Психологическая физиология. Физиологическая психология вундта. Для достижения данной цели было необходимо решение нескольких задач

Каждая девушка, мечтающая встретить «парня своей мечты», также сильно боится «нарваться» на «плохого парня». Никто не хочет быть обманутым, брошенным, преданным. Но так, к сожалению, происходит сплошь и рядом. Что можно сделать, чтобы очередной роман не привёл к краху расставания и горечи разочарования? Не терять голову и думать!

Конечно, каждое новое знакомство с симпатичным парнем вселяет надежду, бередит душу, включает воображение. И воображение несёт нас к большой розовой мечте - «жили они долго и счастливо и умерли в один день»… А между тем, существуют способы на первом, втором или третьем свидании вычислить «плохого парня», того, кто в будущем скорее всего обидит, обманет, предаст.

Итак, позади пара свиданий, самое время проанализировать факты, прикинуть, не похож ли новый знакомый на «плохого парня».

Признаки «плохого парня»:

Он очень-очень милый. Как правило, парни, которые с первого свидания буквально очаровывают громкими признаниями (типа «ты - моя судьба, я ждал тебя всю свою жизнь, я никогда не встречал такую, как ты»), обволакивают своим вниманием (всегда подаёт руку, открывает перед вами дверь, подливает вина в бокал), няшными фразочками («зайка», «малышка») , милыми мелочами (такой милый плюшевый зайка оказывается у вас в руках уже на первом свидании в память о «незабываемом вечере» с вами) - отлично владеют беспроигрышными приёмами воздействия на девушек и используют их.

Самое главное их оружие - обходительность, сладкие речи, сногсшибательные комплименты и постоянное восхищение вами. Попадаясь на такой крючок, девочка чувствует себя королевой, ей кажется, что её избранник единственный, кто понимает её по-настоящему. А его забота? А то, как он умеет угадывать её желания? Это просто мечта!

Сладкие речи, грамотные ухаживания и убедительные обещания в самом начале знакомства должны настораживать. Как правило, мужчина таким образом самоутверждается, ищет (и находит) способ подчинить себе свою новую жертву (ой, простите, избранницу), но на деле очень быстро всё оказывается не так радужно. Такой мужчина очень быстро теряет интерес к девушке, когда понимает, что она в его власти. И его сладкие речи зачастую сменяются агрессивными выходками.

Он никогда ни в чём не виноват. Послушайте внимательно, что говорит ваш новый избранник о своих отношениях с другими людьми - будь то его бывшая девушка, друзья или коллеги. Если вы поймёте, что в трудностях, которые бывали в его жизни, виноваты всегда другие люди и обстоятельства, держитесь от него подальше. Он никогда не берёт ответственность за себя, и тем более он не захочет отвечать за вас и ваши отношения.

У него почти не было девушек. Он симпатичный (вам-то понравился!), ему уже не 15 лет, а он говорит, что почти не встречался с девушками, или у него был только один серьёзный роман, что разбил его сердце. И когда он говорит о своей судьбе, то готов расплакаться, а вам так хочется его пожалеть, показать, как ему наконец-то повезло. Не торопитесь! Скорее всего, он пытается манипулировать вами. Подумайте, зачем.

Он всё время говорит о себе. Это тяжелый случай. Если мужчина говорит только о себе, то не ждите, что когда-то он обратит внимание на ваши желания и потребности. Он искренне полагает, что является самой большой ценностью на свете, а задача той, что рядом с ним, лишь мягко оттенять его, восхищённо выслушивая его рассказы. Если у вас всё в порядке с самооценкой, не теряйте времени. Вы обязательно встретите того, кто способен видеть и слышать не только себя.

