Структура сознания. Уровни сознания (чувственно-эмоциональный, интуитивно-волевой, рационально-дискурсивный). Сознание и самосознание. Уровни сознания по хокинсу или где вы сейчас и к чему это ведет

Структуру сознания можно представить как определенную систему уровней и проекций (систему взаимосвязей его элементов по вертикали и горизонтали).

Выделяют следующие уровни сознания :

1. Чувственно-эмоциональный уровень (связан с непосредственным отражением внешней действительности в форме ощущений, представлений и восприятий). Его основные характеристики: конкретность (чувственный опыт всегда индивидуализирован) и реактивность (то есть он строится как обратная реакция на воздействие внешней среды).

2. Абстрактно-дискурсивный уровень . Здесь фиксируются те свойства и характеристики действительности, которые не даны в непосредственном ее восприятии, но являются результатом последующих логических операций (они представлены в форме понятий, суждений и умозаключений). Этому уровню максимально присущи осознанность и рефлексивность.

3. Интуитивно-волевой уровень (обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания; характеризует опыт самосознания, в котором осуществляется индивидуальное понимание и интерпретация культурно-исторических истин и ценностей). На данном уровне особая роль отводится воле как способности сознания направлять поведение человека.

Все уровни сознания функционально и генетически взаимозависимы и существуют как единая целостность, что указывает на системную организацию сознания.

Основные проекции сознания:

1. Когнитивная – описывает механизмы воспроизведения и познания свойств действительности. Отвечает на вопрос: что и как я знаю.

2. Аксиологическая – конкретизирует иерархию ценностных ориентаций. Отвечает на вопрос: зачем и во имя чего я существую.

3.Регулятивная – выявляет связанные с поведением и деятельностью человека стороны сознания. Отвечает на вопрос: как и посредством чего организуется моя деятельность.

Основные характеристики сознания:

* идеальность – способность к мысленному воспроизведению той или иной вещи; образам сознания нельзя приписать привычные характеристики материальных предметов – массу, объем, пространственно-временные параметры;

* вторичность и предметность (в образах сознания фиксируются свойства и отношения предметов);

* связь с языком (сознание носит понятийный, обобщенный характер, его содержание может быть объективировано в слове);

* абстрактно-логическое мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии);

* самосознание (возможность выделения себя из внешней среды).

В обыденном мышлении с самосознанием отождествляется память о себе. В психологии самосознание соотносится с умением человека анализировать свой внутренний мир, переживания и чувства. В философии акт самосознания – это акт, когда сознание может прояснить свое содержание и структуру. Причем под самосознанием понимается не просто знание содержания сознания, но одновременно знание о том, что это содержание связано с какими-то событиями, происходящими вовне. Обращенность сознания к самому себе называют рефлексией . Рефлексия – это вторичная позиция сознания. Первичной же является дорефлексивное состояние – непосредственная направленность сознания на свой объект. Проблема самосознания была наиболее полно разработана в немецкой классической философии, главный тезис которой: сознания нет без самосознания.

Самосознание – это высшее выражение сознания у человека как у члена общества. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание развивается в процессе формирования человека как личности (ребенок еще не выделяет себя как особое «Я», не противопоставляет себя внешнему миру). Оно проявляется в самоконтроле, самосовершенствовании личности, ответственности в социальных действиях, самокритичности. Самосознание является условием личностной самоидентификации и самоопределения.

Итак, сознание – это одно из основных понятий в философии, социологии, психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

[Подробнее почерпнуть информацию по ряду важнейших вопросов данной темы можно, используя следующие источники: Философия: учеб. пособие / под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с.; Введение в философию / под. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 2003. – 500 с.].

Темы рефератов

1. Сравнительный анализ психики животных и сознания человека.

2. Опыт трансперсональной психологии в исследовании проблемы бессознательного. За пределами мозга. (С. Гроф).

3. Сознание и самосознание в структуре человеческого поведения и деятельности.

4. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства.

5. Феномен идеологии в современной философии и культуре.

6. Проблема манипулирования сознанием: социально-философский анализ.

Основная литература

1. Введение в философию: учеб. / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 2003. – 500 с.

2. Философия: учеб. пособие / под общ. ред. Ю. А. Харина. – Мн., 1993. – 275 с.

3. Философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. – 576 с.

4. Основы современной философии / под. ред. М. Н. Росенко. – СПб., 1999. – 235 с.

5. Философия: учеб пособие для вузов / под ред. Я. С. Яскевич,– Минск: «РИВШ», 2006. – 624 с.

6. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2001. – 512 с.

Дополнительная литература

1. Дельгадо, Х. Сознание и мозг / Х. Дельгадо. – М., 1972.

2. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М., 1972.

3. Концепции современного естествознания. – Ростов н/Д., 1999.

4. Леонтьев, В. Деятельность, сознание, личность / В. М. Леонтьев. – М., 1975.

5. Бородай, Ю. М. От фантазии к реальности / Ю. М. Бородай. – М., 1995.

6. Мамардашвили, М.К., Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. – М., 1999.

7. Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.

8. Михайлов, Ф. Т. Сознание и самосознание / Ф.Т. Михайлов. – М., 1991.

9. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. – М., 1994.

Словарь основных терминов

Бессознательное – 1) действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе и т. п.); 2) активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а потому и сами в данный момент не осознаваемые (подсознательное); 3) обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе влечения, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

Вербальный – оформленный в слове.

Идеальное – это отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли (образ действительности в сознании).

Идеология – социально-ориентированный теоретический компонент общественного сознания; совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении общественных отношений.

Интеллект – относительно устойчивая система умственных способностей человека, ориентированная на решение познавательных задач и его адаптацию к жизненным условиям.

Искусственный интеллект – это совокупность функциональных возможностей кибернетических систем решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека.

Онотогенез – (от греч. on, ontos – сущее и genesis – развитие) – индивидуальное развитие живого организма, охватывающее все изменения, происходящие с ним от момента рождения до окончания жизни.

Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в процессе взаимодействия в своих изменениях особенности других систем.

Общественная психология – образование, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как чувственно-практическое отражение и переживание ими социального бытия.

Психика – форма отражения, связанная со способностью живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах, безусловных рефлексах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных рефлексов).

Речь – процесс использования языка с целью усвоения и передачи социально значимой информации, обмена мыслями.

Самосознание – возможность выделения себя из внешней среды; осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям.

Подсознательный уровень

Подсознание так называют из-за того, что этим понятием обозначаются процессы, которые лежат ниже или глубже нашей осознаваемой реальности. Если разобраться, то мы осознаем совсем небольшую часть происходящих с нами событий. Даже глядя на прекрасное творение какого-нибудь художественного гения, мы не анализируем процесс созерцания, мы просто созерцаем. И впитывать всю красоту картины нам позволяют наши неконтролируемые подсознательные процессы. Другими словами, мы чувствуем. Как выразился однажды поэт, мы чувствуем, поэтому мы люди.

Музыка тоже воздействует на наше подсознание, уверяю вас, как композитор со стажем. Если правильно слушать музыку, то она становится исцеляющей, объединяя наши уровни сознания вокруг процесса слушания. Музыку с древних времен почитают как божественное послание, наделяя ее магическими и мистическими свойствами. В современном мире она не потеряла своего значения, а приобрела еще больший смысл и научную основу. Ведь моя первая диссертация была посвящена именно музыкотерапии, в которой я доказываю, что если правильно создавать музыку, то она становится исцеляющей.

Однажды после концерта ко мне подошла женщина с десятилетней дочкой. Но выяснилось, что это дочка привела маму, чтобы та поблагодарила меня за мою музыку. Оказалось, что за три месяца девочка из отстающей ученицы превратилась в отличницу, закрыв все свои недочеты и догнав одноклассников по всем предметам. А случилось вот что. Девочка училась вообще-то хорошо, но постепенно стала чувствовать усталость, как только садилась за выполнение домашнего задания. Она его недоделывала, оставляла на потом и вскоре начала отставать от программы. Так месяц за месяцем накопилось много недочетов, а самочувствие ученицы становилось хуже. Однажды мама зашла в магазин музыки и увидела диск с моим альбомом «Энергия мысли». Она просто решила купить этот диск, не задумываясь, просто ей захотелось это сделать. Но, придя домой, она даже не распаковала диск, положив его на полку.

