Пьер жан беранже - биография. Беранже, пьер-жан. Творчество Беранже Пьера-Жана: общая характеристика, значение


(19.8.1780, Париж, - 16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда-портного; с детских лет воспринял освободительные идеи Великой французской революции. В своих первых поэтических опытах подражал т. н. высоким жанрам классицизма, но вскоре обратился к песне. Б. поднял традиционный фольклорный куплет с рефреном до уровня профессионального искусства. Он придал песне жанровое и композиционное разнообразие, невиданную гибкость, позволявшую ей превращаться под его пером в любой из "высоких" жанров - в оду, гимн, дифирамб. Б. создал песню-марш, песню-призыв, песню-памфлет, сатирическую песню, публицистическую, элегическую, любовно-эротическую. Некоторые его песни построены как лирический монолог, как ораторское выступление или жанровая картинка. Иногда песня Б. - портретная зарисовка или миниатюрная новелла.
В пору Первой империи (1804-14) песни Б. отличаются эпикуреизмом, добродушным юмором; политическая сатира встречается лишь изредка - например, песня "Король Ивето" (1813), иносказательно высмеивающая Наполеона I. Тон песен Б. резко меняется в годы Реставрации: поэт становится выразителем народной вражды к Бурбонам, к дворянско-католической реакции; его политическая сатира достигает расцвета. С едкой насмешливостью, с плебейской прямотой бичует Б. королевскую власть ("Бесконечно малые"), своекорыстных тупиц дворянской эмиграции ("Маркиз де Караба", "Белая кокарда"), католическое духовенство и иезуитов ("Святые отцы", "Смерть сатаны"), противопоставляя им образы наполеоновских солдат ("Старый сержант", "Старый капрал"). Дважды Б. привлекался к суду (1821 и 1828) за сборники песен и попадал в тюрьму. Вожди официальной оппозиции - буржуазные либералы не раз предавали его. Однако Б. был непоколебим в своей борьбе и твёрдо верил в падение режима Реставрации ("14-е июля").
Б. участвовал в Июльской революции 1830 и воспел её, но вскоре увидел, что буржуазная монархия не облегчила положение народа ("Жак", "Старый бродяга"). В поисках выхода он обратился к утопическому социализму, славил его учителей ("Безумцы"). Отвращение к владычеству финансовой аристократии, отразившееся у Б. в резких антибуржуазных песнях ("Бонди"), возвращало поэта к мысли о новой революции ("Идея"). Нарастание народного недовольства в 40-х гг. отозвалось у Б. в песне "Потоп", предвещавшей Революцию 1848.
К. Маркс называл Б. "бессмертным". Русские революционные демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов высоко ценили его наследие. В 50-60-х гг. 19 в. огромную популярность его песням придали переводы В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Много переводили из Б. советские поэты (П. Антокольский, В. Дмитриев, В. Левик, В. Рождественский и др.).

Pier Jean Beranger Французский поэт

Родился 19 августа 1780г. в Париже, в семье конторщика, воспитывался дедом-портным. В молодости переменил ряд профессий: был учеником часовых дел мастера, трактирным слугой, библиотекарем, учился ювелирному делу и т. д., наконец заводит связи в среде литературной и артистической богемы Парижа.

В своём творчестве Беранже опирается на низкую литературную традицию уличной песни-куплета, импровизируемой в кабачках и трактирах Парижа. Беранже следует сперва образцам этого жанра, создаваемым в кружке поэтов-песенников «Погребок» (традиция его тянется еще с XVIII в.), в состав которого вступает, движимый своим глубоко общественным темпераментом, и очень скоро резко обновляет их тематику. Из задорного славословия свободной любви и веселья, каким является песня-куплет у предшественника Беранже - Дезожье и у самого Беранже раннего периода («Вакханка», «Великая оргия»), он очень скоро создаёт острый политический памфлет, социальную элегию.

1813 - написан памфлет на Наполеона I «Король Ивето».

1815 - выходит первое собрание песен Беранже. Оно тотчас же обращает на себя внимание критиков. Но вместе с тем автор получает первое предостережение от властей за политический характер некоторых из песен.

1815-1830 - расцвет сатиры Беранже в эпоху реставрации. Возвращение к власти Бурбонов, а с ними эмигрантов-аристократов вызывает у Беранже длинный ряд песен, памфлетов, в которых находит блестящее сатирическое отражение весь социальный и политический строй эпохи. Продолжением их являются песни-памфлеты, направленные против Луи-Филиппа (1830-1848) как представителя финансовой буржуазии на троне. Находясь в оппозиции к Наполеону во время его царствования, Беранже утверждает культ его памяти во время Бурбонов и Луи-Филиппа. В песнях этого цикла Наполеон идеализируется как представитель власти революционной.

