании. Для чего по-настоящему компания существует и работает. Классическим примером можно назвать миссию компании Генри Форда (примерно): Предоставление американцам автомобилей по доступной цене.

Легенда

Рассказ о том, как и почему компания возникла. Обычно в этом разделе можно найти повествование о некой истории. Как правило в легенде раскрывается конфликт между прежним положением вещей и желаниями основателя компании, который создает бизнес, чтобы преодолеть имеющиеся противоречия.

Ценности

Описываются ценности компании на нескольких уровнях. Это то, на чем базируется деятельность компании. Клиенты и сотрудники должны разделять их. Можно выделить духовные, социальные, эмоциональные и функциональные ценности.

Ценностное предложение

Основное обещание компании, основанное на ценностях, которые разделяет целевая аудитория. Это то, ради чего по-настоящему клиенты пользуются услугами или товарами бренда.

На изображении показан фрагмент страницы с описанием некоторых элементов платформы бренда компании
4D Development.

Идентичность

Вербальная концепция

В этом разделе описываются правила написания заголовков и текстов. У компании должен быть свой стиль общения, который с примерами раскрывается в этом разделе. Также в нем могут быть описаны основные аргументы и идеи, которые должны как можно чаще использоваться компанией для общения с аудиторией.

Визуальная концепция

Самый объемный и наглядный раздел, с которым у большинства и ассоциируется брендбук. В нем описываются все элементы фирменного стиля:

  • Логотип
  • Шрифтовая гарнитура (шрифты)
  • Фирменная палитра
  • Фирменный паттерн
  • Фотостиль

На изображении - фрагмент страницы брендбука с описанием основных версий логотипа и пояснением, в каких ситуациях уместно использование того или иного варианта логотипа
компании 4D Development.

В брендбуке описываются основные носители фирменного стиля:

  • Визитки
  • Папки
  • Схемы верстки и оформление печатной рекламы
  • Схемы верстки и оформление наружной рекламы
  • Сувенирная продукция
    и прочее.

На изображении - фрагмент страницы брендбука с визуализацией оформления бланка документа компании 4D Development.

В разделе посвященном визуальной концепции могут быть специально описаны все сквозные свойства фирменного стиля. По которым можно сформировать визуальную идентичность бренда. То есть такие особенности подбора цветов, шрифтов, пропорций, которые обязательно должны определяться и воспроизводиться дизайнерами при работе с фирменным стилем компании.

Гайдлайн - инструкция по воспроизведению элементов фирменного стиля. Мало, кто об этом знает, но обычно в брендбуке описывается, чем является бренд. А правила работы с элементами фирменного стиля - это уже часть гайдлайна как технического документа.

Гайдлайн может включаться в состав брендбука в виде дополнительного описания правил работы с логотипами, визитками, вывесками и т.д. Изредка гайдлайн является отдельным самостоятельным документом.

В этом документе (или разделе брендбука) буквально описано:

  • как можно изменять логотип и как его изменять нельзя
  • какие значения цветов в разных системах (RGB, CMYK, Pantone), используются
  • какой дипазон значений кегля для шрифтов в тексте визиток
  • какие отступы принято использовать в различных материалах от крови и между элементами макета
    и так далее.

На изображении - фрагмент страницы брендбука с правилами верного воспроизведения логотипа компании 4D Development.

Бренд предстаёт перед аудиторией по разным коммуникационным каналам. Для фиксации визуальной аутентификации нужно создавать брендбук и строго следовать его правилам.

Иначе, задействованные в маркетинговых проектах дизайнеры и маркетологи неизбежно будут выдавать отличающиеся по дизайну и стилю решения.

У Вас всегда есть возможность обратиться за разработкой брендбука к нашим экспертам. Но как альтернатива, вы можете сделать его самостоятельно. Содержание брендбука можно разделить на 6 разделов.

Раздел №1: Описание Стратегии Бренда

Первым разделом должно быть описание брендинговой стратегии.

Перед тем, как погрузиться в графическую или маркетинговую работу, специалисту нужен соответствующий эмоциональный настрой.