Дочь случайно обнаружила диск, придя из школы, и захотела послушать эту музыку. Так как ей нужно было выполнять домашнее задание, она решила совместить два процесса и, оставив звучать негромко музыку, приступила к своей работе. Через несколько минут девочка почувствовала, что ее задание выполняется как-то быстрее и легче. Она поступила так и на следующий день, и в течение всей учебной недели. Постепенно ее успеваемость стала повышаться, она догнала своих одноклассников в учебе и даже стала обгонять отличников. Мама была в замешательстве, не зная, что и думать, ведь уже казалось, что ситуация безнадежна. Как же она была удивлена, когда узнала, что дочери помогла музыка.

И не стоит в этой истории искать какую-то магию, все объясняется работой подсознания. Музыка настроила определенным образом мозг девочки на продуктивную познавательную работу, что отразилось на качестве ее учебы. Были пробуждены определенные ресурсы, которые позволили ученице быть эффективной. Конечно, не только музыка может быть таким стимулятором. Множество способов нам подсказывают Матрицы Жизни, о чем мы подробно будем рассуждать чуть ниже.

Подсознательные процессы имеют определенную долю автоматизма, что позволяет нам не тратить свое время и внимание на контроль над этими процессами. Получая новый навык, например вождения автомобиля, мы тратим много усилий в самом начале, намного меньше к концу обучения и вскоре перестаем тратить силы и вовсе. Водители с твердым навыком могут вести автомобиль совершенно расслабленно. Ведь основной контроль над процессом вождения осуществляется из подсознания, как это ни покажется странно. Диапазон контроля, благодаря способностям подсознания, у нас очень широк, начиная с приема пищи, когда мы не следим за ложкой или вилкой, направляя пищу в рот. И вплоть до мыслительных процессов, когда мы делаем очень сложные вычисления автоматически, включая и процесс чтения.

Обладанием всеми этими способностями мы обязаны нашему подсознанию, которое имеет свойство программироваться, и этим процессом мы можем позитивно управлять. Об этом мы поговорим в специальной главе.

Сознательный уровень

Как я уже упоминал, сознательный уровень отвечает за очень небольшой спектр операций в процессах нашей с вами жизни. Отличительная особенность сознания в том, что его нельзя запрограммировать. Все, что происходит на сознательном уровне, можно отнести к процессам мышления: постановка задачи, формулирование цели, выбор способа достижения и т. д. Если с этой точки зрения оценить своих знакомых, то сознательных людей окажется не так уж и много, я проводил исследования в тренинговых группах. Большую часть времени люди живут, следуя неким автоматизмам или программам, когда не то чтобы они не хотят осознавать свои действия, а этого порой и не требуется делать. Идя на работу, нам не нужно контролировать себя, мы можем мысленно быть как бы в другом месте. Набирать текст мы можем даже несмотря на клавиатуру, считать и писать, а также разговаривать и нажимать кнопки, все это мы проделываем без особых сознательных усилий.

Так как этот уровень не представляет для нас интереса в плане раскрытия темы программирования, мы, упомянув о нем, перейдем непосредственно к подсознанию. Однако наш сознательный уровень будет участвовать в том, чтобы мы могли четче понимать, как извлечь наибольшую пользу из своих скрытых потенциальных возможностей.

Известный исследователь сознания Дэвид Хокинс, с помощью прикладной кинезиологии, вывел карту сознания. Согласно этой карте, человеческое сознание поделено на уровни, каждому из которых соответствует доминирующая эмоция и восприятие жизни, а также доступно определенное количество энергии.

Чем выше по шкале мы поднимаемся, тем соответственно, количество жизненной энергии увеличивается, и восприятие жизни меняется в лучшую сторону, чем ниже - ниже наша энергия и эмоции более негативные. Значения на карте не арифметические, а логарифмические, это означает, что каждый энергетический уровень увеличивается в геометрической прогрессии. Сэр Дэвид Хокинс известен как врач-психиатр, писатель, преподаватель и исследователь, духовный учитель. Доктор Хокинс искал способ восстановить связь человека с высшей реальностью , с высшим уровнем сознания.

И нашел его в прикладной кинезиологии, которая подтверждает наличие связи мышечного тонуса и состояния внутренних органов, а также душевного самочувствия человека. Рассматривая сознание как единое информационное (энергетическое) поле, посредством которого можно познать Истину, Дэвид Хокинс противопоставлял ему человеческий ум, который не способен отличить истинное от ложного.

Карта сознания Дэвида Хокинса

Чтобы получить доступ к сознанию, он предложил использовать несложный кинезиологический мышечный тест, который определяет истинность или ложность утверждения в зависимости от мышечного тонуса.

Мышцы тела мгновенно ослабевают в отсутствии Истины или становятся сильными в ее присутствии.

С помощью этого моста между разумом и телом, между воплощенным и не воплощенным, можно получить ответ «да» или «нет» практически на любой вопрос.

«С помощью этого простого инструмента можно объяснить и документировать точную природу всего во Вселенной, в любой момент времени. Все, что существует или существовало, без исключения, излучает частоту и вибрации, как постоянный след в безличностном поле сознания, и информацию можно получить с помощью мышечного теста через самосознание». (из книги Д. Хокинса «Сила и Насилие»)

Карта сознания по Д. Хокинсу

Исследования Дэвида Хокинса привели к созданию системы калибровки человеческого сознания. Определить уровень сознания Хокинс предлагает с помощью все того же мышечного теста. Используя его, он откалибровал уровни истинности многих явления нашей жизни.

Уровни сознания по Хокинсу: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие, интеллект, любовь, радость, мир, просветление.

В каждый момент жизни есть преобладающее «нормальное» состояние.

Переход с низкого уровня на более высокий сопровождается значительной переменой в жизни.

Исследования Дэвида Хокинса привели к созданию системы калибровки человеческого сознания.

Калибровка сознания по Д. Хокинсу

Позор (shame) – один шаг до смерти. Уровень суицида или серийных убийц. Другими словами – это ненависть, направленная на себя.

Вина (guilt) – на уровень выше позора, но могут быть мысли о самоубийстве. Человек думает о себе как о грешнике и не может простить себе прошлые поступки.

Апатия (apathy) – человек испытывает безнадёжность или мучает себя. Полная убеждённость в своей беспомощности. Многие бездомные застряли на этом уровне.

Горе (grief) – уровень бесконечной грусти и потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека. Депрессия. Всё же выше чем апатия, т.к. человек начинает избавляться от оцепенения.

Страх (fear) – мир кажется опасным и ненадёжным. Человеку нужна помощь, иначе он надолго останется в ловушке, например в такой, как «подавляющие» взаимоотношения.

Желание (desire) – это уровень стремления, вредных привычек и страсти – к деньгам, одобрению, силе, славе. Это уровень курения, алкоголя и наркотиков. Потребление. Материализм.

Гнев (anger) – уровень разочарований, часто из-за невозможности исполнить желания, рождённые на предыдущем уровне. Этот уровень может подстегнуть человека к действию на высших уровнях, или заставить захлебнуться в ненависти. В «подавляющих» взаимоотношениях можно часто увидеть пару: одного переполняет гнев, другого – страх.

Гордость (pride) – первый уровень, когда человек начинает чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство.

Оно зависит от внешней среды (деньги, престиж) и поэтому оно уязвимо. Гордость может привести к национализму, расизму и религиозным войнам.