У вас односторонняя связь. Он не торопится знакомить вас с родными и друзьями, он не берёт трубку, когда вы ему звоните или просит вас не звонить ему, он не приглашает вас к себе домой. Скорее всего, ему есть что скрывать. Возможно даже, что жена не одобряет его встреч с другими девушками…

Он всё время говорит о своей предыдущей девушке. Если ваш избранник всё время говорит о своих прошлых отношениях, сравнивает вас со своей предыдущей девушкой, то будьте уверены, даже общаясь с вами, он продолжает общение с ней. Только в вашем лице! Возможно, ему нужен человек, который поможет ему пережить прошлые отношения, но помните, что, как правило, когда он всё-таки переживет свою боль, он не останется с вами, так как вы также станете частью тех самых «прошлых» отношений.

Если вы всё же попались в ловушку «плохого парня» не расстраивайтесь. Миллионы девушек ведутся на таких парней. Это опыт, который поможет вам в будущем не попадать в плохие отношения. Если вы сделаете правильные выводы из такого знакомства, то следующий ваш роман будет настоящим и счастливым.

Физиологическая психология (англ. physiological psychology) - отрасль психологической науки, возникшая в конце XIXв. Термин Физиологическая психология ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась на методы и техническую базу исследований в астрономии, физиологической оптике, физиологии н. с. и органов чувств. Отношение физиологических процессов к психическим явлениям «Физиологическая психология» Вундта трактовала с позиций дуализма (см. также Психофизиологическая проблема). Вундт ограничивал область Ф. п. лишь элементарными психическими процессами - ощущениями, простейшими чувствованиями и двигательными реакциями. Т. Циген распространил Ф. п. на более сложные психические процессы и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ от естественнонаучного объяснения.

В настоящее время Физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри Ф. п. выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. В отечественной психологии Ф. п. строится на принципах материалистического монизма и теоретических положениях И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина и Н.А. Бернштейна. Физиологическая психология получает дальнейшее развитие в работах А.Р. Лурия , Е.Д. Хомской, Е.Н. Соколова, Н.П. Бехтеревой, М.Н. Ливанова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, И.В. Равич-Щербо и др. в зарубежной науке крупными представителями Ф. п. являются Д. Хэбб и П. Милнер. (А.Н. Ждан.)

Добавление ред .: Очевидно, Вундт, назвавший экспериментальную психологию термином «Физиологическая психология», совершил категориальную ошибку, которую позднее вполне осознал (кстати, этот факт упоминает и Л.С. Выготский). Причиной ошибки послужило то, что во времена Вундта термин «физиологический» нередко использовался в значении «экспериментальный». В зарубежной литературе в качестве более или менее полных син. для настоящей «Физиологическая психология» используются термины «биологическая психология», «биопсихология», «психобиология», «психофизиология».

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Физиологическая психология - направление в психологии, изучающее психические явления как основанные на физиологических и неврологических процессах. Обычно отражает или корреляционное направление, в котором ведётся поиск физиологических коррелятов поведения, или редукционистское направление, в котором объяснение природы мыслей и действий сводится к простейшим физиологическим процессам.

Синонимы: Биологическая психология, Биопсихология, Психобиология , Психофизиология, Нейропсихология .

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Физиологическая психология - отрасль психологии, которая ориентируется на описание и объяснение психологических явлений, основанных на физиологических и неврологических процессах. Большинство из ее предметов и методов общие с биологией и физиологией, и обычно она отражает или корреляционное направление, в котором ведется поиск физиологических коррелятов поведения, или редукционистское направление, в котором окончательное объяснение действий и мыслей сводится к физиологическим принципам.

Для обозначения этой отрасли используется ряд более или менее точных синонимов, включая такие, как биологическая психология, биопсихология, психобиология и психофизиология.

предметная область термина

В конце XIX века в науке возникает феномен расхождения реальной и идеальной отдачи от применяемых технологий. Он возникает в силу того, что человек из-за своих ограниченных способностей способен использовать технику с максимальной эффективностью только до определенного уровня. Этот уровень связан с когнитивными процессами такими как ощущение и восприятие. Возникновение экспериментальной психологии, так или иначе, связано с этим феноменом.

Впервые экспериментальные методы изучения основных когнитивных процессов, которые являются одним из предметов исследования в психологии, применили четверо учёных: Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Все они были немцами, все получили образование в области физиологии и все были в курсе последних достижений науки.