Описание стратегии поможет задать нужную волну для дизайнера.

Достаточно кратко, в нескольких параграфах, опишите главные маркетинговые и стратегические цели.

Раздел №2: Логотип

Вы будете размещать логотип во всех коммуникационных каналах. Поэтому руководство по использованию логотипа — это обязательный раздел брендбука.

Использование Логотипа

Логотип будет использоваться в самых разных размерах. Поэтому у Вас должна быть составлена подробная инструкция по размерам логотипа.

Композиция логотипа с окружающими элементами имеет не меньшее значение. Например, нужно описать допустимые варианты расположения логотипа и слогана относительно друг друга.

Негативное Пространство

Пространство вокруг логотипа, так называемое негативное пространство, является его неотъемлемой частью.

Поэтому, обязательно опишите границы логотипа, включая негативное пространство.

Список Запрещённых Действий

Список запрещённых действий поможет исключить возможные ошибки в работе дизайнеров и иллюстраторов.

Известные мировые марки указывают в своих брендбуках все недопустимые варианты использования логотипа.

Раздел №3: Цветовое Решение

Брендбук обязательно содержит спецификацию по цветам и цветовым комбинациям.

Вы должны показать какие цвета — главные, а какие — второстепенные. Расположение цветов на разных элементах также необходимо для спецификации.

Такое руководство должно быть как для полиграфической, так и для онлайн коммуникации.

Для печатных материалов дизайнеры указывают наименование цветов в Pantone и CMYK. Для вебсайтов и мобильных приложений цвета нужно указывать в системах RGB и HEX.

Раздел №4: Шрифты

Визуальная целостность торговой марки обеспечивается постоянством одного или комбинации шрифтов.

Обратите внимание, что спецификация по шрифту описывает размеры шрифта, высоту строк, межстрочных расстояний, отступов, цвет шрифта, особенности шрифта заголовков и главного текста.

Шрифты для печатной и онлайн коммуникаций могут отличаться. Поэтому, обязательно указывайте шрифты для обоих вариантов.

Раздел №5: Тексты и Тон

Одним из главных составляющих бренда является стиль обращения к аудитории.

Когда коммуникационные материалы создают разные специалисты, искажение выбранного имиджа бренда — неизбежно.

Поэтому, обязательно пропишите стилистику текстов. Например, нужно указывать, как пишутся текстовые материалы — в стиле диалога или обращения.

При чтении текста человек быстро улавливает стандарт копирайта, который также должен быть постоянен. Например, написание чисел должно быть постоянно – “1” или “один”.

Раздел №6: Иллюстрации

Все иллюстрации имеют свою стилистику. Поэтому, брендбук должен включать раздел с описанием правил использования изображений и фотографий.

Обязательные подразделы по использованию иллюстраций — это настроение фотографий, особенный графический стиль, 2D или 3D и цветовая палитра.

Резюме по оформлению брендбука

Мы уверены, если Ваши дизайнеры будут детально работать по каждому разделу, в итоге, Вы обязательно сформируете стиль и целостность Вашего бренда.

Важность разработки единого фирменного стиля находит все больше понимания у предпринимателей. Узнаваемость компании по корпоративной символике, цветам, логотипу приносит реальную прибыль. Чтобы не полагаться на случай, необходимо досконально проработать все описать технику и четко обозначить, когда, где и как его подавать. Для этого вам нужен брендбук. Это своеобразная инструкция по разработке и внедрению корпоративного стиля.

Что такое брендбук

В дословном переводе термин «брендбук» означает книга бренда. в котором отражены основные черты фирменного стиля. Обычно буки издаются в виде печатного каталога. В нем есть информация о самой компании, её миссии, ценностях и идее. Затем в буклете приводятся образцы логотипов, причем они подаются в нескольких вариантах (в разном масштабе, цвете, черно-белом варианте).

