Сообщение на тему иоганн вольфганг гете. Гёте - биография, информация, личная жизнь. Узы брака или очередной роман

Иоганн Вольфганг фон Гёте - немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель.

Родился Гете 28 августа 1749 года в Франкфурт-на-Майне в богатой буржуазной семье. Его отец — императорский советник, юрист, мать – дворянка, дочь франкфуртского старейшины.

Уже в детстве Иоганн начал проявлять поражающие способности к науке. Уже в семь лет он знал несколько языков, кроме того, в этом возрасте он начал писать свои первые стихи и сочинять пьесы. Талантливый ребенок много читал и пытался максимально пополнять свой багаж знаний.

В 1765 году Гете становится студентом Лейпцигского университета, где должен был изучать правоведение. В это время он впервые влюбляется, и это стало поводом для создания лирического сборника стихов «Аннетте» (1767 год).

Серьезная болезнь в 1768 году едва не поставила последнюю точку в биографии Иоганна Гете, заставив молодого человека оставить обучение в университете, которое он смог продолжить лишь в 1770 году в Штрассбурге. Здесь наряду с приобретением юридических знаний, он изучал естественные науки и медицину.

В 1771 г. после защиты диссертации Гете становится доктором права.

В 1772 году Гете переезжает в город Вецлар на юридическую практику. Именно в этом городе поэт переживает муки неразделенной любви к невесте своего друга Шарлотту Буфф. Свои глубокие переживания и терзания Гете изобразил в своем произведении «Страдания юного Вертера» — этот роман сделал поэта знаменитым.

В 1775 году Иоганн Гете получает предложение от своего близкого друга, принца Карла-Августа, поступить на государственную службу. Он соглашается и поселяется в Веймаре. Известный писатель и поэт, имея широкие полномочия, контролировал финансы, состояние дорог, просвещение. За свои успехи на этом поприще Гете в 1782 году был возведен в сан дворянина, а в 1815 году становится первым министром в правительстве Карла-Августа.1791 год ознаменовался открытием в городе театра, что произошло при непосредственном участии писателя.

В 1784 году Гете открывает межчелюстную кость человека, а в 1790 году выходит трактат «Опыт метаморфозы растений».

Когда Гете было уже почти шестьдесят лет, он сочетался гражданским браком с Кристианой Вульпиус, своей возлюбленной и матерью его детей, несмотря на то, что она простолюдинка, а это вызывало протест общества.

В 1808- первая часть трагедии «Фауст» выходит в свет. Конец работы над «Фаустом» приходится на 1831 год.

Гениальный литератор ушел из жизни 22 марта 1832 года , оставив свое гениальное наследие, в виде множества стихов, баллад, пьес, романов, научных работ в сфере анатомии, геологии, минералогии, физике.

Эта книга в первую очередь является искусством. Но в отличие от произведения Данте эту поэму еще и читать интересно. Не всегда, но сюжет интригующий.

Все начинается с вступлений (их целых три), где автор рассуждает и философствует на различные темы. Мне очень понравилось рассуждение на тему театра: стоит ли делать чисто популярное шоу на потребу массового зрителя или интеллектуальную постановку для единиц, умеющих оценить силу настоящего искусства? Думаю, вопрос вечный, но сама жизнь уже дала ответ на него, изобретя телевидение с льющейся из него лавиной фекалий.

Затем идет пролог самой истории, который проходит не где-нибудь, а прям в гостиной у Бога. Эта часть вообще самая любимая у меня - как ангелы лебезили и пресмыкались, ни дать ни взять - придворные фрейлины, и как Мефистофель показал себя интереснейшим собеседником Всевышнему. Вот уверен я, что самому Богу с таким существом общаться интереснее, чем с его ангельскими фрикадельками...
Суть спора в одном - сможет ли Мефистофель искусить некоего ученого мужа Фауста, чтобы тот забыл всю свою праведную жизнь... А муж сей действительно чист, как дистиллированная вода.

А далее читатель уже всю дорогу будет идти под руку с Фаустом. Что в нем интересного - он и юрист, и врач, и химик, и астролог, и еще фигова туча всего. Дядя познавал мир и самое себя многие десятилетия и в итоге пришел к одному выводу, к которому приходят многие думающие люди: "И какого Воланда я потратил свою жизнь на это, ведь толку ноль целых ноль десятых"...
Очень вовремя под видом черного пуделя появляется Мефистофель (видимо он сначала подумал, что искусАть это то же самое, что и искусИть). В конце концов эта странная пара заключает сделку и действительно превращается в дуэт.

Относительно сделки: я впервые встречаюсь с таким честным контрактом от дьявола. Тут нет такого "Я тебе золото, а ты мне душу" или "Я тебе юную девушку, а ты мне снова душу". А потом золото превращается в черепки, а юная девственница - в старую шлюху. Нет, Мефистофель хоть и проныра, приколист и вообще тот еще хмырь, но в данном случае предоставил очень честный вариант: ты мой, если во время мирового путешествия получишь такое огромное удовольствие и душевное наслаждение, что пожелаешь остановить мгновение. Вот так, все просто - или я тебе покажу, что такое неописуемый и неповторимый восторг, или ты меня никогда не видел и вообще что за Мефистофель такой.
Вот бы турагенства так плату взымали... Но то такое...

Далее всю книгу Фауст (волшебным образом помолодевший) и его ненавистный дружок в красном идут-шагают по Земле и даже под Землей. Все это напоминает шоу "Рассмеши комика" - Мефисто из своей рогатой кожи лезет, чтобы угодить, а Фауст держит масть. Через что ему пришлось пройти? Педофилия, обман, смертоубийство, подстрекательство к убийству, подлость, доведение до сумасшествия, оргия, мракобесие, путешествие во времени, любовь и потеря любви, банковская афера и много чего еще.

Местами читается запоем, местами нудно. Старинный немецкий слог переведен на русский преотлично, но иногда сам стиль угнетает и становится немного нудным. Потому что в античной литературе такое количество прилагательных и эпитетов - красиво, а вот в средневековой хочется больше именно готичности.
Но самый большой недостаток - финал. Нет, с самого начала понятно, что Бог - читер. Но вот так откровенно...
А еще больше разочаровывает невнятная мультяшность происходящего: какие-то потусторонние лемуры, насмешка над главным героем в стиле современных комиксов и т.п. Было ощущение, что я не "Фауста" дочитываю, а смотрю серию мультика про хитроумного Багза Банни в одежде Мефистофеля и глупенького охотника Элмера Фадда под видом Фауста. После трех предыдущих четвертей такой контраст в атмосфере просто выбивал из кресла.

Но если не брать расчет последние страницы, да еще и учесть время написания - очень достойная вещь. Гете силен, без вариантов.

Иоганн Гете – выдающийся немецкий писатель, поэт, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель.

Произведения Гете, в особенности трагедия «Фауст», признаны шедеврами немецкой и мировой литературы. Гений мыслителя заключался в его удивительной разносторонности и глубине познания.

В домашней библиотеке Гете насчитывалось около 2000 книг, благодаря чему Иоганн, много читавший, с раннего детства отличался глубокомыслием.

Детство и юность

Когда Иоганну Гете исполнилось 6 лет, в его биографии произошел переломный момент: он узнал о крупном в Лиссабоне, в результате которого погибло множество людей.


Иоганн Гете в юности

После этого Иоганн начал размышлять о Боге. Мальчик не мог понять, как добрый и справедливый Творец мог допустить гибель стольких людей.

В связи с этим он долгое время размышлял над разными религиозными вопросами.

Детство будущего писателя было весьма радостным и беззаботным. При этом, хотя их семья была очень богатой, Иоганн Гете не был избалованным ребенком.

Ему очень нравилось проводить свободное время в библиотеке, читая разные . Он был любознательным ребенком и в возрасте 10 лет уже сочинял стихи.

В 1756 г. Гете пошел в школу, но проучившись в ней всего 3 года, перешел на домашнее обучение.

Родители нанимали для него лучших преподавателей, которые только были в .

Интересно, что помимо традиционных предметов, мальчик интересовался . Кроме этого, Гете обучался езде на лошади, фехтованию, танцам, а также игрой на виолончели и .

Достигнув 16-летнего возраста, он успешно сдает экзамены в престижный Лейпцигский университет на юридический факультет. Его отец мечтал, чтобы Иоганн стал юристом. Однако юриспруденция мало интересовала юношу.

Вместо этого он уделял внимание , естествознанию и литературе. В данный период биографии он посещал лекции писателя и философа Христиана Геллерта, а также познакомился со знаменитым искусствоведом Винкельманом.

Во время учебы у Гете появилось множество друзей, поскольку он был общительным и открытым человеком. Он ходил на разные светские мероприятия и часто участвовал в дискуссиях об .

Студент Гете ни в чем не имел нужды, поскольку ежемесячно получал от отца солидную сумму денег.

Однако именно тогда в его биографии происходит серьезная неприятность: у него обнаруживают туберкулез, в результате чего ему приходится вернуться домой, не закончив университет.

Гете-старшего очень расстроило то, что сын не получил диплома об образовании, в связи с чем отношения между ними серьезно натянулись.

Творчество Гете

Приехав домой, Иоганн Гете долгое время лечился от своей болезни. В этот период он написал комедию «Соучастники», ставшую первым серьезным произведением в его биографии.

В 1770 г. он отправляется в Страсбург, чтобы все-таки получить юридическое образование. Там он активно изучает филологию, а также проявляет интерес к химии и .


Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна, 1787 г.

Позже Иоганн Гете познакомился с искусствоведом и богословом Иоганном Гердером, который положительно отозвался о перспективном ученике.

Однажды в Страсбурге он встретился с Фридерикой Брион и сразу же в нее влюбился. Писатель начал посвящать ей любовные стихи, признаваясь в своих чувствах.

Однако прошло совсем немного времени, и внезапно вспыхнувшая любовь угасла, а девушка перестала его интересовать, о чем он честно написал ей в своем письме.

Произведения Гете

В 1773 г. Иоганн Гете публикует пьесу «Гец фон Берлихинген с железною рукою», которая приносит ему определенную популярность.

Следующей возлюбленной Гете становится Шарлотта Буфф, которую он увидел на балу. Но девушка не проявляла к нему никакого интереса, в связи с чем он впал в депрессию.

«Страдания юного Вертера»

Однако именно благодаря своему тяжелому душевному состояние, Иоганну Гете удалось написать великолепный роман «Страдания юного Вертера», в котором Буфф была прототипом главной героини.

В сюжете романа повествовалось о молодом человеке, покончившем жизнь самоубийством по причине неразделенной любви.

Это произведение имело большой успех, однако после его публикации в Германии было зафиксировано множество случаев суицида на почве безответной любви.

Интересен факт, что в некоторых немецких городах эта книга была запрещена по причине ее негативного влияния на молодые умы.

«Фауст»

В период 1774-1832 гг. Иоганн Гете писал свою бессмертную философскую драму «Фауст», ставшую одним из самых известных произведений в его биографии.

До сих пор «Фауст» считается вершиной немецкой поэзии. Над этим произведением писатель трудился почти 60 лет, доводя до совершенства каждую фразу.

Наиболее известный перевод «Фауста» на был выполнен .

Интересен факт, что резко негативно относился к большинству произведений Гете, а вот наоборот – называл «Фауст» одной из самых любимых своих книг.

«Лесной царь»

В 1782 г. из-под пера Гете выходит баллада «Лесной царь», написанная в стиле народного эпоса. В ней повествуется о некоем могущественном существе, которое умертвило ребенка.

Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес. Сыну кажется, что его манит к себе лесной царь; отец же объясняет ему, что это все ему мерещится.

В конце сын кричит о том, что лесной царь нагнал его. Когда они, наконец, приезжают домой, отец обнаруживает, что ребенок мертв.

Баллада «Лесной царь» несколько раз переводилась на русский язык. Наиболее известны русские переводы и Афанасия Фета.

Личная жизнь

Иоганн Гете был гениальным человеком, способным овладевать любыми знаниями. Вместе с этим он был достаточно странной и загадочной личностью.

Ряд биографов считают, что Генрих Фауст из его поэмы, имел многие черты характера, присущие самому Гете.

На протяжении всей жизни Гете пользовался большой популярностью у женщин, в результате чего у него было множество любовных связей.

Однако, несмотря на это, его единственной любовью стала модистка Кристиана Вульпиус, вместе с которой он прожил 30 лет. Интересен факт, что его избранница не обладала особой привлекательностью, хотя и была добродушной и искренней девушкой.

Их встреча произошла совершенно случайно. Однажды Кристиана передала Иоганну Гете письмо. Этой мимолетной встречи оказалось достаточно, чтобы покорить сердце Гете. Он предложил ей поселиться в его усадьбе, на что Вульпиус дала свое согласие.

Бывшие любовницы писателя посчитали оскорблением выбор Иоганна, который вместо них предпочел какую-то крестьянку. Однако ему было абсолютно все равно.

В 1806 г. Иоганн и Кристиана поженились, после чего у них родилось пятеро детей. Дети, родившиеся после старшего сына Августа, не выжили: один ребенок родился мертвым, остальные умерли в течение нескольких недель.

У Гете были разные . Наиболее известное из них – коллекционирование. Также он серьезно увлекался минералами (в его честь назван минерал гётит).

Смерть

Во время одной из прогулок, Иоганн Гете серьезно простудился. С каждым днем болезнь прогрессировала и в конечном итоге стала причиной смерти великого писателя.

Иоганн Вольфганг фон Гете умер 22 марта 1832 г., в возрасте 82 лет. Его последними словами были: «Пожалуйста, закройте окно».

Фото Гете

В конце посмотрите фото Иоганна Гете. Точнее говоря, фото художественных портретов Гете, написанных маслом.

Гете Вольфганг - является философом, величайшим мыслителем и поэтом. Свою карьеру писателя он начинал во Франкфурте. Родился в 1749 году. Отец младенца был императорским советником, а мать - дочь старейшины города франкфурта.

Уже в детстве Гете проявил свои способности к овладеванию знаний о науке. Когда ему исполнилось семь лет, он уже знал пару иностранных языков и написал несколько стихотворений. Кроме стихов, автор пытается написать пьесы и у его очень хорошо это выходит.

65 год для Гете стал толчком в литературе, так как он в этот год, становится студентом одного из ведущих университетов мира. Ему преподавали правоведение, но это ему не очень было интересно, поэтому он полностью отдаёт себя литературе. А в 1767 году, публикуется первый его сборник стихотворений, в которых он раскрыл свою первую любовь, все свои переживания, а также присутствует лирика.

В процессе обучения, молодой поэт заболевает очень тяжёлой болезнью из-за которой ему приходится бросить учёбу и уехать на свою родину. Дома Гете пробыл около полтора года. За это время, отец запрещал ему увлекаться литературой. По этой причине он уезжает в Страсбург. Там он начинает изучать химию и медицину. Конечно литературу он бросить не мог.

В скором времени Гете изменил своё мировоззрение после знакомства с Гердером, так как он являлся критиком. Далее Гете вступает в группу, которая была против установившихся порядков феодального движения.

После окончания университета, писатель оканчивает работу над первой частью драмы, которая очень подробная иллюстрирует все феодальные действия в отношение простого населения.

В 72 году он прибывает для прохождения практики в Вецлар. Там он переживает не взаимную любовь к Шарлотте. Она была невестой его лучшего друга. Свои мучения он описал в романе, который принёс ему знаменитость.

Биография Иоганна Вольфганг фон Гёте о главном

Иоганн Вольфганг фон Гёте известен большинству людей как автор таких произведений как «Страдания юного Вертера» и «Фауста», но в то же время он занимал несколько постов при веймарском дворе и был естествоиспытателем.

Автор «Фауста» родился 28 августа 1749 г. в Франкфурт-на Майне. Его отец был юристом и имперским советником. Мать также была из семьи судьи. Из всех детей в живых остались только Иоганн и Корнелия, которые оставались дружны на протяжении всей жизни. Иоганн с шестилетнего возраста учился в общественной школе, но через 2 года с сестрой начал обучаться на дому, где они получили прекрасное разностороннее образование. Отец, желая из сына сделать юриста, отправляет его в 1765 г. в Лейпцигский университет. Уже тогда лекциям по праву Гёте предпочитал лекции Христиана Геллерта, где студенты выступали со своими литературными опытами, и встречи с искусствоведом Винкельманом. Здесь же Гёте создает свои первые сборники стихов. В 1768 г. обострилось кровотечение из-за туберкулеза и Иоганн возвращается домой.

В период выздоровления Гёте создает первую комедию «Соучастники». Приехав в Страсбург, он возвращается к учебе. Он знакомится с молодыми писателями эпохи «Бури и натиска», пишет стихи, посвящая их юной дочери пастора Фридерике Брион. В 1771-1775 гг. Иоганн занимался адвокатской практикой, не забывая и про литературу. Известность в Германии Гёте получил благодаря вышедшей в 1773 г. пьесе « Гёц фон Берлихинген». В 1774 г. под влиянием своих чувств к Шарлоте Буфф из-под пера писателя выходит роман «Страдания юного Вертера», которое принесло известность его автору и за пределами страны. Этот роман в письмах повествует о юном романтике Вертере, покончившем собой из-за безответной любви. В 1775 г. Иоганн Гёте принимает приглашение герцога Карла Августа приехать к веймарскому двору. При дворе известному писателю поручили руководство театром, далее Йенским университетом, а также проведение реформ. Как ученый в этот период он занимается опытами в области геологии, ботаники, горной и лесной промышленности.

Над трагедией «Фауст» Гёте работал с 1774 г. до самой смерти. Знакомство с мистикой и образом Фауста произошло еще в 1770 г., когда писатель лечился от туберкулеза. В этом произведении Мефистофель и Господом заключает пари, что Фауст потеряет свою душу. Мефистофель различными способами соблазняет Фауста. Однако, в конце душа Фауста все-таки попадает в рай. В связи с длительным периодом написания трагедия содержит в себе признаки нескольких школ и течений: классицизма, романтизма, а также отличительные для периода «Бури и натиска» приемы.

В 1780 г. Гёте стал масоном в веймарской ложе «Амалия». В 1782 г. Гёте получает дворянский титул и к его имени добавляется приставка «фон». К середине 1780-х годов Иоганн испытывает кризис в личной и творческой жизни. Инкогнито Гёте покидает двор и путешествует по Италии. В спокойной обстановке он заканчивает произведения «Торквадо Тассо», «Иффигению», «Эгмонт».

По возвращении из Италии у Гёте начинается роман с молодой модисткой Кристианой Вульпиус, родившей ему несколько детей. Разрешение на брак было получено только в 1806 г. Из пяти детей выжил только единственный сын Август. Умер Иоганн Вольфганг фон Гёте в г. Веймар в 1832 г. от инфаркта, осложненного проблемами с легкими.

Интересные факты и даты из жизни

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe ) - крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Götz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.
Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768).
По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Römische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Märchen).
Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-östlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprüche in Prosa, Sprüche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста.
Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЁТЕ
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Гёц фон Берлихинген с железною рукою (Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand, 1773), навеянный историческими хрониками Шекспира, дает яркую реалистическую картину Германии 16 в., рисуя конфликт старого имперского порядка, представленного его рыцарством и крестьянством, и новых сил, конфликт князей и городов, которым суждено определять современную жизнь. В основу пьесы Клавиго (Clavigo, 1774) положен эпизод из мемуаров П.О.К. Бомарше; в противоположность Гёцу это композиционно простая современная трагедия из жизни среднего сословия, поднятая Гёте на уровень проблемной пьесы, где каждый персонаж по-своему прав. Герой Эгмонта (Egmont, 1788) – нидерландский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II, казненный испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Свобода – главная тема трагедии. Использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы, вызвало в то время резкую критику, но позднее к этому приему прибег и Шиллер – так был сделан первый шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Бетховена к Эгмонту продолжила эту традицию. Ифигения в Тавриде (Iphigenie auf Tauris, 1787) – поистине прекрасный гимн Гёте женщине. В противоположность Ифигении Еврипида, хитрой интриганке, героиня Гёте, поставив перед собой высокую цель снять семейное проклятие, достигает этой цели отказом от кровной мести, ни при каких обстоятельствах не изменяет себе и живет чистой безгрешной жизнью, уверенная в том, что боги одобряют ее человеколюбие. Торквато Тассо (Torquato Tasso, 1790) – потрясающая до глубины души и, при всех ограничениях, налагаемых возвышенностью стихотворного языка и классической формой, – реалистическая и убедительная трагедия гения, которому грозит безумие. Роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) подробно и непредвзято разбирает проблемы развода.
Опубликованный в 1774 сентиментальный психологический роман в письмах Страдания молодого Вертера (Die Leiden des jungen Werthers) принес автору мировую славу. Первая его часть содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в Шарлотту (Лотту) Буфф, невесту его друга Г.К.Кестнера, летом 1772 в Вецларе. В основе второй части – незадачливая судьба К.В.Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря: презираемый аристократическим обществом Судебной палаты, изводимый начальством и влюбленный в жену коллеги, он в октябре 1772 покончил с собой. Кристаллизация этих материалов и персонажей, однако, состоялась под действием тягостного инцидента, который случился с Гёте в феврале 1774 в доме ревнивого мужа Максимилианы Брентано.
Небывалый успех романа нельзя отнести лишь за счет непревзойденного искусства, с каким Гёте облекает заурядную историю любви в эпистолярную форму. Тут кредо целого поколения, восставшего против примитивного оптимистического рационализма отцов, которые в дивном изобилии природы усматривали действие умозрительных законов, в ее таинственном Творце – своего рода часовщика, в событиях жизни – набор моральных прописей, а в окольных тропах потерь и обретений – торный путь к счастью, достижимому разумным поведением. Вопреки всему этому Вертер провозгласил право сердца.
Вильгельм Мейстер – главный персонаж гётевской дилогии Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre) и Годы странствования Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre). По жанру это роман воспитания (Bildungsroman), раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта. Первая редакция романа – Театральное призвание Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters theatralische Sendung, написана в 1777–1786) – обнаружилась в Швейцарии в 1910 и была опубликована в 1911. Роман замечателен реалистическим описанием актерского быта, жизни бюргеров и аристократов и поистине уникален в оценках немецких, французских и английских драматургов, в частности Шекспира. Годы учения Вильгельма Мейстера (1795–1796) были вдохновлены дружеским участием Шиллера; шесть книг Театрального призвания вошли в первые четыре книги новой редакции, но подверглись пересмотру с более зрелых позиций автора. Согласно новому плану, Мейстера нужно было привести к более универсальной, гуманистической жизненной концепции, которой можно было достигнуть, лишь общаясь с аристократами. Театр безусловно сохраняет свое воспитательное значение, но только как окольный путь в направлении идеала, а не как цель сама по себе. Годы странствования, написанные в последние годы жизни (опубл. 1829), вновь демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно для Гёте, всегда стремившегося идти в ногу с меняющимся временем. Промышленная революция, по своим последствиям много более важная, чем скоротечная Французская революция, подтвердила, насколько радикально изменились времена с тех пор, как были завершены Годы учения. Примечательно, что по окончании своих европейских путешествий Вильгельм с семьей и группой друзей эмигрировал в Америку, где они намеревались создать демократическое братство тружеников.
Фауст – центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по генеральному плану, составленному в 1770. Первая часть вышла в свет лишь в 1808. Вторая часть – за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 и опубликованной в 1827, – главным образом творчество последних лет жизни писателя (1827–1831); завершена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833.
Два великих антагониста мистериальной трагедии – Бог и дьявол, а душа Фауста – лишь поле их битвы, которая непременно окончится поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, – дуализм его натуры автор мастерски выявляет на всех этапах жизни героя.
Трагедию можно разделить на пять актов неравной величины, в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста. В акте I, завершающемся договором с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ – созерцательной и деятельной, которые символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли. Акт II, трагедия Гретхен, завершающая первую часть, раскрывает Фауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. Часть вторая, уводящая Фауста в свободный мир, к более высоким и чистым сферам деятельности, насквозь аллегорична, это словно сновидческая пьеса, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся знаками вечных идей. Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют вместе акт III. В них Фауст предстает художником, сначала при дворе Императора, потом в классической Греции, где он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы. Конфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимся искусством для искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждения и славы. Кульминация трагедии Елены – брак с Фаустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам Гёте, и его любимый ученик Дж.Г.Байрон. Гёте отдал поэтическую дань Байрону, наделив его чертами Эвфориона, отпрыска этого символического брака. В акте IV, завершающемся смертью Фауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому что он не в силах достичь человеческого счастья, не разрушая человеческой жизни, равно как не в силах создать рай на земле с изобилием и работой для всех, не прибегая к дурным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле необходим. Этот акт заканчивается одним из самых впечатляющих эпизодов, созданных поэтической фантазией Гёте, – встречей Фауста с Заботой. Она возвещает ему близкую смерть, но он надменно игнорирует ее, до последнего вздоха оставаясь своевольным и неблагоразумным титаном. Последний акт, вознесение и преображение Фауста, где Гёте свободно использовал символику католических небес, – завершает мистерию величавым финалом, с молением святых и ангелов за спасение души Фауста милостью благого Бога.
Влияние Фауста на немецкую и мировую литературу огромно. Поэтической красотой с Фаустом не сравнится ничто, а по цельности композиции – разве что Потерянный рай Мильтона и Божественная комедия Данте.