Уровень иррационального самоотречения и самообороны. Религиозные фундаменталисты тоже принадлежат к этому уровню. Человек становится настолько привязан к своей вере, что любую атаку на твою картину мира воспринимаешь как атаку на себя.

Храбрость (courage) – первый уровень настоящий силы.

Здесь человек начинает видеть, что жизнь полна испытаний, она захватывает, и совсем не подавляет. Появляется намёк на интерес к личному развитию, хотя на этом уровне человек называет его продвижением, карьерой, образованием. Человек начинает видеть своё будущее, как рост относительно прошлого, а не просто как его продолжение.

Нейтралитет (neutrality) – его можно описать фразой «позволь себе быть собой, а другим быть другими» .

Гибкая, расслабленная и необременённая жизнь. Не надо что-то кому-то доказывать. Множество людей, работающих на себя, находятся на этом уровне. Очень комфортное место. Это уровень удовлетворённости и лени. Человек заботится о своих нуждах, но не напрягается.

Готовность (willingness) – когда человек чувствует себя безопасно и комфортно, он начинает использовать свою энергию более эффективно.

Просто сводить концы с концами не кажется больше хорошей идеей. Он обращает внимание на то, чтобы работать хорошо, возможно даже показывать свои лучшие результаты. Появляются мысли о тайм-менеджменте, продуктивности и самоорганизации, понятиях, которые не были настолько важными на уровне нейтралитета.

Это – уровень развития воли и дисциплины.

Такие люди – «солдаты» нашего общества; они делают свою работу и особо не жалуются. Это уровень, где сознание становится более организованным и дисциплинированным.

Принятие (acceptance) – теперь происходит мощный сдвиг, и человек пробуждается для возможностей активной жизни.

Это уровень постановки и достижения целей. Человек начинает принимать (брать на себя) ответственность за свою роль в этом мире. Если что-то в жизни не в порядке (карьера, здоровье, отношения), он определяет желаемое состояние и достигает его.

Человек начинает более чётко видеть полную картину своей жизни. Этот уровень побуждает многих людей сменить карьеру, начать новый бизнес.

Интеллект (reason) – на этом уровне человек преодолевает эмоциональные аспекты низших уровней и начинает мыслить ясно и рационально.

Хокинс определяет его как уровень медицины и науки. Когда человек достигает этого уровня, у него появляются способности использования способностей разума на полную мощь.

Теперь у него есть дисциплина и активность, чтобы полностью проявить свои врождённые способности. Человек достигает точки, где говорит «Отлично. Я могу сделать всё это, и я знаю, что должен найти этому правильное применение. Так как же лучше использовать мои таланты?». В своём пределе это уровень Эйнштейна и Фрейда.

Любовь (love) – мне не нравится здесь ярлык Хокинса «любовь», потому что это не эмоция любви.

Это безусловная любовь, постоянное понимание своей связи со всем, что существует. Подумай о сострадании! На уровне интеллекта, твоя жизнь работает для головы.

Но в итоге это оказывается тупиком, ты попадаешь в ловушку, где интеллекта становится слишком много. Ты видишь, что тебе нужен более широкий контекст, чем просто думать ради себя. На уровне любви твоя голова и все другие таланты начинает работать на сердце (не на эмоции, но на большее чувство добра и зла – на твоё сознание).

Это уровень пробуждения для своего истинного предназначения. Твои мотивы на этом уровне чисты и не испорчены страстями твоего эго. Это уровень пожизненного служения человечеству. На этом уровне ты начинаешь руководствоваться силами, большими, чем ты сам. Это чувство освобождения. Интуиция становится чрезвычайно мощной. Хокинс утверждает, что этого уровня достигает лишь 1 из 250 человек за свою жизнь.

Радость (joy) – чувство проникающего и непоколебимого счастья.

Eckhart Tolle рассказывает о нём в своей лекции The Power of Now. Это – уровень продвинутых духовных учителей. На этом уровне ты будешь чувствовать себя потрясающе, просто находясь среди людей.

Здесь жизнь полностью управляется интуицией и совпадениями. Больше нет нужды в целях и детальных планах – твоё расширенное сознание позволяет оперировать более высокими понятиями. События, близкие к смерти, могут временно поднять тебя на этот уровень.

Мир (peace) – полная трансцендентность. Хокинс уверяет, что этого уровня достигает один из 10 миллионов.

Просветление (enlightenment) – высший уровень человеческого сознания, где человечество сочетается с божественностью.

Иерархию уровней человеческого сознания описал Дэвид Хокинс в своей книге «Сила против Насилия» (Power vs. Force). В своей концепции автор опирается на гипотезы Р. Шелдрейка о существовании «морфогенетических полей» и голографическую модель работы мозга К. Прибрама.

Предложенная Хокинсом шкала измерения осознанности, имеет диапазон от 0 до 1000 условных значений активности энергетических полей, генерируемых сознанием.

Каждому из 17 уровней сознания соответствуют разнообразные психические состояния и определенный уровень активности энергетических полей. Даётся важное примечание о том, что цифры представляют не арифметическую прогрессию, а логарифм с основанием 10.

1 обозначает существование как таковое (бактерии), а 1000 – высший уровень развития сознания в физическом теле (Иисус, Будда, Кришна). Большинство же людей едва достигают уровня Истины (200).

Хокинс определяет пограничную черту (условный показатель = 200), ниже которой основными целями человека являются выживание, проявление своих животных инстинктов, а выше нее – нарастает стремление к гармонии, позитивизму, постепенно приобретает значимость благополучие других людей.

Посредством этой схемы объясняется взаимозависимость уровня сознания и количества силы, жизненной энергии, которой обладает человек – чем выше его созидательность и позитивизм, тем выше потенциал энергетических полей, которые он генерирует.

В концепциях предложенных Д. Хокинсом и О. Орисом психика личности описывается как сложная динамика разноуровневых процессов. Ход эволюции по шкале происходит не строго линейным образом в рамках какого-то одного уровня, – скорее процесс осуществляется в соответствии с распределением интереса.

Человек последовательно приобретает спектр разноуровневого жизненного опыта, то «уходя назад», то «забегая вперёд», и лишь по усреднённой динамике его мыслечувственной активности, выборов и действий можно судить о диапазоне активности сознания. Более того, в разных сферах жизни личность может проявлять себя через радикально отличающиеся уровни сознания.

Шкала психической активности (карта сознания) Д. Хокинса

На рисунке показана шкала психической активности в формате, предложенном автором: эмоция, соответствующий ей энергетический уровень, ключевое восприятие себя (жизни) и божественного.

Согласно предложенной модели, начиная с уровня смелости человек способен преодолевать препятствия на пути к цели, в большей степени доверяя жизни и другим, воспринимая преграды как стимулы к развитию. Именно с состояния смелости начинается осознанное, созидательное творчество человека.

Все состояния, которым свойственна отметка ниже 200, характеризуют разную степень фрустрации, деструктивных побуждений личности по отношению к себе и окружающей действительности.

Критическую точку с отметкой «200» автор называет переходной зоной между негативным и позитивным, дуальным и более осознанным целостным мышлением.

Наиболее «грубыми» формами проявления психической активности, согласно этой шкале, являются апатичные, депрессивные состояния, в которых ведомая инстинктами личность способна на проявления крайней агрессивности и разрушительности, невзирая на неблагоприятные для себя последствия.

Примечательно, что в результате многолетних исследований, Д. Хокинс приводит следующую общую характеристику коллективного уровня сознания человечества:

«Коллективный уровень сознания человечества в течение многих веков оставался на уровне 190 баллов и, что странно, вырос до своей текущей отметки в 204 балла только в течение последнего десятилетия».

Преодоление отметки 200 также символизирует переход от насилия к силе как созидательному ресурсу.

Как можно протестировать и повысить свой уровень сознания?

Воспользуемся шкалой управления и повышения частоты вибраций Д. Хокинса.