Брендбук - это собрание элементов узнаваемого стиля компании с четкими описаниями каждой детали (от логотипа до визитки), с указанием путей продвижения и популяризации фирменной марки. Как правило, компании выпускают очень подробные и красочные издания, некоторые из которых являются образчиками высокого искусства.

Структура книги бренда

Так в вашем буке обязательно должно быть три (условных) раздела:

  • В первом разделе поместите информацию общего характера о самой компании, её ценностях, идее, которую она продвигает. Здесь же нужно упомянуть круг лиц, причастных к разработке корпоративного стиля. Поясните, как те или иные элементы стиля будут выстраиваться при работе с потребителями, партнерами и сотрудниками компании.
  • Вторая часть посвящается основным положениям построения и применения визуального ряда бренда. Прописываются фирменные цвета, элементы, по которым вашу компанию будут идентифицировать (узнавать).
  • В третьем разделе подаются сведения об использовании элементов фирменного стиля на рекламных носителях. Вы четко обозначаете, как именно ваш фирменный стиль должен отражаться в рекламном ролике, на визитках, в наружной рекламе, в Интернете.

Безусловно, создание брендбука - творческий процесс. И его структура в итоге может сильно отличаться от вышеуказанной. Разделы могут четко не просматриваться, на первый, неискушенный взгляд в красочном издании не будет той информации, которую вы ожидаете там увидеть.

Но если вы пристально изучите предложенное руководство по фирменной «идентификации», то увидите, что в его содержании отражены ключевые положения по созданию запоминающегося имиджа компании.

Таким образом, брендбук - это свод форм, методов и средств по разработке и популяризации торговой марки. Это указания по рекламному продвижению. маркетинговой стратегии по привязки клиента (потребителя) к определенному образу. То есть все элементы брендбука направлены на то, чтобы упорядочить и систематизировать технику применения элементов фирменного стиля. Вы при работе с партнерами или клиентами будете уверены, что вас будут узнавать буквально по одной детали.

Конечно, не нужно забывать о качественном наполнении бренда. За красивым фасадом должно находится прочное и надежное здание. Ваш товар должен быть эталоном качества. Иначе все ваши усилия по визуализации марки обернутся тем, что на вашу символику начнут негативно реагировать, связывая её с плохим продуктом или услугами.

О важности логотипа

Разработка брендбука немыслима без должен будет накрепко увязать все элементы фирменного стиля. В общих чертах, логотип - это особое начертание наименования фирмы, часто сопровождаемое неким условным знаком.

Важно ответственно подойти к такому визуальному воплощению вашей компании. Логотип отражает вашу индивидуальность, плохо, если он будет перекликаться по внешнему виду с логотипом другой компании. Вам же не нужна путаница? Да и судебные разбирательства радости не добавят. А они будут, если другая организация решит, что вы воспользовались их фирменной символикой.

При создании логотипа избегайте любых негативных ассоциаций. Лучше отталкиваться от деталей, несущих позитивный заряд. Либо выполняйте логотип в нейтральном ключе.

Обилие нюансов при разработке логотипа потребует от вас недюжинных знаний и талантов. Поэтому лучше доверить это дело профессионалам.

Элементы фирменного стиля

Но образ компании не ограничивается лишь логотипом. Другие элементы также должны быть помещены в ваш брендбук. Фирменный стиль - это ваши визитки, блокноты, календари, конверты, канцелярия, бланки.

Только тогда разработка корпоративного образа считается целостной, когда ваших сотрудников узнают по одинаковым визиткам, выполненным в едином стиле. Когда ваши партнеры и клиенты получают письма на фирменных бланках, в конвертах, украшенных знакомым логотипом. Когда ваши сотрудники используют фирменную канцелярию.

Фирменные папки, диски, флешки, ежедневники и планировщики, даже фирменные брелки - их описания обязательно должны быть в путеводителе по бренду. Из этих малозаметных штрихов складывается имидж вашей организации.

Этапы разработки

Изготовление брендбука - не минутное дело. Только в процессе обсуждения, сведения и утверждения различных позиций рождается действительно четкий, понятный свод правил для продвижения фирменного имиджа.