Гельмгольц, физик и физиолог, плодовитый исследователь, был одним из величайших ученых XIX столетия. Хотя психология занимала лишь третью строчку в списке его научных интересов, все же именно работы Гельмгольца, а также исследования Фехнера и Вундта, положили начало новой психологии. Он занимался вопросами скорости прохождения возбуждения по нерву, ощущения и восприятия, оптики и тем самым внес огромный вклад в становление экспериментальной психологии.

Огромный вклад в развитие физиологии органов чувств внес профессор анатомии и физиологии лейпцигского университета Эрнст Вебер. До него изучение органов чувств ограничивалось только зрением и слухом. Вебер расширил границы науки, он начал изучать чувствительность мышечных и кожных покровов. Очень важным предстал его перенос в психологию экспериментальных методов физиологии. «Самые известные эксперименты Вебера относятся к различительной чувствительности, которые привели к выводу: для того чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находиться в известном отношении к исходному. Это отношение для каждого органа чувств есть величина постоянная. Она устанавливалась опытным путем. Для звука это отношение составляет 1/10, для света -- 1/100 и т. д. Этим обобщением Вебер подводил к мысли о возможности измерения в психологии. Оно было осуществлено Фехнером». Работа Вебера была экспериментальной в самом строгом смысле слова. Она проводилась в специально созданных условиях, предлагаемые участникам эксперимента раздражители многократно варьировались, при этом фиксировался каждый полученный результат. Опыты Вебера вдохновили многих исследователей на использование экспериментального метода в качестве средства изучения феноменов психологии. Исследования Вебера в сфере измерения порога ощущений имели первостепенное значение; его доказательство измеримости ощущений оказало влияние практически на все аспекты современной психологии.

Густав Теодор Фехнер немецкий психолог, один из первых экспериментальных психологов, один из основоположников психофизиологии и психофизики. «Густав Теодор Фехнер в работе «Элементы психофизики» (1860) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно, он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача -- соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.

Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания -- психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. … Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал три метода: едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику».

Вильгельм Вундт -- основоположник психологии как формальной академической дисциплины. Он организовал первую лабораторию, учредил первый журнал, дал начало экспериментальной психологии как науке. Сферы его научных интересов -- включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации -- стали основными главами почти во всех учебниках по психологии. «Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены только физиологией или только психологией: это ощущения и простейшие чувствования».

Психология Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук -- в основном, на методах физиологии. Вундт приспособил эти научные методы к новой психологии и проводил исследования точно так же, как это делал любой естествоиспытатель. В. Вундт и его последователи работали с психофизическими, физиологическими закономерностями. «Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий; и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал». Вундт ограничил предмет психологии только вопросами изучения сознания, заявив, что его наука признает факты и только факты.

В начале развития физиологической психологии Вундт многое берет у ассоцианистов: «Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни. В этой программе отчетливо выступает атомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны. Однако Вундт борется с крайностями ассоцианизма: в продуктах ассоциаций он обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сумме свойств исходных элементов. Все ассоциации Вундт подразделяет на одновременные и последовательные, которые в свою очередь имеют несколько форм: одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции--диссимиляции и компликации, последовательные -- узнавания и воспоминания. За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Вундт борется с функционализмом старой психологии и рассматривает их как результат единого механизма ассоциаций. При этом ассоциации характеризуются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта. В психологии Вундта нет субъекта, нет личности: «...все психическое -- это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание... Нигде эти факты действительной душевной жизни не нуждаются в другом субстрате для своего истолкования, кроме того, который дан в них самих»1 1- Вундт В. Введение в психологию.-- М., 1912. С. 149». Так как все психические явления происходят и объясняются только этими закономерностями, физиологическая школа почти исключала существование личности. Поэтому здесь и нечего говорить о кризисе личности.

В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до самых высоких уровней ее организации. Внутри этой отрасли выделились психофизиология и нейропсихология, в которых изучаются нейронные механизмы психических процессов. «Более того -- именно физиологическая психология стала краеугольным камнем материалистически ориентированной советской психологии, которая, опираясь на концепцию свойств нервной системы, берущую свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала целостную универсальную модель психологической науки».