Если сделать анализ привычек, предпочтений, наиболее регулярной деятельности и образа жизни человека, то можно получить показатель его уровня сознания, так как замечено влияние разных практик и видов деятельности на развитие сознания. Каждый пункт, перечисленный в шкале – это сравнительный показатель, измеряемый на основе «среднестатистического человека».

Предполагается, что перечисленные в пунктах шкалы факторы, представляют собой регулярные практики, полностью интегрированные в личность и образ жизни. При этом, кажущаяся активность определенно не повышает частоту!

Также обстоит дело и с навыком.

Когда какое-то регулярно практикуемое занятие становится навыком, это приравнивается к извлечению максимальной пользы от достижения полного мастерства в этой области.

Однако, некоторые из нижеприведенных категорий обладают относительно небольшим процентом пользы, но жизненно важны, когда работают как серьезные энергетические якоря, удерживающие энергетическую эволюцию.

Другие категории обладают большей пользой, но являются необязательными, поскольку представляют один из нескольких возможных (альтернативных) путей повышения частоты энергии.

Все эти факторы, вместе взятые, оказывают сложное влияние на количественные показатели. Однако ясно, что постоянное повышение вибрации вплоть до 500% доступно за счет правильной комбинации практик. Рассматривая саму шкалу, уже можно достичь определенных результатов.

Шкала управления и повышения частоты вибраций Хокинса

В качестве базовых показателей шкалы используются численные и буквенные обозначения.

Числа – это максимальная степень повышения вибрации, доступная при использовании каждого пункта/практики, полагая, что среднестатистический человек начинает с 200. То есть к этой величине прибавляется базовая частота, приведенная на сравнительной шкале.

Буквы указывают на четыре уровня важности влияния на частоту вибрации:

Ж – жизненно важно; ОВ – очень важно; В – важно; А – альтернативно.

1. Получение удовольствий: «Самый большой секрет – мы пришли сюда, наслаждаться собой»:

Время, проводимое с друзьями-единомышленниками - +90 (ОВ)
Страстное хобби - +120 (В)
Поднимающие звуки/музыка:
а) слушание - +40 (ОВ);
б) участие - +150 (А);
в) пение и надлежащая работа с голосом - +140 (Ж)

2. Диета и навыки питания: «Вы – то, что вы едите»:

Питание полностью натуральными продуктами - +52 (Ж)
Надлежащие витаминные добавки - +100 (Ж)
Регулярный пост, 1 день в неделю - +20 (ОВ)
Регулярный пост, 2 дня в неделю - +80 (ОВ)
Очистка/детоксикация/внутренняя чистка тела - +140 (Ж)
Вегетарианство, полезные овощи - +10 (А)
Естественно выращенные овощи - +90 (А)
Строгое вегетарианство - +70 (А)

3. Физические упражнения: «Поддержание жизни вашего «скафандра»:

Регулярные прогулки - +15 (В)
Занятия спортом - +60 (В)
Танцы - +70 (А)
Занятия в гимнастическом зале - +50 (А)
Боевые искусства - +110 (А)
Йога – +120 (В)

4. Взаимоотношения: «Испытательный полигон для наших верований»:

Гармония в личных взаимоотношениях - +60 (Ж)
Гармония в профессиональных/рабочих взаимоотношениях - +110 (ОВ)
Позволение уйти внутри личностным договорам и проблемам - +80 (Ж)
Регулярное качество близости и любовных отношений - +60 (В)
Занятия любовью, основанные на святости - +190 (А)

5. Настройка/выравнивание/восстановление энергий: «Горючее жизни»:

Регулярная гармонизация энергий тела - +160 (ОВ)
Управляемая медитация на восстановление вибрационного состояния - +150 (В)
Надлежащая психическая хирургия - +180 (Ж)
Установление/поддержание связей с источниками более высокой вибрации - +180 (ОВ)
Отрицательная ионизация тела для сбалансирования с положительной ионизацией, вызванной загрязнением, химикатами, электрическими полями и т. д. - +160 (ОВ)
Высвобождение напряжений/памяти тела - +220 (ОВ)
Гармонизация чакр и аурических энергий - +240 (Ж)

6. Действующая философия пути и жизни: «Личное видение жизни»:

Непричинение вреда в мире - +180 (Ж)
Заниматься любимым делом жизни - +170 (Ж)
Избегание разрушительных сопернических практик - +180 (Ж)
Избавление от долга - +160 (ЖВ)
Регулярное проведение времени наедине с собой - +90 (Ж)
Проведение времени в одиночестве на природе - +220 (ОВ)
Проведение времени в священных местах (с высокой энергетикой) - +180 (А)

7. Условия на работе: «Как мы проводит большую часть времени»:

Отказ от мышиной возни вынужденного поиска способа заработать на жизнь - +170 (ОВ)
Творческий подход к проблемам и результатам - +110 (Ж)
Избегание нетворческого стресса - +100 (Ж)
Наличие движения вперед - +80 (В)
Не быть трудоголиком - +120 (ОВ)
Работа в условиях, соответствующих жизненным стандартам - +90 (ОВ)
Работа на себя - +105 (А)

8. Жизненные условия: «Поддержка своего бытия»:

Переезд из города - +60 (ОВ)
Создание оптимальных условий для физической жизни - +140 (В)
Освобождение от привязки к:
а) местам и ситуациям, понижающим частоту - +80 (Ж);
б) людям с низкой энергией, понижающим частоту - +160 (Ж);
в) негативным или «бессмысленным» средствам массовой информации – +200 (Ж)
Жизнь в оптимально поддерживающем сообществе - +320 (В)
Устранение электромагнитного загрязнения - +180 (Ж)

9. Духовные практики: «Балансирование духовного и физического»:

Выход из догматических верований, практикуемых механически - +150 (Ж)
Выбор хороших общих духовных практик - +130 (Ж)
Молитва - +60 (В)
Призывание - +90 (ОВ)
Решение - +110 (Ж)
Регулярная медитация - +160 (А)
Посещение надлежащих групп/участие в деятельности групп, сфокусированных на духовности - +330 (Ж)
Использование кристаллов для сохранения энергетических паттернов, мыслеформ - +280 (Ж)

10. Активация более высоких способностей: «К полностью сознательному человеку»:

Полностью/относительно развитая интуиция - +140 (Ж)
Служение человечеству - +210 (ОВ)
Ченнелинг (в самом широком смысле) - +440 (ОВ)
Использование линз (вид видения на расстоянии) - +300 (Ж)
Практика целительской работы, основанной на энергии - +380 (Ж)
Практика техник проявления - +240 (Ж)

Итак, мы видим, что процессом расширения сознания можно управлять, ведя соответствующий образ жизни.

Повышение вибраций ведет к обретению более высокого сознания. Максимизация энергии сопровождается способностями, приходящими вместе с этой энергией, и является определяющим фактором в избавлении от Матрицы. опубликовано .

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Елена Рай

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Дэвид Хоукинс (David R. Hawkins) в своей книге “Сила против Насилия” описал иерархию уровней человеческого сознания. Это очень интересный подход. Если ты прочитаешь книгу – тебе будет очень просто понять, где ты находишься в этой иерархии, исходя из твоей текущей жизненной ситуации.

Вот эти уровни, снизу вверх: позор, вина, апатия, горе, страх, желание, гнев, гордость, храбрость, нейтралитет, готовность, принятие, интеллект, любовь, радость, мир, просветление.
Хотя ты можешь со временем переключаться с одного уровня на другой, обычно у тебя есть преобладающее “нормальное” состояние. Если ты читаешь этот блог, вероятно ты как минимум на уровне храбрости, потому что на более низких уровнях у тебя не возник бы сознательный интерес к личному развитию.

Я пройдусь по порядку по этим уровням, уделяя особое внимание тем, которые находятся между храбростью и интеллектом, поскольку вероятнее всего ты находишься именно на них. Названия уровней придумал Хаукинс. Описания каждого уровня основаны на его описании, но дополнены моими мыслями. Хаукинс говорит про логарифмическую шкалу: на верхних уровнях находятся намного меньше людей, чем на нижних. Каждый переход с низкого уровня на более высокий сопровождается значительной переменой в жизни.