Не нужно, заказывая путеводитель по бренду, полагаться только на сторонних специалистов. Вы должны самостоятельно провести маркетинговые исследования по позиционированию своей компании.

Выделите основные черты, присущие именно вам. Наделите свою компанию человеческими чертами: доброжелательность, отзывчивость, надежность, радушие. Продумайте, как эти черты будут отражаться в элементах вашего стиля.

Не забудьте о долгосрочном планировании. Представьте, как будут воспринимать ваш бренд потребители. А это уже будет зависеть от того, какую миссию вы заложите в него. Потребители, сотрудники и партнеры должны не просто узнавать вас, а сразу же определять те принципы, которым вы следуете и которые транслируете.

Кто разрабатывает

Если говорить о том, кто именно должен создавать брендбук, то здесь есть два пути.

Вы можете собрать под своим крылом отдел, который будет заниматься вопросами создания и популяризации фирменного стиля. В этом отделе обязательно должны быть аналитики, маркетологи, пиарщики, дизайнеры.

Можно поступить несколько иначе. Аналитическую часть разработать самим. А вот все остальное доверить профессионалам, которые собаку съели на создании путеводителей по бренду. Вы лишь обсуждаете, вносите поправки в брендбук. Образец, полученный на выходе, вы ещё раз тщательно оцениваете и при благоприятном исходе утверждаете.

И в том и другом варианте есть свои плюсы и свои минусы. В первом случае вам необходимо собрать профессионалов, причем не факт, что вы и дальше будете нуждаться в их услугах. Во второй ситуации вам нужно оценить качество услуг сторонних специалистов. Помните, что хороший брендбук стоить дешево не будет.

Внедрение

Красочный альбом не должен стать ещё одним элементом декора в кабинете руководителя. Брендбук - это рабочий инструмент. Он служит для того, чтобы вы планомерно внедряли его положения в жизнь.

При проведении рекламной компании, при заключении долгосрочных партнерских отношений используйте позиции из своей фирменной книги. Сотрудничество будет более эффективным, если вы предоставите свой брендбук (pdf формат) для ознакомления.

Партнерам будет проще разобраться в основных принципах, которые вы заложили в свой имидж. Они будут в курсе, как корректнее использовать ваш логотип, как его изображать в печатных изданиях, в электронных ресурсах, в Интернете. У вас не возникнут недоразумения с выпуском фирменных бланков, визиток, флаеров, буклетов.

Маркетинговая составляющая является важнейшим моментом в обеспечении оптимального функционирования практически любой организации.

Один из важнейших элементов данной сферы – бренд – совокупность определенных положений (логотип, слоган, ценности и другое), которые выявляют позиционирование компании по отношению к клиентам, конкурентам и партнерам.

Для полного понимания рассматриваемой тематики необходимо ознакомиться с основными документами.

В первую очередь следует отметить брендбук (brandbook) – содержит в себе характеристику ценностей и ключевых нюансов бренда, формирующих общую идеологию организации, с указанием возможных вариантов донесения таких аспектов до потребителя. Предназначен для работников фирмы, которые обеспечивают распространение бренда на рынке.

Кроме того, в состав брендбука входят два дополнительных документа .

Гайдлайн (guideline) – паспорт стандартов с технической составляющей, который является вместилищем требований к изображению и отображению многочисленных моментов фирменного стиля на разнообразных типах продукции.

Также стоит отметить катгайд (cutgide) – это техническая документации с правилами создания сложных элементов фирменного стиля (веб-сайты, методики обучения, интерьеры помещения и другое)

Цели и принципы разработки

Точное отражение положений бренда в соответствующих документах позволяют сформировать, продвинуть и распространить конкретные ценности и особенности фирмы без каких-либо искажений или лишних домыслов.

Брендбук содержит в себе все учтенные итоги предшествующих этапов разработки образа компании . Он определяет направления и устанавливает стандарты, в согласовании с которыми и будет протекать дальнейшая деятельность.