1821 - выходит второе собрание песен, которое навлекает на Беранже судебное преследование, оканчивающееся трёхмесячным тюремным заключением за оскорбление нравственности, церкви и королевской власти.

1825 - выходит третий сборник песен, работу над которым Беранже начал, сидя в тюрьме.

1828 - выходит четвёртый сборник, из-за которого автор вторично приговаривается к тюремному заключению, на этот раз на 9 месяцев, и к денежному штрафу в 10000 фр. Наряду с этими преследованиями, слава Беранже и популярность его произведений возрастает всё более и более. Десять тысяч франков штрафа ему собираются по подписке.

1830 - в дни польской революции Беранже принимает вместе с Лафитом, Лафайетом и другими деятельное участие в проведении кандидатуры на престол Луи-Филиппа и, когда это ему удаётся, удаляется от дел, отстранив от себя все почести и награды, предложенные ему новым королем.

1833 - выходит последнее при жизни Беранже собрание его песен.

1848 - несмотря на отказ поставить свою кандидатуру, Беранже избирается в Национальное собрание, что явилось демонстрацией уважения к поэту со стороны широких слоёв парижского населения. После нескольких заседаний Беранже подаёт в отставку, но она не была принята, и только после того как он повторяет свою просьбу и категорически заявляет, что его решение непреклонно, ему дают вернуться к частной жизни.

1848-1857 - в последние годы Беранже отходит от общественной жизни, поселившись под Парижем, переходит в своём творчестве от мотивов политических к социальным («Рыжая Жанна», «Бродяга», «Жак» и др.).

С линией гражданского социального романтизма тесно соприкасается такой крупный поэт, как Пьер-Жан Беранже. Правда, определить точное место его в литературном процессе того времени - весьма сложная проблема. Какими-то очень существенными сторонами своего творчества Беранже, безусловно, близок и литературе критического реализма, и развивающейся в это время революционно-демократической поэзии - молодому Готье, Огюсту Барбье, Пьеру Дюпону. Социальная, антибуржуазная критика в сатирических стихах Беранже, конечно, острей и конкретней, чем у романтиков даже этого социального склада. Особое место Беранже во французской литературе этого периода определяется еще и тем, что он на всем протяжении своей многолетней творческой деятельности оставался верен в основном одному, раз и навсегда избранному поэтическому жанру - песне. Уже самый выбор этого жанра и беранжеровская верность ему как бы провели четкую черту между ним и другими крупными представителями французской культуры XIX в. Если другие прославленные французские поэты и писатели того времени в своих эстетических воззрениях и художественной практике апеллировали прежде всего, так сказать, к просвещенной части общества, то Беранже сознательно подразумевал в качестве аудитории для себя широкие народные массы.

Проводя такое различие, я не хочу, чтобы вы истолковали его как оценку - этот факт не принижает значение ни Стендаля, ни Бальзака, ни Ж. Санд, ни Гюго, точно так же как он не обязательно должен возвышать Пьера-Жана над этими писателями. Примите этот факт как объективную данность: Беранже действительно ближе стоит к самым широким народным массам, чем другие писатели и поэты первого ранга. Нет оснований сомневаться в том, что Ж. Санд или Гюго искренне сочувствовали положению народных масс и искренне стремились внести свой вклад в то, чтобы облегчить его, как это делал Пьер-Жан. Но и Гюго, и Ж. Санд по всему ходу своих мыслей, по всей системе своего образного поэтического мышления обращены к людям развитым - для понимания их нужно стоять на определенной ступени интеллектуальной культуры. Беранже стремился быть доступным любому крестьянину, любому ремесленнику. Уже сам его излюбленный жанр - песня - подразумевает массовую доступность и понятность.

Но и в этом избранном им жанре Пьер-Жан Беранже сумел достигнуть поразительной виртуозности. Его поэзия, жадно впитывая в себя все красоты собственно народной песенной образности, все стихийное остроумие народного юмора, переплавляла их в себе и возвращала народу в форме, которая в лучших песнях Беранже обработана до поистине ювелирной точности. При этом Пьер-Жан сохранял редкое чувство стиля - почти никогда не заимствовал он специфических приемов "высокой культуры", но и никогда не стремился быть нарочито упрощенным. Его песни отточены, но не изысканны, точно так же, как они просты, но не примитивны Их общедоступность, их обращенность к широким массам - не результат расчетливого заискивания перед массами, а результат глубокого, органического слияния со стихией собственно народной поэтической культуры. Именно в этом величие Беранже как поэта - его с равным удовольствием может прочесть и придирчивый эстет, и далекий от всякого представления об эстетике простолюдин. Конечно, не все в его творчестве находится на такой высоте, как, впрочем, и у любого другого поэта, но характерно, что именно там, где Беранже пытается заимствовать приемы у “высокой культуры”, высокой риторической поэзии, у Гюго, его стиль во многом утрачивает естественность и художественность