Позор (shame) – один шаг до смерти. Вероятно здесь ты обдумываешь самоубийство. Или ты – серийный убийца. Другими словами – это ненависть, направленная на себя.

Вина (guilt) – на уровень выше позора, но у тебя могут быть мысли о самоубийстве. Ты думаешь о себе как о грешнике и не можешь простить себе прошлые поступки.

Апатия (apathy) – испытываешь безнадёжность или мучаешь себя. Полная убеждённость в своей беспомощности. Многие бездомные застряли на этом уровне.

Горе (grief) – уровень бесконечной грусти и потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека. Депрессия. Всё же выше чем апатия, т.к. ты начинаешь избавляться от оцепенения.

Страх (fear) – мир кажется опасным и ненадёжным. Паранойя. Обычно тебе нужна помощь, чтобы подняться над этим уровнем или ты надолго останешься в ловушке, например в такой как “подавляющее” взаимоотношения.

Желание (desire) – ещё не обременённый постановкой и достижением целей, это уровень стремления, вредных привычек и страсти – к деньгам, одобрению, силе, славе и тд… Потребление. Материализм. Это уровень курения, алкоголя и наркотиков.

Гнев (anger) – уровень разочарований, часто из-за не возможности исполнить желания, рождённые на предыдущем уровне. Этот уровень может подстегнуть тебя к действию на высших уровнях, или заставить захлебнуться в ненависти. В “подавляющих” взаимоотношениях (брак, работа, …) можно часто увидеть пару: одного переполняет гнев, другого – страх.

Гордость (pride) – первый уровень, когда ты начинаешь чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство. Оно зависит от внешней среды (деньги, престиж, …) и поэтому оно уязвимо. Гордость может привести к национализму, расизму и религиозным войнам. Вспомни нацистов. Уровень иррационального самоотречения и самообороны. Религиозные фундаменталисты тоже принадлежат этому уровню. Ты становишься настолько привязан к своей вере, что любую атаку на твою картину мира воспринимаешь как атаку на себя.

Храбрость (courage) – первый уровень настоящий силы. Мой предыдущий пост на эту тему: Храбрость – это ключ. (Courage is the Gateway) Здесь ты начинаешь видеть, что жизнь полна испытаний и захватывает, и совсем не подавляет. У тебя появляется намёк на интерес к личному развитию, хотя на этом уровне ты, вероятно, будешь называть его повышением скилов, карьерой, продвижением, образованием и тд. Ты начинаешь видеть своё будущее как рост относительно прошлого, а не просто как его продолжение.

Нейтралитет (neutrality) – его можно описать фразой “живи сам и дай жить другому”. Гибкая, расслабленная и необременённая жизнь. Что бы ни случилось – ты выкручиваешься. Тебе не надо что-то кому-то доказывать. Ты чувствуешь себя безопасно и хорошо уживаешься с людьми. Множество людей, работающих на себя, находятся на этом уровне. Очень комфортное место. Это уровень удовлетворённости и лени. Ты заботишься о своих нуждах, но не напрягаешься.

Готовность (willingness) – когда ты чувствуешь себя безопасно и комфортно, ты начинаешь использовать свою энергию более эффективно. Просто сводить концы с концами не кажется больше хорошей идеей. Ты обращаешь внимание на то, чтобы работать хорошо, возможно даже показывать свои лучшие результаты. Ты думаешь о тайм-менеджменте, продуктивности и самоорганизации, в понятиях которые не были настолько важными на уровне нейтралитета. Это – уровень развития воли и дисциплины. Такие люди – “солдаты” нашего общества; они делают свою работу и особо не жалуются. Если ты в школе – ты действительно хороший ученик; ты серьёзно выполняешь уроки и вкладываешь время в то, чтобы делать это хорошо. Это уровень, где сознание становится более организованным и дисциплинированным.

Принятие (acceptance) – теперь происходит мощный сдвиг, и ты пробуждаешься для возможностей проактивной жизни. На уровне готовности ты стал компетентным, и теперь ты хочешь найти своим способностям хорошее применение. Это уровень постановки и достижения целей. Я не очень люблю ярлык “принятие”, который использует здесь Хаукинс, но по существу это означает, что ты начинаешь принимать (брать на себя) ответственность за свою роль в этом мире. Если что-то в жизни не в порядке (карьера, здоровье, отношения), ты определяешь желаемое состояние и достигаешь его. Ты начинаешь более чётко видеть полную картину своей жизни. Этот уровень побуждает многих людей сменить карьеру, начать новый бизнес или заняться своей диетой.

Интеллект (reason) – на этом уровне ты переступаешь эмоциональные аспекты низших уровней и начинаешь мыслить ясно и рационально. Хаукинс определяет его как уровень медицины и науки. Как я это вижу: когда ты достигаешь этого уровня, у тебя появляются способности использования способностей разума на полную мощь. Теперь у тебя есть дисциплина и проактивность, чтобы полностью выразить свои врождённые способности. Ты достигаешь точки, где говоришь “Отлично. Я могу сделать всё это, и я знаю, что должен найти этому правильное применение. Так как же лучше использовать мои таланты?”. Ты смотришь вокруг и начинаешь заниматься значительными для мира делами. В своём пределе это уровень Эйнштейна и Фрейда. Очевидно, что большинство людей никогда не достигают его за свою жизнь.

Любовь (love) – мне не нравится здесь ярлык Хаукинса “любовь”, потому что это не эмоция “любви”. Это безусловная любовь, постоянное понимания своей связи со всем что существует. Подумай о сострадании. На уровне интеллекта, твоя жизнь работает для головы. Но в итоге это оказывается тупиком, ты попадаешь в ловушку, где интеллекта становится слишком много. Ты видишь, что тебе нужен более широкий контекст, чем просто думать ради себя. На уровне любви твоя голова и все другие таланты начинает работать на сердце (не на эмоции, но на большее чувство добра и зла – на твоё сознание). Как мне видится – это уровень пробуждение для своего истинного предназначения. Твои мотивы на этом уровне чисты и не испорчены страстями твоего эго. Это уровень пожизненного служения человечеству. Вспомни Ганди, мать Терезу, Альберта Швейцера. На этом уровне ты начинаешь руководствоваться силами, большими, чем ты сам. Это чувство освобождения. Интуиция становится чрезвычайно мощной. Хаукинс утверждает, что этого уровня достигает лишь 1 из 250 человек за свою жизнь.

Радость (joy)- чувство проникающего и непоколебимого счастья. Eckhart Tolle рассказывает о нём в своей лекции The Power of Now. Это – уровень святых и продвинутых духовных учителей. На этом уровне ты будешь чувствовать себя потрясающе, просто находясь среди людей. Здесь жизнь полностью управляется интуицией и совпадениями. Больше нет нужды в целях и детальных планах – твоё расширенное сознание позволяет оперировать более высокими понятиями. События, близкие к смерти, могут временно поднять тебя на этот уровень.

Мир (peace)- полная трансцендентность. Хаукинс уверяет, что этого уровня достигает один из 10 миллионов.

Просветление (enlightenment) – высший уровень человеческого сознания, где человечество сочетается с божественностью. Чрезвычайно редкий. Это уровень Кришны, Будды и Иисуса. Даже мысли о людях с этого уровня могут повысить твоё сознание.

Я уверен, тебе эта модель покажется стоящий того, чтобы о ней задуматься. Не только люди, но и объекты, события и даже целые сообщества можно оценить по этим уровням. В своей жизни ты можешь увидеть, что разные её части находятся на разных уровнях, но ты сможешь определить свой текущий общий уровень. Возможно ты находишься на уровне нейтралитета, но у тебя есть склонность к курению (уровень желания). Нижние уровни, которые ты, возможно, найдёшь у себя, действуют как наркотик, который тянет тебя всего вниз. Но ты сможешь найти в своей жизни и высшие уровни. Ты можешь находиться на уровне принятия, но читать книгу на уровне интеллекта и чувствовать настоящее вдохновение. Подумай о том, что оказывает сильное влияние на твою жизнь прямо сейчас. Что из этого поднимает твоё сознание? Что приземляет его?

Эта шкала уровней сознания мне нравится ещё и потому, что я могу оглянуться на свою жизнь и посмотреть на свой рост по этой шкале. Я помню, как я надолго застрял на уровне вины – будучи ребенком, я жил с убеждениями о том, что я безнадёжный грешник, осуждаемый по чьим-то стандартам уровня любви и выше. Оттуда я вырос до уровня апатии, и весь мир вызывал у меня оцепенение. В старших классах я достиг уровня гордости – был отличником, капитаном команды Academic Decathlon, достойным похвалы и наград, но я стал зависим от всего этого. Ближе к 20 годам я попал на уровень храбрости, но храбрость не была сосредоточена, и из-за этого я получил серьёзные проблемы. Потом я провёл около года в нейтральности и с 20 до 30 с огромными сознательными усилиями прошёл через готовность и принятие. Сейчас я нахожусь на уровне интеллекта и всё ближе и ближе подхожу к тому, чтобы сделать скачок к любви. Я испытываю состояние любви всё чаще и чаще, и оно уже управляет многими моими решениями, но ещё не стало моим постоянным состоянием. Я также испытывал состояние радости в течение нескольких дней подряд, но никогда ещё этого не было постоянно. Это состояние – всепроникающее чувство естественной эйфории, как будто внутри меня происходит взрыв позитивной энергии. Оно буквально заставляет меня улыбаться. Я нахожусь в этом состоянии с самого утра, возможно потому, что я ещё ничего сегодня не ел (Для меня легче испытать это состояние сознания, когда я ем немного или совсем ничего.)

Обычно мы переходим между несколькими уровнями в течение недели, возможно ты увидишь 3-4 уровня, на которых ты проводишь большинство своего времени. Есть один способ узнать свой настоящий текущий уровень – подумай о том, как ты ведёшь себя во время стресса. Если сжать апельсин – польётся апельсиновый сок, потому что он внутри. Что из тебя выходит, когда на тебя давят внешние обстоятельства? Ты становишься параноиком и замыкаешься в себе (страх)? Ты начинаешь орать на людей (гнев)? Начинаешь обороняться (гордость)? Что происходит со мной – под давлением я становлюсь гипер аналитиком, но на днях как раз у меня была такая ситуация, которую я разрешил практически с помощью интуиции, и для меня это был большой шаг. Это для меня значит, что я становлюсь ближе к состоянию безусловной любви, потому что на этом уровне можно использовать интуицию даже под давлением.

Всё в твоём окружении влияет на твой . Телевизор. Фильмы. Книги. Веб-сайты. Люди. Места. Объекты. Еда. Если ты находишься на уровне интеллекта и смотришь ТВ-новости (которые, по определению, – на уровне страха и желаний), это временно понизит твоё сознание. Если ты на уровне вины, то ТВ-новости наоборот повысят его.

Переход с предыдущего уровня на следующий требует чудовищной энергии. Я уже написал об этом ранее, когда обсуждал квантовый скачок (Quantum Leap). Без твоих сознательных усилий или помощи других людей, ты вероятнее всего останешься на своём текущем уровне, пока некоторая внешняя сила не вмешается в твою жизнь.

Обрати внимание на естественную последовательность уровней и подумай, что может случиться, если ты постараешься ускорить процесс. Если ты попробуешь достигнуть уровня интеллекта до овладения дисциплиной (готовность) и постановкой целей (принятие), ты будешь слишком неорганизован и несфокусирован, чтобы полностью использовать свой мозг. Если ты попробуешь продвинуть себя на уровень любви до овладения интеллектом, ты можешь пострадать от доверия и застрять в какой-нибудь секте.

Переход на каждый следующий уровень может быть чрезвычайно сложным; с большинством людей это не происходит за всю их жизнь. Перемена всего лишь на один уровень может в корне поменять всё в твоей жизни. Поэтому маловероятно, что у людей ниже уровня храбрости будет прогресс без сторонней помощи. Храбрость нужна, чтобы разумно идти по этому пути; она нужна для постоянного спора с реальностью за шанс стать более разумным и сознающим. Но как только ты достигаешь следующего уровня, ты понимаешь, что спор того стоил. Например, когда ты достигаешь уровня храбрости, все твои старые страхи и фальшивая гордость становятся для тебя глупыми. Когда ты достигаешь уровня принятия (постановки и достижения целей), ты оглядываешься на уровень готовности и видишь, что ты был как белка в колесе – ты был хорошим бегуном, но не выбирал направление.

Мне кажется, самая важная работа, которую мы можем выполнять, будучи людьми – поднимать свой личный уровень сознания. Когда мы делаем это, мы распространяем высшие уровни сознания для всех вокруг. Представьте, каким потрясающим будет этот мир, если бы мы могли поднять каждого хотя бы на уровень принятия. Хаукинс утверждает, что 85% людей на Земле живёт ниже уровня храбрости.

Когда ты временно испытываешь состояние высших уровней, ты можешь видеть, куда тебе стоит идти. У тебя случаются одни из тех моментов озарения, когда ты понимаешь, что стоит поменять в жизни. Но когда ты тонешь в нижних уровнях, эти воспоминания закрываются туманом.

Нам следует разумно возвращать себя к источникам, которые помогут нам совершить следующий скачок. Каждый шаг требует разных решений. Я помню, когда я переходил с нейтральности на готовность, я почти каждый день слушал аудиокассеты по тайм-менеджменту. Я погрузил себя в источники, созданными людьми на уровне готовности до тех пор, пока не оказался там сам. Но книга по тайм-менеджменту не окажет никакой пользы человеку с уровня гордости: он отвергнет саму идею и будет защищаться. С другой стороны тайм-менеджмент ничего не значит для человека уровня любви. Но ты не сможешь достичь высших уровней, пока не достигнешь мастерства в базовых дисциплинах. Иисус был плотником. Ганди – юристом. Будда – принцем. Нам всем надо откуда-то начинать.

Посмотри открыто на эту иерархию и подумай, дала ли она тебе новое понимание того, что поможет тебе сделать следующий скачок в твоей жизни? Ни один из уровней не считается более правильным или неправильным по сравнению с другими. Постарайся не допустить своё Эго до идеи привязаться к какому-нибудь конкретному уровню. Конечно только если ты сейчас не на уровне гордости:)

Со стороны это выглядит так, будто психолог, отвечая на вопросы разным людям, путается в показаниях и противоречит сам себе.

На одни и те же вопросы порой даются полностью взаимоисключающие ответы, и это сильно сбивает с толку слушателей/читателей. Тот же эффект есть и в индивидуальной работе, но там все-таки проще преодолеть кажущиеся противоречия и показать взаимосвязь различных уровней понимания.

Если у вас сохранились хотя бы смутные воспоминания об уроках геометрии, то проще всего проиллюстрировать эту тему, используя пример пространств с различным числом измерений.

Помните эти мелкие «парадоксы» при переходе из двухмерного в трехмерное пространство? Параллельные прямые, которые на плоскости никогда не пересекаются, в объемном пространстве вполне могут оказаться перпендикулярными друг другу, а в более многомерном пространстве могут хоть в узел завязаться, оставаясь все такими же прямыми и параллельными в одной из своих проекций на плоскость.

Отсюда и возникает кажущееся противоречие: на простом (плоском) уровне восприятия ответ всегда прост и очевиден, но как только мы начинаем углубляться в понимание природы вещей, ответы становятся все более парадоксальными. Но, как и в геометрии, никакого противоречия на самом деле нет, вопрос только в том, понимают ли собеседники, о каком числе измерений в данный момент идет речь.