При создании документа должны быть соблюдены в первую очередь следующие принципы :

  • положения нужно сформировать так, чтобы они были понятны сотрудникам компании;
  • аспекты обязаны иметь статистическую и исследовательскую основы;
  • чтобы избежать каких-либо «провалов» в процессе распространения бренда, следует отразить и учесть многочисленные нюансы – это уже зависит от конкретного рынка.

Важно, что брендбук является закрытым документом и может быть использован только группой работников, продвигающих его положения для потребителей.

Однако все сотрудники компании должны ознакомиться с аспектами фирменного стиля, так как зачастую каждое лицо организации несет ответственность за поддержание установленного бренда.

Под концепцией продвижения бренда понимают совокупность интегрированных рекламных образов, сценариев, всех разновидностей и способов распространения конкретной информации.

В данном случае именно брендбук является первоочередным документом, в соответствии с которым проводится весь процесс.

Важно, что без такой деятельности крупные компании не смогут эффективно конкурировать на рынке. Бренд должен быть. Кроме того, со временем он должен подвергаться обязательным изменениям, которые актуализируют его по анализу современных требований.

Виды

Существует довольно большое количество различных классификаций бренда . Причем они могут быть направлены на формирование стиля не только какой-то категории продукции или компании, но также на отдельное лицо, конкретный товар, территорию или даже страну.

Одна из самых распространенных типологий разработана американскими учеными:

  1. Бренд с расширением . Его цель заключается в формировании дополнительного ассортимента продукции и привлечении новых потребителей.
  2. Зонтичный . Создается для выпуска товара из различных категорий под единым именем.
  3. Лайн-бренд . Суть основывается на распространении нового товара, который лишь слегка изменился по сравнению с уже имеющимся. Используется фирмами с уже раскрученным брендом.
  4. Товарный бренд . Стандартный вариант, когда создается новый бренд для каждого вида продукции.

Первые три разновидности являются некоторыми дополнениями к раскрученному бренду. Это значительно экономит ресурсы компании. Что касается последнего, то он является одним из самых эффективных, но также считается самым затратным.

Как уже было рассмотрено, гайдлан устанавливает требования к визуальной идентификации бренда, определяет правила использования некоторых элементов фирменного стиля, а также конкретизирует единство отображения ключевых моментов идентификации с учетом стилистических и цветовых аспектов.

Визуальная составляющая в первую очередь является обязательной для узнавания продукции компании на рынке. Гайдлан обеспечивает это через утверждение положений к использованию логотипа, а также через выявление основных правил к дресскоду представителей бренда и точек продаж.

По сути, он обеспечивает защиту от субъективного восприятия торговой марки заинтересованными лицами.

Структура и составляющие бренд бука и фирменного стиля

При составлении брендбука разработчик руководствуется определенной структурой документа . В соответствии с основополагающими аспектами оформления выделяют следующие необходимые аспекты :

  1. Логобук . Как очевидно из , в этой категории содержится информация о логотипе – создание, правила применения и другие важные моменты.
  2. Фирменные цвета и шрифты . В разделе отражены сведения об используемых фирменных цветах и шрифтах. В большинство случаев указывается несколько возможных вариантов – они употребляются в деловой документации и на фирменных носителях.
  3. Деловая документация . Отражает требования к оформлению и составлению деловой документации (визитки, конверты, приказы, заявления и другое).
  4. Полиграфическая продукция . Описываются правила построения фирменных элементов на носителях с учетом принципов размещения заголовков, текста, изображений и других элементов.
  5. Рекламные и POS-материалы . Стоит помнить, что брендбук представляет собой совокупность правил фирменного стиля. При этом разработанные и отраженные в документе положения рекламных носителей не корректируются текущей рекламной политикой или содержанием коммуникации. Поэтому в данной категории отражены лишь руководства к верстке и составлению соответствующих макетов: принципы размещения логотипа, заголовков, текста и изображений.
  6. Электронные носители . Раздел отражает информацию о требованиях к , шаблону презентаций, а также правила оформления официального веб-сайта. Кроме того, может содержать данные о верстке и оформлении баннеров.
  7. Представительская продукция . Выявляет сведения для правильного брендирования фирменных носителей: ручка, книга, блокнот, календарь и другое.
  8. Сувенирная продукция . В данном случае содержание категории зависит лишь от фантазии разработчика и потребностей клиента. В большинстве случаев в качестве фирменных сувениров используют кружки, футболки, пакеты, мягкие игрушки и иные приятные мелочи.