В использовании народных песенных традиций Беранже, как я уже говорил, достигает подлинной виртуозности. Рефрены его песен, повторы внутри строф четко выделяют одну главную мысль, делают ее доходчивой и меткой. От этих традиций идет и юмористически-сатирическая направленность в песнях Беранже. Монахи, дворяне, монархи одной строчкой, одним рефреном получают у Беранже по заслугам так, как это бывало и у острого на язык французского народа. Или стихи о любви. Лучшие из них всегда несут на себе отпечаток чисто народного здорового и жизнерадостного мышления. Муза его ранней лирики - Лизетта (образ подчеркнуто демократический) - это веселая парижская гризетка.

Правда, в 30-40-е годы в творчестве Беранже исчезает эта характерная для его ранней поэзии суверенная жизнерадостность. Для этого были основания. С самого начала Беранже выступал как поэт подчеркнуто политический. При этом и здесь нужно четко представлять себе особый характер этой связи Беранже с политикой. Гюго тоже всю жизнь был в сущности поэтом политическим. Но он, разоблачая тиранов и сочувствуя отверженным, смотрел и на тех и на других глазами образованного литератора. Беранже смотрит на политические проблемы глазами простого, как бы необразованного человека. Там, где Гюго с вершины Олимпа мечет в тиранов громы и машин, Беранже припечатывает их к позорному столбу сочной издевкой во вкусе парижского предместья.

Во всяком случае, Пьер-Жан был поэтом подлинно революционным. Ни одного восстания французской бедноты в ту богатую революциями пору не обходилось без звонкого, поэтического благословения Беранже. Поэтому он бурно приветствовал революцию 1830 г., свергнувшую ненавистный режим Реставрации. Но пришедший на смену Реставрации режим июльской монархии не оправдывал благодушных ожиданий поэта, и он снова был вынужден вступить в борьбу. Поэзия Беранже 30-40-х годов - поэзия подчеркнуто антибуржуазная, но в ней уже часто звучат элегические ноты, открывающие в лучших образцах новые грани поэтического таланта Беранже: Эти прекрасные стихи - как эпиграф к романам Стендаля и Бальзака об утраченных иллюзиях.

Беранже, как и Жорж Саид, искренно увлекается в эти годы идеями утопического социализма. Но характерно, что в глубине души он, поэт по натуре своей плебейский, всегда симпатизировавший именно революционной перестройке общества, - в глубине души он ощущает именно всю утопичность этого социализма. В знаменитом своем стихотворении "Безумцы" Беранже со стоической гордостью принимает это название, которое буржуазные филистеры дат Сен-Симону, Фурье. В этих стихах и гордость за человеческую мысль, и глубокая трагедия человека, которого общество не понимает и считает "безумным".

И хотя у Беранже в 30-40-е годы все ощутимей звучат настроения разочарования, утраты иллюзий (еще один пример - его трагическое стихотворение "Барабан"), он все-таки никогда не звал к примирению с врагами - ни с буржуа, ни с монархами, ни с либеральными пустозвонами - и до самой смерти продолжал их клеймить в своих песнях. Именно эта верность интересам народа и привлекала к Беранже симпатии всей трудовой Франции, симпатии наших революционных демократов. Пьер-Жан долгое время был одним из самых популярных в России иностранных поэтов XIX в.

В самой Франции отношение к Беранже очень сложное. Высокая критика зачастую относится к нему пренебрежительно, именно как к плебейскому поэту. Основная линия французской поэзии конца XIX - начала XX в идет в другом направлении: символисты и поэты начала века - Аполлинер, Валери - создали прочную национальную традицию нервного и интеллектуального стиха, изысканного даже в своей простоте, даже в своей гражданственности, как у более поздних поэтов - Арагона, Элюара, Превера.

В этом русле беранжеровская традиция оказывается как бы в стороне, потому что сам жанр песни кажется уже архаичным в современной поэтической культуре Франции. Поэты Парижской Коммуны - Потье и Клеман - были прямыми наследниками Беранже во французской поэзии. Отзвуки беранжеровского влияния можно обнаружить в знаменитом стихотворении Рембо, посвященном Парижской Коммуне, "Руки Жанны Мари".