Теперь о том же самом подробнее и в психологическом контексте.

Есть такое мнение, хорошо согласующееся с практикой, что разные люди рождаются с разными начальными уровнями зрелости. В индийской традиции это отражено в кастовом строе, который предполагает, что каждый человек принадлежит к тому социальному слою, в котором он родился. На западе и во многих других культурах аналогичным образом происходит деление на аристократию и простых смертных.

Очевидно, что дело тут не в генетике и даже не в воспитании. В семье необразованных бедняков вполне может родиться царь по духу, а сколько в человеческой истории было дегенератов королевских кровей, и напоминать не нужно. Возможно, и есть какая-то корреляция между происхождением и начальным уровнем зрелости сознания, но зависимость это точно не прямая. То есть все, о чем мы можем говорить, это сам факт некоего врожденного различия.

Также можно предположить, что в течение жизни происходит какое-то продвижение по шкале зрелости. Но темп этого развития достаточно низок, поскольку основной движущей силой здесь являются острые столкновения с жизнью, заставляющие человека переосмыслять самые глубокие свои установки и воззрения.

Но никто не стремится к подобным столкновениям по доброй воле. Более того, для нас совершенно естественно избегать подобных столкновений, а уклад нашей современной жизни с ее комфортом и безопасностью, позволяет решать эту задачу без особых затруднений. В результате поводов для развития остается не так уж и много, и во многих случаях — если не в большинстве — люди так и остаются на своей начальной ступеньке зрелости.

Зрелость личности

Одномерное (зачаточное) сознание. Самая простая и инфантильная форма сознания. Человеку этого типа свойственны однозначные и потому крайне примитивные суждения о жизни. Восприятие грубое, эмоциональные реакции полярные (черно-белые), эстетическое чувство отсутствует.

В определенном смысле эти люди счастливы, поскольку у них не так много поводов и возможностей создать какой-либо внутренний конфликт. В их жизни все просто и понятно — надо работать, надо развлекаться, надо рожать детей, надо умирать. Не в чем сомневаться, не о чем спорить — они полностью убеждены в собственной жизненной позиции и не собираются ее менять.

Находясь на этом уровне зрелости, человек довольствуется самыми простыми радостями жизни и не ждет каких-либо великих свершений. Это классический тип простого и по-земному мудрого деревенского жителя, у которого полно забот по хозяйству и никаких личностных амбиций. Он просто живет день за днем, точно так же, как жили его родители и деды.

Ничего другого ему и не нужно. Но это не та простота и естественность, к которой приходит адепт дзэна на самом пике прозрения. Простота одноклеточного сознания все-таки ближе к примитивности, к неспособности вместить что-либо большее, воплощение невежества.

У этих людей никогда не возникают вопросы о природе бытия. У них вообще очень мало вопросов, потому что ответы для них всегда очевидны. По этой же причине у них нет ни единого повода обращаться за помощью к психологам или даже к духовникам — жизнь сама расставляет все по местам. А там, где нет вопросов, не нужны и никакие ответы, поэтому проблема объяснения и понимания на этом уровне полностью отсутствует.

В геометрической метафоре одномерное пространство подразумевает, что ни о каких параллельных прямых тут речи быть не может. Прямая здесь только одна, поэтому нет никаких вопросов, сомнений и проблем. Скорее всего, это самый затяжной этап, поскольку без конфликта нет развития.

Двухмерное (невротическое) сознание. Уровень сознания обычного среднестатистического гражданина. Эти люди целиком и полностью живут в мире догм и стереотипов. Конформисты — мнение большинства для них закон. Вкусы и эстетические предпочтения усредненно обычные, соответствующие конъюнктуре.

Параллельные прямые добра и зла на этом уровне никогда не пересекаются. Отсюда и огромное количество внутренних противоречий и конфликтов — душевный хаос никак не вписывается в прокрустово ложе примитивных и однобоких воззрений.

Условно говоря, это душевное состояние человека дофрейдовской эпохи, когда у среднего обывателя не было ни малейшего представления о наличии у себя неосознаваемых психических процессов. И главное их страдание вызвано несоответствием «плоских» сознательных представлений «объемным» процессам и мотивам, присущим бессознательному.

Классический пример из психоаналитической традиции — это случай молодой женщины, у которой начался психоз из-за конфликта между сознательной позицией и чувствами, возникшими на более глубоком уровне. Требование любить и заботиться о своем отце столкнулось с чувством облегчения, которое возникло в момент его смерти после продолжительной и утомительной для всех болезни. Противоречие между тем, что она должна была чувствовать, и тем, что она почувствовала в действительности, привело ее в психушку.

Соответственно, работа по развитию сознания на этом уровне происходит в направлении открытия для человека нового измерения — сферы его бессознательных чувств и мотивов. Это и есть постепенный переход от плоского восприятия жизни и внутреннего пространства к объемному.

Можете представить себе тот квантовый скачок в сознании, когда привычный уютный двухмерный мирок оказывается лишь пунктирной проекцией темного и пугающего трехмерного пространства. Весь мир в этот момент переворачивается вверх дном. То, что еще вчера было простым, понятным и однозначным, больше таковым не является. За каждым поверхностным мотивом, всегда находится что-то более глубокое и часто весьма неприглядное. Знакомые ориентиры утрачиваются, а новые еще не сформированы. Хаос, шок и трепет.

Трехмерное (выздоравливающее) сознание. Параллельные прямые привычных ценностей на этом уровне часто оказываются перпендикулярными друг другу. Такое положение дел требует куда большей гибкости ума и оперативной памяти, способной вместить в себя объемное восприятие внутренней реальности.

На этом этапе развития человек хоть и с неохотой, но все-таки признает, что центр тяжести психического аппарата находится не там, где всегда предполагалось. Бессознательные ранее чувства и реакции теперь становятся все более очевидными, но примирения с ними не наступает. Эгоистичное сознание все еще изо всех сил тянет одеяло на себя и пытается остаться у власти.

С одной стороны, человек теперь признает, что его мотивы далеко не так чисты, как это декларируется на уровне личностного сознания, с другой — сохраняется пока старая тенденция борьбы с собой. Основной внутренний конфликт остается незатронутым, и со стороны Эго долгое время не прекращаются еще попытки подчинить себе бессознательное с его звериными инстинктами.

Однако уже на этом этапе потихоньку начинается процесс индивидуации — высвобождение и отделение от толпы. Человек все глубже понимает свою природу, и это наконец-то дает ему возможность и основания прислушаться к своему собственному мнению и начать формировать свой собственный вкус в жизни.

Его взгляды долгое время еще остаются в рамках общепринятых стандартов, но все чаще у него возникает ощущение, что эти стандарты для него тесноваты. А обострившийся ум и более тонкое восприятие теперь постоянно наталкиваются на смутную пока догадку, что помимо трех уже известных измерений, вероятно, есть еще и четвертое — Бог, Самость, Судьба, Природа… что-то такое, что до сих пор оставалось за сценой, но фактически режиссировало все происходящее вокруг.

Многомерное (здоровое) сознание. Этап состоявшегося примирения с собой и последующего самоотречения. Личное "я" на этом уровне продолжает свое обычное функционирование, с той лишь разницей, что оно больше не озабочено собственной драмой. Некоторые внутренние конфликты все еще остаются, но в них больше нет прежнего ожесточения. Упираясь в границы познания, ум перегорает и вывешивает белый флаг — теперь уже больше не важно, параллельны прямые или нет.

Взгляды на жизнь становятся все более неопределенными, вера в непогрешимость вселенской механики постепенно превращается в глубокую убежденность, а значит, остается все меньше поводов для беспокойства и душевного смятения. Все идет своим чередом и именно так, как и должно идти, даже если сохранившиеся в памяти стереотипы кричат, что это дорога в ад.

Человек приходит к пугающему, но вместе с тем и освобождающему выводу, что, по большому счету, нет никакой возможности точно разобраться в собственных мотивах — они просто есть. И точно так же невозможно разобраться в том, как устроена жизнь, — она тоже просто есть. Единственный незыблемый факт — это факт самого бытия. Все остальное — только домыслы и концепции.

Мир все еще воспринимается дуалистично , но границы правильного и неправильного, доброго и злого все больше размываются. Очевидным становится, что единственный объективный ориентир в оценке окружающей действительности — это свое собственное субъективное ощущение. Объективное и субъективное меняются местами — теперь уже нет ничего более объективного, чем субъективное.

Результатом череды этих трансформаций становится одиночество без капли сожаления и свобода без капли страха. Процесс индивидуации можно считать завершенным — человек окончательно утверждается в том, чтобы быть собой, со всеми своими странностями и получать от этого максимум удовольствия.

Остается, однако, последняя ложка дегтя: смутное ощущение, что быть собой на личностном уровне — это еще не значит быть собой в абсолютном смысле. Примирение со своими демонами и осознание полной своей подчиненности божественной воле, поднимает последний вопрос — кто есть Я, кто есть Бог, где граница между первым и вторым, и не получится ли в итоге так, что никакой границы нет, а первое тождественно второму?

Безмерное (пробужденное) сознание. Эту песню мы петь не будем, потому что слова ее нам не известны… но пару слов все-таки скажем.

Если бы рыба спросила, как быть рыбой, мы бы без тени сомнения поняли всю анекдотичность этого вопроса. Но когда человек спрашивает, как быть человеком, мы погружаемся в философские раздумья и ощущаем интеллектуальную неполноценность в своей неспособности дать исчерпывающий академический ответ.

Следуя нашей пространственной метафоре, можно попробовать представить себе восприятие мира с бесконечным числом измерений. Задача кажется неразрешимо сложной, но это и есть та самая интеллектуальная западня с вопросом о том, как быть человеком. Есть ли у человека хоть малейшая возможность им не быть? Что такое может предпринять человек, чтобы перестать быть человеком?

То же самое и с нашим сознанием: может ли оно быть чем-то иным, кроме самого себя? И если в конечной или изначальной своей форме оно безмерно и безгранично, то могло ли оно хоть на мгновение перестать быть таковым? Очевидно, что не могло, а это значит, что наше привычное повседневное сознание — это и есть Оно.

Фокус только в том, что на долгие годы наше внимание прилипло к экрану с картинками, и искреннее сопереживание главному герою затмило собой восприятие более широкой реальности. Мы видим фильм, но больше не видим экрана, на котором его показывают. Как хорошая книга заставляет нас забыть о делах, сне и чувстве голода, так и история про самих себя, которую мы наблюдаем десятилетиями, заставляет нас забыть о своей настоящей природе. Но никто и никогда не переставал быть собой. Бог, играющий в шахматы, остается Богом… даже если с треском проигрывает партию.

Уровни непонимания

Теперь возьмем какой-нибудь простой насущный вопрос и посмотрим, как можно на него ответить на разных уровнях понимания. Допустим, сложилась какая-то спорная ситуация, где требуется совершить какой-то выбор, и этот выбор не кажется легким. Содержание самой ситуации нас не волнует. Это может быть проблема на работе, конфликт в отношениях, выбор своего пути в жизни и все, что угодно еще — ответ в любом случае будет тот же самый.

На самом первом уровне ответ на вопрос: «Что делать и как жить дальше?» - будет примерно таким: «Поступай, как проще и удобнее, избегай ответственности — будь поближе к кухне, подальше от начальства». Это вполне здравая и мудрая позиция, и, скорее всего, в вашем окружении достаточно людей, которые ее придерживаются и не собираются ее менять.

На втором уровне уже требуется некоторое самосознание, и ответ на тот же вопрос звучит так: «Живи по совести, будь разумным человеком, принимай решения и бери на себя ответственность — твоя жизнь в твоих руках и только тебе решать, как ты ее проживешь!» И снова совершенно здравая и обоснованная позиция.

Таких вот «сознательных» невротиков людей в нашем окружении еще больше, потому что именно они составляют костяк нашего общества. Именно на этом уровне формируются и укрепляются основные социальные стереотипы, с которыми приходится сталкиваться и бороться на следующем этапе.

На третьем уровне ответ выглядит так: «Жизнь одна, поэтому быть счастливым важнее, чем быть хорошим, — перестань оглядываться на других, будь честен с собой, поступай, как считаешь нужным, и неси полную ответственность за свой выбор».

Глубокое осознание такого взгляда на жизнь встречается реже, поскольку требует определенного мужества и внутренней стойкости. Но если человек укореняется в этой позиции, для него открываются многие двери, которые ранее были закрыты. Социальный успех, здоровые отношения, внутреннее равновесие и все прочие земные радости становятся доступны только с этого уровня зрелости.

На четвертом уровне ответ опять трансформируется: «Вопроса о том, как поступить, на самом деле нет — есть только пауза между возникновением ситуации выбора и тем моментом, когда выбор будет сделан за пределами сознания. Заполнять эту паузу беспокойством, сомнениями и размышлениями нет никакого смысла — в нужный момент решение придет само по себе в готовом виде, а нам остается только нести ответственность за сделанный выбор».

Такой ответ переварить гораздо сложнее, поскольку ценой, которую здесь придется заплатить, становится собственная личность — тот самый главный персонаж, сопереживание которому заставило нас покинуть рай и спуститься на грешную землю. Привычные ориентиры на этом этапе утрачиваются, и жизнь превращается в ту саму реку, по которой проплывают то друзья, то враги, то приятные события, то неприятные. Цена высока, но состояние счастливого благополучия того стоит.

На последнем уровне ответ так же прост, как и на первом: «Смотри кино, жуй попкорн». На этом этапе уже нет ни вопроса, ни ответа, ни вопрошающего, ни отвечающего, есть только тотальное функционирование вселенной, в котором мы одновременно являемся и режиссером за кулисами, и актером на сцене, и зрителем в зале. Бесконечное сновидение, в котором мы с огромным удовольствием снимся самим себе.

Вот и получается: вопрос один — ответы разные. Хуже того, ответы противоречат друг другу и, кажется, создают еще большую путаницу. Но в действительности никакого противоречия между ними нет, и ответ каждый раз дается тот же самый — отличается только интерпретация или уровень упрощения.

Всякий раз, на любом уровне понимания мы говорим об одном и том же — о доверии себе и своим суждениям, безо всякой оглядки на то, какими глубокими могут быть наши заблуждения в данный момент. Но даже и эта рекомендация, в сущности, абсурдна, поскольку это очередной совет рыбе оставаться рыбой.

Ничем и никем другим, кроме самих себя, мы быть не можем. Свобода и мужество быть собой — это не героическое свершение, а самая банальная вещь на свете. Ложный драматизм борьбы за самого себя — лишь попытка убежать от нелестной правды о себе и своих настоящих приоритетах.

Мы сколько угодно можем дурачить себя, что нам не хватает смелости жить по-своему, но правда в том, что никак иначе, кроме как «по-своему» мы жить не можем — нам просто не хватает духу признать, что всю свою жизнь мгновение за мгновением мы прожили именно так, как того и хотели.

Очевидное проявление этой проблемы с разными уровнями объяснения — это та путаница, которая возникает, когда в тексте проблема рассматривается с одного уровня понимания, а читатель пытается ее осмыслить с какого-то другого.

Человеку, комфортно обитающему на уровне «плоского» невротического сознания, будет совершенно не понятно, о чем говорится в статье, если проблема там рассматривается «в объеме». Для него текст покажется полнейшей галиматьей. Точно так же и наоборот — зрелому человеку некоторые другие статьи покажутся слишком грубым упрощением, потому что изначально они были нацелены на другого читателя.

Поэтому, читая статьи и слушая семинары, держите в голове эту общую схему и старайтесь отслеживать, на каком уровне и для кого в данном случае идет повествование.