Дополнительный раздел

Полная структура брендбука зависит от многочисленных факторов – в первую очередь играет роль отрасль, в который ведет свою деятельность фирма.

Примеры

Брендбук на самом деле может иметь строгую структуру, но оформление во многом зависит как от компании, которая формирует основные положения фирменного стиля, так и от компании, которая будет распространять бренд.

К примеру, в документах Apple фигурирует достаточно строгий формат, не терпящий каких-либо отклонений в сторону творческих изысков.

В качестве противоположности можно выделить брендбук Skype.

По большей части его суть направлена на формирование точного адекватного представления именно элементов, визуализирующих общение. В остальных же аспектах присутствует некоторая свобода выражения.

Также стоит отметить брендбук компании Intel, обладающий отличными иллюстративными материалами к каждому отдельному элементу.

Как видно, документ может быть составлен в произвольной форме, но в то же время является важным соблюдение основных принципов построения бренда.

Отличия брендбука и фирменного стиля

При определении отличий между брендбуком и фирменным стилем основное внимание акцентируется на целевой аудитории .

Стиль составляется для клиентов компании. Он ориентирован на потребителей – все его составляющие формируются с целью привлечь внимание потенциального покупателя.

Построение подобных положений — достаточно сложный процесс, поэтому для обеспечения его оптимального функционирования необходимо следовать всем предписанным аспектам брендбука. Он позволяет значительно упростить деятельность по созданию образа организации.

В итоге можно сказать, что брендбук является закрытым документом и разрабатывается для корпоративного пользования определенной группой лиц. Что касается фирменного стиля, то он направлен на внешнюю сферу – для формирования спроса на целевую продукцию.

Стоимость

При рассмотрении стоимости брендбука нельзя назвать каких-либо конкретных и точных цифр. Это обуславливается наличием многочисленных факторов, которые влияют на конечную цену:

  • вид создаваемого бренда;
  • характеристика компании;
  • возможные конкуренты;
  • региональное расположение;
  • целевая аудитория;
  • основные показатели бренда.

В целом, для средней компании стоимость колеблется у отметки в 200 тысяч рублей. Что касается крупных фирм, то у них зачастую цифры идут на миллионы рублей.

Поэтому формирование бренда считается очень сложной задачей, ведь в случае провала последствия могут стать катастрофическими.

Все про процесс согласования брендбука представлено на данном видео.

Ни для кого не стоит вопрос о том, зачем предприятию устав, должностные инструкции, документы по технике безопасности. Всё это обеспечивает качество работы каждого отдельного сотрудника. Но что насчет слаженности? Компания - это единый механизм, и каждая его часть должна понимать, как и для чего он работает. Четкое представление о позиционировании компании и ее миссии должно быть у каждого работника. Удобней всего изложить его в таком же формате, как и перечисленные выше документы, поэтому создается брендбук. Давайте разберемся, что такое брендбук и из чего он состоит.

Зачем нужен бренд

Существует много путаницы вокруг понятия «брендинг». Десятилетия назад он был определен как имя, слоган, знак, символ или дизайн либо комбинация этих элементов, которые идентифицируют продукты или услуги компании. Бренд определялся только внешними признаками, которые отличают товар от конкурентов. Сегодня бренд немного сложнее и важнее, ведь современный бизнес зависит от маркетинга.

Итак, бренд - это первая мысль потребителя, когда он слышит или думает о вашей компании или ваших товарах. Задания, которые выполняет хороший бренд:

  • подтверждает ваш авторитет;
  • эмоционально связывает вашу компанию с потребителями;
  • мотивирует к покупке;
  • создает лояльность покупателей.

Процесс создания бренда называется брендингом (с англ. branding). Он является фундаментом маркетинговых коммуникаций, ведь служит руководством для понимания бизнес-целей. Это позволяет скорректировать маркетинговый план с целями компании и разработать всеобъемлющую стратегию.

Известный бренд не только привлекает постоянных клиентов, но и создает постоянных сотрудников. Он дает им что-то, чему можно верить. Это помогает им понять цель организации или бизнеса.

Брендбук, гайдлайн и катгайд

Информация о бренде не сможет сразу дойти до потребителей - прежде ее должны усвоить ваши сотрудники. Для этой цели создаются три документа: брендбук, гайдлайн и катгайд. Иногда их объединяют в один, если компания маленькая.

Брендбук (с англ. brand book) - это книга, в которой описана философия компании. Ее миссия, ценности, фирменный стиль, сообщение для потребителей, целевая аудитория. Иными словами, это справочный инструмент, который помогает поддерживать согласованность среди сотрудников, ведь каждый должен понимать, как компания позиционирует себя на рынке.

Гайдлайн (с англ. guideline) - это свод правил по использованию фирменных атрибутов компании. Сюда относятся логотипы, шрифты, основные цвета, способы размещения знаков компании на разных носителях. Раньше гайдлайн входил в состав брендбука, но позже его выделили как отдельный документ.

Катгайд (с англ. cut guide) в широком смысле - это подробная инструкция определённого процесса. В брендинге катлайны бывают самые разные: от создания сайта фирмы до выкладки товаров в супермаркетах.

Среди этих документов главным остается брендбук компании. Рассмотрим его подробнее.

Кто его делает

В идеале брендбук, как и гайдлайн, должен разрабатываться опытным графическим дизайнером или маркетинговым агентством. Бывает, что у компании уже есть логотип, хотя нет брендбука. Лучшим решением было бы сделать наоборот, но если так случилось, пути назад практически нет. Ведь логотип - это лицо компании, и его радикальная смена может повредить продажам. Вы можете нанять дизайнера (предпочтительно того же самого, кто создал ваш логотип), чтобы разработать брендбук.

Действительно, важно тратить время и деньги на разработку брендбука, поскольку битва за клиентов усиливается изо дня в день, и ничто не удержит их лучше, чем сильный бренд.

Разработка брендбука

Этот документ состоит из нескольких частей: основной, визуальной (вместо которой может идти отдельный гайдлайн) и коммуникационной. Рассмотрим подробно, что входит в брендбук.

Основы

Создание брендбука начинается с основы. В первой части должно быть описание вашей компании в целом. Если вы используете бренд вместе с франшизой или мультиблоком, эти рекомендации имеют решающее значение, ведь вы связаны с другими компаниями и отвечаете за них так же, как они за вас.

Включает такие атрибуты бренда:

  • Полное название компании.
  • Основную цель, миссию и ценности компании.
  • Бренд: его характеристики и позиционирование.
  • Типы предприятий, с которыми вы хотите работать (если вы собираетесь представлять брендбук другим компаниям. Будьте осторожны, ведь эти сведения не должны попасть в руки конкурентов).
  • Целевая аудитория, портрет вашего клиента.
  • Описание вашей ценовой политики.

Коммуникации

Сюда входят все элементы маркетинговых коммуникаций, которые вы используете для продвижения своей продукции. Их список может варьироваться для разных компаний в зависимости от маркетинговой стратегии. Например, вы можете создать такой брендбук, что включает следующие коммуникации:

  • Основной месседж вашей компании, который должен быть донесен до клиентов.
  • Слоган.
  • Образы, которые нужно использовать в рекламе.
  • Руководство по мерчендайзингу.
  • Типы коммуникационных сообщений, которые вы хотите донести.
  • Стиль копирайтинга (так называемый tone of voice - то, в каком ключе и какими интонациями вы хотите доносить информацию до потребителя. Для банка это будет официальный тон и надежность в каждом слове, для новой линейки детских товаров - дружелюбие, забота и глубокое понимание проблем молодых родителей).
  • Внутренняя коммуникационная концепция (то, что вы хотите донести до своих сотрудников. Правильно составленная концепция будет повышать корпоративный дух и стимулировать сотрудников работать не только ради зарплаты, но и из любви и уважения к вашему бренду).
  • Инструкции, как должны выглядеть профили компании в социальных сетях.
  • Предпочтительные каналы коммуникации.

Визуальная составляющая

Как уже говорилось, эта часть может быть оформлена и как отдельный гайдлайн, и как визуальная составляющая бренда. Основные элементы:

  • логотип, этот пункт часто включает не только подробное техническое описание картинки, которая стала вашим лого, но и примеры ошибок;
  • цвета компании;
  • вывеска ваших магазинов;
  • дизайн упаковок товаров;
  • макет сайта;
  • дополнительные носители бренда вашей компании: от разнообразных ручек, блокнотов и пакетов до рекламы на ваших грузовиках и автомобилях;
  • дизайн печатных рекламных материалов (флаеров, биллбордов, визиток, брошюр и т.д.).

Как он будет выглядеть

Ваш готовый брендбук должен быть удобным для пользователя. Предпочтительно это будет PDF-документ, который можно будет отправить нужным лицам: поставщикам, партнерам, посредникам. Также обязательно должна быть печатная версия, которую можно в любой момент эффектно представить на встрече. Разумеется, эта книга должна быть цветной, содержать схемы, графики и картинки, которые облегчают восприятие.

Некоторые компании включают свои брендовые рекомендации в свой веб-сайт. Это не полный брендбук, а чаще всего миссия, общие цели компании и позиционирование.

Как использовать брендбук

Брендбук делается для сотрудников, поэтому у каждого в компании должен быть доступ к нему. Это полезно не только для отдела маркетинга, который напрямую работает с имиджем и брендом, но и для всех остальных. Топ-менеджеры должны опираться на ценности компании, принимая важные управленческие решения. А обычные сотрудники должны хорошо понимать, для чего они работают. Это повышает качество и слаженность работы, а также формирует корпоративную культуру.

При продвижении вашего бренда вам часто приходится нанимать третьих лиц (то есть рекламодателей, дизайнеров, фотографов, верстальщиков и т.д.). Но есть большая вероятность, что наемные сотрудники не полностью понимают ваш бренд. Встречаясь с ними, чтобы обсудить ваши цели, предоставьте им копию вашего brand book. Так они будут лучше подготовлены к созданию инструментов по продвижению ваших товаров.

Что происходит, когда вы не предоставляете своим поставщикам рекомендации по вашему бренду:

  • несогласованные, неправильно закодированные сообщения, которые приводят к плохим продажам;
  • неправильное использование вашего логотипа и подписи;
  • неправильное использование цветов, шрифтов и других элементов дизайна;
  • создание мотивов коммуникаций, которые не подходят для целевой аудитории;
  • ошибка в цветовой гамме может сделать ваше лого похожим на лого конкурентов;
  • изменение позиционирования вашей компании, которое может привести к большим проблемам и потере клиентов.

Брендбуки известных компаний

Ниже представлены бренды, известные каждому. Они не стали такими в одночасье - над каждым трудилась команда маркетологов и дизайнеров. Рассмотрим выдержки из брендбуков двух компаний сотовой связи. Благодаря этим наглядным примерам вам будет понятней, что такое брендбук настоящей компании.

Итак, начнем. Компания «МТС» и ее брендбук. Что такое бренд «МТС» и как он себя позиционирует, указано в первом же пункте. Текст и картинка отлично работают вместе, создавая образ триумфатора.

В этот брендбук входит и техническое руководство по стилю. На фото практика, которая уже упоминалась выше: примеры неправильных логотипов.

Компания «Билайн». На фото изображена полиграфия, то есть печатные материалы бренда, которые будут распространены среди потенциальных потребителей.

А тут изображена сувенирная продукция бренда.