Проще проследить беранжеровскую линию ретроспективно, до истоков - через Бомарше и Вольтера к Вийону и даже Ронеару, дальше уже труднее обнаружить продолжение традиции. Может быть, Беранже попросту ушел туда, откуда пришел, - в гущу народа, растворился в нем, и следы его влияния надо искать сейчас не в высокой поэзии Франции, а в тех прекрасных французских chansons, которые звучат во всем мире в исполнении Эдит Пиаф, Жака Бреля и Ива Монтана. Во всяком случае, среди французских поэтов XIX в. Беранже занимает особое, почетное место и является неотъемлемой частью французской духовной культуры.

Беранже

Беранже

БЕРАНЖЕ Пьер-Жан (Pierre Jean Béranger, 1780–1857) - французский поэт-песенник. Р. в Париже, в семье конторщика. В молодости переменил ряд профессий: был учеником часовых дел мастера, трактирным слугой, библиотекарем, учился ювелирному делу и т. д., наконец заводит связи в среде литературой и артистической богемы Парижа. Демократизм Б., предопределенный его происхождением из трудового мещанства и тем, что он рос в условиях Великой французской революции, принципами к-рой он глубоко проникся, направил его литературную работу в формальном отношении по линии оппозиции к царившим в верхах литературы классическим штампам. Однако в борьбе с последними поэт-мещанин не идет по пути тех классов, к-рые создали романтизм, а опирается на «низкую» литературную традицию уличной песни-куплета, импровизируемой в кабачках и трактирах Парижа. Б. следует сперва образцам этого жанра, создаваемым в кружке поэтов-песенников «Погребок» (традиция его тянется еще с XVIII в.), в состав которого вступает, движимый своим глубоко общественным темпераментом, и очень скоро резко обновляет их тематику. Из задорного славословия свободной любви и веселья, каким является песня-куплет у предшественника Б. - Дезожье (см.) и у самого Б. раннего периода («Вакханка», «Великая оргия»), Б. очень скоро создает острый политический памфлет, социальную элегию, углубленное лирическое раздумье.
Первыми значительными произведениями Б. в этом роде являются его памфлеты на Наполеона I: «Король Ивето» (1808), «Политический трактат» (1815). Но расцвет сатиры Б. падает на эпоху реставрации (1815–1830). Возвращение к власти Бурбонов, а с ними эмигрантов-аристократов, за годы революции ничему не научившихся и ничего не забывших, вызывает у Б. длинный ряд песен, памфлетов, в к-рых находит блестящее сатирическое отражение весь социальный и политический строй эпохи. Продолжением их являются песни-памфлеты, направленные против Луи-Филиппа (1830–1848) как представителя финансовой буржуазии на троне. В этих песнях, к-рые сам Б. называл стрелами, пущенными в трон, церковь, бюрократию, буржуазию, поэт предстает политическим трибуном, посредством поэтического творчества отстаивающим интересы трудового мещанства, игравшего в эпоху Б. революционную роль, впоследствии окончательно перешедшую к пролетариату. Эта направленность сатирического творчества Б. заставляет определить его как представителя революционной в то время мелкой буржуазии в поэзии. Такая характеристика подтверждается и лирической линией его творчества. Здесь господствующим мотивом у Б. является славословие труда, бедности и морального их превосходства над эксплоатацией и богатством. Через все творчество Б. тянется нить чисто лирических песен-раздумий, проникнутых мотивом возвеличения труда и быта трудовых классов («Бог добрых людей», «Мой старый фрак», «Чердак», «Нет, это не Лизетта», «Портной и фея», «Фея рифмы» и др.). Следует однако отметить, что труд индустриального пролетариата в этих песнях не нашел отражения. Поэтом революционного мещанства выступает Б. и в цикле песен, посвященных легенде о Наполеоне. Находясь в оппозиции к Наполеону во время его царствования, Б. утверждает культ его памяти во время Бурбонов и Луи-Филиппа. В песнях этого цикла Наполеон идеализируется как представитель власти революционной, связанной с народными массами. Чуждый сознанию подлинного пролетариата, этот мотив поэзии Б. чутко отражал настроения трудового мещанства, болезненно реагировавшего на возвращение к власти дворянства и церкви при Бурбонах и на господство финансовой буржуазии при Луи-Филиппе. В этом ограниченном смысле революционность этого мотива не может быть отвергнута. Наконец положительные идеалы Б., раскрытые в ряде песен-утопий, опять характеризуют поэта как представителя революционной мелкой буржуазии. Главные мотивы этого цикла: вера в силу идей, свобода как некое отвлеченное благо, а не как реальный результат классовой борьбы, по необходимости связанной с насилием («Идея», «Мысль»). В одной из песен этого цикла Б. называет своих учителей: Оуэн, Ла Фонтен, Фурье. Перед нами таким образом последователь утопического домарксова социализма.
В обстановке постепенного укрепления контрреволюции, лишь прерываемого время от времени революционными взрывами (1830, 1848), в которой жил и творил Б., господствующие классы в лице их правительств попеременно то пытаются (всегда неудачно) привлечь его на свою сторону как выдающуюся общественную силу, то подвергают поэта суровым репрессиям. Первый сборник стихов лишает его милости начальства по университету, где он тогда служил. Второй сборник (1821) навлекает на Б. судебное преследование, оканчивающееся трехмесячным тюремным заключением, за оскорбление нравственности, церкви и королевской власти. Четвертый сборник (1828) имел результатом для автора вторичное тюремное заключение, на этот раз на 9 месяцев. Оба процесса имели место при контрреволюционном правительстве Бурбонов и послужили лишь к грандиозному росту популярности Б., тюремная камера к-рого каждый раз делалась местом паломничества для лучших представителей всего прогрессивного во Франции той эпохи. Популярности Б. в широких слоях трудовой Франции, помимо его песен, распевавшихся в крестьянской хате, каморке ремесленника, казарме и мансарде, как нельзя более способствовал образ жизни поэта, граничивший с нищетой, при наличии полной возможности занять видное положение при правительстве Луи-Филиппа или Наполеона III, которые были не прочь играть в либерализм и зачислить революционного поэта в свою свиту, независимо от его общественного поведения. При всем том участие Б. в политической жизни в собственном смысле слова (если не касаться революционного действия песен) выливалось в довольно умеренные формы, напр. в виде поддержки либералов в революции 1830. В последние годы (1848–1857) Б. отошел от общественной жизни, поселившись под Парижем, перешел в своем творчестве от мотивов политических к социальным, разрабатывая их в духе народничества («Рыжая Жанна», «Бродяга», «Жак» и др.).
Избрание Б. в Национальное собрание в 1848 не имело реального значения, поскольку он не принимал участия в работах Собрания, и явилось лишь демонстрацией уважения к Б. со стороны широких слоев парижского населения. Слава Б. в этот период была так велика, что после его смерти правительство Наполеона III оказалось вынужденным взять его похороны на свой счет и официально придать им значение общенационального акта.
Влияние Б. на французскую литературу выразилось гл. обр. в том, что по его следам пошли рабочие поэты: Дюпон (см.), коммунар Потье (см.), Клеман (см.) и песенники конца XIX в.: Аристид Брюан (см.), Жюль Жуй (см.), Жан Риктюс (см.). В России имя Б. становится известным еще в эпоху 20-х гг. XIX в. Он привлекает своих первых переводчиков - И. И. Дмитриева и В. Л. Пушкина - легкостью формы, жизнерадостной веселостью, соединенной с сентиментальностью. А. С. Пушкин упоминает «Беранжера» в «Графе Нулине»; влиянием одной из песен Б. («Le Vilain») отмечена и «Моя родословная» великого поэта. В 40-х гг. начинают ценить уже другие стороны поэзии Б. - его «гражданско-политические») песни, в к-рых он выступает противником власти, в частности монархии, и религии. Как выразитель настроений революционной мелкой буржуазии Б. стал особенно популярен среди нашей разночинной интеллигенции 60-х гг.. когда лучшие песни Б. появляются у нас в переводах Вас. Курочкина. В лице последнего французский «песенник» нашел достойного переводчика. По словам современника, «Курочкин словно воплотился в Б., пережил каждую из переведенных им песен всем своим существом, сделал Б. как бы русским народным поэтом». В мастерском переводе Курочкина сочинения Б. выдержали тогда пять изданий.Библиография:

I. Изд. сочин. Б.: Oeuvres complêtes, P., 1834; P., 1837; Oeuvres, éd. Boisrobin, P., 1868; Oeuvres inédits, P., 1909; на русск. яз.: Полное собрание песен Б. в перев. русских писателей, Под редакцией Тхоржевского, Тифлис, 1892–1893; СПБ., 1914; Под редакцией С. Трубачева, 4 тт., СПБ., 1904–1905 (полнее первого, но многие переводы неудовлетворительны. К первому тому приложена автобиография Б.). и др. изд.

II. Коган П., Б. (крит.-биогр. очерк в книге «Песни Б.»), СПБ., 1913; Лелевич Г., Вступит. ст. к книге «Избр. песни Б.», М., 1923; Горбов Д., Жизнь и творчество Б., М., 1925; Janin Jules, B. et son temps, 1866; Arnould A., B., ses amis, ses ennemis, ses critiques, 1864; Sainte-Beuve, Portraits contemporains, t. I; Его же, Causeries du Lundi, tt. II et XV; Boulle A., B., 1908; Strowski, B., 1913; Bédier et Hazard, Histoire de la littérature française, 10 tt., II, 1927.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Беранже́

(Beranger) Пьер Жан (1780, Париж – 1857, там же), французский поэт, чьё имя неразрывно связано с вольнолюбивой, демократической струёй в поэзии Франции. Родился в бедной семье – отец был мелким служащим, воспитывал мальчика дед, по профессии портной. Детство и юность Беранже пришлись на эпоху Великой французской революции, буквально с колыбели он впитал идеалы «свободы, равенства, братства». В первых поэтических опытах Беранже следует образцам высокой классицистической поэзии, однако вскоре он ощущает потребность в новой эстетике, соответствующей его демократическим воззрениям. Беранже обращается к песенной форме, которую он сумел поднять до уровня высокого искусства. Он обогатил возможности жанра, создав песни-оды, песни-гимны, песни-марши, песни-памфлеты, песни-элегии и т. д. Некоторые песни строятся как ораторское выступление, другие – как маленькая сюжетная новелла или лирическая исповедь. В период империи Наполеона Бонапарта (1804-14) песни Беранже пронизаны жизнерадостностью и светлым юмором, хотя встречаются и сатирические опусы («Король Ивето», 1813). В годы Реставрации (восстановления власти Бурбонов) Беранже оказывается в оппозиции к правящей династии. Объект его сатиры – королевская власть («14-е июля», «Бесконечно малые»), дворянская эмиграция («Маркиз де Караба», «Белая кокарда»), церковные круги («Святые отцы», «Смерть сатаны»). Беранже создаёт героические образы солдат наполеоновской гвардии («Старый капрал», «Старый сержант»), выразительные бытовые зарисовки («Старый бродяга», «Жак»). В 1830 г. поэт участвует в Июльской революции, воспринимает идеи социалистов-утопистов («Безумцы», «Идея»), его знаменитая песня «Потоп» предвещает революцию 1848 г. Среди наследия Беранже – переписка и автобиография, посвящённая общественной деятельности и художественным исканиям поэта. В России первыми переводчиками Беранже были А. А. Дельвиг и И. И. Дмитриев. В 1850-60-е гг. его переводили поэты, близкие к народникам, – В. С. Курочкин и М. Л. Михайлов, а в 20 в. – П. Г. Антокольский, В. А. Рождественский и др.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Беранже" в других словарях:

    Беранже, Пьер Жан Пьер Жан де Беранже фр. Pierre Jean de Béranger Дата рождения: 19 августа … Википедия

    - (фр. Berenger) герой нескольких произведений Э.Ионеско, среди которых самое знаменитое пьеса «Носороги» (1959 г.; появившиеся на русском языке переводы заглавия как «Носорог» противоречат не только содержанию драмы, но и специальным заявлениям… … Литературные герои

    - (Пьер Жан де Beranger) знаменитый франц. поэт, автор песен,из которых большинство сделалось вполне народными, род. 19 авг. 1780 г.в Париже. Отец его, писец у нотариуса, а впоследствии конторщик вколониальном магазине, женился по любви на. дочери… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Беранже - прізвище … Орфографічний словник української мови

    - (Béranger) Пьер Жан (19.8.1780, Париж, 16.7.1857, там же), французский поэт. Воспитывался у деда портного; с детских лет воспринял освободительные идеи Великой французской революции. В своих первых поэтических опытах подражал т. н.… … Большая советская энциклопедия

(1780-1857) французский поэт

Где он появится в народе.

Веселье разольется там.

Веселье бодрость даст рабам,

А бодрость - мысли о свободе.

Эти слова из песни Беранже можно было бы поставить эпиграфом ко всему его творчеству. Он говорил, что своей славой обязан народу и что слава ждала его на любом перекрестке. Такие современники Беранже, как Бальзак, Стендаль, Гете, Мериме, Жорж Санд, считали поэта гордостью Франции, одним из лучших и крупнейших ее художников.

Великий французский народный поэт Пьер-Жан Беранже родился в Париже. Он происходил из низов «третьего сословия». Отец поэта, Жан-Франсуа Беранже, служил писцом у нотариуса, а накануне женитьбы - счетоводом у одного парижского бакалейного торговца. Мать поэта, Мария-Жанна Шампи, была дочерью парижского портного, модисткой. Брак родителей оказался неудачным, они разошлись уже через полгода. Когда же родился ребенок, его сначала отправили на попечение деревенской кормилицы, у которой он пробыл три года, а потом на воспитание к деду-портному.

В девять лет Беранже стал свидетелем великого исторического события: 14 июля 1789 года с крыши пансиона, в котором он учился, мальчик видел, как народ брал Бастилию. Это событие поэт запомнил на всю жизнь.

Сирота при живых родителях, лишенный материнской любви и ласки, Беранже в раннем детстве мучительно сознавал свою заброшенность. Единственным близким человеком, кто баловал и любил ребенка, был его старый дед, воспетый Беранже в песне «Портной и фея». Но после того, как деда разбил паралич и семья оказалась в нужде, снова встал вопрос, куда девать никому не нужного ребенка.

На этот раз мальчика отправили к тетке, сестре его отца, у которой Пьер-Жан оставался до 1795 года. Тетка научила его чтению: до этого он читал лишь глазами, но не умел произносить прочитанное слово по слогам. Мальчик рос хрупким, болезненным и самолюбивым. Тетка видела, что ему не по душе обслуживать грубых посетителей кабачка, и пыталась найти ему другую работу. Пьер-Жан побывал служкой у священника, учеником золотых дел мастера, посыльным у нотариуса. Затем его поместили в бесплатную школу, где был свой клуб, и Беранже не раз избирался его председателем. Школа, в которой он учился, вскоре была закрыта. Мальчика отдали в местную типографию, где он пробыл около двух лет. Не научившись в школе даже орфографии, Беранже так и не смог овладеть ремеслом наборщика.

В 1795 году отец забрал сына в Париж, где к тому времени открыл банкирскую контору. Будущий поэт около двух лет проработал у отца, неожиданно выказав большие способности к финансовым операциям. В 1798 году отец обанкротился, но у него хватило денег на то, чтобы открыть библиотеку-читальню, где Пьер-Жан и начал работать, отпуская посетителям книги, газеты и журналы. Именно в это время в нем вспыхнула страсть к поэзии.

Первый период творчества Беранже, время его ученичества и литературных исканий, начался с 1798 и закончился 1815 годом, когда был издан первый сборник песен поэта.

Беранже всю жизнь чрезвычайно высоко оценивал писателей античности. Его приводили в восхищение древнегреческие трагедии. Читая «Илиаду», поэт плакал от восторга. Но самое сильное впечатление на него произвел Аристофан. Он ценил также творчество Рабле, которого, по его словам, перечитал за всю жизнь сто раз. Советуя молодым поэтам знать античных авторов, Беранже оговаривался: «Ни греки, ни римляне не должны служить образцами: они только путеводные огни». Он был страстным почитателем Корнеля, Расина, Мольера и Лафонтена.

Беранже начинал свою литературную деятельность с «высоких» жанров - писал поэмы, оды, элегии, пасторали. Две его первые поэмы - «Восстановление культа» и «Потоп» - оказались очень слабыми. Подводя итог периоду своей литературной учебы, Беранже говорил: «Я оставил оду и дифирамб и сжег напыщенный томик, внушавший мне нелепые надежды. Говорят, что ничто не светит так ярко, как пламя рукописей, мужественно брошенных в огонь».

В 1815 году Беранже издал свой первый сборник «Песни нравственные и другие» тиражом 3000 экземпляров. Правда, сам поэт прекрасно осознавал, что его песни имеют мало общего с жизненными ситуациями, но именно это дало ему толчок для дальнейшего совершенствования своей поэзии.

Сборник состоял из восьмидесяти трех песен, и его следует рассматривать как завершение первого этапа творчества поэта, которое совпало с крушением Первой империи.

Беранже еще нельзя было обвинить в прямой крамоле, но он уже обнаружил совершенно «неподходящее» для правительственного чиновника умонастроение. Некоторые его новые песни попали в руки полиции, и поэту пригрозили лишением места. Беранже ответил: «Если меня выгонят, я стану журналистом; лучше ли будет?» Его оставили в покое.

В 1820 году он написал песню «Старое знамя», которая в списках широко распространилась среди солдат:

На днях - нет радостней свиданья -

Я разыскал однополчан,

И доброго вина стакан

Вновь оживил воспоминанья.

Мы не забыли ту войну.

Сберег я полковое знамя.

Как выцвело оно с годами!

Когда ж я пыль с него стряхну?

В период Реставрации это было весьма смело, но поэта не тронули и на этот раз, и таких случаев было немало. Объяснение снисходительному отношению к крамольным песням Беранже содержится в словах Людовика XVIII: «Автору «Короля Ивето» надо кое-что прощать». Власти еще таили надежду, что Беранже все-таки будет воспевать Бурбонов. Поэту даже делали такие предложения с обещанием наград и прочих благ. «Пусть они дадут нам свободу взамен славы, пусть они сделают Францию счастливой, и я буду воспевать их бесплатно», - иронически отвечал поэт.

В октябре 1821 года Беранже опубликовал двухтомный сборник «Песни». Второй том был целиком составлен из песен, написанных после 1815 года. Из снисходительного критика человеческих слабостей и пороков Беранже превращается теперь в грозного политического поэта, в непримиримого обвинителя целого общественного строя, в сатирика, разоблачающего убийственной насмешкой всех угнетателей и притеснителей своей родины. Он стоит в первых рядах борцов за демократию и имеет полное право называть себя ее передовым часовым.

В песнях Беранже воскрешается традиция поэзии революции XVIII века. Беранже не мог не стать непримиримым

врагом Реставрации, которая пыталась вернуть Францию в прошлое, с его абсолютной королевской властью. Поэту было ясно, против чего и во имя чего он борется, поэтому в своей борьбе он не знал никаких колебаний.

Своим антидворянским сатирам Беранже иной раз придает форму хоровой песни. Таковы «Челобитная породистых собак» и «Белая кокарда», в которых поэт типизирует реакционные воззрения и намерения представителей дворянства. В первой из этих песен породистые собачки Сен-Жерменского предместья радуются падению «тирана» (Наполеона), которому они, к своему огорчению, должны были лизать пятки, и просят «законную» монархию оказать им милость: приказать, чтобы в Тюильрийский парк, где они прогуливаются, был запрещен вход грубым, невоспитанным дворняжкам.

Сатирический тип знатного эмигранта, который вернулся на родину в наивной надежде найти в ней прежние порядки, а в своем поместье - прежних смиренных и послушных сеньору крестьян, Беранже создал в знаменитой песне «Маркиз де Караба». Чего стоит, например, финальная строфа, где маркиз возглашает:

Кюре, блюди свой долг земной:

Делись доходами со мной.

Вперед, холопы и пажи!

Бей мужика и не тужи!

Давить и грабить мужичье - Вот

право древнее мое. Так

пусть оно из рода в род

К моим потомкам перейдет!

Образ маркиза де Караба поэт заимствовал из сказки французского писателя XVII века Шарля Перро «Кот в сапогах».

Песни Беранже приобретали все большую популярность не только в демократической среде, но и в аристократических кругах. К числу антидворянских песен относится и песня-памфлет «Простолюдин», образец публицистической лирики Беранже. Поэт заявляет здесь, что он не дворянин уже потому, что «любит только свою родину». Он потомок мятежников, некогда боровшихся против абсолютизма. Предки поэта не угнетали крестьян, не грабили торговцев, не вылезали в знать и не корчили из себя высокомерных господ. «Я простолюдин, вполне простолюдин!» - насмешливо твердит рефрен.

С таким же презрением, гневом и ненавистью поэт обрушивается на католическую церковь. Ряд блестящих песен-памфлетов Беранже направлен против католического духовенства. Служители церкви разоблачаются в его песнях «Капуцины», «Святые отцы», «Миссионеры»:

Король - надежная опора,

А церковь - всех ханжей приют.

Глядишь, места министров скоро

Церковным старостам дадут!

Беранже издевается также над всей присущей режиму Реставрации атмосферой сыска, доносов, цензурных притеснений и всякого рода запретов. Прибегая к реалистической гиперболе, поэт не раз объявлял, например, что сам господь бог побаивается сыщиков. Об этом он говорит и в песне «Добрый бог».

Беранже метко назвал песню «жанром оппозиции», превратив ее в оружие борьбы со всем, что мешало счастью народа и его любимой родины. Исключительная цельность и благородство личности Беранже сделали его, по словам Жорж Санд, «великим песенником революционной Франции».

Беранже скончался в преклонном возрасте. Опасаясь народной демонстрации, усиленные отряды полиции окружили небольшую похоронную процессию, оттесняя собравшийся народ. Поэта похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. Над его могилой стоит скромный памятник - гладкий большой камень.

Творчество Беранже нашло отклик во всей европейской литературе. Гете считал его гениальным поэтом, «для своего времени самым оригинальным и самым подлинным». Диккенс отмечал, что Беранже был «самым популярным поэтом в трудовой просвещенной среде». Его добрые герои принадлежат всему человечеству, как и воспетые поэтом революционные подвиги французского народа.