Предмет и задачи психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология) - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека .

Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Николя Массиасом (1764-1848) и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы, такие как определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.

Психофизиология представляет собой естественнонаучную ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

    • физиологической психологии;
    • физиологии высшей нервной деятельности;
    • нейропсихологии.

Наиболее близка к психофизиологии - физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин "физиологическая психология" ввел в практику Вильгем Вундт (1832 - 1920) для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека.

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», являются классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундаментализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996 ). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают, и в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако был период в истории отечественной психофизиологии, когда терминологические различия были использованы для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А.Р. Лурией (1973).

(Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия (16 июля 1902, Казань- 14 августа 1977, Москва) - советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии педагогических наук РСФСР(1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью).

Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов - мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях. По Лурии, психофизиология - это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив таким образом основную перспективу развития психофизиологии. (Л.С. Выготский, 1982 ).
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Теоретико-экспериментальные основы этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1898-1974), которая базируется на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата.

С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, который сформулировал физиолог Николай Александрович Бернштейн (1896-1966) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией.

Особо следует обсудить соотношение психофизиологии и нейропсихологии.

По определению, нейропсихология - это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, - и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Наряду с этим, в последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Последнее фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.



Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) - понятие, введенное И.П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием "психическая деятельность". Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.

Портрет академика Павлова

(с картины Михаила Нестерова)

(Павлов Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики.)

В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии, стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т.д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм .
Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, "нормальную" нейропсихологию и системную психофизиологию.

Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.
Предмет общей психофизиологии - физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология ), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.
Предмет возрастной психофизиологии - онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.
Дифференциальная психофизиология - раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.

Николай Александрович Бернштейн - известный советский физиолог, основавший новое направление в психофизиологии, выделив физиологию активности, во многом перекликавшуюся с теорией деятельностной психологии Леонтьева. Бернштей построил систему новой, «неклассической» психологии. Он выделил несколько основных положений своего направления:

Во-первых, Бернштейн не разделял механистические тенденции, преобладавшие в классической физиологии, считая что они мешают этой науке справляться с новыми вопросами, что стали вставать перед ней в связи с развитием технологий и расширением области научного знания.

Во-вторых, Бернштейн ставил активность субъекта выше реактивности, выделяемой физиологами классической школы, при рассмотрении которой не учитывалась производимая субъектом деятельность.

Кроме того, Бернштейн рассматривал в первую очередь физиологию именно человека, а не животных, что накладывало свой отпечаток на его работы.

Так же следует заметить, что Бернштейн считал необходимым рассматривать объекты исследования в их естественных средах существования, в процессе жизнедеятельности, а не в лабораторных условиях, сковывающих возможности объекта к совершению активной деятельности.

При этом Бернштейн придерживался принципа целостности в противовес элементаризму классической физиологии, так как по мнению учёного элементаризм не мог объяснить специфику работы организма, так как понимал все свойственные целому свойства свойствами его составных частей в их совокупности.

Бернштейн ставил цель выше причины, уделяя особенное внимание вопросу «для чего» совершается то или иное действие. Без определения целевого детерминизма невозможно установить все составляющие движения, его полные характеристики и возможные эффекты.

Ещё одно положение учения Бернштейна гласит о том, что отражение действительного мира для субъекта является не чисто зеркальным, как предполагали ранее, но видоизменяется в зависимости о отношения субъекта к реальности и множества других факторов.

Последним пунктом необходимо указать теорию Бернштейна о цели как о модели потребного (желаемого, наиболее благоприятного) будущего для субъекта, из которой выткала необходимость наличия «коррекционных» действий, которые бы использовались в случае отхода от желаемой модели. Из этого проистекает концепция адаптационного характера движения, при котором субъект постоянно, иногда непроизвольно, вносит коррективы в свои движения, даже если они имеют некую общую программу выполнения

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -